Сочинение день рубля примеры

Аргументы и примеры на тему совесть из литературы. герои русской литературы, которые испытывали муки совести, у которых не было совести

Аргументы и примеры на тему «Совесть» из литературы. Герои русской литературы, которые испытывали муки совести, у которых не было совести и др.

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ТИХИЙ ДОН» М.А. Шолохова

Пример 1. АКСИНЬЯ и ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ.

Несмотря на отцовский гнев и угрозы, Григорий каждую ночь пробирается к Аксинье. «Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них уже при встречах почему-то стыдились люди смотреть». 

Пример 2. Муки совести на войне. (ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ)

Долго еще чудился Григорию первый убитый им неприятель. «Необычно часто переживал он во сне ту первую схватку, и даже во сне, отягощенный воспоминаниями, ощущал он конвульсию своей правой руки, зажавшей древко пики; просыпаясь и очнувшись, гнал от себя сон, заслонял ладонью до боли зажмуренные глаза». 

И другие казаки, замечает Григорий, после боя переменились. Прохор Зыков, выживший под копытами конницы, вернулся из лазарета, все еще тая на лице боль и недоумение; другой при всяком случае ругался тяжко и непристойно; третий «нелепо похохатывал, смех его был непроизволен, угрюм. Перемены вершились на каждом лице, каждый по-своему вынашивал в себе и растил семена, посеянные войной». 

Изменился и Петро, которого Григорий встретил во время передышки, данной их полку после боя. Он признается брату: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули. <…> Меня совесть убивает. Я под Лешнювом заколол одного пикой. Сгоряча… Иначе нельзя было… А зачем я энтого срубил?» 

Когда Наталья Мелехова раздраженно и ревниво упрекает Григория в разгуле, в связях с женщинами. На его искренние слова: «Совесть!… Какая уж там совесть, когда вся жизня похитнулась… Людей убиваешь… Неизвестно для чего всю эту кашу…», Наталья лишь отвечает грубо: «Напаскудил, обвиноватился, а теперь все на войну сворачиваешь… Мало через тебя, черта, я лиха приняла?» И глубоко оскорбленный Григорий с горечью отвечает: «Больше не об чем с тобой гутарить». 

Пример 3. Муки совести из-за смерти жены (ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ)

Григорий страдает не только потому, что по-своему любил Наталью, свыкся с ней за шесть лет, но и потому, что чувствует себя виноватым в ее смерти. Если бы при жизни Наталья осуществила свою угрозу — забрав детей, ушла жить к своей матери; если бы там умерла, ожесточенная в ненависти к своему неверному мужу, то Григорий не с такой бы силой испытывал тяжесть утраты, раскаяние не так бы яростно его терзало. Но со слов матери своей он узнал, что Наталья простила ему все, что любила она его и вспоминала до самой смерти. Это увеличивает страдания Григория, отягощает совесть несмолкающим укором, заставляет по-новому осмысливать прошлое и свое поведение в нем.

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ОТЦЫ И ДЕТИ» И.С. Тургенева

Пример 1. Отсутствие совести (БАЗАРОВ)

Идя на поводу своих «ощущений», которые, по утверждению Базарова, определяют сущность человеческих действий, он без малейших колебаний нарушает элементарную мораль (целует Фенечку). Правда, вспомнив «другую недавнюю сцену» (с Одинцовой), Базарову стало «совестно… и презрительно досадно». Однако причина этой досады не столько в недовольстве собой, сколько в том, что свидетелем его поступка стал Павел Петрович. О самолюбии других Базаров и не помышляет. «Ситниковы нам необходимы, – говорит он Аркадию. – Мне, пойми ты это, — мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» «Нам других ломать надо!» Ни тени сомнения не возникает у Базарова в том, что другие не ровня ему. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе». 

Пример 2. Проявление совести (НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ)

Радостно и умиленно встретив сына, Николай Петрович словно робеет в его присутствии и становится излишне хлопотлив, пространно повествует о своих заботах по хозяйству, хотя и чувствует, что сына этот предмет мало интересует. Наконец Николай Петрович, явно смущаясь, приступает к наиболее важному и деликатному обстоятельству, переходя на французский язык, дабы скрыть разговор от слуги и кучера. «…Ты, конечно, будешь вправе осудить меня. В мои лета… Словом, эта… эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал…» При этом Николай Петрович краснеет и испытывает угрызения совести. Почувствовав в сыне «чувство снисходительной нежности… смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства», он испытывает душевную боль, «что-то кольнуло его в сердце… Но он тут же обвинил себя». 

Для Николая Петровича Фенечка — «не легкомысленная прихоть», и он испытывает облегчение оттого, что объяснился с Аркадием. И все же что-то смущает его. «Сердце его забилось… Представилась ли ему в это мгновение неизбежная странность будущих отношений между им и сыном, сознавал ли он, что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела, упрекал ли он самого себя в слабости — сказать трудно; все эти чувства были в нем, но в виде ощущений — и то неясных; а с лица не сходила краска, и сердце билось». 

Аргументы на тему «Совесть» из пьесы «НА ДНЕ» М. Горького

Пример 1. Проявление совести (ПЕПЕЛ)

Для ночлежников Пепел свой человек. У Пепла водятся деньги, и он дает товарищам по их просьбе на выпивку: «Надо скорее дать… пока рубля не попросите». «Никто здесь тебя не хуже», – заявляет он Клещу, презирающему ночлежников. А на возражение Клеща, что живут здесь люди «без чести, без совести», отвечает: «А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь — совесть тем нужна, у кого власть да сила есть». И все же совесть у Пепла есть. Он отвергает предложение Василисы убить ее мужа, несмотря на обещание больших денег.

Пример 2. О совести (КЛЕЩ)

К обитателям ночлежки Клещ относится с презрением: «…Какие они, живут без чести, без совести… Я — рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю…» Он стремится вырваться из ночлежки: «Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Вот… умрет жена… Я здесь полгода прожил… а все равно как шесть лет…»; «Не о чем мне с ними говорить…».

Аргументы на тему «Совесть» из повести «ШИНЕЛЬ» Н.В. Гоголя

Пример. Недолгое угрызение совести (ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЛИЦО)

А значительное лицо по мере того, как изгладился эффект, произведенный его нахлобучкой Башмачкин, начал испытывать угрызения совести. Он послал узнать о нем с целью как-нибудь помочь бедняге и даже расстроился, узнав о кончине бедного чиновника. Чтобы развеяться, он отправился в своем экипаже на вечер к одному из приятелей своих, а оттуда, в самом приятном расположении духа, к любовнице. 

Аргументы на тему «Совесть» из повести «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» Н.С. Лескова

Пример. Отказ от совести, заглушение голоса совести (КНЯЗЬ)

Натура Князя раскрывается в сравнении с Иваном Северьянычем. Он однажды говорит ему: «Я и сам такой же, как ты, беспутный», а потом сам себе противоречит, утверждая: «Ты не такой, как я, свистун…» Противоречивость его натуры видна и в делах: он то за одно хватается, то за другое. «Но чуть за что принялись, замечает Иван Северьяныч, — князь так и унесся в эту страсть». С завидным упорством он собирает деньги на покупку суконной фабрики, ловчит и обманывает окружающих, пускает пыль в глаза своим мнимым богатством. Поглощенный какой-либо страстью, Князь забывает все остальное («Оставь, пожалуйста, мою совесть. Ей-богу, мне теперь не до нее»).

Аргументы на тему «Совесть» из драмы «БОРИС ГОДУНОВ» А.С. Пушкина

Пример 1. Проявление совести (САМОЗВАНЕЦ)

Несмотря на беспринципность, Самозванец способен испытать муки нечистой совести. Приближаясь с войском к литовской границе, Самозванец завидует Курбскому, готовому сражаться за правое дело: «Как счастлив он! как чистая душа / В нем радостью и славой разыгралась». Сам же Самозванец «едет тихо с поникшей головой». Его терзает мысль, что должна пролиться русская кровь, что он врагов «позвал на Русь» и ведет их «заветной дорогой» «в красную Москву». Но Самозванец находит способ себя оправдать, лицемеря перед Курбским и самим собой: «Но пусть мой грех падет не на меня — А на тебя, Борис-цареубийца!» 

Пример 2. Муки нечистой совести. (БОРИС ГОДУНОВ)

Изображая Бориса Годунова виновным в убийстве царевича Димитрия, Пушкин следует версии Карамзина. Но ни разу, даже наедине с самим собой, Борис Годунов прямо не признается в содеянном преступлении. Уличают его тревожные сны («…тринадцать лет мне сряду Все снилося убитое дитя») и муки нечистой совести, вызываемые кровавыми видениями: 

И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах…
И рад бежать, да некуда… ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Бледнеет он и при простодушном рассказе патриарха Иова о чудотворных мощах Димитрия. 

источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести. Глубина и сила переживаний Бориса Годунова свидетельствуют о незаурядности его личности, о его могучей душе. Тем более что монолог этот не «на публику», а имеет исповедальный характер. 

Мучаясь и страдая, он ищет утешения и опоры не у земных сил, Борис Годунов обращается к кудесникам и гадателям, обращается к религии. Когда царь велит собрать войско, он приказывает не трогать монахов: «Пусть молятся за нас они…» В надежде искупить свою вину перед Богом он просит Юродивого помолиться за него. Но ничто не может успокоить его беспокойную совесть. 

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ВОЙНА И МИР» Л.Н. Толстого

Пример 1. Муки совести АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО

Поправившись, Андрей возвращается в Лысые Горы, его приезд совпал с родами и смертью жены, оставившей ему сына. Обостренная совесть не дает Андрею покоя, и на лице мертвой маленькой княгини он читает: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» Андрей чувствует, «что виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть».

Пример 2. Муки совести на войне НИКОЛАЯ РОСТОВА

Преследуя противника, Николай, впервые ударив саблей человека, ранил французского офицера. «В то же мгновение, как он сделал это, все оживление Ростова вдруг исчезло». Он «скакал… испытывая какое-то неприятное чувство, сжимавшее ему сердце, что-то неясное, запутанное, чего он никак не мог объяснить себе, открылось ему взятием в плен этого офицера и тем ударом, который он нанес ему». И лестные слова начальника, и обещание награды не устранило этого неприятного чувства. Ему было «все так же неловко и чего-то совестно». Весь этот и следующий день Николай был «молчалив, задумчив и сосредоточен… неохотно пил, старался оставаться один и о чем-то все думал». «Так только-то и есть всего то, что называется геройством? И разве я это сделал для отечества? И в чем он виноват?.. А как он испугался!.. За что ж мне убивать его? У меня рука дрогнула. А мне Георгиевский крест…» – размышляет Николай.

Пример 3. Муки совести МАРЬИ БОЛКОНСКОЙ

Все герои Толстого совершают жизненные ошибки, мучаются, проходят через глубокие духовные страдания. Не избегает их и княжна. «И что было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца (даже едва ли не раньше, не тогда ли уж, когда она ожидая чего-то, осталась с ним) в ней проснулись все заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды. То, что годами не приходило ей в голову — мысли о свободной жизни без вечного страха отца, даже мысли о возможности любви и семейного счастия, как искушения дьявола, беспрестанно носились в ее воображении». Княжна Марья ужасается тому, что происходит в ее душе, она мучается и стыдится, но не может перебороть себя. Ведь «никогда ей так жалко не было, так страшно не было потерять его. Она вспомнила всю свою жизнь с ним, и в каждом слове, поступке его она находила выражение его любви к ней».

Пример 4. Человек большой совести – ПЬЕР.

Брак Пьера и Элен не был счастливым. Он приносит Пьеру страдания и разочарования.

Как человек большой совести он не склонен был всю вину взваливать на Элен. Прежде всего Пьер обвиняет самого себя. Перед ним встали главные вопросы, которые он постоянно задавал себе: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? — спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: “Умрешь — все кончится. Умрешь и все узнаешь — или перестанешь спрашивать”. Но и умереть было страшно».

Аргументы на тему «Совесть» из комедии «ГОРЕ ОТ УМА» А.С. Грибоедова.

Пример. Отсутствие совести (РЕПЕТИЛОВ)

Зови меня вандалом: Я это имя заслужил. 

Людьми пустыми дорожил!

Сам бредил целый век обедом или балом!

Об детях забывал! обманывал жену! 

<…> Танцовщицу держал! и не одну: 

Трех разом! Пил мертвую! не спал ночей по девяти! 

Все отвергал: законы! совесть! веру! 

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф.М. Достоевского

Пример 1. Оправдание отсутствия совести великими целями. (РАСКОЛЬНИКОВ)

Учение о двух типах людей.

Первый разряд — «господин настоящего» — сохраняет мир и приумножает его численно. Люди этого разряда, «по натуре своей консервативные, чинные», любят и «обязаны быть послушными». Они «для того только и существуют на свете, чтобы… поднатужиться и породить наконец… сколько-нибудь самостоятельного человека». Второй разряд — «господин будущего» — двигает мир и ведет его к «цели». Как правило, люди этого типа — «законо-датели и установители человечества» — требуют «разрушения настоящего во имя лучшего». Они имеют «право разрешить своей совести перешагнуть… «для своей идеи» «через кровь», устранить «…десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству». Все они «преступают закон» (он для них «не писан») и по природе своей должны быть «непременно преступниками». Такие «гениальные люди» рождаются по одному «из миллионов, а великие гении, завершители человечества, — может быть, по истечении многих тысячей миллионов людей на земле». Теория Раскольникова, разрешающая «кровь по совести», — по мнению Разумихина и Порфирия Петровича, — страшнее «официального», «законного» разрешения «кровь проливать».

Пример 2. Муки совести Раскольникова.

Соня Мармеладова стала совестью Раскольникова. Он стыдился перед ней и мучил ее за это «своим презрительным и грубым обращением». Когда же наконец «он воскрес», и Соня поняла, что он «бесконечно любит ее», она — живущая «только одною его жизнью» — «была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья». 

Пример 3.  Муки совести СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ из-за положения, образа жизни.

Сама Соня считает себя «великой грешницей». «Приниженная, убитая, расфранченная и стыдящаяся», смиренно ожидает она своей очереди проститься с умирающим отцом; боится сесть в присутствии «дам»; не смеет даже и взглянуть на Дуню. Мысль о «бесчестном и позорном ее положении» давно истерзала Соню до «чудовищной боли».

Аргументы на тему «Совесть» из комедии «СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ» А.Н. Островского

Пример 1. Мнимая совесть. (БОЛЬШОВ)

Настоящее потрясение испытывает Большов, когда понимает, что дочь и зять его предали. Тут-то он вспомнил и о совести, и о грехе, и об Иудином предательстве. Он знает, что совершил тягчайшее преступление, и напоминает молодым, какова цена их нынешнего благополучия: «Ведь я злостный — умышленный… Ведь меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради». 

Он осознал, что теперь сила — это Подхалюзин, а не он, Большов, доселе всех державший в страхе и повиновении. Страдает он не оттого, что совершил безнравственный поступок, а оттого, что его надул недавний мальчишка, находившийся у него в услужении, что он, Самсон Силыч Болыпов, позволил себя обвести вокруг пальца, что так жестоко обманулся, положившись на «своих людей». «Сама себя раба бьет, коли не чисто жнет» — это вывод не раскаявшегося грешника, а обманутого плута. 

Пример 2. Отсутствие совести. (ПОДХАЛЮЗИН)

Почтительностью, лицемерием, притворным смирением и усердием Подхалюзин добивается особого расположения у Большова, чем умеет воспользоваться для своей выгоды. Узнав о намерении хозяина обмануть кредиторов, Подхалюзин тотчас задумал свою аферу. Ловко играя на тщеславии и самоуверенности Большова, он практически подтолкнул его к решению объявиться несостоятельным и своими руками все (капитал и имущество) отдать ему, приказчику. «Уж вы во мне-то не сумневайтесь», – заверяет Лазарь Самсона Силыча. Подхалюзин действует хитро и осторожно — склоняет стряпчего Рисположенского оформить все дело так, чтобы стать фактическим хозяином состояния Большова. Ему хорошо известно, что юридическое преступление может положить конец экономической карьере, поэтому он обдумал все детали своего участия в преступной акции Большова. Со стряпчим заключили устное соглашение («Я вам две тысячи-с за этот же самый предмет-с»), но строго при этом предупредил: «Только, Сысой Псоич, уж хвостом не вертеть туда и сюда, а ходи в аккурате, — попал на эту точку и вертись на этой линии». Подхалюзин не оставляет никаких следов в истории банкротства «благодетеля». Не давал он письменных обещаний и свахе Устинье Наумовне, расстроившей свадьбу Липочки с благородным женихом. 

Предусмотрительный Подхалюзин остался чист перед законом юридическим, нарушив законы нравственные. Большов был прав, когда говорил о Лазаре: «Он у меня парень дельный, ему только мигни, он и понимает. А уж сделает-то что, так пальца не подсунешь». Он действительно все обделал «лучшим образом», да еще и надул самого Самсона Силыча. Сомнения в правомерности своих действий Подхалюзин отвергает с самого начала: «Говорят, надо совесть знать! Да, известное дело, надо совесть знать, да в каком это смысле понимать нужно? Против хорошего человека у всякого есть совесть; а коли он сам других обманывает, так какая же тут совесть!» 

Аргументы на тему «Совесть» из пьесы «БЕСПРИДАННИЦА» А.Н. Островского

Пример. Отсутствие угрызений совести, договор с совестью (ПАРАТОВ)

Прощаясь с холостяцкой жизнью, Паратов собирается «как можно повеселей провести последние дни». Его настроение значительно повысилось, когда он узнал о предстоящем замужестве Ларисы. Это известие полностью освобождает его от каких бы то ни было угрызений совести и окончательно развязывает ему руки: «Это даже лучше. Я немножко перед ней виноват, то есть так виноват, что не должен бы и носу к ним показывать; ну, а теперь она выходит замуж, значит, старые счеты покончены… Это очень мило с ее стороны; все-таки на душе у меня немного полегче». 

Аргументы на тему «Совесть» из комедии «НЕДОРОСЛЬ» Д.И. Фонвизина

Пример. Совестливый человек, уроки совести (СТАРОДУМ)

Стародум удаляется от двора «без деревень, без ленты, без чинов», потому что не хочет пресмыкаться «в чужой передней», но хочет сохранить «неповрежденно» свою душу, честь и нравственные правила. Стародум решил посвятить остаток своих дней воспитанию племянницы, чтобы «оградить ее жизнь от недостатка в нужном». Он отправляется в Сибирь, где «достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». В Сибири Стародум нажил состояние, наследницей которого и сделал Софью на случай, если она полюбит человека малообеспеченного. В дом Простаковых Стародум приехал, чтобы вырвать племянницу из рук злонравных людей и выдать замуж за достойного человека. 

Стародум учит Софью добродетели, поскольку «добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может», и всякий человек может стать добродетельным, если найдет в себе для этого достаточно сил. Он говорит ей о значении совести для человека, о честности и долге, о том, что если бы все были верны своему долгу, то люди были бы счастливы.

Аргументы на тему «Совесть» из повести «КОТЛОВАН» А.П. Платонова

Пример 1. Сделка с совестью (САФРОНОВ)

Вообще Сафронов — наиболее противоречивая фигура на котловане. Он нередко идет на сделки с совестью. Например, с едкой иронией благословляет рвущегося к власти Козлова после того, как тот пригрозил Сафронову разоблачением его прошлых ошибок. «Прощай, – сказал ему Сафронов, – ты теперь как передовой ангел от рабочего состава в виду вознесения его в служебные учреждения…» 

Пример 2. Совестливый человек ВОЩЕВ

Вощев понимает, что строители котлована не знают истины. «Говорили, что все на свете знаете… а сами только землю роете и спите! Лучше я от вас уйду… все равно мне без истины стыдно жить». От сознания «неистинности» дела, которым занимается артель, Вощев затосковал. 

Вощев — один из немногих на котловане, кто не поддается влиянию политических лозунгов. Ему «беспричинно стыдно от долгих речей по радио». Правда, в отличие от Жачева, он не протестует против угнетения души, он лишь все больше грустит. 

Вощев не может участвовать в строительстве, ради которого у крестьян отбирается их последняя собственность. 

Несмотря на яркое солнце, у Вощева нерадостно на душе. 

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» М.Ю. Лермонтова

Пример 1. Неспокойная совесть (ГРУШНИЦКИЙ)

Тогда Печорин, испытывая Грушницкого, ужесточил условия дуэли — на краю пропасти, куда противники будут вставать по очереди, даже легкая рана окажется смертельной. Грушницкий колебался: стреляясь при обыкновенных условиях, хотя бы и на шести шагах, он мог целить Печорину в ногу, легко его ранить и удовлетворить свою месть, не отягощая слишком своей совести; теперь же он должен был или стрелять в воздух, или сделаться убийцей, или оставить свой подлый замысел. 

Лицо Грушницкого ежеминутно менялось — Печорин поставил его в затруднительное положение, — теперь он оказался лишен возможности удовлетворить свою месть легким ранением Печорина, совесть его теперь должна быть неспокойна. Он с жаром начал убеждать капитана в чем-то, очевидно, отказаться от их замысла, посиневшие губы его дрожали. Капитан его не слушал. 

Печорин предложил ему помолиться Богу — Грушницкий отказался, посоветовав не заботиться о его душе больше, чем о своей. Печорин призвал его прислушаться к голосу совести, но капитан прервал его. Когда же Печорин уличил их обман и капитан не решался принять его вызов, Грушницкий признался, «смущенный и мрачный», — и в первый раз не послушался указаний капитана. 

Пример 2. Договор с совестью (ПЕЧОРИН)

Продолжая испытание Грушницкого, Печорин решил предоставить ему все выгоды, ожидая от него великодушия, но самолюбие и слабость характера Грушницкого должны были победить. Состоялся договор Печорина с совестью — он давал себе право не щадить Грушницкого, если тот не будет великодушен. 

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ДОКТОР ЖИВАГО» Б.Л. Пастернака

Пример 1. Муки нечистой совести (ЖИВАГО)

Вскоре любовь к Ларисе властно вторгается в жизнь доктора. Любовь кажется ему предопределенной, и он не в силах бороться с ней. Вместе с тем он мучительно переживает измену жене и чувствует себя «неуличенным преступником». Он по-прежнему дорожит семьей, безумно любит Тоню, готов защищать честь жены, и в то же время сам становится ее обидчиком. Живаго особенно тяжело потому, что идеи «свободной любви» ему чужды. «Говорить и думать о таких вещах казалось ему пошлостью. В жизни он не срывал «цветов удовольствия», не причислял себя к полубогам и сверхчеловекам, не требовал для себя особых льгот и преимуществ. Он изнемогал под тяжестью нечистой совести». 

Пример 2. Совесть на войне. (ПАМФИЛ ПАЛЫХ)

Например, вечно подавленный и угрюмый Памфил Палых признается доктору, что его мучает кровь невинного молодого кадета, пролитая им еще в февральскую революцию: «Оголец один у меня из головы нейдет, огольца одного я стукнул, забыть не могу. За что я парнишку погубил? Рассмешил, уморил он меня. Со смеху застрелил, сдуру, ни за что». Так из разговора с Памфилом Живаго узнает имя убийцы комиссара Гинца и еще раз удивляется величайшей тайне жизни на земле, где все взаимосвязано, и тысячи судеб тесно переплетены в один неразрывный узел. 

С тех пор прошло много времени, но по ночам Памфилу не дает уснуть беспокойная совесть, и все мерещится станция, на которой он совершил тяжкое убийство. Палых боится, что за содеянное им преступление придется расплачиваться не только ему, но и горячо любимым жене и детям. Не желая отдавать семью на поругание белым, Памфил в припадке тоски зарубил всех насмерть. 

Аргументы на тему «Совесть» из романа «ПЕТР ПЕРВЫЙ» А.Н. Толстого

Пример. Совестливый человек – АЛЕКСЕЙ БРОВКИН

Алешка с детства отличается основательностью в делах, совестливостью, терпением. От отца переходит к нему убеждение: «дело мужицкое, надо терпеть».

Аргументы на тему «Совесть» из романа «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. Пушкина

Пример. Совестливый человек -Петр ГРИНЕВ

Доброта и мягкость, совестливость и чувствительность, способность судить о людях непредвзято, без сословной спеси, и вместе с тем обостренное чувство долга и чести заложены в Гриневе с детства. Его мать — добрая и сердечная женщина, а отец, несмотря на известную сухость и жесткость характера, — прямой, честный и благородный человек. Показательно его напутствие сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». 

На пути к Оренбургу, в Симбирске, Гринев приобщается к веселой и беззаботной жизни гусар, но пьяная пирушка с ротмистром Зуриным, во время которой Гринев проигрывает гусару в биллиард сто рублей, завершается глубоким стыдом и раскаянием. 

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» опубликовал комментарии к открытым тематическим направлениям итогового сочинения (изложения) 2021/2022 учебного года:

1.Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2.Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества. Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3.Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др. Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4.Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника. Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5.Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника. При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Слайд 1

Подготовка к написанию сочинений ОГЭ

Слайд 2

Как должно быть построено сочинение? Задача — написать сочинение- рассуждение , значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление — тезис 2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры 3. Заключение – вывод Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить потери баллов.

Слайд 3

Как оформлять примеры в сочинении? 1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки . В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение , а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие . 2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). 3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.

Слайд 4

Сколько абзацев должно быть в сочинении? Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац — тезис • 2,3 абзацы – аргументы с примерами • 4 абзац – вывод Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца. Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

Слайд 5

О чём писать в заключении? Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог , обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное. Вывод должен быть: коротким , но ёмким по содержанию; логически связан с предыдущим изложением; не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам; В начале заключения можно использовать следующие вводные слова : итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

Слайд 6

1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата). 2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания). 3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении… 4. Во-вторых, (кроме того), в предложении… 5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами). План написания сочинения 9 .1

Слайд 7

Известный лингвист ( писатель, филолог…) … ( инициалы, фамилия, автора) утверждал: «….». Я целиком разделяю эту точку зрения. Действительно, … ( своё мнение по смыслу цитаты ). Попытаюсь доказать сказанное на конкретных примерах из текста …( автор ). Во-первых, в предложении … (номер) … (первый аргумент, микровывод ). Во-вторых, в … (номер) предложении … (второй аргумент, микровывод ). Следовательно, утверждение …( автор ) справедливо. ( Вывод по цитате, теме сочинения). Типовые конструкции для аргументации

Слайд 8

15.1 Известный русский писатель К . Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Это действительно так, потому что нет предмета, действия, явления, для которого не придумал слова человек. С помощью слов мы общаемся друг с другом, у собеседника можем вызвать различные чувства: грусть, радость, возмущение, переживание и многое другое. Постараюсь доказать это на конкретных примерах из текста Б . Васильева . Например, в предложении 6 слово «ослепли» означает, что человек ослеп, то есть стал слепым, он ничего не видит. В предложении 53 этим же словом («ослепла») автор отмечает, что «теперь ослепла … не только она, но и её душа». В данном случае мы понимаем, что человека ранили в душу, в сердце, он очень переживает из-за какого-то отношения к себе. Вот какие разные чувства, эмоции можно передать одним и тем же словом. Следовательно, утверждение К . Паустовского справедливо. Русским словом, действительно, можно передать всё в жизни и сознании человека.

Слайд 9

Известный лингвист Б.Н. Головин утверждает: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы». Конечно же, ученый прав. Точное использование языковых единиц делает и речь говорящего, и речь пишущего правильной, образной, выразительной. Так , в предложении 10 автор использует метафору: «Аничков дворец был сказочным детским царством». С помощью этого тропа автор противопоставляет жизнь детей в мирное время и в период войны. Кроме того, в предложении 9 вместо нейтрального слова «дети» автор выбирает стилистически окрашенный синоним «питомцы», тем самым показывая читателю, насколько близки Р.А. Варшавской ее воспитанники. Таким образом, благодаря различным языковым единицам и приемам речи, автору удается передать главную мысль текста, что «искусство помогло детям выжить», хотя «они еще не знали о его подлинной силе».

Слайд 10

1. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли. 2. Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что… 3. Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что… 4. В заключение хочется сказать, что… План написания сочинения 9 .2

Слайд 11

Смысл данного отрывка ( финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … ( толковать смысл своими словами ). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … ( автор ). Так, в предложении … (номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … ( микровывод по первому аргументу ). Кроме того, в … ( номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. ( второй аргумент). Вот подтверждение моей мысли ( микровывод по второму аргументу ). Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме). Типовые конструкции для аргументации

Слайд 12

15.2 Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста. В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой. Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне. Таким образом, мне удалось доказать, что значит «…и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа».

Слайд 13

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников ». Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли. Во-первых , в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда». Это значит, что, глядя на выступающих детей, моряки утверждались в вере в победу и жизнь. Во-вторых , в предложении 16 автор замечает, что «дети…были глубоко потрясены войной». Но дух их был не сломлен. Презирая опасность, они пробирались к Дворцу пионеров, чтобы снова быть вместе и выжить в этой страшной блокаде. В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

Слайд 14

1. Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение. 2. Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора). Так , в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что… 3. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он… План написания сочинения 9 .3

Слайд 15

Что такое …? На мой взгляд , … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту. В данном тексте …( автор ) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … ( микровывод по первому аргументу). В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….( микровывод по второму аргументу). Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения). Типовые конструкции для аргументации

Слайд 16

15.3 Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту. Б . Васильев рассказывает в данном тексте о том, что две девочки и мальчик украли у Анны Федотовны, старой слепой женщины, самое дорогое, письмо с фронта погибшего сына. Дети, совершив бесчеловечный поступок, вышибли из сердца матери память о сыне. У неё уже ничего не осталось о сыне, «он погиб навсегда» (предложение 52). По-моему, никак нельзя назвать человечным поведение ребят. Это очень подло. В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них. Таким образом, мне удалось доказать, что человечность — это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.

Слайд 17

Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество ?» Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой . Так , в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу. Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев , герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй. В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

Слайд 18

Задание

Слайд 19

(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста. (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. (8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)«Зарабатываю на скрипку». (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было

Слайд 20

что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди. (19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. (20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя… посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке… (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости… (26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку… (По В. Крапивину)

Слайд 21

Задание Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: « Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку…» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование . Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 19.01.2020

Взаимовыручка очень важна в жизни конкретного человека и всего общества. Действуя сообща и помогая своим товарищам, проще добиться хорошего результата. Есть простое жизненное правило – сегодня поможешь ты, завтра помогут тебе. Способность к безвозмездной помощи — черта характера, которой обладают добрые, открытые и порядочные люди.

Примеры из литературы

Литература учит нас тому, как важно приходить на помощь другому человеку, выручать своих друзей и близких, а порой оказывать поддержку незнакомым людям. На взаимовыручке строятся сюжеты многих известных произведений.

  1. Родные по крови люди должны помогать друг другу и выручать в сложных жизненных ситуациях. Об этом нам говорят сюжеты известных сказок, где сестра приходит на помощь своему брату. В русской народной сказке «Гуси-лебеди» Аленушка отправляется на поиски братца Иванушки. Похожая ситуация описана у датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Когда Кай попадет в плен к Снежной Королеве, сестра Герда идет долгим путем, чтобы вызволить его.
  2. В сложное и тяжелое военное время способность человека к взаимовыручке проявляется особенно ярко. Множество примеров можно встретить в произведениях о Великой Отечественной войне. В повести «А зори здесь Тихие» Бориса Васильева старшина Васьков и подчиненные ему девушки-бойцы действуют в ситуации постоянной взаимопомощи. Эпизод, описанный в главе «Два солдата» поэмы Твардовского Василий Теркин рассказывает, что взаимопомощь в военное время оказывают не только солдаты и сослуживцы, но и обычные люди. Крестьяне готовы отдать последнее, лишь бы накормить раненного бойца, защищающего родину от фашистов.
  3. В рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник» два главных героя – офицеры Жилин и Костылин спасаются из плена. Костылин ранен, и товарищу приходится тащить его «на себе». Персонажи оказываются в засаде, но Жилин не бросает приятеля в беде. Лев Николаевич стремится показать читателю, что взаимовыручка является проявлением нравственности.
  4. Герои повести «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя воюют с поляками. Остап и Тарас – отец и сын. Они поддерживают друг друга, показывая пример взаимопомощи и взаимовыручки, которая должна быть между родными людьми. Судьба героев сложилась трагически. Пленного Остапа неприятель подвергает жестокой казни, в последние минуты жизни сына Тарас не оставляет его, переодевшись в польское платье он приходит на площадь и приговаривает «добре сынку, добре». Самого Тараса тоже настигает смерть, но он и в последние минуты жизни думает о своих товарищах, предупреждая их о подходе неприятеля.
  5. В других произведениях Н. В. Гоголя есть примеры, показывающие, к чему приводит отсутствие взаимовыручки и равнодушие окружающих людей, друзей и коллег. В пьесе «Резизор» герои-чиновники вместо того, чтобы действовать сообща, начинают ябедничать друг на друга. Каждый пытается спасти свою шкуру и снять с себя ответственность. Персонаж «Шинели», входящей в цикл «Петербургских повестей», Акакий Акакиевич Башмачкин не любим своими коллегами и является «объектом насмешек». Отсутствие поддержки и неготовность окружающих помочь человеку усугубляет и без того незавидное положение героя, приводя к трагическому концу.
  6. Книга Достоевского «Бедные люди» показывает пример взаимовыручки между начальником и подчиненным. Девушкин неоднократно выручал своего руководителя, а когда сам Макар стал нуждаться в деньгах, начальник пришел ему на помощь и выделил сто рублей. Во времена Достоевского это были приличные деньги.
  7. Рисковать собственной жизнью ради спасения товарища – это истинное проявление способности к взаимопомощи. Так поступают герои книги «Три Толстяка», которую написал Юрий Алеша. Один из предводителей переворота, организованного главными героями, был арестован и приговорен к казни. Но друзья не могут позволить лишить жизни своего товарища, и готовы сделать всё, чтобы его спасти.
  8. Взаимовыручка играет важную роль в сюжете исторической повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев спасает свою любимую – Машу Миронову, рискуя жизнью и свободой, а когда его арестовывают, девушка просит за него у самой императрицы. Образцом взаимовыручки в этой книге могут служить отношения между помещиком Гриневым и его слугой Савеличем. Будучи представителями разных сословий, они всегда приходили на помощь друг другу. В одном из эпизодов книги Савелич спасает жизнь барину, а Гринев позаботился о своём слуге, когда тот попал в сложную ситуацию.
  9. Взаимовыручка – одна из главных черт искренней дружбы. Верные друзья всегда поддерживают друг друга в разных начинаниях, действуют сообща в сложной ситуации. Такие отношения сложились между героями книги Марка Твена – Томом Сойером и Геккельбери Финном. Вместе они искали сокровища и сплавлялись по реке, в своих приключениях они оказывали поддержку и помощь друг другу. Только так и можно действовать, решаясь на совместное дело, будь то детская игра или серьёзное предприятие.
  10. О важности поддержки и взаимопомощи для достижения успеха говорил белобородый старец Дамблдор– добрый волшебник и директор школы «Хогвартс» из «Гарри Поттера». Он называл взаимную поддержку «светом», помогающим выжить в темные времена. На страницах книг Джоан Роулинг и в фильмах, снятых по их мотивам, Гермиона, Рон и Гарри неоднократно приходили на помощь друг другу.

Примеры из жизни

  1. В реальной жизни часто происходят ситуации, когда настоящие друзья готовы прийти на помощь. Однажды мы с другом гуляли по парку и случайно встретились с агрессивной собакой. Я боюсь собак, а мой товарищ не растерялся и сумел отогнать ею. В свою очередь я всегда помогаю ему по учебе, так как он не успевает по некоторым предметам.
  2. В школе одноклассники приходят на выручку друг другу. Я, например, гуманитарий, получаю хорошие отметки по литературе и истории, а вот с математикой у меня туго. Когда я не могу решить какую-то задачу, я обращаюсь к своему однокласснику Васе, который отлично смыслит в математике и даже участвовал в городской олимпиаде. Он объясняет мне решение, а я помогаю ему с гуманитарными предметами, когда он чего-то не понимает.
  3. Есть такое выражение «помочь по-соседки». Люди, живущие по соседству, часто приходят на выручку друг другу в бытовых вопросах. Наш сосед по даче дядя Ваня – профессиональный плотник. Он помог нам отремонтировать старый сарай и пол в бане. А мои мама и бабушка в знак благодарности накрутили для него банок с огурцами.
  4. Одну девочку из нашей школы обижали сверстники, вступиться за неё было некому. Она рассказывала, что у неё есть старший брат, но с ним отношения не очень хорошие. Тем не менее, однажды я увидел, что она пришла в школу вместе с братом. Несмотря ни на что, он решил помощь сестре и объяснился с обидчиками. Так и должны поступать родные люди.
  5. Однажды мой друг прогулял урок, и наш классный руководитель позвонил ему на домашний телефон. Трубку взяла его бабушка тетя Зина. Когда приятель вернулся домой, бабушка отругала его, но согласилась прикрыть перед учительницей, и даже написала записку, что он плохо себя чувствует.
  6. Я учу свою бабушку работать на компьютере, она уже освоила «Скайп» и теперь общается с университетскими подругами из других городов. Бабушка у меня биолог, и когда я, выполняя задание по этому предмету чего-то не понимаю, она объясняет мне. Вот так мы в семье помогаем друг другу.
  7. Недавно в средствах массовой информации я увидел сообщение, о том, что в Совете Федерации вручили медали подросткам, которые проявили мужество в экстремальных ситуациях. Эти ребята спасли жизни людям, показав пример взаимовыручки, и заслуженно получили государственные награды.
  8. Как-то мы с друзьями гуляли по лесу. Один из приятелей отбился от компании и заблудился, но мы не оставили друга в беде. Среди нас был мальчик, который занимался спортивным ориентированием, он быстро сообразил, что надо делать и организовал «спасательную операцию». А мы позвали на помощь деревенских мужиков, отлично знавших местность. В результате мы быстро нашли друга.
  9. Отдыхая летом на берегу озера, я наблюдал такую картину. Одна девушка зашла слишком глубоко в воду. Видимо, она плохо умела плавать и начала тонуть. Отдыхающие ещё и сообразить ничего не успели, как один мужчина, возившийся с сыном у берега, бросился в озеро и вытащил её из воды. Он спас жизнь совсем незнакомой женщине. Такие люди достойны уважения.
  10. Возвращаясь из школы, мой друг увидел, как дворовые парни избивают соседского мальчика-отличника. Друг быстро позвал на помощь своего отца, они подошли к компании и объяснили дерущимся, что так делать не надо. Больше к тому парню никто не приставал.

В мае 2021 года мои ученики писали пробник Статграда по тексту Андреева про бабку Анну. Три лучших сочинения с соблюдением всех требований нового формата ЕГЭ привожу в данной статье. На них можно ориентироваться при подготовке к экзамену.

  • Исходный текст:

(1)Мне было около двенадцати лет, когда я ослеп от голода. (2)Слепота поразила мои глаза зимой сорок второго года, когда мы с матерью были эвакуированы в Поволжье. (3)К лету сорок второго года зрение вернулось, но я был тогда как костлявый цыплёнок. (4)В июне я отправился в деревню наниматься в колхоз, чтобы подкормиться. (5)В колхоз меня взяли бы охотно, тогда требовалась любая пара рук. (6)Но оплатить работу трудоднями и продуктами могли лишь осенью. (7)А мне нужно было есть уже сейчас, летом. (8)И тогда подсказали мне пойти работать к бабке Анне Смирновой в богатое волжское село Усть-Курдюм. (9)Бабка Анна согласилась взять меня и обещала кормить каждый день два раза, а в воскресенье и трижды. (10)И за это определила она мне дело: доставать воду из колодца и поливать грядки с огурцами.

(11)Усть-Курдюм стоит на горе. (12)Берег к Волге сходит крутой, обрывистый, метров пятьдесят высотой, и колодец во дворе был глубиной поболее пятидесяти метров. (13)А огород у бабки был две тысячи квадратных метров, двадцать соток, и все эти квадратные метры она засадила огурцами. (14)И в то страшное, жаркое, испепеляющее лето я должен был все огурцы до последнего кустика поливать обильно, утром и вечером ежедневно. (15)Это значит, надо было поднять с глубины, в которой и воды-то не видать было, до ста вёдер, отнести их на гряды и разлить воду по лункам. (16)А в промежутках между утренним и вечерним поливом надо было очистить, отряхнуть все листья от пыли и грязи, чтобы она не мешала солнцу освещать листья и наливать огурцы соком. (17)И вот я таскал на своих цыплячьих косточках эти бесконечные вёдра и поливал эти бесконечные ряды огурцов.

(18)Бабка Анна хорошо знала не только агротехнику. (19)Ей была знакома и психология. (20)Горожане готовы были платить любые деньги за довоенную забытую невидаль, за сказочную роскошь — за огурцы, за воспоминание о своём счастливом прошлом. (21)И она это знала вперёд и сажала у себя на участке не картошку, не просо, не лук, не жито, которые нужны были голодным людям, как сама жизнь, — потому не сажала, что их снимешь один раз — и конец, а огурцы всё время идут волна за волной, был бы полив, а солнышка в Поволжье сколько хочешь! (22)И она увозила в город мешки огурцов и привозила из города мешки денег.

(23)А я таскал и таскал эти будто кирпичами нагруженные вёдра, рвал свои мышчонки изо дня в день, из недели в неделю без выходных. (24)Правда, однажды дала она мне с какой-то радости жареных шкварок, целое блюдце (я чуть концы не отдал от этой непривычной пищи), и однажды разрешила в воскресенье на лодке сплавать на остров: отпустила нарвать и навялить сумку дикого луку нам с матерью на зиму.

(25)А ведь все эти тысячи рублей вырастали и устремлялись в её бездонные мешки не только из благодатной земли, но и из моего непосильного детского труда.

(26)Я видел, как самоотверженно работали от зари до зари колхозники: женщины, инвалиды, старики и подростки, — я видел, с каким радушием, с какой русской открытостью делились они всем, чем могли, с эвакуированными к ним горожанами. (27)А бабка Анна не упускала свой случай, она делала деньги…

(28)…А осенью я вернулся в город, мать устроила меня помощником наладчика на пошивочную фабрику, и я стал получать рабочую карточку и восемьсот граммов хлеба ежедневно. (29)И главное, очень сердечно относились ко мне швеи в цеху, они помогали сшивать вечно рвущиеся старые ремни на шкивах и не нервничали, когда я не умел сразу наладить включение заглохнувшего мотора. (30)Вот это были правильные люди!..

(31)Прошли с тех пор уже десятилетия, а я всё помню их доброту.

(По Ю. А. Андрееву*)

* Юрий Андреевич Андреев (1930−2009) — советский и русский прозаик, литературовед, публицист.

  • Сочинение 1.

Во время войны люди голодали, поэтому важна была каждая крошка. Они делились друг с другом продуктами и деньгами, чтобы вместе выживать в такие трудные времена. Тем не менее не все были щедрыми, встречались и те, кто даже в этой ситуации не делился с остальными, а продолжал зарабатывать деньги, используя чужой труд и заставляя страдать других. В данном тексте автор ставит проблему чрезмерного эгоизма.

В тексте повествование ведется от первого лица, рассказчик вспоминает о своем детстве. Ему нужно было что-то есть, но в колхозе, куда он хотел наняться, еду могли отдать только осенью, поэтому он решил поработать у бабки Анны. Та обещала кормить его два-три раза в день, а он должен был поливать грядки с огурцами, для чего ему пришлось носить много тяжелых ведер с водой. Это был непосильный труд для маленького ребенка. Анна же ездила продавать огурцы и получала много денег. Она ни с кем не делилась полученным, только продолжала зарабатывать, заставляя ребенка каждый день без выходных поливать огурцы. Так как она весь заработок оставляла себе, то никак не приближала победу в войне, а у ребенка, который у нее работал, остались плохие воспоминания. Автор показывает, что она не была к юному рассказчику добра и снисходительна, равнодушно относилась к тому, как тяжело ему давался этот труд. Анна выращивала не то, что нужно голодным людям, а огурцы, которые приносили высокий доход. Ее эгоизм и желание наживы плохо влияли на здоровье мальчика, а также никаким образом не помогали обществу. Когда юный рассказчик поливал грядки, он видел, как трудились люди в колхозе и делились с эвакуированными всем, чем могли. Когда же он вернулся в город, мать устроила его на пошивочную фабрику, где люди не нервничали, если у него не сразу все получалось, а швеи помогали ему сшивать ремни. Они очень сердечно относились к ребенку, поэтому он надолго запомнил их доброту. Автор показывает, как важно на войне быть отзывчивым и щедрым, помогать друг другу, ведь тогда так будет гораздо проще пережить это тяжелое время. А если человек эгоистичен и думает лишь о наживе, он совершенно равнодушно относится к здоровью и благополучию других, что делает ситуацию только хуже, ведь он заставляет других страдать, чтобы ему самому жилось лучше. Противопоставляя Анну и людей, работавших на фабрике и в колхозе, автор через мысли рассказчика показывает читателю, как эгоистичное поведение воспринимается другими людьми.

Андреев считает, что эгоизм — это та черта характера, которая делает человека бесполезным членом общества. Такие личности живут лишь для себя, а иногда даже приносят вред, используя чужой труд для своей выгоды. Вместо того чтобы направить полезные ресурсы в нужное русло, использовать их во благо, они расходуют их на себя. Даже в такое тяжелое время, как война, эгоисты старались получить выгоду. «А бабка Анна не упускала свой случай, она делала деньги…» — пишет автор.

Я полностью согласна с автором. Действительно, если человек думает лишь о себе и о своей наживе, он ничем не сможет быть полезным для общества и навсегда останется одиноким. Например, в рассказе Горького «Старуха Изергиль» говорится о Ларре, эгоистичном человеке, который хотел получать все, что ему захочется, при этом ничего не давая взамен. В племени, куда он пришел, его не приняли, а за то, что он убил дочь одного из старейшин, решили наказать. Они сказали, что Ларра будет вечно скитаться по земле без возможности умереть или вернуться к людям. Так и произошло в конце рассказа. Он хотел слишком многого лишь для себя, поэтому остался совершенно одинок, никто не любил его, в обществе он никому был не нужен, а его существование не несло в себе никакого смысла. Именно поэтому эгоизм — негативная черта характера, с которой надо бороться, чтобы не быть отвергнутым остальными.

Таким образом, будучи эгоистичным собственником, на войне человек не приносит никакой пользы, не заботится о других и позволяет им умирать и страдать. Поэтому очень важно было уметь делиться, быть отзывчивым, чтобы проходить через все трудности войны вместе с остальными, разделяя горе и радость, с каждым днем приближая свой народ к победе.

  • Сочинение 2.

В современном мире большое значение имеют материальные ценности, так как люди стремятся приумножить свой достаток. Иногда желание разбогатеть становится настолько сильным, что человек готов пойти на всё ради достижения своей цели. Как проявляется жажда наживы и эгоизм? Такова проблема, поставленная Ю. Андреевым в данном тексте.

Повествование ведётся от лица рассказчика, вспоминающего своё детство в военный период. Чтобы не умереть с голода, он, двенадцатилетний мальчик, пошёл работать на огород к бабке Анне Смирновой. Ребёнок должен был выполнять недетский труд: каждый день утром и вечером таскать по сто вёдер воды, чтобы обильно поливать огород с огурцами в двадцать соток, а также очищать листья от пыли и грязи. Рассказчик вспоминал: «И вот я таскал на своих цыплячьих косточках эти бесконечные вёдра и поливал эти бесконечные ряды огурцов». В качестве награды за столь тяжёлую работу мальчик довольствовался лишь тем, что бабка Анна кормила его каждый день два раза, а по воскресеньям три раза. Женщина, думавшая только о собственной выгоде, не испытывала к ребёнку сочувствия, никогда не относилась к нему с добротой и пониманием. Из отношения бабки Анны к рассказчику видно, что эгоизм и жажда наживы могут проявляться в эксплуатации детского труда. Работа мальчика приносила женщине немалую выгоду. В годы войны огурцы считались невиданной роскошью, поэтому люди были готовы заплатить за них любые деньги. Бабка Анна оставалась безразлична к всеобщей беде. Вместо того чтобы бескорыстно помогать всем нуждающимся, как это делали колхозники, она продавала огурцы, чтобы заработать как можно больше денег. Описывая данный эпизод из прошлого, рассказчик позволяет читателям сделать вывод о том, что эгоизм и жажда наживы проявляются в бесчувственном отношении к чужому горю. Оба примера, дополняя друг друга, показывают, что человек, заботящийся исключительно о своей выгоде, никогда не будет щедрым и отзывчивым по отношению к окружающим.

Авторская позиция выражается через воспоминания рассказчика о работах на огороде у бабки Анны: «А ведь все эти тысячи рублей вырастали не только из благодатной земли, но и из моего непосильного детского труда». По мнению Андреева, эгоистичные и жадные люди, желая заработать любой ценой, готовы использовать других в своих интересах, не обращая внимания на их слабость и беспомощность. Кроме того, в тяжёлые времена они остаются равнодушными к окружающим и наживаются на общей беде: « А бабка Анна не упускала свой случай, она делала деньги».

Я полностью согласна с автором в том, что эгоизм и жажда наживы проявляются в безразличном, а порою жестоком отношении к другим людям. На мой взгляд, эти качества характера присущи тем, кто думает только о собственном достатке и благосостоянии. В подтверждение своих мыслей приведу пример из произведения Чехова «Ионыч». В конце повествования главный герой, Дмитрий Ионович Старцев, превратился из жизнерадостного, подающего надежды доктора, в ворчливого и грубого человека, смыслом жизни которого стали материальные ценности. Так, он имел большую врачебную практику, владел имением и двумя домами в городе, но и этого ему было мало. Как только Ионыч узнавал о том, что какой-нибудь дом продаётся, он тут же ехал его осматривать, не обращая внимания не ещё не съехавших жильцов. Раздражительный и капризный, во время приёма больных он сердился и кричал на своих пациентов. На примере Ионыча видно, что эгоизм и жажда наживы проявляются в безграничном желании приумножить своё богатство любыми средствами. Это приводит к негативным последствиям для самого человека: не думая ни о чём, кроме материальных ценностей, он деградирует как личность.

Таким образом, эгоизм и жажда наживы являются негативными качествами характера, так как они ослепляют человека, делая его жестоким и равнодушным к окружающим. Думая о собственном достатке, нельзя забывать и про других людей, потому что они могут нуждаться в нашей помощи и заботе.

  • Сочинение 3.

Человеческий эгоизм может проявляться по-разному, но самой страшной его формой является жажда наживы, потому что она заставляет людей забыть о доброте и гуманности и использовать любые методы для достижения цели. Именно поэтому Юрий Андреевич Андреев ставит в данном тексте проблему стремления к наживе любой ценой.

В центре внимания автора находится ситуация из жизни маленького мальчика, которая произошла летом сорок второго года, когда главного героя с матерью эвакуировали в Поволжье. Для того чтобы прокормиться, мальчишка решил найти себе работу, и его согласилась взять бабка Анна. Работа главного героя заключалась в том, что он должен был «доставать воду из колодца и поливать грядки с огурцами», и за это бабушка обещала кормить его два раза в день. Но всё это осложняло то, что огород, засаженный огурцами, был «две тысячи квадратных метров, двадцать соток». Так произошло потому, что бабка знала, что люди будут готовы заплатить любые деньги за «довоенную забытую невидаль» и что огурцы растут волна за волной, обеспечивая огромный урожай. Это был очень прибыльный бизнес, так как «она увозила в город мешки огурцов и привозила из города мешки денег». Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что можно увидеть, что пожилая женщина наживается на людях в трудное для страны время. Но главный герой продолжал работать у бабки Анны: он таскал тяжёлые вёдра с водой и рвал «свои мышчонки». И, несмотря на то что бабушка иногда давала ему жареных шкварок и разрешала нарвать дикий лук на соседнем острове, мальчик прекрасно понимал, что женщина зарабатывает деньги, используя его непосильный детский труд. Эти события показывают нам то, что ради лёгких денег главная героиня готова взять на тяжёлую работу ребёнка, которому она будет платить едой. Юрий Андреевич Андреев в данном тексте демонстрирует нам, как наживается бабка Анна, дополняя один её метод достижения цели другим: пожилая женщина использует детский труд и зарабатывает деньги, используя безвыходное положение людей во время войны.

Позиция автора заключается в том, что человек, стремящийся нажиться любой ценой, является эгоистом. Такие люди не способны быть добрыми и бескорыстными, ведь они готовы зарабатывать деньги даже в сложные для страны времена, когда у народа нет выбора. «Я видел, как самоотверженно работали от зари до зари колхозники: женщины, инвалиды, старик и подростки, – я видел, с каким радушием, с какой русской открытостью делились они всем, чем могли, с эвакуированными к ним горожанами. А бабка Анна не упускала свой случай, она делала деньги», — через эти мысли рассказчика Ю.А.Андреев выражает своё собственное мнение.

Я полностью согласна с автором в том, что люди, стремящиеся нажиться любой ценой, забывают о духовных ценностях, потому что желание быть богатыми ослепляет их и подталкивает на совершение безнравственных поступков. Так произошло и в произведения А.П.Чехова «Крыжовник». Николай Иванович, родной брат Ивана Ивановича, с молодости хотел купить усадьбу, где должен был расти крыжовник. Поэтому он всю жизнь копил деньги: экономил и недоедал. Но желание получить лёгкие деньги вынудило его жениться на старой и некрасивой вдове. Жену главный герой держал впроголодь, поэтому она начала чахнуть и через три года умерла. Но Николай Иванович ни на миг не почувствовал себя виноватым в её смерти. Зато на её деньги он купил долгожданную усадьбу и посадил крыжовник. Таким образом, желание нажиться сделало Николая чёрствым и бездушным человеком, ведь он женился ради денег и заморил супругу голодом.

В заключение хотелось бы сказать, что огромное количество людей готово получить лёгкие деньги, используя безнравственные методы. Но это неправильно, потому что человечество не должно забывать о доброте, милосердии, сочувствии и бескорыстии. Ведь если мы будем руководствоваться этими принципами гуманности, то наш мир станет лучше!

  • Сочинение демон лермонтова 10 класс
  • Сочинение делится на три части
  • Сочинение день рождения мамы на английском языке
  • Сочинение декабрьское примеры идеальных сочинений
  • Сочинение декабрьское примеры аргументов