Сочинение дубровский 6 класс дубровский в петербурге

Проект урока суд над владимиромом дубровским по повести а.с.пушкина дубровский предмет: литература авторы: антонов арсений, поздеева а., кузнецова м., обучающиеся

Проект
урока

«Суд над
Владимиромом Дубровским»

(по
повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Предмет:
литература

Авторы:
Антонов Арсений,

Поздеева
А., Кузнецова М.,

обучающиеся
6 «В» класса

Руководитель:
Кустова Л.И.,

учитель
русского языка

и
литературы

и

.Тема урока:  «Суд над Владимиром
Дубровским»» (по повести А.С.Пушкина «Дубровский»)

Цели урока:

1) Всесторонне обсудить
поступки Дубровского, выяснить их причины.

2) Попытаться определить
главную мысль повести, сделать вывод, от чего предостерегает нас автор.

3) Развитие логического
мышления, умение делать выводы, сопоставлять.

Оформление урока: Иллюстрации к повести
«Дубровский», портрет А.С.Пушкина, рисунки учащихся к повести,
высказывания о нравственности, грамзаписи (отрывки из повести.)

Ход урока:

I. Организационный момент

Ведущий 1. : Ребята!
Сегодня мы проводим урок-суд по повести А.С.Пушкина «Дубровский».
Этот урок мы разработали и составили общими усилиями. Насколько удачен наш
сценарий, судить нашим зрителям.

II. Словарная работа

Ведущий2. :Ребята! В
процессе суда будут встречаться слова. Давайте истолкуем их значения.

исповедь кадет        
дворовые адвокат                  имение прокурор

III. Ход судебного заседания:

Действующие лица:

1.Секретарь — Порохина Е.

2.Свидетели: Пивова К., Балдина О.

4. Судья   Чибирев Д.

5. Дубровский: Антонов А.

6. Адвокат Нечаев М.

7. Прокурор: Марков А.

8. Антон Пафнутьич: Петров Д.,

9. Архип: Иванов Д.

10. Троекуров К.П. Протопопов А.

Публика — остальная часть
класса

Секретарь: Встать! Суд идет!

Уважаемый судья! Уважаемые
судьи!

Прокурор, адвокат, публика
к слушанию дела готова!

Судья: Прошу внимания.
Слушается дело г-на Дубровского 23-х лет от роду. Дворянин. Холост. Образован.
Ранее к судимости не привлекался. Перед судом 2 представления:

1) от прокурора: Дубровский
обвиняется в грабежах, в воровстве, в применении жестокости и насилия.

2) от адвоката:
«Дубровский беззащитный человек, он стал жертвой жестокости окружающих. Он
нуждается в защите и понимании».

Нам необходимо во всем
разобраться и вынести решение. Прокурор готов? Защитник готов? Публику просим
активно вмешиваться в ход судебного заседания. Чтобы лучше понять обвинение и
защиту, следует лучше узнать жизнь подсудимого. Итак, ввести подсудимого.
Представьтесь, пожалуйста. Расскажите о себе. Чем вы занимаетесь?

Дубровский: Я, Владимир
Дубровский, сын небогатого дворянина, Андрея Гавриловича Дубровского. Матушка
моя умерла, когда я был еще ребенком. Я воспитывался в Петербурге, в Кадетском
корпусе. Батенька денег не жалел для моего воспитания. Но вот грянула беда. Мой
отец поссорился с Троекуровым. Троекуров решил отомстить ему и забрать имение.
Он лишил меня всего, заставил грабить на больших дорогах. Вот и все, что я могу
о себе рассказать.

Судья: Хорошо, вы можете
пока садиться. Пригласите свидетеля. Представьтесь.

Троекуров: Я- Кирила
Петрович Троекуров. Помещик. Владею большим имением. Богат. Знатен. Увлекаюсь
охотой. Являюсь тонким ценителем собак. Есть дочь Марья Кириловна и сын Саша.

Прокурор: Прошу слова.
Расскажите, пожалуйста, как произошла ваша ссора с Андреем Гавриловичем
Дубровским.

Троекуров: Андрей
Гаврилович — мой старый приятель. Это небогатый помещик, живущий неподалеку. Он
был у меня в гостях. Вместе с другими гостями мы осматривали поместье и зашли в
псарню. Надо сказать, что Андрей Гаврилович в душе завидовал, что у меня есть
псарня. И мой псарь громко сказал, что » не худо иному дворянину променять
усадьбу на любую здешнюю конуру. Было б сытнее и теплее». Ну, мой друг
принял эти слова в свой адрес и уехал.

Адвокат: Прошу слова. И
после этого вы решили отомстить Дубровскому и отнять его имение, завладеть
Кистеневкой?

Прокурор: Я протестую.

Судья: Протест отклоняется.
Продолжайте, свидетель.

Адвокат: Итак, я повторяю
свой вопрос. (повторяет)

Троекуров: Почему
завладеть? Это мое имение. Оно принадлежит моим предкам.

Адвокат: Но ведь оно было
продано Дубровским.

Троекуров: Но ни у кого не
было свидетельств или доказательств, что имение было продано. Документов ведь
никаких нет.

Адвокат: Чтобы завладеть
Кистеневкой, вы подкупили Шабашкина, и делом занялся суд. Суд отклонил ваше
прошение?

Троекуров: Нет, суд не
сомневался и принял решение передать Кистеневку мне.

Прокурор: Прошу слова. Вас
терзали угрызения совести?

Троекуров: Да, совесть
роптала. Победа не радовала мое сердце. Я решил помириться со своим бывшим
другом и возвратить ему имение. Я поехал к нему. Но Андрей Гаврилович из окна
увидев меня, упал. Сердце его больше не билось. Слуга вышел и передал мне
приказ молодого Дубровского убираться прочь. Это мне, дворянину Троекурову,
прочь? Да как он посмел, нахал?

Прокурор: Успокойтесь,
Кирила Петрович (подает стакан воды)

(к суду). Вы видите, что
Кирила Петровича терпел от Дубровских постоянные унижения и оскорбления. Прошу
суд учесть это обстоятельство и принять его к сведению.

Адвокат: Позвольте слово.
Троекуров был влиятельным и богатым человеком. Ему ничего не стоило повлиять на
решение суда и лишить Дубровского наследства, что он и сделал. Но он не учел
одного — что Дубровский был, хоть и бедным, но гордым человеком и никому не
позволял унижать своё достоинство. Троекуров стал причиной того, что Дубровский
тяжело заболел и слег. Он же ускорил смерть Андрея Гавриловича своим приездом.

Судья: Свидетель, скажите,
как бы вы поступили, если бы вас разорили, лишили того немногого, что вы имели,
выгнали из отеческого дома?

Троекуров: Да кто посмел бы
это сделать? Все окружающие льстили мне, угодничали и преклонялись передо мной!
Я был уважаемым человеком. Никто бы и не посмел бы перечить мне.

Судья: Хорошо. Суду все
ясно. Вы можете пройти в зал и занять свое место. Пригласите, пожалуйста,
следующего свидетеля.

Судья: Представьтесь,
пожалуйста.

Архип: Чаво?

Судья: Я говорю, как ваше
имя. Кто вы такой?

Архип: А, эт другое дело.
Да я вот это, из дворовых человек господ Дубровских.

Прокурор: Позвольте слово.
Вы присутствовали во время пожара имения Дубровских?

Архип. Знакомо дело, был.

Прокурор: Расскажите,
пожалуйста, поподробнее. Почему люди, посланные Троекуровым, опечатать имение,
оказались запертыми в горящем доме?

Архип. Да я вот их взял да
и запер.

Прокурор: Вас Дубровский
заставил это сделать или вы сами приняли такое решение? Сжечь людей?

Архип: Господин-то,
Владимир Андреевич? Не-е-ет. Он такого не сделат. Он сказал мне «Сходи-ка, ты,
Архип, поглянь, запер-то я дверь ихну , али нет. Чтоб люди- то енти, выскочить
смогли , как дом гореть начнет. Ну я, туды и пошел. Глянь, а дверь-то
нараспашку. Ну, я и запер её, дурья башка.

Прокурор: Тебе Егоровна
кричала, чтобы выпустил этих людей из горящего дома?

Архип: Да баба-то, баба она
и дура есть. Ведь не понимает, что мы у господ своих как у птички под
крылышком. А ну как попадаем к Кирилле Петровичу. Он со своих 3 шкуры снимает,
а со своих и вовсе мясо сдерет . Где уж тебе этого понять. А для меня дороже
моего господина нет. Я до гроба ему верой и правдой служить буду. А коли надо,
живота своего не пожалею за батюшку нашего Владимира Андреевича. Дай бог ему
здоровьица (перекрестится).

Адвокат: Прошу слова.
Можете ли вы утверждать, что Дубровский убивал людей?

Архип: не-е-ет. Грабить,
это да, это было. А убивать — не Владимир Андреевич — благородных кровей,
убивать не будет, нет.

Судья: Вы можете пройти в
зал.

Судья: Итак, крестьяне
Дубровского с уважением относились к своим хозяевам. Они видели от своих господ
только доброту и отзывчивость, и платили тем же. Они понимали истинную причину
смерти Андрея Гавриловича. Они понимали так же, что Троекуров совершил
злодейство и над молодым Дубровским. И готовы были встать на защиту своего
господина, лишь бы не быть рабами жестокого Троекурова.

Судья: А суд продолжает
свою работу. Пригласите следующего свидетеля. Представьтесь.

Антон Пафнутьич: Я- Антон
Пафнутьич, уездный помещик, ближайший сосед Кирила Петровича. Троекурова.

Прокурор: Прошу слова.
Антон Пафнутьевич вы единственный и главный свидетель всего происшедшего в ту
ночь в комнате с Дефоржем, ныне разоблаченным Дубровским. Сможете ли вы описать
картину случившегося.

Антон Пафнутьич.: Вечером я
попросился у француза Дефоржа переночевать, т.к. был наслышан о его смелости.
Когда ложились спать, я попросил его не тушить свечку в комнате, но он не
послушал меня. Вскоре я уснул. Ночью я проснулся оттого, что кто-то держат меня
за рукав. Я открыл глаза и увидел Дефоржа. В одной руке он держал пистолет, а в
другой вынимает деньги из сумочки, которую я хранил под рубашкой.

Так вот, я спросил у
Дефоржа, что это всё значит. И услышал имя, которое меня всегда приводило в
ужас. Из уст Дефоржа прозвучали такие слова: «Молчать, или вы пропали.
Я-Дубровский».

Прокурор: Когда всё это
происходило, и перед вами стоял вооруженный разбойник. Вы не пытались кричать,
звать на помощь?

Антон Пафнутьич: Нет, я не
пытался кричать. Я опасался,что Дубровский убьет меня и скроется.

Прокурор: Ну, а днём в
окружении людей почему Вы молча сидели за столом и никому не рассказали о
происшествии? Ведь вы были в безопасности.

Антон Пафнутьич: Я дал
слово Дубровскому, что не выдам его. К тому же я опасался, что его люди могут
разорить моё имение.

Адвокат: Прошу слова.
Почему вы сумочку возили с собой? Не лучше ли её было оставлять дома, в
безопасности?

Антон Пафнутьич: Я
опасался, что во время моего отсутствия её могут украсть.

Адвокат: Подсудимый,
встаньте. Посмотрите на этого человека. Узнаете ли вы его. Действительно ли вы
его ограбили?.

Дубровский: Да, я его
узнаю. И я его ограбил.

Адвокат: Вы не можете
сказать, какая сумма была в сумочке?

Дубровский: Я не имею
привычки считать деньги, нажитые горбом крестьян.

Адвокат: Дубровский на что
вы потратили эти деньги?

Дубровский: Я раздал их
своим преданным людям, которыми Троекуров пытался насильно завладеть. Но мои
люди отказались от своего «нового» хозяина.

Адвокат: Почему вы не убили
вашего пленника? Ведь у вас не было уверенности в том, что он не расскажет про
всё случившееся в ту ночь?

Дубровский: Законы чести
для меня превыше всего. Я не хотел марать достоинство дворянина кровью
беззащитной жертвы. К тому же Антон Пафнутьич очень трусливый человек. Он
дрожал за свою шкуру, и я был уверен, что он никому не расскажет о происшедшем.

Судья: Вы можете пока
садиться.

Судья:Скажите, свидетель,
так вы считаете Дубровского разбойником или благородным человеком?

Антон Пафнутьич: Я считаю
его разбойником.

Судья: Почему? Ведь он
пощадил вас.

Антон Пафнутьич: Но он
ограбил меня.

Судья: Скажите, а вы
жертвовали бедным свои деньги?

Антон Пафнутьич: Нет, свои
деньги я никогда и никому не жертвовал, и использовал их для своего личного
обогащения.

Судья: Итак, Дубровский
грабил тех людей, которые были жадными, жестокими и наживались на бедствиях
народа. Свидетель, вы можете пройти в зал.

Судья: Подсудимый,
встаньте.

Прокурор. Прошу слова.
Дубровский, зачем вы проникли в дом Троекурова под чужим именем?

Дубровский: Я пытался
тщательно осмотреть все постройки, чтобы удобнее поджечь усадьбу Троекурова и в
случае опасности быстро пересечь своему врагу все пути к бегству.

Прокурор: Зачем вы хотели
поджечь усадьбу?

Дубровский: Троекуров
выгнал меня из отеческого дома, лишил куска хлеба и послал грабить на больших
дорогах. Я решил отомстить ему за всё, что он мне причинил.

Прокурор: Когда в долгих
размышлениях и раздумиях вы ходили и обдумывали свой план, неужели у вас не
сжалось сердце?. Ведь там пострадали бы другие люди, невиновные. Неужели бы вы
смогли забыть об этом, наслаждаясь этим огнём, огнём мести?

Дубровский: Да, я часто
задумывался над этим. Но оскорбление, нанесенное мне Троекуровым, было слишком
велико. Я хотел бы, чтобы пострадал только он один.

Адвокат: Прошу слово.
Почему никто не усомнился, что вы не Дефорж?

Дубровский: Я прекрасно
владею французским языком, играю на пианино. В этом нет ничего удивительного,
что меня приняли за француза.

Адвокат: Почему вы не осуществили свой замысел?
Дубровский: Троекурова спасла его дочь, Мария Кириловна. Я понял, что дом, где
обитает она, священный, и ни единое существо, связанное с него, не должно
страдать. Я отказался от мщения как от безумия. Адвокат: Почему вы не соединили
свои судьбы с Марией Кириловной? Дубровский: Мне трудно ответить. Учитель (к
публике): Давайте поможем Дубровскому. Почему Мария Кириловна не смогла стать
женой Дубровского?

Адвокат: Почему вы не убили вашего соперника, старого
князя Верейского, сидящего в карете?. Ведь он вас ранил. Дубровский: Я не хотел
причинят страдания Марие Кириловне. Ведь она была повенчана с ним. Несмотря на
свое отчаяние, я отпустил их. Прокурор: Прошу слова наш суд! Уважаемая публика.
Мы выслушали откровение человека, ставшего жертвой жестокости других людей. Но
и сам он отвечал жестокостью на жестокость, на преступление отвечал преступлением.
Местью он никому ничего не доказал, только обрек себя и других на мучительные
страдания. Я хочу, чтобы суд осудил не столько самого Дубровского, сколько
проявление в его поступках зла, жестокости, мщения. У меня всё.

Адвокат: Прошу слова.
Уважаемый суд!! Уважаемая публика! Вы все, наверное, убедились, что мой
подзащитный — человек благородный, честный. Его ждала прекрасная карьера. Он
был умен, имел хорошие манеры, прекрасно образован. Хорошо воспитан. Владел
французским языком. Но все рухнуло в один момент. Что ждало его впереди? У него
не было будущего. У него не было выбора. Да, никогда и ничем нельзя было
оправдать грабёж и разбой. Но я прошу понять этого человека и проявить к нему
сострадание. У меня всё! Судья: Подсудимый, встаньте. Вам предоставляется
последнее слово.

Дубровский: Уважаемый Суд! Уважаемая публика! Да, я
тот самый разбойник, имя которого приводит всех в ужас. Но прошу не боятся
моего имени. Я расстаюсь с вами сегодня. Сейчас. Но на прощанье я откроюсь вам
всем. Да, я рожден был для иного назначения. Душа моя умела творить добро и
милость. Но теперь в моём сердце только зло и жестокость. Я очень мало видел
доброты, поэтому я ожесточился. Но мне хочется призвать всех людей не повторять
мои ошибки. Никогда в своей жизни не пытайтесь за жестокость платить
жестокостью. Будьте добрее и милосерднее друг к другу. Этими словами я хочу
закончить свою исповедь Судья: Суд удаляется на совещание. Учитель: Пока суд
совещается, рассмотрим иллюстрации к произведениям Пушкина. Расскажите, какие
сцены изображены здесь. Секретарь: Встать! Суд идет! Судья: Прошу садиться.
Рассмотрев представления прокурора и адвоката, показания свидетелей и
подсудимого, суд постановляет: 1. Резко осудить месть как средство улаживания
конфликта между людьми. 2.Осудить безнаказанность поступков Троекурова, который
довёл семью Дубровских до полного краха. 3. Суд не оправдывает грабежи разбой
дворянина Дубровского. Но мы ценим его благородство и щедрость.

IV. Ведущий:

1. Итак, мы явились участниками суда над злом и
жестокостью. Какой главный урок извлекли вы из сегодняшнего урока?

2. Кто в этой повести стал виновником трагедии?

3. Прочитайте библейскую мудрость: » Относись к
людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе». Кто из героев
повести больше нарушал эту мудрость?

4.Почему крестьяне Дубровского не покинули своего
хозяина в трудную для него минуту?

5. Кто из героев повести оказался сильным человеком?
Почему?

6.Как вы поступаете в жизни, когда затаили обиду на
кого-нибудь?

V. Итог урока

Учитель: Подводя черту под
сегодняшним уроком, я хочу, чтобы вы помнили слова Дубровского, были добрее,
милосерднее, чтобы первыми не делали зла и могли достойно выйти из конфликтной
ситуации.

VI. Д/з Продумать план к сочинению
по повести «Дубровский»

7. Выставление учащимися
оценок:

а) за составление
сценария    б) за участие в уроке

Задания к роману А. С. Пушкина «Дубровский» (урок № 2)
(6 класс)

Задание
№ 1:
цитатный
тест по роману А. С. Пушкина «Дубровский» (главы
IV). Узнайте героев по их характеристике:


1. «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях…».


Кирила Петрович Троекуров.


2. «… получал из дому более, нежели должен был получать».


Владимир Андреевич Дубровский.


3. «Сей (…) отставной поручик гвардии (…) владел семьюдесятью душами».


Андрей Гаврилович Дубровский.


4. «…маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели».


Уездный заседатель Шабашкин.


5. «…он (…) играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя
себе рано или поздно богатую невесту».


Владимир Андреевич Дубровский.


6. « (…) встали и заложили перья за ухо». О ком идет речь?


Писаря в уездном суде.


7. «… за столом Кирилы Петровича прямо высказывал свое мнение…». О ком идет
речь?


Андрей Гаврилович Дубровский.


8. «Он отказался от водки и стал слушать Кирилу Петровича со всевозможным вниманием».


Уездный заседатель Шабашкин.


9. « (…) звонким голосом стал читать определение суда». О ком идет речь?


Секретарь на заседании суда.


10. «Вдруг … глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря…».


Андрей Гаврилович Дубровский.


11. « (…) добрая старуха, некогда ходившая за сыном» Дубровского. О какой
старухе идет речь?


Егоровна.


12. «(…), служившего в одном из гвардейских пехотных полков и находившегося в
то время в Петербурге».


Владимир Андреевич Дубровский.


13. «…продиктовала повару (…), единственному кистеневскому грамотею», письмо».
Как звали повара?


Харитон.


14. «…он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем
затеям довольно ограниченного ума».


Кирила Петрович Троекуров.


15. «…он лишился матери с малолетства … и был привезен в Петербург на восьмом
году своего возраста…».


Владимир Андреевич Дубровский.


16. «…Кучер (…) повез его проселочными дорогами…». Как звали кучера?


Антон.


17. «(…) высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными
изъявлениями радости».


Дворня.


18. «… старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке».


Андрей Гаврилович Дубровский.


19. «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком
далеко, совесть его роптала». О ком идет речь?


Кирила Петрович Троекуров.


20. «(…), высокий и толстый мужчина лет пятидесяти, с красным лицом и в усах…».


Исправник.


21. «В домашнем быту (…) выказывал все пороки человека необразованного».


Кирила Петрович Троекуров.


22. «Двенадцать лет не видел он своей родины».


Владимир Андреевич Дубровский.

Задание № 2: расположите цитаты романа А. С.
Пушкина «Дубровский» в верной последовательности (главы 3 – 5):

(А) «В эту минуту в залу вошел, насилу
передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Б)
«[Троекуров] решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры,
возвратив ему его достояние». (В) «Прошло несколько времени, а здоровье
бедного Дубровского всё ещё было плохо». (Г) «Шабашкин и другие члены
поспешно бросились в сени и заперли за собой дверь». (Д) «Между тем
положенный срок прошел, и апелляция не была подана. Кистеневка принадлежала
Троекурову». (Е) «Владимир Дубровский воспитывался в кадетском
корпусе…». (Ж) «Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась и гордо
взирал около себя». (З) «Вдруг Владимир явился между людьми и отрывисто
сказал: «Не надобно лекаря, батюшка скончался». (И) «Речь молодого
Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое
действие». (К) «Перед собой видел он Кистеневку и бедный дом своего
отца». (Л) «Владимир поспешно удалился, всех опередил и скрылся в
Кистеневскую рощу». (М) «Тот же день стал он [Дубровский] хлопотать об
отпуске и через три дня был уже на большой дороге».

Ключ:

Буква-соответствие

Цитата

1

В

«Прошло
несколько времени, а здоровье бедного Дубровского всё ещё было плохо».

2

Е

«Владимир
Дубровский воспитывался в кадетском корпусе…».

3

М

«Тот
же день стал он [Дубровский] хлопотать об отпуске и через три дня был уже на
большой дороге».

4

К

«Перед
собой видел он Кистеневку и бедный дом своего отца».

5

А

«В
эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста,
бледный и худой, в халате и колпаке».

6

Д

«Между
тем положенный срок прошел, и апелляция не была подана. Кистеневка принадлежала
Троекурову».

7

Б

«[Троекуров]
решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры,
возвратив ему его достояние».

8

З

«Вдруг
Владимир явился между людьми и отрывисто сказал: «Не надобно лекаря, батюшка
скончался».

9

Л

«Владимир
поспешно удалился, всех опередил и скрылся в Кистеневскую рощу».

10

Ж

«Шабашкин,
с картузом на голове, стоял подбочась и гордо взирал около себя». 

11

Г

«Шабашкин
и другие члены поспешно бросились в сени и заперли за собой дверь».

12

И

«Речь
молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое
действие».

Задания к роману А. С. Пушкина «Дубровский» (урок № 2)
(6 класс)

Задание
№ 1:
цитатный
тест по роману А. С. Пушкина «Дубровский» (главы
IV). Узнайте героев по их характеристике:


1.
«Его
богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях…». № 2.
«… получал из дому более, нежели должен был получать». № 3. «Сей (…)
отставной поручик гвардии (…) владел семьюдесятью душами». № 4.
«…маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели». № 5. «…он (…)
играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или
поздно богатую невесту». № 6. « (…) встали и заложили перья за ухо». О
ком идет речь? № 7. «… за столом Кирилы Петровича прямо высказывал свое
мнение…». О ком идет речь? № 8. «Он отказался от водки и стал слушать
Кирилу Петровича со всевозможным вниманием». № 9. « (…) звонким голосом
стал читать определение суда». О ком идет речь? № 10. «Вдруг … глаза его
засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря…». № 11. « (…) добрая
старуха, некогда ходившая за сыном» Дубровского. О какой старухе идет речь?
12.
«(…), служившего в одном из гвардейских пехотных полков и находившегося
в то время в Петербурге». № 13. «…продиктовала повару (…), единственному
кистеневскому грамотею», письмо». Как звали повара? № 14. «…он привык
давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного
ума». № 15. «…он лишился матери с малолетства … и был привезен в
Петербург на восьмом году своего возраста…». № 16. «…Кучер (…) повез его
проселочными дорогами…». Как звали кучера? № 17. «(…) высыпала из
людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости».
18.
«… старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке».
19.
«От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком
далеко, совесть его роптала». О ком идет речь? № 20. «(…), высокий и
толстый мужчина лет пятидесяти, с красным лицом и в усах…». № 21. «В
домашнем быту (…) выказывал все пороки человека необразованного». № 22.
«Двенадцать лет не видел он своей родины».

Задание
№ 2:
расположите
цитаты романа А. С. Пушкина «Дубровский» в верной последовательности (главы 3 –
5):

(А)
«В эту
минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и
худой, в халате и колпаке». (Б) «[Троекуров] решился помириться с старым
своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние». (В)
«Прошло несколько времени, а здоровье бедного Дубровского всё ещё было плохо». (Г)
«Шабашкин и другие члены поспешно бросились в сени и заперли за собой дверь». (Д)
«Между тем положенный срок прошел, и апелляция не была подана. Кистеневка
принадлежала Троекурову». (Е) «Владимир Дубровский воспитывался в кадетском
корпусе…». (Ж) «Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась и гордо
взирал около себя». (З) «Вдруг Владимир явился между людьми и отрывисто
сказал: «Не надобно лекаря, батюшка скончался». (И) «Речь молодого
Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое
действие». (К) «Перед собой видел он Кистеневку и бедный дом своего
отца». (Л) «Владимир поспешно удалился, всех опередил и скрылся в
Кистеневскую рощу». (М) «Тот же день стал он [Дубровский] хлопотать об
отпуске и через три дня был уже на большой дороге».

На чтение 15 мин. Просмотров 45 Опубликовано

Троекуров и Дубровский. Эти два героя повести А.С. Пушкина «Дубровский», были полными противоположностями друг другу. И как часто бывает, противоположности притягиваются и образуют единое целое. Они способны сосуществовать, пока не произойдет нечто, что вызовет отторжение, разрыв.

У всяких противоположностей обязательно имеется связующее, объединяющее звено. Общего между ними было то, что оба рождены были в один год, принадлежали к одному, дворянскому сословию, оба служили, причем служили вместе. Оба женились по любви и любили своих жен. У обоих был один ребенок. У Троекурова дочь, у Дубровского – сын. По этому поводу Троекуров говаривал:

Troekurov-Dubrovskij-tsitata.jpg

Положение в обществе

Кирила Петрович Троекуров был богатым и влиятельным помещиком. Его богатство внушало страх и уважение. Соседи готовы были угождать всем его прихотям, в надежде получить с этого хоть какую-то выгоду, хоть полой своего платья прикоснуться к богатствам своенравного барина.

Андрей Гаврилович Дубровский был небогат. Он владел небольшой деревней, в которой жили 70 крестьян. Доход с крестьян был небольшой, да и те деньги Дубровский отправлял сыну в Петербург.

Описание Андрея Дубровского и Троекурова и их характеры

Троекуров был высоким, дородным мужчиной с огромным животом. Однако это не мешало ему обходить свои владения и доводить гостей до изнеможения. Дубровский тоже был высокого роста, но крепко сбитый, коренастый, средней комплекции.

Кирила Петрович при своем богатстве и своенравии был человеком ограниченного ума, человеком, живущим инстинктами. Он держал в доме гарем из молоденьких девушек, за которыми присматривали две крепостные старухи. Некоторых он выдавал замуж, а другие, моложе и симпатичнее, занимали их место. Кирила Петрович не отказывал себе в удовольствии вкусно поесть и крепко выпить, и пару раз в неделю страдал от собственного обжорства.

Дубровский был настоящим, благородным дворянином. Он был умен и начитан. Он всегда говорил то, что думал, и не склонялся перед богатством других, не лебезил и не лицемерил. Он был единственным человеком, от кого Троекуров мог стерпеть правду, какой бы горькой она ни была. В своей жизни и в быту он придерживался умеренности во всем.

Хотя, привыкший говорить, что думает, Гаврила Андреевич не задумывался над тем, что своими словами может оскорбить присутствующих. Пушкин нигде не говорит, что Троекуров обдирал своих крестьян, кроме как в словах Дубровского, что собаки у Троекурова живут лучше, чем люди. Но эти слова были порождены завистью.

Дубровский никогда не позволял себе унижать людей, равных по сословию, и не терпел унижений от других людей. Тем более он не был готов терпеть унижений от чужого холопа.

Неспособный на коварство, Андрей Гаврилович не подозревал способности к коварству в других. Он верил в законность и справедливость. Поэтому, известие о решении суда подействовало на него столь болезненным образом.

Дубровский был единственным, к кому Троекуров мог приехать запросто. Он никогда и ни к кому не ездил. Но все приезжали к нему. Он любил забавы, развлечения. Но его забавы были порой жестокими, можно сказать животными.

Отношение помещиков к крестьянам

Троекуров был своенравным барином, и с крестьянами обходился строго. Несмотря на его крутой нрав, они были преданы своему помещику: они превозносились тем, что принадлежат столь богатому и влиятельному барину и, в свою очередь, позволяли себе разбойничать в чужих имениях, полагаясь на сильное покровительство Троекурова.

Дубровский не тянул с крестьян последнее, был справедлив. За то они любили своего барина и были преданы ему.

Троекуров никогда не выезжал на охоту без Дубровского, который лучше других знал достоинства собак и безошибочно разрешал всякие охотничьи споры. В день случившегося конфликта Троекуров выехал в лес, но охота в этот день не задалась. Разозленный Кирила Петрович выместил свое раздражение на поваре и гостях, присутствовавших на охоте и обеде.

Вместо заключения

Троекуров, в глубине души страдал от ссоры. Низкая часть его натуры, живущая инстинктами, жаждала мщения и добилась ее. Но все же Троекуров хотел помириться с другом, потому что привык к нему, и жаждал видеть его рядом. И поэтому спустя несколько дней после суда, он отправился в Кистеневку. Оскорбленный же до глубины души несправедливостью недавнего приятеля, Дубровский не оценил порывов Кирилы Петровича, разнервничался, потребовал выгнать. Приезд Троекурова усугубил болезнь Андрея Гавриловича, ускорил его смерть.

В зародившемся конфликте были виноваты оба. Зависть, гнев, оскорбленное самолюбие, жажда мщения послужили причиной случившейся трагедии. Пушкин замечает, что даже тон письма, отправленного Дубровским Троекурову, был оскорбительным. Вчерашние приятели не хотели слышать и слушать друг друга. Их честолюбие переросло в гордыню и стало причиной произошедшей трагедии.

illjustracija-roman-dubrovskij-pushkin-b-m-kustodiev%2B%25284%2529.png
Художник Б. М. Кустодиев

Помещики Кирила Троекуров и Андрей Дубровский являются центральными персонажами романа «Дубровский» Пушкина.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Дубровский»

Сравнительная характеристика Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова в романе «Дубровский»

Сходство Троекурова и Андрея ДубровскогоУ Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского есть много общих качеств. Сходство героев заключается в том, что они:

  • оба пожилые мужчины
  • оба принадлежат к дворянскому сословию
  • оба живут в деревне
  • оба отставные офицеры
  • оба вдовцы
  • их дети являются почти ровесниками

В доказательство этому приводим цитату из романа:

«…Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку.»

Также у героев есть общие яркие черты характера, как например:

  • гордость
  • пылкость, горячность

Действительно, Кирила Троекуров и Андрей Дубровский оба — гордые мужчины:

«…на дороге обогнал его Троекуров. Они гордо взглянули друг на друга, и Дубровский заметил злобную улыбку на лице своего противника.»

Андрея Дубровского считают горячим, нетерпеливым и решительным человеком:

«…Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера.» (о Дубровском)

«…человека столь горячего и неосмотрительного не трудно будет поставить в самое невыгодное положение.»  (о Дубровском)

О характере Кирилы Троекурова также известно, что он — человек пылкого нрава:

«…порывам пылкого своего нрава…» (о Троекурове)

К сожалению, именно гордостью и пылкость героев приводит к тому, что между ними разгорается ссора, которая имеет трагические последствия.Различия Кирилы Троекуров и Андрея Дубровского

Сравнительная характеристика Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова (различия героев)<o>
Андрей Дубровский<o> Кирила Троекуров<o>
Андрей Дубровский – бедный дворянин:<o>«…бедным его соседом…» <o> Троекуров – богатый дворянин:<o>«…Его богатство, знатный род и связи…»<o>«…они тщеславились богатством  и славою своего господина…»<o>
Андрей Дубровский – поручик гвардии в отставке:<o>«Сей Дубровский, отставной поручик  гвардии…»  <o> Троекуров – генерал-аншеф в отставке: <o>«…Троекуров, отставной генерал-аншеф…»<o>
Андрей Дубровский владеет одним поместьем с 70 крепостными:<o>«…владел семидесятью  душами…»<o> Троекуров владеет 3000 крепостными и несколькими поместьями:<o>«…в разных селениях, всего до 3 000 душ…»<o>«…в одном из своих  поместий жил…»<o>
Андрей Дубровский содержит несколько охотничьих собак:<o>«Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых…»<o> Троекуров содержит более 500 охотничьих собак:<o>«…более пяти сот гончих и борзых…»<o>
Андрей Дубровский и его сын хорошо относятся к своим крестьянам, и те искренне преданы им:<o>«Нет, дай бог долго здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж бог его приберет, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не  выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем.»<o> Троекуров строго обращается со своими крестьянами:<o>«С крестьянами и дворовыми обходился он строго и  своенравно; не  смотря на то, они были ему преданы…»<o>

Это была сравнительная характеристика Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова в романе «Дубровский», описание сходств и различий персонажей (в таблице).Смотрите: Все материалы по роману «Дубровский»

В нашей статье представлена таблица “Дубровский и Троекуров” (6 класс), которая будет полезна для сравнительной характеристики двух персонажей произведения “Дубровский” А.С.Пушкина. В таблице – подробное описание семьи, характера, жизненных принципов главных героев.

+

Характеристика Троекурова и Дубровского

Троекуров Кирилл Петрович Дубровский Андрей Гаврилович
Семья Троекуров воспитывает единственную дочь – Марию. Его супруга умерла вскоре после рождения дочери. Он очень любит Машу, угождает всем прихотям. Но отцовская любовь крайне своеобразна: он непреклонен в самых важных моментах. Выбирая мужа для своей дочери, Троекуров останавливается на богатом старике – князе Верейском. Ни слёзы, ни мольбы дочери не способны отговорить его от такого решения. Андрей Гаврилович рано овдовел: когда его сыну было 8 лет, его привезли в Петербург на воспитание. Он очень любит сына и не жалеет средств и сил, чтобы обеспечить ему достойное будущее. Между отцом и сыном – добрые трогательные отношения, они любят и ценят друг друга. Узнав о том, что с отцом случилась беда, Владимир тотчас приехал к отцу, чтобы позаботиться о нём.
Звание, чин, положение в обществе
Материальное положение

“…Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение…”

Троекуров владеет несколькими имениями, около 3000 крепостными душами. В доме Кирилла Петровича не прекращаются застолья, праздники и развлечения. Хозяин щедр, он не жалеет средств на зрелища и забавы.

По сравнению с соседом Андрей Гаврилович крайне беден. После ухода в отставку Дубровский возвращается в родовое обедневшее именье. Ему принадлежит село Кистенёвка, около 70 душ.
Внешность Ему около 50-60 лет. Образ жизни сказывается на внешности помещика: он страдает от обжорства. Высокий, бледный, худой.
Характер Троекуров вспыльчив, страдает перепадами настроения, приступами гнева. “Нетерпеливый и решительный”. Дубровский очень гордый человек. Он обладает хорошим чувством юмора, однако чаще суров и угрюм. Отличается обострённым чувством собственного достоинства.
Образованность Троекуров ничего не читает, он не знает французского языка, вопреки своему положению. Он ограниченный и неразумный помещик, ему не свойственна мудрость и взвешенность. Дубровский разносторонне развит, он интересуется новостями в мире, много читает. Имеет своё собственное мнение по поводу политической и общественной жизни.
Взгляды на жизнь Всё времяпрепровождение Троекурова состояло в обжорстве, забавах и пирах. Он практически ежедневно выпивал, “бывал навеселе”. Он уважает человеческую жизнь, сторонник правды и справедливости. Не боится высказывать своё мнение, говорит Троекурову правду в глаза, независим и смел.
Увлечения Троекуров любит охоту, его псарня насчитывает около 500 собак. Дубровский также отличный охотник. Он много читает, умён и образован.
Отношение к людям Троекуров высокомерен и тщеславен. Он не признаёт никого равным себе. Признаёт лишь тех, кто богат и знатен. Он не щадит крепостных крестьян, их жизнь для помещика ничего не стоит. Любит пошутить над гостем, отправив его в комнату с медведем. Его шутки грубы и опасны, развлечения – бесчеловечны. Дубровский добрый помещик, он бережёт своих крестьян, уважает их. Они любят помещика, преданы ему.

Материал статьи будет полезен при подготовке к сочинению по литературе, для более глубокого понимания образа главных героев романа А. С. Пушкина “Дубровский”.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каком году было закончено произведение А. С. Пушкина «Дубровский»?</h3>

    • <label>1830;</label>
    • <label>1833;</label>
    • <label>1836;</label>
    • <label>1842.</label>

(новая вкладка)

Троекуров Дубровский
Качество персонажей Отрицательный герой Главный положительный герой
Характер Избалованный, эгоистичный, распущенный. Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души.
Род занятий Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие. Имеет хорошее образование, служил корнетом в гвардии. После того как Троекуров незаконно отобрал имение у Дубровского старшего, становится разбойником.
Положение в обществе Состоятельный дворянин с большими связями и деньгами. Благородный разбойник, бывший дворянин.
Отношение к ссоре с отцом Дубровского Не смог простить друга и начинает мстить с полной силой. Имея деньги, сумел с  помощью взяток отсудить имение у Дубровских. Считает нанесения вреда своему обидчику крайней низостью. Полюбив дочь Троекурова Марию, отказывается от «кровавой» мести.
Цель посещения Андрея Дубровского перед его смертью Желание извиниться за содеянное и загладить вину. Проститься с отцом и отправить в последний путь.
Отношение к Маше Троекуров обожает свою дочь, но делает ее несчастной, отдав замуж за богатого старика князя Верейского. Несмотря на то что Маша является дочью Троекурова – злейшего врага Дубровских, Андрей влюбляется в нее и решает на ней жениться.
Отношение к возможному союзу Владимира с Машей Крайне негативное. Дубровский очень переживает. Он любит Марию, но ведь она станет женой разбойника. А такой муж недостоин ее.
Отношение к крепостным крестьянам Считает их всего лишь рабами, материальным предметом, который легко поменять. Понимать, что крепостные – тоже люди. В конце отпускает своих крестьян на волю.
Жизненная полоса Троекурову все сходит с рук. Это неудивительно, ведь с большими связями и богатством можно свернуть и горы. Зло побеждает добро. Благородный Дубровский проигрывает «схватку» из-за более сильного врага. Дубровский не может найти такое место в этой жизни, где бы он был счастлив.
Отношение к медведю Миши После убийства Миши, нисколько не жалеет о его смерти. Даже восхищается юным Дубровским. Не выражает особой симпатии к зверю. В результате пробирается в дом к Т. и убивает Мишу.
Концовка Маша замужем за богатым дворянином, жизнь Троекурова течет хорошо. Его отъезд означает не только его проигрыш, но и символизирует поражение всей России. Все хорошие качества людей исчезают из России, остается только худшее и продолжает   жить припеваючи.

Предложения интернет-магазинов

«Дубровский» – роман о столкновении идеалов. Уже в самом начале в романе сталкиваются взгляды двух героев. Именно на этом конфликте и зарождается весь сюжет произведения. Почему же появился конфликт между героями? Возможно, из-за разницы харкатеров и взглядов на жизнь этих персонажей. Характеристика Дубровского и Троекурова поможет разобраться в вопросах столкновения взглядов.

Характеристика Дубровского

Андрей Дубровский является потомком старого дворянского рода, но при этом он довольно беден. Имение – это все, что у него есть. Но богат человек не этим. Главное достоинство Дубровского – это его честность, прямота смелость. Он не уронил свою честь в конфликтной ситуации. Он горд и независим. Но при этом он является немного вспыльчивым, горячим, неосмотрительным.

По роману, Андрей Дубровский является вдовцом. У него есть сын, для которого он ничего не жалеет, готов на все ради него. Хотя они с Владимиром знают друг друга мало, отношения между ними очень хорошие.

Ситуация ссоры с Троекуровым подкашивает его, выжимает из него силы. Когда Троекуров отсудил у него имение, здоровье совсем подвело старика. Он заболевает и умирает.

Характеристика Троекурова

Троекуров – самодур и распущенный человек. Он опьянен сознанием собственного величия, могущества. Он абсолютно неуважительно относится к людям, чье сословие ниже его статуса. Он проводит свою жизнь в пьянстве, обжорстве, праздности. Ему присущи черты жестокости. Например, одним из любимых развлечений является травля зазевавшегося гостя Медведем. Для него это действительно является веселым и смешным развлечением, хотя речь идет о жизни людей.

Поссорившись с другом, он не просто перестает с ним общаться, он делает все, чтобы его уничтожить. Он отсуживает у него имение, причем делает это совершенно нечестным путем, просто чтобы отомстить, ведь как таковое это имение не принадлежит ему по закону и в нем нет особой надобности.

Сравнительная характеристика в таблице

Таблица характеристика Дубровского и Троекурова позволяет наглядно увидеть сходства и различия персонажей. Сравнительная таблица дает возможность сопоставить черты персонажей,

Дубровский

Троекуров

Беден

Богат

Старик

Старик

Поручик гвардии в отставке

Генерал в отставке

Владеет одним поместьем

Владеет несколькими поместьями

В подчинении 70 крепостных

В подчинении больше 3000 крепостных

Хорошо относится к крестьянам

Жестокий самодур

Сравнения двух героев дают читателю понять, насколько важно быть честным перед собой, сохранять честь и достоинство в любой ситуации. Дубровский умирает, но его жизнь продолжается сыне. Он готов мстить за загубленную жизнь отца, так как честь и достоинство должны оставаться в выигрыше всегда. Для Владимира честь и любовь оказываются превыше всего, и в этом сказывается воспитание отца.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение для 6 класса на тему «Характеристика Дубровского и Троекурова», описать схожие и различные черты в их жизни, мировоззрении, взглядах.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каком году было закончено произведение А. С. Пушкина «Дубровский»?</h3>

    • <label>1830;</label>
    • <label>1833;</label>
    • <label>1836;</label>
    • <label>1842.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://poetpushkin.ru/proza/dubrovskij/sravnitelnaya-harakteristika-troekurova-i-dubrovskogo.html
  • https://www.literaturus.ru/2016/10/sravnitelnaja-harakteristika-andreja-dubrovskogo-troekurova-tablica.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/dubrovskiy/tablica-dubrovskiy-i-troekurov.html
  • https://shollsoch.ru/2018/03/04/сравнительная-характеристика-троеку/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/dubrovskiy/harakteristika-dubrovskogo-i-troekurova-tablica-sravnenie-6-klass.html

                                                                                                                               Учитель: Островская Елена Петровна

                                                                                                                                           МКОУ Орловская СОШ им.И.Ф.Жужукина

Учебник: Литература. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х ч : ./ Авт.-сост. Г. С. Меркин. –5-е изд. – М, «Русское слово – учебник», 2016

Кол-во часов

Тема урока

1

1ч.

Книга и ее роль в жизни человека. 

2

1ч.

Мифы о героях. «Пять веков». «Прометей», «Яблоки Гесперид».

3

1ч.

Сказка «Солдат и смерть».

4

Нравственный идеал русского фольклора. Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

5

1ч.

Из эпоса народов России.

Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадыноко победил одноглазого великана»

6

1ч.

Особенности древнерусской литературы, отражение в ней истории Древней Руси и представлений о событиях и людях. «Сказание о белгородских колодцах». «Поучение Владимира Мономаха».«Повесть о разорении Рязани Батыем».

7

1ч.

М.В.Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»

8

1ч.

В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. «Светлана». Творческая история баллады «Светлана».

9

1ч.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. «Деревня». «Редеет облаков летучая гряда»

10

1ч.

А.С. Пушкин. «Зимнее утро».

11

1ч.

А.С. Пушкин.  «Зимний вечер»

12

8ч.

А.С. Пушкин «Дубровский».

Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы.

13

А.С. Пушкин «Дубровский».

Ссора Дубровского с Троекуровым.

14

А.С. Пушкин «Дубровский».

Отец и сын Дубровские.

15

А.С. Пушкин «Дубровский».

Владимир Дубровский — доблестный гвардейский

офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник.

16

А.С. Пушкин «Дубровский». В поместье Троекурова

17

А.С. Пушкин «Дубровский». Маша и Владимир Дубровский

18

А.С. Пушкин «Дубровский». Авторская позиция

19

А.С. Пушкин «Дубровский». Размышления о повести

20

21

1ч.

РР Сочинение «Сравнительная характеристика К.Троекурова и А.Дубровского»

22

1

Вн.чт. А.С.Пушкин. «Повести Белкина»

23

1ч.

М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта.

24

1ч.

М.Ю. Лермонтов. Мотив странничества в стихотворении «Тучи». 

25

1ч.

М.Ю. Лермонтов. Вольнолюбивые мотивы в стихотворении «Парус».

26

1ч.

М.Ю. Лермонтов. «Листок». На севере диком…»

27

6ч.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки.

28

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». «Бранное, трудное время…».

29

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Степь как образ Родины в повести Гоголя

30

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь).

31

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя.

32

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Идейный смысл повести.

33

2ч.

Вн.чт. Н.В.Гогодь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

34

Вн.чт. Н.В.Гогодь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

35

1ч.

И. С. Тургенев. «Записки охотника». «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе.

36

1ч.

Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. («В полном разгаре страда деревенская…»,  «Великое чувство! У каждых дверей…»)

37

1ч.

Л.Н. Толстой. «Детство».  

38

Л.Н. Толстой.».   «Бедные люди».

39

8ч.

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). История создания повести.

40

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»).  Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика.

41

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Дети и взрослые в повести 

42

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства.

43

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Отец и сын.

44

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Роль дружбы в жизни героев

45

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Проблематика повести

46

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Авторская позиция

47

РР Сочинение. «Сравнительная характеристика героев повести»

48

РР Сочинение. «Сравнительная характеристика героев повести»

49

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», «Шуточка 

50

И.А. Бунин. «Не видно птиц. Покорно чахнет…». «Лапти». Мир природы и человека

51

4ч.

А.И. Куприн. Личность писателя. Повесть «Белый пудель». 

52

И. Куприн. «Белый пудель. Судьба бродячих артистов в рассказе.

53

И. Куприн. «Белый пудель». Чувство собственного достоинства, верность дружбе

54

И. Куприн. «Белый пудель». Идея произведения

55

1ч.

С.А. Есенин. Слово о поэте.  «Песнь о собаке». «Разбуди меня завтра рано…»

56

5ч.

М.М.Пришвин.  Слово о писателе-натуралисте «Кладовая солнца». Слово о писателе-натуралисте

57

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» —сказка-быль. Особенности жанра.

58

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша.

59

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Проблемы произведения

60

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».  Смысл названия сказки-были 

61

1ч.

А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…»

62

3ч.

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы.

63

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».  Герои рассказа

64

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы в рассказе

65

1ч.

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение   «Звезда полей», «Тихая моя родина».

66

2ч.

Восточные  сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика. 

67

1ч.

Братья Гримм. Краткие сведения о братьях Гримм. «Снегурочка»

68

Братья Гримм. Сказки

69

2ч.

О. Генри. «Дары волхвов». «Вождь краснокожих

70

2ч.

Д.Лондон «Любовь к жизни»: изображение силы человеческого духа, беспредельности возможностей человека. Сюжет и основные образы.  Смысл названия

Викторина по русской литературе «Знатоки Пушкина»

(для обучающихся 6 классов)

Цель:

1.Прививать стойкий интерес к изучению творчества А.С. Пушкина.

2.Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

3.Воспитывать командный дух, чувство коллективизма учащихся во время соревнования.

Оформление: рисунки детей по сказкам Пушкина; иллюстрации художников к сказкам Пушкина; выставка книг (сказок) Пушкина.

1. Конкурс «Знатоки биографии А.С.Пушкина»
Давайте вместе с вами вспомним некоторые факты из его биографии:
1. В каком веке творил А. С. Пушкин? (19 )
2. Название романа А.С. Пушкина? (? (« Дубровский»)
3. В каком городе родился Пушкин? (в Москве
4. Как звали супругу А.С. Пушкина? ( Наталья Николаевна Гончарова)
5. В какой школе учился А. С. Пушкин? (в Царскосельском лицее)
6. Были ли у Пушкина братья и сестры? (сестра Ольга и брат Лев)
7. К кому обращался Пушкин с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» ?…(к няне Арине Родионовне Яковлевой)
8. Как звали французского посла, с которым состоялась дуэль А.С. Пушкина? ( Дантес )

9. Сколько детей было у А.С.Пушкина? (Четверо)

10. От чего умер Пушкин (погиб на дуэли)

2. Конкурс «Из какой сказки эти предметы?»

1.Невод. «Сказка о рыбаке и рыбки»

2.Бочка. «Сказка о царе Салтане.»

3.Орешки.«Сказка о царе Салтане.»

4.Зеркальце. «Сказка о мёртвой царевне.»

5.Петушок. «Золотой петушок»

6.Палка «Сказка о попе и работнике Балде.»

3. Конкурс . « Кто больше?»
 — Сколько сказок написал  А.С.Пушкин?
— Назовите сказки и другие произведения.( Выигрывает команда, которая назовет больше произведений)
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Руслан и Людмила»,
«Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о мёртвой царевне о семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане…»,
«Сказка о попе и его работнике Балде» и др.

4. Конкурс  «Узнай сказку по следующим словам»

1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)

2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Cказка о попе и о работнике его Балде».)

4. Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)

5. Конкурс «Любимый Дубровский» О ком А.С. Пушкин пишет:

  1. « В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он 2 раза в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе» (Кирила Петрович Троекуров)

  2. «Он с расстроенным состоянием принуждён был выйти в отставку и поселиться в деревне» (отец Владимира Дубровского Андрей Гаврилович)

  3. «Он воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию» (Владимир Дубровский)

  4. «Человек прижался в угол; топор блестел у него в руках. Он сказал Владимиру: «Эк они храпят окаянные, всех бы разом, так и концы в воду» (Архип-кузнец)

  5. «В это время больной сидел в спальной у окна. Он узнал Кирила Петровича, и ужасное смятение изобразилось на лице его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки» (Андрей Гаврилович Дубровский, отец Владимира)

  6. «Огромная библиотека, составленная большей частью из сочинений французских писателей 18 века, была отдана ей в распоряжение» (Маша Троекурова)

  7. «Ему было около 50 лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать» (князь Верейский)

«Кто кому?» Кто и кому из героев романа говорит?

1. «Псарня чудная, вряд ли людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам» (Андрей Гаврилович Дубровский – Кирилу Петровичу Троекурову)

2. «Чему смеётесь, бесенята. Бога вы не боитесь, божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь. (Архип-кузнец – мальчишкам)

3.«Я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнию. Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше» (Владимир Дубровский — Маше Троекуровой)

4. «Я пришёл узнать, не надобно ли вам чего-нибудь. Папенька сердит и запретил всему дому вас слушаться, но велите мне сделать, что вам угодно, и я для вас всё сделаю»

(Саша Троекуров – Маше)

5. «Я согласилась, я дала клятву… Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь поздно».

(Маша – Владимиру Дубровскому)

6.«Вы разбогатели под моим началом, каждый из вас имеет паспорт, с которым можно провести остальную жизнь в честных трудах. Но вы, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло».

( Владимир Дубровский – разбойникам)

Конкурс «Знатоки романа» Вопросы на знание содержания романа:

1.Любимое занятие Андрея Дубровского? (охота)

2. Сколько гончих и борзых собак жило у Троекурова? (50)

3. С какого возраста Владимир Дубровский жил вдали от отца? (с 8 лет)

4. Как Троекуров наказал дочь, грозившую ему Дубровским?

(запер её)

5. Почему шайка разбойников не мстила Троекурову?

(Её главарь влюбился в дочь Троекурова)

6. В каком городе учился Владимир Дубровский?

(в Петербурге)

7. Кто раскрыл тайну Дефоржа-Дубровского Троекурову?(Спицын)

8. Назовите героя, который достал кольцо Маши из дупла дуба(Митя)

9. Назовите героя, который поджёг дом с находящимися в нём приказными, но полез в огонь спасать кошку (Архип-кузнец)

6. Конкурс для зрителей «Узнайте героев романа по описанию» ( Зрители отдают балл команде, за которую болеют )

1) «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей Гаврилович Дубровский)

2) Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» (Владимир Дубровский)

3) «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…» (Владимир Дубровский)

4) Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»? (Троекуров)

5) Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идёт речь? (заседатель Шабашкин)

6) Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать. (Дефорж)

7) Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен. (Спицын).

7. Конкурс стихотворений «Начинай-продолжай»

1.Вечор,ты помнишь ,вьюга злилась…….

На мутном небе мгла носилась.

2. Мой первый друг,мой друг бесценный!………

И я судьбу благословил.

3. Под голубыми небесами,великолепными коврами………

Блестя на солнце, снег лежит.

4. Клюет , и бросает,и смотрит в окно……….

Как будто со мною задумал одно.

4. Буря мглою небо кроет,………

Вихри снежные крутя…..

5. Подруга дней моих суровых,……

Голубка дряхлая моя.

6. Мой грустный товарищ, махая крылом …….

Кровавую пищу клюет под окном.

7.Луна, как бледное пятно,………..

Сквозь тучи мрачные желтела

8.Там чудеса: там леший бродит,………

Русалка на ветвях сидит.

9. Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;

10. “Ветер, ветер! Ты могуч,……………
Ты гоняешь стаи туч

8. Конкурс «Творческие задания»

  1. Представьте, что вы работаете в полиции, и вы должны составить описание внешности Владимира Дубровского, по которому его будут разыскивать.

  2. Загадайте команде противников с помощью жестов и мимики эпизод из романа «Дубровский». ( Дубровский подпалил имение в Кистеневке)

  3. Нарисовать Троекурова.

  4. Нарисовать А.С. Пушкина Владимира Дубровского.

9.Конкурс « Пантомима»

Показать с помощью жестов и мимики

Старик закидывает невод

Кот ходит по цепи

Царица обращается к зеркальцу

Царевна засыпает от отравленного яблока

Старуха осталась у разбитого корыта

Няня А.С. Пушкина Арина Родионовна

Царевич Елисей обращается к ветру

Русалка на ветвях

Дуэль Пушкина и Дантеса

Дубровский убивает медведя

Дубровский дарит Маше кольцо

Дубровский старший в гневе на суде

Семеро богатырей

Хрустальный гроб

Золотая рыбка

А теперь подведем итоги викторины и назовем лучших знатоков А. С. Пушкина.
Подведение итогов викторины и награждение победителей.

  • Сочинение друзья познаются в беде 3 класс короткое сочинение
  • Сочинение дружить это здорово
  • Сочинение друзья в жизни пушкина
  • Сочинение дубровский 6 класс по литературе маленькое
  • Сочинение дубровский 6 класс по литературе описание дубровского