Сочинение есенин природа и человек

Сочинения человек и природа у есенина великий русский поэт сергей есенин певец страны березового ситца, певец любви, грусти, скорби,

Сочинения Далее

Человек и природа у Есенина

Великий русский поэт Сергей Есенин — «певец страны березового ситца», «певец любви, грусти, скорби», он же «московский озорной гуляка» и, конечно, поэт-философ. Есенина всегда волновали такие философско-мировоззренческие проблемы, как Человек и вселенная, Человек и природа, Человек и мир его земных деяний, радостей, страстей, тревог, его любовь и ненависть, его верность Родине, его жизнь и смерть.

Диалог лирического героя с Миром (человеком, природой, землей, вселенной) постоянен. «Человек — это дивное творение природы, неповторимый цветок живой жизни». В поэме «Цветы» Есенин сумел обо всем этом сказать по-своему.

…я думаю:
Как прекрасна,
Земля
И на ней человек…

Строки эти наполнены гордостью, радостью и тревогой за человека, его судьбу, его будущее. Они могли бы по праву стать эпиграфом ко всему его творчеству. Нельзя любить землю вообще или человека — вообще. Это чуждо истинному искусству. Именно эти мысли и были главными в творчестве Есенина. Поэзия его удивительно земная и вместе с тем «вселенская, космическая». В соединении этих двух начал — масштабность и эмоциональная действенность его поэзии.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Философская глубина и высочайший лиризм этого стихотворения идет от великих традиций русской классической литературы. Например, в стихотворении Пушкина «Вновь я посетил…» говорится о неизбежной, вечной смене поколений, о неумолимом движении жизни, в котором надо занять свое место, исполнить свое предназначение и уйти без обиды, ощущая себя важным, незаменимым звеном той бесконечной цепи, которая тянется из Прошлого в Будущее.

Все творчество Есенина наполнено «лирическим чувствованием». Его теплом и светом наполнены и есенинские картины русской природы. Природа у Есенина неотделима от человека, от его настроения:

Отговорила роща золотая,
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Сам по себе поразителен образ рощи, говорящей «золотым» языком берез. Он раскрывает сложное психологическое состояние автора. И тревожная грусть охватывает нас, когда роща уже «отговорила» — ведь умолкнувший язык был не только «березовый», но и веселый. Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных «братьев наших меньших». В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле. Так, в «Песне о Собаке» автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины. И когда месяц над «хатой» показался ей «одним из ее щенков», она умирает от тоски.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

В стихотворении «Лисица» Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно:

Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах — как прелая морковь.
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь.

Поэт защищает животных своей любовью. В стихотворении «Собаке Качалова» автор разговаривает с собакой по кличке Джим, как с другом. В каждой строке Есенин передает красоту и доверчивость этого пса, любуется им:

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Сергей Есенин подчеркивает единство всего живого, всего сущего. Нет и не может быть чужой боли в мире, все мы связаны между собой. В стихотворении «Песни, песни, о чем вы кричите…» ощущается зыбкость границ между природой и человеком через уподобление дерева и человека:

Хорошо ивняком на дороге
Сторожить задремавшую Русь.

В стихотворении «Я покинул родимый дом…» — «… старый клен головой на меня похож». Взаимопроникновение и переплетение человека и природы особо ощущается в стихотворении «Серебристая дорога»:

Дай ты мне зарю на дровни,
Ветку вербы на узду.

У Есенина одухотворение природы и даже уподобление человека природным явлениям напоминает народную поэзию.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать
Где ты, где, моя тихая радость,

Все любя, ничего не желать!

Из фольклорной среды поэт брал лишь то, что было близко его поэтическому мироощущению. Это обусловило появление поэзии Есенина целой группы поэтических символов. Один из наиболее распространенных символов — образ дерева. В древних мифах дерево символизировало жизнь и смерть, древнее представление о вселенной: верх — небо, низ — подземное царство, середина — земля. Дерево жизни в целом может сопоставляться с человеком. Стремление к гармонии человека и мира выражается у Есенина через уподобление себя дереву:

Я хотел бы стоять, как дерево,
При дороге на одной ноге.
Я хотел бы под конские храпы
Обниматься с соседним кустом.
(«Ветры, ветры «)

Ax, увял головы моей куст.
(«Хулиган»)

Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.
(«По-осеннему кычет сова «)

Есенин показал, что человек в просторах мирозданья всего лишь беззащитная песчинка, и для того, чтобы оставить о себе память, нужно творить прекрасное. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали колыбелью его поэзии. От проникновенных стихов о стране «березового ситца», шири ее степных раздолий, сини озер, шума зеленых дубрав до тревожных раздумий о судьбе России, каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Отечеству:

Но и тогда, когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Наполненная любовью к людям, к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, добротой, искренностью, поэзия Есенина помогает нам познавать, заново открывать и беречь свою страну, свою Родину.

Сегодня очередной День рождения Сергея Есенина. 62ИНФО собрал факты о Есенине, его семье и жизни на основе данных есениноведов, воспоминаний его близких, коллег и просто знакомых.

Что-то покажется очевидным, что-то точно удивит, а какие-то моменты и вовсе покажутся вымыслом. Одно можно сказать точно: поэт был очень сложным человеком, а его короткая жизнь — яркой и насыщенной, будто он каждый день проживал как последний.

  • Родному селу Есенина более 400 лет.

  • Поэт родился в день празднования 800-летия Рязани.

  • Семья матери Есенина была зажиточной.

  • Бабушка любила Есенина и баловала его.

  • Дедушка Есенина был старообрядским начетчиком.

  • Мать Есенина была неграмотной.

  • Когда Есенину было три с половиной года, дяди посадили его на лошадь без седла и пустили в галоп.

  • Есенин очень трепетно относился к младшей сестре Шуре, называя её Шурёнком и Шуревной.

  • У Есенина была сестра Ольга, которая умерла в трёхлетнем возрасте.

  • Первый сборник стихотворений Есенина назывался «Радуница».

  • Есенин не принимал стихи Пастернака.

  • Советский государственный и политический деятель Сергей Киров обожал творчество Есенина.

  • «Березку» Сергей Есенин издал под псевдонимом «Аристон».

  • Есенин крещён в Константиновской церкви Казанской иконы Божией Матери.

  • Начал читать, когда ему было около пяти лет.

  • Есенин посадил в Константинове тополь, которому скоро исполнится 100 лет.

  • Есенин любил рыбалку.

  • Оставался на второй год в третьем классе Константиновского земского четырехгодичного училища за плохое поведение.

  • Наставником Есенина в Константинове был священник Иван Смирнов

  • Первой любовью поэта стала внучатая племянница священнослужителя Анна Сардановская.

  • Закончил это училище с похвальным листом.

  • Закончил Спас-Клепиковскую церковно-приходскую второклассную учительскую школу и получил звание учителя грамоты.

  • Живя в Константинове, Есенин много читал.

  • После прочтения «Слова о полку Игореве» Есенин долго находился под впечатлением.

  • Некоторое время посещал Университет Шанявского в Москве.

  • Подрабатывал в конторе владельца мясной лавки купца Крылова, где приказчиком работал его отец.

  • Рост Есенина был около 168 сантиметров.

  • Одно время в Москве у него были трудности с жильём.

  • Первый стихи его напечатали, когда Есенину было 19 лет.

  • Есенин рассказывал, что когда впервые увидел Александра Блока, вспотел от волнения.

  • Распространял среди рабочих социал-демократический журнал «Огни», но сам печататься в этом журнале не успевает, журнал закрывается.

  • Во время объявления войны 1914 находился в Крыму.

  • Работал в типографии помощником корректора.

  • Зарплату в начале творческого пути Есенин тратил на книги, журналы, не думая о быте

  • Есенина советовал своим обеим сёстрам прочитать произведения «Казаки» и «Хаджи-Мурат».

  • Первую автобиографию он написал в 1915 году.

  • Первого сына Есенина назвали Юрием.

  • Военную службу проходил в Царскосельском полевом военно-санитарного поезде № 143 в качестве санитара.

  • Из-за несвоевременного возвращения из увольнения был арестован на 20 суток.

  • За участие в концертах для раненых воинов в царскосельском лазарете императрица Александра Феодоровна пожаловала Есенину золотые часы с цепочкой и изображением государственного герба (были получены Д. Н. Ломаном, но по назначению не переданы).

  • Зато до Есенина дошёл подарок её сестры – Елизаветы Фёдоровны: она подарила иконупреподобного Сергия Радонежского после выступления поэта в монастыре.

  • В юные годы Есенин называют Лелем из «Снегурочки».

  • У Есенина было несколько официальных браков и четверо детей.

  • Третья его супруга, Айседора Дункан, была старше Есенина на 18 лет.

  • Есенин называл Дункан «Дунькой».

  • Дункан знала всего несколько слов по-русски и называла Есенина «Zolotaya golova».

  • Владимир Маяковский называл Есенина «декоративным мужиком», а его стихи «ожившим лампадным маслом» .

  • Взаимная ненависть Есенина и Маяковского – миф.

  • Современники утверждали, что на выступлениях Есенина его стихи трогали даже суровых мужчин, которые не могли сдержать слёз.

  • В конце одного из поэтических вечером в Петербурге поклонники подняли его на руки и через Невский донесли до гостиницы «Европейская».

  • Сергей Есенин был знаком с Николаем Гумилёвым и Анной Ахматовой.

  • Есенин помогал другим поэтам исправлять стихи.

  • Какое-то время Есенин был вегетарианцем и не ел сахар.

  • Есенин любил играть «в козла».

  • Среди кулинарных пристрастий Есенина отмечают любовь к борщу.

  • В отношении Есенина возбуждалось 13 уголовных дел.

  • Двое суток находился во внутренней тюрьмы ВЧК на Лубянке.

  • Спас нескольких земляков из ГубЧК .

  • Есенин неоднократно бегал от полиции.

  • Есенин посещал Ташкент и Самарканд.

  • Есенин во время одной из постановок Малого театра проник в одну из гримёрок и распивал там вино с Всеволодом Ивановым. В итоге на него составили протокол.

  • Есенина не раз обвиняли в антисемитизме, он обвинения отрицал.

  • До суда дела Есенина не доходили. Выручала слава поэта и полезные знакомства.

  • У Есенина был цилиндр, как у Пушкина, который, по мнению Августы Миклашевской, ему не шёл.

  • Бывшая жена Есенина Надежда Вольпин (1900-1998) оставила о нём мемуары «Свидание с другом».

  • Есенин спас Надежду Вольпин от лихача-возницы, буквально выдернув её из под лошади на тротуар.

  • Есенин назвал поэта Николая Клюева Оскаром Уальдом в лаптях.

  • У Есенина в гардеробе были модные тогда жёлтые ботинки.

  • Есенин болезненно переносил одиночество.

  • Есенин частенько бывал в литературном кафе имажинистов под названием «Мышиная нора».

  • Есенин считал, что футуристы «подворовывают» его творческие идеи.

  • Участвовал с чтением стихов в публичных собраниях-вечерах, организуемых партией левых эсеров.

  • Есенин не раз высказывал критические замечания в адрес Троцкого и даже ввел его в пьесу «Страна негодяев» под псевдонимом Чекистов.

  • Совместно с Мариенгофом и Шершеневичем создал кооперативное издательство «Имажинисты».

  • Есенин с большим сочувствием относился к беспризорным детям.

  • После того, как Есенин прочитал «Чёрного человека» Горькому, он прослезился.

  • Единственным прижизненным изданием произведения Есенина в рязанской прессе стала поэма «Иорданская голубица» в «Известиях».

  • По воспоминаниям современников (И.В. Грузинов) Есенин не чисто произносил «Г», как говорили тогда «по-рязански».

  • У Есенина была исключительная память.

  • Есенин жил в Азербайджане.

  • Хотел жениться на девушке (Мисс Оль), чья семья, по слухам, была причастна к контрабандной торговле с Турцией, но передумал.

  • Мисс Оль он посвятил «Ты меня не любишь, не жалеешь».

  • Есенин быстро разочаровался в Революции 17 года.

  • Есенин считал, что Гоголя недооценили.

  • В цикл «Персидские мотивы» входят 15 стихотворений.

  • Выступал в Харькове вместе Мариенгофом, Хлебниковым и Глубоковским .

  • Анатолий Мариенгоф для Есенина был одним из самых важных людей в жизни, несмотря на громкие разногласия.

  • Есенин и Мариенгоф снимали коммунальную квартиру, где в их распоряжении было целых три комнаты.

  • Поначалу Есенин притворялся, что пьёт, и имитировал состояние опьянения: такой образ способствовал лучшему продвижению стихов.

  • В 1920 году посещает в Пятигорске музей «Домик Лермонтова».

  • Во время путешествия на Кавказ Есенина очень впечатлил жеребёнок, пытавшийся обогнать поезд.

  • Был арестован органами ВЧК на квартире братьев Кусиковых вместе с ними, но отпущен.

  • Хотел поехать в Эстонию, но поездка не состоялась.

  • Во время пребывания в Париже попал в полицейский участок, после чего ему предписали покинуть Францию.

  • Будучи в Америке Есенин вступил в спор: кто быстрее проплывет короткую дистанцию в бассейне одного из отелей. Как оказалось, его оппонентом был Джон Вайсмюллер — американский пловец, пятикратный олимпийский чемпион (исполнил главную роль в фильме «Тарзан»). Есенин победил чемпиона.

  • Отправившись в США, Сергей Есенин был разочарован тем, что там тогда царил сухой закон.

  • Советское руководство хотело помочь ему избавиться от алкогольной зависимости. Феликс Дзержинский пытался устроить Есенина в санаторий для лечения, однако ни он, ни его помощники так и не смогли найти поэта.

  • Во время застолий и кутежей Есенин часто развлекал собравшихся весёлыми и зачастую похабными четверостишиями.

  • У Есенина была фобия— боязнь заразиться сифилисом.

  • Есенина и его жену Зинаиду Райх развели в Орловском суде.

  • Есенин подарил своему литературному секретарю Галине Бениславской Библию.

  • Бениславскую называли велосипедисткой Есенина— из-за размашистой походки .

  • Последняя жена поэта Софья Толстая иногда правила его стихи, но он просил вернуть всё как было.

  • Про жизнь с Софьей Толстой поэт отзывался холодно: «Как жизнь? Готовлю собрание сочинений в трёх томах и живу с нелюбимой женщиной».

  • Сергею Есенину нравилось выпивать.

  • Некоторое время Есенин находился в психиатрической лечебнице.

  • Во время лечения доктор выделил ему отдельную палату.

  • Перед отъездом в «Англетер» снял со сберкнижки почти все деньги.

  • Есенин погиб в номере под номером 5.

  • Старое здание гостиницы было разрушено в 80-е годы прошлого века и построено заново.

  • До сих пор ходят споры о причинах смерти Есенина.

  • Похоронен Есенин на Ваганьковском кладбище.

  • На момент смерти Есенину было всего 30 лет.

  • Похоронили Есенина 31 декабря – в день, когда люди встречали Новый год.

  • Прощание с поэтом было торжественным и грандиозным.

  • Расходы по похоронам Есенина были приняты на государственный счет.

  • Есенина отпели по православным обрядам заочно.

  • Галина Бениславская свела счёты с жизнью на могиле Есенина спустя год после его смерти.

  • В социальной сети Instagram поклонник творчества Есенина ведёт блог от имени Галины Бениславской с воспоминаниями о поэте.

  • В 30-х годах Зинаида Райх писала письмо Сталину, в котором просила лично разобраться в причинах смерти бывшего мужа.

  • Старшего сына Есенина Юрия расстреляли.

  • Сын Есенина Константин — фронтовик, кавалер трёх орденов Красной Звезды.

  • Айседора Дункан передала все права на гонорары за стихи поэта, которые покупались за границей, матери и сёстрам Есенина.

  • Одним из последних, кто заходил в гостиничный номер Есенина в «Англетере» был чекист Яков Блюмкин.

  • Музыкальный критик Артемий Троицкий считает, что творчество Есенина оказало на российских рок-музыкантов очень сильное влияние.

  • (629 слов) Сергей Есенин — знаменитый русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии. Раннее творчество Есенина было выдержано в традициях литературного направления «имажинизм», но свои самые знаковые произведения автор написал в индивидуальном стиле. Его более поздняя лирика была настолько самобытной, что ее нельзя причислить к какому-либо течению. Творчество Сергея Есенина, безусловно, занимает почётное место на корабле современности.

    Поэзия Сергея Есенина характеризуется несколькими особенностями.  Подобно произведениям народной поэзии, пейзажная лирика Есенина не только о пейзаже. У него нет стихотворений, посвященных лишь природе. Однако в его творчестве нельзя найти и таких произведений, в которых бы не чувствовались бы связь и гармония с природой. Есенин часто использует картины природы, когда рассказывает о своей жизни, о своём прошлом, настоящем и будущем, о своём месте в жизни, смысле жизни и предназначении. В поэзии Сергея Есенина можно проследить, как природа сливается с человеком, отражая его эмоции и переживания. Человек в данном случае становится неотъемлемой частью естественного мира. Природа в лирике Есенина представляет собой не простую иллюстрацию чувств, которые им владеют. Природа для поэта — незаменимый друг, настроение которого совпадает с чувствами поэта. 

    «Не обгорят рябиновые кисти,
    От желтизны не пропадет трава.
    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова…»

    Благодаря картинам природы, изображаемым Есениным в своих произведениях, читатель может ощутить всю глубину человеческих чувств.

    В своих произведениях Сергей Есенин использовал многие краски, которые поэт позаимствовал у русской природы. Трудно найти хотя бы ещё одного поэта, у которого цвет играл бы такую важную роль, как в творчестве Есенина. Так, голубой и синий — любимые цвета Сергея Есенина. Ведь этот цвет присутствует в природе всегда, независимо от погоды и времени года. В нем могут поменяться только оттенки. «Теплая синяя высь», «синеющий залив», «синие чащи», «синие рощи», «равнинная синь», «деревенская синь», «синеют кругом небеса», — такие тона можно часто увидеть в стихотворениях Есенина. Однако,  как только светлое настроение у писателя сменяется мрачным, он использует в своём творчестве чёрный цвет. «Вечер чёрные брови насопил», — именно с таких слов начинается одно из самых трагических произведений Сергея Есенина. Здесь поэт пребывает в состоянии глубокого душевного кризиса. Одно из самых мрачных своих стихотворений Есенин назвал просто: «Чёрный человек». Таким образом, с помощью цветовой гаммы Есенин выражал тончайшие оттенки чувств. Это отличает Есенина не только от других отечественных поэтов, но и от многих мировых мастеров слова.

    Следует отметить, что творчество Сергея Есенина проникнуто мотивами любви к Родине, природе, деревне, женщине. Все эти мотивы сливаются в один образ — Россию-возлюбленную, женское начало которой есть в каждой музе Есенина. В своих стихотворениях поэт создал особую образность и лиричность, используя огромное количество изобразительно-выразительных средств. Конечно же, любимый прием Есенина — олицетворение природы. Так, например, знакомясь со стихотворением «Зелёная причёска», читатель понимает, что природа в данном произведении олицетворяет простую молодую девушку. Нередко Есенин сам сравнивал себя с картинами природы. В стихотворении «Заметался пожар голубой» автор утверждает, что он подобен запущенному саду. Уникальное восприятие мира сквозь картины природы демонстрирует высокое мастерство поэта.

    Еще одной важной особенностью творчества Есенина является невероятно острое восприятие любви. Есенин отдавался этому светлому чувству полностью. Любовь в изображении поэта всегда представляет собой страстное и пылкое влечение: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет». Женщина нередко у автора ассоциируется с природой: «На закат ты розовый похожа». Ради своей избранницы он «стихи бы писать забросил», то есть пожертвовал бы самым дорогим, что у него есть.

    На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что Сергей Есенин является поистине народным поэтом. Трудно найти человека, который бы не знал таких песен, написанных на стихи великого поэта, как «Клён ты мой опавший», «Белая берёза», «Гой ты, Русь, моя родная», «Гори, звезда моя», «Жизнь — обман» и так далее. «Есенин — это сама Россия, воплощённая в его художественном слове…», — очень точно сказал о поэте известный литературовед, писатель Юрий Львович Прокушев. Действительно, благодаря творчеству Сергея Есенина современники могут увидеть нашу великую Россию во всем ее многообразии. И это будет передаваться из поколения в поколение. Творчество Сергея Есенина будет вечно жить в памяти граждан своей страны.

    Автор: Виктория Комарова

    Осенью 1912 года Иван Алексеевич Бунин сказал корреспонденту «Московской газеты»: «…мною задумана и даже начата одна повесть, где темой служит любовь, страсть. Проблема любви до сих пор в моих произведениях не разрабатывалась. И я чувствую настоятельную необходимость написать об этом».

    Для того чтобы понять глубину отношения Блока к такому сложному социально-политическому явлению, как Октябрьская революция, необходимо еще раз сказать о своеобразном, «музыкальном» восприятии Блоком мира. Он считал, что внешняя сущность окружающего скрывает глубокую внутреннюю музыкальную стихию, немеркнущее, вечно бушующее пламя, которое в разные исторические эпохи то вырывалось наружу, освещая благородным заревом мир, то глубоко скрывалось в недрах, оставаясь делом лишь бесконечно малого числа избранных.

    В 1921 году Бунин записал: Печаль пространства, времени, формы преследует меня всю жизнь. И всю жизнь, сознательно и бессознательно, то и дело преодолеваю их. Но на радость ли? И да — и нет. Я жажду и живу не только своим настоящим, но и своей прошлой жизнью и тысячами чужих жизней, современный мне, и прошлым всей истории всего человечества со всеми странами его. Я непрестанно жажду приобретать чужое и претворять его в себе.

    Композиция
    :

    • Стихотворение состоит из 4 строф (всего 16 строк).
    • Размер стихотворения: двуударный дольник.
    • Стопа: разносложная с удалением на разных слогах.
    • 1-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: роса-крапиве-дороги-иве
    • 2-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: большой-крышу-соловья-слышу
      (рифмовка АБАБ-перекрёстная).
    • 3-я строфа (4 строки, четверостишие). Рифмы: тепло-печки-стоят-свечки
      (рифмовка АБАБ-перекрёстная).
    • 4-ая строфа (4 строки, четверостишие). Рифмы: рекой-опушкой-стучит-колотушкой
      (рифмовка ААБА-параллельная и перекрёстная).

    Синтаксические средства:
    «Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве…»
    — парцелляция, «Где-то песнь соловья вдалеке я слышу…»
    — инверсия.

    Тропы:
    эпитеты «большой»
    , «мёртвой»
    ; сравнение (3 строфа с 2-мя сравнениями «как зимой у печки»
    , «как большие свечки»
    ).

    Образ лирического героя:
    лирический герой наблюдает, созерцает красоту природы (своей «малой» Родины); нет трагизма и надрыва.

    Сюжет:
    динамичный и чёткий сюжет отсутствует, в стихотворении описывается природа и ощущения лирического героя.

    Сергей Александрович Есенин написал данное стихотворение в 15 лет (у себя дома, в селе Константиново), будучи уже состоявшимся поэтом, он не сразу согласился включить свои ранние работы в сборники, так как считал их «пробой пера». Произведение «Вот уж вечер…» является одним из таких стихотворений.

    В поэзии Есенина существуют две доминирующие темы, тесно переплетающиеся между собой, — это тема природы и Родины. Описывая природу, поэт описывает свою Отчизну в конкретных образах, природных явлениях. Есенин был убеждён, что любое живое существо не ниже и не менее значимо, чем человек, поэтому стоящие берёзы необходимо расценивать не как деревья, а как живые существа. Поэт хочет передать нам всю гармонию наблюдаемого им пейзажа. Сам С.А.Есенин считал, что природа-единственное абсолютно совершенное место. Для контрастности эту характерную черту можно сравнить с позицией В.В.Маяковского , который находил гармонию в городе.

    В произведениях Сергея Есенина нет реалий крестьянской жизни, как у Н.А.Некрасова , невзирая на то, что сам Есенин был из крестьянской семьи и с 1914 по 1918 годы являлся представителем новокрестьянских поэтов. Именно поэтому в данном стихотворении «Вот уж вечер» всё происходящее романтизировано и идеализировано. У С.А.Есенина отсутствует типичное мышление крестьянина. Он видит больше, глубже, поэтичнее.

    Отдельного внимания заслуживает и соловей в данном произведении. «Где-то»
    , «вдалеке»
    — эти слова выбраны отнюдь не случайно. Поэт с самого начала написания стихотворений отождествлял даль с «большим» миром, с теми местами, где ему ещё не удалось побывать. И эта самая даль манит его, интригует подобно льющейся песни.

    Читая это произведение, необходимо учитывать, что поэт не был религиозен, его работы полны народно поэтических мотивов (например строки «И берёзы стоят, как большие свечки…»
    ). В стихотворении лирический герой видит всё живым: ива, берёзы, соловей даже роса, блестящая на крапиве. Единственным мёртвым и бездушным предметом представляется колотушка, намеренно выделенная соответствующим эпитетом. Из-за всей «живости» природы лирический герой не ощущает себя одиноким, он сливается с ней. Такое переживание С.А.Есенина разнится с «природным космосом» М.Ю.Лермонтова , который видит лишь пустоту и чувствует себя одним на всём свете.

    • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
    • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
    • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина

    Сергей Александрович Есенин — русский поэт 20-ого века. Он написал огромное количество стихотворений на разные темы. В своей лирике он часто обращается к природе. Через нее он описывает свое внутреннее состояние. Большинство произведений написано о природе и Родине. Эта работа не исключение.

    Стихотворение относится к ранней лирике поэта. Написано в 1910 году. Тогда Есенину было всего 15 лет, но он уже прекрасно чувствовал и понимал мир вокруг. 15-летний подросток сумел вложить в это стихотворение свою душу, свои эмоции. Произведение было написано, когда Сергей Александрович находился у себя дома, в селе Константиново. «Вот уж вечер» сам поэт называет пробой пера, поэтому он не стремился включить его в сборник.

    Есть и альтернативная версия создания, ведь автор известен мистификацией собственной биографии. Есть мнение, что он специально заменил дату сочинения стихотворения, чтобы прослыть гением с рождения. Этот факт подтверждается найденными у него дома рукописями, в которых по качеству бумаги и чернил можно было распознать совсем другие даты и условия написания этих, безусловно, талантливых строк.

    Жанр, направление и размер

    Стихотворение относится к пейзажной лирике. Сергей Александрович рисует нам образ природы, передает ее настроение и порывы. Рифма в стихотворении перекрестная, не является постоянной. К концу произведения появляется смесь перекрестной рифмовки с параллельной.

    Размер стихотворения нельзя отнести к стандартным для нас размерам, например, дактилю, ямбу, хорею и т. д. «Вот уж вечер» написан двуударным дольником. В рифме пропускается несколько ударных слогов. Двуударный из-за количества ударений в строке.

    Образы и символы

    Героем в данном стихе является сам Есенин. Он стоит возле ивы, наблюдает за пейзажем. Вечер, сияет луна, поет соловей. Он наслаждается теплом, скопившимся за день. Автор очень точно передает свое настроение. Герою спокойно и хорошо. Читая это стихотворение, чувствуешь, что природа находится в гармонии с душой и мыслями поэта.

    Мертвая колотушка, сонный сторож – все это выражает тишину и покой, которые появляются с наступлением ночи в селе. Они подчеркивают контраст с живой природой, которая в ночь будто бы проснулась от дневного сна. Роса, соловей, деревья, луна придают стихотворению живость. Они являются образом той самой ожившей природы, в то время как люди спят. Лирический герой тоже участвует в этом торжестве естества и живности.

    Темы и настроение

    Основная тема — природа. Автор точно и красиво описывает нам спокойный и красивый вечер. Нет никаких поворотных событий, сложных действий — в этом и состоит прелесть стихотворения. Это произведение можно сравнить с кружкой ромашкового чая поздно вечером — настолько оно умиротворённое и теплое.

    Также в данном тексте прослеживается тема деревни, которая является сквозной в творчестве Есенина. Он видит и чувствует красоту села, его скромную и застенчивую прелесть, что раскрывается лишь под покровом ночи, когда суета людей не смазывает впечатление от увиденного великолепия лесов, полей и лугов.

    Идея

    Основная мысль стихотворения «Вот уж вечер» – показать, насколько хорошо может быть человеку от обыденных вещей. Каждый летний ил весенней вечер похож один на другой, но иногда бывают такие моменты, когда ты просто останавливаешься и осознаешь, что тебе действительно приятно и хорошо от мира вокруг. Природа живет, ты живешь. В этом произведении Сергей Александрович запечатлел именно такой момент, который бывает у каждого из нас, стоит только остановиться и заметить его.

    Смысл в том, чтобы выразить свои чувства через рифму и слова. Приятные ощущения от такого вечера греют душу. Есенин увековечил этот момент в своих строках. Данное стихотворение приятно читать, будучи на природе. Оно захватывает с первых слов.

    Средства художественной выразительности

    Стихотворение содержит в себе эпитеты: сонный сторож, мертвая колотушка, большие свечки. Также текст содержит несколько сравнений: «Хорошо и тепло, как зимой у печки», «и березы стоят, как большие свечки».

    Синтаксические средства выразительности: инверсия (Где-то песнь соловья вдалеке я слышу), парцелляция (Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве).

    Текст довольно прост, в нем нет каких-либо сложных конструкций и схем. Написано музыкально и легко.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Вот уж вечер. Роса
    Блестит на крапиве.
    Я стою у дороги,
    Прислонившись к иве.

    От луны свет большой
    Прямо на нашу крышу.
    Где-то песнь соловья
    Вдалеке я слышу.

    Хорошо и тепло,
    Как зимой у печки.
    И берёзы стоят,
    Как большие свечки.

    И вдали за рекой,
    Видно, за опушкой,
    Сонный сторож стучит
    Мёртвой колотушкой

    Читает Р.Клейнер

    Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) — российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
    С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.
    В настоящее время режиссер и сценарист Московской филармонии

    Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
    Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас — Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное — русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
    Из писем Есенина 1911 — 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 — 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари…”, “Дымом половодье…”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима — аукает…”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится…” и др.)
    Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 — е годы.
    Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт — философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка — девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение — о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а она — человеку. Березка в русской поэзии — символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
    Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога…”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом…”, “Закружилась листва золотая…” и т.д.
    Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 — 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу…”, “Отговорила роща золотая…”, “Мы теперь уходим понемного…” и др.)
    Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
    Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину — поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

    «Вот уж вечер. Роса…» Сергей Есенин

    Вот уж вечер. Роса
    Блестит на крапиве.
    Я стою у дороги,
    Прислонившись к иве.

    От луны свет большой
    Прямо на нашу крышу.
    Где-то песнь соловья
    Вдалеке я слышу.

    Хорошо и тепло,
    Как зимой у печки.
    И березы стоят,
    Как большие свечки.

    И вдали за рекой,
    Видно, за опушкой,
    Сонный сторож стучит
    Мертвой колотушкой.

    Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса…»

    Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего красоту окружающего мира и умевшего передать ее словами. Простые пейзажные зарисовки, наполненные нежностью и душевным теплом, были найдены среди бумаг Есенина уже после его трагической гибели. Часть стихов поэт пытался опубликовать еще при жизни, но мало кто из редакторов литературных журналов в ту пору хотел связываться с подростком. Между тем, именно к этому периоду творчества Есенина относится стихотворение «Вот уж вечер. Роса…», написанное в 1910 году. Написано оно было в Константиново за несколько лет до того, как Есенин перебрался в Москву. Он не мечтал о славе и успехе, просто передавал словами то, что видит и чувствует. В итоге самый обычный вечер в селе вошел в историю русской литературы как образец великолепной пейзажной лирики, простой и лишенной напыщенности.

    Автор рассказывает о том, что он стоит возле проселочной дороги, «прислонившись к иве» и наблюдает за тем, как на листьях крапивы появляются первые капельки росы, а свет от взошедшей луны падает на крышу дома. «Где-то песнь соловья вдалеке я слышу», — отмечает поэт, и эта фраза словно бы вдыхает жизнь в умиротворенную картину, нарисованную им так искусно и легко. Есенин сравнивает березы с большими свечками и отмечает, что в этот летний вечер ему тепло и уютно, словно бы он находится на сельской печи. Мир погрузился в сладкие грезы, и даже ветер не нарушает этой гармонии, которую под силу создать лишь природе. Продолжая вслушиваться в ночные звуки, поэт слышит, как где-то за рекой «сонный сторож стучит мертвой колотушкой», отпугивая непрошеных гостей.

    От этой простой картины сельской жизни веет спокойствием и безмятежностью, однако поэт еще не подозревает, что очень скоро будет мечтать о том, чтобы вернуть прошлое. Оно будет ускользать от Есенина с поразительной скоростью, стирая в памяти любимые образы и воспоминания. Лишь немногочисленные стихи, написанные в подростковом возрасте, станут своеобразным связующим звеном между юным поэтом и знаменитым Есениным, «певцом села», пьяницей и дебоширом. Однако мало кто догадывался о том, что в душе этот человек до самой смерти оставался беззащитным подростком, который умел видеть прекрасное в солнечном закате и каплях росы на листьях жгучей крапивы.

    Давно ушли в прошлое многие события, вол­новавшие поэта Сергея Есенина, но каждое новое поколение открывает для себя в его творчестве нечто близкое и дорогое. Объяснить данное явле­ние довольно просто: поэзия Есенина рождена любовью к человеку и природе. М. Горький пи­сал: «… Сергей Есенин не столько человек, сколь­ко орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “пе­чали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — зас­лужено человеком». Милосердие, сочувствие

    и любовь ко всему живому — вот основные состав­ные поэзии С. Есенина всех периодов творчества.

    Для героя Есенина родная земля это свое­образный храм, в котором, молясь «на алы зори» и причащаясь у ручья, можно забыть о людском горе. Мягкая зелень полей — лучшие в мире па­латы и хоромы. Человек и природа говорят на одном языке, доверяя друг другу душевные тай­ны, горести и мечты:

    Говорят со мной коровы На кивливом языке.

    Духовитые дубровы Кличут ветками к реке.

    Поэтические пейзажи Есенина наполнены светлой радостью и ярким колоритом. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, мы просто

    заражаемся авторским ощу­щением полноты и красоты жизни. Мы сочув­ствуем и оплакиваем горькую судьбу Танюши, краше которой не было во всем селе. Мы слуша­ем незатейливые мотивы тальяночки, а потом вдруг оказываемся в душной и угрюмой кузни­це. Наслаждаемся отлаженной мастерской рабо­той сельского кузнеца. С каждым ударом сердце зажигается пожаром, в работе забывается горе.

    Игривые мечты, улетающие в заоблачную даль, превращаются в сталь. А там, вдали, «за черной тучей, за порогом хмурых дней, реет солн­ца блеск могучий над равнинами полей». Карти­ны родной природы неразрывно связаны у Есе­нина с чувствами и переживаниями лирическо­го героя. Есенинская параллель природа — чело­век отмечена яркой печатью национальной само­бытности, поэт находит для нее типично русские реалии быта и пейзажа, характерные приметы образа мыслей и чувств русского человека. Все у него — из мира родной природы, народных по­этических представлений, переживаний.

    Картины сенокоса, молотьбы, выпаса лоша­дей пробуждают во мне воспоминания о минув­шем лете. Я, как и лирический герой, вдыхая аромат свежескошенного сена, забывал обо всем на свете. Природа у Есенина словно живая. При­ем очеловечивания природы, перенесения явле­ний природы на внутренний мир лирического героя в принципе не нов, он использовался клас­сиками. Есенин же существенно обогатил этот прием, пользовался им весьма своеобразно. Чем богаче становился духовный мир лирического героя, тем содержательнее и драматичнее стано­вились образные уподобления, взятые из мира природы или переносимые на него.

    В основе художественного метода Есенина — полное и органичное слияние внутреннего пере­живания с природой. Его пейзаж одушевлен­ный — это образное самораскрытие, философ­ская медитация. В картине природы, в ее поэти­ческой метафоре поэт запечатлевает что-то свое, своего героя и общее для людей. Через посредство природы — о самом сокровенном, о том, что свой­ственно человеку:

    Листья падают, листья падают.

    Стонет ветер,

    Протяжен и глух.

    Кто же сердце порадует?

    Кто его успокоит, мой друг?

    При этом, особенно в ранний период творче­ства, поэт использует традиционную фольклор­ную символику: «понакаркали черные вороны»; «стая туч твоих, по-волчьи лающих». Для созда­ния общей эмоциональной картины используют­ся хорошо знакомые каждому явления и состоя­ния природы. Для передачи грустных настрое­ний, утрат, душевного смятения — образы осе­ни, листопада, пронизывающего ветра, зимней метели:

    Хорошо в эту лунную осень Бродить по траве одному И сбирать на дороге колосья В обнищалую душу-суму.

    Для передачи умиротворенного состояния души — образы лета, весны, зрелых колосьев на полях, цветущих лугов:

    Гляжу в простор твоих полей,

    Ты вся — далекая и близкая.

    Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая.

    Один из любимейших образов поэта — русская береза. Появляется он в одном из первых опуб­ликованных стихотворений «Белая береза под моим окном». Внешняя простота, безыскусность несет в себе неведомые глубины чувств, пережи­ваний. Душа восемнадцатилетнего юноши, оча­рованная красотой родной природы, стремится в неизведанные дали. В одном из последних стихо­творений у Есенина есть строки:

    Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,

    И ее золотистые косы,

    И холщовый ее сарафан.

    Становится понятным, что белая береза с тон­ким станом олицетворяет для поэта и русскую природу, и женщину, и возлюбленную, и саму родину. По словам А. Толстого, Есенин — это «пе­вучий дар славянской души»; «он весь растворен в природе, в живой, многоголосой прелести зем­ли». Растворение в родной природе, родной сти­хии и привлекает нас в творчестве этого велико­го национального поэта.

    Глоссарий:

    — человек и природа в лирике есенина

    — сочинение на тему человек и природа в лирике есенина

    — бог природа человек в поэзии есенина

    — бог природа человек в поэзии есенина сочинение

    — сочинение на тему бог природа человек в поэзии есенина

  • Сочинение если бы я был взрослым 3 класс
  • Сочинение есенин тема родины
  • Сочинение если бы у меня было конопляное семечко
  • Сочинение если бы я был министром образования сочинение
  • Сочинение есенин отговорила роща золотая