Сочинение царевна лебедь по картине врубеля царевна лебедь

Инфоурок русский язык презентациипрезентация по русскому языку на тему подготовка к написанию сочинения по картине а.врубеля царевна-лебедь. 3

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация по русскому языку на тему » Подготовка к написанию сочинения по картине А.Врубеля «Царевна-Лебедь».» (3 класс)

Десятое сентября.Классная работа.Подготовка к написанию сочинения по картине...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Десятое сентября.Классная работа.Подготовка к написанию сочинения по картине

    Описание слайда:

    Десятое сентября.
    Классная работа.
    Подготовка к написанию сочинения
    по картине А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

    1

  • 2 слайд

    Михаил Александрович Врубель (1856-1910)2

    Описание слайда:

    Михаил Александрович Врубель
    (1856-1910)
    2

  • 3 слайд

    Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит, Глядь: поверх плакучих в

    Описание слайда:

    Князь у синя моря ходит,
    С синя моря глаз не сводит,
    Глядь: поверх плакучих вод
    Лебедь белая плывет…
    Тут она, взмахнув крылами,
    Полетела над волнами
    И на берег с высоты
    Опустилася в кусты,
    Встрепенулась, отряхнулась
    И царевной обернулась;
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит;
    А сама-то величава,
    Выступает словно пава;
    А как речь-то говорит;
    Словно реченька журчит.
    А.С.Пушкин
    3

  • 4 слайд

    «Царевна-Лебедь» — картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на осно

    Описание слайда:

    «Царевна-Лебедь» — картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина.
    Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель.

    4

  • 5 слайд

    За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает

    Описание слайда:

    За морем царевна есть,
    Что не можно глаз отвесть:
    Днем свет божий затмевает,
    Ночью землю освещает,
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит,
    А сама-то величава,
    Выступает, будто пава;
    А как речь-то говорит,
    Словно реченька журчит.

    5

  • 6 слайд

    План сочинения:1. Картина «Царевна-Лебедь». 2. Героиня картины: а) Лицо Царев

    Описание слайда:

    План сочинения:
    1. Картина «Царевна-Лебедь».
    2. Героиня картины:
    а) Лицо Царевны
    б) Поза Царевны
    в) Одежда Царевны
    3. Фон картины.
    4. Настроение картины.
    5. Мое отношение к картине.

    6

  • 7 слайд

    Слова-помощники:О впечатлении от картины: пленять, восхищать, привлекать, вдо

    Описание слайда:

    Слова-помощники:
    О впечатлении от картины: пленять, восхищать, привлекать, вдохновлять, волшебное очарование, дарить пленительное видение, восхитительное видение.
    О царевне: волшебное превращение, сказочные превращение, сказочное одеяние, белоснежные воздушные крылья, полувоздушное оперение, жемчужное ожерелье, узорчатый кокошник, серебряное кружево фаты, большие печальные глаза.
    О пейзаже: морской пейзаж, сине-лиловые сумерки, розовый свет вечерней зари, огни волшебного чудо-острова, чудесные отсветы.
    Кокошник — нарядный женский головной убор
    Поднизь — нить или сетка с бисером, жемчугом на головном уборе.

    7

  • 8 слайд

    Слова-помощники:О Врубеле: художник, живописец, творец, создатель картины. О

    Описание слайда:

    Слова-помощники:
    О Врубеле: художник, живописец, творец, создатель картины.
    О картине: полотно, холст, произведение живописи, произведение искусства, художественное произведение, художественное творение.
    О процессе создания картины: написать, создать, изобразить (на), выразить (в), отразить (в).
    О Царевне-Лебеди: сказочная героиня, красавица-царевна, сказочный образ, пленительный образ, царственно-прекрасный образ.

    8

  • 9 слайд

    9

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сочинение царевна лебедь по картине врубеля царевна лебедь

  • Сейчас обучается 938 человек из 79 регионов

Сочинение царевна лебедь по картине врубеля царевна лебедь

  • Сейчас обучается 318 человек из 65 регионов

Сочинение царевна лебедь по картине врубеля царевна лебедь

  • Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Подготовка к написанию сочинения по картине А.Врубеля «Царевна-Лебедь»МихаилАлександрович Врубель (1856-1910)Князь у синя моря ходит,С синя моря глаз не сводит,Глядь: поверх плакучих водЛебедь белая плывет…Тут она, взмахнув крылами,Полетела над волнамиИ на берег с высотыОпустилася в кусты,Встрепенулась, отряхнуласьИ царевной обернулась;Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит;А сама-то величава,Выступает словно пава;А как речь-то говорит;Словно реченька журчит. А.С.Пушкин

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.

Тема:
Работа с картиной. Устное сочинение

Похожие материалы

  • Конспект урока «Грамматический дом — деепричастие»

  • Реферат на тему «Речевой этикет»

  • Презентация по русскому языку на тему» Отзыв по картине М.А. Врубеля Царевна – Лебедь.» (3 класс)

  • Презентация по русскому языку на тему «Что такое текст Виды текста .» (3 класс)

  • Презентация по русскому языку на тему» Закрепление понятия текст-описание. Упражнение в определении окончаний имён прилагательных по вопросу.» (3 класс)

  • Игра «Печатные и прописные. Найди пару»

  • Презентация по русскому языку на тему» Виды текстов.» (3 класс)

  • Презентация по русскому языку на тему «2 урок Текст .» (3 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452811 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

  • Сочинения
  • По картинам
  • Другие
  • Врубель — Царевна лебедь

Почти все свои работы Михаил Александрович Врубель создавал по мотивам известного музыкального или литературного произведения. Вот и картина «Царевна-Лебедь» сюжетно связана со сказкой А. С. Пушкина о царе Салтане и оперой Римского-Корсакова.

На переднем плане картины находится прекрасная царственная героиня. Это мистическая дева-птица из старинных мифов и легенд. Она необыкновенно красива, с тонкими чертами и нежным цветом лица, с огромными бездонными очами. Но взгляд ее темных глаз печален и загадочен. Зрителю кажется, что она хочет что-то поведать ему, предостеречь, подать какой-то знак, но не решается.

Царевна в тяжелом серебряном кокошнике, богато украшенном жемчугом и драгоценными камнями. На ней длинная, прозрачная фата с серебряной вышивкой, пальцы рук унизаны перстнями. Царевна придерживает фату, которую хочет вырвать ветер, дующий с моря. Упругие дымчатые, отливающие розовым лебединые перья, пышной пеной окружающие ее, добавляют царственности образу царевны. Она удаляется и обернулась последний раз перед тем, как подняться на своих роскошных белоснежных крыльях.

На заднем фоне картины за спиной сказочной девы зритель видит сумрачное море, темнеющее вечернее небо, недобрые огни таинственного острова. Ночь написана темно-синими, голубоватыми, жемчужно-серыми оттенками. Такой выбор красок добавляет тревожности центральному образу картины, подчеркивает еле уловимую тоску в глазах царевны. Ведь она сейчас ускользнет из этого мира в неведомые темные дали.

Это произведение художника признано одним из лучших в его творчестве. На картину можно смотреть до бесконечности и разгадывать тайну Царевны-Лебеди.

Вариант 2

При помощи всего двух основных цветов – серого и белого художнику удалось в тончайших деталях передать всю красоту и волшебство удивительного персонажа.

Сказочная Царевна стоит в пол-оборота, как будто, замерла лишь на мгновение. Это очень красивая, стройная девушка. Ее белоснежное лицо с правильными чертами лица приковывает внимание. Оно очень бледное и печальное. Огромные, широко распахнутые глаза с темными зрачками смотрят прямо на зрителя и завораживают. Кажется, что в них стоят слезы.

Густые черные ресницы и брови красиво обрамляют блестящие глаза и перекликаются с пышными черными волосами. Они заплетены в тугую длинную косу, которую слегка скрывает тонкая прозрачная фата, расшитая по всему контуру дивными узорами. Все завитки серебристой каймы на невесомой ткани прорисованы очень четко. Царевна придерживает фату рукой. Кисть руки такая же бледная, как и лицо. Тонкие пальцы украшают массивные перстни с камнями.

На голове у Царевны величественная корона. Она высокая, серебряная с резными узорами и множеством мелких драгоценных камней. Но они не яркие, не отвлекают внимание от лица, наполненного грустью. Переплетение серебряных нитей срывает лоб красавицы и еще больше акцентирует внимание на ее глазах.

За спиной девушки огромные белые крылья, они почти раскрыты и готовы поднять ее в воздух. Крупные перья левого крыла очень четко прорисованы. Низ больше похож на пушистое платье с пышной юбкой и множеством складок, но это тоже перья. Белый цвет перьев и фаты красиво оттенен серебристыми узорами и короной, отчего образ Лебеди получился величественный и утонченный.

На дальнем плане художник изобразил море. Оно неприветливое, темно-серое, на горизонте оно сливается с тяжелым свинцовым небом. На таком холодном фоне белоснежная Лебедь выглядит еще более хрупкой и ранимой. Слева вдалеке виден город с оранжевыми огнями, на который спускаются сумерки. Солнце садится. Время пришло: ей пора улетать.

Сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь» 5 класс

Наша кнопка

Скачать материал

Сочинение по картине

М.А. Врубеля

«Царевна – Лебедь»

  • МБОУ ДСОШ №1
  • 5 «Б» класс
  • Дымников Владислав
  • 2012 год
  • За морем царевна есть,
  • Что не можно глаз отвесть:
  • Днем свет божий затмевает,
  • Ночью землю освещает,
  • Месяц под косой блестит,
  • А во лбу звезда горит.

А.С. Пушкин

В своём творчестве А.С. Пушкин часто обращался к русским народным сказкам. И в образе Царевны – Лебеди можно легко узнать Василису Премудрую и Царевну Лягушку. Сказочная Лебедь соединила в себе волшебство из народного творчества и представление самого автора о красоте.

Сюжетом сказки Пушкина заинтересовался русский композитор Римский-Корсаков. В своей опере «Сказка о царе Салтане» он изобразил сказочный мир, где постоянно соперничают злые и добрые силы.

Тревожная и взволнованная музыка, словно предупреждающая об опасности, сменяется на лёгкие и мелодичные аккорды.

Композитор так удачно создал музыкальный портрет главной героини, что слушателю сразу становится понятно, когда появляется Лебедь.

Художник М.А. Врубель оформлял декорации к опере Римского – Корсакова, а его жена исполняла партию Царевны-Лебеди. Именно образ Царевны – Лебеди вдохновил художника к написанию картины.

Я не сразу смог понять чувства и эмоции, которые хотел передать художник в своей работе. Сначала мне показалось, что образ Царевны печален, её взор наполнен грустью и тоской. Но когда я послушал отрывок из оперы Римского-Корсакова, моё впечатление о картине изменилось. Теперь на меня с картины смотрела прекрасная девушка с гордым взглядом!

Сказочная Лебедь изображена на фоне спускающихся сумерек, вдалеке на морской глади отражаются последние лучи солнца. Все предметы за спиной Царевны изображены неясными размытыми линиями, словно художник хотел сделать их менее значительными, чем пленительный образ главной героини картины.

М.А. Врубель был большим поклонником народной культуры, поэтому волшебная дева предстаёт в образе русской красавицы с величественной осанкой. Образ Царевны дополняет её роскошный кокошник, расшитый жемчугом, а крылья, словно белоснежное платье, дополняют образ невесты.

Картина произвела на меня удивительное впечатление – я окунулся в таинственный сказочный мир, где царит любовь и красота. А на последней странице этой волшебной книги — портрет прекрасной Лебеди, которая, прощаясь с нами, своим чарующим взглядом говорит, что добро всегда побеждает зло!

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

Источник: https://doc4web.ru/literatura/sochinenie-po-kartine-ma-vrubelya-carevna-lebed-klass.html

Сочинение-описание картины Царевна-лебедь

Мне очень нравится любоваться работами художников, которые написаны по мотивам сказок. Так, мне удалось найти работу всемирно известного, талантливого художника Михаила Александровича Врубеля. Данное полотно называется «Царевна-Лебедь». С одного название уже визуально представляешь, что на картине изображена необычайной красоты девушка-лебедь. Так оно и есть. На темно-синем фоне изображена высокая, стройная и статная девушка в белом одеянии. С тонких плечей спадает, легкая, как пух вуаль. Ее наряд больше похож на свадебный.

Дополняют образ ее пушистые, белоснежные перья. У девушки темные волосы заплетены в тугую длинную косу. Огромная, хрустальная корона украшает ее голову. Вы только присмотритесь, какое богатство камней на ней.

Мне очень нравится взгляд девушки. Ее глаза насыщено голубого цвета. Они как морская бездна. В них хочется заглянуть. Ее кожа очень бленда, но при этом на щеках виднеется румянец. Тонкий нос и губы подчеркивают образ чувствительной натуры. Руки царевны украшены дорогими кольцами.

Очень красиво девушка смотрится на фоне черного, мрачного, разбушевавшегося моря. Тучи нависли над головой. Кажется, вот-вот и начнется буря. Царевна, как маяк, блестит и светится среди стихии.

Но ее на ее лице мы можем наблюдать уныние и горе. Ведь скоро наступит утро, и ей придется стать человеком. Она навсегда распрощается со своими белоснежными крыльями. А ведь царевне так нравится ощущать свободу от полета.

Так же художник в своей работе изобразил одну деталь, которая полностью дополняет концепцию картины. В левом верхнем углу полотна, возвышается необычайной красоты город. Такое чувство, что он сделан из золота. По легенде, царевна-лебедь возвела город за одну ночь для своего спасителя. Вот на что способна настоящая и искренняя любовь. Художник уделил внимание каждому окошку города. В половине из них на картине светится свет. Город, как маяк, показывает морякам путь домой.

Все детали прорисованы четко и пропорционально. Цветовая гамма подобрана идеально. Все цвета не очень вызывающие.

Мне очень нравится настроение данной работы. Здесь чувствуется тревога, но в то же время и спокойствие.

3 класс, 4 класс, 5 класс

Сочинение на тему царевна лебедь на картине врубеля

Выдающийся русский художник Михаил Алек­сандрович Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске. Отец мальчика был строевым офицером, участником Крымской кампании, потом он стал во­енным юристом. Михаил Врубель рано начал рисо­вать. С восьми лет он посещал рисовальные классы Общества поощрения художников. Потом мальчик обучался рисованию у частного педагога и посещал рисовальную школу. Юноша получил прекрасное об­разование. После окончания Ришельевской Классической гимназии он поступил на юридический факуль­тет Петербургского университета. После оконча­ния университета Врубель поступил в Академию Художеств. Творческую манеру Врубеля отличает декоратив­ность и цветовое богатство. Врубель умел ценить красоту природы, был удивительно талантлив. Он со­здал множество потрясающих произведений, которые, восхищают зрителей великолепием и гармонией. Восхищение и восторг вызывает у зрителя карти­на М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». При взгляде на это произведение нам хочется воскликнуть: «Сказ­ка, волшебство, необыкновенная красота!» Создаётся впечатление, что какие-то неведомые силы перенесли тебя в то самое царство Гвидона, где творились чуде­са, описанные великим русским поэтом А. С. Пуш­киным в своей знаменитой сказке. И вот одно из чудес предстаёт перед нами — Царевна-Лебедь, кото­рая явилась воплощением неземной красоты героинь русских народных сказок. С картины на нас смотрит красивая девушка с пре­красным, но печальным лицом. Её большие карие и необыкновенно красивые глаза смотрят с грустью. Соболиные брови придают взгляду особую вырази­тельность. Бледное лицо обрамляют чёрные волосы, заплетённые в русскую косу. Контраст цветов подчёр­кивает красоту девушки. На алых губах нет и тени улыбки. Чувствуется, что на душе героини неспокой­но. Возможно, она предчувствует расставание, какое- то печальное событие или скучает о ком-то. Её взгляд проникает в самое сердце, пробуждает сочувствие, заставляет сопереживать. Голову прекрасной царевны украшает необыкно­венной красоты кокошник: замысловатые узоры, само­цветные камни белого, голубого и бирюзового цветов, нежное плетение с мелкими бусинками, выполненное в русских национальных традициях, украшающее лоб — всё сверкает, добавляет красоты и великоле­пия. Со сказочного венца на плечи царевны ниспадает лёгкая прозрачная, словно сотканная из воздуха, вуаль, украшенная серебряной нитью. Героиня нежно держит её, прижимая руку к самому сердцу, как делают девушки в моменты тревоги и переживаний. Нежную руку украшают драгоценные кольца, как бы напоминая о том, что перед нами — царевна. За спиной сказочной царевны — огромные бело­снежные крылья. В вечернем сиянии они излучают необыкновенный перламутровый свет, который при­даёт картине нежность, великолепие, добавляет ощу­щение волшебства. Крылья символизируют чистоту и невинность героини. На заднем плане картины — тёмное, глубокое, неспокойное море, которое почти сливается с таким же тёмным, с багровыми отливами, и мрачным небом. Создаётся ощущение тревоги, надвигающейся опас­ности. Только светлая полоска неба на горизонте, разделяющая море и грозный небосвод, вселяет на­дежду на светлое будущее, победу добра над злом и счастливый конец, который традиционно завершает все народные сказки. На заднем плане слева изображён чудесный ост­ров с многочисленными строениями и дворцом, окна которого освещены ярким алым светом. Всё это — творение прекрасной Царевны-Лебедь,. которая, как и все героини русского фольклора, преданно и без­заветно любит, помогает, поддерживает, вдохновляет на подвиги и восхищает. Глядя на картину М. А. Врубеля «Царевна-Ле­бедь», невольно задумываешься о вечных ценностях, начинаешь верить в то, что в нашей обыденной жизни непременно найдётся место удивительному чуду!

История создания сказочной картины

В 1896 году Врубель познакомился с Н. И. Забелой и вскоре сделал ей предложение. Поженившаяся пара стала работать вместе. Жена играла на сцене, муж занимался театральной живописью и дизайном костюмов.

Благодаря этому, картину «Царевна-Лебедь» Михаил Александрович Врубель написал в 1900 году. Вдохновила его на это опера Н. А. Римского-Корсакова по «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина, в которой Надежда Ивановна приняла участие в качестве ведущей актрисы и певицы, а сам художник занимался подготовкой декораций. Красота и нежность голоса главной героини музыкальной драмы пленили всех зрителей, а Михаил Александрович решил запечатлеть образ на холсте.

Такая история создания «Царевны-Лебеди» Врубелем могла бы натолкнуть на мысль, что черты лица героини имеют явное сходство с внешностью музы автора, то есть его жены. Но это не совсем так. Работая, мастер привносил много нового в портрет, и итог оказался далёк от образа натурщицы. В нём лишь немногое взято от облика Надежды Ивановны, а также можно найти сходство с Еленой, дочерью Адриана Прахова, в чью жену художник был влюблён.

Некоторые критики посчитали, что такой собирательный образ был взят не зря — он символизирует объекты былой и настоящей любви. Хотя, возможно, в лице изображённой сказочной девушки присутствуют и ещё чьи-то черты.

Описание образа

На первый взгляд, картина изображает лишь прекрасный женский образ. Как иллюстрацию к известной сказке репродукцию демонстрируют в начальных классах и просят школьников написать сочинение на тему литературного и художественного произведения или даже нарисовать царевну, как её видит ребёнок. Однако профессиональные критики чувствуют в созданном Врубелем образе более глубокий подтекст, который складывается из двух составляющих:

  • расположение героини, заполняющей собой почти всё полотно;
  • особенности виднеющегося за ней пейзажа.

В характеристиках Царевны-Лебедь непременно присутствуют такие эпитеты, как «печальная», «загадочная», «мистическая». Образ вызывает тревогу, напоминает о своеобразии характера, неустойчивом психическом состоянии автора, которое проявилось от постоянного напряжения и его страсти к изображению демонов.

Но делая акцент на описании героини «Царевны-Лебедь», нельзя забывать и о деталях, так как они тоже очень важны для анализа картины. Девушка в белых развевающихся одеждах изображена на фоне моря и далёкого города, на которые уже спускаются сумерки. Этот контраст светлого и тёмного оставляет неизгладимое впечатление. Море и город — совершенно реальные объекты, значит, и девушка-лебедь настоящая. Но в то же время от неё веет таким волшебством, что и пейзаж кажется сказочным.

При взгляде на полотно создаётся ощущение, будто царевна обернулась, но для чего? То ли собираясь звать за собой, то ли, напротив, предостеречь от чего-то… Последние лучи заката тем временем как бы торопят царевну превратить себя в птицу. Притом это особенная птица, в ней сочетаются две стихии — морской воды и бескрайнего воздуха…

На чтение 16 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Содержание:

А помочь в этом может биография художника, внимание к деталям его произведения и история написания шедевра.

Начало творческого пути художника

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в семье военного. Способности к рисованию проявились у него уже в 10 лет, также он был одарён артистическими данными, увлекался театром и музыкой. Учась в гимназии, Михаил рисовал маслом — написал портрет младшего брата и копировал картину Айвазовского, но о карьере художника при этом он не мечтал, а всерьёз собирался стать юристом.

В студенческие годы Врубель занимался созданием иллюстраций к литературным произведениям, но художественное творчество занимало мало места в этот период его жизни. Гораздо больше Михаила Александровича интересовала философия, в частности, история эстетики Канта. Кроме того, он вёл богемный образ жизни, что не лучшим образом сказывалось на учёбе. В итоге он окончил университет на год позже, чем должен был, и не смог защитить конкурсную работу, из-за чего ему была присвоена лишь низшая учёная степень действительного студента.

В дальнейшем будущий художник активно участвовал в театральной жизни. Деньги на это он зарабатывал репетиторством: почти 5 лет обучал латыни своего сокурсника Пампеля и жил с его семьёй. Там поощряли его художественный талант, и Врубель принял решение поступить в Академию художеств. Однако оказали Пампели и некоторое негативное влияние на его жизнь, поскольку именно во время пребывания у них обнаружилась склонность Михаила Александровича к вину.

В дальнейшем Врубелю представился счастливый случай поработать с Адрианом Праховым, который искал талантливого, но неизвестного (значит, и недорогого) художника для написания нескольких икон. Вскоре русский историк искусства стал покровителем молодого Врубеля, а тот влюбился в его жену и не пытался скрыть своих чувств. Он изобразил её лицо на иконе Богоматери, и Праховых вначале забавляла эта привязанность, но когда она стала нежелательной, Врубель был отправлен в командировку в Италию.

По возвращении в Россию Михаил Александрович всерьёз задумался о создании картин, изображающих демона по поэме М. Ю. Лермонтова. Он едва ли не заболел этот идеей, написал три десятка иллюстраций к литературному произведению и три самостоятельных картины.

Считается, будто всё, что в дальнейшем писал Врубель, так или иначе было связано с захватившей его темой. «Царевна-Лебедь» не стала исключением…

История создания сказочной картины

В 1896 году Врубель познакомился с Н. И. Забелой и вскоре сделал ей предложение. Поженившаяся пара стала работать вместе. Жена играла на сцене, муж занимался театральной живописью и дизайном костюмов.

Благодаря этому, картину «Царевна-Лебедь» Михаил Александрович Врубель написал в 1900 году. Вдохновила его на это опера Н. А. Римского-Корсакова по «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина, в которой Надежда Ивановна приняла участие в качестве ведущей актрисы и певицы, а сам художник занимался подготовкой декораций. Красота и нежность голоса главной героини музыкальной драмы пленили всех зрителей, а Михаил Александрович решил запечатлеть образ на холсте.

Такая история создания «Царевны-Лебеди» Врубелем могла бы натолкнуть на мысль, что черты лица героини имеют явное сходство с внешностью музы автора, то есть его жены. Но это не совсем так. Работая, мастер привносил много нового в портрет, и итог оказался далёк от образа натурщицы. В нём лишь немногое взято от облика Надежды Ивановны, а также можно найти сходство с Еленой, дочерью Адриана Прахова, в чью жену художник был влюблён.

Некоторые критики посчитали, что такой собирательный образ был взят не зря — он символизирует объекты былой и настоящей любви. Хотя, возможно, в лице изображённой сказочной девушки присутствуют и ещё чьи-то черты.

Описание образа

На первый взгляд, картина изображает лишь прекрасный женский образ. Как иллюстрацию к известной сказке репродукцию демонстрируют в начальных классах и просят школьников написать сочинение на тему литературного и художественного произведения или даже нарисовать царевну, как её видит ребёнок. Однако профессиональные критики чувствуют в созданном Врубелем образе более глубокий подтекст, который складывается из двух составляющих:

  • расположение героини, заполняющей собой почти всё полотно;
  • особенности виднеющегося за ней пейзажа.

В характеристиках Царевны-Лебедь непременно присутствуют такие эпитеты, как «печальная», «загадочная», «мистическая». Образ вызывает тревогу, напоминает о своеобразии характера, неустойчивом психическом состоянии автора, которое проявилось от постоянного напряжения и его страсти к изображению демонов.

Но делая акцент на описании героини «Царевны-Лебедь», нельзя забывать и о деталях, так как они тоже очень важны для анализа картины. Девушка в белых развевающихся одеждах изображена на фоне моря и далёкого города, на которые уже спускаются сумерки. Этот контраст светлого и тёмного оставляет неизгладимое впечатление. Море и город — совершенно реальные объекты, значит, и девушка-лебедь настоящая. Но в то же время от неё веет таким волшебством, что и пейзаж кажется сказочным.

При взгляде на полотно создаётся ощущение, будто царевна обернулась, но для чего? То ли собираясь звать за собой, то ли, напротив, предостеречь от чего-то… Последние лучи заката тем временем как бы торопят царевну превратить себя в птицу. Притом это особенная птица, в ней сочетаются две стихии — морской воды и бескрайнего воздуха…

Связь с «Демонами»

Многие считают, что царевна — это ещё одна «демоница» Врубеля.

Намёк на это таится в её внешности:

  • бледная кожа;
  • тёмные волосы;
  • длинные пальцы;
  • огромные глаза, приковывающие к себе нечеловеческим и загадочным взглядом.

Кроме того, белый и голубые холодные оттенки одеяния походят и на свадебный наряд, особенно в сочетании с роскошным кокошником, и на платье Снежной королевы, холодной и бесчувственной.

Такое изображение главной героини, возможно, даже не вполне соответствует сказочному персонажу. Та ли эта царевна, которая впоследствии станет примерной женой Царю Салтану? А если всё же вспомнить исходную сказку, почему её хочет погубить коршун? Не из-за того ли, что своей способностью к волшебству она обязана связи с потусторонним миром? Но, как намекает далёкая полоска света на фоне, есть в царевне и нечто человеческое, она знает, каково это, любить…

И на что намекает зрителю простирающийся за главной героиней вид на замершую воду и мёртвые огни города? Почему на острове, о который бьются заманивающие и зачаровывающие путника волны, неразличимы постройки рук человека? Там нет ни княжеского, ни крестьянского дома, только яркие красные, жёлтые и оранжевые огни.

Картина не даёт ответов, но заставляет рождаться в умах вопросам. Зритель не знает, откуда появилась царевна. Возможно, как следует из мифов и легенд, она — та самая прекрасная дева с чарующим голосом, рождённая из морской пены и превращающаяся в птицу, чтобы иметь возможность покинуть воду. И в таком фантастическом происхождении действительно есть что-то демоническое.

Рисуя такие образы, Врубель мог контролировать свою психику. Изображение царевны, совсем не выглядящей радостной, стало попыткой художника выразить смутный страх будущего, возможно, даже предвидение собственной скорой болезни, депрессии, в которую он начнёт погружаться уже через год. То, что он делал, сейчас называется арт-терапией. По свидетельствам врачей во время занятий живописью Михаилу Александровичу становилось лучше. Такой вывод сделали психиатры после тщательного изучения создаваемых мастером картин.

Тем не менее арт-терапия не спасла художника. К концу жизни он чувствовал себя всё хуже, потерял зрение, у него случались припадки. Умер Врубель 14 апреля 1910 года.

Значение в искусстве

Картина имела большое значение для искусства в целом. Её репродукцию в своём кабинете держал известный русский поэт Александр Блок. Полотно вдохновило его на написание большого стихотворения, посвящённого Врубелю. Но наибольшее значение оно имело для мира художников.

Неуловимое движение превращения девушки в лебедя подобно тому, как на фоне день превращается в ночь, всегда ставили в заслугу художнику. Этому пытались учиться у него начинающие авторы. А сам Врубель раскрыл тайну своего умения сочетать фантастическое и реальное. Своим друзьям он говорил, что секрет в том, чтобы начинать картину с какой-нибудь действительной детали и прорисовывать её с натуры, копируя до мелочей.

И тогда, дав в дальнейшем волю своей фантазии, можно не бояться, что задуманная вещь окажется пресной.

Не малоинтересна и техника живописца. Он чётко прорисовал черты лица, тонкие пальцы, детали, сумел передать игру теней, делающую картину объёмной, зато всё остальное создано при помощи грубых мазков мастихином, подчищенных ножом. А также критики отмечали краски, с которыми работал Врубель. Уникальные перламутровые оттенки и полутона нечасто можно увидеть даже на самых прекрасных картинах, признанных во всём мире.

Другие картины Врубеля

«Царевна-Лебедь» — не единственное произведение, в котором автор изобразил персонажа литературного произведения или легенды, но при этом проявил собственное мифотворчество. За год до него Врубель создал картину «Пан», изображающую одного из древнегреческих богов. Несмотря на то что художник написал её очень быстро, она считается вершиной собрания произведений на единую тему, называемого «Сказочным циклом».

История создания «Пана» несколько необычна. Михаил Александрович, гостя в имении своей знакомой, художницы Марии Тенишевой, решил запечатлеть на полотне супругу на фоне лесного пейзажа. Но прочитав новеллу французского писателя Анатоля Франса «Святой сатир», он создал своего «Пана» прямо поверх уже начатого портрета жены.

Герой новой картины выглядит как старик с бородой и небольшими рогами, держащий в руке многоствольную флейту. Нижняя часть его тела покрыта густыми волосами, которые сливаются с землёй. Такой приём создаёт ощущение, будто Пан вырастает прямо из земли и намекает на его тесную связь с самой природой.

На фоне тем временем простирается прекрасный вид — северный пейзаж в сумерках. Именно он натолкнул некоторых критиков на мысль, что на образ немалое влияние оказал персонаж славянской мифологии — леший.

Также отношение к «Сказочному циклу» имеют следующие картины:

  • «Богатырь».
  • «Прощание царя морского с царевной Волховой».
  • «Сирень».
  • «К ночи».
  • «Тридцать три богатыря».
  • «Жемчужная раковина».

Таким образом, «Царевна-Лебедь» имеет непосредственную связь с другими работами художниками. Она является частью «Сказочного цикла», на неё оказали большое влияние картины, изображающие демонов. Кроме того, в ней ярко проявляется романтическая нота, образ, окружённый некой тайной. Такого рода настроение присутствует и в других произведениях художника (примером может служить известное панно «Принцесса Грёза», на которое автор был вдохновлён одноимённой пьесой, повествующей о любви и красоте).

Критики нередко высказывают сожаление о том, что картина была растиражирована. Её можно увидеть на дешёвых репродукциях и даже обёртках конфет. Это как будто несколько умаляет её достоинства, ведь на самом деле в образ художник определённо вкладывал глубокий смысл.

Отдать дань таланту автора можно, взглянув на оригинал его работы в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Любимая и знакомая с детства «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» создана А.С. Пушкиным в 1831 году.

В прекрасном образе юной Девы воплощён символ русской девичьей красоты, величия и таинственной прелести русских сказочных красавиц.

В славянской мифологии гусь и лебедь имеют дар речи.

На ведическом санскрите:Лап, лапат — lap, lapat – лебедь, (от слов: лопотать, лопот)Лапат — lapat – лопотать, лепетать, лепетЛапьяти – lapyati – лопотать (родственные слова: лопотать, лебедь)

О Царевне Лебедь читаем у Пушкина:

За морем царевна есть,Что не можно глаз отвесть:Днём свет божий затмевает,Ночью землю освещает,Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит.А сама-то величава,Выплывает, будто пава;А как речь-то говорит,Словно реченька журчит.

Давайте представим себе, что мы лингвисты из Индии, нашедшие надпись на неизвестном языке, родственном санскриту. Давайте, как индийские лингвисты, попробуем применить санскрит, для чтения пушкинских строк.

Месяц под косой блеститА во лбу звезда горит

Месяц— māsa – месяц, молодая лунапод— pāda – основа, подставка, нижняя часть,коса — keśa – коса, сплетённые волосыблестит — bhlāś – bhlāśate- блестеть, сиятьa— a – а, и (союз)во лбу — lālāṭī — лобзвез+да — svasti — благополучие, счастье, удача, успех, процветание;да da — дать, даватьгорит — ghṛ , ghаrati — гореть, светить Пурна+кандра — pūrṇacandra – лицо, подобное луне — эталон красоты = луна+лик Под «счастливой звездой»: 1) звезда — zvez + da 2). svas(t) + da — счастье свасти — svasti — благополучие, счастье, удача, успех, процветание свати — svāti – звезда Арктур одна из жён Солнца da – дать, давать. «счастливая звезда» — “lucky star”. Жвал+да — jval –ярко гореть, блестать, сиять +da — дать, давать

Итак, мы обнаружили, что все слова поэтических пушкинских строк родственны санскриту:

Māsa pāda keśa bhlāśateA … svasti+da ghаrati

А сама то величаваВыступает, будто пава

А— a – а, и (союз)Сама – sama – точно, както – to — тоВеличава– balaja+vа – власть, сила, мощь+какВы+ступает — viś+step – плавно двигаться, выступатьБудто — bhūta — быть или быть как…Пава – pava – чистый воздух, ветер

Итак, все слова поэтических пушкинских строк родственны санскриту:

А sama to balaja+vаviś+step bhūta pava

А как речь то говорит,Словно реченька журчит

А – а – а, и (союз)как – kaḥ – как, подобноречь— ṛc – речение, произнесение священного стихаговорит – gava (go) – говорить на распев, торжественное песнопение,щравана — śravaṇa – тот, кто услышал слово знания (см. славяне)

Щраваха — śravaḥ — громкая хвала (Слава), хвалебная славаЩраванья — śravaṇīya — Славяне, означает «славные»Щравана — zravaNa — «приобретение знания, мудрости», учение, «приобщение к ведам»Щраваньа — śrāvaṇa — учить, «приобщаться к ведам»

речь— ṛ-iyarti – пение гимна, возвышенным голосомжурчит— jarc , jarcati – журчать, мелодично говоритьРату– ratū — небесная река, небесный Ганг, правдивая речьретас — retas – ручей, поток, течение, поток дождя или воды, от корня — ри(поток)+ка(как) = rī — ka = ре+ка, речь+ка, речень+ка.журчит — JarC — jarcati — говорить.

Итак, мы обнаружили, что все слова поэтических пушкинских строк родственнысанскриту:

А kaḥ ṛc ta gau+iyartiśravaṇa ṛc+ka jarcati

Если Вас спросят какие слова ведического санскрита вы знаете в русском языке, вы можете смело читать Пушкина: » За морем царевна есть,Что не можно глаз отвесть:Днём свет божий затмевает,Ночью землю освещает,Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит.А сама-то величава,Выплывает, будто пава;А как речь-то говорит,Словно реченька журчит».

Каждое слово поэтических строк Пушкина имеет корни в ведическом санскрите, на котором написана «Риг-Веда»!

ведический санскритлегендаРиг-Ведарусскиесловарь2016-12-20

Царевна- лебедь — волшебная картина о волшебной деве

Врубель один из самых необычных и удивительных художников мира. О да, он не так известен и не так дорог, как тот же Модильяни или Климт, но на мой взгляд, его уровень ничуть им не уступает. Хотя сравнивать этих гигантов немного глупо — они ооочень разные, и все же я готова рискнуть. Широко распространено мнение о превосходстве западного изобразительного искусства над Российским. Такое мнение кажется мне в корне ошибочным. Западные мастера, безусловно гениальны, но мысль о их превосходстве во много продиктована своеобразным пиаром — экономическим и политическим первенством стран на мировой арене в течение долгого времени. Это так, мои размышления — возможно ошибочные, я не претендую на роль искусствоведа.

О чем это я? Ах, да, о Врубеле и его Царевне.

Врубель один из непревзойденнейших колористов — цвета в его полотнах словно живые: колышаться, переливаются, дышат. Из жемчужно-серого в голубовато-серо-фиолетовый, из едва-синего в чуть розово-белый. Мазок нервный, динамичный, порой кажется почти хаотичным, но в этом хаосе царит скрытая гармония созидания. Его картины словно погружаются в колдовское марево полутонов, затягивая зритиля в параллельные миры. Движение красок всегда своеобразное: болезненно-дерганное в «Демоне поверженном», энергично-пульсирующее в «Демоне сидящем» или таинственно-мерцающее в «Царевне-лебедь». Так и кажется, что слышишь, как шуршат расправляемые крлья и шепчет волна у скалы.

Эта картина перевенула мою жизнь.

Она с детских лет беспокоила мое подсознание, свербила там как заноза, но тогда я еще толком не знала, что значит — рисовать, писать, создавать новый мир на чистом холсте. Однажды я свернула с пути успешно начинающего карьеру юриста, как мне казалось — на секундочку, от безделья глянуть одним глазком — что такое изобразительное творчество? Учеба в художественной студии затягивала, но все еще не казалась важной. Надо было сделать несколько копий, после ряда картин попрощще я решилась на Царевну.

Писала очень долго (по современным меркам — раньше картины писались годами, копии может чуть быстрее…) и почему-то все, кроме лица…Кружила вокруг, мучительно, с болью вгрызалась в легкое дуновение врубелевского цвета. Смотришь — вроде жемчужно-серый, кладешь мазок — не то! Смотришь еще раз, и еще, и снова, обкладываешься репродукциями и фото, бежишь в третьяковку поглядеть в живую, грызешь ногти, кисти, карандаши, до боли пытаясь понять — как?! какой же это цвет, тон, полутон?! где кончается одна форма и как появляется другая?!

Писала и писала, добралась до лица, короны, пересчитала камушки и штришки на сеточке и перстенях, а глаза не могу…Словно нехватает физических сил направить кисть, на прорисованный карандашом зрачок…

А однажды как то вдруг поняла — все, откладывать больше нельзя. И сознание словно бы отключилось.

Сколько писала не помню, была как во сне или в тумане…Пока Царевна не взглянула на меня с полотна бездонными, таинственными очами…Зашуршали крылья, зашумела волна, замерцали каменья и невыносимо захотелось туда — в прохладу сказочных сумерек…Коснуться волшебства и взлететь.

Возможно я и шагнула (где-то внутри себя) прямо в бездонное марево ее глаз. Начинающий юрист остался в том, другом мире, а у меня за спиной затрепетали крылышки творчества. Сейчас я работаю дизайнером, отдыхаю татуировщиком, развлекаюсь ходожником и не представляю как можно было жить не рисуя.

Царевна сдлала меня састливой, принесла в мою жизнь волшебство, для меня она стала музой и добрым ангелом.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/kartinа-vrubelya-tsarevna-lebed.html
  • http://ru-sled.ru/carevna-lebed/
  • https://www.livemaster.ru/topic/596163-tsarevna-lebed

  • Сочинение хочу ли я жить в современном китае
  • Сочинение хочу стать фармацевтом сочинение
  • Сочинение фотография из семейного альбома 7 класс
  • Сочинение характеристика митрофана простакова
  • Сочинение формата а4 золотая осень