Автор:
Самый Зелёный
·
Многомудрый Литрекон представляет аргументы из литературы и из жизни для сочинения 9.3 на тему «Надежда». Здесь есть примеры из личного опыта, кино, СМИ, истории и тех книг, которые Вы проходите в классе. Если чего-то не хватило, пишите — добавим.
Из литературы
Примеры из литературы для сочинения 9.3 на ОГЭ написаны по тем книгам, которые Вы точно знаете.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Надежда на лучшее всегда дает человеку силы для борьбы с судьбой. Например, Марья, героиня книги Пушкина, искренне верила в то, что ее возлюбленного помилуют. Даже отец разочаровался в Петре и предался горю, ведь его сына объявили изменником. Но Марья поняла, что настало время поддержать Петра. Она отправилась к самой императрице и попросила у нее заступничества. И Екатерина сняла все обвинения с Петра. Благодаря надежде влюбленные воссоединились и не опустили руки в решающий момент.
- А. Грин, «Алые паруса». Главная героиня повести смогла дождаться исполнения заветной мечты только благодаря надежде. Ассоль жила в маленьком городке и пользовалась дурной славой: ее отца считали убийцей, поэтому от девушки все отвернулись. Однако после предсказания Эгля Ассоль поверила в чудо, а именно в судьбоносную встречу с отважным принцем на судне с алыми парусами. Она ждала этого момента, хотя ее все осуждали и высмеивали за это. И все же надежды героини оправдались: Артур Грэй исполнил ее заветное желание, потому что девушка сохранила верность своим идеалам до конца.
- Н.В. Гоголь, «Шинель». Главный герой повести благодаря надежде преобразился и поверил в себя. Получив новую шинель, Башмачкин повысил свою самооценку и осмелился мечтать об уважении коллег и новом статусе. Его вдруг начали приглашать на ужины и привечать как равного. Однако после потери вещи изменилось и его положение в жизни. Никто не помог герою найти украденное и восстановить справедливость. Поэтому он скончался: отчаяние стало той силой, которая свела его в могилу. Жить без надежды на лучшее невозможно.
- А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Что дает человеку надежда? Силы для борьбы за свои убеждения и идеалы. Это доказывает пример Василия Теркина. В разговоре с пожилым солдатом и его женой герой проявляет оптимизм. Он убеждает людей, что народ одолеет врага и вернется к мирной жизни. Он верит, что скоро борьба закончится победой, и все жители его страны вздохнут с облегчением. Именно эта надежда дает Василию силы идти вперед и добиваться своего.
- М.А. Шолохов, «Судьба человека». Главный герой рассказа смог вытерпеть неимоверные лишения и испытания только благодаря надежде на победу и скорое возвращение домой. Андрей Соколов вспоминал семью и верил, что ему удастся отвоевать их общий дом и право на счастье под мирным небом. Эти мысли питали его в лагере, где многие люди не смогли выжить из-за отчаяния и невыносимых условий. Но Соколов сдюжил, потому что был уверен в счастливом будущем. Да, его уверенность не оправдалась, он остался без семьи и без крова, но победа состоялась, и герой получил свой шанс воспитать сына, пусть и приемного. Новая надежда осветила его жизненный путь.
Из жизни
Примеры из жизни для сочинения 9.3 о надежде всегда выручат, когда все книги вылетели из головы.
- Личный опыт. Моя тетя многое пережила на своем веку: и бедность, и тяжелую работу, и болезнь мужа. Но на каждом этапе жизненного пути ее поддерживала надежда на лучшее будущее. Благодаря ей она смогла преодолеть трудности и жить достойно. Она всегда была оптимисткой и убеждала всех вокруг, что счастье близко. Ее пример помогает и мне всегда оставаться позитивным человеком.
- СМИ. Я читал в газетах, что многие люди до сих пор благодарны Анатолию Кашпировскому, знаменитому гипнотизёру и врачу, за то, что он подарил им надежду на исцеление. Да, он не был магом и чародеем, не мог силой мысли исправить все ошибки природы, но он давал людям уверенность, что они справятся со своими недугами. Многим это ощущение скрасило последние дни, а кто-то даже нашел в себе силы и возможности для полного избавления от проблемы. Все-таки вера в хорошее много значит для нас, без нее очень сложно жить даже тем, кто здоров, не то что больным людям.
- История. Из биографии А.С. Пушкина я узнал, что будущая жена далеко не сразу согласилась на преложение избранника. Это для нас он — солнце русской поэзии, а для современников он вовсе не казался завидным женихом. Наталья Гончарова была фрейлиной при дворе и могла рассчитывать на более обеспеченного и высокопоставленного мужа. Но поэт не унывал. Он верил в успех и делал все возможное, чтобы добиться руки красавицы. Он много работал и много писал. В итоге сердце Натальи дрогнуло. Она дала согласие и стала женой Пушкина. Именно надежда помогла ему достичь исполнения заветного желания и не опустить руки.
- Личный опыт. Мой друг очень хотел поступить в театральный вуз, но денег у семьи не было. Поэтому он несколько раз подавал заявление на бюджетное отделение. И два раза он терпел поражение. Все говорили ему, чтобы он бросил это дело и занялся чем-нибудь другим. Но он верил в себя и продолжал готовиться. Сейчас он поступил и уже учится на втором курсе. Его мечта сбылась, а все потому, что он не поддался отчаянию и шел к цели уверенно. Надежда окрылила его.
- Кино. В мелодраме Джона Уайтселла «Пара на праздники» (2020 года) тоже поднимается тема надежды. Именно в Рождество, когда все мы верим в чудо, главная героиня набралась смелости, чтобы сделать признание тому, кого полюбила. До этого Слоан боялась отношений и думала, что все они по умолчанию несчастные. Но героиня доверилась своей надежде на лучшее и сделала первый шаг. В результате она получила все, о чем мечтала. Они с Джексоном стали идеальной парой. В любви очень важно надеяться на то, что счастье ожидает за поворотом.
Метки: 9 классаргумент из жизненного опытааргумент из литературыОГЭ по русскому языкупример из жизнипример из литературы
Читайте также:
Автор:
Guru
·
Проблемы, запечатлённые в заголовках – это, так сказать, направление для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, правильно подобранные для раскрытия темы, — основа работы, именно на нее проверяющие в первую очередь обращают внимание, считая баллы. В данной подборке вы найдете и то, и другое, а также сможете это скачать в формате таблицы в конце статьи.
Неоднозначная природа счастья: что это такое?
- В книге Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» счастье, по мнению автора, заключено в добрых делах и желании быть полезным и нужным другому человеку. Делать добро – главная цель личности, достижение которой приносит радость и удовлетворение. Строить жизнь на основе исключительно личных желаний неприемлемо, ведь жизненная задача людей намного шире. В их силах менять и преобразовывать мир в лучшую сторону, создавать что-то новое и делиться этим с другими. Чем больше отдаешь, тем больше получаешь взамен. «Самая большая цель в жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей» — такова простая формула счастья по Лихачеву, заставляющая задуматься о подлинном назначении жизни и по-настоящему важных ценностях.
- Герои пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» рассуждают о природе счастья, вспоминают о нём, как о недостижимой мечте, и, тем не менее, каждый из них глубоко несчастен. Для каждого из них счастье определяется по-разному: для одних — это владение материальными благами, достижение успеха в делах; для других – душевный покой, наслаждение воспоминаниями, переживания былой любви. Одержимые поиском блаженства, они всё-таки ограничены духовной несвободой, непониманием собственной жизни, в которой они чувствуют себя неудовлетворенными и одинокими. Однако счастье – это то, к чему бессознательно стремится каждый из них, желая впервые испытать или вновь вернуть чувство полного удовлетворения. Для Раневской, Гаева, Лопатина и других персонажей пьесы поиск блага тесно связан с противоречиями прошлого и настоящего, с невозможностью его обретения в силу внутренних и внешних обстоятельств, зыбкости желаний и целей.
- Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» на первый взгляд посвящен будням и быту простой русской деревни, где люди трудятся, проживают жизнь, подчиняются устоявшимся законам и привычкам. Среди них Матрена – героиня исключительная. В условиях потребительских отношений, человеческого равнодушия, нравственного запустения, люди забывают об истинных благах и ценностях, отдавая предпочтение эгоистическому мелкому счастью, воплощенному в предметах и вещах. И только Матрена сохраняет душевную чистоту и радость жизни, несмотря на то, что на её долю выпало немало испытаний: потеря близких, тяжёлый труд, болезни. В работе героиня находит утешение. Лишения и тяготы не делают её черствой и жестокой, напротив, её счастье – в стремлении быть нужной, помогать людям, отдавать всё, ничего не требуя взамен. Её любовь к ближнему деятельна и бескорыстна. В этой открытости миру проявляется истинное счастье.
- В новелле О. Генри «Дары волхвов» Делла и Джим – семейная пара. Они находятся в стеснённых обстоятельствах, испытывают материальные трудности, но это не мешает им преданно и нежно любить друг друга. Каждый из них уверен, что его личное счастье заключено в счастье другого, поэтому принося в жертву собственные интересы, они отнюдь не испытывают горечи, напротив, радуются возможности подарить праздник любимому человеку. Делла продает волосы, чтобы купить Джиму цепочку для часов, а тот продает часы, чтобы подарить ей гребень. Пожертвовав самыми любимыми и дорогими их сердцу вещами, герои приобретают неизмеримо больше: возможность принести счастье тому, кого любишь.
- В философской сказке-притче А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц» поиск и осмысление счастья становятся одной из конечных целей путешествия Маленького принца. Оказывается, для того, чтобы быть счастливым, нужно не быть одиноким. Главное – найти друга, о котором можно заботиться, будь то барашек в ящике, Лис или прекрасный цветок. Близость искреннего, настоящего и преданного товарища – необходимое условие для того, чтобы быть счастливым. Брать ответственность за того, кого любишь, помогать и сопереживать ему – составляющие радости, без которой жизнь похожа на бескрайнюю мертвую пустыню. Счастье чувствуют сердцем, и, как правило, находят его в простых человеческих радостях.
Мнимое счастье
- В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» проблема счастья решается отнюдь не через бескорыстное служение ближнему. Очевидно, каждому своё! У Николая Ивановича Чимша-Гималайского есть всё, о чём он так долго мечтал: собственный дом в деревне, беззаботная помещичья жизнь без труда и забот, а главное – крыжовник, поеданием которого герой занимается всё свободное время. Но такое упрощенное счастье является ложным: проводя время в праздности, Николай Иванович запускает себя, теряет нравственный облик, перестает жить полной духовной жизнью. А, кроме того, за такую, казалось бы, простую радость он заплатил слишком дорого: женился на богатой вдове, которую потом и довел до смерти. Скупость и мелочность стали главными составляющими его характера. Разбогатев, он стал довольным, но потерял возможность обретения подлинной внутренней гармонии, неизмеримого материальными единицами.
- Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» — человек заурядный и маленький. Ему не нужно многого: он трепетно и ответственно выполняет свою копеечную работу, живет впроголодь, но, в сущности, вполне доволен судьбой. Привычный ход его существования нарушает необходимость покупки новой шинели. Трепетное отношение Башмачкина к своему приобретению настолько велико, что долгожданная обновка занимает все его мысли, подчиняет себе все его действия и порывы. Обычная вещь становится смыслом жизни и счастьем этого маленького человека, одержимого материальной составляющей бытия. Столь жалкое существование Башмачкин воспринимает счастливым до тех пор, пока любимую шинель у него не отбирают случайные грабители. Повесть заставляет задуматься не только над важностью и необходимостью сострадания и помощи ближнему, но и о подлинных причинах счастья. Чиновник не так его понял, поэтому и пал жертвой своей ошибки.
- В философском романе О. Бальзака «Шагреневая кожа» стремление к счастью и внешнему благополучию приводит главного героя Рафаэля де Валантена к гибели. Его путь от бедности к богатству был долгим и трудным: отвергнутый любимой женщиной, не имеющий средств к существованию, он решается на самоубийство. Однако судьба дарит ему возможность выбора: он вступает в сделку с владельцем лавки древностей и приобретает чудесный талисман. Лоскуток шагреневой кожи исполняет его желания, взамен отбирая драгоценные минуты жизни. Теперь у Рафаэля есть всё: признание, деньги, предметы роскоши. Получив возможность жить так, как он того хотел, герой понимает, что внешнее благополучие не представляет для него ценности. Жизнь становится прекрасной и осмысленной только тогда, когда он встречает настоящую любовь – юную красавицу Полину. Но время, отпущенное ему на поиск и достижение счастья, безнадёжно потеряно. Слишком поздно Рафаэль понимает, что истинные ценности заключены отнюдь не в богатстве, а в многообразии светлых и бескорыстных человеческих чувств.
Поиск счастья
- В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» поиск счастья становится одной из ключевых тем. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Элен Курагина, Николай Ростов, Федор Долохов и другие герои – люди, очень разные по характеру и жизненным установкам. Каждый из них понимает счастье по-своему: Болконский ищет его в военных триумфах и славе, Пьер – в познании и принятии себя, Элен Курагина – в браке по расчёту. Многие из персонажей, сталкиваясь с условностями общества и просто жизненными трудностями, меняют свои убеждения, отказываются от тех взглядов и стремлений, которыми были полны на начальных этапах своей жизни. Меняются и их представления о счастье: Пьер обретает радость только после встречи с Наташей, Болконский разочаровывается в идее подвига во имя славы, находит истинную радость в любви и сострадании ближнему. Авторская позиция в романе очевидна: ответ на вопрос о счастье для каждого человека индивидуален. Всё зависит от степени открытости души, её готовности к познанию и принятию другого.
- Иногда поиск счастья затрудняется житейскими трудностями, преодоление которых отнимает много сил. В повести А.П. Платонова «Река Потудань» красноармеец Никита Фирсов возвращается домой после нескольких лет отсутствия. Родная деревня и домашняя обстановка в целом очень изменились, стали одинокими и пустынными, лишенными былого счастья. Никита пытается построить новую жизнь на обломках старой. Он работает в мастерской, помогает отцу. На следующий день после возвращения Фирсов встречает Любу – подругу детства, с которой их связывали детские трепетные отношения. Герои влюбляются и решают строить семью вместе. Но, изнуренные голодом и нуждой, работой и бытовыми трудностями, они не могут построить счастье, в котором так нуждаются. Никита, переполненный чувством неудовлетворенности, непонимания своего места в жизни, решает сбежать в соседний город. Там он живет, работает, пока его не находит отец. Вернувшись, он находит Любу, умирающую и больную. Жалость и любовь переполняют его, он понимает, что ещё никогда не испытывал такую потребность в счастье, как сейчас. Его поиск заканчивается в момент, когда герой осознает, что главная цель — делиться с другим болью и радостью, оберегать и защищать ближнего, нуждающегося в нем.
- Главная героиня романа Г. Флобера «Госпожа Бовари» тоже проводит свою жизнь в поиске счастья. Воспитанная на романтических романах о любви, возвышенных историях о глубине человеческого сердца, Эмма Бовари выходит из монастыря и возвращается в деревню к отцу, где сталкивается с абсолютной пошлостью и рутиной, ломающей её представления об уделе женщины. В попытке сбежать от противной ей обстановки, она выходит замуж за провинциального врача, тем самым надеясь воплотить свои идеалистические мечты в реальность. Но трагедия героини заключается в том, что она сталкивается не только с пошлостью мещанского мира, но и своей собственной пошлостью, которую в силу воспитания и окружения она не в силах искоренить в себе. Поиск счастья, желание испытать настоящее возвышенное чувство толкает Эмму на измену мужу. Её протест против устоявшихся традиций и привычек опускает ее все ниже. Погружаясь в ненавистное ей мещанское существование, она теряет возможность быть счастливой.
- В пьесе М. Горького «На дне» герои увлечены размышлениями о природе счастья. Живущие в убогих условиях люди ведут разговоры о предназначении человека, добре и зле, смысле и радости жизни. За спиной каждого из них стоит подлинная человеческая трагедия: Барон, Актер, Клещ, Пепел, Настя и другие герои живут на социальном дне. Они навсегда отрезаны от общества, но не теряют надежды в обретение заслуженного счастья. Многие из них мысленно возвращаются в прошлое, они смирились со своим существованием, другие же делают отчаянную попытку бороться за свое будущее. Поддержку и понимания они ищут у странника Луки, случайно заглянувшего в ночлежку. Лука пытается спасти героев от жестокой реальности, уводя их в мир прекрасных иллюзий, где наивысшей правдой для человека становится та правда, в которую он сам желает верить. Но суровость действительности рушит надежды героев, а поиск счастья омрачен в пьесе мотивом несбыточности конечных желаний персонажей.
Можно ли быть счастливым за счет других?
- В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» путь к долгожданному счастью стал для героев трудным испытанием, в котором прошли проверку на прочность не только их взаимные чувства, но личные качества каждого их персонажей. Борьба за счастье двух любящих сердец — Маши Мироновой и Петра Гринева – омрачается суровыми препятствиями: запретом родителей на брак, пугачёвским бунтом, предательством Алексея Швабрина. Швабрин – персонаж исключительный в своих целях и действиях. Его путь к счастью лежит через предательство и ложь. Он сватается к Маше, но получает отказ, поэтому стремится очернить ее в глазах Петра, чтобы пресечь их взаимную склонность. Не добившись желаемого, он идет на предательство и переходит на сторону врага из душевной трусости и личных мотивов. Он пытается получить желаемое, прибегая к обману и угрозам, а значит, выбирает ошибочный и недостойный путь, позорный для настоящего человека. За счет горя других людей он пытается построить свое счастье, но добиться успеха ему не удается.
- Молчалин – один из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» — гордится своим быстрым продвижением по службе. Он мечтает построить успешную карьеру, стать влиятельным человеком и преуспеть в жизни. Бедный дворянин из провинции, он живёт в доме у Фамусова и в кратчайшие сроки получает у него должность секретаря. Однако добивается результатов Молчалин отнюдь не в силу своих достоинств, а благодаря умению услужить вышестоящим чинам. Он с трепетом и завистью относится к влиятельным людям, стараясь привлечь к себе их внимание, чтобы выслужится. Это герой — прагматик и циник. Чтобы стать счастливым, ему необходимо богатство и признание общества, поэтому он начинает ухаживать за дочерью Фамусова – Софьей. Но искренних чувств к ней герой не испытывает, а лишь использует её для достижения свой меркантильной цели. Путь к счастью для него лежит через раболепие, унижение и лесть. Однако его хитроумный план становится достоянием общественности, и Молчалин терпит поражение.
- В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» герои тоже пытаются построить свое счастье, но в попытке разобраться в том, из чего оно складывается, каждый из них сталкивается с рядом трудностей. Раскольников, Соня, Свидригайлов, Мармеладов и другие персонажи пытаются понять и принять жизнь. Родион познает её через призму своей туманной теории, Соня видит свой путь в жертвенной и самозабвенной помощи ближнему. Надворный советник Петр Лужин хочет добиться высокого положения в обществе. Чтобы быть счастливым, ему достаточно чувствовать себя благодетелем и властелином в глазах других людей. Ему льстит раболепное восхищение тех, кто ниже его. Поэтому Лужин хочет жениться на Дуне Раскольниковой. Взяв бедную девушку в жены, он надеется тем самым приобрести себе преданную и благодарную ему служанку. В таком понимании счастья раскрывается мелочность, расчетливость и душеная подлость героя, неспособного совершать добрые дела от чистого сердца. Он не добивается своего и бежит от стыда, ведь его гнилую натуру раскусили потенциальные родственники.
Недостижимость счастья
- Главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» спасается от скуки в деревенской глуши. Устав от светской жизни, он пытается найти новые смыслы вдали от ненавистного ему общества. Но сбежать от себя Онегину не удается. Он убивает на дуэли своего друга Ленского, отвергает Любовь Татьяны, и всё потому, что эгоизм и душевная трусость делают его неспособным взять на себя ответственность за другого человека. Несмотря на это, Евгений – личность благородная и глубокая, жаждущая наполнить свою жизнь достойными целями, найти оправдание собственного существования. Но в поиске счастья он сталкивается с его конечной недостижимостью. Встретив на балу Татьяну, любовь которой он когда-то отверг, герой влюбляется, но он уже не в силах составить счастье девушки. Для самого Онегина возможность быть счастливым безвозвратно утеряна.
- В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» проблема конечной недостижимости счастья – одна из основных. Григорий Печорин – личность незаурядная, сильная, деятельная, но изначально лишенная возможности быть счастливой, в силу своей оторванности от остального общества, несостоятельности и беспомощности перед лицом жизни. Печорин хочет обрести счастье, пытаясь отыскать его в книгах, на войне, в общении с другими людьми. Но постоянно отвергаемый окружающими, герой ожесточается и разочаровывается в поиске. Осознав однажды, что счастье для него недостижимо, он нисколько не дорожит жизнью, проживая её как придется. В силу естественной человеческой слабости он всё-таки бессознательно тянется к людям, каждый раз надеясь обрести любовь и понимание. Но в глубине души он остается по-прежнему одиноким. Поиск счастья становится для него постоянным, но бессмысленным занятием, обреченным на неудачу.
- В повести Куприна «Олеся» недостижимость, казалось бы, близкого счастья становится жизненной драмой персонажей. Случайно заехавший в лесную глушь Иван Тимофеевич встречает очаровательную девушку, ведущую уединенную жизнь вдали от людей. Герои не похожи друг на друга, но это не мешает им горячо полюбить. Казалось бы, обрести взаимную радость не так уж сложно! Но суровость реального мира с его условностями и ограниченностью нарушает идиллическое существование персонажей. Жители ближней деревни, привыкшие жить примитивной, основанной на традициях жизнью, отвергают Олесю за ее непохожесть на них. Искренняя любовь героев оказывается бессильной в борьбе возвышенного счастья с жестокой и беспощадной действительностью.
- В.Г. Короленко в свое очерке «Парадокс» весьма неоднозначно обозначил проблему счастья. «Парадокс» — философская притча, раскрывающая читателю относительность счастья, его конечную недостижимость. В центре рассказа — мальчик из зажиточной семьи. Вместе с братом они часто проводят время в саду, развлекаясь и играя. Однажды к ним на двор приезжает много людей, занимающихся попрошайничеством. С целью заработать на пропитание, они демонстрируют любопытной публике необычные трюки. Один из них — Ян Криштоф Залуский. От рождения у него нет рук, а само тело лишено пропорций. Парадоксальность героя в том, что, несмотря на физический недуг, он проповедует философию радости жизни. Человек, для которого счастье, казалось бы, недостижимо, рассуждает о нем, как неизменной составляющей человеческой судьбы. «Человек создан для счастья, как птица для полета» — говорит Залуский. Своим внезапным появлением он преподал детям важный урок. Однако в конце рассказа герой заканчивает высказанный ранее афоризм: «Но счастье, увы, дано не всем». В этом, по его мнению, заключается противоречивость существования: человек отчаянно стремится к гармонии и радости, но достигнуть абсолютного счастья он не в силах.
Скачать таблицу с аргументами на ЕГЭ
Автор: Валерия Пронина
Читайте также:
ОГЭ 15.3 Сочинение на тему «Что такое счастье»
Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? «Счастье» — удивительное слово. И каждый его воспринимает по-своему. Для одних — это богатство. Для других — любовь и
Сочинение на тему «Что такое счастье»
Каждый человек хоть раз спрашивал себя Что такое счастье. Поздравляя друзей, родных и просто знакомых мы всегда желаем им счастья, потому что считаем: главное в жизни — быть счастливым. Но в понятие счастья мы все вкладываем разный смысл, для одних счастье это любовь, другие
считают, что благосостояние и деньги, третьи ответят, что здоровье и жизнь. Я думаю, что разные моменты нашей жизни, мы за счастье принимаем разные значения. Ведь бывает даже, что одному и тому же человеку сегодня для счастья нужна любовь и семья, завтра деньги и карьера, а еще через какое — то время ему нужно здоровье, удача и успех.
Если заглянуть в толковый словарь Даля вы прочтете: СЧАСТЬЕ — судьба, часть и участь, доля, случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех, спорина в деле. Счастье — психологическое состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворенность условиями своего
бытия, полноту, и осмысленность своего существования, осуществление своего назначения и своих желаний. Может скажу банальность, наша жизнь похожа на зебру, с белыми и черными полосами. В жизни все меняется, у каждого из нас неминуемы взлеты и падения. Но только пережив не самые приятные моменты, мы ощущаем внутреннюю радость, чувство полного, высшего удовлетворения, блаженства, мира и покоя в душе.
Кто-то скажет у этого человека есть богатство, власть, награды, почести, слава и развлечения — это счастливый человек. Но человек имея все это не всегда себя считает счастливым. Может он завидует другому, тому что нашел счастье в тихой семейной жизни. У меня есть знакомый ему нравиться преодолевать трудности, иногда мне кажется, когда у этого молодого человека, все хорошо он наоборот несчастен, просто ему нравиться борьба и испытания себя. Он счастлив, когда адреналин зашкаливает у него в крови. Есть люди, у которых в душе мир и покой, когда они полезными другим людям. Они всегда готовы придти на помощь, не требую ничего взамен, они счастливы помогать окружающим. А может быть тогда счастье — это просто мечта, то чего у нас нет и к чему мы стремимся, а получив идем за новой мечтой. Или же наоборот мы вспоминаем о уже свершившихся победах и достижениях, говоря себе: вот тогда я был самым счастливым человеком. Все мы разные, сколько людей столько и мнений. Для меня счастье в данный момент, наверно это когда близкие и родные мне люди рядом, когда они живы и здоровы, когда у них все хорошо. Может быть завтра я буду думать и считать себя счастливой совсем по другому поводу.
Поэтому все таки я считаю, Что счастье это просто жить. Каждый день видеть небо над головой, общаться с людьми, путешествовать, просто приходить домой, где тебя ждут. Все люди художники, пишущие картину собственной жизни, но у каждого человека холст раскрашен разными красками. Пусть на ваших картинах побольше будет ярких красок цветов радуги. Тогда каждый из нас сможет сказать в старости: я прожил счастливую жизнь. Жизнь нам преподносит бесценные уроки, главное правильно их применить. Будьте счастливы.
Сочинение-рассуждение на тему «Счастье»
Сложно рассуждать о таком понятии как Счастье. Для каждого человека слово счастье имеет свое особое значение, связанное с тем, как складывается его жизнь. Что такое счастье и как его достичь? Заключается ли оно в ощущении легкости, радости, покоя или счастье измеряется достижениями человека? Каждый сам для себя определяет это, и это единственный универсальный рецепт того, как стать счастливым.
Для многих Счастье — это материальные ценности, обеспеченную жизнь. Для духовно богатых людей большую ценность имеет возможность духовного роста. Иногда кажется, что счастье — это то, чего не хватает или совсем нет в жизни. Тогда человек пытается найти это, сделать так, чтобы сбылись его мечты, — и это уже для него счастья. Счастье поиска, действия, испытаний.
Однако, мне кажется, что в общем для всех понимании счастье — это гармония. Когда идет перекос в какую-то сторону, а чего-то совсем нет в жизни, это вызывает неудовлетворение.
Не так много нужно нам в современной жизни. У всех есть возможность работать и обеспечить себя всем необходимым. А вот без общения человек жить не может. Обмениваться новостями, делиться впечатлениями, узнавать о новых событиях и интересные факты — все это заложено в природе человека. Кроме того, общаться с интересными людьми — большое удовольствие.
Поэтому у каждого из нас (за исключением людей со сложным характером или тяжелой судьбой) есть друзья, а среди них обязательно самый лучший, самый близкий. Человек не может быть счастливым без возможности проявить свои чувства. Любить кого искренне, верно и получать в ответ то же самое — может ли человек желать большего?
Еще очень важно иметь работу, которая тебе интересна, свободное время, которое можно провести в соответствии со своими желаниями, семью, которая всегда тебя поддержит. Лично Для меня счастье — близкие люди рядом, интересные занятия, развитие, возможность учиться новому.
В заключении следует сказать, что каждый человек достоин того, чтобы быть счастливым, несмотря на то, что счастье у каждого свое. Мне бы хотелось, чтобы люди не мешали быть счастливыми друг другу — не были коварными, не завидовали, не обманывали, потому что этим они делают очень больно. Мне неприятно, когда кто-то рядом со мной страдает. Я мечтаю жить в добром мире, где каждый свободен строить свое счастье.
Сочинение «Что такое счастье?» 9-11 класс
Сложно объяснить, что же кроется под словом «счастье». Это нечто зыбкое, эфемерное, нестабильное и не вечное. Все люди стремятся быть счастливыми, но описать словами всю глубину этого ощущения просто невозможно. Понимание счастья для каждого человека является сугубо индивидуальным.
Счастье — это те мгновения жизни, когда все твои мечты, стремления и ожидания вдруг сбываются. Счастье может настигнуть нас когда угодно и где угодно. Оно может проявиться в материальных ценностях, в уюте родного дома, во взаимности любимого человека. Отдельному человеку — свое личное проявление счастья, в зависимости от его жизненной ситуации. Для голодного счастьем станет кусок хлеба, для замерзшего — тепло очага, для уставшего — мягкая постель.
Однако все люди могут сойтись во мнении, что счастье — это когда ты и все дорогие и близкие тебе люди здоровы. Можно охарактеризовать счастье как гармонию между внутренним мироощущением человека и окружающей действительностью.
Счастье часто проявляется в мелочах. Например, я живу в южном городе и чувствую себя по-детски счастливой, когда выпадает большое количество снега, и он искрится, играет на солнце и поскрипывает при ходьбе. Для тех кто не видел моря, впервые побывать там — это счастье, а для кого-то счастьем становится покорение горной вершины.
Аристотель считал, что секрет счастья кроется в самореализации человека. Только тот, кто познал себя, свое предназначение и раскрыл свой потенциал может быть по-настоящему счастлив. И действительно, занятие любимым делом делает нас счастливыми.
Близкие люди, стабильность и мирное небо над головой — в этом заключается счастье. Я считаю, что у всех людей, независимо от возраста и места проживания, есть много поводов для того, чтобы быть счастливыми, потому что сама возможность жить, дышать, чувствовать — это уже счастье.
Сочинение «Что такое счастье?» 10 класс
Уже много поколений подряд люди задают себе один и тот же вопрос — что такое счастье? Какие чувства и ощущения оно вызывает? Но однозначного и точного ответа никто так и не может дать, основная причина — отсутствие самого определения у каждого из нас.
Счастье можно увидеть в глазах родного человека или ребенка, когда он получает желаемую игрушку или вещь, но мы способны наблюдать только ощущение этого таинственного чувства, которое проявляется блеском «зеркала души», а оно является следствием странного понятия.
«Сколько людей, столько и мнений!» — эту пословицу можно немного преобразить в «Сколько людей, столько и понятий счастья для каждого из них!». Одни говорят, что счастье — это когда много денег и есть финансовая стабильность, другие — когда в семье все живы и здоровы, третьи — когда рядом есть близкие люди. Но почему оно иногда быстро проходит, когда мы что-то или кого-то теряем, на его место приходит злость и ненависть, которая намного сильнее первоначального состояния души? Это плохое чувство просто намного сильнее счастья, раз его так просто можно забыть.
В моем понимании, счастье — это живые и здоровые родители, все родственники и близкие мне люди, мирное небо над головой, а все остальное можно достичь самостоятельно своими силами (финансовое благосостояние, наличие всех необходимых предметов и вещей…). С моим суждением каждый способен поспорить, но, если кто-то из родных болеет, разве можно спокойно жить и наслаждаться каждым днем?! Мой ответ — нет, нет и еще раз нет. Можно только вслух говорить о своем состоянии, так называемом псевдосчастье, скрывая правду, но в душе все равно будет неспокойно и тревожно, а это все равно выдадут глаза.
Тогда если мы не можем объяснить понятие счастья, то об этом даже не стоит и говорить, а нужно просто жить, наслаждаться каждым днем, радоваться солнцу, природе, окружающему миру и людям, которые находятся на расстоянии вытянутой руки. Если следовать этому, то счастье возникнет само по себе, тихо и незаметно, главное условие — это верить и ждать!
Сочинение «Что такое счастье?»
Наверное, каждый человек в своей жизни задается вопросом: «Что такое счастье?». Я думаю, каждый из нас по-своему это понимает. Для кого-то счастье — это пятерка по математике, для кого-то — новая компьютерная игра, а для кого-то семья или работа, которая приносит радость.
Счастье нельзя потрогать, нельзя ощутить его запах или вкус, но заметить его не трудно. Счастье — это радость ребенка, которому подарили маленького пушистого друга — котенка, это блеск в глазах молодоженов, это крик только что родившего малыша, который слышит Вот, например, наступила Весна, распустились зеленые листочки — разве это не частичка счастья? Или после грозы на горизонте мы видим радугу — это тоже счастье. И даже то, что мы живем, ходим каждый день на работу или в школу, строим планы на будущее, тоже является счастьем.
Кто-то говорит, что счастье в деньгах. А кто-то им отвечает: «не в деньгах, а в их количестве». В современном мире кажется, что это действительно так. Каждый стремится заработать как можно больше денег, полагая, что они принесут счастье. Наивные. Есть вещи, которые не продаются и не покупаются. Это любовь, дружба, радость материнства, семья, здоровье. Именно в этом для многих счастье и заключается, но они упорно верят, что деньги — вот истинное счастье.
Лично для меня счастье — это когда вся семья, все мои родные и близкие живы и здоровы. Когда мы всей семьей собираемся вечером за ужином, а по выходным гуляем в парке или ездим в деревню к бабушке. Я чувствую себя вполне счастливым и радуюсь каждому дню. Конечно, бывают огорчения, что-то не получает, но я все равно с оптимизмом отношусь к жизни.
Вообще вопрос «Что такое счастье?» — скорее философский. Еще с древних времен мудрецы пытались познать его. И сколько будет существовать человечество, столько оно и будет искать ответ. Думаю, что ответа-то и нет. Это один из тех немногих вопросов, на которые не нужно отвечать. Так же как и на вопрос «В чем смысл жизни?» или «Является ли человек хозяином своей судьбы» и т. д. Пусть над этим думают мудрецы, ученые — да кто угодно. Я-то точно знаю, что счастье есть и не быть его не может.
Мини-сочинения на тему «Счастье»
Вариант 1. «Что такое счастье?»
Счастье — это большое светлое чувство. Испытываем его в приятные праздничные моменты жизни. Например, день рождения, когда все тебя с утра поздравляют, дарят подарки. Но счастье это не только подарки. Счастлив человек, зная, что его любят. Его можно испытывать проводя весело время со своими друзьями. А также получив хорошую оценку в классе.
Можно быть Счастливым не только получая что-то от других, но и делая приятное другим, самому. Каждый человек счастлив по-разному. Я думаю, счастье — это когда у меня большая, чистая дорога везения во всем. Я себя считаю счастливым потому, что у меня есть мама и папа. Человек счастлив, когда он не болеет. А еще я счастлив, что хожу в школу, меня одевают и учат. У меня много друзей. Я дорожу их дружбой. Я хочу, чтобы все люди были счастливы на земле, и не болели. Я думаю, что это и есть Настоящее счастье.
Вариант 2. «Что такое счастье?»
Для каждого человека Счастье — это что-то свое… Счастье оно может быть разным, для кого-то счастье это купить себе дорогую машину, а для кого-то быть всю жизнь со своим любимым человеком. Счастье для меня — это быть собой и радоваться жизни, такой какая она есть! Счастье жить сегодняшним днем, радоваться каждой минуте и с благодарностью воспринимать то, что дает тебе жизнь. Бывает жизнь подносит нам неприятности, но она дает нам силы, чтобы их преодолеть. Для счастья необходимо любить и не ждать ничего взамен. Уметь жить так, что бы потом было что вспомнить и передать другим. Главное ни о чем не жалеть!
Вариант 3. «Что такое счастье?»
Что такое счастье — каждый понимает по-своему. Для одного человека обязательным атрибутом счастья является богатство, а другой, совсем не задумываясь об этом, создает большую семью. Для многих людей счастье — в их детях. Они без устали вкладывают в них всю свою любовь и заботу. Одним нужно быть известными и знаменитыми, а другим по вкусу тихая и спокойная жизнь в кругу своих близких. Ну и, конечно, каждый человек хотел бы жить в мирной стране, без войн. В войну не будет счастлив ни один человек. Лично для меня счастье — это то, что у меня отличная семья, понимающие и любящие меня родители. Друзья, которые всегда поддержат и помогут. Ну и, конечно, в том, что я не знаю, что такое война, разруха и голод. Мое счастье — это частичка большого общего счастья.
Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он был одним из родоначальников социальной поэзии, для которой нет запретных тем. В своем творчестве Некрасов уделяет большое внимание теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом – это священный жребий, долг. И долг в первую очередь гражданский. Эта мысль является главной в стихотворении “Поэт и Гражданин”. Именно отсюда известные строки:
Поэтом можешь ты не быть,
Но Гражданином быть обязан.
Гражданин яростно убеждает Поэта в том, что нужно посвятить
Свой гений служению отечеству:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь.
Иди и гибни безупречно.
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь.
Это прямой призыв к революции, к бунту во что бы то ни стало. Но Поэт не приемлет этой позиции, он боится “поплатиться головой”. Муза является ему все реже, бледная и печальная. И давно уже не рождаются из-под некогда острого пера пламенные речи. Нельзя, конечно, отождествлять автора с Поэтом. Некрасов никогда не боялся открыто выражать свои воззрения.
В этом стихотворении высказано стремление Некрасова поставить поэзию на службу народу. Впрочем, это чувствуется во всех его творениях.
Некрасов известен как певец простого народа. Он всегда готов заступиться за угнетенного, униженного, страдающего русского мужика. Все самые известные его произведения – “Кому на Руси жить хорошо”, “Мороз, Красный нос”, “Железная дорога”, “Размышления у парадного подъезда” – посвящены нелегкой доле русского народа, который стонет на рудниках, на стройках, в тюрьмах, у парадных подъездов и в собственных разваливающихся домах. “Мужицкое счастье” – понятие исключительно умозрительное, в реальной жизни не существующее. Некрасов просит родную землю:
“Назови мне такую обитель, где бы русский мужик ни стонал”.
И сам же отвечает, что нет на земле ни единого уголка, где не был бы угнетен простой народ. Прекрасно осознавая это, Некрасов считает, что его единственное и самое верное предназначение – неустанно говорить об этом и призывать к разрушению старых устоев, построению светлого будущего. За эти крамольные идеи цензура часто запрещала издавать произведения Некрасова. Тем не менее рано или поздно они все равно публиковались и прекрасно воспринимались как критикой, так и широкой публикой. Белинский очень высоко оценивал творчество Некрасова и называл его истинным поэтом.
Много Н. А. Некрасов размышляет о собственной Музе. Для него это вовсе не прекрасная фея с крыльями за спиной и арфой, порхающая и настраивающая на лирический лад. Нет, у Некрасова это “Муза мести и печали”. Ее голова украшена “терновым венцом”. Она печальна и в то же время беспощадна. Лишь она является заступницей слабых, обездоленных и обличительницей угнетателей. Предчувствуя близость смерти, поэт обращается именно к своей Музе, истерзанной и бледной. Он говорит, что был честен перед собой и другими и никогда не предавал свою вдохновительницу.
Образ Музы в поэзии Некрасова неизменно переплетается с образом русской крестьянки. Поэт вновь и вновь обращался к этому дорогому его сердцу образу. Особенно ярко он запечатлен в поэме “Мороз, Красный нос”. Дарья, простая русская женщина, безупречно красива во всех отношениях. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, сильна духом. Ей нет равных ни в работе, ни в веселье. Она горда, но не заносчива. Умна, но при этом молчалива. Хороша она и внешне, привлекает немало взоров, но при этом остается верной и преданной женой. Вот истинный “тип величавой славянки”, который так дорог Некрасову.
Это тоже в какой-то мере долг поэта – не дать потускнеть этому яркому образу, воскресить его на страницах книг.
Некрасов, таким образом, размышляя над предназначением поэта, выражает в своих стихах любовь к народу, заявляя, что цель творчества – борьба за будущее, когда русский народ больше не будет страдать под непосильным игом. Как может бороться поэт? Только силой своего гения, своего слова. Кто вдохновляет его на борьбу? “Муза мести и печали”.
В одном из последних стихотворений Некрасов очень ясно говорит о назначении своего творчества, которому он и посвятил всю жизнь:
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым Бог тебя ведет…
Поэт мечтал посеять, пусть редкие, семена просвещения на народную почву. Недаром в нескольких его стихотворениях предстает перед нами образ сеятеля. Для Некрасова это символ просветителя, человека, сеющего знания. Увы, поэт прекрасно осознает, что не сумеет увидеть, прорастут ли эти зерна (“Жаль только – жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе”). Но надежда на то, что эта прекрасная пора все же настанет рано или поздно, не покидает автора и помогает ему творить. Некрасов искренне болеет душой за русский народ. И самое лучшее, что он может сделать, – неустанно писать о нем, выражая свой протест против притеснителей. В понимании Некрасова в этом и есть высшее предназначение поэта и поэзии.
Ви зараз читаєте: Н. А. Некрасов о назначении поэта и поэзии
Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. И Пушкин, и Лермонтов утверждали мысль о том, что поэт-пророк должен «глаголом жечь сердца людей», «воспламенять бойца для битвы», нести
Людям «любви и правды чистые учения».
Некрасов выступил преемником и продолжателем этих прогрессивных традиций. Его «муза мести и печали» стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении «Поэт и гражданин», которое воспринимается как его поэтический манифест. Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных
Чувств и переживаний.
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.
Некрасов предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, «богатых словом, делом бедных», погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, «избранника неба», «глашатая истин вековых», посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Некрасова, должна служить не интеллектуальной элите, а народу, в котором живет потребность в красоте, справедливости, вере.
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.
Таким образом, Некрасов утверждает в стихотворении гражданский характер поэзии, считая, что поэт «в годину горя» должен быть вместе с народом, живя его заботами, чувствуя его боль, как свою, идя «в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь». Именно таким поэтом был Некрасов. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» в безобразной сцене избиения крестьянки, предстает образ страдающего народа, родной сестрой которого называет поэт свою музу.
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Некрасовская муза поет о народных страданиях, стремясь пробудить в читателях сочувствие и сострадание к рабскому положению народа, к его подневольной, бесправной судьбе. Поэт называет свою «неласковую музу» «печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков». Она не только страдает вместе с народом, но и зовет к мщению.
В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать безумный бой.
Муза ведет поэта «чрез бездны темные насилия и зла, труда и голода», заставляя его почувствовать народные страдания и поведать о них миру. Посвященное памяти великого сатирика Гоголя стихотворение «Блажен незлобивый поэт» рисует духовный облик двух поэтов. С нескрываемой иронией пишет автор о популярности и славе «незлобивого поэта», которому современники «при жизни памятник готовят».
Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.
Но все симпатии Некрасова на стороне того поэта, «чей благородный гений стал обличителем толпы, ее страстей и заблуждений». Труден и горек его путь. Его «карающая лира» не вызывает в людях понимания и одобрения.
И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья. Некрасов убежден в том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение — служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его прогрессивное мировоззрение. В конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение «Элегия», которое считает самым задушевным и любимым. В нем он вновь обращается к вопросу о содержании поэзии и о ее роли в общественной жизни. Поэт полемизирует с теми, кто заявлял, «что тема старая — страдания народа и что поэзия забыть ее должна». Обращаясь к молодому поколению России, Некрасов утверждает злободневность и актуальность народной темы, которая неподвластна «изменчивой моде». Несмотря на то, что прошли десятилетия со времен Пушкина, она по-прежнему находится в центре внимания поэзии, ибо официальное освобождение крестьянства не принесло ему ни счастья, ни благополучия. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — этот вопрос, содержащийся в стихотворении, предполагает отрицательный ответ. И после царской реформы народы, как и прежде, «влачатся в нищете, покорствуя бичам». Эти слова Некрасова почти дословно повторяют пушкинскую строчку из стихотворения «Деревня»: «Здесь рабство тощее влачится по браздам. » Очевидно, Некрасов подчеркивает этими словами то, что по сравнению с началом века немногое изменилось в жизни народа, по-прежнему пребывающего в нужде и бесправии. Значит, тема «страданий народа» должна быть основной в поэзии, хотя темнота и неграмотность широких масс крестьянства препятствует распространению поэзии в народной среде. С горечью пишет Некрасов о том, что тот, «кому посвящены мечтания поэта», «не внемлет он и не дает ответа».
Подобно Пушкину в стихотворении «Памятник», Некрасов в своей «Элегии» подводит итог своего долгого творческого пути, видя главную свою заслугу в служении народу, в борьбе за его интересы:
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
Взгляды Н. А. Некрасова на роль поэзии в общественной жизни нашли своих последователей в лице многих замечательных русских писателей нашего столетия, утверждая неразрывную связь литературы с жизнью народа. В ней, как в зеркале, отразилась его судьба, все жизненные потрясения и прозрения. Поэзия и сейчас помогает людям осмыслить трагические события современности, ищет пути к гармонии с миром и счастью.
Сочинения по темам:
- XX век — это век колоссальных общественных противоречий и потрясений. Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы боль…
- В его стихах есть то, чтодолжен осмыслить каждый человек. Основной род его творчества — это лирика, главными темами которой являются…
- В. Маяковский — крупнейший поэт двадцатого столетия, был поэтом-горланом, намеренно выступал в ярко-желтой кофте, его выступления сопровождались улюлюканьем и свистом….
- Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой. Еще…
Н. А. Некрасова
можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он был одним из родоначальников
социальной поэзии, для которой нет запретных тем. В своем творчестве Некрасов
уделяет большое внимание теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом
— это священный жребий, долг. И долг в первую очередь гражданский. Эта мысль
является главной в стихотворении “Поэт и Гражданин”. Именно отсюда известные
строки:
Поэтом можешь
ты не быть,
Но Гражданином
быть обязан.
Гражданин
яростно убеждает Поэта в том, что нужно посвятить свой гений служению
отечеству:
Иди в огонь за
честь отчизны,
За убежденья,
за любовь.
Иди и гибни
безупречно.
Умрешь недаром:
дело прочно,
Когда под ним
струится кровь.
Это прямой
призыв к революции, к бунту во что бы то ни стало. Но Поэт не приемлет этой
позиции, он боится “поплатиться головой”. Муза является ему все реже, бледная и
печальная. И давно уже не рождаются из-под некогда острого пера пламенные речи.
Нельзя, конечно, отождествлять автора с Поэтом. Некрасов никогда не боялся
открыто выражать свои воззрения.
В этом
стихотворении высказано стремление Некрасова поставить поэзию на службу народу.
Впрочем, это чувствуется во всех его творениях.
Некрасов
известен как певец простого народа. Он всегда готов заступиться за угнетенного,
униженного, страдающего русского мужика. Все самые известные его произведения —
“Кому на Руси жить хорошо”, “Мороз, Красный нос”, “Железная дорога”,
“Размышления у парадного подъезда” — посвящены нелегкой доле русского народа,
который стонет на рудниках, на стройках, в тюрьмах, у парадных подъездов и в
собственных разваливающихся домах. “Мужицкое счастье” — понятие исключительно
умозрительное, в реальной жизни не существующее. Некрасов просит родную землю:
“Назови мне
такую обитель, где бы русский мужик ни стонал”.
И сам же
отвечает, что нет на земле ни единого уголка, где не был бы угнетен простой
народ. Прекрасно осознавая это, Некрасов считает, что его единственное и самое
верное предназначение — неустанно говорить об этом и призывать к разрушению
старых устоев, построению светлого будущего. За эти крамольные идеи цензура
часто запрещала издавать произведения Некрасова. Тем не менее рано или поздно
они все равно публиковались и прекрасно воспринимались как критикой, так и
широкой публикой. Белинский очень высоко оценивал творчество Некрасова и
называл его истинным поэтом.
Много Н. А.
Некрасов размышляет о собственной Музе. Для него это вовсе не прекрасная фея с крыльями
за спиной и арфой, порхающая и настраивающая на лирический лад. Нет, у
Некрасова это “Муза мести и печали”. Ее голова украшена “терновым венцом”. Она
печальна и в то же время беспощадна. Лишь она является заступницей слабых,
обездоленных и обличительницей угнетателей. Предчувствуя близость смерти, поэт
обращается именно к своей Музе, истерзанной и бледной. Он говорит, что был
честен перед собой и другими и никогда не предавал свою вдохновительницу.
Образ Музы в
поэзии Некрасова неизменно переплетается с образом русской крестьянки. Поэт
вновь и вновь обращался к этому дорогому его сердцу образу. Особенно ярко он
запечатлен в поэме “Мороз, Красный нос”. Дарья, простая русская женщина,
безупречно красива во всех отношениях. Она терпелива, вынослива, трудолюбива,
сильна духом. Ей нет равных ни в работе, ни в веселье. Она горда, но не
заносчива. Умна, но при этом молчалива. Хороша она и внешне, привлекает немало
взоров, но при этом остается верной и преданной женой. Вот истинный “тип
величавой славянки”, который так дорог Некрасову.
Это тоже в
какой-то мере долг поэта — не дать потускнеть этому яркому образу, воскресить
его на страницах книг.
Некрасов, таким
образом, размышляя над предназначением поэта, выражает в своих стихах любовь к
народу, заявляя, что цель творчества — борьба за будущее, когда русский народ
больше не будет страдать под непосильным игом. Как может бороться поэт? Только
силой своего гения, своего слова. Кто вдохновляет его на борьбу? “Муза мести и
печали”.
В одном из
последних стихотворений Некрасов очень ясно говорит о назначении своего
творчества, которому он и посвятил всю жизнь:
Я призван был
воспеть твои страданья,
Терпеньем
изумляющий народ!
И бросить хоть
единый луч сознанья
На путь,
которым Бог тебя ведет…
Поэт мечтал посеять,
пусть редкие, семена просвещения на народную почву. Недаром в нескольких его
стихотворениях предстает перед нами образ сеятеля. Для Некрасова это символ
просветителя, человека, сеющего знания. Увы, поэт прекрасно осознает, что не
сумеет увидеть, прорастут ли эти зерна (“Жаль только — жить в эту пору
прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе”). Но надежда на то, что эта
прекрасная пора все же настанет рано или поздно, не покидает автора и помогает
ему творить. Некрасов искренне болеет душой за русский народ. И самое лучшее,
что он может сделать, — неустанно писать о нем, выражая свой протест против
притеснителей. В понимании Некрасова в этом и есть высшее предназначение поэта
и поэзии.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он был одним из родоначальников социальной поэзии, для которой нет запретных тем. В своем творчестве Некрасов уделяет большое внимание теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом — это священный жребий, долг. И долг в первую очередь гражданский. Эта мысль является главной в стихотворении “Поэт и Гражданин”. Именно отсюда известные строки:
Поэтом можешь ты не быть,
Но Гражданином быть обязан.
Гражданин яростно убеждает Поэта в том, что нужно посвятить свой гений служению отечеству:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь.
Иди и гибни безупречно.
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь.
Это прямой призыв к революции, к бунту во что бы то ни стало. Но Поэт не приемлет этой позиции, он боится “поплатиться головой”. Муза является ему все реже, бледная и печальная. И давно уже не рождаются из-под некогда острого пера пламенные речи. Нельзя, конечно, отождествлять автора с Поэтом. Некрасов никогда не боялся открыто выражать свои воззрения.
В этом стихотворении высказано стремление Некрасова поставить поэзию на службу народу. Впрочем, это чувствуется во всех его творениях.
Некрасов известен как певец простого народа. Он всегда готов заступиться за угнетенного, униженного, страдающего русского мужика. Все самые известные его произведения — “Кому на Руси жить хорошо”, “Мороз, Красный нос”, “Железная дорога”, “Размышления у парадного подъезда” — посвящены нелегкой доле русского народа, который стонет на рудниках, на стройках, в тюрьмах, у парадных подъездов и в собственных разваливающихся домах. “Мужицкое счастье” — понятие исключительно умозрительное, в реальной жизни не существующее. Некрасов просит родную землю:
“Назови мне такую обитель, где бы русский мужик ни стонал”.
И сам же отвечает, что нет на земле ни единого уголка, где не был бы угнетен простой народ. Прекрасно осознавая это, Некрасов считает, что его единственное и самое верное предназначение — неустанно говорить об этом и призывать к разрушению старых устоев, построению светлого будущего. За эти крамольные идеи цензура часто запрещала издавать произведения Некрасова. Тем не менее рано или поздно они все равно публиковались и прекрасно воспринимались как критикой, так и широкой публикой. Белинский очень высоко оценивал творчество Некрасова и называл его истинным поэтом.
Много Н. А. Некрасов размышляет о собственной Музе. Для него это вовсе не прекрасная фея с крыльями за спиной и арфой, порхающая и настраивающая на лирический лад. Нет, у Некрасова это “Муза мести и печали”. Ее голова украшена “терновым венцом”. Она печальна и в то же время беспощадна. Лишь она является заступницей слабых, обездоленных и обличительницей угнетателей. Предчувствуя близость смерти, поэт обращается именно к своей Музе, истерзанной и бледной. Он говорит, что был честен перед собой и другими и никогда не предавал свою вдохновительницу.
Образ Музы в поэзии Некрасова неизменно переплетается с образом русской крестьянки. Поэт вновь и вновь обращался к этому дорогому его сердцу образу. Особенно ярко он запечатлен в поэме “Мороз, Красный нос”. Дарья, простая русская женщина, безупречно красива во всех отношениях. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, сильна духом. Ей нет равных ни в работе, ни в веселье. Она горда, но не заносчива. Умна, но при этом молчалива. Хороша она и внешне, привлекает немало взоров, но при этом остается верной и преданной женой. Вот истинный “тип величавой славянки”, который так дорог Некрасову.
Это тоже в какой-то мере долг поэта — не дать потускнеть этому яркому образу, воскресить его на страницах книг.
Некрасов, таким образом, размышляя над предназначением поэта, выражает в своих стихах любовь к народу, заявляя, что цель творчества — борьба за будущее, когда русский народ больше не будет страдать под непосильным игом. Как может бороться поэт? Только силой своего гения, своего слова. Кто вдохновляет его на борьбу? “Муза мести и печали”.
В одном из последних стихотворений Некрасов очень ясно говорит о назначении своего творчества, которому он и посвятил всю жизнь:
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым Бог тебя ведет…
Поэт мечтал посеять, пусть редкие, семена просвещения на народную почву. Недаром в нескольких его стихотворениях предстает перед нами образ сеятеля. Для Некрасова это символ просветителя, человека, сеющего знания. Увы, поэт прекрасно осознает, что не сумеет увидеть, прорастут ли эти зерна (“Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе”). Но надежда на то, что эта прекрасная пора все же настанет рано или поздно, не покидает автора и помогает ему творить. Некрасов искренне болеет душой за русский народ. И самое лучшее, что он может сделать, — неустанно писать о нем, выражая свой протест против притеснителей. В понимании Некрасова в этом и есть высшее предназначение поэта и поэзии.
Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской ли-тературы. Она прослеживается в твор-честве Державина, Кюхельбекера, Ры-леева, Пушкина, Лермонтова. Некрасов также уделил этой теме большое вни-мание. Кюхельбекер первым, до Пуш-кина и Лермонтова, назвал поэта «про-роком». И это звание обязывало поэта посвятить жизнь борьбе за идеалы сво-боды, добра и справедливости. Пуш-кин, близкий к декабристским кругам, после разгрома восстания 1825 года написал своего «Пророка», сходного по духу с кюхельбекеровским. Глас Бога взывает к поэту: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей».
Пророк М. Ю. Лермонтова уже дру-гой. Он также наделен даром всевидения, но если пушкинский пророк идет к людям, стремится донести до них близкие поэту идеалы, то лермонтов-ский бежит от людей в пустыню. Его от-вергают, и он не находит в себе сил для борьбы.
Поэт в понимании Некрасова — это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тернист, пото-му что он идет с «карающей лирой», не-годуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким об-разом невозможно:
Его
преследуют
хулы
:
Он
ловит
звуки
одобренья
Не
в
сладком
ропоте
хвалы
,
А
в
диких
криках
озлобленья
.
Но его позиция: «Не может сын гля-деть спокойно на горе матери род-ной», — есть позиция поэта-гражда-нина.
Наиболее полно некрасовское кредо изложено в стихотворении «Поэт и гражданин» (1856). Написанное в фор-ме диалога, оно представляет собой полемику с широко распространен-ной в то время теорией «чистого ис-кусства»:
Мы
рождены
для
вдохновенья
,
Для
звуков
сладких
и
молитв
.
Главная мысль, которая утверждает-ся Некрасовым в этом споре, звучит как лозунг, как призыв: «Поэтом мо-жешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Эта идея звучит и в стихотворении «Эле-гия», которое начинается строками:
Пускай
нам
говорит
изменчивая
мода
,
Что
тема
старая
страдания
народа
И
что
поэзия
забыть
ее
должна
.
Не
верьте
,
юноши
,
не
стареет
она
.
В стихотворении «Сеятелям» Некра-сов призывает молодежь сеять «разум-ное, доброе, вечное», так как семена разума, просвещения обязательно да-дут всходы, за которые «спасибо вам скажет сердечное русский народ».
Идеал поэта — борца за свободу Не-красов представил в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Гриши Добросклонова, которому «судьба гото-вила путь славный, имя громкое народ-ного заступника, чахотку и Сибирь». Прототипом Гриши Доброскпонова яв-ляется, безусловно, Добролюбов, о ко-тором Некрасов в стихотворении, по-священном третьей годовщине его смерти, сказал:
Какой
светильник
разума
угас
!
Какое
сердце
биться
перестало
!
В произведениях Некрасова очень ча-сто встречаются обращения к Музе, ко-торая вдохновляла его творчество и ко-торой он служил («Муза», «Вчерашний день часу в шестом», «Угомонись, моя Муза задорная!», «О, Муза! Я у двери гроба» и другие). Причем перед нами возникает не образ прекрасной женщи-ны, богини, а образ страдающей крес-тьянки:
Вчерашний
день
часу
в
шестом
Зашел
я
на
Сенную
.
Там
били
женщину
кнутом
,
Крестьянку
молодую
.
Ни
звука
из
ее
груди
,
Лишь
бич
свистал
,
играя
,
И
Музе
я
сказал
:
«Гпяди
!
Сестра
твоя
родная
!
»
«Кнутом иссеченная Муза», «Муза мести и печали» — такова поэзия Не-красова.
Поэтическим завещанием поэта можно назвать стихотворение «Эле-гия», близкое по теме «Памятнику» А. С. Пушкина. Но Некрасов утвержда-ет совершенно иное понимание роли поэта:
Я
лиру
посвятил
народу
своему
.
Быть
может
,
я
умру
,
неведомый
ему
,
Но
я
ему
служил
—
и
сердцем
я
спокоен
.
И сам Некрасов твердо следовал из-бранным принципам: был поэтом-три-буном, поэтом-гражданином, патрио-том — певцом своей родины.
- М.А. Булгаков «Собачье сердце». Необходимы ли нравственные критерии для проведения научных экспериментов? Основа сюжета повести — гениальный научный эксперимент и его трагические результаты. Профессор Преображенский, человек традиционной культуры, мыслитель и ученый, создает теорию о возможности развития человеческих качеств у животного путем пересадки ему человеческого гипофиза. С точки зрения науки это, несомненно, прогрессивная и почти фантастическая идея. Бездомному псу Шарику он пересаживает органы от скончавшегося пролетария Клима Чугункина, пьяницы, дебошира, необразованного человека. Эксперимент превзошел все научные ожидания, однако сознание очеловеченного Шарикова восприняло все пороки Чугункина: он крайне агрессивен, изрыгает грязные ругательства, невежественен и безнравственен. Благодаря своему «пролетарскому» происхождению он чувствует себя в новой действительности хозяином, присваивает себе право распоряжаться жизнями людей. Профессор и его ассистент Борменталь ужасаются произошедшему и возвращают Шарику его прежний естественный облик. По сути, Булгаков создал сатиру на грандиозный социальный эксперимент начала XX века в России. Создание нового человека, нового общества невозможно путем революции и насильственных изменений, предупреждает автор. Совершенствование человека должно быть эволюционным процессом. Насильственное и необдуманное вмешательство в природу общества может привести к катастрофе. Прогресс без нравственности несет человеку разрушение. И здесь возникает важный вопрос об ответственности ученого за вмешательство в природу — ведь Преображенский, решаясь на этот эксперимент, не смог представить его последствий. Он подверг опасности людей, находившихся рядом с ним. И на нем также лежит вина за появление Шарикова. В повести ошибку вовремя исправили — а в реальной жизни? Всегда ли человек науки помнит о нравственной ответственности за свои открытия? М.А. Булгаков напоминает о ней.
- В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Допустимо ли в борьбе за технический прогресс приносить в жертву судьбы людей? Сюжет повести основан на реальных событиях. Ради строительства ГЭС на реке Ангаре было принято решение затопить несколько окрестных деревень, выселив их жителей. Писатель рассказывает о том, какой трагедией обернулось это решение свыше для жителей этих мест. Все они прожили в Матере всю свою жизнь, здесь могилы их предков, родные избы, леса, в которых все знакомо до мелочей, все родное. Старухи сравнивают себя с деревьями, которые вырывают с корнем и пересаживают в другое место, пусть более комфортабельное — но не родное. Дарья, прощаясь с родной избой, убирает, моет и украшает её, словно собирает в последний путь. Неслучайно название деревни — Матера, возникают ассоциации с матерью — она действительно всем им мать, родная земля. И в финале повести остается открытым вопрос — все ли жители ушли из затопленной Матеры? Ведь кто-то собирался разделить ее участь и умереть на своей малой родине, оставшись с родными могилами навсегда…Но плутают в тумане на лодке проверяющие, и не находят ответа. В. Распутин размышляет над тем, допустимо ли ради прогресса и цивилизации разрушать судьбы людей? При каких условиях прогресс становится злом для человека? Трагическая история Матеры дает ответ на этот вопрос.
- Е.И. Замятин «Мы». О чем предупреждают человечество современные антиутопии? Антиутопия — особый жанр произведений, изображающих общество (или государство), которое, будучи основанным на идеальных представлениях о социальной жизни, в реальности воплощает негативные тенденции развития. В романе «Мы» героям предъявлено «математически выверенное счастье». Однако описание устройства общества и правила его жизни убеждают нас в обратном. Например, повествователь —строитель космического корабля говорит о том, что они понесут формулу этого счастья к другим населенным планетам и «заставят их быть счастливыми». Насильно принесенное счастье — разве может оно быть настоящим? В Едином государстве люди живут в условиях тотальной несвободы: начиная от обезличивания (люди—«нумера») и заканчивая регулированием рождения детей. Над всем довлеет фигура Благодетеля, которому люди доверяют свою жизнь, разум и чувства. Для тех же, кто выпадает из общего ритма механической жизни, существует «операция» по удалению фантазии — оказывается, этих людей много, неудовлетворенных механистическими законами тоталитарного государства. А значит, вопрос о возможности единого, одинакового и навязанного счастья для всех решается автором отрицательно. Трагедия главных героев это подтверждает: «заболев» любовью и жаждой свободы, строитель Д-503 подвергается операции и превращается в робота, не имеющего мыслей и чувств. Автор утверждает, что невозможно насильно сделать человека счастливым, и отсутствие свободы и творчества при любых достижениях прогресса ведет к искажению представления о нравственных идеалах. Неслучайно обществу Единого государства противопоставляются люди за «Зеленой стеной», сохранившие человеческие чувства и традиции, но оставшиеся за границами технологических достижений. Замятин не идеализирует их жизнь, однако всем ходом повествования доказывает, что научный и социальный прогресс без внимания к нравственной природе человека, к его душе, без базовых понятий свободы и права может привести к уродливым формам общественных отношений.
- Тургенев И.С. «Отцы и дети». Может ли технический прогресс быть абсолютной ценностью для общества и человека? Герой романа И. С. Тургенева — представитель «новых людей», считающих себя призванными изменить этот мир. Герой живет в момент социального перелома. Такие эпохи предполагают появление людей—разрушителей прежних устоев, нигилист Базаров именно из таких. Он последовательно отрицает все прежнее: традиции, устои, культуру, отношение к природе. Его девиз — «место расчистить» для построения нового общества на научных началах. Поэтому Пушкин для него —вздор, а «Рафаэль гроша медного не стоит». В жертву прогрессу приносится духовный и чувственный мир человека, гуманистические традиции. Тургенев чувствовал опасность подобного крайнего практицизма новых людей. Писатель убедительно показывает, что прогресс без духовной основы не принесет добра человечеству. Плачевные результаты деятельности «работников» по -базаровски в мастерской природы наблюдаем мы, люди XXI века. Тургенев гениально предвидел это. В романе писатель последовательно развенчивает убеждения Базарова и заставляет его на себе испытать и силу любви, и воздействие природы, заставляет увидеть в самом себе прежде всего человека. Как тепло звучат его слова о стариках родителях «таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Ущербность исключительно материального понимания прогресса в том, что, отрицая духовную жизнь, оно отрицает и нравственный принципы. Тургенев показывает, что любовь, природа, искусство — фундаментальная основа человеческой нравственности. Прогресс, не учитывающий этих основ — движение назад.
- И.А. Гончаров «Обломов». Роман И. А. Гончарова интересен наличием редкой в русской литературе пары героев-друзей. Образы Ильи Обломова и Андрея Штольца тем не менее противопоставлены друг другу, так как представляют полярные типы понимания смысла жизни. Обломов — апатичный барин, не желающий активно действовать в своей собственной жизни, типичный «обломок» прошлого. Штольц — новый человек, деятельный и прогрессивный, который мог бы участвовать в преобразовании жизни. Понимая прекрасную душу своего друга, Штольц всеми силами пытается вытащить его из привычного лежания на диване в активную жизнь. Знакомит с Ольгой Ильинской в надежде на то, что чувство любви возродит его друга, спасает его от мошенников, чуть было не завладевших его имением. Можно сказать, что Штольцу присущи очень хорошие душевные качества, это не бездушный накопитель капитала. Он переживает за жизнь друга и отчаянно пытается помочь ему, после смерти Обломова берет на воспитание его сына. Это символично: так автор показывает, что будущее России в руках таких, как Штольц. Гончаров не открывает читателю, чем конкретно занимается герой — мы знаем только то, что он «коммивояжер». Однако постоянно проводится мысль, что именно такая деятельная натура нужна России, чтобы встать на новый путь развития. При этом писатель подчеркивает, что любая прогрессивная деятельность должна быть проникнута нравственными основами, без внимания к человеческой душе прогресса быть не может. Неслучайно Ольга в замужестве за Штольцем иногда словно бы скучает, вспоминая какие-то душевные качества Обломова, которых лишен ее муж. Соединение богатого внутреннего мира со стремлением к прогрессу — вот в чем видит И.А. Гончаров будущее России.
- Р. Брэдбери «Все лето в один день». Что может потерять и что приобрести человечество, идя по пути технологического прогресса? Рассказ американского писателя—фантаста переносит нас на далекую планету в не менее далекое будущее. Человечество покорило космос и начало расселяться на других планетах Солнечной системы. Несомненный путь прогресса цивилизации налицо. Десант человечества на планету Венера обустроил ее, появились дети, школы, все как на Земле. Вот только …непрерывно льющий дождь. В течение семи лет. Дети, никогда не видевшие солнца, готовятся встретить его короткий приход: так пообещали ученые. Писатель показывает, как тягостно даже не видевшим другой природы людям существование в этих условиях. И вот появившееся солнце на два часа изменяет жизнь этих детей: они бегают по зелени беспрерывно растущих джунглей, наслаждаются теплом и светом солнца, кричат от восторга. Когда упала первая дождевая капля, одна девочка пронзительно и громко заплакала. Брэдбери описывает , как дети понуро идут к своему дому-подвалу, и руки у них бессильно повисли, и нет больше улыбок. Писатель дает нам понять, что, в какие бы далекие миры ни стремился человек за прогрессом, главное для нас — научиться беречь свою землю, потому что это наш дом. Переселяясь на другие планеты, человечество не найдет там того, что стало родным на Земле.
- Р. Брэдбери «Улыбка». Может ли прогресс нести опасность для мира? В рассказе-предупреждении Р. Брэдбери рисуется картина постапокалиптического мира. На планете после ядерной войны осталось уцелевшее поколение человечества. Оно живет среди страшных остовов фабрик, заводов, разрушенных домов. Объединяет этих людей одно: ненависть ко всему тому, что было связано с их прошлым. Люди задают себе вопрос: кто довел их до такого состояния? Ответ один: «орава идиотов, которая заправляла миром в прошлом». Писатель показывает мир, в котором результатом научно-технического прогресса стала деградация человечества. Это почти иллюстрация к словам Альберта Эйнштейна: «Я не знаю, с каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвертая … будет вестись палками и камнями». Праздником теперь становится возможность всем вместе разбить уцелевший чудом последний автомобиль, плевать толпой на произведение искусства. Брэдбери предупреждает об опасности прогресса, если цель его не духовное совершенствование человека, а стремление к доминированию на планете. Есть ли надежда у человечества избежать такого сценария? Брэдбери отвечает на этот вопрос образом мальчика, спасшего от публичного оплевывания и уничтожения клочок картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Именно о него мы слышим слова о красоте, ему не хочется участвовать в этом «празднике», не сдерживая слез, он бежит с площади, прижимая к груди спасенный кусочек красоты… Засыпая, мальчик крепко держит в руках клочок полотна — улыбку Джоконды и чувствует добро и свет, исходящий от нее. Своим произведением писатель призывает нас не отказываться от нравственных побуждений, традиций, искусства, душевных порывов. Прогресс существует для человека, но в погоне за ним важно не потерять себя и мир.
- А. Беляев «Человек-амфибия». Может ли научно-техническая революция изменить природу человека? Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, доктор Сальватор, пользуясь достижениями науки и своими открытиями, спасает неизлечимо больного индейского мальчика, проводя уникальную операцию. Он пересаживает ему жабры акулы. Теперь страдавший пороком дыхательных путей Ихтиандр может жить под водой и выходить на сушу на непродолжительное время. Так он может находиться среди людей, что ему необходимо. Что это, как не изменение природы человека, его физических параметров, благодаря научному прогрессу? Однако человек существо социальное и духовное. Помимо физического тела он обладает целым рядом психологических и эмоциональных особенностей. Сальватор воспитал Ихтиандра как собственного сына и передал ему свои нравственные ценности, такие как благородство, способность на сильные чувства, сострадание к слабым, мужество. Любовь к Гуттиэре показала герою, что он живет и чувствует, как обычный человек, несмотря на полученные благодаря операции способности. Поэтому можно сказать, что научно—технический прогресс, изменяя в чем—то физическую природу человека, не воздействует на его ментальную сущность, оставляя каждому его индивидуальный характер и эмоциональную сферу.
- Н.Г. Чернышевский «Что делать?». Может ли мечта быть двигателем прогресса? Н.Г. Чернышевский утвердительно отвечает на этот вопрос. Героиня романа Вера Павловна мечтает помогать женщинам честно трудиться и правильно обустраивать свой быт. Она организовывает швейную мастерскую для работниц, находящихся в сложном материальном положении. Если учесть, что роман написан в конце XIX века, когда в России положение женщины было сложным, можно оценить поступок Верочки как мужественный. Уже сама мысль о возможности создания такой мастерской была новаторской. Героиня, воплощая свою мечту, устраивает справедливое распределение прибыли между всеми работницами. При этом экономически предприятие себя окупает благодаря новым станкам и орудиям производства. Это позволило заменить ручной труд машинным. Работницы смогли обеспечивать себя, получать образование, жизнь их стала более достойной. Так Чернышевский показывает, что мечта становится двигателем прогресса, так как помогает организовать новые формы трудовых отношений, несомненно, новаторские и передовые.
Дополнительный материал к направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»:
- Литература
- Темы
- Цитаты
Материал для подготовки к итоговому сочинению
- 5 направлений итогового сочинения 2021-2022
- Как писать итоговое сочинение?
- План (структура)
- Алгоритм написания
- Клише для итогового сочинения
- Критерии оценивания от ФИПИ