Сочинение демьянова уха 3 класс учимся писать литературное чтение

Идея созданияавтор начал писать свое произведение в 1811 году и закончил только в 1813. в этот же год басня крылова

Идея создания

Автор начал писать свое произведение в 1811 году и закончил только в 1813. В этот же год басня Крылова была опубликована в известном журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова». Главной целью создания рассказа является донести до читателя, что нельзя навязываться, каков бы ни был мотив, даже если это несет за собой добро.

Суть морали басни Крылова «Демьянова уха» распространяется и на писателей, которые утомляют окружающих своим чтением в публичных местах. Всему этому есть свое объяснение. Когда Иван Андреевич Крылов вступил в литературное общество, ему приходилось общаться с любителями, а профессиональных писателей там было совсем мало.

Автор попросил принять его туда только потому, что возглавлял эту группу Гавриил Романович Державин. Когда все члены сообщества собирались, многие из них под любым предлогом старались уйти пораньше. Именно этот сюжет четко прослеживается в басне.

На одном из вечеров писатель сам вызвался прочесть свое произведение. Последняя строка звучит так: «То ведай, что твои и проза, и стихи тошнее будут всем Демьяновой ухи». Этим Крылов дал понять, какое значение для него имела каждая встреча с малоизвестными, скучными писателями. Пусть такая аллегория и была жестокой, зато честной и справедливой.

Автор всегда отличался своими произведениями и сочинениями. Он выбирал необычные темы, в которых мог высмеять других людей или ситуацию в целом.

Содержание рассказа

Смысл басни основан на гостеприимстве и добродушии человека. Но не стоит забывать, что навязчивость не приводит к хорошему. В произведении описываются 2 героя:

  1. Демьян.
  2. Фока.

Персонажи были соседями и близкими друзьями, которые частенько ходили друг к другу в гости. И вот однажды, когда Фока пришел на ужин к Демьяну, тот поставил на стол уху. После первой съеденной тарелки сосед похвалил блюдо.

Демьян, в свою очередь, чтобы угодить гостю, начал ему подавать вторую, третью порции. Когда сосед уже не мог есть, он с трудом отказался от очередной тарелки, выскочил на улицу и подумал, что больше никогда не придет в дом Демьяна.

Мораль басни «Демьянова уха» имеет 2 основных смысла. Первое — это нужно вовремя остановиться, а второе — нужно уметь говорить «нет». В произведении оба героя положительные. Нельзя осуждать ни одного не другого.

Демьян просто хотел угодить своему гостю, а Фома из-за своей вежливости не мог отказать другу.

Анализ

В основе сюжета басни “Демьянова уха”, которая была написана известным на весь мир русским баснописцем Крыловым Иваном Андреевичем в 1813 году, лежит история о двух хороших соседях. Радушный Демьян хочет угостить ухой Фоку и для этого приглашает его к себе в гости. Чрезмерно гостеприимный хозяин дома все время предлагает соседу еще одну тарелочку своего прекрасного блюда. А деликатный Фока, чтобы не обидеть его, каждый раз через силу “впихивает“ в себя очередную порцию ухи. Но всё же тут настал момент, когда он уже был не в силах съесть еще хотя бы ложку. Тогда, не вытерпев настойчивость хозяина, Фока мигом выбежал из дома и сказал то, что больше никогда не будет ходить в гости к слишком добродушному и настырному соседу — Демьяну.

Герои

Демьян – отличный хозяин, который проявил чрезмерное гостеприимство к своему соседу, он перешёл грань меры и очень настаивал на том, что бы его гость непременно скушал еще хотя бы мисочку ухи “Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!”. Вполне возможно, что он сам не чувствовал этого и не понимал, что Фока ест каждую ложку через силу.

Фока – вежливый и деликатный сосед, который так и не смог сказать “нет” Демьяну. Всеми силами он старался угодить хозяину дома, но, в конце концов, не вытерпел его настойчивость и сбежал:

“Схватя в охапку Кушак и шапку, Скорей без памяти домой”

Мораль

Мораль басни “Демьянова уха” заключается в том, что не важно, в какой ситуации вы находитесь, всегда нужно иметь чувство меры, будь-то посиделки с соседом, разговор с родителями или обед с другом. Умение вовремя замолчать, остановиться и не навязываться залог хороших отношений и взаимопонимания с окружающими людьми. Каждый из нас должен уметь говорить “нет”, не испытывая при этом колючего “неудобства”. В басни “Демьянова уха” Крылов Иван Андреевич чётко это показывает. Еще одна важная мысль, которую нам хочет донести автор: не нужно давить и заставлять другого человека делать то, что он не хочет, ведь в таком случае мы пойдем против всех правил гуманизма. Конечно же, не исключено, что в результате могут быть плохие последствия. Тот, кто делал что-то без желания, потеряет доверие к человеку, который заставлял его и провоцировал на те или другие действия. В свой черёд, не смотря на свою добродушность, Фока, один из главных героев басни, не вытерпел и после чрезмерно гостеприимных поступков соседа Демьяна уже даже не захотел идти больше к нему в гости.

Отношения героев

Гостеприимство — это хорошая манера. Но когда это чрезмерно, можно надоесть своим гостям. В результате они просто больше не придут в гости, именно так и произошло в басне Крылова. Демьян, скорее всего, и не понял, почему Фома вскоре покинул его дом и не доел очередную порцию жирной ухи. На самом деле сосед был очень вежливым человеком, который не привык говорить «нет».

  • Мораль басни «Осел и Соловей» Крылова, анализ, суть, смысл

«Демьянова уха» — это басня, написанная в виде классического сценария. В ней присутствуют герои, фон и атрибутика. С первых же строк автор погружает своих читателей в дружеский спор между соседями.

Демьян надоедлив и не принимает отказы, а Фока в силу своего характера не грубит и со всем соглашается. Именно склад характера двух друзей не позволил сохранить добрососедские отношения.

Басня Крылова Демьянова уха

Мораль басни Демьянова уха

Мораль басни Крылова «Демьянова уха» скрыта между строк и имеет двоякую трактовку:

  • не стоит заставлять другого делать то, что хочется тебе;
  • нужно уметь сказать «нет».

Анализ басни Демьянова уха

Гостеприимство – это хорошо, но когда оно чрезмерно, то гостям становится не по себе. С Фокой именно так и произошло – пришел на уху, а ушел навсегда, насытившись и супом, и общением с соседом. Демьян, скорее всего, так и не понял, почему же Фока сбежал и не доел четвертую тарелку жирной ухи со стерлядью, лещом и потрошками. Гость оказался слишком вежливым и добродушным, и так и не смог сказать «нет» своему соседу. Демьян же настырен и уж очень любит себя похвалить. От этой его наигранной приторности и чрезмерной гостеприимности и сбежал объевшийся Фока.

Басня «Демьянова уха» написана в виде классического сценария, в котором есть и действующие лица, и фон, и атрибуты. С первых же слов читатель оказывается вовлеченным в дружелюбный спор двух соседей. Именно дружелюбный, ведь никто никому не грубит. Демьян назойлив и не приемлет отказа, а Фока не умеет говорить «нет». Именно поэтому их добрососедство так и не сложилось.

Басня «Демьянова уха» Крылова была написана между мартом 1811 и июнем 1813 г. и впервые опубликована в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова» в 1813 г. (кн. XI). В этой статье представлены материалы о морали басни «Демьянова уха» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Демьянова уха» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Демьянова уха» заключается в том, что в любом деле важно иметь чувство меры, уметь вовремя замолчать, остановиться и т.д. Даже если что-то делается из лучших побуждений, не нужно это навязывать и доводить окружающих до «тошноты». В частности Крылов подразумевает талантливых писателей, которые, не имея чувства меры, утомляют окружающих чтением своих произведений на публичных мероприятиях.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:

«Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:

Но если помолчать во время не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь:

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.»

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль этой басни заключается в следующем:

«Лучше людям жить в согласии и дружбе — в этом их взаимная польза. <�…>
Настоящая дружба всегда готова на услугу, но и услуга требует ума: усердие и радушие не по разуму — та же беда («Демьянова уха»)…»»(Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Педагог В. И. Водовозов считает, что мораль басни может быть неверно понята детьми, поэтому взрослым стоит пояснять ее:

«…Нельзя безусловно решить, чтобы каждая его басня… в одинаковой мере удовлетворяла требованиями детского возраста. Некоторые из них заключают сатиру, вовсе непонятную для детей… <�…>

…О баснях, взятых из народного быта. Из них «Демьянова уха» назначается… для чтения в самом низшем ворасте. Эта басня действительно отличается особенной бойкостью рассказа, живой драматической формою и народным складом. Но что за мораль вынесет из нее ребенок? Он поймет одно: что наш народ любит закармливать до последнего истощения сил, и Демьян своим угощением всегда способен выгнать гостя из дому. Гостеприимство, эта патриархальная черта, которая там-сям еще сохраняется в народе, здесь представлено в его злоупотреблении, в самом непривлекательном виде. Но как литературная сатира, непонятная для ребенка, басня получает совсем другое значение.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

И. В. Сергеев восхищается языком Крылова и яркими персонажами в басне «Демьянова уха»:

«Можно ли представить себе, что «Демьянова уха» — это перевод с французского? <�…> …Современники поражались той точности, с какой Иван Андреевич переводил чужеземные басни; он бережливо доносил до русского читателя все мысли оригинала, углубляя и оживляя их метким словом, острым намеком, народной пословицей и поговоркой.

Чужая басня становилась родной и близкой сердцу русского человека. <�…> Крылов победил не только своего соперника Дмитриева, но и своего учителя — Лафонтена.

<�…> Большинство басен [Крылова] представляют собою превосходные одноактные пьесы-миниатюры: резкие, яркие характеры действующих лиц, живой и остроумный диалог, быстрое развитие действия. Слова от автора напоминают сценические ремарки — пояснения действий. Разве его «Демьянова уха», «Волк и Ягненок», «Лисица и Сурок», «Лжец», «Два Мужика», «Любопытный» — не маленькие пьески?..» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)

О прототипах басни «Демьянова уха»

Басня «Демьянова уха» направлена против графа Д. И. Хвостова и некоторых других членов Беседы любителей русского слова. О прототипах и истории создания басни известно следующее:

«Иногда Крылов писал свои басни исключительно только для какого-нибудь случая. Так, в «Беседе любителей русского слова», где Крылов был членом, иногда случалось, что читали хотя и интересные сочинения, но до того длинные, что утомляли слушателей. Крылов, видя это и желая дать понять об этом, написал свою басню «Демьянова уха». Когда он привез ее, то в этот вечер читали особенно длинное сочинение, утомившее слушателей. Наконец чтение окончилось и Иван Андреевич вынул листок бумаги и начал читать… <�…>

Содержание басни так кстати подошло к случаю, что публика громким хохотом от всей души наградила баснописца, который своей басней развеселил всех.» («Иван Андреевич Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Это были материалы о басне «Демьянова уха» Крылова: мораль, анализ, суть, смысл произведения и т.д.Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Однако в случае навязывания чего бы то ни было речи о добрых побуждениях обычно не идет. Как это происходит, в басне показано не только на взаимоотношениях соседей Демьяна и Фоки, но и на примере поведения писателей-любителей, современников Крылова. Кое-кто из них любил читать свои произведения на литературных вечерах, не заботясь о том, нравится ли это слушателям, тем самым доводя их до тошноты:

То ведай, что твои и проза, и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Горе-писатели лишь хотели подтвердить свое превосходство, услышать лесть от окружающих, не заботясь об их истинных чувствах.

Так и герой басни Демьян, потчуя «соседушку» Фоку наваристой ухой, заботится только о том, чтобы любой ценой утвердиться в звании гостеприимного и радушного хозяина.

«Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай. Потешь же, миленький дружочек!» Примечательно, что Демьян нисколько не заботится о соседе, и прося его «потешить» себя, сам собой любуется, и сам же наслаждается своим гостеприимством.

Фока же был слишком вежлив, чтобы отказаться от очередной тарелки ухи и выказать тем самым «неуважение» к соседу, продемонстрировать свое «чванство», ведь Демьян «чванных» не любил. Не старайся Фока так угождать, ему бы не пришлось есть «три тарелки» и спасаться бегством, когда перед ним поставили очередную порцию ухи. Но Фока не хочет прослыть спесивцем, вот и приходится ему рисковать здоровьем, чтобы потешить Демьяново тщеславие.

Другие темы:← Анализ басни Волк и ягненок↑ КрыловАнализ басни Лягушки, просящие царя (с моралью) → `

Басня Демьянова уха — анализ

Гостеприимство, что так желанно, порой бывает чрезмерным. Оно ни в коем случае не должно становиться в тягость, проявлять слепую настойчивость. Демьян, отличный хозяин, как раз такую грань и перешёл. Его гость – Фока не знал куда деваться, ведь и оставаться ему не хотелось, и уйти, обидев хозяина, было как-то уж очень некрасиво. Настырность и деликатность столкнулись, но обе уступили место простому бегству. Фока сбежал от чересчур добродушного Демьяна, так и не сумев вовремя сказать Нет.

Разберемся, как Крылов передает нам суть сложившейся ситуации и почему не формирует мораль в четкой форме. Что ж, достаточно внимательно прочитать басню Демьянова уха, чтобы обратить внимание на приторно ласковые речи Демьяна. Фока же, напротив, говорит вежливо и, на первый взгляд, искренне. Попал соседушка в трудное положение. Терпел-терпел и не вытерпел. Тут-то всю его воспитанность как рукой снесло: сбежал и всё тут. Наелся ухи на всю жизнь. Комична сама ситуации, из которой можно почерпнуть немало интересного, потому и мораль Крылову выражать не потребовалось.

Демьянова уха написана в виде сценария, так сказать в лицах. Разговорными интонациями, в житейский случай о посиделках двух соседей, Крылов в свойственной ему манере и с завидной простотой вкладывает глубочайший смысл. С первых слов басни мы врываемся в прикрытый дружелюбием спор Демьяна и Фоки. Присмотревшись к их диалогу поближе, мы увидим, как назойлив Демьян, как он не приемлет отказа и после нескольких тарелок ухи уже не может остановиться. В тоже время слабовольный Фока не умеет отказываться и говорить простое Нет.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Печорин и Ундина в романе Герой нашего времени Лермонтова
    Печорин и Ундина является героями романа под названием «Герои нашего времени». Образованный и начитанный Печорин, будучи отважным ловеласом, влюбился в странную девушку
  • Сочинение Моя машинка
    Моя любимая игрушка — это маленькая машинка. Ее сделали из металла, покрашена она в зеленый цвет. Папа купил мне машинку в довольно дорогом магазине и велел ее беречь. Она очень детализированная
  • Лесное озеро — сочинение
    К лесному озеру вела поросшая молодой травой тропинка. Оно было спрятано природой от посторонних глаз. Удивительное зрелище, когда, гуляя в бескрайнем лесу, натыкаешься на такое живописное место.

Фока был у своего соседа Демьяна в гостях и тот угощал ухой. Уха была вкусная и Демьян, стараясь угодить соседу, уговаривал съесть тарелку за тарелкой. Но с Фоки уже пот градом катился. А Демьян уговаривает все сильней, не отступает от своего, бесконечно расхваливая свою уху. Тут Фока схватил кушак и шапку и убежал домой. И больше к Демьяну ни ногой!

Автор сравнивает Демьяна с писателями, он высмеивает неудержимое стремление бездарных писателей навязать слушателям свои скучные литературные творения.

Демьянова уха — басня Крылова. Анализ басни

«Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай». – «Соседушка, я сыт по горло». – «Нужды нет, Еще тарелочку; послушай: Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» – «Я три тарелки съел». – «И полно, что за счеты: Лишь стало бы охоты, – А то во здравье: ешь до дна! Что за уха! Да как жирна; Как будто янтарем подернулась она. Потешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку И не давал ему ни отдыху, ни сроку; А с Фоки уж давно катился градом пот. Однако же еще тарелку он берет, Сбирается с последней силой И – очищает всю. «Вот друга я люблю! – Вскричал Демьян. – Зато уж чванных не терплю. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!» Тут бедный Фока мой, Как ни любил уху, но от беды такой, Схватя в охапку Кушак и шапку, Скорей без памяти домой – И с той поры к Демьяну ни ногой.

Мораль басни Демьянова уха

В любом деле важно иметь чувство меры, уметь вовремя замолчать, остановиться и т.д. Даже если что-то делается из лучших побуждений, не нужно это навязывать и доводить окружающих до «тошноты». В частности, Крылов подразумевает писателей, которые, не имея чувства меры, утомляют окружающих чтением своих произведений на публичных мероприятиях.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/demyanova-ukha.html
  • https://basni-krylova.ru/demyanova-uha/
  • https://www.literaturus.ru/2017/12/moral-basnja-demjanova-uha-krylov.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/krylov/analiz-basni-demyanova-uha-s-moralyu
  • https://mishka-knizhka.ru/basni/basni-krylova/demjanova-uha-basnja-krylova/
  • Сочинения
  • По литературе
  • Крылов
  • Анализ и мораль басни Демьянова уха

В басне «Демьянова уха» знаменитого русского баснописца Крылова Ивана Андреевича, впервые опубликованной в 1830 году, говорится о двух соседях и близких друзьях, Демьяне и Фоке. Пригласив Фоку на обед, Демьян угощает соседа ухой. Блюдо понравилось Фоке, и он похвалил уху. Демьян, желая угодить гостю, начинает подавать на стол уху снова и снова. Фока не хотел обидеть приятеля и продолжил есть уху. Еле-еле отказавшись от очередной порции, он выбежал из дома, зарекаясь никогда не возвращаться.

С одной стороны, мы никак не можем упрекнуть Демьяна за его гостеприимство. Он всего лишь хотел угодить гостю. Но и ругать Фоку за его неблагодарность мы не можем, так как съесть больше нельзя при всем желании. Из-за такой двойственности мнений, я считаю, что у басни также и двойная мораль. Во-первых, не «перебарщивать», делать все в меру, а во-вторых – уметь вовремя сказать нет, не «деликатничать» себе во вред.

Идея этой басни появилась у Ивана Андреевича, когда он вступил в литературное общество «Беседа любителей русской словесности». Он вступил туда, как только узнал о том, что возглавлять его будет Гавриил Романович Державин, знаменитый русский поэт и государственный деятель. Рассчитывая на пребывание в обществе, подобного Державину, Крылов немедленно попросил принять его туда. На первой же встрече его ожидания развеялись. Общество состояло в основном из любителей, профессиональных хороших писателей там было очень мало. Ивану Андреевичу пришлось терпеть и выслушивать нудные и скучные рассказы, пьесы, романы. Многие из членов этого общества пытались уйти пораньше, чтобы не слушать эти произведения. Напоминает некий сюжет, не правда ли?

В одна тысяча восемьсот тринадцатом году (1830), на очередном вечере в литературном обществе, после чтения очередной скучнейшей пьесы, вызвался читать Крылов. Без промедления достав какой-то смятый листок, он начал зачитывать свою басню «Демьянова уха». И именно поэтому в конце басни присутствует строчка:« …То ведай, что твои и проза и стихи Тошнее будут всем Демьяновой ухи». Так автор показал, чего стоит каждую встречу выслушивать бесталанные рассказы любителей. Несколько жестокая насмешка, на мой взгляд, но правдивая. Вскоре басня приобрела известность и популярность. Весь высший свет заучивал ее наизусть, чтобы блеснуть своими познаниями.

Идея создания

Автор начал писать свое произведение в 1811 году и закончил только в 1813. В этот же год басня Крылова была опубликована в известном журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова». Главной целью создания рассказа является донести до читателя, что нельзя навязываться, каков бы ни был мотив, даже если это несет за собой добро.

Суть морали басни Крылова «Демьянова уха» распространяется и на писателей, которые утомляют окружающих своим чтением в публичных местах. Всему этому есть свое объяснение. Когда Иван Андреевич Крылов вступил в литературное общество, ему приходилось общаться с любителями, а профессиональных писателей там было совсем мало.

Автор попросил принять его туда только потому, что возглавлял эту группу Гавриил Романович Державин. Когда все члены сообщества собирались, многие из них под любым предлогом старались уйти пораньше. Именно этот сюжет четко прослеживается в басне.

На одном из вечеров писатель сам вызвался прочесть свое произведение. Последняя строка звучит так: «То ведай, что твои и проза, и стихи тошнее будут всем Демьяновой ухи». Этим Крылов дал понять, какое значение для него имела каждая встреча с малоизвестными, скучными писателями. Пусть такая аллегория и была жестокой, зато честной и справедливой.

Автор всегда отличался своими произведениями и сочинениями. Он выбирал необычные темы, в которых мог высмеять других людей или ситуацию в целом.

Анализ басни «Демьянова уха»

Вся басне «Демьянова уха» строится на диалоге. Именно он, действие в лицах, помогают в буквальном смысле окунуться в сложившуюся ситуацию и прочувствовать все на себе: как один сосед (Демьян), не зная меры, закармливает другого соседа (Фому) ухой, а тот, не умея отказывать, всю ее ест, пока только может, когда же силы заканчиваются, он, не обронив ни слова, просто сбегает и больше у навязчивого друга не появляется.

Как видите, даже гостеприимство бывает чрезмерным, особенно если гость уж очень деликатен (или слабоволен) и не может вовремя сказать «нет», поэтому своим стихотворением Крылов учит нас умению вовремя остановиться, во всех смыслах этого слова: и когда нужно от чего-то отказаться, и даже когда хочется сделать что-то приятное.

Примечательно, что сама басня была написана Иваном Андреевичем на одном из заседаний литературного общества «Беседы любителей русского слова» во время длительного и нудного выступления одного из авторов, которое Крылов вынужден был слушать до конца. Там же юмористическое произведение и было представлено первый раз на суд слушателей, которые, также устав от предыдущего оратора, восприняли ее на «ура».

Содержание рассказа

Смысл басни основан на гостеприимстве и добродушии человека. Но не стоит забывать, что навязчивость не приводит к хорошему. В произведении описываются 2 героя:

  1. Демьян.
  2. Фока.

Персонажи были соседями и близкими друзьями, которые частенько ходили друг к другу в гости. И вот однажды, когда Фока пришел на ужин к Демьяну, тот поставил на стол уху. После первой съеденной тарелки сосед похвалил блюдо.

Демьян, в свою очередь, чтобы угодить гостю, начал ему подавать вторую, третью порции. Когда сосед уже не мог есть, он с трудом отказался от очередной тарелки, выскочил на улицу и подумал, что больше никогда не придет в дом Демьяна.

Мораль басни «Демьянова уха» имеет 2 основных смысла. Первое — это нужно вовремя остановиться, а второе — нужно уметь говорить «нет». В произведении оба героя положительные. Нельзя осуждать ни одного не другого.

Демьян просто хотел угодить своему гостю, а Фома из-за своей вежливости не мог отказать другу.

Басня «Демьянова уха»

“Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай”. – “Соседушка, я сыт по горло”. – “Нужды нет, Еще тарелочку; послушай: Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!” – “Я три тарелки съел”. – “И полно, что за счеты: Лишь стало бы охоты, – А то во здравье: ешь до дна! Что за уха! Да как жирна; Как будто янтарем подернулась она. Потешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!” Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку И не давал ему ни отдыху, ни сроку; А с Фоки уж давно катился градом пот. Однако же еще тарелку он берет, Сбирается с последней силой И – очищает всю. “Вот друга я люблю! – Вскричал Демьян. – Зато уж чванных не терплю. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!” Тут бедный Фока мой, Как ни любил уху, но от беды такой, Схватя в охапку Кушак и шапку, Скорей без памяти домой – И с той поры к Демьяну ни ногой.

Отношения героев

Гостеприимство — это хорошая манера. Но когда это чрезмерно, можно надоесть своим гостям. В результате они просто больше не придут в гости, именно так и произошло в басне Крылова. Демьян, скорее всего, и не понял, почему Фома вскоре покинул его дом и не доел очередную порцию жирной ухи. На самом деле сосед был очень вежливым человеком, который не привык говорить «нет».

«Демьянова уха» — это басня, написанная в виде классического сценария. В ней присутствуют герои, фон и атрибутика. С первых же строк автор погружает своих читателей в дружеский спор между соседями.

Демьян надоедлив и не принимает отказы, а Фока в силу своего характера не грубит и со всем соглашается. Именно склад характера двух друзей не позволил сохранить добрососедские отношения.

История написания

К моменту написания произведения известный литератор И. Крылов уже слыл замечательным сатириком, начавшим свое творчество с переводов Лафонтена. Он часто участвовал в заседаниях в доме Державина, где писатели и поэты представляли коллегам свое творчество. Вечера часто были довольно скучными. Шел 1813 год. Накануне заседания к именитому автору обратились с просьбой познакомить с каким-либо новым произведением.

Он согласился, но приехал не к началу, а в самый разгар чтения довольно длинной пьесы малоизвестного драматурга. К моменту, когда публика была уже довольно утомлена и начала зевать, Крылов взял слово и объявил: «Демьянова уха». Уже через минуту в зале раздался смех. Содержание настолько соответствовало реальным событиям, что зрители отблагодарили автора проявлением настоящих эмоций.

Есть версия: не только длинные заседания литературного общества стали причиной появления подобного произведения И. Крылова. Его председатель Д. И. Хвостов прославился тем, что надоедал публике чтением своих басен, и острое перо Ивана Андреевича было направлено против него.

Великий Крылов

Иван Андреевич Крылов знаком каждому еще с детских лет как величайший баснописец, который смог выразить в своих коротких произведениях такую суть, какую не каждый сможет увидеть, не то чтобы описать. Многие афоризмы, встречающиеся в русском языке, являются его детищем. Кроме того, Иван Андреевич был удивительным человеком, со своими сильными и слабыми сторонами. Одной из последних была неумеренность в еде, оттуда — избыточный вес, но и особый вкус к жизни, умение ее прочувствовать, как искусно приготовленный пирог.

Баснописец любил смотреть на огонь, поэтому обязательно ехал полюбоваться на пожар, случавшийся в Петербурге. Прекрасно играл в шашки и вообще был азартным человеком. Его басни рождались из наблюдаемого в жизни, многие узнавали в них других людей, но, к сожалению, редко самих себя. Император Николай приглашал «дедушку Крылова» рассказывать свои басни наследнику Александру на сон грядущий, для того чтобы последний мог формировать в себе чувство юмора и умение зреть в корень.

Мораль

Басня прочитана, в ней много смешного, но цель ее не в том, чтобы просто насмешить читателя. Автор делает вывод, который помогает понять ключевые образы, научить отличать правильное от неправильного. Хотя в басне «Демьянова уха» речь идет об обеде, но мысли автора выходят за пределы трапезной. Иван Андреевич выводит мораль для себя самого и других рифмоплетчиков. Нужно научиться вовремя замолчать и не надоедать публике своими, быть может, даже очень неплохими стихами. А мы, дорогой читатель, проведем аналогию еще шире: во всем надо знать меру. Навязчивость, чрезмерная забота — это такие же признаки дурного тона, как и равнодушие, невнимательность. Поэтому для каждого образованного человека словосочетание «демьянова уха» является достаточным намеком для того, чтобы пересмотреть свое поведение и не допускать оплошностей Демьяна.

Сюжет басни

Самые простые события, встречающиеся в жизни каждого, могут стать сюжетом блестящей басни. Так случилось и с притчей «Демьянова уха».
Фока зашел к соседу в гости. Радушный хозяин Демьян стал потчевать гостя вкуснейшей ухой, которую он как раз очень любил. Но после двух порций явно насытившийся визитер испытал сильнейшее давление со стороны хозяина, который уговаривал съесть еще и еще и так достал того, что гостю пришлось спасаться бегством. К сожалению, такое «радушие» хозяина привело к разрыву дружеских отношений. Уж не известно, ел ли когда-нибудь еще бедный Фока уху? Так получилось, что все вроде было хорошо — и уха, и гостеприимство Демьяна, но результат получился отвратительным.

Подумаем о смысле

Итак, сюжет басни понятен. Теперь выясним, как применяется в обыденной жизни выражение «демьянова уха». Значение фразеологизма следующее: если вам, к примеру, настойчиво предлагают угощение, которого в данный момент вы не хотите уж никак, то вполне приемлемо назвать это все «демьянова уха».

Читаемая автором как нельзя вовремя, после скучных и длинных выступлений предыдущих чтецов, басня была воспринята на «ура» в литературном сообществе 1813 года. Лаконично и глубоко. Сюжет прочитанной басни был настолько похож на события прошедшего вечера, что все присутствующие прыснули от смеха, а хозяева испытали сильнейшее смущение. С тех пор в русской речи появилось распространенное выражение «демьянова уха». Совершено ясно, что оно значение своё находит в сути человека. Движение в сторону усложнения вещей и желания качество компенсировать количеством, создаёт людей очень поверхностных во всех сферах общественной жизни.

Краткое содержание

Чтобы лучше понять суть текста, нужно внимательно прочитать басню. Семья Демьяна принимает у себя соседа Фоку. Тот уже съел три тарелки ухи и был сыт, но хозяин дома не собирается останавливаться. Он упорно предлагает Фоке отведать еще немного супа и активно нахваливает его. Супруга Демьяна в это время вынуждена кланяться гостю. Фока осиливает еще тарелку и понимает: с него хватит, но перед ним ставят еще порцию.

Поэтому Фока в ужасе хватает кушак и убегает из дома, после чего больше никогда не приходит в гости к соседу. Значение басни не стоит воспринимать буквально — есть нужно в меру. Это касается любого дела. Смысл работы Крылова в том, что не стоит чрезмерно отвлекать других людей, заставлять часами себя выслушивать.

Аллегория Крылова позволяет понять — не всегда добрые поступки такими являются. Демьян из лучших побуждений кормил соседа, но не обращал внимания на его состояние. С Фоки катился пот, ему было тяжело сидеть, он уже чувствовал себя плохо.

В басне немного слов, но это не мешает ей обладать поучительным смыслом. Ее изучают на уроках литературы в школе.

В классе дети пишут сочинение. В письменной работе ученики рассуждают о том, каков смысл произведения Крылова. Важно не только выделить тему басни, но и отразить свой взгляд на описанную ситуацию.

Краткий анализ

«Демьянова уха» написана автором в лицах. В разговорной манере преподносится житейская ситуация — посиделки соседей. За простотой дружелюбного спора не сразу угадывается, насколько Демьян назойлив. Лишь вчитавшись в диалог, мы понимаем: хозяин не приемлет возражений и даже после нескольких порций ухи все равно не может остановиться.

Каким же рисуется Фока? Довольно слабовольным человеком, не умеющим возразить и сказать «нет». Не убедив хозяина, Фока просто сбегает.

В диалоге, который талантливо передает автор, можно наблюдать столкновение настырности и деликатности. Демьян является отличным хозяином, щедрым и гостеприимным человеком, но переходит грань, и эти качества начинают тяготить: речи Демьяна кажутся приторными, Фоки — вежливыми и искренними. Но куда только пропадает его воспитанность, когда он бежит от ставшего ненавистным хозяина дома? «Демьянова уха» настолько явно передает комичность ситуации, что мораль в конце даже и не требуется.

  • Сочинение девочка с персиками по картине серова девочка с персиками
  • Сочинение два помещика дубровский и троекуров 6 класс по плану
  • Сочинение двойники и антиподы раскольникова в романе преступление и наказание
  • Сочинение двор мой последние годы все более полонит пустая трава сочинение
  • Сочинение два пророка пушкин и лермонтов