Сочинение эссе мой достоевский

Сочиненияпо литературедостоевскийанализ романа униженные и оскорблнныероман униженные и оскорбленные затрагивает глубочайшую проблему тех времен это люди, которых бросили на
  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Анализ романа Униженные и оскорблённые

Роман «Униженные и оскорбленные» затрагивает глубочайшую проблему тех времен – это люди, которых бросили на произвол судьбы. Бедные, не знающие как свести концы с концами и с трудом добывающие себе пропитание – вот главные герои первого большого романа Федора Михайловича Достоевского. В более поздних произведениях, эта тема описана более подробно, с большим погружением.

Рассмотрим основных героев романа. Все сосредоточение зла и негатива заключается в Валковском. Он очень жесток, равнодушен к чувствам других, везде ищет собственную выгоду. Женится по расчету, но оказавшись не удовлетворенным женитьбой, попросту выкидывает из дома мать своей жены Нелли. Князь Валковский не забывает и получить выгоду со своего сына, возымев желание женить его на девушке, с готовность разрушая семью человека Ихменеева, который воспитывал его сына и помог не разориться в тяжелые времена. Интересно то, что автор оттеняет внешнюю красоту князя Валковского его ужасным нравом.

В романе есть и ещё один персонаж, который имеет схожие черты с Федором Ивановичем – это Иван Петрович. Валковский и начинающий писать Иван Петрович находятся по две стороны весов, они разные во всем. Князь – богат, красив и жесток. Иван Петрович же очень благороден, добр и беден. Он с готовностью помогает беднякам и униженным. Иван Петрович помогает и Нелли, увидев всю эгоистичность и черствость князя по отношению к жене.

В романе «Униженные и оскорбленные очень глубоко исследуется тема человеческого эгоизма. Можно сказать, князь – это эгоцентризм в высшей его мере. Сын Валковского, тоже оказывается эгоистом. Тут мы видим любовный треугольник – две девушки Катя и Наташа влюблены в сына князя. Наташа готова самоотверженно работать, лишь бы угодить своему любимому, и обеспечить его безбедным будущим и Катя, которой не требуется работать – ведь она и так богатая наследница. И что же выбирает сын Валковского? Следуя своей эгоистичной натуре, он выбирает богатую наследницу. Тут мы сталкиваемся и с ещё одним проявлением эгоизма. Отверженная Катя настолько упивается своим горем и безответной любовью, что не замечает проблемы своих близких людей.

Что касается старика Смита и Николая Ихменева, то тут в сюжет вступает их гордыня, которая тоже является проявлением эгоизма. Он вредит их близким, но они оказываются равнодушны к их страданиям. Следующим персонажем, раскрывающим природу эгоизма, является Нелли, которая упивается жалость к себе. Она готова терпеть все издевательства, страдать, но не будет менять ничего в своей жизни. Отчего следует, что страдание – это способ существования, по другому она не может.

Упомянем ещё одну интересную деталь романа. Здесь много действующих персонажей, но нельзя выделить главного, что подчеркивает желание писателя раскрыть определенную проблему этих людей, не заостряя внимание на ком то определенном.

Анализ №2

Достоевский, планировал написать роман «Униженные и оскорблённые» в течении трёх месяцев, однако затянулся на три года, и закончил его в 1810 году.

Действия происходили в Петербурге, где писатель по имени Иван Петрович повествует действия произведения, добавляя в него отражения личной жизни, а также части биографии самого Достоевского.

В произведении подняты вопросы человеческой этики, индивидуализма, многогранность судеб, а также расстояние между нищетой и роскошью, где действуют схожие традиции, радости и проблемы. Роман растет на глазах у читателей, повествуя культуру, быт и обыденную жизнь людей начиная с 1830 до 1850 года, обогащая историческими и общественными фактами той эпохи.

Роман начался писаться сразу после каторги Достоевского в Сибирь, охваченный жизнью того времени, выражая культурно-идейное положение революционных стремлений России. Во всем романе чувствуется дух капиталистической темы, судьбы людей описываются с позиции гуманности и человечности.

Отдельной темой подчёркивается семья Ихменевых, где Нелли испытывает нищету трущоб, пороки притонов, теряясь в страшном мире преступности, в котором грабят её родителей.

Не менее сильными персонажами, участвующие в этом романе являются Валковский и его сын Алёша, который не осознанно становится причиной зла, содействуя своим эгоизмом и безответственностью. Он своей безвольностью и не самостоятельностью позволяет судьбе потерять детское простодушие, доброту и непричастность к своим поступкам, которые резко отличают его от отца.

Князь Валковский является озлобленным хищником, циником и эгоистом, потерявшим все человеческие и моральные качества характера, заразив сам себя нравственными болезнями.

Роман «Униженные и оскорблённые» глубоко раскрывая свои образы и идейные замыслы, приобрёл достоинства занимательности, увлекательности и содержательности, так как многие герои предавали художественную оценку и раскрывали психологию многих людей.

Достоевский явно охарактеризовал людей с эгоизмом и личными амбициями, которые нередко приводили их в состояние растерянности человеческих достоинств от бестолковых увлечений и занятий, отвлекающих людей от взаимопонимания, помощи и единства.

«Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф.М.Достоевского»

Слайд 1

Творческий проект «Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф.М.Достоевского» Выполнила: Ролдугина Алена 10В

Слайд 2

Федор Михайлович Достоевский «Человек есть тайна . Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» Ф. М. Достоевский.

Слайд 3

Образ «маленького человека» На протяжении XIX века писателей волновала проблема «униженных и оскорблённых», и они писали об этом в своих произведениях. Первым тему «маленького человека» раскрыл А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель», продолжил эту тему Н.В. Гоголь, создавший в «Шинели» образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Развитием типа «маленького человека» стал литературный тип «униженного и оскорбленного» человека, который ярче всего представлен в произведениях Ф.М.Достоевского («Униженные и оскорбленные» — название романа Достоевского). Впервые образ «униженного и оскорбленного» человека — Макара Девушкина — создан Достоевским в романе «Бедные люди» (1846). Этот герой, бедный петербургский чиновник, был внешне похож на многочисленных «маленьких людей», изображавшихся писателями «натуральной школы» 1840-х гг. Но, в отличие от своих современников, Достоевский не ограничился социальной характеристикой Девушкина. Он показал, что его герой понимает и остро переживает свое унизительное положение, не может смириться с ним, хотя и не способен к протесту. Акакиевича Башмачкина.

Слайд 4

Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека » Его герой окружен «двойниками». Он не изолирован от общения с людьми: мир «маленького человека» разрастается. Герой не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему. Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта

Слайд 5

Тип «униженного и оскорбленного» стал подлинным художественным открытием Достоевского. В его изображении мелкие чиновники, студенты, несчастные женщины и дети из низов общества — люди гордые, мыслящие, глубоко чувствующие, со сложным и своеобразным духовным миром. Некоторым «униженным и оскорбленным» в произведениях Достоевского присущи черты романтических героев. Это романтики, оказавшиеся на «дне» жизни, несущие свой крест, но внутренне не смирившиеся со своим унизительным положением. Яркие образы «униженных и оскорбленных» созданы писателем в романе «Преступление и наказание».

Слайд 6

«Бедные люди» (1845) – тема бедных людей «Двойник» (1846) – тема распада личности «Белые ночи» (1848) – тема мечтателя «Униженные и оскорбленные» (1861) – тема бунта  «Преступление и наказание»  синтез всех прежних тем Причины униженности у всех свои, ибо все, и даже книжные герои, имеют разные характеры и разную судьбу. Кто-то сознательно унижает себя , кто-то, наоборот, терпит это унижение.

Слайд 7

1845 год «Бедные люди» « Тут уж я чувствую, что и последние силы меня оставляют, что уж все, все потеряно! Вся репутация потеряна, весь человек пропал».

Слайд 8

В центре романа Достоевского – история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Доброселовой. Избранная писателем форма романа в письмах позволила ему с необыкновенной теплотой и лиризмом раскрыть душевную красоту и благородство своих героев.

Слайд 9

Первый роман «Бедные люди» Достоевского написан в 1846 году. Его вскоре печатают в «Петербургском сборнике» Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, «Бедные люди»- это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам. Ужасен мир вокруг Вареньки Доброселовой, молодой женщины, пережившей много горестей в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследования низких людей), и Макара Девушкина, бедного пожилого чиновника. Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского: главное в «маленьком человеке» – это его натура Протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевич очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного. Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради другого. Макар – это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому. Для бедного человека основа жизни — это честь и уважение, но герои романа знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши».

Слайд 10

1860 год. Роман «Униженные и оскорблённые»

Слайд 11

Название первого романа , написанного Достоевским после каторги – «Униженные и оскорбленные» (1886), должно было напомнить читателям о «Бедных людях». Здесь также на первом плане изображение противоречий большого города, ясно звучит моральный протест против угнетения и преследования «маленьких людей», униженных и оскорбленных богатыми и знатными. В новом романе сочетается злободневная общественно-политическая проблематика с вопросами нравственно-философскими. Традиционная для реалистических произведений манера повествования (отчасти в духе «натуральной школы») перебивается (не всегда убедительно в художественном отношении) романтической историей девочки Нелли, изложенной в стиле авантюрного романа. С образом Нелли связана тема городских трущоб, нищеты, всего мира насилия и обмана, с которыми читатели отчасти были уже знакомы по ранним произведениям писателя.

Слайд 12

Странное довольство Наташи Ихменевой собственным унижением, связано с судьбой ее отца, доверчивого и чадолюбивого Николая Сергеевича. Зло, воплощенное в князе Валковском, — вот что, как мне кажется, ломало жизнь Ихменева и что болезненно отозвалось в психологии Наташи. Коварный и подлый человек Валковский втянул мирного Ихменева в судебный процесс и, разумеется, выиграл его. Обедневший помещик превращается в городского разночинца. Опять нищета. Сколько горя несет она в себе! В судьбе Наташи такой семейный крах отозвался безрассудностью ее поступков, которые она пытается оправдать не столько отчаянием, сколько жертвенной покорностью мужчине. Наташа покидает отца, становится духовной рабыней Алеши, готовая радоваться тому, что он любит открыто другую девушку.

Слайд 13

В романе «Униженные и оскорбленные» особый интерес автора привлекает исследование глубин души человеческой, новое понимание тайн человеческой личности. Наташа, смертельно обиженная князем Валковским, говорит: «Надо как-нибудь выстрадать наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками. Страданием все очищается…» Это одно из самых заветных убеждений автора : с этими мыслями он вернулся из каторги. Они останутся для него центральными и во всем последующем творчестве.

Слайд 14

Впервые в этом романе появляется у Достоевского тема страдания ребенка (судьба Нелли) которая станет впоследствии ключевой в его творчестве. В своем последнем романе «Братья Карамазовы» писатель устами Ивана скажет, что ему, как и всему человечеству, не нужны всеобщая гармония, всеобщее благоденствие, если в основе их лежит хоть одна слезинка ребенка.

Слайд 15

1866 год. Роман «Преступление и наказание»

Слайд 16

О замысле романа «Это — психологический отчет одного преступления. Молодой человек, исключенный из студентов университета по легкомыслию, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решается убить одну старуху обобрать, чтобы сделать счастливою свою мать… избавить сестру… докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, непреклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству»… Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое. Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело…» ( Из письма Достоевского к издателю Каткову) 

Слайд 17

Во-первых унижен и оскорблен, конечно, главный герой – Раскольников. Он живет в крайней нищете, вынашивает наполеоновские планы покорения всех и вся и наконец видит крушение этих планов, и крушение своей собственной жизни… Он зол и циничен, но он ничего не делает для изменения себя. Он намеренно продолжает унижать и проверять себя, не заботясь ни о своей жизни, ни о своей семье. Очевидно, что униженность Раскольникова проистекает из его внутренних, неспособных разрешится противоречий и от извращенности ума, изыскивающего великие планы изменения всего мира, вместо того, чтобы изыскать средства на образование Он знает , что грешен, но нет в нем сил бороться с собой, и потому везде у Раскольникова самоунижение: «О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно. — И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц…»

Слайд 18

Униженной и оскорблённой была и Сонечка Мармеладова. Не имея возможности заработать деньги честным трудом, чтобы прокормить мачеху и её маленьких детей, вынуждена была переступить нравственные законы: она идёт на панель. Принося домой деньги, омытые слезами, она как бы отдавала частицу себя, своего горя и стыда. Эта девушка не думала о себе. Намного важнее для неё жизнь любимых ею людей, их малые радости. Хотя Сонечка и вынуждена была перешагнуть через себя, душа её осталась чистой, неразвращенной. В ней продолжала жить «живая совесть». У Сони чёткая граница между добром и злом, у неё непоколебимая опора – вера в Бога. В этом она черпала силы, чтобы пережить все обиды и унижения, сохранить нравственную чистоту, живую душу и связь с миром в той грязи, в которую бросила её жизнь. Сонечка среди голода и унижений сохраняет веру в жизнь, в человека, отвращение к злу, насилию и преступлению.

Слайд 19

А судьба Мармеладова? В его разговоре с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благородство есть. Жалок Мармеладов с его речью, с солидной осанкой, шут, своим ораторством потешающий всех. Этот человек трагической судьбы. В пьянстве он пытается утопить своё горе, хотя понимает, что это не выход их положения. Катерина Ивановна – супруга Мармеладова. После смерти мужа она осталась с тремя малыми детьми в нищете. Дети Катерины – это её страдание, потому что она бессильна им помочь. Самой маленькой нет шести лет. Раскольников видит её спящей на полу, «сидя, скорчившись и уткнувшись в диван». Она привыкла уже к нищете и вряд ли представляет, что может быть какая-то другая, счастливая жизнь. Самой старшей было девять лет.

Слайд 20

Драматична жизнь сестры Раскольникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Сестра Родиона Раскольникова Дуня готова выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, — вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. Особняком стоит фигура Свидригайлова, покончившего с собой в конце. Думается, он тоже унижен и оскорблен, и, вообще, однозначно трактовать его нельзя. Характер его выписан достаточно ярко, и иногда читатель сочувствует ему и жалеет его. Его чаша хороших и плохих поступков всегда чуть-чуть наклонена в какую-либо сторону, но никогда не уровновешена. Свидригайлов слаб и порочен, и он знает об этом, и постоянно придумывает себе наказания в виде поздних признаний и больших сумм денег.

Слайд 21

В этих произведениях показывается масса обездоленных людей, на долю которых выпали несчастье, обиды, хотя они, может быть, их и не заслужили. Самое страшное, что эти люди никому не нужны, их жизнь никого не волнует. Такое положение «униженных и оскорбленных» — боль самого Достоевского. Вступиться за обездоленных — вот что созревает в сознании читателя при знакомстве с этими произведениями.

Слайд 22

Список литературы Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевский: Избранные произведения в кратком изложении. – М.: Айрис-пресс, 2005 год. стр. 5-32 4. Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Выпуск 24. Москва 1962 год. стр. 1-14, 16-32, 34-50 5. Краткий биографический словарь. Издательский дом «РИПОЛ КЛАССИК» 2004 год. стр.182-186 6. Кулешов В. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: Дет. лит. 1979 год. стр.3-8, 14-30, 32-36, 51-57, 62-72, 185-204 7. Лебедев Ю. В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса сред. шк. Часть 2 . М.: Посвящение, 1994 год. стр.24-43, 58-74 8. Ленинград. «Художественная литература». Ленинградское отделение 1977 год. стр. 5-8 Интернет — ресурсы

В сетях своего эго

«Униженные и оскорбленные» можно назвать психологическим трактатом по исследованию такого явления, как эгоизм. Самым откровенным его проявлением, почти не прикрытым, являются поступки Валковского.

Его сын Алексей тоже эгоистичен. Он не может устоять против перспектив обеспеченной жизни. В метаниях между Катей и Наташей перевес оказывается на стороне Кати, благодаря ее миллионам. Алеша понимает, что не сможет обеспечить семью, если отец откажется его содержать. Самоотверженное желание Наташи работать не находит в нем отклика.

Своеобразный жертвенный эгоизм проявляет и Наташа. Упиваясь собственными страданиями, она не хочет замечать мук родителей. Ее ослепляет чувство к Алексею, но это любовь эгоистичная, порабощающая: «…чтоб он был мой, поскорее мой…». Наташа, рассказывая Ивану Петровичу о своих любовных переживаниях, не понимает как жестоко поступает с любящим ее человеком.

Не менее эгоистичны в своих гневных обидах старик Смит и Николай Сергеевич Ихменев. Погруженные в ненависть, они не замечают страданий близких людей. Их гордыня сильнее любви.

Наиболее тонко «эгоизм страдания» выписан в образе Нелли. Ей нравится чувствовать себя жертвой. Девочка отвергает заботу о себе, не хочет верить людям, считая их жестокими. Она готова голодать, бродяжничать и нищенствовать, но не желает менять свой образ жизни: «ни я первая; другие и лучше меня, да мучаются».

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Романович Раскольников является главным героем. Именно его жизнь легла в основу сюжета романа, ставшего мировым шедевром, и популярного по сей день в читательских кругах. Поэтому для более полного и глубокого понимания сути содержания произведения и замысла автора нужно рассмотреть условия жизни центрального персонажа.

Родион учился в Петербурге на юриста, но вынужден был бросить из-за отсутствия средств учебу. Он жил впроголодь, в глубокой нищете, ютился в крохотной, похожей на гроб или шкаф коморке, оснащенной старой, убогой мебелью. Большую часть комнаты занимала кровать.

Раскольников был хорош собой: высокий, стройный, темноглазый, с каштановыми волосами. Но его привлекательная внешность скрывалась под старой, ветхой одеждой, почти превратившейся в лохмотья. А на голове молодой человек носил очень старую, давно потерявшую вид и форму шляпу. Родион мог по 2 дня не есть, поэтому иногда чувствовал слабость. Но, несмотря на полуголодное существование, молодой человек все равно не мог оплачивать свое жилище. Он задолжал хозяйке за комнату и поэтому не хотел с ней встречаться.

Мужчина закладывал под проценты дорогие ему вещи, но выбраться из нищенского положения не мог. Раздавленного бедностью, Раскольникова вдруг стали посещать темные мысли, в результате вылившиеся в его собственную идею, похожую по своей сути на теорию «наполеонизма».

Теория Раскольникова требовала подтверждения своей состоятельности и уникальности практикой. И Родион был одержим своей идеей. Согласно его теории, все люди делятся на две категории. Одни – избранные, они могут вершить великие дела: изменять мир, делать все, что им захочется, ходить по головам и даже совершать преступления, если это нужно для всеобщего блага. Другие же не могут так себя вести, являясь людьми заурядными, ничтожными, идущими за избранными, их жизнью можно пожертвовать без зазрения совести и раскаяния.

Главный герой пытается понять, к какой категории он относится. Считая, что он принадлежит к избранной касте, Родион Раскольников, одержимый идеей, противоречит сам себе, то веря в свою теорию, то разочаровываясь в ней.

Он около месяца готовится к совершению преступления, надеясь, что поступает правильно. К злодеянию его также подтолкнули еще некоторые обстоятельства. Это знакомство с Мармеладовым, пропивающим семейные деньги, даже те, что зарабатывала его юная дочь Соня проституцией, стараясь прокормить их семью с тремя маленькими детьми мачехи. Было еще одно обстоятельство, наводящее на мысли о преступлении, это то, что сестра Родиона Евдокия решила стать женой имеющего капитал Лужина. Принося себя в жертву, она хотела поправить материальное положение брата, дать ему возможность получить образование, обеспечить успех. А Родион не хотел этого допустить. Также он слышал разговор студента с офицером, где тот говорил военному, что процентщицу нужно убить, а ее средства пустить на благородное дело.

В подходящий момент, когда Алена Ивановна находилась дома одна, Раскольников пожаловал к ней в качестве клиента. Убив ее ударом топора по голове, он торопливо собрал некоторые ценные вещи. Тут в дверях показалась сестра Алены Ивановны. Мужчина ее тоже убил и убежал с украденными вещами.

Но совершив двойное убийство – старухи процентщицы и ее сестры Елизаветы, явившейся не вовремя, Молодой человек понимает, что его теория несовершенна и неверна, потому что его мучают угрызения совести, чувство вины до помрачения рассудка и лихорадочного жара. Он осознает, что убийство как его не преподноси, даже для достижения благородных целей, никак и ничем нельзя оправдать. Лишение человека жизни во все времена является преступлением, и что жизнью даже одного человека нельзя жертвовать ни для каких целей.

Раскольников становится обычным преступником, пополнив ряд других порочных личностей, таких, как Свидригайлов или Лужин. С той лишь разницей, что эти люди совершали преступления для собственного блага, а не для общественного. Мысли о совершенном злодеянии преследуют его неотступно, и он приходит к уничтожающему выводу: «Я не старуху убил…, я себя убил».

Родион не выдерживает и рассказывает о преступлении Соне, а та отдает ему свой нательный крестик и советует признаться в совершенном убийстве. После явки с повинной решением суда Раскольникова ссылают на восемь лет в ссылку, в Сибирь. Там молодой человек переосмысливает жизнь, понимает, что совершил злодеяние, взял на себя большой грех, что ступил на преступный путь. Он раскаивается в содеянном, старается исправиться в положительную сторону. В Сибирь к нему приезжает Соня, и после отбывания Родионом каторги у молодых людей есть все шансы на новую счастливую жизнь.

Жизнь молодого человека Родиона Раскольникова, загнанного в тупик своим нищенским существованием, показывает нам все несовершенство и однобокость законов буржуазной России – безнаказанность, насилие, хождение по головам одних членов общества – верхов, и безысходность, и крайне тяжелые условия существования других – низов общества. Безнаказанность порождает соблазн и желание подражать, поступая так же, толкает на кражи, грабежи, убийства людей, оказавшихся в нищете.

Но далеко не все способны пойти на преступления или покончить с собой, как женщина, бросившаяся с моста; некоторые персонажи романа стараются стойко преодолеть свое бедственное положение: стремясь выбраться из нищеты, они не опускают руки и борются за свое существование. Это студент Разумихин, Екатерина Ивановна. Соня Мармеладова. Ничто не заставит их стать на преступный путь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Макиевская Кьяра (10 класс)

Это сочинение Кьяра написала после изученя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, мы с 10 классом побывали на премьере рок-оперы «Преступление и наказание», которая состоялась 17 марта 2016 года в театре Мюзикла. Было о чём поспорить!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение ученицы
10-го класса Макиевской Кьяры
«Свобода и своеволие» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В своем романе «Преступление и наказание», опубликованном в 1866 году, Ф.М. Достоевский поднимает множество важных и актуальных во все времена проблем. В произведении рассматриваются различные социальные, психологические и философские проблемы. Из всех поднятых автором проблем наиболее меня привлекла проблема свободы и своеволия.

Главным героем романа является бывший студент Родион Раскольников, абсолютно погрязший в нищете. Раскольников – интересная личность, добрый, отзывчивый молодой человек. Задавленный нищетой и трудными жизненными обстоятельствами, Раскольников начинает видеть во всем окружающем его мире исключительно бесправие, бедность и «грязь». В такой угнетающей обстановке в голове Раскольникова рождается бесчеловечная теория. Теория Раскольникова представляет собой идею о разделении человечества на две основные группы:
«тварей дрожащих» и «право имеющих». Первый тип — это люди, которые созданы для того, чтобы подчиняться. Их существование не приносит обществу пользу, а в отдельных случаях даже вредит. Вторая группа людей противоположна первой. Это сильные и талантливые личности, способные к достижению любых целей. Ярким примером «право имеющих» Раскольников представляет себе Наполеона. Теория Раскольникова очень быстро овладевает его разумом, превращается в навязчивую идею: «…Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…» Изначально Родион желал думать, что относится к тем самым «право имеющим». В основе теории лежит утверждение о том, что обретение счастья для большинства возможно при уничтожении меньшинства, вредящего обществу. Тогда Раскольников решает «взять пробу» и убить старуху-процентщицу. По мнению Раскольникова, убийство старушки должно было пойти во благо обществу. Однако, убив процентщицу, а впоследствии еще и ее беременную невиновную сестру, Раскольников не получает ожидаемого результата. Убийство послужило началом всех нравственных страданий и мук Родиона Раскольникова. Идея Родиона заключалась в том, что сильная личность свободна от окружающих, независима, способна на преступление во благо, однако, совершив преступление, Раскольников окончательно утратил свою свободу. Раскольников начал постоянно испытывать разного рода страх, его поступок не принес пользу обществу. И все равно главный герой не отказывается от своей теории, а лишь убеждается в том, что он «тварь дрожащая», принимая угрызения совести за проявление слабости, к которой, по его мнению, «право имеющий» не может быть способен.

В романе автор не раз возвращается к теме свободы и своеволия и рассматривает эту проблему не только с позиции теории Раскольникова, но и со стороны его психологических двойников. Так что же такое свобода? Что такое своеволие? В чем различие этих похожих друг на друга терминов?

Своеволие есть вседозволенность. Вседозволенность в поведении человека не гарантирует ему наличие внутренней свободы, что лишний раз доказывает исход проверки теории Раскольникова. Также вседозволенность, как принцип жизни, была избрана Свидригайловым и Лужиным и отлично применялась в их собственных теориях. Теория Свидригайлова схожа с теорией Раскольникова. Свидригайлов верил, что ради главной цели можно делать зло и забыть о чести и порядочности. Разница лишь в мотивах преступлений. Раскольников верил, что убивает во благо отдельных людей, Свидригайлов же преступал закон из скуки. Крайняя и извращенная вседозволенность Свидригайлова пугала даже Раскольникова. А в конечном итоге она измучила и самого Свидригайлова, окончательно потерявшего смысл жизни, решившего покончить с жизнью самоубийством. Теории Лужина по большей мере имели практический, отчасти деловой смысл. Одна из его теорий основывалась на принципе стремления человека к достижению исключительно личных целей, желании жить для себя одного, используя для этого все возможности, силы и абсолютно любые средства. Свою точку зрения Лужин подкрепляет гипотетическим примером существования двух людей, один из которых был бы одет в кафтан, а другой стоял бы рядом голый. Существует выбор, при котором первый либо разорвал бы кафтан и поделился со вторым, вследствие чего замерзли бы оба, либо оставил бы кафтан себе, но выжил бы только он сам. Лужин склонен ко второму варианту. Примечательно, что хоть теории Лужина и Свидригайлова в чем-то напоминают теорию Раскольникова, Раскольников не одобряет Свидригайлова и Лужина, а также их теории и отношение к жизни. Если Свидригайлов еще интересен Раскольникову, то Лужина он считает омерзительным.

Что же тогда свобода? Кто в романе Ф.М. Достоевского является свободным человеком? Я считаю, что по-настоящему сильной личностью, обладающей внутренней свободой, можно считать Сонечку Мармеладову. Она, как и многие герои романа, совершила преступление, но, в отличие от всех выше описанных теорий и принципов жизни, она выбрала путь самопожертвования, ее действия обусловлены альтруизмом. Преступление было ее сознательным и свободным выбором, не ограничивающим ничью свободу. Соне чужда мысль убийства кого-либо, даже тогда, когда первоначальные мотивы направлены на благую цель. Соня готова пожертвовать собой, но не кем-либо другим. Девушка не принимает «правду» Раскольникова, его теорию, причины преступления. Правда Сони заключается в ее вере в Бога, в надежде и смирении. Вера помогает оставаться Соне чистой душой, несмотря на всю «грязь» вокруг нее, нищету, бедственное положение ее семьи и ее самой. Лишь благодаря Соне у Раскольникова есть шанс начать новую жизнь, отказаться от своей теории, заново увидеть истинный смысл жизни.

Таким образом, Ф.М. Достоевский не случайно формулирует теорию Раскольникова практически в самом начале романа, а дальше с каждой новой страницей опровергает, разрушает теорию главного героя, убеждая читателя в ее несостоятельности. Автор заставляет читателя задуматься о роли преступлений в нашей жизни, об их влиянии на человеческие души. Ф.М. Достоевский убеждает читателя в том, что убийство, казалось бы, не влияющего ни на что человека, является тяжким грехом, не дарует свободу, а лишь калечит душу, отнимая все, что было до этого. По мнению автора, каждый человек способен исправиться, измениться, изменить свою жизнь, начать сначала, но по окончании пути не у каждого найдутся на это силы, не каждого сможет кто-либо поддержать, наставить на путь истинный. Человеческая свобода заключается в сохранении своих принципов при любых обстоятельствах, в вере, чистоте души, способности к самопожертвованию. Лишь такая свобода может считаться истинной, только к такой свободе стоит стремиться на протяжении всей своей жизни.

Предпосылки создания

Федор Михайлович Достоевский – один из самых известных русских писателей. Когда он был на каторге в Сибири, он часто думал о Боге, о жизни, о судьбах людей; там он встретил тех, кто считал себя выше других, и именно там у него родилась идея написания романа «Преступление и наказание».

Главный герой — Родион Раскольников

%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7 %D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8FГлавный герой произведения – бедный студент Родион Раскольников. Он придумывает теорию о том, что люди подразделяются на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вторые в его взглядах предстают сильными личностями, вершителями истории, которые могут распоряжаться чужими жизнями ради высоких целей и достижения каких-либо идеалов. Первые же не способны ни на что и должны полностью подчиняться тем, кто «имеет право». Однако эта теория возникла в голове молодого человека лишь по стечению обстоятельств: на это повлияли проблемы с деньгами, уже давно испытываемые им, и его гордость; отдельную роль сыграла и атмосфера той части города, где живет главный герой. В ней все пропитано духом мрачной безысходности; серые и желтые пыльные здания давят на людей, повсюду встречаются нищие, пьяницы и падшие женщины. На самом деле в характере Родиона Раскольникова больше благородных, хороших черт: он способен на сострадание и на любовь к ближним. Это подтверждается во многих сценах романа: например, Раскольников отдал свои деньги для похорон едва знакомого ему Мармеладова, спасал детей при пожаре. Особенно ярко способность героя к проявлению сочувствия и жалости проявляется во время описания его сна с эпизодом из детства, когда Родиону было невыносимо больно видеть забитую камнями лошадь.

Внутренний конфликт

Однако под влиянием собственных убеждений и трудного финансового положения такой человек решается на убийство старухи-процентщицы, планируя использовать ее деньги для помощи талантливым, но бедным молодым людям. Но случается так, что во время совершения преступления молодому человеку приходится убить и свидетельницу – ни в чем не повинную сестру старухи. Из-за этого его дальнейшая жизнь превращается в кошмар: Раскольников боится разоблачения и живет в постоянном напряжении, обманывая близких ему людей. Он не может воспользоваться деньгами и вещами старой процентщицы и старается как можно лучше их спрятать. Молодой человек испытывает муки совести, хоть и пытается скрыть это от себя самого. Однако в конце произведения, благодаря терпению, любви и искренней вере Сони Мармеладовой, Раскольников смог по-настоящему раскаяться в содеянном и начать новую жизнь, отвергнув свою жестокую теорию. Принятие ложных и абсурдных идей неминуемо ведет к трагедии; во время признания в содеянном Соне Родион и сам понял это, сказав, что убил не старушку, а себя самого.

Идеи и смысл романа «Преступление и наказание»

В романе ярко иллюстрируется, насколько тяжело становится тем, кто переступает через нормы морали и нравственности. На примере Раскольникова видно, что путем насилия и смерти нельзя достичь ничего. Даже самые добрые и высокие намерения не могут окупить цену человеческой жизни, которую никто не вправе отнимать по своему желанию. Человек, который все же делает это, наказывает сам себя, и это наказание в виде душевных страданий и отдаленности от близких намного страшнее и тяжелее, чем заключение или каторга. Именно это осознал Родион Раскольников после совершения убийства: он ощутил себя полностью отрезанным от всего мира, и до момента признания вся его жизнь наполнилась переживаниями и страхом. Писатель тщательным образом описывает все страдания такого существования, что несомненно вызывает у читателя жалость к главному герою. Роман отражает взгляды самого Федора Михайловича Достоевского, считающего, что насилие не может привести к счастью и добру; только через гуманные и светлые поступки люди могут делать этот мир лучше.

Эссе на тему: «Преступление и наказание» Достоевского и вопрос пользы чтения классической литературы.

«Преступление и наказание» уже долгое время является классической литературой. Достоевский – считается одним из величайших романистов мирового уровня. Его популярность очень велика, как для русского писателя. Его творчество было отмечено многими известными мыслителями, писателями, учёными. В его гениальности нет сомнений. Много писателей испытали влияние Достоевского. Поэтому нужно понимать, что все эти факты имеют некоторое влияние на впечатления от прочтения.
Мне не понравилось «Преступление и наказание». К слову, произведение вызывает у меня приступы скуки и сонливости. В книгу слишком много объемных описаний, которые имеют небольшое количество смысловой нагрузки и вызывают у меня утомление. Всё очень громоздко. Меня очень сильно удивила концовка романа, ибо мне это кажется очень неправдоподобным. Я понимаю, что Достоевский был за любовь и всепрощение, но я не считаю, что Раскольников не мог переродиться, а, тем более, так как это изобразил автор произведения. Я не читал других произведений Достоевского, поэтому моё суждение о его творчестве обречено на неполноценность и ограниченность. Открыв «Идиота» и прочитав несколько страниц, я вынужден был его закрыть, констатировав то, что ничего не изменилось и текст вызывает всё те же чувства. Даже прочитав все произведения Достоевского, я не могу гарантировать непредвзятость, логичность, честность и целостность моего мнения и соответственно – моего эссе. Поэтому я не претендую на звание эксперта в области творчества Достоевского.
Также я не могу считать себя в области литературы, так количество прочитанных мною произведений невелико, а их понимание – далеко от замыслов авторов. Несмотря на это, я могу анализировать произведения, пускай на примитивном школьном уровне, искать в них то, что хотел сказать автор и находить это. Поэтому в этом эссе я позволю себе проанализировать некоторые вопросы относительно классики, как русской, так и зарубежной, а также «Преступление и наказание», как частный пример русской классики 19-ого столетия. Этот анализ будет многим отличатся от школьного, а также будет иметь другие цели.
Экземпляр книги, которым я владею, печатался по изданию «Ф. М. Достоевский, Преступление и наказание. Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1959». В нём роман занимает около 435 страниц. Это довольно большой размер, в котором можно вместить очень много всего. Конечно, можно привести во внимание размер произведения Л. Толстого «Война и мир» (около 1247 страниц, зависит от издания), но этот роман-эпопею можно рассматривать лишь ввиду исключения. Как, по-моему, так в своём произведении Достоевский сумел сказать больше, нежели Толстой в «Войне и мире». Сам роман («Преступление и наказание») написан в 1866 году и это объясняет то, что читатель, который читает преимущественно произведения 20-ого и 21-ого веков, почувствует некоторое отличие в языке, которым написано произведение. Эта проблема, конечно же, качается не только «Преступления и наказания», а и всех произведений, написанных в это время и до него. Например, при чтении произведения «Недоросль» Фонвизина, которое было предположительно написано в 1760-м годах, разница во времени написания становится очевидной даже человеку, который плохо разбирается в литературе. Именно эта разница послужила фундаментом для моей неприязни к «Преступлению и наказанию». Что касательно зарубежных произведений, то эта разница стирается благодаря тому, что произведения переводятся русскими переводчиками в наше время и соответственно язык, которым эти произведения переводятся, намного ближе современному.
«Быть непрочитанными» — судьба многих классических произведений. Особенно, произведений написанных русскими авторами. Сейчас 2015 год и наиболее популярны произведения зарубежных автором, в том числе и некоторое количество классиков. Однако чтение зарубежной классики ни о чём не говорит. Ведь если разобраться, то это чтение переводов, которые довольно далеки от оригинальных произведений. По-настоящему, можно понять лишь классику, которая написана на родном для читателя языке. Некоторые читатели видят выход в чтении оригинала зарубежного произведения. Эти читатели, как и читатели переводов, обречены на непонимание произведения из-за того, что они учили слова не в среде носителей этого языка, а в школе или другом учебном учреждении, включая самообучение. И незнакомые читателю слова он будет искать в словаре, который никогда не сможет подсказать читателю точное значение слова, смысл, который оно имеет, эмоциональную окраску этого слова и т.д. Если говорить про полное понимание произведения, которое включает в себя понимание психологических моментов, ключевых моментов, характеров героев, настроения произведения, философского смысла и много другого, то чтения зарубежной литературы и классики в частности — заведомо обречено на неполное понимание. Но, даже читая русскую классику, читатель обречён на возможность неполного понимания и исправить ничего нельзя, так как никто, даже сам автор, не может сказать, в чём заключается смысл произведения и всех аспектов в нём приведенных. Поэтому, сложно говорить о пользе чтения русской литературы, в частности – рассматриваемой в данном эссе русской классики на примере «Преступления и наказания» Достоевского или же зарубежных произведений.
По-моему, правильный подход заключается в чтении того, что наиболее близко читателю и отвечает его моральным, этическим, философским и каким-либо другим запросам. И не важно, будет ли это Толстой, Фрейд, Буковски, Сартр, Камю, Достоевский, Акунин, Набоков, Булгаков, Оруэлл, Хаксли или какой-либо иной писатель.

Эссе как одна из форм проверки знаний очень популярна. Она помогает преподавателю увидеть, насколько студент умеет мыслить системно и логически. Студент же может показать индивидуальное переживание, собственный взгляд на конкретный вопрос. В статье мы расскажем, как писать эссе по русскому — одному из самых объемных предметов.

написание эссе по русском языку

Знать специфические черты эссе необходимо, чтобы правильно написать и получить максимальный балл на ЕГЭ.

К ним относится:

  • конкретная узкая тема с проблематикой, вынуждающая читателя размышлять;
  • субъективная позиция автора. В работе важно отношение к проблеме, миру, умение высказывать свои мысли и размышлять;
  • легкий стиль письма, близкий к разговорному. Пишите просто о сложном, без умных формулировок и научных терминов. Непринужденность изложения заинтересует читателя. Без сленга. Лучше комбинируйте короткие и сложные предложения;
  • подробный анализ. Мысль подкрепляйте фактами;
  • краткость. Название работы предполагает небольшое по объему рассуждение — 300-500 слов;
  • относительно свободное построение текста. Логика повествования определяется ходом авторской мысли, а не жестким стандартом и рамками;
  • логика. Более-менее свободная композиция не означает, что у текста отсутствует четкая логика изложения.

Эти две творческие работы различаются и требуют особого подхода.

В сочинении студенты обычно делают анализ художественного произведения. Например, характеризуют одного из братьев Карамазовых из романа Достоевского «Братья Карамазовы» или анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро».

В эссе желательна авторская точка зрения, твердая позиция по острому утверждению. Оно должно удивлять читателей, заставлять соглашаться или не соглашаться.

Для достижения целей можно использовать запоминающиеся образы, метафоры, провокационные утверждения и другие средства.

Здесь все стандартно. Структура не зависит от предмета: есть введение, основная часть и заключение.

На введение ложится основная задача: заинтересовать читателя, заставить его дочитать.

Как начать писать эссе по русскому? Например, вы можете раскрыть смысл работы, обозначить риторический вопрос, процитировать кого-нибудь — в общем, задать настрой всему тексту.

В этой части представляют различные точки зрения и пробегают по истории.

Будет преимуществом, если включить в раздел отдельные подпункты. Они состоят из тезиса, обоснования и подвывода.

Обоснование — это аргументы. С их помощью вы убеждаете и подтверждаете свою точку зрения. Используйте все, что может сработать: реальные жизненные ситуации, случаи из истории, высказывания авторитетных людей и др.

В последней части нужно объединить выводы по тексту. Читатель на основе аргументов делает для себя логический вывод. Не лишним будет повторить проблему и обобщить все частные выводы в один.

Здесь не нужно заинтересовывать читателя — постарайтесь его убедить или хотя бы подтолкнуть к размышлениям.

Перед началом работы вы должны продумать каждую часть: что написать, что выделить, чего стоит избегать.

Может быть:

  • цитата из первоисточника;
  • риторический вопрос;
  • проблемный вопрос;
  • типичная ситуация;
  • общие факты, касающиеся темы;
  • отсылка к авторитетному мнению;
  • создание необходимого эмоционального настроя и включенности;
  • упоминание взглядов и убеждений цитируемого человека.

Можно начать с общих универсальных предложений: «В тексте речь идет о…», «В статье затрагивается вопрос…», «Текст посвящен тому, что…» и т. д.

Помните, что вступлению отводится несколько предложений. Оно должно плавно подводить к основной части и связываться с ней стилистически и по смыслу.

Слова «проблема» и «вопрос» обязательно нужно использовать. Но не забывать, но не забывать, чем они отличаются от авторского отношения к ситуации. Проблему формулируют вопросом, и это ключевой момент эссе. Если сформулировать ее неправильно, экзаменационная комиссия может вообще никак не оценить работу.

Когда вы ее определяете, вы должны понимать, как она соотносится лично с вами, с другими людьми и миром в целом. В грамотном тексте рассматривают близкую себе ситуацию. Она должна быть иллюстративной, общей для всех.

Например: человек с дополнительными потребностями, передвигающийся с помощью коляски, описывает случай, когда он не мог попасть в нужное ему здание: там не было подъемника или удобных пандусов. Это частный случай, но такое может произойти с любым человеком на коляске.

Сомневаетесь, что в тексте проблема одна? Так и напишите: «В тексте затрагиваются многие проблемы, но я выделил…»

Отличный способ обозначить суть — использовать риторический вопрос. «Что такое одиночество? Все ли люди с ним сталкиваются? Об этом рассуждает автор данного высказывания».

Фразы-клише:

  • «Я думаю, ситуация, затрагиваемая автором, заключается в…»;
  • «Текст натолкнул меня на мысль о…»
  • «На мой взгляд, в высказывание удачно обозначена проблема…».

Проблемы могут быть разными: философскими, политическими, острыми, спорными, актуальными и др.

Комментирование означает глубокое пояснение, а не пересказ и цитирование. Постарайтесь ответить на вопросы:

  • актуально ли то, о чем написано;
  • кто чаще всего сталкивается с обозначенной ситуацией;
  • загляните в прошлое и отыщите примеры, как с этим вопросом работали раньше (если работали);
  • какие существуют альтернативные точки зрения;
  • что используется, чтобы раскрыть вопрос;
  • какие вещи в тексте отмечены особенным образом;

Когда мы говорим о действиях и поступках героев — это пересказ. Когда мы говорим о действиях и реакциях автора — это комментарий.

Фразы-клише:

  • «Автор затрагивает важные и серьезные вещи, потому что…»;
  • «Вопрос особенно актуален и важен для…»;
  • «Поднятая ситуация злободневна и откликается тем, кто…».

Позиция выражается в его выводах. Если в начале работы был задан вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос.

Позиция может быть явной, когда об этом говорится прямо: с помощью оценок ситуаций и призывов к читателю. Неявная позиция — в скрытом смысле, метафорах, иронии.

Фразы-клише:

  • «Позиция автора состоит в том, что…»;
  • «Основная мысль заключается в…»;
  • «Автор пытается доказать, что…».

Чтобы текст был грамотным, обязательно нужно проверить его с помощью специальных сервисов:

  1. Text.ru;
  2. Тургенев;
  3. Главред;
  4. Орфо Онлайн;
  5. LanguageTool.

Не хотите самостоятельно заниматься написанием и оформлением работы? Обращайтесь к экспертам Studently: они помогут сделать это быстро и грамотно.

Несколько советов, как стать добрым человеком

Чтобы стать добрее, начинайте с самого простого. Научитесь просить прощения. Если вы заметили, что ваши действия или слова негативно повлияли на других людей, они расстроены – возможно, вы поступили неправильно. Запишите эту ситуацию на бумагу во всех подробностях и проанализируйте. Сделайте вывод о мотивах своего поведения, которое принесло ущерб другим.

Представьте себя в качестве жертвы такого поведения и постарайтесь понять чувства другого человека. Чаще всего неправильные поступки люди совершают в моменты личностной слабости: из страха, тревоги, в агрессивном состоянии и т.д. Признайте, что эти состояния вас не оправдывают, а выставляют в невыгодном свете.

2. Извиняться

Когда вы поняли, что повели себя неправильно, найдите возможность сделать это в любой форме, письменной или устной, лично или косвенно. Здесь все зависит от степени важности сохранения дальнейших отношений с человеком. Даже если он был случайным лицом в вашей жизни, все равно найдите способ извиниться, и вам станет легче от осознания того, что вы поступили правильно. Если задеты оба, извинитесь первым. Введите это в привычку, чтобы избавиться от излишней гордости.

В отношениях в паре доброе отношение – основа всего. Что делать, если негатив преобладает? Смотрим видео!

Подавайте другим правильный пример. В свою очередь, научитесь прощать. Если обидели вас, не таите зла, даже если обидчик не спешит с извинениями. Помните о том, что каждый видит ситуацию со своей стороны. При этом можно не понимать, что извиняться стоит порой не столько за сам поступок, а за то, что этот поступок вызвал негативные эмоции. Если такое понимание наступит – хорошо. Если нет – что же, возможно, такой человек полон слепой гордыни и общение с ним стоит избегать.

3. Совершать бескорыстные поступки

Критерии бескорыстия довольно относительны, потому как моральное удовлетворение также может служить мотивом для совершения того или иного действия. Главное – не поступайте из соображений откровенной выгоды для себя.

Например, предложите человеку свою помощь, не требуя от него ответных действий в качестве благодарности. Сделайте что-нибудь, что раньше бы не сделали, возмутившись, «больше делать что ли нечего? А что за это будет?». Возьмите и пожертвуйте на кого-то свое свободное время, которое вы планировали уделить себе и своим интересам. Просто перестаньте во всем искать корысть и наживу.

4. Больше внимания уделять другим

Проявляйте искреннее участие, научитесь слушать. Найдите удовольствие в познании природы окружающих. Учитесь ставить себя на место других, сопереживать. Для этого, когда кто-то рассказывает вам свою ситуацию, мысленно представляйте все происходящее с собой в главной роли.

Проанализируйте возникающие при этом чувства. Доверяйте людям, потому что без этого вы не сможете строить подлинно близких отношений. Перестаньте искать во всем подвох, делать самостоятельные выводы о мотивах других людей. Вы не можете знать их наверняка. Скорее всего, вы окажетесь не правы, но зато накрутите себя и начнете срываться на окружающих.

Сочинение: Согласны ли Вы с утверждением, что делать добро легче, чем быть добрым?

Итоговое сочинение на тему: Делать добро легче, чем быть добрым

Пример итогового сочинения к направлению ДОБРО и ЗЛО

Тема сочинения.
Как вы понимаете высказывание: «Делать добро легче, чем быть добрым»?
Казалось бы, совершать добрые поступки могут только добрые люди. Однако это не так. Нередко человек делает добро потому, что того требует общество. Также сделать что-то доброе можно под влиянием порыва или даже для того, чтобы в итоге достичь какой-то своей цели. Например, если человек помогает своему соседу занести диван на 12 этаж, то он совершает доброе дело. Но делает он это потому, что добр, или потому, что так принято в обществе и в будущем ему может также понадобиться помощь соседа? «Делать добро легче, чем быть добрым» — эти слова Жоржа Вольфрома я понимаю так: совершить добрый поступок может любой человек, а быть по-настоящему добрым – отнюдь нет. Быть добрым – это состояние души, это искреннее желанием помогать и невозможность пройти мимо чужой беды.

Размышляя над поднятой темой, я сразу вспомнила один из самых ярких эпизодов романа Пушкина «Дубровский». Кузнец Архип во время пожара спасает кошку. Он рискует своей жизнью, но снимает с пылающей крыши несчастное животное. Это, несомненно, добро. Но позволяет ли этот поступок назвать Архипа добрым? Нет, ведь в этом же доме горели живые люди, которых кузнец специально запер перед началом пожара. Он не просто считал справедливым убить слуг Троекурова, в которых видел врагов для себя и своих господ. Он «со злобной улыбкой взирал на пожар», наслаждался своей местью! Спасение кошки – это порыв. Архип счел, что животное ни в чем не виновато и не должно погибнуть. Но почему он решил, что вправе отнимать жизни людей? Добрый человек не совершил бы на такой поступок, не причинил бы такое ужасное зло.

Есть добрые поступки на счету главного героя произведения Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников знакомится с пьяницей Мармеладовым и пытается помочь ему. Ему жаль несчастного человека и его семью, он провожает его домой, дает ему немного денег. Но доброе отношение к Мармеладову не затмит то зло, которое причинил Родион Раскольников окружающим. Он поставил себя выше других, решил, что он «не тварь дрожащая, а право имеющий» и убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Нельзя назвать Родиона Раскольникова добрым только потому, что порой в нем просыпалось желание сделать что-то хорошее.

Быть добрым и делать добро – это далеко не одно и то же. Делать добро может любой, для этого достаточно хорошего настроения, корыстного интереса или давления общества, которое навязывает определенные шаблоны поведения. Быть добрым – это другое. Это состояние души, которая не может оставаться спокойной, когда кому-то плохо, когда кому-то нужна помощь.

Автор сочинения:

Татьяна Городецкая

Эссе на тему: «Важно ли быть добрым?»

Образовательная организация: МБОУ Донская СОШ

Куропятник Анна Николаевна,11 класс.

Тематическое направление: Человечество не испытывает недостатка в знаниях, оно испытывает недостаток доброты (Даниил Гранин).

Жанр сочинения: эссе.

Тема сочинения: Важно ли быть добрым?

Время неумолимо движется вперед, и научно-технический прогресс не стоит на месте. Многое, о чем еще двадцать или тридцать лет назад люди боялись даже мечтать, сейчас стало неотъемлемой частью современной действительности. Жажда познания, стремление к открытию нового лежит в основе человеческого разума. Благодаря этой черте человеческой натуры мы с раннего детства начинаем постигать этот мир, изо дня в день узнаем что-то новое, совершаем новые открытия, постепенно собирая свой жизненный багаж знаний и опыта. Одновременно мы развиваем и свою чувственную палитру: впервые испытываем страх, радость, грусть и любовь, учимся проявлять милосердие и сострадание, сдерживать гнев и злобу.

Вооружившись накопленными знаниями и опытом, люди постепенно присоединяются к всеобщей погоне за успехом, без которого для большинства моих сверстников невозможно счастье. У каждого современного человека есть все возможности, для того чтобы стать успешным. Человечество не испытывает недостатка в знаниях. Развивающиеся стремительными темпами высокие технологии дают возможность получать знания где угодно и когда угодно, а не только в школе и университете. Безграничные возможности для этого открывает нам телевидение, Интернет, средства массовой информации. Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. Уже никто не удивляется тому, как виртуозно разбираются в компьютерах и мобильных телефонах совсем маленькие дети. Скорее недоумение и удивление вызовет отсутствие личной страницы в социальных сетях всемирной паутины Интернета у взрослого. Стремясь к достижению успеха, а значит и к материальному благополучию, мы, сами того не замечая, настраиваем свою жизнь на режим многозадачности. И это становится нормой даже для детей. Нужно успеть всё и вся. Среди всей этой суеты и спешки, люди забывают о том, что значит быть людьми, забывают о таких, казалось бы, простых вещах, как доброта, милосердие, человечность и порядочность. Нам некогда встретиться с друзьями и поговорить, потому что нужно бежать за прогрессом. Мы можем пройти мимо попавшего в беду человека, не потому, что злы от рождения, а потому, что не замечаем чужого горя за своими делами. Увлеченные бесконечными «лайками» и переписками, мы забываем встретиться с близкими и родными и сказать им важные слова. И постепенно привыкаем к жизни без живого общения, без сочувствия, без участия, без доброты.

Людям важно шагать в ногу со временем, быть образованными, продвинутыми, популярными. А важно ли быть … добрыми? Именно быть, а не казаться. Люди давно спорят о необходимости доброты, рассуждают нужна она или нет, полезна она или вредна. Проходят годы, споры не утихают, а люди страдают от того, что истинной доброты, милосердия и сострадания в их жизни не хватает. Не в чести нынче эти нравственные качества. Гораздо важнее креативность, конкурентноспособность, коммуникабельность. В суете повседневной жизни, в ее быстротечности я все острее ощущаю дефицит настоящего, истинного, чаще встречаю фальшивое и неискреннее. Красивая внешняя картинка ценится дороже внутреннего мира. Душевность уходит на второй план. В погоне за иллюзией успеха мы перестаем замечать реальность. Меня пугает перспектива развития цинизма и бессердечия в нашем обществе. Я уверена, что владение знаниями накладывает на человечество ответственность за сохранение основ нравственности, духовности. Блага цивилизации, приобретенные людьми благодаря развитию науки и техники, призваны лишь обеспечить нам удобство и комфорт в повседневной жизни, их достижение не должно становиться самоцелью.

Добрым быть важно и нужно! Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы сами должны развивать в себе это качество. В Толковом словаре С.И. Ожегова доброта определяется как отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Именно поэтому вопреки эгоистичной натуре современности важным признаком доброты является отсутствие корысти. Когда она искренняя, то совершается без суеты и шума, не требует взамен услуг или благодарности, общественного одобрения, не выставляется напоказ. Доброта обладает одной уникальной способностью: чем больше мы отдаем другим, тем больше ее становится. Ее никогда не бывает в избытке, она может быть большой или маленькой, незаметной на первый взгляд, может выражаться в разных поступках: участии в волонтерском движении и благотворительности, помощи близким, добросердечном отношении к окружающим. Сегодня в дефиците активная, действенная доброта. В моем понимании, это ежедневное следование по пути, указанному нашим личным нравственным компасом. Главное помнить, что доброе дело-это не показательное действие, оно должно идти от сердца. Не надо ждать одобрения, если уступил место в транспорте или помог пожилому человеку. Гораздо важнее самому быть благодарным людям, делающим добро вам. Порой искренняя улыбка и привычное слово «спасибо» могут творить чудеса.

Добрым быть жизненно необходимо! Прежде всего для сохранения в человеке человека. Известный педагог Ш.А. Амонашвили сказал: «Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его — твори добро. Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его — твори добро. Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его — твори добро. Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом — твори добро. Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, ибо никто не властен над твоим добром». Доброта не может совсем исчезнуть из нашего общества, человечество не должно испытывать недостаток отзывчивости и гуманности.

Уроки доброты: как стать добрым человеком?

2511 23В нашей жизни так мало доброты. С разрушением Советского Союза, и падением «железного» занавеса, многие понятия и жизненные принципы размылись. Люди стали думать, как заработать денег и выжить в условиях жесткой конкуренции, стали более жестокими и озлобленными. Такие негативные черты присущи как мужчинам, так и женщинам. Агрессивные порывы стали присущи даже маленьким детям, которые не понимают, почему родители не могут купить ему конкретную игрушку и т.д. Поэтому проблема как стать спокойнее и добрее становится максимально актуальной.

Доброта людей

О том, кто такой человек и какая его часть сильнее – дьявольская или божественная, что в нем побеждает – добро или зло, на протяжении многих веков спорили философы и ученые. По своей природе человек существо безобидное, которое отвечает агрессией только на агрессию, когда угроза создается его жизни и жизни близких ему людей. Так, в принципе было всегда. Не стоит путать отсутствие доброты и зло с близкими, но немного иными понятиями, щедрость и жадность, зависть и радость, сострадание и злорадство, искренность и корысть. Но сегодня не хватает именно доброты, которая идет от сердца и не прикрывает собой какие–то намерения и цели.

Как стать добрее: в чем преимущества

Бытует мнение, что быть добрым не выгодно и бессмысленно. Корыстные люди не оценят этого и воспользуются в своих целях. Доброта сродни мягкотелости, а это значит, что каждый, кто чуть понаглее и погрубее, перешагнёт через дорого человека, загубив на корню даже самые чудесные начинания. Но наглости и хамства и так слишком много вокруг: кто–то пытается нажиться за счет других, устанавливая поборы в садиках, предлагая платные услуги, пациентам бесплатных заведений, обозначая стоимость оценок на экзаменах и цену поступления на бюджетное отделение государственного вуза.

Таковы законы современной жизни, но если бы мы не вводили их в определённый ранг и дали отпор грубости и корысти, то все сложилось бы иначе. Но почему сложилось бы?, все в наших руках. И только сами люди смогут изменить все то, что вызывает недовольство и душевные страдания.

Как стать добрей?

Так как стать добрее? Как развить в себе это положительное и редкое качество? Начните с того, что уясните одну простую истину, доброта ценилась, ценится и будет цениться во все времен и во всех обществах. Не стоит недооценивать это качество, попробуйте его развить как в самом себе, так и в своих детях. Для начала можно почитать религиозную литературу. Любая религия учит любви и доброте к окружающим людям. Вспомните, чему вас учили в детском саду и школе. Ведь основы всех прекрасных качеств и понятий, таких как дружба, верность, помощь, любовь, уважение, воспитание доброты, закладываются именно там. В младших классах и в учреждениях дошкольного образования учат быть добрым и отзывчивым, хорошим учеником и товарищем.

Хорошие уроки доброты описаны в книжках, которые в раннем детстве читают нам родители и которые, повзрослев, читаем мы уже своим деткам. Яркими примерами для подрастающих детей могут стать советские мультики, светлые и добрые, и такие любимые миллионами людей различного возраста. Весьма важно сохранить все то, что было заложено в человеке в детстве, не растерять и приумножить.

Но к сожалению, много из того хорошего что было заложено в нас в детстве, подрастая мы считаем чем–то немодным и несовременном, навязанным родителями и учителями. И в знак протеста, чтобы проявить свою индивидуальность, делаем все наоборот: грубим старшим, обижаем младших. Издеваемся над животными и приобретаем вредные привычки. Знакомо? А как же! Пройдя сложный и противоречивый этап переходного возраста, и становясь взрослыми и самостоятельными людьми, мы переосмысливаем многие жизненные ценности и нередко понимаем, как были неправы, как важна и необходима каждому доброта в жизни. И мы снова и снова задаемся вопросами: как стать добрее? Как измениться в лучшую сторону? Как стать более чутким к людям? Как научиться делать добрые дела бескорыстно?

Как стать добрее и спокойнее?

Для начала попробуйте разобраться в себе и понять, чего вам не хватает в жизни, определить свои хорошие и откровенно гадкие черты характера, попробовать найти внутренний баланс, обрести гармонию. Подумайте, возможно, вы стали более жёстким из–за тех ситуаций, которые случались в жизни или из–за тех людей, которые наносили вам обиды? Что вы чувствовали в этот момент и чем ответили обидчику? Смогли ли вы простить его или до сих пор таите зло в сердце? Удовлетворены ли вы своей жизнью сейчас? Разберитесь во всем этом с холодной головой и чистым сердцем. Может быть, неудачи научили вас чему–то ценному? Ведь благодаря многочисленным обидам, у вас сформировался определённый жизненный опыт. Согласитесь, любые обиды с годами становят менее острыми. Любая боль, даже та, которую вы думали, не сможете забыть никогда, утихает. И некогда яркие краски тускнеют. Возможно, то, что вызывало у вас слезы и злость теперь вспоминается с улыбкой? Если это так, то хорошо. Если же все еще больно и неприятно, постарайтесь, простить обидчика. Поблагодарите его и судьбу за то, что вы получили бесценные уроки, из которых в итоге складывается жизненный опыт и которые делают людей более устойчивыми к новым проблемам и испытаниям. Поверьте, наше восприятие той или иной ситуации зависит только от нас. И возможно за темными красками мы не видим радуги.

После того, как вы разберетесь в причинах вашей черствости и озлобленности на жизнь и на людей, как обретете внутреннюю гармонию, сами ощутите, как жизнь распускается в новых красках и просто хочется творить добрые дела каждый день.

Как стать добрым человеком?

Если вы все еще хотите знать, как стать добрее, то полюбите жизнь во всех ее проявлениях, станьте оптимистом. Не тем, кто говорит «У меня все хорошо», чтобы не прослыть неудачником, а тем, кто действительно видит во всем нечто позитивное и верит в успех своих начинаний. Жить в хорошем настроении и легче, и веселее. Поверьте в то, что и на вашей улице обязательно будет свой праздник. Можно попробовать позаниматься аутотренингом, каждый вечер проговаривая, что у вас все будет хорошо. Но делать это нужно не на автомате, а мысленно представляя, как вы найдете хорошую работу, свою любовь, поедите в отпуск или выиграете приз. Именно так советуют делать психологи: визуализация желаний, положительный настрой и вера в свои силы – вот залог успеха. Осознавая себя на уровне подсознания успешным и счастливым человеком, вы не только станете действительно удачливее, но и увидите доброту глаз.

Доброта в жизни помогает

Тем, кто думает, как стать спокойнее и добрее, рекомендуется проще относиться к жизни, к словам и поступкам окружающих. Не мучайте себя вопросом, «Почему он так сказал?» или «Почему она так поступила?». Воспринимайте это как данность. Также просто относитесь и к своим словам.

Если вы оказали кому-либо услугу, то не считайте это чем–то выдающимся, тем, что должны заметить и оценить все. Довольствуйтесь устной благодарностью. Не преувеличивайте свою важность и ценность, и если вам захочется возгордиться, то вспомните то хорошее, что сделали для вас другие люди. Однако, несмотря на простое отношение к жизни, стоит более серьёзно подходить к тому, кому вы собираетесь помочь. Важно, чтобы ваше доброе дело приняли и оценили, но не использовали вас. Не тратьте время на тех, кто не нуждается в помощи, только для того, чтобы быть хорошим, подарите свое время и силы тем, нуждается и ценит ваши благородные душевные порывы.

Будьте благодарны и появится доброта глаз

Психологи рекомендуют каждый день уделять несколько минут для размышлений о том, что есть у человека, чем это ценно и кого можно поблагодарить. Это необходимо для оценки ценности собственной жизни, и того, что в ней есть. Бывает, что задумавшись, вы поймете, как многое вам дано от природы, от родителей, от Бога и от людей. Подумайте, кому вы должны быть благодарны за это. Не стесняйтесь в выражении чувства благодарности и сами почувствуете, как вам становится светлее и теплее от каждого доброго слова, сказанного в адрес другого человека.

Не суди, да не судим будешь

Человек, существо глубоко социальное и без общения не может прожить ни дня. Человеку свойственно перебирать сплетни и осуждать других людей за плохие, по его мнению, поступки. Но зачем лезть в чужую жизнь? Не лучше ли разобраться в своей. Да и без сплетен, вы сразу станете чувствовать себя лучше и намного чище. Разве по–настоящему добрый человек станет осуждать кого–либо? И если вы не хотите получать осуждения и негатив в ответ, то лучше воздержитесь от этого пустого занятия.

Доброта к другим людям

Всем хочется быть принятыми и понятыми со всеми достоинствами и недостатками. Но готовы ли вы принять другого человека, такого несовершенного и противоречивого? Если да, то на пути к доброте сделаны уверенные шаги. Восприятие другого человека как равного, умение выслушать, понять и принять его точку зрения помогут избежать возникновения конфликтов.

Избегайте конфликтов и будьте добрее к другим

Именно возникновения ссор и конфликтов, умело избегает добрый человек, а точнее, он их не провоцирует. В любом случае они не приведут ни к чему хорошему. Если же в вашем окружении есть конфликтные люди, то либо прекратите с ними общаться, либо примите такими, какие они есть. Не позволяйте нарушить ваше равновесие.

Активная жизненная позиция

Как ни странно, но доброта людей заметна окружающим, занимающих активную жизненную позицию. Поэтому если вы хотите стать добрее, то подружитесь со спортом. Хорошая физическая форма подарит хорошее настроение и желание творить добро, помогать людям. Ну а если вы приложите немного усилий и начнете совершенствовать окружающий мир, например, оказывая адресную помощь нуждающимся, очищая парки и леса от мусора, займетесь волонтерством или благотворительностью, то не заметите, как станете светиться изнутри и излучать доброту. Для этого не нужны большие деньги, но потребуется желание и отсутствие лени. Наверняка у вас дома есть куча ненужных вещей, которые годами пылятся на полках и в кладовках, но выкинуть как–то жалко. Отнесите их в пункт приема вещей и продуктов для бездомных людей. Подарите игрушки детям из детских домов. Помогите старушке перейти улицу и поднять сумки на пятый этаж. Делайте все от чистого сердца, не занимайтесь подсчетом добрых дел и тем более не хвалитесь ими. Главное, чтобы вам на душе было хорошо и комфортно.

Учимся у животных как быть добрее

Если вы хотите решить проблему доброты, а точнее ее нехватки в собственной семье, то заведите домашнее животное. Конечно, это возможно, если у вас нет аллергии, и позволяют жилищные условия. Если в вашей семье есть дети, то учитесь вместе с ними ухаживать за питомцем. Ежедневные процедуры, прогулки, кормежка и игры помогут вам не только стать добрее и спокойнее, но и разовьют такие черты как ответственность, любовь к животным и терпеливость.

Ни в коем случае не бейте животных и не проявляйте агрессию по отношению к ним, а лучше загляните в их глаза и постарайтесь понять, как ему сложно, такому маленькому и беспомощному жить в современном мире.

Если вы живете один, то впустив животное в свою жизнь, обретёте новый смысл существования. Вы будете знать, что нужны ему, что дома вас ждет с нетерпением самый верный друг. Кроме того, животные хорошо снимают негатив и боль, чувствуя, когда это необходимо хозяину или хозяйке.

Пытаясь стать добрым и спокойным человеком, поймите, что доброта – это понятие цельное и неделимое, поэтому начните с самого себя. Будьте добры и терпимы к себе, к своим близким, к друзьям и малознакомым людям. И вы не заметите, как мир ответит тем же. Ведь главная библейская заповедь: «возлюби ближнего своего, как самого себя», здесь уместна, как никогда.

  • Сочинение этот дивный листопад
  • Сочинение чем опасна свобода без ограничений преступление и наказание
  • Сочинение что нужно сделать чтобы мир стал добрее
  • Сочинение шарвилидин къамат на лезгинском языке
  • Сочинение что труднее подчиняться или подчинять сочинение