Сочинение евгений базаров главный герой романа тургенева отцы и дети

Сцены описания последних дней жизни базарова это один из лучших страниц романа отцы и дети. болезнь улучшает образ базарова
  • Сцены описания последних дней жизни Базарова – это один из лучших страниц романа “Отцы и дети”. Болезнь улучшает образ Базарова в глазах читателя, делает его благороднее. Читатель видит цельность характера Базарова и мужество героя. Он не пытается обвинить никого в том, что с ним произошло ” … это случайность, очень, по правде сказать неприятная”. Евгению Базарову трудно отпустить свою жизнь, он ощущает в себе нерастраченные силы : “Сила-то, сила, – промолвил он, – вся еще тути надо умирать!”.
    Интересен вопрос, который вырисовывается в репликах Базарова: нужен ли он России? Это беспокоет его, в этом вопросе проявляется индивидуальность, художественное своеобразие этого героя – ведь, кроме Базарова, все герои повести заняты только насущными, бытовыми проблемами. Базаров остается верен своим взглядам. Во время своей болезни Базаров остается неравнодушен к своим родителям. Он заботится о своей матери, не говоря ей истинную причину своей болезни, он говорит ей что у него простуда (даже пьет липовый чай, чтобы убедить ее в этом.) Когда Базаров чувствует, что конец близок, он целует руки своей матери, навсегда прощаясь с ней.
    В бунте Базарова был свой смысл. Тургенев убивает своего героя, так как понимает, ч то такой человек как Базаров – это человек будущего, новых прогрессивных взглядов на жизнь, его время еще не пришло. Базаров не сторонник сложившегося уклада жизни, многие из обычаев современных ему людей (например П. П. Кирсанова) кажутся ему абсурдными и бессмысленными. Базаров мечтал о свободе нравстевенной среди несвободной жизни

  • Сцены описания последних дней жизни Базарова – это один из лучших страниц романа “Отцы и дети”. Болезнь улучшает образ Базарова в глазах читателя, делает его благороднее. Читатель видит цельность характера Базарова и мужество героя. Он не пытается обвинить никого в том, что с ним произошло “..это случайность, очень, по правде сказать неприятная”. Евгению Базарову трудно отпустить свою жизнь, он ощущает в себе нерастраченные силы : “Сила-то, сила, – промолвил он, – вся еще тути надо умирать!”.
    Интересен вопрос, который вырисовывается в репликах Базарова: нужен ли он России? Это беспокоет его, в этом вопросе проявляется индивидуальность, художественное своеобразие этого героя – ведь, кроме Базарова, все герои повести заняты только насущными, бытовыми проблемами. Базаров остается верен своим взглядам. Во время своей болезни Базаров остается неравнодушен к своим родителям. Он заботится о своей матери, не говоря ей истинную причину своей болезни, он говорит ей что у него простуда (даже пьет липовый чай, чтобы убедить ее в этом.) Когда Базаров чувствует, что конец близок, он целует руки своей матери, навсегда прощаясь с ней.
    В бунте Базарова был свой смысл. Тургенев убивает своего героя, так как понимает, ч то такой человек как Базаров – это человек будущего, новых прогрессивных взглядов на жизнь, его время еще не пришло. Базаров не сторонник сложившегося уклада жизни, многие из обычаев современных ему людей (например П.П. Кирсанова) кажутся ему абсурдными и бессмысленными. Базаров мечтал о свободе нравстевенной среди несвободной жизни

  • Ответ
    Е.Базаров — главный герой романа И.С.Тургенева  «Отцы и дети» .У него сложный характер и непростые отношения даже с близкими людьми ,например ,с родителями .Многие люди относятся к Базарову с большой неприязнью.Читателям он тоже неприятен: резок .груб ,неопрятен ,не уважает авторитеты ,слишком демократичен и желчен .Одним словом ,нигилист .Тургенев видел таких людей ,был с ними знаком .Ему они были неприятны .Писатель решил показать этих революционных демократов так ,как он их видел  и понимал .Он собирался высмеять этих нигилистов Но ,как сказал Герцен, «крутой Базаров увлёк Тургенева ,и вместо того чтобы посечь сына ,он выпорол отцов».
    В этом высказывании ключевым словом является «крутой Базаров — УВЛЁК писателя .Это важно .Чем увлёк? Почему Тургенев «дал Базарову умереть» Да ещё так ,что тот же Писарев назвал его смерть подвигом .Иные думали по — другому .Влюбился ,получил отказ ,впал в депрессию ,был невнимателен  во время анатомического вскрытия ,заразился — итог -смерть .
    Вот в это — то и необычное для героя поведение .Не мог железный Базаров -нигилист и циник — так страдать .Оказывается ,мог .В его  груди билось «грешное ,бунтующее сердце «.И это сердце способно любит и страдать
    Да,Базаров умер как герой .
    Обратимся к тексту :»  Евгений стискивает челюсти и жмурится. «Нельзя-нельзя-нельзя давать слабину», — шепчет он почти безумно. На нем широкие штаны и неряшливо распахнутая рубаха, насквозь пропитанная его потом. Длинные русые волосы стали жидкими и редкими, они хаотично рассыпаны на подушке. Такой твердой, ужасно неудобной подушке.
    Как будто это так легко – взять и умереть, когда отчаянно хочешь жить, когда чувствуешь каждой клеточкой своего молодого тела, как оно борется за жизнь, пытается воспротивиться заразе, но безрезультатно, и с каждым днем, с каждым часом, с каждой минутой это молодое тело становится все слабее.
    Как будто это так легко – умирать медленно. Сжимать руки в кулаки, метаться на кровати, сминать под собой простыни и вопить в эту чертову подушку, сдавленно, чтобы не услышали родители, которые, несомненно, сидят под дверью. Ненавидеть себя за оплошность, ненавидеть свою болезнь, ненавидеть свою беспомощность.
    Как будто это так легко.
    Когда хищник смертельно ранен, он не трусит, он борется до последнего, рычит и злится на собственную боль, а когда смерть действительно хватает за горло, с гордостью принимает свою участь и никогда, никогда не выходит из игры проигравшим.
    «Чертово тело», — рассерженно шипит Евгений, пытаясь сесть на кровати. Он рывком свешивает ноги на пол, и его хладные ступни чуть касаются половиц. Его бросает то в жар, то в холод. Тело раскалено до предела, он горит, но при этом трясется крупной дрожью — озноб пробирает до костей. «….
    Он как врач наблюдал развитие своей болезни .Он не ныл и не стенал .Как мог ,он старался уберечь  родителей от горестного известия о своём заражении .Он ,сколько мог ,боролся с забытьем ,приласкал родителей ,простился с Одинцовой ,не упрекая её ,а благодаря ,поручив ей позаботиться о стариках .Он очень достойно встретил смерть .Не каждый на это способен .Он остался верен себе и своим принципам .Не проявил слабости.
    Поэтому — то Тургенев увлёкся Базаровым и показал нам его как героя и даже романтика

  • Сочинение на тему: “Умереть так как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг”.

    Ответы:

    Сцены описания последних дней жизни Базарова – это один из лучших страниц романа “Отцы и дети”. Болезнь улучшает образ Базарова в глазах читателя, делает его благороднее. Читатель видит цельность характера Базарова и мужество героя. Он не пытается обвинить никого в том, что с ним произошло “..это случайность, очень, по правде сказать неприятная”. Евгению Базарову трудно отпустить свою жизнь, он ощущает в себе нерастраченные силы : “Сила-то, сила, – промолвил он, – вся еще тути надо умирать!”. Интересен вопрос, который вырисовывается в репликах Базарова: нужен ли он России? Это беспокоет его, в этом вопросе проявляется индивидуальность, художественное своеобразие этого героя – ведь, кроме Базарова, все герои повести заняты только насущными, бытовыми проблемами. Базаров остается верен своим взглядам. Во время своей болезни Базаров остается неравнодушен к своим родителям. Он заботится о своей матери, не говоря ей истинную причину своей болезни, он говорит ей что у него простуда (даже пьет липовый чай, чтобы убедить ее в этом.) Когда Базаров чувствует, что конец близок, он целует руки своей матери, навсегда прощаясь с ней. В бунте Базарова был свой смысл. Тургенев убивает своего героя, так как понимает, ч то такой человек как Базаров – это человек будущего, новых прогрессивных взглядов на жизнь, его время еще не пришло. Базаров не сторонник сложившегося уклада жизни, многие из обычаев современных ему людей (например П.П. Кирсанова) кажутся ему абсурдными и бессмысленными. Базаров мечтал о свободе нравстевенной среди несвободной жизни

  • Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг», – заметил Д.И. Писарев. С этим наблюдением нельзя не согласиться. Смерть Евгения Базарова, в своей постели, в окружении родных, не менее величественна и символична, чем гибель Рудина на баррикаде. С полным человеческим самообладанием, по-врачебному кратко, герой констатирует: «…Дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь…» Пришлось убедиться в своей человеческой уязвимости: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» «Все равно: вилять хвостом не стану», – заявляет Базаров. Хотя «никому до этого дела нет», герой не может себе позволить опуститься – пока «он еще не потерял памяти ; он еще боролся». Близость смерти для него не означает отказ от заветных идей. Таких, как атеистическое неприятие Божьего существования. Когда религиозный Василий Иванович, «опустившись на колени», умоляет сына совершить исповедь и очиститься от грехов, тот внешне беззаботно отвечает: «Спешить еще не к чему…» Он опасается обидеть отца прямым отказом и лишь просит отсрочить обряд: «Ведь и беспамятных причащают… Я подожду». «Когда его соборовали, – рассказывает Тургенев, – когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся и, казалось, при виде священника , кадила, свеч что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице».
    Кажется парадоксом, но смерть во многом освобождает Базарова, побуждает не скрывать более своих настоящих чувств. Просто и спокойно может он теперь выразить свою любовь к родителям: «Кто там плачет? …Мать? Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?..» Ласково подтрунивая, он просит пораженного горем Василия Ивановича быть и в этих обстоятельствах философом. Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить ее приехать принять его последний вздох. Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства, но при этом не «рассыропиться», а стать духовно сильнее.
    Умирающий Базаров произносит романтические слова, которыми выражает истинные чувства: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Для героя это выражение только любовных переживаний.

  • “Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг”, – заметил Д. И. Писарев. С этим наблюдением нельзя не согласиться. Смерть Евгения Базарова, в своей постели, в окружении родных, не менее величественна и символична, чем гибель Рудина на баррикаде. С полным человеческим самообладанием, по-врачебному кратко, герой констатирует: “…Дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь… ” Пришлось убедиться в своей человеческой уязвимости: “Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста! ” “Все равно: вилять хвостом не стану”, – заявляет Базаров. Хотя “никому до этого дела нет”, герой не может себе позволить опуститься – пока “он еще не потерял памяти; он еще боролся”. Близость смерти для него не означает отказ от заветных идей. Таких, как атеистическое неприятие Божьего существования. Когда религиозный Василий Иванович, “опустившись на колени”, умоляет сына совершить исповедь и очиститься от грехов, тот внешне беззаботно отвечает: “Спешить еще не к чему… ” Он опасается обидеть отца прямым отказом и лишь просит отсрочить обряд: “Ведь и беспамятных причащают… Я подожду”. “Когда его соборовали, – рассказывает Тургенев, – когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся и, казалось, при виде священника, кадила, свеч что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице”.
    Кажется парадоксом, но смерть во многом освобождает Базарова, побуждает не скрывать более своих настоящих чувств. Просто и спокойно может он теперь выразить свою любовь к родителям: “Кто там плачет? …Мать? Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом? … ” Ласково подтрунивая, он просит пораженного горем Василия Ивановича быть и в этих обстоятельствах философом. Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить ее приехать принять его последний вздох. Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства, но при этом не “рассыропиться”, а стать духовно сильнее.
    Умирающий Базаров произносит романтические слова, которыми выражает истинные чувства: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет … ” Для героя это выражение только любовных переживаний.

  • Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в Базарове представить трагическое лицо, а все толкуют: зачем он так дурен? или — зачем он так хорош?

    И. С. Тургенев

    «Роман «Отцы и дети» шевелит ум, вызывая при этом высокое наслаждение безупречной художественной формой», — писал Писарев. Критик прав: роман будит мысль, и эта мысль — о тургеневском Базарове, но также обо всех базаровых в нашей жизни, бунтарях и ниспровергателях авторитетов. Роман Тургенева — о великом трагическом переломе во взглядах на человека, происшедшем в 60-е годы XIX века в России. Схватились не на жизнь, а на смерть законы, по которым жили «отцы», и новая материалистическая теория переделки сознания человека и мира.

    Особенностью Ивана Сергеевича Тургенева как писателя является его необычайная чувствительность к живым проблемам современного общества. Так, например, в своих произведениях «Новь» и «Дым» писатель говорит о нарождающемся движении народников; в романе «Отцы и дети» обращает внимание читателя на такое явление, как нигилизм.

    Действие романа происходит в 1959 году, эта дата точно обозначена автором. Россия в это время переживает второй подъем русского освободительного движения. После восстания декабристов около тридцати лет длилась эпоха реакции. Народ был напуган, лучшие люди были сосланы в Сибирь, лишь немногие из них вернулись в столицу.

    Теперь на смену дворянам-либералам приходят разночинцы. Это были представители различных сословий: дети священников, чиновников, ремесленников, мелкопоместных дворян. Из этих людей, различных по взглядам и свободных от сословных предрассудков, формировались революционеры-демократы. В шестидесятых годах между ними и либералами произошел раскол по крестьянскому вопросу. Время было очень бурное: студенческие выступления, гневные статьи в журналах и газетах, направленные в защиту народа.

    Итак, 1859 год. Два года остается до отмены крепостного права. Образованные люди понимают, что нужно что-то изменить в жизни крестьян, больше так продолжаться не может. Этих взглядов придерживается и главный герой романа Базаров.

    Отличие главного персонажа романа от окружающих его действующих лиц очевидна: прямота взглядов, независимый образ мыслей, отрицание всех принципов и законов жизни. Он нигилист, «который ко всему относится с критической точки зрения», «не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».

    С одной стороны, Базарову простительно не признавать авторитетов. Даже в Библии сказано: «Не сотвори себе кумира». Но с другой стороны, его нигилизм доходит до совершенной глупости. Таково его отрицание поэзии, живописи. «Рафаэль гроша медного не стоит», «…порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», — такие высказывания поражают окружающих.

    Главный герой во многом ошибается, отвергая любовь, жалость, нежность и другие человеческие чувства. Он смеется над ними, презрительно называя их «романтизмом». Порой он сам себе противоречит. Так, например, в разговоре с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров говорит: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой… Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Это позже Евгений скажет: «Всякий человек — загадка».

    Евгения Базарова ни в коем случае нельзя назвать «лишним человеком». В отличие от Онегина и Печорина он не скучает, а много работает. Перед нами очень деятельный человек, у него «в душе силы необъятные». Одной работы ему мало. Чтобы действительно жить, а не влачить жалкое существование, как Онегин и Печорин, такому человеку нужна философия жизни, ее цель. И она у него есть.

    Базарова сильно волнуют проблемы России. Евгений отвергает существующий в стране порядок. Правда, у него нет определенной программы для изменения социального строя и жизни всех людей. «И если он называется нигилистом, то надо читать — революционером», — писал Тургенев.

    Базаров признается, что не «имеет плана», не знает, что и как строить. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем», — гордо заявляет он, объявляя себя представителем потребностей и стремлений народа, одновременно презирая его суеверия, леность, пьянство, беспомощность. Можно было бы списать позицию Базарова на грехи молодости, на неопытность, на гражданскую боль… Можно по-разному «прочитать» эту сцену поединка: кому-то, наверное, покажется, что нигилист прав, рубя со всего размаху под корень старую жизнь.

    Но ведь он предлагает разрушение не столько политического уклада, сколько всех основ бытия: морали, этики, культуры, традиций, видя только дурное, несовершенное в окружающем мире. Что это за человек, для которого все вокруг плохо? Плохо, когда человек любит музыку, молитвенно относится к природе. И подумаем, к чему привел такой нигилизм в нашей истории? Земля изгажена, загрязнена химическими удобрениями, леса варварски вырублены, в реках промышленные отходы — вот финал подобного взгляда на природу.

    По Базарову, плохо, когда мужчина видит в женщине не «богатое тело», а загадочный взгляд, воспринимает другого человека не с точки зрения «печонки», «селезенки», «радужной оболочки глаза», а как духовную ценность, уникальность, неповторимость. Ему невдомек, что каждый человек — это космос, тайна. Для Евгения плох Аркадий, соблазнившийся «свеженькой Катей», чтобы построить семью, плохи родители-старики с их чудачеством, слезами, обращением «Енюшечка»…

    Конечно, Базаров не в силах подавить в себе простые человеческие чувства. И чем дальше он пытается сделать это, тем яростнее они прорываются наружу. Примером этому может служить неистовая любовь Евгения к Одинцовой. Это чувство «мучило и бесило» его, но любовь оказалась безответной. Его «страстное, грешное, бунтующее сердце» натолкнулось на холодный отказ. Создается впечатление, что какие-то всемогущие внешние силы наказывают Базарова за его попытку перевернуть мир, за его отрицание естественной природы вещей.

    Нельзя не отметить больное самолюбие Базарова. «И самолюбие какое-то противное», — говорит о нем Павел Петрович Кирсанов. Писарев в своей статье «Базаров» пишет об этом следующее: «Базаров чрезвычайно самолюбив, но самолюбие его незаметно именно вследствие своей громадности. Он так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в собственных глазах, что делается почти совершенно равнодушным к мнению других людей». Именно вследствие своего равнодушия он не любит высказывать свои мысли, спорить с кем-либо. Евгений в этом не нуждается, так как ему нет необходимости доказывать свою правоту: он стоит выше всего этого. У этого человека есть собственное мнение, которым он чрезвычайно дорожит, и ему все равно, думают ли так же окружающие.

    Базаров — откровенный циник. По словам того же Писарева, «…в цинизме Базарова можно различить две стороны — внутреннюю и внешнюю: цинизм мыслей и чувств и цинизм манер и выражений». Всем заметна его развязность и независимость поведения. Павла Петровича это внутренне коробило: «Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». Сам Евгений стоит выше предрассудков, касающихся сословий. Ему безразлично, какое у человека происхождение, к какому классу он принадлежит, потому что на всех людей Базаров смотрит «…сверху вниз и даже редко дает себе труд скрывать свои полупокровительственные отношения». В то же время Евгений гордится тем, что дед его «землю пахал».

    Базаров ни в ком не нуждается, он одинок в этом мире, но совершенно не чувствует своего одиночества. Писарев писал об этом: «Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело от этого одиночества, он весь поглощен собою и работою».

    Перед лицом смерти даже самые сильные люди начинают обманывать себя, тешить несбыточными надеждами. Но Базаров смело смотрит в глаза неизбежности и не боится ее. Он лишь сожалеет, что жизнь его была бесполезна, потому что он не принес никакой пользы Родине. И эта мысль доставляет ему много страданий перед смертью: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…»

    Что же за явление русской жизни скрывается за образом Евгения Базарова? В чем его сила и слабость, победитель он или побежденный, перспективен ли он как тип реформатора и гражданина? В чем суть его трагедии? Только ли в преждевременной физической смерти?

    Вспомним слова Базарова: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, — тогда я изменю свое мнение о самом себе». Налицо культ силы. «Волосатый», — так высказался Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: длинные волосы, балахон с кистями, красные неухоженные руки. Конечно, Базаров — человек труда, не имеющий времени заняться своей внешностью. Это вроде бы так. Ну, а если это «намеренное эпатирование хорошего вкуса»? А если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь. Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважение…

    Рассуждая чисто по-человечески, Базаров не прав. В доме друга его встретили радушно, правда, Павел Петрович руки не подал. Но Базаров не церемонится, сразу вступает в жаркий спор. Его суждения бескомпромиссны. «Зачем я стану признавать авторитеты?»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта»; он низводит высокое искусство до «искусства наживать деньги». Позже достанется и Пушкину, и Шуберту, и Рафаэлю. Даже Аркадий заметил другу о дяде: «Ты его оскорбил». Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился, что вел себя излишне дерзко, а осудил: «Воображает себя дельным человеком!», опустился до того, чтобы поставить «свою жизнь на карту женской любви», «мы, физиологи, знаем, какие это отношения» между мужчиной и женщиной…

    В X главе романа во время диалога с Павлом Петровичем Базарову удалось высказаться по всем основополагающим вопросам жизни. Этот диалог заслуживает особого внимания. Вот Базаров утверждает, что общественный строй ужасен, и с этим нельзя не согласиться. Далее: Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, что хочешь, все дозволено! А вот с этим согласится далеко не всякий.

    Есть ощущение, что Тургенев сам растерялся, исследуя характер нигилиста. Под напором базаровской силы и твердости, уверенности писатель несколько смутился и начал думать: «А может, так надо? А может, я старик, переставший понимать законы прогресса?» Тургенев явно сочувствует своему герою, а к дворянам относится уже снисходительно, а подчас и сатирически.

    Но одно дело субъективный взгляд на героев, другое дело объективная мысль всего произведения. О чем же она? О трагедии. Трагедии Базарова, который в жажде «долго делать», в увлеченности своим богом-наукой попрал общечеловеческие ценности. А ценности эти — любовь к другому человеку, заповедь «не убий» (стрелялся на дуэли), любовь к родителям, снисходительность в дружбе. Он циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной, людьми недалекими, падкими на моду, убогими, но все же людьми. Евгений исключил из жизни своей высокие мысли и чувства о «корнях», нас питающих, о Боге. Он говорит: «Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть!»

    Трагедия героя также в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует и Фенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается! Мужики, назвавшие его «шутом гороховым», чувствуют его внутреннее презрение к ним. Трагедия его и в том, что он непоследователен и в отношении к народу, именем которого прикрывается: «…Я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет — ну, а дальше?»

    Трагедия Евгения Базарова — это трагедия целого поколения, мечтавшего «обломать дел много, а породившего нигилизм, безверие, вульгарный материализм и даже разрешившего себе кровь по совести». Вспоминается Раскольников и Верховенский. Конечно, не стоит ставить знак равенства между Базаровым и «бесами» Достоевского. За тургеневским героем угадывается блестящая плеяда ученых-естествоиспытателей 60-80-х годов. Эти ученые действительно служили науке, России, они вовсе не покушались на нравственные ценности. Базаров же объявляет войну не только Кирсановым, но и Богу. Вслушаемся в его слова: «Ты, брат, глуп еще, я вижу. Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» На что Аркадий ответил, поняв бездонную пропасть базаровского самолюбия и сатанинской гордости: «Мы, стало быть, с тобой, боги? То есть, ты — бог, а олух не я ли?»

    Писарев назвал эти крайности во взглядах героя «базаровщиной» и предрек, что эта болезнь рано или поздно уйдет из общества, но его предсказания не сбылись: базаровское разрушительное, безнравственное начало стало уделом России после Октябрьской революции. Это и стало настоящей трагедией.

    Интересно, что Базаров перед смертью вспоминает лес, то есть тот мир природы, который он раньше по существу отрицал. Даже религию теперь он призывает на помощь. И получается, что герой Тургенева в своей короткой жизни прошел мимо всего, что так прекрасно. А теперь эти проявления подлинной жизни словно торжествуют над Базаровым, вокруг него и поднимаются в нем самом.

    Смерть Базарова как бы случайная, нелепая. Евгений молод, сам является врачом, анатомом. Поэтому смерть его символична: для жизни недостаточными оказались медицина и естественные науки, на которые так уповал Базаров. Непоняты оказались его народолюбие, — погибает он как раз из-за мужика; и его нигилизм, — ведь его самого теперь отрицают и жизнь, и смерть.

    Сначала герой романа делает слабую попытку бороться с болезнью и просит у отца адский камень. Но затем, поняв, что умирает, он перестает цепляться за жизнь и довольно пассивно отдает себя в руки смерти. Для него ясно, что утешать себя и других надеждами на исцеление — дело напрасное. Главное теперь — умереть достойно. А это значит — не хныкать, не расслабляться, не поддаваться панике, не предаваться отчаянию, сделать все, чтобы облегчить страдание стариков-родителей. Нисколько не обманывая надеждами отца, напоминая ему, что все теперь зависит только от времени и темпов течения болезни, он тем не менее бодрит старика своею собственной стойкостью, ведением разговора на профессиональном медицинском языке, советом обратиться к философии или даже к религии. А для матери, Арины Власьевны, поддерживается ее предположение о простуде сына. Эта забота перед смертью о близких очень возвышает Базарова.

    У героя романа нет страха перед смертью, нет боязни расстаться с жизнью, он очень мужествен в эти часы и минуты: «Все равно: вилять хвостом не стану», — произносит он. Но его не покидает обида за то, что гибнут напрасно его богатырские силы. В этой сцене мотив силы Базарова особенно подчеркнут. Сначала он передан в восклицании Василия Ивановича, когда Базаров выдернул зуб у заезжего разносчика: «Эдакая сила у Евгения!» Затем сам герой книги демонстрирует свою мощь. Ослабленный и гаснущий, он вдруг поднимает стул за ножку: «Сила-то, сила вот вся еще тут, а надо умирать!» Властно преодолевает он свое полузабытье и говорит о своем титанизме. Но этим силам не суждено проявить себя. «Обломаю дел много» — эта задача гиганта осталась в прошлом как нереализованное намерение.

    Очень выразительной оказывается и прощальная встреча с Одинцовой. Евгений больше не сдерживает себя и произносит слова восторга: «славная», «такая красивая», «великодушная», «молодая, свежая, чистая». Он говорит даже о своей любви к ней, о поцелуях. Он предается такому «романтизму», который раньше привел бы его в негодование. И высшим выражением этого становится последняя фраза героя: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

    Природа, поэзия, религия, родительские чувства и сыновняя привязанность, красота женщины и любовь, дружба и романтизм — все это берет верх, одерживает победу.

    И тут встает вопрос: почему же Тургенев «убивает» своего героя? Герцен по этому поводу писал, что автор романа хотел своего героя «покончить «свинцом» — покончил тифусом» и, многое не принимая в нем, «отделывается от него на манер Брута».

    Но причина гораздо глубже. Ответ кроется в самой жизни, в социальной и политической обстановке тех лет. Общественные условия в России не давали возможности для осуществления стремлений разночинцев к демократическим преобразованиям. К тому же сохранялась их оторванность от народа, к которому они тянулись и для которого боролись. Они не могли осуществить той титанической задачи, которую перед собой ставили. Они могли бороться, но не побеждать. Печать обреченности лежала на них. Становится ясно, что Базаров был обречен на неосуществимость своих дел, на поражение и гибель.

    Тургенев глубоко убежден в том, что Базаровы пришли, но время их еще не пришло. Что остается орлу, когда он летать не может? Думать о гибели. Евгений среди своих будней нередко задумывается о смерти. Бесконечность пространства и вечность времени он неожиданно сопоставляет со своей короткой жизнью и приходит к выводу о «собственном ничтожестве». Поразительно, что автор романа плакал, когда заканчивал свою книгу смертью Базарова.

    По словам Писарева, «умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг». И этот последний свой подвиг совершает тургеневский герой. Наконец, отметим, что в сцене смерти возникает мысль о России. Трагично то, что родина теряет своего большого сына, настоящего титана.

    И тут вспоминаются слова Тургенева, сказанные по поводу смерти Добролюбова: «Жаль погибшей, напрасно потраченной силы». Такое же авторское сожаление чувствуется и в сцене смерти Базарова. И то, что мощные возможности оказались напрасно потраченными, делают смерть героя по-особому трагической.

    Сочинение: Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

    Многомудрый Литрекон предлагает сочинение-рассуждение по литературе, посвященное конфликту в романе «Отцы и дети». Тема многогранная и сложная, она требует подробного рассмотрения, поэтому перед Вами целых два эссе разного объема и содержания. Вы можете выбрать то, что больше нравится. Приятного просвещения!

    Вариант 1: кратко

    (612 слов) В 1862 году Иван Сергеевич Тургенев написал одно из своих самых известных произведений — роман «Отцы и дети». В нем автор поднял очень важные и актуальные на все времена проблемы. К их числу относятся вопросы о дружбе, любви, взаимоотношениях между людьми из разных поколений. Основный конфликт в книге — столкновение поколений. Над этим противоборством размышляли многие авторы, писатели, психологи, журналисты. Особенно интересно, с какой точки зрения Тургенев показал конфликт поколений в своём произведении?

    Конфликт разных поколений является вечным вопросом, однако он особенно актуален, когда молодое поколение стремится изменить традиционные устои в моменты наивысшей социальной напряженности. Данную проблему Иван Сергеевич раскрывает на протяжении всего повествования в самых различных ситуациях. Представителями «отцов» являются братья Кирсановы, а также родители Базарова. Поколение 40-х гг. когда-то тоже высказывало критику в адрес предшественников (вспомним либеральные выступления Павла Петровича и его скандальную репутацию в среде помещиков), но оно уважало и ценило традиции своих предков и стремилось передать их следующим поколениям. Однако представители нового поколения не желают мириться со старым мировоззрением и отвергают опыт старших. Люди вроде Базарова пытаются бороться за прогресс и равенство любыми методами. Они выступали против русского барства и его традиций, против крепостного права и привилегий аристократии. Они не хотят идти на компромиссы, так как не имеют преимуществ по наследству. Типичным представителем «нового поколения» является Евгений Базаров — разночинец, вынужденный трудом добиваться высокого положения. Его картина мира отражает рационализм и целеустремленность человека, который живет трудом и не имеет времени на все остальное. «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным», — вот кредо героя. Для него смысл жизни состоит в постоянном труде во благо людей. Безусловно, это является хорошим качеством, однако есть в философии Базарова и спорные пункты. Например, отрицание всего прекрасного точно не может пойти на пользу обществу. Главный герой не понимает искусство, не разделяет восхищения природой, не верит в любовь, потому что не считает эти сферы жизни значимыми. Стоит отметить, что это утверждение составляет основу раскола в лагере «детей». Чуткий по своей натуре, Аркадий, как можно заметить, увлекается новым учением поверхностно, работает мало, зато тонко чувствует природу, искусство и любовь.

    Кто же представляет лагерь отцов? Павел Петрович — главный оппонент Базарова. Это аристократ, который гордится своими «принсипами» и своим происхождением. По его мнению, радикальные преобразования в стране не нужны, ведь вечные ценности — это основа жизни народа. Он либерально настроен, не поддерживает консерватизм власти, но в то же время высокомерен и одержим предрассудками своей среды. Так, разговаривая с мужиками, он затыкает нос надушенным платком. Немалые средства тратит он на вычурные наряды и предметы роскоши. Поэтому его раздражают намеки Базарова, посвященные бесполезности и паразитизму праздного образа жизни дворян. В отличие от Павла, его брат Николай Петрович не вступает в спор и конфликт с главным героем. Он понимает страсть Аркадия к чему-то совершенно новому и непривычному. Николай и сам изучает его книги и брошюры, чтобы сблизиться с сыном. Зато читатель видит, как Павел Кирсанов все время вступает в спор с Евгением Базаровым. Пытаясь вывести героя на конфликт, Павел Петрович неостроумно шутит и разражается. Павел Петрович не понимает, как Евгений может жить, отрицая все принципы. И это непонимание питает его гнев. Именно в столкновении между Павлом и Евгением Тургенев раскрыл всю суть противоречий представителей разных поколений. Автор противопоставляет два поколения даже во внешности героев. Павел Кирсанов идеально выбрит, со вкусом одет. Он ходит по деревне с чистыми розовыми ногтями. Евгений Базаров, наоборот, совершенно не следит за своей внешностью и за своими манерами. Его красные руки подобны рукам рабочего человека.

    Можно утверждать, что в своем произведении Иван Сергеевич Тургенев поднял очень важную проблему. Ведь конфликт «отцов» и «детей» является актуальным и по сей день. Решение данной проблемы зависит от многого. Предыдущее поколение должно терпимо относиться к новым явлениям, а молодое поколение, в свою очередь, должно с уважением относиться к старым традициям.

    Вариант 2: подробно

    (726 слов) Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» является главной проблемой, поставленной автором. Это столкновение приобретает особую остроту за счет времени действия. События разворачиваются до отмены крепостного права, когда общество практически раскололось на два противоборствующих лагеря: консерваторов, которые были против таких кардинальных изменений, и революционеров-разночинцев, всячески продвигающих мысль об отмене рабства в массы.

    Уже в самом названии мы видим конфликт — не напрямую, все-таки союз «и» объединяет, а не противопоставляет отцов и детей, однако в самих этих словах усматриваются антонимы: старшее поколение сталкивается с младшим. Время действия дополняет контекст: это не только конфликт в семье, это и противостояние идеологий, мировоззрения и взглядов на будущее России. Несмотря на то, что разногласия родителей и детей носят «вечный» характер, они обостряется с новой силой каждый раз, когда молодое поколение стремится вперед и требует смены устаревших, но привычных устоев. Однако к этому оказываются готовы далеко не все. В романе Тургенев запечатлел именно такое переходное время. Итак, представителями консерваторов в книге являются родители Базарова и Кирсановы-старшие. Их объединяет одна черта — согласие с существующими правилами и устоями, удовлетворение от жизни. А вот главный герой — Базаров — относится к лагерю революционеров-разночинцев и выступает против исключительного права аристократии на образование и другие блага. Он считает дворянство вырождающейся силой, которая не может быть полезна стране из-за своей праздности и непрактичности. Трудовой народ он, напротив, ценит, и именно в нем он видит будущее России, ее надежду и опору. Его друг — молодой Кирсанов, хоть и разделяет в чем-то мнение Евгения, но все же его увлечение новой философией жизни очень поверхностно, он не верит в нее так, как Базаров. Подражают Евгению Ситников и Кукшина — позеры и ведомые люди. Всех их объединяет одна черта — неудовлетворённость настоящим. Они хотят перемен и остро ощущают несовершенство существующего уклада жизни. «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным» — эти слова Базарова очень ярко характеризуют особенность мировоззрения Евгения. Аристократы, конечно, не могут с этим согласиться. Пожилым дворянам сложно представить себе жизнь простого люда, они не понимают его нужд и не видят его потенциала. Не замечают они и того, что на фоне тяжелой жизни большинства населения страны рассуждения о красоте и величии выглядят едва ли не смехотворными. Однако и молодое поколение не имеет полновесной программы на будущее. Базаров видит задачу своего поколения в разрушении существующих основ, а не в строительстве чего-то нового. Обе стороны в силу запальчивости и категоричности не могут прийти к истине или хотя бы компромиссу, поэтому конфликт обостряется и приводит к поединку между Евгением и Павлом Петровичем. Их противопоставление друг другу отражается даже во внешнем виде, словно автор хотел подчеркнуть не только их внутренние противоречия, но и полное отрицание друг друга. Кирсанов — мужчина средних лет, всегда гладко выбритый, аккуратный, роскошно одетый. Базаров же абсолютно другой, он не заботится о том, как выглядит, его не интересуют манеры, а одевается он всегда в балахон, при этом еще и игнорируя щетину. Руки у него красные и натруженные, а Павел Петрович имеет белые и мягкие руки, совсем не привыкшие к труду. Базаров говорит об интересующих его предметах прямо, резко, открыто. Он язвительно и последовательно доказывает свою позицию. А вот Павел Петрович предпочитает завуалировать свои истинные чувства издевками, намеками, каламбурами. Это говорит о том, что конфликт в книге Тургенева выходит за рамки столкновения поколений. Перед нами два непримиримых соперника, которых разделяет не только возраст, но и все остальное.

    Совсем другой подход к проблеме демонстрируют отец и сын в рамках семьи. Они не столь различны и категоричны. Отец Аркадия на открытую конфронтацию не идет — он предпочитает переждать бурю в стакане воды, надеясь, что увлечение сына скоро пройдет. Более того, Николай Петрович пытался понять Аркадия. То же самое можно сказать и о семье Базаровых. Отец и мать неизменно любят Евгения, стараются его принять и угодить его вкусам, но сам Евгений остается равнодушным к теплу семьи. Евгений привык, что большинство представителей поколения его родителей настроены категорично против его убеждений или же просто не понимают их. Потому он не ждет какой-то поддержки в собственной семье. Возможно, он боится стать непонятым и разорвать связь с семьей, потерять ее, а потому держится на расстоянии и присматривается.

    Конфликт поколений, показанный в романе Тургенева «Отцы и дети», — это лишь демонстрация того, что происходит сейчас во многих семьях, где мировоззрение детей отличается от родительского. К этой проблеме существуют разные подходы. Кто-то, как Николай Петрович, не готов терять ребенка только из-за его слов и мыслей, а кто-то, как дядя Аркадия, будет до последнего отстаивать свою правоту. Но главное в этой полемике — сохранить семью и наладить обмен опытом между поколениями.

    Смысл романа Отцы и дети Тургенева сочинение

    Роман «Отцы и дети» был написан И.С.Тургеневым в 60-х годах 19 века. Своим произведением автор хотел показать общественный уклад, который сложился в стране в то время. В романе затрагиваются такие важные темы, как крепостничество, тема семьи, дружбы, любви, конфликт поколений.

    Название романа заранее сообщает читателю, что основной темой повествования является взаимоотношение отцов и детей. Однако конфликт поколений в произведение Тургенева имеет глубокий смысл, отцы и дети – это не только родители и их потомки. Это взрослые, зрелые личности, два поколения, одни из которых живут мыслями прошлого (консерваторы) и прогрессивно настроенная молодежь ( либерал-демократы). Последние пришли, чтобы разрушить старый уклад жизни, они понимают, что обществу необходимы перемены. К лагерю «детей» в романе в полной мере относится лишь Евгений Базаров. Все же остальные герои поддерживают идеологию «отцов», среди них есть как представители старого дворянства (Павел Петрович Кирсанов), так и представители молодого поколения Аркадий и Катя.

    Конфликт поколений представлен в романе в борьбе различных мировоззрений. Старая дворянская интеллигенция противопоставлена совершено новому для страны явлению – революционерам-разночинцам, к котом относится Базаров. В ходе всего романа герой вынужден находиться в противостоянии консервативно настроенному обществу, для которого взгляды нигилиста являются неприемлемыми и даже опасными, способными разрушить старый уклад жизни.

    Смерть Базарова в к конце произведения не является случайной. Тургенев открыто не поддерживает в романе точку зрения ни одной из сторон, в тоже время, острая неприязнь к крепостному праву, заставляет его в большей мере симпатизировать поколению «детей». Тургенев лишает жизни своего героя, объясняя это тем, что такие люди как Базаров опережают время и становятся лишними в обществе. Им не находится настоящего дела.

    2 вариант

    Название произведения – это почти всегда ключ к «тайне» о его содержании. Слова, написанные на обложке книги должны иметь прямое отношения к её содержанию и отражать его проблематику. Не отошла и от этого правила книга «Отцы и дети». Всего три слова, а как точно они выражают суть! Ещё не читая произведения, можно понять, что тебя в нём ждёт: проблема поколений, непонимание друг драга отцами и их детьми.

    Конечно, тема поколений – не единственная в этой книге, но она безусловно главная. В основе произведения стоят люди, противоположные друг другу: новое и старое поколение. Они были рождены в разное время, им прививали совершенно непохожие ценности, у них разнятся интересы, это и вылилось в непонимание друг другом и неприятие чужих идеалов. Смысл этого произведения в том, чтобы показать и описать все стороны данного конфликта, и, возможно, прийти к какому-то решению. Или понять, что эта проблема вечна и решить её невозможно.

    Ещё одна тема «Отцы и дети» — тема так называемого «лишнего человека». Здесь нужно отметить, что этот термин как раз таки и ввёл Иван Сергеевич. Он стремился показать человека, который значительно отличается от всех, человека новатора, человека, который непохож на других своими идеями и мыслями. Базарова автор считал не только нигилистом. Но ещё и революционером. Он захотел описать как слабые, так и сильные стороны такой личности и ему это, бесспорно, удалось.

    Третьей задумкой Тургенева была демонстрация идеала человека. Базаров, будучи нигилистом, мог общаться с людьми, но вот улавливать какие-то намёки, недосказанности во время общения ему сложно, он тяготится всем этим человеческим миром, он привык говорить всё прямо. Такой подход к жизни не является идеальным, по мнению Тургенева. Всё хорошее, что есть в мире: любовь, понимание, дружба и забота достаются человеку, подходящему под идеал – Николаю Петровичу.

    Тургенев писал этот роман как раз в то время, когда консерватизм постепенно уходил и его начинал сменять революционный настрой. В то время старое общество ещё не ушло, но шаги к этому были сделаны. Роман написан в «переходной стадии» общества. Тургенев ждёт того момента, когда мир изменится, когда появится глоток свежего воздуха. Он призывает читателя к переменам, к тому, чтобы начать бороться со старыми порядками и наконец выйти в новое общество. В этом и заключается смысл произведения «Отцы и дети».

    Рассуждение про Смысл романа Тургенева Отцы и дети

    Очень часто название произведения — это ключ к его содержанию и замыслу. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» не исключение. Казалось бы, два обычных слова совместили все понятия, которые разделили персонажей на две враждебных стороны. Обыкновенное название передает смысл романа в его непростой проблематике.

    Автор в данном произведении поднял проблему столкновения двух абсолютно разных поколений и попытался найти выход из сложившегося положения. Борьба этих двух сторон равносильна борьбе между старым и новым.

    По мнению Тургенева нужно с этим что-то делать, пора все менять. На место старых представителей дворянского сословия уже готовы прийти юные борцы. Строй прошлых лет, извивший себя, не приведет к чему-то хорошему, а другой не успел сформироваться, поэтому смысл романа в том, что общество не способно жить ни по-старому, ни по-новому. Это промежуточное время.

    Евгений Базаров — представитель нового поколения. Его роль дана для создания конфликта. Он представитель целой группы выдающихся деятелей одной эпохи, их вера в абсолютном отрицании всего давнего, а взамен ничего не способны принести.

    Достаточно ярко конфликтующее мировоззрение видно между Кирсановым и Базаровым. Прямота и грубость противопоставлены манерам и изысканности. Герои произведения обладают многогранностью и противоречивостью. Базаров, обрисовав свою систему ценностей, не стал счастливее. Он сам выбрал свое предназначение для общества: ломать все старое. А как построить новое на развалинах старого уже не его история. Тут есть и проблема эмансипации. Тургенев выражает это в вероятной альтернативе патриархального строя. А женский образ эмансипе совершенной другой, он отличается от простой тургеневской девушки. И сделано это не просто так, а с той же целью показать, чтобы что-то разрушить, необходимо сначала создать. А если этого не произошло, то перемены обречены.

    Автор также описывает проблему необразованности людей. Через речь Базарова, он выражает свое недовольно по поводу невежества крестьян. Здесь раскрыта и еще одна проблема: не дружелюбность разных сословий. Богатый презирает бедного, слуга боится хозяина.

    «Отцы и дети» это актуальное произведение и на сегодняшний день. В нем собрано огромное количество проблем, которые автор стремился донести до своего поколения. К сожалению, многие вопросы так и остались без ответа.

    Сочинение по роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева

    Евгений Базаров. Мое первое впечатление и окончательное мнение о нем.
    В первый раз я прочитала роман « Отцы и дети», когда мне было лет двенадцать. Разумеется, я не все поняла, точнее , поняла очень немногое , а Базаров, главный герой этого романа, произвёл на меня отрицательное впечатление. Он мне категорически не понравился, показался грубым, некультурным, все и всех презирающих. Приехать в гости и ругать хозяев- никакой вежливости! А его отношение к природе, к искусству меня просто возмущало. И как это можно все отрицать? Это же ерунда. И только, когда Базаров заразился тифом и умер, мне стало так жалко его. Первое впечатление смягчилось, но не исчезло совсем.
    И вот в десятом классе я снова перечитываю этот роман. На уроках литературы мы подробно разбираем каждую главу, каждую строчку. И постепенно исчезает Базаров, главными чертами которого были грубость и презрение к людям, и появляется Базаров другой.
    С самого начала романа, с первого своего появления Базаров сразу же возвышается над окружающими, как бы отделяет себя от них. Говорит он со всеми как-то лениво, небрежно, словно нехотя , и каждое его слово звучит как приговор.
    И невольно возникает вопрос: а кто такой он сам, этот Базаров? И есть ли у него право так категорично судить людей ?
    Остовые черты характера Базарова. Это, во- первых, огромная работоспособность. Он не может сидеть без дела, не признает прогулок без цели. Возьмём хотя бы его жизнь в доме Кирсановых. Казалось бы, раз приехал человек в гости- надо отдохнуть , набраться сил. Так нет же, он привозит с собой какой-то микроскоп, возится с ним, ставит каждое утро разнообразные опыты, бегает каждое утро ловить лягушек- одним словом,
    без дела не сидит. Во- вторых, в Базарове нет никаких следов барства. И хотя у отца его имеются 22 душ крепостных, он больше гордится тем, что «его дед землю пахал». Простые люди привязываются к нему, чувствуют, что он «свой брат, не барин». А деревенские мальчишки в усадьбе Кирсановых бегают за ним, как собачонки.
    У Базарова есть ум и силы, к тому же у него есть цель. Эта цель — сломать существующий строй, потому что этот строй изжил сам себя. Он видит пользу прежде всего в отрицательности — и он отрицает. Но в этом своём отрицании он, по определению Писарева, «начинает завираться». Он отрицает красоту природы, музыку, искусство, и в этом нельзя согласиться с ним. Но и нельзя судить его за это слишком строго, ведь Базаров- живой человек, а у каждого человека есть свои недостатки и свои достоинства, и от ошибок ещё никто не гарантирован. К тому же потом он понял, что ошибался. Понял, когда полюбил.
    . Анна Сергеевна Одинцова была очень умной, очень красивой и холоднокровной женщиной. Базаров и Аркадий познакомились с ней на балу у губернатора. И Аркадий с удивлением смотрит на своего приятеля. Тот самый Базаров, считающий возвышенные чувства чепухой, вдруг краснеет в присутствии Одинцовой, против обыкновения, старается занять ее своим разговором. Дальше- больше. «В разговорах с Анной Сергеевной он . высказал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе.»
    Базаров полюбил Одинцову, полюбил именной той любовью, которую не признавал прежде. Но Анне Сергеевне спокойствие оказалось дороже всего. И Базаров страдает, страдает молча, злится сам на себя за «эту слабость». Его любовь- сильна, побороть ее трудно, и Тургенев сочувствует своему герою. А вместе с Тургеневым сочувствуем ему и мы, читатели.

    Роман заканчивается смертью Базарова. Он погибает от случайного заражения тифом. Но Тургенев выбрал именно такой конец не случайно. Смерть Базарова раскрывает перед нами все его качества. Базаров знает, что умрет, ведь он сам врач. Ему жаль прощаться с жизнью, он чувствует в своей душе огромные силы, которые так и не нашли применения, он видит, что несмотря на все свои планы и мечты, он так и не стал нужным для России, он ничего ещё не успел сделать для своей Родины, для народа. Обидно-такая нелепая случайность! Но Базаров не раскисает и страха перед смертью у него нет. Он ещё находит в себе силы успокаивать родителей, скрывать от матери свою болезнь. Но сколько горечи в словах прощания его с Одинцовой. «Я нужен России.. Нет, видно не нужен,»- говорит Базаров. И именно это мучает его. Невозможно без слез и без восхищения этим сильным характером читать последние страницы романа.
    И закончить своё сочинение я хочу словами автора этого романа. «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью…, — писал Тургенев,-если он его не полюбит, повторяю я — я виноват и не достиг своей цели».

    В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» (1861 г.) рассказывается о ярком представителе нигилизма Евгении Базарове. Писатель показал бунтаря, отрицавшего сложившиеся порядки и всё то, что не приносит конкретную практическую пользу. Этот тип мировоззрения появился в России в 19 веке, им стали увлекаться многие из молодых людей. Один из них — молодой дворянин Аркадий Кирсанов, попавший под влияние своего старшего друга. Сравнительная характеристика Базарова и Аркадия поможет понять отличие нигилизма Базарова от нигилизма Аркадия Кирсанова.

    Происхождение, воспитание, образование

    Отец Евгения Базарова служил полковым лекарем, за заслуги был пожалован в дворяне. Мать была небогатой столбовой дворянкой. По линии матери дворянство не передавалось, а отец стал дворянином уже после рождения сына, поэтому неизвестно, был ли Евгений дворянином. Скорее всего, нет, ведь он говорит о дворянах так, как будто сам к этому сословию не принадлежит. В имении его матери, которым руководил отец, было 22 крепостных человека.

    Аркадий родился в дворянской семье. Дед его был боевым генералом 1812 года, а отец — помещиком, у которого было имение и 200 крепостных людей.

    Базаров, воспитывавшийся в семье военного доктора, перенял у отца интерес к медицине и естественным наукам и поступил на медицинский факультет Петербургского университета. В будущем году он хотел держать экзамен на доктора. Базаров считал, что воспитал себя сам: «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например…» (глава VII).

    Аркадий воспитывался с 10 лет только отцом, потому что мать его скончалась. Отец, Николай Петрович Кирсанов, был не очень умелым помещиком и чувствительным человеком, любившим музыку, поэзию, природу. Под влиянием отца Аркадий тоже начал понимать и любить природу и искусство. После учёбы в Петербургском университете ему было присвоено звание кандидата (на каком факультете он учился автор не указал).

    Оба отца, и Василий Иванович Базаров, и Николай Петрович Кирсанов, очень любили своих сыновей. Николай Петрович даже прожил с Аркадием три зимы в Петербурге, стараясь знакомиться и общаться с друзьями сына.

    Портрет: описание внешности, манеры поведения, речевая характеристика

    Евгений Базаров — высокий молодой человек. Выражение его худого длинного лица показывало ум и самоуверенность. Он был тёмно-белокур, на щеках его красовались висячие бакенбарды. На свою одежду Евгений обращал мало внимания, одевался в длинный балахон с кистями. Он не считает нужным соблюдать вежливость в обращении с людьми, с иронией относится к тем, кто соблюдает правила хорошего тона. Манеры его небрежны, ведёт себя Базаров всегда свободно, раскованно, говорит «ленивым, но мужественным голосом». Он немногословен, предпочитает говорить только по делу, а не разглагольствовать на отвлечённые темы.

    Внешность Аркадия автор не описывает, читатель узнаёт только что он загорелый, безбородый. Ему «минул двадцать третий год», выглядит он «молоденьким мальчиком», голос у него звонкий, юношеский. Одевается он хорошо, опрятно, ведёт себя вежливо. В речах Аркадия чувствуется влияние нигилистических взглядов Базарова и гордость своими передовыми воззрениями.

    Отношение героев друг к другу

    Аркадий Кирсанов познакомился с Евгением Базаровым недавно, не раньше прошлой зимы, и успел попасть под его влияние. Аркадий очень ценит дружбу с Базаровым, хочет быть похожим на него, также отрицать авторитеты и принципы. Перед отцом и дядей он уверенно и с важностью излагает идеи нигилизма. «Мы ломаем, потому что мы сила», — вторит Аркадий своему старшему другу. Но, «напялив» на себя эти идеи, он в глубине души остаётся им чуждым.

    Базаров относится к Аркадию снисходительно, при общении с ним выражения не выбирает, например, заявляет ему: «Ты, брат, глуп ещё…» (глава XIX), насмешливо называет его нежной душой, размазнёй.

    Прощаясь с Аркадием, Евгений покровительственно говорит ему: «Ты славный малый; но ты всё-таки мякенький, либеральный барич…» (глава XXVII)

    Образ жизни

    Приехав после учёбы домой, Аркадий наслаждался отдыхом, иногда ходил с Базаровым на прогулку. Но Евгений ходил не на обычные прогулки без цели, а собирал травы и насекомых. Даже в гостях у Кирсановых он много занимается, изучает природу, ставит химические и физические опыты.

    В конце романа Тургенев пишет об Аркадии как о «рьяном хозяине», который сумел сделать так, что имение в Марьине стало приносить значительный доход.

    Характер



    Базаров — человек с сильной волей и жёстким характером. Он энергичен, самоуверен, беспринципен, холоден, скептичен, целеустремлён. Его отличает смелость и резкость в суждениях, прагматичность и даже циничность.

    Аркадий, в отличие от Базарова, довольно слабовольный молодой человек, он подсознательно ищет себе наставника. По натуре этот юноша очень добр, у него чистая, светлая душа. Ему присущ романтичный настрой души, характер у него спокойный, уравновешенный.

    Отношение к природе, искусству, поэзии

    Аркадий был воспитан отцом, который любил поэзию, музыку, природу, поэтому тоже любил литературу, искусство, природу. Но, решив стать нигилистом, принялся говорить, что то, что не приносит материальной пользы, не имеет право на существование. Иногда, начав восхищаться природой, Аркадий вспоминал, что он нигилист, и умолкал. Он и музыку классическую любил, но конечно, не говорил об этом Базарову, смеявшемуся над его отцом, что он в 44 года играет на виолончели.

    Отношение Базарова к поэзии, искусству, природе передают следующие его высказывания:

    • «Рафаэль гроша медного не стоит…» (глава X).
    • «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» (глава VI).
    • «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (глава IX).

    Отношение к женщинам, к любви

    Базаров был «великий охотник до женщин и женской красоты», но относился к ним, как к предмету анатомии. Для него они все были «бабы» («…баба с мозгом», говорит Евгений об Одинцовой).

    Цинизм Базарова виден в следующих словах, которые говорит он Аркадию об Одинцовой: «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа» (глава XV); «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр» (глава XV).

    До встречи с Одинцовой Базаров относился к любви как к напускному чувству, «вздору». Любовь к Одинцовой стала сильным ударом по убеждениям Евгения. Он пытался подавить в себе это чувство, но любовь оказалась сильнее его железной воли.

    Аркадия, который хоть и благоговел перед своим старшим другом и хотел быть на него похожим, всё же коробили его высказывания об Одинцовой. Сам он о ней говорит: «Что за чудесная женщина Анна Сергеевна» (глава XVI). Аркадий восхищался ею, ему даже казалось, что он в неё влюблён, но хорошо и свободно юноше было только с Катей, младшей сестрой Одинцовой. В конце концов, он понял, что любит Катю, и что свои идеалы искал не там, где следовало, что его идеалы — любовь и семья.

    Сравнительная характеристика Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова (таблица)

    Параметры сравнения Евгений Базаров Аркадий Кирсанов
    Происхождение, воспитание Родился в семье разночинца (полкового лекаря), впоследствии за заслуги пожалованного в дворяне. Мать — столбовая дворянка. От отца он перенял интерес к естественным наукам, к медицине. Базаров считает, что воспитал себя сам. Родился в семье дворянина. Отец был помещиком, очень чувствительным человеком. Под его влиянием Аркадий стал понимать и любить искусство, поэзию, природу.
    Образование Учится на медицинском факультете Петербургского университета. Окончил Петербургский университет, получил звание кандидата.
    Возраст Около 30 лет (он примерно одного возраста с Одинцовой, которой 28 лет). 23 года.
    Портрет: внешность, манера поведения Рост высокий, лицо длинное, худое, волосы тёмно-белокурые, висячие бакенбарды. Одевается и ведёт себя небрежно. О внешности Аркадия сказано только, что он загорелый и безбородый и что выглядит «молоденьким мальчиком». Одевается и ведёт себя прилично.
    Характеристика речи Говорит лениво, но мужественным голосом. Речи его отрывочны и немногосложны, так как предпочитает не говорить на отвлечённые темы. Голос юношеский, звонкий. В речах чувствуется гордость своими нигилистическими взглядами на жизнь.
    Образ жизни В Марьино и в имении отца Базаров работает: изучает природу, производит физические и химические опыты. Окончив учёбу в университете, Аркадий в родном имении отдыхает, сибаритствует.
    Черты характера Энергичность, самоуверенность, скептичность, целеустремлённость, сильная воля. Слабоволие, романтизм, уравновешенность, доброта.
    Отношение друг к другу Относится к Аркадию покровительственно, снисходительно, часто насмешливо. Он понимает, что скоро их пути разойдутся. Находится под влиянием Евгения, желает быть на него похожим, но увлечение идеями нигилизма у него поверхностно.
    Отношение к природе, поэзии, искусству К природе относится как к мастерской, искусство и поэзию считает бесполезными для людей. Любит природу, классическую музыку, поэзию, но предпочитает скрывать это от Базарова.
    Отношение к женщинам, к любви Для него все женщины — «бабы» и предмет анатомии, но женскую красоту он ценит. Любовь для него — «вздор». Старался подавить в себе любовь к Одинцовой, но перед смертью признался Анне Сергеевне, что любил её. Для него любовь — не «вздор», как для Базарова. Полюбив Катю Локтеву, он понял, что для него идеал — это семейная жизнь с любимой женщиной.
    Вывод Евгений Базаров — натура сильная, Аркадий Кирсанов — слабая, поддающаяся влиянию людей с сильным характером. Влияние Базарова на него ослабло, и Аркадий, полюбив девушку с сильным характером, попал под её влияние и отказался от нигилистических идей.

    Вывод



    Образ Аркадия Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» выведен автором для того, чтобы показать одиночество главного героя, нигилиста Евгения Базарова. Сравнительная характеристика Базарова и Аркадия показывает, что юный Кирсанов — не единомышленник Евгения, а его временный попутчик, примкнувший к нему из молодой дерзости, из юношеского задора.

    Проблемный подход в обучении для
    активизации учебно-воспитательного процесса (На примере изучения романа И.С.
    Тургенева «Отцы и дети»)

    С
    каждым годом увеличиваются темпы развития науки и техники. Информационные
    технологии стремительно развиваются, бесконечные потоки информации каждый день
    обрушиваются на человечество, и это вызвало необходимые изменения в обществе.
    Как отличить важное от неважного? Где скрыта правда? — эти и многие другие
    вопросы постоянно задают себе пользователи сети Интернет. Безусловно, подобные
    изменения, происходящие в среде информационных технологией, не могли не повлечь
    за собой изменения в жизни людей, а значит, в отношении воспитания и обучения
    молодых поколений, а в итоге – в плане подготовки их к полноценной социальной и
    личной жизни. Как научить ребёнка находить важную информацию и научить ей
    владеть? Продуктивное, творческое мышление необходимо учащимся. Этому
    способствует проблемный подход в обучении, когда ученик вовлекается в процесс
    самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, решает задачи
    проблемного характера.

    Величайшие
    люди в истории всегда были сторонниками проблемного подхода, ещё И. Кант писал
    о  таком  воспитании молодого поколения: «Главная цель воспитания —
    научить думать, а не запоминать, не зазубривать, учить мыслить, а не
    мыслям». Суть проблемного подхода заключается в том, что учитель не просто
    сообщает конечные выводы науки (темы, занятия, раздела или параграфа учебника),
    но ставит перед учащимися проблему и намечает как бы пунктирно путь поисковой
    деятельности, давая ученикам возможность самостоятельно решать поставленные
    задачи, то ест учить «мыслить, а не мыслям». Учитель должен создавать
    проблемные ситуации, учить учеников самостоятельно искать истину, проверять
    гипотезу.

    В
    старших классах изучаются произведения со сложной проблематикой, в которых
    сложно определить героя по характеристикам «плохой» или «хороший», так как путь
    героя сложен, многогранен, его поступки неоднозначны, иногда противоречат
    логике. Как не потеряться ученику в этой неоднозначности? Старшеклассников
    всегда прельщали герои с трудным характером и непростой судьбой, особенно
    полюбились выпускникам последних поколений: Родион Раскольников, Евгений
    Базаров —  герои-бунтари, «не такие, как все», во многом непонятные,
    неправильные, но которые именно этим и заинтересовывают юные умы. Роман Ивана
    Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» в последнее время очень востребован среди
    учеников старшего звена. Евгений Базаров близок и понятен ученикам.  В русской
    литературе встречаются герои, чьё поведение должно вызывать отторжение, но,
    наоборот, такие герои вызывают симпатию. Евгений Базаров является таким героем.
    Поведение данного персонажа вызывает сопереживание и сочувствие. Вот Базаров
    влюбился в Одинцову, и что дальше? Дальше возникает проблемный вопрос, точнее,
    два вопроса. Откажется ли Базаров от своих убеждений и признает свою неправоту?
    Останется ли главный герой верен своим идеалам? Когда ученики будут искать
    ответы на эти вопросы, их концентрация на произведении повысится, они станут
    внимательнее, попытаются найти интересные сведения из личного опыта писателя,
    изучат эпоху, в которой создавалось данное произведение, может быть, захотят
    прочитать «Дворянское гнездо», «Новь».

    Для
    того, чтобы лучше изучить материал, ученики могут объединяться в группы,
    разрабатывать свои концепции, благодаря которым могут прийти к верному
    пониманию поведения главного героя, объяснить какие-то поведенческие моменты. В
    случае с Евгением Базаровым ученики могут разработать «теорию спасения»
    главного героя от его духовных заблуждений.

    Согласно
    примерной программе по литературе в общеобразовательной школе (3 часа в неделю
    вместо прежних 4-х) “спасению” Евгения Базарова можно уделить 9 часов, не
    больше.

    На
    первом уроке: «И.С. Тургенев. Судьба писателя. Формирование общественных
    взглядов» ученики должны постараться увидеть писателя коллективно, вместе с учителем,
    работая над психологическим портретом автора романа “Отцы и дети”.  На этом
    уроке понадобится презентация, чтобы показать родовое гнездо Спасское-Лутовиново,
    деспотичную мать Варвару Петровну, холодного красавца-отца Сергея Николаевича,
    также на уроке можно предоставить данные, которые ученики сами нашли о жизни
    писателя в книгах и Интернете.

    При
    рассказе о жизни писателя крайне важно рассказать о его детстве, упомянуть о
    суровой матери, о которой Тургенев вспоминает такими словами: «Мне нечем
    помянуть моего детства <…> Ни одного светлого воспоминания. Матери я
    боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк — одним словом, муштровали
    как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отважился спросить, за что
    меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об это лучше не знать,
    догадайся»». Рассказать о равнодушии отца, его любовных похождениях, одно
    из который разбило сердце юному Тургеневу, эти печальные события легли в основу
    повести «Первая любовь».  Тургенев ещё в детстве увидел сполна жесткое
    отношение родителей к собственным детям и крепостным, для него стало целью –
    борьба с крепостным правом, в письме С.А. Венгерову он пишет: «Ненависть к
    крепостному праву уже тогда жила во мне, она, между прочим, была причиной тому,
    что я, выросший среди побоев и истязаний, не осквернил руки своей ни одним
    ударом…».

    Очень
    важно заинтересовать детей личностью писателя, драматизмом его судьбы, при
    таком подходе ученикам становится интересно самостоятельно находить факты из
    биографии писателя, о которых не было сказано на уроке литературы. Если дети
    будут соучастниками учебного процесса, то успех в изучении биографии писателя и
    произведений, которые он написал, обеспечен. Учитель не должен отдавать
    «власть» в руки учеников, он должен методично курировать процесс обучения,
    помогать искать важную информацию о И.С. Тургеневе.

    Когда
    дети заинтересовались личностью писателя, можно переходить к следующим темам
    уроков: «Особенности художественного мира И.С. Тургенева», «История создания
    романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»».

    На
    этих уроках ученики смогут проследить путь развития И.С. Тургенева от
    студенческих лет  до зрелости, в том числе творческой. На уроках будет
    рассказано об эпохе, в которой жил И.С. Тургенев, о непростом положении России
    в то время, духовных ценностях и идеалах, о возникновении «нигилизма» как
    отражения событий, происходивших в России в то время. Ученикам представится
    возможность высказать своё мнение о «нигилизме», поговорить об истоках данного
    явления, проанализировать, как к данному явлению относились люди, связать это с
    написанием романа «Отцы и дети» и бурной реакцией, последовавшей после выхода в
    свет романа.

    Из
    писем Тургенева, из воспоминаний о нём современников ученики приводят примеры
    того, что происходило в России в то время, и как к этому относился сам
    Тургенев.

    Говоря
    о социальной несправедливости, с которой боролся Тургенев всю жизнь, некоторым
    ученикам будет уместно дать темы докладов, в которых они наиболее подробно
    расскажут о либерализме, крепостном праве, о «предгрозовом» времен для страны.
    Так ученики сами подберут материал, сделают выборку и представят вниманию
    класса самый важный и интересный материал, по их мнению.

    На
    следующем уроке: «Конфликт поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и
    дети»» можно подробно поговорить о том, кто такие консерваторы, почему они
    чтут традиции, разобраться, кто прав: Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров.

    На
    четвертом и пятом уроках: «И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
    Базаров в кругу единомышленников.», «И.С. Тургенев. Роман «Отцы и
    дети». Базаров и Аркадий.» можно предложить ученикам произвести
    литературоведческий анализ термина «нигилизм», проанализировать, как понимали
    данный термин западные учёные: Ф.Г. Якоби, Сю. Кьеркегор, Ф. Ницше, О.
    Шпенглер, М. Хайдеггер. Порассуждать, к чьим убеждениям тяготеет главный герой,
    проанализировать его диалоги в доме Кирсановых.

    На
    шестом уроке: «И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Внутренний
    конфликт Базарова. Испытание любовью.» ученикам предстоит разговор о силе
    любви, об отрицании духовных ценностей и победе нематериального над
    материальным. Рассуждения учеников можно подкрепить философскими размышлениями
    с предыдущих уроков. Необходимо на данном уроке проанализировать поведении
    Одинцовой, поразмышлять, в чём причина её царственного поведения и холодности
    по отношению к мужчинам.

    Седьмой
    урок: «И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Базаров и родители. Судьба
    героя.» будет посвящён вечному конфликту «отцов» и «детей», ученикам
    представляется возможность проанализировать отношение главного героя к своим
    родителям, поразмышлять о том, существует ли конфликт между «отцами» и
    «детьми», или данный конфликт можно считать мнимым, ведь «дети» когда-то станут
    «отцами», а те, в свою очередь, когда-то были «детьми».

    Восьмой
    урок: «Базаров как «трагическое лицо». Финал романа.» посвящён
    главному герою романа. На уроке предстоит разобраться в «заблуждениях»
    относительно некоторых явлений Евгения Базарова. «Да, поди попробуй отрицать
    смерть. Она тебя отрицает, и баста!», — заключает герой.  Мог ли герой
    поступиться своими взглядами, признать «принсипы»? Один проблемный вопрос тянет
    за собой ряд других. Так, рассуждая, нужно добраться до главного проблемы, о
    которой мы говорили в начале, разработке «теории спасения» главного героя.
    Девятый урок будет посвящён такому поиску.

    Каждая
    группа (команда) учащихся расскажет о выбранной теории: выступят приверженцы
    русского философа Владимира Соловьёва, попробуют свои силы материалисты,
    опираясь на Людвига Фейербаха. Стоит побудить учащихся к рассуждениям о
    западниках и славянофилах, примеряя их взгляды к психологическому портрету Базарова,
    важны будут мнения учеников и о либерализме самого И.С. Тургенева. Возможно,
    найдётся в классе и сторонник нигилизма, а кто-то из учащихся в этом усомнится
    и выскажет свои доводы.

    В
    любом случае проблемный вопрос заставит школьников мыслить, рассуждать,
    отстаивать свою точку зрения. А что же учитель? Он направляет, поправляет,
    подталкивает, помогает – то есть, корректирует как весь процесс освоения
    материала классом в целом, так и каждым учащимся в отдельности.

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА

    1.    
    Тургенев И.С. роман «Отцы и дети», СПб: Азбука-Аттикус, 2017

    2.   
    Петров С.М. ‘И. С. Тургенев. Творческий путь’ — Москва: Художественной
    литературы, 1961 —    

    3.    
    Богословский Н.В. ‘Тургенев’ Жизнь замечательных людей. Выпуск 3 [269] —
    Москва:           Молодая гвардия, 1959 — с.416

    4.    
    Махмутов М. И. Проблемное обучение. М., “Педагогика”, 1975.

    5.  
      Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М., “Педагогика”, 1982.

    6.    
    Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном
    процессе. Учебное пособие для пединститутов. М., “Просвещение”, 1979.

  • Сочинение душевная драма катерины в пьесе островского гроза по плану
  • Сочинение дьяка ивана тимофеева временник
  • Сочинение евгений базаров новый человек старого времени
  • Сочинение дюймовочка 2 класс
  • Сочинение евгений базаров новый герой или трагическая личность краткое