Сочинение димитрия ростовского том 4

01 октября 2021 года икона божией матери целительница тропарь, глас 4:яко пресветлая звездо, просия божественными чудесы святый твой образ целительнице,

01 октября 2021 года

Икона Божией Матери Целительница

Сочинение димитрия ростовского том 4

Тропарь, глас 4:
Яко Пресветлая Звездо, просия Божественными чудесы святый Твой образ «Целительнице», подаждь убо и нам, Богородице Марие, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.

Тропарь, глас 1:
Любовию, Чистая Дево, Твою святую икону почитающим и Божию Тя истинную Матерь прославляющим и верно поклоняющимтися  Целительница явися, всякое зло и болезни от сих удаляющая, яко Всемогущая.

Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святыя иконы Твоея чудесное отображение.

    1 октября (18 сентября по старому стилю) Святая Церковь почитает образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Целительница». Уже из самого названия видно, что история этой иконы связана с чудесами исцеления от различных болезней, на протяжении веков происходивших по молитвам людей перед Её святым образом. На иконе «Целительница» Пресвятая Богородица изображена стоящей во весь рост  у постели больного клирика, к которому явилась Сама Матерь Божия в ответ на горячую молитву и послала знамение Своей неизреченной любви и милости: больной получил совершенное исцеление, тотчас же пошел в церковь и, встав на клирос вместе с поющими, привел в изумление всех окружающих.
    Святой образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Целительница», является одной из древнейших икон Божией Матери и относится ко временам святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (4 век). Эта икона находилась в Цилканском храме в местности Карталинии. К сожалению, со временем древний образ был утерян. Сейчас трудно установить доподлинно, как выглядел грузинский оригинал. Вероятно, на нем была изображена Богородица, исцеляющая одного или нескольких болящих.
    Так или иначе, иконы, на которых Пресвятая Дева предстоит перед взором молящихся в облике врача, склонившегося над одром больного, получили довольно широкое распространение и полюбились верующим.
В России получила известность другая икона Божией Матери «Целительница», история написания которой связана с чудесным событием, происшедшим в Москве в конце XVII столетия, и описанным в книге святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное»:
Один из церковнослужителей (певчий) Наварнинской церкви Викентий Бульвиненский имел благочестивую привычку при входе и выходе из церкви преклонять колена пред образом Божией Матери и произносить краткую молитву: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спаса нашего!». Однажды этот благочестивый клирик заболел опасной болезнью: у него начал гнить язык, и боль была настолько сильна, что он терял рассудок. Придя в себя, больной мысленно прочитал свою обыкновенную молитву к Богородице и тотчас у изголовья увидел прекрасного юношу. Это был Ангел-Хранитель. С состраданием взирая на больного, Ангел воззвал к Пресвятой Богородице, вознося Ей молитву об исцелении. Вдруг явилась Сама Матерь Божия и послала знамение Своей неизреченной милости: больной почувствовал себя совершенно здоровым, пошел в церковь и стал на клиросе вместе с поющими. Это чудо послужило поводом к написанию образа Богородицы «Целительница».
Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика. На створах складня находятся изображения: на левом — Архангела Михаила, на правом — Архангела Гавриила, как бы поддерживающих икону.
    Чудотворную икону поместили в Московском Алексеевском женском монастыре, находившимся тогда на месте Храма Христа Спасителя. В 30-х годах XIX века в связи со строительством Храма Христа Спасителя монастырь был перемещен на Верхнюю Красносельскую улицу (Красное Село). После разорения Ново-Алексеевского монастыря большевиками в 1926 году, чудотворную икону передали в храм Воскресения Христова в Сокольниках (Кедровская церковь).
    Существует много списков чудотворной иконы, обладающих такой же целительной силой, как и оригинал. Например, в 1682 году по молитвам к одному из них выздоровела дочь коломенского священника, страдавшая тяжелой и неизлечимой болезнью спинного мозга. Это было большим чудом. На некоторых списках чудотворного образа в нижней части помещен рассказ о чуде, похожий на текст, изложенный в сочинении святителя Димитрия Ростовского. На полях образа иногда присутствуют изображения святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана, священномученика Антипы, епископа Пергамского, мучеников Кирика и Иулитты.
    Чаще всего образ Пресвятой Богородицы «Целительница» встречается в больничных храмах и часовнях, богадельнях, палатах клиник. И неудивительно: ведь к кому же ещё, как не ко Христу и к Его Пречистой Матери в первую очередь обращаться верующему человеку в тяжелые минуты болезни и страданий?
    Как правило, во имя иконы Божией Матери «Целительница» освящали храмы при больницах, где болящие могли помолиться Пресвятой Богородице об исцелении души и тела. В частности, в Москве во имя святого образа «Целительница» были освящены один из храмов СтароЕкатерининской больницы на Мещанской улице и домовая церковь при Полицейской больнице имени Императора Александра III, устроенная знаменитым доктором Гаазом. После революции они были закрыты, а здания перестроены.
    В 1992 году в честь иконы «Целительница» был освящен новый Храм иконы Божией Матери Целительница при НИИ клинической психиатрии научного центра психического здоровья РАМН на Каширском шоссе (Москва, Каширское шоссе, 34). Помещение храма было построено в начале 80-х годов XX века для нужд НИИ и устроено средствами самого института и его сотрудников. Люди в скорбных жизненных обстоятельствах приходят помолиться в этот храм перед благодатной иконой Божией Матери.
    Каждый день множество больных молится Богу и Божией Матери о выздоровлении, однако болезнь оставляет далеко не всех. Как это объяснять? В чем тайна тех людей, молитвы которых были услышаны? Как человеку молиться, чтобы Бог исполнил его просьбу?
    Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо задуматься о смысле своей жизни. Если я живу только для себя — зачем я нужен в этом мире? Если я больше забочусь о своем теле, чем о своей душе — что мне останется, когда тело откажется мне служить? Болезнь — это не только боль и проблемы, но и шанс посмотреть на себя со стороны, переоценить свои ценности, сместить акценты, по-иному расставить жизненные приоритеты.
    Не секрет, что чаще всего люди обращаются к Богу тогда, когда им плохо. Но обращение это может быть разным. Зачастую человек приходит в храм, ставит свечи и считает, что теперь Бог должен исполнить все его желания. А Бог никому ничего не должен.
    Вспомним чудо исцеления больного клирика, ставшее поводом к написанию иконы Божией Матери «Целительница». Прежде всего, поражает поведение болящего Викентия. В его молитве не было ни одного прошения. Клирик только лишь прославлял Бога и Деву Марию, благодарил Их и с радостью и мужеством ждал своей грядущей кончины. И исцеление этого человека, которое, вроде бы как, произошло исключительно по просьбе ангела-хранителя (ведь сам Викентий не просил о своем выздоровлении), по большому счету, было ничем иным, как ответом Богородицы на смирение болящего.
    Когда нас посещает какая-то проблема или недуг, то первой реакцией чаще всего бывает именно ропот: «Господи, за что?», — спрашиваем мы у Неба. И молимся, чтобы полоса неудач скорее сменилась светлыми беспечальными днями. Викентий же явил совершенно иную поведенческую парадигму, и, даровав ему исцеление, Богородица, по сути, благословила его позицию, указав и нам некий образец поведения.
    Второй, не менее примечательный момент: Дева Мария исцелила клирика не сразу, но лишь спустя некоторое время — когда он уже был при смерти. Святые отцы всегда предупреждали, что Господь лучше нас знает время, которое оптимально подходит для дарования нам любых благ. Эту прописную истину подтверждает и живой опыт Церкви, опыт простых людей, готовых сказать: «Господь все подает или не подает вовремя«. Нам же остается лишь ждать. Однако ожидание это — не унылое безразличие, когда болезнь или скорбь воспринимается как печальный тупик и безнадега. Ожидание благ от Бога — это полное доверие Ему, и уверенность в том, что все подаваемое от Бога — благо. Такое ожидание и такое доверие, образец которых явил нам Викентий, и подражать которому призваны все христиане.
    Вознесенное от чистого сердца любое прошение обязательно услышит Матерь Божия. И в самых тяжелых ситуациях люди обращаются к ней за помощью, как к последней надежде.

Молитва:
Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от бед избавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Госпоже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков Аминь.

Митрополит Иосиф (в миру Иван Семёнович Петровых; 15 [27] декабря 1872, Устюжна, Новгородская губерния — 20 ноября 1937, урочище Лисья Балка, Южно-Казахстанская область) — епископ Православной Российской Церкви; с августа 1926 года митрополит Ленинградский (назначен заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским)). Не приняв декларации 1927 года о полной лояльности власти и своего перевода на Одесскую кафедру, становится лидером «иосифлянства»; духовный писатель.

Прославлен в лике святых Русской православной церковью за рубежом как священномученик Иосиф Петроградский.

Детство и образование

Был 4-м ребёнком (всего в семье было 9 детей) в семье мещанина уездного города Устюжны — Семёна Кирилловича Петровых, владевшего пекарней и булочной лавкой. Дом находился в Казанском переулке (ныне Валентины Терешковой). Был крещён, как и все его братья и сестры, в приходской церкви Вознесения Господня на Всполье (разрушена в 1939 году).

Окончил Устюженское духовное училище (1889), Новгородскую духовную семинарию (1895), Московскую духовную академию в 1899 году со степенью кандидата богословия. Успешно выполнил задание Академии наук, записав по выработанной программе северный народный выговор. В 1899—1900 гг. — профессорский стипендиат. Магистр богословия (1903); тема диссертации: «История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия. Опыт критического разбора и обработки».

Монашество и преподавание

С 9 сентября 1900 года — исполняющий должность доцента Московской духовной академии по кафедре Библейской истории.

26 августа 1901 года был пострижен в монашество, 30 сентября рукоположён во иеродиакона, а 14 октября — во иеромонаха.

С 1903 года — доцент Московской духовной академии.

С 9 декабря 1903 года — экстраординарный профессор и инспектор академии.

18 января 1904 года возведён в сан архимандрита.

В 1905 году после Кровавого воскресенья прекратил поминовение императорской фамилии за богослужением и на время был запрещен в служении, по прошению был уволен из академии и назначен в июне 1906 года настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского первоклассного монастыря Холмской епархии.

С 1907 года — настоятель первоклассного Юрьева монастыря Новгородской епархии.

Архиерей

15 марта 1909 года хиротонисан в Александро-Невской лавре во епископа Угличского, второго викария Ярославской епархии (правящий епархиальный архиерей до декабря 1913 года — архиепископ (впоследствии Патриарх) Тихон (Беллавин)).

С 27 февраля того же года был настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове — вплоть до окончательного закрытия обители в 1923 году.

20 марта 1910 года переименован в первого викария. В 1911 году посетил Афон для изучения древних церковных распевов.

Награждён орденом св. Владимира III степени (1912).

Награждён орденом Св. Анны 1-й степени (1915).

Член Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917—1918 годов, в заседаниях не участвовал.

С 1 декабря 1917 года до 20 января 1918 был временно управляющим Рижской епархии.

В июле 1919 года был арестован по обвинению в срыве кампании по вскрытию мощей посредством колокольного звона и крестного хода. Был отправлен в Москву в Бутырскую тюрьму. В августе того же года освобождён. В 1920 году приговорён к условному заключению на год.

С 1920 года — архиепископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Занял очень решительную позицию против изъятия церковных ценностей и 19 июня 1922 года ярославским Ревтрибуналом был приговорён к четырём годам лишения свободы, но особым предписанием от 5 января 1923 года ВЦИК был досрочно освобождён.

В 1920—1925 годы управлял Новгородской епархией во время ареста архиепископа Арсения (Стадницкого).

В 1923—1926 годы управлял Ярославской епархией во время ареста митрополита Агафангела (Преображенского).

В декабре 1925 года митрополит Петр (Полянский) в своём завещании перед арестом поставил его третьим кандидатом в заместители Патриаршего Местоблюстителя.

Митрополит Ленинградский

26 августа 1926 года указом заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Иосиф был назначен митрополитом Ленинградским и 11 сентября (29 августа по Юлианскому календарю) прибыл в Ленинград. Вечером этого дня (канун памяти св. Александра Невского) и утром в день праздника он совершил торжественное богослужение в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. 13 сентября выехал в Новгород за вещами, откуда был вызван в Москву в ОГПУ. Возвращаться в Ленинград ему запретили; местом пребывания был указан Ростов Великий. Временно управляющим Ленинградской епархией митрополит назначил архиепископа Кингисеппского Гавриила (Воеводина), которого арестовали через 7 месяцев, 19 апреля 1927 года.

Лидер «иосифлянства»

В 1927 году митрополит Иосиф критически отнёсся к «Декларации» заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

Осенью 1927 года отказался принять назначение от 17 сентября в Одессу (вместо Ленинграда, куда его не допускали власти); проживая в Ростове, продолжал именоваться митрополитом Ленинградским. Его позиция пользовалась значительной поддержкой среди «староцерковного» духовенства и народа в Ленинграде, где от его имени епархией управлял один из викариев — епископ Димитрий (Любимов).

6 февраля 1928 года подписал акт об отходе от митрополита Сергия, став во главе особого течения в Патриаршей Церкви, именуемого в литературе по его имени «иосифлянством». Был запрещён в служении митрополитом Сергием и Временным Синодом при нём решением от 27 марта 1928 года. Запрещения не признал.

В сентябре 1929 года арестован и выслан в Казахстан в Аулие-Ата. Был арестован в ссылке и привлечён к делу «Всесоюзной организации ИПЦ» 9 сентября 1930 года. Первоначально митрополит Иосиф допрашивался в Ленинграде, затем был доставлен в Москву. 27 сентября 1930 года в своих собственноручных показаниях так характеризовал отличие «иосифлян» от сторонников митрополита Сергия: «Сергий хочет быть лакеем Советской Власти, мы — хотим быть честными, лояльными гражданами Советской Республики с правами человека, а не лакея, и только». В других показаниях писал: «Била меня когда-то и Царская власть — я терпел… Готов терпеть и от нынешней Советской — всё что угодно, твердо веря, что и она без воли Божией не сильна мне сделать никакого зла. (Ев(ангелие от) Иоанна, 19 гл, 10-11 ст)».

По постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 3 сентября 1931 года был приговорён к пяти годам заключения в лагере с заменой на высылку в Казахстан на тот же срок. Жил в Мирзояне, на окраине Чимкента. В маленьком казахском глинобитном доме он занимал комнату с верхним светом, обставленную очень скромно: в ней стоял грубо сколоченный стол, топчан и пара стульев. Каждое утро один служил за аналоем, на который ставил небольшой резной складень.

Арест и мученическая кончина

В 1937 году, 7 июля, был вновь арестован в ходе массовых репрессий в отношении духовенства.

19 ноября 1937 года был приговорён к расстрелу Тройкой УНКВД по Южно-Казахстанской области; 20 ноября, в полночь был расстрелян вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым); захоронен предположительно в Лисьем овраге под Чимкентом.

Память и вопрос о канонизации

Прославлен в лике святых Русской православной церковью заграницей в 1981 году вместе с сонмом новомучеников и исповедников российских.

Русская православная церковь, однако, не прославляет его, хотя некоторые сторонники митрополита Иосифа были канонизированы РПЦ. Видимо, препятствием к канонизации является не руководство «расколом» (современная РПЦ признаёт, что «иосифляне» были во многом правы), а признание им своей вины в 1937 в «контрреволюционной деятельности»; хотя в РПЦЗ многие считают, что контрреволюционная деятельность и враждебное отношение к советской власти не может являться препятствием для церковного прославления, а, напротив, свидетельствуют о жизненном подвиге митрополита Иосифа. Впрочем, существует точка зрения, что этот протокол был сфабрикован чекистами — в пользу этой версии говорит казённая стилистика текста и стандартная для подобных признаний форма показаний. Если Церковь примет эту точку зрения в качестве официальной, вопрос о канонизации может быть решён положительно.

15 сентября 2012 года на родине митрополита Иосифа, в городе Устюжне Вологодской области, была установлена памятная доска из чёрного мрамора с надписью «Въ домѣ № 14 по этому переулку (бывшему Казанскому) въ 1872 году родился и прожилъ первыя 17 лѣтъ своей жизни священномученикъ Iосифъ, Митрополитъ Петроградскій (въ міру Иванъ Семеновичъ Петровыхъ). Разстрѣлянъ въ 1937 году».

Учёный и мемуарист

Главный труд владыки Иосифа: «История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия» (Сергиев Посад, 1903, магистерская диссертация). Задачей своего труда видел в том, чтобы «забраковав негодное, установить важное» в тексте Флавия. Подчеркнул две крайности в оценке Флавия — гиперкритицизм и полное доверие: «Понадобились до унизительности рабские преклонения перед авторитетом Иосифа далеко недюжинных талантов (вроде некоторых отцов и учителей Церкви), прежде чем установилось равновесие». Вывод самого исследователя заключался в том, что Флавий, говоря о периоде, предшествовавшем Маккавейским войнам, не располагал никакими серьёзными документами, кроме Ветхого Завета, зато его сведения о последних двух веках до н. э. имеют огромную ценность, тем более, что этот период освещён в Библии не полностью.

В 1905—1910 годы издал свой дневник под заглавием: «В объятиях Отчих. Дневник инока», состоявший из двенадцати томов. Из текста видно, как внимательно автор дневника углублялся в себя и записывал каждое своё душевное движение. В дневнике много говорится и о взлётах его духа, и об искушениях, которым он подвергался.

Сочинения

  • Материалы для изучения великорусских говоров // Известия Отделения русского языка и словесности АН. Т. 1. Кн. 4. 1896. Вып. 3.
  • Речь при погребении проф. А. П. Смирнова // БВ. 1897. № 1.
  • Самуил и Саул в их взаимных отношениях // БВ. 1900. № 12.
  • Можно ли и как можно православным христианам молиться за христиан неправославных? // Душеполезное чтение. 1901. № 10.
  • Матерь Божия — Благодатная Матерь народа русского. Сергиев Посад, 1902.
  • Речь перед защитой магистерской диссертации // Богословский вестник. 1903. № 10.
  • Магистерский диспут. Сергиев Посад, 1903.
  • История иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия (Опыт критического разбора и обработки). Сергиев Посад, 1903.
  • Как «воспитывается» неблаговоспитанность // Божия нива. 1904. № 4.
  • От крупиц евангельских. Беседы инока. Сергиев Посад, 1904.
  • Учение Лейбница о происхождении и сущности зла. Х., 1905.
  • Девушка-учительница. Сергиев Посад, 1905.
  • Река Иордан; Ночь на Голгофе и у Гроба Господня // Душеполезное чтение. 1905. № 1, 4.
  • Маленькие монахи. Сергиев Посад, 1906.
  • Ианней Александр; Иисус, сын Иоседоков; Иоанн Гискальский; Иоанн, сын Маттафии; Иоанн Гиркан; Иосиф Флавий; Иотапата; Иуда Маккавей; Иуда Галлилейский; Иудеи // Православная богословская энциклопедия. Т. 6-7.
  • Иудифь; Есфирь; Книги Маккавейские» // Толковая Библия / Под ред. Лопухина. СПб., 1906—1913. Т. 3, 7, 10-11.
  • В объятиях Отчих. Дневник инока. Вып. 1-11. Сергиев Посад, 1905—1914. Том 1, том 2, том 3, том 4-5, том 6-7, том 8, том 9, том 10-11.
  • Православие — светоч России; В Великий Пяток // Новгородские ЕВ. 1908. № 11; 1909. № 7.
  • Речь при наречении во епископа Угличского // Церковные ведомости. Приб. 1909. № 13/14.
  • Новое чудо милосердия Царицы Небесной в г. Ростове Великом. Сергиев Посад, 1911.
  • Святитель Димитрий — обличитель клеветы и защитник невинных. Ростов, 1912.
  • Замечательный случай чудесного исцеления болящего ребенка по молитвам свт. Димитрия Ростовского. Ростов, 1912.
  • Посещение Ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря и г. Ростова императором Николаем II и Елизаветой Федоровной // Душеполезное чтение. 1913. № 7/8; 1914. Ч. 1.
  • Знамя Сапеги; Плащаница Ростовского Успенского собора // Светильник. 1913. № 9; 1914. № 1.
  • Сказание о новопрославленной иконе Божией Матери «Умиление», находящейся в Благовещенской церкви г. Ростова, Ярославской губ. Казань, 1914.
  • Памяти Александры Феодоровны Мальгиной. Ростов, 1915.
  • Слово // Ярославские епархиальные ведомости. 1915. № 19.
  • «Я иду только за Христом…» Протоколы допросов 1929—1930 // Богословский сборник. 2002. — Вып. 9.
  • Письма, статьи, повесть // Священномученик Иосиф, митр. Петроградский. Жизнеописание и труды. М.; СПб., 2011.

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Пресвятая Богородица и Иисус Христос по сей день совершают удивительный исцеления. Как? – спросите Вы, да очень просто. Именно благодаря чудотворным Святым ликам, многие верующие получают исцеление своих телесных и духовных мук. Примером этого становиться икона Божией Матери «Целительница», что спасала жизни, даровала здоровье и помогала в самых тяжких недугах на протяжении нескольких сотен лет. Эта статья посвящается именно этому чудотворному образу Пресвятой Богородицы.

Икона Богородицы «Целительница»

Ежегодно, 1 октября Церковь и весь православный мир почитает образ Девы Марии, именуемый «Целительница». Даже из самого названия лика мы понимаем, что история образа связана с чудесными исцелениями на протяжении веков, что происходили после молитв перед Ее святым ликом.

Один из известных случаев произошел еще в XVIII веке, в Москве, со священнослужителем по имени Викентий Бульвенинский. Однажды его настигло тяжелое заболевание, страдал Викентий от мучительных болей, а язык его почернел. И так ему было худо, что служитель то и дело терял сознание.

Обратился Викентий к образу Матери Божией, что бы Она даровала ему помилование, и спасла от мук невыносимых. И даже когда он стал окончательно слаб, он продолжал молиться, прославляя Пречитсую Деву и Иисуса Христа в молитвах своих.

И свершилось чудо, комната, где находился больной Викентий озарилась белым светом, и явилась к нему Сама Богородица. Коснулась к нему своим жезлом – исцелила священнослужителя. С тех самых пор, чудотворная икона «Целительница» находится в каждой часовне или больничном храме, дарует веру и надежду на выздоровление.

Икона «Целительница», в чем помогает

Это один из наиболее старинных и чтимых образов Царицы Небесной. К ее лику возносят молитвы с просьбами избавить от страшных заболеваний, от мучительных болей и страданий. Каждый верующий, что пришел с искренней просьбой к образу Богородицы получает:

  • Исцеление души от страданий, успокоение и силу духа;
  • Защите от несчастий и бед, от внезапной скорби;
  • Освобождение верующего человека от заключения и защиту от осуждения;
  • Помощь в успешных и легких родах;
  • Исцеление от самых различных и самых страшных болезней.

Единственным условием является то, что молитва Божией Матери «Целительница» должна идти из самой души, искренне. Просить можно как за свое здоровье, так и здоровье своих близких. Были засвидетельствованы неоднократные случаи, когда Богоматерь являлась во сне к больному, и направляла его к тому лику, которому следует помолиться. Те, кто шел по Ее указаниям, сразу же получали чудесное исцеление.

Где хранится святой лик

Сначала находился образ на территории Алексеевского женского монастыря в Москве. Но во время Наполеона, монастырь был разрушен, и почти все, кроме храма соборного сгорело. Все иконы и имущество церковное спрятали под землей, а сверху поставили ложа с тяжелобольными людьми. Так, как оккупанты побоялись заразиться, они не приблизились к ложам.

Монастырь восстановили, а уже в 30-х годах XIX века, на этом месте возвели храм Христа Спасителя. Монастырь перенесли в село Красное. А святой лик Пречистой Богородицы и по сей день остался хранится в храме Воскресения Христова, что в Сокольниках.

Ежедневно тысячи паломников обращаются к образу Царицы Небесной о даровании выздоровления, о помощи в трудную минуту, за исцелением душевных мук. Никому еще не отказывала Богородица, даровала и по сей день дарует желаемое, всем, кто приходит к Ней.

А сама молитва Богородице «Целительница» звучит так:

«Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему.

По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши; еще же, Госпоже Владычице Богородице, и от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши, вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему.

О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице!

Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и покланяющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Храни Вас Господь!

Смотрите еще и видео рассказ о чудотворной иконе:

История святого лика

Изображение Царицы Небесной впервые упоминается ещё в IV веке и является одним из ее старейших образов. Изначально он находился в одном из горных монастырей Грузии. Со временем икона пропала, поэтому до сих пор остается загадкой ее внешний вид. Скорее всего, это было изображение Божией Матери, приносящей исцеление страждущим.

Икона «Целительница» – олицетворение Божественной помощи всем христианам

В России наиболее распространено еще одно изображение Пресвятой Богородицы – «Целительница». Интересна история появления этой иконы. В конце XVII столетия в Москве произошло чудо. Подробно описал его священник Димитрий Ростовский в книге «Руно Орошенное».

Инок Наварнинской церкви по имени Викентий Бульвиненский особенно почтительно относился к Небесной Царице, постоянно преклоняя колени перед ее иконой. Однажды он очень сильно заболел, боли его были такими сильными, что он потерял сознание. Придя в себя, клирик произнёс свою привычную молитву, вознося хвалу Матери Божьей. Тотчас около больного появился прекрасный юноша в белоснежных одеждах. С состраданием взглянув на больного, Ангел Хранитель стал молиться Богородице вместе с Викентием. Их молитва подействовала: Богородица исцелила больного. В качестве благодарности инок написал ту самую икону.

Видео «Молитва перед иконой «Целительница» Пресвятой Богородице»

В этом видеосюжете представлены молитвенные обращения к Божией Матери.

Описание и богословский смысл иконы «Целительница»

Православные христиане обычно изображали Богородицу на этой иконе в полный рост, стоящую у изголовья больного. Она простирает к нему руки и дает свое благословение.

Часто образ делали в виде складня. На его створках изображались небесные воины. Историк Иван Токмаков так описывает изображение образа «Целительницы»:

«Эмалевые украшения небольшого размера обрамлены окладом из золота и серебра. Сам оклад усыпан алмазами, а одежду Божией Матери украшают жемчуга».

В нижней части некоторых списков священного лика размещен текст из книги Дмитрия Ростовского. Разные лики Целительницы отличаются лишь мелкими деталями, основной образ везде одинаков.

В нижней части священного лика размещен текст из книги Дмитрия Ростовского

В самом образе Целительницы и в истории ее написания заложен глубочайший духовный смысл. Чудесное исцеление было даровано умирающему Викентию Бульвиненскому после вознесения благодарности Господу и Пресвятой Богородице. Люди в тяжелые для себя времена часто начинают роптать, а порою и требовать для себя милости божьей, забывая при этом о благодарности. Ведь недаром даже Христос после исцеления десяти больных спросил у того единственного, кто снова к нему пришел: «Ты вернулся, а где же остальные девять?»

Господь всегда услышит мольбы о помощи, но и людям необходимо уметь быть благодарными, ценить дарованную им помощь, воспринимать ее как величайшую милость и отвечать добрыми поступками.

В чем помогает и от чего защищает

В основном Богородице молятся о здравии. Некоторые тяжелобольные просят облегчить невыносимые муки, другие молят избавить от болезни. Очень многие бездетные семьи просят ребенка. Молят «Целительницу» и об избавлении от греха уныния, злобы, зависти. Родственники просят совета и направления у Божьей Матери в воспитании детей.

Небесная Царица помогает прихожанам в стремлении оградить своих близких от нависшего над ним несчастья.

Обращаются к Богоматери родные людей, оказавшихся не по своей вине в заключении. Вера в справедливость и помощь Богородицы помогает им перенести тяжкие испытания.

В основном Богородице молятся о здравии

Чудотворные деяния и исцеления

Примерно 30 лет назад произошел уникальный случай исцеления онкологической больной с помощью иконы «Целительница». В больнице она оказалась случайно, не зная о своей страшной болезни, которая была на последней стадии развития. Врачи, признав ее состояние безнадежным, отправили женщину домой.

Каково же было удивление медиков, когда эта пациентка через 5 лет пришла на прием уже с другими проблемами. После удачной операции, в ответ на расспросы врачей, пациентка все им объяснила. Почувствовав ухудшение, она решила пойти в церковь и долго молилаась перед святым ликом. Совсем скоро к спящей женщине явилась сама Богоматерь с известием, что мольба ее услышана, она снова будет здоровой. Так и произошло.

Это чудесное исцеление лишь одно из многих. Люди, искренне просящие о возвращении здоровья, видели Богородицу во сне, впоследствии они излечились навсегда.

Местонахождение святого лика

Первоначальный образ Целительницы сначала находился в Алексеевском женском монастыре в Москве. Во время Великой Отечественной войны 1812 года его уничтожили французы, не тронув только церковь. Монахини спасли драгоценные реликвии, зарыв их в землю. Позже монастырь отстроили заново, а уже в 30-х годах XIX века на его месте возвели храм Христа Спасителя.

Сейчас первоначальный образ можно увидеть в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Списки его находятся во многих церквях России. Любой прихожанин может вознести молитву святой иконе «Целительница». Также построены именные храмы в Москве, Краснодаре и Ростове-на-Дону.

Как молиться перед иконой «Целительница»

Иконе «Целительница» молятся в небольших церквях, которые находятся на территории больниц. Например, при НИИ Клинической психиатрии в Москве в 1992 году была построен и освящен храмь. Все верующие, нуждающиеся в поддержке, могут обратиться к своей заступнице.

Молитва и акафист иконе «Целительница»

Ин тропарь Божией Матери глас 1

Тропарь Божией Матери глас 4

Кондак Божией Матери глас 6

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой «Целительница»

Самое главное, чтобы душа и помыслы просящего были искренни и чисты, а в душе и сердце всегда присутствовало чувство благодарности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Когда мы сталкиваемся с серьезными проблемами и болезнями, неожиданно даже для самих себя, обращаемся за помощью в церковь, где чудеса исцелений происходят и в сегодняшние дни. Икона «Целительница» — яркий пример помощи таким нуждающимся. Множество людей навсегда забыли о своих болезнях, получив право на новую, полноценную жизнь.

Икона Божией Матери «Целительница»

Самая древняя икона «Целительница» была написана в Грузии, приблизительно в 4 веке. Этот образ не сохранился до наших дней. Поэтому затруднительно в точности сказать, что было отражено на той иконе. Но один из ликов Богоматери «Целительница» уцелел и был прославлен в России в 18 веке.

На иконе изображен случай чудесного выздоровления клирика Викентия, священнослужителя в Москве. Тяжелый недуг одолел мужчину, приковав его к постели. Он слабел на глазах, никакой надежды на выздоровление уже не было. Но даже приближение собственной смерти не подорвало у Викентия веру в Бога. Каждую секунду он благодарил Богородицу, прославляя ее в молитвах. И случилось чудо.

К тяжелобольному мужчине пришла сама Дева Мария, облаченная в царскую одежду с жезлом в руках. Позади нее стоял ангел-хранитель Викентия. Богородица коснулась скипетром мужчину и тут же исчезла вместе с ангелом. А священнослужитель сразу почувствовал себя здоровым и вскоре вернулся к служению в храме.

В память о чудесном исцелении решено было написать икону «Целительница», создав копию с изображения грузинского оригинала. В центре – встреча больного с закрытыми глазами и Богородицы со скипетром в руках. По углам иконы православные мученики Кирик и Иулитта, Косма и Дамиан, священномученик Антипа, епископ Пергамский. Иногда в левом нижнем углу помещают краткий рассказ о чуде, изображенном на иконе. Вероятно, что и на греческом оригинале был примерно такой же образ с одним или двумя болящими.

Видео об иконе «Целительница»

В чем помогает образ Богородицы «Целительница»

Сила этой иконы заключена в исцелении от недугов, ведь сама ее история рассказывает о случае избавления от смертельной болезни. Многие считают, что неважно перед какой иконой молиться. Но это не совсем так. Прихожане храмов рассказывают, что иногда сама Богородица приходила во сне и указывала на определенные иконы, таким образом, направляя страждущих. Если вы просите помощи о скорейшем выздоровлении, лучше это делать перед иконой «Целительница».

Ведь чудеса, которые происходят после долгих молитв, порой не поддаются никакому логическому объяснению. Просят исцеления тяжелобольные люди, и что самое удивительное, получают просимое. Поэтому икону часто вешают в больницах, часовнях и родильных домах.

К Святому лику обращаются перед и в период любого лечения, просят о безболезненных родах и возможности иметь детей. Женщины часто молятся, чтобы кормить младенцев собственным молоком. При любых, даже самых тяжелых болезнях, страждущие в своей последней надежде приходят к святому лику.

Где находится икона

Долгое время икона хранилась в Алексеевском женском монастыре города Москвы. Но во время военных действий с Наполеоном, монастырь сильно пострадал, церкви были разрушены и снесены. В попытках спасти священные реликвии, монахини тайно закопали их под землей, а сверху разместили койки с больными солдатами. Из-за страха заразиться, военные и близко не подходили к тому месту. Так удалось спасти «Целительницу».

Позже монастырь восстановили общими усилиями прихожан, но в 1926 году его снова постигла горькая участь. До него добрались большевики, приказав разрушить и снести храм. Чудом святая икона уцелела и была отдана в Храм Воскресения Христова, где и хранится в наше время.

Молитва Богородице перед иконой «Целительница»

Эта икона помогает всем – больным душой и телом. Главное взывать к Богоматери с верой и не терять стойкость духа. Молитва будет правильной, если вы думаете о тех фразах, которые читаете, не просто повторяете слова, но и пытаетесь понять их. Если же в момент чтения вас одолевает лень и апатия, значит, что болезнь сопротивляется в вас. Соберитесь, будьте внимательны. Молитесь так, как подсказывает сердце. Ведь слова, идущие из глубины души, самые правильные и настоящие.

И, конечно, недостаточно прочесть молитвы раз в месяц, взывать к Божьей Матери нужно ежедневно. В случае тяжелых болезней не меньше сорока дней. Если вы просите не за себя, а за близкого человека, думайте о нем во время молитвы.

В конце прошения обязательно поблагодарите Богородицу.

Дни памяти

В церкви память иконы «Целительница» почитают 1 октября (18 сентября по старому стилю).

Икона Божией Матери «Целительница»

«Целительница», икона Божией Матери

Образ Богоматери, стоящей у постели больного, был написан во времена просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины (IV век). Икона находилась в Цилканском храме в местности Карталинии.

Сюжетом для написания иконы послужило предание о чудесном исце­лении некоего благочестивого монаха, описанном в сочинении святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное». Некий Викентий Бульвиненский, клирик Невернинской церкви, имел привычку при входе и выходе из храма вставать на колени и произносить краткую молитву Богородице: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питав­шие Господа Бога и Спаса нашего!» Од­нажды он тяжело заболел: у него начал гнить язык, больной терял сознание от страшных болей. После очередного при­ступа Викентий, как обычно, прочитал свою молитву к Богородице. И тут же уви­дел около изголовья постели очень кра­сивого юношу. Клирик сразу понял, что это его ангел-хранитель. Ангел посмотрел с состраданием на больного, а по­том обратился к Пресвятой Богородице, прочитав молитву об исцелении. И вдруг перед больным явилась Богоматерь, со­чувственно взглянула на Викентия и ис­чезла. А он в тот же момент почувствовал себя абсолютно здоровым. Тотчас же он пошёл в церковь и, встав на клирос вместе с поющими, привёл в изумление всех окружающих.

Существует много чудотворных списков чудесной иконы. На некоторых списках в нижней части помещён рассказ о чуде, похожий на текст святителя Димитрия Ростовского. На полях образа иногда присутствуют изображения святых мучеников бессребреников Космы и Дамиана, священномученика Антипы, епископа Пергамского, мучеников Кирика и Иулитты.

В конце XVIII века в России прославился список образа «Богоматерь Целительница», находившийся в московском Алексеевском женском монастыре. Среди исторических сведений того времени можно обнаружить следующую информацию:

Как правило, во имя иконы Божией Матери «Целительницы» освящали храмы при больницах, где болящие могли помолиться Пресвятой Богородице об исцелении души и тела. В частности, в Москве во имя святого образа «Целительницы» были освящены один из храмов Старо-Екатерининской больницы на Мещанской улице и домовая церковь при Полицейской больнице имени императора Александра III, устроенная знаменитым доктором Гаазом. После революции они были закрыты, а здания перестроены.

В настоящее время местночтимую икону Божией Матери «Целительница» можно увидеть по левую сторону от алтаря в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Я́ко Пресве́тлая Звездо́,/ просия́ Боже́ственными чудесы́ святы́й Тво́й о́браз, Цели́тельнице,/ пода́ждь у́бо и на́м, Богоро́дице Мари́е,/ исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных,// спасе́ние и ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 1

Любо́вию, Чи́стая Де́во, Твою́ святу́ю и́кону почита́ющим,/ и Бо́жию Тя́ и́стинную Ма́терь прославля́ющим,/ и ве́рно покланя́ющимтися/ Цели́тельница яви́ся,/ вся́кое зло́ и боле́зни от си́х удаля́ющая,// я́ко Всемогу́щая.

Использованные материалы

  • «Икона Божией Матери «Целительница»», страница календаря на официальном сайте Издательства Московской Патриархии:
    • http://calendar.rop.ru/?4ib=sep18-ikona-celit
  • Страница календаря на портале Православие.Ru:
    • https://days.pravoslavie.ru/name/3019.htm (молитвословия)

[1] Токмаков И. Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского монастыря. М., 1889.

Происхождение

Описание

Литературным источником иконографии иконы стало сочинение, включенное в книгу святителя Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Один клирик, по имени Викентий Бульвиненский из города Невера во Франции, имел благочестивую привычку при входе в церковь преклонять колени и молиться пред образом Богоматери: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спасителя нашего!». Во время тяжелой болезни ему явилась Богоматерь и окропила уста своим молоком. Он тут же был исцелен и, почувствовав себя совершенно здоровым, пошел в церковь и пел на клиросе, приведя в изумление народ.
С конца XVIII в. в России появились иконы этого названия. Почитаемый образ находился в Московском Алексеевском женском монастыре. На рассматриваемой иконе чудо изображается согласно тексту: Богоматерь брызнула молоком на больное место. На голове Марии корона, что указывает на атрибуты Богоматери как Царицы Небесной.

Дни празднования: 1 октября

Москва в пределах МКАД
1-2 дня
от 4 000 — бесплатно
до 4 000 — 350 руб.

Москва за пределами МКАД
1-2 дня
от 8 000 — бесплатно
до 8 000 — 500 руб.

Петербург
1-2 рабочих дня
от 10 000 — бесплатно
до 10 000 — 440 рублей

Регионы России
3-5 рабочих дней
от 10 000 — бесплатно
до 10 000 — в зависимости от региона
Вы сможете рассчитать стоимость доставки в ваш город, добавив товар в корзину.

Мы мастерская при храме и освящаем каждое изделие перед его поступлением в продажу.

Мало кто задумывается о том насколько удивительный этот мир. В нем существует огромное количество необъяснимого и чудесного. Подтверждением некоторых чудес является икона Божьей Матери «Целительницы». На протяжении уже многих веков этот образ творит настоящие чудеса. Молитва Целительнице иконе Божьей Матери исцелила множество людей. Она помогла им обречь нормальную жизнь без болезней и неприятностей.

Из самого названия уже становится понятно, что история возникновения и существования лика связана с чудодейственными исцелениями людей. Эти исцеления происходили после того как к святой обращались перед ликом читая молитву Божьей Матери «Целительница». Многие веряни рассказывают об одном чудодейственном случае, который произошел в 18 веке.

Однажды священнослужителя с Москвы настигло очень тяжелое заболевание. Он страдал и мучился от болезни. Он испытывал сильные болезненные ощущения, а его язык стал черным. Со временем священник и вовсе стал плох он мог терять сознание прямо на службе. Тогда он стал яро произносить ежедневно молитву Богородице «Целительнице» и святая послала к нему снисхождение и избавила его от болезненных мук. Вскоре священник и вовсе выздоровел.

В чем помогает Божья Матерь Целительница

В первую очередь нужно сказать о том, что этот образ Богоматери является одним из самых старинных и редких. Перед ее образом православные верующие возносят молитвы:

  • Об избавлении от мучительных мук.
  • Об избавлении от душевных страданий.
  • Об освобождении от заключения.
  • Просят защиту от заключения.
  • Просят о помощи в легких родах.
  • Об избавлении от тяжких хворей.

Единственным условием того, чтобы молитва была услышана нужно читать ее искренне. Слова должны исходить из самой глубины души. Молящий должен верить в чудо и произносить прошение ежедневно. Тогда святая обязательно поможет.

Местонахождение святого лика

С самого начала своего происхождения святой лик находился в городе Москва на территории одного из женских монастырей. Этот монастырь был разрушен во время Наполеона. Сгорело все что принадлежало ему, сберегся только храм. Все иконы и имущество, которое было в монастыре было спрятано под землей священнослужителями. А на верху поставили кровати с тяжелобольными. Воины боялись заразится поэтому к этому месту даже не приближались. Только таким образом удалось сохранить святые лики.

Только спустя некоторое время, а именно в конце 30-х годов монастырь начали восстанавливать. На этом месте был возведен храм Христа Спасителя. Монастырь по некоторым причинам были вынуждены перенести в село Красное. А икону Богоматери и по сей день хранят в храме Христова, который находится в Сокольниках.

Ежедневно к этому лику съезжаются тысячи людей, которые произносят молитвенные прошения с разными просьбами. Богородица еще никому не отказывала. Гона и по сей день дарует всем то, что они желают. Если конечно их желания по истине искрение.

Текст молитвы образу Пресвятой Девы:

Приими, о, Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему.

По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши; еще же, Госпоже Владычице Богородице, и от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему.

О, Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас недостойных рабах Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  • Описание
  • Характеристики
  • Теги
  • Способы доставки
  • Отзывы

Икона в деревянном киоте под стеклом.

День празднования — 1 октября.

Подробное описание иконы Божией Матери «Целительница» можно прочитать здесь.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница», глас 4

Я́ко Пресве́тлая Звездо́, просия́ Боже́ственными чудесы́ святы́й Твой о́браз, Цели́тельнице. Пода́ждь у́бо и нам, Богоро́дице Мари́е, исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных, спасе́ние и ве́лию ми́лость.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница», глас 6

Предста́тельство христиа́н непосты́дное, хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти; ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница»

О, Пресвята́я Госпоже́ Цари́це Богоро́дице, вы́сшая все́х небе́сных си́л и святе́йшая все́х святы́х! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред всечестны́м и цельбоно́сным о́бразом Твои́м, воспомина́юще ди́вное явле́ние Твое́ боля́щему кли́рику Вике́нтию, и усе́рдно мо́лим Тя́, всеси́льную ро́да на́шего засту́пницу и помо́щницу: я́коже дре́вле подала́ исцеле́ние тому́ кли́рику, та́ко и ны́не исцели́ на́ша ду́ши и телеса́, боле́знующия ра́нами грехо́в и страсте́й многоразли́чных, изба́ви на́с от вся́ких напа́стей, бе́д, скорбе́й и ве́чнаго осужде́ния, сохрани́ от душепа́губных уче́ний и безве́рия, от льсти́вых и на́глых нападе́ний неви́димых враго́в, пода́ждь на́м христиа́нскую кончи́ну, безболе́зненну, ми́рну, непосты́дну, Святы́х Та́ин прича́стну и сподо́би на́с на нелицеприя́тнем суди́щи Христо́ве ста́ти одесну́ю Всепра́веднаго Судии́ и блаже́нный гла́с Его́ услы́шати: «Прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное ва́м Ца́рствие от сложе́ния ми́ра». Ами́нь.

Перед этой иконой молятся об исцелении и даровании здоровья:

— о здоровье своем, своих детей и близких,
— об исцелении тяжело больного человека,
— об удачной беременности (своей или дочери) и здоровье ее чада.

Текст молитвы

Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих,

ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умиле­нием, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему.

По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бе­сы прогоняеши, обидимыя от бед из­бавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши:

еще же, Гос­поже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши:

вся бо суть возможна ходатайством Тво­им к Сыну Твоему, Христу Богу на­шему.

О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице!

Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, сла­вящих Тя и почитающих Тя, и покло­няющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков.

Значительную роль в процессе церковно-культурного строительства России на рубеже XVII–XVIII веков сыграли выходцы с Украины, из киевских академических кругов. Самым, пожалуй, выдающимся ученым монахом из них следует признать святителя Ростовского Димитрия (Туптало; 1651–1709) — мудрого богослова и прекрасного проповедника, истинного интеллигента-бессребреника, фактического основателя российской исторической науки и, что не менее важно, смиреннейшего инока и добрейшего пастыря.

Родился он в городке Макарове — сравнительно недалеко от Киева, в семье казачьего сотника; мирское имя его было Даниил. В Киеве будущий святитель прошел курс богословских наук и обучался иностранным языкам в «училищном» Богоявленском монастыре, где «явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учим бысть». В 1668 голу он принял монашество с именем Димитрий в киевском Троицком Кирилловском монастыре, не заботясь «о снискании имений и богатств временных. В 1675 году его рукоположили во иеромонаха и назначили проповедником в известную тогда Густынскую обитель; тогда же он стал и главным проповедником соборного храма в Чернигове. С большим успехом он затем некоторое время проповедовал в Литве — в Вильне (в Свято-Духовом монастыре) и в Слуцке.

По возвращении в Малороссию Димитрий жил в Батурине, где с 1682 года игуменствовал в Николаевской обители. Но не прошло и двух лет, как он, «любя безмолвное и безмятежное житие и желая наедине угождати Богу», оставил игуменские обязанности, поселившись в Киево-Печерской Лавре. Здесь собор старцев обители во главе с архимандритом Варлаамом Ясинским (будущим митрополитом Киевским) поручил Димитрию «жития святых собирати и, совершенно исправив, списати».

Четьи Минеи свт. Димитрия за декабрь. Кон. XVII в. (РНБ. F. I. 651. Л. 19)Четьи Минеи свт. Димитрия за декабрь. Кон. XVII в. (РНБ. F. I. 651. Л. 19)

В июне 1684 года талантливый и трудолюбивый инок начал этот подвиг всей своей последующей жизни: составление истории святых, или корпуса исторических житийных рассказов, расположенных по месяцам (в соответствии с годовым кругом церковных «памятей» прославленных святых Вселенской Православной Церкви), — так называемых «Четьих-Миней». Первый из четырех томов вышел из печати в январе 1689 года. В это время Димитрий вновь игуменствовал — в уже упоминавшемся батуринском Николаевском монастыре.

Вскоре из Батурина в Москву отправился «ясновельможный Гетман», взявший в состав своего посольства и игумена Димитрия. В подмосковной Троице-Сергиевой обители Димитрий познакомился с царем Петром I, который, по-видимому, уже тогда обратил внимание на способного и образованного монаха-украинца.

Когда тот вернулся в Малороссию, то был назначен игуменом Петропавловского монастыря в Глухове; тогда же, в 1695 году, вышел из печати второй том «Четьих-Миней». С 1697 года Димитрий уже архимандрит Елецкой Черниговской обители, а с 1699 года — архимандрит Спасского монастыря в Новгороде-Северском. Несмотря на все эти частые перемещения его с места на место церковными властями, писатель-инок не оставлял привычного хода своих литературных трудов, и в 1700 году вышел третий том «житий».

В результате «особливое искусство в проповеди слова Божия, такожде и добродетельная его жизнь вскоре прозорливому монарху (то есть Петру I. — д. Г.М.) известны быть стали», и по Императорскому Указу Димитрия в 1701 году перевели в Москву, назначив митрополитом Тобольским и Сибирским. Но для болезненного и уже немолодого тогда инока-южанина такое назначение в далекую, холодную Сибирь было непосильным бременем, а главное — там, вдали от библиотек и типографий, завершение им его литературно-исторического труда становилось практически невозможным. От всего этого святитель впал в «некоторую печаль», и только объяснившись в конце концов с Петром I, Димитрий получил разрешение остаться в Центральной России. В 1702 году его назначили правящим архиереем на Ростово-Ярославскую кафедру; митрополитом Ростовским он и являлся до самой своей кончины.

Этот святитель был одним из самых образованных людей своего времени, учеником и другом украинских духовных просветителей — Лазаря Барановича и Варлаама Ясинского, неизменно поддерживавших его литературную деятельность. В «житии» Димитрия, составленном около середины XVIII века (в связи с его церковной канонизацией в 1757 г.), особо подчеркивается, что «сей богобоязнивый муж был острого разума, великого просвещения, искусный в славянском, греческом, латинском, еврейском и польском языках, великую имел склонность к наукам».

Живя в Ростове, святитель Димитрий открыл там первую в Московской Руси духовную семинарию, собрав для обучения в ней более 200 детей священнослужителей; «для лучшего порядка и успехов» он «разделил их на три училища… часто посещая оныя училища, сам учеников слушал и в успехах пробовал», «сам в свободные от дел церковных часы труждался, обучая их», «сам их исповедывал и Святых Таин приобщал; обучая же, определял оных к местам, истребляя невежество». Причем содержал эти семинарские училища Димитрий на свои собственные, в общем весьма скромные, средства.

Здесь же, при поддержке тогдашнего патриарха Адриана (святительствовал с 1690 по 1700 г.) Димитрий завершил и основной свой 20-летний труд — «Четьи-Минеи», которыми и поныне пользуется вся православная Россия как наиболее полным и точным источником церковной агиографии (подробных описаний жизни святых).

Кроме богословских работ и различных комментариев к святоотеческим писаниям, святитель сочинял также диалоги этического характера, вел полемику со старообрядцами («Розыск о раскольнической Брынской вере»), писал стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы. Им составлены и две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев».

«Келейный летописец» свт. Димитрия. Рукопись нач. XVIII в. (РНБ. Тит. № 957. Л. 1. об. — 2)«Келейный летописец» свт. Димитрия. Рукопись нач. XVIII в. (РНБ. Тит. № 957. Л. 1. об. — 2)

Весьма важное значение для того времени имела еще одна его «Летопись» — «От начала миробытия до Рождества Христова». Она была особенно необходима, поскольку мало кто мог тогда приобрести для келейного или домашнего чтения дорогостоящую Библию, и порой даже представители духовенства не знали толком порядка библейских событий. К сожалению, труд этот остался незавершенным: святитель, как пишет его биограф, сей книги «за частыми недугованиями совершити не возможе: но токмо по леточислению четвертыя тысящи шестаго ста лет (то есть до 4600 г. от сотворения мира, или до 908 г. до н. э. — д. Г.М.) деяния написаны».

Среди наиболее известных трудов Димитрия следует также назвать: «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке), изданный в Киево-Печерской Лавре уже после смерти святителя; затем — «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон); «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим») и «Краткий Катихисис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный»).

Судя по сохранившимся портретам, владыка Димитрий был небольшого роста, белокурый, с проседью, с небольшой бородкой клинышком, сгорбленный.

Его — как очень доброго и искреннего человека — всегда волновали человеческое зло и общественная несправедливость. В одной из проповедей он говорил:

«Егда богатый яст, убогих труды яст. А егда пиет, кровь людскую пиет, слезами людскими упивается. Кто в чести? — богатый! Кто безчестен? — убогий! Кто благороден? — богатый! Кто худороден? — убогий! Кто премудр? — богатый! Кто глуп? — убогий! Богатый, аще бы и весьма был глуп, обаче то самое, яко богат, умным его между простонародными человеки творит».

Несмотря на святительский сан, Димитрию порой приходилось переносить в Ростове и немало притеснений со стороны представителей светской власти. Своему другу, святителю Рязанскому Стефану Яворскому (1658–1722), этот истинный духовный гражданин Святой Руси писал о ее «внутренних противниках»: «Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие». Особенно непочтителен к святителю Димитрию был стольник Воейков, присланный в Ростов из государственного «монастырского приказа». Как-то раз святитель служил в соборе Литургию, а в это время по распоряжению стольника кого-то наказывали кнутом «на правеже». Святитель велел, чтобы истязание немедленно прекратили, но царский чиновник грубо отказал посланному. Тогда святитель, возмутившись духом, прервал службу и ушел в свое пригородное село Демьяны.

Незадолго до кончины Димитрий отослал в киевский Троицкий Кирилловский монастырь родовую икону, чтобы ее поставили над гробом отца, и тогда же написал следующее духовное завещание:

«От юности и до приближения моего ко гробу не стяжевал имения, кроме книг святых. Не собирал во архиерействе сый келейных доходов, яже не многи бяху. Но ово на мои потребы та иждивах, ово же на нужды нуждных. Верую бо, яко приятнее Богу будет, аще не едина цата (монета. — д. Г.М.) по мне не останет, неже егда бы многое собрание было раздаваемо. Если никто не восхощет меня тако нища обычному предати погребению, то пусть бросят в убогий дом (то есть, как говорили в старину, «на божедомье» — в общую безвестную могилу. — д. Г.М.). Если же по обычаю будут погребать, пусть схоронят в углу церкви монастыря св. Иакова, идеже место назнаменовах. Изволяй же безденежно помянути грешную мою душу в молитвах своих Бога ради, таковый сам да помяновен будет во Царствии Небесном. Требуяй же за поминовение мзды, молю, да не помянет мя нища, ничто же на поминовение оставивша. Бог же да будет всем милостив, и мне грешному во веки, аминь».

Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ)Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ)

Сохранилось довольно подробное описание благодатной кончины святителя. В последний вечер жизни владыка велел позвать певчих и, сидя у натопленной печки, слушал пение составленных им самим кантов: «Иисусе мой Прелюбезный, надежду мою в Бозе полагаю, Ты мой Бог Иисусе, Ты моя радость». Потом он отпустил всех, задержав лишь любимого певчего, ближайшего своего помощника в трудах и переписчика своих сочинений Савву Яковлева. Ему он стал рассказывать о своей юности, годах учебы, о жизни на Украине, об иноческой жизни и молитве, прибавив: «И вы, дети, такожде молитеся». По завершении беседы святитель сказал: «Время и тебе, чадо, отбыти в дом твой». Благословив юношу, владыка поклонился ему почти до земли, благодаря за помощь в переписке сочинений. Тот смутился и заплакал, а святитель еще раз кротко повторил: «Благодарю тя, чадо». Певчий ушел, став последним человеком, видевшим святителя живым. Митрополит же удалился в особую келью, где он обычно совершал молитву. Там на следующее утро, 28 октября (ст. ст.) 1709 года, святителя и нашли бездыханным: он скончался во время молитвы, стоя на коленях.

Отпел Димитрия Ростовского его друг — митрополит Стефан Яворский, обещавший ему это.

Погребен святитель в его любимом ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, значительно перестроенном в XVIII–XIX столетиях, но и поныне остающемся одним из самых благодатных уголков древнего Ростова Ярославского; здесь и сейчас почивают святые мощи этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Их обрели нетленными в 1752 году, а вскоре состоялась и общероссийская канонизация святителя.

В эпитафии на серебряной раке с мощами, составленной тогда же М. Ломоносовым, были помещены, в частности, такие слова: «Написав жития святых, сам в лике оных вписан быть удостоился в лето 1754, апреля 9 дня». И ниже — ломоносовские стихи в несколько тяжеловесно-возвышенном назидательном стиле, характерном для той эпохи, но, пожалуй, не утратившие своей жизненной актуальности и в наше время:

О вы! что Божество в пределах чтите тесных,
Подобие Его мня быть в частях телесных!
Вперите в мысль, чему святитель сей учил,
Что ныне вам гласит от лика горних сил:
На милость Вышняго, на истину склонитесь,
И матери своей вы Церкви примиритесь.

Шапочка, платок, посох и диплом свт. Димитрия Ростовского. Спасо-Яковлевский монастырь. Фото: С.М. Прокудин-Горский, 1911 годШапочка, платок, посох и диплом свт. Димитрия Ростовского. Спасо-Яковлевский монастырь. Фото: С.М. Прокудин-Горский, 1911 год

После митрополита Димитрия осталось богатейшее по тому времени (около 300 томов) собрание книг, перешедшее впоследствии в Московскую синодальную библиотеку.

Как заметил о замечательном ростовском владыке один из церковных наших писателей, в век наступивших тогда Петровских «реформ, иногда глубоко антинациональных и противоцерковных, этот великий человек показал, как можно быть просвещеннейшим и передовым деятелем, не изменяя прошлому своего народа и оставаясь безусловно верным православно русскому настроению».

Диакон Георгий Малков

Отрывок из готовящейся к изданию книги «Русь во Христе: Очерк истории Православия в России»

10 ноября 2013 г.

ИсточникСвятитель Димитрий Ростовский и его труды / Православие.Ru (pravoslavie.ru)

  • Сочинение для 1 класса на тему моя первая учительница
  • Сочинение для 3 класса как я провел осенние каникулы
  • Сочинение для 2 класса по картине грачи прилетели саврасов
  • Сочинение дикий помещик салтыков щедрин
  • Сочинение для 4 класса на тему иван царевич и серый волк