Сочинение был ли предопределен трагический финал судьбы мцыри

Посмотрите эти сочинения мцыри свободолюбивая личность сочинение романтическим эпосом называли поэму мцыри литературные критики. и это действительно так, ибо

Посмотрите эти сочинения

Мцыри — свободолюбивая личность (сочинение) Романтическим эпосом называли поэму «Мцыри» литературные критики. И это действительно так, ибо в центре поэтического повествования – свободолюбивая личность главного героя.
Мцыри – романтический герой, окруженный «ореолом избранности и исключительности». Ему присуща необычайная внутренняя сила и мятежность духа.
Эта незаурядная личность от природы непреклонна и горда. В детстве Мцыри терзал «мучительный недуг», который сделал его «слабым и гибким, как тростник». Но это только внешняя сторона. Внутри же он […]
Чем меня привлекает «Мцыри»? (сочинение) Чем же так необычен Мцыри? Своей сосредоточенностью на огромной, колоссальной страсти, своей волей, своим мужеством. Его тоска по родине приобретает какие-то вселенские, выходящие за привычные человеческие мерки, масштабы:
За несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве шрал,
Я б рай и вечность променял.
Натура гордая, неизмеримо-глубокая… Такие герои привлекают писателей романтиков, которые склонны искать в жизни скорее исключительное, чем обыкновенное, «типическое». Человек, который […]
Характеристика Мцыри (сочинение ) Поэма «Мцыри» написана абсолютно в духе М.Ю.Лермонтова и отражает главную направленность тематики всего творчества автора: романтичные и мятежные настроения, скитания, поиски истины и смысла, вечное стремление к чему-то новому и захватывающему.
Мцыри – молодой монах, предпринявший попытку сбежать от службы и начать вольную жизнь. Важно отметить, что бежал он не потому, что к нему плохо относились или ему приходилось жить в неблагоприятных условиях. Как раз наоборот, монахи его спасли, когда он был еще мальчиком, […]
Пьянящий аромат свободы «Мцыри» Лирический герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова – Мцыри, является яркой личностью. Его история не может оставить читателя равнодушным. Главным мотивом данного произведения является, безусловно, одиночество. Оно сквозит во всех мыслях Мцыри. Он тоскует по Родине, о своих горах, об отце и сестрах.
Это история о мальчике шести лет, который попадает в заключение к одному из русских генералов, который увез его из аула. Малыш, в связи с трудностями переезда и из-за тоски по родным тяжело заболел, и его приютили в […]
Почему не удался побег Мцыри? Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ? изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. […]
Картины природы в поэме Мцыри Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ? это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно […]
Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится? В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ? образ юноши?горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к […]
Три дня на воле (сочинение по поэме Лермонтова «Мцыри) Поэма 1839 г. «Мцыри» ? одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.
Герой поэмы ? могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»:
Таких […]
Осень в лирике русских поэтов (по стихотворениям Лермонтова «Осень» и Тютчева «Осенний вечер») Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
Дуэль Печорина с Грушницким (анализ и сочинение) Приличьем скрашенный пророк
Я смело предаю позору –
Неумолим я и жесток.
М. Ю. Лермонтов
Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей.
Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
Тема судьбы и образ «потерянного» поколения в «Герое нашего времени» В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Наглядно мы видим это в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин — представитель своего времени, в его судьбе отразилась трагедия этого поколения. М.Ю.Лермонтов первым создал в русской литературе образ “потерянного” […]
История жизни Печорина (сочинение) Историю жизни Печорина рассказывает читателю Максим Максимыч. Психологический портрет, набросанный путешественником, прибавляет к рассказу о жизни Печорина несколько характерных штрихов. Память Максима Максимыча запечатлела отдельные исповеди героя, благодаря чему биография «героя времени» приобрела необычайную убедительность. Печорин принадлежал к высшему петербургскому обществу. Юность его прошла в удовольствиях, которые можно достать за деньги, и они ему скоро опротивели. Светская жизнь с ее обольщениями тоже […]
Почему Печорин — странный человек? Итак, «Герой нашего времени» – психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени – оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник…. Но все- таки главная цель произведения – раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа.
Кто же такой […]
Судьба поколения 30-х в лирике Лермонтова (сочинение) «Дума» – одно из таких стихотворений, в которых скептическая и сомневающаяся мысль дворянского интеллигента выливается непосредственно и открыто, минуя сюжетные и изобразительные формы. Скепсис и отчаяние связаны с бездеятельностью и общественной трусостью, с оторванностью от конкретной борьбы. Они появляются в эпохи, когда высокое индивидуальное сознание мечется в поисках достойной жизни, но не находит ее. В такие эпохи мысль становится мученьем и единственной реальной силой, способной возвратить живого челочка […]
Адресаты любовной лирики Лермонтова (сочинение) 1.     Введение. Личностное отношение поэта к теме.
Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.
Любить… но кого же? На время не стоит труда,
А вечно любить невозможно…, («И скучно и грустно», 1840) – размышляет лирический […]
Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение
Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты.
А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
Стихотворение Лермонтова «Родина» (анализ) Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения […]
Как Печорин относится к проблеме судьбы? (сочинение) Жизнь моя, ты откуда идешь и куда?
Отчего мне мой путь столь неясен и таен?
Для чего я не ведаю цели труда?
Почему я влеченьям своим не хозяин?
Пессо
Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно?философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
Стихотворение Лермонтова «Пророк» (анализ) Восстань, пророк, и виждь, и внемли
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
А. С. Пушкин «Пророк»
Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно?художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
Стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» (анализ) Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]

Многомудрый Литрекон знает, как сложно писать сочинения без определенной структуры, заранее одобренной проверяющими. Задание 17 на ЕГЭ по литературе именно такое: нужно самостоятельно выбрать тот вариант, который подойдет жюри и заслужит наивысшую оценку. Возможно, именно поэтому данный экзамен считается одним из самых сложных: колоссальное количество материала для изучения и никакой конкретики в последнем задании. А ведь за него получают 14 баллов! Сочинение на ЕГЭ по литературе определяет успех всего дела. Чтобы Вы сдали на высший балл и не обременили родителей платным место в вузе, Литрекон сделал примеры сочинений на ЕГЭ по литературе (задание 17), которые одобрили эксперты. Приятного просвещения!

Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема свободы? 

(390 слов) Тема свободы является одной из основных в творчестве М. Ю. Лермонтова. Лирические герои его произведений часто тяготились неволей, воплощенной в духовных, материальных и эмоциональных границах. Автор изобразил ощущение духовной несвободы и на страницах знаменитой поэмы «Мцыри», написанной в 1839 году. 

Главный герой стал пленником еще в детстве: русский генерал взял его с собой, вырвав ребенка из семьи. Но из протеста мальчик перестал есть, заболел, и похититель оставил жертву в монастыре. Там герой и вырос, став послушником. Правда, идеалы чужой веры так остались ему чужды: «Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог» — говорит он в предсмертной исповеди. Свой выбор он выразил новым протестом — побегом из «тюрьмы своей». Но попытка воссоединиться с отчим домом провалилась, потому что Мцыри не хватило сил и знания местности. Уже на уровне сюжета читатель видит раскрытие темы свободы: герой лишается ее, но готов поставить на карту жизнь, лишь бы вернуть ее обратно. Значит, свобода в поэме «Мцыри» — это воплощение идеала, ради которого стоит жить.

Рассмотрим тему свободы глубже — на уровне ассоциаций и символов. Мцыри повторил судьбу своей Родины: Кавказ тоже был захвачен, ему тоже насаждали чуждые ему устои и порядки, он тоже не смог спастись. В то же время именно Кавказ ассоциировался у автора с воплощением вольности. В царское время там находили приют непокорные придворные, отличающиеся инакомыслием и бунтарством. Сам Лермонтов был сослан именно на Кавказ. Благодаря высокой концентрации диссидентов и оторванности от центра власти на Кавказе сформировалась атмосфера вольности. Нельзя игнорировать и природные особенности региона, куда так хотел вернуться Мцыри. Раздолье южной природы, гордые профили гор, близость к первозданному и дикому — все это является олицетворением свободы в поэме. К этому бежит Мцыри от формализма и бездушности цивилизации, воплощенной в монастыре. Его аскетизм противопоставлен богатству естественного мира, его тишина — шуму грозы и рычанию барса. Автор применил прием антитезы, чтобы вывести тему свободы на духовный уровень. Монастырь, символизирующий цивилизацию, закрепощает людей, делает их зависимыми. А природа с ее диким раздольем олицетворяет волю, которая так нужна личности для самореализации и счастья. Без нее нет полноценной жизни, поэтому герой умирает в финале поэмы.

Таким образом, свобода в поэме М.Ю. Лермонтова — это не только стремление героя к Родине и физической независимости от монастыря, но и духовное состояние личности, являющееся главным условием ее развития. Автор находит его за пределами рамок, навязанных обществом. Свободу нам дарят близость к естественному миру и следование его законам.

В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») 

(438 слов) Одной из главных тем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является нигилизм. Это понятие, отражающее особое отношение к миру, которое заключается в полном скептицизме и отрицании общепринятых основ. В произведении эту философскую позицию защищает главный герой — Евгений Базаров. У его точки зрения есть слабые и сильные стороны, в которых интересно разобраться подробнее.

О слабости нигилизма не раз говорит Павел Петрович Кирсанов — главный оппонент Базарова. «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! — и дело в шляпе» — замечает он. Подтверждение его словам читатель находит, когда знакомится с описанием образов Ситникова и Кукшиной. Это глупые, примитивные, безнравственные люди, которые прикрывают свое бескультурье и невежество красивыми словами. Действительно, нигилизм оправдывает тех, кто отвергает все то, чего попросту не знает. Его используют для отвода глаз те, кто ничем всерьез не интересуется. Кроме того, Кирсанов-старший дает свое определение нигилисту: это человек, «который ничего не уважает». Разве может переделать мир к лучшему тот, кому все дозволено, кто ничего не считает святым? Конечно, в патриархальных основах общества того времени были пороки, но они все же не так страшны, как полное отрицание всех ценностей и нравственных ориентиров. Отсутствие определенной программы и созидательного элемента в нигилизме признает сам Базаров, говоря о том, что сначала нужно разрушить, а строить будет кто-нибудь другой. Абстрактность, категоричность, цинизм — вот минусы мировоззрения Евгения.

Но есть у нигилизма и сильные стороны. Критическая точка зрения позволяет увидеть ошибку и оперативно ее исправить, в то время как конформизм создает иллюзии полного порядка. Например, Базаров не боится поднимать проблему снохачества — домогательств свекра по отношению к невестке. «Вы, чай, слыхали о снохачах?» — говорит он Павлу Петровичу. Благородные дворяне много рассуждали о семейных ценностях народа, но не замечали реальное положение дел. Отрицание помогает не только лучше видеть, но и быть лучше. Человек, который не верит на слово, нацелен на самостоятельный поиск истины, который заложен в основе прогресса. Например, пока Аркадий и его родственники «сибаритствуют», Евгений встает раньше всех и работает, чтобы внести свой вклад в науку. У него есть интеллектуальная и духовная неудовлетворенность, которая толкает его вперед. В это же время его оппоненты год за годом вкладывают деньги в убыточное предприятие и ждут чудес. Они не могут сомневаться в том, что делают. На основании этих доводов можно сделать вывод, что сила базаровского нигилизма заключается в том, что он заставляет человека работать над миром и над собой, раскрывает глаза на существующие проблемы и расчищает дорогу новым веяниям.

Таким образом, нигилизм имеет и положительные, и отрицательные стороны. Эта позиция может быть категоричной и бесперспективной в некоторых аспектах, но нельзя отрицать ее силу — стремление к совершенствованию мира в себе и вокруг себя.

Поэт и окружающий мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака

(323 слова) Тема природы встречается в стихотворениях каждого поэта. Все творческие люди неразрывно связаны с нею, ведь черпают вдохновение из красоты окружающего мира. Нельзя не заметить этого и в творчестве Б.Л. Пастернака — известного советского поэта, удостоившегося Нобелевской премии. Его произведения погружают читателя в царство природы.

Одним из любимых стихотворений поэта считается произведение «Февраль». В нем автор связывает свои творческие порывы с миром за окном: «Февраль. Достать чернил и плакать!». Каждое природное явление проецируется в литературе: «С деревьев тысячи грачей сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей». Видя пейзажи, поэт обретает настроение, необходимое для создания «стихов навзрыд». Лирический герой нанимает пролетку, чтобы уехать из дома оказаться наедине с февральской оттепелью, которая является источником его вдохновения. Этот пример позволяет сделать вывод, что природа для автора — кладезь новых идей, эмоций и сюжетов.

В описании природы Пастернак чаще всего использует прием олицетворения. Например, в стихотворении «Июль» жаркий летний месяц «снял комнаты у нас внаем» и «везде болтается некстати». Он становится одушевлённым героем произведения, который активно действует и вмешивается в жизнь лирического героя. Благодаря его активности меняется все вокруг, преображается весь домашний мир. Для поэта «отпускник» становится другом, всегда желанным гостем, который приносит душистые запахи и свежий ветерок. Это говорит о близости Пастернака к природе, об исключительной любви к ней.

Природа в творчестве Пастернака — это не только источник вдохновения и олицетворенный персонаж. Это еще и пример для подражания, мотивация для труда. В стихотворении «Ночь» поэт проводит параллель между звездой и художником. Небесные светила работают по ночам, освещая землю, даря надежду и красоту. Так и творческие люди должны неусыпно трудиться, чтобы их произведения излучали свет и радовали людей. «Не прерывай труда, не спи, борись с дремотой, как летчик, как звезда» — пишет автор. Именно неиссякаемая энергия окружающего мира заставляет поэта двигаться вперед.

Таким образом, окружающий мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака неразрывно связан с поэтом и его творчеством. Природа вдохновляет, поддерживает, дает пищу для размышлений. Она становится другом, музой, советчиком. Без нее не обходится ни одно произведение автора.

Тема воинского подвига в отечественной литературе в.п. 20 века

(418 слов) Тенденция доминирования темы воинского подвига в отечественной литературе второй половины 20 века исторически обусловлена: советский народ победил «коричневую чуму» и избавил Европу от фашизма. Но эта победа далась ему нелегко. Многочисленные жертвы подсчитываются до сих пор. Литература отразила немыслимые страдания людей, которые выше себя поставили нравственный долг по отношению к Родине. Благодарные потомки должны уделить особое внимание анализу послевоенной литературы, где поднимется тема подвига, важная для сохранения исторической памяти.

Одним из наиболее известных и резонансных произведений о народном подвиге является повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие». Автор описал героический поступок отряда зенитчиц, которые своими недостаточными силами удерживали вражеских диверсантов и сорвали их операцию. Под командованием старшины Васкова молодые девушки храбро боролись с солдатами, не жалея своей жизни. Все они погибли, но каждая героиня внесла свой вклад в успех операции… Или не каждая? Собственно, вклад и операция в книге находятся на заднем плане. Автор повествует не о подвиге в традиционно-официозном значении этого слова. Нет в сюжете грандиозных батальных сцен, горы вражеских трупов и феноменальных успехов, как во множестве современных фильмов. Лиза, например, не сделала по врагам ни одного выстрела, она утонула в болоте. Галя и вовсе струсила и выдала свое место положения. Соня попала в засаду и ничего не успела предпринять. Героизм Риты, Сони, Жени, Гали и Лизы заключается именно в том, что они не были героями и не должны были ими быть. Неподготовленные к серьезному бою зенитчицы были специально направлены в тихое место, где ничего не случалось. Однако они не дрогнули перед опасностью и встретили ее достойно, хотя за робость женщин никто бы не осудил. Они же задержали диверсантов своими силами и одержали нравственную и фактическую победу над оккупантами: обычные люди, не озверевшие от крови, не наделенные мощным оружием, смогли остановить вооруженных до зубов бойцов, закаленных в жестоких сражениях. Безликая и бесчеловечная машина фашизма была выведена из строя и кем? Вчерашними школьницами, которые вздрагивают от выстрелов и влюбляются в командиров. За свою землю, за свои идеалы в строй встали даже девушки, сила которых заключается в любви, а не в ненависти. Этот пример позволяет сделать вывод, что подвиг советского народа заключается в человечности и стойкости, которые помогли закончить войну, а не развязать еще одну.

Таким образом, тема воинского подвига в отечественной литературе второй половины 20 века раскрывается в свойственном русским писателям гуманистическом направлении. Б.Л. Васильев, как и многие авторы, акцентировал внимание не на фактическом результате героического поступка и не на его идеологической роли. Они писали о простом человеке, который сделал нравственный выбор и пожертвовал всем, но не своей человечностью. В этом и состоит его сила. 

Задание 5 № 81 briefcase plus

Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (5.1−5.5). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).

5.1. Был ли предопределен трагический финал судьбы Мцыри? Обоснуйте свою точку зрения.

5.2. Какие особенности лирики В. А. Жуковского дали основание исследователю А. Веселовскому назвать его поэзию «пейзажем души»?

5.3. Есть ли тема любви в повести Н. В. Гоголя «Шинель»? Обоснуйте свою точку зрения.

5.4. Почему из различных вариантов названий — «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…» — Толстой остановился на названии «После бала»?

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

1

Задания Д1 C1 № 78 briefcase plus

1.1.1. Какие черты романтического героя присущи Мцыри?

1.2.1. Какова роль эпитетов в стихотворении Ф. И. Тютчева?


2

1.1. Какие черты романтического героя присущи Мцыри?

1.2. Какова роль образа молодого голубя в 5-й строфе?

Спрятать пояснение

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

5.1. Был ли предопределен трагический финал судьбы Мцыри? Обоснуйте свою точку зрения.

События, описанные в поэме, происходили в период добровольного присоединения Грузии к России .

Трагизм судьбы главного героя в том, что он был пленен («ребенка пленного он (генерал) вез»). Но характер Мцыри имел особый, он отказался от еды, из-за этих обстоятельств в нем развился «могучий дух его отцов». Умирающего мальчика оставили в монастыре, где его выходил один монах. Накануне принятия монашеского обета Мцыри сбежал из монастыря. Всё это время, которое он находился в монастыре, он страдал из-за отсутствия воли. Те три дня, которые он провел в лесу, воскресили его. Он увидел прекрасную природу, диких зверей, молодую девушку. Что делал он за стенами монастыря, сам Мцыри называет словом «жил». Просто жил. На воле Мцыри вспомнил об отчем доме и захотел найти дорогу к нему, но вернулся вновь к стенам монастыря. Он осознал, что свободу обрести ему не удастся. «Помощи людской» он не желает, потому что не верит в то, что люди, совершенно другие, могут ему помочь. Мцыри одинок в этом мире, он глубоко осознает и переживает свое одиночество.

С судьбой, по мнению героя, спорить тщетно. Поэтому трагический финал его судьбы предопределен.

Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского общества.

5.2. Какие особенности лирики В. А. Жуковского дали основание исследователю А. Веселовскому назвать его поэзию «пейзажем души»?

Почти во всех картинах природы, которые рисует Жуковский, присутствует воспринимающий ее человек. Он и природа показаны у поэта в некотором единстве. Описываются не столько явления природы, сколько душевное состояние человека. Вот почему пейзажи Жуковского называют «пейзажами души». «Жизнь души» и есть подлинный предмет элегии поэта.

5.3. Есть ли тема любви в повести Н. В. Гоголя «Шинель»? Обоснуйте свою точку зрения.

Тема любви звучит в повести совершенно иначе, нетрадиционно. Любовь на страницах «Шинели» появляется в христианском толковании. Любовь к ближнему, заповеданная Христом Спасителем, является высшей добродетелью христианина. Человек, «брат твой», может оказаться в очень затрудненном положении, попасть в беду, оказаться на грани голодной смерти. Титулярный советник Башмачкин, находясь в изрядном возрасте («Акакию Акакиевичу забралось за пятьдесят») в полном одиночестве, пережил страшные минуты отчаяния в случившемся с ним несчастье. Но никто не помог страждущему, никто не протянул руку помощи, ни от кого он не услышал даже простого доброго слова, способного, по мнению святителя Тихона Задонского, «скорбящего утешить». Человек, просветленный Божественной истиной и осознавший смысл своей земной жизни, дорожит сокровищами своей души, среди которых любовь к Богу и ближнему своему и жертвенное служение Отечеству. Такова позиция Гоголя.

5.4. Почему из различных вариантов названий — «Дочь и отец», «Рас-сказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…» — Толстой остановился на названии «После бала»?

Рассказ «После бала» построен на контрасте. Контрастны портретные характеристики, поведение отца Вареньки на балу и после бала, настроение и мысли главного героя до и после увиденного на плацу. Название «После бала» точнее передает основную идею произведения: жизнь человека может изменить одно событие. Для главного героя переломный момент в его жизни наступил после бала, от увиденного на плацу.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне 2
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно 1
Тема не раскрыта 0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 3
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки 2
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущено три фактические ошибки

1
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий),

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

И/ИЛИ авторская позиция искажена

0
3. Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий),

И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий 0
4. Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,

НО

внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2
В сочинении прослеживается композиционный замысел,

НО

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается

1
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения 0
5. Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок 2
Допущены три-четыре речевые ошибки 1
Допущены пять или более речевых ошибок 0
Максимальный балл 13

Критерии оценивания грамотности

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого оценивается отдельно за всю работу. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).

Критерии оценивания грамотности Баллы
ГК1. Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки 2
Допущено две–четыре ошибки 1
Допущено пять и более ошибок 0
ГК2. Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок 2
Допущено три–пять ошибок 1
Допущено более пяти ошибок 0
ГК3. Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка 2
Допущено две-три ошибки 1
Допущено четыре и более ошибки 0
Максимальный балл 6

МКОУ «ВЫШЕТАЛОВСКАЯ СОШ»

 «В чём смысл жизни для Мцыри?»

Тема и идея художественного произведения

Цели:

Образовательные:
учить работать с текстом лирического произведения,  проводить  идейно-тематический 
анализ   поэмы  Лермонтова,     показывать  художественные открытия  поэта.

Дать
теоретические представления о теме и идее художественного произведения

Развивающие:  развивать
эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить
монологическое высказывание.

Воспитывающие:
прививать любовь к поэзии как к особому  виду  искусства, воспитывать интерес к
творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять
истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.

Тип урока:
формирование знаний и умений.

Оборудование: текст
стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом,  мультимедийная
презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”),  компьютер,
проектор.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Слово учителя.

Поэма
М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов
услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в
финале. Давайте обратимся к произведению, чтобы её понять.

Слайд 2

Рассказ ученика:

— Действие поэмы происходит в Грузии.
Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге.
Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил
одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он
ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и
Ермолов  оставил его в монастыре. Он  долго не мог привыкнуть к монастырю,
тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая
болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах
монастыря.

В чем разница между героем поэмы и
героем легенды ?(5м)

3. Сообщение темы урока

 Слово учителя.


В своей исповеди перед смертью  Мцыри скажет монаху:

«Ты
хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Главная
 цель нашего урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить?

                                                                        
В чем смысл жизни для Мцыри?

(Этот
 проблемный вопрос записан на доске).

  И
подумать, какова тема поэмы «Мцыри» и какова идея этой поэмы.

 4.
Подготовка к усвоению нового материала. Беседа по тексту поэмы.

  1) Поэма называется Мцыри. Что
означает это слово?

Мцыри
– это … (см. сноску в учебнике) .Слайд 3

   
Какое значение больше подходит Мцыри?

2) Мцыри
воспитывался в монастыре, а незадолго до пострижения в монахи исчез и был
найден в степи «без чувств», израненным и умирающим.

Как жил Мцыри
в монастыре? Найдите ответ в тексте (Старик, я слышал …)

3) Каким мы
его видим в начале поэмы?
(«Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не
вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит монастыре и монахах своих врагов,
ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски.

5. Усвоение новых знаний. Работа с текстом поэмы.

— В поэме 26 небольших глав – из них
только 2 посвящены истории жизни Мцыри и 24 – это взволнованный монолог – исповедь.
В  начале 3-ей главы читаем:

«Ты
слушать исповедь мою

Сюда
пришёл, благодарю…»

Слово
«исповедь» имеет следующие значения: покаяние в грехах перед священником;
откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов (запись на
доске).

 В
каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

(Исповедь Мцыри обращена к «чернецу» – православному монаху; в ней юный послушник рассказывает о «трех блаженных днях», проведенных им на
воле, о высокой цели, к которой он стремился и которая так и не была им
достигнута.)

— Какова цель побега Мцыри? Что
значит для него быть свободным? Приведите цитаты из текста.

(а)
Давным-давно задумал я// Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли
земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.

б)…Мою
пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой, // Хоть не знакомой, но
родной.

в)
Я мало жил, и жил в плену.// Таких две жизни за одну,// Но только полную
тревог,// Я променял бы, если смог.

г) …Я цель одну — // Пройти в
родимую страну — // Имел в душе…

 Представление о свободе
связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для
него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул.

  Его «могила не страшит», он
жаждет обрести жизнь, «полную тревог», узнать радость борьбы, «обняться с
бурей». Это цельная, страстная натура. Юношу гонит из монастыря не одна тоска
по родине. Мцыри жаждет прорваться в «чудный мир тревог и битв», познать и
испытать себя.)
Давайте найдем в тексте и
прочитаем  .Слайды4,5,6,7

Слово учителя.

   Мцыри покидает монастырь. Что
увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Ответ на этот вопрос
найдите в тексте.

(гл.
6, 9, 10, 11.) (Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие
с однотонностью монастырской обстановки. И в  пристальном внимании, с каким
герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней,
сочувствие всему живому.)

— Нашел ли Мцыри ответ на вопросы,
«прекрасна ли земля»? Зачем человек живет на земле?

(Мцыри
увидел природу в её многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с
ней. Да, мир, прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном.     И то, что
мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на
вопрос: зачем создан человек и зачем он живет. Человек рожден для воли, а не
для тюрьмы —  вот вывод)

— Ощущение счастья у Мцыри вызвано не
только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Что произошло в эти
три дня?

(Бегство
из монастыря, попытка найти дорогу в родной край. Встреча с грузинкой. Бой с
барсом.) Слайды8,9

-Важно заметить, что
тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая
жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись
на свободе?

(Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие,
презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней
раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри
– любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от
возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве
пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты
рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри
предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим
жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный
барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из
леса.)


Почему же погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не  воспринимаем
поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности?

(«Кавказскому пленнику» не удалось найти дорогу к отчему дому, но
он пережил минуты высокого счастья, успел ощутить всю полноту бытия, все совершенство
и многообразие природы.)

— Какой вывод можно сделать о поэме
М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

 (Судьба с детства обрекла его
на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждого пылкой,
пламенной натуре. Но неволя не смогла убить в нем стремления к свободе,
наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой «пройти в
родимую страну».)(15 м)

6. Первичная проверка
понимания. Работа по карточкам.

Закончите предложения,
запишите их в тетрадь.(5м)

Для Мцыри жить – это значит:

1.     
Видеть не сумрачные стены
монастыря, а…

2.     
Не томиться в душных кельях,
а…

3.     
Не склоняться перед алтарём,
а…

4.     
Не покой и послушание ради
загробной жизни, а…

7. Итоги  урока,
выставление оценок.
 

 Заполните таблицу: В чём смысл
жизни

1)у монахов  —            2)у
Мцыри

1)Идеал – покой, самоотречение
ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного
счастья        

2)Испытывать радость встречи с
бурей, грозой, ему нужны препятствия.

Не покой, а тревоги и битвы,
блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями,
опасностями – достойная жизнь человека.

  Итог нашего урока –ответ на
вопрос о смысле жизни Мцыри чем является-темой поэмы «Мцыри»  или ее идеей.

Слайд11 Прочитайте определения и запишите в тетрадь.

Ответ на наш проблемный вопрос:
«В чем смысл жизни для Мцыри?» является темой или идеей поэмы? (Ответы
учащихся)

8. Домашнее задание:

Подготовиться к
сочинению-отзыву по поэме М.Ю. Лермонтова « Мцыри ».

Дополнительно  В чём смысл жизни

у монахов

у Мцыри

Идеал – покой, самоотречение ради служения
высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья

Испытывать радость встречи с бурей, грозой,
ему нужны препятствия.
Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь
с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека

Самоанализ
 урока.

Урок проводился в 8-ом классе, где у
учащихся наблюдается низкая техника чтения, слабая мотивация к обучению.
Уровень качества  знаний по предмету ниже среднего и очень низкая активность
учащихся на уроке.

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной
презентации из 8 слайдов с целью повышения качества образования: мотивация
познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания,
видов памяти, а также карточки с опорным материалом.

 При подготовке к уроку  мною были
учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития
учащихся.

Учитывала психологические особенности
детей: визуалы, кинестетики, аудиалы и рекомендации психолога.

Контроль усвоения знаний, умений и
навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока.

В ходе урока дети изучили и закрепили
новый материал.

Активность и работоспособность ребят
на уроке была хорошая, психологическая атмосфера на уроке —  доброжелательная.

Результаты урока я оцениваю как
хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный
материал урока учащимися усвоен.

Учитель русского языка и литературы: 

Магомедова Патиат
Ахмедовна

ПЛАН НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ В ОГЭ ПО
ЛИТЕРАТУРЕ

Сочинение
– это всегда цельное, логически выстроенное умозаключение, приводящее нас к
определенным выводам. Поэтому хотелось бы остановиться на логических блоках,
которые как правило должны присутствовать в работе:

1.
Вступление

Это
вводная часть, которая подготавливает к восприятию темы и основной информации.
Задает тон сочинения. Помогает соблюсти критерий целостности произведения.

2.
Постановка проблемы

Вступление
как правило плавно и логично перетекает в более детальное описание содержания
выбранного произведения, выделение главных мыслей и постановки на этой основе
главной проблемы.

3.
Выражение позиции автора и собственного мнения

В
какой последовательности вы будете формулировать названные аспекты пункта три
не имеет значения. Главное, чтобы и авторское и ваше собственное мнение по
поводу обозначенной выше проблемы прозвучало. Здесь важно рассуждать, приводить
как можно больше аргументов, опираться на мнение автора и других авторитетных источников.
Обосновывать свою точку зрения, в меру использовать цитаты из произведения,
«лить как можно меньше воды».

4.
Выводы

Ваши
рассуждения должны плавно приводить читателя к какому-либо умозаключению по
проблеме, поставленной в начале сочинения. И чем логичнее эти выводы, тем
лучше. Это означает, что основная часть сочинения – проработка проблемы с точки
зрения автора и вашей, написана правильно, и выводы из нее «вытекают» как бы
сами собой.

Критерии
оценки сочинения по литературе

1.
Ответ соответствует вопросу или поставленной задаче.

Пример:
«Изображение чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Укажите
описание персонажей, дайте им сравнительную оценку, процитируйте автора, чтобы
лучше передать образы.

2.
Анализ темы подкреплён аргументами.

Пример:
«Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «
Горе от ума?»

Выберите
отрывки, которые относятся к выбранной теме и обязательно проанализируйте их,
приведите необходимые доказательства.

3.
Использование художественных средств языка.

Пример:
«Роль женских образов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

С
помощью каких инструментов автор описывает тот или иной образ? Можете ли вы
найти примеры литературных средств языка и объяснить, почему были выбраны именно
они, для чего автор приводит их в тексте? Этим нужно показать, что вы
разбираетесь не только в писателях и их творчестве, но и знаете основную
терминологию, умеете разбирать текст на составляющие и правильно их
характеризовать (метафоры, аллегории, сравнения, гиперболы и др).

4.
Соблюдение композиции сочинения.

Ответ
должен смотреться гармонично. Вступление не должно занимать большую часть
бланка, а заключение – состоять из одного короткого предложения. Важно держать
в голове, что необходимо выдержать общую композицию текста.

Руководствуйтесь
следующим планом:

·        
Вступление + обозначение проблематики

·        
Основная часть + детальное раскрытие вопроса, аргументация,
сравнительный анализ (чаще всего – с другими произведениями, аналогичными
ситуациями из них) и ответ на главный вопрос

·        
Заключение – выводы, умозаключения

Рекомендуется
заранее продумать примерную компоновку текста, чтобы в процессе не уйти от темы
и не собирать работу из отдельных «рваных» кусков.

5.
Выдержана логика и чётко сформулирована основная мысль.

Это
справедливо и для предыдущего пункта – все элементы должны быть выстроены
корректно. В отдельный критерий оценки это выделено для того, чтобы оценить
осмысленность сочинения.

Можно
грамотно прописать структуру, но при этом развить мысль совершенно не в том
направлении, а этого ни в коем случае нельзя допускать.

Важно: обращайте
внимание на формулировки. В них кроются подсказки, как написать работу.
Обращайте внимание на такие слова как «вопрос», «проблема», «анализ»,
«сравнение», «основная мысль/идея», «парадокс».

Например,
если в задании указано о «значении женских образов в произведении» («Горе от
ума» А.С. Грибоедова, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина), то мужские образы
могут быть упомянуты косвенно, использованы для сравнения, но никак не занимать
центральную позицию в вашем ответе. Комментируйте чётко обозначенную проблему и
не отходите от неё.

Правильно
определив основную мысль, не составит труда написать сочинение в верном ключе.

6.
Верно даны все факты.

На
экзамене будет возможность воспользоваться сборником, чтобы корректно привести
цитирование или сравнения. Фактические ошибки здесь недопустимы.

Рекомендуется
ознакомиться со 
списком
литературы
 заранее, тогда сборник станет
подспорьем, а не тростинкой, за которую цепляется утопающий.

В
стрессовой ситуации быстро найти что-то нужное среди множества произведений
невозможно. Вы должны заранее ознакомиться с поэмой или рассказом, с
оглавлением сборника и точно представлять, что конкретно вы ищете, а не
придумывать, сочиняя на ходу.

7.
Соблюдены речевые нормы.

Мысли
должны быть сформулированы грамотно, без стилистических и синтаксических
ошибок. И если для цитирования и передачи слов автора этот критерий не
актуальный, то конкретно над вашими рассуждениями придётся подумать. При
проверке обращайте внимание, нет ли в повествовании несоответствий, и не слетела
ли у кого-нибудь из действующих лиц шляпа, «проезжая мимо станции».

Мы
разобрали 7 основных критериев, по которым будет оценена работа. Все они равны
между собой и необходимо тщательно проработать каждый. В противном случае,
сочинение рискует оказаться непроверенным или проверенным частично, что грозит
существенной потерей баллов.

Важно: в
случаях, где предусмотрены 1 или 2 балла – оценка будет выставляться в
зависимости от того, частично или полностью работа соответствует каждому
отдельному требованию.

Какая
необходима литература

В
2019 году на испытании полностью отсутствует тестовая часть, все навыки и
знания проверяются с помощью текстовых ответов на вопросы.

И
всё же, специфика ОГЭ по литературе не исключает возможность выбора и использования
некоторых клише, поэтому подготовиться к нему можно частично и с помощью
«зубрёжки».

Например,
вы можете подобрать:

·        
Цитаты, которые точно планируете использовать

·        
Произведения, которые приведёте в сравнение с другими

·        
Ситуации героев, которые кажутся вам схожими

Имея
такой набор инструментов – получится в нужный момент несущественно
скорректировать их и вставить в работу, а не подбирать всё впопыхах и «с нуля».

Обязательный
список литературы, требуемый для сдачи ОГЭ по литературе:

·        
Произведения древнерусской литературы

·        
Басни: И.А. Крылов

·        
Сказки: М.Е. Салтыков-Щедрин

·        
Проза: Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, Н.В.
Гоголь, А.С. Грибоедов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, И.С.
Тургенев, В.М. Шукшин, М.А. Шолохов, А.И. Солженицын, И.А. Бунин

·        
Поэзия: Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, В.В. Маяковский,
Т.А. Твардовский, С.А. Есенин, А.А. Блок

·        
Лирика и проза: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский

Какие
бывают темы сочинений и как сделать выбор?

ОГЭ
по литературе коварно формулировками. На основе одного произведения вам могут
задать от 5 до 20 различных вопросов (разумеется, только один из них достанется
в качестве темы).

Вот
только некоторые из них:

·        
Как в произведении раскрывается внутренняя сущность персонажа?

·        
В чём сходство и различие двух персонажей/ситуаций/судеб?

·        
Какие качества/пороки/вопросы/проблемы раскрывает произведение?

·        
Роль/значимость одного из персонажей для сюжета?

·        
Почему ситуация произошла/не произошла с героями?

·        
[Основная] тема произведения – в чём, с помощью каких средств
выражена?

·        
Каково отношение автора к героям?

·        
Как автор через произведение отражает свою позицию/отношение к
чему-либо?

·        
В чём отличительные черты произведения, выделяющие его среди
аналогичных, что в нём уникального?

Вопросы
будут корректироваться в зависимости от произведения. В этом списке собраны
общие направления и темы, которые встречаются чаще всего.

Темы сочинений

к ОГЭ по литературе 2019.

Часть 2 (задания 2.1-2.4)

«Слово о полку Игореве»

1. Каково авторское отношение к князю Игорю? (По повести
«Слово о полку Игореве»).
2. Почему поэма, рассказывающая о поражении Игоря в сражении с половцами,
заканчивается прославлением  князя? (По повести  «Слово о полку
Игореве»).
3. Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»?
4. Каковы гражданские и нравственные уроки «Слова о полку Игореве»?
5. Образ автора в «Слове о полку Игореве».

М.В. Ломоносов

1. Как в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её
Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено
представление М.В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле?
2. Какие ценности утверждаются М.В.Ломоносовым в «Оде на день восшествия на
Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны,
1747 года»?

Г.Р. Державин

1. Каковы представления Г.Р. Державина о сущности
поэтического творчества?
2. Какие «уроки» властителям дают в своих стихотворениях М.В. Ломоносов и Г.Р.
Державин? (На примере одного стихотворения каждого из поэтов).
3. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься поэзия Г.Р.
Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. На какие проблемы откликается поэзия Г.Р. Державина?
5. В чём, с Вашей точки зрения, состоит своеобразие Г.Р. Державина как поэта?
(На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).

Д.И. Фонвизин

1. Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
2. Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? (По комедии Д.И.
Фонвизина «Недоросль»).
3. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
4. Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
5. Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
6. Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии
Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
7. Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль»
«трагедией»? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
8. Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Н.М. Карамзин

1. Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
к сентиментализму?
2. Почему повесть Н.М. Карамзина называется «Бедная Лиза»? 
3. Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
4. Как в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрывается тема социального
неравенства?
5. Каково отношение автора к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
6. Каково отношение автора повести к Эрасту (По повести Н.М. Карамзина «Бедная
Лиза»).

В.А. Жуковский

1. Каковы основные темы и мотивы романтической поэзии В.А.
Жуковского?
2. Как сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей –
«верой в Провиденье»?
3. Романтические мотивы в балладах В.А. Жуковского (На примере одной из баллад
по Вашему выбору).

А.С. Грибоедов

1. Почему А.С. Грибоедов заменил первоначальное название
своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
2. Современность звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
3. Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума»).
4. Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе
от ума»).
5. В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума»).

6. В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По
комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
7. Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 
8. Черты нравственного идеала в образе Софьи (По комедии А.С. Грибоедова «Горе
от ума»).
9. Как в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» раскрывается тема семьи?
10. Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума»?
11. Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума»).
12. Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

И.А. Крылов

1. Мастерство И.А. Крылова в создании басенных образов. (На
примере не менее двух басен по Вашему выбору).
2. Кого и за что высмеивает И.А. Крылов в своих баснях? (На примере не менее
двух басен по Вашему выбору).
3. Какие нравственные пороки обличаются в баснях И.А. Крылова? (На примере не
менее двух басен по Вашему выбору).
4. Как в баснях И.А. Крылова отражается народная мудрость? (На примере не менее
двух басен по Вашему выбору).

А. С. Пушкин

1. Тема любви в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
2. Особенности конфликта в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
3. В чём противоположны жизненные позиции Алеко и старого цыгана? (По поэме
А.С. Пушкина «Цыганы»).
4. Как в творчестве А.С. Пушкина отобразилось расставание поэта с романтизмом?
(На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).
5. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по
Вашему выбору).
6. Тема любви в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему
выбору).
7. Мир природы и мир человека в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х
произведений по Вашему выбору).
8. Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема дружбы? (На примере не менее
двух стихотворений по Вашему выбору).
9. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься лирика А.С. Пушкина?
(На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
10. Как в лирике А.С. Пушкина развивается тема свободы? (На примере не менее
двух стихотворений по Вашему выбору).
11. Какие нравственные ценности утверждаются в лирике А.С. Пушкина? (На примере
не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
12.  Как раскрывается тема любви в «Повестях Белкина»? (По одной из
повестей из цикла А.С. Пушкина «Повести Белкина»).
13. Как в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» раскрывается тема
«маленького человека»?
14. В чём сила и слабость характера Самсона Вырина? (По повести А.С. Пушкина
«Станционный смотритель»).
15 . Какие авторские идеалы нашли отражение в романе А.С. Пушкина «Капитанская
дочка»?
16. Почему русский бунт в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» назван
«бессмысленным» и «беспощадным»?
17. Чем интересна личность Пугачева автору и главному герою романа «Капитанская
дочка»?
18. Роль женских образов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
19. Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гринёвых (по роману А.С.
Пушкина «Капитанская дочка»).
20. Различия в мировоззрении Петра Гринёва и Алексея Швабрина (по роману А.С.
Пушкина «Капитанская дочка»).
21. Что позволило В.Г. Белинскому назвать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
«энциклопедией русской жизни»? 
22. В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
23. Почему дружба Онегина и Ленского привела к трагической развязке? (По роману
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
24. В чём состоит особенность авторского отношения к Онегину и Ленскому? (По
роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
25. Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По
роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
26. Как изменяется главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
27. Почему А.С. Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (По роману в
стихах «Евгений Онегин»).
28. Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (По роману
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
29. Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема
нереализованных возможностей личности?

М.Ю. Лермонтов

1. Мастерство М.Ю. Лермонтова в изображении природы. (На
примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется отношение поэта к Богу? (На примере
не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
3.  Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны тема любви и мотив одиночества?
(На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и
поэзии?  (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
5. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На
примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
7. Как в произведениях М.Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На
примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня про …купца Калашникова»).
8. Образ царя в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова».
9. Как в «Песне про… купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова раскрывается тема чести
и достоинства человека? 
10. Каково отношение автора поэмы к Калашникову и Кирибеевичу? (По поэме М.Ю.
Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова»).
11. Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с образом
главного героя?
12. «Три дня свободы» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»).
13. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» проявляются важнейшие черты романтизма?
14. Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой
нашего времени»?
15. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют авторские
предисловия?
16. Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени»).
17. Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени».
18. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени»).
19. Почему многие из окружения Печорина называют его «странным»? (По роману
М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
20. Зачем М.Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность в
расположении глав романа «Герой нашего времени»?
21. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские
образы?
22. Как раскрывается тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени»?

Н.В. Гоголь

1. Почему повесть Н.В. Гоголя называется «Шинель»?
2. Образ «маленького человека» и тема сострадания в повести Н.В. Гоголя
«Шинель».

3. Как в повести Н.В. Гоголя «Шинель» соотносятся реальность
и фантастика?
4. Каким предстает в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» губернский город?
5. Сатирическое изображение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
6. Почему легкомысленный хвастун Хлестаков не был разоблачён опытным
городничим? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
7. Роль женских образов в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
8. Хлестаков и его слуга Осип в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
9. Как Вы понимаете слова Н.В. Гоголя о том, что смех — единственное «честное,
благородное лицо, действовавшее»  в комедии «Ревизор».
10. Почему «Мёртвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой?
11. Роль авторских отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
12. Какие человеческие пороки обличает Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души»?
13. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывается внутренняя сущность
Чичикова? 
14. Как проявляется характер Чичикова в общении с помещицей Коробочкой? (По
поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
15. Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мёртвыми
душами»? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
16. Образ Плюшкина и его роль в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
17. Почему афера Чичикова закончилась разоблачением? (По поэме Н.В. Гоголя
«Мёртвые души»).
18. Как «Повесть о Капитане Копейкине» связана с общей проблематикой поэмы Н.В.
Гоголя «Мёртвые души»?
19. Тема дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
20. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» реализуется принцип «смеха сквозь
слёзы»? 

Ф.И. Тютчев

1. Какое воплощение в лирике Ф.И. Тютчева получила мысль о
«всеобщей одушевлённости природы»? (На примере не менее двух стихотворений по
Вашему выбору).
2. Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих
произведениях? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
3. Почему Ф.И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»? (На примере не менее
двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Почему Ф.И. Тютчева называют поэтом-романтиком? (На примере не менее двух
стихотворений по Вашему выбору).

А.А. Фет

1. Как показана взаимосвязь мира человека и мира природы
 в лирике А.А. Фета? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
2. Почему А.А. Фета можно назвать поэтом-философом? (На примере 2-3-х
стихотворений по Вашему выбору).
3. Как связаны темы любви и природы в лирике А.А. Фета? (На примере не менее
двух стихотворений по Вашему выбору).
4. Почему А.А. Фета называют поэтом мгновения? (На примере не менее двух
стихотворений поэта по Вашему выбору).

Н.А. Некрасов

1.  Какой предстает Муза в лирике Н.А. Некрасова? (На
примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Как в поэзии Н.А. Некрасова раскрывается тема страданий народа? (На примере
не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
3. В чём состоит смысл спора о народе в стихотворении  Н.А. Некрасова
«Железная дорога»?
4. Какое значение образ дороги обретает в стихотворении Н.А. Некрасова
«Железная дорога»?
5. Социальная проблематика лирики Н.А. Некрасова. (На примере не менее двух
стихотворений по Вашему выбору).

Л.Н. Толстой

1. Как в произведениях Л.Н. Толстого раскрывается тема
духовного роста личности? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
2. Что более всего ценит в человеке Л.Н. Толстой? (На примере одного
произведения по Вашему выбору).
3.  Какова нравственная проблематика рассказа Л.Н. Толстого «После
бала»? 
4. Когда и почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке «пошла на убыль»? (По
рассказу Л.Н. Толстого «После бала»).
5. Как связаны между собой нравственные и социальные проблемы в рассказе Л.Н.
Толстого «После бала»?
6. Какую роль в раскрытии проблематики рассказа Л.Н. Толстого «После бала»
играет приём контраста?

Ф.М. Достоевский

1. Какие проблемы ставит в своей прозе Ф.М. Достоевский? (На
примере одного произведения по Вашему выбору).
2. Каким предстаёт внутренний мир героя прозы Ф.М. Достоевского? (На примере
одного произведения по Вашему выбору).

М.Е. Салтыков-Щедрин

1. Какие пороки обличает в своих сатирических сказках М.Е.
Салтыков-Щедрин?  (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
2. Каковы основные сатирические приёмы, использованные в сказках М.Е.
Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
3. Каким предстаёт образ народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере
одной-двух сказок по Вашему выбору).
4. Смысл финала сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
5. Кого и за что осмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один
мужик двух генералов прокормил»?
6. В чём заключается философский смысл сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый
пискарь»?

И.С. Тургенев

1. Каким предстаёт мир человеческой души в прозе И.С.
Тургенева? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
2. Какую роль в рассказах И.С. Тургенева играют описания природы? (На примере
одной из повестей по Вашему выбору).
3. Какие проблемы поднимает в своей прозе И.С. Тургенев? (На примере одной из
повестей по Вашему выбору).
4. Как раскрывается тема любви в произведениях И.С. Тургенева? (На примере
одной из повестей по Вашему выбору).

А.П. Чехов

1. Над чем и над кем смеётся А.П. Чехов? (На примере
одного-двух произведений по Вашему выбору).
2. Как в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» сочетаются смешное и грустное?
3. Почему А.П. Чехова называют мастером художественной детали? (На примере
одного произведения по Вашему выбору).
4. Человек и среда в рассказах А.П. Чехова (На примере одного-двух рассказов по
Вашему выбору).
5. Каким предстаёт «маленький человек» в произведениях А.П. Чехова? (На примере
одного из произведений по Вашему выбору).
6.  Почему рассказ А.П. Чехова называется «Смерть чиновника»?
7. Как в рассказе А.П. Чехова «Тоска» раскрывается тема одиночества?

А.А. Блок

1. Что Вас привлекает в поэзии А.А. Блока? (На примере не
менее двух стихотворений по Вашему выбору).
2. Лирический герой стихотворений А.А. Блока. (На примере не менее двух
стихотворений по Вашему выбору).

С.А. Есенин

1. Фольклорные традиции в поэзии С.А. Есенина (На примере
2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
2. В чём особенности изображения природы в лирике С.А. Есенина? (На примере не
менее двух произведений по Вашему выбору).
3. Какой предстает Родина в стихотворениях С.А. Есенина «Береза», «Пороша»,
«Гой ты, Русь, моя родная…»?
4. Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворениях С.А.
Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).

И.А. Бунин

1. Какие проблемы поставлены в прозе Бунина? (На примере
одного из произведений по Вашему выбору).
2. Почему прозу И.А. Бунина называют лирической? (На примере одного из
произведений по Вашему выбору).
3. Мир человеческой души в рассказе И.А. Бунина «Танька».
4. Каким видится мир главной героине рассказа И.А. Бунина «Танька»?
5. Каким предстаёт образ родной земли в рассказе И.А. Бунина «Косцы»?

В.В. Маяковский

1. Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. 
2. Каким предстает лирический герой поэзии В.В. Маяковского?
3. Какие ценности утверждаются в поэзии В.В. Маяковского? (На примере не менее
двух стихотворений по Вашему выбору).
4. В чём состоит смысл названия стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»?
5. Как соотносятся реальное и фантастическое в стихотворении В.В. Маяковского
«Необычайное приключение…»?

А.Т. Твардовский

1. Что сделало Василия Тёркина поистине народным героем? (По
поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»).
2. Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия
Тёркина? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»).
3. Изображение народного подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
4. В чём смысл сопоставления Тёркина со старым солдатом? (По поэме А.Т. Твардовского
«Василий Тёркин», глава «Два солдата»).
5. Какие черты характера Тёркина противопоставлены разрушительной силе войны?
(По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)
6. Какую роль в поэме «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского играет изображение
военных будней?

В.И. Шукшин

1. Смысл названия рассказа В.М. Шукшина «Срезал».
2. Каково авторское отношение к главному герою рассказа В.М. Шукшина «Чудик»?
3. Как складываются отношения Василия Князева с окружающими его людьми и
почему? (По рассказу В.М. Шукшина «Чудик»).
4. В чём Вы видите особенности героев рассказов В.М. Шукшина? (На примере
одного-двух произведений по Вашему выбору).

М. Шолохов

1. Почему рассказ М.А. Шолохова называется «Судьба человека»?
2. Тема подвига в повести М.А. Шолохова «Судьба человека».
3. Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? (По
рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
4. Что помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы? (По рассказу М.А.
Шолохова «Судьба человека»).
5. Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? (По рассказу
М.А. Шолохова «Судьба человека»).

А.И. Солженицын

1. В чём заключается смысл названия рассказа А.И. Солженицына
«Матрёнин двор»? 
2. Какой смысл вкладывает А.И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу
«Матрёнин двор»).
3. Какие черты народного характера воплощает в себе образ Матрёны? (По рассказу
А.И. Солженицына «Матрёнин двор»).
4. Какие нравственные проблемы, поставленные А.И. Солженицыным в рассказе
«Матрёнин двор», актуальны сегодня?
5. Как раскрывается проблема материальных и духовных ценностей в рассказе А.И.
Солженицына «Матрёнин двор»?
6. Образ повествователя в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

Поэзия, проза, драматургия второй половины XX века

1. Как осмыслены взаимоотношения человека и природы в русской
прозе XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
2. Как в литературе XX века о войне раскрываются её трагические и героические
стороны? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
3. Творчество какого поэта второй половины XX века Вам интересно и почему? (На
примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору).
4. Как в произведениях русской литературы ХХ века утверждается ценность
человеческой личности? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
5. Тема душевного бескорыстия в русской литературе второй половины XX века. (На
примере одного из произведений по Вашему выбору).
6. Как раскрывается тема нравственного долга человека в русской прозе второй
половины ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
7. Тема родной земли в русской литературе второй половины XX века. (На примере
одного из произведений по Вашему выбору).
8. О чём заставляет задуматься современная проза? (На примере одного из
произведений по Вашему выбору).
9. Тема подвига в литературе о Великой Отечественной войне. (На примере одного
из прозаических произведений по Вашему выбору).
10. Война в лирике русских поэтов второй половины XX века. (На примере одного
из поэтов по Вашему выбору). 
11. Какие социальные проблемы раскрываются в русской прозе второй половины XX
века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
12. Как в лирике одного из поэтов второй половины ХХ века раскрывается тема
любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).

  • Сочинение быт и нравы высшего света в романе война и мир
  • Сочинение бывают ли обстоятельства когда человеку можно пойти против совести сочинение
  • Сочинение быт и нравы города калинов
  • Сочинение быт и нравы героев пьесы островского гроза
  • Сочинение был ли базаров героем своего времени сочинение