Это случилось тогда, когда я была еще совсем маленькой. Накануне 8 марта я осталась дома одна. Мне очень хотелось сделать что то приятное маме в честь праздника. Я села на диван и, болтая ногами, начала думать. Что же такого я могла бы сделать? Приготовить ужин, помыть посуду, помыть полы и прибрать свою комнату. Вот что удалось мне придумать.
Для начала я решила прибраться в своей комнате. У меня есть младший братик, с которым мы живем в одной комнате. Именно поэтому у нас в комнате очень много игрушек, которые разбросаны по всей комнате. Я терпеливо их убрала, поставив наместо все его машинки и разложив по полкам все его мягкие игрушки. На это потребовалось много времени, но результатом я осталась довольна. Теперь моя комната выглядит аккуратно.
Вторым по моему плану было помыть полы. Наша квартира очень большая и меня это очень напугала. Я мыла полы лишь однажды и то это была моя комната. Но я хотела порадовать маму и несмотря на свои страхи я все таки решила помыть полы во всей квартире. На это у меня ушло очень много времени. До прихода мамы осталось совсем немного, а у меня было выполнено только половина моего плана. Я расстроилась и даже хотела заплакать. Но вспомнив свою маму, и вспомнив как она делает все домашние дела, я взяла себя в руки.
Теперь перед о мной стояла почти невыполнимая задача: приготовить ужин. Я никогда ничего не готовила. Да и что может приготовить ребенок семи лет. Все что я помню из маминых рецептов – это как готовить яичницу. Разбить пару яиц на сковородку оказалось не такая ужи простая задача. И так, я справилась! Я очень гордилась собой, и теперь я очень ждала прихода мамы, чтобы накормить ее немного подгоревшей яичницей.
После моей готовки осталось много грязной посуды. Помыть ее не составило большого труда. Через пару минут кухня была убрана. И весь мой план был выполнен! Я невероятно гордилась собой, ведь я провела день а выполнением домашних дел совсем как взрослая.
Раздался звонок в дверь. Пришла мама. Я радостно обняла ее и пригласила за стол. Мама очень удивилась, когда увидела все изменения в квартире. Она обняла меня и сказала: « Я очень горжусь тобой, дочка. Ты стала уже такой взрослой. Мне очень приятно, что ты мне помогаешь по хозяйству».
Эти слова я запомнила надолго. Мне было лестно, что мама так высоко оценила мои старания. И с этого дня я начала чаще заниматься домашними делами, ведь я уже взрослая.
Сочинение 2
В детстве у меня было очень много страхов. Упасть, поцарапаться, оплошать – всё это вызывало во мне дикий ужас. Но ничего из этого не могло сравниться с тем, что я чувствовал, когда наступала ночь. Ведь ночью было темно. И эта темнота – самое страшное, что было тогда в моей жизни. Я видел её повсюду – на шкафу, стене, тумбочке и даже на своём столе. Приходилось сильно-сильно зажмуривать глаза, чтобы не видеть её. Но когда глаза закрыты, то мне было тоже темно. И это было ужасно. Я начинал слышать какие-то шорохи, скрипы и даже своё собственное дыхание. Оно было самым громким на свете – так мне казалось. А ещё было чувство, что кто-то на тебя смотрит. Прямо из темноты. Из того самого угла комнаты, где хранилась моя хоккейная клюшка. Если приглядеться, то можно было заметить, как её держит тёмная когтистая лапа…
И я долго не мог заснуть. Со временем это заметила мама – я очень часто засыпал ещё до тихого часа в саду. Воспитатели жаловались на то, что я не играю с другими детьми, да и вообще – неактивный ребёнок. Мне тогда было тошно. Они ведь не видели монстра в моей комнате? Того, который спрятался в дальнем углу и ждал, пока я пошевелюсь, чтобы зарычать. А рычание у него было громким и страшным. Как в телевизоре, когда показывали передачу о животных. Там был большой тигр.
Мама тогда очень сильно удивилась. Наверное, это потому, что дома я носился как антилопа. Так мне сказал папа, когда я прыгал с подушки на подушку. Кажется, он тогда ругал меня. Это из-за тёти Веры, что живёт этажом ниже – она не очень любит шум. И детей.
Когда наступила ночь, то она пришла в мою комнату и пожелала сладких снов. Она всегда так делает. Но в тот раз она смотрела на меня как-то странно. Мне кажется, что она догадалась, почему я плохо сплю. Тогда я просто не мог не коситься в сторону с клюшкой – казалось, что монстр зарычит, пугая не только меня, но и мою маму. Через некоторое время она ушла.
Но вскоре опять вернулась. Часы на стене сказали, что прошёл час. Это мне папа показал, как их слушать. Всё дело в длине стрелки. Мама очень сильно удивилась. «Почему ты не спишь?» — спросила она. Я молчал. Она повторила вопрос. Тогда я ответил: «Монстр».
Если честно, то я плохо помню, что она тогда сказала. Кажется, что-то о том, что я смелый мальчик. А монстра нет. Наверное, я тогда ей поверил. Потому, что сейчас я не боюсь никаких монстров. Но я до сих пор помню одну ей фразу. Она сказала: «Герои не боятся никаких монстров». Она сказала, что я герой, хотя я и боялся монстра. Тогда я понял, что герои тоже могут чего-то бояться.
`
Что сказала мама
Популярные сочинения
- Сочинение Что делает человека известным?
На самом деле, всеизвестные люди, ну или большинство людей были когда-то никому не известные. Простыми людьми, которых никто, нигде, не узнавал, и не знал о них вовсе.
- Сочинение Ася в повести Тургенева образ и характеристика)
В творчестве Ивана Сергеевича Тургенева есть много романтических произведений, одним из которых является повесть под названием «Ася». Это произведение не оставляет равнодушным никого
- Сочинение на тему Какими качествами обладает добрый человек?
Сталкиваясь на своем пути с трудностями, некоторые люди предпочитают озлобиться и опустить руки. Они винят окружающих в собственных неудачах, или, наоборот, чрезмерно возвышают себя, добившись чего-то
Тематическое планирование по русскому языку, 5 класс
(учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. М.: «Просвещение», 2017)
№ пп
Тема
Кол-во часов
1
Язык и человек. Общение устное и письменное.
1
2
Читаем учебник. Слушаем на уроке.
1
3
Стили речи.
1
Вспоминаем, повторяем, изучаем. (17 ч.+3 ч.)
4
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
1
5
Орфограмма.
1
6
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
1
7
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
1
8
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
1
9
Буквы и, у, а после шипящих.
1
10
Разделительные ъ и ь.
1
11
Раздельное написание предлогов с другими словами.
1
12
Диктант.
1
13
Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (по Г.Скребицкому). (упр.70)
1
14
Части речи. Глагол.
1
15
-Тся и –ться в глаголах.
1
16
Личные окончания глаголов.
1
17
Тема текста.
1
18
Имя существительное.
1
19
Имя прилагательное.
1
20
Сочинение по картине. Описание картины (А.Пластов. «Летом»)
1
21
Местоимение.
1
22
Основная мысль текста.
1
23
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
1
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23 ч.+7 ч.)
24
Синтаксис.Пунктуация.
1
25
Словосочетание.
1
26
Разбор словосочетания.
1
27
Предложение.
1
28
Сжатое изложение (В.Катаев).
1
29
Виды предложений по цели высказывания.
1
30
Восклицательные предложения.
1
31
Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по выбору. Устный отзыв о сочинении.
1
32
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
1
33
Сказуемое.
1
34
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
35
Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.
1
36
Дополнение.
1
37
Определение.
1
38
Обстоятельство.
1
39
Предложения с однородными членами.
1
40
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
1
41
Предложения с обращениями.
1
42
Синтаксический разбор простого предложения
1
43
Пунктуационный разбор простого предложения.
1
44
Контрольный диктант
1
45
Р/р Письмо.
1
46
Простые и сложные предложения.
1
47
Синтаксический разбор сложного предложения.
1
48
Сочинение по картине (Ф.Решетников. «Мальчишки»)
1
49
Прямая речь.
1
50
Диалог.
1
51
Повторение.
52
Сжатое изложение (по Е.Мурашовой)
1
53
Диктант с грамматическим заданием.
1
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (12 ч.+3 ч.)
54
Фонетика. Гласные звуки.
1
55
Согласные звуки.
1
56
Изменение звуков в потоке речи.
1
57
Согласные твердые и мягкие.
1
58
Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Паустовский. «Шкатулка»)
1
59
Согласные звонкие и глухие.
1
60
Графика. Алфавит.
1
61
Описание предмета. Сочинение-описание.
1
62
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
1
63
Двойная роль букв е, ё, ю,я.
1
64
Орфоэпия.
1
65
Фонетический разбор слова.
1
66
Повторение.
1
67
Описание предметов, изображенных на картине (Ф.Толстой. «Цветы, фрукты, птица»)
1
68
Диктант и проверочная работа.
1
Лексика. Культура речи. (6 ч.+2 ч.)
69
Слово и его лексическое значение
1
70
Однозначные и многозначные слова
1
71
Прямое и переносное значение слов
1
72
Омонимы
1
73
Синонимы
1
74
Сочинение по картине (И.Грабарь. «Февральская лазурь»)
1
75
Антонимы
1
76
Повторение
1
77
Подробное изложение (К.Паустовский. «Первый снег»)
1
Морфемика. Орфография. Культура речи. (18 ч.+4 ч.)
78
Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.
1
79
Окончание
»
1
80
Основа слова
1
81
Сочинение по личным впечатлениям в форме письма
1
82
Корень слова
1
83
Рассуждение. Сочинение-рассуждение
1
84
Суффикс
1
85
Приставка
1
86
Выборочное изложение с изменением лица
1
87
Чередование звуков. Беглые гласные.
1
88
Варианты морфем
1
89
Морфемный разбор слова
1
90
Правописание гласных и согласных в приставках
1
91
Буквы з,с на конце приставок.
1
92
Буквы а-о в корне –лаг-лож
1
93
Буквы а-о в корне —раст-рос-
1
94
Буквы ё-о после шипящих в корне
1
95
Буквы и-ы после ц
1
96
Повторение
1
97
Контрольный диктант
1
98
Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками, допущенными в диктанте.
1
99
Сочинение по картине (П.Кончаловский. «Сирень в корзине»)(упр.470)
1
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное. (17 ч+4 ч)
100
Имя существительное как часть речи
1
101
Доказательства в рассуждении
1
102
Сочинение-рассуждение
1
103
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
1
104
Имена существительные и нарицательные. Большая буква в именах собственных.
1
105
Род имен существительных
1
106
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
1
107
Сжатое изложение (Е.Пермяк. «Перо и чернильница»)
1
108
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
1
109
Три склонения имен существительных.
1
110
Падеж имен существительных
1
111
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
1
112
Контрольный диктант
1
113
Изложение с изменением лица
1
114
Изложение с изменением лица
1
115
Множественное число имен существительных.
1
116
Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
1
117
Повторение и проверочная работа.
1
118
Морфологический разбор имени существительного.
1
119
Сочинение по картине (Г.Нисский. «Февраль.Подмосковье»)
1
120
Сочинение по картине (Г.Нисский. «Февраль.Подмосковье»)
1
121
Диктант.
1
Имя прилагательное (10 ч.+ 4 ч.)
122
Имя прилагательное как часть речи.
1
123
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
1
124
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
1
125
Описание животного. Изложение (А.Куприн. «Ю-ю»)
1
126
Прилагательные полные и краткие
1
127
Описание животного на основе изображенного.
1
128
Сочинение по картине (А.Комаров. «Наводнение»)
1
129
Морфологический разбор имени прилагательного
1
130
Сочинение «Как я испугался»
1
131
Повторение
1
132
Диктант и проверочная работа
1
133
Резервный урок.
1
134
Сочинение «Мое любимое животное»
1
Глагол (29 ч. +6 ч.)
135
Глагол как часть речи
1
136
Не с глаголами.
1
137
Не с глаголами.2
1
138
Рассказ
1
139
Неопределенная форма глагола.
1
140
Употребление неопределенной формы.
1
141
Правописание –тся и –ться в глаголах.
1
142
Виды глагола
1
143
Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида
1
144
Буквы е-и в корнях с чередованием
1
145
Буквы е-и в корнях с чередованием
1
146
Невыдуманный рассказ (о себе)
1
147
Контрольный диктант
1
148
Работа над ошибками, допущенными учащимися в диктанте
1
149
Время глагола
1
150
Прошедшее время
1
151
Настоящее время
1
152
Будущее время
1
153
Спряжение глаголов
1
154
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
1
154
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
1
155
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
1
156
Морфологический разбор глагола
1
157
Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Савчук. «Шоколадный торт»)
1
158
Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Савчук. «Шоколадный торт»)2
1
159
Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
1
160
Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
1
161
Употребление времен
1
162
Употребление «живописного настоящего» в повествовании.
1
163
Повторение
1
164
Повторение2
1
165
Сочинение-рассказ по рисунку (О.Попович. «Не взяли на рыбалку»)
1
166
Сочинение-рассказ по рисунку (О.Попович. «Не взяли на рыбалку»)2
1
167
Диктант и проверочная работа.
1
168
Резервный урок
1
Повторение и систематизация изученного (5 ч. +2 ч.)
168
Разделы науки о языке
1
169
Сочинение на одну из тем по выбору.
1
170
Сочинение на одну из тем по выбору.2
1
171
Орфограммы в приставках и корнях слов.
1
172
Орфограммы в окончаниях слов.
1
173
Употребление букв ъ и ь
1
174
Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
1
175
Заключительный урок.
Временный переход на дистанционное обучение из-за пандемии вынудил многих преподавателей освоить образовательные платформы, видеоуроки, тестовую систему проверки знаний. Эти способы работы с учениками переместились и в офлайн-режим. Но несмотря на, казалось бы, расширившиеся границы в образовании, не все считают, что обучение в «цифре» способствует развитию ребенка, а многие уверены в очевидном вреде.
Журналист РИА «Воронеж» поговорила с педагогами, психологом, родителями и попыталась выяснить, как цифровые технологии в школе влияют на качество образования.
Как оснащены воронежские образовательные учреждения?
Михаил Кирьянов (из архива)
Цифровизация в школах Воронежской области набирает темпы. В 2021 году в регионе открылись 154 новых центра естественнонаучной направленности «Точка роста», а в 2019–2020 годах – 105 таких центров. Новые площадки оборудованы компьютерами, цифровыми лабораториями по физике, химии, биологии, микроскопами, учебной лабораторией по нейротехнологии, наборами по механике, мехатронике и робототехнике, учебным роботом-манипулятором. В 2022 году планируется открыть еще 153 «Точки», а в Лискинском районе появится IT-клуб.
Учительница информатики Грибановского центра образования имени Троепольского Зоя Ларина рассказала, что на два кабинета информатики в их учреждении приходится 30 компьютеров. В каждом классе – интерактивная доска. Во внеурочное время дети занимаются робототехникой, осваивают 3D-моделирование.
– В прошлом году осваивали с учениками графические редакторы, делали мультфильмы на конкурс муниципальных компьютерных проектов. Десятиклассники создавали тематические сайты. Конечно, с таким оснащением работать интереснее. Помогают интерактивные доски, а также система голосования, когда ученики с помощью пульта выбирают правильный ответ в тесте, – отметила педагог.
С 2018 года Воронеж участвует в региональном проекте «Цифровая образовательная среда»: школы оснащают современным оборудованием, развивают цифровые сервисы и контент для обучения. Обновляется материально-техническая база, появляется интернет, закупается современное оборудование, обеспечивается доступ к информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды. Такие условия создали уже в 86 школах города.
Мария Ситникова, учитель информатики в воронежской школе №1:
– В моем кабинете 30 ноутбуков, компьютерный стол для учителя. Программирование дети начинают проходить с восьмого класса. Кроме того, в пятых-шестых классах с информационным профилем, а также в физико-математических классах есть дополнительный час в неделю, где ребята учатся моделированию. Цифровые технологии не расслабляют, а наоборот, мотивируют детей к изучению предметов – как минимум информатики. Я бы больше добавила различного оборудования, если бы позволяло финансирование школы.
По словам учительницы информатики воронежского лицея №5 Натальи Лопушанской, в их лицее 150 компьютеров. Не хватает только учебного времени: технологии меняются стремительно, поэтому на уроках информатики эта проблема особенно остра.
– Наша основная задача – заложить основы, чтобы ребенок при появлении новых технологий сам мог их изучить. Это основа алгоритмического мышления, понимания того, что такое информация и как с ней работать, – рассказала Наталья Лопушанская.
Учительница добавила, что даже в очных условиях обучения педагоги всегда выходят на урок, имея в кармане презентацию, какой-то внешний источник. Так ученики лучше усваивают материал, рамки раздвигаются. Кроме того, сейчас образовательный стандарт предполагает создание своего проекта: дети формулируют тему, выбирают преподавателя в качестве наставника, а потом презентуют результат. Наталья Лопушанская подчеркнула, что пройти мимо информационных технологий в рамках проектной деятельности еще никому не удавалось.
Мария Вострикова, учитель физики в воронежской школе №62, участник программы «Учитель для России»:
– Мы всегда использовали разные форматы, потому что у детей разное восприятие: кому-то проще посмотреть видео, кто-то лучше усваивает информацию на слух. Новшества облегчают жизнь учителям, которые не против в них разобраться, и увлекают учеников. Детям интереснее разобраться с какой-то новой программой, чем со схемами 1980-х годов, распечатанных на постерах. Хотя и это я тоже использую: например, смотрим редкие диафильмы. Должно быть сочетание разных способов. Если цифровые технологии направлены на обучение, есть четкое задание, сформулированное учителем, не думаю, что это расслабляет – наоборот, развивает с разных сторон. Онлайн-платформы используются при обучении детей, которые, например, болеют и не могут посещать школу. Кроме того, небольшое число учеников с началом пандемии по желанию родителей перешли на семейное обучение. В таких случаях мы также рекомендуем использовать онлайн-площадки.
Помимо прочего, с 2017 года в Воронеже действует «Кванториум» – центр дополнительного образования для школьников. Технопарк оснащен высокотехнологичным современным оборудованием для обучения научно-технической направленности – компьютерами, интерактивными досками, 3D-принтерами, лазерными станками. Осенью 2019 года филиал технопарка появился в Россоши. В следующем году планируется запустить еще один «Кванториум» на базе воронежской школы №105.
«К дистанционке не были готовы»
Фото – из архива Лилии Аяцковой
Исполнительный директор частного учреждения дополнительного
образования Лилия Аяцкова вспомнила: общеобразовательная школа
не была должным образом подготовлена к дистанционному обучению. Несмотря на то что работы в направлении частичного или полного перехода на образовательные
платформы велись давно, весной 2020 года случился «обвал» всех известных
платформ.
– Учителям пришлось туго, было большое
сопротивление. Для кого-то просто создание электронного адреса стало трагедией.
Но меня удивило, что за весь оставшийся 2020-й и первую половину 2021-го ничего не изменилось: никто не начал суетиться и думать, что делать, если
«завтра война». К следующей дистанционке некоторые школы снова не были
готовы: где-то обучение свелось к тому, что преподаватель присылал задание,
включающее в себя классную и домашнюю работу для самостоятельного изучения. В
результате получился гигантский ком, который дети не в состоянии были осилить.
По словам Лилии Аяцковой, в частном образовании
сложилась иная ситуация. Весной школа, в которой она работает, также ушла в
онлайн – преподаватели прошли обучение, уроки полностью перенесли в ZOOM. Во вторую волну заранее проводили
тренинги с преподавателями, и новый переход на дистанционку был спокойным.
– Мы видим в этом опыте большие плюсы. Если сегодня
ребенок заболевает, он просит присоединиться онлайн. Группа работает в классе,
а рядом стоит ноутбук, где дети занимаются удаленно, – добавила Лилия Аяцкова.
Личность
учителя
Педагог отмечает, что и офлайн-, и онлайн-обучение
имеют место быть, но все зависит от того, как работают преподаватели. По ее
словам, всегда были учителя, которые не утруждали себя при подготовке к
занятиям – например, задавали читать параграф на уроке вместо объяснения темы.
– У меня когда-то были коллеги, которые говорили:
«За такие деньги пусть радуются, что я вообще на работу вышла». Странно ожидать
от таких людей, что они кинутся осваивать, заметьте, совершенно бесплатно,
новые технологии. Кроме того, у учителя всегда есть волшебный хлыст, который
называется «оценка». Поэтому они не переживают – если ученик хочет оценку, он
сам найдет материал и освоит его, – заметила Лилия Аяцкова.
Вместе с тем есть категория педагогов, которые
начали осваивать социальные сети, снимать видео на темы своего предмета. Такой эксклюзивный контент можно будет использовать не с одним
поколением учеников.
«Дети теряют свою социальность»
pixabay.com
По мнению психолога Натальи Дашковой, технологии,
которые сейчас внедряются в образовании, полезны, удобны и понятны детям,
которые выросли с мобильным телефоном в руках. Однако в этом случае живой
контакт с педагогом приобретает новое значение и становится более ценным.
– Многие дети привыкли к переписке в соцсетях,
мессенджерах. Им удобен такой формат общения, поэтому когда они начинают
звонить, то чувствуют неловкость и тревогу. Они теряют свою социальность,
коммуникативные навыки. Многие уходят на онлайн-образование только из-за того,
что в школе невыносимо: есть проблема с коммуникацией. У живых учителей
огромное преимущество: часто именно личность педагога стоит во главе угла. Учитель,
который любит свое дело, вдохновляет учеников. Если преподаватель скучен и
неинтересен, как можно полюбить его предмет? Многие уже идут в частные школы,
ищут классическое образование старых времен. Скорее всего, знания, которые
даются человеком, скоро будут эксклюзивными и дорогими. А все, что дается по
образовательным программам, станет масс-маркетом, – отмечает психолог.
Эксперт уверена, что золотой середины здесь быть не
может: современные школьники беспомощны без телефона, копируют тексты из
интернета, делая уроки, и не умеют писать от руки.
Татьяна Щербатых, учитель начальных классов воронежской школы №1:
– С детьми становится тяжелее общаться: они больше живут в виртуальной реальности. Если раньше видела у детей живые глаза, то сейчас часто сталкиваешься с пустым взглядом. Ребенок где-то в своем мире находится, это последствие использования гаджетов, компьютерных игр. Я работаю с образовательной платформой Учи.ру в качестве дополнительного, а не основного материала. Ни в коем случае не заставляю – только по желанию ребенка. Видеоуроки тоже показываю, но действительно грамотных роликов, которые можно было бы использовать на 100%, очень мало. Все эти видео и интернет-ресурсы могут иметь место как дополнительный способ подачи материала, но не как основной. Также я сторонник вырабатывания почерка у детей. Время на прописи в первых классах сокращается с учетом того, что дети ходят на подготовку. Но период обучения грамоте, который был заложен в советское время, ни в коем случае нельзя сокращать. Грамотность графическая впоследствии ведет к грамотности орфографической – здесь прямая связь.
Марьяна Розенфельд, доцент кафедры общего языкознания и стилистики филологического факультета ВГУ:
– Живое общение гораздо значимее виртуального, особенно, если речь идет о школьниках, которые учатся на примере учителя. Я не противник дистанта: он открывает многие возможности – и обучения удаленно, и повышения квалификации, и продолжения учебного процесса во время эпидемии. Это приемлемо в вузе, но затруднительно в школе, потому что школьник не умеет дисциплинировать себя.
Что
говорят родители
Родители к информационным технологиям относятся
по-разному. Так, маме пятиклассника Елене Тарасенко нравится использовать
Дневник.ру: можно увидеть все оценки, объявления, написать в чат учителю. В
классе ее ребенка цифровые технологии используют мало: разве что иногда учитель
истории просит посмотреть тематический фильм и порой задают подготовку
презентаций.
А вот по словам мамы двух школьников и студентки
Виктории Березиной, учитель в школе, где учатся ее дети, может позволить себе
включить видеоурок и уйти с занятия, не объясняя тему. К электронному дневнику
женщина также относится скептически: по ее мнению, обычный дневник удобнее и
нагляднее.
– В электронном дневнике учителя прикрепляют задания,
которые не всегда открываются. Кроме того, для того, чтобы узнать «домашку»,
обязательно нужен интернет. Я считаю, что цифровые технологии отрицательно
влияют на физическое и психологическое здоровье незрелой личности и разобщают
детей, – отмечает Виктория.
Наталья Стародубцева, мама двух школьников:
– В образовательных платформах действительно удобные тренажеры, занимательные упражнения, конкурсы, которые по вкусу поколению Z. Но считаю, что чрезмерно увлекаться тестами и самообразованием в интернете не стоит. Детей надо учить писать сочинения, выразительно читать, публично выступать и, наконец, просто учить общаться друг с другом. Всего этого недостает в современной школе. Учителям – лень. А ведь почти в любой профессии потребуются творческие способности и организаторские навыки – без этого никакого прогресса. И еще один парадокс нашей системы образования: уже в начальной школе учителя требуют от детей подготовить презентации по разным предметам – с красочным оформлением, интересным содержанием и фотографиями, но почему-то сами не показывают детям, как это делать. Подразумевается, что родители должны научить. Вот так и получается, что цифровые технологии осваиваем дома.
А
как за границей?
Фото обычной школы в Израиле, предоставлено Светланой Карабут
В нашей школе нет цифровой техники, кроме компьютерного класса. Более того, запрещено пользоваться личными девайсами. Если возникает потребность что-то сообщить родителям, это делает учитель через стационарный телефон. В доковидное время в нашем классе никогда не задавали домашние задания на платформах. Я вижу очень умеренное, спокойное отношение к технике в образовании. Упор делается на развитии мягких навыков – умение договариваться, работать в команде, а для этого нужно просто сдвинуть парты и дать групповое задание.Светлана Сундукова (Германия, Саксония),
мама ученицы третьего класса
Основные направления в нашей школе: программирование, биотехнологии и робототехника. По некоторым направлениям учебное заведение активно сотрудничает с Армией обороны Израиля, в частности с ВМС и спецподразделениями, а также с компаниями-гигантами в сфере киберзащиты, например CheckPoint, которые заинтересованы в трудоустройстве талантливых выпускников. Домашние задания дают и письменно, и по интернету (в основном, по биологии). В классах есть интерактивные доски. Одна из новаторских идей – отсутствие фронтального преподавания, при котором в центре класса находится учитель, а ученики смирно сидят за партами. Классы спроектированы так, чтобы ученикам было удобно работать на уроках разной направленности и использовать современные средства обучения.Светлана Карабут (Израиль),
мама ученицы седьмого класса школы хайтека и искусств им. Шимона Переса в Тель-Авиве
Как за один день изменить поведение ребенка, если вы чувствуете, что так дальше продолжаться не может? Демонстрируем волшебный способ на примере истории из жизни мамы и ее 4-летнего сына.
Четырехлетний Мэтью был в плохом настроении. Мама поняла это, как только забрала его из детского сада. Мальчику хотелось только одного — спорить с ней. Когда они ехали домой, он яростно пнул ногой сиденье перед собой и заявил: «Ненавижу тебя!» Если бы так сделал ваш ребенок, как бы вы отреагировали?
Есть несколько вариантов:
- Прочитать ребенку нотацию.
- Не обращать внимания и делать вид, будто ребенка нет.
- Попробовать что-то новое и неординарное, чтобы пресечь такое поведение в самом начале, чтобы, как говорится, не доводить до греха…
Какой предпочли бы вы?
Например, вы отчитали ребенка, и оба вышли из машины в отвратительном настроении. И каким окажется итог, если говорить о будущем? Остаток дня вы чувствуете себя просто ужасно. Сын ушел к себе в комнату и дуется на вас. В конце концов дело закончится извинениями — его одного или вас обоих (вероятно, первым извинитесь вы, поскольку будет преобладать чувство родительской вины).
Если вы проигнорируете выходку сына и притворитесь, будто ровным счетом ничего не происходит, некоторый эффект это даст до тех пор, пока ему не понадобится что-то от вас. Проблема в том, что, если вы не обращаете внимания на поведение ребенка, все внутри вас будет бурлить и кипеть до конца дня, и вы приметесь вымещать зло на ком или чем угодно.
Если ребенок сводит вас с ума
Мама Мэтью решила пойти на риск и поступить как-нибудь нестандартно. Она очень нервничала и спрашивала себя, будет ли от этого толк. Она прочитала немало книг по детской психологии и семейным отношениям и испробовала множество описанных там методов. Ни один из них не сработал. А Мэтью… и правда становился сорванцом, который никого не слушает.
Мать вздохнула. Отчаянные времена требуют отчаянных мер. А новая техника, о которой она слышала, имела смысл и сработала у трех ее знакомых женщин. Они сказали, что от матери требуется проявить твердость, быть последовательной в своих действиях и не отступать.
Она знала, что это не дастся ей легко. Она всегда таяла, когда речь шла о Мэтью. Достаточно было одного взгляда его больших голубых глаз, полных слез, и ребенок получал все, что хотел.
Однако женщина решила, что сегодня все будет по-другому. Она собиралась воспользоваться новой методикой и приложить все усилия, чтобы добиться успеха. Нужно было что-то делать. Мэтью буквально сводил ее с ума. Только на прошлой неделе он закатил истерику в торговом центре; а в детском саду ей сказали, что необходимо что-то делать с агрессивным поведением Мэтью по отношению к другим детям в группе.
Волшебная техника. Только не отступайте!
Когда мать и сын вошли в дом, женщина не произнесла ни слова. Она занялась своими делами: начала убирать пакеты с покупками, которые достала из машины. Через несколько минут в кухню вошел Мэтью. Обычно там его ждали шоколадное печенье и молоко — перекус после детского сада.
— Мама, где мое печенье и молоко? — спросил он, смотря туда, где они обычно находились на кухонном столе.
— Сегодня у тебя не будет печенья и молока, — ответила мать деловито и сухо. Затем она повернулась спиной к ребенку и ушла в другую комнату.
Как же поступил Мэтью? Он пошел за матерью в соседнюю комнату.
— Но я всегда ем печенье с молоком после детского сада.
Мать посмотрела ему в глаза и ответила:
— Сегодня мне совсем не хочется давать тебе печенье с молоком. — С этими словами она повернулась и ушла в другую комнату.
Мэтью стал похож на нападающего во время матча. Он хотел добраться до цели во что бы то ни стало и пошел за мамой.
— Но в чем дело? Что случилось? Раньше такого никогда не было! — В голосе мальчика зазвучала паника. — Я не понимаю!
Теперь мама знала, что Мэтью готов услышать то, что она собиралась сказать. Возник благоприятный момент для обучения, при котором на сцену выходит реальность и воздействует на ум и сердце ребенка.
— Сегодня ты не получишь молока и печенья, потому что мне не понравилось, как ты разговаривал со мной в машине.
Женщина снова повернулась и вышла.
Но не успела она сделать и трех шагов, как Мэтью буквально растаял. Он подбежал к матери, схватил ее за ногу (в конце концов, он всего лишь маленький мальчик) и заплакал навзрыд.
— Прости, мамочка! Прости! Я больше не буду так говорить!
Представилась еще одна прекрасная возможность. Мама приняла извинения Мэтью, обняла сына и напомнила, что любит его. А еще она рассказала, что чувствовала, когда слышала от него такие слова. Три минуты спустя все было улажено, и она выпустила Мэтью из объятий. Мать вернулась к своим делам.
Что же она услышала от Мэтью после этого?
— Мамочка, а теперь мне можно молока с печеньем?
Наступил решающий момент. Женщина собрала всю силу воли и спокойно произнесла:
— Мой хороший, я же сказала «нет». Сегодня у тебя не будет ни молока, ни печенья.
Мэтью был ошеломлен. Он открыл рот, чтобы возразить, но потом ушел с печальным видом.
Как вам кажется, будет ли этот маленький мальчик думать в следующий раз, прежде чем оскорблять собственную мать?
Кто командует парадом?
Итак, дети продолжают плохо себя вести, потому что однажды это уже сошло им с рук! Все сводится к тому, кто на самом деле отвечает за вашу семью. Вы или ребенок? Сегодняшние родители часто ведут себя не как родители.
Они настолько озабочены тем, чтобы быть своему ребенку друзьями, не ранить его психику, сделать его счастливым и успешным, что не справляются со своей самой важной ролью — быть родителями. Ребенок привык к тому, что для него все сделано. Родители стали просто слугами, выполняющими его прихоти.
В результате сегодняшние дети приобретают все большую власть над родителями. Каждый ребенок — умный маленький человек, и у него есть предсказуемая стратегия. В ежедневной игре не без проб и ошибок, задуманной для того, чтобы получить от вас самое лучшее, он мотивирован на победу, ведь тогда вы исполните все, что он скажет. Это означает, что, если он сделает что-то и оно сработает, он поступит так снова.
Обратите на меня внимание!
Когда ребенок ведет себя плохо, он старается привлечь ваше внимание. Все дети без исключения хотят внимания. Если они не могут добиться этого позитивным образом, то будут искать способы достижения цели в негативном ключе.
Проблема воспитания состоит в том, что оно требует времени, а у современных родителей его ни на что не хватает. Некоторые дети первую половину дня проводят в том месте, которое я называю «детским питомником» (в детском саду), а вторую — в кружках и секциях: на гимнастике, в хоре, на бейсбольном поле и т.п.
Когда-то я проводил занятия в Аризонском университете. Я рассказывал о проблемах семей, и мы решали их. Одна супружеская пара, боровшаяся с поведением своего сына, рассказала мне о всех его кружках. Кроме школы, каждый вечер недели мальчик посещал дополнительные занятия, а ему было всего 10 лет!
Я дал родителям такой совет: «Исключите внешкольные занятия. Все до единого. Вместо того чтобы водить сына к психологу, оставайтесь дома и проводите время вместе. Ребенок ведет себя так, потому что нуждается в вашем внимании. Он отчаянно хочет вашего внимания. И ни один тренер не возьмет на себя роль, которую играете вы, родители, в жизни своего ребенка».
Если ребенок капризничает или устраивает истерики, то что он хочет этим сказать? «Пожалуйста, обратите на меня внимание!» Вы не уделяете ему должного внимания, и ребенок поднимает ставку до следующего уровня: месть. «Я чувствую себя обиженным жизнью, поэтому у меня есть право нападать на других, и на тебя тоже».
Внеклассное мероприятие для обучающихся 1-4 классов проводится ко дню матери, но можно приурочить ко дню 8 Марта.
Цеденова Ирина Николаевна
Содержимое разработки
«Мамы разные нужны, мамы всякие важны»,
классный праздник духовно-нравственной направленности,
посвящённый Дню матери
Цель:
-
прививать детям чувство любви, уважения к женщине, воспитывать заботливое отношение к своим мамам, бабушкам, сестрам, одноклассницам.
-
воспитывать патриотизм, уважение к любому труду, чувство ответственности и долга перед Родиной;
Задачи:
-
расширить знания детей о празднике День матери; учить грамотно высказывать свои мысли, применяя эпитеты и обороты;
-
познакомить учащихся с профессиями, которые выбрали наши мамы, а также женщины нашей Родины;
-
рассказать о профессиях мам нашего класса, об их вкладе в дело страны;
-
развивать чувство сопричастности к историческим событиям через историю своего рода;
-
развивать мышление, память, внимание; прививать любовь и уважение к слабой половине человечества.
-
развивать речь и умение слушать окружающих;
-
воспитывать чувство гордости за своих мам, за их профессии;
Подготовительная работа:
Разучивание стихов, песен к празднику, изготовление поздравительных открыток, рисунки с портретами мам, оформление выставки рисунков «Мама милая моя», украшение классной комнаты, изготовление цветов из цветной бумаги.
Планируемые результаты: запомнить историю праздника.
Оборудование:
-
ноутбук;
-
мультимедийный проектор;
-
экран;
-
выставка детских рисунков;
-
открытки и поделки своими руками для мам;
-
плакат «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»;
-
выставка детских книг о женских профессиях.
Технологическая карта внеклассного мероприятия
Тема занятия: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны!» | Тип занятия: праздник духовно-нравственной направленности | ||
Цель занятия: воспитывать патриотизм, уважение к женщине-труженице, их профессиям, чувство ответственности и долга перед Родиной; | |||
Принципы 1.Принцип гуманизации – общение с учениками проходило доброжелательно, не авторитарно, дети относились уважительно и с пониманием. 2.Принцип целостности – все этапы были завершены, происходил плавный переход от одного этапа к другому, что обеспечило реализацию поставленной цели. 1.Принцип сознательности – вопросы построены так, что при осознанном восприятии ребенок обязательно ответит на поставленный вопрос. 2.Принцип доступности – вопросы были подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их подготовки и умственного развития. 3.Принцип сознательности и активности – дети были активны и осознавали значимость проводимого мероприятия. | |||
Планируемые результаты: | |||
Предметные: совершенствование видов речевой деятельности; взаимодействие с учениками в ситуации личностного и культурного общения; приобретение навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; расширение способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) знание о времени и событиях. | метапредметные умение самостоятельно планировать пути достижения целей; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; умение соотносить свои действия с планируемым результатом. | Личностные: проявление патриотизма, осознание важности любой профессии; усвоение гуманистических ценностей российского общества; формирование готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование целостного мировоззрения; развитие морального сознания, осознанного и ответственного к собственным поступкам; осознание значения семьи уважительное отношение к её членам. | |
Межпредметные связи, жизненные задачи: | |||
Окружающий мир, история, литература, ИЗО, технология. Поздравительные открытки мамам, встреча – беседа с мамами. | |||
Достоинства занятия:
|
Ход занятия:
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Ориентировочно – мотивационный этап | |
Слайд 1. Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Какой праздник приближается? Почему мы сегодня собрались? Давайте посмотрим видеоролик, послушаем прекрасную музыку и вспомним самого близкого и любимого нам человека. О ком идет речь? Видеоролик «Моя мама» Слайд 2. Учитель: Впервые праздновать «День матери» стали в Англии в 1600 году. В этот день, который приходился на воскресенье, английским беднякам, которые работали в прислуге у богатых, предоставлялся день отдыха, с тем, чтобы они отправлялись домой и проводили этот день с матерями. Символом праздника было особое, материнское пирожное, которое преподносилось матери в знак уважения. 12 декабря 1912 года была создана Международная Ассоциация Дня матери с целью распространения сознательного празднования этого дня. Сегодня многие страны отмечают собственный День Матери в разное время года. В РОССИИ С инициативой учреждения Дня Матери выступил Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. Благодаря этому российские матери получили свой официальный праздник, установленный Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября. В 2020 году — 29ноября. В БЕЛАРУСИ — 14 октября. В ЛИТВЕ — 2 мая В ГРУЗИИ — 3 марта В ПОЛЬШЕ — 26 мая В ВЕЛИКОБРИТАНИИ — 14 марта В ТАИЛАНДЕ — 12 августа, в день рождения королевы Этот светлый день отмечается и в других странах – Греции, Финляндии, Австралии, США, Австрии, Бельгии, Украине, Армении, Германии, Японии, Китае, Канаде и других странах. Ребята, нам всем известен другой праздник – 8 Марта, это праздник всех женщин, а вот День Матери – гораздо глубже по смыслу и содержанию. Из поколения в поколение для каждого человека мама — самый главный человек в жизни. Счастье и красота материнства во все века воспевались лучшими художниками и поэтами. Счастливые дети растут лишь в дружной семье и под опекой счастливой матери. Одной из традиций стало изготовление подарков и открыток собственными руками. Это делают все дети во всех странах, мы с вами тоже уже делали открытки для мам к этому празднику. Слайд 3. Ведущий 1: Слово мама – дорогое. Мамой нужно дорожить. С ее лаской и заботой легче нам на свете жить. Помнишь, был еще младенцем, И она в тиши ночной, Словно Ангел у постели Охраняла твой покой. Ведущий 2: Люблю тебя, мама, за что – я не знаю, Наверно за то, что живу и мечтаю, И радуюсь солнцу, И светлому дню. За что тебя я, родная, люблю? За небо, за ветер, за воздух вокруг. Люблю тебя, мама, ты – Лучший мой друг (автор Сиренко М.) Ведущий 1: Ни усталости не зная, Ни покоя каждый час, День и ночь родная мама Все тревожится о нас. Нас баюкала, кормила, У кровати пела нам. Первой нас она учила Добрым, радостным словам Ведущий 2: Мама не только не досыпает ночами, волнуется и заботится, чтобы ребенок был здоров, сыт, жизнерадостен, счастлив. Мать – это окно в большой мир. Она помогает ребенку понять красоту мира: леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд… Это уроки красоты на всю жизнь… | Учащиеся смотрят видеоролик Учащиеся отвечают на вопросы. В процессе беседы формулируют тему и цель занятия |
Организационно – исполнительский этап | |
Слайд 4. Учитель: А теперь, ребята, давайте посмотрим сценку «А что у вас?» на стихи Сергея Михалкова. Кто на лавочке сидел, Дело было вечером, Галка села на заборе, — А у меня в кармане гвоздь. Слайд 5. — А у нас сегодня гость. — А у нас сегодня кошка Котята выросли немножко, — А у нас на кухне газ. — А у нас водопровод. — А из нашего окна — Мы гуляли по Неглинной, Слайд 6. — А у нас огонь погас — С лесенки ответил Вова: А у Лёвы мама — повар. — Всех важней,- сказала Ната,- Слайд 7. И спросила Нина тихо: Лётчик водит самолёты — Повар делает компоты — Доктор лечит нас от кори, Мамы разные нужны. Дело было вечером, Учитель: -Ребята, о чем шел спор у героев стихотворения? (о профессиях) . -Значит, вы поняли о чем мы сейчас будем говорить? (о профессиях) -Хочу вам предложить поговорить о профессиях наших мам. -Кто знает, что такое профессия? -А где можно ответить на этот вопрос? (в толковом словаре). -Ребята, пока один кто-то будет искать в словаре лексическое значение слова «профессия», мы поиграем в чукотский мяч. Я буду кидать мяч, а тот кто словил, называет одну профессию (дети называют профессии и возвращают мяч). Профессия –это труд, который требует от человека определенной подготовки, немалых знаний. Это труд, за который человек получает доход. Профессия требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками…Чтобы овладеть профессией, надо учиться. Слайд 8. Ведущий1: Если раньше, в старину, женщина была только хранительницей домашнего очага, то со временем женщины доказали, что могут делать всё не хуже мужчин и любая профессия им по плечу. Они покорили космос, служат в российской армии, полиции, работают менеджерами, финансовыми аналитиками, нанотехнологами, экологами. Во всех отраслях нашей экономики трудятся представительницы прекрасного пола! Учитель: Ребята, вы показали хорошие результаты в знании профессий своих мам. А кто из вас скажет, кто бы хотел выбрать профессию мамы? Поднимите руки. А я хочу вам пожелать: Дети, кем бы вы ни стали – Слайд 9-15. Ведущий 2: Некоторые наши мамы стали домохозяйками потому, что в семье родились маленькие детки и мамы вышли в декретный отпуск по уходу за новорожденными. В нашем классе 6 семей считаются многодетными. Ребята рассказывают о своих мамах, об их профессии, вывешивают на доску фотографии. (Ребята читают стихи). Я вам о маме расскажу. Ей самой главной в доме? Ведь надо постирать, сварить – Тут список дел огромен. И врач еще к тому же. Секрет профессии любой Знать хорошо ей нужно. Должна она расходы, И, как садовник, поливать В горшочках разных всходы. Она со мною сядет, Учителя не надо звать: Просмотрит все тетради. Без всякого сомненья. Задачку если не пойму, Даст тут же объясненья. Так прочитает в лицах – Любой актер, узнав о том, Сейчас же восхитится. В квартире словно стужа. Чтоб рядышком она была, Всегда нам очень нужно. Ее работа дома. Нигде такой же не найти Профессии весомой! | Обучающиеся ставят сценку. Обучающиеся читают стихотворение наизусть, Обучающиеся отвечают, рассуждают на поставленный вопрос |
Рефлексивно – оценочный этап | |
Слайд 18-19. Вот и подошло к концу наше внеклассное мероприятие в мир профессий наших мам. И в заключении мы можем сказать словами стихотворения, которым начали занятие: « Мамы разные нужны, мамы всякие важны!» Подарите сувениры и цветы мамам.. |
(Каждый из ребят заранее изготовил из цветной бумаги цветок и открытку) Учитель: Давайте соберём вместе ваши цветочки в большой букет. (Цветы прикрепляются к листу ватмана, получается яркий букет, на фоне которого можно сфотографировать детей). Фото на память. Таким образом, предложенное мероприятие реализует концепцию ФГОС второго поколения, обеспечивает вовлеченность всех учащихся и их родителей в образовательный процесс, соответствует возрастным особенностям учащихся. | Дети подходят к доске и крепят цветочки с магнитиками на ватман. |
Домашнее задание | |
Учитель: сегодня, когда вы придете домой, расскажете мамам о нашем классном часе, а в воскресенье поздравьте их открытками и подарками, помогите по дому и, обязательно, скажете ласковые слова. Спойте маме песню, которую мы выучили специально к этому празднику. | |
Слайд 20. Интернет-ресурс: http://x—minus/ org/track/54939/школьные-профессия-мама-минусовка; http://www.fonstola.ru/pic/201510/2560x1600/fonstola.ru-205040.jpg Картинка Англия, Великобритания, Лондон, город, парламент. | |
Содержимое разработки
-75%
Сохранить у себя:
«Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» (3.71 MB)