Сочинение для 2 класса по картине грачи прилетели саврасов

У каждого художника есть собственное видение явлений окружающего мира в то или иное время года. некоторые стремятся любой сезон изобразить

У каждого художника есть собственное видение явлений окружающего мира в то или иное время года. Некоторые стремятся любой сезон изобразить в ярких тонах. Другие предпочитают мрачные оттенки.

Картина А. К. Саврасова под названием «Грачи прилетели» — это реалистичное изображение наступления весны. Каждое явление вокруг напоминает об этом. Передний план занимает несколько старых деревьев, потемневшие со временем стволы которых выделяются на фоне снега. Сугробы во многих местах обмякли под влиянием солнечных весенних лучей. На них беспорядочно падают тени берез. Несмотря на то, что деревья покосились с годами, а обломленные ветви обсыпали поверхность земли, березы стали удобным местом для гнездования птиц. Грачи с удовольствием облепили их ветки, с гулом устраиваясь каждый на своем месте. По следам, оставленным на снегу, становится понятно, что прежде чем забраться наверх, они суетливо бегали внизу. Лишь одна из птиц задержалась на земле, задумчиво схватив ветку в ключ.

Между несколькими березами справа художником изображена непроходимая лужа. Это говорит о том, что зима была снежной, а на этом участке было слишком много снега. За лужей стоит раскидистый куст, расправив мелкие сухие ветки в разные стороны.

Далее место занимает жилая часть. За невысоким коричневым забором представлены постройки, в том числе часовня и церковь. Задний план занимают безграничные просторы, которые также не остались без внимания весны. Повсюду видны проталины от быстро тающего снега. От этого поле кажется темным и мокрым. Практически половину картины А. К. Саврасова занимает изображение неба. Несмотря на то, что художник выбрал для описания пасмурный день, все же солнце светит по-весеннему. Издали тянутся огромные облака, время от времени прибавляя ход и разбавляя голубые высокие небеса.

На изображенном эпизоде нет затишья или отсутствия движений. Представители пернатых резво создают шум, вносят жизнь вместе с приходом первых дней весны. Кроме того возможно и звучание ручья, хруст ветвей. Контраст голубого и серого цветов лишь еще больше указывает на то, что весна вступает в свои владения.

Поэтому, любуясь картиной, создается ощущение, что от нее веет свежестью, будто чувствуешь дыхание весны. А природа просыпается с треском, шелестом, легкими порывами ветерка, который тянется с далеких полей. Таким образом, на картине нет яркого солнца и людей, но после зимы живо просыпается все вокруг, внося в душу радость и умиротворение.

2 описание

Перед нами, пожалуй, самый известный русский пейзаж – картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Художник создал его, находясь в Костромской губернии, в селе Молвитино. Известно, что Саврасов очень любил весну и ждал ее прихода. Он сделал много зарисовок, этюдов, фиксируя самые ранние приметы наступления весны. И только потом пришло вдохновение, и появился шедевр, любимый многими.

Начало марта. Еще повсюду лежит снег. Но что-то неуловимо меняется в природе: иным становится небо, воздух. Вот и на ветках высоких берез появились грачи – вестники скорого тепла.

На переднем плане картины несколько искривленных, еще голых берез. Тонкие ветви их устремлены ввысь, к солнцу. На сучьях берез множество птиц. Это черные суетливые грачи вьют свои гнезда, перелетают с ветки на ветку, хлопочут. Следы птиц видны на рыхлом, осевшем снегу.

У подножия берез темные, оттаявшие круги на снегу, сухие ветки. Чтобы передать цвет снега, художник использует различные оттенки белого, голубоватого, серого. А вдали, на солнце, ледяной наст кажется даже светло-золотистым. Весеннее солнце уже скоро растопит его, на нем виднеются проталины, а справа от берез отражающая голубое небо гладь воды.

На снегу лежат тонкие сиреневые тени от стволов деревьев. И это еще одна примета того, что, несмотря на обилие серых и голубоватых оттенков, Саврасов изобразил солнечный день. Солнцем ярко освещены стволы берез, дощатый забор, крыши деревенских изб, шатровая колокольня Воскресенской церкви. Стены храма и шестигранная колокольня белые, кое-где видна облупившаяся штукатурка. Архитектура церкви говорит о том, что перед нами древняя постройка, простоявшая в селе не одну сотню лет. Черные луковичные купола храма хорошо видны на заднем плане картины между стволами берез.

За церковью открываются бескрайние поля с еще не растаявшим снегом.

Почти половину полотна занимает небо. По нему бродят кучевые облака, цвета неба меняются от беловато-серого до нежно-голубого, очень весеннего цвета. Мне кажется, именно такое изображения неба, воздушной среды придает картине необычайную легкость, свежесть прохладного ветра.

Пейзаж «Грачи прилетели» надолго притягивает взгляд зрителя. Нам хочется рассматривать новые и новые приметы весны на картине А.К.Саврасова, хочется вдохнуть этот весенний воздух и полюбоваться непритязательным, но таким родным деревенским видом средней полосы России.

Описание картины Грачи прилетели 3

Написанная в 1871 году картина считается шедевром художественного искусства во всем мире. Картина очень известна большому кругу ценителей живописного искусства. При осмотре картины, взгляд падает на обычный весенний день, в котором выражается приход весны. Внимание привлекают тающий снег, грязь на земле и голые деревья на переднем плане. На ветвях этих постаревших деревьев вьют гнезда грачи — первые птицы весны. Грачи в поисках сломанных сухих веток для будущего домика прохаживаются по снегу. Изломанные бурей березы пока стоят без листвы. Картина художника довольно серая. Даже небо не имеет привычного для себя синего цвета. Оно тусклое, а облака серые. Но в то же время, зритель понимает и радуется приближению весны. Картина смотрится свежо. Это полотно можно было назвать по-другому – «весна пришла». Если вглядеться в картину, можно представить себе громкие и хлопотливые крики птиц, которые пытаются перекричать друг друга.

В начале, увидев много снега на земле, можно легко ошибиться подумав, что на полотне изображена зима. Но опытный зритель сразу поймет, увидев прилет грачей, что это уже март месяц. Ожидается, что теперь, природа начнет оживать, солнце начнет светить ярче и дольче, наступят теплые дни, проснутся насекомые, оживут цветы. Именно прилет этих грачей является символом наступающей весны. Картина имеет тусклый, мрачный вид и деревья выглядят одинокими. Но это все временно. В ближайшее время ожидается, что деревья снова обретут свой зеленый, яркий окрас, покроются сочной листвой. Уже сейчас можно заметить оттаявший снег возле стволов деревьев и небольшую лужу, что является признаком того, что на улице становится теплее.

На заднем плане изображена деревня, ветхая часовня и старая церковь. Эти сооружения повидали на своем веку много весен и зим. Церковь – символ добра и света, часовня придает картине некую умиротворенность. За деревней заметно поле, которое в скором времени начнут обрабатывать жители деревни, так как снег уже потихоньку сходит с этих полей. Хотя картина не изображает весну прямолинейно и пейзаж на этой картине очень простой, она все равно, всеми признаками намекает о весне, о скором пробуждении.

Известно, что грачи являются перелетными птицами. Они оставляют свои гнезда осенью, но снова возвращаются в эти теплые края — весной. Они проделывают долгий и непростой путь домой, чтобы вновь начать работу, оживить всё вокруг. Именно это, изображено на картине. Прилетели грачи. Началась весна.

2, 4, 8 класс

`

Грачи прилетели

Популярные сочинения

  • Сочинение Благородным поведением можно завоевать даже врага

    Зачастую, благородное поведение – та самая вещь, которая может раз и навсегда изменить наше мнение о человеке, создать его. Ведь мы, чего уж греха таить, смотрим именно на то, как ведёт себя тот или иной человек

  • Сочинение-описание по картине Дубовая роща Шишкина (3, 4 класс0

    Среди известных работ И. И. Шишкина картина «Дубовая роща» пользуется большой популярностью. Дубовый лес, изображенный на полотне, оставляет незабываемые впечатления благодаря мощным деревьям

  • Сочинение-описание по картине Гадающая Светлана Брюллова (для 6 класса)

    В старину на Руси было принято, чтобы девушки гадали на женихов, на будущую жизнь, и на многое другое. Были свои правила, которых надо было неукоснительно придерживаться при гадании. Иногда девушки собирались компаниями, а иногда гадали одни.

  • Сочинения
  • /

  • По картинам
  • /

  • Саврасов

У каждого художника есть собственное видение явлений окружающего мира в то или иное время года. Некоторые стремятся любой сезон изобразить в ярких тонах. Другие предпочитают мрачные оттенки.

Картина А. К. Саврасова под названием «Грачи прилетели» — это реалистичное изображение наступления весны. Каждое явление вокруг напоминает об этом. Передний план занимает несколько старых деревьев, потемневшие со временем стволы которых выделяются на фоне снега. Сугробы во многих местах обмякли под влиянием солнечных весенних лучей. На них беспорядочно падают тени берез. Несмотря на то, что деревья покосились с годами, а обломленные ветви обсыпали поверхность земли, березы стали удобным местом для гнездования птиц. Грачи с удовольствием облепили их ветки, с гулом устраиваясь каждый на своем месте. По следам, оставленным на снегу, становится понятно, что прежде чем забраться наверх, они суетливо бегали внизу. Лишь одна из птиц задержалась на земле, задумчиво схватив ветку в ключ.

Между несколькими березами справа художником изображена непроходимая лужа. Это говорит о том, что зима была снежной, а на этом участке было слишком много снега. За лужей стоит раскидистый куст, расправив мелкие сухие ветки в разные стороны.

Далее место занимает жилая часть. За невысоким коричневым забором представлены постройки, в том числе часовня и церковь. Задний план занимают безграничные просторы, которые также не остались без внимания весны. Повсюду видны проталины от быстро тающего снега. От этого поле кажется темным и мокрым. Практически половину картины А. К. Саврасова занимает изображение неба. Несмотря на то, что художник выбрал для описания пасмурный день, все же солнце светит по-весеннему. Издали тянутся огромные облака, время от времени прибавляя ход и разбавляя голубые высокие небеса.

На изображенном эпизоде нет затишья или отсутствия движений. Представители пернатых резво создают шум, вносят жизнь вместе с приходом первых дней весны. Кроме того возможно и звучание ручья, хруст ветвей. Контраст голубого и серого цветов лишь еще больше указывает на то, что весна вступает в свои владения.

Поэтому, любуясь картиной, создается ощущение, что от нее веет свежестью, будто чувствуешь дыхание весны. А природа просыпается с треском, шелестом, легкими порывами ветерка, который тянется с далеких полей. Таким образом, на картине нет яркого солнца и людей, но после зимы живо просыпается все вокруг, внося в душу радость и умиротворение.

Описание картины Грачи прилетели 3

Написанная в 1871 году картина считается шедевром художественного искусства во всем мире. Картина очень известна большому кругу ценителей живописного искусства. При осмотре картины, взгляд падает на обычный весенний день, в котором выражается приход весны. Внимание привлекают тающий снег, грязь на земле и голые деревья на переднем плане. На ветвях этих постаревших деревьев вьют гнезда грачи — первые птицы весны. Грачи в поисках сломанных сухих веток для будущего домика прохаживаются по снегу. Изломанные бурей березы пока стоят без листвы. Картина художника довольно серая. Даже небо не имеет привычного для себя синего цвета. Оно тусклое, а облака серые. Но в то же время, зритель понимает и радуется приближению весны. Картина смотрится свежо. Это полотно можно было назвать по-другому – «весна пришла». Если вглядеться в картину, можно представить себе громкие и хлопотливые крики птиц, которые пытаются перекричать друг друга.

В начале, увидев много снега на земле, можно легко ошибиться подумав, что на полотне изображена зима. Но опытный зритель сразу поймет, увидев прилет грачей, что это уже март месяц. Ожидается, что теперь, природа начнет оживать, солнце начнет светить ярче и дольче, наступят теплые дни, проснутся насекомые, оживут цветы. Именно прилет этих грачей является символом наступающей весны. Картина имеет тусклый, мрачный вид и деревья выглядят одинокими. Но это все временно. В ближайшее время ожидается, что деревья снова обретут свой зеленый, яркий окрас, покроются сочной листвой. Уже сейчас можно заметить оттаявший снег возле стволов деревьев и небольшую лужу, что является признаком того, что на улице становится теплее.

На заднем плане изображена деревня, ветхая часовня и старая церковь. Эти сооружения повидали на своем веку много весен и зим. Церковь – символ добра и света, часовня придает картине некую умиротворенность. За деревней заметно поле, которое в скором времени начнут обрабатывать жители деревни, так как снег уже потихоньку сходит с этих полей. Хотя картина не изображает весну прямолинейно и пейзаж на этой картине очень простой, она все равно, всеми признаками намекает о весне, о скором пробуждении.

Известно, что грачи являются перелетными птицами. Они оставляют свои гнезда осенью, но снова возвращаются в эти теплые края — весной. Они проделывают долгий и непростой путь домой, чтобы вновь начать работу, оживить всё вокруг. Именно это, изображено на картине. Прилетели грачи. Началась весна.

2, 4, 8 класс

Другие темы: ← Зима↑ СаврасовПросёлок →

`

Сочинение по картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасова

1 вариант сочинения

Алексей Кондратьевич родился в 1830 году в городе Москва. Прожив 67 лет, художник успел написать немало картин, однако, самым известным его произведением стал пейзаж «Грачи прилетели».

На переднем плане мы видим несколько березок, на которых сидят грачи. Деревья полуживые, блёклые. Оно и понятно: судя по общему фону картины, Саврасов пытался изобразить весну. Слой снега, который напоминает о прошедшей зиме, уже начал таять, и мы видим проталины. На снегу можно разглядеть упавшие веточки (одну из них грач уже взял для гнезда), а также следы от их лапок. Совсем скоро наступит лето, снег полностью растает, а на березках появятся красивые зеленые листья. Будет это потом, сейчас же грачей волнуют другие проблемы. Где взять еду? Как прокормить своих птенцов? Где взять веточек на новое гнездо?

Грачей много. Они, словно дружная семья, держатся вместе. Я уверена, что они помогают друг другу. Интересно, о чём они чирикают?

На заднем фоне мы видим две церквушки. Они такие же блеклая, как и вся картина. Одна из них совсем маленькая — располагается точно за березами, и лишь внимательный зритель сможет ее увидеть. Другая побольше, за деревьями уже не скрывается. Ещё дальше, за церквями, можно увидеть, как распласталась речка. Длинная, она занимает всю ширину картины.

Ровно половину картины Саврасов выделил под небо. Оно красивое, чистое, по-особенному весеннее. Смотришь на него и чувствуешь свежесть, лёгкую весеннюю прохладу. Ах, погода такая непредсказуемая! Может быть, завтра выпадет снег? Впрочем, какая разница, что будет завтра, нужно думать, что происходит сейчас!

Мне очень понравилась эта картина. Саврасов действительно мастер своего дела. Научиться писать картины может каждый, а вот передать на этих самых картинах атмосферу времени года, дать зрителю не только визуальное изображение происходящего, но и заставить его почувствовать происходящее может не каждый.

2 вариант сочинения

Передо мной картина выдающегося русского художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели», написанная в 1871 году. На первый взгляд, это обычный, даже невзрачный, зимний деревенский пейзаж. Но стоит только присмотреться внимательней, как начинаешь ощущать то особенное настроение, которым проникнута картина. Понимаешь, каким глубоким смыслом наполнил художник свою работу.

Вот перед нами земля, еще спящая под покровом снега. Стоят голые согнувшиеся деревья. Они, словно живые, протягивают навстречу друг другу свои озябшие руки — ветви. Унылые дома прячутся за забором от ветра. Небо, как это бывает зимой, затянуто тяжелыми серыми тучами. Пустынные поля подернуты легкой дымкой. Вся природа еще охвачена зимним сном, и ощущается, как морозно вокруг.

Но взгляните! На пасмурном небе кое — где блеснули робкие лучики солнца, скользнули по крышам домов и осветили теплыми бликами церквушку. Тучи расступились и стали не такими холодными. И снег на лужайке уже не блестит, как зимой, ледяными искорками. Здесь и там на нем образовались проталины, он словно тоже чувствует приближение тепла. Там, вдалеке, еще царствует матушка — зима, но здесь уже все иначе. Скоро она совсем уступит свои права весне. Удивительно, с каким мастерством автор на примере обычного деревенского пейзажа показал тонкую, едва уловимую грань между двумя временами года.

Что же ярче всего свидетельствует о приближении весны? Конечно же, птицы. Грачи. Это они возвещают людям о том, что закончились холода, что скоро зазвенит капель, зажурчат веселые ручейки, вздохнут полной грудью поля. Посмотрите на эту стайку грачей на деревьях. Как весело перелетают они с ветки на ветку, как радуются первому весеннему солнышку. И именно они сильнее, чем расступившиеся тучи или лужицы талого снега, наполняют картину особым светом, вселяют в наши сердца восторг, радость, хорошее настроение Грачи прилетели — весна наступила! Недаром работы художника пользуются популярностью во многих странах. И интерес к ним ничуть не уменьшается со временем. А. К. Саврасов умел изображать жизнь природы в ее постоянном изменении и перевоплощении; в мельчайших, еле уловимых деталях раскрывать ее внутренний мир, ее удивительную глубину и красоту.

3 вариант сочинения

На картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» художник изобразил прилёт грачей. На первом плане грачи — вестники весны. Они сели на берёзку, на которой уже набухли почки. Возле берёзки образовалась большая лужа от талого снега.

Некоторые грачи уже вьют себе уютные гнёзда. На втором плане изображена небольшая деревня. В деревне есть церквушка. Её купола красиво смотрятся на фоне весеннего пейзажа. На заднем плане изображены поля и небольшой лесочек.

Возможно, на этой картине уже было или будет половодье. А погода великолепная! Вот уже солнце стало припекать сильнее, художник хотел показать первый и далеко не последний день весны. Небо лазурное, по нему плывут пушистые и белоснежные облака. Снег ещё не растаял, но уже наступила долгожданная для грачей весна.

Если бы я была художником, я бы назвала эту картину «Пришла весна». А вот если бы я очутилась на этой картине, мне было бы тепло и уютно. Художник изобразил эту картину весенними, тёплыми и радостными красками. Для грачей он использовал чёрный, для церквушки — немного зелёного и золотого, для деревни — множество тонов коричневого.

Эта картина понравилась мне потому, что грачи передали людям, живущим там, весеннее настроение.

4 вариант сочинения

Весна везде начинается одинаково — с тающего снега, еще невысокого, но уже светло — голубого неба, с мягких лучей солнца, еще не горячих, но уже и не таких безжизненных, как зимой. Замечательно сумел отразить приход весны русский художник А. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели». Тишину и спокойствие деревенской окраины потревожила беспокойная стая прилетевших грачей, с шумом опускающаяся на березы, уже ожившие после перенесенных морозов. Эти птицы — первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды. Грачи вернулись на родину — к своим гнездам, к темнеющим на горизонте полям, к крышам и заборам небогатых сельских дворов. А это значит, что вот — вот проснется жизнь в городах и селах, упадут первые зерна во влажные темные борозды на полях, появятся первые, еще несмелые листочки в садах, обещая к маю буйное цветение вишен, абрикос, яблонь. Перед нами время, которое с нетерпением ждешь во время последних отчаянных попыток зимы удержать свои позиции. Но прилетевшие грачи поют о том, что власть Снежной Королевы окончена — начинается новая жизнь.

Мягкие, сдержанные тона, приглушенная цветовая гамма делают картину А. Саврасова тонкой, глубокой, проникновенной, и в душе просыпается ответное чувство радости и благодарности — не только к замечательному художнику, но и к самой природе.

5 вариант сочинения

Картина «Грачи прилетели» написана художником Алексеем Саврасовым с натуры в Костромской губернии. Впервые была представлена в 1871 году на первой выставке художников-передвижников в Москве. Она настолько понравилась П. Третьякову, владельцу коллекции картин, что он сразу же купил её. В настоящее время картина выставляется в одном из залов Третьяковской галереи, основой которой послужила та самая коллекция. На той выставке было представлено немало пейзажей русской природы, но полотно «Грачи прилетели» привлекло внимание и очаровало всех посетителей, поскольку художник А. Саврасов смог как никто другой увидеть и раскрыть душу родной природы. Чуткое, любовное отношение автора к деревьям, воде, снегу, воздуху, птицам, церкви пронизывает все части картины, делает её олицетворением русской природы. Художник очень точно и красочно смог передать зарождающиеся перемены в природе при смене времени года. На первый взгляд это обычный зимний пейзаж, но при внимательном рассмотрении видно, что снег на переднем плане — рыхлый, в проталинах — вода. Небо типично мартовское, затянутое в кучевые облака с пронзительной голубизны прогалинами и пробивающимся лучиком света. На фоне серых облаков лоскутки неба выглядят изумрудносиними. Небо словно отражает снежную поверхность земли с озерками талой воды. Проглядывающие лучики солнца окрашивают снег у забора в золотистый цвет, а свет, попадающий на колокольню и церковь, выделяет их среди мрачных домишек белыми стенами. Почему-то кажется, что вот-вот выглянет прячущееся солнышко и раскрасит этот пейзаж особыми, весенними красками: заблестит вода в лужах, заиграет купол церквушки и колокольни бронзовым отливом. О скором наступлении весны говорит стайка грачей, которые первыми возвращаются на родину из тёплых краёв. Значит, морозы уже отступили, зима не вернётся, и грачи обживаются на привычном месте, суетятся, строят гнёзда, ищут корм. Три кривые берёзки как бы тянутся друг к другу, сплетаясь кронами и образуя уютный уголок для птиц. Снега на ветках уже нет и птицам вольготно сновать среди ветвей. На снегу, под берёзами отчётливо прорисован грач, держащий в клюве веточку для строительства гнезда. Заметно, как он пригнулся к земле и готовится взлететь. Автор, наверное, хотел этим подчеркнуть начало новой жизни, рождение весны, пробуждение природы. Снег вокруг берёз крупитчатый, рыхлый, грязноватого цвета, с проталинами земли. Следы, оставленные человеком глубокие, потому что снег подтаял и просел. Около деревьев много следов, оставленных собаками или даже лисой, прибегавшей поохотиться на птиц. Вдали, за домами, виднеется, открытое до горизонта, поле. Снег на нём основательно подтаял, образовались лужи, обнажилась коричневая земля, влажная и испускающая пар. Земля, сбросившая снежный панцирь, как бы жадно дышит в предвкушении скорого тепла. Ещё немного и крестьяне выйдут на поля, начнут посевные работы, а пока она просыпается после зимней спячки и радуется первому весеннему теплу. У линии горизонта, частоколом просматривается редкий лесок, который как будто огораживает и защищает этот уголок русской природы. Дома в деревне старые, покосившиеся, но из трубы идёт слабый дымок. Это говорит о том, что печки в избах топят не так жарко, как зимой, потому что на улице оттепель. Ветер небольшой силы, так как дым из трубы идёт почти вертикально. Церковь тоже старая, стены с облупившейся краской. О том, что церковь действующая, говорят серебристые колокола в колокольне. Известно, что церковь эта стоит в селе до сих пор. Село изменилось, пейзаж поменялся, а церковь стоит! Художник, наверняка, был поражён этим видом: сочетание церкви, как символа веры православных людей, и пробуждающейся после зимы природы с прилетевшими грачами — вестниками весны. Немного оживляют картину хорошо прорисованные кусты красновато-коричневого цвета и их отражение в воде. Отражаются в воде и деревья, и небо. Берёзы растут на пригорке, а дома за забором как бы уходят вниз, поэтому не очень хорошо видны, только их крыши. Но церковь всё же возвышается над ними как светлый символ религии, которая очень важна для русских православных людей. Не портит общего впечатления то, что рисунок на берёзах прорисован не очень выразительно. Ведь, как известно, каждая берёза имеет свой неповторимый рисунок на стволе. Возможно, А. Саврасов заканчивал свою работу в мастерской, рисуя по памяти. Очарования это не убавляет. Вся картина пропитана сердечной любовью к простой русской природе, чувства художника к ней проглядываются в каждой детали и 6 общем виде всего пейзажа. Когда смотришь на эту картину, охватывает чувство единения с милым сердцу видом родной русской природы. Глядя на полотно, хочется вдохнуть полной грудью этого мартовского чистого, деревенского воздуха, раскинуть руки в стороны и покружиться на снегу под берёзами. Цепляет, как, вероятно, зацепило и автора, присутствие в данном пейзаже и русских берёз, и русской церкви, и русской деревни, символизирующих Россию, и в то же время весеннее пробуждение природы, олицетворяющее веру в светлое будущее России.

Популярные сочинения

  • Биография Чичикова (кратко)
    Произведение Гоголя Мертвые души показывает читателю о том, что, несмотря на все богатства, человек может быть несчастен. Главный герой произведения Чичиков
  • Сочинение по картине Одуванчики Левитана (7 класс)
    Картина «Одуванчики» известного русского художника Исаака Ильича Левитана, написанная им в 1889 году в небольшом городке Плес, расположенном на Волге, до настоящего времени считается настоящей жемчужиной среди картин – натюрмортов.
  • Анализ романа «Герой нашего времени» Лермотова 9 класс
    Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежит к числу выдающихся мастеров русского слова. Его стихи, рассказы и романы читаются во многих странах по сей день. Не обошло творчество известного русского поэта

Смысл задания и общие цели сочинения

Смысл задания и состоит в том, чтобы расширить границы понимания ребенком живописного произведения, развить способность созерцания и осмысления живописи.

Для того чтобы сочинение получилось не простым перечислением деталей, автору текста нужно помочь обратить внимание на значимые детали и на то, как каждая из них участвует в создании настроения произведения и в создании эстетического впечатления. Кроме того, в сочинении будет уместна фактографическая часть, отражающая общеизвестные сведения о создании картины.

Тема сочинения обычно не конкретизируется (например: А. К. Саврасов «Грачи прилетели». Описание картины), поэтому школьники чаще всего не ограничены ни в композиции, ни в акцентах рассуждений.

Грачи

Начать, видимо, нужно с птиц, сосредоточив на них внимание и попробовав понять, какое место они занимают в сюжете. Из подобного анализа, который каждый зритель построит по-своему, получится интересный рассказ. «Грачи прилетели» — название, которое дает ключ к прочтению картины. Если птицы недавно появились, значит легко представить себе тот же самый пейзаж без них. Как он выглядел? Если представить это, картина лишается огромной доли своей динамики, так как она сосредоточена именно в птицах. Грачи снуют вокруг гнезд, куда-то улетают от берез, а затем возвращаются, один из них – на земле – спешит строить или ремонтировать гнездо, подобрав веточку и, видимо, собираясь взлететь. Неслучайно с прилетом этих птиц ассоциируется начало весны, так как именно с ними в окружающем пейзаже появляются жизнь и движение.

Другие детали

Тот же прием можно применить и к другим деталям картины. Вода, видимо, буквально за несколько дней залила землю, без нее совсем недавно была снежная равнина. Совсем недавно и расступились облака, показав небо, а значит, добавив и голубых красок, и игры света и теней на снегу, и уточнив цвета церкви, преобразив серые и неопределенные в зеленые и голубые.

В таком ключе и далее можно продолжать сочинение. «Грачи прилетели» на многих вариантах картины неизменно содержит именно церковь. Возможно, мировоззрение художника XIX века предполагало, что без нее русский пейзаж – только бескрайняя снежная равнина. Именно с появлением церкви на русской земле появляется жизнь.

Следы на снегу, направление ветвей берез, отражения в воде, движение облаков – все это тоже может быть включено в описание. «Грачи прилетели» — богатое поле для наблюдений и интерпретаций. Будучи изображением одного мига, эта картина удивительно передает наступление весны, движение жизни и – так как в него включена церковь – ход человеческой истории.

Закончить работу можно общими выводами о впечатлениях от картины. Всегда будет выгодно смотреться сравнение первых ощущений от полотна и мыслей после того, как были проанализированы его детали.

Таким образом, сочинение по картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасова может стать увлекательным занятием и тестом на наблюдательность и умение анализировать свои впечатления.

Слайд 1

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Грицюк Ю. С. ГБОУ школа 456

Слайд 2

Сегодня нам предстоит написать сочинение по картине Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Откройте в учебнике «Русский язык» «Картинную галерею». Рассмотрите репродукцию картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Напоминаю, что картина находится в Москве в Третьяковской галерее. В нашем учебнике репродукция картины. Какое время года изображено на картине? Как вы думаете, какой весенний месяц изобразил художник? Полюбуйтесь картинами Алексея Кондратьевича Саврасова под музыку Петра Ильича Чайковского. Звучит «Март» из цикла «Времена года».

Слайд 4

Алексей Кондратьевич Саврасов ( 1830-1897) Р усский художник-пейзажист, автор пейзажа « Грачи прилетели». А.К. Саврасов. 1870-е гг. Автор неизвестен

Слайд 5

« Грачи прилетели» (1871) — знаменитая картина русского художника Алексея Саврасова, созданная в 1871 году. Она является самым известным произведением Саврасова. В конце 1871 года картина впервые предстала перед публикой. «Грачи прилетели» стали открытием в живописи. Произведение было сразу же куплено Павлом Третьяковым для его коллекции. Сейчас картина хранится в Третьяковской галерее. Прочитайте.

Слайд 6

А .К. Саврасов «Грачи прилетели» 1871 Про эту картину говорили: «Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко!»

Слайд 7

Картина А. К. Саврасова – это пейзаж. Пейзаж — рисунок, картина , изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. ______________ 2 Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова

Слайд 8

Когда мы описываем картину, то говорим о переднем и заднем планах картины. Передний план картины – это то , что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами. Задний план картины – это то , что находится в отдалении от рассматривающего картину.

Слайд 9

Что вы видите на переднем плане картины? Передний план: весенняя природа, грачиные гнезда, деревья с грачами, грачи, снег, домики. Что вы видите на заднем плане картины? Задний план: деревня, бескрайние дали, просторы , широта русской земли, небо, церквушка, пруд. Используй слова «На переднем плане картины я вижу…» в своём сочинении

Слайд 10

Согласен ли ты с таким описанием пейзажа? Пейзаж очень простой, скромный, незамысловатый, непритязательный, но очень задушевный, навевающий легкую грусть. Все очень обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством. У тебя эта картина вызывает такие же чувства? Если нет, то какие?

Слайд 11

Какие цвета ты бы выбрал для описания неба, облаков, снега, озерков талой воды, березы? Цвет : желто-голубой, серовато-коричневый, желтовато-бурый, голубой, голубовато-серый. Используй при описании и такие цвета.

Слайд 12

Посмотри внимательно на картину, представь, пожалуйста, что ты находишься недалеко от этой берёзы. Какие звуки ты услышишь? Звуки : птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев , журчание воды, стекающей в пруд. В сочинении используй эти слова.

Слайд 13

Ты всё еще у этой березы… Закрой глаза. Представь, что ты можешь почувствовать? Ощущения : легкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха. Не забудь рассказать об этом в своём сочинении.

Слайд 14

Здесь собрано много слов, которые тебе помогут написать красивое сочинение. Грачи – вестники весны, старожилы, неугомонные, шумливые, веселые, суетливые, трудолюбивые. Березы – русские красавицы, белоствольные, сероглазые, ожившие, с тонким кружевом ветвей. Небо – невысокое, весеннее, блеклое, светло-голубое. Снег – талый, посеревший, рыхлый, с робкими тенями от берез. Пруд – оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками. Церквушка – старая, обветшалая. Домики, домишки – деревянные, состарившиеся, с пошатнувшимися заборами, ветхие.

Слайд 15

План сочинения Алексей Кондратьевич Саврасов. К артина «Грачи прилетели». 2. Описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»: — На картине показано пробуждение весны. (снег талый, посеревший, весеннее солнышко, …) — Г лавные герои картины – грачи. (вестники весны, неугомонные, веселые…) 3. Чувства, которые вызвала у меня эта картина. Сочинение нужно писать по плану. Прочитай. Перейди к следующему слайду.

Слайд 16

Не забудь! Каждый пункт плана – это новая часть сочинения. Пиши её с красной строки! Номера пунктов плана не ставь! Ты пишешь рассказ (текст). При письме сочинения обязательно смотри на картину! Пользуйся презентацией! Не забывай использовать с лова-помощники. Перейди к следующему слайду!

Слайд 17

Как начать сочинение? Передо мной картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели». или Я хочу рассказать о картине «Грачи прилетели», которую написал великий русский художник А. К. Саврасов. Запиши в тетради число. А на следующей строчке Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Возвращайся к плану сочинения и начинай писать! Удачи! У тебя получится отличное сочинение! Когда напишешь сочинение, прочитай его, проверь!

  • Сочинения
  • По картинам
  • Саврасов
  • Грачи прилетели

В русской живописи особое место занимает известная картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Работа художника является своего рода гимном русской природе, ее богатству и красоте. Автор воспевает весну, потому как именно это время года, которая символизирует зарождение новой жизни, расцвет, здоровье и силу. Весна началась недавно, и весеннее настроение просыпается в нас, словно оттаявшая земля, которая, наконец, начинает оживать, освобождаясь от долгого зимнего сна, и впитывать в себя первые лучи весеннего солнца.

На картине запечатлен момент самого зарождения весны, когда только-только приходит осознание того, что теперь наконец-то будет тепло и ясно, птицы возвратятся с юга и наполнят округу своим оживленным щебетанием.

Автор не говорит о весне прямо, он словно намекает об этом, создавая предвкушение чего-то светлого, уютного… У зрителя, только что взглянувшего на картину, создается впечатление, будто весна началась именно сейчас. Эта мысль как будто внезапно озаряет наблюдателя и приятно согревает внутри.

Картина весны не выглядит очевидной. С первого взгляда можно подумать, что художник изобразил зиму, и только присмотревшись, замечаешь, что на холсте – ранняя весна. Пейзаж не выглядим каким-то выдающимся, здесь нет красивых красочных видов, широких просторов и т.д. Образ довольно неказист, пейзаж обыденный.

Первый план художник отдал уже подтаявшему, оттого грязному и рыхлому, снегу. Рядом возвышаются березки – их тонкие стволы сильно искривлены. На заднем плане простирается темное поле, небо затянуто облаками, оно скорее серое, чем голубое. Однако простота картины лишь кажется таковой.

За березками видна церквушка с колокольней, что является очень характерным для русской деревни. Церковь здесь, как и в других картинах русской живописи, олицетворяет собой свет и добро. Одна из главных особенностей данной композиции – детали.

Справа изображена глубокая проталина – яркий признак весны. Картина наполнена неярким солнечным светом, падающим откуда-то со стороны. Важный момент композиции – ее наполненность живым дыханием теплого свежего воздуха.

И основная деталь, которая говорит нам о приходе замечательного времени года – это грачи. Они буквально заполонили хрупкие ветви берез. Здесь их дом, их старые, некогда покинутые ими гнезда. И если грачи вернулись, значит, весна точно пришла.

История создания

Свои первые наброски к картине Алексей Кондратьевич начал делать ранней весной 1871 года, когда он находился в селе Молвитино Костромской губернии. При описании картины «Грачи прилетели» стоит рассмотреть храм, прообразом которого стала Вознесенская церковь, построенная в конце XVII века. Её здание сохранилось до наших дней.

Место написания художественного полотна подтверждается надписью, которая сделана в нижнем углу слева. В ней сообщается год создания работы, место и автор. Но некоторые исследователи творчества Саврасова утверждают, что свои первые наброски к картине он мог сделать в окрестностях Ярославля.

Также доказано, что после возвращения из Костромской губернии Алексей Кондратьевич работал сначала в Ярославле, а затем в Москве. Как только полотно было готово, его приобрёл Павел Третьяков. В настоящее время холст хранится в Третьяковской галерее.

Современники оставляли лишь положительные отзывы о картине. Так, художник Иван Крамской писал, что этот пейзаж является прекрасным. Художественный критик Владимир Стасов утверждал, что это самая оригинальная картина живописца Саврасова.

Художник Исаак Левитан посчитал это полотно одним из лучших в саврасовском творчестве. Он отметил незатейливый сюжет и мягкую душу живописца, которому всё изображённое дорого и близко. Критик Борис Асафьев написал, что полотно открыло новое ощущение весны.

Увидев картину, царская семья пожелала иметь ее в своей коллекции. Императрица Мария Александровна вскоре заказала повторение холста. В начале 1972 г. Алексей Кондратьевич выполнил первый дубликат картины, который на следующий год был отправлен в Вену, где проходила Всемирная выставка.

Другие детали

Тот же прием можно применить и к другим деталям картины. Вода, видимо, буквально за несколько дней залила землю, без нее совсем недавно была снежная равнина. Совсем недавно и расступились облака, показав небо, а значит, добавив и голубых красок, и игры света и теней на снегу, и уточнив цвета церкви, преобразив серые и неопределенные в зеленые и голубые.

В таком ключе и далее можно продолжать сочинение. «Грачи прилетели» на многих вариантах картины неизменно содержит именно церковь. Возможно, мировоззрение художника XIX века предполагало, что без нее русский пейзаж – только бескрайняя снежная равнина. Именно с появлением церкви на русской земле появляется жизнь.

Следы на снегу, направление ветвей берез, отражения в воде, движение облаков – все это тоже может быть включено в описание. «Грачи прилетели» — богатое поле для наблюдений и интерпретаций. Будучи изображением одного мига, эта картина удивительно передает наступление весны, движение жизни и – так как в него включена церковь – ход человеческой истории.

Закончить работу можно общими выводами о впечатлениях от картины. Всегда будет выгодно смотреться сравнение первых ощущений от полотна и мыслей после того, как были проанализированы его детали.

Таким образом, сочинение по картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасова может стать увлекательным занятием и тестом на наблюдательность и умение анализировать свои впечатления.

Сюжет картины

На переднем плане полотна изображены берёзы, растущие на церковном участке. Притягивает внимание зрителя корявое дерево, рядом с которым виден сухой пень. Повсюду на полотне птицы. Некоторые грачи уже построили гнезда и теперь сидят в них, другие же пока определяются с местом, поэтому шумно летают вокруг.

При описании картины Саврасова «Грачи прилетели» стоит обратить внимание на то, что весна только наступает, поэтому пока еще лежит снег, хотя он уже немного потемнел. За деревьями виднеются крыши каких-то деревянных построек, а за ними возвышается старая церковь с колокольней шатрового типа. Если внимательно всмотреться туда, где проходит горизонт, то можно увидеть, как на картине Саврасова простираются поля и река.

Птицы — символ весны в сочинении по картине «Грачи прилетели»

Обратим внимание на птиц, которые послужили основой сюжета. Картина называется «Грачи прилетели», и это дает нам ключ к пониманию картины. Попробуем представить пейзаж без грачей. Как он изменится? Тогда в картине не будет той динамики, которая есть сейчас. Птицы символизируют жизнь. Они летают вокруг берез, вокруг своих гнезд, в которых будут вылупляться птенцы. Одна из птиц на земле держит в клюве веточку и собирается строить гнездо. Именно птицы дают нам почувствовать приход весны, потому что с их появлением начинается движение и возрождается жизнь. Так можно закончить сочинение-рассуждение по картине «Грачи прилетели».

Художественные особенности

Чтобы усилить пространство, живописец нарушил перспективу картины. Он изобразил передний план таким образом, что кажется, будто вблизи земля. Горизонт, который должен был находиться низко, оказался примерно посередине, где проходит верхушка церкви. Алексей Кондратьевич специально так продумал композицию полотна, чтобы показать дальние просторы, которые несут в себе важную смысловую нагрузку.

Таким приёмом живописец пользовался и ранее при написании других своих работ. Как отмечают искусствоведы, произведение Саврасова подчинено определенному стилю и теме, его цветовое построение многообразно и сложно.

Центр картины

Сложно сказать, где именно находится композиционный и смысловой центр картины. В целом полотно написано так, что взгляд блуждает от грачей на вершинах берез к церковной колокольне, затем переходит на задний план, задерживается на голубом небе в верхнем левом углу и снова возвращается на передний план, чтобы остановиться на весенней воде и граче с веточкой в клюве. Такое динамичное восприятие картины далеко не случайно. Эту особенность должно обязательно отражать сочинение. «Грачи прилетели» — один из первых примеров нестатического пейзажа в русской живописи. Динамичны и сам сюжет, и цветовая гамма. Привычный русский пейзаж воспринимается как воплощение движения и жизни.

Цветовая гамма

Алексей Саврасов при работе над картиной использовал сложную технику, которая характерна для его стиля. При анализе холста можно выделить использованные приемы:

  • цветной грунт;
  • красочные разноцветные слои;
  • преобладание мазков разного направления.

Всё полотно можно условно поделить на три горизонтальных пояса. Каждый из них написан в своей цветовой гамме:

  • верхний — холодные голубые тона;
  • средний — коричневые оттенки;
  • нижний — серовато-белые цвета.

Верхний пояс охватывает почти половину полотна. Зритель видит светлое небо, изображенное голубым светом. Нижний пояс занимает одну третью часть холста. Здесь виднеется светлый снег, в котором выступают тёмные проталины. Средний пояс включает в себя забор, строения и всё, что находится у горизонта. Именно этот слой и делает пейзаж воздушным. Автор использует следующие оттенки:

  • светло-коричневые;
  • сине-серые;
  • сиреневые;
  • голубые;
  • розовые.

Сдержанная и в то же время насыщенная цветовая палитра помогла художнику наполнить сюжет эмоциональностью, которая тонко, но очень чувственно проявляется.

Цвета и тона

Сочинение по картине «Грачи прилетели» невозможно без описания цветов, тонов и света. Пейзаж как бы делится на три горизонтальные части. Каждая из частей нарисована в своем свете и тоне. Верхняя часть, занимающая половину, изображает светлое небо с преимущественно холодными синими тонами. Внизу, занимая около тридцати процентов, нарисован снег в сером и белом цвете.

А посередине преобладают коричневые тона. Получается, что постройки как бы висят в воздухе среди светлых оттенков, и это дает ощущение легкости и воздушности. Чтобы элементы картины сливались в единое целое, художник использует правильный ракурс и композицию, а также игру света и тени. В общем, вся композиция стремится как бы ввысь, что достигается изображением молодых березок, тянущихся к небу. У Саврасова получилось передать грусть от уходящей зимы и счастье от наступающей весны. Именно через проталины, проблески неба и светлые тона снега удалось достигнуть этого эффекта. На заднем плане — освещенный солнцем, розоватый и золотистый, а впереди — уже рыхлый, подтаявший и сероватый снег.

Подготовка к письменной работе

При подготовке к сочинению «Грачи прилетели» следует внимательно изучить картину, проникнуться её эмоциональным состоянием. Обычно описание полотна происходит на уроках русского языка, где ведётся беседа с ребятами о том, что уже заканчивается зима, и вскоре наступит весна. Её приближение можно заметить по тому, какие изменения происходят в природе.

Учитель на уроке может прочитать рассказы, связанные с наступлением весны, и описать все природные изменения. В младших классах пишутся не только сочинения, но и изложения, в которых кратко по готовому тексту школьники составляют пересказ. Можно сначала с детьми составить конспект работы, чтобы они понимали, что нужно писать в ней. Для этого порой требуется составить план. Он помогает описать картину. Простой план может выглядеть так:

  1. А. К. Саврасов — замечательный художник.
  2. Описание картины.
  3. Эмоциональное восприятие полотна.

Во второй части нужно будет описать цветовую гамму и то, как художник передаёт эмоциональное состояние природы, когда только начинается весна.

Смысл задания и общие цели сочинения

Смысл задания и состоит в том, чтобы расширить границы понимания ребенком живописного произведения, развить способность созерцания и осмысления живописи.

Для того чтобы сочинение получилось не простым перечислением деталей, автору текста нужно помочь обратить внимание на значимые детали и на то, как каждая из них участвует в создании настроения произведения и в создании эстетического впечатления. Кроме того, в сочинении будет уместна фактографическая часть, отражающая общеизвестные сведения о создании картины.

Тема сочинения обычно не конкретизируется (например: А. К. Саврасов «Грачи прилетели». Описание картины), поэтому школьники чаще всего не ограничены ни в композиции, ни в акцентах рассуждений.

Образец сочинения

Алексей Кондратьевич Саврасов — уникальный и талантливый художник. Его картины всегда поражали сюжетом и глубоким содержанием. Среди работ живописца можно выделить следующие полотна:

  • «Просёлок»;
  • «Сельский вид»;
  • «Осень»;
  • «Лунная ночь»;
  • «Весна».

Известно, что популярная картина Саврасова была написана в 1871 году. Она привлекла внимание современников своей простотой. Картина, посвященная наступлению весны, вызывает шквал различных эмоций у зрителей. Художнику удалось с мастерством показать, как просыпается природа после долгой спячки. Для своей работы Алексей Кондратьевич использовал неброские цвета, поэтому картинная палитра постепенно меняется от светлой до коричневой.

На саврасовском полотне изображена деревенская окраина, которая постепенно преображается с первыми весенними лучами. Виднеется рыхлый след, на котором оставлено множество следов птиц и животных. Прекрасные зимние просторы сильно изменились, от их пышности уже ничего не осталось. Справа можно увидеть глубокую проталину, которая полностью заполнилась водой.

На переднем плане растут живописные белоснежные берёзки, беззащитные в раннюю весеннюю пору. Их голые ветви понравились грачам, которые не только летают вокруг, но и строят здесь свои гнёзда. Птиц много, поэтому сразу же чувствуется наступление весны, ведь именно пернатые стали предвестниками пробуждения природы, вернувшись в родные края.

На заднем плане изображён деревянный забор, за которым раскинулось бескрайнее поле. Оно еще покрыто снегом, хотя и неглубоким. Земля постепенно готовится к началу весны и сельскохозяйственным работам. Вдалеке виднеются небольшие деревенские домики и старая заброшенная церковь. Поля постепенно уходят и сливаются с горизонтом.

Светлые облака и прекрасная синева неба сливаются в чудесный фон, на котором контрастно выглядят черные силуэты грачей. Их образы являются ярким пробуждением природы и особенно выделяются на картине.

Полотно Саврасова дарит ощущение весенней свежести и лёгкости. Оно символизирует обновление всего живого в природе.

Краткое описание

Сочинение по картине «Грачи прилетели» стоит начать с краткого описания того, что на ней изображено.

На картине изображена ранняя дружная весна и начало половодья. На переднем плане – изображение берез с гнездами грачей и с суетящимися вокруг них птицами в разных позах. За ними – типичная для русского пейзажа церковь, обнесенная деревянным забором. На заднем плане – за церковью – бескрайнее поле, где вода перемежается с островками то оттаявшей земли, то снега. Фоном для пейзажа служит мартовское небо: высокое и голубое, с низкими тяжелыми облаками.

Эмоциональное восприятие

При взгляде на работу Саврасова ощущается весенняя свежесть, словно природа проснулась и теперь наслаждается тем, как шелестит оставшаяся листва на деревьях, как легко играет ветерок. Хоть на холсте нет людей и яркого солнца, но всё указывает на то, что природа проснулась и постепенно оживает. От полотна веет умиротворением и радостью.

Картина Саврасова притягивает зрителей и тем, что на ней представлены деревенские виды российских глубинок, которые многим близки. Все написано в приглушённых тонах, благодаря чему изображение выглядит очень реалистично.

Цели и задачи: формировать умение строить
текст в определенной композиционной форме;
формировать умение отбирать речевые средства,
работать с синонимами, антонимами; учить
выражать в слове свои впечатления,
представления; умение воспринимать авторское
видение мира, его позицию по средствам
проникновения в мир художественных образов.

Оборудование: мультимедийное оборудование,
презентация картин русских художников о весне,
репродукция картины Саврасова “Грачи
прилетели”, на столах учащихся карточки с
дополнительным материалом.

Ход урока

Сообщение темы и цели.

— Уж тает снег, бегут ручьи, Алексей Плещеев

В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
— О чем эти стихи? (О весне)

— Какие изменения в природе характеризуют
приход весны? (Выслушиваются ответы учащихся)

— Весной просыпается и расцветает природа.
Поэты, писатели, художники любовались весной. Ей
посвящали свои стихи, музыку, писали картины.

— Послушайте пьесы П. И. Чайковского “Март”,
“Апрель” из цикла “Времена года” и
рассмотрите картины русских художников о весне.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

— Посмотрите на картину Алексея Кондратьевича
Саврасова “Грачи прилетели”. Каким настроением
проникнута эта картина?

— Сегодня на уроке мы будем учиться писать
сочинение – описание по картине Саврасова
“Грачи прилетели”

Работа по картине.

Иван Алексеевич Бунин

Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело и важно.
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу “зайчики” трепещут…

— О каких приметах весны говориться в
стихотворении Бунина?

— Рассмотрите картину.

— Какое настроение вызывает у вас картина,
грустное или радостное?

(радостное и грустное, слегка печальное
настроение)

— На картине художник изобразил природу. Как
называется такой жанр изобразительного
искусства? (Это пейзаж.)

— Это лирический русский пейзаж. Алексей
Кондратьевич Саврасов был родоначальником
именно такого пейзажа.

Лирический пейзаж – поэтический,
взволнованный, задушевный.

— На своей картине Саврасов мастерски передаёт
состояние природы. Это своего рода рассказ о том,
что происходит в природе с приходой весны.Образ
весенней природы, созданный художником, – это
лирическое переживание увиденного, несколько
грустное, трогательное, волнующее зрителя.

— Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж
простой, скромный, незамысловатый, но очень
близкий, навевающий легкуюгрусть.Все обыденно,
но показано с каким-то волнующим чувством)

— Как художник показывает нам приближение
весны? (В поле растаял снег, обнажилась
темно-бурая, пропитанная влагой земля.Но нет еще
яркого солнца, небесная лазурь затянута
свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже
голубеет.)

— Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые,
серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые,
голубовато-серые.)

— Общее ощущение от красок картины светлое. Оно
строится на мягком, нерезком сопоставлении чуть
холодноватых оттенков голубовато-серого неба,
воды, снега с серо-коричневыми тонами оттаявшей
земли, веток и стволов деревьев, забора. Такие
переходы делают изображение более реальным.

— Что мы видим на переднем плане картины? (Деревья
с густой сеткой ветвей, с многочисленными
грачиными гнездами.)

— Обратите внимание на то, как художник
тщательно прописал каждую веточку не только на
дереве, но и на снегу, на земле, с какой любовью
показал на ближнем плане грача с веточкой в
клюве. И все это жизненно и правдиво, не оставляет
зрителя равнодушным.

— Что вы видите на заднем плане?(Деревню,
бескрайние дали, просторы, широту русской земли.)

— И деревня, и поля изображены не очень подробно.
Почему? (Художник хотел, чтобы наше внимание
ничто не отвлекало от грачей, они ведь самое
главное на картине.)

— Давайте определим особенности композиции
картины, то, как расположены на ней различные
элементы, как продуманы передний, средний и
задний планы. Главное на картине грачи на
деревьях. Они сразу привлекают наше внимание. Все
остальное как бы на фоне их, “позади”. Стройный
силуэт церквушки спрятан за деревьями. Линия
горизонта как бы приближена к среднему плану,
чтобы на фоне неба четко выделить деревья с
грачами. Небо занимает большую часть картины, и
деревца уходят высоко вверх. Да и все здесь
устремлено кверху. Используя такой
композиционный прием, художник дает нам
возможность ярче почувствовать прилет грачей, их
появление в родных местах.

— Нам кажется, что художник где-то рядом. Где
он может быть, откуда он наблюдает за грачами? (Где-то
рядом в левом углу, может быть, на чердаке
большого дома или в мезонине у открытого окна.)

— Что вы ощущаете, глядя на картину? (Легкий
ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее
солнышко, свежесть весеннего воздуха.)

— Какие звуки могли бы услышать? (Птичьи крики,
гомон, шум, взмах крыльев, журчание ручьев.)

— Что, на ваш взгляд, было дорого самому
художнику на этой картине? (Грачи.Они
обрадовали и взволновали художника своим
прилетом, и он сумел показать радость птиц,
вернувшихся на родину.)

— Работая над картиной, Саврасов хотел показать
не только пробуждение природы, но еще любовь и
верность этих птиц своей родине. Здесь изображен
тихий скромный уголок России, но для грачей он
самый дорогой, и выводить свое потомство они
будут только здесь. Чувство любви к Родине было
присуще и самому художнику.

— Попробуйте описать грачей, какие они?

На доске пары антонимов. Подбирая слова из
списка антонимов, охарактеризуйте грачей.

(Мирные — драчливые, радостные — печальные,
спокойные — крикливые, шумные — смирные,
спокойные — суетливые, счастливые — грустные,
беспечные — трудолюбивые.)

— Найти в следующем небольшом тексте о весне
слова, которые не подходят к содержанию картины,
и заменить их антонимами.

Тает посветлевший снег. Стройные деревца
будто наклонились от тяжести грачиных гнёзд.
Небо покрыто голубыми облаками.Чистая
вода стекает в пруд.

Написание сочинения и его проверка

Рассмотрите репродукцию картины известного
русского пейзажиста Алексея Кондратьевича
Саврасова “Грачи прилетели”. Прочитайте, какое
описание дала ей искусствовед Н. Борисовская.

На картине А.К. Саврасова “Грачи прилетели”
мы видим уголок русской деревни с небольшой
церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися
берёзами. Пейзаж изображает серую грязноватую
весну. Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи.
Но “обещание” весны сквозит в каждой детали
картины.

Прилетели первые вестники весны — неугомонные
грачи. Они летают над деревьями, хлопочут о жилье.
Деловитый грач под берёзой несёт в клюве веточку.

Сколько звуков в этой картине! Перекликаются
птицы, и звенит капель, шелестит ветер в мокрых
ветках, и поскрипывают кривые стволы, звучит
колокол.

Ожидание весны передано и красками. В “унылом”
колорите картины проглядывают, подобно первому
весеннему лучу, оттенки розового, голубого,
сиреневого, золотистого цветов, которыми
выписаны бескрайние дали, высокое небо и
возносящиеся к нему ветви деревьев.

Художник воспринимает природу как живое
существо. Живописная тема пейзажа великолепно
выражена в поэтических строках Ф. Тютчева:

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит.

Проанализируйте, с чего начинает описание
автор текста.

  1. Какая основная мысль этого текста?
  2. Как она раскрывается?
  3. Какое настроение у Н. Борисовской?
  4. Что она чувствует, видя репродукцию картины?
  5. Что вы могли бы добавить к описанию картины?
  6. Найдите слова, с помощью которых части текста
    “связываются” в единое целое.
  7. Объясните, почему многие предложения в тексте
    начинаются с красной строки.
  8. Как вы думаете, почему в этом тексте много
    прилагательных? Найдите их.

Примерный план (готовый план)

1. Художник и его картина.

2. Пробуждение весны.

3. Грачи — главные герои картины.

4. Изобразительные средства картины.

5. Отношение к картине.

Сочинение учащегося.

Передо мной картина А. Саврасова “Грачи
прилетели”. На ней изображены первые птицы –
грачи на деревьях. 

На переднем плане картины изображены грачи на
голых березках. Эти березки старенькие,
обломанные, и на них сидят хлопотливые грачи, они
вьют гнезда. Под березками лежит талый и грязный
снег. Справа от старых кривых березок
образовалась большая лужа из талого снега. Около
лужи голый кустик. Под березами виднеются
обломанные ветки берез и следы птиц. 

На среднем плане, за березами, автор изобразил
старый мокрый забор. За забором стоят деревянные
строения. Старый дом, наверное, жилой. Около него
стоит церквушка, она старая, но действующая.
Около нее стоит часовня, она тоже старая и
облезлая.

На заднем плане, за двором и деревней, стелется
тающее поле. На нем проталины, мокрый снег.

Художник изобразил небо тусклым и вечерним. На
нем весенние серые облака.

Когда художник писал эту картину, наверное,
было пасмурное небо, и он его передал на картину.

После того, когда я посмотрела на картину, у
меня мнение такое: эта картина — хорошая и
написана с душой. Мне она нравится.

Сочинение учащегося.

На картине мы видим набухшие талой водой
потемневшие сугробы, крыши деревенских домишек,
забор. Талая вода наполнила небольшой пруд. Вдали
виднеются поля, которые уже освободились от
снега. Среди низких домов возвышаются церковь и
колокольня. Над всем этим высокое весеннее небо,
оно еще не стало чистым, но голубизна уже
проглядывает сквозь облака.

В центре картины корявые берёзки, на них много
грачиных гнёзд . Грачи суетятся, кричат, шумят, у
них очень важная пора – они строят гнёзда. Они
кричат радостно и взволнованно оттого, что
вернулись на родину. Глядя на картину, мы как
будто слышим их радостные беспокойные крики.
Птицам сейчас нужны каждый прутик, каждая
веточка. Мы видим, как под деревом на снегу
трудолюбивый грач крепко держит в клюве
маленькую веточку.

Смотрю на картину и ощущаю запах весны, слышу её
звуки. Художник показал красоту ранней весны. Он
вложил в картину свою душу.

Передо мной картина А.Саврасова “Грачи
прилетели”.

А.К.Саврасов – замечательный русский художник.
Перед нами его картина “Грачи прилетели”

Итог урока.

Написание сочинения.

Приложение 1

Приложение 2

  • Сочинение для 4 класса на тему иван царевич и серый волк
  • Сочинение дир анищ на аварском языке
  • Сочинение для 5 класса по русскому языку воскресная прогулка
  • Сочинение для 3 класса мой любимый герой
  • Сочинение для 5 класса памятный день летних каникул