Сочинение автобиография недоросль от лица софьи

: злая женщина взяла в свой дом девушку-сироту. дядя девушки решил оставить ей большое наследство, и женщина захотела выдать девушку

: Злая женщина взяла в свой дом девушку-сироту. Дядя девушки решил оставить ей большое наследство, и женщина захотела выдать девушку замуж за своего глупого сына. Девушку спасли дядя и её возлюбленный.

Очень краткое содержание

Девушка-сирота попала в лапы жадной и злой помещицы, которая хотела выдать её замуж за своего брата. Вдруг стало известно, что давно пропавший дядя сироты жив. Всё это время он был в Сибири и накопил там большое состояние, которое решил завещать племяннице. Узнав о деньгах, помещица решила выдать сироту не за брата, а за своего глупого и невоспи­танного сына-недоросля.

У помещицы гостил государ­ственный чиновник, который обязан был защищать простых крестьян от произвола землевла­дельцев. К жестокой помещице он относился неприязненно и ждал случая лишить её власти над крестьянами. В этом же поместье появился и друг чиновника, молодой офицер, который оказался возлюбленным сироты.

Когда дядя приехал за сиротой, помещица начала льстить ему и расхваливать своего сына, чтобы добиться желанного сговора. Однако дядя успел познакомиться с благородным и храбрым офицером. Оказалось, что офицер давно был на примете у дяди в качестве жениха для сироты. Влюблённые признались в своих чувствах, и дядя благословил их.

Узнав об этом, помещица попыталась похитить сироту и насильно обвенчать с недорослем, но офицер спас любимую. В наказание чиновник лишил помещицу права управлять своим поместьем, а недоросля отправил в армию.

Подробный пересказ по действиям

Названия действий — условные.

Действие 1. Знакомство с Простаковыми и Софьей. Неожиданное возвращение дядюшки. Софья становится богатой наследницей

Поместье Простаковых. Простакова примеряла сыну кафтан, сшитый крепостным портным-самоучкой, ругая того за неумелость.

Сочинение автобиография недоросль от лица софьиПростакова — женщина средних лет, суровая, властная, быстрая на расправу, любит только сына.

Кафтан шился к помолвке Скотинина.

Сочинение автобиография недоросль от лица софьиТарас Скотинин — родной брат Проста­ковой, хам и невежа, любит только свиней.

Простакова собиралась женить брата на Софье, не спросив согласия девушки.

Сочинение автобиография недоросль от лица софьиСофья — дальняя родствен­ница Проста­ковых, сирота, милая, чистая, безза­щитная.

Единственный родственник Софьи, родной дядя, уехал в Сибирь и пропал. Простакова восполь­зовалась этим и прибрала к рукам поместье девушки. Софью она поселила у себя, обращалась с ней строго и несправедливо. Простаков жалел девушку, но возражать суровой супруге не смел.

Сочинение автобиография недоросль от лица софьиТерентий Простаков — муж Проста­ковой, робкий подкаб­лучник, жена часто его изби­вает.

Скотинин не любил девушку, хотел жениться на ней ради огромных свиней, которых разводят в её поместье.

Простаковы обсуждали помолвку Скотинина, когда вошла радостная Софья и сообщила, что получила письмо от дяди. Простакова не поверила, что дядя жив.

Как не умирал! Что ты бабушку путаешь? Разве ты не знаешь, что уж несколько лет от меня его и в памятцах за упокой поминали? Неужто-таки и грешные-то мои молитвы не доходили!

Никто из Простаковых не умел читать. К Митрофану уже четыре года ходили трое учителей, в том числе и настоящий немец, но парень так и не смог научиться читать и считать.

Сочинение автобиография недоросль от лица софьиМитрофан — един­ственный сын Проста­ковой, 15 лет, крупный, упитанный, обжора, исклю­чи­тельно глуп.

Не доверяя девушке, Простакова попросила прочесть письмо своего гостя Правдина.

Сочинение автобиография недоросль от лица софьиПравдин — государ­ственный чиновник, очень честный, сочув­ствует простому народу.

Дядя писал, что вернулся из Сибири, где сильно разбогател, и теперь намерен забрать племянницу к себе и сделать её своей наследницей. Услышав это, Простакова сразу передумала выдавать Софью за брата и решила женить на ней недоросля Митрофана.

Простакова увела Софью. К Простакову подбежал запыхавшийся слуга и сообщил, что в их деревне остановились солдаты.

Действие 2. Царский чиновник. Софья и её возлюбленный. Недоросль хочет жениться

Правдин встретил своего друга Милона, командира солдат.

Сочинение автобиография недоросль от лица софьиМилон — молодой офицер, прямой, честный, любит Софью.

Правдин рассказал другу, что его обязанность — следить, чтобы помещики не были жестоки со своими крепостными. Простакова он считал дураком, а его жену — злой фурией. Правдин уже сообщил своему начальнику «о всех здешних варварствах» и надеялся, что против произвола Простаковой скоро примут меры.

Милон признался, что любит девушку, которую куда-то увезла родня. Он боялся, что его любимая оказалась во власти корыстолюбцев. Тут вошла Софья, оказавшаяся возлюбленной Милона.

Софья рассказала, что Простакова уговаривает её выйти замуж за Митрофана. Девушка ей ответила, что хочет заручиться согласием дяди, который скоро должен приехать.

Подумай же, как несчастно моё состояние! Я не могла и на это глупое предложение отвечать решительно. Чтоб избавиться от их грубости, чтоб иметь некоторую свободу, принуждена была я скрыть моё чувство.

Появился Скотинин, начал жаловаться, что сестра вызвала его для женитьбы, а теперь убеждает, что жена ему не нужна. Правдин объяснил ему, что Простакова хочет женить на Софье Митрофана.

Разозлённый Скотинин накинулся на Митрофана с кулаками. Старая няня защитила трусливого недоросля и прогнала Скотинина. Вошла Простакова и попросила Софью посмотреть комнату, приготовленную для её дяди.

Затем появились учителя Митрофана. Математике его учил отставной солдат, а чтению — бывший семинарист. Правдин и Милон ушли, а Митрофан пожаловался матери на Скотинина, пригрозив утопиться, если дядя его тронет. Простакова отругала няню за то, что она не вступилась за воспитанника, и увела сына, поклявшись не спускать с него глаз. Учителя посочув­ствовали обиженной ни за что няне.

Действие 3. Приезд дядюшки. Уроки глупого недоросля

После обеда приехал Стародум, с которым оказался знаком Правдин.

Сочинение автобиография недоросль от лица софьиСтародум — родной дядя Софьи, 60 лет, честный и прямой.

Отец Стародума служил при дворе Петра Великого и воспитал в сыне высокие понятия о долге и чести. Стародум злился на Простаковых из-за их обращения с Софьей, но жизнь научила его сдерживать свои порывы.

Когда-то он служил при дворе и дружил с молодым графом. Когда началась война, Стародум предложил другу записаться вместе в армию, но тот отказался. Стародум воевал и был ранен, а служивший при дворе граф обошёл его в чинах.

Тут увидел я, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду.

Оскорблённый Стародум подал в отставку, после чего недолго послужил при дворе. Ему не понравились двуличность и подлость придворных, и он уехал в Сибирь, где заработал состояние тяжёлым трудом. Он считал, что должен был сдержаться и не подавать в отставку, потому что ещё мог принести пользу отечеству.

Софья радостно встретила дядю. Тот тоже был рад увидеть дочь единственной сестры. Стародум решил сделать её своей наследницей, считая, что его дети должны пробиться в жизни сами.

Тут началась драка между Простаковой и Скотининым, разнимал их Милон. Увидев Стародума, Простакова начала перед ним лебезить, заставила Митрофана целовать ему руку.

Стародума это не тронуло, он заявил, что завтра же увезёт Софью в Москву и подыщет ей хорошего жениха. Однако принуждать её к замужеству он не собирался, считая, что девушка должна любить своего избранника.

Простакову это обнадёжило. Она рассказала, что её с братом отец ничему не учил, а вот Митрофан «из-за книги не встаёт по суткам», и предложила посмотреть, как учён её сынок. Стародум отказался, и его увели в приготовленную для него комнату.

В комнате остались учителя Митрофана. Они ругали немца за то, что тот мешал им вдалбливать науку в пустую голову недоросля. Вернулись Митрофан и Простакова. Недоросль не хотел учиться, а хотел жениться, но уроки всё же начались.

Митрофан не смог сложить 10 и 10 и не прочитал ни строчки. Простакова мешала, делая глупые замечания. Затем явился немец и заявил, что Митрофан и без учёбы в люди выйдет, главное — с умными людьми не связываться. Когда Простакова с сыном ушли, учителя чуть не побили немца.

Действие 4. Дядюшка одобряет выбор Софьи, экзаменует недоросля и отвергает недостойных Софьи женихов

Стародум завёл с Софьей долгую нравоучи­тельную беседу о чести, добропо­ря­дочности, добре и зле, богатстве, придворных нравах, обязанностях жены и убедился, что племянница вполне разделяет его взгляды.

Муж благоразумный! Жена доброде­тельная! Что почтеннее быть может! Надобно, мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны.

Разговор прервал слуга: он принёс Стародуму письмо из Москвы от графа, друга Стародума. Тот сватал Софью за своего племянника и сообщал, что молодой человек поведёт в Москву отряд солдат как раз мимо поместья Простаковых.

Не успел Стародум заговорить об этом с племянницей, как пришли Правдин с Милоном. Дядюшка сразу догадался, что молодой офицер — племянник графа. Поговорив с ним, Стародум убедился, что Милон — человек достойный, храбрый, дорожит своей честью. Оказалось, что матушка Софьи любила его как сына, и он часто бывал в их доме.

Милон признался, что они с Софьей давно любят друг друга, и попросил у Стародума руки девушки. Дядюшка с радостью благословил влюблённых.

Тут явился Скотинин и потребовал, чтобы Стародум выдал за него Софью. Его крайняя глупость и странная любовь к свиньям рассмешили дядюшку и Правдина. Затем пришли Простаковы и начали сватать Софью за Митрофана.

Стародум забавы ради решил проверить учёность недоросля. Оказалось, что Митрофан не знает, что такое существи­тельное и прилага­тельное, а об истории и географии никогда не слыхал.

Стародум отверг обоих женихов и заявил, что Софья уже помолвлена с Милоном. Несмотря на это, Простакова решила настоять на своём.

Действие 5. Простакова пытается похитить Софью и в наказание лишается власти и сына

Правдин получил приказ «взять под опеку дом и деревни» Простаковой при первой же её выходке, от которой пострадают крепостные. Стародума радовало, что государство заботится о простых людях.

Затем Стародум и Правдин начали рассуждать о воспитании. Стародуму не нравилось, что помещичьих детей обучают невежественные учителя, зачастую из крепостных. Пример тому — Митрофан. Но и образование в высшем свете не учит, а развращает молодёжь.

…наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну доброде­тельную душу.

Беседу прервал шум. Это Милон увидел, что слуги ведут сопротив­ляющуюся Софью к карете, и вступился за неё. Правдин допросил слуг. Оказалось, что Простакова велела похитить девушку, чтобы насильно обвенчать её с Митрофаном.

Простакова упала на колени перед Стародумом и Софьей, и те решили не подавать на неё в суд. Узнав, что слуги выдали её, Простакова велела всех выпороть. Это позволило Правдину привести в действие полученный приказ. Присутствующий при этом Скотинин поскорее уехал, испугавшись, что «всякий Скотинин может попасть под опеку».

Правдин велел позвать учителей Митрофана, чтобы рассчитаться с ними. Выяснилось, что притворявшийся учителем немец раньше служил у Стародума кучером. Стародум взял его обратно.

Стародум с Софьей собрались уезжать. Прощаясь с Правдиным, они увидели, как Митрофан грубо обошёлся с матерью, отчего та потеряла сознание. Правдин решил наказать недоросля, отправив его в армию. Стародум указал на горюющую Простакову со словами: «Вот злонравия достойные плоды!».

Одним из ключевых персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» является почтенный дворянин Стародум, дядюшка Софьи. Это положительный герой, выступающий за соблюдение «старых» петровских порядков, при которых превыше всего ценился сам человек, его личные качества, а не богатство, связи и положение в обществе. Он является главным антагонистом помещицы Простаковой, олицетворяющей в себе всё невежество и жестокость эпохи. Характеристика Стародума отличается своей полнотой, и во многом является отражением позиции автора. Герой много рассуждает на темы морали, осуждая невежественных, тёмных, безнравственных людей, чьи жизненные принципы могут послужить причиной деградации всего общества.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.
Полное имя — не указано, известна только фамилия — Стародум.

Возраст — 60 лет.

Род занятий — дворянин, в прошлом придворный.

Семья — единственный близкий родственник — племянница Софья.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — характерное для дворянских семейств, привито понятие о чести.

Образование — образование недостаточное, по его мнению, поэтому всю жизнь занимается самообразованием.

Внешность — не указана.

Характер — независимый, принципиальный, глубоко порядочный, имеет представления о чести и совести.

Положительные черты — честный, добрый, милосердный, ответственный, высоко ценящий просвещение и нравственность.

Отрицательные черты — в юности — вспыльчивый, горячий, обидчивый, но с возрастом ставший более мудрым.

Произведение — «Недоросль».

Автор — Денис Иванович Фонвизин.

Премьера спектакля

В пьесе «Недоросль» Фонвизин передал свое личное представление о «честных людях» и наблюдения о том, какими они должны быть в их живом олицетворении. И поэтому образ Стародума здесь не случаен. Постановка «Недоросля» по понятным причинам некоторое время задерживалась. В одночасье посыпались «злобные» стрелы, с помощью которых те лица, которые увидели себя в пьесе в нелицеприятном виде, хотели воспрепятствовать ее выходу. И, по всей видимости, Фонвизину самому пришлось прибегнуть к влиятельным покровителям для устранения всех преград.

В 1782 году, 24 сентября, премьера спектакля все-таки состоялась на сцене Санкт-Петербургского Вольного российского театра. Режиссером выступил сам автор произведения. И, что любопытно, в пьесе не пришлось изменять ни одного слога, поэтому успех был оглушительный.

Один из тех, кто видел премьеру, рассказывал, что некоторые комические сцены вызывали мимолетный смех, а вот серьезные сцены с большой жаждой и вниманием слушала вся светская публика, которая любила в то время намеки и замечания на светскую слабость и дикость некоторых обычаев того времени. Пьеса, благодаря живости диалога, юмору, афоризмам, интересным цитатам и воспитательному характеру, помогла некоторым увидеть в себе Простаковых, которые потом изгнали из своих домов лжепедагогов типа Вральмана и Цыфиркина.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет Стародума основан на том, что он дворянин, родом из старинного аристократического семейства. Его отец служил при дворе самого Петра Великого и был не только придворным, но и состоял на военной службе.

«Пойдём тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода».

Источник: Действие третье, явление 1

«Стародум. …Служил он Петру Великому… Отец мой у двора Петра Великого…

Правдин. А я слышал, что он в военной службе…

Стародум. В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные». (Действие третье, явление 1)

Сам Стародум в молодости состоял на военной службе.

«Вошед в военную службу…» (Действие третье, явление 1)

Портретная характеристика Стародума основывается на том, что это почтенный, всеми уважаемый мужчина преклонного возраста.

«Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка». (Действие второе, явление 5)

«Я и сам имею честь знать вашего дядюшку. А сверх того от многих слышал об нём то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение». (Действие второе, явление 5)

Стародум является единственным близким родственником сироты Софьи, её родным дядей. Он любит девушку всем сердцем и берёт на себя роль её отца.

«Дядюшка её». (Действие первое, явление 5)

«Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего…»

Источник: Действие первое, явление 6

«Ты дочь моей сестры, дочь сердца моего!»

Источник: Действие третье, явление 2

«Ты знаешь, что я одной тобой привязан к жизни. Ты должна делать утешение моей старости, а мои попечения — твоё счастье».

Источник: Действие третье, явление 2

Стародум был вынужден покинуть сестру и Софью и отправиться в Сибирь, чтобы обеспечить племяннице достойное приданое.

«Пошед в отставку, положил я основание твоему воспитанию, но не мог иначе основать твоего состояния, как разлучась с твоей матерью и с тобою».

Источник: Действие третье, явление 2

«Чтоб оградить её жизнь от недостатка в нужном, решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро».

Источник: Действие третье, явление 2

«Я заступаю место отца твоего. Поверь мне, что я знаю его права».

Источник: Действие третье, явление 5

Многие считали, что Стародум покойник, так как о нём ничего не было слышно много лет.

«Дядюшка её, г. Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником».

Источник: Действие первое, явление 5

После долгой разлуки Стародум появляется неожиданно для всех. Всё это время он провёл в Сибири, где честным трудом заработал состояние.

«Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известий! Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири».

Источник: Действие первое, явление 5

Внешность

Внешний вид Стародума основан на том, что он является мужчиной преклонного возраста. Ему 60 лет.

«…этого почтенного старичка».

Источник: Действие второе, явление 5

«Мне на свете шестьдесят лет».

Источник: Действие третье, явление 2

Черты характера и поступки

Стародум — яркий пример того, как можно сколотить приличное состояние исключительно честным и упорным трудом.

«Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние своё сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу…»

Источник: Действие первое, явление 7

«Зато и счастье своё должен он был доставать трудами».

Источник: Действие второе, явление 5

Стародум — несколько замкнутый, угрюмый мужчина, который не спешит открывать свою душу всем подряд. Однако внешняя угрюмость является лишь следствием его прямого, открытого характера.

«…он немножечко угрюм…»

Источник: Действие второе, явление 5

«Что называют в нём угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. От роду язык его не говорил “да”, когда душа его чувствовала “нет”».

Источник: Действие второе, явление 5

Стародум имеет славу очень умного, мудрого человека.

«…а такой-де преразумный…»

Источник: Действие второе, явление 5

Стародум уверен, что каждый человек способен быть честным и добродетельным — всё в его руках, нужно лишь только захотеть жить по совести.

«Поверь мне. Всякий найдёт в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Для Стародума характерно большое любящее сердце. Он всячески старается проявить любовь и заботу по отношению к тем, кто ему по-настоящему дорог. При этом Стародум никогда не будет испытывать добрых чувств по отношению к недостойным людям.

«…да коли-де уж кого и полюбит, так прямо полюбит».

Источник: Действие второе, явление 5

«А кого он не возлюбит, тот дурной человек».

Источник: Действие второе, явление 5

При общении с людьми Стародум предпочитает избегать упоминания чинов, которые могут послужить причиной неискренности.

«Я говорю без чинов. Начинаются чины, — перестаёт искренность».

Источник: Действие третье, явление 1

Будучи глубоко порядочным человеком, Стародум не способен спокойно взирать на бесчинства, творящиеся в доме Простаковых. Но особенно сильно его беспокоит судьба Софьи, оказавшейся заложницей у коварной помещицы.

«Постой. Сердце моё кипит ещё негодованием на недостойный поступок здешних хозяев».

Источник: Действие третье, явление 1

«Ничто так не терзало моё сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока».

Источник: Действие третье, явление 2

Будучи горячим человеком в молодости, с возрастом Стародум обрёл мудрость, и, прежде чем сделать какой-либо решительный шаг, тщательно его обдумывает.

«У меня правило: в первом движении ничего не начинать.

Правдин. Редкие правило ваше наблюдать умеют.

Стародум. Опыты жизни моей меня к тому приучили. О, если б я ранее умел владеть собою, я имел бы удовольствие служить долее отечеству».

Источник: Действие третье, явление 1

«Не умел я остеречься от первых движений раздражённого моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам».

Источник: Действие третье, явление 1

Явная несправедливость и уязвлённое самолюбие стало причиной того, что Стародум бросил службу.

«…граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведён чином, а обойдён я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудие растерзало моё сердце, и я тотчас взял отставку».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум — человек, склонный к постоянному и непрерывному саморазвитию. Чувствуя пробелы в собственном воспитании, он стремился их восполнить общением с более просвещёнными людьми.

«Он был по службе меня моложе, сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание ещё и не входило. Я все силы употребил снискать его дружбу, чтоб всегдашним с ним обхождением наградить недостатки моего воспитания».

Источник: Действие третье, явление 1

С юных лет Стародум отличался истинным благородством и порядочностью. При известии о войне он одним из первых поспешил выступить на поле брани, чтобы с честью носить звание дворянина. Трусость товарища вызвала в нём глубокое презрение.

«…услышали мы нечаянно, что объявлена война. Я бросился обнимать его с радостию. «Любезный граф! вот случай нам отличить себя. Пойдём тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода». Друг мой граф сильно наморщился и, обняв меня, сухо: «Счастливый тебе путь, — сказал мне: — а я ласкаюсь, что батюшка не захочет со мною расстаться». Ни с чем нельзя сравнить презрения, которое ощутил я к нему в ту же минуту».

Источник: Действие третье, явление 1

В молодости Стародум был смелым воином, который никогда не уклонялся от своих обязанностей. Он не раз был ранен в боях и благодаря своей отваге пользовался большим уважением у военачальников.

«Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей…»

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум является одним из немногих дворян, который в полной мере отдаёт себе отчёт, в чём заключаются его обязанности как дворянина, а именно — честной и беззаветной службе Отечеству.

«Правдин. Но разве дворянину не позволяется взять отставки ни в каком уже случае?

Стародум. В одном только: когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит. А! тогда поди.

Правдин. Вы даёте чувствовать истинное существо должности дворянина».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум — уважающий себя человек, который не привык, чтобы им помыкали. По этой причине он покинул двор, ничего не получив за свою службу, но сохранив чувство собственного достоинства.

«От двора, мой друг, выживают двумя манерами. Либо на тебя рассердятся, либо тебя рассердят. Я не стал дожидаться ни того, ни другого. Рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».

Источник: Действие третье, явление 1

«Я отошёл от двора без деревень, без ленты, без чинов, да моё принёс домой неповреждённо, мою душу, мою честь, мои правила».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум покинул двор, поскольку важнее для него было не приумножить своё состояние, но сохранить душу в чистоте. Двор с его пороками он сравнивает с неизлечимо больным, от которого можно самому заразиться.

«Тщётно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум — человек добрый, милосердный, который находит радость в помощи другим. В богатстве он видит возможность проявлять заботу о ближних.

«По моему расчёту, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

«Без знатных дел знатное состояние ничто».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Стародум — скромный и мудрый человек, привыкший довольствоваться малым. Его отношение к богатству говорит о том, что он не является корыстолюбцем и смотрит на деньги лишь как на возможность вести достойную жизнь.

«Правдин. Вы могли б обогатиться, как я слышал, несравненно больше.

Стародум. А на что?

Правдин. Чтоб быть богату, как другие.

Стародум. Богату! А кто богат? Да ведаешь ли ты, что для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Всё состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум уверен, что богатство способно развратить детей. Он считает, что главным богатством каждого человека являются не золотые червонцы, а его ум и чистая совесть.

«Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою. Нет, мой друг! Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — всё болван».

Источник: Действие третье, явление 2

Стародум считает, что почтение человек должен получать не благодаря своему богатству или чинам, а только лишь благодаря своим душевным качествам.

«Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

Источник: Действие третье, явление 1

Для благородного Стародума очень важно, чтобы его племянница выбирала себе жениха не из меркантильных соображений, а исключительно по велению сердца. Он готов поддержать выбор Софьи и стать верным другом её мужу.

«Я нажил столько, чтоб при твоём замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного».

Источник: Действие третье, явление 2

«…выбор достойного человека зависит совершенно от её сердца. Будь спокойна, друг мой! Твой муж, тебя достойный, кто б он ни был, будет иметь во мне истинного друга. Поди за кого хочешь».

Источник: Действие третье, явление 5

«Мое сердечное желание видеть тебя столько счастливу, сколько в свете быть возможно».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

«…сердце моё тогда только будет спокойно, когда увижу тебя за мужем, достойным твоего сердца…»

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Стародум уверен, что каждый человек способен быть честным и добродетельным — всё в его руках, нужно лишь только захотеть жить по совести.

«Поверь мне. Всякий найдёт в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».

Источник: Действие четвёртое, явление 2»

Стародум является бескомпромиссным человеком в вопросах чести, честности.

«Честный человек должен быть совершенно честный человек».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Воспитание

Стародум отличается прямым, открытым обращением и называет собеседника на «ты», а не на «вы», как это было уже принято в светском обществе. Так воспитал его отец, служивший ещё при Петре Первом. В те времена подобный обычай не вошёл в моду.

«Правдин. Ваше обхождение…

Стародум. Ему многие смеются. Я это знаю. Быть так. Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашёл и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали ещё заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоют одного».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум получил лучшее воспитание, которое только мог дать дворянин своему отпрыску. Его отец на всю жизнь смог внушить простую истину: при любых обстоятельствах оставаться человеком, не опускаться до низких поступков.

«Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели ещё чужим умом набивать пустую голову.

Правдин. Тогдашнее воспитание действительно состояло в нескольких правилах…

Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На всё прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум не сомневается, что самая важная составляющая — это душа, без которой даже самый образованный человек является жалким и никчёмным, а невежда и вовсе уподобляется дикому зверю.

«Правдин. Вы говорите истину. Прямое достоинство в человеке есть душа

Стародум. Без неё просвещённейшая умница — жалкая тварь. (С чувством.) Невежда без души — зверь. Самый мелкий подвиг вводит его во всякое преступление. Между тем, что он делает, и тем, для чего он делает, никаких весков у него нет».

Источник: Действие третье, явление 1

«…в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду».

Источник: Действие третье, явление 1

Стародум ни в грош ставит умных, образованных людей, которые при этом не обладают высокими моральными принципами.

«Чем умом величаться, друг мой! Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему даёт благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Стародум воспитан так, чтобы честно и открыто выражать свои мысли. Он — большой враг лицемерия.

«Извини моё простосердечие. Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в моё воспитание».

Источник: Действие четвёртое, явление 6

«Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет».

Источник: Действие пятое, явление 1

Стародум — добрый, милосердный человек, способный прощать. Он понимает, что человек слаб, и всегда готов дать шанс на искупление вины.

«Г-жа Простакова (подняв руки к Стародуму) Батюшка! Прости и ты меня, грешную. Ведь я человек, не ангел.

Стародум. Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом».

Источник: Действие пятое, явление 4

«Не хочу ничьей погибели. Я её прощаю».

Источник: Действие пятое, явление 4

ЦИТАТЫ ПО ПЕРСОНАЖАМ

Правдин

Прямое достоинство в человеке есть душа.

Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.

Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, кому они написаны.

Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно.

Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры.

Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.

Я прошу извинить меня, что вас оставлю.

Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.

Стародум

Невежда без души – зверь.

Для прихотей одного человека всей Сибири мало.

Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь.

Честный человек должен быть совершенно честный человек

Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила.

Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

Милон

Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным.

Я влюблен и имею счастие быть любим.

Судья, который, ни убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.

В мои леты и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди.

Софья

Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену.

Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных.

Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники.

Читала теперь книжку… французскую. Фенелона, о воспитании девиц.

Характеристика Стародума другими героями

Софья

Софья всем сердцем любит своего дядюшку Стародума. Она относится к нему так же уважительно, как и к родному отцу.

«Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал».

Источник: Действие первое, явление 6

Софья прекрасно знает, что её дяде Стародуму ничто не доставалось «просто так», в качестве подарка судьбы. Все его достижения обусловлены тяжёлым трудом.

«Зато и счастье своё должен он был доставать трудами».

Источник: Действие второе, явление 5

Жизненные принципы Стародума глубоко впечатляют Софью, которая с чистым сердцем готова подчиниться воле мудрого и доброго дядюшки.

«Во всю жизнь мою ваша воля будет мой закон».

Источник: Действие третье, явление 2

«Дядюшка! Всякое слово ваше врезано будет в сердце моё».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

«Дядюшка! Истинное моё счастье то, что ты у меня есть».

Источник: Действие четвёртое, явление 2

Правдин

Правдин — хороший знакомый Стародума, который испытывает к нему чувство глубокого уважения. Он отмечает все достоинства мужчины, которые далеко не все способны разглядеть с первого взгляда.

«А кого он не возлюбит, тот дурной человек. (К Софье.) Я и сам имею честь знать вашего дядюшку. А сверх того от многих слышал об нём то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение. Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. От роду язык его не говорил «да», когда душа его чувствовала «нет».

Источник: Действие второе, явление 5

Зная о высоких моральных качествах Стародума, Правдин очень высоко ценит его дружбу.

«Правдин. Лишь только из-за стола встали, и я, подошед к окну, увидел вашу карету, то, не сказав никому, выбежал к вам навстречу обнять вас от всего сердца. Моё к вам душевное почтение

Стародум. Оно мне драгоценно. Поверь мне.

Правдин. Ваша ко мне дружба тем лестнее, что вы не можете иметь её к другим, кроме таких…

Стародум. Каков ты. Я говорю без чинов. Начинаются чины, — перестаёт искренность».

Источник: Действие третье, явление 1

Правдин полностью согласен с мнением Стародума о том, что важным в человеке является его духовная составляющая.

«Вы говорите истину. Прямое достоинство в человеке есть душа…»

Источник: Действие третье, явление 1

Правдин считает, что человек с такими моральными и нравственными качествами, как у Стародума, просто обязан быть при дворе, чтобы оказывать посильное влияние на действующую власть.

«Правдин. С вашими правилами людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно.

Стародум. Призывать? А зачем?

Правдин. За тем, за чем к больным врача призывают».

Источник: Действие третье, явление 1

Правдин согласен со Стародумом в том, что почтение нужно оказывать людям не по наличию у них денег или высокого положения в обществе, а исключительно по их личным качествам.

«Правдин. Со всем тем мы видим, что деньги нередко ведут к чинам, чины обыкновенно к знатности, а знатным оказывается почтение.

Стародум. Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

Правдин. Заключение ваше неоспоримо».

Источник: Действие третье, явление 2

Подробная характеристика Правдина.

Простаков

Простаковы, взявшие к себе сироту Софью, считают, что её единственный родственник — дядюшка Стародум — является покойником.

«Дядюшка её, г. Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником».

Источник: Действие первое, явление 5

Простакова

Простакова терпеть не может Стародума, и её очень раздражает сама мысль о том, что он может быть жив.

«Г-жа Простакова (испугавшись, с злобою) Как! Стародум, твой дядюшка, жив! И ты изволишь затевать, что он воскрес! Вот изрядный вымысел!

Софья. Да он никогда не умирал».

Источник: Действие первое, явление 6

Простаковой немало известно о характере Стародума. По словам, это несколько замкнутый, очень умный мужчина с большим сердцем.

«Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка. Я об нём много наслышалась. И злодеи его говорят только, что он немножечко угрюм, а такой-де преразумный, да коли-де уж кого и полюбит, так прямо полюбит».

Источник: Действие второе, явление 5

Простакова, при всём своём неукротимом нраве, робеет перед умным и всеми почитаемым Стародумом.

«Как! это ты! ты, батюшка! Гость наш бесценный! Ах, я дура бессчётная! Да так ли бы надобно было встретить отца родного, на которого вся надежда, который у нас один, как порох в глазе. Батюшка! Прости меня. Я дура. Образумиться не могу».

Источник: Действие третье, явление 3

Подробная характеристика Простаковой.

Милон

Милон уважительно относится к Стародуму, чьи моральные и нравственные качества откликаются в нём самом. Для него большая честь быть другом такого почтенного человека.

«Я почту за истинное счастие, если удостоюсь вашего доброго мнения, ваших ко мне милостей…»

Источник: Действие четвёртое, явление 6

Афоризмы Стародума

Благодаря своему честному сердцу, образованности и нравственному воспитанию, он провозглашает где все законы управления будут разумны и справедливы.

Интересно и то, что афоризмы Стародума достойны восхищения, ведь он говорит очень правильные вещи, например, что без души самая просвещеннейшая умница становится жалкой тварью. Он не устает повторять, что воспитание настоящего дворянина — это дело государства. И сюда должно включаться воспитание сердца и ума. При этом он ставит воспитание сердца на первое место.

Характеристика Стародума свидетельствует о том, что он прямолинеен, простодушен и проницателен. Все прогнившее семейство Простаковых он видит насквозь и в глаза говорит все, что о них думает.

Речевая характеристика Стародума

Главной отличительной особенностью Стародума является тот факт, что в уста героя Д. И. Фонвизин вкладывает собственные мысли. По этой причине высказывания героя отличаются простотой и лаконичностью, многие из них становятся афоризмами: «Невежа без души — зверь», «Наличные деньги — не наличные достоинства», «Золотой болван — всё болван» и пр.

Речь Стародума отличается правильным построением, художественным разнообразием, отсутствием бранных слов. Герой использует просторечные выражения («мастерица толковать, ба!», «Я чаю»,«подумай-ко»), но только в тех случаях, когда вынужден общаться с невежественными, тёмными людьми. Таким образом автор еще больше подчёркивает разницу между просвещёнными и безграмотными героями, глубину пропасти между ними.

И, напротив, в разговоре с образованными людьми с высокими нравственными принципами Стародум употребляет ёмкие фразы, способные в полной мере раскрыть его мысли, чувства, переживания.

Стародум способен иронизировать, подшучивать над отрицательными героями комедии. Таким образом он не пытается показать собственное превосходство, но стремится указать им на их неправильный образ жизни, мировоззрение.

Ещё одной важной особенностью речи Стародума является её форма в виде наставлений, которые адресуются всем без исключения: положительным и отрицательным персонажам, читателям. Стародум выступает в роли умудрённого опытом человека, способного давать ценные советы и наставлять на путь истинный.

Биография

На момент повествования потомственный дворянин Стародум является мужчиной преклонного возраста — ему 60 лет. Его отец, служивший при Петре Первом, смог воспитать сына глубоко порядочным, нравственным человеком, хотя общий уровень образования у Стародума был относительно невысоким, по его мнению. По этой причине герой на протяжении всей жизни занимался саморазвитием.

В молодости Стародум поступил на военную службу, принимал участие в военных сражениях, где получил тяжёлое ранение. Благодаря своей отваге и личным качествам был на хорошем счету у военачальников, пользовался уважением у сослуживцев. Однако высокий чин получил не Стародум, в полной мере его заслуживший, а его знакомый – трусливый граф, который постарался избежать участия в войне.

Стародум не смог стерпеть подобную несправедливость и подал в отставку. Он отправился в Петербург, где его взяли на службу при дворе. Однако честный и благородный Стародум с обострённым чувством справедливости так и не смог ужиться среди придворных лицемеров. Ничего не получив за свою службу, он отправился в Сибирь, где честным трудом заработал приданое для своей племянницы Софьи, оставшейся круглой сиротой после смерти родителей. Стародум стал для девушки настоящим отцом — любящим и заботливым. С его благословения Софья выбрала в мужья достойного человека, офицера Милона.

Биография Стародума

В свей представил Стародума одним из самых благородных и самых положительных персонажей. Он стал его единомышленником. Ведь в произведении «Недоросль» затронуто очень много политических, социальных, педагогических и нравственных вопросов.

Писатель специально оставляет вопрос открытым, был ли Стародум помещиком, зато становится известно, что он не прижился при царском дворе и тогда отправился в Сибирь. По собственным словам героя, там достают деньги, не меняя их на совесть, подло не выслуживаются и не грабят отечество, зарабатывая их из земли, которая не знает лицемерия и будет поправосуднее людей, да и за труды честные платит верно и щедро.

Образ Стародума

Стародум — положительный персонаж комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Это потомственный дворянин, мужчина преклонного возраста, за плечами которого — немалый жизненный опыт.

Стародум является приверженцем «старого», петровского воспитания, когда в дворянской среде превыше всего ценились честь и достоинство, а не богатство и высокие чины. Именно так воспитывал Стародума его отец, и эти жизненные установки пустили глубокие корни в душе героя.

Стародум — прямолинейный, открытый, честный человек, готовый всегда бороться за справедливость. Будучи сильной, целостной личностью, он не способен принять лицемерие придворной знати и отправляется в Сибирь, где честным трудом добывает себе приличный капитал.

Не имея собственной семьи, Стародум заменяет отца своей племяннице Софье. Он проявляет себя любящим, заботливым родителем, который даёт ценные наставления девушке, обеспечивает ей счастливую жизнь с любимым человеком.

Стародум является олицетворением прогрессивно мыслящего дворянства с высокими моральными принципами. Именно за такими людьми Фонвизин видел будущее России.

Образ героя в произведении

Стародум является положительным персонажем, он обладает чертами, которые воспитал в себе сам. Стародум добропорядочен, ценит справедливость, любит консервативность. Его основное назначение в спасении Софьи, которая проживает у Простаковых, он оставляет ей наследство, и это приводит к желанию госпожи Простаковой сосватать девушку за сына Митрофана.

После приезда Стародума, дальняя родственница всеми силами старается подобраться к деньгам, она даже доходит до крайностей, пытаясь обручить Митрофана и Софью. На удачу, этой затее мешает Милон, этого офицера любит Софья. В развязке им втроем удается благополучно уехать из поместья Простаковых.

Вывод

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» — социально-политическое произведение, в котором автор изобличает пороки общества. Главным помощником в этом деле является яркий и однозначный персонаж — пожилой дворянин Стародум, чьё отношение к жизни, к людям, устройству государства в целом были очень близки самому Денису Ивановичу.

Роль героя в произведении очень важна: с его помощью автор определяет чёткие границы нравственности, душевной чистоты, порядочности. Характеристика Стародума с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, написать сочинение на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Вариант 3

В комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» поднимается проблема традиционного дворянского воспитания и образования. Герои произведения носят «говорящие» имена и относятся по своим характеристикам к положительным или отрицательным персонажам. Стоит отметить, что через образы положительных героев передана позиция самого писателя.

Одним из главных действующих лиц комедии является Стародум. Его имя говорит о том, что герой приверженец традиций старой эпохи, то есть эпохи правления Петра Ⅰ. Роль Стародума в произведении очень важна, он становится наставником для других лиц комедии. Герою на момент действий произведения 60 лет. Он приходится дядей Софьи. Девушка осталась сиротой, и Стародум взял ее на печении. Долгое время герой служил при дворе, но потом ушел в отставку. По вынужденным обстоятельствам Стародум отправляется в Сибирь и там честным путем наживает состояние. Во время его отъезда девушка находилась у дальних родственников – семьи Простаковых.

В пьесе Стародум появляется в конце первого явления и освобождает Софью от влияния на нее госпожи Простаковой, которая хочет выдать девушку замуж за своего сына Митрофана. Этой необразованной дворянской семье Стародум дает свою оценку и напрямую говорит о плохом воспитании их сына. По мнению героя, воспитание человека начинает с привития ему таких душевных качеств, как уважение, честность и доброта по отношению к окружающим. Именно им Стародум старается научить сою воспитанницу. Герой хорошо относится к Софье, заботясь о ней, находит девушке достойного жениха и завещает свое состояние.

Образ Стародума в комедии противопоставлен образу другого положительного героя – Правдина. Во взглядах этих персонажей много общего: оба героя стремятся жить по законам справедливости и совести. Однако Правдин является приверженцем буквы закона – именно она определяет кто прав и виноват. Поэтому наказание госпожи Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Тогда как Стародум руководствуется, прежде всего, сердцем и умом. Для него не имеет значения степень образованности человека или его звание и чин, намного значимей для умудренного опытом пожилого мужчины становятся такие личностные качества, как внутренние доброта, благонравие, и честность.

(706 слов) Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», прогрессивный человек нового времени. Действие комедии начинается с того, что Чацкий возвращается из трехлетнего путешествия в свой родной город, в Москву, и замечает, что все сильно изменилось: он совершенно отделен от того общества, в котором он вырос, от тех людей, которые ему когда-то были очень близки. Все дело в том, что нравственные запросы Чацкого несоизмеримо выше тех проблем, которыми заинтересована фамусовская Москва. Герою чужды лесть, кумовство, чинопочитание. Ему не важно мнение некой Марьи Алексеевны, которое авторитетно для Фамусова. Чацкий не принадлежит к числу тех молодых людей, которые появляются в обществе, чтобы сделать себе блистательную карьеру, которые юлят, улыбаются тем, кому надо, и говорят ровно столько, сколько следует сказать. Героя можно по праву назвать проповедником новых идей. Именно из его уст исходит сравнение «века нынешнего» и «века минувшего». Герой отмечает, что «нынче свет уж не таков… вольнее всякий дышит …». Чацкого по праву можно сравнить со Стародумом из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», так как оба героя отказались от службы по одной и той же причине: «Служить бы рад, да прислуживаться тошно». 

В знаменитом монологе «А судьи кто?» герой вскрывает все язвы «века нынешнего». Чацкий возмущенно говорит о том, что дожившие до седин пресекают стремление к наукам и искусству и в то же время поощряют отсутствие собственных мыслей. Героя так же волнует, что многие прислушиваются к «французику из Бордо» и внимают его речам, словно он какой-то идеал, а речь его – чарующая песнь, хотя, по правде сказать, он из себя ничего не представляет. Галломания – одна из проблем фамуского общества, с которой следовало бы бороться: Чацкий активно пропагандирует идею национальной самобытности, отрицает крепостное право, рабскую психологию. Морали Москвы старается противопоставить понятия о чести и добре. Но напрасно герой пытается изменить общество. Как было сказано в том же «Недоросле» устами Стародума: 

«Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится». 

Чацкий понимает это, когда сталкивается с философией Скалозуба и Молчалина, молодых и, казалось бы, прогрессивных, но утонувших в фамусовском обществе людей. Скалозуб – прекрасная партия для дочери Фамусова Софьи, так как он «метит в генералы». Только этим герой и отмечен в комедии. Намного интереснее личность Алексея Степановича Молчалина. Герой «уступчив, скромен, тих», но в то же время коварен и расчетлив. Он решил приволокнуться за Софьей, не испытывая к ней никаких чувств, чтобы быть ближе к Фамусову. В отношениях с Лизой, служанкой Софьи и возлюбленной героя, Молчалин настойчив и ради любовного успеха выказывает пренебрежительное отношение к дочери Фамусова: «Пойдем делить любовь плачевной нашей крали». Молчалин признает, что необходимо быть зависимым от других, ведь только так можно продвинуться по карьерной лестнице: 

«Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья…» — заключает герой. 

Ярким представителем фамусовского общества является сам Фамусов – поклонник старины и дворянских традиций. В комедии он выступает главным антиподом Чацкого. Фамусов одобряет крепостное право и, чувствуя свое превосходство над крепостными, обращается с ними как его душе угодно. Он называет их «чурбанами» и «ослами», считает, что они совершенно не достойны уважения за свой труд. Более того, по его мнению, крестьяне не люди, и с ними можно обращаться как со скотом, продавая и покупая их. Фамусов занимает высокую должность по службе. Его обязанности заключаются в подписи бумаг, заблаговременно подготовленных Молчалиным. Героя совершенно не заботит содержание бумаг, он следует одному только правилу: «Подписано, и с плеч долой!». Кроме того, благодаря Фамусову в Москве процветает кумовство: на службе герой окружил себя родственниками. Фамусов считает себя образцом, и поэтому отрицает любую критику в свой адрес. 

Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к московскому обществу, ни к новым, прогрессивным людям. Героиня безусловно умна, и обладает она сильным характером, но выращенная в фамусовской среде, Софья не может полноценно отделиться от нее. Начитавшись французских романов, она влюбляется в Молчалина, не понимая, кто он на самом деле. Но когда ей открылось истинное лицо героя, она сумела признать свою ошибку, обличить подлость и безнравственность Молчалина, назвав его «подлецом». Софья также способна сформировать свое собственное мнение и благодаря этому активно противоречит отцу по поводу Скалозуба, что безусловно выделяет ее среди остальных героев комедии. 

Чацкий, видя низость и подлость московского общества, решает уехать. Герой не может смириться с откровенным бездельем и равнодушием общества, которое только «шуметь» и может. Более того, его оклеветали сумасшедшим, что было последней каплей. Обманутый и оскорбленный, Чацкий понимает, что фамусовское общество не для него, и покидает Москву. 

Автор: Полина Болондь

Характеристика Ани Раневской из пьесы Вишневый сад кратко, образ с цитатами героини для сочинения в таблице

Аня Раневская является одним из второстепенных женских образов в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад», с помощью которого автор раскрывает основной замысел своего произведения. Аня проста и наивна, по сути, ещё ребенок, преисполненный больших надежд на лучшую жизнь. Характеристика Ани позволяет лучше понять сильные и слабые стороны остальных героев, она оттеняет их, подчеркивает индивидуальность. Аня относится к представителям молодого поколения пьесы, в которых автор видел надежду на возрождение России.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.

Полное имя — Анна Раневская.

Возраст — 17 лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — мать Любовь Андреевна Раневская, приёмная сестра Варя, отец и младший брат Гриша скончались.

Социальное положение — дворянка.

Происхождение — мать — представительница старинного дворянского рода, отец — незнатного происхождения.

Воспитание — традиционное для дворянских семейств.

Образование — традиционное для дворянских семейств, но несколько недостаточное.

Внешность — юная красивая девушка.

Характер — добрая, жалостливая, наивная, искренняя, непосредственная, отзывчивая, чувствительная.

Положительные черты — мечтательная, добрая, нежная, сострадательная.

Отрицательные черты — легко поддается чужому влиянию, не имеет собственного мнения, наивная, склонная к идеализму.

Произведение — «Вишневый сад».

Автор — Антон Павлович Чехов.

Цитатная характеристика

Описание Ани Раневской с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Ани основан на том, что она является дочерью помещицы Раневской.

«Раневская Любовь Андреевна, помещица. Аня, ее дочь, 17 лет».

Источник: Действующие лица

Отцом Ани был человек простой, незнатного происхождения, который скончался от пьянства.

«Вышла за не дворянина…»

Источник: Действие первое

«Муж мой умер от шампанского, — он страшно пил…»

Источник: Действие второе

После смерти отца воспитанием Ани занимается её мать. У Ани был младший брат Гриша, который утонул в реке.

«Аня (задумчиво.) Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик».

Источник: Действие первое

У Ани есть старшая сводная сестра Варя.

«Раневская Любовь Андреевна, помещица. Аня, ее дочь, 17 лет… Варя, ее приемная дочь, 24 лет».

Источник: Действующие лица

Гаев — родной дядя Ани, который очень её любит.

«Крошка моя. (Целует Ане лицо, руки.) Дитя мое… (Сквозь слезы.) Ты не племянница, ты мой ангел, ты для меня все».

Источник: Действие первое

Бабушка Ани со стороны матери — богатая графиня.

«А ты, как отдохнешь, поедешь в Ярославль к графине, твоей бабушке».

Источник: Действие первое

Аня — потомственная дворянка, помещица, чьи предки из поколения в поколение владели крепостными.

«Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами…»

Источник: Действие второе

Внешность

Аня — юная семнадцатилетняя девушка.

«Аня, ее дочь, 17 лет».

Источник: Действующие лица

«Нельзя же тебе одной ехать, душечка. В семнадцать лет!»

Источник: Действие первое

Внешний вид Ани привлекает внимание — это юная красивая девушка.

«Красавица приехала!»

Источник: Действие первое

Аня очень похожа на свою мать в молодости.

«Как ты похожа на свою мать! (Сестре.) Ты, Люба, в ее годы была точно такая».

Источник: Действие первое

Черты характера и поступки

Аня — добрая, жалостливая девушка, способная на сострадание. Она любит и жалеет свою непутёвую мать.

«Мама живет на пятом этаже, прихожу к ней, у нее какие-то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, неуютно. Мне вдруг стало жаль мамы, так жаль, я обняла ее голову, сжала руками и не могу выпустить…»

Источник: Действие первое

«…утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик. Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки… (Вздрагивает.) Как я ее понимаю, если бы она знала!»

Источник: Действие первое

Аня — искренний, непосредственный человек, еще не утративший способности радоваться жизни, словно ребёнок.

«(Идет в свою комнату, говорит весело, по-детски.) А в Париже я на воздушном шаре летала!»

Источник: Действие первое

Аня, находясь под влиянием Пети Трофимова, готова бороться за светлое будущее.

«Трофимов. Варя боится, а вдруг мы полюбим друг друга, и целые дни не отходит от нас. Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви. Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!

Аня (всплескивая руками). Как хорошо вы говорите!»

Источник: Действие второе

«Аня. Дом, в котором мы живем, давно уже не наш дом, и я уйду, даю вам слово.

Трофимов. Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер.

Аня (в восторге). Как хорошо вы сказали!..»

Источник: Действие второе

Аня готова полностью начать новую жизнь, совершенно отличную от той, которой жила вся её семья.

«…Сокровище мое, ты сияешь, твои глазки играют, как два алмаза. Ты довольна? Очень?

Аня. Очень! Начинается новая жизнь, мама!»

Источник: Действие четвертое

«Аня (радостно). В дорогу!»

Источник: Действие четвертое

Аня полна решительности жить честной, трудовой жизнью: много учиться, работать, находиться в постоянном развитии.

«Я подготовлюсь, выдержу экзамен в гимназии и потом буду работать, тебе помогать. Мы, мама, будем вместе читать разные книги… Не правда ли? (Целует матери руки.) Мы будем читать в осенние вечера, прочтем много книг, и перед нами откроется новый, чудесный мир…»

Источник: Действие четвертое

Воспитание

Несмотря на то, что Аня принадлежит к старинному дворянскому роду, её воспитанию мало уделялось внимания — девушка плохо говорит по-французски, что для аристократии того времени было признаком дурного тона.

«По-французски говорю я ужасно».

Источник: Действие первое

Гувернанткой Ани является иностранка Шарлотта, в прошлом циркачка. Она не способна дать Ане достойного воспитания и образования и лишь сопровождает её повсюду.

«У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая. Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. А я прыгала salto mortale и разные штучки. И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошла в гувернантки».

Источник: Действие второе

Характеристика Ани другими героями

Трофимов

Влюблённый в Аню Трофимов сравнивает девушку с весной.

«Трофимов (в умилении). Солнышко мое! Весна моя!»

Источник: Действие первое

Воодушевлённые речи Трофимова о светлом будущем вызывают у Ани искреннее восхищение.

«Трофимов. Варя боится, а вдруг мы полюбим друг друга, и целые дни не отходит от нас. Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви. Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!

Аня (всплескивая руками). Как хорошо вы говорите!»

Источник: Действие второе

Трофимов обвиняет Аню в том, что она, будучи потомственной дворянкой, помещицей, не способна слышать голос страждущего народа.

«Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов…»

Источник: Действие второе

Гаев

Гаев отмечает, как Аня удивительно похожа на свою мать в юности.

«Как ты похожа на свою мать! (Сестре.) Ты, Люба, в ее годы была точно такая».

Источник: Действие первое

Гаев сравнивает Аню с нежным ангелом.

«Крошка моя. (Целует Ане лицо, руки.) Дитя мое… (Сквозь слезы.) Ты не племянница, ты мой ангел, ты для меня все».

Источник: Действие первое

Среди близких родственников у Ани есть бабушка-графиня.

«…поедешь в Ярославль к графине, твоей бабушке». (Действие первое).

Варя

Варя любит свою приёмную сестру, ласково называет её «душечкой» и «красавицей».

«Ну, слава богу, приехали. Опять ты дома. (Ласкаясь.) Душечка моя приехала! Красавица приехала!»

Источник: Действие первое

«Нельзя же тебе одной ехать, душечка. В семнадцать лет!»

Источник: Действие первое

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Ани Раневской вместе!

Биография

Аня Раневская — юная семнадцатилетняя девушка, дочь помещицы Любови Андреевны Раневской. По материнской линии Аня принадлежит к старинному, хотя и обедневшему дворянскому роду. Её отцом был человек из простой, незнатной семьи, не дворянин, который скончался от пьянства, когда Ане было 11 лет.

Спустя месяц после смерти отца трагически погиб младший брат Ани, семилетний Гриша, утонувший в реке. Любовь Андреевна, не выдержав столь тяжелых ударов судьбы, уехала в Париж, чтобы сменить обстановку.

Аня осталась жить в родовом имении вместе со своей гувернанткой, иностранкой Шарлоттой Ивановной. В прошлом та работала в цирке и не могла обеспечить своей воспитаннице должного воспитания и образования. Аня очень плохо говорила по-французски, что было большим упущением для юной дворянки.

Аня много общалась с Петей Трофимовым, учителем Гриши, который увлёк девушку своими восторженными речами о светлом будущем для России, о честном труде, просвещении.

Когда Ане исполнилось семнадцать лет, она вместе с гувернанткой отправилась в Париж, за матерью. Вернувшись домой, Раневская застала свое имение в упадке. Ей было тяжело прощаться с родовым гнездом, старинным вишнёвым садом, но она была вынуждена продать имение, чтобы рассчитаться с долгами. Аня, напротив, была даже рада этому обстоятельству — она была свободна, и перед ней открывалась совсем иная жизнь.

Образ Ани Раневской

В пьесе «Вишнёвый сад» Аня выступает представителем молодого поколения, символизирующего собой будущее России. Это хрупкая юная девушка, немного простоватая и наивная, добрая, искренняя. Оставаясь в душе чистым ребёнком, она восторженно смотрит на мир, в котором видит большие возможности для самореализации, обещания счастливой, интересной жизни.

Аня открыта всему новому, в силу своей юности и неиспорченности она не способна лицемерить, лгать, изворачиваться. Рано столкнувшись с трудностями «взрослой» жизни, Аня раньше времени становится практичным, трезво мыслящим человеком. Она видит, какой непутёвой, безответственной, взбалмошной является её мать, но при этом сохраняет к ней и любовь, и жалость.

Аня находится в непростом положении. По сути, она ещё ребенок, однако в силу обстоятельств вынуждена принимать ответственные решения, распоряжаться своей жизнью. Ещё не познав горьких разочарований, она уверенно смотрит в будущее и, подобно Пете Трофимову, намерена приложить все силы для создания новой прекрасной жизни.

Вывод

В пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Аня Раневская, хотя и является второстепенным персонажем, играет заметную роль. Юная, восторженная, искренняя, она способна открыто смотреть правде в глаза и совершать решительные поступки. Особенно примечательно её отношение к саду, которое к концу пьесы меняется с трепетной ностальгии на полное неприятие.

Роль героини заключается в том, чтобы показать возможность перемен даже в самом закостеневшем обществе: юная дворянка, помещица способна открыто протестовать против социального неравенства и стремиться изменить мир в лучшую сторону. Цитатная характеристика Ани Раневской позволит лучше подготовиться к уроку по литературе, написать сочинение или доклад на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Предыдущая

СочиненияХарактеристика Пети Трофимова из пьесы Вишневый сад кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице

Следующая

СочиненияХарактеристика Фирса из пьесы Вишневый сад кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице

Апр
23 2014

Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”

Талантливый писатель, широко образованный человек, видный политический деятель, Фонвизин в своих произведениях не только выступил как выразитель передовых идей общественно-политической жизни России того времени, но и внес неоценимый вклад в сокровищницу русской литературы. Фонвизин первым из русских писателей и драматургов выступил с обличением крепостничества. В своей бессмертной комедии “Недоросль” он очень выразительно изобразил неограниченный произвол помещичьей власти, который принял уродливые формы в период усиления самодержавно-крепостнического строя при Екатерине II. Согласно правилам классицизма, события в комедии происходят в течение одних суток в одном месте — усадьбе помещицы Простаковой. Имена героев чрезвычайно красноречивы, они многое могут рассказать о своих носителях: Правдин, Стародум, Вральман, Скотинин. Неограниченный произвол помещичьей власти в коме-дйи “Недоросль” изображен ярко и выразительно. К. В. Пигарев писал, что “Фонвизин верно угадал и вопло-тил в отрицательных образах своей комедии сущность социальной силы крепостничества, показал типические черты русских крепостников вообще, независимо от занимаемого ими общественного положения”.
Властность, жестокость, невежество, ограниченность помещиков Фонвизин ярче всего раскрыл в отрицательных образах комедии: “Госпожой бесчеловечной, коей злонравие в благоучреж-денном государстве терпимо быть не может”, “презренной фурией” называет крепостницу Простакову Правдин. Что же это за особа? Все поведение Простаковой антисоциально, она — страшная эгоистка, привыкла беспокоиться только о своей выгоде. Множество раз на протяжении всей комедии Простакова демонстрирует свое бесчеловечное отношение к крепостным, которых она и за людей-то не считает, поскольку обращается с ними, как с животными: “А ты, скот, подойди поближе”, “А ты разве девка, собачья ты дочь?
Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет?” Помещица уверена в собственной безнаказанности, за малейшую провинность она готова “прибить до смерти” своих слуг. В своем доме Простакова — властный и жестокий деспот, и не только для крепостных. Мастерски помыкая своим &copy A L L S o c h. r u безвольным мужем, Простакова называет его то “рохлей”, то “уродом”. Она привыкла к его безропотному подчинению. Уродливые формы принимает у Простаковой и ее страстная любовь к единственному сыну — шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке.
Настойчиво и планомерно она передает ему свои главные заповеди жизни: “Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми”, “Не учись этой дурацкой науке”. Сама невежественная и безграмотная настолько, что не может прочесть письма, Простакова понимает, что ее сыну без образования ход на государственную службу закрыт. Она на-’ нимает учителей, просит Мйтрофана немного поучиться, но он перенимает ее враждебное отношение к образованию и просвещению.
“Без наук люди живут и жили”, — уверены Простаковы. Родной брат Простаковой Тарас Скотинин не только не менее дик, ограничен и безнравственен, чем его сестра, но и так же жесток и деспотичен с крепостными, над которыми он не только издевается, но и “мастерски обдирает”. Самое ценное и дорогое у Скотинина в жизни — свиньи.
Этим животным живется у помещика куда лучше, чем людям. Пороки крепостных помещиков, их невежество, жадность, корыстолюбие, эгоизм, самолюбование видны как на ладони, поскольку эти люди сами не считают нужным скрывать их. Они считают, что их власть безгранична и непререкаема. Однако Фонвизин в своей комедии выразительно показал, что крепостное право не только крестьян превращает в безропотных рабов, но и оглупляет и отупляет самих помещиков.
Положительные образы представителей передового дво-рмнетии (Стародум, Правдин, Софья, Милон) противопоставлены в комедии крепостникам-самодурам. Они образованны, умны, обаятельны, человечны. Стародум — настоящий патриот, для которого главное — служение отчизне. Он честен и умен, не терпит лицемерия, готов бороться с несправедливостью.
Стародум требует ограничения произвола царя и помещиков, резко выступая против “двора”, где “по прямой дороге почти никто не ездит” и где “водятся премелкие души”. Отношение Старо дума к крепостничеству выражено в словах: “Угнетать рабством себе подобных беззаконно”. Волнуют его и проблемы воспитания дворянских детей: “Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Лет через пятнадцать и выходит вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин”. Правдин в комедии является единомышленником Стародума, он во всем поддерживает его передовые взгляды.
Именно с помощью этого образа Фонвизин подсказывает один из возможных способов ограничения произвола помещичьей власти. Правдин — государственный чиновник. Убедившись в неспособности Простаковой по-человечески управлять имением, он берет его под опеку.
Таким образом, мы видим что Фонвизин в своей комедии с помощью сатиры обличал произвол и деспотизм русского крепостничества. Ему удалось создать выразительные портреты крепостников-помещиков, противопоставив их как передовому прогрессивному дворянству, так и представителям народа.
Предыдущие Сочинения: Смерть Мармеладова
Следующие Сочинения: Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” . Литературные сочинения!
Лучшие Темы сочинений:
Передовые люди в комедии (образ Стародума)
Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Решение задания ЕГЭ и выводы по теме Фонвизин «Недоросль»
«НЕДОРОСЛЬ»
«Друг свободы», «сатиры смелый властелин» Фонвизин
«Недоросль»
Новые сочинения:
“Слово о погибели русской земли”
Салон шоколада
Скандинавский эпос
Дружба все победит
Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
День семьи

  • Сочинение а с пушкин и его вклад в развитие русского языка
  • Сочинение авиценны по медицине
  • Сочинение а судьи кто в комедии горе от ума 9 класс по литературе
  • Сочинение а зори здесь тихие сочинение рассуждение
  • Сочинение а зори здесь тихие отзыв о книге