Сочинение галерея помещиков в поэме мертвые души

Есть что добавить?присылай нам свои работы, получай litrы и обменивай их на майки, тетради и ручки от litra.ru! / сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Галерея помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

    Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души”, написанная в 1841 году, стала одним из замечательных произведений не только русской литературы XIX века, но и последующего времени. Несомненно, что по силе и художественному мастерству, по глубине идей и мастерству их воплощения, бессмертное творение великого русского писателя стоит в одном ряду с такими шедеврами русской литературы, как “Горе от ума” А. С. Грибоедова, “Евгений Онегин” А. С. Пушкина и “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова.

    В своей незавершенной поэме автор хотел показать всю Русь, все ее пороки, недостатки и достоинства. Известно, что художественный замысел был “подарен” Гоголю Пушкиным. Нельзя говорить о том, что автору удалось нарисовать картину жизни Руси “лишь с одного боку”, создав галерею помещиков, образы чиновников губернского города и крепостных крестьян.

    Образы помещиков нарисованы Гоголем наиболее полно и многогранно. Их описанию посвящены пять глав (со второй по шестую). В них автор создал пять различных портретов, столь непохожих друг на друга, хотя черты типичного российского помещика проступают в каждом из них.

    При описании каждого из помещиков Гоголь идет следующим путем: описание деревни, господского дома, портрет хозяина, интерьер, в котором наиболее точно проявляется сущность помещика.

    Первым владетелем крепостных, к которому приезжает Чичиков, оказывается Манилов. Уже в его фамилии проступают черты его характера. Как пишет Гоголь, “черты его были не лишены приятности, но в эту приятность… чересчур было передано сахару”. Манилов — человек сентиментальный, живущий в мире своих мечтаний и фантазий, далекий от реальной действительности. В его воображении жизнь является некоей идиллией, картиной довольства с разнообразными “храмами уединенного размышления”.

    Когда-то в молодости Манилов слыл в армии образованным человеком, между тем в его кабинете лежит книга, заложенная на четырнадцатой странице уже два года. Манилов представляет собой пародию на героя сентиментальных романов, а его беспочвенные мечтания и “прожекты” (к примеру, о постройке моста) дают повод Гоголю сравнить помещика со “слишком умным министром”. Подобное сравнение означает, что иной министр может и не слишком отличается от мечтательного и бездеятельного Манилова, а “маниловщина” является типичным явлением этой пошлой жизни. Ирония Гоголя вторгается в запретные зоны.

    Впрочем, Манилов — далеко не самый отрицательный персонаж поэмы, так как излишняя слащавость, сентиментальность, пошлость не являются худшими чертами человеческого характера. У этого помещика нет сумасбродства Ноздрева, торгашества Собакевича, прижимистости Коробочки, скупости Плюшкина.

    Надо заметить, что при описании помещиков Гоголь идет от лучшего к худшему: от Манилова к Плюшкину, “прорехе на человечестве, обладающему самой омертвелой душой ”.

    После встречи с Маниловым Чичиков отправляется к Собакевичу, но, заблудившись в пути, оказывается у Коробочки. Описывая Коробочку, автор сравнивает ее с “одной из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи,., а между тем набирают понемногу деньжонок”. Основной жизненный принцип “дубинноголовой” Коробочки (так характеризует ее Чичиков) — “не продешевить”. Впоследствии она и приезжает в город узнать цены на мертвые души.

    Характеризуя помещицу, Гоголь не может удержаться и не добавить, что “иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”, тем самым подчеркивая типичность помещицы.

    Совершенно другой тип помещика представляет собой Ноздрев, которого встречает в трактире по пути к Собакевичу Чичиков. Это “исторический человек”, “мастер лить пули”, шулер, картежник, готовый менять кого угодно на что угодно. Он — несусветный враль со своеобразной “широтой души”, имеющий “страстишку — нагадить ближнему”. Интересно то, что все об этом знают и тем не менее Ноздрева везде принимают. Как едко замечает Гоголь, “такое на одной Руси могло случаться”. Ноздрев ведет себя вызывающе, даже агрессивно (чего только стоит сцена игры в шашки). Своим хозяйством он не занимается, единственное место, которое содержалось у него в образцовом порядке, — это была псарня, где он был “совершеннейший отец среди семейства”. Он является родоначальником такого социального явления, как “ноздревщина”.

    После чудесного спасения с помощью капитана-исправника Чичиков, наконец, добрался до деревни Собакевича. При описании характера данного персонажа Гоголь прибегает к приему одушевления неодушевленного. Уже сама деревня, построенная добротно, из массивных бревен (даже колодец срублен из бревен, которые идут только на мельницы и корабли), кажется, олицетворяет самого Собакевича. Так же и интерьер господского дома: все массивно, прочно, тяжеловесно, кажется, что каждый предмет говорил: “И я тоже Собакевич”. Чичикову помещик напоминает “средней величины медведя ”.

    По своему характеру Собакевич является циником, не стыдящимся морального уродства ни в себе, ни в других. Общаясь с чиновниками города NN. играя с ними в вист, ведя с ними свои дела, он дает им крайне нелестные характеристики (губернатора он называет разбойником, полицмейстера — мошенником).

    Этот помещик представляет собой тип помещика-торгаша, “кулака”. Из всего он пытается извлечь выгоду, даже из продажи “-мертвых душ”, в конечном итоге он подсовывает Чичикову некую Елизаветъ Воробей, выдавая ее за крепостного. Он и о своих крестьянах заботится постольку, поскольку это его крепостные, которые приносят ему прибыль.

    Последним помещиком, которого посещает Чичиков, является Плюшкин. Он — единственный персонаж поэмы, прошлое которого нам показано (за исключением Чичикова). Собакевич, Манилов, Ноздрев, Коробочка — все они застыли в своем развитии, их образы статичны. Образ же Плюшкина динамичен, он претерпевает некую эволюцию, правда, от лучшего к худшему. Ранее он был неплохим, рачительным хозяином, даже соседи ездили к нему поучиться хозяйствованию. Но жена умерла, старшая дочь вышла замуж за военного, сын стал делать карьеру в армии (Плюшкин крайне неприязненно относился к военным), вскоре умерла и младшая дочь, и он остался один. В результате началась та моральная деградация личности, которая сделала из хорошего хозяина “прореху на человечестве”, болезненного скрягу, собирающего всякий хлам, будь то старое ведро, листок бумаги или перо. Плюшкин превратился в некое бесполое существо (Чичиков долго не может понять, кто перед ним, баба или мужик, наконец решает, что это ключница). Деревня и хозяйство помещика находятся в полном упадке, везде заметна “какая-то особенная ветхость”. Но все-таки даже этому помещику автор оставляет шанс на перерождение. Его душа напоминает сад возле дома: “Такая же мрачная, заросшая, заглохшая”. Однако в саду Чичиков замечает, что солнце, каким-то образом проникшее в этот сад, освещает одну ветвь клена так, что она становится “прозрачной и огненной, чудно сиявшей в этой густой темноте”. Огненная ветвь клена в саду чем-то схожа с подобием чувства, промелькнувшего на лице Плюшкина при упоминании его школьного товарища. Вполне возможно, что в последующих частях поэмы автор хотел показать моральное перерождение не только Чичикова, но и Плюшкина, душа которого все-таки не умерла до конца (“на этом деревянном лице… выразилось… какое-то бледное отражение чувства”).

    Но все-таки и помещики, и их быт неподвижны, они застыли все в своем развитии.

    Гоголь в своей бессмертной поэме “Мертвые души” показал неприглядную картину жизни поместных дворян, их моральное вырождение, упадок. Галерея помещиков представляет собой галерею “мертвых душ”, “ока-менелостей”. Они уже не способны выполнять свое прямое предназначение — способствовать процветанию государства Российского. Они мертвы не только морально, но и духовно.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Галерея помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Смотрите также по
произведению «Мертвые души»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

(660 слов) Николая Васильевича Гоголя считают одним из самых загадочных писателей девятнадцатого столетия. Ведь жизнь и творческий путь данного автора наполнены мистикой. Весьма таинственным произведением является поэма «Мёртвые души». В нем автор изобразил галерею человеческих пороков во всем их многообразии, ориентируясь на «Божественную комедию» Данте. Только здесь изображена жизнь помещиков в тридцатые годы, а не адский лабиринт. Над созданием книги Николай Васильевич работал на протяжении целых семи лет. Главный герой — Павел Чичиков, который находится в центре внимания автора. Рассмотрим поподробнее, из чего складывался его жизненный путь. 

Жизненный путь персонажа неповторим. Ведь он богат на поучительные события. Однако в образе Павла Ивановича автор воплотил безнравственного человека, которого жизнь учит всему, кроме главного — правильной мотивации действий. Чичиков является воспитанным, тактичным, изобретательным, упорным. Однако все эти качества растрачиваются на аферы. 

Будущий мошенник появился на свет в семье дворян, которые обеднели. Русский писатель очень мало рассказывает об образе отца Чичикова, а о его матери и вовсе не говорит ни слова. Еще в детские годы главный герой узнал простые истины. Так, он запомнил, что деньги являются залогом уважения и любви. Именно благодаря финансовым средствам открываются все двери, появляется чувство уверенности, а также ощущение покоя. В связи с этим необходимо все время накапливать материальные блага любыми средствами. Именно такую жизненную науку преподал отец персонажу. Кроме того, и жизнь сама позволила герою рассуждать подобным образом. 

Мальчик приспособился к жизни еще в училище, куда героя отвез его отец. Чичиков стал угождать педагогам, знакомиться с богатыми людьми, дружить с ними, а также ограничивать себя и экономить на всём, дабы накопить внушительную сумму. Именно способность героя приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам помогла ему с отличием закончить обучение. Кроме того, за время учебы Павел даже сумел собрать свой первый капитал. Своим приятелям Павел Чичиков продавал дрессированную мышь, пирожки и фигурку птицы.

Главный герой начал работать сразу после того, как окончил училище. При этом Чичиков прекрасно осознавал, что не сможет сразу получить достойное место. Ведь он не имел таких полезных связей. Однако все же удача улыбнулась персонажу. Чичиков был принят в казенную палату. Более того, его перевели в канцелярии на вышестоящую должность, ведь герой смог вовремя поухаживать за дочкой начальника. Павел Чичиков слишком увлёкся «борьбой с взяточничеством», когда работал в комиссии по строительству. Его поймали на преступлении, что впоследствии привело к его увольнению и лишению всех сбережений. Однако такой печальный опыт не привёл ни к каким изменениям в жизни персонажа. Он, наоборот, с гораздо большим стремлением начал работу в другом городе. Чичиков хотел как можно скорее накопить материальные блага. Это говорит о его работоспособности, которая могла бы пригодиться в более полезном и честном направлении.

На новом месте Павел Чичиков сразу же отличился. Он стал более щепетильным и осторожным в своих действиях. Главный герой обладал обаянием, поэтому им восхищались коллеги и руководство. Вскоре Павел Чичиков получил работу на таможне, что являлось очень прибыльным местом. Во время службы персонаж показал себя с самой лучшей стороны. В результате, Чичикову предоставили неограниченную свободу действий в борьбе с контрабандой. Здесь главному герою посчастливилось накопить очень большие средства. Естественно, он начал сотрудничать с преступниками. Однако, как известно, все тайное становится явным. Незаконную деятельность главного героя разоблачили. И Павел снова все потерял. Теперь он должен был начинать все с чистого листа. 

Именно в это время Павел Чичиков начинает думать о покупке крепостных. Он размышлял о тех крестьянах, которые уже умерли, но еще числились в списках. Это представляло прекрасную возможность заработать большие деньги и поднять свой социальный статус. Он переселял несуществующих людей на бесплатные земли в Херсонской губернии, а потом заложить вымышленное имение в Опекунский совет и получить ссуду. Данная идея отличалась новизной. Безусловно, Павла Чичикова можно назвать своеобразным гением. Однако желаниям главного героя было не суждено сбыться. Персонажа снова разоблачили. Правда, финал его исканий остается открытым.

Таким образом, жизненный путь Павла Чичикова отражает современную писателю эпоху первых буржуа, которые делали капитал сомнительными способами, но преуспевали благодаря «мертвому» обществу чиновников и помещиков, безразличных к судьбе Родины. Несомненно, главный герой произведения придумал потрясающую аферу. Однако он не стал счастливым человеком и не достиг своей цели, ведь преступные пути всегда приводят к разоблачению и позору.

Автор: Виктория Комарова

На чтение 6 мин Просмотров 2.5к.
Обновлено

Помещики играют важную роль в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Стоит начать с того, что название произведения имеет несколько значений. Мертвыми душами в поэме являются не только умершие крестьяне, чьи документы собирался выкупить Чичиков, но и сами помещики, давно загубившие свою душу. Автор хотел при помощи их образов обличить все пороки и нравы крепостного дворянства в целом. Н.В. Гоголь не мог оставаться в стороне от произвола помещиков и тяжёлой жизни крестьян. Ему удалось изобразить Россию такой, какая она была на самом деле – величественной, богатой, прекрасной, но в то же время уродливой, жестокой, глупой и злой. Неприглядная её сторона заключалась именно в таких людях, которые использовали данную им власть только в своё благо, ни о ком больше не думая. Каждый помещик в поэме имеет свои особенности, которые выражаются в отношении к их крепостным и ведении хозяйства. Первым дворянином-землевладельцем, повстречавшимся на пути Чичикова, стал Манилов.

Манилов

Образ Манилова появляется во 2 главе. После того, как поэма была опубликована, появился термин «маниловщина», обозначающий крайнюю степень тунеядства, ставшего образом жизни. Н.В. Гоголь наделил всех помещиков говорящими фамилиями. Фамилия Манилова раскрывала всю его истинную сущность, он был мечтателем, которого манили несбыточные идеи.

Точный возраст этого помещика не указывается, говорится только о том, что он был мужчиной средних лет. Внешность его не выделялась ничем примечательным: светлые волосы, голубые глаза, упитанное телосложение. Сразу заметно, что этот человек привык к комфорту. Его приторные, отшлифованные долгим временем, речи вначале располагают к себе новых знакомых, и он даже кажется отличным хозяином. Однако затем становилось понятно, что Манилов занимается лишь построением планов и ничего не делает для их осуществления, а все его дела ведёт приказчик, который тоже не слишком печётся о благополучии крепостных.

За внешней слащавостью, обходительностью и приветливостью Манилова скрывается его бесхарактерность, ограниченность в мышлении и крайнее безразличие. Ему совершенно нет дела до своего хозяйства, в его деревне царит запустение, а в неогороженном доме всегда холодно и неуютно. На фоне всего этого упадка иронично смотрится беседка с названием «Храм уединенного размышления». О чём говорить, если хозяин поместья уже два года читает одну и ту же книгу и никак не может её осилить. Манилов живёт в своём мире, где нет места для быта или проблем. О таких, как он Н.В. Гоголь говорит: «Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Коробочка

После Манилова, в 3 главе, Чичиков попадает в дом к Настасье Петровне Коробочке. Это единственная женщина, с которой ему пришлось иметь дело. Коробочка оказалась истинным предпринимателем, она стала торговаться с Чичиковым за свои «мертвые души» и впоследствии сильно беспокоилась, не продешевила ли. Она умело вела свое хозяйство и обеспечивала себя и своих крестьян собственным производством. Коробочка торговала всем, что имеет. Её фамилия соответствовала своей хозяйке, она всё копила и прятала в свою «коробочку». Деньги стали единственным смыслом в жизни Настасьи Петровны, ко всему остальному она относилась равнодушно. Ей было совершенно безразлично, чем торговать – пенькой, мёдом, крепостными девицами или мёртвыми душами.

Ноздрев

В 4 главе появляется Ноздрев. Это безумный человек, заядлый игрок и пьяница. У него нет никаких моральных принципов, он готов совершить подлость по отношению к любому человеку. Его поместье находится в полнейшем запустении, потому что хозяин совершенно им не занимается. Ноздреву безразлична судьба его крепостных, ему неважно даже то, что они делают, поэтому вся работа выполняется некачественно, зато крестьяне не жалуются на своего барина.

У этого человека нет никаких целей в жизни, он согласен отдать мертвые души, но только, если проиграет их в шашки. Азарт заменил ему все остальные человеческие чувства, он и детей своих не любил, большую привязанность испытывал к собакам и волчонку, поселившемуся в его доме. Н.В. Гоголь говорил, что такие, как Ноздрев еще долго будут встречаться в России.

Собакевич

В 5 главе автор знакомит читателя с Михаилом Семеновичем Собакевичем. Внешне он очень похож на медведя, и нрав у него такой же суровый. Все в его роду были настоящими богатырями и Михаил Семенович не исключение. У него очень высокий рост, чересчур крепкое телосложение и огромные ноги, напоминающие колонны. Даже походка как у медведя, такая же тяжелая и неуклюжая, а черты лица грубые и неприятные. Собакевич выгодно отличается от остальных помещиков: он постоянно работает, его крестьяне живут хорошо и все хозяйство в полном порядке. Он считает себя честным человеком, а всех окружающих – мошенниками и обманщиками, недостойными людьми. Однако со временем становится понятно, что и он уже без души. Он стал чёрствым, жестоким крепостником, который никогда не упустит своей выгоды. Михаил Семенович быстро раскусил намерения Чичикова и сумел выгоднее всех продать свой товар. Им овладела жажда наживы, поэтому суть и беспринципность самой сделки не сильно интересовала.

Плюшкин

Конечным этапом деградации человеческой личности можно назвать помещика Плюшкина. Он является олицетворением невероятной жадности. Несмотря на своё богатство, этот помещик живёт как нищий человек. Его когда-то процветающее хозяйство уже развалилось, раньше амбары ломились от товара и запасов, но из-за чрезмерной скупости всё со временем стало негодным.

Внешне Плюшкин больше напоминает неопрятную старуху, чем зажиточного помещика. А его владения полностью соответствуют своему хозяину: дома полуразрушенные, везде царит запустение, а крестьяне «мрут как мухи» или сбегают в надежде спастись от голода. Когда-то Плюшкин был просто бережливым хозяином, но после смерти жены превратился в настоящего скрягу, прекратившего всяческое взаимодействие с окружающим миром.

При помощи этих образов Н.В. Гоголь хотел изобразить весь ужас и беспорядок современной ему действительности. Во времена крепостного права именно такие Маниловы, Собакевичи и Плюшкины имели право распоряжаться жизнью других людей и делали с ними всё, что хотели. Это действительно страшно, и поэма «Мёртвые души» была создана с целью открыть глаза общественности на происходящее. По задумке автора произведение должно было состоять из трёх томов. В первом он хотел изобразить всё плохое, что было в России, именуя это «адом», второй том должен был стать своеобразным «чистилищем», заставившем главного героя пересмотреть свою жизнь, а заключительная часть должна была показать «рай» на земле. К сожалению, мы увидели только «ад» и нам остаётся только догадываться, какая участь ждала Чичикова и потерявших душу помещиков.

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе на тему «Образы помещиков в поэме «Мертвые души»»

«Ищу человеческое в человеке…» Галерея образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    «Ищу человеческое в человеке…» Галерея образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя

    Описание слайда:

    «Ищу человеческое в человеке…»
    Галерея образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
    Автор презентации:
    Гурьянова
    Наталия Владимировна

  • 2 слайд

    Сочинение галерея помещиков в поэме мертвые души

  • 3 слайд

    Преддверие – ничтожные души 1 круг (Лимб) – некрещеные младенцы, добродетел

    Описание слайда:

    Преддверие – ничтожные души
    1 круг (Лимб) – некрещеные
    младенцы, добродетельные
    язычники)
    Грех невоздержанности:
    2 круг – сладострастники;
    3 круг – чревоугодники
    4 круг – скупцы и расточители;
    5 круг – гневливые.
    6 круг – еретики.
    7 круг — грех – насилие.
    Грех – обман:
    8 круг – сводники, льстецы, прорицатели, мздоимцы, лицемеры, воры, зачинщики раздора и пр.
    9 круг – предатели.

  • 4 слайд

    Галерея портретов помещиков в поэме Гоголя

    Описание слайда:

    Галерея портретов
    помещиков
    в поэме Гоголя

  • 5 слайд

    МаниловМаршрут герояСобакевичПлюшкинНоздрёвКоробочка

    Описание слайда:

    Манилов
    Маршрут героя
    Собакевич
    Плюшкин
    Ноздрёв
    Коробочка

  • 6 слайд

    Галере́я (фр. galerie, от итал. galleria) — вытянутое в длину крытое помещени

    Описание слайда:

    Галере́я (фр. galerie, от итал. galleria) — вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями.
    Слово “галерея” в переносном значении имеет значение “длинный ряд, вереница типов”.

    Как вы понимаете выражение “галерея образов помещиков”? Почему они объединены в одну галерею литературных типов?

  • 7 слайд

    №1. Манилов№2. Коробочка№3. Ноздрёв№4. Собакевич№5. Плюшкин

    Описание слайда:

    №1. Манилов
    №2. Коробочка
    №3. Ноздрёв
    №4. Собакевич
    №5. Плюшкин

  • 8 слайд

    Шкала «деградации»Герои все более делаются мертвыми ду­шами, чтобы потом почт

    Описание слайда:

    Шкала «деградации»
    Герои все более делаются мертвыми ду­шами, чтобы потом почти совсем окаменеть в Плюшкине.
    А. Воронский
    …Не ревизские — мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие — вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу. А.И. Герцен
    А. Белый утверждал: каждый последующий помещик,
    с которым судьба сталкивала Чичикова, «более мертв, чем предыдущий».

  • 9 слайд

    Персонажи поэмыОдин за другим следуют у меня герои, один пошлее другогоН. В.

    Описание слайда:

    Персонажи поэмы
    Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого
    Н. В. Гоголь
    Последовательность в изображении деградации помещиков в поэме.
    Деградация! Постепенное ухудшение, приводящее к вырождению.
    Манилов.
    Коробочка.
    Ноздрев.
    Собакевич.
    Плюшкин.
    Порядок следования помещиков неслучаен. Автор выводит некую закономерность, которая приводит к экономическому и моральному упадку помещичий класс.

  • 10 слайд

    МаниловПомещик Манилов –  бесплодный мечтатель и фантазёр

    Описание слайда:

    Манилов
    Помещик Манилов – 
    бесплодный мечтатель и фантазёр

  • 11 слайд

    Что более всего раздражает читателя в этом, по сути, незлом, даже добросердеч

    Описание слайда:

    Что более всего раздражает читателя в этом, по сути, незлом, даже добросердечном человеке?
    Да, Манилов – мечтатель. Но разве это недостаток — мечтать о лучшей жизни?
    А может быть нам всем сто’ит поучиться у Манилова умению любить жену Лизаньку, детей?
    Манилов не смыслит в сельском хозяйстве, так он и не занимается тем, что ему совсем неинтересно. В чём его вина, что он не хозяйственник?

  • 12 слайд

    Шкала «деградации»

    Описание слайда:

    Шкала «деградации»

  • 13 слайд

    Образ МаниловаДом Портрет Занятия Характер Речь Покупка «мертвых душ»

    Описание слайда:

    Образ Манилова
    Дом
    Портрет
    Занятия
    Характер
    Речь
    Покупка
    «мертвых душ»

  • 14 слайд

    Результаты исследования:

    Описание слайда:

    Результаты исследования:

  • 15 слайд

    Результаты исследования:В Манилове нет ничего отрицательного,… Он не совершил

    Описание слайда:

    Результаты исследования:
    В Манилове нет ничего отрицательного,… Он не совершил ничего предосудительного, потому что вообще ничего не совершил.
    Но в нем нет и ничего положительного, в нем совершенно умерли какие бы то ни было задатки.

  • 16 слайд

    Результаты исследования:Данте: Зеленый холм с замком. Сумеречное освещение Ли

    Описание слайда:

    Результаты исследования:
    Данте:
    Зеленый холм с замком.
    Сумеречное освещение Лимба.

    В Лимбе обитают язычники.
    Н.В.Гоголь:
    Дом Манилова на возвышении
    «День… не то ясный, не то мрачный»
    Имена детей Манилова – Фемистоклюс и Алкид

  • 17 слайд

    Результаты исследования:Пейзаж усадьбы Манилова вполне соответствует первому

    Описание слайда:

    Результаты исследования:
    Пейзаж усадьбы Манилова
    вполне соответствует первому кругу ада – Лимбу, а сам Манилов в галерее погибающих и погибших героев занимает самое низкое место – в нем нечего возрождать, а поэтому для него нет надежды для спасение.

  • 18 слайд

    Коробочка «Дубинноголовая» помещица Коробочка

    Описание слайда:

    Коробочка
    «Дубинноголовая» помещица Коробочка

  • 19 слайд

    Почему, по-вашему, в галерее «мужских» портретов, Настасья Петровна – единств

    Описание слайда:

    Почему, по-вашему, в галерее «мужских» портретов, Настасья Петровна – единственная женщина?
    Найдите описание глаз помещицы Коробочки.
    «Дубинноголовая» — подберите синонимы…
    Попробуйте всё же назвать хоть какие-то достоинства милой старушки!
    Ну и что плохого в том, что она не поняла аферы Чичикова? Разве это косвенным образом не говорит о её порядочности в коммерческих вопросах?

  • 20 слайд

    Шкала «деградации»

    Описание слайда:

    Шкала «деградации»

  • 21 слайд

    Результаты исследования:Данте: «Стеная, несся круг Теней, гонимый вьюгой необ

    Описание слайда:

    Результаты исследования:
    Данте:
    «Стеная, несся круг Теней, гонимый вьюгой необорной» — второй круг ада.
    Н.В.Гоголь:
    «…темнота была такая, хоть глаз выколи»,
    «сумятица и вьюга такая…» — усадьба Коробочки

  • 22 слайд

    Результаты исследования:В образе Коробочки заключен тип «дубинноголового» упр

    Описание слайда:

    Результаты исследования:
    В образе Коробочки заключен тип «дубинноголового» упрямца, закостенелого и омертвевшего в своей ограниченности. Но эта «туповатость» своей определенностью лучше пустоты Манилова – ни умной, ни глупой, ни доброй, ни злой.

  • 23 слайд

    НоздрёвНоздрёв был в некотором отношении исторический человек

    Описание слайда:

    Ноздрёв
    Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек

  • 24 слайд

    Ноздрев — обаятельный и бесхитростный, «естественный» человек. Опровергните х

    Описание слайда:

    Ноздрев — обаятельный и бесхитростный, «естественный» человек. Опровергните хоть одно из этих утверждений.
    Как вы думаете, «страстишка» Ноздрёва «нагадить ближнему» просто так, забавы ради, без какого-либо расчёта, а из чисто «эстетического» удовольствия – это что-то вроде невинного розыгрыша, шутки этакого богатыря, не знающего, куда девать буйную энергию?
    Закончите фразу: На одной чаше весов – обаяние Ноздрёва, а на другой — …
    Каков вывод Гоголя? Человек-дрянь. Не слишком ли жестоко?!

  • 25 слайд

    Шкала «деградации»

    Описание слайда:

    Шкала «деградации»

  • 26 слайд

    Результаты исследования:Данте: Третий круг ада – обжорство (чревоугодие) Н.В.

    Описание слайда:

    Результаты исследования:
    Данте:
    Третий круг ада – обжорство (чревоугодие)

    Н.В.Гоголь:
    От Коробочки Чичиков попадает в трактир.
    «Богатырство» за столом Собакевича.

  • 27 слайд

    Результаты исследования:Данте: Четвертый круг ада – скупцы и расточители.Н.В.

    Описание слайда:

    Результаты исследования:
    Данте:
    Четвертый круг ада – скупцы и расточители.
    Н.В.Гоголь
    Ноздрев – бесшабашный гуляка, проматывающий состояние, т.е. расточитель.
    Основная черта Плюшкина – скупость

  • 28 слайд

    Образ НоздреваНоздрев – хвастун, болтун, лихач и дебошир, кутила и спорщик. Г

    Описание слайда:

    Образ Ноздрева
    Ноздрев – хвастун, болтун, лихач и дебошир, кутила и спорщик. Гоголь сводит Чичикова с Ноздревым в трактире на дороге, а дорога у писателя символизирует путь в будущее, а значит для этого героя есть надежда на спасение.

  • 29 слайд

    Результаты исследования:

    Описание слайда:

    Результаты исследования:

  • 30 слайд

    Собакевич«Он был похож на средней величины медведя…Кулак! Да ещё и бестия в п

    Описание слайда:

    Собакевич
    «Он был похож на средней величины медведя…Кулак! Да ещё и бестия в придачу»

  • 31 слайд

    Докажите, что Собакевич – хороший хозяин. Так, может быть, в контексте нашего

    Описание слайда:

    Докажите, что Собакевич – хороший хозяин.
    Так, может быть, в контексте нашего времени, времени рыночных отношений, Собакевич – положительный герой?
    Что, по-вашему, могло бы способствовать перерождению Собакевича в идеального хозяйственника, или это невозможно?

  • 32 слайд

    Шкала «деградации»

    Описание слайда:

    Шкала «деградации»

  • 33 слайд

    Результаты исследования:Хозяйственность Собакевича словно проецируется на обр

    Описание слайда:

    Результаты исследования:
    Хозяйственность Собакевича словно проецируется на образ скаредного Плюшкина, сгущаясь в последнем до крайности. Тем не менее, Собакевич – первый в чреде гоголевских типов, кто соотносится с героями второго тома, где герои должны предстать пусть не идеальными, но уже очистившимися от многих страстей.

  • 34 слайд

    Плюшкин«Прореха на человечестве»

    Описание слайда:

    Плюшкин
    «Прореха на человечестве»

  • 35 слайд

    Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о то

    Описание слайда:

    Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о том, как проходил процесс его деградации?
    Известно, что пороки человека отражаются на его лице. Вглядимся в лицо Плюшкина: что Гоголь говорит о глазах Плюшкина?
    Есть мнение, что Плюшкин — это психически больной человек (силлогомания – патологическая тяга к собирательству): причиной может быть физическая или душевная травма и прочие изменения в психике. Во времена Гоголя таких людей «не жалели». А мы в XXI веке понимаем это?

  • 36 слайд

    Шкала «деградации»

    Описание слайда:

    Шкала «деградации»

  • 37 слайд

    Результаты исследования:Основные черты Плюшкина – скупость, жадность, насторо

    Описание слайда:

    Результаты исследования:
    Основные черты Плюшкина – скупость, жадность, настороженность и подозрительность. Но его страсть к накопительству – следствие одиночества. Именно он должен был по замыслу Н.В.Гоголя появиться нравственно возрожденным.

  • 38 слайд

    Праздный мечтатель Мелочный накопитель Прожигатель жизни Кулак-эксплуатато

    Описание слайда:

    Праздный мечтатель
    Мелочный накопитель
    Прожигатель жизни
    Кулак-эксплуататор
    Отвратительный скряга

  • 39 слайд

    Деликатен как МаниловСпособен копить как КоробочкаЧичиков соотносится со вс

    Описание слайда:

    Деликатен
    как Манилов
    Способен копить
    как Коробочка
    Чичиков соотносится со всеми героями поэмы
    Может кутнуть
    и солгать не хуже Ноздрева
    Прижимист и
    деловит как Собакевич
    В бережливости на уступит Плюшкину

  • 40 слайд

    Выводы:Каждый помещик живет как бы в своем замкнутом мире, и нет реальности в

    Описание слайда:

    Выводы:
    Каждый помещик живет как бы в своем замкнутом мире, и нет реальности внутри этих кругов-миров. Прямые и косвенные параллели, образы и символы пронизывают весь текст «Мертвых душ» и напрямую отсылают читателей к произведению Данте. Н.В.Гоголь проводит своего героя по 4 кругам ада Данте, где томятся невоздержанные (чревоугодники, скупцы и расточители). Герои статичны, т. е. мертвы. Но каждый из них может спасти свою душу, если захочет.

  • 41 слайд

    Подготовить связный ответ: «Дома и их обитатели» (Интерьеры помещичьих домов

    Описание слайда:

    Подготовить связный ответ: «Дома и их обитатели» (Интерьеры помещичьих домов и описание усадеб в 2-6 главах).
    Перечитать 7-10 главы, подумать над вопросом: «Чем отличается галерея портретов чиновников от галереи портретов помещиков?»

  • 42 слайд

    ВыводыМертвые душиРевизская душа –единица учета населения, товар, который пок

    Описание слайда:

    Выводы
    Мертвые души
    Ревизская душа –единица учета населения, товар, который покупает Чичиков
    Помещики, чиновники и сам Чичиков, погрязшие в грехах и, следовательно, мертвые
    Души,
    умерших крестьян

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Сухих И.Н.

Тема:
«Мёртвые души» (1842)

Похожие материалы

  • Урок для обучающихся 6 класса по литературе «Полугодовая контрольная работа, 2 вариант »

  • Урок для обучающихся 6 класса по литературе «Полугодовая контрольная работа, 1 вариант »

  • Тест «Лягушка-путешественница» Всеволод Михайлович Гаршин

  • Презентация «Интервью с эпохой: «Серебряный век»

  • Презентация к уроку литературы в 11 классе «Соловьиный сад» А.Блока. Анализ поэмы»

  • Урок. ,,Шахматы. Пешка g2″

  • Плюсы и минусы использования дистанционной формы обучения при проведении уроков русского языка и литературы

  • Презентация по литературе на тему «Н.С. Лесков «Левша»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452531 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

(759 слов) Поэма «Мертвые души» — сатирическое произведение. Трудно выделить какие-нибудь отдельные фрагменты, в которых обличающий смех звучит громче. Искрометная характеристика дается каждому «герою». Но даже слово «герой» здесь можно употребить только в переносном смысле, ведь перед нами не живые люди, а мертвые души — те, кто духовно умер и существует лишь в виде физической оболочки. Галерея этих инфернальных образов интересна для современного читателя, так как автор изобразил типажи, актуальные и для сегодняшнего дня.

Фабула построена на фантасмагорической идее некоего господина Чичикова, о котором Гоголь даже не хочет распространяться, придавая ему безликий внешний вид: не стар и не молод, не худой, но и не полный и так далее. Перед нами бессовестный, эгоистичный и алчный человек, который думает только о накопительстве. Ради него он готов обманывать, льстить и унижаться. Деньги — смысл его жизни. Даже мысли о красивой женщине перемешиваются у него с расчетами о ее приданом. Итак, Чичикову пришла в голову «блестящая» идея, скупить «мертвые души» у помещиков — крестьян, которые еще числятся, как живые, до очередной переписи. Их можно было заложить в Опекунский совет и получить деньги. Свою сделку он проворачивает у пятерых помещиков, живущих сравнительно недалеко друг от друга.

Далее Гоголь вводит нас в поместья каждого из них, давая сатирическую характеристику каждому. Первый визит Чичиков наносит Манилову. Автор  сразу же сообщает, что он человек еще не пожилой, со сладкими, как сахар, глазами. Далее Гоголь характеризует его как помещика, который занимается только тем, что предается беспочвенным мечтаниям и «прожектам». Он не в состоянии серьезно заняться хоть каким–либо делом и топит свои задатки в праздности. При этом герой очень хочет казаться выше и умнее, чем есть на самом деле, поэтому дает детям вычурные имена и постоянно рассуждает на темы, о которых имеет весьма приблизительное понятие. 

«В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года.»

Следующим объектом высмеивания стала помещица Коробочка — женщина, как нельзя более соответствующая своей фамилии. У нее дома сохранялись все кулечки, мешочки, коробочки, а в хозяйстве царил такой же мелочный и дотошный порядок. Она постоянно жаловалась на неурожаи, убытки, в то же время припрятывая по разным закуткам своё добро. Главные пороки Коробочки — это невежество и алчность. Автор называет ее «дубинноголовая». На вопрос Чичикова, не продаст ли она ему Мертвые души, она ответила, что боится продешевить.

«Ведь я мертвых никогда еще не продавала. Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят.»

От Коробочки Чичиков попадает к Ноздреву. С ним Гоголь не церемонится. Автор характеризует его как плута, бретера, наглеца и лжеца. Ноздрев предлагал людям ехать куда угодно, хоть на край света, менять все на все, а Чичикову пытался продать коня, кобылу, собаку и так без остановки. Сплетник и клеветник, он находил особое удовольствие в том, чтобы «нагадить ближнему» и без повода. С ним невозможно было сколько-нибудь долго поддерживать разговор, он тут же переходил на спор, и в любую минуту могла вспыхнуть ссора. Подстать хозяину его слуги, в том числе его повар. 

«Он в обед клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец — он сыпал перец, капуста ли попалась — совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох, — словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выдет».

Следующий «экспонат» коллекции персонажей, предлагаемых нам Гоголем — Собакевич. Гоголь сравнивает его с медведем и по внешности, и по поведению. Он всех чиновников обзывает мошенниками, хотя сам ничуть не лучше. Он один понял аферу Чичикова и не остановил его, а лишь задрал цену на души и отчаянно торговался. Перед нами жадный и беспринципный человек, которому присуще лицемерие. Он критикует всех, грубит и ругается, злится и обижается, но при этом поступает намного хуже тех, кого винит.

Завершает эту коллекцию персонажей помещик Плюшкин — «прореха на человечестве». Его имя давно стало нарицательным. Богатый и щедрый помещик, бережливый хозяин, опустился до скотского состояния после смерти жены и бегства детей. Его скупость перешла все мыслимые и немыслимые границы. Великолепно описание «гостеприимства» Плюшкина: он посылает ключницу за сухарем из кулича, который сверху попортился, он предлагает ей поскоблить его ножом, а крошки снести в курятник. Особенно впечатляет  графинчик с наливкой, которую готовила еще покойница-жена. Его забыли закупорить, так что туда поналезли разные мошки. Но, с гордостью сообщает хозяин, что он весь сор оттуда вынул, теперь она чистенькая. Услышав эти слова, Чичиков срочно засобирался в обратный путь, чем несказанно обрадовал хозяина.

Изображение мертвых душ в поэме представляет собой честную картину нравов и быта дворянской России. Через гротеск и сатиру автор передает боль своего сердца за будущее страны, населенной бездушными людьми, зацикленными на личной выгоде. Эгоизм и алчность героев лишают их человеческого обличия и приводят к деградации общества и государства.

Автор: Олеся Шавердова

  • Сочинение гвэ 9 класс клише
  • Сочинение выпал первый снег
  • Сочинение гараська и баргамот и гараська
  • Сочинение выходной день который запомнился больше всего 10 предложений
  • Сочинение высшее чего может достичь человек это мудрость сочинение