Тест «Эпоха Просвещения. Время преобразований» 8 класс
Вариант 1
-
XVIII век называют:
-
Эпохой Средневековья 3) Эпохой Возрождения
-
Эпохой Просвещения 4) Эпохой Романтизма
2. Мыслители эпохи Просвещения:
1) Н. Коперник, Г. Галилей 3) Т. Мор, Эразм Роттердамский
2) Р. Декарт, Авиценна 4) Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье
3. Какие положения характеризуют взгляды просветителей?
-
вера в человеческий разум
-
необходимость отмены частной собственности
-
церковь — главная опора государства и общества
-
способ переустройства общества — воспитание людей для достижения стабильности в обществе необходимо ограничение прав и свобод людей
4. Мыслители эпохи Просвещения:
1) укрепили основы феодального строя
2) были уверены в решающей роли образования для развития общества
3) много размышляли о месте человека во Вселенной
4) вызвали процесс Контрреформации
5. Итогом эпохи Просвещения является:
1) разрушение средневекового сознания и подготовка почвы для буржуазных революций
2) преодоление культурной пропасти между дворянством и третьим сословием
3) рост благосостояния жителей Европы
4) изобретение книгопечатания
6. Роман «Путешествие Гулливера» создал писатель эпохи Просвещения:
1) И.В. Гёте 2) Ш. Монтескье 3) Дж. Свифт 4) Т. Мор
7. «Первым живописцем короля» называли художника эпохи Просвещения:
1) Ф. Шиллера 2) Ж. Л. Давида 3) Ф. Буше 4) Ж. Б. Шардена
8. Автор грандиозного музыкального произведения для хора, солистов и оркестра «Страсти по Матфею»:
1) В. А. Моцарт 2) И. С. Бах 3) П. О. Бомарше 4) Ж. А. Гудон
9. Установите соответствие между деятелем культуры и произведением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Деятель культуры | Произведение |
A) Иоганн Вольфганг Гёте Б) Жак Луи Давид B) Даниель Дефо | 1) «Приключения Робинзона Крузо» 2) «Фауст» 3) скульптурный портрет Вольтера 4) «Клятва Горациев» |
10. Промышленный переворот в Англии начался
1) в конце XVI века 3) в конце XVIII века
2) в конце XVII века 4) в конце XIX века
11. Аграрной революцией в Англии называют процесс
1) перехода к использованию труда наёмных работников в сельском хозяйстве
2) внедрения новых сельскохозяйственных культур
3) роста численности сельского населения
4) перехода к аграрному обществу
12. Сторонников независимости английских колоний называют:
1) пионерами 3) патриотами
2) лоялистами 4) пилигримами
13. Эта страна оказала помощь североамериканским колониям в их Войне за независимость?
1) Австрия; 3) Ирландия
2) Пруссия; 4) Франция.
14. Арест Робеспьера и падение якобинской диктатуры произошли в результате:
1) восстания народа 3) заговора и переворота 9 термидора
2) итогов выборов в Конвент 4) решения Учредительного собрания
15. Название политического течения в годы Великой французской буржуазной революции:
1) бешеные 2) диггеры 3) протестанты 4) круглоголовые
16. Свержение монархии во Франции произошло в результате:
1) принятия якобинцами декрета о «подозрительных»
2) восстания народа 10 августа 1792 г.
3) взятия Бастилии 14 июля 1789 г.
4) заговора членов Конвента
17. «Горой» и «болотом» во время Великой французской революции называли:
1) департаменты Франции 3) представителей второго и третьего сословия
2) группировки в Конвенте 4) сторонников и противников республиканского строя
18. Общей чертой Декларации прав человека и гражданина во Франции и Декларации независимости в США было положение о:
1) ликвидации рабства 3) необходимости террора
2) народном суверенитете 4) ликвидации колониальной зависимости
19. Дантон и Марат являлись:
1) членами Якобинского клуба 3) министрами короля Людовика XVI
2) руководителями «бешеных» 4) руководителями крупной буржуазии на
начальном этапе революции
20. Какие мероприятия были проведены в период пребывания у власти якобинцев?
-
объявление войны Австрии
-
казнь короля Людовика XVI
-
принятие декрета о «подозрительных»
-
отмена второстепенных феодальных повинностей
-
введение твердых цен на предметы первой необходимости
Тест «Эпоха Просвещения. Время преобразований» 8 класс
Вариант 2
1. «Веком Разума» называют:
1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в.
2. Мыслители эпохи Просвещения:
1) Я. Гус, Ф. Бэкон 3) Ф. Рабле, У. Шекспир
2) Д. Дидро, Вольтер 4) Дж. Бруно, И. Ньютон
3. Идеи просветителей:
1) подготовили почву для буржуазных революций
2) укрепили могущество католической церкви
3) укрепили основы феодального строя
4) вызвали начало Реформации
4. Какие идеи выдвинули просветители?
-
необходимость существования абсолютной монархии
-
необходимость укрепления сословного строя
-
образование — главный способ совершенствования общества
-
необходимость предоставления людям гражданских прав и свобод
-
революция — единственно возможный способ переустройства общества
5. Итогом эпохи Просвещения является:
1) начало процесса обмирщения культуры
2) утверждение гуманистических ценностей
3) ликвидация безграмотности населения
4) освобождение угнетенных народных масс
6. Комедию «Женитьба Фигаро» создал писатель эпохи Просвещения:
1) И.В. Гёте 2) Дж. Свифт 3) Т. Мор 4) П.О. Бомарше
7. «Певцом третьего сословия» называли художника эпохи Просвещения:
1) И.С. Баха 2) А. Ватто 3) Ж. Б. Шардена 4) Ж.А. Гудона
8. Автор знаменитых «Лунной» и «Героической» сонат:
1) Л. Бетховен 2) У. Хогарт 3) Д. Дефо 4) В.А. Моцарт
9. Установите соответствие между деятелем культуры и произведением.
Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Деятель культуры | Произведение |
A) Дж. Свифт B) Ж.Б. Шарден | 1) «Реквием» 2) серия гравюр «Выборы» 3) «Натюрморт с атрибутами искусств» 4) «Путешествия Гулливера» |
10. Промышленным переворотом называют процесс:
1) создания мануфактур
2) перехода от ручного труда к машинному
3) роста численности городского населения
4) отделения ремесла от сельского хозяйства
11. Аграрная революция в Англии произошла
1) в конце XVI века 3) в конце XVIII века
2) в конце XVII века 4) в конце XIX века
12. Противников независимости английских колоний называют:
1) пионерами 3) патриотами
2) лоялистами 4) пилигримами
13. Наполеон Бонапарт пришел к власти в результате:
1) восстания народа 3) переворота 9 термидора
2) решения Директории 4) переворота 18 брюмера
14. Причина падения якобинской диктатуры во Франции:
1) измена Робеспьера
2) недовольство населения террором
3) поражение в борьбе с интервентами
4) захват Парижа Наполеоном Бонапартом
15. К власти во Франции в результате переворота 2 июня 1793 г. пришли:
1) жирондисты 2) якобинцы 3) санкюлоты 4) термидорианцы
16. Жирондистами и якобинцами во время Великой французской революции называли:
1) католиков и гугенотов 3) представителей второго и третьего
сословия
2) группировки в Конвенте 4) сторонников и противников
восстановления абсолютизма
17. В Конституции Франции 1791 г. и Конституции США 1787 г. содержалась статья о:
1) республиканской форме правления
2) федеративном устройстве страны
3) всеобщем избирательном праве
4) разделении трех ветвей власти
18. Лафайет и Мирабо являлись:
1) членами клуба якобинцев
2) учеными-просветителями
3) руководителями «бешеных»
4) руководителями третьего сословия на начальном этапе революции
19. Какие мероприятия были проведены в период Великой французской революции Учредительным собранием?
-
принятие Конституции
-
декрет о запрещении стачек
-
провозглашение республики
-
принятие декрета о «подозрительных»
-
введение твердых цен на предметы первой необходимости
20. Год принятия американской конституции?
1) 1787 г.; 3) 1789 г.;
2) 1788 г.; 4) 1790 г.
Реферат: Иоганн Себастьян Бах (Bach)
Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.
Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею». Впервые — в Германии — было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. «Не ручей! — Море должно быть ему имя», — сказал о Бахе великий Бетховен.
Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха — музыкантом. Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Но то был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно шли занятия. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно. Поэтому он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.
В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию.
В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же — неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал Бах случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде.
Так же неуклонно отстаивал композитор своё отношение к творчеству, свои взгляды на музыку. Вопреки преклонению придворного общества перед иностранной музыкой, Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое композиторское мастерство.
Талант Себастьяна Баха не ограничивался этой областью. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.
Рассказывают, что Бах был приглашён в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».
С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия до минор. Эти произведения значительны и глубоки по содержанию, грандиозны по своим масштабам.
В 1717 году Бах с семьёй переехал в Кётен. При дворе принца Кётенского, куда он был приглашён, не было органа. Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству. Созданные в это время произведения для клавира представляют собою вторую после органных сочинений вершину в его творчестве. В Кётене были написаны двухголосные и трехголосные инвенции (трехголосные инвенции Бах называл «синфониями»). Эти пьесы композитор предназначал для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом. Педагогические цели руководили Бахом и при создании сюит — «Французских» и «Английских». В Кётене Бах закончил также 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир». В этот же период была написана и знаменитая «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор.
В наше время инвенции и сюиты Баха стали обязательными пьесами в программах музыкальных школ, а прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира» — в училищах и консерваториях. Предназначенные композитором для педагогической цели, эти произведения представляют, кроме того, интерес и для зрелого музыканта. Поэтому пьесы Баха для клавира, начиная со сравнительно нетрудных инвенции и кончая сложнейшей «Хроматической фантазией и фугой», можно услышать на концертах и по радио в исполнении лучших пианистов мира.
Из Кётена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Ему пришлось принять стеснительные для себя условия. Наряду с обязанностями преподавателя, воспитателя и композитора были и такие предписания: «Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра». Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была слишком продолжительной, а также… опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». Но Бах, как всегда, жертвуя многим, никогда не поступался главным — своими художественными убеждениями. На протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству.
Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего Бахом написано около 250 кантат), «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор. «Страсти», или «пассионы» по Иоанну и Матфею — это повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа в описании евангелистов Иоанна и Матфея. Месса близка по содержанию «Страстям». В прошлом и месса и «страсти» представляли собою хоровые песнопения в католической церкви. У Баха эти произведения выходят далеко за рамки церковной службы. Месса и «Страсти» Баха — это монументальные произведения концертного характера. В их исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган. По своему художественному значению кантаты, «Страсти» и Месса представляют собою третью, самую высокую вершину творчества композитора.
Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, её находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. Наряду с крупными вокально-инструментальными произведениями Бах продолжал писать музыку для клавира. Почти в одно время с Мессой был написан знаменитый «Итальянский концерт». Позже Бах закончил второй том «Хорошо темперированного клавира», куда вошли новые 24 прелюдии и фуги.
Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города. С большим успехом Бах выступал в концертах «Музыкальной коллегии» как солист и дирижер. Специально для концертов общества он написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера. Но основная работа Баха — руководителя школы певчих — приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки!
Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания. Отвечать же за всё приходилось кантору.
Единственной отрадой были по-прежнему творчество, семья. Подросшие сыновья — Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан — оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.
Последние годы жизни композитора были омрачены серьёзной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы её тяжелой жизни ей помогал Бетховен.