Сочинение дорогу осилит идущий итоговое 11 класс

Сочиненияпо литературешолоховпо рассказу шолохова судьба человекапроизведение судьба человека шолохова наполнено трагическими событиями, свойственными времени второй мировой войны, которые показывают все
  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • по рассказу Шолохова Судьба человека

Произведение “Судьба Человека” Шолохова наполнено трагическими событиями, свойственными времени Второй Мировой Войны, которые показывают все ужасы и несправедливость войны. Вместе с главным героем, солдатом на поле брани, мы проходим через все испытания предоставляемые судьбой, но по итогу остаемся практически ни с чем. Это произведение отчасти о несгибаемой воле русского человека, о его стрессоустойчивости и храбрости.

В произведении повествуется о временах Великой Отечественной Войны. Нас знакомят с Андреем Соколовым, мобилизованным в ряды армии. В родном городе у него остаются жена и две дочери, что придает ему ещё большей мотивации для победы. Но впервые же месяцы войны его тяжело ранят и забирают в плен фашистские захватчики. В плену он знакомится с немецким концлагерем, со всеми его ужасами, и отвратными вещами. Однако благодаря своей воле и храбрости ему удается избежать расстрела и вернуться к своим на фронт. Вскоре его ожидает ещё одно испытание.

В недолгом фронтовом отпуске вернувшись в свой родной город, он узнаёт о смерти своей семьи под немецкими бомбами. Единственным близким человеком ему приходится его сын офицер, тоже сражающийся за честь страны на передовой. Но как мы знаем, реальный мир бывает очень жесток, и практически всегда непростительно несправедлив. После победы в войне Андрей узнает о гибели сына в последний день войны. Разбитый и подавленный он отправляется жить далеко от своего родного города, однако, это ещё не все испытания, уготовленные на его долю судьбой. Работая в чужих местах. Встречая там мальчика сироту, он берёт его под свою опеку. Так и заканчивается история Андрея Соколова.

Произведение даёт нам понять, насколько ужасна была война, и что она принесла людям, жившим в ту эпоху. Изо всех сил стараясь выжить и вернуться к своей семье, Андрей получает лишь разочарование и нестерпимую душевную боль от потери любимых. Это показывает всю несправедливость и ужас ВОВ. Но благодаря таким произведениям, мы учимся на прошлых ошибках, стараясь не совершать их в будущем. Именно это пытается донести Шолохов. Старайтесь не наступать на одни и те же грабли дважды.

Вариант 2

После прочтения рассказа Михаила Александровича Шолохова “Судьба Человека ” ощущаются непередаваемые впечатления. Этот рассказ основан на реальных событиях. Однажды, А. М. Шолохов встретил Андрея Соколова с маленьким мальчиком и тот поведал писателю свою историю. Из неё исходит, что Соколов человек с сильным характером и просто стальной силой воли.

Андрей очень любил свою семью и был рад своей жизни, но когда наступила война мужчина пошел на войну. Он жил мыслями о родном доме, о семье. Это помонало ему не сломаться и сохранять силу воли, чтобы не сдаться, не отступиться от прежних убеждений.

Соколов был очень патриотичным человеком. Когда он впервые оказался в тылу врага, то нечаянно услышал разговор двух своих собратьев по несчастью. Один из них хотел сдать другого. Андрей не выдержал этого и убил его. Первый раз в жизни, убив человека. Потому что он не мог отступиться от своих моральных ценностей.

У Андрея Соколова была очень сложная судьба. Сначала погибла любимая жена с дочерями, потом и сын, с которым Андрей так хотел встретиться. В день победы над фашизмом мужчина остался один. Больше у него не было никого. Тогда Соколов решился на главный поступок в его жизни. Он приютил мальчика, такого же потрёпанного войной, как и сам Андрей.

Также Андрей очень добрый человек, даже тогда когда он был голоден и его чуть не убили, но за храбрость дали хлеб с салом, Соколов, после того, как выспался, поделил сало и хлеб со всеми товарищами по несчастью. То есть он думал не только о своих потребностях. Нет, он знал, что все точно так же хотят есть и у всех есть свой груз на душе, который они несут на себе.

Всё это говорит о сложной судьбе обычного человека, который смог преодолеть все трудности и в конце все же получить “вознаграждение” от судьбы — Ваню, “нового” сына, новую жизнь и новые возможности. Этот рассказ о храбрости, о силе воли, о милосердии, о настоящей любви и искренней преданности общему делу.

Сочинение 2

Шолохов наполнил трагизмом свое произведение «Судьба Человека». Рассказ посвящен событиям, происходившим в годы Второй Мировой Войны. Произведение пропитано ужасом и несправедливостью, которая была в то время. Главным героем является солдат. Именно через его образ читатель может почувствовать, что происходило на поле боя. Солдат многое пережил. В основном произведение посвящено русским людям. Автор восхищается их мужеством, храбростью, стрессоустойчивостью и волей к победе.

Солдат Андрей Соколов был направлен в ряды Советской армии. Дома у него была супруга и две дочки. Семья мотивирует его на победу. Находясь в эпицентре военных действий солдата, тяжело ранили, и он попал в плен врага. Находясь в немецком концлагере, он ощутил на себе все ужасы, которые могут только быть. Он очень хотел выжить и еще раз увидеть свою счастливую семью. Именно это дало ему силу и мужество и толкнуло солдата на побег. Все прошло удачно, и он вскоре вернулся к своим союзникам на фронт. Но на этом его испытания не заканчиваются. Судьба подкидывает солдату очередной не приятный сюрприз.

Служа в армии, Андрей заслужил законный отпуск. По пути домой он мечтал скорее увидеть свою любимую жену и дочерей. Но, когда он приехал в город он узнал ужаснейшую новость. Все его близкие погибли под бомбами врага. У Андрея еще был взрослый сын, он так же воевал. Это все, что осталось у мужчины. Больше близких и родных людей он не имел. Когда закончилась война, Андрей узнал о том, что на передовой был убит его старший сын. Мужчина был убит горем и морально очень подавлен. Он решил уехать в другой город жить. Он переехал и нашёл себе работу. Андрей познакомился с мальчиком, у которого погибли родители. Он, не раздумывая берет над ним опеку. На этой счастливой ноте заканчивается произведение.

Вся эта история показывает читателю, то какой жуткой и ужасной была Великая Отечественная Война. В этот период люди испытали много горя и страха. Солдат, который жил только ради своей семьи потерял ее. Он был сильно огорчен и морально убит этим известием. В этом заключается несправедливость войны. Андрея очень жалко. Ни один человек не заслуживает столько горя. Радует только одно, что солдат через время пришёл в себя и усыновил мальчика. Несмотря ни на что он не стал злым человеком, он остался добрым и великодушным. Это произведение должно научить нас ценить жизнь и больше не повторять ошибок прошлого.

Другие темы: ← По роману Они сражались за Родину↑ ШолоховСудьба крестьянства в произведениях Шолохова →

`

Сочинение рассуждение на тему Судьба человека

В этом мире есть люди, которые склонны к фатализму. Они считают весь мир полностью предопределенным, в частности, собственную судьбу. Такое мировоззрение также есть у некоторых религиозных людей, которые считают любое событие данным, так сказать, свыше.

Если придерживаться таких взглядов, то кажется и делать ничего не нужно, ведь любые события происходят сами собой. Чему быть – того не миновать – так говорят фаталисты и для этих людей судьба человека представляется просто написанной книгой, которую сам человек просто, так сказать, читает и в этом и заключается опыт проживания.

Есть и другие люди, которые, если следовать приведенному сравнению, считают каждого человека автором своей собственной книги. Те, кто не придерживается фатализма, полагаются только на собственные усилия и полагают себя владельцами судьбы. Этот взгляд в какой-то степени может считаться более творческим и активным.

Однако, если посмотреть детально, то воззрения фаталистов и не фаталистов особенно не различаются в практическом уровне. Кому-то фаталисты могут казаться такими обреченными людьми, которые ничего не хотят делать, ведь каждое событие предначертано. При этом ситуация выглядит совсем не таким образом, так как кому-то предначертано быть простым человеком и ничего особенного не совершать, а кому-то – быть героем и совершать великие подвиги.

Подобным образом и люди, которые не считают судьбу предначертанной, могут проявлять личную инициативу и усилия или не проявлять. Соответственно, от этого будет зависеть, скажем так, насыщенность судьбы.

Поэтому, на мой взгляд, не существует значительного отличия какой именно концепции придерживаться. В любом варианте есть нечто ценное, а судьба всегда наполнена различными событиями и внутренним содержанием. Этот личный опыт, дорожка судьбы является действительно чем-то подобным книге, которая доступна только самому человеку, обладателю этой книги.

Наверное, нужно уметь быть и талантливым читателем и талантливым писателем. Ведь иногда люди не полностью понимают знаки, написанные для них судьбою, а иногда не хватает таланта, для того чтобы написать нечто действительно достойное человека.

Анализ повести «Судьба человека»

Война нанесла непоправимый ущерб миллионам наших сограждан, и одним из них был Андрей Соколов, главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека». Достоверность величайшего творения автора завоевало мировую популярность, поражая своим трагизмом и человечностью.

Краткий анализ

Год написания – 1956 г.

  • История создания – В основу рассказа легли реальные события. Свою историю писателю рассказал один человек, повстречавшийся ему на охоте. История поразила писателя до того, что он решил обязательно напечатать рассказ.
  • Тема – Основной темой произведения является тема войны, наряду с ней раскрывается тема силы духа человека, поиска жизненного смысла.
  • Композиция – Композиция этого произведения состоит из двух рассказов, сначала повествование идет от лица автора, потом свою историю рассказывает его новый знакомый. Заканчивается произведение словами автора.
  • Жанр – Рассказ.
  • Направление – Реализм.

А теперь подробнее проанализируем этот рассказ.

История создания

Интересна история создания этого рассказа. Однажды на охоте, М. Шолохов встретил человека. Между новыми знакомыми завязался разговор, и случайный прохожий рассказал Шолохову о своей печальной судьбе.

Трагическая история глубоко затронула душу писателя, и он решил обязательно написать рассказ. К работе он приступил не сразу, в течение десяти лет писатель муссировал эту идею, и лишь потом, всего за несколько дней, перенес ее на бумагу, и год написания рассказа стал 1956. Произведение увидело свет в самом конце года, в канун года 1957.

Рассказ «Судьба человека», был посвящен писателем Е. Г. Левицкой. Она была в числе первых читателей «Тихого Дона», и способствовала выпуску этого романа в свет.

Тема

В рассказе «Судьба человека» анализ произведения сразу же выявляет главную тему, тему войны, и не только войны, а человека, участвовавшему в ней. Эта трагедия целой страны раскрывает самые глубины человеческой души, она ясно дает понять, что представляет собой человек на самом деле.

До войны, Андрей Соколов был обычным человеком, у него был дом, семья, работа. Как и все обычные люди, Соколов жил и трудился, может быть, о чем-нибудь мечтал. Во всяком случае, война в его планы никак не входила.

Андрей выучился на шофера, работал на грузовике, дети хорошо учились в школе, жена занималась хозяйством. Все шло, как обычно, и вдруг грянула война. Уже на третий день Соколов отправился на фронт. Как истинный патриот своей Родины, Соколов становится ее защитником.

Шолохов был одним из писателей, который был уверен в силе духа русского человека, способного и кровавом побоище сохранить настоящие человеческие качества. В его рассказе основной мыслью озвучена судьба Андрея Соколова, сумевшего остаться человеком, и его судьба созвучна с миллионами других советских людей, прошедших через мясорубку войны, плен, концлагеря, но сумели вернуться к нормальной жизни, не потеряв в себе самого главного – человечности.

В этом произведении выражена проблематика нравственности и духовности. Война каждого поставила перед выбором, и каждый сам решает эти проблемы.

Такие, как Андрей Соколов, не согнулись перед врагом, сумели устоять, выдержать, и только еще больше укрепить свою веру в могущество Родины и русского народа. Но были и такие, которые ради сохранения своей мелкой, никчемной жизни, готовы были предать и товарища, и Родину.

Человек остается человеком в любой ситуации, какой бы страшной она не была. В худшем случае, человек выберет смерть, но человеческое достоинство не позволит совершить предательство.

А если человек выбирает себе жизнь ценою жизни своих товарищей, он уже не может называться человеком. Так поступил и Соколов: услышав о готовящемся предательстве, он просто придушил этого подленького гаденыша.

Трагически сложилась судьба Андрея Соколова, и на войне ему приходилось несладко, а после войны стало еще хуже. Его семью разбомбили немцы, старший сын погиб в День Победы, и остался он совсем один, без семьи, и без дома. Но и тут выстоял Соколов, подобрал беспризорного мальчишку, и назвался его отцом, дав надежду на будущее как ему, так и себе.

Сделав анализ рассказа, можно сделать вывод, что человечность непобедима, также как и благородство, смелость и отвага. Каждый, кто прочитает «Судьбу человека», должен понять, чему учит этот героический рассказ. Этот рассказ о мужестве и героизме целого народа, победившего вероломного врага, и сохранившего веру в будущее страны.

Годы войны сломали множество судеб, отобрали прошлое, и лишили будущего. Герой рассказа прошел все тяготы военного времени, и остался один, потеряв дом и семью, он теряет и смысл жизни. Без дома и семьи остался и маленький мальчуган, такой же неприкаянный, как и Соколов.

Два человека нашли друг друга, и снова нашли смысл жизни, и возродили веру в будущее. Теперь им есть, для кого жить, и они счастливы, что судьба свела их вместе. Такой человек, как Соколов, сумеет воспитать достойного гражданина страны.

Композиция

Композиционно в произведении представляется рассказ в рассказе, речь идет от двух авторов. Повествование начинается от лица автора.

Один из критиков тонко подметил, как отличается язык автора от языка Соколова. Эти выразительные художественные средства умело применяет Шолохов, и его произведение получает яркость и глубину содержания, придает необычайный трагизм истории Соколова.

Главные герои:

  • Андрей Соколов – главный герой рассказа. Работал шофёром в военное время, пока фашисты не взяли его в плен, где он провёл 2 года. В плену значился под номером 331.
  • Анатолий – сын Андрея и Ирины, ушедший на фронт во время войны. Становится командиром батареи. Анатолий погиб в День победы, его убил немецкий снайпер.
  • Ванюшка – сирота, приёмный сын Андрея.

Жанр

Сам Шолохов назвал свое произведение рассказом, по сути своей он и соответствует этому жанру. Но по глубине содержания, по своей трагичности, охватывающей судьбы целого человечества, его можно сравнить с эпохальной эпопеей, по широте обобщения, «Судьба человека» – это изображение судьбы всего советского народа в годы войны.

Рассказ имеет ярко выраженное реалистическое направление, оно создано на реальных событиях, и герои имеют своих прототипов.

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Мцыри Лермонтова (поэмы) 8 класс
    Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял о написании произведения, главным героем которого будет юноша, томящийся в одиночестве, еще в раннем детстве. На Кавказ маленький Михаил приезжал с бабушкой лечиться местными минеральными водами
  • Анализ рассказа Шукшина Забуксовал
    Шукшину удавалось с удивительной простотой выразить довольно глубокие стороны человеческого существования. В его рассказах довольно часто героем выступает простой человек и через простые мысли этого простого человека читатели начинают осознавать
  • Сочинение Мой четвероногий друг кошка 5 класс
    Мой любимый домашний питомец – это кошка, нет у меня, конечно, есть еще питомцы, такие как черепаха, хомяк, но ее я люблю больше всех. Мою кошку зовут Снежинка, сама она белая и пушистая.
  • Характеристика и образ слуги Осипа в комедии Ревизор Гоголя сочинение
    Осип – пожилой слуга барина Хлестакова, который считает его не самым умным человеком, и поэтому старается помогать ему не только физически, но и умственно
  • Русский язык

Популярные сочинения

  • Сочинение Илюша в рассказе Бежин луг Тургенева (образ и характеристика)
    В своем творении «Бежин луг» писатель рассказывает об охотнике, который заблудился в лесу, возвращаясь с охоты. После бессмысленного брождения охотник натыкается на открытую лужайку, где сидели 5 мальчишек.
  • Сочинение Одиночество человека
    Одиночество – это состояние человека, в данном состоянии он не имеет друзей или близких, которые могли бы его поддержать в трудную минуту. Или они есть, но просто не понимают данного человека. От этого люди и становятся одинокими
  • Сочинение на тему Рождество
    Сочельником у православных христиан именовали день на­кануне Рождества Христова. А само название рождественского сочельника связано с обычаем есть в этот день зерна пшеницы, размоченные в воде (чаще с медом) — сочиво.

Сочинение Краткое содержание произведения «судьба человека»

Весна. Верхний Дон. Рассказчик с товарищем ехал на бричке, запряжённой двумя лошадьми, в станицу Букановскую. Ехать было трудно — снег начал таять, грязь непролазная. А тут возле хутора Моховского река Еланка. Мелкая летом, сейчас разлилась на целый километр. Вместе с неизвестно откуда взявшимся шофёром рассказчик переплывает реку на какой-то полуразвалившейся лодке. Шофёр подогнал к реке стоявший в сарае автомобиль марки Виллис, сел в лодку и отправился обратно. Обещал вернуться через два часа.

Рассказчик присел на поваленный плетень и хотел было закурить — но сигареты намокли во время переправы. Так бы и скучать ему два часа в тишине, одиночестве, без еды, воды, выпивки и курева — как подошёл к нему мужчина с ребёнком, поздоровался.

Мужчина (это и был главный герой дальнейшего повествования Андрей Соколов) принял рассказчика за шофёра — из-за стоявшего рядом автомобиля и подошёл пообщаться с коллегой: он сам был шофёром, только на грузовой машине. Рассказчик не стал расстраивать собеседника, раскрывая подлинную свою профессию (так и оставшуюся неизвестной для читателя) и соврал, что ждёт начальство.

Соколов ответил, что не торопится, а перекурить охота. В одиночестве курить скучно. Увидев разложенные для просушки сигареты, он угостил рассказчика собственным табаком.

Закурили они, разговорились. Рассказчику неловко было из-за мелкого обмана, поэтому он больше слушал, а говорил Соколов.

Довоенная жизнь Соколова

— Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Сам я уроженец Воронежской губернии, с тысяча девятьсотого года рождения. В гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Киквидзе. В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. А отец с матерью и сестрёнкой дома померли от голода. Остался один. Родни — хоть шаром покати, — нигде, никого, ни одной души. Ну, через год вернулся с Кубани, хатёнку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошёл на завод, выучился на слесаря. Вскорости женился. Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка! Смирная весёлая, угодливая и умница, не мне чета. Она с детства узнала, почём фунт лиха стоит, может, это и сказалось на её характере. Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на неё глядел, а в упор. И не было для меня красивее и желанней её, не было на свете и не будет!

Придёшь с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьётся, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить. Смотришь на неё и отходишь сердцем, а спустя немного обнимешь её, скажешь: «Прости, милая Иринка, нахамил я тебе. Понимаешь, с работой у меня нынче не заладилось». И опять у нас мир, и у меня покой на душе.

Дальше рассказывал опять таки про жену, как она его любила и не упрекала даже тогда, когда приходилось выпить лишнего с товарищами. Но вскоре родились у них дети — сын, а потом — две дочери. Тогда с выпивками было покончено — разве что кружку пива в выходной себе позволял.

В 1929 увлекли его машины. Стал он шофёром грузовика. Жил себе поживал да добра наживал. А тут — война.

Война и пленение

На фронт провожала его вся семья. Дети держали себя в руках, но жена очень расстроилась — в последний раз мол видимся, Андрюша… В общем и так тошно, а тут ещё и жена заживо хоронит. В расстроенных чувствах уехал на фронт.

На войне он тоже был шофёром. Дважды легко ранили.

В мае 1942 года оказался под Лозовеньками. Немцы шли в наступление, а он вызвался на передний край везти боеприпасы нашей артиллерийской батарее. Боеприпасы не довёз — снаряд упал совсем близко, взрывной волной перевернуло машину. Соколов потерял сознание. Когда очнулся — понял, что находится в тылу врага: бой гремел где-то сзади, а мимо шли танки. Притворился мёртвым. Когда решил, что все прошли — голову приподнял, увидел идущих прямо к нему шестерых фашистов с автоматами. Спрятаться было негде, поэтому решил у

мереть достойно — встал, хотя еле мог стоять на ногах — и смотрел на них. Один из солдат хотел застрелить его — но другой удержал. Сняли с Соколова сапоги и отправили пешком на запад.

Через некоторое время догнала еле шедшего Соколова колонна пленных из той же дивизии, что он сам. С ними шёл дальше.

Ночевали в церкви. За ночь случилось 3 заслуживающих внимания события:

а) Некий человек, представившийся как военврач, вправил Соколову вывихнутую во время падения из грузовика руку.

б) Соколов спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев. Соколов задушил предателя.

в) Фашисты застрелили верующего, который надоедал им просьбами выпустить из церкви для визита в туалет.

На следующее утро стали спрашивать — кто командир, комиссар, коммунист. Предателей не оказалось, поэтому коммунисты, комиссары и командиры остались живы. Расстреляли еврея (возможно, это был военврач — по крайней мере, в фильме дело так представлено) и троих русских, похожих на евреев. Погнали пленных дальше на запад.

Всю дорогу до Познани Соколов думал о побеге. Наконец представился случай: пленных отправили копать могилы, охранники отвлеклись — он и дёрнул на восток. На четвёртые сутки догнали его фашисты с овчарками, собаки Соколова чуть не загрызли. Месяц его держали в карцере, потом отправили в Германию.

«Куда меня только не гоняли за два года плена! Половину Германии объехал за это время: и в Саксонии был, на силикатном заводе работал, и в Рурской области на шахте уголёк откатывал, и в Баварии на земляных работах горб наживал, и в Тюрингии побыл, и черт-те где только не пришлось по немецкой земле походить»

На волоске от смерти

В лагере Б-14 возле Дрездена работал Соколов и другие на каменном карьере. Угораздило его, вернувшись однажды после работы сказать, в бараке, среди других пленных: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит».

Кто-то донёс начальству об этих словах и вызвал его к себе комендант лагеря Мюллер. Мюллер русский язык знал отлично, так что общался с Соколовым без переводчика.

«Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдём во двор, там ты и распишешься». — «Воля ваша», — говорю ему. Он постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подаёт мне и говорит: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия».

Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: «Благодарствую за угощение, но я непьющий». Он улыбается: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель». А что мне было терять? «За свою погибель и избавление от мук я выпью», — говорю ему. С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью и говорю: «Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдёмте, распишете меня».

Но он смотрит внимательно так и говорит: «Ты хоть закуси перед смертью». Я ему на это отвечаю: «Я после первого стакана не закусываю». Наливает он второй, подаёт мне. Выпил я и второй и опять же закуску не трогаю, на отвагу бью, думаю: «Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться». Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает: «Что же не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!» А я ему своё: «Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать». Надул он щеки, фыркнул, а потом как захохочет и сквозь смех что-то быстро говорит по-немецки: видно, переводит мои слова друзьям. Те тоже рассмеялись, стульями задвигали, поворачиваются ко мне мордами и уже, замечаю, как-то иначе на меня поглядывают, вроде помягче.

Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться их подачкой н

е собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.

После этого комендант стал серьёзный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок, а это тебе за смелость», — и подаёт мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.

Харчи разделил Соколов со своими товарищами — всем поровну.

Освобождение из плена

В 1944 году Соколова определили шофёром. Возил он немецкого майора-инженера. Тот обращался с ним хорошо, иногда делился едой.

Утром двадцать девятого июня приказывает мой майор везти его за город, в направлении Тросницы. Там он руководил постройкой укреплений. Выехали.

По дороге Соколов оглушил майора, забрал пистолет и погнал машину прямиком туда, где земля гудит, где бой идёт.

Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками машут, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошёл на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулемётов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.

Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырёх местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями… Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую её, и дышать мне нечем…

Отправили Соколова в госпиталь подлечиться и подкормиться. В госпитале сразу написал письмо жене. Через две недели получил ответ от соседа Ивана Тимофеевича. В июне 1942 попала бомба в его дом, жена и обе дочери погибли. Сына дома не было. Узнав о гибели родных, он ушёл добровольцем на фронт.

Выписался Соколов из госпиталя, получил месячный отпуск. Через неделю добрался до Воронежа. Посмотрел на воронку на том месте, где был его дом — и в тот же день отправился на вокзал. Обратно в дивизию.

Сын Анатолий

Но месяца через три и мне блеснула радость, как солнышко из-за тучи: нашёлся Анатолий. Прислал письмо мне на фронт, видать, с другого фронта. Адрес мой узнал от соседа, Ивана Тимофеевича. Оказывается, попал он поначалу в артиллерийское училище; там-то и пригодились его таланты к математике. Через год с отличием закончил училище, пошёл на фронт и вот уже пишет, что получил звание капитана, командует батареей «сорокапяток», имеет шесть орденов и медали.

9 мая 1945 Анатолий был убит снайпером.

После войны

Андрея демобилизовали. Куда податься? В Воронеж ехать не хотел.

Вспомнил, что в Урюпинске живёт мой дружок, демобилизованный ещё зимою по ранению, — он когда-то приглашал меня к себе, — вспомнил и поехал в Урюпинск.

Приятель мой и жена его были бездетные, жили в собственном домике на краю города. Он хотя и имел инвалидность, но работал шофёром в автороте, устроился и я туда же. Поселился у приятеля, приютили они меня.

Возле чайной познакомился он с беспризорным мальчиком Ваней. Его мать погибла при авианалёте (во время эвакуации, вероятно), отец погиб на фронте. Однажды по дороге на элеватор Соколов взял с собой Ванюшку сказал ему, что он его отец. Мальчик поверил и очень обрадовался. Усыновил Ванюшку. Жена приятеля помогала смотреть за ребёнком.

Может, и жили бы мы с ним ещё с годик в Урюпинске, но в ноябре случился со мной грех: ехал по грязи, в одном хуторе машину мою занесло, а тут корова подвернулась, я и сбил её с ног. Ну, известное дело, бабы крик подняли, народ сбежался, и автоинспектор тут как тут. Отобрал у меня шофёрскую книжку, как я ни просил его смилостивиться. Корова поднялась, хвост задрала и пошла скакать по переулкам, а я книжки лишился. Зиму проработал плотником, а потом списался с одним приятелем, тоже сослуживцем, — он в вашей области, в Кашарском районе, работает шофёром, — и тот пригласил меня к себе. Пишет, что, мол, поработаешь полгода по плотницкой части, а там в нашей области выдадут тебе новую книжку. Вот мы с сынком и командируемся в Кашары походным порядком.

Да оно, как тебе сказать, и не случись у меня этой аварии с коровой, я все равно подался бы из Урюпинска. Тоска мне не даёт на одном месте долго засиживаться. Вот уже когда Ванюшка мой подрастёт и придётся определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте

Тут пришла лодка и рассказчик распрощался со своим негаданым знакомым. И стал думать об услышанном рассказе.

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина.

С тяжёлой грустью смотрел я им вслед… Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное — уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…

Полезный материал по теме:

  1. Краткое содержание Лавкрафт Тварь на пороге
  2. Моя любимая книга «Сказка о самоубийстве» Александр Полярный (краткое содержание)
  3. Природа и судьба людей в отечественном фильме «Весьегонская волчица» (2004 г.)

Итоговое сочинение 2021-2022. Все примеры темы итогового сочинения 2021-2022Итоговое сочинение. Приводим готовые темы к итоговому сочинению, которые пригодятся в подготовке к каждому из направлений итогового сочинения 2021-2022 учебного года.

Темы «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
1. Дороги, которые мы выбираем
2. Что значит «сбиться с жизненного пути»?
3. Что заставляет нас выбирать ту или иную дорогу?
4. Путешествовать – значит развиваться
5. Как вы понимаете выражение «дорога длиной в жизнь»?
6. Что значит «идти своей дорогой»?
7. Можно ли утверждать, что жизненный путь – это постоянный выбор?
8. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
9. Какой может быть «дорога к себе»?
10. Почему важно самому выбрать жизненный путь?
11. Дорога к себе: взлёты и падения
12. Выбор пути как жизненная проблема
13. Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя
14. Какие цели важно ставить на жизненном пути?
15. Как характер человека влияет на его жизненный путь?
16. Каким путём человек идёт к самому себе?
17. Что может исказить жизненный путь человека?
18. Как обрести счастье?
19. Возможен ли жизненный путь без ошибок?
20. Чем путешествия обогащают личность?
21. Зачем люди отправляются в путешествие?
22. Каковы цель и смысл жизни человека?
23. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
24. Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
25. Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи: «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
26. Дорога к счастью — какая она?
27. Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
28. Как путешествовать, не выходя из дома?
29. Как не потерять свою дорогу в жизни?
30. Что человек ищет в путешествиях?
31. Как вы понимаете выражение: «Дорогу осилит идущий»?
32. Самая трудная дорога та, которую не знаешь.
33. Согласны ли вы с высказыванием В. Крапивина: «Никакой дорогой, даже самой правильной, нельзя проходить мимо того, кому нужен друг»?
34. Куда человека могут привести мечты?
35. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу?
36. Как путешествия обогащают человека?
37. Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя
38. Какие цели важно преследовать на жизненном пути?
39. Любовь как путь самопознания
40. Путешествие — способ познания себя и мира
41. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
42. Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
43. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
44. Согласны ли Вы с утверждением: «Где родился — там и пригодился»?
45. Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы: «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
46. Что означает фраза «сбился с пути»?
47. Как Вы понимаете фразу Бальзака: «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
48. Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
49. Куда ведет жизненный путь человека?
50. Можно ли идти к цели «по головам»?

Темы «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»
1. Какова зависимость цивилизации от технологий?
2. Когда прогресс может привести к трагедии?
3. Чем опасен технический прогресс?
4. Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
5. Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
6. Почему обществу необходим прогресс?
7. Что значит разумное использование технологий?
8. Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
9. Какие люди способны стать двигателями прогресса?
10. Как Вы понимаете фразу Эдисона: «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса»?
11. Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
12. Для чего необходим прогресс?
13. Какие опасности таит в себе технический прогресс?
14. Как Вы понимаете фразу Чернышевского: «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
15. В чем заключается личностное развитие?
16. Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
17. С какими вызовами сталкивается человек в современном мире?
18. Как научные открытия влияют на современное поколение?
19. В чем заключается опасность технократии?
20. Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
21. Можно ли обойтись без науки в современном мире?
22. Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
23. Почему люди отстают от цивилизации?
24. Для чего человеку нужные новые технологии?
25. Согласны ли Вы с утверждением Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
26. Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
27. Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
28. Технический прогресс — зло или благо?
29. Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
30. Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
31. Что такое технический прогресс?
32. Может ли человечество найти спасение в технологическом прогрессе?
33. С какими вызовами сталкивается человек 21 века?
34. «Прогресс — закон природы» — Вольтер
35. Как технологии меняют человека?
36. Как развитие технологий влияет на экологию?
37. Как связан технологический прогресс с ответственностью?
38. Как технологии могут изменить будущее человечества?
39. Может ли цивилизация существовать без прогресса?
40. Всегда ли технологический прогресс во благо?
41. Каким должен быть технический прогресс?
42. К чему могут привести научные открытия?
43. Какие научные открытия опасны?
44. Можно ли утверждать, что с развитием технологий у людей появляется больше времени?
45. Почему человечество так стремится развивать технологии?
46. Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
47. Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
48. Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
49. Что значит быть современным? Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
50. Можно ли жить лишь сегодняшним днем?

Темы «Преступление и Наказание – вечная тема»
1. Что толкает людей на преступления?
2. Всегда ли за преступлением следует наказание?
3. Что такое преступление?
4. Для чего человеку нужна совесть?
5. За какие поступки человеку бывает стыдно?
6. Почему нельзя преступать нравственный закон?
7. Какого человека можно назвать опасным для общества?
8. Какие границы переступать нельзя?
9. Как вы понимаете слова Аристотеля: «Не способный к раскаянию неисцелим»
10. Как вы понимаете слова Р. Раскольникова: «Я ведь не старушонку убил, я себя убил!»
11. Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
12. Согласны ли Вы с утверждением Цицерона: «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
13. Может ли преступление иметь законное основание?
14. Можно ли оправдать преступление?
15. Какое преступление никак нельзя оправдать?
16. Достоин ли преступник сочувствия?
17. Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
18. Месть — это преступление или восстановление справедливости?
19. Может ли преступление быть справедливым?
20. Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
21. Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
22. Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
23. Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
24. Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта: «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
25. Почему люди совершают преступления?
26. Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
27. Почему люди становятся преступниками?
28. Что мешает человеку преступить закон?
29. Какое наказание для преступника является самым страшным?
30. Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
31. Можно ли оправдать убийство человека?
32. Жестокость по отношению к животным — это преступление?
33. Может ли преступник исправиться?
34. Как бороться с преступностью в обществе?
35. Может ли справедливость быть жестокой?
36. Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
37. Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
38. Как Вы понимаете утверждение Достоевского: «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
39. Чувство вины — это хорошо или плохо?
40. В чём разница между ошибкой и преступлением?
41. Можно ли заслужить прощение?
42. Что можно считать преступлением?
43. Война: преступление или подвиг.
44. В чём различие между ошибкой и преступлением?
45. В чем опасность преступлений?
46. Почему важны оправдательные приговоры?
47. Совместимы ли гений и преступление?
48. Раскаяние в жизни человека.
49. Свобода и ответственность в жизни человека
50. Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?

Темы «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня» 1. Книга, которая изменила мою жизнь.
2. Какую книгу вы бы хотели экранизировать?
3. Театр в моей жизни.
4. Мой любимый фильм.
5. Мой любимый литературный герой.
6. С кем из литературных героев вы бы хотели увидеться?
7. Какую роль в вашей жизни играет искусство?
8. Что дает вам искусство (литература, театр, кино)?
9. С каким героем произведения вы себя ассоциируете?
10. На какого героя произведения вы бы хотели быть похожим?
11. Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
12. Как искусство влияет на личность?
13. Способно ли искусство врачевать душевные раны?
14. Магия классической музыки — в чем она заключается?
15. Какой вид искусства Вам ближе и почему?
16. Что лучше: книга или фильм?
17. В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
18. Как музыка влияет на людей?
19. Может ли кино заменить литературу?
20. Может ли кино заменить театр?
21. В чем разница между спектаклем и фильмом?
22. Может ли творчество помочь человеку найти себя?
23. Чему учит читателя классическая литература?
24. Согласны ли Вы с утверждением Мильтона: «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
25. Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга: «Книги – это уникальная портативная магия»?
26. Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
27. Может ли книга помочь разобраться в себе?
28. Может ли чтение быть опасным?
29. Согласны ли Вы с утверждением Горького: «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
30. Какие качества помогает воспитать в себе литература?
31. Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
32. Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского: «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
33. Верно ли, что музыка — это язык чувств?
34. Почему люди в 21 веке не перестают читать?
35. Могут ли новые технологии заменить искусство?
36. Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу: «Музыка глушит печаль»?
37. Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
38. Зачем человек слушает музыку?
39. Зачем человек читает книги?
40. Какое произведение искусства Вы можете назвать великим?
41. Какие произведения искусства делают вас счастливым?
42. Какую книгу вы бы прочитали своим детям?
43. Кто из современных писателей Вам особенно близок?
44. Какое место литература занимает в Вашей жизни?
45. Чего я жду от новой книги?
46. Книги моего детства
47. Как Вы понимаете слова Гёте: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам»?
48. «Где не хватает слов, говорит музыка» — Ганс Христиан Андерсен
49. Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?
50. Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

Темы «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»
1. Что, на ваш взгляд, является источником социальных пороков?
2. Можно ли быть справедливым, не будучи человечным?
3. Может ли общество полностью избавиться от пороков?
4. Согласны ли вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести»
5. Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
6. Достижимо ли всеобщее счастье?
7. Чем опасно социальное неравенство?
8. Почему высшей ценностью человеческой жизни считается свобода?
9. Чем отличается неравенство от зависимости?
10. Согласны ли вы с мнением Шарль Луи Монтескье: «Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем»
11. Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
12. Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
13. Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
14. Кто счастлив на Руси?
15. Согласны ли Вы с утверждение Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
16. Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
17. Кому на Руси жить плохо и почему?
18. Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
19. В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
20. Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
21. Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
22. Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
23. Как Вы понимаете фразу Лермонтова: «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
24. Что значит «любить Родину»?
25. Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
26. Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
27. Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
28. Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
29. Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
30. Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
31. Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
32. Как научиться ценить свою Родину?
33. Как сделать Россию лучше?
34. Чего не хватает на Руси для полного счастья?
35. Кто виноват в бедах русского человека?
36. Почему люди на Руси страдают?
37. Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
38. Что мешает нам найти счастье на Руси?
39. Какого человека можно назвать патриотом?
40. Что объединяет нас в одну страну?
41. Как нужно относиться к своей Родине?
42. В чем польза и опасность патриотизма?
43. В чем польза и опасность критики России?
44. Какими качествами обладает русский человек?
45. Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны?
46. Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»?
47. Может ли государство быть справедливым ко всем?
48. Возможно ли всеобщее счастье?
49. Возможно ли абсолютная справедливость?
50. Всегда ли общество ценит достойных людей?

Вам будет интересно:

Итоговое сочинение 2021-2022. Готовые планы по итоговому сочинению


* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР

Поделиться:

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В повести Пушкина поднимается важный вопрос о необходимости нравственного ориентира на жизненном пути. Правильно выбранный нравственный принцип поможет человеку ориентироваться на жизненной дороге и находить верный путь к цели. Так, главный герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» руководствовался советом отца — «Береги честь смолоду». В жизни героя постоянно встречались ситуации выбора, и Гринев ни разу не изменил этому завету. В Белогорской крепости во время восстания Пугачева на его глазах казнят капитана Миронова и других защитников гарнизона. Тем не менее герой, зная, что может погибнуть, отказывается сохранить свою жизнь ценой измены присяге и офицерской чести. Мужество молодого офицера вызывает уважение даже у его врагов. 

    Защита своей чести и защита страдающих и униженных — явления одного порядка. Так понимает это Петр Гринев, заступаясь за Машу, которой нанес оскорбление Швабрин. Ради освобождения дочери капитана Миронова из рук ее мучителя, Гринев отправляется в ставку Пугачева и вновь рискует своей жизнью. Однако справедливость и спасение страдающих для героя важнее всего — поэтому он вновь вспоминает завет отца. Как воздаяние за твердость, мужество и честь, автор награждает Гринева счастливой семейной жизнью. Этим Пушкин показывает, как важно человеку руководствоваться высокими нравственными принципами на дороге жизни.

  2. В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» показаны жизненные дороги многих героев. Каждый из них прошел через испытания и приобрел опыт на этом пути. Так, князь Андрей приходит от увлечения личностью Наполеона и мечтой о своем Тулоне к пониманию истинных ценностей бытия, идее прощения и принятия своей судьбы. На поле Аустерлица он осознает всю тщетность и честолюбие своего желания славы и понимает, что есть нечто высшее, чему должна быть доступна душа человека. Смертельно раненый в Бородинском сражении, он находит в себе силы простить измену Наташи и смириться. Не бывает легкой дороги у тех, кто постоянно в поисках истины, однако искать ее необходимо — такова мысль автора.

    Другой герой, Пьер, также пережил увлечения идеями наполеонизма, масонства, вынашивал мысль убить Наполеона, участвовал в Бородинском сражении. А в эпилоге романа мы видим, что пришел он к идеям декабристов; Пьер — член тайного общества. Однако можно сказать, что все его искания на жизненной дороге были продиктованы одним чувством: страстным желанием делать добро, быть нужным своему Отечеству. Именно поэтому он оказывается в рядах декабристов. Так, жизненный путь человека идет через препятствия и заблуждения, но приводит его к достижению цели.

  3. А.С. Грибоедов «Горе от ума». На примере главного героя своей комедии автор показывает, как важно уметь отстоять свой жизненный выбор перед окружающими, не сломиться, не отказаться от своих идеалов. Для этого часто необходимо мужество и твердость характера.  Человек выбирает свой путь самостоятельно, не оглядываясь на других. Только он несет ответственность за свой выбор. А суд людской всегда необъективен и неоднороден — невозможно угодить всем, на этом пути можно себя потерять. Поэтому нужно твердо идти своей дорогой, не обращая внимания на то, что говорят люди. Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» испытал на себе суд людской в полной мере. Оказавшись в фамусовском обществе, он сразу бросается в бой с консервативными взглядами помещиков-крепостников. Чацкий выступает против чинопочитания и низкопоклонства молчалиных, девиз которых «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Он осуждает крепостное право и преклонение перед иностранным, выступает против правила Фамусова «ну как не порадеть родному человечку». Нравственный принцип Чацкого — «служить бы рад, прислуживаться тошно». За один день своими пылкими речами он восстановил против себя всех, даже когда-то влюбленную в него Софью. На протяжении пьесы многие вступают с ним в спор — но Чацкий не отступает от своих идеалов. Герой не изменяет себе и тогда, когда собравшиеся начинают придумывать про него небылицы («шампанское стаканами тянул — нет, бочками сороковыми») и в итоге объявляют его сумасшедшим. Герой покидает негостеприимный дом Фамусова непобежденным. Именно так и должен вести себя человек, выбравший свою дорогу в жизни.
  4. В. Каверин «Два капитана». В повести В. Каверина «Два капитана» главный герой однажды, будучи любознательным мальчиком, нашел сумку почтальона со старыми письмами. Оказалось, что это письма капитана Татаринова, отважного мореплавателя, отправившегося в экспедицию. «Святая Мария» потерпела крушение и все члены экипажа погибли. Однако Саня решает раскрыть тайну писем и узнать, кто виновен в этой трагедии. Путешествие в прошлое становится для него целью жизни. А судьба готовит ему встречи с теми, кто имеет непосредственное отношение к этой истории — дочерью капитана и его братом. Саня становится военным летчиком, его упорство и вера в успех помогают ему открыть место последней стоянки экспедиции Татаринова и восстановить справедливость. Теперь имя первооткрывателя новой земли на Севере станет известным географическому обществу, а имя его брата, Николая Ивановича, по вине которого погибли путешественники, покрыто позором. На пути к этому открытию главный герой обрел бесценный опыт, почувствовал настоящую цену жизни, узнал цену дружбе и предательству. Путешествие в прошлое не только открыло новые имена и тайны, но и определило жизненные ориентиры, а ещё связало два любящих сердца — Катю Татаринову и Саню. 
  5. И.А. Гончаров «Обломов». На примере трагической судьбы главного героя писатель показывает, к чему приводит пассивное отношение к жизни. Илья Ильич Обломов, типичный представитель дворян-помещиков, всю свою сознательную жизнь проводит на диване. Диван и халат стали символами его существования. То, что происходит за стенами его дома, для него не интересно, имением своим он не занимается, поэтому управляющий его бесстыдно обворовывает, а крестьяне бедствуют. Его активный и деятельный друг Штольц, зная о прекрасных душевных качествах Обломова, пытается его спасти, вырвать из тины повседневности и апатии. Но даже любовь к Ольге Ильинской, вспыхнувшая в сердце главного героя и озарившая на миг его существование, оказалась бессильна сдвинуть его с места. Обломов ощущает трагедию своей жизни, но в борьбе с самим собой терпит поражение. Он не сумел воспользоваться возможностью возрождения, которую подарила ему судьба, и возвращается на свой диван, к привычному прозябанию. Жизнь его вроде бы и идет, и в то же время стоит на месте.  Автор показывает, как даже натура, богатая духовно, способная принести много пользы обществу, гибнет под влиянием лени и апатии, заканчивает свое существование, ничего не оставив миру. И. А. Гончаров призывает читателей помнить о необходимости развития, самосовершенствования, духовного роста — именно это жизненный путь, достойный человека.
  6. М.Ю. Лермонтов «Мцыри».  Жизнь героя поэмы «Мцыри» можно назвать коротким и трагическим путешествием ради высокой цели. Мальчик, спасенный русским генералом во время кавказской войны, прожил до юношеских лет в монастыре. Однако суровый уклад и размеренная жизнь в неволе не устраивали романтическую натуру героя. Он одержим мечтой о родине, о свободе. Бегство из монастыря и три дня, проведенные на воле, в итоге приводят его к гибели, но они же дают ему бесценный опыт свободы и силы страсти. «Что делал я на воле? — Жил!» — восклицает он в своей исповеди перед смертью. Мцыри понял самого себя, узнал во время сражения с барсом, что «мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов», однако понял и то, что не сможет найти дорогу домой. Вернувшись в свою тюрьму-монастырь, он не жалеет о своем побеге и готов заплатить за эти три дня своей жизнью. Судьба героя поэмы дает нам понять, какие ценности следует искать на жизненном пути и как относиться к неудачам и потерям. 
  7. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Дорога в жизни человека мыслящего — это всегда возможность приобрести необходимый жизненный опыт, узнать мир и познать самого себя. Повесть А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» представляет собой эпизоды народной жизни, рассказанные неравнодушным путешественником. Для повествователя встреча с ужасами и несправедливостями крепостного права стала нравственным потрясением. Встреча с крестьянином, вынужденным из-за большой семьи работать на помещика круглосуточно и без отдыха, зрелище плачевного состояния дорог и городских построек, знакомства с людьми, рассказывающими свои истории — все это наводит повествователя на размышления. О пагубности крепостничества для народа, о корыстолюбии, о необходимости просвещения, о причинах пьянства и разврата, о вреде чинопочитания. Но одновременно и о духовном богатстве русского народа, о природной красоте русских крестьянок, о том, в чем главное достоинство человека. Таким образом, путешествие дает возможность совершающему его осмыслить многое в своей жизни, получить ответы на непростые вопросы или, наоборот, задуматься о том, чему ранее не придавал значения.
  8. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В этой повести, написанной больше для взрослых, чем для детей, путешествие героя мыслится как путь к познанию самого себя и мира. Маленький принц знакомится с жителями других планет, и каждый из них — иллюстрация к определенному восприятию смысла жизни. Кто-то, как Король, видит его в безграничной власти, для Честолюбца важнее всего почитание и восхищение окружающих, Деловой человек занят подсчетами и присвоением всего, что можно учесть, Пьяница находится в плену своей страсти и в то же время страдает от нее. И лишь на одной планете герой встречает человека, занятого делом: Фонарщик единственный, кто не смешон, «потому что думает не только о себе». Путешествуя между мирами, Маленький принц приходит к пониманию важности заботы о своем доме, о тех, кто ему доверился. Его отношение к жизни изменилось, потому что он приобрел важный опыт и понимание истинных ценностей.
  9. Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Сюжет знаменитого романа представляет собой рассказ о путешествии главного героя по реальной Испании, как сам он говорит, ради борьбы со злом и воскрешения «золотого века». Начитавшись рыцарских романов, Дон Кихот отправляется в странствие, подобно их героям, Его оруженосец Санчо Панса называет его Рыцарем Печального образа, потому что в сражениях часто с вымышленными врагами Дон Кихот терпит унижения, побои, насмешки окружающих. А его поединок с ветряными мельницами чуть не приводит героя к гибели. Дон Кихот не осознает различия реальной жизни современной ему Испании и воображаемого мира, где царствуют идеалы благородства и мужества. Однако образ благородного безумца привлекает стремлением защищать обиженных, вступаться за бесправных. Герой романа воспринимается как символ борьбы за идеалы справедливости, права, свободы. По избранному им пути Дон Кихот следует, не предавая своих идеалов, не обращая внимания на осуждение и издевательства окружающих, без раздумий вступая в бой с пороками — в этом его достоинство как личности и пример для читателей. 
  10. Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе». В фантастической повести Ч. Диккенса говорится о путешествии героя в собственное прошлое. Скупой и черствый старик Скрудж, кажется, забыл о любых человеческих побуждениях и чувствах: отказывается прийти на праздник к племяннику, выгоняет из дома пришедших просителей. Отказывается помочь своему клерку, у которого болен ребенок. Пожалуй, в его окружении нет ни одного человека, который любил бы его. Да и сам он никого не любит и никому не сочувствует. Перед Рождеством ему в снах поочередно являются три добрых Духа, которые переносят героя сначала в детство, затем в его юность, показывая, как растерял Скрудж все доброе и чистое в своей душе, как постепенно ожесточился и стал равнодушен к страданиям и боли других. Старику больно вспоминать о своем прошлом, и он просит Духов скорее вернуть его домой. Третий Дух — Будущего Рождества — показывает Скруджу его будущее: смерть старого скряги и человеконенавистника не вызовет слезы сочувствия ни в ком, воры разграбят его имущество. И не будет на свете человека, который вспомнит его с теплотой и поблагодарит за помощь. Увидев показанные Духами картины прошлого и будущего, Скрудж решает изменить, пока не поздно, свое настоящее: помогает клерку вылечить больного ребенка, идет на праздник к племяннику, раздает деньги неимущим — и начинает ощущать изменение отношения к нему. Так, путешествие в прошлое стало путем к возвращению героя в мир людей, к пониманию истинных ценностей жизни.
  11. Даниэль Дефо «Робинзон Крузо». Знаменитый роман о мореплавателе, оказавшемся после кораблекрушения на необитаемом острове вдали от цивилизации, поднимает важный вопрос о силе человеческого духа и способности противостоять в одиночку ударам судьбы. Его герой с детства мечтал о мореплавании и реализовал свою мечту. Все неудачи и трудности первых морских путешествий не отвратили его от выбранного пути. Оставшись в живых после крушения корабля, Робинзон постепенно обживается на острове, используя полученные им знания для обустройства жилища и обеспечения себя пищей и одеждой. Он находит несколько зерен и постепенно засевает участок земли, обходя остров, обнаруживает пригодные к пище растения, учится обжигать глину и изготавливать посуду. Дневник, в который он записывает свои впечатления и наблюдения, становится для героя возможностью не забыть язык, не утратить способность к общению, не одичать. Двадцать восемь лет, прожитые им вдали от человеческого общества и привычных условий, были наполнены борьбой за жизнь, противостоянием пиратам и стихии. История Робинзона — доказательство могущества человеческого разума и воли, напоминание читателям о том, что никогда не следует опускать руки в борьбе за свою жизнь и свои убеждения. Какие бы препятствия ни встретились на дороге жизни — их нужно встречать с достоинством и верить в свою победу.

Дополнительный материал к направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»:

  • Литература
  • Темы
  • Цитаты

Материал для подготовки к итоговому сочинению

  • 5 направлений итогового сочинения 2021-2022
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура)
  • Алгоритм написания
  • Клише для итогового сочинения
  • Критерии оценивания от ФИПИ

2 сентября 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Обзор направлений, примерные темы и подборка литературы.

itogovoe21-22.pptx
itogovoe21-22.pdf

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Примерные темы

  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?

Литература

  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Р. Брэдбери «И грянул гром»
  • Г. Уэллс «Машина-времени»
  • Д. Лондон «Любовь к жизни»

Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Примерные темы

  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Литература

  • В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • А. Платонов «Котлован»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие
  • Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»
  • М. Замятин «Мы»

Преступление и Наказание – вечная тема

Примерные темы

  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Литература

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель»
  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

Примерные темы

  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Литература

  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • М. Горький «На дне»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
  • А. Н. Толстой «Русский характер»
  • А. С. Грин «Зелёная лампа»
  • Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Примерные темы

  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Литература

  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • А.С. Пушкин «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • Н.С. Лесков «Левша»
  • Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Горький «На дне»
  • Горький «Старуха Изергиль»

Автор: Аксёнова Екатерина Михайловна.

Социальная сфера

Подготовка к ОГЭ. Презентация на урок.


Задание №11 ЕГЭ по информатике

Информатика | Вчера, 12:13

Умение подсчитывать информационный объём сообщения.


Задание 8. Текстовые задачи

Математика | Вчера, 11:29

Задания 8 профильного ЕГЭ по математике представляют собой текстовые задачи.


  

 


Пиши с одной Н:

прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

11.10.2021 17:10:14

Автор: Эльзана Нуриева


Когда человек ставит перед собой цель, то ему говорят: «Дорогу осилит идущий». Если люди будут совершать продуманные действия, использовать шанс для достижения своей мечты, то они смогут преодолеть преграды и добиться успехов. Именно поэтому я согласна с этой фразой. Ведь человек, ничего не предпринимающий, не сможет изменить свою жизнь в лучшую сторону. Чтобы убедиться в этом, давайте рассмотрим примеры из литературы.
Обратимся к произведению Максима Горького «На дне». Герои пьесы – обитатели ночлежки, которые погрязли в нищете и постепенно теряют надежду и веру в себя. Рассмотрим одного из них – Актёра. Это добрый и справедливый человек, но у него есть проблемы с алкоголем. Надежду в него вселяет странник Лука. Актёр даже начинает копить деньги на лечебницу, чтобы после выздоровления он смог вернуться к прошлой жизни на сцене. Но, не узнав адреса, быстро отчаивается и кончает жизнь самоубийством. Я думаю, что, если бы герой взял себя в руки и бросил свою вредную привычку, то смог бы добиться своей мечты.
Иной пример описал И.А.Гончаров в своём произведении «Обломов». Андрей Штольц после смерти отца не унаследовал ни крепостных, ни больших денег. Однако он смог добиться высокого положения в обществе благодаря своему труду. Отец научил его идти к своей цели, переступая все преграды. И у Андрея Штольца это получилось. Писатель показал на примере этого героя, что человек, который не сидит на месте, совершенствуется, идёт к своей цели и не сдаётся, обязательно добьётся больших успехов в жизни.
Рассмотрев произведения М.Горького и И.А. Гончарова, мы убедились в том, что человек, взяв себя в руки, может исполнить свою мечту. А тот, кто не желает действовать, упускает возможности из-за своей нерешительности или лени, ничего не сможет изменить в своей жизни. Поэтому, поставив себе цель, человек должен продумать свои действия для её достижения.


Здравствуйте, Эльзана!

У вас получилось логичное, грамотное и убедительное сочинение.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Литературные примеры сопровождаются аналитическим комментарием.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Логических ошибок не выявлено.

К 4 (речь)+ 1 балл

Речь грамотная, выразительная.

Чтобы убедиться в этом, давайте рассмотрим примеры из литературы.

Это разговорное слово, стилистически неуместно в сочинении.

Рассмотрев произведения М.Горького и И.А. Гончарова, мы убедились в том, что человек, взяв себя в руки, может исполнить свою мечту. А тот, кто не желает действовать, упускает возможности из-за своей нерешительности или лени, ничего не сможет изменить в своей жизни. Поэтому, поставив себе цель, человек должен продумать свои действия для её достижения.

Постоянно повторяете слово «ÑÐ²Ð¾Ð¹»! Лучше его вообще не использовать, оно почти всегда лишнее в предложении.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 1

Ошибки

Орфография

нет

Пунктуация

Я думаю, что, если бы герой взял себя в руки и бросил свою вредную привычку, то смог бы добиться своей мечты.

Запятая на стыке союзов не нужна.

Грамматика

Герои пьесы – обитатели ночлежки, которые погрязли в нищете и постепенно теряют надежду и веру в себя.

Видо-временная несоотнесенность.

Общий вывод по работе

Итак, Эльзана, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако анализ литературных примеров постарайтесь делать более развернутым, чтобы объем сочинения достигал рекомендуемого количества слов — 350.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

Возврат к списку

  • Сочинение драгоценные книги о чем могут рассказать книги
  • Сочинение достопримечательности ростова на дону
  • Сочинение дороги которые мы выбираем с аргументами из литературы
  • Сочинение дом моей мечты на казахском
  • Сочинение дон кихот книга на все времена