Если гениальность — величие ума,
то великодушие — гениальность души.
Э. Севрус
Часто ли мы задумываемся над тем, что скрыто в корне слова? Речь даже не столько о морфеме, которую мы со школьных времен привыкли выделять округлым значком, сколько о сути, зерне, глубоком смысле, изначально в слове заложенном. Исконно русские слова именно в силу своей длительной истории существования в языке сначала «в привычку входят», а потом и «ветшают, как платье». Но что мешает нам увидеть и услышать их заново, приникнуть к источнику и ощутить радость обретения, прозрения?
Кого мы считаем великодушным человеком?
Чаще всего ответ такой: того, кто умеет прощать. Вот и в словаре Д.Н. Ушакова великодушие трактуется как «свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. Простить обиду в порыве великодушия». Однако в этом определении сквозит какая-то слабость человека великодушного. А слабых во все времена попирали. Что же, быть великодушным – это себе в ущерб? Как-то это не вяжется с самим словом ВЕЛИКОДУШИЕ.
Немного иной ракурс рассмотрения понятия у С.И. Ожегова. Великодушный человек в его толковании – «обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами». Отталкиваясь от двух корней в слове-источнике, Ожегов совершенно справедливо говорит о высоте души. Это куда ближе к истине. Но загадок еще остается много.
Обычно, стараясь дать чему-либо более точное определение, мы начинаем подбирать синонимы. Посмотрим, что за ряд тождественных или близких понятий у слова «великодушие» в различных словарях. Находим: бескорыстность, благородность, благородство, веледушие, великосердие, величие души, возвышенность, высокость, нравственное величие, рыцарство, щедрость. В этом ряду можно выявить несколько смысловых групп: бескорыстность – щедрость (великодушный человек не должен быть жадным во всех смыслах); великосердие – веледушие (у него открытое, сильное, щедрое, отзывчивое сердце); благородство – рыцарство (с этими понятиями связываются верность слову и делу, честь, честность, любовь, бесстрашие, служение великому делу, чувство долга, ответственность); возвышенность – высокость (это величие помыслов и чувств, отсутствие низменных качеств, интеллектуальность, способность к творчеству, тонкая организация, гуманность). Итак, благодаря синонимическому ряду в определении «великодушный человек» открылись новые грани, углубились смыслы, проявились сила и мощь.
«Доброжелательствовать и творить добро»
Мы <…>во всем являем себя, как служители Божии <…>
в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости,
в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины…
Второе Послание к Коринфянам
Святого Апостола Павла
У Владимира Ивановича Даля в его словаре живого великорусского языка понятие «великодушие» обнаруживает новые, христианские значения: «свойство переносить кротко все превратности жизни, прощать все обиды, всегда доброжелательствовать и творить добро». Такие качества, как смирение, кротость и терпение «в невзгодах, лишениях, обидах, огорчениях, неустройствах» выступают в этом определении на первый план. Но не менее значима концовка, в которой речь идет о деятельной доброте: если ты великодушен – желай добра, твори добро. Перешагивая порог своего дома и устремляясь мыслью к светлым силам, великодушный человек ежедневно просит благословения на добрые дела. Так проявляются созидательные ноты великодушия. В христианской морали великодушие понимается как всепрощение: людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих». Это большой труд. Человеку приходится смирять свою гордыню, укрощать гнев, отрекаться от всего суетного. Любить людей со всеми их слабостями и страстями нелегко. Далеко не каждый на это способен. Зато те, у кого это получается, обретают какой-то особый свет, привлекающий людей. К великодушному человеку, как к теплому огню, все стремятся со своими печалями и радостями. А когда такие особенные люди уходят из жизни, в мире словно становится меньше света. Памятью о великодушном человеке люди еще долго живут, мысленно обращаясь к нему, словно сверяя свой внутренний компас.
В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир». В конце своей жизни, прошедший через нравственные испытания и физические муки, князь Андрей становится способен искренне пожалеть своего страдающего врага, Анатоля Курагина, и в этом проявляется истинное величие его души: «восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». Получив смертельное ранение, он с сожалением понимает, что дальнейшая его жизнь могла бы пройти по-иному: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!» Величие духа князя Андрея – это итог его кропотливой работы над собой; перед лицом смерти он просветлел душой, вознесся к высотам духа и тем явил пример истинного мужества. Ни жалоб, ни озлобления. Строгое и чистое просветление.
Быть великодушным – это уметь жалеть и понимать других людей. Подбадривать, подставлять им плечо в трудную минуту. Уметь хвалить искренне, без тени зависти.
Замечать таланты и указывать им стезю, дарить идеи – это тоже великодушие. Великолепный образец – Александр Сергеевич Пушкин, светлый гений. Его солнечная природа проявлялась и в творчестве, и в мироощущении, и в отношении к друзьям и близким. «Если жизнь тебя обманет,/ Не печалься, не сердись! В день уныния смирись:/ День веселья, верь, настанет», — строчки из его стихотворения говорят о христианском мировосприятии: не печалиться, не унывать, не гневаться, проявлять смирение, терпеть и верить в лучшее. Эта же мысль в письме А.С. Пушкина к П.А. Плетневу от 22 июля 1831 года, в котором он врачует душу друга: «Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. Опять хандришь. Эй, смотри, хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу… Жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя, не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы». Хотелось жить, виделось далекое будущее, но судьба распорядилась по-иному…
О последних днях А.С. Пушкина осталось несколько воспоминаний друзей и близких, в которых с новой силой проступает величие духа поэта. П. А. Вяземский: «Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного… Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого скрытого самоотвержения». В.И. Даль: «Пушкин заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил… Когда тоска и боль его одолевали, он крепился усильно, и на слова мои: терпеть надо, любезный друг, делать нечего; но не стыдись боли своей: стонай, тебе будет легче, — отвечал отрывисто: «Нет, не надо; жена услышит”… Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его». Е.Н. Мещерская-Карамзина: «Когда друзья и несчастная жена устремились к бездыханному телу, их поразило величавое и торжественное выражение лица его. На устах сияла улыбка, как будто отблеск несказанного спокойствия, на челе отражалось тихое блаженство осуществившейся святой надежды».
«Великодушие довольно точно определено своим названием»
Самый большой дар в жизни – великодушие.
Из заповедей Будды.
Великодушие — непременное качество благородства.
Из поговорок Пророка.
Много ли вокруг нас по-настоящему великодушных людей? Увы. И сетовать на это бесполезно. Так же не много по-настоящему талантливых, по-настоящему мудрых. Их надо беречь. Ведь это дар Божий. Во всех мировых религиях можно найти образцы великодушного самопожертвования, служения людям. Вне зависимости от вероисповедания, этнической или расовой принадлежности распределяется меж людьми доброта, благородство, сострадание. Вспомним, как в трагические годы Великой Отечественной войны и после нее люди брали в семьи чужих потерянных детей, делились последним, ютились под одной крышей и не разделялись на своих и чужих. В этом чувствовались величие, единство и правота многонациональной страны. Величина страны и ее величавость определяли и широту души людей, ее населяющих. Может показаться, что великодушных людей тогда было больше, чем теперь, в более сытое и спокойное время. Но, наверное, процент великодушия остался прежним. Ведь по сути не важно, в огромной стране ты живешь или в едва заметной на карте, житель ты современного мегаполиса или средневековой деревеньки, мирный обыватель или воин, все равно можно найти примеры великодушия, которые заставляют людей становиться лучше.
Встретил великодушного человека – держись подле него, помогай ему, приобщайся. Можем ли мы о себе сказать: «Я человек великодушный»? Ответ у каждого свой. Но каких бы этических и религиозных взглядов мы ни придерживались, суть одна: «душа обязана трудиться» над собой. Можно по-чеховски выдавливать из себя по капле раба или по-толстовски стремиться быть вполне хорошим, можно изобрести собственную формулу нравственного и духовного восхождения. Главное – душою ввысь, любя, прощая, помогая.
Высказывания о величии души человеческой принадлежат разным временам, но суть у них одна.
- Быть крылатым от рождения лучше всех на свете благ. Аристофан.
- Великодушие — кротко переносить чужую погрешность. Демокрит.
- Великодушие — это благородное усилие гордости, с помощью которого человек овладевает собой, тем самым овладевая и окружающим. Франсуа де Ларошфуко.
- Великодушие довольно точно определено своим названием; кроме того, можно сказать, что оно – здравый смысл гордости и самый достойный путь к доброй славе. Франсуа де Ларошфуко.
- Великодушие — это не что иное, как сострадание благородного сердца. Никола Себастиан Шамфор.
- Победителю прилично великодушие. Александр Суворов.
- Без великодушных идей человечество жить не может. Федор Михайлович Достоевский.
Менеджер проекта «Современный русский» Тамара Скок
Обида – смешанное чувство жалости к себе и зла на обидчика. Это чувство знакомо каждому из нас. Предлагаем несколько вариантов сочинений на тему «Обида» для учеников выпускных и других классов.
Часто обида приводит к желанию отомстить, если человек не находит в себе силы на прощение. Это чувство становится тяжёлым грузом, который ты носишь сам. С этим жить непросто, она жжёт сердце.
Что такое Обида – сочинение
Все знают обиду, злость на преступника, разочарование. Это жгучее чувство изнутри, болезненное, ядовитое, что отравляет хорошее отношение к человеку. Эту эмоцию чаще всего испытывает человек, от которого вы ожидаете совершенно иных действий, хорошего отношения, поддержки.
В вашей голове есть реальность о том, как человек должен думать и относиться к вам. В основном из-за того, что наше восприятие и наша реальность отличаются, мы легко обижаемся и не понимаем, почему это произошло.
Очень важно научиться прощать человека, отпустить ситуацию и не скрывать внутри себя ядовитое чувство. Нужно уметь отпустить боль и мысли о том, как это случилось и как он, она или он могут это сделать. Это будет правильным и милосердным поступком, и особенно для себя.
Гнев, месть, сплетни и жалость к себе — это результат того, что мы не прощаем оскорбление и не ценим его последствий внутри, не снимаем с себя бремя и ведем себя щедро. Прощение, сострадание, милосердие, что бы ни случилось, — это то, чем нужно руководствоваться, даже в то время, когда это так трудно сделать.
С другой стороны, ум, сердце, душа — все отравляется едким чувством, теряется способность трезво мыслить, поступать правильно. Стыд маленьких шагов меняет нас и превращает в то, кем мы никогда не хотели быть.
Сначала мы начинаем отталкивать преступника от себя, потом других близких нам людей, которые, как нам кажется, в какой-то момент обидели нас, которые борются и едва ли могут остановиться, которые теряют себя и свой путь к самим себе. Кроме того, очень важно уметь прощать не только других, но и самого себя.
Лучше попросить прощения, а если человек не хочет слышать слова извинений, не готов простить сейчас, то нужно дать ему время. Лучше попросить прощения чуть позже, а если все-таки не удается достучаться до человека, простить себя, сделать выводы о том, как поступить правильно и двигаться дальше.
Скрытое недовольство, гнев, печаль, грусть, эгоизм являются источниками болезней и самоуничтожения.
В поддержку этой позиции я хотел бы сослаться на зарубежную литературу, на работу Виктора Гюго «Изгои».
Этот роман описывает непростую судьбу бывшего осужденного Жана Волжана. Он был в тюрьме почти двадцать лет за краденый хлеб. Епископ Мириэль дает ему кров и убежище. В ответ на его милосердие Волжан крадет серебро своей семьи.
Епископ не сообщает о нем, а, наоборот, прикрывает его от милиции замечанием, что он добровольно отдал серебро своей семье и тем самым спас Волжана от тяжелого труда.
Из впечатления и удивления от поступка Мириэль, из восхищения его состраданием и щедростью, Жан начинает свою жизнь заново. Он принимает решение стать честным человеком, и судьба начинает благоприятствовать Волжане. Он основал собственную фабрику, а потом даже стал мэром города.
Есть действия, которые очень трудно простить, даже любимому человеку, иногда это кажется невозможным. Тем не менее, стоит попытаться простить оскорбление, облегчить сердце человека и перестать нести это тяжелое бремя в одиночку.
Сочинение на тему Обида
Обида. Как много в этом слове… Она всегда несет с собой душевную боль, горечь несправедливости, разочарование от своих же неоправданных надежд — когда чего-то ждешь от человека и не получаешь этого в итоге в ответ, и так далее и тому подобное.
И при каждом новом ее появлении человек всегда ощущает удушающую тяжесть, от которой не так-то легко избавиться.
А еще обиды имеют тенденцию накапливаться, становясь чуть ли не вредной привычкой.
Вернее, не просто вредной, но еще и опасной, так как ее последствия весьма плачевны и разрушительны не только для организма в своих психосоматических проявлениях, но и для всей последующей жизни непрестанно обижающегося на все вокруг человека.
Рассказчик из текста В. Солоухина «Мстители» тоже испытывает подобное чувство, и оно рождает в его душе массу отрицательных эмоций: желание отомстить, агрессию, вынуждает идти на обман, переживать злость.
Когда в спину рассказчику Витька Агафонов кинул тяжелый земляной шарик, тот обиделся и решил отомстить обидчику. Он разжигал в себе это чувство, от которого сам же и «накалился». Правда, благодаря своему добродушию, позже обиду простил и правильно сделал: ею в первую очередь разрушаешь себя.
Часто в жизни мы обижаемся на родителей, делающих нам замечания. Однако нужно помнить, что они вовсе не желают нас обидеть, а, наоборот, хотят, чтобы мы были лучше. Поэтому никогда не нужно на них обижаться.
Таким образом, обида — это реакция на неприятность, которую ты считаешь незаслуженной по отношению к себе. Это чувство испытываешь, если тебя подвели, предали, если тебе сделали больно словом или делом, однако не стоит долго держать его в себе: обида разрушительна.
Что я понимаю под словом Обида
В моем понимании обида — это отрицательное, неприятное чувство жалости к себе и ненависти к какому — либо человеку, обидевшему тебя, реакция человека на совершенное по отношению к нему несправедливое и незаслуженное, плохое действие или слово. Люди испытывают ее, если их подвели, обманули или предали.
Чувство обиды заставляет переживать и злиться, возможно даже вызывает желание отомстить, поругаться и поссориться, приводя к ужасным, страшным последствиям, ведь не каждый сможет простить своего обидчика.
Также, каждый должен задуматься над своими словами и поступками, действиями, ведь они могут обидеть кого — либо, будь то близкий или же совсем незнакомый человек.
В произведении «Бедная Лиза» М. Н. Карамзина автор ведет рассказ о бедной крестьянской девушке — Лизе, живущей со своей старенькой мамой, полюбившей богатого красавца Эраста, с которым она познакомилась, продавая нежные полевые цветы в городе.
Проиграв все свое состояние, молодой человек, женившись на другой богатой женщине, предал несчастную Лизу, ранив в самое сердце, непростительно обидев ее. Несчастная девушка была не в силах справиться с обидой, мучениями и страданиями, вследствие чего погибла.
Я считаю, что обида — это разрушающее и угнетающее чувство, с которым человек обязан бороться, каждый должен уметь находить силы прощать, исцеляя свою душу и принося гармонию в свои отношения с людьми.
Обида рождает в нашей душе много отрицательных, страшных мыслей и эмоций, превращается в тяжелый, невыносимый груз, который мы носим на сердце. Если человек не станет держать обиду в себе, простив обидчика, мир для него снова станет ярким, сияющим и прекрасным.
Эссе Обида и прощение
Каждого из нас обижали хотя бы, потому что конфликт — это неотъемлемая часть человеческой природы. Некоторые люди и вовсе обижаются на успехи других, это зависть. Она в свою очередь побуждает человека обидеть своего более успешного знакомого. Так и рождается круг ненависти.
Одним из наиценнейших качеств, которым может быть наделен человек, является умение прощать. Как правило, данной способностью обладают лишь единицы, в то время как другие, не могут постичь мудрость этого поступка годами.
Человек, умеющий прощать обиды, легко переживает трудности и неудачи, он не боится разочаровываться в людях, он не затаивает обиду на долгие годы. Если кто-то поступает плохо по отношению к нему, он прощает человека и просто прекращает с ним общение, вместо того, чтобы вынашивать коварный план мести долгие годы, как делают, не умеющие прощать люди.
Безусловно, научиться прощать людей непросто, именно поэтому, данное умение дано далеко не каждому. Человек должен научиться понимать, что все мы – не идеальны, каждый из нас время от времени может совершать оплошности, о которых мы впоследствии жалеем или жаждем их исправить, чтобы вернуть ситуацию в прежнее русло.
Благодаря умению прощать человек не переживает застоя, он не держит обиду, не начинает сосредотачиваться на негативных эмоциях, а наоборот, занимается саморазвитием, вкладывая в себя наибольшее количество духовных и физических сил.
Если человек чрезмерно добрый, то умение прощать, в действительности, может сыграть с ним злую шутку, так как, из раза в раз, он будет прощать человека, который не заслуживает прощения и не осознает ценности быть прощенным, то есть продолжает вести себя соответствующим образом.
Проведенные социологически исследования показали, что более двух третей нашего общества испытывает существенные затруднения с тем, чтобы прощать человека, в то время, как сами считают, что им должны легко прощать те ситуации, где они повели себя не идеально.
Считается, что по-настоящему счастливым может стать только тот человек, который научился искренне прощать другого, не просто принимать извинения и из вежливости изображать, что все хорошо, а действительно быстро отпускать нехорошую ситуацию.
Научиться прощать не так-то и просто, и как правило, ко многим данная способность приходится уже в зрелом возрасте, когда сквозь мудрость прожитых лет. человек осознает, что большинство ситуаций не стоит того, чтобы из-за них переживать и огорчаться.
Сочинение-рассуждение про Обиду
Что такое обида? Обида – это чувство глубокого огорчения, состояние, при котором человек чувствует себя одиноким. Свой тезис я могу доказать двумя аргументами.
В тексте В. Железникова “Он проснулся ночью неизвестно от чего” герой рассказа поругался с родителями из-за испорченных ботинок. Чувство обиды у мальчика начало выражаться в состоянии полного одиночества, «ему казалось, что он на самом деле совсем один на всём свете.
Так страшно было темно, так сильно надувал ветер парусом занавески и звенел мелким звоном в стекле». Когда обида начала проходить, он понял, что родители рядом и ветер за окном не такой уж и страшный. Автор хотел показать, что обида заставляет нас чувствовать отрицательные эмоции, поэтому очень важно уметь с ней справиться.
Другой пример можно найти на страницах повести Н.В. Гоголя «Шинель». Когда у Акакия Акакиевича Башмачкина крадут шинель, его единственную гордость, он направляется за помощью к «значительному лицу».
Он вместо помощи грубо «распекает» его, чтобы поразить своего приятеля. Акакий Акакиевич, не чуя ног, уходит домой с горьким чувством обиды на окружающий мир. Вместо того чтобы обратиться к окружающим за помощью, он остается наедине со своей обидой, которая доводит его до горячки.
Так Башмачкин умирает в полном одиночестве. Данный пример показывает, насколько сильным может быть чувство обиды и насколько важно не погружаться в него, иначе все может закончиться трагически.
Таким образом, можно сделать вывод: чувство обиды может заставить человека чувствовать себя одиноким, но важно не зацикливаться на обидах и уметь прощать.
Читайте также: Сочинения по рассказу «Под одной крышей» В. Солоухина
Таким образом, обида – это чувство, которое испытывает человек, когда по отношению к нему допущена несправедливость. Обиду не всегда легко простить, и сделать это получается только у самых отходчивых, незлобивых людей.
Что такое Обида – сочинение
1
Что я понимаю под словом Обида
1
Сочинение-рассуждение про Обиду
Сочинение на тему Обида
-1
Каждый человек любит и ценит свой дом и свою семью. Ведь дом считается собственной крепостью, где можно укрыться от любых жизненных невзгод, а люди, которые в нем живут, которые всегда поймут и поддержат в трудную минуту – это и есть семья. И роль ее для каждого из нас огромна. Ведь с семьей связаны все первые ощущения и представления человека, когда он только начинает осознавать окружающий мир. А впоследствии именно в семье формируются такие человеческие понятия как любовь и забота. Недаром семью называют ячейкой общества, малой родиной. В ней формируется человеческая личность, происходит воспитание индивидуума. Поэтому обычно от того, какая у человека была семья, зависит и то, каким он стал. Для меня моя семья – это самое важное в жизни.
Семья для каждого – это те самые любимые и родные люди, которые были с ним с самого детства. И главная роль в создании семейного очага принадлежит, конечно, матери. Женщина может быть блестящим специалистом в любой области, однако, самая главная ее роль в обществе, то, с чем не сможет справиться ни один мужчина – это создание семьи. Женщина с древних времен была хранительницей домашнего очага. На нее возлагалась вся работа по дому. Кроме того, она должна была создать такую домашнюю обстановку, чтобы остальные члены семьи чувствовали тепло и уют дома, ощущали себя семьей – единым целым. Это очень тяжелая и ответственная работа, но женщина всегда справлялась с ней. Сейчас совсем другие времена. Женщина занята на работе, а для дома остается все меньше времени. Однако она и сейчас, как и много лет назад, бережет дом, создает, поддерживает и укрепляет семью. Мама – самый близкий мне человек. Я считаю, что глава нашей семьи – это, все-таки, мама.
Конечно, чтобы семья была хорошей и дружной, одних сил матери недостаточно. Все члены семьи должны прикладывать усилия для создания семейного климата. Ведь семья – это, прежде всего, коллектив.
Семейные традиции очень важны для того, чтобы каждый человек в семье чувствовал себя ее членом, имел с остальными родственниками что-то общее. И, конечно, в каждой семье существуют свои даты, которые памятны всем, свои семейные праздники. Наша семья с нетерпением ждет их наступления, потому что они приносят всем нам радость. Но не только этим хороши семейные традиции. Проводя вечер с родителями, дети тоже ощущают себя полноценными членами семьи, и это нас очень объединяет.
Важно, чтобы в любой семье было доверие и взаимопонимание, любовь и забота друг о друге. Семья тем и хороша, что здесь человек всегда остается собой, и ни при каких обстоятельствах его не разлюбят, всегда поймут и поддержат. Семья – это важнейшая опора для любого человека, которая должна оставаться с ним всегда.
2. Моя семья – сочинение для 1, 2, 3 классов
Не могу сказать, что наша семья чем-то сильно отличается от других семей нашей страны. Нет в ней ничего необычного и выдающегося. Однако для меня она самая лучшая.
Я очень люблю своего отца. По работе ему часто приходится ездить в длительные командировки, поэтому дома он бывает редко. Однако когда он приезжает, в нашей семье всегда бывает праздник. С отцом мне всегда весело и интересно. Он много знает и умеет, всегда находит полезную и интересную работу, в которой я тоже могу ему помочь.
Маму я люблю ничуть не меньше папы. Для меня мама – самый дорогой и близкий человек. Она всегда поддержит и поможет, даст дельный совет. Моя мама умеет многое. Она очень хорошо готовит, умеет шить и вязать. В нашем доме всегда чисто и уютно, и в этом заслуга нашей мамы. Я люблю разговаривать с ней, и из каждой беседы узнаю много нового и интересного для себя.
У меня есть младший брат. Он непослушный, шаловливый, но все равно я его очень люблю. Он очень любит играть со мной.
Наша бабушка – уважаемый человек. Она ветеран войны и труда. У нее есть много наград за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной Войны. Интересно слушать бабушку, когда она рассказывает о военных годах. Наша бабушка очень добрая и никогда не сердится.
В нашем доме есть и животные. У нас живут две кошки и попугайчики. Они тоже чувствуют себя здесь уютно и знают, что их здесь любят. Наша семья очень дружная, вот почему она для меня самая лучшая.
3. Сочинение – 5, 6 класс
Семья – это люди, ближе которых уже никого не найти. Вот почему для меня семья так важна, почему я так ею дорожу.
Моя семья небольшая. У меня есть мама, папа и старший брат. Маму я очень люблю. Где бы я ни была, что бы со мной не случилось, я всегда рассчитываю на ее поддержку и помощь. Она всегда уделяет нам с братом много внимание, всегда выслушает, посоветует. С ней можно говорить обо всем, а это очень важно. Хорошо, когда есть такой человек, от которого не нужно ничего таить. Мама работает на заводе инженером. Она хороший и грамотный специалист, на работе ее ценят.
Мой папа работает в строительстве. Он – глава крупного строительно-монтажного подразделения. Это очень серьезная работа, требующая знаний, колоссального опыта и умения работать с подчиненными. Однако в семье он не похож на большого начальника. Он очень добрый и никогда не повышает голос. С ним всегда бывает интересно. Он очень много читает и всегда может рассказать что-нибудь увлекательное. Работа – не единственный интерес в его жизни. Еще он занимается спортом и интересуется историей. Мы с братом подолгу беседуем с отцом. Из этих бесед всегда узнаешь что-то новое и полезное для себя.
Мой брат решил стать врачом. Он принял это решение уже давно и все делает для того, чтобы его мечта осуществилась. Брат не захотел идти по стопам родителей и выбирать инженерную специальность. Карьера врача привлекает его гораздо больше. Теперь он усиленно занимается биологией и химией, самостоятельно изучает дополнительный материал, чтобы поступить в медицинское учебное заведение. Известно, как сложно туда поступить, и вообще, какая это трудная работа – быть врачом. Однако мой брат уверен в своем выборе, а я удивлена его целеустремленностью и желаю ему успехов.
Есть у нас и еще один житель. Это наш котенок. Он у нас появился недавно, но никто из нас уже не представляет нашу семью без этого очаровательного и милого существа. Некоторые скажут, что животное не может относиться к семье, однако я с этим готова поспорить. Нашего котенка все считают полноценным членом семьи.
Наша семья очень дружная. И она много значит для меня. Я хочу, чтобы она оставалась такой всегда, а сама делаю все, чтобы другие чувствовали мою поддержку и вклад в укрепление нашей семьи.
Всё для учебы » Сочинения » Сочинение на тему моя семья
 Â
Â
ÐиÑи Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ Ð:
пÑоÑÑное воÑкÑеÑенÑе, непÑоÑенÑй гоÑÑÑ, незванÑй гоÑÑÑ, гоÑÑинÑй, гоÑÑинеÑ, гоÑÑиниÑа, гоÑÑинаÑ, злаÑокованÑй, поÑажÑнÑй оÑеÑ, названÑй бÑаÑ, веÑÑенÑй, конÑенÑй Ñеловек, пÑиданое, мÑдÑÑнÑй, ÑÑженÑй, ÑмÑÑлÑнÑй, ÑнÑй, ÑÑмÑнÑй, пÑÑнÑй, пÑÑнÑй, беÑенÑй, ÑдÑнÑй, ÑÑÑнÑй, Ñвиной, жÑванÑй, кованÑй, клÑванÑй, ваÑеник, дÑаник, ÑÑÑженик, мÑÑеник, ÑÑÑжениÑа, мÑÑениÑа, ÑеÑебÑÑник, беÑÑÑебÑеник, маÑлениÑа, коÑÑÑника, пÑдÑениÑа, олÑÑаник, пÑÑаниÑа, ÑоÑÑÑник, длина, иÑÑина.
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ â ÑпаÑение, вÑзов или ÑÑагедиÑ?
26.09.2021 19:51:33
ÐвÑоÑ: ÐнаÑÑаÑÐ¸Ñ ÐÑбимова
ÐÑ Ð¶Ð¸Ð²ÐµÐ¼ в 21 веке — веке наÑки и ÑеÑ
нологий. ТеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ ÑейÑÐ°Ñ ÑазвиваеÑÑÑ;поÑвлÑÑÑÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе ÑелеÑонÑ, компÑÑÑеÑÑ Ð¸ дÑÑÐ³Ð°Ñ ÑеÑ
ника. ÐолÑÑинÑÑво лÑдей изменÑеÑÑÑ Ð² Ñ
ÑдÑÑÑ ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¸Ð·-за завиÑимоÑÑи к гаджеÑам. Ðе вÑе ÑмеÑÑ ÑаÑионалÑно иÑполÑзоваÑÑ Ð¸Ñ
.
ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ñакой завиÑимоÑÑи Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÐ¼ наблÑдаÑÑ Ð² ÑаÑÑказе Ð ÑÑ ÐÑÑдбеÑи «ÐелÑд». Ð ÑÑом пÑоизведении Ð¼Ñ ÑиÑаем о Ñом, как ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð²Ð»Ð¸ÑÐµÑ Ð½Ð° ÑеловеÑеÑÑво. ÐеÑÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð½Ð°Ñа в «Ñмном» доме заменÑла деÑÑм вÑÑ;они «ÑазгÑÑжалиÑÑ» в ней, пÑевÑаÑали некоÑоÑÑе ÑанÑазии в ÑеалÑноÑÑÑ. Ðо ÑодиÑели, понимаÑ, ÑÑо ниÑем Ñ
оÑоÑим ÑÑо не конÑиÑÑÑ, пÑиглаÑали пÑиÑ
олога,ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½ ÑеÑил даннÑÑ Ð¿ÑоблемÑ. ÐÑиÑ
олог, ÑаÑÑмаÑÑÐ¸Ð²Ð°Ñ ÑиÑÑаÑиÑ, подÑказал ÑемÑе ÑмениÑÑ Ð¼ÐµÑÑо жиÑелÑÑÑва.
Таким обÑазом Ð Ñй ÐÑÑдбеÑи доказал, ÑÑо нелÑÐ·Ñ Ð±ÑÑÑ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑимÑм Ð¾Ñ Ñего-либо, или еÑли ÑÑо пÑоизоÑло, нÑжно обÑзаÑелÑно пÑоконÑÑлÑÑиÑоваÑÑÑÑ Ñо ÑпеÑиалиÑÑом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½ назнаÑил кÑÑÑ Ð»ÐµÑениÑ.
Также пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ ÑеÑ
ниÑеÑкого пÑогÑеÑÑа Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼ в повеÑÑи ÐÑлгакова «Ð¡Ð¾Ð±Ð°ÑÑе ÑеÑдÑе». ÐлавнÑй геÑой Филипп Ð¤Ð¸Ð»Ð¸Ð¿Ð¿Ð¾Ð²Ð¸Ñ ÐÑеобÑаженÑкий Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ ÑеÑ
нологий Ñделал из Ñобаки Ñеловека. РпоÑледÑÑвии пÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÑÑÑ Ð¿ÑиобÑел внеÑноÑÑÑ Ð¸ каÑеÑÑва лиÑноÑÑи и полÑÑил докÑменÑÑ Ñ Ñамилией ШаÑиков. Ðо Ñак как изнаÑалÑно ÑÑо бÑла Ñобака, Ñо Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ ÑазвилиÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°ÑивнÑе каÑеÑÑва, как гÑÑбоÑÑÑ, наÑ
алÑноÑÑÑ, наглоÑÑÑ, ÑамилÑÑÑноÑÑÑ Ð¸ Ñак далее. ÐÑи каÑеÑÑва нÑжно иÑпÑавлÑÑÑ Ð¸ пÑиÑем оÑÐµÐ½Ñ ÑÑоÑно, инаÑе Ñакой Ñеловек не ÑÐ¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑжиÑÑÑÑ Ð² обÑеÑÑве.
ÐдеÑÑ Ð°Ð²ÑÐ¾Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑ, ÑÑо из Ñобаки невозможно ÑоздаÑÑ Ð´Ð¾Ð±Ñого и Ñмного Ñеловека.
Таким обÑазом, можно ÑказаÑÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо дейÑÑвиÑелÑно ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ ÑилÑно менÑÐµÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ Ñеловека. ÐÑли Ñеловек бÑÐ´ÐµÑ Ð¿ÑавилÑно иÑполÑзоваÑÑ ÑÐ¾Ñ Ð¶Ðµ ÑелеÑон или компÑÑÑеÑ, Ñо он бÑÐ´ÐµÑ ÑазвиваÑÑÑÑ. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ñжно бÑÑÑ Ð¿ÑеделÑно оÑÑоÑожнÑм, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ ÑÑаÑÑ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑимÑм Ð¾Ñ Ñего-либо и не дегÑадиÑоваÑÑ.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐнаÑÑаÑиÑ!
Ðам ÑдалоÑÑ Ð² ÑоÑинении ÑаÑкÑÑÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð° маÑеÑиале двÑÑ Ð¿Ð¸ÑаÑелей 20 века. ÐмеÑÑе Ñ Ñем ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на непÑавилÑнÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑпÑеÑаÑÐ¸Ñ ÑÑжеÑа Ð. ÐÑлгакова и логиÑеÑкие оÑибки.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
Ðнализ повеÑÑ Ð½Ð¾ÑÑнÑй, недоÑÑаÑоÑнÑй. ÐÑиÑÑÑÑÑвÑÑÑ ÑакÑиÑеÑкие оÑибки в понимании ÑекÑÑа.
Ðо Ñак как изнаÑалÑно ÑÑо бÑла Ñобака, Ñо Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ ÑазвилиÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°ÑивнÑе каÑеÑÑва, как гÑÑбоÑÑÑ, Ð½Ð°Ñ Ð°Ð»ÑноÑÑÑ, наглоÑÑÑ, ÑамилÑÑÑноÑÑÑ Ð¸ Ñак далее.
ÑакÑ.оÑибка в инÑеÑпÑеÑаÑии ÑекÑÑа: ÑÑи каÑеÑÑва поÑвилиÑÑ Ñ Ð³ÐµÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ Ð¾Ñ Ñобаки, а Ð¾Ñ ÑеловеÑеÑкого доноÑа, лÑмпена Ðлима ЧÑгÑнкина
ÐÑи каÑеÑÑва нÑжно иÑпÑавлÑÑÑ Ð¸ пÑиÑем оÑÐµÐ½Ñ ÑÑоÑно, инаÑе Ñакой Ñеловек не ÑÐ¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑжиÑÑÑÑ Ð² обÑеÑÑве.
геÑои пÑÑалиÑÑ Ð¸Ñ Ð¸ÑпÑавиÑÑ, но Ñо, ÑÑо дано генеÑиÑеÑки, воÑпиÑанием не коÑÑекÑиÑÑеÑÑÑ, как показÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑÑ
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 1 балл
ÐогиÑеÑкие наÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ðµ меÑаÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑмÑÑла Ñказанного.
Ð¢ÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкий пÑогÑеÑÑ ÑейÑÐ°Ñ ÑазвиваеÑÑÑ; поÑвлÑÑÑÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе ÑелеÑонÑ, компÑÑÑеÑÑ Ð¸ дÑÑÐ³Ð°Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°.
он и пÑежде ÑазвивалÑÑ
Также пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкого пÑогÑеÑÑа Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼ в повеÑÑи ÐÑлгакова «Ð¡Ð¾Ð±Ð°ÑÑе ÑеÑдÑе».
Ñ Ð¢ÐÐÐÐ Ð°Ð±Ð·Ð°Ñ Ð½Ðµ наÑинаем
Также пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ ÑеÑ
ниÑеÑкого пÑогÑеÑÑа Ð¼Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼ в повеÑÑи ÐÑлгакова «Ð¡Ð¾Ð±Ð°ÑÑе ÑеÑдÑе». ÐлавнÑй геÑой Филипп Ð¤Ð¸Ð»Ð¸Ð¿Ð¿Ð¾Ð²Ð¸Ñ ÐÑеобÑаженÑкий Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ ÑеÑ
нологий Ñделал из Ñобаки Ñеловека. РпоÑледÑÑвии пÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÑÑÑ Ð¿ÑиобÑел внеÑноÑÑÑ Ð¸ каÑеÑÑва лиÑноÑÑи и полÑÑил докÑменÑÑ Ñ Ñамилией ШаÑиков. Ðо Ñак как изнаÑалÑно ÑÑо бÑла Ñобака, Ñо Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ ÑазвилиÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°ÑивнÑе каÑеÑÑва, как гÑÑбоÑÑÑ, наÑ
алÑноÑÑÑ, наглоÑÑÑ, ÑамилÑÑÑноÑÑÑ Ð¸ Ñак далее. ÐÑи каÑеÑÑва нÑжно иÑпÑавлÑÑÑ Ð¸ пÑиÑем оÑÐµÐ½Ñ ÑÑоÑно, инаÑе Ñакой Ñеловек не ÑÐ¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑжиÑÑÑÑ Ð² обÑеÑÑве.
ÐдеÑÑ Ð°Ð²ÑÐ¾Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑ, ÑÑо из Ñобаки невозможно ÑоздаÑÑ Ð´Ð¾Ð±Ñого и Ñмного Ñеловека.
Таким обÑазом, можно ÑказаÑÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо дейÑÑвиÑелÑно ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ ÑилÑно менÑÐµÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ Ñеловека.
Так как Ñ Ð¨Ð°Ñикова оÑÑалиÑÑ Ñовно Ñе каÑеÑÑва, коÑоÑÑе бÑли Ñ ÐµÐ³Ð¾ «Ð¿ÐµÑвоиÑÑоÑника», Ñо ÑÑо пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ ÑвидеÑелÑÑÑвÑÐµÑ Ð¾Ð± обÑаÑном: ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð½Ðµ в ÑоÑÑоÑнии измениÑÑ Ñеловека, не в ÑоÑÑоÑнии из Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾Ð³Ð¾ генеÑиÑеÑкого маÑеÑиала ÑделаÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑий
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 1 балл
РеÑевÑе оÑибки не влиÑÑÑ ÑÑÑеÑÑвеннÑм обÑазом на воÑпÑиÑÑие ÑекÑÑа.
Ð¢ÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкий пÑогÑеÑÑ ÑейÑÐ°Ñ ÑазвиваеÑÑÑ; поÑвлÑÑÑÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе ÑелеÑонÑ, компÑÑÑеÑÑ Ð¸ дÑÑÐ³Ð°Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°.
ÑавÑологиÑ
Таким обÑазом Ð Ñй ÐÑÑдбеÑи доказал, ÑÑо нелÑÐ·Ñ Ð±ÑÑÑ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑимÑм Ð¾Ñ Ñего-либо, или еÑли ÑÑо пÑоизоÑло, нÑжно обÑзаÑелÑно пÑоконÑÑлÑÑиÑоваÑÑÑÑ Ñо ÑпеÑиалиÑÑом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½ назнаÑил кÑÑÑ Ð»ÐµÑениÑ.
лÑÑÑе замениÑÑ Ð½Ð° Ñлово «Ð¾Ð¿Ð°Ñно»
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл, вÑего допÑÑено оÑибок: 6
ÐÑÑогÑаÑиÑ
РпоÑледÑÑвии пÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÑÑÑ Ð¿ÑиобÑел внеÑноÑÑÑ Ð¸ каÑеÑÑва лиÑноÑÑи и полÑÑил докÑменÑÑ Ñ Ñамилией ШаÑиков.
ÐÐÐСÐÐÐСТÐÐÐ
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
Таким обÑазом ÐÐТ Ð Ñй ÐÑÑдбеÑи доказал, ÑÑо нелÑÐ·Ñ Ð±ÑÑÑ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑимÑм Ð¾Ñ Ñего-либо, или еÑли ÑÑо пÑоизоÑло, нÑжно обÑзаÑелÑно пÑоконÑÑлÑÑиÑоваÑÑÑÑ Ñо ÑпеÑиалиÑÑом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½ назнаÑил кÑÑÑ Ð»ÐµÑениÑ.
запÑÑÐ°Ñ Ð¿Ñи ввод.Ñлове
ÐÑаммаÑика
Ðо ÑодиÑели, понимаÑ, ÑÑо ниÑем Ñ Ð¾ÑоÑим ÑÑо не конÑиÑÑÑ, пÑиглаÑали пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð°,ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½ ÑеÑил даннÑÑ Ð¿ÑоблемÑ. ÐÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³, ÑаÑÑмаÑÑÐ¸Ð²Ð°Ñ ÑиÑÑаÑиÑ, подÑказал ÑемÑе ÑмениÑÑ Ð¼ÐµÑÑо жиÑелÑÑÑва.
наÑÑÑение видо-вÑеменной ÑооÑнеÑенноÑÑи, нÑжно замениÑÑ Ð½Ð° ÐÐ ÐÐÐÐСÐÐÐ
наÑÑÑение видо-вÑеменной ÑооÑнеÑенноÑÑи, нÑжно замениÑÑ Ð½Ð° Ð ÐССÐÐТРÐÐ
Таким обÑазом Ð Ñй ÐÑÑдбеÑи доказал, ÑÑо нелÑÐ·Ñ Ð±ÑÑÑ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑимÑм Ð¾Ñ Ñего-либо, или еÑли ÑÑо пÑоизоÑло, нÑжно обÑзаÑелÑно пÑоконÑÑлÑÑиÑоваÑÑÑÑ Ñо ÑпеÑиалиÑÑом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½ назнаÑил кÑÑÑ Ð»ÐµÑениÑ.
замениÑÑ Ð½Ð° ÑоÑз Ð
Ðо Ñак как изнаÑалÑно ÑÑо бÑла Ñобака, Ñо Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ ÑазвилиÑÑ Ð¢ÐÐÐРнегаÑивнÑе каÑеÑÑва, как гÑÑбоÑÑÑ, Ð½Ð°Ñ Ð°Ð»ÑноÑÑÑ, наглоÑÑÑ, ÑамилÑÑÑноÑÑÑ Ð¸ Ñак далее.
наÑÑÑение ÑоÑÑава ÑоÑза
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, ÐнаÑÑаÑиÑ, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ вдÑмÑиво оÑнеÑÑиÑÑ Ðº ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ ÑдожеÑÑвеннÑÑ Ð¿Ñоизведений, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ допÑÑкаÑÑ ÑакÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ñибок в инÑеÑпÑеÑаÑии и пÑи пеÑеÑказе.
УдаÑи!
ÐÐ°Ð»Ð»Ñ Ð¿Ð¾ кÑиÑеÑиÑм Ð1: 1; Ð2: 1; Ð3: 1; Ð4: 1; Ð5: 1;
ÐÑоговÑй балл — 5 ÐаÑÑÑ
ÐозвÑÐ°Ñ Ðº ÑпиÑкÑ
Итоговое сочинение
2018-2019
Подготовка к сочинению
по направлению 5
«ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ».
Покровская Елена Николаевна,
Учитель русского языка и литературы
СОШ № 83 г. Сочи
«ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ».
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения
Доброта и жестокость. Темы
1. Какими качествами обладает добрый человек?
2. Можно ли оправдать жестокость?
3. Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
4. Доброта – это проявление силы или слабости?
5. Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?
6. Может ли доброта причинить вред человеку?
7. Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
8. Кого можно назвать жестоким?
9. В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости?
10. Нужно ли бороться с жестокостью?
11. Что может сделать человека добрее
Цитаты
Трусость – мать жестокости.
Мишель Монтень
Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие.
Конфуций
Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе, не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра дает ему большую радость.
Луций Сенека
Синонимы
Доброта-ласка; мягкость; человечность; гуманность; кротость; добродушие; отзывчивость; душевность; благодушие; человеколюбие; благость; сердечность; ласковость; добротность; добротолюбие; добродушность; мягкосердечность; мягкосердечие; добросердечность; добросердечие; благодушность; добрость; подельчивость; добледушие; беззлобие; участливость;
Жестокость-зверство, бесчеловечностьЖестокость-зверство, бесчеловечность, варварство
бессердечие бессердечие, бездушие,
чёрствость
грубость грубость, равнодушие грубость, равнодушие, злоба,
озлоблениеозлобление, гнев
жестокосердие
Толкование
Значение слова «жестокость»
Жесто́кость — морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь. Также считается, что это социально-психологический феномен, выражающийся в получении удовольствия от осознанного причинения страданий живому существу неприемлемым в данной культуре способом.
Доброта — душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим
Выбор произведений, в которых данная проблема рассматривается всесторонне
Б.Л.Васильев «Великолепная шестерка»
А.П.Платонов «Юшка»
Н.С.Лесков «Человек на часах»
Основной принцип написания сочинения
«Сначала скажи, о чем ты хочешь написать,
потом напиши это,
потом скажи, о чем ты написал»
Алгоритм написания сочинения
Вступление-размышление по ключевым словам темы (5-6 предложений)
Основная часть. Сначала обосновать основной тезис,потом разделить его на вспомогательные тезисы.привести примеры из произведений худ. лит-ры по каждому тезису.
Вывод. Насколько актуальны данные понятия и проблемы в наше время?
Композиция
1. Вступление (5-6 предложений)
2.Основная часть.
Основной тезис
Вспомогательный тезис 1 +пример («Высказал-докажи»)
Вспомогательный тезис 2 +пример («Высказал-докажи»)
3.Вывод. Насколько актуальны данные понятия и проблемы в наше время?
Виды доказательств
Дедуктивные(от тезиса к доказательствам)
Индуктивные(от примера к тезису или микровыводу)
Прямые
Обратные
Возможные варианты вступления
1.3-4 риторических вопроса по данному понятию. (Что такое доброта? Насколько важно это качество для каждого из нас? Какой нравственный путь выбрать? Вот ряд вопросов, которыми задается каждый человек.)Логический переход. (Для ответа на эти вопросы обратимся к произведениям русской классической литературы.)
2.Конкретный ответ на вопрос. Доброта- это душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим .
Логический переход. Над проблемами доброты и жестокости размышляли многие писатели.
3.Цитата. «_____»,- писал …. Логический переход. Мне кажется, эти слова очень точно характеризуют такое понятие, как доброта. Над проблемами доброты и жестокости размышляли многие писатели.
4. «Столкнуть» сразу два понятия, показывая их противоположность. Доброта и жестокость. Как часто сталкиваемся мы в обыденной жизни с проявлением этих человеческих качеств! Как правило, человек всегда стоит перед выбором, как поступить, какую дорогу выбрать. Логический переход. На мой взгляд, доброта –это… А жестокость-полное отсутствие подобных качеств, это абсолютно противоположная система поведения. Логический переход Над проблемами доброты и жестокости размышляли многие писатели.
5. Философские размышления о смысле жизни(закольцевать с помощью понятия «счастье» )
Каждому из нас необходимо душевное тепло и взаимопонимание, поддержка близких и родных людей. В таких услових мы чувствуем себя счастливыми и защищенными. (Риторич. вопросы) Можно ли избежать в жизни зла?В чем причины жестокости? (логический переход). Над этими вопросами размышляют многие писатели.
2. Основная часть. Возможные клише.
1. Автор повествует о…
2. Автор приводит в пример…
3. Автор подчеркивает…
4. Писатель показывает…
5. Писатель размышляет о…
6. Писатель обращает наше внимание на…
7. Он отмечает…
8. Он осуждает…
9. Он акцентирует внимание читателя на…
10. Он утверждает…
3. Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод:
Итак, мы убедились, что…
Произведения русской классической литературы дают нам неоценимый опыт, иллюстрируют разные модели поведения в той или иной ситуации, помогают стать чище, добрее, порядочнее…
Цитата и ее комментарий
Жизнь сложна , перед нами много дорог, и только от самого человека зависит, какую выбрать.
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
Написание «универсального» сочинения по выбранному направлению, раскрытие понятия многоаспектно
А)Что такое доброта в моем понимании?
1.Доброта как нравственное состояние человека: незлобивость, скромность, стремление делать добро другим, душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, (А.П.Платонов «Юшка»)
2. Доброта как отзывчивость к чужому горю, чужой боли( Б.Л.Васильев «Великолепная шестерка» )
Б)Что такое жестокость в моем понимании?
Это подлость, бессердечие,душевная низость, отсутствие совести, лучших человеческих качеств. Проанализировать причины жестоких поступков.
Отношение людей к Юшке
Поведение Киры Сергеевны и его причины
В)Проблема нравственного выбора. Между добротой и жестокостью.
Н.С.Лесков «Человек на часах»