Сочинение если бы я был ученым

Если бы была я президентом, я бы постаралась сделать так, чтобы у нас во всех городах и слах не было
  • Если бы была я президентом, я бы постаралась сделать так, чтобы у нас во всех городах и сёлах не было бедных.
    Я бы повысила пенсию пожилым, потому что пенсионерам не хватает 1400 рублей в месяц, а из-за возраста они уже не могут работать, чтобы денег хватало на безбедную жизнь. Они ведь много работали, когда были молодыми.
    Сделала бы больше детских площадок. Детям надо где-то общаться, бегать, играть, дышать свежим воздухом.
    Так же многие родители не могут позволить своим детям красивую жизнь, а ребёнку хочется где-то поиграть. С некоторыми детьми могут произойти несчастные случаи, если не будет детской площадки: мальчишки лазят от безделья в трансформаторные будки или катаются на крыше лифта.
    Построила бы как можно больше бесплатных домов творчества. Детям надо развивать свои таланты, ведь в будущем любой ребёнок может стать выдающимся художником, или знаменитым гимнастом.
    Добавила бы школам денег. Что бы учителя больше получали, а в школах было больше наглядных пособий.
    Ввела бы ограничение в программах на Т. В. Потому что, в большинстве передач нецензурно выражаются и показывают сцены насилия. Все программы с насилием показывали бы поздно ночью.
    Всем чиновникам надела бы электрические браслеты. Допустим, если чиновник захочет взять взятку, то браслет ударит его зарядом тока.
    Снесла бы ветхие, старые дома и на их мести построила новые. С более дешёвыми квартирами, что бы все желающие могли их себе позволить.
    Построила бы приюты для животных. Если хозяева уезжают в отпуск, то они могут оставить своё животное в приюте до возращения.
    А бездомных животных можно туда приносить с улицы, отдать.
    Ещё поручила бы организовать «Службу надзора» — чтобы следили за чистотой после прогулок животных на улицах, в парках и на детских площадках, и штрафовали хозяев, которые не убирают за своими питомцами.
    Построила бы мусороперерабатывающие заводы. Эти заводы нужны для переработки мусора; из того, что мы выкидываем, можно сделать много полезных и нужных вещей, также при их постройке уменьшатся свалки, которые распространяются порой до 300 км. А сейчас свалки просто сжигают, воздух от этого ещё больше загрязняется, да и земля пропитывается гниющими отходами, стеклом.
    Для всех дел понадобилось бы очень много разных рабочих. Люди бы были заняты, получали бы деньги за свою работу, не стали бы воевать, им бы было некогда, да и не зачем.
    Вот, что бы я сделала, если бы была президентом!

  • Если бы была я президентом, я бы постаралась сделать так, чтобы у нас во всех городах и сёлах не было бедных.
    Я бы повысила пенсию пожилым, потому что пенсионерам не хватает 1400 рублей в месяц, а из-за возраста они уже не могут работать, чтобы денег хватало на безбедную жизнь. Они ведь много работали, когда были молодыми.
    Сделала бы больше детских площадок. Детям надо где-то общаться, бегать, играть, дышать свежим воздухом.
    Так же многие родители не могут позволить своим детям красивую жизнь, а ребёнку хочется где-то поиграть. С некоторыми детьми могут произойти несчастные случаи, если не будет детской площадки: мальчишки лазят от безделья в трансформаторные будки или катаются на крыше лифта.
    Построила бы как можно больше бесплатных домов творчества. Детям надо развивать свои таланты, ведь в будущем любой ребёнок может стать выдающимся художником, или знаменитым гимнастом.
    Добавила бы школам денег. Что бы учителя больше получали, а в школах было больше наглядных пособий.
    Ввела бы ограничение в программах на ТВ. Потому что, в большинстве передач нецензурно выражаются и показывают сцены насилия. Все программы с насилием показывали бы поздно ночью.
    Всем чиновникам надела бы электрические браслеты. Допустим, если чиновник захочет взять взятку, то браслет ударит его зарядом тока.
    Снесла бы ветхие, старые дома и на их мести построила новые. С более дешёвыми квартирами, что бы все желающие могли их себе позволить.
    Построила бы приюты для животных. Если хозяева уезжают в отпуск, то они могут оставить своё животное в приюте до возращения.
    А бездомных животных можно туда приносить с улицы, отдать.
    Ещё поручила бы организовать «Службу надзора» – чтобы следили за чистотой после прогулок животных на улицах, в парках и на детских площадках, и штрафовали хозяев, которые не убирают за своими питомцами.
    Построила бы мусороперерабатывающие заводы. Эти заводы нужны для переработки мусора; из того, что мы выкидываем, можно сделать много полезных и нужных вещей, также при их постройке уменьшатся свалки, которые распространяются порой до 300 км. А сейчас свалки просто сжигают, воздух от этого ещё больше загрязняется, да и земля пропитывается гниющими отходами, стеклом.
    Для всех дел понадобилось бы очень много разных рабочих. Люди бы были заняты, получали бы деньги за свою работу, не стали бы воевать, им бы было некогда, да и не зачем.
    Вот, что бы я сделала, если бы была президентом!

  • Президент- это руководитель, глава республиканского государства, а также нек-рых крупных научных учреждений. Если бы я только была президентом!
    Если бы была я президентом, я бы постаралась сделать так, чтобы у нас во всех городах и сёлах не было бедных.
    Я бы повысила пенсию пожилым, потому что пенсионерам не хватает 1400 рублей в месяц, а из-за возраста они уже не могут работать, чтобы денег хватало на безбедную жизнь. Они ведь много работали, когда были молодыми.
    Сделала бы больше детских площадок. Детям надо где-то общаться, бегать, играть, дышать свежим воздухом.
    Так же многие родители не могут позволить своим детям красивую жизнь, а ребёнку хочется где-то поиграть. С некоторыми детьми могут произойти несчастные случаи, если не будет детской площадки: мальчишки лазят от безделья в трансформаторные будки или катаются на крыше лифта.
    Построила бы как можно больше бесплатных домов творчества. Детям надо развивать свои таланты, ведь в будущем любой ребёнок может стать выдающимся художником, или знаменитым гимнастом.
    Добавила бы школам денег. Что бы учителя больше получали, а в школах было больше наглядных пособий.
    Ввела бы ограничение в программах на ТВ. Потому что, в большинстве передач нецензурно выражаются и показывают сцены насилия. Все программы с насилием показывали бы поздно ночью.
    Всем чиновникам надела бы электрические браслеты. Допустим, если чиновник захочет взять взятку, то браслет ударит его зарядом тока.
    Снесла бы ветхие, старые дома и на их мести построила новые. С более дешёвыми квартирами, что бы все желающие могли их себе позволить.
    Построила бы приюты для животных. Если хозяева уезжают в отпуск, то они могут оставить своё животное в приюте до возращения.
    А бездомных животных можно туда приносить с улицы, отдать.
    Ещё поручила бы организовать «Службу надзора» – чтобы следили за чистотой после прогулок животных на улицах, в парках и на детских площадках, и штрафовали хозяев, которые не убирают за своими питомцами.
    Построила бы мусороперерабатывающие заводы. Эти заводы нужны для переработки мусора; из того, что мы выкидываем, можно сделать много полезных и нужных вещей, также при их постройке уменьшатся свалки, которые распространяются порой до 300 км. А сейчас свалки просто сжигают, воздух от этого ещё больше загрязняется, да и земля пропитывается гниющими отходами, стеклом.
    Для всех дел понадобилось бы очень много разных рабочих. Люди бы были заняты, получали бы деньги за свою работу, не стали бы воевать, им бы было некогда, да и не зачем.
    Вот, что бы я сделала, если бы была президентом!

  • Сочинение
    ученика 4 «А» класса
    Свахина Степана
    На тему: «Если бы я был президентом…»
    Президент – кто это? Это лидер, глава государства, человек, который взял на себя ответственность за судьбу и жизнь огромного числа людей. Каждый ребенок в своем детстве мечтает стать кем – то. Кто – то мечтает быть космонавтом, полететь в космос и открыть неизведанные доселе горизонты, кто – то мечтает стать великим ученым, чтобы разгадать загадки человечества, а кто – то, мечтает стать президентом. А, что, если бы я стал  президентом? С чего бы я начал бы свой путь на президентском посту. Собрал бы всех за круглым столом и первым делом подписал бы документ, в котором бы говорилось о мире во всем мире, чтобы не было войны. Объяснить, что жизнь прекрасна и каждый человек достоин самого лучшего, что есть на нашей земле, главное правильно этим пользоваться и быть благодарным за это. Ведь каждый человек  может превратить свои мечты в реальность. Хочется, чтобы все люди независимо от национальности дружили, обменивались своим опытом, ведь это так здорово, когда людей что – то объединяет и от этого мир становится краше, а жизнь приобретает яркие краски. Я сделал бы так, чтобы все были здоровы, ведь здоровье для человека это самое главное, а для этого нужно, чтобы медицина была бесплатной, а на местах работали квалифицированные врачи, любящие свою работу и с душой относящихся к своему делу и пациентам и за это бы они получали достойную заработную плату.  Построил бы новые дома и расселил бы там тех людей, которые нуждаются  в собственном жилье. Платил бы нашим бабушкам и дедушкам достойную пенсию, чтобы они ни в чем не нуждались и могли, путешествовать по разным странам. Занялся бы строительством новых дорог, новых мостов, обустройством дворовых площадок, обустройством улиц города, то есть делал бы все, чтобы  улучшить жизнь людей. Также бы я огромное внимание уделил бы проблеме экологии, и предоставил бы проект по её улучшению. Но мы тоже должны оберегать природу, чтобы она отвечала нам взаимность и дарила нам красоту. Издал бы указ, в котором бы запрещал заводить животных и птиц, тем, кто не надлежащим образом относится к живым существам, наказывал бы их по всей строгости, ведь мы в ответе за тех, кого приручили. Построил бы приюты для бродячих животных. Да и сделал бы многое другое, если бы был президентом. Так что не легка работа президента, а так чтобы им стать нужно долго и упорно трудиться. Так, что пусть взрослые решают свои взрослые проблемы, а мы поживем в своем беззаботном  детском мире, в котором каждый может стать пожарным, гонщиком, водолазом и даже президентом, нужно лишь только помечтать!

  • Бочарова Екатерина, 9 «А» класс
    МКОУ «СОШ №12г Нижнеудинск»
    Если бы я была президентом…
    Я уверена, что каждый знает, кто такой президент. Это человек, являющийся Главой нашего государства. Мне кажется, что быть президентом очень интересно, но именно на его плечи возлагается огромная ответственность за жизнь народа, за нашу жизнь. Я, безусловно, уважаю Главу своего государства, однако некоторые аспекты в жизни людей я бы хотела изменить.
    Все знают о том, как относятся в нашей стране к пенсионерам. Люди, которые в своё время «вкалывали» на заводах, теперь получают копейки. Даже если мы отодвинем вопрос о деньгах на второй план, то перед нами сразу же возникнет другая проблема: отношение молодёжи к пожилым людям. Современные дети совсем не знают о том, что можно уступить место в транспорте или помочь бабушке перейти дорогу. Большинство из них способно только унижать людей, которые, в силу своего возраста, не могут им ответить.
    Если бы я была президентом, я бы не закрывала на это глаза.  В первую очередь, я бы ввела социальную рекламу о том, как важно заботиться о пожилых людях, поскольку  у каждого есть бабушка или дедушка, которые нуждаются в помощи. Я бы так же повысила пенсию. Мне кажется, что не стоит об этом долго говорить, ведь каждый знает, что старики получают очень небольшую сумму. Честно сказать, иногда мне становится стыдно, когда я вижу бабушку, просящую милостыню, или дедушку, который с трудом стоит на ногах, но продает овощи, собранные с огорода, ведь ему нужно на что- то жить.
    Следующая тема, которую я бы хотела обсудить – образование. На самом деле, это одна из самых болезненных тем в нашей стране. Многие говорят о необразованности подростков, но разве платные школы, училища и даже учебные заведения дополнительного образования могут помочь ребенку? Я, непременно, соглашусь, что в платных школах дети получают образование высшего уровня, однако не у всех есть возможность попасть туда. Я считаю, что получение знаний должно быть бесплатным.  Только подумайте, во что превратится Россия через 10, 15 лет, если учёба будет становиться всё дороже и дороже. Как вы уже поняли, если бы я была президентом, я бы сделала образование бесплатным и качественным, но только для тех, кто хочет учиться. Подростки, которых школа интересует только как место для общения и встречи с друзьями, могут сразу идти на работу. И это, на самом деле, моё мнение, ведь почему из- за не желающих учиться должны страдать другие?
    Сегодня я также хочу поговорить о политике, да и вообще о людях, имеющих некие привилегии. Я считаю, что нужно переменить государственных деятелей, чиновников. Некоторые из них берут взятки, запугивают людей и ведут себя некорректно. Загребая себе в карман все богатства нашей страны, они не думают о том, что людям это может не понравиться. Все знают об этом, но мер никаких не принимают. Я, честно говоря, очень этим оскорблена, ведь это то же самое, что воровать, к примеру, у своих близких, ведь это НАША страна. Если бы мне посчастливилось стать президентом, я бы уволила всех недобросовестных работников, а их накопления бы распределила между детскими домами и больницами. Во всём мире столько нуждающихся людей, а эгоистичный человек, пользуясь своим положением, не может и рубля вложить в благое дело.
    Как вы могли заметить, я не писала об алкоголизме, наркомании и экологической проблеме, поскольку я считаю, что с этими проблемами уже начали бороться. Всё больше и больше людей принимают участие в улучшении своей жизни, жизни других. Напоследок я лишь хочу сказать то, что, в первую очередь, нужно начинать с себя, а не осуждать других людей. Я уже начала, а вы?

  • Если бы была я президентом, я бы постаралась сделать так, чтобы у нас во всех городах и сёлах не было бедных.
    Я бы повысила пенсию пожилым, потому что пенсионерам не хватает 1400 рублей в месяц, а из-за возраста они уже не могут работать, чтобы денег хватало на безбедную жизнь. Они ведь много работали, когда были молодыми.
    Сделала бы больше детских площадок. Детям надо где-то общаться, бегать, играть, дышать свежим воздухом.
    Так же многие родители не могут позволить своим детям красивую жизнь, а ребёнку хочется где-то поиграть. С некоторыми детьми могут произойти несчастные случаи, если не будет детской площадки: мальчишки лазят от безделья в трансформаторные будки или катаются на крыше лифта.
    Построила бы как можно больше бесплатных домов творчества. Детям надо развивать свои таланты, ведь в будущем любой ребёнок может стать выдающимся художником, или знаменитым гимнастом.
    Добавила бы школам денег. Что бы учителя больше получали, а в школах было больше наглядных пособий.
    Ввела бы ограничение в программах
    на Т. В. Потому что, в большинстве передач нецензурно выражаются и показывают сцены насилия. Все программы с насилием показывали бы поздно ночью.
    Всем чиновникам надела бы электрические браслеты. Допустим, если чиновник захочет взять взятку, то браслет ударит его зарядом тока.
    Снесла бы ветхие, старые дома и на их мести построила новые. С более дешёвыми квартирами, что бы все желающие могли их себе позволить.
    Построила бы приюты для животных. Если хозяева уезжают в отпуск, то они могут оставить своё животное в приюте до возращения.
    А бездомных животных можно туда приносить с улицы, отдать.
    Ещё поручила бы организовать «Службу надзора» — чтобы следили за чистотой после прогулок животных на улицах, в парках и на детских площадках, и штрафовали хозяев, которые не убирают за своими питомцами.
    Построила бы мусороперерабатывающие заводы. Эти заводы нужны для переработки мусора; из того, что мы выкидываем, можно сделать много полезных и нужных вещей, также при их постройке уменьшатся свалки, которые распространяются порой до 300 км. А сейчас свалки просто сжигают, воздух от этого ещё больше загрязняется, да и земля пропитывается гниющими отходами, стеклом.
    Для всех дел понадобилось бы очень много разных рабочих. Люди бы были заняты, получали бы деньги за свою работу, не стали бы воевать, им бы было некогда, да и не зачем.
    Вот, что бы я сделала, если бы была президентом!

  • Сочинение ученицы 5класса Б
    МОУ Большенагаткинской средней общеобразовательной школы
    Эльмендеевой Серафимы.
    Если бы я была Главой района…
    Всё чаще каждый из нас, стоящий на пороге большой жизни, задаёт себе вопросы: «Кто я? На что способна? Каково моё место в жизни? Чем станет для  меня профессия: делом, которому я отдам без остатка всю свою жизнь, средством для существования или местом отбывания положенного времени?» Если бы я стала Главой нашего района …
    Я считаю, что в нашем селе необходимо построить семейный развлекательный центр. Хочу, чтобы в нём были различные аттракционы: игры, горки, а детское кафе со сладостями! Там можно было бы отдохнуть всей семьёй.
    Я считаю, что наше поколение нужно заинтересовать. Прежде всего, я бы создала несколько молодёжных организаций, каждая из которых отвечала бы за что-то своё, строила бы планы, отстаивала бы позиции, согласовывая это всё с администрацией села и района. Я подумала бы, как можно открыть новые рабочие места. Ещё я бы открыла молодёжную газету или сайт, где ребята всего района могли бы общаться, обмениваться информацией и даже  публиковать свои стихи, рисунки.
    У многих есть свои родные и любимые дедушки и бабушки, которые всегда пытаются нам помочь, которые любят, когда мы приходим в гости. Они очень мудры и ранимы. Я проявила бы заботу о пожилых людях. Именно им, прошедший трудный, но героический путь, выстоявшим в годы Великой Отечественной войны, именно  им, любящим свою Родину и прославившим  её, мы обязаны своим появлением  на  свет. Я сделала бы всё, чтобы наши старики  не просто выживали, а жили достойно, радовались каждому дню.
    Я точно знаю, что быть главой района очень трудно, ведь он несёт  ответственность не только за себя, за свои поступки, но и за жизнь и благополучие каждого жителя района. Поэтому, прежде всего, нужно хорошо учиться в школе, получить образование для того, чтобы достойно работать на любом посту. Верю, что мои мечты сбудутся, и я выберу ту профессию, которая мне будет интересна, где я смогу приносить пользу и радость людям.

  • Сочинение на тему “Если бы я был президентом РФ”

    Ответы:

    Наверное, каждый мечтал стать президентом, и я в том числе. Воображал себя солидным(ой) мужчиной(женщиной) в строгом деловом костюме и множество охранников вокруг меня, готовые в любой момент защитить и пожертвовать свою жизнь ради меня. Все тебя уважают, исполняют любой твой каприз, твоё слово – закон. А всё ли так хорошо, как мне представляется?
    Работа президента очень трудна и отнимает очень много времени, и на развлечения не остаётся ни минуты. На твоих плечах лежит гигантская ответственность за огромную страну, и неуверенным в себе людям там не место. И что могу дать я, стоя на посту президента Российской Федерации? Куда направить свою политику: на решение внешних проблем или на улучшение жизни населения? Скорее всего второе. Какое мне дело до других стран, если у меня под носом происходит хаос?
    Первым делом я бы зарплаты чиновников, депутатов сделал зависимыми от уровня жизни населения. Тогда бы тунеядство “слуг народа” было бы прекращено, они бы больше думали своей головой и издавали законы не в угоду себе, а на благо народа.
    Второе, что меня несомненно волнует – это коррупция. Но какой указ мог бы на корню обрубить это зло? В некоторых странах во всю практикуют смертную казнь, стоило бы и попробовать и нам, хуже не станет, а взяток может стать в разы меньше. Ещё я бы усилил контроль по исполнению обязанностей чиновников, чтобы не было и маленького шанса украсть деньги из казны.
    Третий важный вопрос – чёрные лесорубы. Нелюди не жалеют российский лес и активно рубят богатый кедр и лиственницу, и продают заграницу, тем самым ухудшая экологическую обстановку в стране. Огромный денежный штраф, исправительные работы в лесу и уголовная ответственность должна стать преградой к подобным преступлениям.
    Очень опрометчиво направлять весь курс политики во внутренние дела страны, потому что отношения с другими государствами очень важны. Нельзя допускать конфликтов, и что ещё хуже, войны, ведь это напрямую определяет мир в моей стране. Одно моё не обдуманное слово может вызвать бурю негодования в соседней стране, переполох и восстания во второй, и сигнал к войне в третей. Нужно следить за своей речью и лексиконом, чтобы не позорить себя и своё государство.
    Работа президента очень сложна, невероятно трудна и не каждому по плечу. Нынешний президент блестяще справляется со своими обязанностями, он приказывает пример человека достойного стоять во главе Российской Федерации.

  • Филипп Никитин учится на четвертом курсе истфака СПбГУ. Он занимается научной деятельностью, изучает пашковское движение и активно старается показать себя в академической среде. А еще: играет в футбол и очень любит общаться. Ему 21 год, он приехал из маленького поселка городского типа в Кемеровской области и уже — написал и издал книгу. 

    «В. А. Пашков (1831 — 1902). Жизнь и служение» — это биография лидера пашковского движения, Василия Александровича Пашкова, написанная Филиппом на втором курсе исторического факультета. Писал он ее сам, под надзором научного руководителя и миссии «Свет на Востоке». Ездил в архивы, на конференции и съезды, чтобы собрать не многочисленную информацию об этом феномене русской церкви. Пашков был одним из первых евангелистов в России, религиозным деятелем и лидером движения российских евангельских христиан-пашковцев. Для Пашкова добрые дела были центром всего христианского вероучения, и этому он посвятил всю свою жизнь. Некоторые протестантские ответвления в современной России до сих пор считают себя преемниками пашковцев.

    Я узнала у Филиппа, каково это — быть настоящим исследователем, учась на бакалавриате, как молодому ученому издать книгу и почему пашковцы — это интересно.

    1628767774

    — Почему ты выбрал именно такую сферу научных интересов?

    — По ряду причин. С детства мне вообще нравилась история. Я помню, в мои лет шесть-десять родители купили на день рождения энциклопедию, она до сих пор где-то лежит. У меня был какой-то интерес, родители его увидели, за что я благодарен им. Я помню, как я брал у старших братьев и сестер учебники по истории. 

    В 2017 году, когда я поступал, было 500 лет Реформации, весь мир праздновал. Выходила куча литературы, и я на этой волне думал: «О, круто, буду заниматься Реформацией». Меня привлекала история евангельских христиан-баптистов и в принципе все протестантское. У нас в поселке жили Свидетели Иеговы, я с ними спорил часто, разговаривал. Когда я поступил, я узнал, что были пашковцы. Это такой нестандартный пример русского религиозного диссидентства, потому что большая часть этого диссидентства в конце XIX века была крестьянами или средним классом, а тут передовые игроки — аристократы. Например, сам Пашков был пятым-шестым по количеству земельной собственности в России. Он был представителем известного дворянского рода, полковником гвардии в отставке, императору лично балы устраивал в своем доме. Или Алексей Павлович Бобринский — правнук Екатерины II, граф, министр путей и сообщения. Это довольно известные люди, по сути, элита — и она начинает верить в Бога, устраивать богослужения и тратить богатства на помощь ближним. Пашков открывает свой дворец, пускает туда людей, там до полутора тысяч человек его слушало! 

    Я сам себя ни к какой конфессии не причисляю, но мне не нравятся слова, которые я слышу от некоторых: «Кто верит — это все убогие. Кто православный — они все тупые, некрасивые, поэтому пошли в религию». А тут кейс, который все эти заявления переворачивает. Люди имеют, по сути, все: у них есть власть, деньги. И они все равно в чем-то нуждаются, что-то их побуждает, и они каются и меняют свою жизнь, посвящая себя богу. Вот этот феномен меня и привлекает. 

    Эту тему я пытаюсь поместить в какой-то социально-политический или социально-культурный контекст того времени. После отмены крепостного права, обсуждался вопрос социального неравенства, появился термин «покаянное дворянство», которое испытывало чувство вины по отношению к крестьянам. Были те же народники. И в этом смысле мне интересны пашковцы, поскольку, благодаря своей вере, они стирали социальные барьеры. Их дамы-аристократки ездили в дома к бедным женщинам, помогали им, устраивали их на работу. Пашков открыл в своем доме столовую, куда студенты и рабочие приходили. По-моему, это круто и достойно внимания, когда аристократ спускается вниз и ставит себя на равные с низшим или средним классом. 

    — Сложно совмещать научную деятельность и учебу?

    — Не сложно. Нас не так много грузили на истфаке. Было время и съездить в архивы, и сходить в библиотеку, и на конференциях выступать, и статьи писать. Даже когда я начал работу над книгой, хорошо получалось учиться и научной деятельностью параллельно заниматься. 

    Плюс, иногда были точки соприкосновения. У меня был предмет «Личность в истории», нам нужно было сделать доклад, и я делал доклад по Пашкову, просто прочитал введение из своей книги. Или на других предметах я брал похожую тему, религиозная политика Российской империи, например. То, что мне ближе и что мне знакомо. Так что получалось и двух зайцев убить.

    — Работа над книгой занимает очень много времени и сил. Как у тебя эта работа проходила?

    — Если брать широко (ознакомление с темой, историографией, работа в архиве, поездки), то я писал книгу три года. С момента, когда я поступил в вуз и начал заниматься темой, и до июля 2020 года, когда я выслал издательству финальную версию книги. 

    А если брать сам текст. Я себя готовил, что начну писать книгу летом, еще до того, как корона началась. Я уже подписал контракт с издательством. А потом в январе 2020 я сел, и оно пошло. И где-то в апреле-мае я уже закончил. Планировал начать летом, но в итоге сел зимой за одну главу, пошла следом вторая, третья. Это, наверное, было связано с тем, что у меня уже было много наработок, целые папки. 

    — Насколько сложно найти издателя и спонсора студенту, не ученому?

    — Я сам не предполагал, что издам книгу. Это был апрель, я пришел домой, лег на кровать, открыл Фейсбук и зашел на страницу к Петру Луничкину, это пастор церкви и президент миссии «Свет на Востоке», его филиала в России. С ним я познакомился на «Крещенских вечерах», это такие фестивали евангельской культуры, в Петербурге проходят каждый год. И они там вспоминают о пашковцах. Я с ними связался, сказал, что занимаюсь их темой, могу про Пашкова доклад сделать на вечер. Так и познакомились.

    А у Пашкова 2 апреля день рождения, поэтому я и зашел на его страницу. И вижу пост: «2 апреля родился Пашков, пионер евангельского движения в России». Смотрю — кто-то прокомментировал, ну а я же им занимаюсь, тогда так горел этим. Захожу в комментарии, думаю, «кто на моего Пашкова полез». Пишет Вальдемар Цорн, это действующий глава издательского отдела миссии: «Удивительной души человек, кто бы мог написать про него книгу». А я, не отдавая себе отчета, пишу: «Я могу. Может, «Свет на Востоке» издаст. Архивных документов много имеется». И скобочки — тык-тык-тык-тык. И он серьезно отвечает, мол, пишите, какой вы хотите гонорар, какой план, оглавление и объем.

    Я написал своему научному руководителю, спросил, стоит ли, без его одобрения я бы даже не сел. Я очень ценю своего руководителя и очень благодарен ему за то, что он поддерживает мои инициативы. Он сказал — пробуй, такого шанса у тебя больше не будет.  

    Я сам не искал, никому не писал намеренно. Просто к тому времени у меня собралось много документов и была уверенность, что я могу что-то написать. Не хочу называть это случайностью, это скорее необычность, которая нашла меня раньше, чем я ее нашел. 

    А второй момент, который важен, — это связи. Я как-то пришел к своему знакомому историку, чтобы подарить книгу, мы с ним пьем чай, и он мне рассказывает: «Фил, а ты в курсе, что перед тем, как миссия «Свет на Востоке» подписала с тобой договор, они позвонили мне и спросили, стоит ли тебе доверять». Если бы он сказал «нет», то, возможно, ничего бы и не получилось. 

    У нас уже были общие знакомые с этой христианской миссией, у меня уже была репутация положительная, и это повлияло. Наличие общих знакомых, общение, связи, какая-то положительная репутация — это очень важно.

     — А как вообще на втором курсе можно уже заработать связи?

    — Человек должен гореть своей темой, она должна ему нравиться, он должен заниматься ей с желанием, а не потому что нужно для чего-то. 

    Тут работают и общие, и индивидуальные моменты. Я сам со школы очень общительный, мне не сложно подойти и с кем-то познакомиться, начать общаться. Например, на научной конференции. Можно подойти, познакомиться, с кем-то, кто занимается проблематикой, связанной с моей, попросить визитку. Можно потом написать на почту, спросить что-то, предложить какую-то свою помощь. Как бы это ни звучало — студент предлагает помощь ученому, — но бывают ситуации, когда это необходимо. Ученый за границей, он же не поедет ради одной книги в Петербург. 

    Или Фейсбук. Я там и нашел возможность написать книгу. Я бы рекомендовал исследователям начинающим зарегистрироваться на Фейсбуке, там вся движуха научная. Конечно, каждый раз, когда я туда захожу, я чувствую себя дедом, там нет музыки, там видео какие-то странные и там одни взрослые люди. Но все конференции, конкурсы, дискуссии — это все там. Следите там статьями, за обновлениями, после каждого знакомства твои связи крепчают за счет общих знакомых. Нужно проявлять активность. Но не навязываться, конечно.

    — Как написание собственной книги повлияло на отношение к тебе и твой статус в вузе или, может быть, в каком-то узком научном сообществе?

    — Студенты-однокурсники часто подходили и говорили, как они за меня рады, что я молодец. Я получаю какую-то обратную связь. Преподаватели некоторые тоже поздравляют. Я думаю, может, именно книга стала кульминационным моментом в моей научной деятельности, и этим я запомнился. 

    Я стараюсь не играть на этом образе, да, бывает, что подходят младшие курсы, «о, ты Фил Никитин, ты крутой». Я стараюсь на это не реагировать. Я не хочу, чтобы проявлялась какая-то гордость или снобизм. Меня стали узнавать, индекс Хирша социальный повысился. Но я презентую себя людям не как автора книги и ученого, а просто как Филиппа.

    — Ты на последнем курсе. Каким ты видишь свое дальнейшее будущее в академической среде?

    — Сейчас у меня кризис, заканчиваешь вуз, не знаешь, какая магистратура, если нужна, то какая и где. Нужно закончить, подумать. Как бы там ни было, научная деятельность, пусть и короткая, наложила на меня отпечаток и сформировала мой взгляд на мир. Мне нравится искать проблематику, ставить вопросы и отвечать на них. 

    Да, я хотел бы дальше заниматься наукой. С одной стороны неопределенность, а с другой — четкое понимание, что это то, чем я хочу заниматься дальше.

    Два рассказа о Творении

    — Год назад вы издали книгу «Я верю. Библейская критика, историческая правда и 13 принципов веры». Вы оспариваете основополагающую в научной библеистике документальную гипотезу, согласно которой Пятикнижие является компиляцией четырех независимых источников. Основной контраргумент звучит так: повторение тех или иных сюжетов в Торе ‒ это характерная для древних текстов особенность, речь идет не о «сборной солянке» из произведений разных авторов, а о цельном тексте, в котором одно событие представлено в разных аспектах. Почему никому до вас не пришло в голову заняться сравнительным анализом Танаха и древних манускриптов библейской эпохи?

    Этот вопрос относится не к области научных исследований, а к области психологии. Научный подход грешит против себя самого. Не «против Б-га» или «против моих убеждений», а против себя.

    Сочинение если бы я был ученым

    Раввин из Принстона

    Джошуа Берман получил степень бакалавра религиоведения в Принстонском университете. Докторскую степень ему присудил Бар-Иланский университет (Израиль). Параллельно Берман, выпускник ешивы «Ар-Эцион», является ортодоксальным раввином, соответствующую лицензию ему выдал Главный раввинат Израиля.

    Статьи Бермана публикуются в престижных научных журналах, таких как «The Journal of Biblical Literature», «Vetus Testamentum» и «Catholic Biblical Quarterly». В сферу интересов Бермана входят библейская теология, храмовая ретроспектива, батальные сцены в Библии и многое другое.

    Книга Джошуа Бермана «Created Equal» о влиянии сакральных иудейских текстов на западную политическую философию в 2009 году получила Национальную еврейскую книжную премию.

    Ученые-библеисты утверждают, что Танах – произведение, написанное людьми, а также пребывают в полной уверенности, что у них в руках находятся все ключи к пониманию текста. Они также исходят из предпосылки, что существуют общепринятые литературные каноны, которые действуют во все времена и во всех культурах. При этом общеизвестно, что эстетические и культурные нормы постоянно меняются – и в музыке, и в скульптуре, и в литературе. Но исследователи Танаха не хотят и слышать о том, что на Древнем Востоке бытовал принципиально другой стиль. 

    В чём он выражался?

    Начнем с терминологии. В Танахе отсутствуют такие слова, как «верование», «религия» или «политика». Рабби Саадья Гаон назвал свое сочинение «Эмунот ве-деот» (ивр. «Верования и мнения»), использовав понятие из Танаха в принципиально новом смысле.

    В библейском иврите «эмуна» ‒ это скорее «уверенность».

    Ни в Танахе, ни в раввинской литературе нет аналога слову «история» в общепринятом понятии, притом что там говорилось о прошлом. Когда в одной культуре существует корневой, значимый термин-понятие, а в другой он отсутствует напрочь, это наводит на определенные мысли. Невозможно говорить о Торе как о книге о веровании или об истории, если этих понятий там попросту нет.

    Теперь перейдем к стилистике. Возьмем две первые главы Пятикнижия. Я в таком стиле не пишу, мне не знакомы современники, которые так писали бы в XXI веке. Но еврейским традиционным комментаторам Торы этот стиль не мешал.

    Вы имеете в виду два параллельных рассказа о Творении? Во второй главе сразу после фразы «И благословил Б-г седьмой день и освятил его, ибо в сей день почил Он от всего Своего труда» опять упоминается появление человека, животных и растений, в ином порядке. Вывод адептов библейской критики ‒ это два разных источника, которые сгруппировал неизвестный редактор.

    Я обратился к научным работам по египтологии. Фараон Рамсес II приказал письменно увековечить историю египетско-хеттской битвы при городе Кадеш. Там один за другим приводятся три варианта одного события, они несут разную смысловую нагрузку, разные посылы. В точности согласно подходу раввина Йосефа-Дова Соловейчика к первым главам Торы. 

    Мы привыкли обращаться к историческим произведениям ради фактов и информации. Но Геродота, Тацита или Флавия не назовешь историками в современном понимании. Они не поставляли голые факты. Они брали различные предания и устные традиции, никогда не упоминая сами источники имеющейся у них информации, и переделывали их на свой лад, чтобы выразить ту или иную идею. И их читатели в древнем мире читали их труды не ради изложенных в них фактах, а ради заложенных в них идей. Они читали, чтобы учиться у Геродота или у Флавия, чтобы этим вызывать уважение к себе. И у них было чему поучиться.

    Когда описывается прошлое в Древнем мире, нужно иметь в виду, что это рисунок, а не фотография. Когда человек идет в музей и видит картину, он же не возмущается: «Не бывает деревьев такого размера! Не бывает цветов с такой раскраской!» Когда задача – показать идею, а не фотографически передать реальность, остается место для художественного полета, для свободы выражения.

    То же самое верно относительно Танаха. Раввин Авраам-Ицхак Кук сформулировал это так: «Танах рассказывает истории, чтобы проложить им путь в человеческие сердца». Там, где для этого достаточно предоставить голые факты, будут описаны факты. Там, где может показаться, что сухие факты не донесут до человека желаемого посыла и не пробудят ожидаемые чувства, Танах без лишних колебаний добавляет то, что он называет «одеяниями».

    Ноах и Гильгамеш

    Хорошо, возьмем другой пример. История Потопа изобилует повторами, ее невозможно воспринимать в прямой, хронологической последовательности. Там четыре раза упоминается, как Ноах (Ной) заходит в ковчег.

    В конце 80-х британский исследователь Гордон Уэнхам (Gordon Wenham) продемонстрировал, что месопотамская версия Потопа в «Эпосе о Гильгамеше» поразительно похожа на то, что описано в Торе. Уэнхам перечислил около 17 общих элементов, доказав, что структура и построение сюжета одинаковы. Включая ворона и голубя, которых отсылал Ноах. Если бы действительно существовали два источника, такое точное совпадение было бы невозможным. Но библейские критики никак не реагируют на этот довод.

    Я заметил, что текст, начиная с фразы «И вспомнил Б-г Ноаха, и всякое животное и всякий скот, который с ним в ковчеге», повторяет историю сотворения мира. Это поворотный момент, до него говорится об уничтожении, а затем начинается история обновления, как это отмечает Маймонид. Можно проследить за параллельными моментами, начиная с отходящей воды и заканчивая похожими речевыми оборотами и образами. 

    Таблицу, демонстрирующую эти параллели, я показал одному из виднейших ученых, который верит в документальную гипотезу о четырех источниках. Он долго изучал мои изыскания, а потом пробормотал: «Да, проблема». Еще Томас Кун в книге «Структура научных революций» отмечает, что ученым свойственно замыкаться на какой-нибудь теории, даже если существуют многочисленные доводы, свидетельствующие против нее. 

    Как другие библеисты отреагировали на ваши изыскания?

    Основой книги «Я верю» стало мое предыдущее произведение, строго научного характера, которое вышло в издательстве Оксфордского университета. Оно называется Inconsistency in the Torah: Ancient Literary Convention and the Limits of Source Criticism. Книга вышла в 2017 году, в профильных журналах она удостоилась 15 отзывов. Проблема в том, что все они положительные. 

    В чём именно заключается проблема?

    Это свидетельствует о том, что другие библеисты, которые делят Тору на источники, попросту игнорируют мои выводы. Это как в Америке ‒ читатели The New York Times не смотрят телеканал Fox News. Либо ты принадлежишь к одному лагерю, либо к другому. То же происходит и в научных кругах.

    Если я правильно понимаю, ваше оксфордское сочинение было рассчитано на коллег ‒ исследователей Библии, тогда как целевой аудиторией книги «Я верю» является религиозное общество. Как оно восприняло ваши доводы?

    Лет 20 тому назад в религиозных еврейских кругах мало кто интересовался библейской критикой. С проникновением интернета эта информация стала общедоступной, погуглите Bible и увидите. Я почувствовал, что назревает духовный кризис. В моей практике уже были прецеденты с научными исследованиями: стоило самостоятельно перепроверить факты, углубиться в историю Древнего мира, и многие вопросы представали в принципиально новом свете.

    Я предполагал, что после публикации одни сочтут меня фундаменталистом, а другие ‒ еретиком. На практике еврейским кругам леволиберальной направленности книга «Я верю» пришлась по душе. Там, вероятно, тоже хотят видеть Тору цельной и возвышенной. Люди с моим бэкграундом, так называемые современные ортодоксы, Modern Orthodox, восприняли книгу с воодушевлением.

    Главным сюрпризом стала реакция ультрарелигиозного общества. Извне может показаться, что оно ограждено высокой стеной ‒ обособленное проживание, одежда, язык. Но когда в руках у тебя смартфон и компьютер, информация пробивает стены. Доводы адептов библейской критики известны и ультраортодоксам. Соответственно, возникают вопросы. Мне приходят десятки электронных писем, я давал лекции в Уильямсбурге, районе компактного проживания сатмарских хасидов.

    Уголок в шатре Торы

    — Вы родились в нерелигиозной семье. Что побудило родителей дать вам религиозное образование?

    Папа с мамой были достаточно ассимилированными, знали о своем еврейском происхождении, но мало что с этим делали. Поворотным моментом для американских (впрочем, как и для советских) евреев стала Шестидневная война. В США евреи повсюду стали носить вязаные кипы. Такого никогда раньше не было.

    Я родился в 1964 году, а мой брат ‒ в разгар Шестидневной войны. Родители даже хотели назвать его Моше-Даян. После Шестидневной войны они приняли решение воспитывать нас евреями, чтобы мы знали иврит. Меня послали в дневную школу при ешиве, там были хорошие учителя. В старших классах я учился в религиозной школе. Потом – несколько лет в Израиле. Остальное, как говорится, история.

    Типичные еврейские родители мечтают о сыне-враче или адвокате. Вы стали раввином и исследователем Танаха. Разногласий по поводу выбора профессии не было?

    Они и в самом деле мечтали, чтобы я стал адвокатом. Но прежде всего хотели, чтобы я был счастлив. А так как ничего криминального и крамольного я не делал, то они в принципе ничего не имели против. Они видели, что мне хорошо, что я развиваюсь, расту, и они мной гордились.

    Степень бакалавра вы получили в Принстонском университете. Как вы, религиозный еврей, восприняли библейскую критику – еще до того, как решили ее опровергнуть?

    Дело в том, что я учился в ешиве «Ар-Эцион», где ставится упор на структурное изучение Танаха, на тесные связи между разными пластами. Это выглядело очень впечатляюще и глубоко. Поэтому в те годы мне было очевидно: наличие проблем доказывает необходимость их решать, но они решаемы, поскольку мы имеем дело с органичной на редкость текстовой структурой. 

    Что бы вы посоветовали тем нашим читателям, которые хотят изучать Танах самостоятельно? Должны ли они пойти традиционным путем ‒ комментарии Раши, мидраши? Или же ваша книга тоже должна занять место на письменном столе?

    Сначала коснусь темы российских евреев. Девичья фамилия моей мамы – Юдович. Пару лет назад я получил письмо от человека по имени Александр Юдович. Он приехал в Израиль из Урала туристом и привез в музей «Яд Вашем» составленные со слов его бабушки списки родных, которые погибли в Холокосте. Александр обнаружил, что в списках музея эти имена уже значатся, а внес их другой Юдович ‒ мой родной дядя.

    Александр вспомнил, что бабушка рассказывала о брате, который в начале ХХ века эмигрировал в Канаду. Соответственно, мой дядя ‒ сын того эмигранта. С тех пор мы с Александром Юдовичем, моим троюродным братом, лучшие друзья. Я также поддерживаю связь с другими родственниками в России. Меня всякий раз потрясает их стремление побольше узнать об иудаизме.

    Я знаю человека, который родился в СССР и испытал антисемитизм на собственной шкуре. Он уехал в Нью-Йорк, там держаться вместе, чтобы противостоять юдофобам, нужно в меньшей мере. Моему знакомому, тем не менее, хотелось сохранить и углубить связь с еврейством. Он стал читать Танах и всё, что с ним связано. Включая и интернет-статьи о библейской критике.

    Иногда это были статьи ученых, иногда ‒ раввинов. Мой знакомый испытывал уважение к Танаху, но куда деваться от возникших вопросов? Он вышел на мою книгу о библейской критике, которую издали в Оксфорде, и начал со мной переписываться. Это просто удивительно ‒ у него блестящий, острый ум, он задавал вопросы на уровне моих коллег-библеистов. 

    Сочетание прямоты и остроты ума я наблюдаю у многих русскоязычных евреев. Если возник интересный вопрос, они его не отвергают, а ищут ответы. Для таких людей путь к духовности идет через научные исследования. С другой стороны, есть и те, кто достигает духовных вершин, читая комментарии Раши. Всё зависит от характера. Есть и дополнительные критерии ‒ наличие духовного наставника, коллег по учебе. Очень сложно дать однозначную рекомендацию, не принимая в расчет каждый конкретный, специфический случай.

    Как изучают Танах ваши дети?

    Я постоянно рассказываю им, чем занимаюсь. Не все дети разделяют мои интересы, и это нормально. Но когда у них возникают вопросы, они знают, к кому обратиться. Я же хочу, чтобы каждый из них нашел свое место в шатрах Торы, но совершенно необязательно в том же уголке, где нахожусь я.

    Могу понять тех родителей, которые говорят: «Наш путь такой-то, мы хотим, чтобы и дети его придерживались». Если человек верит, что его путь – это путь истины, он хочет, чтобы и его дети жили аналогичным образом. С другой стороны, если мои родители предоставили мне достаточно пространства, чтобы я мог найти себя, то как я могу лишить этого своих детей? 

    Мне кажется, предоставлять детям как можно больше свободного пространства – это оптимальная на сегодняшний день стратегия. В мое время я знал о существовании разных вариантов, но не сталкивался со всей их широчайшей амплитудой. Интернет предоставляет человеку безграничный выбор возможностей. Это усложняет реализацию родительской мечты удержать ребенка в четко очерченных рамках. Остается жить в соответствии с собственной истиной и надеяться, что и дети выберут мой путь. Это и есть мое кредо.

                                     Сахаров
    – человек -эпоха.             

                                     
       
    … Один праведник может оправдать
    существование целого народа… Не будь его, мы, русские, навеки покрыли бы себя
    позором. Он один говорил от лица всех нас. Он спас и сохранил наши честь и
    достоинство, подав голос в защиту людей, преследуемых властями, для которых
    инакомыслие было тягчайшим государственным преступлением. Я убеждён, что нашу
    эпоху назовут в истории человечества «эпохой Сахарова».

    Д.С. Лихачёв

           Эпиграфом к своему сочинения я выбрала слова Дмитрия
    Лихачева, так как эти слова точно отражают смысл жизни великого человека,
    Андрея Дмитриевича Сахарова, о ком я хочу рассказать в своем сочинении.

            Андрей Сахаров  был крупнейшим ученым современности, автором
    выдающихся работ по физике, «отцом» советской водородной бомбы. Кроме того, он удостоился
    большого количества наград от правительства СССР, даже звание Героя
    Социалистического Труда ему присваивали трижды.

           Однако свою почетную награду, пожалуй,
    самую почетную в мире — Нобелевскую премию мира, он получил не за научные
    достижения, а за общественную, гражданскую деятельность как выдающийся защитник
    прав и свобод человека. Именно в связи с этой деятельностью его ожидали самые
    тяжелые испытания, а имя его стало бессмертным. Человек глубоких гуманистических убеждений, высоких нравственных
    принципов, А. Д. Сахаров  всегда оставался искренним и честным.

        Жизнь А. Д. Сахарова
    – уникальный пример беззаветного служения человеку и человечеству.

          
    «Важно идти в правильном направлении, а когда упадёшь — это неважно» — вот
    девиз этого удивительного человека.

         Сахаров совершенно не был похож
    на героя, которого так боялись и ненавидели его недруги: незначительная
    болезненная внешность, старческая походка, совершенно плохая дикция и
    запинающаяся медленная речь.  А его выступления на первом Съезде народных
    депутатов СССР вызывали колоссальную ненависть, страх у одних и расположение,
    надежду у других. 

         Жизнь Андрея Дмитриевича Сахарова поразила
    меня многими моментами. Открыто выступить против введения войск в Афганистан во
    времена всеобщего одобрения – это был невообразимый тогда поступок. Прямые
    письма высшим властям, в то время, когда на собраниях люди боялись руки
    поднять. На звонок главы СССР Горбачева с известием о своем освобождении первым
    делом он интересуется участью и других узников, и при первой же их встрече он
    опять же достает из кармана список незаконно осужденных.

            «Я чувствую себя в неоплатном долгу перед смелыми и
    нравственными людьми, которые являются узниками тюрем, лагерей и
    психиатрических больниц за свою борьбу в защиту прав человека»- пишет он.
    Это характеризует его как человека целеустремленного, идущего к
    своей цели.

        Говорят, что Сахаров  совершенно не изменил в худшую
    сторону своего отношения  к тем, кто подписывал коллективные заявления
    против него в советское время – это о
    многом говорит. На вопрос об
    отношении к религии
     Сахаров отвечал, что с большим уважением относится к
    праву людей быть верующими, но с таким же уважением относится и к праву
    человека быть атеистом. 

        Лично у меня возникает вопрос:
    «Почему человек, с самого детства стремящийся к точным наукам, будучи
    выдающимся ученым-физиком, получившим звание академика, отдавшим свои самые
    лучшие годы жизни науке, вдруг уже в зрелом возрасте начал задумываться о
    правах человека, его роли в обществе и в жизни и прекращает свою научную
    деятельность, останавливает разработку своих собственных идей»?

           
    Возможно, это говорит о нем как о неординарной личности, способной встать на
    защиту слабого,  несмотря ни на что. Он смог сохранить способность
    ориентироваться в этом сложном мире и нести ответственность за свои поступки.
    Он взял на себя ответственность за всех людей на земле, став активным борцом за
    мир, прогресс, права человека «голосом совести всего человечества».  Он смог
    увидеть зрением великого человека последствия последних открытий в ядерной
    физике и ответственность, как ученого, заставляли его не только говорить о
    возникающих проблемах, но и бороться.

          Когда
    в СССР началась кампания против его политической и правозащитной деятельности,
    он не отступил от своих убеждений и твердо стоял на своем.

          
    «
    Я верю, что человечество
    найдёт разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого
    и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в
    природе»,- говорил Сахаров.

          
    Также Андрей Дмитриевич выступал за защиту прав человека, за отмену смертной
    казни и был против ввода советских войск в Афганистан. Андрей Сахаров получил
    свою Нобелевскую премию за бесстрашную поддержку «фундаментальных принципов
    мира между людьми и за мужественную борьбу со злоупотреблением власти».

           Проявление
    личностных качеств Сахарова прослеживаются на протяжении всей его жизни.

           
     Родился будущий ученый 21
    мая 1921 года в Москве. Его отец, Сахаров Дмитрий Иванович, преподавал
    физику.

          Детство А. Д. Сахарова прошло в большой коммунальной
    квартире, где большинство комнат занимали семьи его родственников. В доме
    сохранялся традиционный дух большой крепкой семьи — постоянное деятельное
    трудолюбие и уважение к труду, взаимная семейная поддержка, любовь к литературе
    и науке. Его  отец хорошо играл на рояле.  Душой семьи была бабушка –
    Мария Петровна.  Для Сахарова влияние семьи было особенно большим, так как
    первую часть школьных лет учился дома, да и потом с очень большим трудом
    сходился со сверстниками. 

           В
    школу Сахаров пошел сразу в седьмой класс, окончив ее с отличием в 1938 году,
    поступил на физический факультет Московского университета. Окончил его тоже с
    отличием 1942 году. Затем  работал на лесозаготовках в глухой сельской
    местности.  
    В сентябре 1942 года направлен на большой военный завод, где
    работал инженером-изобретателем.

            Работая
    на заводе, А. Д. Сахаров стал автором ряда изобретений в области контроля
    продукции. В 1944 г. он написал несколько статей по теоретической физике. В 1945
    году А. Д. Сахаров был зачислен аспирантом в Физический институт АН СССР.  Он сразу
    завоевал общую симпатию своей мягкостью, интеллигентностью и спокойной
    доброжелательностью.

            Затем
    некоторое время преподавал физику в Московском энергетическом институте. В1947
    году защитил кандидатскую диссертацию.

           В 1948
    г. А. Д. Сахаров был включен в научно — исследовательскую группу по разработке
    термоядерного оружия. И 20 лет непрерывной работы в условиях сверхсекретности
    сначала в Москве, затем в специальном научно-исследовательском секретном
    центре.

           Одновременно
    с началом работ по термоядерному оружию, Сахаров стал думать об использовании
    термоядерной энергии в мирных целях.

           В июле
    1953 года Сахаров защитил докторскую диссертацию, в августе того же года на
    Семипалатинском полигоне была взорвана первая водородная бомба.

            Андрей
    Дмитриевич взошел в нашей отечественной физике как звезда первой величины. По
    своим задаткам, по зачину, по результатам он сразу зачислен был в разряд
    физиков мирового класса. Конечно, секретность, вернее сверхсекретность, работ
    над термоядерным оружием мешала нормальному научному общению, мешала
    публикациям. Сахаров не мог бывать на международных симпозиумах, его не знали,
    о нем не могли узнать. Секретность губительна для науки. Остается лишь
    поражаться, как, несмотря на все, могло взмыть творчество ученого, поднять его
    так высоко, а главное – сохранить в нем независимость ума и духа.

            В
    60-х годах научные интересы отступают у Сахарова на второй план. Это было
    связано с тем, что в 1953-1968 годах его общественно-политические взгляды
    претерпели сложную эволюцию. После ХХ съезда, осудившего культ личности
    Сталина, он стал все более и более задумываться о проблемах мира и
    человечества, в особенности о проблемах ядерной войны и ее последствий. Начиная
    с 1957 года, он все настойчивее выступает против ядерных испытаний, которые
    вели к быстрому радиоактивному заражению Земли. Эти усилия не остались тщетны.
    Позже он очень гордился тем, что сыграл в 1962 году существенную роль при
    подготовке международного соглашения о запрещении ядерных испытаний.

          Таким образом, Сахаров первый понял и во весь
    голос сказал, что в наш век термоядерного оружия это противостояние грозит
    внезапным уничтожением всего живого на Земле, и указал выход.
       

          Начиная
    с 1964 г. круг волновавших А. Д. Сахаров вопросов все более расширялся. Его
    стали занимать глубокие проблемы взаимоотношения государства и научной
    интеллигенции.

           За
    рубежом правозащитная деятельность Сахарова, напротив, получила высокую оценку.
    В 1974 г. А. Д. Сахаров получил международную премию Ч. Дука. На эти деньги был
    основан фонд помощи детям политзаключенных. В 1975 году была написана книга «О
    стране и мире». В том же 1975 году Сахарову была присуждена Нобелевская премия
    мира. Получать ее поехала его жена, так как самому Сахарову было отказано в
    выезде за границу.                  Между тем тучи над опальным академиком
    сгущались. Из «отца водородной бомбы» он стал «диверсантом», «предателем»,
    «провокатором». В чем только его не обвиняли.

             О
    чем же писал Сахаров, что вызвало ярость властей?

           Сахаров
    поднимал вопрос о гласности, о законе, обеспечивающем беспрепятственное право
    на выезд за границу и возвращение. Он разбирал проблему прав человека. Он
    выдвигал конкретные меры для духовного оздоровления страны.

           Вскоре
    после ввода в конце декабря 1979 г. советских войск в Афганистан бесстрашно
    прозвучал в стране голос протеста: А. Д. Сахаров трижды выступил с заявлениями,
    организовал пресс-конференцию, где осудил эту акцию и призвал советских
    руководителей вернуть войска на свою территорию. Наконец, он направил открытое
    письмо Брежневу. Дальше терпеть это советское руководство уже не могло. 22
    января 1980 г. А. Д. Сахаров был задержан, лишен всех правительственных наград,
    затем без суда и следствия отправлен в Горький — город, закрытый для
    иностранцев.

           В
    Горьком он жил под постоянным надзором КГБ в течение семи лет. У квартиры А. Д.
    Сахарова, расположенной на первом этаже, был установлен круглосуточный
    милицейский пост. Без специального разрешения к Сахаровым никого не допускали.
    Телефона в квартире не было. Вне дома Сахаровых сопровождала охрана, следившая,
    чтобы они ни с кем не встречались. У Сахарова трижды украли и трижды изъяли на
    обысках его рукописи.

           Положение
    Сахарова изменилось с началом перестройки. В декабре 1986 года в его квартире
    установили телефон. На другой день ему позвонил Горбачев и сказал, что принято
    решение о его освобождении. Вскоре после приезда в Москву Сахаров вернулся к
    активной политической деятельности. Его избрали народным депутатом от Академии
    наук СССР.

          Андрей
    Дмитриевич был избран на I съезде народных депутатов СССР в состав комиссии по
    выработке новой Конституции страны. Сразу же он приступил к работе над проектом
    Конституции, воплотив в него свои представления о целесообразном
    государственном и экономическом устройстве СССР. В конце ноября А. Д. Сахаров
    представил свой проект Конституционной комиссии. Однако до его обсуждения
    Сахаров не дожил. 14 декабря 1989 г остановилось сердце великого человека.

      В нашей памяти Андрей Дмитриевич останется  не как
    ученый, правозащитник или политик, а просто как порядочный, интеллигентный,
    свободный человек, оставивший все свои сбережения онкологическому центру
    «Красный Крест».                  
                         
       

           Наверное, скажут многие, это был странный
    человек. Да, у него были странности: например, он не любил ничего холодного,
    даже кисель и селедку ему нужно было подогреть. Но была среди прочего еще одна
    особенность: этот человек никогда ничего не боялся.

          
    Андрей Дмитриевич Сахаров, без сомнения, выдающаяся  личность. Такие люди
    рождаются один на миллион. Всесторонне развитый, он оставил после себя огромное
    наследие. Его успехи в науке, праве, политике намного превзошли его самого и
    ещё долго будут жить, развиваться, усовершенствоваться на всей мировой арене.

          
    Хотела бы закончить свое сочинение словами известных людей:

      «Вот почему феномен Сахарова поразителен.
    Нравственная требовательность его оказывала и оказывает очищающее влияние на
    тех, кто его помнит. Такие люди, как бы ни было их мало, какой бы ни были они
    редкостью, помогают нам в повседневной жизни, они восстанавливают веру в
    красоту человеческой души».   Даниил Гранин.

     «Великие люди, подобно звездам, часто обращают на себя внимание
    только тогда, когда они затмились». 
    Пьер Буаст

    «Сахаров обогатил жизнь
    каждого из нас, значит, каждый из нас потерял от его смерти».    Дж. Буш.

    «Сахаров будет оставаться примером для всех нас».      М. Тэтчер

    Парадигмы и научные революции Куна

    Почти шестьдесят лет назад издательство Чикагского университета опубликовало одну из самых влиятельных книг 20-го века под названием «Структура научных революций», автором которой был американский историк науки Томас Кун.

    Данная работа стала одной из самых цитируемых академических книг всех времен, а термин «смена парадигмы», предложенный ученым, стал самым часто используемым термином в дискуссиях об организационных изменениях и интеллектуальном прогрессе. Так, например, один только поиск в Google выдает более 10 миллионов ответов по данному запросу [The Guardian, 2012].

    Несмотря на такую неожиданную популярность, на автора обрушилась и волна критики. О том, что такого необычного написал в своей работе Томас Кун и в чем именно его не поддержали коллеги, поговорим в данной статье.

    Основные идеи концепции Томаса Куна

    Главная функция, которую выполнил Кун с помощью своей книги, заключается в том, что он единолично изменил философский взгляд на мышление человека. Удивительно, но сам автор изначально не ставил перед собой такой задачи.

    Томас Кун родился в 1922 году в Цинциннати, изучал физику в Гарварде, окончил его с отличием в 1943 году, после чего увлекся военными разработками. Он попал в элитное Общество стипендиатов университета и, возможно, продолжал бы работать над квантовой физикой до конца своих дней, если бы ему неожиданно не поручили начать преподавать курс естествознания для студентов-гуманитариев в рамках общеобразовательной программы  [The Guardian, 2012].

    Данный проект был детищем президента-реформатора Гарварда Джеймса Конанта, который считал, что каждый образованный человек должен иметь хотя бы минимальное представление о науке. Курс был построен на исторических примерах, и его преподавание заставило Куна впервые подробно изучить старые научные тексты.

    В то время, как и сейчас, физики не особо увлекались историей. Однако, встреча юного Томаса с научными работами Аристотеля оказалась озарением, изменившим его жизнь и карьеру [Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2004].

    «Вопрос, на который я надеялся ответить, – вспоминал он позже, – заключался в том, сколько из механики знал Аристотель, сколько он оставил для открытия такими людьми, как Галилео Галилей и Исаак Ньютон. Учитывая эту формулировку, я быстро обнаружил, что Аристотель почти ничего не знал. Когда я его читал, он казался мне не только невежественным в механике, но и ужасно плохим ученым-физиком. Его сочинения казались мне полными вопиющих ошибок, в них отсутствовали логика и наблюдательность» [The Guardian, 2012].

    Читая «Физику» Аристотеля, Кун удивился тому, насколько это «неправильно». Как мог человек, который так блестяще владел остальными темами, так ошибаться, когда дело касалось физики?

    Вскоре ученый понял, что Аристотель вкладывал в базовые концепции другие значения, в отличие от современных физиков. Мыслитель, например, использовал термин «движение» для обозначения не только изменения положения, но и любого изменения в целом. Физика Аристотеля просто отличалась от физики Ньютона, но никак не уступала ей [Scientific American, 2012].

    Благодаря данному открытию Кун осознал, что если кто-то хочет понять аристотелевскую науку, он должен знать об интеллектуальной традиции, в которой работал древний мыслитель [The Guardian, 2012]. Или, говоря простым языком, чтобы понять научное развитие, нужно понимать интеллектуальные рамки, в которых работают ученые.

    До появления концепции Томаса Куна в общепринятом взгляде на науку доминировали философские идеи о том, как она должна развиваться («научный метод»), вместе с героическим повествованием о научном прогрессе как «добавлении новых истин к запасу старых знаний или увеличении приближения теорий к истине и, в особых случаях, исправлении прошлых ошибок» [Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2018].

    Иными словами, до Куна существовала интерпретация научной истории, в которой исследователи, теоретики и экспериментаторы прошлого проделали долгий путь если не к «истине», то, по крайней мере, к большему пониманию сущности.

    У ученых есть мировоззрение или «парадигма» –  общепризнанное научное достижение, которое на какое-то время предоставляет модельные проблемы и решения сообществу практиков [SimplyPsychology, 2020].

    Книга Куна породила целую индустрию комментариев, интерпретаций и толкований. Его акцент на важности сообществ ученых, сгруппированных вокруг общей парадигмы, по существу вызвал рост новой академической дисциплины – социологии науки, в которой исследователи начали изучать научные дисциплины так же, как антропологи изучали экзотические племена. В данной дисциплине наука рассматривалась не как священный, неприкосновенный продукт просвещения, а как просто еще одна субкультура [The Guardian, 2012].

    Огромное влияние работы Томаса Куна можно измерить по изменениям, которые она вызвала в словаре философии науки: помимо «смены парадигмы», Кун поднял само слово «парадигма» из термина, используемого в определенных формах лингвистики, в его текущее более широкое значение.

    Частое использование фразы «смена парадигмы» сделало ученых более осведомленными и во многих случаях более восприимчивыми к реальным изменениям [SimplyPsychology, 2020].

    По мнению Куна, выбор парадигмы поддерживался логическими процессами, но не определялся ими. Ученый считал, что данный выбор представляет собой консенсус сообщества ученых. Он утверждал, что принятие или отклонение какой-либо теории – это не только логический, но и социальный процесс.

    Томас Кун утверждал, что научные революции, заменяющие одну парадигму другой, всегда приводили к новым, более точным теориям и представляли собой истинный прогресс, однако не приближая к истине о том, как устроен мир.

    Последовательные идеологии несоизмеримы. Кун утверждал, что более поздняя парадигма может быть лучшим инструментом для решения головоломок, чем более ранняя. Но если каждая парадигма определяет свои собственные головоломки, то, что является головоломкой для одной парадигмы, может быть совсем не головоломкой для другой [Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2004].

    Наука не меняет свою парадигму в одночасье. Как выразился Кун, «новая научная истина не побеждает, убеждая своих оппонентов и заставляя их увидеть свет, а потому, что ее противники в конечном итоге умирают, и вырастает новое поколение, знакомое с ней» [SimplyPsychology, 2020].

    Одним из источников силы и настойчивости структуры является ее глубокая двусмысленность, которая объясняет, почему она одинаково привлекает как релятивистов, так и поклонников науки. Сам Кун признал, что «большая часть успеха книги и некоторые критические замечания связаны с расплывчатостью идей» [Scientific American, 2012].

    Основные фазы развития науки по мнению Томаса Куна

    Томас Кун, изучив историю науки, утверждал, что она не развивается поэтапно, основываясь на нейтральных наблюдениях, а характеризуется революциями в научном мировоззрении.

    В своей работе Томас Кун раскрыл парадигму о том, как научные революции влияют на развитие науки. Центральное утверждение автора состоит в том, что тщательное изучение истории науки показывает, что развитие в любой научной области происходит через ряд фаз.

    Первую он окрестил «нормальной наукой». На этом этапе сообщество исследователей, разделяющих общую интеллектуальную структуру, называемую парадигмой или «дисциплинарной матрицей», решает головоломки, возникающие из-за несоответствий (аномалий) между тем, что предсказывает парадигма, и тем, что обнаруживается в результате наблюдения или эксперимента [The Guardian, 2012].

    В этой фазе научная работа заключается в формулировании идеи и решении возникающих ею головоломок, а основная задача ученых состоит в том, чтобы решать головоломки или проблемы принятой парадигмы. Иногда она впадает в состояние кризиса из-за некоторых внутренних и внешних факторов, когда ученые начинают терять уверенность в способности и эффективности механизма решения ее загадок. Кризис для Куна – это «обычная прелюдия» к научной революции или смене парадигмы [SpringerLink, 2018].

    Аномалии допустимы и не вызывают отклонения от теории, поскольку ученые уверены, что каждую из них можно объяснить в будущем. Они проводят большую часть своего времени на этапе дрейфа модели, борясь с появившимися аномалиями, при этом могут сами того не осознавать.

    На стадии нормальной науки должна отсутствовать критика. Если бы все ученые критиковали теорию и тратили время на ее опровержение, никакая детальная работа никогда бы не была выполнена.

    «Нормальная наука, деятельность, в которой большинство ученых неизбежно проводят почти все свое время, основана на предположении, что научное сообщество знает, на что похож мир. Успех этого предприятия во многом обусловлен готовностью сообщества отстаивать это предположение. Нормальная наука, например, часто подавляет фундаментальные новшества, потому что они обязательно подрывают ее основные обязательства» [SimplyPsychology, 2020].

    В большинстве случаев аномалии разрешаются либо постепенными изменениями парадигмы, либо обнаружением ошибок наблюдений или экспериментов. Как сказал философ Ян Хакинг: «Нормальная наука стремится не к новизне, а к прояснению существующего положения вещей. Она имеет тенденцию открывать то, что она ожидает открыть» [The Guardian, 2012].

    Вскоре аномалии выходят на новый уровень, становясь более серьезными. Кризис развивается, поскольку они подрывают основные предположения парадигмы, а последовательные попытки их устранения терпят неудачу. В этих обстоятельствах правила применения существующей модели смягчаются и разрабатываются идеи, бросающие вызов модели, уже существующей. Начинает развиваться «экстраординарная наука», где существуют одновременно несколько конкурирующих теорий [SimplyPsychology, 2020].

    Если аномалии удастся устранить, то кризис закончится и фаза нормальной науки возобновится. Если нет, то произойдет научная революция, которая предполагает смену ранее принятой идеи. Сам кризис разрешается революционным изменением мировоззрения, при котором на смену несовершенной парадигме приходит новая. После того, как это произошло, научная область возвращается к нормальной науке, основанной на новой структуре [Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2004].

    В период научной революции, по мнению Куна, в сообществе ученых нет общепринятой парадигмы. Множественные теории конкурируют друг с другом до тех пор, пока не наступит новый период нормальной науки, когда одна из конкурирующих парадигм получает поддержку большинства, и большинство ученых снова работают вместе, чтобы решить свои задачи [SpringerLink, 2018].

    В конце концов будет установлена ​​новая идеология, но не в результате какого-либо логически убедительного обоснования, а вследствие психологических и социологических причин.

    Новая теория лучше объясняет наблюдения и предлагает модель, которая ближе к объективной внешней реальности. При этом новую парадигму нельзя ни доказать, ни опровергнуть с помощью правил старой парадигмы, и наоборот.

    Теория научных революций Томаса Куна подразумевала, что последнее, что пытаются сделать ученые, – это опровергнуть теории, заложенные в их парадигму.

    Ученые принимают доминирующую идеологию до тех пор, пока не появятся аномалии, после которых они начинают подвергать сомнению уже существующую идею.  Появляются новые теории, которые бросают ей вызов, и в конечном итоге одна из этих новых теорий становится принятой в качестве новой основы.

    Томас Кун предполагал, что история науки – это циклический процесс, чередующий период нормальной науки, в котором большинство ученых работают в рамках одной доминирующей парадигмы, с периодом научной революции, в которой существует множество конкурирующих теорий [SpringerLink, 2018].

    Критика Томаса Куна

    Версия Куна о том, как развивается наука, сильно отличалась от мнения большинства философов. Там, где в стандартном описании наблюдался устойчивый накопительный «прогресс», он видел разрывы – набор чередующихся «нормальных» и «революционных» фаз, когда сообщества специалистов в определенных областях погружались в периоды беспорядков, неопределенности и беспокойства [The Guardian, 2012].

    Это, в свою очередь, не могло не вызвать ряд несогласий с его точкой зрения. Именно тот факт, что версия Куна сейчас кажется ничем не примечательной, в каком-то смысле является величайшим мерилом его успеха. Но в 1962 году на него обрушилась лавина критики в ответ на то, что он бросил вызов сильным, укоренившимся философским предположениям о том, как работает и должна работать наука.

    Отдельным поводом для негатива послужил тот факт, что ученый, так открыто критиковавший философские подходы, сам не имел никакого философского образования.

    Английский философ Александр Берд указывал, что значение Томаса Куна в истории философии науки в чем-то парадоксально. С одной стороны, он был одним из самых влиятельных и важных философов науки второй половины двадцатого века. С другой стороны, в настоящее время наследие Куна мало чем отличается от других в том смысле, что большая часть его работ больше не имеет никакого философского значения [SpringerLink, 2018].

    С точки зрения Берда, начиная с 1970-х годов, все больше и больше философов симпатизировали натуралистическому подходу к философским вопросам, тогда как Кун придерживался более радикального подхода. Это то, что Берд называл «неправильным поворотом Куна». Следствием этого методологического поворота является то, что Кун не смог сформулировать и исследовать концепцию парадигмы, как сам того хотел [SpringerLink, 2018].

    Берд утверждал, что успех книги «Структура научных революций» объясняется его натурализованным изложением истории и практики науки в терминах парадигм. В частности, Кун использует эмпирические данные, чтобы обосновать зависимость наблюдения от теории. Поэтому неудивительно, что его поздние работы с менее натуралистическим подходом мало повлияли на современную философию науки.

    Многие люди были в ярости от описания Куном большей части научной деятельности как простого «решения головоломок» – как будто самый серьезный поиск знаний человечества был простой задачей уровня обычного кроссворда.

    Способность мыслить, рефлексировать и задаваться вопросами – одно из важнейших умений человека. Именно эти функции делают людей осознанными и разумными. Однако мозг человека устроен таким образом, что периодически создает запутанные схемы и подкидывает новые загадки, решить которые удается далеко не сразу (наша онлайн-программа «Когнитивистика» направлена как раз на то, чтобы научить вас решать сложные задачи, избегая при этом ловушек мышления).

    Кун был одним из самых неоднозначных мыслителей, что помогает объяснить, почему его до сих пор интерпретируют столь разными и даже противоречивыми способами. Его взгляд на науку стал «постоянной частью репертуара историков, философов и людей, занимающихся научными исследованиями в целом», как недавно отметил философ Ян Хакинг [Scientific American, 2012].

    «Структура научных революций», возможно, является самым влиятельным из когда-либо написанных трактатов о том, как развивается (или не развивается) наука. Он примечателен тем, что породил модный термин «парадигма». Это также способствовало появлению банальной идеи о том, что личности и политика играют большую роль в науке. Самый глубокий аргумент книги был менее очевиден: ученые никогда не смогут по-настоящему понять «реальный мир» или даже друг друга [Scientific American, 2012].

    Учитывая это, можно было подумать, что Томас Кун ожидал, что его собственное сообщение будет хотя бы частично неправильно понято. Однако спустя три десятилетия после публикации книги, в одном из интервью, он, казалось, был глубоко огорчен широтой непонимания его работы. Особенно его расстроили заявления о том, что он назвал науку иррациональной  [Scientific American, 2012].

    Отрицая взгляд на науку, как на непрерывный процесс строительства, Кун считал революцию деструктивным, а также творческим актом. Автор новой парадигмы встает на плечи гигантов (по выражению Ньютона), а затем бьет их по голове. Он или она часто молоды или новички в этой области, т.е. не полностью обучены [Scientific American, 2012].

    Томас Кун утверждал, что фальсификация не более возможна, чем проверка; каждый процесс ошибочно подразумевает существование абсолютных стандартов доказательства, выходящих за рамки любой индивидуальной парадигмы. Новая парадигма может решать головоломки лучше, чем старая, и может дать больше практических приложений.

    «Но нельзя просто описать другую науку как ложную», – сказал Кун. Он предположил, что то, что современная физика породила компьютеры, ядерную энергетику и проигрыватели компакт-дисков, не означает, что она более верна в абсолютном смысле, чем физика Аристотеля.

    Точно так же Кун отрицал, что наука постоянно приближается к истине. В конце своей работы он утверждал, что наука, как и жизнь на Земле, развивается не к чему-то, а только от чего-то [Scientific American, 2012].

    Кун утверждал, что парадигмы продолжают меняться по мере изменения человеческой культуры. «Разные группы и одна и та же группа в разное время, – сказал он, – могут иметь разный опыт и, следовательно, в некотором смысле жить в разных мирах» [Scientific American, 2012].

    Сам Кун часто говорил, что гораздо больше любит своих критиков, чем поклонников [Scientific American, 2012]. Он был расстроен, обнаружив, что стал покровителем всех потенциальных научных революционеров. «Я получаю много писем, в которых говорится: «Я только что прочитал вашу книгу, и она изменила мою жизнь. Я пытаюсь начать революцию. Пожалуйста, помогите мне», и сопровождаемые рукописью размером с книгу» [Scientific American, 2012].

    Ученый заявил, что, хотя его книга не была направлена ​​на поддержку науки, он не выступал против нее. На его взгляд, именно жесткость и дисциплина науки делают ее настолько эффективной при решении проблем. Более того, она производит «величайшие и самые оригинальные всплески творчества» из всех человеческих начинаний.

    Кун признал, что отчасти виноват в некоторых антинаучных интерпретациях его модели. В конце концов, в «Структуре научных революций» он назвал ученых, приверженных парадигме, «наркоманами». Он также сравнил их с персонажами с промытыми мозгами в романе Оруэлла «1984». Ученый настаивал, что не имел в виду снисходительность, используя такие термины, как «зачистка» или «решение головоломок», для описания того, что делают большинство ученых [Scientific American, 2012].

    Что касается слова «парадигма», Кун признал, что оно «безнадежно злоупотреблялось» и «вышло из-под контроля». Он согласился с тем, что частично виноват в этом, поскольку не определил в своей работе парадигму так четко, как мог бы.

    В послесловии к более поздним изданиям своей работы ученый рекомендовал заменить парадигму термином «образец», но это так и не прижилось. В конце концов он оставил всякую надежду объяснить, что он имел в виду на самом деле [Scientific American, 2012].

    Сторонники разных парадигм могут спорить вечно, не разрешая своих основных различий, потому что они вкладывают основные термины – «движение», «частица», «пространство», «время» – в разные значения. Таким образом, обращение ученых является как субъективным, так и политическим процессом.

    Это может потребовать внезапного интуитивного понимания – вроде того, что, наконец, достиг Кун, размышляя над Аристотелем. Тем не менее ученые часто принимают парадигму просто потому, что она поддерживается другими людьми с хорошей репутацией или большинством сообщества.

    Заключение

    «Структуру научных революций» Томаса Куна, возможно, следует рассматривать не как философское произведение, а как литературное, которое является предметом для многих интерпретаций. Однако, несмотря на большое количество споров вокруг работы и разочарования самого автора, его книга по-прежнему остается одной из самых неоднозначных и провокационных в научном мире.

    Принимать или не принимать идеи Куна за истину – личный выбор каждого. Однако, понять его точку зрение необходимо, чтобы сделать собственный вывод относительно формирования науки.

  • Сочинение дорогу осилит идущий данко
  • Сочинение диалог по картине маленькая художница
  • Сочинение диалог на тему портрет милы
  • Сочинение есть два подобия целомудренных и страстных объятий сочинение
  • Сочинение женские образы в поэме кому на руси жить хорошо сочинение