Сочинение что я делаю чтобы сохранить свое здоровье

Напишите сочинение на тему если хочешь быть здоровым ответы: если хочешь быть здоров ни один нормальный человек в мире не

Напишите сочинение на тему
“Если хочешь быть здоровым”

Ответы:

Если хочешь быть здоров… Ни один нормальный человек в мире не желает быть больным, но почти всегда  люди поступают как раз по другому: бездумно портят свое здоровье, считая, что оно вечно. В молодости избыток сил нередко компенсирует заботу о здоровье, кажется, что вся жизнь еще впереди и ваше здоровье вынесет любые нагрузки. Цену здоровью узнают после того, когда оно потеряно. Существует много способов испортить здоровье и тысячи болезней, существуют для этого. Но  не нужно стремиться  лечением подменить заботу о собственном здоровье, лучше ежедневно воспитывать в себе правильные и полезные привычки, что поможет сохранить здоровье на долгие годы.Многие люди просто не знают, к чему могут привести вредные для организма привычки: курение  и алкоголь. Одни из них пьют и курят для удовольствия, а другие думают, что это модно, современно. Это неправильно, ведь даже в царское время разрешали пить только в 25 лет и то на свадьбе, а если нарушали этот закон ?  били розгами (прутьями). Если хочешь быть здоров ? никогда не повторяй их ошибок, а лучше прислушайся к советам. Не так легко, но и не очень сложно быть здоровым. Самое главное ? это вести здоровый образ жизни и соблюдать режим дня. Многие считают, что режим- это  большие силовые нагрузки, и думают, что надо отказываться от приятного, что и пугает людей. Но это всё неверно.Чтобы быть здоровым, нужно утром делать зарядку (если даже 40-50 минут делать зарядку, то человек продлевает себе жизнь на четыре, пять и даже шесть лет), принимать холодный душ, вечером поменьше смотреть телевизор, ведь он не только портит зрение, но и наносит вред психике. Зимой  ходить на лыжах, весной и осенью – стараться не заболеть, а летом – чаще бывать на свежем воздухе, купаться, загорать, играть в подвижные игры. Что касается нашего питания, то нужно кушать больше растительной пищи и не захламлять желудок чипсами, сухариками, газировкой с всякими добавками. Такая еда может только навредить. Она не несет чистой жизненной энергии. Кроме этого, обработанные промышленным способом продукты включают в себя вредные добавки. Ученые посчитали, что человек за всю жизнь уничтожает восемь тонн (!) булочек и хлеба, двенадцать тонн картошки и семь тонн рыбы и мяса! А всего за жизнь человек сидит за трапезой до шести лет! Представляете, сколько всего интересного успело произойти за это время в мире. И наедаем мы далеко не здоровье!Соблюдать режим дня – это очень просто: в одно и то же время ложиться спать, рано вставать, регулярно гулять на свежем воздухе. Поучительно представление о здоровье, режиме дня, физических нагрузках, нравственном воспитании графа Л.Н. Толстого. Примером своей жизни Толстой утверждал культ здоровой трудовой жизни. Его отказ от вредных привычек носил принципиальный характер. Первую часть дня он посвящал физическим упражнениям и зарядке. Его зарядка больше напоминала тренировку спортсмена и продолжалась не менее часа. Зарядку сменяла прогулка, неизменная в любое время года: пешая, когда расстояние в пять—шесть километров покрывалось быстрыми толстовскими шагами или верхом на лошади. Утро продолжал полезный физический труд. Толстой был убежден, что труд — самая важная нравственная обязанность каждого человека. Чтобы быть здоровым, нужно не только следить за собой, но и заниматься общественно полезным трудом, относиться ко всем родным и друзьям доброжелательно, ведь только добрый человек живёт долго и счастливо.
Слово “здоровье” является одним из самых
частых, которое использует человек. Даже
приветствие при встречах и расставаниях мы
связываем с этим словом: “здравствуйте”, “будьте
здоровы” и другие. Но что же такое “здоровье”?
Самый простой ответ гласит, что здоровье – это
отсутствие болезней. На продолжительность жизни
влияет множество разнообразных факторов.
Некоторые из них – окружающая среда, генетическая
предрасположенность – трудно поддаются контролю,
но всё равно можно сделать многое, чтобы прожить
долгую и здоровую жизнь. Давно известно, что
здоровье человека на 10-20% зависит от
наследственности, 10-20% – от состояния окружающей
среды, 8-12% – от уровня здравоохранения и 50-70% –
от образа жизни. Что же такое здоровый образ жизни?
Это комплекс оздоровительных мероприятий,
обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление
здоровья, повышение работоспособности людей,
продление их творческого долголетия. Но, к
сожалению, многие люди не соблюдают самых
простейших, обоснованных наукой норм здорового
образа жизни. Одни не придерживаются здоровой и
разнообразной пищи, в которую нужно включать
побольше фруктов и овощей. Ведь, чем
разнообразнее питание, тем больше вероятность, что
в него войдут все необходимые питательные
вещества. Другие не ведут активный образ жизни, что
вызывает преждевременное старение и риск
сердечных заболеваний. Третьи не стараются
удерживать вес в рекомендуемых пределах. Люди с
избыточным весом более подвержены таким
болезням, как сахарный диабет, гипертония, артрит и
сердечные заболевания. А у людей с весом ниже
нормы понижена сопротивляемость инфекциям.
Четвёртые не могут справиться с повседневными
стрессами. А многие укорачивают свою жизнь,
поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю.
Это комплекс оздоровительных мероприятий,
обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление
здоровья, повышение работоспособности людей,
продление их творческого долголетия.
Здоровье – бесценное достояние не только
каждого человека, но и всего общества. При
встречах, расставаниях с близкими и дорогими
людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья
так как это – основное условие и залог полноценной и
счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять
наши планы, успешно решать основные жизненные
задачи, преодолевать трудности, а если придется ,
то и значительные перегрузки. Доброе здоровье,
разумно сохраняемое и укрепляемое самим
человеком, обеспечивает ему долгую и активную
жизнь .
Научные данные свидетельствуют о том, что у
большинства людей при соблюдении ими
гигиенических правил есть возможность жить до 100
лет и более.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых
простейших, обоснованных наукой норм здорового
образа жизни . Одни становятся жертвами
малоподвижности (гиподинамии) , вызывающей
преждевременное старение, другие излишествуют в
еде с почти неизбежным в этих случаях развитием
ожирения, склероза сосудов, а у некоторых –
сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать ,
отвлекаться от производственных и бытовых забот,
вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что
в конечном итоге приводит к многочисленным
заболеваниям внутренних органов . Некоторые люди ,
поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю ,
активно укорачивают свою жизнь.
Здоровье – это первая и важнейшая
потребность человека, определяющая способность
его к труду и обеспечивающая гармоническое
развитие личности. Оно является важнейшей
предпосылкой к познанию окружающего мира, к
самоутверждению и счастью человека. Активная
долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого
фактора.

Врач общей практики, терапевт Лариса Алексеева дала несколько рекомендаций в эфире пресс-центра Медиагруппы «Патриот», как добиться того, чтобы кожа всегда выглядела чистой и здоровой. Также она объяснила, почему не стоит слишком часто мыться мылом и как избежать неприятных последствий для кожи от использования антисептических средств.

По словам терапевта, состояние кожи говорит о вашем здоровье. Чтобы она выглядела красивой, необходимо правильно питаться, лечить имеющиеся болезни, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом и ухаживать за своим телом. Например, в зимние месяцы врач рекомендует наносить на кожу лица жирный крем, чтобы защитить ее.

«В зимние холода наша кожа испытывает стресс, большие нагрузки. Раньше в Сибири в морозы лицо смазывали гусиным жиром, теперь есть специальные крема, которые содержат в себе все компоненты ухода именно за кожей лица зимой, которые ее и увлажняют, и питают. Если смазывать лицо защитным увлажняющим и жирным одновременно кремом, тогда нашей коже зимний стресс будем нипочем», — заявила Лариса Алексеева.

Большой вред коже наносит переедание и чрезмерное употребление алкоголя. В связи с этим врач рекомендует задуматься о питании во время новогодних праздников.

«Во всем нужно придерживаться меры. Особенно это касается спиртного, потому что иногда сложно понять, то ли у людей холодовая крапивница, то ли крапивница от выпитого вина», — смеется доктор. 

Терапевт Лариса Алексеева рассказала, как сохранить кожу красивой и здоровой

Федеральное агентство новостей / Елизавета Мурашева

По словам эксперта, алкоголь обостряет дерматит кожи. Чтобы предостеречь себя от нежелательных последствий, врач рекомендует соблюдать диету.

«Если вы купили килограмм мандаринов, то съешьте один — этого будет достаточно. Если очень хотите тортик — лучше, чтобы он был без шоколада, без цитрусовых. Можно взять типа «Птичьего молока», суфле. Можно даже на фруктозе, на сахарозе, на сахарозаменителе, если у вас заболевания эндокринной системы, — и для кожи это будет полезнее. Что касается оливье — это мой самый любимый салат, я все равно его буду есть с солеными бочковыми огурцами, но соус у меня будет легкий. Я делаю свой майонез, взбив миксером горчицу, оливковое масло и яички», — рекомендует Лариса Алексеева.

Коснулась доктор и вопроса влияния на состояние кожи коронавирусной инфекции. По ее словам, проведенные исследования не говорят о том, что COVID-19 провоцирует возникновение кожных заболеваний.

«Единственное, что ученые подтвердили, — что он обостряет все хронические заболевания, поскольку убивает наш иммунитет, снижая его практически до ноля. Поэтому людям с хроническими заболеваниями и с дерматозами сложно поддерживать себя в порядке. Кроме этого, наблюдения показали, что COVID-19 вызывает герпетические состояния, например, герпес Zoster, или опоясывающий лишай, пузырчатку, обострение хронических кожных дерматозов», — пояснила Лариса Алексеева.

Опасаться того, что коронавирусная инфекция оказывает влияние на старение кожи, не стоит, считает доктор.

«Она не стареет, а просто «устает» после перенесенного заболевания. Человек устает, у него такое всеобщее истощение, он худеет. Понятно, что и кожа становится менее эластичной, на ней могут образоваться заломы. Помочь преодолеть это поможет реабилитация», — отметила Лариса Алексеева.

Терапевт Лариса Алексеева рассказала, как сохранить кожу красивой и здоровой

Подобным же образом у переболевших COVID-19 восстанавливается волосяной покров на голове.

«Выпадение волос у больных наблюдалось еще после первой волны «уханьского» вируса, многие люди тогда у нас теряли волосы. «Уханьская» волна вообще очень била по волосам и ногтям, но сейчас у людей все восстановилось. Мы можем этому радоваться», — заявила врач.

Терапевт предостерегает от слишком частого ежедневного мытья тела мылом.

«При мытье мылом мы смываем защитную водно-липидную мантию. Некоторые даже голову моют хозяйственным мылом. Говорят, что у них и перхоти нет, а потом приходят с таким себорейным дерматитом — приходится их лечить полгода. Но тут не убедить наш народ. Конечно, мойтесь, чистота — залог здоровья, но все-таки нужна золотая середина во всем: мойте часто те места, которые нужно мыть каждый день, можно несколько раз в день. Но всю кожу мыть мылом я бы не советовала, в противном случае пользуйтесь уходовой косметикой — помылся и потом намазался кремом. И лучше все-таки мыть тело не мылом, а гелем», — советует врач.

Специальными уходовыми средствами доктор рекомендует пользоваться и после дезинфекции рук антисептическими растворами.

«Частое мытье рук и пользование антисептиками как элемент борьбы с коронавирусной инфекцией стало причиной того, что у многих людей кожа на руках сильно испортилась. Чтобы защитить руки, после мытья нужно смазывать их специальными гелями с уходовым компонентом. Например, в которых есть глицерин. И на ночь руки тоже обязательно нужно смазывать кремом», — рекомендует Лариса Алексеева.

Для красоты кожи терапевт рекомендует следить за тем, что вы едите, особенно это касается подростков.

«К нам часто приходят подростки с угревой болезнью, и я объясняю им, что да, макияж нужен, но только под лечебный крем и не каждый день, только если ты выходишь в клуб или еще куда-то. Есть специальные гели — они прекрасно наносятся, потом уже вы можете наносить косметику. Просто так замазывать лицо, тратить тонны косметики — это бесполезно, так их не вылечить. Здесь обязательно нужно следить за питанием, очень провоцируют угревую болезнь фастфуды, шоколад, сладкое. Если 10 дней не питаться в фастфудах, просто чай пить, соблюдать диету гипоаллергенную, есть обычную домашнюю пищу — курочку, супчик, котлетки, картошечку, — кожа у подростков восстанавливается», — пояснила Лариса Алексеева.

Отвечая на вопрос, можно ли заразиться кожными заболеваниями в общественных местах, в туалетах, в салонах красоты во время маникюра, врач отметила, что риск есть. Важно следить, чтобы мастера маникюра использовали одноразовые инструменты, нельзя становиться босыми ногами на коврик в магазинах. Нужно помнить, что самым опасным с точки зрения заражения в общественном туалете является кнопка слива, потому что именно на ней остаются бактерии, которые приводят к кишечным заболеваниям. И ни в коем случае, отмечает врач, не стоит обманывать своего партнера, что у вас венерическая болезнь.

«Герпесом, сифилисом или гонореей можно заразиться только половым путем», — заявила Лариса Алексеева.

Лет 30 назад мы еще жили в литературоцентричной стране. Все везде читали: в метро, в автобусе. Сейчас тоже читают. Только телефоны. Может ли школьная литература исправить эту ситуацию? Нужно ли пятиклассникам читать «Муму», а шестиклассникам – «Тараса Бульбу»? Каким должно быть итоговое сочинение и какими – эссе в ЕГЭ? Об этом «Профилю» рассказала учитель московской школы «Интеллектуал» Ирина Лукьянова.

Травмированные классикой

– Можно ли сохранять в школьной программе старый добрый массив классических текстов? Или надо быть реалистами и просто стремиться к тому, чтобы дети хотя бы что-то читали и понимали текст?

– Это один из самых больных вопросов. У нас есть партия травмированных классикой и партия ею размахивающих. Травмированные говорят: скинем «Муму» и «Тараса Бульбу» с парохода современности, все это уныло, отстало от жизни и ранит чувства детей. А вторая партия твердит про духовно-нравственные ценности, патриотизм, которые непременно надо воспитывать при помощи классики. Конечно, классика отвечает человеку на важные вопросы о его жизни, но молодой человек не всегда понимает, почему он должен искать ответы на свои вопросы в жизни поручиков, титулярных советников, коллежских асессоров. Почему считается, что у них те же проблемы, что и у него? Хотя некоторые читатели обнаруживают, что у них, в общем-то, проблемы те же, что у одного датского принца.

А еще поборники классики предлагают пользоваться литературой как учебником по прикладной этике. Чтобы, когда замужняя женщина влюбляется в неженатого мужчину, она могла бы ему вовремя сказать: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна». При этом у современных детей очень высокая потребность смотреть на героев с точки зрения популярной психологии. И если раньше подростки могли ассоциировать себя с Печориным и находить его очень близким себе, то сейчас они все чаще говорят: Печорин – это токсичный нарцисс, мизогин и такая себе «редиска». Им интересно выяснять, должна или не должна была Наташа бежать с Курагиным. Но литература – это не набор психологических кейсов.

Обе стороны этого спора вместе с водой выплескивают ребенка. Ведь литература – это еще и искусство. Но тут возникает вопрос: не пора ли указать литературе ее скромное местечко рядом с рисованием, МХК и прочим пением?

— Получается, что школьный предмет «Литература» до сих пор жив только потому, что его считают хранилищем духовно-нравственных ценностей. А если признать, что это «просто» искусство, то ее место в конце строя?

– Не совсем. В принципе, сама литература – очень сложный предмет. С одной стороны, она появляется в начальной школе как просто чтение. Вроде как ребенок должен научиться читать для души. Но воспитывают его на бесконечно унылых дидактичных текстах, где практически всё про родную природу. И ребенок не очень понимает, какое это имеет к нему отношение.

– Вспоминается Плещеев: «Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты»…

– Я люблю Плещеева. Но ребенку, особенно городскому, нельзя все время рассказывать исключительно о природе. У него могут быть и другие интересы.

Кроме того, этот школьный предмет пытается выполнять задачи филологические. То есть воспитывать литературоведа и историка литературы. И здесь тоже огромное поле для размышлений: надо ли давать все эти синекдохи и гиперболы, нужны ли ребенку сведения о журнальной полемике в XIX веке, о славянофилах и западниках, надо ли ему читать Белинского, Добролюбова и их противников?

Дети любят «Черного человека» и Асадова

– А как современные школьники воспринимают поэзию?

– Многие из них к окончанию школы так и не научаются понимать стихи, не чувствуют, как они сделаны, зачем написаны. А если мы посмотрим, какие стихи школьники (да и взрослые) постят в соцсетях, то увидим, что, чем проще автор, чем более простые мысли он высказывает максимально простым слогом, тем он популярнее.

– Кого дети предпочитают из поэтов?

– По моим наблюдениям, из классиков – Есенина: он наш, русский, простой, понятный. Скажем, на олимпиадах, если дети на вечере поэзии читают стихи, то непременно кто-то декламирует Асадова, кто-то – местного поэта про родимый край, обязательно Бродского, и всегда три-четыре человека хотят исполнить наизусть «Черного человека» Есенина. От начала до конца. Он созвучен подростковому возрасту.

– Странный набор авторов. Особенно Асадов, стихи которого считались пошлыми.

– А теперь – совсем нет.

После ХIХ века ничего не было

– Нужно ли следовать хронологической канве при изучении литературы? Начинать с древности, потом – сентиментализм, романтизм, реализм.

– У хронологического подхода есть свои перекосы. Античность изучают в пятом классе, и от «Илиады» с «Одиссеей» в голове у детей остаются две-три картинки, два сюжета. Античность остается просто непонятой, а с другой стороны, происходит огромный перекос в сторону ХIХ века, который мы читаем в 8–9–10-м классах. Зарубежная литература обрывается на романтизме, и дальше на нее времени не остается. А огромный русский ХХ век и ХХI, почти четверть которого уже прошла, остаются на 11-й класс. Но выпускникам не до литературы. И мы еле успеваем добраться до «оттепели». Трех часов в неделю нам не хватает, да и дети ходят на уроки нерегулярно: они разъехались по олимпиадам, готовятся к ЕГЭ, уходят на семейное обучение, чтобы сосредоточиться на нужных предметах. В итоге в голове у выпускника остается та самая русская классика, с тем представлением, что после Толстого и Достоевского уже больше ничего не было. И русский «критический реализм» – венец развития литературы. А всё, что на него не похоже, – это какое-то вредное «дегенеративное искусство».

– И все-таки вы придерживаетесь хронологического подхода.

– Да. Это мне помогает лучше структурировать материал. Что касается сентиментализма или романтизма, то, думаю, ничего плохого в знакомстве с ними нет. Тогда дети поймут, почему «Бедная Лиза» кажется им такой смешной и нелепой. Интересно понять и почему «Станционный смотритель», написанный Пушкиным всего через несколько десятилетий после «Бедной Лизы», – это почти современная проза, а «Бедная Лиза» – устаревшая. И увидеть, что за это время произошло с русским языком и что сделал Пушкин. Это вроде бы исторические вопросы, но они помогают нам понять место Пушкина в русской литературе. Если же мы будем «Бедную Лизу» преподносить как учебник морали (девушки, не целуйтесь с Эрастами, у которых розовые губы, не давайте погибнуть своей невинности), то ничего, кроме хохота, это у детей не вызовет. А если им рассказать о сентиментализме, они узнают, что это было за направление в культуре Европы, как выражалось в музыке, в живописи, даже в садово-парковой культуре. Нелишнее понимание для культурного человека. Интересно, кстати, и обсудить, что в сегодняшней популярной культуре восходит к сентиментализму.

– Далеко не каждый школьник понимает, зачем ему становиться «культурным человеком».

– Увы, это так. Произошло огромное расслоение школ. Для многих классов вопрос сентиментализма совершенно лишний. Там задача учителя – вообще научить школьника получать от чтения хоть какую-то радость и пользу.

– При этом у нас говорят, что должны быть единая образовательная программа и единое образовательное пространство.

– Этого категорически нельзя делать. Наоборот, надо, чтобы у учителя оставалась возможность соизмерять требования программы с потребностями своего класса. Чтобы над нами не стоял этот ужас: вы обязаны пройти всю программу, освоить все методические единицы и т. д. В этом смысле достаточно прогрессивным был прошлый ФГОС (Федеральный образовательный стандарт), в котором были прописаны требования к школьнику на выходе и давалась примерная программа. Это были три списка – A, B и C. Обязательные произведения, обязательные авторы и группы произведений, из которых можно выбирать. А теперь ты на свой страх и риск работаешь, до первого бдительного родителя, который заподозрит какой-то компромат в том, что ты даешь на уроке.

«Зачем Герасим утопил Муму»

– Что бы вы исключили из программы, а что, наоборот, включили?

– Ну, пока нам даже новый ФГОС оставил немножко простора для маневров и капельку вариативности. Все-таки учителю важно иметь немного свободы. Я, например, не очень люблю с детьми читать прозу о войне в 11-м классе. Меня ею в школе перекормили. По долгу службы я это делаю, конечно, но предпочла бы читать с ними стихи о войне.

Или – я терпеть не могу «Тихий Дон». Хотя у меня был ученик, который его очень любил и даже сделал проект «Мысль народная в «Войне и мире» и в «Тихом Доне»». В программе про «Тихий Дон», так же как про «Архипелаг ГУЛАГ», стыдливо пишут, фрагментами. Все-таки нобелевские лауреаты.

– Я у вас в Facebook читала дискуссию о том, нужно ли проходить «Муму» и «Тараса Бульбу». Ведь это травмирует детскую психику.

– Я не уверена, что детям стоит читать «Муму». Это вовсе не детский рассказ. Он не только о несвободе, но и о конфликте лояльностей. Но сейчас ребенку уже не понять, что это такое, когда Герасим так осознает себя слугой своей госпожи, что для него служение ей – его задача в жизни.

Грустные уроки: почему у географии запредельно низкий статус в школе

У нас сейчас нет такого типа взаимоотношений. И когда барыня, которой он всецело предан, заставляет его убить единственное любимое и родное существо, человеческую душу здесь раздирает совершенно страшный конфликт лояльности. Герасим выбирает, как герой классицизма, примат долга над страстью и идет топить несчастную Муму. А сделав это, понимает, что утратил все самое любимое, самое дорогое. И наступает полное опустошение, потому что теперь ему вообще терять нечего. У него ничего не осталось, и он от всего свободен, в том числе и от барыни, которая вынудила его совершить такое чудовищное насилие над собой. Как ребенок в пятом классе может понять вот это, я не знаю. В 11 лет он понимает одно: какая-то дура барыня дураку Герасиму приказала утопить собачку, и он утопил. Нет бы сразу ушел с ней в деревню. Естественно, любому нормальному ребенку жалко только Муму. А того, что делает крепостное право с человеческой душой, в этом возрасте и не разглядеть, и не понять. Рассказ проходит мимо них и только зря мучает своей жестокостью по отношению к Муму.

– А «Тарас Бульба»? Его сейчас, как и раньше, проходят?

– Проходят, конечно: «Нет уз святее товарищества». Но у меня вот сидит на уроке мальчик из еврейской семьи и читает, как они там собираются «перерезать всех жидов» или как младенцев в огонь кидают. И он спрашивает: а мы должны это в школе проходить? Не все же читают в приглаженном виде из хрестоматии. Да и сама идея «я тебя породил, я же и убью» тоже не очень симпатична школьникам. Далеко не все воспринимают Тараса Бульбу как образец для подражания. Просто современные дети не видят большой доблести в том, чтобы устроить набег на мирные села и разорить их, устроить осаду города и уморить там всех голодом. Чтобы они вообще способны были выносить все описанные зверства, надо очень много говорить об историзме мышления, о том, что мы не можем применять сегодняшние этические мерки и сегодняшнее международное право ко вчерашнему и позавчерашнему дню.

Можно, с другой стороны, упростить все и пытаться на примере этого текста говорить о патриотизме и товариществе, как это делалось в нашем детстве. Некоторым детям вполне достаточно увидеть в Тарасе былинного богатыря. А другие задают неожиданные вопросы. Одна шестиклассница спросила, помнится: а вот смотрите – в «Ромео и Джульетте» тот же самый конфликт. Они принадлежат к враждующим кланам, полюбили друг друга. Осознали, что они отдельные люди, а не только часть рода. За что же мы осуждаем Андрия? И другие дети сказали: за то, что он, полюбив женщину из другой семьи, поднял меч против своей.

«Гарри Поттер» помогает анализировать прозу

– Нужна ли в школе современная литература? На нее же времени не остается.

– Современная литература – и русская, и зарубежная – нужна всегда. Кстати, если мы хотим обсуждать какие-то этические или психологические проблемы, то современная детская литература гораздо удобнее, чем классика. Там и конфликты ближе к пониманию нынешних детей, и обстановка ближе к современной. И проще показывать, как текст сделан – с точки зрения литературоведческой.

– Пользуетесь ли вы «Гарри Поттером»?

– Очень много. Когда объясняю законы эпоса, например. Потому что Роулинг прекрасно работает с архетипами, мастерски строит сюжет, свою вселенную. Так же, как и Толкиен во «Властелине колец». Современные дети это читали и знают. Но не обязательно хвататься за эпопею. Можно брать маленькие рассказы современных писателей, можно – небольшие стихотворения. По субботам я веду кружок для шестиклассников. На творчестве современных писателей мы изучаем, как устроено литературное произведение, учимся анализировать тексты.

Сочинения полезные и вредные

Как вы относитесь к нынешним сочинениям. Будь то итоговое в 11-м классе или эссе в ЕГЭ по русскому и литературе. Я знаю, что, для того чтобы получить хорошие баллы за эссе по русскому, нужно понимать, по каким критериям оно будет оцениваться, и соответствовать им. Ни о каком творчестве тут и говорить нельзя. В ЕГЭ по литературе по-другому?

– Примерно так же. Там только нужно написать пять сочинений: четыре маленьких и одно большое. Если ты не знаешь критериев оценивания, твой предел – балла 72. Это пятерка, но в топовый вуз ты с таким баллом не попадешь.

Леонид Кацва: «Без знания истории всегда рискуешь стать жертвой манипуляции»

Когда вводилось нынешнее итоговое сочинение, которое пишут в декабре 11-классники, оно предполагалось как метапредметное. И вначале все было почти хорошо: дети в самом деле старались написать что-то свое, небанальное. Но и дети, и учителя страшно боятся сделать не так, поэтому тут же расплодились шаблоны, подпорки для тех, кому трудно строить высказывание: начать надо так-то, затем мне хотелось бы перейти к такому-то вопросу, там привести пример из литературы (примеры взять из того, что все читали: «Войны и мира» или «Судьбы человека»). Эти шаблоны стали восприниматься как закон. И дети стали шпарить по ним. В итоге сочинения стали так похожи одно на другое, что их бессмысленно проверять. А задумывалось это, чтобы показать независимость суждений.

Сочинение мне кажется мертвым жанром: у текста должна быть коммуникативная задача. А многие дети не умеют эти задачи решать. Например, не умеют написать простое письмо преподавателю, поздороваться, обратиться по имени-отчеству. Не понимают, что резюме, рекламная статья, текст для своего блога, комментарий к видео, мотивационное письмо (почему я хочу работать в вашей компании) – это пишется по-разному, разным языком…

У экзаменационного же текста другая задача. Выпускник должен показать, что хорошо ориентируется в изученном материале и владеет навыками, которые должен был усвоить. Но в нынешнем виде итоговое сочинение вообще ничего не проверяет, кроме умения создавать текст по шаблону. И сочинение в ЕГЭ по русскому языку проверяет умение в рамках шаблона продемонстрировать владение общепринятыми морально-этическими нормами и согласиться с утверждением автора, что раньше было лучше, чем сейчас (русский язык засоряется, природа загрязняется, люди стали грубее и уткнулись в гаджеты). Но мне кажется, если даже придумать экзамен, не требующий шаблона, общество тут же выдвинет против него свой шаблон.

  • Сочинение что такое взаимовыручка по тексту михеевой
  • Сочинение что такое предательство по повести тарас бульба
  • Сочинение что такое нравственный выбор кратко
  • Сочинение что такое благодарность по тексту яковлева
  • Сочинение что такое нравственность огэ