Сочинение добра и зла в романе мастер и маргарита сочинение

Поделиться какую книгу я считаю величайшим достижением культуры? 5 примеров готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе на данную тему для

ПОДЕЛИТЬСЯ

Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры? 5 примеров готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе на данную тему для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.

Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры готовое итоговое сочинение ЕГЭ 2021-2022

Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, какую книгу он считает величайшим достижением культуры. Так, с раннего возраста ребенок познает мир с помощью книг. Родители читают сказки, стихи, были, и нам кажется, что лучше этих произведений нет. Но это не так. Когда мы вырастаем, то по-другому смотрим на мир, понимаем, какие книги оказывают на нас наибольшее эмоциональное воздействие. Я только с четырнадцатилетнего возраста начала осознанно читать и анализировать книги. И если после прочтения произведения и смогла найти ответы на вопросы, то данную книгу я считаю великой.

Размышляя о великой книге, я не могу не обратиться к произведению Льва Николаевича Толстого «Война и мир», в котором поднимается множество актуальных проблем. Одна из них – поиск смысла жизни. Главный герой, Андрей Болконский, ищет свое предназначение в жизни. Так, в салоне у Анны Павловны Шерер о понимает, что ему неинтересна светская жизнь, пустые разговоры войне. Но чего же тогда хочет Андрей? Он жаждит славы. Чтобы стать знаменитым, он отправляется на войну с целью наград и званий. Война готовила герою другую историю. В битве при Аустерлице Болконский был тяжело ранен, истекая кровью, он смотрел на небо, плывущие облака и понимал, что нужно что-то заменить в своей жизни.

После сражения Андрей переосмысливает жизнь. Герой винит себя в смерти жены, но решает не опускать руки и заботиться о своей семье. Андрей Болконский впадает в депрессию. И только юная девушка, Наташа Ростова, смогла вернуть его к жизни. Благодаря ей, он понимает, что такое настоящая любовь. Беззаботность, привлекательность девушки заставляют Андрея жить. Он хочет вместе с Наташей создать семью, воспитывать своего ребенка. Узнав об этом, отец героя отправляет его в армию. Правильно ли поступил Андрей, уехав в армию? Однозначного ответа никто дать не может. Ведь в то время нельзя было ослушаться отца и нужно было ехать. Но и молодую девушку опасно оставлять одну на долгое время, потому что вокруг много соблазнов. Когда Наташа изменила Андрею, он не смог ее сразу простить, хотя все равно любил. Смысл жизни героя заключался в служении Родине. Жаль, что герой не сразу понял, чего он хочет от жизни. Что не нужна ему слава, всеобщее признание, а верное служение Отечеству и тихая жизнь рядом с любимым человеком.

Таким образом, величайшим достижением культуры я считаю роман Л.Н. Толстого «Война и мир». К данному произведению хочется возвращаться вновь и вновь, так как там отражены главные проблемы человечества. Когда возникает какой-либо вопрос, то ответ на него всегда можно найти в данном романе. И я знаю, что еще неоднократно вернусь к прочтению данного памятника культуры.

Пример сочинения №2

Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры? Я думаю, что каждый человек способен назвать одну, а иногда и несколько любимых книг. Однако есть те художественные произведения, которые передаются из поколения в поколение, считаются шедеврами литературы. Они вызывают восхищение любого, даже самого искушённого читателя. Конечно, такое творение должно не только обращаться к эмоциям человека, но и учить чему-то хорошему или помогать задуматься над вечными вопросами, найти затем ответ.

Поучительная и вдохновляющая роли книги являются первостепенными для определения того самого шедевра, который достойно может считаться величайшим достижением культуры. Чтобы доказать свою точку зрения, хочу привести несколько примеров.

Например, роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Почему он так ценен как в русской литературе, так и в зарубежной? Хочется обратить внимание на темы, которые поднимаются в данном произведении. Тема творца, роли искусства, противоборство добра и зла, сочетание надежды и отчаяния, правды и лжи, преданности и предательства. Конечно, речь заходит и о любви. Мастер сомневается в себе, в порыве отчаяния он бросает своё творение в пламя. Только Маргарита продолжает верить в возлюбленного, следует за ним. Она даже соглашается на сделку с Воландом, чтобы вновь оказаться вместе с Мастером. Как мы понимаем, в романе взаимосвязаны две темы: любовь и признание творца. И каждая из них прекрасно раскрывается с помощью ярких образов, которые вводит автор, а также благодаря мастерству Булгакова, который прекрасно владеет слогом и умеет заворожить внимание читателя. Кроме того, в произведении поднимается библейская тема: как был предан Иешуа, как сомневался в решении Понтий Пилат, но всё-таки не выдержал общественного давления и своего социального статуса. После прочтения остаётся неоднозначный осадок. Мы понимаем, что Мастер не является злом в первозданном виде, он склонен вершить правосудие. Он является представителем справедливости. И это опять же заставляет о многом задуматься: понять природу добра и зла, их влияние на судьбы людей.

Другим примером является роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Почему именно на нём остановился мой выбор? Я считаю, что этот роман принципиально важен для прочтения молодёжи. Многие молодые люди полны максимализма, не считаясь с необходимостью действовать на основе нахождения компромисса, они принимают поспешные решения и совершают неверные действия. Именно это произошло с Родионом Раскольниковым. Он был уверен, что его теория верна. Ради того, чтобы удостовериться в этом, герой решился на убийство старухи-процентщицы. Мы видим, как данное действие повлияло на характер и мировосприятие героя. Постепенно Раскольников приходит к раскаянию, на этом пути ему в значительной степени помогает Соня Мармеладова. Вместе с главным героем сам читатель может прийти к пониманию значимости христианских идей и их принятию.

Таким образом, величайшим достижением культуры можно считать те книги, которые оставили наиболее глубокий отпечаток в умах и сердцах многих представителей человечества. Для меня это две книги — «Мастер и Маргарита» и «Преступление и наказание».

Пример сочинения №3

Мировая литература подарила нам множество книг. Но величайшими произведениями будут, те которые способны ответить на вопросы в будущем. Как считаю я, величайшим достижением культуры станет классическая литература. Классические произведения, написанные еще в 19 веке, считаются актуальными в 21 веке.

Величайшие произведения поднимают проблемы всех времен. Таким достижением культуры стал роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». В этом произведение поднимаются большое количество тем, которые волнуют и будут волновать людей на протяжении всех столетий. Лев Толстой подчеркивает проблемы человеческих чувств и отношений. Людьми управляют деньги, власть, зависть — это ярко видно на семьи Курагиных. Автор показывает вечные проблемы, которые будут актуальными всегда. Толстой считает, что миром правит связи, положение в обществе, а ум и благородство не всегда в приоритете у общества.

Одним из важных произведений, является роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Главный герой, Базаров, отзывается о природе: «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней — работник». Иван Тургенев поднимает проблему отношения человека к природе. Это вечная тема, которая важна. Люди должны заботиться о своем «доме», не позволять наносить вред окружающей среде и беречь этот мир. Мы обязаны быть в ответе за место, в котором живем. Этот роман важен для нашей истории, это вечная проблема, возникающая в нашей жизни.

В произведение Ричарда Матесона «Кнопка, кнопка» раскрывается тема преступления. Она является одной из важных тем в литературе. Люди не должен из-за денег и других ценностей трогать невинные жизни. Такие поступки будут аморальными, никто не имеет права распоряжаться чужими жизнями. Люди, которые способны на убийство, мертвые персоны. Они убивают идеи, вклады и разрушают мир. Это важная проблема, она всегда остается актуальной.

Таким образом, Величайшие произведения – это те произведения, которые вносят вклад в наше существование, оставляют след в нашей жизни и учат на ошибках героев.

Пример сочинения №4

Мировая литература подарила нам множество книг, которые можно было бы без преувеличения назвать «великими». Романы, повести, стихи и рассказы — во всех этих жанрах есть у каждого свои фавориты. Но я бы хотел остановиться на произведении, которое вызвало сильные эмоции лично у меня. На мой взгляд, величие книги заключается в том эффекте, который она производит на читателя.

Меня по-настоящему задела за живое книга М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор затронул в тексте очень важную проблему, сравнив две разные эпохи и выделив общую их черту — рабскую зависимость личности от своей зоны комфорта. Меня поразила параллель, проведенная между Понтием Пилатом и представителями советского общества. Несмотря на колоссальную разницу во времени, они были очень похожи в главном — своей духовной и интеллектуальной несвободе. Пилат осудил Иешуа не потому, что был уверен в его вине. Не испугался он и гнева первосвященника. Он был воином и гордым человеком, так что навряд ли его застращал возможный гнев кесаря. Пилат пошел на поводу у предрассудков своей эпохи, у всего того, ради чего он жил и боролся. Если бы он признал, что кесарю положено всего лишь кесарево, что нет Бога на земле ни в одном императоре, то получилось бы, что все в его жизни зря. Честному человеку в этой ситуации нужно было бросить мантию в пыль, как Левий Матвей бросил деньги. А Пилат оказался не готов к этому. Зона комфорта оказалась дороже принципов. Так и советское общество самозабвенно верило в строительство коммунизма путем немалых жертв, иначе все было бы напрасно. Они оказались в рабстве этой идеологии и не видели истины даже тогда, когда им тыкали в нее пальцем. Магия — трюк, Воланд — гипнотизер, Мастер — сумасшедший и вовсе не талантливый. Во все это они не верили, но с комфортом расставаться не хотелось. Такое раскрытие проблемы заставило меня о многом задуматься. Эмоции, которые я испытал после прочтения, были сравнимы с откровением. Поэтому я считаю эту книгу великой.

Не только я высоко ставлю это произведение над остальными. Например, Б. Сарнов в статье «Каждому – по его вере» подробно описал, какие размышления и чувства возникли у него по мере прочтения книги. Он сделал интересное наблюдение, ответив на нашумевший и дискуссионный вопрос о том, почему рукописи не горят? Сарнов утверждает, что Мастер не сочинил, а угадал то, что произошло на самом деле. То есть история Иешуа — это правдивое описание бытия Христа. Поэтому его рукопись сгореть не может, как не может исчезнуть прошлое. Оно уже произошло, его никак не изменить, потому что все настоящее и будущее — это итоги, последствия того, что было. Из этой статьи я подчерпнул и другое объяснение этой фразы. Тело романа (бумага) может сгореть, как умирает наша плоть. Но душа вечна. У искусства тоже есть душа, и ее никто не может погубить. Все эти мысли и связанные с ними чувства навсегда засели у меня в голове и дают новые побеги рассуждений.

Таким образом, великая книга «Мастер и Маргарита» вдохновила, потрясла и озадачила многих людей, поэтому она приобрела такой статус в моих глазах. О ней до сих пор спорят, ее до сих пор любят, ее ставят в театрах и в кино. А все потому, что она вызывает у нас сильнейшие эмоции.

Пример сочинения №5

Мировая литература подарила нам ряд потрясающих и многогранных произведений — романы, повести, рассказы и стихи. Это жанры, у каждого из которых есть собственный фаворит. Но сегодня важно уделить внимание тем работам, что заставили меня переосмыслить настоящее, измениться.

Первое произведение — «Унесенные ветром». Эта работа Маргарет Митчелл, которая достаточно долго критиковалась отечественными преподавателями. Многие необоснованно считают Скарлетт плохим примером для подражания, осуждают поступки главной героини. Я считаю, что это достаточно поверхностное суждение, при котором не учитывают особые обстоятельства. Девушка действительно вышла замуж ради привлечения внимания Эшли, потом пыталась найти кого-то, кто сможет ее обеспечить. Для современных реалий подобное поведение близко к жизни распутных дам, однако в то время у нее не было другой возможности. Эта книга о сильной духом женщине, которой пришлось пережить смерть нескольких мужей и родных детей. Она потеряла собственное счастье, потому что не смогла вовремя сказать себе «нет».

Произведение я считаю великим и единственным в своем роде. Именно при чтении этой работы я поняла, как важно вовремя уйти и попрощаться с теми, для кого ты ничего не значишь. «Унесенные ветром» учат читателя судить человека по поступкам и качествам, но не по внешности.

Еще одна работа, которая может считаться великой — «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Произведение повествует о жизни Родиона Раскольникова, который совершил преступление ради небольшой материальной выгоды. Книгу можно считать вечной, так как каждый человек всегда находится перед выбором — стать на сторону зла или добра. Взаимодействие Родиона Раскольникова с остальным обществом раскрывает пороки человека, учит тому, как необходимо поступать даже в ситуации, когда жизнь кажется преждевременно завершенной.

Книга показывает, что теория и великие люди часто ошибаются. Не совершает ошибок только душа, чей крик часто заглушается сердцем и разумом. Это потрясающее произведение, которое будет актуально во все времена.

Таким образом, великими можно считать книги, вдохновляющие на изменение и духовное преображение. Это работы, которые потрясают и озадачивают. Эти книги все еще любят, по ним снимают кино и ставят пьесы. Это достижение культуры.

Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:

Аргументы дорога к счастью и дорога к себе итоговое сочинение 2021-2022

  • Автор: М. А. Булгаков
  • Произведение: Мастер и Маргарита
  • Это сочинение списано 71 159 раз

Когда люди совершенно ограблены,

как мы с тобой, они ищут

спасения у потусторонней силы.

М. Булгаков. Мастер и Маргарита

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и миром метафизическим.

В облике Воланда перед нами во всей красе предстает не кто иной, как сам властитель тьмы, Сатана. Цель его визита на землю — посмотреть, сильно ли изменились люди за последние тысячелетия. Воланд прибыл не один, с ним его свита: нелепо одетый весельчак Коровьев-Фагот, который в конце окажется темно-фиолетовым рыцарем, забавный шутник Бегемот, превратившийся в заключении в юного пажа, демон безводной пустыни Азазелло, исполнительная Гелла. Все они беспрестанно вмешиваются в жизнь людей и за несколько дней успевают взбудоражить целый город. Воланд со своей свитой постоянно устраивают проверку москвичам на честность, порядочность, силу любви и веры. Эти испытания не выдерживают очень многие, потому что экзамен не из легких: исполнение желаний. А желания у людей оказываются самыми низменными: карьера, деньги, роскошь, наряды, возможность получить побольше и даром. Да, Воланд — искуситель, но он же и сурово карает «проштрафившихся»: деньги тают, наряды исчезают, остаются обиды и разочарования. Таким образом, Булгаков в романе по-своему интерпретирует образ Сатаны: Воланд, являясь воплощением зла, в то же время выступает Судьей, оценивающим мотивы человеческих действий, их совестью: именно он восстанавливает истину и наказывает во имя ее. Воланд имеет доступ во все три мира, изображенные в романе: свой, потусторонний, фантастический; наш— мир людей, реальности; и мир легендарный, изображенный в романе, написанном Мастером. На всех планах бытия это темное начало умеет заглянуть в человеческую душу, которая оказывается так несовершенна, что властителю тьмы приходится быть пророком истины.

Еще более удивительно то, что Воланд не только карает «грешников», но и награждает достойных. Так, готовые на бесконечные жертвы во имя истинной любви Маргарита и Мастер получили право на свой собственный рай — покой. Так «прощенный в ночь на воскресенье… жестокий пятый прокуратор Иудеи… Понтий Пилат» ушел по лунной дорожке, расспрашивая Иешуа, казненного по его воле, о недопонятом, недослышанном, недосказанном.

Сама фантастика в чистом виде не является для М. Булгакова самоцелью, она лишь помогает писателю глубже раскрыть понимание философских и нравственно-этических проблем. Используя фантастические элементы как средства для раскрытия и более полного освещения замысла, М. Булгаков и нам предлагает поразмыслить о вечных вопросах добра и зла, истины и предназначения человека на земле.

Посмотрите эти сочинения

  • Своеобразие жанра композиции романа «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное. Необычно произведение, прежде всего, по жанру. Исследователи до сих пор не могут его определить. Многие считают «Мастера и Маргариту» мистическим романом, ссылаясь на […]
  • Московская действительность 20–30-х годов в романе «Мастер и Маргарита» Изображая московскую действительность 20–30-х годов в романе «Мастер и Маргарита», М. Булгаков использует прием сатиры. Автор показывает проходимцев и подлецов всех мастей. После революции советское общество оказалось в духовной и культурной самоизоляции. По мнению вождей государства, высокие идеи должны были быстро перевоспитать людей, сделать их честными, правдивыми строителями «нового общества». Средства массовой информации превозносили трудовые подвиги советских людей, их преданность партии и народу. Но […]
  • Иешуа и Понтий Пилат в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Древний Ершалаим описан Булгаковым с таким мастерством, что запоминается навсегда. Психологически глубокие, реалистичные образы разноплановых героев, каждый из которых – яркий портрет. Историческая часть романа производит неизгладимое впечатление. Отдельные персонажи и массовые сцены, архитектура города и пейзажи одинаково талантливо написаны автором. Булгаков делает читателей участниками трагических событий в древнем городе. Тема власти и насилия имеет в романе всеобщий характер. Слова Иешуа Га-Ноцри о […]
  • Идеальная любовь в романе «Мастер и Маргарита» С приходом Маргариты роман, дотоле напоминавший корабль в пучине шторма, взрезал поперечную волну, распрямил мачты, подставил паруса набежавшему ветру и понесся вперед к цели – благо, она наметилась, а вернее сказать, открылась – словно звезда в разрыве туч. Путеводный ориентир, на который можно опереться, как на руку надежного провожатого. Наверное, ни у кого не вызывает сомнений, что одной из главных тем романа является тема «любви и милосердия», «любви между мужчиной и женщиной», «истинной […]
  • О чем заставляет задуматься роман «Мастер и Маргарита» Лично я читала роман «Мастер и Маргарита» 3 раза. Дебютное прочтение, как и у большинства читателей, наверное, вызвало недоумение и вопросы, не слишком впечатлило. Было непонятно: что же такого находят многие поколения жителей всей планеты в этой книжонке? Местами религиозная, где-то фантастическая, некоторые страницы — полный бред… Спустя какое-то время меня вновь потянуло к М. А. Булгакову, его фантазиям и инсинуациям, спорным историческим описаниям и неясным выводам, которые делать он предоставил […]
  • Образа Воланда в романе «Мастер и Маргарита» В письме к Сталину Булгаков называл себя «мистическим писателем». Его интересовало то непознаваемое, что составляет душу и судьбу человека. Писатель признавал существование мистического в реальной жизни. Таинственное окружает нас, оно рядом с нами, но не все способны видеть его проявления. Мир природы, рождение человека невозможно объяснить одним разумом, эта тайна пока не разгадана. Образ Воланда представляет собой еще одну оригинальную трактовку писателем сущности дьявола в понимании людей. Воланд Булгакова […]
  • Советская Москва и «новый человек» в повести Булгакова «Собачье сердце» Булгаков умел талантливо объединять противоречия эпохи в одно целое, подчеркивать их взаимосвязи. Писатель в своей повести «Собачье сердце» показал явления и героев во всей их противоречивости и сложности. Тема повести – человек как существо общественное, над которым тоталитарные общество и государство производят грандиозный бесчеловечный эксперимент, с холодной жестокостью воплощая гениальные идеи своих вождей-теоретиков. Личность разрушена, раздавлена, все ее многовековые достижения – духовная культура, вера, […]
  • Фантастическое и реальное в повести «Собачье сердце» Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести «Собачье сердце» становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху. 7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести «Собачье сердце». Попытки вернуть их ни к чему не привели. Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше […]
  • Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» «Роман этот я люблю больше всех моих вещей», — писал М. Булгаков о романе «Белая гвардия». Правда, тогда еще не был написан вершинный роман «Мастер и Маргарита». Но, конечно, «Белая гвардия» занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова. Это роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о судьбах людей в эти трудные времена.Словно с высоты времени озирает писатель эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась.« Велик […]
  • Шариков и «шариковщина» (сочинение) «…весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе». М. Булгаков Когда в 1925 г. была опубликована повесть «Роковые яйца», один из крити­ков сказал: «Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи». Теперь, на пороге нового тысячелетия, мы можем сказать — он им стал, хотя и не собирался. Ведь по природе своего дарования он лирик. А сатириком его сделала эпоха. М. Булга­кову отвратительны были бюрократические формы управления […]
  • Сочинение с планом по повести Булгакова «Собачье сердце» План 1. Введение 2. «Контрреволюция одна…» (нелегкая судьба повести Булгакова) 3. «Это еще не значит быть человеком» (преобразование Шарикова в «нового» пролетария) 4. В чем опасность шариковщины? В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных […]
  • Образ профессора Преображенского в повести «Собачье сердце» Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор – представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. Все, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должны заниматься своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать. Тогда не будет никакой разрухи. А достигнуть материального […]
  • Мечта о прекрасном человеке в произведениях Горького и Булгакова Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
  • Система образов повести «Собачье сердце» Система образов в повести М. Булгакова «Собачье сердце» — вопрос дискуссионный. По моему мнению, здесь ясно просматривается два противоположных лагеря: профессор Преображенский, доктор Борменталь и Швондер, Шариков. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив […]
  • «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил от своих высокопоставленных современников совершенно “справедливо”. Он слишком откровенно изображал отрицательную сторону современного мира. Ни одно произведение Булгакова, на мой взгляд, не имело такой популярности в наше время, как “Собачье сердце”. Видимо, это произведение вызвало интерес у читателей самых широких слоев нашего общества. Эта повесть, как и все, что написал Булгаков, попала в разряд запрещенных. Я попробую по рассуждать […]
  • Атмосфера духовного разобщения людей в пьесе «На дне» Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. […]
  • Эпилог и его роль в романе «Преступление и наказание» Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
  • Поэзия и судьба Фета Литературная судьба Фета не совсем обычна. Его стихи, написанные в 40-х гг. XIX в., были встре­чены очень благожелательно; их перепечатывали в хрестоматиях, некоторые из них были положены на музыку и сделали имя Фета очень популярным. И действительно, лирические стихи, проникнутые непо­средственностью, живостью, искренностью, не могли не привлечь внимания. В начале 50-х гг. Фет печатался в «Современни­ке». Его стихи высоко ценил редактор журнала Не­красов. Он писал о Фете: «Что-то сильное и свежее,чисто […]
  • Сочинение с планом по произведению Платонова «Возвращение» Сочинение-рассуждение: Возможно ли вернуться после войны? План: 1. Введение а) От «Семьи Ивановых» до «Возвращения» 2. Основная часть а)«Странен и непонятен был родной дом» 3. Вывод а) «Уразуметь сердцем» Уразуметь «сердцем», значит понять П. Флоренский В 1946 году Андрей Платонов написал рассказ «Семья Ивановых», который затем был назван «Возвращением». Новое название более соответствует философской проблематике рассказа и подчеркивает его основную тему — возвращение после войны. Причем речь идет […]
  • Образ Базарова (сочинение) Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]

Роль фантастики в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Когда люди совершенно ограблены,

как мы с тобой, они ищут

спасения у потусторонней силы.

М. Булгаков. Мастер и Маргарита

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» необы­чен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бур­ной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и миром метафизическим.

В облике Воланда перед нами во всей красе предстает не кто иной, как сам властитель тьмы, Сатана. Цель его визита на землю — посмотреть, сильно ли изменились люди за последние тысячелетия. Воланд прибыл не один, с ним его свита: нелепо одетый весельчак Коровьев-Фагот, кото­рый в конце окажется темно-фиолетовым рыцарем, забав­ный шутник Бегемот, превратившийся в заключение в юного пажа, демон безводной пустыни Азазелло, исполнительная Гелла. Все они беспрестанно вмешиваются в жизнь людей и за несколько дней успевают взбудоражить целый город. Воланд со своей свитой постоянно устраивают проверку москвичам на честность, порядочность, силу любви и веры. Эти испытания не выдерживают очень многие, потому что экзамен не из легких: исполнение желаний. А желания у людей оказываются самыми низменными: карьера, деньги, роскошь, наряды, возможность получить побольше и да­ром. Да, Воланд — искуситель, но он же и сурово карает «проштрафившихся»: деньги тают, наряды исчезают, оста­ются обиды и разочарования. Таким образом, Булгаков в романе по-своему интерпретирует образ Сатаны: Воланд, являясь воплощением зла, в то же время выступает Судь­ей, оценивающим мотивы человеческих действий, их сове­стью: именно он восстанавливает истину и наказывает во имя ее. Воланд имеет доступ во все три мира, изображен­ные в романе: свой, потусторонний, фантастический; наш — мир людей, реальности; и мир легендарный, изображен­ный в романе, написанном Мастером. На всех планах бы­тия это темное начало умеет заглянуть в человеческую душу, которая оказывается так несовершенна, что власти­телю тьмы приходится быть пророком истины. Материал с сайта //iEssay.ru

Еще более удивительно то, что Воланд не только кара­ет «грешников», но и награждает достойных. Так готовая на бесконечные жертвы во имя истинной любви Маргари­та и Мастер получили право на свой собственный рай — покой. Так «прощенный в ночь на воскресенье., жестокий пятый прокуратор Иудеи… Понтий Пилат» ушел по лун­ной дорожке, расспрашивая Иешуа, казненного по его воле, о недопонятом, недослышанном, недосказанном.

Сама фантастика в чистом виде не является для М. Булгакова самоцелью, она лишь помогает глубже рас­крыть писателю его понимание философских и нравствен­но-этических проблем. Используя фантастические элемен­ты как средства для раскрытия и более полного освеще­ния замысла, М. Булгаков и нам предлагает поразмыс­лить о вечных вопросах добра и зла, истины и предназна­чения человека на земле.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • фантастический мир в романе мастер и маргарита
  • роль фантастики в романе «мастер и маргарита
  • роль фантастики с романе мастер и маргарита
  • роль фантастики в мастер и маргарита
  • реферат на тему роль фантастики в романе булгакова мастер и маргарита

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Материалы для сочинения на тему: «Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?» 11 класс

Источник: 4ege.ru

407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?

Искусство – это неотъемлемая часть нашей жизни. Оно даёт человеку пищу для размышлений, помогает в трудной ситуации и просто доставляет эстетическое наслаждение читателю или зрителю. Вдохновение можно отыскать даже в мелочах: в шелесте листьев кто-то услышит прекрасную музыку, чьи-то выразительные черты лица могут стать потрясающим портретом, а реплики случайных прохожих – поэзией. Нельзя допускать, чтобы в погоне за материальными ценностями, мы забывали о духовных, потому что они обогащают человека и делают его интересной личностью и яркой индивидуальностью. Именно поэтому нужно смотреть спектакли, ходить на выставки и концерты, читать книги. Мне бы хотелось остановиться на двух произведениях художественной литературы, которые, на мой взгляд, достойны внимания моих сверстников.

Во-первых, это роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором переплетается несколько сюжетных линий. Писатель размышляет о вечном противостоянии добра и зла, причём Воланд, «князь тьмы, дух зла и повелитель теней», не вызывает у читателя неприятия. Напротив, булгаковский герой оказывается достаточно мудрым и во многих ситуациях очень справедливым. Так, например, он держит свои обещания и помогает Маргарите увидеться с возлюбленным, после того как девушка согласилась стать королевой бала Сатаны. Кроме того, М.А. Булгаков создаёт правдоподобный портрет жителей Москвы 30-х годов. Он подчёркивает, как тяжело приходилось творческому человеку, чьи произведения не публиковались по цензурным соображениям. На мой взгляд, вымышленное литературное общество МАССОЛИТ – это и есть настоящее воплощение зла, потому что по вине бездарных членов этой организации разрушаются судьбы по-настоящему талантливых писателей. Также в повествование органично вплетаются главы из романа самого мастера. Мы узнаём историю бродячего философа Иешуа Га-Ноцри и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Иешуа считает, что люди по природе своей добры, но сами не осознают этого. По его мнению, трусость – самый страшный порок, который убивает человечность, именно с ним нужно бороться в первую очередь. Малодушие проявляет и прокуратор, потому что он не смог спасти Иешуа, и до конца своих дней испытывал из-за этого угрызения совести. Нельзя также не восхититься силой любви главной героини, которая отказывается от безбедного существования рядом с состоятельным мужем ради несчастного мастера и в конечном счёте разделяет его судьбу. Таким образом, в романе М.А. Булгакова поднимается множество важных философских проблем, и он заставляет задуматься о многих вещах, не теряющих актуальности. На мой взгляд, с этим произведением следует ознакомиться каждому человеку, который хочет научиться лучше понимать других людей и самого себя.

Во-вторых, я бы хотела порекомендовать своим друзьям роман немецкого писателя Э.М. Ремарка «Три товарища». Автор рассказывает о жизни так называемого «потерянного поколения» – это молодые люди, на мировосприятие которых оказала значительное влияние Первая мировая война. Солдаты-фронтовики, буквально вырванные из обычной мирной жизни и брошенные в жерло страшных событий, не могли справиться со своими душевными травмами после войны. Они чувствовали себя опустошёнными и не видели смысл своего дальнейшего существования. Главные герои произведения Э.М. Ремарка пытаются просто жить, выполняя привычные действия, любить и ценить друг друга. Наверное, именно эта взаимопомощь и поддержка помогала Роберту Локампу, Отто Кестеру и Готтфриду Ленцу выживать в тяжёлых условиях. Когда читаешь этот роман, то понимаешь ценность настоящей дружбы. Для персонажей Э.М. Ремарка – это священный и нерушимый союз, и ради своего товарища можно пожертвовать самым ценным, что у тебя есть. Главные герои работают в автомастерской, и ещё одним настоящим другом они считают гоночный автомобиль, которого называют Карлом. Именно эта старая машина совершенно неожиданно для всех оказывается непобедимой на любых гонках. Вовсе не удивительно, что Отто, владелец Карла, очень ценил его и ни за что на свете не согласился бы лишиться верного товарища. Однако герой, не задумываясь, продаёт автомобиль, чтобы прислать деньги Роберту. Кестер надеется, что тем самым он сможет на какое-то время продлить жизнь больной туберкулёзом возлюбленной лучшего друга. «Три товарища» – это трагическая история, которая никого не сможет оставить равнодушным. Я бы порекомендовала её друзьям, потому что этот роман доказывает, насколько бесценны для человека любовь и дружба, преданность и сострадание.

В заключение хочется сказать, что чтение художественной литературы может быть не только полезным, но и весьма увлекательным занятием. Читателю запоминаются те произведения, которые вызывают у него сильные эмоции, заставляют сопереживать героям. На мой взгляд, «Мастер и Маргарита» и «Три товарища» держат в напряжении до самой последней страницы, а также позволяют переоценить свои ценности и взглянуть на мир с другого ракурса.

Мастер и Маргарита

Купить Мастер и Маргарита. Коллекционное иллюстрированное издание

Связанные страницы:

  • Сочинения
  • По литературе
  • Булгаков
  • Тема любви в романе Мастер и Маргарита

Известный роман «Мастер и Маргарита» по праву считается самым культовым произведением двадцатого века. Этот роман является достаточно правдивым, потому что в нем подняты проблемы добра и зла, можно сказать, что одно противостоит другому, достаточно правдиво представлены человеческая жадность и любовь – это всегда актуально для любого времени. Ведь литераторы всех времен постоянно поднимали эти проблемы, они всегда волновали общество.

В самом центре романа освещена огромная любовь Мастера и Маргариты. Это женское создание явилось настоящим образцом тех чувств, которые все влюбленные просто мечтают видеть друг в друге.

О Мастере возможно сказать, что он обычный романтик, является писателем. А Маргарита является настоящим воплощением женственности. Сердца мужчины и женщины соединились совершенно случайно. Никто не в силах помешать любви между женщиной и мужчиной, она является настолько сильной и возвышенной. Им довольно трудно пришлось обрести друг друга, но не смотря на все трудности повелитель темных сил – Воланд все-таки помогает им обрести друг друга.

В каждой нити повествования видна большая любовь. Это не только прослеживается в огромной любви женщины к своему мастеру, например, мастер очень любит свою книгу. Любовь достаточно печальная и жертвенная присутствует везде, например, Пилат очень привязан к своей собаке и любит ее.

Достаточно могущественной силой представлена любовь Маргариты к мастеру, книга буквально этим пропитана. Герои теряют друг друга, когда погибают, но благодаря силе Воланда обретают друг друга снова. Мастер в этом произведении представлен мягкой натурой, который не может жить без всепобеждающей женской силы. После своего воссоединения они становятся непобедимы.

Герои этого романа одиноки, они узнают друг друга из тысячи других людей. Впоследствии они не могут друг без друга, только после того, как Маргарита появляется в подвальчике мастера, он заряжается новыми красками жизни, которые потом воплощаются в его романе. Маргарита – обеспеченная женщина, но ей это совсем не нужно, любовь мужа совсем не такая. И только тогда, когда она встречает мастера, ее жизнь течет по-другому. Несмотря на то, что она обеспечена, она одинока в своем мире. И только одинокий мастер меняет все в ее мире. Женщина за любимого готова на все, она даже с дьяволом заключает сделку.

Многие критики просто уверены в том, что в романе самой главной темой является проявление зла и добра. По моему мнению, любовь творит чудеса, к этому чувству не может остаться равнодушным даже Воланд. Это чувство является достаточно сильным и поэтому способно победить все, даже смерть.

Люди, которые не понимают глубины силы и творчества обретают великое чувство, которое соединяет сердца. Ему совершенно нет места среди людей советской действительности, они выступают как бездуховные и безнравственные. В результате чего влюбленным подарена смерть, как избавление от всех страхов и мучений.

Любовь всегда была вечным чувством, Мастер и Маргарита обретают вечный покой.

Автор выражает боль — самое светлое покидает земную жизнь.

Сочинение Любовь в Мастере и Маргарите

Во все времена тема любви, так или иначе, затрагивалась авторами всех литературных жанров, и творчество М.А. Булгакова не стало исключением. В своем романе «Мастер и Маргарита» Булгаков показывает, что для любви нет никаких границ, она настигает нас внезапно, ей неведомы не разница в материальном положении героев, не социальные статусы.

Мастер беден как в материальном плане, так и в плане семьи, друзей и родных. У него никого нет, он совершенно одинок. Когда – то он работал историком в музее. Однажды ему улыбнулась удача – он выиграл в лотерею крупную сумму и решил, что пришло время воплотить в жизнь свою заветную мечту. А мечтал Мастер написать книгу о Понтии Пилате. На выигранные деньги он снимает квартиру и приступает к написанию книги. Именно в этот период он случайно знакомится с Маргаритой – состоятельной замужней женщиной. В ее жизни есть все, но нет любви, и это читается не только по ее глазам, но и по походке. Мастер сам того не замечая последовал за ней. Это была любовь, любовь с первого взгляда, которая поражает словно молния. Он встретил женщину своей мечты, но был вынужден молчать о своей любви.

Но все тайное становится явным и Маргарита, уставшая жить без любви, бросилась в объятия Мастера, словно в омут с головой. Жизнь обрела смысл и заиграла яркими красками. У нее не было детей, и всю свою нерастраченную любовь и заботу она подарила Мастеру, став для него не только любимой женщиной, но и музой. Она всегда поддерживала его в тяжелые моменты. Одним из таких моментов было неприятие его романа столичными критиками. Он сломался, не сумев приспособиться к требованиям мира литературы.

Когда Мастер исчез, Маргарита всеми силами пыталась его отыскать, но все тщетно. Она вернулась к мужу, но не переставала надеяться на возвращение любимого. Отчаявшись, она заключила договор с темными силами и превратилась в ведьму. Ради воссоединения с любимым она была готова на все. Так и не сумев стать счастливыми при жизни, они вновь обрели друг друга, но уже в загробном мире.

Любовь навсегда изменила их жизни. Любовь вдохновляла Мастера, и он с еще большим рвением работал над романом, а Маргарита чувствовала себя рядом с ним по – настоящему счастливой. Несмотря на все невзгоды, ими правила любовь, которая спасла их души. Бескорыстие и самоотверженность Маргариты ради воссоединения с любимым стирали границы добра и зла. История Мастера и Маргариты стала для многих идеалом отношений, символом верности и любви.

Проблема любви в романе

Замечание 1

Нельзя сказать, что любовь сделала героев произведения лучше или хуже. Любовь, как настоящее чувство, изменило их, сделало другими.

Герои романа поняли, что их встреча была предопределена самой судьбой и что они навек созданы друг друга. Любовь их поразила мгновенно и сразу обоих. Мастер в разговоре с поэтом Бездомным сравнивает это чувство с молнией, с финским ножом. Любовь проникла в сердца героев навсегда и бесповоротно.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

С этого момента Мастера на создание великого романа вдохновляла Маргарита. А женщина стала «тайной женой», единомышленницей и подругой Мастера наконец обрела счастье. В их новой жизни не было места больше никому. В их мире существовали только они и их общее дело – роман, над которым трудился Мастер.

Произведение было написано, и наступил момент, когда пришлось из тайного приюта выйти в жизнь. Этот мир, реальность, в которую Мастер погружается, мир бездарности, приспособленчества, отрицания таланта, его ломает. Героям приходится противостоять этому окружающему миру. Автор многопланово решает проблему любви в своем произведении.

Писатель рассказывает историю любви бескорыстной и самоотверженной. Героиня романа принимает интересы Мастера как свои собственные и прилагает максимум усилий, чтобы ее любимый был спокоен и счастлив. Смысл ее существования заключается именно в этом. Она вдохновляет любимого, помогает ему творить и именно она делает его Мастером. Жизнь Маргариты и Мастера становится единой.

Маргарита, ни на одно мгновение не чувствуя себя счастливой в готическом особняке, тем не менее не может уйти от мужа, ничего не объясняя ему. Она не может причинить ему боль, считая, что он не сделал «никакого зла» ей.

А Мастер, написавший гениальный, но «несвоевременный», неактуальный на то время роман, раздавлен, сломлен. «Я теперь никто». Ему больше ничего не нужно, кроме того, чтобы быть рядом со своей любимой, но он не считает себя вправе ломать ей жизнь.

Образец 4

Практически все произведения классиков не обходят стороной такую волнующую тему, как любовь. Тысячи романов, пьес, кинокартин посвящены этому необъяснимому и глубокому чувству. Естественно, нашумевший и уникальный по своему содержанию роман «Мастер и Маргарита» не явился исключением. Даже те немногие люди, не державшие в руках этот бестселлер, хотя бы понаслышке знакомы с этой необыкновенной и одновременно грустной историей любви.

В изложении романа «Мастер и Маргарита», автор — Михаил Булгаков описывает два вида чувств: первое чувство – это любовь между мужчиной и женщиной, понятная и земная, второе чувство – вселенская любовь ко всему человечеству, которую многим, увы, понять не дано.

Персонаж романа, Иешуа Га-Норци, несмотря на все страдания и унижения, которым он подвергался из-за своих проповедей, всё равно оставался исполненным любви к своим обидчикам, находил им оправдания и прощал. Писатель описывает Иешуа и его чувства, проводя параллель с самим Всевышним, пытаясь донести до людей, что несмотря ни на что, Бог прощает всех нас, просто потому, что любит. Вера в доброту, в то, что она всегда побеждает зло – всё это делало Иешуа бесстрашным, даже перед самой смертью. Он ничего не боялся, потому что знал, что всякий конец — это только начало новой жизни.

Что касается любви между мужчиной и женщиной, в данном случае между Мастером и Маргаритой, то здесь автор описывает любовь земную, правда принесла она героям не только счастье, но и страдание, и смерть. Писатель местами сравнивает их любовь с незримым убийцей.

Знакомство Мастера и Маргариты было не случайно, очевидно, что к этому приложил руку Воланд. Недаром местом их первой встречи оказался безлюдный и мрачный переулок. И кажется, что всё в этой истории было предначертано заранее: безумная любовь, страдания, смерть. Эта любовь изначально была обречена, герои лишь после смерти должны были обрести счастье и покой.

В романе рассказывается о любви настоящей, искренней, жертвенной. Казалось бы, зачем Маргарите лишаться благосостояния, положения в обществе и наконец, продавать душу самому Дьяволу? На такую жертву способна только женщина, испытывающая истинные чувства.

11 класс

Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» . Главы о любви

Тема любви в романе «Мастер и Маргарита»

История Мастера и Маргариты известна даже никогда не читавшим произведение Михаила Булгакова. Одна из вечных, вневременных тем, тема любви в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова притягивает глубиной и искренностью.

1.Прочитайте.Герои до встречи друг с другом

Устами самого Мастера Булгаков рассказывает нам о его жизни до встречи с героиней. По образованию историк, герой работал в одном из музеев столицы, иногда «занимался переводами» (знал несколько языков). Он был одинок, знакомых в Москве имел мало. Выиграв по облигации, полученной на работе, большие деньги, снял подвальные комнаты в маленьком доме, купил нужные книги и начал писать роман о Понтии Пилате. Мастер, имевший тогда имя, переживал свой «золотой век». Наступившая весна была прекрасна, роман о Пилате «летел к концу».

Однажды «случилось нечто гораздо более восхитительное», нежели крупный выигрыш – Мастер встретил женщину, очень красивую, с «необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах», и с этого момента жизнь его обрела полноту.

Женщина эта была красива, обеспечена, замужем за молодым успешным специалистом, и, по меркам окружающих людей, совершенно благополучна. Рассказывая о ней, автор восклицает: «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!» Героиня одинока и несчастна – в ее жизни нет любви. Вместе с Мастером в жизнь Маргариты пришел смысл.

Так с рассказа о, казалось бы, случайной встрече героев начинает звучать в романе «Мастер и Маргарита» тема любви.

Проблема любви в романе

Любовь не сделала героев лучше или хуже – она, как истинное чувство, сделала их другими.

Мастер и Маргарита поняли, что свела их «сама судьба и что созданы они друг для друга навек». Любовь «поразила нас мгновенно», «поразила нас сразу обоих! – восклицает Мастер, разговаривая с поэтом Бездомным, – так поражает молния, так поражает финский нож!» – навсегда и бесповоротно.

Мастер теперь создавал великий роман, его вдохновляла любимая. Маргарита же обрела счастье, став «тайной женой», подругой и единомышленницей писателя. И, как не было в переулке, по которому, впервые встретившись, шли герои, «ни души», так в новой их жизни не было места никому: только двое и общее их дело – роман, творимый Мастером.

Роман был дописан, и «настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь».

Мир литературы, реальность, в которую погружается Мастер – мир приспособленчества, бездарности и отрицания таланта, ломает его.

Героям приходится противостоять окружающему миру. Следя за судьбой писателя и его возлюбленной, мы видим, как многопланово решается проблема любви в романе «Мастер и Маргарита».

Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие

Булгаков пишет историю любви самоотверженной и бескорыстной.

Маргарита принимает интересы героя как свои, она делает все, чтобы любимый ее был счастлив и спокоен, в этом теперь смысл ее существования, она вдохновляет писателя, помогает творить и делает его Мастером. Жизнь их становится единой.

Ни минуты не чувствуя себя счастливой в готическом особняке, Маргарита тем не менее не может причинить боль мужу, уйти, ничего не объясняя, ведь он «не сделал никакого зла» ей.

Мастер, создавший гениальный, но «несвоевременный» роман, сломлен. «Я теперь никто». Он не хочет больше ничего, кроме того, чтобы видеть любимую, но считает себя не вправе ломать ей жизнь.

Милосердие и сострадание в любви героев

Любовь в романе «Мастер и Маргарита» милосердна и сострадательна.

Чувство, которое испытывает героиня к избраннику, неразрывно связано с ее любовью к людям. С достоинством выполняя роль королевы на балу Сатаны, она одаривает всех великих грешников любовью и вниманием. Собственные страдания побуждают ее избавить от страданий других: даже не задумываясь, «человек исключительной доброты», «высокоморальный человек» ли она, просит у Воланда не о себе, а о прощении Фриды, раскаявшейся убийцы собственного ребенка.

Даже в порыве мщения любовь позволяет Маргарите оставаться женщиной, чуткой и милосердной. «Дикий разгром», учиненный героиней, прекратился, как только, она увидела в одном из окон испуганного малыша. Жаждущая расправы с критиком Латунским, погубившим Мастера, Маргарита не способна обречь его на смерть. Превращение ее в ведьму не лишает главного – истинной женственности.

Последний шаг перед растворением в вечности любящие делают вместе. Маргарита требует отпустить душу Пилата, так долго мучимого совестью, Мастер же получает возможность сделать это, закончив роман одной фразой: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»

Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты

Оставшись одна, не имея никаких известий о любимом, Маргарита хранит свое чувство и надежду на встречу. Ей все равно, как и где состоится она, кто ее устроит.

Именно в произведении «Мастер и Маргарита» тема вечной любви и верности как спасительной силы человеческой души раскрывается перед нами автором. На что способен человек, чтобы сохранить свою любовь – об этом заставляет нас задуматься повествование.

Узнать о Мастере – единственное желание отчаявшейся Маргариты, ради которого можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны. Для нее стираются границы Света и Тьмы: «потустороннее или не потустороннее – не все ли это равно», – уверена она. Иешуа прочитал роман, просит подарить покой писателю и его возлюбленной, и «князь тьмы» покой «устраивает». Маргарита останется с любимым навсегда, рядом с ним смерть не страшит. «Беречь твой сон буду я», – говорит она, идя с Мастером к их вечному дому.

Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным («я никогда больше не допущу малодушия», – обещает он героине) и возвращает миру его гениальный роман.

Тема любви в произведении Булгакова, возможно, потому так пронзительна и достоверна, что автору выпало счастье любить самому и быть любимым женщиной, которая и воплотилась в образе Маргариты. Идет время, история вечной любви, рассказанная на страницах «Мастера и Маргариты», не стареет, убеждая, что настоящая любовь – существует.

Многие современники пытались дать свой анализ любви в романе и причин ее появления, приведенные рассуждения призваны помочь 11 классам при написании сочинения на тему «Любовь в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова».

2. Письменно ответьте на вопросы

: ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ В ТАКУЮ ЛЮБОВЬ? ХОТЕЛИ БЫ ПОВСТРЕЧАТЬ ТАКУЮ ЛЮБОВЬ В СВОЕЙ ЖИЗНИ?

Свою главную книгу, называвшуюся тогда «Черный маг» или «Копыто
инженера», Булгаков задумал и стал писать, по-видимому, зимой 1929-1930
годов. Последние вставки в роман он диктовал своей жене в феврале 1940
года, за три недели до смерти. Он писал «Мастера и Маргариту» в общей
сложности более 10 лет.

Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами,
инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в
силах был расстаться, — роман-судьба, роман-завещание. Роман вобрал в
себя почти все из написанных Булгаковым произведений: московский быт,
запечатленный в очерках «Накануне», сатирическая фантастика и мистика,
опробованная в повестях 20-х годов, мотивы рыцарской чести и неспокойной
совести в романе «Белая гвардия», драматическая тема судьбы гонимого
художника, развернутая в «Мольере», пьесе о Пушкине и Театральном
романе… К тому же картина жизни незнакомого восточного города,
запечатленного в «Беге», готовила описание Ершалаима. А сам способ
перемещения во времени назад — к первому веку истории христианства и
вперед — к утопической грезе «покоя» напоминал о сюжетах «Блаженства» и
«Ивана Васильевича»…

О романе Булгакова исследователями разных стран написано очень много
литературы и еще, наверное, немало будет написано. Среди трактовавших
книгу есть и такие, что склонны были читать ее как зашифрованный
политический трактат: в фигуре Воланда пытались угадать Сталина и даже
его свиту расписывали по конкретным политическим ролям — в Азазелло,
Коровьеве пытались угадать Троцкого, Зиновьева и т.п. Трудно представить
себе что-либо более плоское, одномерное, далекое от природы искусства,
чем такая трактовка булгаковского романа.

Иные истолкователи романа увидели в нем апологию дьявола, любование
мрачной силой, какое-то особое, едва ли не болезненное пристрастие
автора к темным стихиям бытия. При этом они досадовали на
безрелигиозность автора, его нетвердость в догматах православия,
позволившую ему сочинить сомнительное «Евангелие от Воланда». Другие же,
вполне атеистически настроенные, упрекали писателя в «черной романтике»
поражения, капитуляции перед миром зла.

В самом деле, Булгаков называл себя «мистическим писателем», но
мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя. Воланд и его
свита совершали в романе небезобидные и часто мстительные чудеса, как
волшебники в доброй сказке: с ними, в сущности, были шапка-невидимка,
ковер-самолет и меч-кладенец, меч карающий.

Одной из главных мишеней очистительной работы Воланда становится
самодовольство рассудка, в особенности рассудка атеистического,
сметающего с пути заодно с верой в бога всю область загадочного и
таинственного. С наслаждением отдаваясь вольной фантазии, расписывая
фокусы, шутки и перелеты Азазелло, Коровьева и кота, любуясь мрачным
могуществом Воланда, автор посмеивается над уверенностью, что все формы
жизни можно расчислить и спланировать, а процветание и счастье людей
ничего не стоит устроить — стоит только захотеть. Сохраняя доверие к
идее Великой Эволюции, Булгаков сомневается в возможности штурмом
обеспечить равномерный и однонаправленный прогресс. Его мистика обнажает
трещину в рационализме. Он осмеивает самодовольную крикливость
рассудка, уверенного в том, что, освободившись от суеверий, он создаст
точный чертеж будущего, рациональное устройство всех человеческих
отношений и гармонию в душе самого человека. Здравомыслящие литературные
сановники вроде Берлиоза, давно расставшись с верой в бога, не верят
даже в то, что им способен помешать, поставить подножку его величество
случай. Несчастный Берлиоз, точно знавший, что будет делать вечером на
заседании Массолита, всего через несколько минут гибнет под колесами
трамвая.

Так и Понтий Пилат в «евангельских главах» романа кажется себе и
людям человеком могущественным. Но проницательность Иешуа поражает
прокуратора не меньше, чем собеседников Воланда странные речи иностранца
на скамейке у Патриарших прудов. Самодовольство римского наместника,
его земное право распоряжаться жизнью и смертью других людей, впервые
поставлено под сомнение. Пилат решает судьбу Иешуа. Но по существу Иешуа
-свободен, а он, Пилат, отныне пленник, заложник собственной совести. И
этот двухтысячелетний плен — наказание временному и мнимому могуществу.

В противоположность калейдоскопу мистики и чудес в главах о
современной Москве, сцены в Ершалаиме абсолютно реальны. В утреннем и
предвечернем освещении очертания людей и предметов точны и четки, будто
смотришь на них сквозь идеально прозрачное стекло.

История Иешуа Га-Ноцри лишь в самом начальном варианте романа имела
одного рассказчика-дьявола. Поощряемый недоверием собеседников на
скамейке, Воланд начинает рассказ как очевидец того, что случилось две
тысячи лет назад в Ершалаиме. Кому, как не ему, знать все: это он
незримо стоял за плечом Пилата, когда тот решал судьбу Иешуа. Но рассказ
Воланда был продолжен уже как сновидение Ивана Бездомного на больничной
койке. А дальше эстафета передается Маргарите, читающей по спасенным
тетрадям фрагменты романа Мастера о смерти Иуды и погребении. Три точки
зрения, а картина одна, хоть и запечатленная разными повествователями,
но именно оттого трехмерная по объему. В этом как бы залог неоспоримой
достоверности случившегося.

Один из ярких парадоксов романа заключается в том, что, изрядно
набедокурив в Москве, шайка Воланда в то же время возвращала к жизни
порядочность, честность и жестоко наказывала зло и неправду, служа как
бы тем самым утверждению нравственных тысячелетних заповедей. Воланд
разрушает рутину и несет наказание пошлякам и приспособленцам. И если
еще его свита предстает в личине мелких бесов, неравнодушных к поджогам,
разрушению и пакостничеству, то сам мессир неизменно сохраняет
некоторую величавость. Он наблюдает булгаковскую Москву как
исследователь, ставящий научный опыт, словно он и впрямь послан в
командировку от небесной канцелярии. В начале книги, дурача Берлиоза, он
утверждает, что прибыл в Москву для изучения рукописей Герберта
Аврилакского, — ему идет роль ученого, экспериментатора, мага. А
полномочия его велики: он обладает привилегией наказующего деяния, что
никак не с руки высшему созерцательному добру. К услугам такого Воланда
легче прибегнуть и отчаявшейся в справедливости Маргарите. «Конечно,
когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой — делится она с
Мастером, — они ищут спасения у потусторонней силы».

Булгаковская Маргарита в зеркально перевернутом виде варьирует
историю Фауста. Фауст продавал душу дьяволу ради страсти к познанию и
предавал любовь Маргариты. В романе Маргарита готова на сделку с
Воландом и становится ведьмой ради любви и верности Мастеру.

Мысль о преображении, перевоплощении всегда волновала Булгакова. На
низшей ступени — это преображение внешнее. Но способность к смене облика
на другом этаже замысла перерастает в идею внутреннего преображения.

В романе свой путь душевного обновления проходит Иван Бездомный и в
результате заодно с прошлой биографией теряет свое искусственное и
временное имя. Только недавно в споре с сомнительным иностранцем
Бездомный, вторя Берлиозу, осмеивал возможность существования Христа, и
вот уже он, в бесплодной погоне за Воландовской шайкой, оказывается на
берегу Москвы-реки и как бы совершает крещение в ее купели. С бумажной
иконкой, приколотой на груди, и в нижнем белье является он в ресторан
Массолита, изображенный подобием вавилонского встрепа — с буйством
плоти, игрой тщеславия и яростным весельем.

В новом облике Иван выглядит сумасшедшим, но в действительности это
путь к выздоровлению, потому что, лишь попав в клинику Стравинского,
герой понимает, что писать скверные антирелигиозные агитки — грех перед
истиной и поэзией. Берлиозу за его неверие в чудеса отрезали голову, а
Иван ,повредившись головой, потеряв рассудок, как бы обретает его,
прозрев духовно. Одно из проявлений душевного выздоровления — отказ от
претензии на всезнание и всепонимание. В эпилоге романа Иван Николаевич
Понырев возникает перед нами в облике скромного ученого, будто за одно с
фамилией изменилось и все его духовное существо.

Перевоплощение отметит и фигуру Мастера, и Маргариты. У Булгакова
она уже совсем явно склонна к перевоплощению, миграции души — в духе ли
новой антропософии или платоновского переселения душ. Есть в ней отсвет
Маргариты Навррской — московской прапрапраправнучкой «Королевы Марго»
называет ее Коровьев. Но ведь Маргарите суждено еще обернуться ведьмой
и, совершив свой опасный и мстительный полет над Арбатом, оказаться на
балу у сатаны.

Притягивает к себе загадка слов, определивших посмертную судьбу
Мастера: «Он не заслужил света, он заслужил покой». Учитель Левия Матвея
не хочет взять Мастера «к себе, в свет», и это место романа не зря
стало местом преткновения для критики, потому что, по-видимому, именно в
нем заключено собственно авторское отношение к вере и к идее
бессмертия.

Выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбирал судьбу себе. За
недоступностью для Мастера райского «света» («не заслужил»), решение его
загробных дел поручено Воланду. Но сатана распоряжается адом, а там,
как известно, покоя не жди.

О бессмертии, как о долговечной сохранности души, «убегающей
тленья», в творении искусства, как о перенесении себя в чью-то душу с
возможностью стать ее частицей, думал Булгаков, сочиняя свою главную
книгу.

Его волновала и судьба наследования идей — преданным Левием Матвеем
или прозревшим Иваном Бездомным. Научный сотрудник института истории и
философии Иван Николаевич Понырев как ученик, увы, не более даровит, чем
не расстающийся с козьим пергаментом Левий Матвей.

Иван Бездомный обретает нравственное сознание как наследный дар
русской интеллигенции, к которой принадлежали Чехов и Булгаков. Вместе
со своей клетчатой кепкой и ковбойкой он оставляет на берегу Москвы-реки
былую самоуверенность. Теперь он полон вопросов к себе и миру, готов
удивляться и узнавать.

«Вы о нем… продолжение напишите», говорит, прощаясь с Иваном,
Мастер. Не надо ждать от него духовного подвига, продолжения великого
творения. Он сохраняет доброе здравомыслие — и только. И лишь одно
видение, посещающее его в полнолуние, беспокоит его временами: казнь на
Лысой горе и безнадежные уговоры Пилата, чтобы Иешуа подтвердил, что
казни не было…

Бесконечно длящаяся мука совести. Ее никогда не будет знать Мастер, проживший жизнь скорбную, но достойную человека.

Материал взят из вступительной статьи к книге

«М. А. Булгаков Собрание сочинений в пяти томах Том первый»

Автор статьи: В. Я. Лакшин

  • Сочинение для чего я изучаю русский язык сочинение
  • Сочинение дневник софьи горе от ума
  • Сочинение дни недели рассказывают о себе вторник среда четверг пятница
  • Сочинение добродетель верный путь к счастью
  • Сочинение для чего человеку нужна совесть 11 класс