Сочинение если бы я был учителем крк

06:10 11 декабря 2021 г. госдума в четверг рассмотрела два законопроекта об отмене повышения пенсионного возраста, предложенные фракциями кпрф и

06:10 11 декабря 2021 г.

Госдума в четверг рассмотрела два законопроекта об отмене повышения пенсионного возраста, предложенные фракциями КПРФ и «Справедливая Россия – За правду». Депутаты предложили вернуть права на страховую пенсию мужчинам с 60 лет и женщинам с 55 лет и наложить мораторий на повышение пенсионного возраста до 2035 года.

«Нам говорят, что никто не снижает пенсионный возраст. Пожалуйста, недавно Польша и Франция снизили пенсионный возраст, Италия вот еще, – напомнил Валерий Гартунг. – Потому что там граждане давят на свое правительство и заставляют идти навстречу гражданам. А у нас этого пока не получается».

А в российской Госдуме «ЕР» недвижным валуном залегла поперек законов для народа.

Представители «ЕР» привычно утверждали, что законопроекты «популистские» и не проработаны, а также не соответствуют «объективной действительности».

За принятие пенсионной реформы были фракции «СР», КПРФ, ЛДПР и независимый депутат Оксана Дмитриева (всего – 103 депутата). Против оказались 12 человек из «Новых людей», единороссы Ирина Роднина и Михаил Терентьев.

О. СМОЛИН, депутат Госдумы  

…Начну вот с чего, уважаемые коллеги, суть законопроекта, который мы предлагаем, такая же техническая, оформление несколько иное, но в первом чтении мы обсуждаем концепцию. Мы действительно считаем, что принятие закона о повышении пенсионного возраста было грубейшей ошибкой (если ошибкой) предыдущей Государственной думы и правительства, и вот наши аргументы в пользу отмены этого закона и возвращения прежнего пенсионного возраста.

Первое. Нам говорили, действительно, что это делается исключительно ради блага пенсионеров.

Я вам привожу факты, коллеги, поднапрягитесь и послушайте.

По нашему закону ежегодно пенсии должны индексироваться в соответствии с темпами инфляции.

В 2015 году, когда многих депутатов еще не было в Думе, инфляция, по официальным данным, составила 12,7 процента, округляем до 13. Тогда было принято специальное решение неработающим пенсионерам индексировать пенсию только на 4 процента с 2016 года вместо 13 процентов.

Мы не поленились и посчитали, сколько же потерял пенсионер при средней пенсии за счет того, что ему недоплачивали 9 процентов все эти годы. Так вот результат получился такой – 90 с небольшим тысяч рублей.

5 тысяч вернули пенсионерам в 2016 году, еще 10 тысяч в 2021-м. Совершенно случайно эти даты совпадают с выборами в Государственную думу, но 90 минус 15, остается 75 тысяч, которые пенсионерам никто не вернул.

Что касается работающих пенсионеров, тоже не поленились.

Работающий пенсионер при таких же подсчетах при средней пенсии не получил 256 тысяч рублей за эти годы, минус 15 тысяч возвращенных, остается 241 тысяча рублей, уважаемые коллеги.

Добавим к этому, что коэффициент замещения, многие, наверное, знают, что это такое, это отношение средней пенсии к средней заработной плате, согласно Конвенции Международной организации труда, должен составлять 40 процентов, мы Конвенцию ратифицировали, в 2015 году был 35 процентов, сейчас около 30 процентов. То есть пенсионер по отношению к работающему обеднел.

Уважаемые коллеги, если это забота о пенсионерах, то, как говорят, медицина бессильна.

Второе. Закон о повышении пенсионного возраста был законом против старшего поколения.

Напоминаю, по данным Финансового университета при правительстве России, в настоящее время до 60 лет не доживают 30 процентов мужчин, до 65 – 43 процента мужчин. Это рекорд Европы, даже на Украине и в Белоруссии все-таки 40 процентов не доживают до 65.

Я напомню высказывание президента нашей страны Владимира Владимировича Путина: «Это что же, отработал, в деревянный макинтош – и поехал?» Получается так, что поехал раньше, чем отработал. Если мы заставляем человека принудительно работать, когда он этого делать не может, то понятно, что не доживать будет примерно половина всех мужчин до 65 лет. Знаете, была грустная шутка: Пушкин погиб на дуэли в 37, Лермонтов… в 27 лет, Есенин покончил с собой в 30, а ты что сделал для Пенсионного фонда?

Третье. Как ни странно, это закон против молодежи. По данным Татьяны Алексеевны Голиковой, в настоящее время почти половина всех безработных в стране (48 процентов) – это люди до 34 лет. Впрочем, здесь мы не оригинальны. В других странах с рыночной экономикой ситуация похожа. Поэтому совершенно очевидно, что если мы не будем отправлять на пенсию людей старшего возраста, то увеличится безработица в том числе и среди молодых.

Четвертое. Это закон против молодых мам и детей, в том числе еще не родившихся. Я напомню вам, уважаемые коллеги, что президент Российской Федерации в 2020 году давал специальное поручение правительству Российской Федерации создать 255 тысяч новых мест в дошкольных учреждениях. Когда правительство представляло закон о бюджете на 2021 год, оно сочло эту задачу неактуальной. Я вам цитирую заключение комитета Государственной думы прошлого созыва: «Поэтому расходы на строительство детских садов, по сравнению с плановыми в 2021 году, были сохранены». Если мы не позволяем молодым бабушкам ухаживать за, соответственно, своими внуками, мы работаем и против молодых мам.

Пятое. Этот закон, коллеги, как бы там ни говорили, – проявление классовой политики. Нас, людей с левыми взглядами, часто обвиняют за классовый подход. Так нет, коллеги, не мы, это правительство осуществляет классовый подход. Вы же понимаете, что если в результате принятия этого закона при средней пенсии за пять лет человек недосчитается миллиона рублей, возьмите сами посчитайте, среднюю пенсию помножьте на 12 и на 5, то для людей богатых это не проблема, для людей с низкими доходами это огромные деньги, которых их лишают.

Шестое. Это закон против экономики. Уважаемые коллеги, вы знаете, что с 2013 года в России экономическая стагнация. Мы никак не можем выполнить требования президента выйти на среднемировые темпы экономического развития. Чем движется рыночная экономика? Дешевым кредитом и платежеспособным спросом. Если вы по миллиону рублей у людей старшего поколения отнимаете, как это скажется на платежеспособном спросе?

Я неоднократно участвовал в совещаниях, которые проводили, скажем, омские аграрники, и они все говорят: если бы был платежеспособный спрос, мы бы увеличивали производство, но его, к сожалению, нет.

Седьмое. Это закон против некоторых видов бюджетной системы Российской Федерации. Совершенно очевидно, что у нас увеличатся выплаты по больничным, у нас увеличится количество людей, которые будут обращаться за инвалидностью, у нас увеличится количество людей, которые будут обращаться по пособиям по безработице. Никто этого не считал, считали только экономию Пенсионного фонда.

И последнее, коллеги. Это закон против технического прогресса. Я вам на всякий случай напоминаю официальные данные…

В Южной Корее на каждые 10 тысяч жителей вводится 710 многофункциональных роботов, в Китае – 360, у нас четыре. Почему? Слишком дешевая рабочая сила. Закон выбрасывает на рынок очередную дешевую рабочую силу и тормозит технический прогресс.

Мы просим вас поддержать наш законопроект, потому что надо исправлять принятые ошибки. 

Сочинение если бы я был учителем крк

А. КУРИННЫЙ, депутат Госдумы  

Уважаемые коллеги!

Этот важнейший для граждан нашей страны вопрос обсуждается скомканно, в конце рабочего дня, чтобы каким-нибудь образом аккуратненько проскочить. У правительства Российской Федерации был прекрасный выбор, мы знаем, еще два года назад, как можно было избежать повышения пенсионного возраста. Для этого либо должна была расти экономика, то есть экономический рост, либо повышать пенсионный возраст. К большому сожалению, правительство Российской Федерации на протяжении последних десяти лет демонстрирует экономический рост ВВП 0,9% в год. Этого недостаточно.

Иными словами, за неэффективность деятельности правительства Российской Федерации, за неэффективность правящей партии «Единая Россия» расплачиваются наши пенсионеры. Расплачиваются своим здоровьем, расплачиваются годами жизни, расплачиваются тем, что вынуждены вообще находиться в такой ситуации. На этой трибуне, отвечая на вопрос, должен был стоять лидер «Единой России», а не та женщина, которую фактически бросили в бой. На мой взгляд, это неправильно.

Мы проанализировали бюджет Пенсионного фонда. Сэкономили в год 450 млрд рублей. Причем 400 млрд получилась «экономия от ковида», от того, что люди умерли. То есть фактически сопоставимо с этой реформой, действительно преступной, это четко понятно.

Что касается довода «люди много живут в Российской Федерации», то хочу возразить на это: продолжительность жизни по итогам этого года будет меньше 71 года. Депопуляция – 1 миллион человек естественной убыли. Это вы прекрасно представляете, в том числе благодаря этой реформе. 43% мужчин не доживает до пенсионного возраста. Для кого и с какими благами мы тогда принимали пенсионную реформу?

Приводится довод: «мало получают, будут получать больше». К сожалению, больше не стало. Мы даже проанализировали бюджет Пенсионного фонда. Оказалось, что покупательская способность пенсий будет падать в ближайшие три года. Если даже к прожиточному минимуму пенсионера, виртуально вычисленному, было 166% в этом году, то будет 160% через три года.

Не выполнили своих обязательств и перед Международной федерацией труда и Конфедерацией труда, где установлено, что коэффициент замещения будет 40%. Он тоже падает. Олег Николаевич Смолин правильно сказал: «35% – в 2015 году, 30% – в 2024 году». При этом опять вернусь к вопросу об эффективности. Сегодня говорили о 15–20 млн неработающих… А кто позволяет сегодня этим людям не работать официально? 2 триллиона рублей не приходит в бюджет Пенсионного фонда. Для понимания: 450 млрд мы сэкономили с трудом, а 2 триллиона каждый год теряем из-за того, что правительство Российской Федерации во главе с правящей партией не может на сегодняшний день этих людей вывести из тени. Вопрос не только в их преследовании или их работодателя, а в том, что эти люди в итоге останутся без пенсий. Мы это прекрасно представляем.

Что касается опережающей индексации пенсий, которая была заявлена – также не получилось, можно так же, развести руками… И мы будем ждать призывов президента… «Единая Россия» не увидела, что пенсионеров наших грабят, что сегодня индексация ниже уровня инфляции. А президент увидел и, может быть, среагирует. Зачем тогда депутатов избирали? Зачем вы тогда избирались? Зачем общались со своими избирателями? Зачем народную программу составляли, о которой нам все уши прожужжали? Я уверен, 90% избирателей говорят о возвращении пенсионного возраста, но такого пункта в народной программе нет. Там есть что угодно, но этого важного пункта, и я в этом абсолютно уверен, нет.

Перейду к предпенсионерам. Это последнее. О тех людях, о которых мы якобы заботимся, для которых установлены преференции. Так вот, 60% предпенсионеров не работают. Почему? Во-первых, потому что не могут работать вследствие того, что здоровье не позволяет. Они физически уже не могут этого сделать. Не очень здорово у нас в стране, если мы опять будем сравнивать с западными странами, – у них плюс 10–15 лет возраста, у них трудоспособный возраст гораздо выше, у них условия гораздо лучше. Сравнивать с ними некорректно. У нас многих просто не берут на работу вследствие разных причин. Поэтому они влачат либо нищенское существование, либо полунищенское, если у кого-то есть дети. А это 3 млн человек, которые дополнительно оказались за чертой бедности в результате этой пенсионной реформы. И эта цифра будет расти. Так для кого реализовалась эта реформа?

Технические детали, которые мы здесь обсуждали и на которые опять же ссылается представитель профильного комитета, устранимы ко второму чтению. Мы это прекрасно понимаем. Все другое – отговорки. Точно так же, как и ссылка на 83-ю статью бюджетного кодекса. Есть средства сегодня в Российской Федерации. Куда же их тратить, если мы не тратим их ни на здравоохранение – туда нельзя по итогам принятого бюджета, – ни на пенсии людям, многие из которых просто не доживают до пенсионного возраста? Для чего мы копим эту подушку безопасности, для чего ее наращиваем? Тем более что сам Фонд народного благосостояния когда-то создавался и сейчас имеет функцию стабилизации Пенсионного фонда. Это как раз выплаты нашим гражданам. Собственно, эти деньги принадлежат не только госкорпорациям, не только тем, кто участвует в инфраструктурных проектах или собирается на эти деньги их реализовывать. Эти деньги принадлежат всем гражданам Российской Федерации. Прежде всего тем, кто работал всю жизнь, честно заработал свою пенсию, но в итоге ее не получил благодаря пенсионной реформе.

Мы предлагаем всем совершить честный, правильный, реабилитирующий во многом поступок и вернуть прежний пенсионный возраст нашим гражданам.


Вы заметили – против законов, возвращающих прежний пенсионный порядок, проголосовали лишь два единоросса. А остальные? За 20 лет единороссы наработали немало приемчиков скрывать антинародность, не «светиться» перед будущими избирателями.

Зачастую единороссы просто не голосуют с подленькой мотивацией: Мы не «ПРОТИВ» доброго для народа, мы всего лишь не «ЗА»…

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».

Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.

Family books и книжные фанты

Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара

Сочинение если бы я был учителем крк

— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.

Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.

Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.

Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?

«Угадай концовку» и чтение вслух

Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68

IMG 5445 foto anni avgystinovskoiJPG

— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.

Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.

Капсула времени и настольная игра

Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172

Сочинение если бы я был учителем крк

— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.

Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.

Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.

Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.

Домашний театр и письма героям

Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138

Сочинение если бы я был учителем крк

— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.

Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.

Театр теней и собственный комикс

Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266

Сочинение если бы я был учителем крк

— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.

Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.

Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.

Еда литературных героев и книга как снотворное

Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111

Сочинение если бы я был учителем крк

— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?

Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.

Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.

Недавно во Владивостоке вышли в свет четыре тома (в шести книгах) первого Полного собрания сочинений Владимира Клавдиевича Арсеньева. Так получилось, что я стал одним из первых их читателей. Впечатление оказалось настолько сильным, что мне захотелось поскорее пожать руку издателю этих замечательных книг.

Итак, мой собеседник — генеральный директор и главный редактор Тихоокеанского издательства «Рубеж» Александр Владимирович Колесов.

Передав мне несколько томов Арсеньева, вы, Александр Владимирович, невольно заставили меня бросить все дела: я блуждаю по Уссурийской тайге, странствую в горах Сихотэ-Алиня и опасаюсь, что на мой бивак заглянет тигр. Опять, как в детстве, со мной Дерсу Узала. И чем хуже новости, доносящиеся со всех сторон, тем больше хочется читать Арсеньева…

Александр Колесов: Арсеньева перечитывают уже на протяжении века — первая его книга вышла во Владивостоке ровно 100 лет назад. Привлекательность Арсеньева как писателя — в уникальном синтезе документа, изящной словесности и личного опыта.

Владимир Клавдиевич Арсеньев был тем, кто, по словам Чехова, напоминает нам, «что кроме людей, пишущих от скуки ненужные проекты и дешевые диссертации, есть люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной цели».

Сочинение если бы я был учителем крк

Подполковник Владимир Арсеньев. Хабаровск, 1917 год. Фото: РИА Новости

Поэтому Арсеньев является одним из тех немногих авторов, к которым обращаются снова и снова. И сегодня он заново востребован. Это отмечают и социологи, и маркетологи, и учителя, и библиотекари, и книготорговцы…

А на Дальнем Востоке имя Арсеньева окружено особым ореолом.

Александр Колесов: Это так, но вообще в России его знают куда меньше, чем он того заслуживает. То, что сделал Владимир Клавдиевич Арсеньев за четверть века своей исследовательской, научной и литературной деятельности на Дальнем Востоке, по-настоящему не оценено. Его наследие до последнего времени не было полностью прочитано даже учеными и специалистами.

В собрание, которое вы выпускаете, впервые вошел огромный пласт исследований Арсеньева по этнографии, археологии, географии, этнологии, военной статистике, ихтиологии, вулканологии… На первый взгляд, эти работы не могут быть интересны обычному читателю, но когда я познакомился с ними, то и от них не смог оторваться!

Александр Колесов: Арсеньев являлся ученым широчайшего профиля, в первую очередь — этнографом и археологом, и, кроме того, занимался историей, географией, геологией, гидрологией, картографией, метеорологией и другими научными дисциплинами, связанными с изучением Уссурийского края. Без ссылок на его научные труды не обходится сегодня ни одна серьезная работа по этнографии народов юга Дальнего Востока.

Арсеньев считал своей вотчиной именно этнографию и археологию. Его исследования в той или иной степени касались многих коренных народов Дальнего Востока, а также тесно связанных с ними народов Восточной Азии — маньчжуров, корейцев и японцев, которые оказывали на жизнь туземцев в ту пору большое влияние.

Даниэль Дефо подарил своему Робинзону верного друга Пятницу. Арсеньев вывел в своих книгах не менее яркий образ гольда Дерсу Узала. Но если Пятница был плодом фантазии Дефо, то Дерсу был другом Арсеньева и проводником его экспедиций. В изданных вами книгах мы видим Дерсу на фотографиях…

Александр Колесов: Да, среди всех коренных жителей Уссурийского края наибольший научный интерес Арсеньева вызывали удэгейцы («удэхе», как он сам их называл) — малоизученная в начале XX века народность, все еще сохранявшая первобытно-общинный строй и мало подвергшаяся влиянию цивилизации.

К несчастью, оказалась потерянной главная этнографическая работа Владимира Клавдиевича — двухтомная монография об удэгейцах «Страна Удэхе», материалы к которой он собирал более 25 лет. Монография была готова к печати, Арсеньев не раз писал об этом в своих письмах. Но вскоре после его смерти рукопись монографии объемом более тысячи страниц машинописного текста, как и работы по археологии — «Памятники старины Уссурийского края» и «Классификация памятников старины в Уссурийском крае», — при невыясненных обстоятельствах были утрачены.

Сочинение если бы я был учителем крк

Начальник экспедиции штабс-капитан В.К. Арсеньев, Дерсу Узала, солдат Иван Фокин и охотник Чжан-Бао во время маршрута по реке Амагу. 1907 год. Фото: РИА Новости

Научная добросовестность, с которой вы издаете Арсеньева, сродни дотошности самого Арсеньева. Каждый том вы сопровождаете целым научным аппаратом: тут указатели и географических названий, и ботанических, и зоологических… Как вам удалось даже в мелочах соответствовать своему герою?

Александр Колесов: Здесь надо вспомнить наших предшественников, и прежде всего Анну Ивановну Тарасову, чья монография «Владимир Клавдиевич Арсеньев», вышедшая в издательстве «Наука» в 1985 году, до сих пор является основополагающим трудом о жизни и деятельности Арсеньева. Нам помогали питерский литературовед Игорь Сергеевич Кузьмичёв, приморские историки, антропологи, музейщики и архивисты В.В. Соколов, А.М. Кузнецов, А.А. Торопов, Н.А. Троицкая, А.В. Петрук, Н.Б. Корчелаева, Е.М. Гончарова, И.Н. Клименко, краевед И.Н. Егорчев, библиограф Н.С. Иванцова, а также сотрудники архива и библиотеки Общества изучения Амурского края, Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (Владивосток), Научного архива Русского географического общества (Санкт-Петербург), Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, Хабаровского краеведческого музея имени Н.И. Гродекова, Российского государственного архива литературы и искусства и многие, многие другие…

Помнится, пару лет назад вы познакомили меня со своим молодым товарищем и соратником. Встретились мы тогда на книжной ярмарке, на бегу, и я запомнил лишь то, что его зовут Никита.

Александр Колесов: Да, это Никита Сергеевич Воробьёв — ответственный редактор полного собрания сочинений Арсеньева, аспирант Дальневосточного федерального университета. Именно он за последние два года провел огромную работу по поиску неопубликованных ранее текстов и фотографий Арсеньева, подготовке примечаний и указателей к ним.

Мне интереснее всего рыться в указателе имен — каждое имя, упоминаемое Арсеньевым, в вашем издании обретает судьбу. Увы, часто трагическую…

Александр Колесов: В этом году во Владивостоке вышла книга — «В.К. Арсеньев и близкие ему люди: Портрет эпохи». Ее автор историк Амир Хисамутдинов, один из ведущих наших арсениеведов, профессор Дальневосточного федерального университета, потратил много лет на то, чтобы расшифровать Адресную книжку Арсеньева, в которой записаны 236 адресатов из России и из-за рубежа. Хисамутдинов собрал сведения об этих людях и написал о них подробные очерки. Его книга интересна с разных точек зрения, но она читается как страшный мартиролог: более половины адресатов Арсеньева, упомянутых в ней, были репрессированы.

Чем мешал Арсеньев советской власти?

Александр Колесов: Об этом можно долго рассказывать… Скажу только, что травля в последние годы его жизни нарастала. Арсеньеву пеняли и на отсутствие университетского диплома, притом что он был блестящим ученым и преподавателем, и на невладение «методом диалектического материализма», и на командировки в Японию, куда он ездил по служебным делам. От ареста Владимира Клавдиевича «спасла» смерть от пневмонии, которой он заболел в экспедиции.

Незадолго до своей кончины, 27 июля 1930 года, Арсеньев писал своему первому биографу Аристову: «У меня жена, дочь 10 лет, у жены престарелые отец и мать, брат учится в университете. У меня есть сестра, которой я помогаю, есть брат, о котором надо заботиться, есть несколько друзей (их осталось очень мало), с которыми я связан мыслями и душой. Если бы не эти близкие мне люди, если бы я был один — я давно ушел бы далеко в горы, подальше от города, от толпы, от фальши, лжи, зависти и злобы, которые ныне пропитали всю нашу жизнь, как вода губку в море. Со мной пошли бы три-четыре семьи туземцев. Мы ушли бы в такие дебри, в такую глушь, куда никто, кроме нас, проникнуть не сумеет, и никто никогда нас бы там не нашел…»

Как сложилась судьба родных Арсеньева и его потомков?

Сочинение если бы я был учителем крк

Маргарита Николаевна — вторая жена Арсеньева. Расстреляна 21 августа 1938 года. Фото: Из архива Дмитрия Шеварова

Александр Колесов: Семья ответила за Арсеньева сполна. В 1934 году арестовали его вторую жену Маргариту Николаевну Арсеньеву. Тогда было сфабриковано так называемое «Университетское дело». Ее и группу ученых и преподавателей Государственного Дальневосточного университета обвинили в контрреволюционной деятельности, которой якобы при жизни руководил сам Арсеньев. Через четыре года ее арестовали повторно и расстреляли. А первую семью Владимира Клавдиевича — бывшую супругу Анну Константиновну, сына Волю и его жену и детей — в 1939 году выслали на Алтай.

После расстрела Маргариты Николаевны в 1938 году дочь Арсеньева Наталья продала архив отца вместе с его личной библиотекой Приморскому филиалу Географического общества СССР — Общество изучения Амурского края. А через три года и ее приговорили к 10 годам лагерей. Она похоронена в Благовещенске. И только в 1950-1960-е годы родственников Арсеньева реабилитировали. Сегодня в Находке живет его внук Вадим Владимирович Арсеньев.

Что более всего поразило меня в научных отчетах, докладах и записках Арсеньева — его невероятная дальновидность. Все сегодняшние проблемы нашего Дальнего Востока он предвидел сто лет назад.

Александр Колесов: Как всякий крупный ученый, Владимир Клавдиевич Арсеньев обладал мощной интуицией и даром предвидения.

Тем более удивительным кажется тот факт, что Арсеньев не получил систематического высшего образования и имел за плечами только четыре класса реального училища и двухгодичное обучение в юнкерском пехотном училище. Все специальные знания по этнографии, археологии, ботанике, орнитологии и прочим естественным наукам Арсеньев получил посредством постоянного самообразования, штудируя доступную ему научную литературу и ведя переписку с ведущими учеными и исследователями мира.

Сочинение если бы я был учителем крк

1928 год. Владимир Арсеньев с дочкой Наташей в гостях у старшего брата Анатолия, капитана парохода «Трансбалт». Через десять лет Анатолий Клавдиевич Арсеньев был расстрелян. Фото: РИА Новости

Сегодня федеральные власти, не зная, чем заманить людей на Дальний Восток, и гектар дают, и миллион за третьего ребенка обещают. А может, надо просто каждому выпускнику школы подарить книги Арсеньева, и тогда самые храбрые и целеустремленные рванут на Дальний Восток?

Александр Колесов: Губернатор Приморского края Олег Николаевич Кожемяко, видимо, так и рассудил, когда горячо поддержал наш проект и профинансировал его. И сегодня Полное собрание сочинений Арсеньева есть во всех муниципальных и прежде всего в школьных, вузовских и сельских библиотеках края.

Глядя на тома собрания сочинений Арсеньева — а каждый том под тысячу страниц! — нельзя не задаться вопросом: как удалось ему так много успеть? Ведь он годами находился в экспедициях, жил в эпоху войн, смуты и разрухи, а прожил всего пятьдесят семь лет!

Александр Колесов: За тридцать лет жизни на Дальнем Востоке Владимир Клавдиевич Арсеньев совершил одиннадцать больших и более десятка малых экспедиций, исследовал обширные территории Уссурийского края — современных Приморского и Хабаровского краев, побывал в Гижигинском уезде на Камчатке и на Командорских островах. Несколько десятков тысяч километров прошел Арсеньев по дальневосточной тайге.

Наследие Арсеньева — это не только художественные книги, но и многочисленные монографии и научно-прикладные статьи, записки, отчеты и доклады, а также большой массив дневников и писем. Эти публикации, затерявшиеся на страницах старых научных журналов и сборников, ныне забыты, главные его научные труды никогда не переиздавались, а неопубликованные рукописи знакомы только самым дотошным исследователям. Между тем за свои исследования Арсеньев был удостоен одной золотой и двух серебряных медалей научных обществ.

За последние годы нашему издательству удалось найти, атрибутировать и прокомментировать большое количество неопубликованных и неизвестных, не введенных ранее в научный оборот статей, докладов, записок, отчетов и других научных и исследовательских материалов Арсеньева, а также исторических фотографий и документов.

Что ждет нас, читателей, в следующих пяти книгах собрания сочинений Арсеньева?

Александр Колесов: В них войдут дневники и письма Владимира Клавдиевича. Для этого нам надо расшифровать, набрать и прокомментировать множество экспедиционных дневниковых записей. А для того чтобы насколько возможно полно собрать его эпистолярное наследие, рассеянное по всему белому свету, потребовалось проделать тщательную поисковую работу. Оставшиеся тома Полного собрания сочинений увидят свет в первом полугодии 2022 года, в канун юбилея Арсеньева.

«Подальше от города, от фальши, лжи, зависти и злобы, которые пропитали всю нашу жизнь…»

Кто сегодняшние читатели Арсеньева? Школьники? Студенты? Или постаревшие романтики 1970-х?..

Александр Колесов: На протяжении 15 лет, что мы занимаемся Арсеньевым, мне бесконечно звонят, пишут, подходят на ярмарках, просят и настаивают на выходе очередного тома Собрания самые разные люди из обеих столиц и отдаленных уголков России…

Русские мужики сегодня уже мало кому верят, но Владимиру Клавдиевичу они верят как никому другому, а потому хотят прочесть каждое его слово — от первого абзаца «Дерсу Узала» до самого последнего его письма… Безусловно, в этом сказывается безупречная репутация Арсеньева. И я теперь хорошо понимаю, почему им так необходимы книги Владимира Клавдиевича. Игорь Кузьмичёв свою вступительную статью к Полному собранию сочинений Арсеньева, специально написанную для издательства «Рубеж», назвал безукоризненно точно — «Имя честного человека».

Должен вам признаться: у меня есть глубоко личная привязанность к Владимиру Клавдиевичу. Мое отрочество прошло рядом с соратником Арсеньева — Александром Аркадьевичем Литвиновым. Он был кинорежиссером, близким другом моего деда Леонида Ивановича Рымаренко. Я узнал Литвинова на обложке третьего тома изданного вами собрания сочинений — там он 30-летний вместе с Арсеньевым склонился над картой. Это было в 1928 году. Снятые тогда Литвиновым при содействии Арсеньева фильмы «Лесные люди» и «По дебрям Уссурийского края» вошли в историю мирового этнографического кино… А есть ли у вас, Александр Владимирович, какая-то личная история, связавшая вас с Арсеньевым?

Александр Колесов: В 2000 году я познакомился с удивительным человеком — писателем, знатоком Китая и полиглотом Георгием Георгиевичем Пермяковым. Георгий Пермяков — фигура поистине легендарная. Уроженец Никольска-Уссурийского, он после 1922 года оказался с родителями в Китае. Жил в эмигрантском Харбине, где выучил несколько языков. С 1939 года работал в Генконсульстве СССР, был связан с советской разведкой. В 1945-м Георгий Пермяков участвовал в Токийском и Хабаровском судебных процессах, был личным переводчиком последнего китайского императора Айсиньгёро Пу И, который свидетельствовал на этих процессах против Японии. Потом он написал по моей просьбе документальную повесть «Император Пу И. Пять лет вместе». Она была опубликована в нашем альманахе «Рубеж» в 2003 году.

Так вот, в начале 1950-х, уже живя в Хабаровске, Георгий Пермяков занялся Арсеньевым и написал о нем книгу «Тропой женьшеня». Он успел опросить более сорока человек, лично знавших Владимира Клавдиевича. А потом нашел в поселке Сибирском Новосибирской области его младшего брата Александра Клавдиевича, съездил к нему и записал на портативной пишущей машинке, на которой он печатал со скоростью разговорной речи, подробные его воспоминания. Все эти записи вкупе с интереснейшими рассказами Георгия Георгиевича помогли мне взглянуть на Арсеньева и его судьбу как бы изнутри и лучше понять многое из того, что раньше было не очень известно, поскольку наш герой был закрытым человеком.

Сегодня очевидно, что Владимир Клавдиевич Арсеньев — фигура вовсе не регионального значения, а общенационального. А как ученый-просветитель, предвидевший многие из сегодняшних мировых проблем и предлагавший пути их решения, Арсеньев — достояние всего человечества. Что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы в сентябре будущего года достойно встретить 150-летие нашего замечательного соотечественника?

Александр Колесов: Что касается масштаба личности Арсеньева, то 1 ноября 2021 года вышел указ президента России В.В. Путина N 620, который все расставил по своим местам.

К 150-летию великого исследователя Дальнего Востока, путешественника и писателя в центре Владивостока будет установлен ему памятник. При поддержке правительства Приморья помимо издания Полного собрания сочинений мы разработали образовательную и просветительскую программу «Арсеньев: ХХI век» и готовимся провести в 2022 году Арсеньевский книжный фестиваль…

Владимир Клавдиевич Арсеньев всей своей масштабной и многогранной деятельностью внес огромный вклад в изучение Южно-Уссурийского края, как именовалось тогда нынешнее Приморье, и заново открыл Дальний Восток — и для России, и для всего мира.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михейковская средняя  школа

Ярцевского района Смоленской области

«Рассмотрен»


Руководитель МС

_____________/_______________/

ФИО

Протокол № ___
от «__» __________20___г.

«Согласован»

Заместитель директора школы

по ВР

_____________/_________________/

ФИО

«__»____________20___г.

Утвержден

приказом директора школы

№ _____
от «__»_________20___г.

План внеурочной деятельности

по модулю «Эрудит»

Направление: общеинтеллектуальное

Класс: 6,7, 8

Учитель-предметник: Смирнова Е.Е.

2018-2019 учебный год

Тип занятий: регулярные по плану

Кол-во часов в год для всех обучающихся: 6,7,8 классы: по 6 ч

Кол-во часов в год  индивидуальные занятия:

6 класс:10 ч

7 класс: 10 ч

8 класс: 10 ч

Планируемые  результаты

Личностные:

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
  • Воспитание чувства справедливости, ответственности.
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Использовать приобретённые  знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм выполнения занимательных упражнений; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы  для работы с упражнениями повышенной сложности.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Содержание

  1. Участие в лингвистических  конкурсах и олимпиадах.
  2. Неделя гуманитарного цикла.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название мероприятия

Класс

Дата проведения

Кол-во часов

Отметка о выполнении

1.

Подготовка к школьным олимпиадам по русскому языку

6,7,8

сентябрь

1

2.

Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по рускому

6,7,8

сентябрь

1

3.

Участие в дистанционных олимпиадах по русскому языку и литературе .

6,7,8

в течение года

4

6.

Подготовка и участие в  конкурсах, проводимых районом и областью

6,7,8

В течение года

6

7.

Неделя гуманитарного цикла:

— внеклассное мероприятие (игра, конкурс, викторина)

— инсценировка

-виртуальная экскурсия

6,7,8

февраль

2

2

2

8.

Организация подготовки и проведение классного, школьного этапов конкурса «Живая классика». Подготовка к муниципальному этапу.

6,7,8

Декабрь-март

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ

ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

(методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова,

Б. С. Алишева, Л. А. Воловича)

Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей

провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся

Ход опроса

Осуществляются по четырем критериям:

критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на

Предусмотрен также контрольный опрос, который предполагает сравнение

оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой

учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные

результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника.

Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу

ответов на вопросы 41–44; по критерию «критичность» – на вопросы 45–48; по

критерию «способность преобразовать структуру объекта» – на вопросы 49–52;

по критерию «направленность на творчество» – на вопросы 53–56. Например, по

критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка – 0,9. В

этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между

Можно выделить три уровня творческой активности подростка и отдельных

ее аспектов: низкий – от 0 до 1; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1,5 до 2

1 Опросник «Чувство новизны».

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в

предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):

1 Если бы я строил дом для себя, то:

а) построил бы его по типовому проекту (0);

б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино (1);

в) построил бы такой, которого нет ни у кого (2).

2 Если мне нужно развлекать гостей, то я:

а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми (0);

б) сочиняю сам сюрприз для гостей (2);

в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино (1).

3 Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

а) оригинальную (2);

б) трудную (1);

в) простую (0).

4 Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

а) красивое (1);

б) точное (0);

в) необычное (2).

5 Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще (0);

б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо

отражают мои мысли (1);

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова (2).

6 Мне хочется, чтобы на уроках:

а) все работали (1);

б) было весело (0);

в) было много нового (2).

7 Для меня в общении самое важное:

а) хорошее отношение товарищей (0);

б) возможность узнать новое («родство душ») (2);

в) взаимопомощь (1).

8 Если бы я был поваром, то:

а) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны

(0);

б) создавал бы новые блюда (2);

в) старался бы мастерски готовить все известные блюда (1).

9 Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

а) «Седьмое чувство» (0);

б) «Поле чудес» (1);

в) «Очевидное–невероятное» (2).

10 Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

а) наиболее удобный маршрут (0);

б) неизведанный маршрут (2);

в) маршрут, который хвалили мои друзья (1).

2 Опросник «Критичность».

Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:

а) полностью согласен – 0;

б) не согласен – 2;

в) не готов дать оценку данному высказыванию – 1

11 Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д. И.

Писарев).

12 Лицо – зеркало души (М. Горький).

13 Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А. Франс).

14 Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).

15 Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).

16 Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).

17Боится презрения лишь тот,кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).

18 Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).

19 Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К. Д. Ти-мирязев).

20 Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д. Л.Оруэлл).

3 Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта».

Задание к № 21–23.

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь

или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое

соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех

предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или

то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

21 ИЗГНАНИЕ – ЗАВОЕВАТЕЛЬ

а) вор

Арест б) обвиняемый

в) судья

г) адвокат

22 ОЗЕРО – ВАННА

а) лужа

Водопад б) труба

в) вода

г) душ

23 ВУЛКАН – ЛАВА

1) источник – родник

2) глаз – слеза

3) огонь – костер

4) шторм – наводнение

Задание к № 21–23 для среднего возраста.

Представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном

отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же

отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2).

21 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ОБУЧЕНИЕ

а) доктор

Водопад

б) ученик

в) учреждение

г) лечение

д) больной

22 ПЕСНЯ – ГЛУХОЙ

а) хромой

Картина

б) слепой

в) художник

г) рисунок

д) больной

23 РЫБА – СЕТЬ

а) решето

Муха

б) комар

в) комната

г) жужжать

д) паутина

Задание к № 24–27.

Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

24 Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?

25 В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а

запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше. Ваши действия?

26 В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

27 Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом Вам языке. Как Вы будете изъясняться?

Для ответа на  каждый из  четырех вопросов дается 30 секунд.

Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:

отсутствие ответа 0;

тривиальный ответ 1;

оригинальный ответ 2

Задание к № 28–30.

На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования

каждого названного ниже предмета.

28 Консервная банка.

29 Металлическая линейка.

30 Велосипедное колесо.

4 «Направленность на творчество».

Задание к № 31–40.

Если бы у Вас был выбор, то что Вы предпочли бы?

31 а) читать книгу – 0;

б) сочинять книгу – 2;

в) пересказывать содержание книги друзьям – 1

32 а) выступать в роли актера – 2;

б) выступать в роли зрителя – 0;

в) выступать в роли критика – 1

33 а) рассказывать всем местные новости – 0;

б) не пересказывать услышанное – 1;

в) прокомментировать то, что услышали – 2

34 а) придумывать новые способы выполнения работ – 2;

б) работать, используя испытанные приемы – 0;

в) искать в опыте других лучший способ работы – 1

35 а) исполнять указания – 0;

б) организовывать людей – 2;

в) быть помощником руководителя – 1

36 а) играть в игры, где каждый действует сам за себя – 2;

б) играть в игры, где можно проявить себя – 1;

в) играть в команде – 0

37 а) смотреть интересный фильм дома – 1;

б) читать книгу – 2;

в) проводить время в компании друзей – 0

38 а) размышлять, как улучшить мир – 2;

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир – 1;

в) смотреть спектакль о красивой жизни – 0

39 а) петь в хоре – 0;

б) петь песню соло или дуэтом – 1;

в) петь свою песню – 2

40 а) отдыхать на самом лучшем курорте – 0;

б) отправиться в путешествие на корабле – 1;

в) отправиться в экспедицию с учеными – 2

5 Самооценка (контрольный опрос).

Да – 2; трудно сказать – 1; нет – 0

41 Мне нравится создавать фантастические проекты.

42 Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43 Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

44 Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

45 В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

46 Мне удается находить причины своих неудач.

47 Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

48 Могу обосновать, почему мне что-то нравится или не нравится.

49 Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

50 Убедительно могу доказать свою правоту.

51 Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

52 У меня часто рождаются интересные идеи.

53 Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

54 Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

55 Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

56 Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

logohttps://www.znak.com/2021-11-09/massovoe_obrazovanie_v_rf_mertvo_intervyu_s_alekseem_savvateevym_u_trupa_russkoy_sredney_shkoly

Алексей Савватеев — математик, профессор МФТИ, просветитель. Ежегодно Савватеев посещает полсотни школ по всей России, общается с учителями, директорами и начальниками от образования. Поэтому он знает, что массовая средняя школа в России мертва — и мертва в результате убийства. Кто убийца? Есть ли шансы реанимировать труп? Почему школе нужны учителя-мужчины? Что может сделать Путин и что делать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок получил образование? Об этом и многом другом — в нашей беседе с профессором Савватеевым, автором популярного YouТube-канала «Маткульт-привет», книги «Математика для гуманитариев» и лекций «100 уроков математики» для детей и взрослых.

Массовая школа умерла

— Алексей, дайте оценку современной средней школе в РФ тремя словами.

— Я сначала сделаю оговорку, а потом отвечу. 

Средняя школа в России распадается на две группы. Первая — элитный сегмент: небольшое количество супершкол и лицеев, спецшкол, некоторых кадетских училищ, физмат-школ, частных школ разного вида, очень неплохих, вплоть до превосходных. Этот сегмент занимает, на мой взгляд, 5–10% от числа средних школ, а может, и меньше. Такие школы попадают в новости, в отчеты чиновников, в любые разговоры о том, как у нас все хорошо. Этот сегмент — высочайший в мире, может быть, не считая Китая. 

А вторая группа — это массовая школа, все остальное. Не менее 90% школ, почти все школьники России. Вот что про нее можно сказать тремя словами: массовая школа умерла. Это диагноз. 

От трети до половины учительских позиций (мы не можем пока оценить точнее) в России физически пустуют. Их нет, уроки не ведутся. Бывает, что ребенок идет в школу, первый раз в первый класс, и у него нет учителя — просто нет, потому что их нет. 

Потому что зарплата учителя несовместима с жизнью. Потому что у него нагрузка такая, что приходится брать две-три ставки. Три — в экстремальных ситуациях, а две — это сплошь и рядом. Берут 36 часов в неделю учителя по всей стране, потому что на зарплату в 15 тыс. не прожить, а на 30 тыс. еще можно хоть как-то существовать. 

Да, Росстат будет рассказывать про среднюю зарплату в 40 тыс., но там есть миллион способов создать вранье из ничего, а типовая зарплата — это 15–20 тыс. рублей. Сейчас, может быть, подросла до 25 тыс. в благополучных местах. Никакими 40–50 тыс. не пахнет нигде, кроме, может быть, элитного сегмента, ну и понятно, в Москве — за 100 тыс. у большинства или около 100 тыс. рублей.

— Я думаю, Москву можно не обсуждать, другая страна.

— Да, Москву можно не обсуждать. Еще Петербург, но и там совсем не так хорошо. Я бы исключил еще пару нефтяных регионов, где существуют большие надбавки. А вот из Тувы, например, есть сигнал от учителя: оклад 5600 рублей. Человек брал три оклада, до 20 тыс. рублей еле-еле доводил и как-то существовал. 

Но это полная профанация. 

Понятно, что человек не будет вести 50 уроков в неделю. Он запускает в одном классе урок, дети заглядывают в учебник, он бежит в другой класс, там параллельно ведет урок, сдваивает, страивает. И все происходит на полном автоматизме. 

«Зарплата учителя несовместима с жизнью»«Зарплата учителя несовместима с жизнью»Яромир Романов / Znak.com

Ничего, кроме отторжения и неприязни, у школьника не могут вызвать такие уроки, которые ведет задерганный учитель, который нигде себя больше не нашел. Плюс он по голову завален «необходимыми курсами повышения квалификации», отчетными бумажками, «компетенционными навыками» испещрен его предмет. 

Идет формальный бессмысленный процесс, когда учитель что-то говорит или пытается разбирать с двумя-тремя энтузиастами, а остальные просто перекидываются эсэмэсками. Это — если не хуже, в некоторых местах — просто буллинг. То есть хамское, по-русски говоря, поведение учеников. То, за что в любой нормальной системе, — что в Российской Империи, что в Советском Союзе — ну просто сразу давали пощечину.

Минпросвет — преступник, заметающий следы

— Какой у нас есть достоверный источник информации о положении дел в массовой школе? Как понять, не считая личного опыта, что происходит отупение школьников?

— Минпрос сделал все, чтобы данные об этом были недоступны. Преступник вообще редко оставляет нож с отпечатками пальцев на месте преступления. Вот Минпросвещения тоже не оставило нож в убитом теле образования. Все скрывается, ничего не публикуется, и мы должны добывать информацию по крупицам. 

— Но как-то можно это измерить?

— Есть две важных вещи: статистика сдачи ЕГЭ год от года и процент сдающих ЕГЭ по предметам — сколько человек сдает тот или иной предмет. 

По первому пункту: сейчас делается все, чтобы каждый следующий ЕГЭ был похож на предыдущий, чтобы с каждым годом улучшались результаты. Но даже при этом условии у нас есть серьезнейшее ощущение, что результаты снижаются. 

«Преступник вообще редко оставляет нож с отпечатками пальцев на месте преступления»«Преступник вообще редко оставляет нож с отпечатками пальцев на месте преступления»Яромир Романов / Znak.com

По второму: по большинству предметов ЕГЭ необязательно. И мы не знаем процент выпускников, сдавших ЕГЭ по конкретному предмету, эти данные хранятся за семью печатями. Очень важно их добыть, чтобы поставить диагноз. Если мы увидим, что химию, к примеру, выбирает и сдает 2% выпускников школ, это значит, что химии в России больше нет. 

Несмотря на отсутствие доказательств в виде цифр, мы знаем, что происходит. Потому что мне пишут, я езжу по всей стране, получаю отклик почти из всех регионов. 

Но в идеале эти данные, которые есть в Министерстве просвещения, требуют оцифровки. Они их тщательно скрывают, они ведут себя, как преступник, который заметает следы. 

Наша роль — следователь, который должен это открыть. Конкретно: в скольких школах сколько процентов от положенного числа уроков по химии, по физике просто не ведется, в каких регионах и как разнятся эти проценты. То есть в Москве, например, ведется 99% уроков химии. А по стране? В Екатеринбурге конкретно, в Ивановской области? 

Следующий момент — это какое количество учителей перегружено двумя-тремя ставками. Я предполагаю, что близко к 100%, поголовно, потому что я знаю зарплаты. 

Дальше — какие реальные зарплаты по регионам. Выкинем суперзарплаты и попробуем мухлеж Росстата как-то аккуратно развинтить и разложить по полочкам. Скажем, я знаю, что в Севастополе платили 28 тыс. до марта в одной из школ, а скорее всего и во всех остальных тоже. Про одну я просто знаю наверняка, это докладывала учительница из этой школы мне в письме. В принципе, по Севастополю это было не так уж мало. А потом кончились деньги на премии, и с марта по май уже был просто оклад, то есть 16 тыс. с небольшим. Еще нужно вычесть 13%, и получится, что на это уже не выжить, особенно если есть дети.

В итоге у нас по призыву Путина строятся школы и стоят пустыми — нет учителей. Профессор из Петрозаводска Александр Иванов показывал вакансии — 10 800 рублей зарплата. Ждем учителей с распростертыми объятиями. А вокруг всего этого бегает Герман Греф со своим «мы сейчас экраны поставим за наш счет, сейчас будут Сберклассы; все нормально, не нужны учителя ваши, они уже устарели, советская школа устарела, она авторитарна». 

«Если мы увидим, что химию выбирает и сдает 2% выпускников школ, это значит, что химии в России больше нет»«Если мы увидим, что химию выбирает и сдает 2% выпускников школ, это значит, что химии в России больше нет»Наиль Фаттахов / Znak.com

Да, может быть, Советский Союз был авторитарный, но уж про школу советскую плохого слова я бы не сказал. По сравнению с сегодняшним днем это просто райская школа. Любой советский троечник более-менее знал про биссектрисы, высоты. Что такое дроби, знал весь Советский Союз. 

— Что плохого в этих экранах?

— Это просто днище. В этот экран никто даже не смотрит. Ты можешь включить там гениального педагога, но школьник, оставленный наедине с экраном, не будет смотреть даже самые великие лекции. 

Я сотню раз участвовал в обсуждениях, в которых мне говорили одно и то же: Алексей Владимирович, вот тебя и будем ставить! Зачем эти учителя, вот есть ты и есть твои великолепные лекции, их и будут смотреть! Я говорю: это вранье, лукавство. Мои лекции для тех, кто сам на них пришел. Для тех, кто почувствовал в них необходимость. 

Мы не ретрограды. Цифровизация? Да на здоровье! Но в том объеме, в котором она востребована самим учителем — для уроков, учеником — для дополнительных занятий. Но когда вы вводите это в обязательном режиме и без живого учителя, это заведомый тупик, это гроб и огромный гвоздь в него. 

Соответственно, единственная задача, которая может быть поставлена, — это вернуть учительство. Все! Любыми средствами и способами.

Школе нужны мужчины и затрещины 

— Какие первые шаги надо предпринять?  

— Решить главные проблемы — положение учителя и нехватку кадров. Самое главное — надо наделить учителей государственным статусом, может быть, так и назвать: «Государственный учитель». И сделать крайне сложной процедуру их увольнения — сделать так, чтобы просто нельзя было выгнать их из школы или, по крайней мере, очень затруднить эту процедуру. Это сразу решит проблему удушения учителей. 

Региональные департаменты образования, честно говоря, я бы разогнал — они враждебны образовательному процессу. Из-за них нормальный директор школы не уживается в сегодняшней системе. Его начинают нагибать, потому что он не дает показатели, не подделывает выборы у себя, не вводит локдаун по отмашке и так далее. Нормальный директор сегодня — белая ворона. 

«Надо провести более-менее поголовную люстрацию в Минпросе»«Надо провести более-менее поголовную люстрацию в Минпросе»Яромир Романов / Znak.com

А если начать с самого верха, то первым делом надо скандально и красиво полностью расформировать Рособрнадзор. Все остальные сразу воспрянут духом, потому что он задавил просто реально всех! Никому нельзя будет давить! 

Ну и надо провести более-менее поголовную люстрацию в Минпросе, потому что сегодняшние работники не способны ни к чему, кроме контроля и нагибания. Мы не можем без этого начать, просто не можем. Здесь нужен перезапуск. У нас был прецедент, перезапускали уже систему среднего образования в 30-е годы, после того как Луначарский все развалил. 

— Вы говорили, что в школу нужно возвращать мужчин-учителей. Почему вы считаете, что учить — это не женское дело?

В Ленобласти уволили директора школы, который не принял ремонт с плесенью

— Не то чтобы не женское. В школе может быть 10 мужчин и 20 женщин, но нужно, чтобы в каждом классе хотя бы один-два предмета вели серьезные авторитетные мужчины, потому что не женское дело — передавать какой-то опыт. На этих шалопаев вообще женщины никак не действуют, а мужчина может хотя бы прикрикнуть. 

Кстати, я бы вернул возможность давать затрещины, потому что бывают ситуации, когда это нужно делать, потому что другого ответа просто нет. А сегодня, если учитель даст затрещину, завтра его не просто нет в школе — его еще и ждет суд. Думаю, в нормальной школе родитель должен будет подписать бумагу, что если его ребенок начинает плохо себя вести, возможно воздействие, в том числе и руками. Должна быть возможность одернуть хама, серьезно одернуть. А как женщина будет это делать? Тут нужен мужчина.

— У нас в школе три главных субъекта, как я понимаю: кроме учителей, это еще родители и дети. Кто из них — главная проблема?

— Есть еще директор — и он главная проблема! Детей проблемой назвать нельзя, дети — это пластилин. Заставь их сдавать на входе мобильники, как в хороших школах это делается, — и все, у тебя другие дети. Вчера, например, был в коллективе модным какой-нибудь прыгун, танцор, Милохин или Моргенштерн, в общем, какой-то придурок. И дети были придурошные, они скачут, им ничего не надо, они и выглядят, как бесноватые. 

А завтра вдруг мода сменилась: пришел парень из другой школы, стал интересен девочкам в классе. Тут же все начали присматриваться, принюхиваться: а что он говорит? А он там ввел совсем другую культуру. И они другую музыку стали слушать, не знаю, русский рок хотя бы тот же. И все, ты просто класс не узнаешь, завтра те же дети, которые были придурками, тебя слушают, им интересно, они вопросы задают по любому предмету. 

«Детей проблемой назвать нельзя, дети — это пластилин»«Детей проблемой назвать нельзя, дети — это пластилин»Znak.com

То есть дети не могут быть проблемой — проблемой может быть та обстановка, в которую их загнали. 

— Тогда учителя? Вы говорили в одной из бесед, что они сейчас делятся на две большие группы — новые, необученные, и старые, настоящие. И ситуация такова, что старые не могут передать молодым свой опыт, потому что молодые не способны его воспринять…  

— Новопришедшие учителя иногда являются проблемой, но тоже не из-за того, что они плохие. Конкурс в педвуз сегодня нулевой. Там нижняя граница пропускных баллов — 35 из 100 по ЕГЭ. Это оценка в районе двойки с плюсом, тройки. Приходят и с более высокими баллами — те, кто реально хочет быть учителем. Но это какие-то фантастические подвижники, их единицы. Большинство пошло, потому что просто так вышло, никуда не попали, попали в пед. После педа опять никуда не попали, пошли в школу. Двойной отрицательный отбор. 

— Ну а родители? Где они в этой системе? 

— Родители являются проблемой. Если в элитном сегменте родители часто понимают, зачем и почему они подвергают своего сына или дочку испытаниям, слезам, трудностям, то в массовой школе родитель уверен, что дети сюда пришли развлекаться. Что ребенку должно быть хорошо, а если двойки ставят и ребенок плачет, то это вина учителя. Наверное, он плохо учит. 

С появлением на сцене родителей-недоучек проблема многократно усиливается. Родителей придется тоже переучивать когда-нибудь в школах для родителей. 

Кто ее убил и зачем она нужна

— Итак, у нас есть труп массового образования, и значит, есть убийца. Кто же он?  

— Убийца — это набор ключевых заблуждений в среде властей предержащих и близких к ним людей. Среди них есть амбассадоры этих ключевых заблуждений, то есть — посланники. Я их назвал амбассадорами, выбрал английское слово специально, потому что эти заблуждения они транслируют при полном одобрении наших западных партнеров. С их точки зрения, это даже и не заблуждения, все происходит, как надо, ровно так, как заказали. 

Мы тут пускаемся в некоторую конспирологию, но без нее невозможно понять, что происходит. Стоит задача уравнять нашу экономику с качеством образования, которое было слишком высоким. Конечная цель — учителей не должно быть. Ну, так оно и вышло.

Кто заказчики этой великой разрушительной реформы внутри России? Можно обсуждать мифологию на самом высшем уровне. Скажем, Герман Греф несколько раз проговаривался, что в будущем государства будут иметь все меньше значения. Он говорил аккуратно, но все-таки смысл улавливался. 

«Мы тут пускаемся в некоторую конспирологию»«Мы тут пускаемся в некоторую конспирологию»ТАСС

Идея такая: оптимизированные потребители без всякой идентификации, без родины, без креста будут просто наполнять землю. Они будут мультикультурны, разнообразны и будут уметь брать кредит. Это и нужно корпорациям. То есть идеал — это разрушение всех стран, потому что правительства государств являются заказчиками хорошей массовой школы. Такая школа дает способ стать лучше в конкурентной борьбе стран между собой за те или иные позиции, за ресурсы.

— Это, может, какой-то совсем нелепый и глупый вопрос, но все же: а чем вообще плоха смерть массовой школы? Вы сами говорите, что в Америке нулевой уровень школы, но высокий уровень жизни населения…

— Вопрос совершенно правильный. Ответ такой: нам смерть средней школы грозит разрушением. В Америке — другое дело, потому что она открыта для новых кадров и нормально вписывает в структуру своего существования массовую закупку специалистов у всего остального мира. Плохо это, хорошо ли, но в России этого механизма нет и не будет в ближайшее время. Это просто надо понимать. 

Я не хочу обсуждать вообще этот сценарий. Они предлагают нам принять без доказательств тот факт, что учителя больше не будет, и перейти к вопросам экранизации классов. А я предлагаю исходить из того, что Россия будет всегда. 

Теперь следующее — это ответ условного Кириенко, ответ технократов. Он такой: Россия будет всегда, и это правильно. И Россия должна быть тупой, быдляцкой, потому что так легче управлять. Мы будем управлять быдляцкой Россией, а 10% будут получать прекрасное образование в элитном сегменте. У тебя есть претензии к нашему элитному сегменту? Нет. К массовой школе? А зачем она вообще нужна, что ты к нам привязался? Да, мы делаем все, чтобы разрушить массовую школу, — ну нам так надо, нам так кажется правильным.

— Это вы цитируете сейчас Кириенко?

— Нет конечно! Такого прямо никто не скажет. Но я просто знаю, что он так думает. Это его способ мышления, способ мышления технократов. У них есть еще другое крыло технократов, которое говорит, что — нет-нет, будет массовое образование, просто учитель сегодня — это уже пережиток старины, а школьники все поймут через экран, все 100% школьников России! Ну, это мечтатели. Они говорят, что в школе должно быть хорошо, приятно. Что должен быть разговор ученика с учителем один на один, к каждому ученику свой подход. 

А в это время в Ростове сливают по 40 человек в классы, закрываются классы, потому что нет учителей. 

Что делать родителям

— От теории к практике: что делать людям, у которых уже нет времени ждать улучшения системы? Отдавать ребенка в современную школу, не отдавать, как дать ему образование?

— Отдавать, конечно. Отдавать в хорошую школу. В каждом городе такая есть. Надо сделать все, чтобы попасть туда.

— Как вы относитесь к альтернативным методам образования: домашнее обучение, церковно-приходское, репетиторское?  

— Есть принципиальный момент: дети должны учиться вместе, нужен класс. Я совершенно убежден, что никакой репетитор, даже самый лучший, никогда не заменит коллектива, в котором ведется урок на хорошем уровне. Школьники должны сидеть рядом. Если это родительское сообщество, если они хотят домашнее образование, — хорошо. Можно собраться в группу 12–15 человек. Церковно-приходские школы, кадетские классы — все это может быть хорошо. 

А репетитор на дому — нет! Пусть они, эти элиты, которые готовы отдавать по 100–200 тыс. рублей в месяц на репетитора, даже не надеются. Их дети не будут ничему научены.

«Дети должны учиться вместе, нужен класс»«Дети должны учиться вместе, нужен класс»Яромир Романов / Znak.com

Основные предметные знания лучше всего передаются в конкуренции с другими школьниками. Никто эту конкуренцию не отменял. 

— Может быть, решение в частных школах?  

— Да, есть определенный спрос со стороны родителей. А если бы спрос был действительно большой, то и школ таких было бы больше. Но в чем тут проблема? Родитель, если он сам заплатил за образование ребенка, стране ничем не обязан. Его ребенок легче уедет за рубеж, чем если бы он учился за деньги страны. 

— А это уже вопрос к стране. Но тут непонятно, с кем разговаривать, у кого спрашивать-то?

— Страна — это мы! И у нас нет инженеров, нет специалистов, у нас нет нужного количества врачей. Мы же видим, что происходит. Все разваливается, потому что все уезжают. А почему все уезжают? Потому что не страна их учила, — их учили репетиторы, их учили в интернете на платных курсах.

Я не осуждаю такое поведение напрямую. Конечно, свобода — основное право людей. Но если я правитель, если я отец нации — как я могу это допустить? Страна должна научить людей, тогда они будут чувствовать к ней некоторое уважение. Они не все поедут уже, кто-то останется. У нас есть где работать. 

Но для этого они должны быть обязаны стране. Они не должны считать, что вот у нас тут говнорашка, которая сырьевой придаток, а нас никто не учил, мы сами учились. Потому что если их действительно никто не учит, то это естественная мысль, которая у них возникает в голове, особенно когда они смотрят на учителя. Приходит бедняга загнанный или женщина никакущая: отстаньте от меня, не могу я вам ничего сказать, у меня 36 часов в неделю.

«Они не должны считать, что вот у нас тут говнорашка»«Они не должны считать, что вот у нас тут говнорашка»Znak.com

Население становится подвержено любой бессмысленной, непродуманной, глупой идее и приманке, если оно не образованно. Поэтому мы не можем этого допустить. Да, родители этого не понимают — потому что они сами уже такие! Поэтому мы должны возвращать учителей независимо от родителей и их спроса. У нас нет другого пути. Понимаешь, нам надо засучить рукава и работать. 

Все остальное — это полумеры. Что, может, надо создать еще пять «Сириусов»? А кто в них будет работать? У нас на один-то «Сириус» едва хватает. 

Мы можем грозить Путину только одним: прекращением существования страны

— Как вы оцениваете шансы того, что реформа средней школы может случиться?

— Это может случиться, если в Год учителя (2023 год провозглашен Годом учителя в РФ) мы правильно доложим Путину о происходящем. 

— Есть план какой-то, как это сделать?

— Да, нужно показать реальность. Зарплаты показать, в скольких школах нет учителей по каким предметам, сколько учителей предпенсионного, пенсионного возраста, количество учеников в классе, количество школ, где в две смены, а то и в три учатся. Мы все это соберем и покажем.

— Предположим, вы это все показываете и Путин вам говорит: это просто ужасно, чудовищные цифры, надо все это обязательно изучить. И на этом все заканчивается. И что дальше?

— А дальше, Владимир Владимирович, либо вы останетесь болтуном, либо решаете, что нужно как-то действовать. Потому что это грозит развалом страны, настоящим. Мы можем грозить только одним Путину — прекращением существования страны Россия. 

«Он постоянно вот так: это не моя тема, идите сами разбирайтесь. Но это его тема»«Он постоянно вот так: это не моя тема, идите сами разбирайтесь. Но это его тема»Яромир Романов / Znak.com

Отсутствие учителей демотивирует всех, потому что у всех есть дети. У всех, у всей страны есть дети. Они приходят в школу, а там полный кошмар, там просто ее нет. И это на месте, где была лучшая школа в мире! 

Родители школьников устроили у мэрии Екатеринбурга акцию против дистанционного образования

Родители, конечно, должны об этом париться, но должен париться и президент! Это не может быть не его темой. 

Он постоянно вот так: это не моя тема, идите сами разбирайтесь. Но это его тема, это тема обороны страны. Школа — предмет интереса Министерства обороны сейчас.

Это фронт. Нужно так и поставить этот вопрос. И не Минпрос — абсолютно продажный, гнусный и гнилой, а Минобороны, которое гораздо лучше, должно заниматься школой. Лично Сергей Кужугетович Шойгу должен приходить на заседания, где сидит вся эта братия экспертов, и нагло, грубо вмешиваться в их деятельность. Вот к чему я призываю, вот я сейчас призываю Шойгу, он увидит это. 

— То есть надо буквально вписывать образование в оборонную стратегию…  

— В стратегию спасения России. Нам нужно серьезное разоблачение группы экспертов, которых я называю «30 на 30». Это 30 экспертов, которые 30 лет говорили чушь про образование, тем самым поддерживая его развал. На самом деле 40 лет, это все началось еще до распада СССР, когда советское образование стало угрозой для остального мира.

Это вопрос суверенитета, у нас он есть или нет? Если нет, давайте его вернем. Сейчас у нас внешнее управление через людей, у которых вся собственность в Англии, дети учатся в Англии. У нас нет суверенитета, тебя это устраивает? Меня не устраивает.

Ну так давай возьмем и вернем суверенитет. Все. Вот цель нашей деятельности, цель моей жизни — вернуть России суверенитет.

  • Сочинение если бы я был рыцарем
  • Сочинение если бы я был полицейским
  • Сочинение если бы я был предпринимателем сочинение
  • Сочинение если бы я был лесником
  • Сочинение если бы я был богатым