Сочинение февральская лазурь 5 класс описание

Картина игоря грабаря февральская лазурь, написанная в 1904 году, хранится в наше время в третьяковской галерее. в основу этой картины

Картина Игоря Грабаря «Февральская лазурь», написанная в 1904 году, хранится в наше время в Третьяковской галерее.

В основу этой картины легли личные переживания художника. Одним февральским утром он увидел чудный пейзаж: высокие березы, покрытые инеем, достигали своими ветками высокого лазурного неба. К счастью Игоря Эммануиловича, такая прекрасная погода держалась еще две недели, поэтому живописец успел запечатлеть все красоты февральской природы.

Февраль — это самый необычный месяц зимы. С одной стороны близится весна и тепло, а с другой — еще держится зима и бывают морозные дни. Есть все-таки в чем-то прелесть морозных и солнечных дней. Именно такое время и изобразил Игорь Грабарь.

Фон картине создает чистое лазурное небо и голубоватый снежный покров. Эти оттенки создают небольшое ощущение холода и мороза, но вместе с этим они передают чистоту и нетронутость березовой рощи. Действительно, лес выглядит таким, как будто бы сюда никогда не ступала нога человека. Кажется будто бы художник украдкой наблюдает за природой, пока та не замечает стороннего наблюдателя.

На первом плане изображена высокая березка, покрытая серебристым и кружевным инеем. Позади нее изображены маленькие березы, которые только-только начали расцветать и становиться прекрасными и высокими деревьями. На их вершинах виднеются сохранившиеся прошлогодние бурые листья, которые переливаются золотым блеском. Эти листья создают некоторый оттенок теплоты на холодном фоне, поэтому бросаются в глаза. Этот элемент символизирует нечто ушедшее, увядшее, но это нечто еще сохранило тепло и передает его окружающим.

Береза — символ России. Это стройное, мелодичное и поэтичное дерево олицетворяет красоту русской девушки. В чем-то эти деревья похожи на одиноких девушек, склонивших головы. Барышни о чем-то печалятся, но вместе с этим ждут чего-то большего. Все замерло в ожидании весны и тепла.

Игорь Грабарь хочет подчеркнуть в своей картине, что красота заключается в обыденных вещах, которых человек в повседневной жизни не замечает и не придает им значения. Художник хочет призвать своих зрителей замечать прекрасное в рутинном и ежедневном.

Вариант №2

Среди талантливых многогранных представителей русской культуры ХХ века имя И. Э. Грабаря занимает особое место. Это человек, для которого вся жизнь была связана с занятием живописью.

Истинная любовь художника к искусству, природе родного края проявляется и в картине под названием «Февральская лазурь». Глядя на нее впервые, создается ощущение приближения весны, праздничного настроения.

На переднем плане автор полотна предлагает вниманию изображение березы, которая выделяется среди остальных, так как находится ближе. Ее изогнутый мощный ствол тянется ввысь, плавно переходя в раскидистую крону. Кроме того, взгляд художника направлен на дерево будто снизу. Благодаря этому на фоне необыкновенной голубизны ясного зимнего неба отчетливо видны сплетения ветвей белоствольной березы. Своей пестротой они создают причудливые узоры. Верхняя часть кроны дерева усыпана прошлогодними темно-коричневыми листьями, которые не смог оборвать ветер во время зимы.

Второй план занимает густая березовая роща, сливаясь ближе к горизонту с темной полосой леса. Вытянутые тени от деревьев и крупных ветвей ложатся на слегка помятый снег. При этом хотя снежная масса хоть и остается яркой, но уже имеет не свежий вид. Около каждой березы сугробы исчезли, вместо них в виде провалов образовались небольшие проталины как предвестники весны.

Цветовая гамма, которая присутствует на картине И. Э. Грабаря, необыкновенно насыщенная, хотя и нет большого разнообразия цветов. Среди них белый, голубой и коричневый, но в сочетании они создают удивительный эффект, придают торжественность, ослепляют своей яркостью. Каждое дерево художник изобразил величавым, подчеркивая в каждой детали полотна свое отношение к природным явлениям, любовь, нежность и благодарность к проявлениям природы родного края. Через привычные объекты природы автор картины передает дыхание весны, при этом изображая все то, что характерно для зимнего периода.    

Картина вызывает восхищение, ощущение пробуждения всего живого.  Березы раскинули свои ветви навстречу весне, будто девица протягивает руки, гостеприимно встречая долгожданных гостей. Зимний пейзаж на картине позволяет окунуться в творчество художника, мысленно прикоснуться к его источнику вдохновения. Чувствуешь, что становишься участником происходящего, пробуждаются самые жизнерадостные чувства. 

Сочинение 2, 4, 5 класс

Картина «Февральская лазурь» — самое лучшее и знаменитое авторское произведение художника. В центре зимней панорамы изображена плавно изогнутая берёзка, за которой стоят её другие «соседки». Берёзки словно танцуют в белом шатре, воспарив к светло – бирюзовому небу своими тонкими ветвями. Всё вокруг окутано тайной и магией волшебницы зимы. Тишина, благодать, безмятежность… И только акварель зимней природы живёт в ожидании чуда.

Берёзовая роща манит и чарует, приглашая побродить по лесной опушке, утопая в мягкой нежности пушистого снега. Красота, свет, чудо!  Голубое небо сияет разноцветьем прекрасных красок бирюзы и лазури в сочетании с интересным, романтическим изображением белого сердца на заднем плане картины. Это сердце природы, раскрывающее любовь ко всему живому на земле! Глядя на эту удивительную, необыкновенную картину очень хочется оказаться в зимнем берёзовом лесу и ощутить дыхание русских просторов. Невероятно фантастическая красота окрыляет, пробуждая чувства прекрасного, эстетику мироощущений и поэзию жизни!

Картина «Февральская лазурь» оказывает на людей огромное целительное и психотерапевтическое значение, регулирует обмен веществ в организме, поднимает иммунитет, заряжая чудодейственной энергией природы. На неё приятно смотреть и отдыхать, она несёт успокаивающий эффект и спокойное созерцание мира. От этого полотна идёт свежесть морозного утра. Художник на картине передал всё своё мастерство, одарённость, поэтичность и духовное совершенство. Он подарил нам душевный восторг, чудесное настроение и праздник! О картине хочется говорить много, так как она божественна и первозданна.

Картины чудной появление творит добро и вдохновение!!! Художественный шедевр Игоря Эммануиловича Грабарь «Февральская лазурь» пленит великолепным волшебством и талантливым творчеством мастера. Художник — живописец Игорь Грабарь во время прогулки в лесу был очарован русской красавицей берёзкой в солнечном свете зимнего дня, и сразу сделал на холсте набросок этой удивительной картины. Он видел в природе все краски радуги, слышал мелодии Вселенной, был в единстве с её красотой и гармонией. Художник очень любил зиму. Ему нравились зимние пейзажи: деревья, припорошенные белым снегом; голубое небо; солнце, озаряющее лучами леса, холмы и поля; череда деревьев в белой россыпи снега, похожие на человеческие фигуры и речка под серебристым льдом. Он боготворил зимний сезон года, как самый счастливый эпизод своей жизни и посвящал зиме свои непревзойдённые художественные творения.

2, 4, 5 класс

`

Февральская лазурь

Популярные сочинения

  • Сочинения по творчеству Островского

    Александр Николаевич Островский – великий драматург, с творчества которого начинает свою историю русский национальный театр. За годы карьеры им написано около 50 пьес.

  • Сочинение Грушницкий в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика)

    В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Грушницкий играет важную роль, он помогает выразить характер главного героя Печорина более точно. Первый раз он предстаёт перед читателем в главе «Княжна Мэри»

  • Сочинение Легко ли быть Человеком

    Наверное, каждый из нас, хотя бы раз в своей жизни, задавался этим нелегким вопросом: легко ли быть человеком? Вопрос этот не зависит от возраста, не зависит от образования и социального статуса

  • Сочинения
  • По картинам
  • Грабарь
  • Февральская лазурь

Февральская лазурь

Перед нами зимний пейзаж. Небольшая березовая роща, а на ее фоне березовый лес. Автор в названии картины сообщает нам, что это февраль, последний месяц зимы, когда природа начинает просыпаться от зимней спячки, – воздух начинает пахнуть по-другому, теплом, солнце начинает светить ярче.

Героиней картины становится многолетняя, широкая, не очень стройная, но по-своему изящная береза. Автор картины смотрит на нее снизу, почти с земли. Отчетливо можно разглядеть основание березы, ее шероховатый ствол с белыми прожилками бересты. Мы отчетливо можем рассмотреть каждую веточку, отходящую от ее ствола. Какие-то ветки тянутся вверх, какие-то дерево раскинуло в бока, словно хочет кого-то обнять. На верхушке дерева остались желтые сухие листья, так и не опавшие осенью. Обычно это происходит, если холода наступают слишком быстро и дерево не успевает сбросить с себя все листья.

На заднем фоне мы можем видеть остальные березки, — все они не идеальны в своих формах. Какие-то из них растут сразу по три, изогнуто и неравномерно. Какие-то деревья поломаны ветром. Автор отображает действительность пейзажа без прикрас, — таким, какой он есть. Сквозь крону деревьев виднеется прекрасное, синее, высокое, свободное небо. Чем выше небо, тем глубиннее синий цвет. Контраст белых кривых березовых веточек и синего неба поистине прекрасен.

На горизонте виднеется березовый лес, автор картины использует светло-коричневые цвета с красноватым и розовым оттенком. Белые стволы берез, обозначенные пунктиром, переплетаются друг с другом, как будто толкаются. Они выглядят как люди в коричневых пальто. Небо от горизонта плавно переходит от почти белого, светло-голубого цвета к темно-синему, глубокому, объемному.  Это голубое небо выглядит теплым, манящим, как безбрежное озеро с пресной водой, которое хочется пить и жажда эта, кажется, никогда не пройдет.

Снег выглядит ровным, сквозь него виднеется прошлогодняя сухая трава. Тени обозначены серо-голубым цветом, как будто снег отражает в себе небо, только на микроуровне. Мы не видим следов людей, птиц или животных. Вокруг художника абсолютная тишина, – возможно, это раннее утро, когда все спят, а солнце уже встало. По направлению теней подобное предположение выглядит правдиво.

Картина вызывает восторг, но не суетливый, а спокойный и размеренный. Сердце наполняется радостью, создается впечатление, как будто ты там, стоишь вместе с художником, чувствуешь запах предвесеннего воздуха, тебя обвевает прохладным, но уже не холодным ветерком.

Вариант 2

Чудесная картина Грабаря Игоря Эммануиловича «Февральская лазурь» написана в 1904 году по приезду из Европы, где он провёл несколько лет. После европейских пейзажей, сочных, красивых, художник был очарован простой русской природой, которая проникает в душу и не отпускает всю жизнь.

Картина наполнена поэзией предчувствия весны. В феврале идёт невидимое сражение между зимой и весной. Кто победит? Природа в ожидании, застыла во всей своей зимней красе. Но лёгкое дуновение весны уже витает в воздухе, в ярком солнечном свете, в необыкновенной голубизне неба.

Зима не собирается уходить, она ещё не нагулялась, запугивает вьюгами и морозами. В феврале это особенно видно. Застывший морозный воздух, снег на деревьях, но солнечные лучи уже сделали своё дело, образовали проталины вокруг берёз. Художник, как истинный поэт природы, увидел всю красоту февральского дня.

Прекрасный хоровод из берёзок, когда на передний план выступают старые, умудрённые опытом, деревья, а молоденькие, еще не совсем окрепшие, ведут хоровод сзади. Но все они, раскинув укутанные снегом ветви, похожие на вологодское кружево, медленно двигаются в танце. Недаром берёза считается символом России, её девичья красота, тонкость и хрупкость вызывают восхищение, желание любоваться ею. Художник передал эти чувства в полной мере. Стоя у картины, невозможно не услышать русские песни о красавице берёзе.

Нарядные, в белом одеянии деревья изображены на фоне небесной лазури, которая отражается в последнем февральском снеге. В воздухе разлита необыкновенная чистота и прозрачность. Снег, пока ещё пушистый и белый, переливается всеми цветами радуги. Солнце, по-зимнему яркое, стоит высоко в небе и с удовольствием смотрит на берёзовый хоровод.

На этот праздник проводов зимы пришли и другие гости, не решившиеся подойти поближе. На заднем фоне виден плотный ряд деревьев, а впереди, как дети, стоят маленькие ёлочки, которые в удивлении застыли перед необычным танцем.

А над всем этим великолепием как большой шатёр, раскинулось лазоревое небо

Все оттенки синего цвета, белого, бирюзы использовал художник в своей картине, подчеркнув этим прозрачность, чистоту, хрупкость последних дней зимы. Такие солнечные необыкновенные деньки, как подарок природе среди холодной и вьюжной русской зимы. Художнику удалось не только увидеть это чудо, наполненное светом и воздухом, но и запечатлеть его на холсте.

Как же надо любить свою родную природу, чтобы с такой теплотой, со всей душой передать и красоту её, и мощь, и чистоту. Оценить всю прелесть картины способны люди разного возраста.

Сочинение описание картины Февральская лазурь Грабаря

Когда смотришь на произведение «Февральская лазурь» на первый взгляд, кажется, что художник изобразил самую обыкновенную зимнюю природу. На земле голубоватым покрывалом лежит снег. Голые березы раскинули свои заснеженные кроны на фоне голубого неба, а где-то вдали утрачивая свою яркость, виднеется полоса березовой рощи, которая определяет задний фон полотна. На этом полотне используется двухступенчатый фон. На переднем плане заднего фона изображено редколесье.

Однако автор представляет картину в непривычном зрителю ракурсе, снизу вверх.

На переднем плане стоит береза. Нижняя часть ее ствола темная, но чем выше поднимается взгляд, тем ствол дерева становится белее. Складывается такое ощущение, что художник будто бы лежал на земле когда рисовал эту картину. А когда смотришь снизу вверх — то нижние детали видятся намного четче, чем верхние. Обращая внимание на главное дерево на холсте понимаешь, что художник неспроста, избрал такой масштаб, при помощи которого боковые ветки дерева не вместились на полотно целиком. Так же можно сказать и о кроне дерева: она тянется вверх, словно хочет соприкоснуться, с синим небом. Глядя на березу, кажется, что она пустилась в пляс, слегка изогнув свой стройный ствол.

По тому, как художник назвал картину, понимаешь, что на полотне изображена не просто зимняя природа, а именно природа самого сурового зимнего месяца — февраля. Однако автор изобразил светлое утро, так как свет восходящего солнца кидает свои розоватые отблески на снег.

На холсте «Февральская лазурь» художник изобразил всю чистоту и красоту окружающей природы. Ее величие, могущество и в то же время – незащищенность перед человеком. Что может быть сильнее топора и пилы? Даже самое огромное и обладающее огромной силой дерево, чьи корни уходят в самую глубь земли, а ветви его напоминающие руки, протянутые к небу перед всем этим бессильны. Этим произведением искусства художник непринужденно учит своего зрителя любить и оберегать свою родную природу.

Когда художник создавал свою картину, он использовал не большое количество цветовых гамм. Основными цветами картины являются – белый, коричневый, бледно-розовый и лазурный. Но при этом малом количестве цветовых гамм автор смог донести натуральный образ сказочной зимней природы, показав тем самым свое мастерство.

5 класс

Описание настроения картины Февральская лазурь

Чувства картины Февральская лазурь

Популярные сегодня темы

  • Нестеров

    Нестеров Михаил Васильевич (1862–1942) – известный русский художник, портретист, график и иконописец. О жизни Михаила Васильевича известно достаточно много из его мемуаров.

  • Сочинение по картине Васнецова Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем

    Васнецов часто обращался к различным былинным сюжетам, которые были популярным на Руси. Сюжет с победой над змеем изобилует разнообразными вариациями

  • Сочинение по картине Зима Саврасова 3 класс

    В 1873 была написана непростая картина « Зима », кистью талантливого русского художника Саврасова Алексея Кондратьева. На картине как вы, наверное, уже догадались, изображена зима, по свежему

  • Сочинение по картине Репина Портрет Л.Н. Толстого

    Всем известен знаменитый русский писатель по имени Лев Николаевич Толстой, который за всю собственную жизнь одарил читателей книгами, несущие глубокие знания и важные истины. Интересно то, что за время его существования был написан по его образу портрет

  • Сочинение по картине Юона Весенний солнечный день 8 класс

    Когда зритель видит данную композицию, то невольно задумывается та ли эта картина. Ведь в название есть слова весна, а на картине вовсю лежит снег. Да, именно снег, Вы не ошиблись

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику Канакиной 4 класс

какое впечатление произвела на вас эта картина. Каким вы увидели зимний пейзаж?

Примерный план сочинения:
1. Описание яркого февральского дня
2. Облака вверху и на горизонте
3. Изображение солнца на снегу и в тени
4. Образ белоствольной березы
5. Я рекомендую картину к просмотру

Фантастическая красота февральской лазури

Пейзажист Игорь Грабарь изобразил на полотне ясный, солнечный день в феврале. Мы видим изумительное сверкание березовой рощи. Под влиянием солнечных лучей, она приобрела сказочный и праздничный вид. На заднем плане виднеются густые ряды деревьев.

Перезвон разнообразных оттенков на полотне объединяет ярко-голубая эмаль неба. Судя по названию, художник сравнил ее с лазурью. Она изображена с помощью густых мазков в вертикальном направлении. Вверху картины небосвод выполнен в насыщенном, темно-синем цвете. На таком контрастном фоне береза, главная героиня, выглядит еще ярче.

Ближе к горизонту небо становится светлее, появляются синие, голубые, сероватые и белые полутона. Поразительно, сколько оттенков использовал автор для передачи чистого, безоблачного пространства. Вдали небосвод сливается в сплошную линию. Там он ничем не отличается от снежного покрывала в лесу.

Мы привыкли, что снег рисуют белым цветом. Он изящно укрыл кроны деревьев, плотным одеялом расположился у их подножья. Но белоснежную палитру Грабарь использует только в изображении ярко освещенных участков между деревьями, на полянке. Там, где березы отбрасывают тень, снег изображен в синем и фиолетовом цвете. На поверхности сугробов просматриваются темные узоры. Это переплетаются тени ветвей.

На переднем плане полотна мы видим белоствольную березу. Художника привлекло ритмичное расположение ветвей русской красавицы. На их верхушках еще сохранились остатки прошлогодней листвы. Солнце раскрасило их золотистыми оттенками. Они блестят, как дорогие украшения.

Коричневые ветви покрыты изморозью. Они поднимаются к небу, как человеческие руки. В компании с молодыми березками главная героиня напоминает девушку, которая ведет хоровод с подругами. Она выступает торжественно и величаво, любуется собой. Соседние деревца похожи на большую березу. Но они меньше по размеру, поэтому не привлекают внимание, не затмевают ее красоту.

Мой друг, я советую тебе лично посмотреть эту картину. Сложно передать словами красоту искристого снега и зимней природы. Это не фотография. Но создается впечатление, что ты находишься у подножия дерева и смотришь вверх. Дышишь чистым и морозным воздухом, наслаждаешься тишиной и покоем. Ты увидишь, что красками можно воссоздать чудесные переливы оттенков и передать ощущение радости, которую может вызвать обычный февральский день в лесу.

Вариант 2. Пример сочинения к учебнику Ладыженской 5 класс

Почему картина так называется? Какой февральский день изобразил художник на картине? Опишите: небо, есть ли на нём облака, какого оно цвета в верху и на горизонте? Много ли снега, какого он цвета на солнце и в тени?

Примерный план сочинения:
1. «Февральская лазурь»: история названия
2. Описание неба вверху и на горизонте
3. Изображение снега в тени и на солнце
4. Красота березы на переднем плане
5. На линии горизонта
6. Почему я советую другу посмотреть картину

Описание зимнего пейзажа для друга

Сергей, я хочу рассказать тебе о картине, которая поразила меня во время экскурсии по Третьяковской Галерее. Это пейзаж Грабаря «Февральская лазурь». Работа называется так потому, что художник изобразил красоту природы в феврале. В последнем календарном месяце зимы зачастую устанавливается солнечная и безоблачная погода.

Снег еще не сдает позиций. Но природа уже постепенно готовится к пробуждению и празднику весны. В ясный день небо приобретает лазурный цвет. Он состоит из холодного сочетания синего и небесно-голубого оттенков. Лазоревый небосвод напоминает мне блестящую эмаль. На нем нет облаков, поэтому картина пронизана ярким солнечным светом. Вверху небо темно-синее, как сапфир.

Ближе к горизонту оно приобретает светлую голубизну. По цвету она почти сливается с плотными и высокими снежными сугробами. Хрустальный снег на освещенных участках окрашен в беловато-розоватые оттенки. В тени он становится синим или сиреневым, появляется насыщенность. Он пушистый и чистый, без проталин и следов.

Центральным образом сюжета стала классическая русская красавица – белоствольная береза. Именно ее жемчужный цвет и поразительная красота ветвей в свое время привлекли внимание художника. По его словам, ему удалось передать только десятую долю красоты. Я думаю, ты согласишься со мной, что автор скромничает.

Кажется, что дерево изгибается в танце. Его ветви-руки подняты высоко к небу. Вершину кроны украшает прошлогодняя листва. Она не осыпалась на протяжении зимы. Под влиянием солнца пожухлые листочки приобретают желтоватые и золотистые оттенки. И превращаются в красивое, нарядное украшение. Позади березы виднеются похожие деревца. Их очертания немного размыты. Создается впечатление, что это девушки взялись за руки в хороводе.

На горизонте виднеется сплошной ряд березовой рощи. Благодаря яркому освещению, она приобрела прозрачные и воздушные, светло-коричневые очертания. В правом углу ярким пятном выделяется темная зелень елей. После просмотра картины у меня создалось впечатление, что я побывал в зимней сказке. Как будто я лежу в сугробе и сквозь ветви смотрю в небо. Полотно наполнено чистым и морозным воздухом. Оно излучает живое сияние. Я знаю, что зима – это твое любимое время года. Поэтому советую обратить внимание на «Февральскую лазурь» во время экскурсии по художественному музею.

Вариант 3. Кратко для 4-5 класса

Примерный план сочинения:
1. Информация о картине и авторе;
2. Описание композиции;
3. Что хотел показать нам автор;
4. Мое впечатление от произведения;

Игорь Эммануилович Грабарь — великий русский художник. Большинство своих работ он посвятил нашей невероятной природе. Любимыми жанрами живописца были пейзажи. Грабарь восхищался березами и считал их символом России. С его картиной «Февральская лазурь» знакомы многие.

На полотне изображен зимний пейзаж — февральский день в лесу. Земля покрыта снегом, который художник нарисовал в теплых оттенках. Он искрится и сверкает на солнце самими разнообразными красками. Белые, голубые и даже синие цвета снежного покрывала радуют глаз. Глядя на картину, у меня создается ощущение скорого приближения весны.

На переднем плане высокая береза с изогнутым стволом. Она выглядит довольно старой, как бы немного уставшей. На это указывает толстый ствол, ветви покрытые серебряным инеем, переливающимся в лучах солнца.

Вдалеке виднеются и другие березки, но они намного меньше и тоньше главной, изображенной на переднем плане. Все деревья отличаются друг от друга, но каждое из них по-своему красивое и необычное. Корни берёз, как будто покрыты снежным одеялом. Листва еще сохранилась на ветках, и вовсю сверкает золотыми красками. На верхушках деревьев виднеются прошлогодние сережки, которые не успели отпасть.

На заднем плане изображен темный лес. Там до сих пор царит холодная, суровая зима. Сквозь ветви проглядывает небо, необычного синего цвета. Грабарь изобразил его ясным, без единого облака. На полотне мы не видим солнца. Но зрители могут почувствовать тепло и свежесть февральского дня.

Картина «Февральская лазурь» вызывает радостные чувства. Русская природа прекрасна. Она так волшебно преображает ничем не примечательную березовую рощу в настоящий сказочный лес. Живописец донес до зрителя ощущение близкой долгожданной весны. Ведь она всегда побеждает морозную зиму и дарит людям тепло. Мне бы безумно хотелось прогуляться по этой чудной рощице, вдохнуть ароматный морозный воздух и увидеть все своими глазами.

Вариант 4. Февральская лазурь — небольшое сочинение своими словами

Примерный план сочинения:
1. История создания картины.
2. Визуальные эффекты
3. Палитра красок: кистью художника
4. Характерные особенности импрессионизма
5. Мои впечатления о картине

Сказочный пейзаж «Февральская лазурь» был написан Игорем Грабарем в 1904 году. Вдохновением для автора картины стала поездка к друзьям, в Подмосковье. Гуляя в зимнем лесу, он остановился у плакучей березы «с удивительно ритмичным строением ветвей». Взглянув вверх, художник был поражен. Голубая эмаль неба объединила палитру всех цветов радуги.

Удивительно: создается впечатление, что я смотрю на березу «снизу вверх», вдоль белоснежного ствола. От подножья до верхушки кроны. Ведь Грабарь писал полотно из траншеи, вырытой в снегу. Фантастическая красота как будто подсвечивается сияющей белизной утреннего снега. Используются эффектные, неординарные цвета. Они напоминают сверкание драгоценностей. Высокое небо в ясный день – лазурит, стволы берез – белый жемчуг, тени на сугробах – сапфир.

Благодаря солнечному сиянию и серебристому инею, прошлогодняя увядшая листва на вершинах ветвей приобрела оттенок золота. Все пространство заполнено бирюзовыми переливами и другими оттенками голубого цвета. Центральную часть полотна занимает красавица-береза, воплощение широкой русской души. За спиной героини сюжета виднеются белые стволы деревьев-подростков. Стройные и подтянутые, они словно ведут хоровод, взявшись за руки-ветви. На заднем плане горизонтальная линия коричнево-белого леса условно разделяет полотно на землю и небо.

Вибрация мелких мазков, их плотное нанесение – это классическая техника импрессионистов. Она позволяет воссоздавать объем и глубину, тщательно прорисовывать мельчайшие детали. Созерцание сюжета вызывает у меня светлую радость. Он наполнен иллюзией прохладного простора и света. В целом, картина очаровательного русского пейзажа похожа на изящное кружево. Ощущается легкая грусть от прощания с февралем. И с зимой, на смену которой приходит весенний март. Похоже на то, что сама природа старается показать художнику свои лучшие стороны.



Вариант 5. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

1. Игорь Грабарь – русский художник, пейзажист первой половины 20-го века. Широкой публике он известен как мастер зимнего пейзажа. Сам художник говорил, что природа в инее и снеге способна играть множеством красок. В юности Игорь Грабарь был учеником в мастерской профессора Павла Чистякова, позднее учился у Ильи Репина. В ранних работах Грабарь был близок по своей эстетике к импрессионистам. Позднее работал в стиле реалистического пейзажа.

2. Зимний пейзаж «Февральская лазурь» написан в 1904 году. В это время художник гостил у близких знакомых в Подмосковье. Гуляя по зимнему лесу, он залюбовался красивой берёзой. Подняв глаза, живописец восхитился красотой ветвей. Они запутались в голубой эмали неба. Грабарь позднее писал, что почувствовал в природе лазоревый праздник. Он захотел запечатлеть его на холсте.

3. На картине изображено солнечное утро февраля. Мы видим прекрасную берёзовую рощу. Солнце светит уже по-весеннему. Всё вокруг играет яркими красками. Небо радует синевой. Чувствуется приближение весны, но земля ещё укрыта снегами. На ветвях деревьев лежит лёгкий иней. Он напоминает о том, что ночи ещё морозные.

4. Передний план полотна занимает берёза с изогнутым стволом. Она могучая, с раскидистыми ветвями. Вершина дерева теряется в глубокой синеве. Художник не изобразил верхние ветви. Они как бы не вошли на холст. Этим подчёркнута величина и бесконечная величественность белоствольной красавицы. За большой березой расположены другие. Они будто взбегают на заснеженный пригорок. Мне показалось, что они водят весёлый хоровод. Под ярким солнечным светом берёзы отбрасывают причудливые тени. На заднем плане картины изображена берёзовая роща. Верхняя кромка рощи образует линию горизонта. Поэтому чувствуется простор на полотне.

5. Название картины само говорит о времени года, которое изобразил художник. Именно в феврале в природе выдаются такие яркие дни с лазурным небом. Холода ещё не отступили, но чувствуется грядущее тепло. Воздух уже наполнен дыханием весны, сиянием неба. От этого пейзаж наполнен светом, свежестью и чистотой.

6. Художник так написал картину, словно мы смотрим на неё снизу-вверх. Мастер создал впечатление того, что береза раскинула объятья навстречу тебе. В то же время на картине всё устремлено вверх, к небесной лазури. Именно на неё такая композиция хочет обратить внимание зрителя. У картины богатый колорит. Белый снег имеет множество оттенков от жемчужного до сине-фиолетового. Изображая стволы берёз, мастер кисти тоже использовал множество цветов. Стволы молочно-голубые, нежно фиолетовые и чуть зеленоватые.

7. Автор дал название своей работе — «Февральская лазурь» не случайно. Без этой синевы небес берёзы смотрелись бы совсем по-другому. Не играли бы снега таким разнообразием оттенков.

8. Замысел автора был в том, чтобы показать, как небесная лазурь придаёт радостное весеннее настроение всей картине. Художник хотел, чтобы мы восхитились вместе с ним богатством красоты русского зимнего пейзажа.

9. Картина понравилась своей фантастичной красотой февральского утра, множеством оттенков снега, таинственностью дали. Меня восхищает, как Грабарь сумел сделать простенький пейзаж сказочно-волшебным.

Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.

Содержание

  1. Описание картины
  2. Сочинение по картине «Февральская лазурь» — 5 класс
  3. «Февральская лазурь» — сочинения для 4 класса
  4. Мини сочинения с планом по картине И. Грабаря

Описание картины

Вариант 1

Изображение зимнего пейзажа на картине русского художника Игоря Грабаря передает настроение зимнего леса, уже готовящегося к приходу весны. Последние зимние дни в лесу, февральская лазурь, окутывающая редкие березы.

Картина изображена таким образом, словно художник рисовал её лежа, смотря на образец снизу. И этот прием придает картине удивительный эффект.

Березы, снег, небо, казалось бы, сколько белого цвета нужно использовать, чтобы изобразить эту картину. Но художник не перенасыщает картину светлыми тонами. Не совершенная чистота снега, проблески проталин – все говорит о скором приближении весны.

Весенних же цветов использовано много – целая палитра пастельных и ярких тонов. Немало оттенков голубого цвета, цвета ультрамарина, в который окрашено небо над березовым лесом. Сочетания этих цветов сливаются в невероятную гармонию- музыку весны, и легкую грусть расставания с зимой.

Форма березы, изображенная на картине «февральская лазурь» заслуживает отдельного внимания. На фоне лазурного неба ветки березы имеют удивительный, таинственный и притягательный вид. Эта, картина, безусловно, поднимает настроение тем, кто её рассматривает. Именно такого эффекта добивался художник. Радость прихода весны, улыбка проснувшихся деревьев, ясное голубое небо нежно легли на холст «поэта русской зимы» выдающегося русского художника Игоря Грабаря.

На центральной березе еще виднеется кружевной иней, он сверкает блестками, словно на березу накинуты бусы. Настоящая красавица – русская береза. А позади величественной «солистки» создают ансамбль не менее прекрасные березки, которые также радуются скорому приходу весны и готовы встретить её своей праздничной лесной песней.

Даже название картины «Февральская лазурь» уже дает понять, что эта картина раскроет удивительный поэтический мирок русской поздней зимы, представленный в изображении небольшого кусочка родной земли.

Вариант 2

Зима не сдает свои позиции, она пугает морозами и снежными вьюгами. Но даже в феврале бывает солнечная погода, когда сразу обращаешь внимание на природу, которая всегда удивительно красива. Просто в нашем суетливом мире мы порой не находим времени, чтобы уделить внимание и посмотреть вокруг. Грабарь, как истинный художник, не смог остаться равнодушным к такой красоте и подарил нам этот великолепный пейзаж.

На переднем плане картины изображена березка, покрытая тончайшим слоем кружевного инея, переливающегося и искрящегося даже под неяркими лучами солнца. Чуть подальше видны березы помоложе и совсем еще «подростки» с тоненькими стволами. Кажется, что раскинув ветви, они медленно кружатся в плавном хороводе, словно молодые девушки, празднуя Масленицу и встречая приход весны. Только лес на заднем плане разделяет небо и землю. Если немного постоять у этой картины, вдруг покажется, что вы ясно слышите русскую народную песню о березе. Ведь береза — символ России, ее краса, поэтому народ насочинял о ней много песен и веселых, и грустных.

Белоствольные красавицы изображены на фоне лазурного снежного покрывала и почти такого же цвета зимнего неба. Эти тона, которые так щедро применяет живописец, несут прохладу и чистоту, словно дуновение ветерка и запахи еще только приближающейся неслышной легкой поступью весны.

Белоствольные красавицы изображены на фоне лазурного снежного покрывала и почти такого же цвета зимнего неба. Эти тона, которые так щедро применяет живописец, несут прохладу и чистоту, словно дуновение ветерка и запахи еще только приближающейся неслышной легкой поступью весны.

Такие оттенки лазури, бирюзы, синевы, как подарок нашей русской природы в самый вьюжный на просторах России зимний месяц. Все полотно создает ощущение приближающегося праздника,

Картина Февральская лазурь нравилась и Игорю Эммануиловичу. Он часто говорил о том, как внезапно пришло удивительное вдохновение, для ее создания. Такой пейзаж Грабарь увидел в Подмосковье морозным солнечным утром, выйдя на прогулку. Его поразил цвет лазури, который, кажется, окутывал все вокруг, и только березки вытянувши свои ветви, словно в танце, разбавляли эти невероятные краски жемчуга, коралла, сапфира и бирюзы. Все вместе это было похоже на сказочный островок в сиянии драгоценных камней.

Сочинение по картине «Февральская лазурь» — 5 класс

Вариант 1

Когда я смотрю на эту картину, то сразу понимаю, что на ней изображена прекрасная русская природа, потому что на фоне белоснежного ковра расположилась березовая роща.  Каждая веточка березки, что располагается на переднем плане, окутана инеем, словно кружевом. Как он искрится и переливается в этот ясный, солнечный денек! Вся опушка залита светом.

Снег весело блестит и искрится в лучах последнего зимнего солнца, а сплетенные веточки берез, откидывают тени в виде причудливого узора на снежном покрывале. Над бескрайней березовой рощей раскинулось необъятное лазурное небо. Февраль – это самый удивительный месяц в году. От него так веет прохладой, но уже чувствуется свежий, теплый аромат весны, что означает, что скоро роща по-весеннему расцветет и облачится в зеленый наряд.

Главная героиня этой потрясающей картины – белоствольная березка. Ее ствол изящно и грациозно изогнут, что передает не только великолепие дерева, но и силу. Создается впечатление, что она живая и, устав от холодов, подставляет свои бока ласковому солнышку, чтобы согреться. Вдали видны ее веселые подружки, которые не менее красивы и нарядны. Как реалистично они выглядят! Кажется, протянешь руку, и вот-вот коснешься ствола.

Картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» завораживает. Отдельно хочется отметить мастерство творца. Художник использовал в основном холодные цвета при создании картины. Но листва, которая осталась с прошлого года и стволы березок, утопающие в лучах солнца, приветливо сияют золотом. Как же контрастно это смотрится на фоне холодного белого снега и ясного синего неба, от которого веет свежестью. Именно это теплое излучение помогает зрителю понять, что перед ним именно последний месяц зимы.

Тишина и покой этой картины так и манят оказаться посреди прекрасной березовой рощи, изображенной на холсте, что оставляет прекрасные, радостные впечатления и вызывает самые светлые воспоминания. Невозможно не отметить тонкое чувство красоты и любовь к природе творца, приложившего руку к написанию этой картины.

Вариант 2

Перед нами картина «Февральская лазурь». На ней знаменитый русский художник И.Э. Грабарь изобразил морозное утро февраля. Картина словно переполнена голубым сиянием. Снег искрится и переливается под солнечными лучами. Береза пронизана солнечным светом.

Лазурное небо безоблачно, к горизонту цвет становится светлее и переходит к сапфировому. В феврале еще достаточно холодно, однако солнце уже хорошо прогревает воздух.

Мы видим, что вокруг лежит еще большое количество снега. На солнце чистый снег пронзает глаза светло – голубым сиянием. От берез падают тени, на снегу они становятся темно-синими и фиолетовыми.

Ствол березы слегка изогнут, словно талия молодой танцующей девушки. К низу он приобретает темный цвет, а на высоте становится белоснежным. Тонкие белоснежные ветви покрыты инеем, сияющие на солнце, словно украшенные бриллиантовой крошкой. На самой верхушке дерева все еще виднеется пожухлая прошлогодняя листва.

Художник выбрал такой ракурс, с которого дерево предстает перед зрителем снизу вверх. Словно скульптура, запечатлевшая красоту природы.

Позади главной русской красавицы, стоят еще совсем не окрепшие молодые березки. Они напоминают хоровод танцующих девушек. Художнику удалось передать танец природы, ее ликование в связи с приближающейся весной.

Ветви берез переплелись, словно тонкое кружево из шелка. Вдали виднеется густой лес, который разделяет небо и землю темной полосой. Если бы не он, то они слились бы в одно целое. Там в темном и холодном лесу все еще царствует зима. А здесь на поляне уже начинает пробуждаться весна.

Игорь Грабарь по праву считается поэтом русской зимы. Его картина настолько реалистична, что так и хочется подойти, и обнять эту тонкостволую березу, которая своими ветвями готова обнять тебя в ответ. Вдохнуть свежий морозный воздух солнечного февральского дня. Услышать скрип и хруст свежего проваливающегося под ногами снега. И самое главное насладиться тишиной природы.

Художник поделился с миром частичкой той неописуемой красоты, которая встречается в России. Картина наполнена изобилием ярких красок и режущими глаза потоками солнечного света. От полотна исходит морозная свежесть и чистота девственной природы.

Вариант 3

И. Грабарь, талантливый русский художник-пейзажист изобразил на своем полотне зимний пейзаж, поражающий воображение.

Зимний февральский денек играет ярким колоритом белоснежных красок, разбавленных небесной лазурью, такой глубокой и яркой. Множество оттенков голубого передают всю глубину полотна, перекликаясь и сливаясь воедино, они создают пеструю волшебную мозаику.

В еще морозном воздухе ощущается легкое дуновение ветерка, предвещающее смену сезона и грядущее тепло. Солнечный свет озаряет лесную опушку. Обычно февраль, суровый, полный вьюг и метель, сегодня кроткий и тихий, ненастье отступило, пришли ясные деньки, предвещающие рождение новой жизни, тепло, а вместе с тем, и надежду.

На переднем плане горделиво распрямившись и раскинув еще нагие раскидистые ветви, стоит молодая березка. Стан белоснежной русской красавицы восхищает и притягивает взгляд своей почти неземной красотой. Такая высокая, тянущаяся к небесам, она словно кружится в танце.

Ее подружки-березки, стоящие позади ровным строем, мелькают своими белыми стволами с черными полосами. Кажется, вот-вот они закружатся в хороводе по снежному поскрипывающему насту.

Сквозь ветви деревьев небо превращается в разноцветный калейдоскоп, здесь множество цветов и оттенков – сиреневый, голубой, синий, фиолетовый, ультрамариновый. Нежные пастельные тона приятны глазу и заставляют вглядываться в детали картины снова и снова. На заднем плане видна линия леса, деревья, плотно выстроившиеся рядом с друг дружкой, образуют плотную стену, изображенную расплывчатой темной почти сливающейся полосой.

Пространство полно света и воздуха, создается впечатление открытого пространства. Контраст бирюзовых небес и белой укутанной в снежное покрывало земли создают незабываемый ни с чем несравнимый по очарованию пейзаж. Сколько радостных эмоций запечатлено в этом нежном зимнем пейзаже!

Вариант 4

Перед нами зимний пейзаж. Небольшая березовая роща, а на ее фоне березовый лес. Автор в названии картины сообщает нам, что это февраль, последний месяц зимы, когда природа начинает просыпаться от зимней спячки, – воздух начинает пахнуть по-другому, теплом, солнце начинает светить ярче.

Героиней картины становится многолетняя, широкая, не очень стройная, но по-своему изящная береза. Автор картины смотрит на нее снизу, почти с земли. Отчетливо можно разглядеть основание березы, ее шероховатый ствол с белыми прожилками бересты. Мы отчетливо можем рассмотреть каждую веточку, отходящую от ее ствола. Какие-то ветки тянутся вверх, какие-то дерево раскинуло в бока, словно хочет кого-то обнять. На верхушке дерева остались желтые сухие листья, так и не опавшие осенью. Обычно это происходит, если холода наступают слишком быстро и дерево не успевает сбросить с себя все листья.

На заднем фоне мы можем видеть остальные березки, — все они не идеальны в своих формах. Какие-то из них растут сразу по три, изогнуто и неравномерно. Какие-то деревья поломаны ветром. Автор отображает действительность пейзажа без прикрас, — таким, какой он есть. Сквозь крону деревьев виднеется прекрасное, синее, высокое, свободное небо. Чем выше небо, тем глубиннее синий цвет. Контраст белых кривых березовых веточек и синего неба поистине прекрасен.

На горизонте виднеется березовый лес, автор картины использует светло-коричневые цвета с красноватым и розовым оттенком. Белые стволы берез, обозначенные пунктиром, переплетаются друг с другом, как будто толкаются. Они выглядят как люди в коричневых пальто. Небо от горизонта плавно переходит от почти белого, светло-голубого цвета к темно-синему, глубокому, объемному.  Это голубое небо выглядит теплым, манящим, как безбрежное озеро с пресной водой, которое хочется пить и жажда эта, кажется, никогда не пройдет.

Снег выглядит ровным, сквозь него виднеется прошлогодняя сухая трава. Тени обозначены серо-голубым цветом, как будто снег отражает в себе небо, только на микроуровне. Мы не видим следов людей, птиц или животных. Вокруг художника абсолютная тишина, – возможно, это раннее утро, когда все спят, а солнце уже встало. По направлению теней подобное предположение выглядит правдиво.

Картина вызывает восторг, но не суетливый, а спокойный и размеренный. Сердце наполняется радостью, создается впечатление, как будто ты там, стоишь вместе с художником, чувствуешь запах предвесеннего воздуха, тебя обвевает прохладным, но уже не холодным ветерком.

Вариант 5

Перед нами великолепный пейзаж русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря. Глядя на картину, мы можем обратить внимание на талант этого пейзажиста. Привлекает в первую очередь великолепная игра и сочетание красок. Не зря картина называется «Февральская лазурь».

Хотя февраль считается последним зимним месяцем, но на его пейзаже не преобладает белый, а доминируют оттенки синего цвета.

На картине изображен солнечный февральский день, чувствуется, что весна не за горами. На переднем плане перед нами береза. Она тянется своими раскидистыми ветками к солнцу, ствол ее немного искривлен. На верхних ветках до сих пор не опала листва. Она по-своему украшает ветки, листочками цвета охры, которые уже высохли и шелестят на ветру. Рядом с центральной березой, и чуть дальше такие же красавицы, ее подружки. Скорее всего на ветках образовался иней, немного растаял, и слегка обледенелые ветки переливаются в лучах солнца.

Справа от березок видны два небольших хвойных деревца. А вдали стеной стоит зимний лес. Рассматривая картину, можно обратить внимание на то, что почти три четверти пейзажа занимает небо. Скорее всего оно больше всего и привлекло живописца, когда он прогуливался по березовой роще. Увидеть такое насыщенное синими оттенками небо удается очень редко. Поэтому художник решил запечатлеть его в своем пейзаже. Ближе к горизонту оно голубое, чуть выше становится бирюзовым, со слегка лазурным оттенком. А вот наверху картины небо окрашено в яркий синий цвет, напоминающий поле васильков. А если приглядеться на снег, то и он уже не белого цвета. Тени берез синие, а места, освещенные солнцем, окрашены сиреневыми красками.

Картина светлая и радостная, глядя на нее поднимается настроение, хочется тоже оказаться в этой березовой роще и полюбоваться наяву таким очаровательным пейзажем.

«Февральская лазурь» — сочинения для 4 класса

Вариант 1

Эту картину можно смело назвать одой весне, деревья готовые к встрече тепла, и пташек, которые прилетят из далеких теплых стран, уже в предвкушении сбрасывают с себя серебристые снежные уборы, но, несмотря на то, что сейчас февраль, все дышит весной, последние зимние деньки вот-вот канут в небытие и придет долгожданное тепло.

Живописец необычайно ярко и красочно раскрыл обыкновенный весенний сюжет, обыграв его в своей специфической манере, он показал, что в простых вещах скрывается изящество, таинство и многогранность.

Вариант 2

Когда видишь зиму, то наблюдаешь различные оттенки синевы. Лазурь – даже более оптимальное слово для описания. Этот цвет по названию намекает на минерал лазурит, но по ассоциациям связан с каким-то простором и чем-то необъятным.

К примеру, нередко говорят о лазурном просторе моря. В своей картине Грабарь пишет лазурное февральское небо, которое отражается в снегах. Между небом и землей стоят деревья, которые переливаются различными цветами самоцветов и похожи на какое-то февральское сокровище, которое хотел Грабарь запечатлеть в собственной картине и как бы поделиться со зрителями, мол: «посмотрите, какие удивительные мгновения, посмотрите, как природа пишет красоту».

На самом деле такая мысль прослеживается в этой картине, тут художник выступает только проводником красоты, сотворенной природой. Он просто рассказывает зрителю, но не придумывает ничего от себя, даже наоборот, Грабарь старается наиболее чисто, но при этом довольно ярко передать невероятность всего этого феномена. Когда смотришь на Февральскую лазурь, погружаешься в картину, начинаешь стремится охватить взглядом все эти необъятные просторы.

Хотя перспектива картины закрыта лесом и как таковой простор тут не виден, на самом деле ощущение его возникает, ведь Грабарь даже самим названием намекает на эту всеохватность. Когда мы смотрим на картину, то знаем, как лазурное небо простирается над всеми русскими лесами, как оно отражается в снежных полях, как холодом пронизан воздух, как искрятся снежинки, как цветасты деревья, как красив этот простор. Именно красота является тут превалирующим фактором.

На самом деле Грабарь, описывая конкретный феномен, пишет красоту природы. В этом задача художника – распространить и установить красоту в мире. В этой картине Грабарь со своей задачей справился.

Вариант 3

Художник Игорь Грабарь известен своими пейзажами, особенно красиво ему удавались картины, на которых изображена зимняя природа. У художника был особый взгляд на окружающий мир. Его картины не похожи на пейзажи других живописцев. И. Грабарю всегда удавалось найти уникальную палитру, чтобы показать всю красоту русской природы.

Картина “Февральская лазурь” получилась сказочной и необычной. На переднем плане изображены березы. Это достаточно символичное дерево для нашего народа. Красоту и утонченность берез воспевали в своих произведениях художники, поэты и писатели во все времена. На картине Грабаря березки пышные и нарядные. Даже зимой кроны деревьев не выглядят голыми.

Деревья покрыты тонким слоем инея, который переливается и блестит. Березки будто посыпаны золотыми лучами сонного зимнего солнца. Они надели янтарные бусы и ждут теплых весенних дней. О весне напоминает чистое, голубое небо, которое меняет цвет от нежно-голубого до насыщенно-синего.

В картине использованы теплые цвета. Несмотря на то, что произведение называется “Февральская лазурь” в нем очень мало белого цвета. Художнику удалось гармонично вписать в зимнюю картину самые неожиданные оттенки. Даже снег на картине имеет нежный фиолетовый окрас. А лес на заднем плане приобрел богатый янтарный оттенок.

На фоне голубого неба пейзаж смотрится празднично. Использование ярких красок напоминает, что скоро весна. Пейзаж получился сказочным и фантастическим. Трудно поверить, что вся эта красота окружает нас каждый день.  Картина поднимает настроение. Так и хочется оказаться в этой февральской березовой роще, пройтись по снегу и вдохнуть свежего, морозного воздуха.

Вариант 4

На этой картине изображена березовая роща в конце февраля. Небо ясное, нет ни единого облака. На ветках у берез нет снега. Когда березовая роща заканчивается, начинается большой лиственный лес.

Светит солнце, и от берез падает тень. В роще есть маленькие березки и большие, которые раскинули свои ветви, на которых еще прошлогодние листья. Наверное, это последние дни зимы. Зимой такой хорошей погоды не бывает. Наверное, дня через два снег растает.

Небо светит лазурным цветом, а вдалеке оно становится белее. Бело-синий снег покрывает землю.

От этой картины у меня остались хорошие впечатления.

Мини сочинения с планом по картине И. Грабаря

Вариант 1

План

  1. Первое впечатление от картины
  2. Главный предмет на картине
  3. Береза — символ России

Впервые взглянув на эту картину, мы видим ярко-синее небо. Художник изобразил обычный февральский день.

Березы ярко блестят, даже видно, как от них отбивается солнце. Деревья даже не белые, а какого-то оранжевого оттенка. Это показывает, что художник хотел изобразить солнечный, но в то же время холодный день. Главная береза в центре уже старая. Это видно по том что она искривленная.

Сквозь веток берез проглядывает синее небо, которое кажется далеко от нас. Ветки складываются в какой-то узор, который как мне кажется похож на морозный на стекле. Мы также видим иней, серебристого цвета, который покрывает ветки. Это придает березе красоты, будто это наряд.

Береза — наше любимое дерево, ведь оно — символ России. Наверное из-за этого художник изобразил именно его.

Вариант 2

План

  1. Зимний лес на картине
  2. Красивые узоры из веток берез
  3. Приближение весны на картине

Художник изобразил на этой картине обычный холодный февральский день. Главным на картине является старая, изогнутая береза. Ее ветки покрыты серебристого цвета инеем. Также присутствуют и другие березки. Они тоньше главной, из-за того, что более молодые. Они окружают главную, как будто танцуют вокруг нее.

Ветки старой и молодой березы переплетаются, образовывая узор. На березах сохранилась листва, яркого золотого цвета. Земля под ними как будто покрытая белым покрывалом из нетронутого снега. Сзади берез виднеется темный лес, в котором царствует холодная зима.

Вся картина как бы наполнена солнцем, хоть и холодным. Художник, наверное, хотел этим показать как природа чувствует приближение весны. Над деревьями художник нарисовал яркое небо, необычно синего цвета. Березы — символы России и наши любимые деревья. Наверное, автор хотел показать нам, что как бы холодно не бывало, все равно придет весна и солнечный свет победит холод.

Вариант 3

План

  1. Красивый пейзаж на картине
  2. Береза
  3. Весенняя надежда картины

Взглянув на картину, мы видимо зимний пейзаж — февральский день в лесу. Первое, что бросается в глаза — большая береза. Ее ствол не ровный и стройный, а изогнутый. Это значит, что береза уже немолодая, но ее красота все так же нас впечатляет. Окружают главную березу более молодые березки, так как стволы у них немного тоньше. Они составляют средний план картины. Корни всех деревьев, как будто скрыты под снежным покрывалом. Главная береза отличается тем, что у нее больше листвы чем у остальных. Все они также покрытые инеем, от чего их ветки сверкают от солнечных лучей.

На картине художник изобразил суровый холодный зимний день, однако белого, цвета снега на композиции мало, отчего кажется, что лес готовится к приходу весны. Кажется, что березы находятся в непонятном для нас танце, под только понятную им зимнею музыку. Зрителем этого представление является расположенный на заднем плане темный лес. В нем все еще правит холодная безжалостная зима.

Сверху мы видим красивое лазоревое небо, изображая которое автор использовал несколько оттенков. От картины чувствуется надежда. Автор рисуя ее, наверное хотел показать, что весна всегда побеждает зиму, какая холодная и сильная она бы не была.

Вариант 4

План

  1. И.Э. Грабарь известный пейзажист
  2. Композиция картины
  3. Береза — главный компонент на картине
  4. Борьба между зимой и весной
  5. Общее настроение картины

И.Э. Грабарь – русский художник, который жил в 20 веке. Его любимыми жанрами были пейзажи природы. На данной картине мы видим небо, снег, лес и поляну с березами. Это были любимые деревья Грабаря. Видимо потому что береза — символ России.

Картина изображает солнечный, но холодный февральский день. Земля покрыта снегом, которые художник показал в несколько оттенках: синей, белой и голубой краской. На главном плане мы видимо старую изогнутую березу. Ее нестройность не предает ей плохого вида. На среднем плане также березы, они более ровные. Их ветки переплетаются с главной березой. На все деревьях еще сохранилась листва, которая сверкает на солнце. Ветки покрыты инеем, который под лучами солнца набирает золотой оттенок.

Художник явно хотел показать контраст между зимой и наступающей весной. На заднем плане мы наблюдаем темный лес. В нем до сих пор царствует суровая зима. На картине не изображено солнце, но мы явно чувствуем его тепло. Также мы наблюдаем фиолетовые тени, которые падают от берез. Над лесом и поляной мы видим безоблачное небо, ярко-синего цвета.

Автор использовал несколько оттенков, когда его рисовал. Общее настроение картины радостное. Художник хотел показать нам, что теплая весна всегда приходит и побеждает холодную суровую зиму.


Источник: litfest.ru

МБОУ Миллеровская средняя общеобразовательная школа

Районный конкурс

«Учитель года – 2014»

Подготовка к сочинению-описанию по картине

И.С. Грабаря «Февральская лазурь»

Конспект урока развития речи

5 класс

Автор программы:

Учебник:

Учитель русского языка и литературы

Титаренко Марина Юрьевна

Миллерово, 2013г.

Цели урока:

Образовательные: систематизировать знания об  описании  как  типе  речи.

 Познакомить с  жизнью  и  творчеством  художника  И. Э. Грабаря  и  изобразительными  средствами,  которые  он  использует  при  описании  зимнего  пейзажа. Показать  учащимся   художественные  достоинства  картины  и  средства,     с  помощью  которых  художник  выражает  свое  отношение к  изображённым  предметам.  Научить  школьников высказывать  своё отношение  к  художественному  произведению,  правильно  оценивать  настроение  картины, отбирать  лексический  материал  для  своего  устного  выступления. Подготовить  учащихся  к  написанию    сочинения.  

Развивающие: развивать интерес к произведениям живописи; навыки монологической речи. Развивать пространственное мышление  и представления  о  холодных  и  тёплых  тонах  картины. Развивать творческое воображение и кругозор учащихся.

Воспитательные: воспитывать  любовь к  природе  и  к  прекрасному,  национальную  гордость.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание;
  • конструировать текст сочинения-описания, редактировать написанное;
  • словесно передавать свои эстетические впечатления.

Тип  урока:  закрепление  знаний  и  способов  действий,  развитие  связной  речи; интегрированный.

Методы и формы работы на уроке:

1) словесные – рассказ, беседа, объяснение;

2) наглядные – иллюстрация, демонстрация;

3) практические – выполнение упражнения учебника №348

Учебник:  Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений – Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013г

Оборудование:

мультимедийный  проектор,  презентация; музыка  Э.Грига;                                                                                                                 иллюстрация  картины  И. Э. Грабаря  «Февральская  лазурь»;  этимологическая  страничка – словарик  и  высказывания И.Грабаря.                                                                                                                                                                

Ход урока

I.Организационный момент

II. Целеполагание. Сообщение темы, цели и задач урока (Слайд № 3)

Ребята, посмотрите в окно. С каким цветом у вас ассоциируется зима?

( С белым).

Сегодня на уроке вы узнаете, что зима бывает не только белой.

III. Работа по теме урока.

1. Лирическое отступление (чтение учащимися стихотворений о берёзе под музыкальное сопровождение – Э.Григ фрагмент из сюиты «Пер Грюнт» «Утро») (Слайд №4)

1)

Без березы не мыслю России,
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы — вся Русь рождена. (О.Шестинский)

2)

И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин)

3)

Белая берёза —
Русская земля!
И печаль, и радость,
И любовь моя. (П.Кудрявцев)

4)

Новый, новый у берёз наряд,
Искры, искры, серебром горят.
Ветер, ветер заметает след,
Лучше, лучше этой сказки нет. (М.Пляцковский)

5)

В ней столько нежности и силы.
Смотрю, восторга не тая.
В берёзке — вся моя Россия
И песня русская моя. (Г.Шилов)

     Эти стихи вы можете использовать в качестве  эпиграфа к своему сочинению.

Что такое эпиграф?

(Эпиграф – цитата, помещаемая автором перед текстом, поясняющая основную идею произведения.)

     Все ли цитаты, приведённые вами, подойдут для эпиграфа к сочинению по этой картине? (только те, в которых говорится о зимнем пейзаже)

2.Работа с терминами:    — Произведения искусства, написанные художниками, мы называем картинами или репродукциями. Давайте определим, что перед нами. (Слайд№5)

Картина (от русского «карта») — произведение живописи в красках.

Репродукция (лат.) — воспроизведённый посредством печати рисунок или картина.

    — Как можно назвать художника, отображающего в своих произведениях   картины природы? а само произведение? (Слайд№5)

Пейзажист — художник, пишущий пейзаж.

Пейзаж (франц.)-1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу.

  — Ребята, лексические значения этих слов вам помогут при написании сочинения?

3. Первичное восприятие картины (слайд №5)

Рассмотрите репродукцию картины.

Что на ней изображено?

Какой цвет преобладает?

Чем понравилась?

Центральный художественный образ – береза, а название «Февральская лазурь».  Объясните название.

— А какие ещё знания вам помогут написать сочинение? (о художнике)

4. Рассказ о художнике. (Слайд № 7,8,9)

            Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин.

                С 1913 — 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией.

                Грабарь — тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: «Сентябрьский снег», «Мартовский снег», «Лучезарное утро», «Ясный осенний вечер», «Разъяснивается», «Зимний пейзаж», «Берёзы летом» и др.

               Все они проникнуты радостным, светлым чувством.

5. Работа по картине

  1. История создания картины   -«Февральская лазурь» — самый известный пейзаж И.Э.Грабаря.

           Даже в небольшой репродукции «Февральская лазурь» ярка, красочна, создаёт впечатление праздника. А когда я видела её подлинник в Третьяковской галерее, это было впечатление салюта, фейерверка!

          Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга.

          В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу», — вспоминал художник. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать,  и то будет бесподобно», — подумал художник. (Слайд№12).Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эту красоту.

  1. Этимологическая страничка  

        Что же такое лазурь? (Толковый словарь)

Лазурь (др. русск. — из греч.) — 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета.

Синонимы:

Лазурный = лазоревый = голубой.

Коралловый (цвет) — (перен.) ярко-красный.

Сапфировый (цвет) — (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира.

  1. Беседа по содержанию картины.

          –Какой  день  изобразил  художник?  Тёплый  или  холодный?   — А  что  помогает  нам  понять,  что  день  изображён  солнечный?        

                             (Тёплый.  Это  зима,  лежит  снег,  но  уже  пригревает                                

                            солнце. Сверкают  стволы  берёз. На  них  видны  

                                   отблески  солнца).

         — Какими  бы  тонами  изобразил  художник  стужу?  (белыми, серыми, синими тонами.)

       Такие тона называют холодными. А  на  картине  преобладают  тёплые  тона — солнечные.                                                                                                                                            

         — Посмотрите  внимательно  на  небо  на  картине  Грабаря.  Есть  ли  на  нём облака?  Какого  оно  цвета  вверху  и  на  горизонте?  Когда  бывает  такое  небо?                                                                                                                                                    

                                   (Ослепляет  лазорево-синим  небом,  уходящим  в  

                                    бескрайнюю  высь. Пространство  наполнено                          

                                    светом  и  воздухом.  В  феврале  или  марте  в  

                                    ясный,  морозный,  солнечный  день).                                                                                                                                        

         — Что  ещё  изобразил  художник? (берёзы)                                                                                                                                        

         Рассмотрите  берёзы,  как  они  расположены?  Опишите  их.  

                            (Деревья  расположены  на  картине  естественно.

                             Низкий  горизонт  усиливает  впечатление      

                             монументальности  деревьев. Кружево  ветвей  

                            отражается  в  большом  безоблачном  голубом –  

                             голубом  небе).                                                                                                                  

           -А  как  выглядит  берёза  на  переднем  плане  картины? Что  можно  сказать  о  цвете  её  ствола,  ветвей,  прошлогодней  листвы  на  верхушке?  Как  выглядит  эта  берёза?

                             (Плотными  мазками  написаны огромные  

                              белоствольные  берёзы  на  первом  плане. На  переднем  

                              плане  старая  берёза,  вдали  расположены  её  

                             подружки, молодые  берёзки. Могучая,  огромная,  

                             видевшая  ни  одну  зиму. Она  уже  старая,  

                             искривлённая,  огромная.  У  неё  толстый  ствол,  

                              много  веток).                                                                                                                                                                                      

            — Что  можно  сказать  о  других  берёзках? А  на  заднем  плане,  какие  берёзы?  (там  одна  старая  берёза  и  много  молодых).                                                                                      

            — Какие  краски  использует   художник,  рисуя  берёзы?    

             (жёлтые,  красноватые,  оранжевые  оттенки – тёплые тона).                                                                                                  

            -А  почему  именно  берёзу   выбрал  художник?

                           (Это  наше  самое  любимое, красивое, нарядное   дерево.  

                           Берёза – символ  нашей  родины,  символ  русской  зимы.

                           О  берёзе  сложено  много  песен   и  стихов.).                                                                                                                                    

            — Закроем  нижнюю часть  картины.(Слайд№13)  Что  напоминает  нам  оставшаяся  часть?  Что  вам  напоминают  сплетённые  ветви  молодых  и  старой  берёз, усыпанных  снегом? (красивый,  морозный  узор  на  окне,  кружево).                                                              

              — Откроем  нижнюю  часть  картины.  Рассмотрите  снег:  много  ли  его,  какого  он  цвета  на  солнце  и  в тени?  (Снег  рыхлый,  кое-где  осел,  подтаял).  Ощущаете  ли  вы  присутствие  человека?  (Нет,  снег  не  тронут,  нет  следов. Тени  на  снегу  только  от  берёз.  Это  берёзовая  роща  зимой).                                                                                                                      

            -Что  виднеется  на  горизонте?  (кустарник).                                                                                      

            — Когда-то  И.Э. Грабарь  мечтал  «передать  хотя  бы  десятую  долю  красоты  зимнего  пейзажа».  Как  вы  думаете,  ему  это  удалось?  Удалось   ли  художнику  передать  красоту,  которую  он  увидел  в  природе?  (Да,  его  мечта  осуществилась. «Февральская  лазурь»  завораживает:  на  неё  хочется  смотреть  и  смотреть. Зимний  пейзаж  прекрасен).                                                                                                                                              

           — Что  вы  можете  сказать  о  расположении  предметов  на  картине?  Опишите их. (Деревья расположены  на  картине  естественно. Снег рыхлый,  кое–где осел, подтаял.  Кружево  ветвей  отражается  в  большом  безоблачном  голубом – голубом  небе).                                                                                                                                                                                                                                  

          — Как  расположена  картина?  (вертикально.  Чтобы  увидеть кружево берёзы, живописец  рассматривает  её  снизу  вверх.  Все  другие  деревья  как  бы  отодвинуты, чтобы  не  мешали  рассматривать  берёзу  на  фоне  голубого  неба.  Мастерство  художника   заключается   в  том,  что  он   сумел   в  обыкновенном  русском   пейзаже  увидеть  самое  замечательное,  красивое).                                                                                                                                                                    

          – Нравится  ли  вам  построение  (композиция)  картины? (Да, это  необычное,  интересное  построение  картины: мы видим большую березу,  которая  выделяется  на переднем  плане  и  занимает  почти  все полотно.  Она  хорошо видна.).                                                              

          — Какова  основная  мысль  этого  пейзажа? (Красота, величие, монументальность русской зимы)

                — Какие  слова  помогают  увидеть  февральский  день?  Изображено  ли  всё  это  на  картине?  Что  на  картине  и  о чём  эта  картина?  

                    (На  картине  зимний  пейзаж  в  бело-голубых тонах: лазоревом      

                     (лазурном, светло-синем), жемчужном (белом или желто-белом,      

                    как жемчуг), сапфировом (синем или голубом, зеленовато-синем).                                                                                         

               –Какое  настроение  вызывает  эта  картина?  Что  вы  чувствуете,  о  чём  думаете,  глядя  на  неё?  Какое  впечатление  производит  на  вас  эта  картина? (Приятное, радостное,  хочется  долго  смотреть на  эту  картину, потому  что она красочная  и  понятная)

                     — Пейзаж… Природа… Порой  мы  даже  не  замечаем  той  красоты, среди  которой  живем. Искусство  пейзажа  напоминает  нам  об  этом. Каждый  настоящий  художник-пейзажист,  внося  в  картину своё  отношение  к  природе,  как  бы приглашает  нас  пристальнее  вглядеться  в  неё  и  насладиться  ею. А может,  и пообщаться  с  ней.

6. Работа над композицией сочинения.

          -Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы постараемся понять настроение автора и передать свои мысли в виде рассказа. Порядок в вашем тексте определяет план. А ваша задача – составить рассказ.

-Прежде чем начать работать, определим каков же тип текста? (Описание)

-Какие будут части? (Вступление, основная часть, заключение.)

7. План сочинения. Я  предлагаю такой план (Слайд№15):

  1. Художник и его картина.
  2. Солнечное февральское утро.
  3. Гимн берёзам.
  4. Тени на снегу.
  5. Моё отношение к картине.                                                                                

8. Обсуждение каждой части.

            -О чём надо написать во вступлении? Можно ли упомянуть о воспоминаниях самого художника?                                                        

(Отвечают 2 -3 ученика.)

           -Как описать солнечное февральское утро, изображённое на картине?        

(Отвечают 2- 3 человека.)

           -Утро. Восходящее яркое солнце освещает берёзовую рощу, погода стоит чудесная. Будто зима праздновала какой-то небывалый праздник.

 Подберите слова, чтобы описать «гимн берёзам»  (Отвечают 2 – 3 человека)

          -Жемчужные берёзы на картине устремляются ввысь, к небу, солнцу. Их коралловые веточки переплелись в лазоревом небе в причудливое кружево. Не забудьте описать иней, который украшает ветки.

         —  А каков же снег на картине? ( Отвечают 2-3 человека)

         — Художник сам описывал снег, как драгоценную ткань: сапфировые тени на серебряном снегу.

        -Какие могут быть варианты заключительной части? ( Надо рассказать, нравится картина или нет, объяснить: почему)

        -Ребята, скажите, а баловал ли нас декабрь  вот такими ясными и солнечными днями? ( таких дней почти не было)

          -Хотелось бы вам наяву, а не только на картине увидеть такое чудо – февральскую лазурь?

         -Можно ли об этом написать в заключении? (получится интересно)

IV/ Рефлексия.

         — Ребята, в начале урока вы ответили на  вопрос:  какой цвет больше присутствует в зиме? Вы сказали — белый, а глядя на эту картину, можем сказать , что ещё и … (лазурный)

IV/ Итог  урока  (Слайд № 16 ).

 -Что помогло вам понять замысел художника и рассказать об этом?

 — Помогли  ли  нам  поэты  и композитор  увидеть  красоту  «Февральской лазури»?

— В качестве шпаргалки к написанию сочинения я даю вам рабочие материалы к сочинению (Слайд №16)

V/ Домашнее задание

       1. Написать сочинение «Обыкновенное чудо природы» по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

       2. Индивидуальное:  Увидеть зимний куст или дерево, сфотографировать его и дать своей фотографии название.

VI/ Рефлексия.— Ребята, в начале урока вы ответили на  вопрос:  какой цвет больше присутствует в зиме? Вы сказали — белый, а глядя на эту картину, можем сказать , что ещё и …

Моя ученица в прошлом году написала такое сочинение:

             Передо мной репродукция самой прекрасной картины Грабаря «Февральская лазурь». Всё в ней просто и бесподобно. Изображён изумительный февральский день. Морозно и солнечно. Благодатная стояла погода. На небе ни облачка. Оно лазоревое и ослепляет голубизной. Возле горизонта светло-голубое, а в вышине синее, и синева эта уходит в бесконечность. Снег искрится, сверкает. Он сиреневый на солнце и синий в тени.

          На переднем плане изображена ветвистая красавица берёза. Её ствол отливает жемчужной белизной, а ветви и прошлогодняя листва на верхушке красно-коричневого цвета. Другие берёзки обыкновенные, они менее величественные. По линии горизонта на заднем плане виднеется тянущийся сплошной стеной кустарник, тоже красно-коричневого цвета.

        Художник передал на своём полотне красоту природы. При первой встрече с картиной поражает идущее от неё голубое сияние. Помог передать фантастическую красоту голубой цвет, основной цвет картины. В природе всё утопает в лазоревом свете, поэтому картина и названа «Февральская лазурь».

        Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть всё своими глазами.

  • Сочинение узоры и орнаменты на посуде
  • Сочинение универсального рецепта того как выбрать правильный
  • Сочинение узоры на окне 3 класс
  • Сочинение утро в осеннем лесу 2 класс литературное чтение
  • Сочинение употребление многоточия связано с содержательной и эмоциональной стороной речи