Сочинение декабрьское примеры идеальных сочинений

Автор сочинения: людмила смоляр что важнее любить или быть любимым? я всегда считала, что о человеке можно судить только

Автор сочинения: Людмила Смоляр

Что важнее — любить или быть любимым?

Я всегда считала, что о человеке можно судить только по его поступкам. В них меньше лжи и самообмана, чем в словах, мыслях, идеях. Поступки отражают личные качества человека, проверяют его идеалы на практике. Отвечая на вопрос о том, что важнее — любить или быть любимым, мы должны в первую очередь задать другой вопрос, уточняющий: для кого и для чего важнее? Если речь идет о благе человека, о формировании его личности и всего того, что отразится в его поступках, то я отвечу, что для него, безусловно, важнее любить. Любовь к миру, к людям — это то, что всех нас связывает. Любовь помогает человеку противостоять тем соблазнам, которые оправдываются логикой и холодным расчетом, и там, где человек зачастую попадает в ловушки из-за доводов разума, это нелогичное светлое чувство помогает ему увидеть свою ошибку.

Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» наглядно описал процесс падения и воскресения человеческой души и объяснил, как логика может поспособствовать этому падению, прикрывая разумными доводами эгоистичные и злые порывы, выдавая их за возвышенные и благородные. Герой Достоевского, Р.Р. Раскольников, — бывший студент, живущий в бедности и зависимости. Он видит, что его родственникам, которые очень его любят, приходится многим жертвовать, чтобы выслать ему хоть немного денег. Герой знает, что не только он и его семья живут в нужде, но многие добрые и достойные люди погибают от болезней, голода и произвола из-за нехватки денег. Но сам Раскольников, сколько бы он ни сочувствовал им, не хочет работать за копейки. Он считает, что рождён для более значительной роли. Герой придумывает теорию, согласно которой все люди делятся на два типа. Большинство из них — это «твари дрожащие», которые нужны только для воспроизведения себе подобных. Для них существуют установленные законы, которым они должны подчиняться, но новых идей такие люди привносить не могут. К меньшинству относятся «право имеющие», то есть те, кто имеет право решать чужую судьбу, провозглашать новые законы и идеалы, отвергая старые, преступая их, если понадобится, совершая даже грабежи и убийства. Раскольников причисляет себя к этому меньшинству и решает совершить преступление (убить и ограбить старуху-процентщицу). В своих рассуждениях он руководствуется логикой и простым математическим расчетом: одна бесполезная жизнь и тысячи жизней взамен, ну разве это не справедливо? Этот расчет, эта очевидная, как ему кажется, справедливость загораживает от него истинные причины его намерений: гордость и эгоизм. Раскольников с самого начала ставит себя над теми, чьими именами он прикрывается, совершая преступление. Он знает, что все эти люди по доброй воле никогда не убили бы, что они сами скорее умерли бы от голода. Но у них нет права голоса. Все они любят Раскольникова, но это не спасает его от той петли, в которую попадает его душа.

Когда он испытывает свою теорию на деле, тут же обнажается её несовершенство. Убийство проходит не по плану, и вместе со старухой он убивает её сестру Лизавету, ставшую случайной свидетельницей произошедшего. Воспользоваться украденным Раскольникову так и не удается, и в результате убийство не приносит никакой пользы. Но кроме этого, герой осознает ещё одну свою ошибку: он поставил себя выше людей, но избавиться от всего человеческого ему так и не удалось, и теперь его мучает совесть. Совесть страшнее любого человеческого правосудия. Я думаю, можно сказать, что любовь, сострадание к людям и вина сливаются в этом чувстве. На протяжении всего романа Раскольников постепенно раскаивается в совершенном преступлении, он страдает, сознается в убийстве и в конце концов спасается.

Соня Мармеладова — персонаж, который помогает ему в духовном преображении. Она на собственном примере учит героя состраданию, любви к людям, смирению и вере. Она постоянно жертвует собой ради других и, как и Раскольников, преступает заповедь, но совсем по иной причине. Её любовь и сострадание — искренние, они не прикрывают гордость и тщеславие. И хотя её положение гораздо хуже, чем у главного героя, она продолжает безропотно сносить все лишения, своими делами доказывая искренность чувств, и ни на секунду не теряет веры. Важно заметить, что Раскольников полностью исцеляется и отвергает свою идею только тогда, когда в нем самом пробуждается истинная любовь к людям, которая всегда у него была, но которую заглушало тщеславие и критиковал разум. Нелогичная сила любви спасает только того, кто сам обладает этим даром — даром иного видения, умением неосознанно ставить прежде своих интересов чужие, не раздумывая, минуя ловушки логики. Сон, который снится герою в эпилоге романа, как бы подводит черту, наглядно показывая, что люди не могут жить одним рассудком, что, рассуждая и строя каждый свою теорию, они никогда не добьются единства.

Для человека важно и необходимо уметь любить, жертвовать собой и сохранять веру, иначе он просто не увидит того, что вне его, он будет заперт в себе, а там, внутри, может хоть целую вечность размышлять о справедливом и правильном, исходя из собственного эгоизма и к нему же возвращаясь. Вот почему поступки одного будут ужасны, а дела другого будут полны самопожертвования, хотя оба они будут твердить одно и то же, оба будут убеждены в том, что желают блага. Весь огромный мир не может быть познан «через себя»: для того чтобы понять других, нужно забыть о своём благе. Разумеется, чужая любовь может быть маяком, может быть поддержкой, образцом для подражания, но сколько бы ни был любим человек, привыкший смотреть в себя и думать о себе, до тех пор, пока он не переступит через свою гордость и сам не научится любить, он не спасется. Его можно сравнить с тонущим, которому нужен глоток воздуха, но он боится высунуть голову из воды. А фигура человека, стоящего на берегу, зовущего его, искренне желающего его спасения, может только привести к мысли, что мир над поверхностью не так страшен. Но утопающий не будет ценить воздух и не научится плыть, не глотая воду, до тех пор, пока однажды не вдохнёт полной грудью. 

  • Топ-100 тем и цитат итогового сочинения по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
  • Произведения литературы к направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» по итоговому сочинению. Топ-100
  • Всё об итоговом сочинении: направления, темы, примеры, произведения, цитаты

Образец №1. Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия (Клод Адриан Гельвеций)

Мысль автора состоит в том, что гражданин ответственен за государство, в котором живет, т.к. все его существование сконцентрировано именно здесь. Французский литератор и философ-материалист Клод Адриан Гельвеций в изречении поднимает проблему взаимоотношений государства и народа.

Нельзя не согласиться с автором, ведь личность, которая не интересуется жизнью государства, не способна принимать участие в улучшении жизни населения страны. Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что во многих странах мира действия власти прозрачны и люди все активнее интересуются политикой, экономикой и другими общественными сферами.

Обратимся к теоретической стороне высказывания. Гражданин – лицо, постоянно проживающее на территории одной страны и соблюдающее Конституцию данного государства. У всех граждан РФ есть ряд обязанностей, которые прописаны в Конституции. В их число входит обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих родителях, обязанность каждого гражданина заботиться о памятниках истории, платить налоги, защищать Родину и сохранять природное наследие. В свою очередь государство обязано защищать население от внешних угроз, соблюдать права и законы граждан. Также народ должен принимать участие в политической жизни страны и высказывать свое мнение по тем или иным государственным решениям. Но это возможно только при демократическом режиме.

Многочисленные примеры из литературы подтверждают мысль автора. В автобиографическом произведении Николая Островского «Как закалялась сталь» повествуется о герое, который отдал свою жизнь на защиту Родины. Действия книги разворачиваются в период свержения монарха и провозглашения правителями большевиков. Павка Корчагин вступил в Красную Армию и до конца своих дней поддерживал большевиков. Все его травмы и активная политическая деятельность привела к тому, что к закату жизни он был практически полностью парализован и слеп. Таким образом, Павка Корчагин был настоящим гражданином своей страны, т.к. он стремился улучшить жизнь народа и защищать свое Отечество.

Подтверждение мысли автора мы встречаем в СМИ. В Норвегии самый высокий уровень проживания среди всех стран мира. Это связано с тем, что в государстве граждане открыто выражают свою позицию и государство заинтересовано в мнении населения. В Норвегии часто проводятся референдумы, повышающие уровень доверия к власти. Именно к такой власти должны стремиться все страны.

Подводя итоги своего рассуждения можно сказать о том, что каждый гражданин обязан интересоваться жизнью своего государства и принимать в ней непосредственное участие. Клод Адриан Гельвеций был абсолютно прав в своем изречении.

Образец №2. Закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным. Они — блюстители закона и порядка, соблюдающие его, когда его нарушает правительство (Г. Торо)

Смысл данного высказывания заключается в том, что соблюдение законности в идеальном государстве не должно идти сверху вниз, а наоборот – снизу вверх. Иными словами, не государство должно блюсти закон, люди сами должны настолько уважать верховенство закона, что контролируют его исполнение государством, и сразу же отмечать, когда оно его нарушает. Таким образом закон становится свободным – он перестает зависеть от государственных средств принуждения, и начинает функционировать сам по себе, без участия контролирующего органа.

Нельзя не согласиться с автором данного высказывания в том, что в по-настоящему идеальном обществе закон должен соблюдаться людьми независимо от страха наказания или общественного порицания. Другими словами, порядочность и законопослушность не должны быть следствием какого-либо принуждения, эти черты характера должны стать сущностью человека, как бы его «второй кожей». Только тогда можно говорить о наступлении благоденствия в стране.

Данная проблема является актуальной в современных условиях потому, что общество привыкло расценивать государство как Систему – карательный аппарат, который принуждает людей к послушанию во имя каких-то своих целей. Сама поп-культура ставит индивидуальность выше закона, лозунги типа «сломай систему», «живи по своим правилам» и тому подобные становятся привлекательными, особенно в кругу молодежи. Индивидуальность подменяется эгоизмом, от которого недалеко и до открытой конфронтации.

В курсе обществознания право – это система общеобязательных, формально-определенных, принимаемых в установленном порядке и гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения. Признаками права являются: нормативность, общеобязательность, гарантированность государством, интеллектуально-волевой характер, формальная определенность, системность. Законопослушность – это уважительное отношение к закону, соблюдение его предписаний каждым субъектом права, и не является каким-то посягательством на свободу личности, она является следствием высокого уровня правосознания и правовой культуры субъектов права. Законопослушность конкретизируется в трех  проявлениях: законности, правопорядке и государственной дисциплине. Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом и на обыденном уровне она ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений.

Что нам говорят примеры из общественной жизни. В 2011 году в Англии произошли массовые беспорядки, в ходе которых пострадало множество полицейских, сожжены десятки автомобилей, разгромлены магазины и рестораны.  В основном участниками погромов были молодые люди, недовольные действиями полиции, но, после многодневных погромов, ситуация была взята под контроль. Один из участников беспорядков мог легко избежать наказания, так как его не смогли поймать и он благополучно вернулся домой, однако его отец, хорошо знавший, чем занимался его сын на протяжении последних нескольких дней, собственноручно сдал его в правоохранительные органы, справедливо рассудив, что это пойдет на пользу смутьяну. В этом эпизоде выражается степень законопослушности старшего поколения в Великобритании.

Многочисленные примеры из литературы подтверждают мысль автора. В фантастическом рассказе «Улики» Айзека Азимова, принадлежащего циклу рассказов «Я, робот», и повествующему об историях, в которых центральным персонажем является какой-нибудь робот, описывается предвыборная гонка на пост мэра. Один из кандидатов по имени Фрэнсис Куинн почему-то убежден, что его соперник Стивен Байерли на самом деле – робот, и всеми силами пытается это доказать. В конце рассказа выясняется, что это всё-таки правда, но Байерли всё равно выигрывает выборы, так как робот в своих действиях руководствуется Тремя Законами Робототехники, которые по своему содержанию близки к этическим правилам человека и вшиты в позитронный мозг робота. Это позволяет назвать робота Азимова идеальным гражданином с точки зрения Торо – законы выполняются им независимо то того, какой приказе ему отдает человек.

Проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод о том, что соблюдение законов всё ещё не является неотъемлемой частью характера любого человека и для контроля над ним по-прежнему нужно государство. Пока что образцом законопослушности выступает бездушная машина, но никак не человек.

Образец №3. Всякий гражданин равен перед законом и властями (А. Мицкевич)

В своем высказывании автор имел в виду, что все сферы общества являются целостной системой и тесно взаимосвязаны друг с другом. Если в любой сфере жизни происходит хоть какая-то перемена, автоматически начинают происходить изменения и в других сферах.

Я согласен с автором в том, что человеческое общество является саморазвивающейся системой, в которой один этап меняется на другой. Жизнь не стоит на месте, а постоянно движется вперед. Вместе с эпохами меняются нравы, вкусы, отношения между людьми, политические взгляды и так до бесконечности. Данная проблема является актуальной в современных условиях, потому что многие изменения в политике, задуманные изначально как положительные, ведут не всегда к полезным изменениям. Кроме того, современные люди зачастую не принимают новые этапы жизни и пытаются противостоять им.

Данное высказывание имеет глубокое теоретическое обоснование. Изменения – крайне необходимая составляющая нашей жизни. Меняются моральные нормы, взаимоотношения между людьми, семейные традиции, образовательные стандарты. В связи с этим многие люди испытывают страх перед будущем. Но жизнь не остановить. Развитие и прогресс являются неотъемлемыми характеристиками любого общества.

Общественная система состоит из множества подсистем, крупнейшими из которых являются: политическая, социальная, экономическая и духовная стороны. Все они связаны между собой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что изменения в одной из подсистем ведут к изменениям в другой. Например, смена руководства на предприятии ведет к изменению в экономике и управлении.

Обратимся к примерам из истории. После Крещения Руси в 988 году произошёл ряд изменений внутри государства. Христианство отменило многоженство, жертвоприношения и кровную месть, под запрет попали действия колдунов и магов. Русь сблизилась с Византией, что способствовало укреплению и расширению торговых связей. Внутри страны начались возводить храмы и церкви, появилось множество рабочих мест (зодчие, архитекторы, художники). С Византии в Россию пришли богословные книги, что позволило открыть церковно-славянские школы. Появились новые культурные традиции. Христианство стало центральной духовной силой, сплотившей народ.

Опыт моей мамы говорит о том, что доступ к Интернету повлек за собой повышение грамотности населения и облегчение процесса обучения. И действительно, 20 лет назад студентам необходимо было посещать библиотеки и читальные залы, чтобы подготовиться к занятиям. Моя мама, училась в университете и как все писала дипломную работу на 5 курсе. Чтобы достать нужный материал ей приходилось все выходные проводить в библиотеке. Утром она отстаивала многочасовую очередь, и ждала, когда освободится нужная книга. Чтобы напечатать написанную от руки работу, ей приходилось платить людям, имеющим компьютер. Если научный руководитель находил ошибки, приходилось перепечатывать работу за дополнительную плату. Сейчас, все необходимые материалы можно найти в Интернете. А наличие компьютеров у всех дает возможность экономить на наборе текста.

Рассмотрев теоретические доводы и конкретные примеры, мы убеждаемся в том, что преобразование в одной области жизни социума влечёт за собой перемены и в других сферах. Данное правило работает во всех областях социума.

Образец №4. Граждан следует оценивать по их весу, а не по их числу (Цицерон)

В своем высказывании автор имел в виду, что государство должно гордиться не количеством жителей, а их внутренним содержанием. Другими словами, человек должен оцениваться не по внешнему виду, а по его общечеловеческой сущности.

Я согласен с автором в том, что внешность человека ничего не говорит об его умственных способностях, или о чертах характера. Бывают люди красивые внешне, но пустые внутри, а бывает наоборот. Не зря существует пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Данная проблема является актуальной в современных условиях потому что, молодежь медленно деградирует, спивается, устремляется в уголовщину. Социальные опросы показали, что у подростков отсутствуют четкие планы на жизнь, образование, они не строят карьеру, и хотят жить в свое удовольствие, не прилагая к этому усилий. Мы живем в такое время, когда человек низко оценивает себя в окружающем мире. Он уверен, что может повлиять только на собственную семью, всё остальное (работа, власти) абсолютно не зависит от него.

Рассмотрим высказывание с точки зрения обществознания. Впервые встретив человека, люди оцениваю его по внешнему виду: лицо, одежда, фигура. Но эти данные не являются главными, так как существуют человеческие качества, которые являются ценными для всех:

  • Искренность – честный и порядочный человек является надежным партнеров в семье, дружбе или бизнесе. С таким человеком легко выстроить отношения и не бояться быть обманутым.
  • Доброта – душевные люди всегда придут на помощь другим, не осудят человека за его поступки, никогда не держат зла и умеют прощать.
  • Ум – хорошо воспитанный, ответственный и образованный человек не совершает необдуманных поступков, находит правильные решения в сложных ситуациях, дает правильные советы окружающим.

Кроме перечисленных качеств большое значение имеет целеустремленность человека. Из таких часто получаются хорошие руководители, помогающие выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

Что говорят нам факты общественной жизни. Эта история произошла в Тайланде несколько лет назад, и о ней было написано в местной газете. В магазин по продаже дорогих мотоциклов зашел мужчина средних лет. Выглядел он очень бедно: протертые шорты, дешевые шлепки на босу ногу, майка в пятнах от краски, взъерошенные нестриженые волосы. Продавцы элитного магазина попросили мужчину выйти, так как представленные товары ему не «по карману». Но мужчина не вышел, а наоборот заинтересовался самым дорогим мотоциклом Харлей Девидсон. Он попросил пригласить администратора. Продавцы позвали старшего сотрудника, но только для того, чтобы тот выставил нищего из магазина. Но мужчина начал задавать вопросы об интересовавшем его товаре. Администратор с удивлением отвечал, но предупредил, что мотоцикл стоит почти 18тыс.долларов. Тогда мужчина достал из кармана пачку денег, отсчитал нужную сумму и забрал свой Харлей. Впоследствии оказалось, что «нищий» был успешным бизнесменом. Он владел сетью автосервисов и сам иногда занимался покраской дорогих автомобилей. За мотоциклом он пришел прямо из рабочего цеха.

Опыт моего знакомого. В нашем поселке есть приют для детей сирот. Мальчик Дима никогда не выделялся среди своих сверстников. Он не был лидером, не был хулиганом, учился средне, не был замешан ни в каких историях. Девочки не обращали на него внимания, а мальчики иногда смеялись над его робким характером. Но однажды дети из приюта катались по замерзшей реке на коньках и одна девочка провалилась под лед. Все парни стояли в стороне и не могли пошевелиться от испуга, кто-то побежал за помощью. Но Дима ждать не стал: рискуя своей жизнью он подполз к проруби и вытащил девочку на поверхность. Воспитатели прибежали к реке через 15 минут. Если бы девочка все это время находилась в воде, она бы погибла от переохлаждения. Впоследствии Диму наградили орденом мужества.

Проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод о том, что нельзя судить о людях по их внешности. По внешнему виду можно сделать какие-то выводы о человеке, но не факт, что эти выводы окажутся объективными.

Образец №5. Гражданская активность человека — это необходимое условие демократии

В своем высказывании автор имел в виду то, что важным условием развития демократического режима является гражданская активность общества. В демократическом государстве правящая партия действует согласно воле народа, то есть народ является высшим органом власти.

Я согласен с автором в том, что в демократическом государстве гражданское общество объединяет большую часть населения. В такой стране народ не только имеет право, но и обязан высказывать и отстаивать свою политическую позицию. Данная проблема является актуальной в современных условиях, потому что Россия переживает начало длительного и сложного периода формирования демократических форм правления после развала СССР. В подсознании людей по сей день существуют стереотипы, выработанные в советское и постсоветское время. Народ уверен, что от него ничего не зависит. Люди редко ходят на выборы, так как считают, что результаты будут какими, какие нужны действующим властям.
Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Демократия — политический режим, при котором народ является единственным легитимным источником власти. Народовластие характеризуется политической свободой личности, позволяющей ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Основные черты демократии:

  • Суверенитет народа – выбор и смена власти, честные и регулярно проводимые выборы.
  • Равенство перед законом и правами всех граждан государства.
  • Свобода слова и волеизъявления.
  • Возможность участвовать в митингах и вступать в политические партии.

В демократическом государстве люди должны понимать, как их жизни зависят от действия властей, которых они выбирают. Информативность и активность общества позволяет создать то, государство, деятельность которого будет направлена на улучшение жизни людей.

Обратимся к примерам из истории. Обратимся к примерам из истории. В конце XIX века в России начали прослеживаться зачатки гражданского общества. Александр II провел ряд либеральных реформ и отменил крепостное право. Судебная реформа 1846 года провозгласила равенство всех перед законом, создание суда присяжных, разделение судебной и административной властей. Но либеральные реформы не дали тех результатов, которых от них ждали. Например, дела с присутствием присяжных заседателей рассматривались очень долго. Рос произвол в правоохранительных органах: пока подследственные находились в изоляторе, на них оказывали давление, издевались, подвергали пыткам. Судьям стало сложнее выносить приговор богатым купцам. Если до реформ преступники могли откупиться, то теперь коррупция каралась законом. Принимать гражданскую позицию власти не хотели.

Подтверждение мысли автора мы встречаем в СМИ, например, на рубеже 2013-2014 годов в Украине начались антиправительственные акции и совершен государственный переворот. Президент Янукович утратил свой пост и бежал из страны. Возник конфликт между парламентом Украины и большинством крымских организаций, которые не принимали новую власть. Председатель верховного совета Сергей Аксенов направил письмо президенту России с просьбой установить мир и безопасность на полуострове. В.В.Путин направил свои войска на полуостров и подавил вооруженный конфликт. Далее, жителям Крыма поступило предложение: либо перейти в состав России, либо остаться в составе Украины, но тогда российские военные будут выведены с полуострова. В 2014 году в Крыму прошел референдум о присоединении республики к России. Во всеобщем голосовании приняли участие более 90% жителей полуострова.

Проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод о том, что демократическое развитие возможно только в том случае, когда народ занимает активную гражданскую позицию, оказывает влияние на власть и сам является истинным источником власти.

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему: Возможен ли жизненный путь без ошибок? Аргументы, вступления, тезисы, заключения, примеры — все это в изобилии представлено здесь, ведь он написал несколько вариантов на любой вкус и цвет.

Вариант 1

(386 слов) Любая дорога состоит из взлетов и падений, ухабов и рытвин, а потому человек не может не поскользнуться и не отклониться от курса. Ошибка — это неотъемлемая часть обучения. Поэтому без нее совершенно нельзя обойтись, если люди к чему-то стремятся, что-то делают. И многие литературные примеры это подтверждают.

Вспомним роман И.А. Гончарова «Обломов». Ольга Ильинская и Илья Обломов полюбили друг друга. На первый взгляд, их отношения были навеяны искренними чувствами, которые пошли бы на пользу им обоим. Ленивый барин, наконец, встал бы с дивана и начал обеспечивать себя и молодую семью. Амбициозная и активная Ольга могла бы найти неиссякаемый источник дел в материнстве и ведении хозяйства. Любовь помогла бы героям открыть в себе новые качества и грани характера. Однако время показало, что молодые поторопились с планированием свадьбы. Илья Ильич был надломлен новыми требованиями, вызовами и обязанностями, он не смог перебороть свою лень. Ольга же поняла, что выбрала не того человека. Ей нравилась будущая версия Обломова — тот мужчина, которого она исправит и спасет. Но когда выяснилось, что меняться он не готов, героиня оставила надежды переломить естественный ход событий. Влюбленные признали, что совершили ошибку, и расстались. К сожалению, любовь нередко является обманчивой, и люди находят других партнеров, поняв всю призрачность своих иллюзий. Без этих проб и ошибок невозможно построить крепкую семью.

Столь же часто мы переоцениваем не только чужие, но и свои возможности. Так, героиня рассказа А.П. Чехова «Ионыч» считала себя талантливой пианисткой. Она много занималась и мечтала о музыкальной карьере в большом городе. Поэтому Катерина даже отказалась стать женой Дмитрия. Ей казалось, что брак и материнство помешают ее амбициям. Без сожалений распрощавшись со всеми, она уехала. Однако профильное обучение показало ей, что ее талант был явно переоценен. Это дома она была лучше всех, а среди настоящих музыкантов совершенно потерялась. В итоге девушка вернулась не солоно хлебавши и приняла судьбу такой, какая она есть, то есть без иллюзий. Катерина жалела, что отказала Дмитрию. Ошибка? И миновать ее было нельзя. Таков индивидуальный путь Катерины. Если бы она не попробовала себя в музыке, то всю оставшуюся жизнь мучилась бы от сожалений и несбывшихся надежд.

Таким образом, человек постигает мир и себя самого только методом проб и ошибок. Иначе просто нельзя, уроки пройдут даром или вовсе не состоятся. Промахи и недочеты заставляют твердо запомнить усвоенную мудрость и получить уникальный опыт. Пройдя через испытания, мы закаляем себя и добиваемся большего.

Вариант 2

(399 слов) Жизненный путь предполагает ошибки и просчеты — такова природа дороги, на которой люди непременно оступаются, теряют направление или даже падают. Но без этих трудностей научиться ровно и быстро ходить не получится, это очевидно. Добраться до цели может только тот, кто выстрадал и перенес каждый шаг, извлекая мудрость из каждого недочета. Многие литературные герои согласились бы с нами, ведь пережили то же самое. 

Тему ошибок на жизненном пути затронул М. Горький в пьесе «На дне». Герои книги упали на самое дно общество из-за череды серьезных просчетов. Кто-то, подобно Актеру, увлекся спиртными напитками и потерял контроль над собой. Кто-то, подобно Клещу, озлобился на весь мир и получил в ответ такую же антипатию. Кто-то, как Сатин, совершил импульсивный поступок, который поставил на нем клеймо. А кто-то, подобно Насте и Пеплу, избрал род деятельности, противоречащий нравственным нормам. Но не только нищие оступились. И вполне обеспеченный Костылев совершал ошибки, которые привели его к трагическому исходу. Так, он был груб с женой, постоянно обзывал ее, жадничал, и в итоге она же подговаривала Ваську расправиться с надоевшим мужем. Если бы Михаил создал нормальную семью, то не погиб бы в драке с любовником супруги. Каждая история из этой пьесы — это жизненный урок для читателя. О том, какие ошибки ведут к самым ужасным последствиям, стоит знать каждому, однако совсем миновать их не получится. Но хотя бы своевременное исправление уже предотвратит трагедию.

Столь же поучителен для нас рассказ И.А. Бунина «Кавказ». Жена обманывает мужа и сбегает от него на Кавказ с любовником, совершенно не думая о последствиях своего ухода. Ее супруг — офицер, и для него аморальное поведение супруги — страшный позор, с которым нельзя примириться. Поэтому когда он получает все доказательства ее измены, он не выдерживает этого открытия и сводит счеты с жизнью, пока любовники получают удовольствие от совместного досуга. Увы, эта трагедия непоправима. Она ляжет тяжким грузом на плечи обоих героев, оставшихся в живых. Все персонажи совершили фатальные ошибки, но могли ли они без них обойтись? Нет, ведь это так естественно! И все же они могли бы предугадать развитие событий и хотя бы минимизировать негативные последствия.

Мы можем сделать вывод, что в жизни нельзя обойтись без ошибок. Однако мы можем научиться азам мудрого поведения на чужом опыте и свести риски к минимуму. Поэтому так важно изучать литературу и стараться обходить те ямы, которые ведут людей к окончательным нравственным падениям и непоправимым последствиям. Умный человек всегда учится на чужих ошибках, а не только на своих.

Вариант 3

(437 слов) «Жизнь пройти — не поле перейти» — эта народная мудрость означает, что путь человека тернист и сложен. Невозможно преодолеть его безошибочно и сразу же написать свою историю на чистовик. Важно получать опыт, перенимать мудрость и исправиться — только так можно стать лучшей версией себя. Поэтому оступаться столь же необходимо, как подниматься и продолжать путь.

Подтверждение этой необходимости мы находим в прозе А.И. Куприна — многоопытного человека, который за свою жизнь сменил несколько десятков работ и регионов. Его произведения насыщены уникальным опытом. Например, в повести «Олеся» он описал судьбу яркой индивидуальности в посредственном мире, полном предрассудков. Олеся жила в уединении и вдали от общества, поэтому не переняла его заблуждения и шаблоны поведения. Вместо того чтобы всего бояться, слепо повторять все действия за другими, героиня думала своей головой и выстраивала свой маршрут, крутой и ухабистый. Так, она вступила в связь с Иваном без каких-либо гарантий с его стороны. Более того, она отказалась от брака, понимая, что увлекающаяся и слабая натура мужчины не соответствует тем обязанностям, которые на супруга налагает клятва. Также Олеся не побоялась пойти в церковь, чтобы стать ближе к идеалу Ивана. Все эти действия повлекли за собой негативные последствия, поэтому их можно назвать ошибочными. Однако без них героиня не получила бы полезного, хоть и горького опыта. Она лишилась бы и ярких впечатлений, и шанса на любовь. Очевидно, что ошибки были неотъемлемой частью ее становления и личностного роста. 

Аналогичный пример мы видим в повести «Гранатовый браслет». Генерал Аносов женился рано на миловидной и скромной девушке из приличной семьи. Кто мог знать тогда, что эта барышня окажется безнравственной и пустой женщиной? Уже в первые месяцы брака стало очевидно, что она пошла под венец не из большой любви, а ради того, чтобы стать хозяйкой своего дома и получить больше денег на наряды, танцы и развлечения. Очень скоро супруга Аносова изменила ему с каким-то артистом и сбежала. А потом, конечно, вернулась и слезно умоляла простить минутную слабость. Но Аносов уже понял, что никакого будущего у них нет. Он осознал, что женился по ошибке, и всю жизнь платил супруге определенный пансион, но этим их общение ограничивалось. Очевидно, что даже такой мудрый человек не смог пройти свой путь без заблуждений и иллюзий. Но ведь они способствовали формированию его мировоззрения и были частью его неповторимой судьбы, благодаря которой он стал тем, кем должен был стать. Их нельзя вычеркнуть или отбросить, они образуют его биографию.

Таким образом, человек не может пройти свой путь без ошибок, потому что они составляют его жизнь, равно как и удачные моменты. Нельзя просто взять и выбросить половину судьбы. Любые просчеты нужно использовать в своих целях, делая выводы и избегая повторения проблемных ситуаций. Это и есть личностный рост, необходимый для достижения успеха.

Несколько лет назад Министерство образования решило ввести допуск к основным экзаменам. Чтобы оказаться в числе сдающих ЕГЭ, необходимо получить зачет за декабрьское сочинение. Структура его достаточно проста. Она отличается от задания номер 25 в ЕГЭ по русскому языку, где нужно написать сочинение из 8 абзацев. Если в ЕГЭ уже дан текст, на который следует опираться, то есть найти проблему текста, выразить свое отношение к проблеме и аргументировать примерами из художественных произведений, то структура декабрьского сочинения по литературе больше напоминает эссе.

декабрьское сочинение

Что такое направления

Каждый год в августе Министерство образования публикует на сайте Федерального института педагогических измерений пять направлений, чтобы дать примерное представление о темах будущих сочинений. Очень часто направления являют собой абстрактные понятия, такие как дружба, любовь, вражда, путь, время и так далее. Тематика дает широкое поле для рассуждений, но никакой конкретики. Например, направление «путь». Что значит путь? Путь — это дорога, которую преодолевает человек от одной точки до другой. И это необязательно географическое понятие. У этого слова много значений. Мы будем говорить о дороге, которую суждено пройти героям художественного произведения, как мужикам из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». И обязательно поднимем тему жизненного пути человека, который совершает ошибки, делает добро, приносит зло в этот мир, живет незаметно, как Акакий в «Шинели» Гоголя, или ярко, как Печорин Лермонтова. То же самое можно сказать про любое направление. Например, любовь не ограничивается отношениями мужчины и женщины. Бывает любовь к Родине, которой наполнены стихотворения Есенина, к животным, как в рассказах Бианки или Ушинского, к людям, как у Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль», к жизни, как в рассказах Джека Лондона.

ученики на экзамене

Вступление

Как и любая творческая письменная работа, структура написания декабрьского сочинения по литературе состоит из вступления, основной части и заключения. Прежде чем начать писать текст, прочитайте все темы и хорошенько обдумайте каждую. Выбирайте ту, к которой вы сможете подобрать самые хорошие примеры из художественной литературы. Только потом начинайте размышлять над вступлением. Учащиеся чаще всего испытывают трудности именно в начале работы. Они не знают, о чем писать самые первые предложения. Начинайте вступление итогового декабрьского сочинения по структуре одним из способов, приведенных ниже.

учащиеся с книгами

Первый способ начать сочинение

Темы сочинений чаще бывают в виде моральных и философских понятий. Это дает возможность учащемуся начать вступление с размышлений о значении этого слова. Допустим, тема вашего сочинения — «Дружба в жизни человека». Начать сочинение можно с вопросов о дружбе: «Что такое дружба? Бывает ли ложная дружба ? Можно ли считать другом человека, которому ты не доверяешь?» Такой ряд вопросов даст вам возможность выразить свое отношение к этому понятию. То есть у вас получится вполне полноценное вступление.

Второй способ

Вы можете написать один вопрос, который возьмете прямо из темы сочинения. Ответ на него и будет вступлением. Приведем пример: «Что значит дружба? Я думаю, что это такие отношения, при которых у человека есть уверенность, что ему всегда придут на помощь, не оставят в беде, поддержат в горе и порадуются вместе с ним его победам. Если чувствуешь, что не можешь абсолютно доверять человеку, значит, нельзя считать его настоящим другом.» Это пример начала вступления. Дальше можете продолжить свои размышления о дружбе, подводя их к первому примеру из литературы.

структура сочинения

Третий способ

Вы можете, исключив вопросы, сразу начать писать определение дружбы: «Дружба — это взаимоотношения двух и более людей, основанные на доверии и взаимопомощи». Вы даете свое понятие о дружбе. Не переписывайте из словаря, ведь декабрьское сочинение, план и структуру которого вы должны хорошо продумать, — это индивидуальные мысли учащегося. Если употребляете высказывания и афоризмы, обязательно указывайте автора, иначе это будет плагиат.

Переходим к основной части

Не забудьте главный принцип работы. Сначала выбираете тему, к которой вы можете легко подобрать аргументы. Делаете набросок аргументов и только потом начинаете работать со вступлением. Итак, вступление уже написано и нам необходимо переходить к основной части, то есть примерам из литературы. Переход должен быть плавным. Перед самим примером напишите пару предложений, которые подведут к аргументу: «Тема дружбы встречается наиболее часто в произведениях как русских, так и зарубежных писателей. О дружбе писали Марк Твен, Джек Лондон, Борис Катаев, Кир Булычев, Чарльз Диккенс и многие другие замечательные авторы. Но я хочу привести пример из книги, которая более других тронула меня». Дальше вы продолжаете раскрывать тему на примере произведения, которое вы выбрали в качестве аргумента.

аргументы для сочинения

Как выбрать примеры

Когда вы будете говорить о нравственных понятиях, вы можете привести пример не только положительный, но и отрицательный в качестве противовеса. Например, в первой части вы приводите пример дружбы между Томом Сойером и Гекльберри Финном из повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Вы будете говорить о том, как мальчики выручали друг друга в трудных ситуациях и испытаниях, как пережили вместе много приключений, но остались друзьями. Это будет ваш положительный пример.

Второй аргумент

В качестве противовеса можно вспомнить Михаила Юрьевича Лермонтова и его повесть «Герой нашего времени». В этом случае мы будем говорить о Печорине, который не ценил дружбу Максима Максимовича, хотя они тоже много пережили вместе, долгое время жили бок о бок. Упомяните историю о Бэле, когда Максим Максимович видел, как Печорин относится к бедной девушке, но не упрекнул его. Когда через несколько лет они случайно встретились на одной из станций, Печорин не захотел с ним разговаривать. Обязательно следует сказать, что главный герой вообще не способен на дружбу. Вот ваши два аргумента для основной части.

урок литературы

Переход от одной части к другой

Так как вы вторую историю приводите в виде антипода, нужно сделать переход от первого примера ко второму. Достаточно будет пары предложений. «Если мы говорим о дружбе, то это взаимоотношения между людьми. Дружбы не бывает односторонней, но есть люди, которые абсолютно не способны на это чувство.» И тут уже приводим второй пример про Печорина. Много писать не нужно. Главное — логично соединить две части структуры сочинения декабрьского, пример которого мы разбираем.

Заключение

Не забудьте, что основная часть должна быть самой большой по объему. Вступление и заключение декабрьского сочинения по структуре должны составлять около 40 % всего текста, иначе основная часть будет слишком короткой, и ее могут не засчитать. В заключении нужно подвести итоги того, что вы писали раньше. То есть в начале сочинения вы размышляли о дружбе, говорили о том, что для вас она значит, как вы ее представляете. Потом подтверждаете это примерами из художественной литературы, а в заключении говорите о том, как вы доказали, что дружба значит для человека много, о чем говорят приведенные вами примеры. В конце можно пожелать найти хорошего друга на всю жизнь, которому можно будет доверять.

подготовка к сочинению

Где найти примеры для основной части

Чтобы написать сочинение по литературе, необязательно иметь в своем багаже большое количество прочитанных произведений. Вполне достаточно того списка произведений, который входит в школьную программу и который вы прочитали с 5 по 11 классы. Не обходите вниманием небольшие рассказы Чехова, Шукшина, Толстого, Бунина и других авторов. Эти произведения легко запоминаются и прекрасно подходит в качестве аргументов. Так вы не запутаетесь в большом количестве героев и не сделаете ошибку, за которую можно лишиться балла. Обращайте внимание на рассказы не только авторов прошлого столетия, но и современных. Не приводите в пример выдуманные произведения и авторов. Обман раскроется, и вашу работу не зачтут.

Подсказки

Чтобы подготовиться к сочинению, возьмите небольшую тетрадку, куда запишите названия и авторов произведений из школьной программы. Выпишите имена главных героев, ключевые слова и два-три предложения, в которых раскройте основную тему произведения и кратко обозначьте сюжет. С более крупными произведениями, такими как «Война и мир» Льва Толстого, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Тихий Дон» Шолохова придется поработать более скрупулезно. Зато в плане подготовки они удобнее. Проще прочитать несколько крупных романов, чем сотню рассказов. В «Войне и мире» Толстого есть все темы, которые можно раскрыть в сочинении. Здесь и дружба, и проблема выбора жизненного пути, и любовь, и измены, и смерть, и проблемы семьи, и проблемы воспитания. Прежде чем приступить к декабрьскому сочинению, план написания и структуру прокрутите в голове, представьте примерно, что хотите сказать читателю. Так будет легче определиться с текстом.

  1. М.А. Булгаков «Собачье сердце». Необходимы ли нравственные критерии для проведения научных экспериментов? Основа сюжета повести — гениальный научный эксперимент и его трагические результаты. Профессор Преображенский, человек традиционной культуры, мыслитель и ученый, создает теорию о возможности развития человеческих качеств у животного путем пересадки ему человеческого гипофиза. С точки зрения науки это, несомненно, прогрессивная и почти фантастическая идея. Бездомному псу Шарику он пересаживает органы от скончавшегося пролетария Клима Чугункина, пьяницы, дебошира, необразованного человека. Эксперимент превзошел все научные ожидания, однако сознание очеловеченного Шарикова восприняло все пороки Чугункина: он крайне агрессивен, изрыгает грязные ругательства, невежественен и безнравственен. Благодаря своему «пролетарскому» происхождению он чувствует себя в новой действительности хозяином, присваивает себе право распоряжаться жизнями людей. Профессор и его ассистент Борменталь ужасаются произошедшему и возвращают Шарику его прежний естественный облик.  По сути, Булгаков создал сатиру на грандиозный социальный эксперимент начала XX века в России. Создание нового человека, нового общества невозможно путем революции и насильственных изменений, предупреждает автор. Совершенствование человека должно быть эволюционным процессом. Насильственное и необдуманное вмешательство в природу общества может привести к катастрофе. Прогресс без нравственности несет человеку разрушение. И здесь возникает важный вопрос об ответственности ученого за вмешательство в природу — ведь Преображенский, решаясь на этот эксперимент, не смог представить его последствий. Он подверг опасности людей, находившихся рядом с ним. И на нем также лежит вина за появление Шарикова. В повести ошибку вовремя исправили — а в реальной жизни? Всегда ли человек науки помнит о нравственной ответственности за свои открытия? М.А. Булгаков напоминает о ней.
  2. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Допустимо ли в борьбе за технический прогресс приносить в жертву судьбы людей? Сюжет повести основан на реальных событиях. Ради строительства ГЭС на реке Ангаре было принято решение затопить несколько окрестных деревень, выселив их жителей. Писатель рассказывает о том, какой трагедией обернулось это решение свыше для жителей этих мест. Все они прожили в Матере всю свою жизнь, здесь могилы их предков, родные избы, леса, в которых все знакомо до мелочей, все родное. Старухи сравнивают себя с деревьями, которые вырывают с корнем и пересаживают в другое место, пусть более комфортабельное — но не родное. Дарья, прощаясь с родной избой, убирает, моет и украшает её, словно собирает в последний путь. Неслучайно название деревни — Матера, возникают ассоциации с матерью — она действительно всем им мать, родная земля. И в финале повести остается открытым вопрос — все ли жители ушли из затопленной Матеры? Ведь кто-то собирался разделить ее участь и умереть на своей малой родине, оставшись с родными могилами навсегда…Но плутают в тумане на лодке проверяющие, и не находят ответа. В. Распутин размышляет над тем, допустимо ли ради прогресса и цивилизации разрушать судьбы людей? При каких условиях прогресс становится злом для человека? Трагическая история Матеры дает ответ на этот вопрос.
  3. Е.И. Замятин «Мы». О чем предупреждают человечество современные антиутопии? Антиутопия — особый жанр произведений, изображающих общество (или государство), которое, будучи основанным на идеальных представлениях о социальной жизни, в реальности воплощает негативные тенденции развития. В романе «Мы» героям предъявлено «математически выверенное счастье». Однако описание устройства общества и правила его жизни убеждают нас в обратном. Например, повествователь —строитель космического корабля говорит о том, что они понесут формулу этого счастья к другим населенным планетам и «заставят их быть счастливыми». Насильно принесенное счастье — разве может оно быть настоящим? В Едином государстве люди живут в условиях тотальной несвободы: начиная от обезличивания (люди—«нумера») и заканчивая регулированием рождения детей. Над всем довлеет фигура Благодетеля, которому люди доверяют свою жизнь, разум и чувства. Для тех же, кто выпадает из общего ритма механической жизни, существует «операция» по удалению фантазии — оказывается, этих людей много, неудовлетворенных механистическими законами тоталитарного государства. А значит, вопрос о возможности единого, одинакового и навязанного счастья для всех решается автором отрицательно. Трагедия главных героев это подтверждает: «заболев» любовью и жаждой свободы, строитель Д-503 подвергается операции и превращается в робота, не имеющего мыслей и чувств. Автор утверждает, что невозможно насильно сделать человека счастливым, и отсутствие свободы и творчества при любых достижениях прогресса ведет к искажению представления о нравственных идеалах. Неслучайно обществу Единого государства противопоставляются люди за «Зеленой стеной», сохранившие человеческие чувства и традиции, но оставшиеся за границами технологических достижений. Замятин не идеализирует их жизнь, однако всем ходом повествования доказывает, что научный и социальный прогресс без внимания к нравственной природе человека, к его душе, без базовых понятий свободы и права может привести к уродливым формам общественных отношений. 
  4. Тургенев И.С. «Отцы и дети». Может ли технический прогресс быть абсолютной ценностью для общества и человека? Герой романа И. С. Тургенева — представитель «новых людей», считающих себя призванными изменить этот мир. Герой живет в момент социального перелома. Такие эпохи предполагают появление людей—разрушителей прежних устоев, нигилист Базаров именно из таких. Он последовательно отрицает все прежнее: традиции, устои, культуру, отношение к природе. Его девиз — «место расчистить» для построения нового общества на научных началах. Поэтому Пушкин для него —вздор, а «Рафаэль гроша медного не стоит». В жертву прогрессу приносится духовный и чувственный мир человека, гуманистические традиции. Тургенев чувствовал опасность подобного крайнего практицизма новых людей. Писатель убедительно показывает, что прогресс без духовной основы не принесет добра человечеству. Плачевные результаты деятельности «работников» по -базаровски в мастерской природы наблюдаем мы, люди XXI века. Тургенев гениально предвидел это. В романе писатель последовательно развенчивает убеждения Базарова и заставляет его на себе испытать и силу любви, и воздействие природы, заставляет увидеть в самом себе прежде всего человека. Как тепло звучат его слова о стариках родителях «таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Ущербность исключительно материального понимания прогресса в том, что, отрицая духовную жизнь, оно отрицает и нравственный принципы. Тургенев показывает, что любовь, природа, искусство — фундаментальная основа человеческой нравственности. Прогресс, не учитывающий этих основ — движение назад. 
  5. И.А. Гончаров «Обломов». Роман И. А. Гончарова интересен наличием редкой в русской литературе пары героев-друзей. Образы Ильи Обломова и Андрея Штольца тем не менее противопоставлены друг другу, так как представляют полярные типы понимания смысла жизни. Обломов — апатичный барин, не желающий активно действовать в своей собственной жизни, типичный «обломок» прошлого. Штольц — новый человек, деятельный и прогрессивный, который мог бы участвовать в преобразовании жизни. Понимая прекрасную душу своего друга, Штольц всеми силами пытается вытащить его из привычного лежания на диване в активную жизнь. Знакомит с Ольгой Ильинской в надежде на то, что чувство любви возродит его друга, спасает его от мошенников, чуть было не завладевших его имением. Можно сказать, что Штольцу присущи очень хорошие душевные качества, это не бездушный накопитель капитала. Он переживает за жизнь друга и отчаянно пытается помочь ему, после смерти Обломова берет на воспитание его сына. Это символично: так автор показывает, что будущее России в руках таких, как Штольц. Гончаров не открывает читателю, чем конкретно занимается герой — мы знаем только то, что он «коммивояжер». Однако постоянно проводится мысль, что именно такая деятельная натура нужна России, чтобы встать на новый путь развития. При этом писатель подчеркивает, что любая прогрессивная деятельность должна быть проникнута нравственными основами, без внимания к человеческой душе прогресса быть не может. Неслучайно Ольга в замужестве за Штольцем иногда словно бы скучает, вспоминая какие-то душевные качества Обломова, которых лишен ее муж. Соединение богатого внутреннего мира со стремлением к прогрессу — вот в чем видит И.А. Гончаров будущее России.
  6.  Р. Брэдбери «Все лето в один день». Что может потерять и что приобрести человечество, идя по пути технологического прогресса? Рассказ американского писателя—фантаста переносит нас на далекую планету в не менее далекое будущее. Человечество покорило космос и начало расселяться на других планетах Солнечной системы. Несомненный путь прогресса цивилизации налицо. Десант человечества на планету Венера обустроил ее, появились дети, школы, все как на Земле. Вот только …непрерывно льющий дождь. В течение семи лет. Дети, никогда не видевшие солнца, готовятся встретить его короткий приход: так пообещали ученые. Писатель показывает, как тягостно даже не видевшим другой природы людям существование в этих условиях. И вот появившееся солнце на два часа изменяет жизнь этих детей: они бегают по зелени беспрерывно растущих джунглей, наслаждаются теплом и светом солнца, кричат от восторга. Когда упала первая дождевая капля, одна девочка пронзительно и громко заплакала. Брэдбери описывает , как дети понуро идут к своему дому-подвалу, и руки у них бессильно повисли, и нет больше улыбок. Писатель дает нам понять, что, в какие бы далекие миры ни стремился человек за прогрессом, главное для нас — научиться беречь свою землю, потому что это наш дом. Переселяясь на другие планеты, человечество не найдет там того, что стало родным на Земле. 
  7. Р. Брэдбери «Улыбка». Может ли прогресс нести опасность для мира? В рассказе-предупреждении Р. Брэдбери рисуется картина постапокалиптического мира. На планете после ядерной войны осталось уцелевшее поколение человечества. Оно живет среди страшных остовов фабрик, заводов, разрушенных домов. Объединяет этих людей одно: ненависть ко всему тому, что было связано с их прошлым. Люди задают себе вопрос: кто довел их до такого состояния? Ответ один: «орава идиотов, которая заправляла миром в прошлом». Писатель показывает мир, в котором результатом научно-технического прогресса стала деградация человечества. Это почти иллюстрация к словам Альберта Эйнштейна: «Я не знаю, с каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвертая … будет вестись палками и камнями». Праздником теперь становится возможность всем вместе разбить уцелевший чудом последний автомобиль, плевать толпой на произведение искусства. Брэдбери предупреждает об опасности прогресса, если цель его не духовное совершенствование человека, а стремление к доминированию на планете. Есть ли надежда у человечества избежать такого сценария? Брэдбери отвечает на этот вопрос образом мальчика, спасшего от публичного оплевывания и уничтожения клочок картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Именно о него мы слышим слова о красоте, ему не хочется участвовать в этом «празднике», не сдерживая слез, он бежит с площади, прижимая к груди спасенный кусочек красоты… Засыпая, мальчик крепко держит в руках клочок полотна — улыбку Джоконды и чувствует добро и свет, исходящий от нее. Своим произведением писатель призывает нас не отказываться от нравственных побуждений, традиций, искусства, душевных порывов. Прогресс существует для человека, но в погоне за ним важно не потерять себя и мир.
  8. А. Беляев «Человек-амфибия». Может ли научно-техническая революция изменить природу человека? Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, доктор Сальватор, пользуясь достижениями науки и своими открытиями, спасает неизлечимо больного индейского мальчика, проводя уникальную операцию. Он пересаживает ему жабры акулы. Теперь страдавший пороком дыхательных путей Ихтиандр может жить под водой и выходить на сушу на непродолжительное время. Так он может находиться среди людей, что ему необходимо. Что это, как не изменение природы человека, его физических параметров, благодаря научному прогрессу? Однако человек существо социальное и духовное. Помимо физического тела он обладает целым рядом психологических и эмоциональных особенностей. Сальватор воспитал Ихтиандра как собственного сына и передал ему свои нравственные ценности, такие как благородство, способность на сильные чувства, сострадание к слабым, мужество. Любовь к Гуттиэре показала герою, что он живет и чувствует, как обычный человек, несмотря на полученные благодаря операции способности.   Поэтому можно сказать, что научно—технический прогресс, изменяя в чем—то физическую природу человека, не воздействует на его ментальную сущность, оставляя каждому его индивидуальный характер и эмоциональную сферу. 
  9. Н.Г. Чернышевский «Что делать?». Может ли мечта быть двигателем прогресса? Н.Г. Чернышевский утвердительно отвечает на этот вопрос. Героиня романа Вера Павловна мечтает помогать женщинам честно трудиться и правильно обустраивать свой быт. Она организовывает швейную мастерскую для работниц, находящихся в сложном материальном положении. Если учесть, что роман написан в конце XIX века, когда в России положение женщины было сложным, можно оценить поступок Верочки как мужественный. Уже сама мысль о возможности создания такой мастерской была новаторской. Героиня, воплощая свою мечту, устраивает справедливое распределение прибыли между всеми работницами. При этом экономически предприятие себя окупает благодаря новым станкам и орудиям производства. Это позволило заменить ручной труд машинным. Работницы смогли обеспечивать себя, получать образование, жизнь их стала более достойной.  Так Чернышевский показывает, что мечта становится двигателем прогресса, так как помогает организовать новые формы трудовых отношений, несомненно, новаторские и передовые. 

Дополнительный материал к направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»:

  • Литература
  • Темы
  • Цитаты

Материал для подготовки к итоговому сочинению

  • 5 направлений итогового сочинения 2021-2022
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура)
  • Алгоритм написания
  • Клише для итогового сочинения
  • Критерии оценивания от ФИПИ

  • Сочинение декабрьское примеры аргументов
  • Сочинение деду морозу про осень для 2 класса
  • Сочинение демьянова уха 3 класс учимся писать литературное чтение
  • Сочинение девочка с персиками по картине серова девочка с персиками
  • Сочинение два помещика дубровский и троекуров 6 класс по плану