Сочинение для 9 класса по русскому языку огэ

В классах особенно там, где одни мальчишки, часто бывает по два командира. один какой-нибудь образцово-показательный активист, назначенный

В классах — особенно там, где одни мальчишки, — часто бывает по два командира. Один — какой-нибудь образцово-показательный активист, назначенный школьным начальством в председатели или старосты. Другой — ребячий император, утверждающий свою власть крепкими кулаками и презрением к школьным порядкам. Чаще всего это амбал-второгодник. Но в нашем классе амбала не было, и Ким Блескунов успешно верховодил всюду.

Он-то и приговорил Турунчика к публичной казни.

Дело было в конце сентября. Мишка Рогозин и Нохря перед уроком рисования натерли классную доску парафиновой свечкой — фокус известный: мел скользит, следов не оставляет. Конечно, крик, скандал: «Кто это сделал?!» Два дня разбирались, а завуч наконец как-то выведала виновников. Ну, досталось им, как водится, и в школе, и дома… И кто-то пустил слух, что наябедничал завучихе Юрка Турунов. Не знаю, почему так решили. А может, просто потому, что был Турунчик робкий и безответный. Конечно, он беспомощно мигал и бормотал:

— Да вы чего… я никому… Меня даже не спрашивали…

Но от этого уверенность в его вине только крепла. Коллектив — большая сила, и для пущего единения нужно ему общее дело. А если нет дела, то хотя бы — общий враг. Кимка внес в это настроение конкретность:

— Завтра после уроков будем Турунчика бить.

Все шумно поддержали его. Только Илюшка Сажин сказал:

— Все на одного? Так нельзя.

— Нельзя, если честная драка, — разъяснил Блескунов. — А тут не драка, а наказание. Фискалов били сообща во все времена, книжки читать надо…

Кимка назначил для исполнения приговора «бригаду». Десять человек.

— Ты… Ты… И… — он глянул на меня, — ты, Патефон. А то одно только знаешь: хор да хор, совсем оторвался от класса.

Почему я согласился? Мало того, даже обрадовался.

На следующий день мы зорко следили, чтобы Турунчик не сбежал. А после уроков повели его в дальний угол двора, за длинное здание мастерской. Турунчик похныкивал и упирался, но очень вяло: видать, совсем обмяк со страху.

За мастерской торчал высохший тополь, который завхоз дядя Гриша не успел еще спилить на дрова. Кимка распоряжался спокойно и обдуманно, только слегка разрумянился. Турунчика заставили обнять корявый толстый ствол. Я держался в сторонке, ощущая незнакомое до той поры замирание: смесь боязни и стыдливого сладковатого любопытства. Турунчик молчал, только что переступал рыжим брезентовым полуботинком и босой, голой до колена ногой.

Блескунов достал из новенького портфеля орудие возмездия. Это была велосипедная камера — сложенная вдвое, слегка надутая и перевязанная в нескольких местах.

Турунчик был в хлопчатобумажном полинялом свитере сизого цвета — широком и обвисшем. Свитер легко задрали выше лопаток.

Майку тоже вздернули почти до шеи и велели держать Валерке Котикову — маленькому и послушному. Турунчик прижался к дереву, чтобы не съехали расстегнутые штаны. Блескунов размахнулся и огрел его камерой — с упругим резиновым звоном.

Он протянул черную колбасу Нохре:

— Теперь ты. Надо, чтобы каждый по разу.

Шумно дыша, полез вперед Гаврилов:

— Я следующий… Можно я еще за Котика, а то он не сумеет? А я хочу…

Меня обволакивала обморочная слабость. Но — вот ведь какая гнусность! — я тоже… хотел. Понимал в глубине души, какое это грязное дело, но щекочущее желание было сильнее — стегнуть с оттяжкой по тощенькой белой (не загорал он летом, что ли?) спине с глубоким желобком и черными зернышками-родинками. Злости на Турунчика у меня не было ни малейшей, и, чтобы оправдать себя, я мысленно повторял: «Он же сам виноват… Он же сам виноват…»

Нохря тоже ударил. Турунчик опять дернул спиной, но промолчал. В резину вцепился Гаврилов… И в этот миг я услышал тяжелый топот. Несколько старшеклассников стремительно выскочили из-за мастерской, и впереди — Игорь Яш-кин, известный в школе футболист и художник. Я первый оказался у него на пути. Голова моя как бы взорвалась белыми искрами от оглушительной оплеухи. Я покатился в пыль, был поднят за шиворот и упругим пинком отправлен в колючие сорняки у забора. Сквозь них, пригибаясь, я добежал до школьной калитки и потом еще квартал мчался по переулку. Отсиделся только в сквере у городского театра.

Горела щека, гудело награжденное пинком место. Мелко тряслись колени. И все же… все же сквозь страх и стыд, сквозь обиду на Яшкина я чувствовал растущее облегчение.

Я словно очнулся. До чего же хорошо, что я не успел! Вовремя данная благодатная затрещина встряхнула мне душу и все расставила в ней на нужные места. Уже и обиды на Яшкина не было. Только отвращение к себе. С меня словно сваливалась грязная корка…

А Блескунов на следующий день как ни в чем не бывало сказал Турунчику:

— Говори спасибо этому Яшкину. А то задали бы тебе полную порцию…

— Все равно я не ябеда, — тихо сказал Турунчик.

Но ему не поверили. Или сделали вид…

Потом я отыскал Турунчика и подарил ему свой оловянный пистолет. Очень Турунчик удивился, замахал белесыми ресницами. Никогда ведь мы не были приятелями.

– Спасибо… А почему ты… мне?

— Нипочему. Так, — вздохнул я.

Чувствовал, что виноват перед ним. Даже не только перед ним, а вообще. И этот грех (пожалуй, самый крупный в своей жизни) мне тоже не хотелось уносить с собой.

Как хорошо все-таки, что я тогда не успел ударить его…

9.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложений 65-66 текста: «Я словно очнулся. До чего хорошо, что я не успел!»

«Я словно очнулся. До чего хорошо, что я не успел!»

Это восклицание принадлежит рассказчику. Он произносит его после того, как был «отправлен пинком в колючие сорняки» старшеклассником Игорем Яшкиным. Игорь таким образом остановил подлое избиение Турунчика. Я считаю, что автор раскаивается в том, что принимал участие в этом «гнусном» деле и признаёт свою вину. Аргументирую свою точку зрения примерами из текста.

Во-первых, в самом начале расправы автор «держится в сторонке», испытывая боязнь и «стыдливое любопытство»( предложение №54). Эпитет «стыдливое» говорит о том, что где-то в глубине души у рассказчика уже зрело несогласие с происходящим, а это уже первый шаг к раскаянию.

Во-вторых, он «понимал …, какое это грязное дело» ( предложение №54). У него ведь даже злости на Турунчика не было, оправдывая себя, он повторял : «Он же сам виноват…»»( предложение №55). Создаётся впечатление, что герой глушит в себе правду, которая пытается вырваться наружу.

В-третьих, не испытывает он на Яшина обиды »( предложение №68), а «отвращение к себе» »( предложение №69) говорит о полном признании вины.

Таким образом, признание вины и раскаяние как бы очищают автора. Он получил урок, который, я думаю, запомнит на всю жизнь. А ещё хочу сказать, что всегда нужно думать самому, а не тупо подчиняться чужому мнению, особенно мнению толпы, тогда никогда не окажешься в подобной ситуации.

9.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое раскаяние?»

Раскаяниеэто угрызения совести, душевные мучения после совершения чего-то плохого, подлого, одним словом, нехорошего. Раскаявшийся человек, как правило, признаёт свою вину и впоследствии не совершает подобное.

Пример раскаяния мы можем найти в отрывке из произведения Владислава Петровича Крапивина «Кораблики, или «Помоги мне в пути…». Главный герой Петька Викулов по прозвищу Патефон принимает участие в расправе над безвинным Турунчиком, несмотря на то, «что в глубине души он понимал, какое это грязное дело»( предложение №54).Однако старшеклассник Игорь Яшкин остановил расправу. И хотя Патефон получил оплеуху и был пинком отправлен в колючие сорняки, он чувствовал «отвращение к себе» и радовался, «что не успел!» ( предложения № 66,68). Подросток искренне раскаивается. Я думаю, что он получил урок на всю жизнь.

А бывает и так, что просто раскаяться мало, а приходится исправлять последствия дурного поступка. Так происходит и сказке-были Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб». Деревенский парнишка Филька по прозвищу «Ну Тебя» обидел коня, бросив ему кусок хлеба в снег, сказав при этом: «На вас не напасёшься, на христорадников!». Тут же деревню сковал лютый мороз. Река замёрзла. Мельница встала. Жителям Бережков грозил голод. Филька понял, что это его безнравственный поступок вызвал такие катаклизмы. Он сожалеет о своём проступке. Вместе с ребятами он усердно долбит лёд на реке, чтобы мельница заработала, а потом со свежеиспечённым хлебом идёт мириться к коню.

(Можно привести в качестве примера повесть Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель», можно привести пример из собственной жизни, описав своё раскаяние, исправление и полученные уроки)

Таким образом, раскаяние – это очень важная способность человеческой души, ведь раскаявшийся встаёт на путь исправления. И хорошо, когда ещё не поздно.

В этих книгах вы можете найти примеры раскаяния)

Владислав Крапивин

Кораблики, или «Помоги мне в пути…»

hphpzdX05K raskayanie html 999c292e7e928ad0 ttps://www.litmir.me/br/?b=62172&p=1

Очень советую прочитать)

Книги Крапивина — это как прививка против ужасно взрослой болезни отчуждения, непонимания, черствости души… души, которая забыла или даже не знала о том, что когда-то была ребенком. Как всегда, множество острых тем: беспризорность, взрослые-маньяки, чудовищные эксперименты, нравственный выбор, трусость и подлость… И на другой чаше весов дети, упрямые и искренне верящие. Кстати, не могу не отметить, что в этой книге, наряду с очень сильной фантастической линией (Конус, межпространство, переносы сквозь время и пространство) так же мощно бьет по читатели линия религии, веры в то, что символизирует для человека высшую справедливость и надежду на будущий рай. И очень символично, что для этого ощущения понадобилось встретиться я-взрослому с я-ребенком. 

Юрий Вяземский

Шут

Очень советую прочитать)

http://lib.ru/PROZA/WYAZEMSKIJ/shut.txt

Проза Юрия Вяземского — настоящее откровение для человека, впервые открывающего его книгу. 
Повесть «Шут» написана о школе, о той поре в жизни человека, когда он так обостренно и страшно чувствует окружающий мир, что малейшая фальшь и ложь вырастает до необъятных размеров. Он мнит себя вправе судить. И пока на себе не испытает весь ужас унижения и собственной слабости, он не придет к пониманию, что нужно быть снисходительнее и терпимее к людям и любить их. Потому что без любви душа высыхает и уничтожает самое себя.
phpzdX05K raskayanie html 68abb0d771f4d56f

Продолжаем цикл материалов, посвящённых подготовке к ОГЭ по русскому языку. Мы уже рассказали, как справиться с изложением и заданиями 2–3, 4–5 и 6–8 из тестовой части. В новом материале разберёмся, какое из заданий третьей части экзамена выбрать, как избежать типичных ошибок и написать сочинение на максимальный балл.

Сочинение-рассуждение — это самая ответственная и сложная часть экзамена по русскому языку. Она же и самая «дорогая» — стоит 9 баллов, а это на два больше, чем изложение и тестовая часть по отдельности. Именно поэтому сочинению нужно уделить самое пристальное внимание.

Виды сочинений

В третьей части экзамена приводится достаточно большой текст, к которому предлагают выполнить три задания. Без паники! Тебе нужно написать только одно.

На лингвистическую тему. Это задание пугает всех особенно сильно. Но на самом деле оно не такое страшное, и справиться с ним вполне реально. Суть его в том, что приводится высказывание известного учёного (обычно языковеда) или писателя, которое нужно подкрепить примерами из текста.

Вот пример. Приводятся слова А. А. Реформатского: «Местоименные слова — слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»»

Что нужно сделать? Используя предложения из текста, доказать, что местоимения действительно заменяют знаменательные слова.

Собака радостно виляла хвостом: она была счастлива пойти на прогулку.

«Она» в данном случае заменяет слово «собака». Местоимение не имеет своего собственного значения и приобретает его только в контексте.

План сочинения на лингвистическую тему.

  1. Вступление. «Автор (обязательно используй фамилию!) утверждает… (приведи цитату или объясни её своими словами)».
  2. Согласие. «Безусловно, учёный (писатель, лингвист) прав, говоря, что… (поясни смысл цитаты)».
  3. Два примера. «Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Так, в предложении… (номер предложения). Кроме того, в предложении…» 
  4. Заключение. «Таким образом… (перескажи блок «Согласие» другими словами)». 

Самые частые темы сочинений на лингвистическую тему: заместительная функция местоимений, средства выразительности, значение союзов, функции знаков препинания, богатство русского языка, функциональные стили.

Кому писать сочинение на лингвистическую тему? Ученикам, которые хорошо знают теорию русского языка (в частности части речи) и не боятся научных терминов. 

Пояснение высказывания. Во втором задании просят пояснить высказывание из текста. Нужно буквально объяснить, что значит конкретное предложение или, например, финал текста, опираясь на содержание предложенного фрагмента.

План сочинения, поясняющего высказывание.

  1. Вступление. «Смысл данной фразы я понимаю так… Приведём примеры из текста, подтверждающие эту мысль». 
  2. Первый пример. «Так, в предложении… (укажи номер предложения) автор утверждает… (можно привести цитату, но лучше пересказать своими словами). Это значит, что…» 
  3. Второй пример. «А в предложении… он пишет… Это говорит нам о том, что…» 
  4. Заключение. «Таким образом…»

Кому писать сочинение, поясняющее высказывание? Какой бы лёгкой ни выглядела эта задача, она несколько сложнее, чем кажется. Многие ребята не понимают смысл текста или интерпретируют его неправильно. Поэтому этот тип задания следует выбирать только тем, кто хорошо умеет анализировать текст.

Пояснение смысла понятия. В третьем задании просят пояснить конкретное слово (обычно абстрактное понятие из сферы морали или человеческих отношений) и привести примеры из текста. Например, как вы понимаете значения слов «честность», «предательство», «любовь», «скорбь», «героизм»?

План сочинения, поясняющего понятие.

  1. Вступление. «Слово («честность») следует понимать как…/Честность — это…» Также нужно дать комментарий к своему определению: «Честные люди способны…» 
  2. Пример из текста. «Яркий пример (честности) представлен в тексте… (обязательно укажи фамилию автора!). Так, в предложении… автор пишет… (можно привести цитату, но лучше пересказать своими словами). Это говорит о том, что…» 
  3. Пример из жизни/искусства. «Кроме того, примером (честности) может служить поступок героя произведения (книги, кинофильма)… Это можно считать (честным) поступком, поскольку…» 
    Тут очень хорошо вписываются контраргументы, примеры, которые демонстрируют прямо противоположную ситуацию. Пишешь о честности? Приведи пример античестности!
  4. Вывод. «Таким образом… (обобщение сказанного)».

Кому писать сочинение-пояснение понятия? Этот тип сочинения легче других — и лингвистического, и интерпретации смысла фразы. Потому что найти в тексте пример, подкрепляющий конкретное понятие, намного проще, чем правильно пояснить смысл фразы или утверждения о языке. Однако тут требуется привести пример из искусства или из жизни, но это не так сложно. Это задание хорошо удаётся большинству учеников.

Какой пример выбрать: из искусства или из жизни? Наиболее предпочтительными, конечно, являются иллюстрации из искусства — лучше всего классической литературы, которая входит в школьную программу. Проверяющие не очень любят примеры из жизни, потому что они обычно выглядят как смоделированные неубедительные ситуации. Но если ты не можешь вспомнить хороший пример из литературы, то не нужно выдумывать и фантазировать, говоря, например, что дружба Онегина и Ленского — это эталон истинной дружбы. В таком случае лучше привести непротиворечивый пример из жизни.

Типичные ошибки

  • Ошибки в определении. Многие ученики пишут: «Мужество — это когда…», «Местоимения — это как…» Так писать категорически нельзя. Определение строится по типу «существительное — существительное»: «Мужество — это такое качество…». 
  • Не названо имя автора. Нужно указывать фамилию и инициалы автора текста, который дается для анализа, а также автора высказывания для сочинения на лингвистическую тему и произведения, которое ты приводишь в пример. Если это требование не выполнено, часто снижают баллы.
  • Больше цитат, чем своего текста. Иногда школьники включают в сочинение очень много цитат, почти не сопровождая их своими рассуждениями. А временами просто переписывают исходный текст! Поэтому цитат должно быть максимум две, а лучше и вовсе пересказать текст своими словами.
  • Цитата без пояснения. Приводя цитату для подтверждения своих слов, необходимо прокомментировать её. Если просто написать: «Пример мужества мы видим в предложении №3», это не будет засчитано как аргумент. Нужно порассуждать, почему этот поступок можно считать мужественным.
  • Неподходящие примеры. Бывает и так, что в качестве аргумента выбирают неподходящий пример из текста. Если нужно продемонстрировать пример отваги, ученик может выбрать предложение, где ничего «отважного» не происходит. Представим, что у нас в тексте мальчик спасает котёнка из реки, а потом заболевает простудой. Примером отваги тут является его самоотверженное поведение по отношению к животному в беде, поэтому нужно выбрать конкретное предложение, где он, допустим, бросается в воду. Не нужно писать, что примером отваги является его болезнь.
  • Вывод «приклеен». Вывод должен резюмировать то, что сказано в сочинении, а не повторять вступление или мысль автора. И он обязательно должен следовать из того, что сказано в тексте, и напрямую быть связанным с темой. Это требование часто нарушается. Если пишешь текст о любви, то в заключении не должна фигурировать «дружба» или просто «человеческие взаимоотношения». Там должна опять быть «любовь».
  • Нет вступления и/или заключения. Вступление и заключение — это необходимые части текста. Их нельзя опустить.
  • Написано единым «полотном». Текст нужно делить на абзацы, лучше разбить его на четыре, как это показано в первом пункте. За отсутствие абзацного членения снимают баллы.
  • Написано слишком мало или слишком много. Минимальное количество слов в сочинении — 70. Можно ли писать больше? Можно — на свой страх и риск. Помни, что чем больше слов, тем больше количество возможных ошибок. Оптимальный объём — 90–120 слов, 200 — уже слишком много. Не забывай считать предлоги и союзы.

Чек-лист приёмов, которые пригодятся для написания сочинения

Расширяй словарный запас. Словарный запас — твой лучший помощник при написании сочинения, но его пополнение требует времени. Поэтому больше читай, этот косвенный метод отлично помогает при написании любых текстов.

Тренируйся. Чем больше сочинений ты напишешь при подготовке, тем лучше и увереннее справишься на экзамене. Это как раз тот случай, когда количество переходит в качество.

Соблюдай структуру. У сочинения-рассуждения жёсткая структура: вступление — примеры и комментарии (обычно по два) — заключение. Её нельзя нарушать. Представь, что это бургер, где вступление и заключение — это булочки, а примеры — котлеты и салат. Чтобы не ошибиться, сначала составь план (можешь даже выучить его) — это скелет твоего сочинения. А затем наращивай мышцы и кожу — информацию из текста.

Проверяй. Отсутствие ошибок и грамотность — это очень важная составляющая оценки. Проверяющим самим обидно, когда за хорошо написанное сочинение приходится снижать баллы из-за ошибок! Так что перечитай сочинение три раза, перед тем как сдавать. Когда читаешь один текст много раз, глаз замыливается, из-за чего какая-то глупая ошибка или маленькая запятая ускользают. Для этого есть лайфхак: читай задом наперёд, с последнего слова до первого. Так ты будешь читать как бы незнакомый, новый, текст и сможешь разглядеть неочевидные орфографические ошибки. Для пунктуации поможет другой метод: мысленно или на черновике расставляй скобки, обозначающие границы простых предложений в составе сложных, они помогут не потеряться знакам препинания. 

Особое внимание обрати на обособление причастных и деепричастных оборотов и вводных слов. Повторить тему «Причастные обороты» можно в этом разделе, а потренироваться, например, здесь:

Сочинение для 9 класса по русскому языку огэ

Также есть отличный тест по деепричастиям.

Отработать трудные случаи пунктуации с вводными словами можно здесь:

Сочинение для 9 класса по русскому языку огэ

Так как ты будешь ссылаться на текст, не забывай о правилах передачи прямой и косвенной речи. Повторить тему «Прямая речь» можно в этом разделе, а потренироваться, например, здесь:

Сочинение для 9 класса по русскому языку огэ

Соблюдай единство стиля. Сочинение должно быть написано в едином нейтральном стиле. Никаких разговорных слов и просторечий тут быть не должно. Чтобы улучшить свои стилистические навыки, можешь заглянуть в раздел «Речевые жанры». Отработать этот аспект текста помогут задания «Стили речи».
 

Следуй эталонам. При подготовке выбери несколько «идеальных» сочинений. Это могут быть твои собственные работы, проверенные учителем или репетитором, либо образцовые тексты из Интернета. Ориентируясь на них, ты станешь писать сочинения гораздо быстрее.

Собирай материал. Для заданий первого (лингвистическая тема) и третьего (пояснение понятия) типа можно собрать материал заранее и потом использовать его на экзамене, так как они достаточно предсказуемые. Заведи отдельную папку или тетрадку и записывай туда материалы, связанные с темой. Например, выпиши из художественной литературы несколько примеров, ярко иллюстрирующих самые частые понятия, попадающиеся для анализа: вина — Раскольников из «Преступления и наказания», любовь — Наташа Ростова из «Войны и мира», преданность — Савельич из «Капитанской дочки».

Итак, чтобы получить максимальный балл за сочинение, соблюдай жёсткую структуру и учись анализировать текст. Желательно заранее определить, какой из типов задания ты будешь выполнять и при подготовке сосредоточиться именно на нём. Тогда к экзамену ты так хорошо набьёшь руку на сочинениях этого типа, что будешь выдавать по тексту за десять минут — без преувеличения!

Повторить темы

Анна Шустова


Инструкция по написанию сочинения-рассуждения в ОГЭ по русскому языку (задание 15)


Задание 15 ОГЭ по русскому языку представлено в трех вариантах, что дает возможность выбора.

  • 15.1 – обычно имеет лингвистическую направленность, предполагающую комментарии из прочитанного текста; задание требует использования научного или публицистического стиля.
  • 15.2 – направлено на смысловое понимание текста; проверяется умение подбирать аргументы из прочитанного текста по заданному тезису.
  • 15.3 – предлагает самостоятельно составить тезис по заданной теме и привести два аргумента: из текста и из жизни.

Важно помнить, что пересказанный текст без комментирования оцениваться не будет. Нельзя забывать о цитировании. Объем сочинения должен быть не меньше 70 слов.

Структура сочинения

Сочинение-рассуждение строится по стандартной схеме:

  1. Вступление (подготовка к восприятию темы рассуждения).
  2. Тезис (основное утверждение, требующее доказательств).
  3. Аргументы – доказательства верности тезиса (не менее двух доказательств).
  4. Заключение (вывод-обобщение по теме сочинения).

В некоторых случаях порядок пунктов можно менять, иногда вступление возможно опустить, используя вместо него тезис, как предлагают составители тестов.

При написании сочинения-рассуждения желательно использование вводных слов, выражающих ваше отношение к поставленной проблеме или последовательность доказательств, например: думаю, считаю, по мнению автора, во-первых, во-вторых, следовательно и др.

Алгоритм написания сочинения ОГЭ

1 абзац – Тезис, утверждение;

2 абзацЯ думаю (считаю, уверен и др.) … (пояснение основного тезиса);

3 абзацНапример (так, во-первых, в первую очередь, главным образом и др.), … (первый аргумент-доказательство);

4 абзац – Кроме этого (к тому же, во-вторых, кроме того и др.) … (второй аргумент-доказательство);

5 абзац Таким образом (следовательно, итак, другими словами и др.), … (выводы, обобщение).

Такой алгоритм можно использовать как памятку. Добившись автоматизма в его использовании, впоследствии вы сможете отходить от этого плана, наполняя сочинение глубоким смыслом.

Ниже приведен текст, на основании которого мы напишем три разных варианта сочинений.


(1)Бабушка велела мне сходить на увал по землянику.

  • (2)Я повезу ягоды в город, продам и куплю тебе пряник.
  • (3)Конем, баб?
  • (4)Конем, конем.

(5)Пряник конем! (6)Это ж мечта всех деревенских малышей. (7)Он белый-белый, этот конь. (8)А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.

(9)Вот с орлами дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник. (10)Я брал старательно и скоро покрыл дно туеска. (11)Левонтьевские ребятишки сначала ходили тихо, но скоро послышалась возня. (12)Бьются братья богатырские, катаются по земле, всю землянику раздавили.

(13)Вскоре они решили спуститься к Фокинской речке, побрызгаться. (14)Мне тоже хотелось, но я не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину.

  • (15)Бабушки Петровны испугался! (16)Эх ты! – закривлялся Санька.
  • (17)А хочешь, все ягоды съем? – сказал я.
  • (18)Слабо!
  • (19)Мне слабо! – хорохорился я, искоса глядя в туесок. – (20)Вот! (21)Ешьте вместе со мной!

(22)Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли.

(23)Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет.

(24)Тихо плелся я за левонтьевскими ребятами из лесу.

  • (25)А ты в туес травы натолкай, сверху ягод – и готово дело! – сказал, посоветовавшись с братьями, Санька и помчался домой.

(26)А я остался. (27)Набил травою туго туесок, собрал несколько горсток ягодок, заложил ими траву – получилось земляники даже с копной…

(28)На кухне бабушка кому-то обстоятельно рассказывала:

  • …(29)Культурная дамочка, в шляпке. «(30)Я эти вот ягодки все куплю». (31)Пожалуйста, милости прошу. (32)Ягодки-то, говорю, сиротинка горемышный собирал…

(33)Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог и не желал разбирать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы скорее помереть.

(34)Дед успокаивал меня, обтирая большой рукой слезы, которые крупной земляникой сыпанули из моих глаз.

  • (35)Попроси прошшенья, легонько подтолкнул он меня в спину.

(36)Я ступил в избу и завел:

  • (37)Я больше… (38)Я больше… — и ничего не мог дальше сказать.
  • (39)Ладно уж, умывайся да садись трескать! – все еще непримиримо, но уже без грозы, без громов оборвала меня бабушка.

(40)И срамила же она меня! (41)И обличала же! (42)Только теперь, поняв до конца в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уже заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…

(43)Не зная, что делать, как жить дальше, я разглаживал заплатку на штанах, вытягивал из нее нитки. (44)А когда поднял голову, увидел перед собой…

(45)Я зажмурился и снова открыл глаза. (46)Еще раз зажмурился, еще раз открыл.

(47)По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой.

  • (48)Бери, бери, че смотришь? (49)Глядишь, зато еще когда омманешь баушку…

(50)Сколько лет с тех пор прошло! (51)Сколько событий минуло. (52)Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.

(по В.П. Астафьеву)


Пример написания сочинения 15.1


15.1 считается самым сложным вариантом задания, который предполагает знание лингвистической науки, владение лингвистическими терминами, умение анализировать текст с позиции лексики.

Обычно в таком задании уже приведено какое-либо высказывание ученого-лингвиста, которое авторы предлагают использовать в качестве вступления и тезиса.

Если в задании вы встретили термины, которые вам не знакомы или значение которых вы не можете уверенно сформулировать, лучше отказаться от выполнения и выбрать варианты 15.2 или 15.3.

Если же значение каждого термина вам известно, и вы с легкостью сможете найти примеры их использования автором текста, смело приступайте к работе.

Кроме того, сочинения 15.1 требуют научного или публицистического стиля.

Научный стиль Публицистический стиль
Область применения Научные, учебные издания (учебники, доклады, рефераты, лекции и др.).

Письменное воплощение

Общественные доклады, лекции, выступления, статьи.

Как письменная, так и устная форма

Характеристика Точность, логичность высказываний, доказательность изречений, эмоциональная сухость Эмоциональность, призывность, оценочность речи

При написании сочинения на научную тему лучше всего применять научный стиль.

Рассмотрим пример написания такого сочинения по вышеприведенному алгоритму по тексту В.П. Астафьева «Бабушка велела мне сходить на увал…».

«В художественной речи диалектизмы выполняют важные стилистические функции: помогают передать местный колорит, особенности речи героев, наконец, диалектная лексика может быть источником речевой экспрессии,» — считает известный лингвист И.Б. Голуб.

Примечание: чтобы написать сочинение на заданную тему, необходимо знать значение терминов диалектизм, диалект.

Диалектизм – слово какого-либо диалекта, употребляемое в литературном языке.

Диалект – наречие, характерное для какой-то определенной территории.

Я считаю ее мнение оправданным. Действительно, элементы диалектных наречий способны передать тонкости образов героев, их окружения. С помощью диалектизмов авторы могут выразить особое состояние, которое погрузит читателя в созданный художником мир.

В этом абзаце мы кратко прокомментировали слова лингвиста, согласившись с выдвинутой точкой зрения.

Например, В.П. Астафьев с помощью диалектизмов очень четко передает речь стариков, заставляя нас зрительно представлять их фигуры и практически слышать их голоса: «сиротинка горемышный» (предложение 32), «попроси прошшенья» (предложение 35).

Здесь мы привели первый аргумент в доказательство основного тезиса.

Кроме того, читая текст с диалектной лексикой, мы каким-то невероятным образом начинаем чувствовать внутреннее состояние самого автора. После слов «зато еще когда омманешь баушку» (предложение 49) невольно ощущаешь чувство вины и благодарности героине Астафьева за ее доброту и человеческую мудрость.

Второй аргумент в доказательство основного утверждения.

Таким образом, использование диалектизмов играет большую роль для восприятия текста и понимания образов героев произведения.

150 слов

В выводе мы обобщили все вышесказанное.


Пример написания сочинения 15.2


15.2 – сочинение, предполагающее работу непосредственно с пониманием смысла текста, его идеи, темы и проблемы. Попытаемся объяснить смысл последнего предложения текста В.П. Астафьева.

Уроки детства запоминаются на всю жизнь, даже когда обстоятельства и люди, преподавшие их, остаются далеко позади.

Я думаю, именно об этом хотел сказать В.П. Астафьев в своем тексте, описывая историю с пряничным конем с розовой гривой.

Во-первых, запомнить урок помогло герою раскаяние. Автор рассказывает, как хотелось всем деревенским мальчишкам стать обладателем волшебного коня с розовой гривой (предложение 6). Не исключением стал и герой текста. Он настолько был переполнен этой мечтой, что, поддавшись дурному влиянию соседских ребятишек, пошел на обман ради ее воплощения. Но ощутив все последствия содеянного, он глубоко раскаялся в своем нечестном поступке (предложение 42).

Во-вторых, герою запомнилась доброта бабушки, которая купила коня, не смотря на его дурное поведение (предложение 49). Так она показала ему, что люди должны быть великодушными и верящими в лучшее, несмотря ни на что.

Таким образом, люди, воспитывающие нас в детстве, оставляют неизгладимый след в нашей последующей жизни. Хорошо, если этот след будет положительно влиять на человеческую личность.

153 слова

Подобное сочинение писать легко. Главное – понять для себя самого, что хотел сказать автор последним предложением и подтвердить свои доказательства примерами из текста.


Пример написания сочинения 15.3


Сочинение 15.3 можно назвать сочинением на свободную тему. Здесь можно дать простор своей фантазии и привести один аргумент из собственной жизни. Однако при этом нужно будет создать собственный тезис – дать определение заданному понятию. В данном случае, это понятие – добро.

Добро – это понятие, обозначающее состояние, когда благополучие другого человека или объекта ценнее своего собственного, несмотря на все недостатки этого объекта или неудобства, связанное с его благополучием.

Я думаю, добро не требует взамен ничего, не ждет благодарности или повиновения. Однако порой оно способно изменить человека в лучшую сторону.

Так, в тексте В.П. Астафьева, добро бабушки заставило героя навсегда запомнить то, чем грозит бесчестность и обман (предложение 52). Этот урок он пронес через всю жизнь и уже не повторял прошлых ошибок.

К тому же, наша простая жизнь стала бы невыносимой без добра, добрых поступков. Спасение замерзающего от холода котенка, прикорм бездомного пса, оказание первой помощи нуждающемуся – все это проявление добра. Без этого не было бы милосердия.

Другими словами, добро – один из важнейших характеристик жизни нашего общества. Чем его больше, тем больше у нас шансов к развитию и процветанию.

136 слов


Помните! При написании сочинения, важно следовать следующим рекомендациям:

  1. Прежде всего, внимательно прочтите текст и все варианты заданий.
  2. Выберите тот вариант, который вам ближе и понятнее всего.
  3. Набросайте план сочинения в черновике и начинайте последовательно излагать мысли, опираясь на прочитанный текст.
  4. Перечитайте, проверьте стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки.
  5. Перенесите сочинение в бланк ответов аккуратным и разборчивым почерком.


Даниил Романович | Просмотров: 6.7k | Оценить:

  • Сочинение для детей как я провел лето
  • Сочинение для 5 класса по русскому языку на любую тему
  • Сочинение для 6 класса описание помещения
  • Сочинение для 5 класса по русскому языку на тему интересная встреча
  • Сочинение дисциплина залог успеха