Лиза – красивая девушка из простой крестьянской семьи. Девушка находится в тесных обстоятельствах. В свои семнадцать лет на её ответственности хозяйство и заработок денег. Отца у Лизы нет, он скончался, когда девушке было пятнадцать лет. Мать слегла от горя, после чего на плечи юной девочки легли все обязанности.
Лиза делала всё, что от неё требовалось. Её основным ремеслом была продажа полевых цветов. Крестьянка отличалась особой красотой. Её голубые глаза и белокурые волосы пленили многих молодых людей, в том числе и Эраста. Елизавета имеет сильный и твердый характер, несмотря на сложное финансовое положение, она отказывает брать лишние деньги. Девушка не принимает подачек, у неё осталась гордость.
Елизавета отличается душевной простотой и чистотой. Девушка застенчива, наивна и скромна. Все эти качества привлекли внимание молодого Эраста. Девушка влюбилась в него без памяти, но не подумала о возможных последствиях. Эраст – дворянин, а Лиза – крестьянка. Герои принадлежат к разным сословиям и априори не могут быть вместе.
Эраст отдался чувствам и вскружил голову Лизе, та поверила ему. Она наивно надеялась, что они всегда будут вместе. Девушка перестала мыслить логически. Это была роковая ошибка. Лиза принимала все клятвы Эраста за чистую монету. Она не учла, что её возлюбленный не сможет жить без роскоши. Лиза была готова пойти на всё ради любимого, он же имеет другие жизненные приоритеты.
Эраст из другого круга. Аристократы не приняли бы в своё общество обыкновенную крестьянку. Девушка настолько увлеклась молодым человеком, что перестала объективно оценивать реальность. При первом же испытании Эраст легко отказался от Лизы. К сожалению, он даже подумать не мог к чему приведёт этот поступок.
Эраст для Лизы был всем. Молодой дворянин был для неё как свет среди кромешной тьмы безденежья и неудач. Благодаря ему она жила радостно. В моменты их встреч её сердце билось сильнее, мир обретал новые краски. Девушка верно ждала своего возлюбленного.
Его брак со старой дамой выбил всю почву из-под ног девушки и разрушил её мир. Лиза была полностью разбита, потеряла смысл жизни. Девушка не могла представить свою жизнь без возлюбленного. Эраст же легко оправдал свой выбор. Он сказал, что не может жить без роскоши.
Лиза не смогла пережить случившегося и свела счёты с жизнью. Этот печальный пример показывает, что нельзя отдаваться своим чувствам.
Характеристика
Лиза, главная героиня повести «Бедная Лиза» Николая Михайловича Карамзина, — бедная девушка, обманутая своим возлюбленным и совершившая из-за этого самоубийство.
В произведении указан ее статус – «я крестьянка», она говорит это открыто, не стесняется своего положения. О ее внешности не так много информации, но ясно указаны ее основные приметы: цвет волос («…светлые Лизины волосы…») и глаз («…голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором…»), ее необычайная красота («…Лиза […] не щадя редкой красоты своей…»). Словом, не кажется удивительным то, что она заинтересовала собой молодого дворянина. Сам автор характеризует ее как «прекрасную душою и телом», видно, что это любимый персонаж автора.
Она честно признается своему возлюбленному в своем незнании грамоты («Ах, для чего не умею ни читать, ни писать!»). Но это не от ее лени или глупости – девушка не могла себе позволить образование. Она рано начала трудиться и старательна во всем («…трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды – и продавала их в Москве…»).
Ее характер – робкий, но в тоже время она радостная и чистая девушка («…И Лиза, робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека…»). Лиза обладает легким и веселым нравом («…просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром…»). Автор указывает на ее стеснительность («…Она показала ему цветы – и закраснелась…»).
Лиза искренне любит свою мать («…Я люблю ее, – говорила она, – и хочу ей добра…») и Эраста («…она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…»). Она очень тяжело переживает его уход на войну («…свет показался ей уныл и печален…»)
Девушка очень молода («…осталась после отца пятнадцати лет…», «…Прошло два года после смерти отца Лизина…»). На момент встречи с Эрастом девушке всего 17 лет.
После расставания с Эрастом девушка не помнила себя от горя («…Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!..»).
В последних строках можно ясно увидеть, что буквально весь мир переживал о смерти Лизы. Ее мать мгновенно умерла от печали, Эраст до конца жизни винил себя в ее смерти и не мог забыть об этом. Даже автор не раз говорил в тексте, что сожалеет о смерти такого светлого и прекрасного человека, как Лиза.
`
Образ Бедной Лизы
Популярные сочинения
- Сочинение Чем люди живы? (рассуждение 11 класс)
Человек — существо социальное. Он взаимодействует с внешней окружающей средой, с другим человеком и также с самым собой.
- Сочинение на тему Новогоднее чудо
Зима — время волшебства и праздников. Издавна люди верили в Деда Мороза, Снегурочку, верили и в то, что у них есть помощники, с которыми они обходят дома детей и раздает подарки, пока те спят. По всему миру с каждого дома
- Сочинение «Всякая перемена, даже перемена к лучшему, всегда сопряжена с неудобствами» — Ричард Хукер
Ричарду Хукеру принадлежит известное утверждение: «Всякая перемена, даже перемена к лучшему, всегда сопряжена с неудобствами». Настоящее заявление находит подтверждение.
: Молодой богатый дворянин влюбился в бедную крестьянку, соблазнил её, но, проиграв состояние, женился на богатой вдове. Крестьянка, не в силах пережить потерю возлюбленного, утопилась в пруду.
Деление пересказа на главы — условное.
Рассказчик вспоминает о бедной Лизе
Рассказчик хорошо знал окрестности Москвы, потому что любил бродить «без плана, без цели» по окрестностям города.
Рассказчик — чувствительный романтик, любит природу.
Любимым его местом был холм с развалинами старинного монастыря. С одной стороны холма простиралась Москва, с другой — рощи и возделанные поля.
Рассказчик часто приходил к развалинам, размышлял о судьбах живших в монастыре монахов, рассматривал врата храма, украшенные религиозными сюжетами. Но чаще всего он вспоминал о бедной Лизе.
Бедная крестьянка Лиза
Недалеко от монастырской стены стояла бедная хижина. Когда-то в ней жила Лиза со старой матерью. Отец Лизы был зажиточным крестьянином, вёл трезвую жизнь и много работал. После его смерти Лиза с матерью не смогли поддерживать хозяйство, быстро обеднели и были вынуждены сдать землю внаём за небольшие деньги.
Вдова, доживавшая шестой десяток, тяжело перенесла смерть мужа, «ибо и крестьянки любить умеют». Проливая слёзы, она слабела с каждым днём и уже не могла работать. Чтобы прокормить себя и мать, Лиза ткала, вязала, собирала цветы и ягоды и продавала всё это в Москве.
Бог дал мне руки, чтобы работать, — говорила Лиза, — ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребёнком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою.
Девушка тоже скучала по отцу, но ради матери старалась казаться спокойной и весёлой. Вдова же мечтала найти для дочери хорошего мужа, чтобы после её смерти Лиза не осталась одна.
Встреча Лизы и Эраста
Весной, через два года после смерти отца, Лиза пошла в Москву продавать ландыши. На улице ей встретился молодой человек и предложил за букетик ландышей целый рубль: «прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля». Лиза отказалась и взяла за цветы их настоящую цену: пять копеек.
Тогда молодой человек пожелал покупать у Лизы все собранные ею цветы и узнал, где она живёт. На следующий день Лиза нарвала ландышей и снова пошла в Москву, но понравившегося ей молодого человека не встретила. Она не захотела продать цветы кому-то другому и в конце дня выбросила их в Москву-реку.
Вечером следующего дня молодой человек появился у дома Лизы. Он представился Эрастом, познакомился с матерью девушки и пришёлся ей по душе.
Эраст попросил, чтобы Лиза продавала свою работу только ему, и пообещал часто заходить. Когда он ушёл, вдова сказала, что хотела бы найти дочери такого же приятного и доброго жениха. Обе понимали, что дворянин никогда не женится на крестьянке.
Эраста же впечатлила красота Лизы. До сих пор он думал только о своём удовольствии, искал развлечений в светском обществе и часто скучал. Эрасту показалось, что он нашёл в девушке то, что давно искал, поэтому он решил на время покинуть свет.
Эраст признаётся Лизе в любви
Ночью Лиза спала плохо. Ещё до рассвета она встала и вышла к реке, покрытой туманом. Увидев молодого пастуха, Лиза пожалела, что это не Эраст, ведь тогда они могли бы быть вместе.
Тут к берегу в лодке подплыл Эраст, подошёл к Лизе, поцеловал её и признался в любви. Забыв о своей робости, девушка сказала, что тоже любит его.
Они сидели на траве, и так, что между ими оставалось не много места, — смотрели друг другу в глаза, говорили друг другу: «Люби меня!», и два часа показались им мигом.
Эраст попросил Лизу ничего не рассказывать матери, ведь «старые люди бывают подозрительны». Девушка обещала молчать.
Тайные встречи влюблённых
Теперь Лиза и Эраст каждый вечер встречались недалеко от дома девушки, у старого пруда, окружённого столетними дубами. Они обнимались, но объятия их были непорочны. Эраст восхищался «своей пастушкой» Лизой. Он с отвращением вспоминал «о презрительном сладострастии», собирался жить с девушкой как с сестрой и верил, что будет счастлив.
Лиза требовала, чтобы Эраст часто навещал её мать. Вдова всегда была рада ему и много рассказывала о своей молодости и о покойном муже, который умер у неё на руках. Эраст покупал Лизину работу, но лишних денег вдова у него не брала.
Лиза теряет невинность
Прошло несколько недель. Однажды на свидании Лиза сказала Эрасту, что за неё посватался сын богатого крестьянина из соседней деревни. Мать уговаривала её согласиться, но девушка отказала жениху. Эраст начал целовать Лизу и обещал после смерти вдовы взять её к себе.
Девушка бросилась в его объятия, «и в сей час надлежало погибнуть непорочности».
…она ничего не знала, ничего не подозревала, ничего не боялась — мрак вечера питал желания — ни одной звёздочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить заблуждения.
Началась гроза с сильным дождём, словно природа жалела о том, что Лиза потеряла невинность. Эраст проводил девушку до дома, уверив её в своей любви.
Влюблённые продолжали встречаться, но теперь Эрасту было мало невинных объятий, ему хотелось большего, а ведь «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви». Лиза уже не была для него непорочным ангелом, которым он так восхищался. Платоническая любовь сменилась чувствами, которые были для Эраста не новы. Лиза уступала ему во всём. Она видела, что Эраст изменил своё отношение к ней, и боялась потерять его любовь.
Эраст уходит на войну
Однажды влюблённые не виделись пять дней. Появившись наконец, Эраст сказал, что должен идти на войну: так велит его честь. Эраст попрощался с вдовой. Старушке было жаль, что их добрый и красивый барин должен рисковать жизнью. Она выразила надежду, что к возвращению Эраста с войны Лиза выйдет замуж, и тогда барин сможет стать крёстным её детям.
На утренней заре влюблённые попрощались, и мир стал для Лизы унылым и печальным. Она скрывала от матери своё горе и плакала, уединившись в лесу.
Измена Эраста
Прошло около двух месяцев. Лиза отправилась в Москву, чтобы купить лекарство для матери, и вдруг увидела Эраста в великолепной карете. Карета завернула во двор, Эраст вышел, и девушка бросилась ему на шею.
Испуганный Эраст отвёл Лизу в свой кабинет, сказал, что помолвлен с другой, и выпроводил девушку, сунув ей в карман сто рублей. Эраст не обманул Лизу, он на самом деле побывал в армии, но не воевал там с врагом, а играл в карты и проиграл почти всё своё состояние. Чтобы расплатиться с долгами, Эрасту пришлось «жениться на пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него».
Смерть бедной Лизы
Покинув дом Эраста, Лиза упала в обморок прямо на улице. Какая-то добрая женщина привела её в чувства, и Лиза «пошла, сама не зная куда». Она не заметила, как вышла из города и оказалась у старого пруда, где некогда встречалась с Эрастом. Оглядевшись, Лиза увидела соседскую девочку, попросила её передать вдове сто рублей, бросилась в пруд и утонула.
Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Её погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на её могиле.
Услышав о страшной смерти дочери, бедная вдова тоже умерла, их хижина опустела. Эраст, узнав о гибели Лизы, так и не смог утешиться. Он считал себя убийцей и всю жизнь был несчастлив.
Послесловие рассказчика
Рассказчик познакомился с Эрастом за год до его смерти. Тот рассказал ему свою историю и отвёл на могилу бедной Лизы. Рассказчик часто сидел, «опершись о вместилище Лизина праха». Он размышлял о несчастной судьбе девушки и надеялся, что «теперь, может быть, они уже примирились».
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Образ и характеристика Лизы в рассказе Бедная Лиза Карамзин
В 18 веке между людьми ещё существовал барьер в виде неравенства сословий, эту проблему и поднимает Карамзин в своей повести «Бедная Лиза»
Лиза – крестьянка, чей отец-кормилец, который приносил большую часть прибыли в дом, умер. Лиза же остаётся с матерью одна, нагружая себя непосильным трудом с пятнадцати лет, чтобы прокормить себя и мать. Из этого можно сделать вывод, что она трудолюбивая и заботящаяся, отзывчивая. Рассказчик, который является действующим лицом повести, говорит о Лизе всегда в хорошем свете, жалея её. По началу повести читатель ещё не может проникнуться тем, почему же Лиза бедная, но вскоре он всё поймёт.
Лиза — крайне честная, скромная и романтичная душа, которая отчасти даже наивная. Эти эпитеты раскрываются в сценах с Эрастом, дворянином, который влюбился в неё. Например, в ситуации с покупкой цветов он даёт ей рубль, потому что для него это мелочь, но она берет лишь пять копеек и говорит, что лишнего ей не надо. Её наивность выражается в том, что едва знакомому Эрасту она даже сообщила, где она живёт.
Образ Лизы у Карамзина – это протест против общества 18 века, потому что в то время девушка не могла выбирать, кого ей любить, чаще всего за неё решали родители её дальнейшую судьбу, Карамзин же показывает, что даже крестьянка вправе полюбить. Причём, не просто полюбить, а полюбить дворянина, который выше её по социальному статусу и любовь к котором по меркам того времени вообще не может существовать даже в мыслях юной Лизы.
После того, как Эраст бросает Лизу, она остаётся с огромным горем и виной. Она бы с радостью хотела уехать к нему, несмотря на то, что он так с ней поступил, она готова была, как птица, махнуть крыльями и оказаться рядом с ним, но она не может. Не может, потому что у неё есть мать, которая сама о себе не позаботится. Лиза – благородная девушка, она не променяет любовь на родную мать. От невозможности быть с любимым, девушка решает, что она больше не в силах жить. Своим самоубийством она обрекает Эраста, который прознал об этом, на вечные муки, он будет до самой смерти думать, что это он убил Лизу.
Крестьянка Лиза, которую сотворил Карамзин – это протест тем нормам и правилам, которые стояли в обществе в то время. Здесь же зарождается идея об испытании любовью, которую потом перенимает Пушкин в своей «Барышне-крестьянке», Тургенев в «Дворянском гнезде» и другие не менее знаменитые и великие авторы русской литературы.
Сочинение про Лизу
Величайшее произведение «Бедная Лиза» Николая Михайловича Карамзина по праву было названо вершиной сентиментализма. Повесть содержит в себе множество тем, которые можно глубоко раскрыть и проанализировать. Но во главу автор ставит человеческую судьбу и любовь. А главной героиней является девушка с тяжелой жизнью по имени Лиза.
С самой юности девушка встречается с трудностями на жизненном пути. В пятнадцатилетнем возрасте она теряет отца, и среди ее близких людей остается только больная мать, которая не могла работать. Поэтому, несмотря на свою молодость и красоту, Лиза идет зарабатывать деньги, чтобы просто прожить. Она готова делать любую работу: вязать, ткать, продавать цветы и ягоды. Уже на этом этапе можно увидеть терпение и упорство девушки, ее желание помочь своей семье. Также Лиза отличалась своей честностью. За все время торговли она ни разу не позволила себе обмануть покупателя или взять лишние деньги.
Самым главным событием в сюжете повести является встреча и дальнейшие отношения Лизы с Эрастом, молодым дворянином. Во время встреч с ним девушка расцветала, чувствовала себя свободной и любимой. Но у Эраста, как и многих других людей того времени, была единственная цель. Он, пользуясь своим высоким положением в обществе, любил совращать наивных и простых девушек. Такое произошло и с Лизой. Едва коснувшись невинного тела и души Лизы, молодой человек исчезает из ее жизни. Для Лизы, которая верила в любовь и человеческую искренность, такой поступок стал поражением. Не справившись со своим горем и страданиями, девушка совершает самый грешный поступок – самоубийство. Таким образом автор еще больше раскрывает ее образ, показывает его трагичность и жизненность, и ни в коем случае не наказывает героиню. Наоборот, он выставляет в плохом свете Эраста. Герой был несчастным всю оставшуюся жизнь, узнав о судьбе Лизы.
Лиза в романе Карамзина представлена в виде нравственного идеала и примера человека с огромным сердцем и открытой душой. Образ Лизы настолько печален и трагичен, что читатель еще долгое время после прочтения будет проникаться к ней уважением и сожалением.
Характеристика Лизы из повести «Бедная Лиза»
Повесть Н. М. Карамзина считается ярким произведением эпохи сентиментализма в русской литературе. Это одно из первых творений литературы, где автор максимально подробно и откровенно рассказывает о чувствах двух любящих друг друга людей.
Центральным персонажем Н. М. Карамзин показывает девушку Лизу, пострадавшую от несчастной любви – девушку «с плачевной судьбой», как говорит сам автор. Лиза — крестьянка, она необразованна. «Ах, для чего не умею ни читать, ни писать! Ты бы уведомлял меня обо всем, что с тобою случится, а я писала бы к тебе — о слезах своих!…» — говорила она Эрасту. И автор неслучайно показывает читателю социальное положение бедной девушки, потому как заключает: «Ибо и крестьянки любить умеют». Внутренний мир крестьянки богат любовью и нежностью, которой она готова поделиться с окружающими. И здесь совершенно не важно, какой статус занимает Лиза, важно, что она чувствует.
Лиза живет с больной матерью, за которой ухаживает: «… ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою…». Этим автор подчеркивает, что Лиза очень добрая и чувствительная девушка, у нее очень светлая душа.
Лиза – честная. Это подтверждает эпизод, где она отказывается брать рубль за букетик цветов, который она продает всего лишь за пять копеек. «…Мне не надобно лишнего…», — отвечает Лиза Эрасту на его предложение взять деньги. Находясь в очень трудном материальном положении, Лиза не берет чужого, а берет только то, что заработала сама. Здесь она противопоставляется Эрасту, который за деньги женился на богатой вдове, отвергнув настоящую любовь.
Читатель видит, что Лиза не сидит на месте, она «…трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды – и продавала их в Москве…». Она говорит: «…Бог дал мне руки, чтобы работать…» Трудолюбие и терпение помогают содержать себя и бедную старушку-мать.
Любовь Лизы очень чистая и открытая, хотя она очень стеснительная девушка. В ней нет ни капли кокетства или жеманства, притворства, а тем более корыстных целей воспользоваться положением Эраста, богатого дворянина. Она любит сильно, без остатка растворяясь в своем любимом человеке, отдавая ему свою душу. «…Им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…», — говорит Н. М. Карамзин.
Лиза – искренняя, наивная девушка, которая не вынесла предательства любви. Она погибает, но любовь ее живет в душе Эраста до конца его дней. Без Лизы он не был уже счастлив.
Вариант 3
Николай Михайлович Карамзин, известный в широких кругах читателей не только как блестящий писатель, но и мудрый политик, историк, создал поистине жемчужину, что разместилась на вершине русского сентиментализма, который начал зарождаться в России в конце 18 века – начале 19 века. Сентиментализм – это направление в литературе, которое ставит в приоритете человеческие чувства. Нетрудно догадаться, что речь идет о повести «Бедная Лиза».
Повесть «Бедная Лиза» написана в далеком от настоящего времени 1792 году, но это не мешает быть ей по-настоящему трогательной, нежной, грустной, способной растрогать и довести до слез даже самого черствого читателя. Тем не менее ее появление повлияло на дальнейшее литературное творчество некоторых писателей 19 века.
Центральным героем произведения является девушка из небогатой семьи по имени Лиза, которую можно считать наполовину сиротой, так как ее отец умер. Лиза со своей матерью вынужденно занимается тем, что торгует на базаре цветами. Таким образом зарабатывает себе на жизнь. В один прекрасный день у нее покупает цветы молодой красивый дворянин Эраст. Лиза влюбляется до безумия в этого богача. Эрасту девушка кажется тоже симпатична. Сразу понятно, что молодые люди не могут быть вместе, так как они происходят из разных сословий. Эраст обещает забрать Лизу с собою в город, но в результате обманывает девушку и не приходит за ней. Лиза, убитая горем и обманом возлюбленного, лишает себя жизни.
Название повести определяет отношение автора к главной героине. Карамзин называет Лизу именно «бедной», а это значит, что он жалеет девушку, испытывает к ней чувство жалости. По тому, как он описывает этого героя, какие образные средства использует можно уловить тонкую нить любви к Лизе.
Лиза живет в маленькой хижинке со старушкой-матерью. Из-за того, что мать стара и у нее недостаточно сил, чтобы работать, всю работа выполняется дочерью. Можно сделать вывод, что Лиза трудолюбивая, работящая и готовая жертвовать собой ради блага других.
Строчка за строчкой автор открывает перед читателем глубокую, чистую и добрую душу Лизы. Показывает ее очень тонкой и чувствительной натурой.
При первой встрече с Эрастом Лиза была смущена, так как она скромная, робкая, застенчивая.
Лиза абсолютно честна со всеми. Это качество проявляется тогда, когда молодой дворянин предлагает ей взять за цветы вместо пяти копеек целый рубль. Девушка отвечает, что лишнего ей не надо. При этом Лиза наивна, как ребенок. Она сообщает первому встречному свой домашний адрес.
Привлекает внимание речь героини. Она не дворянка, говорит она достаточно чисто.
Одной из основных проблем повести – невозможность союза между людьми из разных сословий.
Повесть «Бедная Лиза» не оставит равнодушным любого.
Психологический портрет Бедной Лизы
Повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза», написанная в 1792 году и изданная отдельной книгой в 1796-м, относится к очень популярному в то время жанру сентиментальной прозы
. Эта повесть прочно закрепила за Карамзиным репутацию серьезного и популярного литератора.
Читатели приняли повесть восторженно
, а коллеги-писатели сравнивали это произведение со «Страданиями юного Вертера» Гете, отмечая, что художественная ценность обоих произведений практически одинакова.
Новаторство Карамзина в «Бедной Лизе»
Сам по себе сюжет «Бедной Лизы» нельзя назвать оригинальным: произведений, где в основе повествования — история несчастной любви бедной девушки и юноши или мужчины из богатой семьи
, можно найти немало в литературе разных стран. Причем, произведения с таким сюжетом писались как до повести Карамзина, так и после нее. Например, к такому сюжету не единожды прибегал Пушкин («Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).
Однако отсутствие оригинального сюжета не помешало повести Карамзина стать и шедевром русского сентиментализма
, и сразу после выхода в свет завоевать читательские симпатии.
«Бедная Лиза» — произведение, новаторское во многих аспектах. И в значительной степени новаторство автора проявляется в раскрытии образа главной героини — крестьянки Лизы. Карамзин в противовес господствовавшему во время написания повести классицизму, раскрывая образ главной героини, делает упор не на рассудочности и морализаторстве, как многие авторы того времени, а на чувственности.
Характер Лизы — это средоточие самых добрых нежных и благородных качеств
. И автор мастерски иллюстрирует это не длинными монологами или пространными описаниями, а небольшими эпизодами. Например,
Лиза отказывается брать за продаваемые ею ландыши большую сумму, чем она просит за цветы
.
Лиза поразительно трудолюбива
. После смерти отца на ее попечении осталась больная мать, и девушка, чтоб содержать ее и себя, не боится никакой работы: занимается ткачеством, вязанием, собирает для продажи цветы и ягоды. Причем, делает все предельно старательно: сработанные ее руками вещи красивые, прочные и долговечные.
Окружающий мир, как часть психологического портрета персонажей
У Карамзина Лиза — крестьянка
, но исследователи творчества писателя отмечают, что
социальное происхождение в данном случае — категория весьма условная
. В большей степени Лиза, как и ее мать — представители непривилегированного сословия, которым принятые в обществе нормы мешают жить так, как они этого достойны. И литератор, чтоб подчеркнуть разительный контраст между моральной чистотой, высочайшей духовностью этой семьи и трагическим несовершенством мира, в котором живут люди,
использует описание природы в местности, где проживают Лиза и ее мать
. Красивая дубовая роща, величественный Симонов монастырь, непременные в сентиментальной прозе пастухи противостоят вызывающему отторжение описанию большого города, который и как бы современная Карамзину Москва, и в то же время это — некое условное гнездо порока и вопиющего несовершенства.
Природа как «зеркало» внутреннего мира Лизы
Новаторство Николая Карамзина в «Бедной Лизе» проявляется еще и в очень смелом для русской сентиментальной прозы использовании такого художественного проема, как антропоцентричность природы
. Когда у главной героини в душе — мир, лад и покой, то и окружающая природа идиллична под стать состоянию Лизы. Когда же в произведении наступает поворотный момент — в сцене прощания Лизы и Эраста, когда он говорит ей, что якобы уходит на войну, — влюбленные расстаются в алом свете утренней зари. Так автор гениально и мастерски дает понять читателю, что эта сцена уже сама по себе предвещает что-то очень недоброе.
Но в куда большей степени раскрывает психологическое состояние Лизы описание пруда, возле которого обычно встречаются Лиза и Эраст. Когда отношения молодых людей светлы и безоблачны, пруд и растущие рядом с ним древние дубы — часть умиляющей идиллической картины
. Но как только любовь разрушена, как только Лиза понимает, что была жестоко обманута, мысленному взору читателя предстает совсем другой пруд. Тогда невольно вспоминается одно из первых описаний пруда, а именно — одна из его характеристик — глубокий. И в этом кратком описании проявляется суть антропоцентричности природы в «Бедной Лизе». Уже зная, каким будет финал жизни Лизы, читатель понимает, что упоминание о глубине пруда было не случайным. Оно — как бы намек, что
Лиза — из тех людей, у которых, как много позже напишет Зинаида Гиппиус, «любовь одна, как смерть одна»
. То есть, девушка способна любить беззаветно, жертвенно, самозабвенно. Но — только один раз.
Лиза — максималистка
. Для нее обман убийственен, предательство смерти подобно. И ее забыть его, как того просил Эраст во время их последней встречи, когда он рассказал о своей женитьбе, Лиза, конечно же, не могла. Не могла продать свои чувства за предложенные в качестве компенсации сто рублей (кстати, очень большая сумма по тем временам).
Крест Лизы
Потому финал вполне закономерен не только для сентиментальной прозы, но и для конкретных художественных обстоятельств, созданных Карамзиным. Автор любит и жалеет свою героиню. И подтверждение тому — он в качестве места ее упокоения выбирает не хоть и кладбище (это невозможно для самоубийцы), но красивое место, а на могиле Лизы стоит крест
. Как символ того креста, который она честно несла всю свою короткую жизнь.
Ниже приводится цитатный план к «Слову о полку Игореве», который размещен в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначен для дословного копирования.
1. Вступление.
Не прилично ли будет нам, братия,
Начать древним складом
Печальную повесть о битвах Игоря,
Игоря Святославича!
2. Сборы Игоря и Всеволода в поход.
И рек Игорь дружине своей:
«Братия и дружина!
Лучше нам быть порубленным, чем даться в полон…
3. Выступление войска в поход.
Игорь ратных к Дону ведет!
Уже беда его птиц скликает…
4. Первый бой, победа над половцами.
Русские поле великое червлеными щитами прегородили,
Ища себе чести, а князю славы.
В пятницу на заре потоптали они нечестивые полки половецкие
5. Начало второй битвы на реке Каяле.
Половцы идут от Дона, и от моря, и от всех сторон.
Русские полки отступили.
6. История сражений с половцами.
Были веки Трояновы,
Миновались лета Ярославовы;
Были битвы Олега,
Олега Святославича.
7. Поражение русских на Каяле.
На третий день к полдню
Пали знамена Игоревы!
8. Новое бедствие Руси от половцев.
Тоска разлилась по Русской земле,
Обильна печаль потекла среди земли Русския.
9. Сновидение Святослава.
И Святославу смутный сон привиделся:
«В Киеве на горах в ночь сию с вечера…
10. «Златое слово» Святослава.
Тогда изронил Святослав великий слово златое, со слезами смешанное…
11. Воззвание Святослава к князьям о помощи.
Вступите, вступите в стремя златое
За честь сего времени, за Русскую землю…
12. Плач Ярославны.
Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, приговаривая:
«О ветер ты, ветер!
К чему же так сильно веешь?
13. Бегство Игоря из плена.
Прянул князь Игорь горностаем в тростник,
Белым гоголем на воду;
Взвергнулся князь на быстра коня,
Соскочил с него босым волком,
И помчался он к лугу Донца;
14. Возвращение Игоря на русскую землю.
Солнце светит на небе —
Игорь-князь в Русской земле!
ПОКАЗАТЬ / СКРЫТЬ ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
Сочинения
Филология
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ — это переходное (от классицизма к романтизму) литературное течение 2- й половины XVIII — начала XIX века. Является частью общего процесса — «предромантизма», иногда эти понятия употребляются как синонимы.
Кратко о сентиментализме
Появляется «поэзия чувства», «чувствительная поэзия». Осваиваются жанры, в которых говорится о частной жизни, любви (сентиментальная повесть). Язык ближе к устному, ломка «штилей», отход от регламентации. Расцвет малых жанров — дружеское послание и др. Один из важнейших жанров лирики — элегия. Актуальна тема путешествий (это определяется самой историко-культурной ситуацией), появляется тема природы, активный диалог с ней человека. Акцент смешается с общества, государства на личность, частную жизнь. Это подготавливает в дальнейшем интерес к внутреннему миру человека в романтизме и, с другой стороны, развитие темы «маленького человека» в реализме.
Особенности сентиментализма:
1) акцент на внутреннем мире человека, его неисчерпаемой глубине, противоречивости чувств. Герой — человек чувствующий, чувствительный, причем — обычный, простой человек, часто ничем не примечательный, не оставивший следа в истории (не случайно именно в этот период зародилась т. н. ≪мещанская трагедия≫). Его чувства обыденные и повседневные, а не гиперболизированные страсти;
2) предпочтение событий частной, повседневной жизни событиям ≪большой истории≫; а также внутренней, а не внешней жизни. В произведениях сюжеты строятся на истории отдельного человека, семьи или рода, лишь косвенно связанной или вообще не связанной с историческими событиями; другая их сторона — история чувств;
3) система ценностей, в которой важнейшее место занимает ≪естественность≫, натуральность (природность), противопоставляемая искусственности цивилизованной жизни и условностям регламентированного поведения.
Стремление к естественности проявляется как в сюжетных, так и в композиционных формах.
- Во-первых, это культ ≪естественного человека≫, непосредственно чувствующего, тесно связанного с природой (следовательно, — с сельской жизнью), чуждого цивилизации (т. е. городу) или, наоборот, испорченного ею. Произведение могло представлять собой рассказ о развращении человека в городской среде или под воздействием выходца из города
≪Развращенный крестьянин, или Опасности города≫ Н. Ретиф де Л а Бретонна, ≪Бедная Лиза≫ Н.М. Карамзина), либо о сохранении им собственной идентичности (≪Векфильдский священник≫ О. Голдсмита, ≪Памела≫ С. Ричардсона). Стремление оградить героев от влияния цивилизации приводило к выбору экзотического места — такого, где еще сохранилась естественная (а иногда и первобытная) жизнь (≪Дикарь≫ Л.С. Мерсье или ≪Поль и Вирджиния≫ Ж.А. Бернарден де Сен-Пьера) и времени действия — в легендарном, фольклорном или просто далеком прошлом (Дж. Макферсон, Р. Берне, готический роман).
- Во-вторых, это стремление изображать само создание произведения как естественный процесс (≪Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена≫ Л. Стерна). Отсюда постоянные отступления от фабульной линии, авторская рефлексия, произвольная структура произведения — нарушения хронологии и т. п. С. п., противопоставляя себя классицизму с его культом разума и жанровыми канонами, отвергает все готовое и авторитетное. Так, разрабатывается принцип сюжетной неопределенности (≪Остров Борнгольм≫ Н.М. Карамзина), значительную роль приобретает воображение повествователя и героя: тем самым стимулируется читательское ожидание дальнейшего хода событий, причем часто в нескольких противоречащих друг другу вариантах.
Сентиментализм отказывается и от реализации в произведении ≪готовой≫ и авторитетной идеи, что, однако, не препятствует нравоучительности и морализаторству: в мире царит некий незыблемый нравственный порядок, изначально заложенный природой, что проявляется в торжестве добра и наказании порока. Нравственность естественна, а человек по природе добр; поэтому ≪чувства добрые≫ всегда могут возобладать. При этом важно, что добродетель врожденное свойство человеческого сердца, т. е. поступать нравственно побуждает веление чувств, а не осознание долга. Из этого следуют идеализация мира природы и особенное внимание к ней. Сентиментализм уделяет большое внимание описаниям природы и параллелизму между её состояниями и внутренним миром человека.
Так, в романах А. Радклифф героиня обычно подъезжает к замку (где ее ждут страшные испытания на грани жизни и смерти) в сумерках (пограничное состояние дня/ночи), а если она грустна и боится — идет дождь либо надвигается гроза и т. п.
Для сентиментализма понятие ≪естественного≫ в значительной степени заключается в объединении внешнего мира природы с внутренним миром человеческой души, которые созвучны и сущностно сопричастны друг другу. Однако идеализируемая простая, естественная жизнь постоянно сталкивается с несовершенством мира, в котором присутствует зло, порок, преступления, смерть. Рефлексия повествователя над этим противоречием и внимание к его восприятию героями приводит к тому, что из всей гаммы человеческих переживаний затрагиваются в первую очередь окрашенные в минорные тона — печаль, грусть, разочарование, тоска, скорбь, меланхолия (особенно это проявилось в поэзии, где ведущим жанром стала элегия).
Значительна роль категории трогательного: стремление авторов заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям, смеяться и плакать вместе с ними мотивирует появление как ≪слёзной комедии≫, так и юмористических отступлений у Л. Стерна.
В Европе — Жан Жак Руссо, Л. Стерн «Сентиментальное путешествие», Дж. Макферсон («Оссиан»), поэты Т. Грей, Т. Мур и другие
В России — Н.А. Карамзин «Бедная Лиза», В. А. Жуковский (элегии)
Ведущий жанр в сентиментализме — роман. Именно на эту эпоху приходится начало его доминирования и, соответственно, — деканонизации ≪высоких≫ жанров. Собственно, даже свое название сентиментализм получил после выхода в свет ≪Сентиментального путешествия по Франции и Италии≫ (1768) Л. Стерна.
Характерные особенности романов сентиментализма выделил еще Пушкин, обративший внимание (в ≪Графе Нулине≫ и ≪Евгении Онегине≫) на их эпистолярную форму, неторопливость рассказа, нравоучительность, идеализацию героя и т.п. Эти характеристики имеют в виду прежде всего популярные романы С. Ричардсона ≪Памела, или Вознагражденная добродетель≫ (1740), ≪Кларисса≫ (1747-1748) и ≪История сэра Чарльза Грандисона≫ (1753-1754). Их эпистолярная форма давала возможность изобразить непосредственное течение внутренней жизни человека, показать тайные чувства и мысли героев. Романы в письмах представляют собой также ≪Страдания юного Вертера≫ (1774) И.В. Гете и ≪Юлия, или Новая Элоиза≫ (1761).
Произведения Л. Стерна заложили многие особенности поэтики сентиментализма, востребованные последователями.
Во-первых, жанровые: форма путевого дневника с акцентом не на событиях и авантюрах, а на восприятии субъекта, когда внешние впечатления служат лишь катализаторами внутренних переживаний (ср. ≪Письма русского путешественника≫ (1790) Н.М. Карамзина, объединившего в одном произведении две излюбленные сентименталистами формы — писем и путевого дневника, ≪Путешествие из Петербурга в Москву≫ (1790) А.Н.Радищева, ≪Путешествие немца по Англии≫ (1783) и ≪Путешествие немца по Италии≫ (1792-1793) К.Ф. Морица и др.).
Во-вторых, композиционные: обилие отступлений и рассуждений, когда ≪мнения≫ занимают гораздо более существенную часть произведения, чем ≪жизнь≫, и возникает иллюзия живого разговора с читателем.
В-третьих — сюжетные: заметные расхождения фабульного и сюжетного ряда.
Наконец, — соединение трогательного и комического, юмористического (ср. творчество Жан-Поля Рихтера, испытавшего сильное влияние Л. Стерна). Кроме дневника и писем, актуальной оказалась форма исповеди (≪Исповедь≫ (1766-1770) Ж.-Ж. Руссо, ≪Господин Никола, или Разоблаченное человеческое сердце≫ (1794— 1797) Н. Ретиф де Ла Бретонна), где субъективистская установка доводится до предела.
Еще одна существенная разновидность сентиментального романа — готическая: произведения К. Рив, А. Радклифф, С. Ли поместили героев сентиментальных романов в атмосферу ≪тайн и ужасов≫.
В России развилась преимущественно сентиментальная повесть — прежде всего, в творчестве Н.М. Карамзина (≪Бедная Лиза≫ (1792), ≪Наталья, боярская дочь≫ (1792), ≪Остров Борнгольм≫ (1793) и др.).
В лирике основным жанром С. стала элегия. Её характерные мотивы появляются у Д. Томпсона и Э. Юнга (основатель ≪кладбищенской≫ темы), а затем — у Т. Грея (≪Сельское кладбище≫, переведенное В.А. Жуковским). Черты сентиментальной поэтики можно встретить также в лирике Ф.Г. Клопштока, Х.Ф. Геллерта, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, И.И. Дмитриева и др.
Сентиментализм оказала влияние и на драму. Возник жанр, средний между комедией и трагедией (его теоретиками были Д. Дидро и Г.Э. Лессинг) — ≪слезная комедия≫ (comédie larmoyante) или мещанская трагедия (bürgerliche Trauerspiel) — в котором изображались истории из жизни третьего сословия. В качестве образцов драмы сентиментализма можно назвать ≪Лондонский купец, или история Джорджа Барнвелла≫ (1731) Д. Лило, ≪Игрок≫ Э. Мура (1753), ≪Побочный сын≫ (1757) и ≪Отец семейства≫ (1758) Д. Дидро, многочисленные пьесы Л.С. Мерсье, ≪Минна фон Барнгельм≫ (1767) и ≪Эмилия Галотти≫ (1772) Г.Э. Лессинга, ≪Разбойники≫ (1781) и ≪Коварство и Любовь ≫ (1784) Ф. Шиллера и др.
Развитие темы «естественного человека»:
- Пушкин. Южные поэмы (1820—1824); стихотворение «К морю».
- Лермонтов. Стихотворение «Дума», поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени».
- Тургенев. Повесть «Ася».
- Лев Толстой. Традиции руссоизма на протяжении всего творчества.
- Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».
- Солженицын. Рассказ «Матренин двор».
- Астафьев. Повесть «Пастух и пастушка».
- Распутин. Повесть «Прощание с Матерой».
Список литературы:
- Аверинцев С.С. и др. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994;
- Андреев Л.Г., Козлов Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М., 1987;
- Аникст A.A. Творческий путь Гете. М., 1986;
- Атарова К.Н. Лор’енс Стерн и его ≪Сентиментальное путешествие≫. М., 1988;
- Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. ЭСТ. М., 1979;
- Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. .ВЛЭ;
- Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2001;
- Верцман И. Руссо. М., 1970; Веселовский A.H B.A. Жуковский: Поэзия чувства и ≪сердечного воображения≫. М., 1999;
- Елистратова A.A. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966; История всемирной литературы: В 9 т. Т. 5. М., 1988;
- История западноевропейского театра. Т. 2. М., 1957;
- Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М., 1958;
- Соловьева H.A. У истоков английского романтизма. М., 1988;
- Тройская М.Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. Л., 1965;
- Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 2000.