211
143
Даты проведения: 15.02.2021 — 17.04.2021
Даты сбора материалов: 15.02.2021 — 31.03.2021
Автор мероприятия: Морозова Марина Владимировна
Конкурс для:
для школьника для учителя
Вернуться к списку мероприятий
Городской методический центр совместно с Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина проводит для обучающихся 5-11 классов городской конкурс сочинений «Имя буквы».
В 2021 г. Конкурс сочинений «Имя буквы» посвящен литературным юбилеям сразу нескольких русских писателей: 195-летию со дня рождения русского писателя, публициста, критика М. Е. Салтыкова-Щедрина, 200-летию со дня рождения русского писателя Ф.М. Достоевского, 200-летию со дня рождения русского поэта, прозаика, критика, издателя Н. А. Некрасова, 190-летию со дня рождения русского писателя Н. С. Лескова, 150-летию со дня рождения русского писателя Л. Н. Андреева, 135-летию со дня рождения русского поэта, переводчика и литературного критика Н. С. Гумилёва, 130-летию со дня рождения русского писателя, драматурга М. А. Булгакова, 130-летию со дня рождения русского писателя, переводчика А. М. Волкова, 115-летию со дня рождения русской писательницы Л. Ф. Воронковой.
Конкурс проводится в трех номинациях:
Номинация 1. «Размышляя вместе с героями…»
В номинации «Размышляя вместе с героями…» участникам предлагается выявить проблему, о которой размышляют или спорят герои художественных произведений в приведённых отрывках и выразить своё отношение к ней. Возможные жанры: сочинение-рассуждение, эссе.
Тема 1. «Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нём? кто об его существовании вспомнит?» (М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»).
Как вы считаете, в связи с чем / почему у человека могут возникать подобные мысли? В каких обстоятельствах это оказывается для него важным?
Тема 2. «– А я, – упрямо сказал Страшила, – всё-таки предпочитаю мозги: когда нет мозгов, сердце ни к чему. – Ну, а мне нужно сердце! – возразил Железный Дровосек. – Мозги не делают человека счастливым, а счастье – лучшее, что есть на земле. Элли молчала, так как не знала, кто из её новых друзей прав» (А. М. Волков «Волшебник Изумрудного города»).
А как думаете вы, кто из друзей Элли прав и почему?
Тема 3. «– А теперь скажи мне, что это ты все время употребляешь слова “добрые люди”? Ты всех, что ли, так называешь? – Всех, – ответил арестант, – злых людей нет на свете. – Впервые слышу об этом, – сказал Пилат, усмехнувшись. – Но, может быть, я мало знаю жизнь!» (М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Изложите своё видение проблемы, которая ставится в диалоге Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри.
Номинация 2. Жемчужины мысли
В номинации «Жемчужины мысли» в качестве тем предлагаются афористические высказывания писателей-юбиляров. Участникам предлагается объяснить смысл афоризма, высказать и аргументировать собственную позицию. Рекомендуемый жанр: сочинение-рассуждение.
Тема 1. «Если древо не будет колебимо, то оно крепких корней не пустит, в затишье деревья слабокоренны» (Н. С. Лесков «Захудалый род»)
Тема 2. «Из всего удивительного, непостижимого, чем богата жизнь, самое удивительное и непостижимое – это человеческая мысль» (Л. Н. Андреев «Мысль»)
Тема 3. «Если хочешь победить весь мир, победи себя» (Ф. М. Достоевский «Бесы»)
Тема 4. «Всегда досадую, когда встречаю фразу «нет слов выразить». Вздор! Слова всегда есть, да ум наш ленив» (Из письма Н. А. Некрасова Л. Н. Толстому, май 1857 года)
Тема 5. «Детски-мудрое, до боли сладкое ощущение собственного незнания, — вот то, что нам даёт неведомое» (Н. C. Гумилёв)
Тема 6. «Настоящему человеку так же радостно сделать что-нибудь для других, как если бы он сделал это для себя» (Л. Ф. Воронкова «Личное счастье»)
Номинация 3. Пост в соцсетях «Читать всем!»
В номинации «Пост в соцсетях “Читать всем!”» участникам предлагается на своей странице в социальной сети ВКонтакте, Фейсбук или Инстаграм создать пост о художественном произведении (книге), которое произвело на них особое впечатление и которое они рекомендовали бы прочитать своим ровесникам. Пост должен отражать личностное отношение автора к прочитанному произведению, быть интересным для читателей страницы и вызывать желание последовать рекомендации автора.
Подробные требования к жанрам работы и технические требования размещены в положении о конкурсе.
Итоги конкурса подводятся отдельно в трех возрастных группах: 5-6 класс, 7-9 класс и 10-11 класс.
Конкурс проходит в три этапа.
Школьный этап проводится на базе образовательных организаций до 21 марта 2021 года. Победители и призеры принимают участие в заочном этапе.
Заочный этап проводится с 22 по 31 марта 2021 года. Для участия в заочном этапе необходимо до 31 марта 2021 года включительно загрузить работы участников, заявки и списки участников школьного этапа через личные кабинеты на сайте https://konkurs.mosmetod.ru/. Победители заочного этапа будут приглашены для участия в очном этапе.
Очный (финальный) этап конкурса пройдет 17 апреля 2021 года на базе Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, где конкурсантам будет предложено выполнить аналогичное творческое задание.
Скачать материалы для участия:
Положение о конкурсе сочинений «Имя буквы»
Заявка на участие в конкурсе
Список участников школьного этапа
Регистрация пользователя (инструкция)
Восстановление доступа (инструкция)
Загрузка работ от имени ученика (инструкция)
Координаторы от ГМЦ:
Богомазова Светлана Викторовна, bogomazovasv@mosmetod.ru
Володько Наталья Валерьевна, volodkonv@mosmetod.ru
Морозова Марина Владимировна, morozovamv@mosmetod.ru
Телефон: 8 (495) 912-63-37, доб. 401.
При загрузке работ из личного кабинета преподавателя от имени ученика необходимо корректно заполнять все поля. Без этого не активируется кнопка «Сохранить». Если вы прикрепляете работу от имени ребёнка, то на этапе «Добавить работу от имени ученика» нужно сначала ввести электронный адрес ученика, на который зарегистрирован его личный кабинет, и нажать кнопку «Проверить». После того как высветится информация об участнике, нажмите кнопку «Добавить» и заполните остальные поля. Кнопка «Сохранить» должна стать активной.
В декабре выпускникам предстоит написать итоговое сочинение, которое является условием допуска к ГИА для учеников 11-х классов. Времени остается не так уж много, поэтому давайте повторим основные правила написания итогового сочинения вместе с доктором филологических наук, ведущим экспертом отдела методического обеспечения процедур оценки качества общего образования МЦКО Александрой Кудряшовой.
Требования к итоговому сочинению
Важно понимать разницу между итоговым сочинением и сочинениями по русскому языку и по литературе в рамках государственной итоговой аттестации.
Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется.
В работе необходимо показать умение рассуждать на заданную тему c выражением своей точки зрения и личным эмоциональным откликом.
В итоговом сочинении необходимо:
- раскрыть тему сочинения;
- аргументировать свою позицию с опорой на литературный материал;
- комментировать приведенные примеры из произведений;
- выстраивать трехчастную композицию, владеть грамотной письменной речью.
Выбор темы сочинения
Это важный этап в начале работы над итоговым сочинением. Внимательно читайте предложенные темы, выбирайте то, в чем вы хорошо ориентируетесь. Рассматривайте возможные типы формулировок тем, которые могут встретиться на итоговом сочинении. Название темы может включать цитату. Например, «Разделяете ли вы убеждение Андрея Болконского: „Надо… чтобы не для одного меня шла моя жизнь“?». Очевидно, что для ее раскрытия нужно понимать цитату в контексте сюжетной линии и духовных исканий героя.
Тема может быть сформулирована и в виде прямого вопроса — например, «Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?». Здесь важно раскрыть понятие отзывчивости и показать на литературном материале, в каких поступках выражается эта черта характера.
Возможна и формулировка темы в виде дискуссионного вопроса — например, «Что важнее для детей: советы родителей или их пример?». Такой вопрос предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий.
Критерии оценки сочинения
Первый критерий — «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала максимальному баллу по этому критерию, важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Например, если вы выбрали тему сочинения «Что важнее для детей: советы родителей или их пример?».
Что значит «советы родителей», «пример родителей» и какую роль они играют в жизни детей? На этом этапе формулируется тезис — ваше утверждение, которое вы будете доказывать (раскрывать) в основной части своего сочинения. Например, тезис может прозвучать так: «Я считаю, что советы и пример родителей в равной мере важны в воспитании детей». От того, насколько четко сформулирован тезис, зависит успешность дальнейшего раскрытия темы.
Следующий этап в работе над сочинением — выбор литературного произведения, который станет основой для аргументации и подтвердит выдвинутый тезис.
Прежде всего нужно указать название произведения и его автора. Описать образ, характер героя с точки зрения раскрытия темы сочинения. Как раскрывается характер героя в произведении? Это могут быть его поступки, речь, а может быть портрет героя. Для привлечения литературного материала можно обратиться к пересказу эпизода.
Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение, оценку героя или его поступка.
Умение использовать литературный материал оценивает второй критерий — «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут быть не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).
Напомню, что незачет ставится в случаях, если сочинение написано без привлечения литературного материала, в сочинении существенно искажено содержание произведения или если литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.
Третий критерий — «Композиция и логика рассуждения» — оценивает умение школьников выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением.
Четвертый критерий — «Качество речи». Он оценивает точное выражение мысли и разнообразие лексики.
Пятый критерий — «Грамотность». Учитывает орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.
В заключение сформулируем основные рекомендации для успешного написания итогового сочинения:
- Вспомните тексты произведений, которые могут быть использованы для раскрытия конкретных тем сочинений. Важно знать автора, название произведения, имена главных героев, ключевые эпизоды.
- Не забывать про рассказы и стихотворения, которые также могут быть убедительными аргументами в вашем рассуждении.
- Не бояться размышлять и выражать свое мнение.
- Следовать за формулировкой темы.
- Комментировать поступки героев, эпизоды, сюжетные линии.
- Соблюдать правило композиции: вступление — основная часть — заключение.
- Уметь грамотно выражать свои мысли.
- И важно помнить, что цитирование в сочинении необязательно: нужно передать идейное содержание произведения.
Источник: МЕЛ
- Статья
- Чтение занимает 6 мин
Параметр | Описание |
---|---|
[<drive>:][<path>] | Указывает диск и каталог, для которого требуется просмотреть список. |
[<filename>] | Указывает конкретный файл или группу файлов, для которых требуется просмотреть список. |
/p | Отображает один экран в списке за раз. Чтобы увидеть следующий экран, нажмите любую клавишу. |
/q | Отображает сведения о владельце файла. |
/W | Отображает список в расширенном формате с пятью именами файлов или именами каталогов в каждой строке. |
/d | Отображает список в том же формате, что и /w, но файлы сортируются по столбцам. |
/a [[:] <attributes> ] | Отображает только имена каталогов и файлов с указанными атрибутами. Если этот параметр не используется, команда отображает имена всех файлов, за исключением скрытых и системных файлов. Если вы используете этот параметр без указания каких бы то ни было атрибутов, команда отображает имена всех файлов, включая скрытые и системные файлы. Список возможных значений атрибутов :
Можно использовать любое сочетание этих значений, но не разделять значения с помощью пробелов. При необходимости можно использовать двоеточие (:) или можно использовать дефис (-) в качестве префикса для обозначения, «not». Например, при использовании атрибута -s системные файлы не отображаются. |
/o [[:] <sortorder> ] | Сортирует выходные данные по SortOrder, что может быть любым сочетанием следующих значений:
Несколько значений обрабатываются в порядке их перечисления. Не разделяйте несколько значений пробелами, но при необходимости можно использовать двоеточие (:). Если параметр SortOrder не указан, dir/o Перечисляет каталоги в алфавитном порядке, за которым следуют файлы, которые также сортируются в алфавитном порядке. |
/t [[:] <timefield> ] | Указывает, какое поле времени следует отобразить или использовать для сортировки. Доступные значения тимефиелд :
|
/s | Выводит все вхождения указанного имени файла в указанном каталоге и всех подкаталогах. |
/b | Отображает список несовпадающих каталогов и файлов без дополнительных сведений. Параметр /b переопределяет /w. |
/l | Отображает несортированные имена каталогов и имена файлов с использованием строчных букв. |
/n | Отображает длинный формат списка с именами файлов в правом углу экрана. |
/x | Отображает короткие имена, созданные для имен файлов, отличных от 8.3. Отображение аналогично отображению параметра /n, но короткое имя вставляется перед длинным именем. |
/C | Отображает десятичный разделитель в размерах файлов. Это поведение по умолчанию. Чтобы скрыть разделители, используйте /-к . |
/4 | Отображает годы в формате из четырех цифр. |
/r | Отображение альтернативных потоков данных файла. |
/? | Отображение справки в командной строке. |
-
Чтобы использовать несколько параметров имени файла, разделяйте имена файлов пробелами, запятыми или точками с запятой.
-
Можно использовать подстановочные знаки ( * или *) для представления одного или нескольких символов имени файла и отображения подмножества файлов или подкаталогов.
-
Для замены любой строки символов можно использовать подстановочный знак, * например:
-
dir *.txt
Список всех файлов в текущем каталоге с расширениями, которые начинаются с .txt, например .txt,. txt1, .txt_old. -
dir read *.txt
Список всех файлов в текущем каталоге, начинающихся с «Read» и с расширениями, которые начинаются с .txt, например .txt, txt1 или .txt_old. -
dir read *.*
Перечисляет все файлы в текущем каталоге, которые начинаются с любого расширения.
Подстановочный знак звездочки всегда использует короткое сопоставление имен файлов, поэтому могут возникнуть непредвиденные результаты. Например, следующий каталог содержит два файла (t. txt2 и t97.txt):
C:test>dir /x Volume in drive C has no label. Volume Serial Number is B86A-EF32 Directory of C:test 11/30/2004 01:40 PM <DIR> . 11/30/2004 01:40 PM <DIR> .. 11/30/2004 11:05 AM 0 T97B4~1.TXT t.txt2 11/30/2004 01:16 PM 0 t97.txt
Можно ожидать, что при вводе
dir t97*
будет возвращаться файл t97.txt. Однако вводdir t97*
возвращает оба файла, так как подстановочный знак звездочки соответствует файлу t. txt2 для t97.txt с использованием его краткого сопоставления именdir t97*
. Аналогичным образом при вводеdel t97*
будут удалены оба файла. -
-
Можно использовать вопросительный знак (?) в качестве замены для одного символа в имени. Например, введите
dir read???.txt
список всех файлов в текущем каталоге с расширением .txt, которые начинаются с Read и следуют до трех символов. Сюда входят Read.txt, Read1.txt, Read12.txt, Read123.txt и Readme1.txt, но не Readme12.txt. -
При использовании параметра/a с более чем одним значением в атрибутахэта команда отображает имена только тех файлов, которые имеют все указанные атрибуты. Например, при использовании /a с атрибутами r и -h (с помощью или ) Эта команда отображает только имена нескрытых файлов только для чтения.
-
Если указать более одного значения SortOrder , эта команда сортирует имена файлов по первому критерию, затем по второму критерию и т. д. Например, если вы используете /o с параметрами e и -s для SortOrder (с помощью или ), эта команда сортирует имена каталогов и файлов по расширению с самым большим первым, а затем отображает окончательный результат. Сортировка по алфавиту по расширению приводит к тому, что имена файлов без расширений отображаются первыми, затем имена каталогов и имена файлов с расширениями.
-
При использовании символа перенаправления (
>
) для отправки выходных данных команды в файл или при использовании канала (|
) для отправки выходных данных команды в другую команду необходимо использовать/a:-d
и>
для вывода списка только имен файлов. Можно использовать filename с /b и /s , чтобы указать, что эта команда будет искать в текущем каталоге и его подкаталогах все имена файлов, соответствующие имени файла. Эта команда выводит только имя диска, имя каталога, имя файла и расширение имени файла (по одному пути на строку) для каждого найденного файла. Прежде чем использовать канал для отправки выходных данных команды в другую команду, необходимо задать переменную среды TEMP в файле Autoexec. NT.
Примеры
Чтобы отобразить все каталоги друг за другом, в алфавитном порядке, в расширенном формате и приостанавливать после каждого экрана, убедитесь, что корневой каталог является текущим каталогом, и введите:
dir /s/w/o/p
Выходные данные содержат корневой каталог, подкаталоги и файлы в корневом каталоге, включая расширения. Эта команда также выводит имена подкаталогов и имена файлов в каждом подкаталоге дерева.
Чтобы изменить предыдущий пример так, чтобы в dir отображались имена и расширения файлов, но имена каталогов не указаны, введите:
dir /s/w/o/p/a:-d
Чтобы напечатать список каталогов, введите:
dir > prn
При указании PRNсписок каталогов отправляется на принтер, подключенный к порту LPT1. Если принтер подключен к другому порту, необходимо заменить PRN на имя нужного порта.
Можно также перенаправить выходные данные команды dir в файл, заменив PRN именем файла. Можно также ввести путь. Например, чтобы направить выходные данные команды dir в файл dir.doc в каталоге Records, введите:
dir > recordsdir.doc
Если dir.doc не существует, команда dir создаст ее, если каталог записей не существует. В этом случае появится следующее сообщение:
File creation error
Чтобы отобразить список всех имен файлов с расширением .txt во всех каталогах на диске C, введите:
dir c:*.txt /w/o/s/p
Команда dir отображает в расширенном формате алфавитный список совпадающих имен файлов в каждом каталоге, который приостанавливается при каждом заполнении экрана до тех пор, пока не будет нажата любая клавиша для продолжения.
Дополнительные ссылки
- Условные обозначения синтаксиса команд командной строки
Отображает список файлов и подкаталогов каталога. Если используется без параметров, эта команда отображает метку тома диска и серийный номер, а затем список каталогов и файлов на диске (включая имена и дату и время последнего изменения). Для файлов Эта команда отображает расширение имени и размер в байтах. Эта команда также отображает общее число указанных файлов и каталогов, их совокупный размер и свободное место (в байтах), оставшееся на диске.
команда dir также может запускаться из консоли восстановления Windows с использованием различных параметров. дополнительные сведения см. в разделе Windows среды восстановления (WinRE).
Синтаксис
dir [<drive>:][<path>][<filename>] [...] [/p] [/q] [/w] [/d] [/a[[:]<attributes>]][/o[[:]<sortorder>]] [/t[[:]<timefield>]] [/s] [/b] [/l] [/n] [/x] [/c] [/4] [/r]
Параметры
16 заданий для самостоятельной работы с ответами.
orfografiya.docx
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1
1) РАССКАЗАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) (девочка)ВОСПИТАНА бабушкой — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) КОСНУТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (серых) ТУЧ— в форме множественного числа Р. п. имени существительного после шипящего буква Ь не пишется.
5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
2
1) СДЕЛАЛ — Приставка неизменяемая.
2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
3) ЗАМИРАТЬ (от страха) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
4) (созревшая) РОЖЬ — в именах существительных 1-го склонения после шипящего буква Ь пишется.
5) ПРИЕХАТЬ (на вокзал) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
3
1) (русая) коса — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
2) (тетради) ПРОВЕРЕНЫ — в суффиксе кратких причастий пишется одна -Н-.
3) НАКЛОНИТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
4) (усыпана) СПЛОШЬ — на конце прилагательных после шипящего буква Ь пишется.
5) (снег) БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ — сложные имена прилагательные, образованные повторением одинаковых слов, пишутся через дефис.
4
1) ВСКРИКНУЛ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С
2) ЧУГУННОЕ (литьё) — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.
3) ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
4) (кофе) ГОРЯЧ — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.
5) (повернули на) ЮГО-ВОСТОК — сложные имена прилагательные, образованные повторением слов, пишутся через дефис.
5
1) ТУШЁНКА – в отглагольных существительных после шипящих пишется Ё.
2) (ведёт себя) РАСКОВАННО — в кратком прилагательном пишется -НН-.
3) (красивый) ЗАГАР — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) НЕМЕЦКИЙ – в прилагательных, образованных от существительных с основой на Ц пишется суффикс К.
5) (кофе) ПО-ВОСТОЧНОМУ — Наречия на -ОМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.
6
1)) МАКАТЬ (перо в чернильницу) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от лексического значения корня.
2) СЛЕВА – на конце наречия всегда пишется суффикс А
3) ЗАРЯ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения
4) НОЧЬ – Ь пишется после шипящей у существительных 3-го склонения
5) Он СТЕЛЕТ – в личном окончании глаголов II спряжения пишется Е.
7
1) ПРЕМУДРЫЙ— приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.
2)ПОЛ-ЛИМОНА – существительное с первой частью ПОЛ пишется через дефис, если начинается на Л.
3) ПОЛОЖИТЬ (на место) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) ПОДЪЕЗД – разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный звук перед йотированными гласными.
5)ДЕРЕВЯННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса ЯН, пишется НН
8
1) (войти в) ЗДАНИЕ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
2) ПЛОВЕЦ — написание безударной гласной определяется подбором однокоренного слова.
3) (сделал) ПО-НОВОМУ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ.
4) ПОКРАШЕННАЯ (лавка) — в полных прилагательных с суффиксом ЕНН всегда пишется НН.
5) ВРАЧОМ – в окончаниях существительных после шипящей под ударением пишется О
9
1) БЕЗБРЕЖНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
(далеко) НЕ ИНТЕРЕСНАЯ (книга) — НЕ пишется раздельно с причастиями, если есть зависимые от причастия слова.
2) (девочка) РУМЯНА — в наречии пишется столько же -Н-, сколько в слове, от которого оно образовано.
3) НЕ СМОТРЯ (под ноги) – НЕ с деепричастиями, употребляющимися без НЕ, пишется раздельно
4) (дом) СТРОЯЩИЙСЯ — в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -ЯЩ-.
5) ДВУХЪЯРУСНЫЙ – разделительный Ъ пишется в сложном слове после начальных частей двух/трех/четырех перед йотированными гласными.
10
1) БЕСПОЛЕЗНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) НЕВЗРАЧНЫЙ – НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не употребляется без НЕ.
3) В АКВАРИУМЕ – в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 2-го склонения пишется окончание -Е.
4) (охватывает) ДРОЖЬ — в существительных III склонения после шипящего буква Ь пишется.
5) (съел) ПОЛ-ЯГОДКИ — слова с ПОЛ- всегда пишутся через дефис.
11
1) (хорошо) ОБДУМАТЬ — приставка ОБ- неизменяемая.
2) ЗАСТЕЛЕНА (покрывалом) — в суффиксе краткого прилагательного пишется -Н-.
3) РОСТОВ — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
4) ЗАВИСИТ — в безударном окончании глагола I спряжения пишется И.
5) НОЧНОЙ – в сочетании ЧН буква Ь не пишется.
12
1) В ТЕЧЕНИЕ (суток) – на конце производного предлога пишется буква Е.
2) СБЕРЕЧЬ – на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.
3) ГОРЯЧО (благодарить) – в окончании наречий после шипящих под ударением пишется буква О.
4) БЕЗЫМЯННЫЙ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
5) (тема) УСВОЕНА – в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.
13
1) ИСПЕЧЬ – на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь.
2) СЛЫШАЩИЙ – написание гласной А в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью ко II спряжению глагола, от основы которого образовано это причастие.
3) ИСПУГАННЫЙ (ребенок) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
4) КАЛАЧОМ – в суффиксе имени существительного под ударением пишется буква О.
5) (заговорил) ПО-РУССКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
14
1) ПРИПОДНЯТЬ – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.
2) МЕДЛЕННО (произнести) – в наречии на -о пишется столько букв Н, сколько и в слове, от которого оно образовано.
3) КРЕПКО-НАКРЕПКО (усвоить) – прилагательное, пишется через дефис, потому что образовано сложением основ с одним и тем же корнем.
4) КАМЫШ – в имени существительном 3-го склонения после шипящих не пишется буква Ь.
5) (подойти к) КОМУ-ЛИБО — неопределённое местоимение пишется через дефис, потому что с суффиксом -ЛИБО- слова пишутся через дефис.
15
1) ЦЫПЛЁНОК – в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением)
2) ЛЫЖНИЦЫ – в окончании имени существительного после Ц пишется буква Ы.
3) ПОДЫТОЖИТЬ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
4) НЕУДАЧНЫЙ – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.
5) ПРЕУСПЕВАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставке пере-.
16
1) БЛЕДНО-ЖЁЛТЫЙ – сложные имена прилагательные, которые обозначают оттенки цвета, пишутся через дефис.
2) СКОСИТЬ (траву) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
3) КАРМАНЧИК – в имени существительном пишется суффикс -ЧИК-, потому что при склонении гласный И выпадает.
4) БЛЕСТЯЩИЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих согласных СТ.
5) ВИНЕГРЕТ – в корне слова две непроверяемые безударные гласные.
6) СУПЕРИГРА – после приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.
Ответы
1) 1,4,5
2) 1,2,3
3) 2,3,5
4) 1,2,4
5) 1,4,5
6) 134
7) 24
35
9) 135
10) 124
11) 135
12) 145
13) 123
14) 125
15) 123
16) 156
Автор: Татьяна Михайловна Лепетухина.
Всероссийская
олимпиада школьников по русскому языку
Россия,
Республика Коми, г. Усинск
Школьный
этап
2020-2021
учебный год
5-6
класс
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Всего |
Баллы | 3 | 7 | 1 | 2 | 6 | 4 | 4 | 4 | 6 | 10 | 47 |
Инструкция
для учащихся
На выполнение всех заданий Вам отводится 90 минут. Постарайтесь
рационально использовать отведённое время. Обязательно оставьте время на
проверку ответов.
Внимательно читайте формулировки заданий, это поможет Вам избежать ошибок. На
чистовике выполняйте задания по порядку, текст заданий переписывать не нужно,
достаточно указать только номер задания.
Надеемся, что выполнение заданий будет для Вас полезным и увлекательным
занятием.
Задание
1.
Определите, сколько раз каждый звук слова тир встречается в следующей
фразе: Жили-были старик да старуха.
Задание
2.
Даны слова: каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать,
партер, шарфы, красивее.
Распределите
их по группам (в зависимости от места ударения):
а)
с ударением на первом слоге:
б)
с ударением на втором слоге:
в)
с ударением на третьем слоге.
Какой
словарь помог бы тебе правильно расставить ударения в словах?
Задание 3. В
придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами
(анаграммирования) зашифрован лингвистический термин.
Пример:
кекс Али (лексика).
Разгадайте
зашифрованный в анаграмме лингвистический термин:
некто Фиа
Задание 4. Сколько
осмысленных слов можно составить из букв с, т, р, о? Запишите эти
слова.
Задание
5.
Вспомните известные вам устойчивые выражения и распределите между животными
слова из списка. Каково значение фразеологизмов? Какие из фразеологизмов
синонимы?
Собаке –
Слону
–
Рыбке
–
Кобыле
–
Корове
–
Козе
—
Дробина,
зонтик, седло, пятая нога, хвост, баян.
Задание
6.
Даны пары имён существительных.
лошадь
– лошадка
машина
– машинка
корзина
– корзинка
мышь
– мышка
горсть
– горстка
поляна
– полянка
ночь
– ночка
дорога
– дорожка
Левое
слово пары – это производящее слово, а правое слово пары – это производное
слово. Одни пары слов имеют один и тот же грамматический признак, а в других
парах слова различаются по этому же признаку. Укажите этот грамматический
признак и разделите пары на две группы в зависимости от отношения к нему.
Задание
7.
Сгруппируйте слова с омонимичными корнями в зависимости от значения корня.
Приморье,
морской, заморить, приморский, уморить, мор.
Губа,
пагубный, пригубить, загубить, губка, губастый.
Задание
8.
Ученица в шутку написала предложение из сказки А.С. Пушкина в одно слово.
Затем она разрезала это слово на куски. Восстановите предложение.
таро ря. сталис седибес Тутсо коить
по гоца.
Задание 9. Даны
словосочетания: свободный народ, свободное место, свободное платье,
свободная вакансия, свободный вечер.
Сформулируйте
значение прилагательного свободный в каждом словосочетании. Найдите
среди этих словосочетаний такое, в котором прилагательное свободный избыточно
по смыслу. Покажите это с помощью толкования значения существительного в этом
словосочетании.
Задание 10.
Напишите
сочинение-рассуждение, в котором попытайтесь доказать или опровергнуть идею
пословицы «Ум без книги, как птица без крыльев».
Ответы,
критерии оценивания
всероссийской
олимпиады школьников по русскому языку
Школьный
этап
2020-2021
учебный год
5-6
класс
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Всего |
Баллы | 3 | 7 | 1 | 2 | 6 | 4 | 4 | 4 | 6 | 10 | 47 |
Задание 1.
Ответ: произнесение
слова тир можно разбить на три элемента: мягкий глухой согласный звук [т’],
гласный звук [и], твёрдый согласный звук [р]. Звук [т’] не встречается ни разу,
[и] —3 раза, [р] —1 раз.
Оценка: 1 балл –
за каждый правильный ответ.
Итого: 3 балла –
максимальное количество
Задание
2.
Ответ:
а)
с ударением на первом слоге: торты, клала, шарфы;
б)
с ударением на втором слоге: завидно, включит, партер, красивее;
в)
с ударением на третьем слоге: каталог, повторит, баловать;
—
Какой словарь помог бы тебе правильно расставить ударения в словах?
—
Орфоэпический словарь (Словарь ударений):
Оценка:
по
0,5 балла за правильный выбор и 2 балла за название словаря
Итого:
7 баллов – максимальное количество
Задание 3.
Ответ:
Фонетика.
Итого: 1 балл – максимальное количество
Задание 4.
Ответ:
четыре
(торс, сорт, трос, рост)
Оценка: 0,5 балла
— за каждое слово
Итого: 2 балла –
максимальное количество
Задание 5.
Ответ :
Собаке
– пятая нога
Слону
– дробина
Рыбке
– зонтик
Кобыле
– хвост
Корове
– седло
Козе
— баян
Синонимичные
фразеологизмы как собаке пятая нога, как рыбке зонтик, как корове седло, как
козе баян, не пришей кобыле хвост означают «нечто бесполезное», выражение
как слону дробина обозначает «очень мало».
Оценка:
0, 5 балла за каждую пару слов; 1 балл – за правильное
определение фразеологизмов-синонимов, по 1 баллу – за правильное определение
значения фразеологизмов.
Итого: 6 баллов –
максимальное количество
Задание
6.
Ответ:
Этот
грамматический признак – склонение. В одних парах оба слова относятся к 1-му
склонению (машина – машинка), а в других парах производящее слово 3-го
склонения (лошадь), а производное – 1-го склонения (лошадка). Существительные
можно разделить так:
Оба | Производящее к 1-му склонению | – |
машина | лошадь – лошадка | |
корзина | мышь – мышка | |
поляна | горсть – горстка | |
дорога | ночь |
Оценка: за
определение грамматического признака – 2 балла,
За
верное распределение слов по группам – 2 балла
Итого: 4 баллов –
максимальное количество
Задание 7.
Ответ:
Приморье-приморский-морской;
заморить-уморить-мор; губа-пригубить-губастый- губка; пагубный-загубить.
Оценка: по 1 баллу за каждую правильно
составленную группу однокоренных слов.
Итого:
4 баллов –
максимальное количество
Задание
8.
Ответ: Тут
соседи беспокоить стали старого царя.
Оценка: по 0,5
за каждое слово, 1 балл за правильный порядок слов.
Итого
4 балла– максимальное количество
Задание
9
Ответ:
Свободный
народ – независимый, никому не подчинённый
Свободное место – никем и
ничем не занятое
Свободное платье –
не стесняющее движение, не тесное, просторное
Свободный вечер –
не занятый работой, делом
Прилагательное
избыточно по смыслу в словосочетании свободная вакансия
Вакансия
– это никем не занятая, т. е. свободная должность.
Оценка:
по 1 баллу
за правильный ответ, 1 балл — за указание избыточного по смыслу словосочетания,
1 балл – за толкования значения существительного вакансия.
Итого: 6 баллов–
максимальное количество
10. Творческое
задание.
Соответствие
теме – до 2 баллов:
Сочинение
соответствует теме, фактических ошибок нет – 2 балла, допущено одно отклонение
от темы и/или одна фактическая ошибка – 1 балл; допущено более 1 отклонения от
темы и/или более 2 фактических ошибок – 0 баллов.
Наличие убедительных
аргументов фактического или эмоционального характера – до 2 баллов.
В сочинении есть
убедительные аргументы фактического или эмоционального характера, доказывающие
основную мысль и/или отдельные тезисы сочинения – 2 балла; мысль в работе развивается
однолинейно, недостаточно убедительно – 1 балл; сочинение не может служить для
убеждения в правоте выдвинутого тезиса – 0 баллов.
Композиционная
стройность, логичность – до 2 баллов.
Сочинение написано
в соответствии с внутренней логикой развития мысли автора, его
композиционные части связаны между собой – 2 балла; в сочинении есть 1-2
логических ошибки – 1 балл; в сочинении более 2 логических ошибок – 0 баллов.
Оригинальность
– 1 балл.
Грамотность – 3 балла
Соответствует
отметке «5» — 3 балла
«4» — 2 балла
«3» — 1 балл
«2» — 0 баллов
Итого: 10
баллов – максимальное количество