Способность увидеть лица и несуществующих животных в проплывающих облаках — заслуга нашего воображения. Разбираемся, почему мы видим случайные взаимосвязи и нужно ли от них избавляться
Что такое апофения
Апофения (от греч. ἀποφαίνω — «делать явным») — это склонность видеть закономерности и смысл в случайной информации. Наш мозг может обнаружить связи между совершенно разрозненными данными, событиями, объектами и ситуациями. Например, человек может увидеть лицо в подгоревшей гренке на сковородке или посчитать дождь за окном предпосылкой к неудачам на работе.
Термин «апофения» появился в 1958 году: первым его использовал немецкий психиатр Клаус Конрад, изучавший «немотивированное видение связей» у пациентов с шизофренией. Конрад считал, что человек, страдающий апофенией воспринимает собственные мысли как нечто, пришедшее извне, поэтому его охватывает мания преследования.
Как говорят опрошенные РБК Трендами эксперты, апофения — это распространенное явление и встречается практически у всех. Ею активно пользуются творческие люди, она может быть источником для креативных решений. Как отмечает психолог сервиса YouTalk, автор книги «Тирания тревоги» Анна Погребняк, в большинстве случаях апофения считается нормальным явлением, так как человеку свойственно искать связи и закономерности в окружающем мире, формулировать предположения, строить догадки. Однако, по ее словам, апофения может быть патологией. Она встречается при параноидной шизофрении, когда человек видит взаимосвязи и зловещие знаки там, где их нет. Проблема апофении заключается в том, что поиск несуществующих взаимосвязей порождает теории заговора и мешает критически мыслить. Разбираемся, как появляется апофения, когда и как нужно бороться с этим явлением.
Примеры апофении
«Темная сторона радуги»
Существует миф, что если одновременно включить альбом The Dark Side of the Moon группы Pink Floyd и фильм «Волшебник страны Оз», то музыка как будто совпадет с событиями на экране и станет смысловым дополнением для них. Впервые этот эффект описали в 1995 году и назвали «Темная сторона радуги». Эта фраза соединяет название альбома и самую известную музыкальную композицию из «Волшебника страны Оз» — Over The Rainbow (с англ. — «За радугой»). Участники Pink Floyd отрицали, что альбом был специально синхронизирован с фильмом, но это убедило не всех сторонников мифа.
Шумы на радио
Различные примеры апофении приводит биолог, автор книги «Апофения» Александр Панчин в интервью Дмитрию Пучкову. Например, некоторые люди специально настраивают радио так, чтобы услышать «белый шум» между радиостанциями, и якобы различают в нем голоса духов. Воспринимать бессмысленный набор звуков как голоса духов — это пример звуковой апофении.
Исцеление
Построение ложных причинно-следственных связей — это тоже апофения. Например, говорит Панчин, она проявляется, когда человеку плохо, он идет к целителю, ему становится лучше и человек решает, что целитель ему помог. «Человек даже не рассматривает возможность, что выздоровление произошло само по себе, и он приходит к ложным выводам», — говорит Панчин.
Типы апофении
Апофения — это общий термин, к которому относятся различные варианты видения закономерностей и случайностей. Рассмотрим несколько типов апофении и примеры их проявления.
Парейдолия
Распространенным типом апофении в повседневной жизни является парейдолия. Это склонность людей видеть лица, фигуры животных и волшебных существ в каких-то объектах. Парейдолия может возникать как у психически здоровых, так и нездоровых людей. Парейдолические иллюзии возникали практически у каждого из нас. Почти все мы в детстве (да и не только) замечали лица в проплывающих на небе облаках, а лежа в кровати различали чудовищ на узорчатых обоях или коврах.
Распространенный пример парейдолической иллюзии — возможность разглядеть лицо на фотографиях поверхности Марса. Это фотография холма в северном полушарии Марса, сделанная станцией «Викинг-1» в 1976 году. В псевдонаучных течениях «лицо на Марсе» считается возможным посланием внеземных цивилизаций.
Фотография, сделанная станцией «Викинг-1» в 1976 году
(Фото: wikipedia.org)
Предвзятость подтверждения
Как объясняет Анна Погребняк, это когнитивное искажение, при котором человек склонен искать доводы в пользу собственных суждений. Человек с данным когнитивным искажением считает, что его гипотеза изначально верна, поэтому он предвзято и выборочно ищет информацию, интерпретирует события, чтобы подтвердить свои предположения.
Иллюзия кластеризации
Это также когнитивное искажение, для которого свойственно видеть закономерности или тенденции в больших объемах данных, даже если они случайны. «Если мы увидим, что четыре человека, совершивших ограбление, были высокими блондинами с голубыми глазами, когнитивное искажение может сыграть с нами злую шутку. Можно сделать ошибочный вывод, что есть связь между тягой к ограблению и светлым цветом волос», — говорит Анна Погребняк.
Ошибка игрока
Это искажение, для которого характерно предположение, что на будущие события влияют прошлые результаты. Например, мы десять раз подбрасываем монету, и каждый раз выпадает «решка». «Человек с ошибкой игрока может решить, что в следующий раз выпадет «орел», потому что «решка» выпадала уже очень много раз. Хотя мы знаем, что вероятность приземления монеты с обеих стороны 50 на 50, а сами подбрасывания никак не связаны между собой. Выпадение «орла» или «решки» случайны, в этом нет закономерности», — объясняет Погребняк.
Как появляется апофения
Апофения — это вариант искажения познавательного процесса, когда человек интерпретирует факты или детали реальности, опираясь на знакомые ему образы или сведения из опыта. При этом человек связывает их в единую концепцию без критической оценки («а верно ли я понял?»).
Как объясняет руководитель Центра психотерапии доктора Читловой, врач-психотерапевт, к.м.н. Виктория Читлова, при апофении у человека возбуждаются разные зоны головного мозга, где хранится и воспроизводится информация. Зрительные, слуховые, смысловые образы, за которые отвечают разные отделы головного мозга, связываются между собой. Это напоминает креативный процесс — мозг «светится» в процессе конструирования мнения, чтобы интерпретировать происходящее.
«Прежде всего происходит активация в подкорковых структурах лимбической системы, в частности в гиппокампе и миндалевидном теле. Когда мы идем по улице и что-то видим, вначале срабатывают эти структуры мозга. Они интерпретируют полученную информацию как опасную либо безопасную, предлагая нам уже имеющуюся в памяти информацию («О, это лицо!»). Далее начинается процесс критики — коррекции и уточнения, подключаются корковые структуры головного мозга — лобный отдел, который корректирует полученную информацию с точки зрения реальности. То есть, я вижу в облаке лицо и не просто верю, что оно реально там существует, а понимаю, что его нарисовало мое воображение», — объясняет эксперт процессы, которые происходят в мозгу человека при апофении.
Нужно ли избавляться от апофении
Апофения считается нормой, если человек с таким мышлением все-таки ориентируется в реальности, адаптирован к жизни, а видение взаимосвязей не противоречит его представлениям об устройстве мира. Если человек опирается исключительно на апофению в рамках мышления, то у него есть проблемы с осознанием реальности. Такой человек склонен к заблуждениям и опирается только на уже известные данные.
Несколько советов, как человек может самостоятельно избавиться от частых случаев апофении:
1. Развивать критическое мышление
Как отмечает Виктория Читлова, апофения может быть хорошо управляемым инструментом для творческих людей — художников, поэтов, маркетологов, дизайнеров и так далее. Но нередко апофения встречается у тревожных пациентов. Люди могут бесконтрольно вплетать в тревожные концепции то, что не относится к ситуации. Например, человек может думать, что если сегодня плохая погода, то надо быть начеку, так как что-то нехорошее может случиться с его близкими. В таком случае, отмечает психотерапевт, необходимо развивать критическое мышление.
«Человека стоит вернуть в критический вариант осмысления реальности. Это называется метапозицией — когда человек наблюдает за своим мышлением и становится активным его участником. Стоит спросить себя: «А насколько вероятность того, что что-то случится с моими близкими, связана с погодой? Если я переживаю о близких, давай разберемся, из-за чего я о них переживаю». Отвечая на такие вопросы, человек скорее всего поймет, что на самом деле у него совершенно иные опасения, никак не связанные с погодой», — говорит Читлова.
2. Научиться распознавать предвзятость
Нужно уметь определять, когда вы становитесь жертвой предвзятости и склонны верить в то, что что-то является правдой, несмотря на противоположные доказательства. Вспоминаем пример с монетой — если при подбрасывании она пять раз упала «орлом» вверх, вероятность, что она упадет «решкой» при шестом подбрасывании все еще 50 на 50.
3. Быть скептиком
Не стоит слепо верить авторитетам, звездам, блогерам, советует Анна Погребняк. Нужно всегда самостоятельно искать подтверждение своей точки зрения. Настоящий ученый готов изменить свое мнение, если собрал достаточно фактов.
Когда стоит обратиться за помощью
Как говорят опрошенные эксперты, в большинстве случаев справиться с когнитивными искажениями поможет когнитивно-поведенческая психотерапия или книги по самопомощи. Но есть некоторые случаи, когда стоит обратиться к врачу.
«Если человек начинает собирать события, ситуации, факты в некую систему, которая радикально отличается от реальности, мы уже говорим о том, что это не апофения, а бредовая концепция, которая захватывает мышление человека. За помощью стоит обращаться, когда поведение человека становится дезадаптивным, то есть меняется его привычное поведение, он не может работать, потому что, к примеру, считает, что мир ополчился против него. И более того, он видит в оправдание этому множество фактов, в том числе, трещины на асфальте, черные автомобили или сломавшийся бытовой прибор. В таком случае, мы говорим о патологии бредового круга», — говорит Виктория Читлова.
Как поясняет эксперт, только врач сможет определить случаи, когда у человека нарушились процессы в отделах головного мозга, обеспечивающие естественный процесс обработки информации. Она напоминает, что самолечение в данном случае неэффективно и может привести к малоприятным последствиям — диагностировать и лечить психическое расстройство грамотно сможет только специалист.
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: Ðнига (мÑзÑка, ÑпекÑаклÑ, ÑилÑм) â пÑо менÑ
11.10.2021 15:01:40
ÐвÑоÑ: Ðлена ТимоÑеева
Ðнига вÑегда ÑвлÑлаÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ из главнÑÑ
иÑÑоÑников инÑоÑмаÑии Ð´Ð»Ñ Ñеловека. Ðо меÑе Ñого как ÑазвивалоÑÑ ÑеловеÑеÑÑво, и поÑвлÑлиÑÑ Ð´ÑÑгие иÑÑоÑники ее полÑÑениÑ, книга вÑе Ñавно пÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑÑ Ð¾Ñобое меÑÑо в наÑей жизни. СейÑÐ°Ñ Ð»Ñди Ñ Ð»ÑгкоÑÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð³Ñ Ð½Ð°Ð¹Ñи оÑвеÑÑ Ð½Ð° инÑеÑеÑÑÑÑие иÑ
вопÑоÑÑ, не ÑиÑаÑ, а вÑÐ¹Ð´Ñ Ð² ÐнÑеÑнеÑ. ÐÐµÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ
одимоÑÑи лиÑÑаÑÑ ÑÑÑаниÑÑ Ð±ÑмажнÑÑ
изданий. ÐеобÑ
одимо ли ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ ÑейÑÐ°Ñ Ð¾Ð±ÑаÑаÑÑÑÑ Ðº ÑÑениÑ? ÐаждÑй Ñеловек ÑÑиÑÐ°ÐµÑ Ð¿Ð¾-ÑазномÑ: кÑо-Ñо говоÑиÑ, ÑÑо, не ÑиÑаÑ, можно пÑожиÑÑ Ñ
оÑоÑÑÑ Ð¸ полнÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ; кÑо-Ñо наобоÑоÑ, ÑÑиÑаеÑ, ÑÑо ÑиÑаÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ
одимо. Я дÑмаÑ, ÑÑо ÑиÑаÑÑ Ð½Ñжно, Ñак как книги не ÑолÑко даÑÑ Ð½Ð°Ð¼ инÑоÑмаÑиÑ, полезнÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸, но и помогаÑÑ Ð½Ð°Ð¼ ÑазвиваÑÑÑÑ, пополнÑÑÑ Ð½Ð°Ñ ÑловаÑнÑй запаÑ, ÑÑавиÑÑ Ð³ÑамоÑнÑÑ ÑÑÑнÑÑ Ð¸ пиÑÑменнÑÑ ÑеÑÑ, а Ñакже ÑазвиваÑÑ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñажение.
ÐнаÑение книги в жизни Ñеловека Ñложно пеÑеоÑениÑÑ. Ð Ñй ÐÑÑдбеÑи в Ñвоем Ñомане «451 гÑадÑÑ Ð¿Ð¾ ФаÑенгейÑÑ» показÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¼Ð¸Ñ, коÑоÑÑй лиÑилÑÑ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑнÑÑ
пÑоизведений. УниÑÑÐ¾Ð¶Ð°Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð¸, Ñеловек ÑниÑÑожал ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¸ÑÑоÑиÑ, ÑпоÑобноÑÑÑ Ð¾ÑмÑÑлÑÑÑ Ð¸ вникаÑÑ Ð² ÑÑÑÑ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑиÑ
его веÑей. ÐÑди ÑÑали воÑпÑинимаÑÑ ÑолÑко лÑгкÑÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑÐ¸Ñ Ð² ÑазвлекаÑелÑном ÑоÑмаÑе. Ðни ÑÑиÑали, ÑÑо ÑÑение книг неÑÑÑ ÑолÑко зло и ÑиÑаÑÑ Ð°Ð±ÑолÑÑно не нÑжно. Ðо, поÑеÑÑв книги, ÑеловеÑеÑÑво обÑекло ÑÐµÐ±Ñ Ð½Ð° гибелÑ, позволив ÑпÑавлÑÑÑ Ñобой ÑовеÑÑенно глÑпÑм ÑелевизионнÑм пÑогÑаммам.
ÐонÑÑанÑин ÐаÑÑÑовÑкий в Ñвоем ÑаÑÑказе «Ð¡ÐºÐ°Ð·Ð¾Ñник» ÑаÑÑказÑваеÑ, как книга Ñмогла завлеÑÑ Ñебенка в Ñвой миÑ. Ðа ÐовÑй Ðод малÑÑик полÑÑÐ°ÐµÑ Ð² каÑеÑÑве подаÑка ÐºÐ½Ð¸Ð³Ñ Ñо Ñказками ÐанÑа Ð¥ÑиÑÑиана ÐндеÑÑона. Ðна оÑÐµÐ½Ñ ÑÐ²Ð»ÐµÐºÐ°ÐµÑ Ð¼Ð°Ð»ÑÑика опиÑанием ÑÑдеÑ. ЧиÑаÑ, он заÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð´ новогодней Ñлкой и в Ñвоем Ñне вÑÑÑеÑаеÑÑÑ Ñ Ñамим авÑоÑом. Ребенок благодаÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑÐµÐ»Ñ Ð·Ð° Ñо, ÑÑо его Ñказки оÑкÑÑли Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ ÑовеÑÑенно дÑÑгой миÑ, Ð¼Ð¸Ñ Ñайн и волÑебÑÑва. ÐлавнÑй геÑой ÑвеÑен, ÑÑо именно благодаÑÑ Ñказкам, он наÑÑилÑÑ Ð²ÐµÑиÑÑ Ð² ÑÑдо и в ÑÐ¸Ð»Ñ Ð´Ð¾Ð±ÑоÑÑ.
Таким обÑазом, можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо книги ÑвлÑÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾ÑÑемлемой ÑаÑÑÑÑ Ð½Ð°Ñей жизни. ÐÐµÐ´Ñ Ð¾Ð½Ð¸ могÑÑ Ð½Ð°ÑÑиÑÑ Ð½Ð°Ñ ÑемÑ-Ñо новомÑ, напомниÑÑ Ð¾Ð± оÑибкаÑ
пÑоÑлÑÑ
вÑемен, а Ñакже оÑкÑÑÑÑ ÑелÑÑ Ð²ÑеленнÑÑ.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, Ðлена!
Ðам ÑдалоÑÑ Ð² Ñвоем ÑоÑинении вÑполниÑÑ ÑÑÐµÐ±Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ обÑÑÐ¼Ñ Ñлов, даÑÑ Ð¾ÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑоÑ, вÑÑÑÑоиÑÑ ÑаÑÑÑждение Ñ Ð¾Ð¿Ð¾Ñой на лиÑеÑаÑÑÑнÑй маÑеÑиал. ÐмеÑÑе Ñ Ñем ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на наÑÑÑение логики ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑли, ÑеÑевое оÑоÑмление, пÑнкÑÑаÑиÑ.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
ÐнаÑение книги в жизни Ñеловека Ñложно пеÑеоÑениÑÑ. Ð Ñй ÐÑÑдбеÑи в Ñвоем Ñомане «451 гÑадÑÑ Ð¿Ð¾ ФаÑенгейÑÑ» показÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¼Ð¸Ñ, коÑоÑÑй лиÑилÑÑ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑнÑÑ Ð¿Ñоизведений.
ÐÑавилÑнее бÑло Ð±Ñ ÑказаÑÑ Ð¾ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°Ñ . Ð ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°Ñ Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¿ÐµÑаÑалиÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко лиÑеÑаÑÑÑнÑе пÑоизведениÑ, но и пÑблиÑиÑÑиÑеÑкие, наÑÑнÑе.
Ðа ÐовÑй Ðод малÑÑик полÑÑÐ°ÐµÑ Ð² каÑеÑÑве подаÑка ÐºÐ½Ð¸Ð³Ñ Ñо Ñказками ÐанÑа Ð¥ÑиÑÑиана ÐндеÑÑона.
ÐопÑÑена ÑакÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ñибка в Ñамилии (пÑавилÑно: ÐндеÑÑÐн).
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 0 баллов
ÐÑибки
Ðнига вÑегда ÑвлÑлаÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ из главнÑÑ Ð¸ÑÑоÑников инÑоÑмаÑии Ð´Ð»Ñ Ñеловека. Ðо меÑе Ñого как ÑазвивалоÑÑ ÑеловеÑеÑÑво, и поÑвлÑлиÑÑ Ð´ÑÑгие иÑÑоÑники ее полÑÑениÑ, книга вÑе Ñавно пÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑÑ Ð¾Ñобое меÑÑо в наÑей жизни.
ÐаÑÑÑение логики внÑÑÑи абзаÑа. ÐеÑÑоимение ÐРгÑаммаÑиÑеÑки ÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð° Ñлово «ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°», но ÐÑ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑе в Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑиÑ.
Ðнига вÑегда ÑвлÑлаÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ из главнÑÑ Ð¸ÑÑоÑников инÑоÑмаÑии Ð´Ð»Ñ Ñеловека. Ðо меÑе Ñого как ÑазвивалоÑÑ ÑеловеÑеÑÑво, и поÑвлÑлиÑÑ Ð´ÑÑгие иÑÑоÑники ее полÑÑениÑ, книга вÑе Ñавно пÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑÑ Ð¾Ñобое меÑÑо в наÑей жизни. СейÑÐ°Ñ Ð»Ñди Ñ Ð»ÑгкоÑÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð³Ñ Ð½Ð°Ð¹Ñи оÑвеÑÑ Ð½Ð° инÑеÑеÑÑÑÑие Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑÑ, не ÑиÑаÑ, а вÑÐ¹Ð´Ñ Ð² ÐнÑеÑнеÑ. ÐÐµÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑи лиÑÑаÑÑ ÑÑÑаниÑÑ Ð±ÑмажнÑÑ Ð¸Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ð¹. ÐÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ ли ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ ÑейÑÐ°Ñ Ð¾Ð±ÑаÑаÑÑÑÑ Ðº ÑÑениÑ? ÐаждÑй Ñеловек ÑÑиÑÐ°ÐµÑ Ð¿Ð¾-ÑазномÑ: кÑо-Ñо говоÑиÑ, ÑÑо, не ÑиÑаÑ, можно пÑожиÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑÑÑ Ð¸ полнÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ; кÑо-Ñо наобоÑоÑ, ÑÑиÑаеÑ, ÑÑо ÑиÑаÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾. Я дÑмаÑ, ÑÑо ÑиÑаÑÑ Ð½Ñжно, Ñак как книги не ÑолÑко даÑÑ Ð½Ð°Ð¼ инÑоÑмаÑиÑ, полезнÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸, но и помогаÑÑ Ð½Ð°Ð¼ ÑазвиваÑÑÑÑ, пополнÑÑÑ Ð½Ð°Ñ ÑловаÑнÑй запаÑ, ÑÑавиÑÑ Ð³ÑамоÑнÑÑ ÑÑÑнÑÑ Ð¸ пиÑÑменнÑÑ ÑеÑÑ, а Ñакже ÑазвиваÑÑ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñажение.
Ðа мой взглÑд, еÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑение логики в ÑаÑÑÑждении (обнаÑÑжение неÑооÑвеÑÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ñаннее заÑвленнÑми мÑÑлÑми и поÑледÑÑÑими). ÐеÑвое пÑедложение задаÑÑ Ñон ÐаÑим ÑаÑÑÑждениÑм, но в поÑледÑÑÑиÑ
пÑедложениÑÑ
ÐÑ ÐºÐ°Ðº бÑдÑо оÑÑекаеÑеÑÑ Ð¾Ñ ÑÑой мÑÑли. ЧÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑого не пÑоиÑÑ
одило, не бÑдÑÑе ÑеÑеÑÑÑÑ ÐºÐ°ÑегоÑиÑнÑми и на заÑвлÑйÑе о Ñом, ÑÑо книга ÐСÐÐÐÐ ÑвлÑлаÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ из главнÑÑ
иÑÑоÑников инÑоÑмаÑии.
Слова «ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°» и «ÑÑение» не ÑвлÑÑÑÑÑ Ñловами- Ñинонимами (наÑÑÑение логики).
ÐÐµÐ´Ñ Ð² инÑеÑнеÑе Ð¼Ñ Ñоже ЧÐТÐÐРинÑоÑмаÑиÑ.
ÐонÑÑанÑин ÐаÑÑÑовÑкий в Ñвоем ÑаÑÑказе «Ð¡ÐºÐ°Ð·Ð¾Ñник» ÑаÑÑказÑваеÑ, как книга Ñмогла завлеÑÑ Ñебенка в Ñвой миÑ.
ÐÐµÑ Ð¿ÐµÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð° к дÑÑÐ³Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÑоизведениÑ.
Таким обÑазом, можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо книги ÑвлÑÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾ÑÑемлемой ÑаÑÑÑÑ Ð½Ð°Ñей жизни. ÐÐµÐ´Ñ Ð¾Ð½Ð¸ могÑÑ Ð½Ð°ÑÑиÑÑ Ð½Ð°Ñ ÑемÑ-Ñо новомÑ, напомниÑÑ Ð¾Ð± оÑÐ¸Ð±ÐºÐ°Ñ Ð¿ÑоÑлÑÑ Ð²Ñемен, а Ñакже оÑкÑÑÑÑ ÑелÑÑ Ð²ÑеленнÑÑ.
ÐаÑÑÑение логики: оÑÑÑÑÑÑвие ÑодеÑжаÑелÑнÑÑ ÑвÑзей Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð²ÑÑÑплением (а именно ÑезиÑом) и заклÑÑением.
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 1 балл
ÐÑибки
СейÑÐ°Ñ Ð»Ñди Ñ Ð»ÑгкоÑÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð³Ñ Ð½Ð°Ð¹Ñи оÑвеÑÑ Ð½Ð° инÑеÑеÑÑÑÑие Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑÑ, не ÑиÑаÑ, а вÑÐ¹Ð´Ñ Ð² ÐнÑеÑнеÑ.
ÐиÑнее меÑÑоимение.
Я дÑмаÑ, ÑÑо ÑиÑаÑÑ Ð½Ñжно, Ñак как книги не ÑолÑко даÑÑ Ð½Ð°Ð¼ инÑоÑмаÑиÑ, полезнÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸, но и помогаÑÑ Ð½Ð°Ð¼ ÑазвиваÑÑÑÑ, пополнÑÑÑ Ð½Ð°Ñ ÑловаÑнÑй запаÑ, ÑÑавиÑÑ Ð³ÑамоÑнÑÑ ÑÑÑнÑÑ Ð¸ пиÑÑменнÑÑ ÑеÑÑ, а Ñакже ÑазвиваÑÑ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñажение.
ÐеопÑавданнÑе повÑоÑÑ.
ÐнаÑение книги в жизни Ñеловека Ñложно пеÑеоÑениÑÑ. Ð Ñй ÐÑÑдбеÑи в Ñвоем Ñомане «451 гÑадÑÑ Ð¿Ð¾ ФаÑенгейÑÑ» показÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¼Ð¸Ñ, коÑоÑÑй лиÑилÑÑ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑнÑÑ Ð¿Ñоизведений.
РеÑÐµÐ²Ð°Ñ ÑеÑÐ¾Ñ Ð¾Ð²Ð°ÑоÑÑÑ. Ðа мой взглÑд, лÑÑÑе бÑло Ð±Ñ ÑказаÑÑ: … показÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¼Ð¸Ñ, в коÑоÑом Ð½ÐµÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³; Ð½ÐµÑ Ð¼ÐµÑÑа книгам.
ÐонÑÑанÑин ÐаÑÑÑовÑкий в Ñвоем ÑаÑÑказе «Ð¡ÐºÐ°Ð·Ð¾Ñник» ÑаÑÑказÑваеÑ, как книга Ñмогла завлеÑÑ Ñебенка в Ñвой миÑ.
ÐекÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¸Ð·Ð±ÑÑоÑноÑÑÑ, неÑмеÑÑнÑй повÑÐ¾Ñ (ÑавÑологиÑ).
ÐÐµÐ´Ñ Ð¾Ð½Ð¸ могÑÑ Ð½Ð°ÑÑиÑÑ Ð½Ð°Ñ ÑемÑ-Ñо новомÑ, напомниÑÑ Ð¾Ð± оÑÐ¸Ð±ÐºÐ°Ñ Ð¿ÑоÑлÑÑ Ð²Ñемен, а Ñакже оÑкÑÑÑÑ ÑелÑÑ Ð²ÑеленнÑÑ.
Ðа мой взглÑд, лÑÑÑе напиÑаÑÑ Ð¿Ð¾-дÑÑгомÑ: об оÑÐ¸Ð±ÐºÐ°Ñ Ð¿ÑоÑлого.
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл, вÑего допÑÑено оÑибок:
ÐÑибки
ÐÑÑогÑаÑиÑ
СейÑÐ°Ñ Ð»Ñди Ñ Ð»ÑгкоÑÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð³Ñ Ð½Ð°Ð¹Ñи оÑвеÑÑ Ð½Ð° инÑеÑеÑÑÑÑие Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑÑ, не ÑиÑаÑ, а вÑÐ¹Ð´Ñ Ð² ÐнÑеÑнеÑ.
ÐпеÑаÑка: пÑопÑÑена бÑква Т.
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
Ребенок благодаÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑÐµÐ»Ñ Ð·Ð° Ñо, ÑÑо его Ñказки оÑкÑÑли Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ ÑовеÑÑенно дÑÑгой миÑ, Ð¼Ð¸Ñ Ñайн и волÑебÑÑва. ÐлавнÑй геÑой ÑвеÑен, ÑÑо именно благодаÑÑ Ñказкам, он наÑÑилÑÑ Ð²ÐµÑиÑÑ Ð² ÑÑдо и в ÑÐ¸Ð»Ñ Ð´Ð¾Ð±ÑоÑÑ.
ÐиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑаÑ. ÐлагодаÑÑ (ÑемÑ?) Ñказкам — пÑоизводнÑй пÑедлог Ñ ÑÑÑеÑÑвиÑелÑнÑм.
Ðо меÑе Ñого как ÑазвивалоÑÑ ÑеловеÑеÑÑво, и поÑвлÑлиÑÑ Ð´ÑÑгие иÑÑоÑники ее полÑÑениÑ, книга вÑе Ñавно пÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑÑ Ð¾Ñобое меÑÑо в наÑей жизни.
ÐиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑаÑ. ÐдноÑоднÑе ÑÐ»ÐµÐ½Ñ Ð¿ÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвÑÐ·Ð°Ð½Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ð¾ÑнÑм ÑоÑзом и (ÑазвивалоÑÑ Ð¸ поÑвлÑлоÑÑ).
ÐÑаммаÑика
Ðо меÑе Ñого как ÑазвивалоÑÑ ÑеловеÑеÑÑво, и поÑвлÑлиÑÑ Ð´ÑÑгие иÑÑоÑники ее полÑÑениÑ, книга вÑе Ñавно пÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑÑ Ð¾Ñобое меÑÑо в наÑей жизни.
ÐаÑÑÑение видовÑеменной ÑооÑнеÑÑнноÑÑи глаголÑнÑÑ ÑоÑм (ÑазвивалоÑÑ, поÑвлÑлоÑÑ (ÑÑо делало?) — пÑоÑ. вÑемÑ; пÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ (ÑÑо делаеÑ?) — наÑÑ. вÑемÑ).
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, Ðлена, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ анализом Ñ ÑдожеÑÑвеннÑÑ Ð¿Ñоизведений, логикой ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑли, ÑеÑевÑм оÑоÑмлением (ÑоÑноÑÑÑÑ Ð²ÑÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÑÑли, повÑоÑами и Ñ.д.).
УдаÑи!
ÐÐ°Ð»Ð»Ñ Ð¿Ð¾ кÑиÑеÑиÑм Ð1: 1; Ð2: 1; Ð3: 0; Ð4: 1; Ð5: 1;
ÐÑоговÑй балл — 4 ÐаÑÑÑ