- Сочинения
- По литературе
- Толстой Лев
- Жилин и Костылин разные судьбы
Жилин и Костылин попадают в плен к татарам. Оба они офицеры служащие на Кавказе. С самого начала Костылин показывает себя как трусливую личность, бросая в трудную минуту товарища, беспокоясь только о себе. Он полный, высокий мужчина, ленивый и трусливый.
Жилин же напротив маленький, худенький, добрый, трудолюбивый и целеустремлённый. Огромная тяга к жизни и свободе подвигает его на попытки бегства. Он роет туннель, осматривает территорию, определяя в какую сторону нужно бежать.
Когда татары заставляют их писать письма домой с просьбой о выкупе, Костылин пишет, не задумываясь, и просит выслать пять тысяч рублей. Пишет он их не однократно. Жилин же, в первую очередь торгуется, сообщает, что больше пятиста рублей не даст. Это очень смелый поступок. За что татар, являющийся его хозяином, хвалит его, называя » джигитом» и соглашается на эти условия. Он заботится о своей матери, знает ей достать этих денег негде. Отправляет письмо на другой адрес, лишь бы выиграть время. Сам готовится к побегу.
Пока они находятся в плену Жилин не может сидеть без дела, лепит кукол, для татарской девочке, с которой он подружился. Занимается ремонтом часов, корзиночки плетёт. Костылин же всё лежит, скучает, пишет письма и охает.
Первая попытка бегства не удалась. Благодаря Костылину, который был невынослив и слаб. И тут товарищ его не бросил, а потащил на себе, несмотря на то, что он был меньше. Не оставил товарища в беде, как поступил тот ранее. Они не смогли далеко уйти, их поймали и вернули хозяину. Бросили уже в яму, из которой не вылезти.
И тут ему помогает, та самая татарская девочка, с которой он подружился. Она его подкармливает. Сообщает что их должны убить. Опускает в яму палку по которой он выбирается. Костылин же бежать в этот раз не захотел. Сказав, что не сможет и остался ждать выкупа. Прощаясь со своим любимцем, девочка дала ему в дорогу хлеба и не смогла сдержать слёз.
Благодаря своим положительным качествам, целеустремлённости и выносливости Жилин добрался до своей крепости. Оставалось совсем немного, когда его заметили татары и кинулись за ним. Превозмогая боль и усталость, со всех сил бросился бежать и кричать офицерам, которые были возле крепости. Так как солдат было больше чем татар, они развернулись.
А Костылина, ещё через месяц выкупили еле живого.
Казалось бы два офицера, а какие разные у них характеры и судьбы…
Вариант 2
В рассказе Толстого читатель знакомится с двумя разными характерами. Первый герой, оказавшись в плену начинает думать о побеге. Он стремится делать для татар полезные вещи: ремонтирует одежду, делает глиняных кукол, поэтому татары стали доверять ему. В этот момент мужчина качественно планирует побег, высматривая все доступные места. Он два раза совершает побег из плена: первый терпит провал, так как товарища Костылина нет сил на преодоление трудностей. В одиночестве он смог выйти из сложного положения. По приказу похитителей он пишет письмо маме, но стремится, чтобы она прочитала его письмо. У старой женщины нет денег для освобождения сына, а расстраивать ее он не хотел. Он стремился к побегу, но он понимает, что за провалом плана ему грозит наказание.
После неудачного побега у пленников изменились условия жизни, так как их стали плохо кормить, а движение ограничивали стальные колодки. Они оказались в глубокой яме. Наш герой умел делать кукол из глины, поэтому нравился девочке Дине. Он дарил ей красивых кукол. Когда мать девочки увидела игрушку, то разбила шедевр, но герой продолжал мастерить игрушки, оказывать посильную помощь татарам. До первого побега ему разрешали гулять по окрестностям.
Второй персонаж — Костылин оказался нежным и трусливым человеком. Он спокойно ждет, когда за него заплатят деньги. Жилин заставил его бежать из плена, но потом жалеет о поступке. Еще Жилину пришлось нести товарища, чтобы не оставить его в бедственном положении. Когда они скакали на лошадях, то за ними гнались татары. В этот момент Костылин скрылся, выдав друга. Его взяли в плен, но он продолжает ждать выкупа. Еще его могли убить при отсутствии 5 тысяч для выкупа, когда Костылин мог сумму меньше для выкупа, чтобы родственники могли быстрее собрать и отправить деньги. В результате плен сильно испортил здоровье.
В плену Жилин надеется на свои силы. Он был из бедной семьи, а обеспеченные родители не могли прийти ему на помощь. Второй побег пленника прошел удачно, а спасли положения русские войска, услышав призыв о помощи. Враги могли убить пленников. Русские солдаты приближались к вражеским позициям, поэтому татары хотели убить пленников.
В произведении мне нравится Жилин. Он обладает трудолюбием, смекалкой, поэтому рассчитывает на свои силы. Товарищ Жилина не разделяет его оптимизма, поэтому ему не нужно отправляться на войну. Он не принимал активного участия в реальных сражениях, а при возникшей опасности он бросает товарища в бедственном положении.
Рассуждение Разные судьбы героев
В произведении Толстого мы сталкиваемся с двумя противоположными жизненными судьбами. Первый герой, угодив в плен не унывает и размышляет о вариантах побега. Он старается быть чем — то полезным татарам. Оказывал помощь в ремонте одежды, выполнял из глины кукол. Не отказывался от выполнения никакой работы. И поэтому татары лучше стали к нему относиться! Постоянно строит план на побег, высматривает все места, где ему удаётся побывать. Совершает два побега: первый неудачный, так как его товарищ Костылин неповоротлив, неуклюж и очень слаб. Без него, я думаю, что он смог спастись. По приказу похитителей он написал письмо, но так, чтобы оно не дошло до матери. Так как денег у неё нет, а расстраивать её Жилин не хотел. Он очень любил свою мать и тянулся к свободе. Ему было известно, что после побега избиения не миновать.
Когда их поймали после первого побега, то условия жизни пленников намного ухудшились, Кормить стали ещё хуже, силы были на исходе, движению мешали колодки. После первого побега их посадили в яму. Наш герой очень хорошо мастерил кукол из глины и этим полюбился татарской дочке Дине. Он ей кидал свои поделки. Увидев мать девочки, разбила игрушку, но наш герой не унывал, он всё время мастерил, чем — то помогал и расположил к себе врагов. До первого побега ему было разрешено прогуливаться по местности.
Противоположный персонаж — Жилин. Избалован, изнежен и упитан. Он спокойно ждёт выкупа. Однако, Жилин смог его заставить совершить первый побег. Но, потом жалеет об этом. Потому, что он медленный, потом ещё Жилину пришлось тащить его на себе. Он не бросает товарища. А когда они скакали на лошадях и на них напали татары, то Костылин скрылся и предал своего друга и товарища. Но, всё равно был взят в плен. И вот он сидит и ждёт, пока за него внесут выкуп. Могли и убить, если б выкуп не принесли. Плюс он поступает не разумно и написал большую за себя сумму выкупа, равную пять тысяч. Возможно, другая сумма быстрее была оплачена. А так здоровье сильно испортилось и это теперь на всю жизнь!
С самого начала Жилин действует, надеяться не на кого, только на себя. Помогло ему то, что он из бедной семьи и привык себя выручать. И второй побег был удачен. Спасло его, то что рядом воевали русские воины. Они увидели и услышали просьбу о помощи, таким образом наш герой был спасён. А Жилина и Костылина могли убить. Русские солдаты приближались, и поэтому разговор шёл об убийстве пленников.
Мне нравиться Жилин. Он трудолюбив, смекалист и надеется только на себя! Товарищ Жилина не способен на подвиг, поэтому таким на войне делать нечего! Он не участвовал в настоящих сражениях и струсил при первой опасности, бросил товарища в беде.
Сочинение 4
В рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник» действуют два персонажа — Жилин и Костылин. Они вместе оказываются в татарском плену, но ситуация разрешается по-разному для каждого из них.
Жилин активно проводит время. Он не унывает. Герой чинит вещи, делает игрушки для детей. Жители аула приносят ему разные предметы для починки. Татары восхищаются своим пленником. Костылин, наоборот, поддался апатии. Он грустит, спит и ничего не делает.
Герои задаются вопросом: как спастись из плена? Татары обещают освободить их за выкуп. Костылин соглашается и даже не пытается снизить сумму. Он написал своей семье письмо с требованием татар. Жилин, напротив, снизил сумму выкупа до минимума, но даже эти 500 рублей были очень важны для его матери. Он проявил находчивость и обманул врагов, сказав им неверный адрес его дома.
Жилин надеялся лишь на себя. Он планировал устроить побег. Для этого в свободное время он был яму. Костылин же полагался только на своих родных, которые пришлют деньги. У этих героев было разное видение способов разрешения проблемы.
Жилин был добрым и честным человеком. Он не мог предать товарища или знакомого, поэтому, совершая побег, он взял с собой Костылина. Именно это и сорвало его план. Костылин ныл, что ему тяжело идти, что он стер до крови свои ноги. Жилин не бросил его и решил помочь другу, взяв его на свою спину. Это характеризует Жилина как смелого, сильного человека, который всегда поступает по совести. А Костылин в этой ситуации показал свою слабость, как моральную, так и физическую.
В результате пленников опять поймали. Теперь они вели себя осторожнее. Дина, дочка одного из татар, помогла Жилину сбежать во второй раз. Костылин так и остался в плену до тех пор, пока его семья не передала выкуп.
У этих персонажей разные судьбы из-за того, что и характеры у них разные. Жилин — человек сильный, храбрый, отважный, умный. Костылин — мягкий, слабовольный глупец. Их фамилии много говорят об их характере. Жилин — маленький, но активный, «жилистый» мужчина. Костылин — это тучный, слабый персонаж, который нуждается в подмоге, помощи окружающих — своеобразном «костыле».
Симпатии Льва Толстого непременно на стороне Жилина. Он подчеркивает, что таким и должен быть человек — находчивым, сообразительным, смелым, должен сам находить выход из жизненных сложностей. И, напротив, осуждает Костылина за его мягкость и трусость, уныние.
Для 5 класса
Также читают:
Картинка к сочинению Жилин и Костылин разные судьбы
Популярные сегодня темы
- Сочинение по повести Портрет Гоголя
Знаменитый литератор Н.В. Гоголь мог видеть в жизни, не просто настоящее великолепие, но и тяжелую реальность. Северная столица оказывается для него угрюмым и бледным городом
- Образ и характеристика Княжны Мери в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение
Княжна Мери – героиня замечательной, легендарной повести Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель полностью вдается в детали сложного, парой непредсказуемого характера юной
- Сочинение Вид из моего окна летом 6 класс
Из окна моего летом хороший вид. Особенно мне нравится им наслаждаться, когда на улице очень жарко, а у нас дома работает кондиционер. Вот так можно, если мы не в деревне
- Сочинение Николай и Вера в рассказе Куст сирени Куприна
Вера Алмазова, является одним из ведущих персонажей произведения «Куст сирени». Это молодая женщина, состоящая в браке с малосостоятельным офицером Николаем Алмазовым.
- Сочинение Анализ рассказа Белый пудель Куприна
Чаще всего, кто имеет животных, относится к ним как друзьям. Рассказ Куприна подтверждение этому. В повествовании заложен глубокий смысл. Рассказ «Белый пудель» не придуман, автор его взял из жизни.
В 5-м классе мы начинаем учиться писать сочинения. Первое сочинение в жанре сравнительной характеристики — «Жилин и Костылин» (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). Вместе с ребятами составляем план и вместе пишем вступление. Предствавляю несколько наиболее удачных работ пятиклассников.
Сочинение
Жилин и Костылин: сравнительная характеристика героев
(по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)
План
1. Вступление
2. Основная часть
2.1. Как ведут себя герои в ситуации смертельной опасности? (Встреча с татарами, когда героев берут в плен)
2.2. Как ведут себя герои, когда с них требуют выкуп?
2.3. Как ведут себя герои в плену?
2.4. Как ведут себя герои во время побега?
2.5. Как сложилась судьба героев?
3. Заключение.
3.1. Как воспитать в себе качества, достойные уважения?
Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение?
Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Когда Жилин повстречал татар, он крикнул Костылину: «Неси ружьё!». Но Костылина не оказалось, он сбежал, как последний трус. Тогда Жилин подумал: «Хоть я и один, буду биться до последнего! Не дамся же живой!»
В плену они ведут себя по-разному. Жилин делал кукол, чинил вещи и думал, как сбежать. Костылин спал и ничего не делал.
Жилин сразу письмо писать не стал, чтобы не расстраивать родных, ну а Костылин быстро написал письмо и ждал выкуп.
Жилин пытался найти способ сбежать, а Костылин опустил руки и ждал, когда их спасут. К Жилину жители аула относятся с уважением. Отношение к Жилину гораздо лучше, чем к Костылину, потому что Жилин всем помогал, чинил вещи, мастерил кукол, лечил народ, а не лежал и спал.
Характеры у этих героев совершенно разные. Жилин упорный, всегда добивается своего и побеждает, он хотел сбежать – он и сбежал первый, а Костылина выкупили еле живым. Я бы подражала Жилину, так как он смелый, достойный уважения, упорный.
О Костылине мне читать было не очень приятно, он вечно медлил, ленился , а о Жилине мне читать было приятно: он попался в плен ещё раз из- за Костылина, но даже во второй раз он предлагает бежать с ним, не бросает его.
Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному потому, что у них разные характеры. Одни вызывают уважение, потому что даже в трудной ситуации не теряют гордость и достоинство.
Нужно с детства приучать себя к достоинству, чтобы в трудной ситуации поступить так же, как Жилин.
Чугунова София, 5″А» класс
Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
«Служили на Кавказе два офицера: Жилин и Костылин», — так начинается рассказ.
Однажды они выехали из крепости в сопровождении солдат. Тогда было жаркое лето, а обоз шёл очень медленно. Костылин предложил Жилину поехать одним, ведь у него было ружьё.
Заехав в ущелье, они увидели татар. Костылин забыл в ту же секунду и про друга, и про ружьё и бросился опрометью в крепость. Он не подумал, что Жилин в большой опасности. Костылин даже не захотел попытаться помочь товарищу. Когда Жилин понял, что не сможет уйти от погони, решил, что так просто не сдастся и хоть одного татарина зарубит шашкой.
Жилина все же пленили. Он уже несколько дней находился в ауле. Татары сразу стали требовать выкуп. Скоро и Костылина привезли в аул. Оказывается, что он уже написал письмо домой, чтобы выслали выкуп – пять тысяч рублей. Жилин же торгуется, потому что он думает о матери, которая не сможет найти таких денег. И адрес на письме он пишет неправильно, так как решил самостоятельно бежать из плена.
В плену Жилин не раскисал. Он делал кукол для Дины и других детей, чинил часы, «лечил» или ходил по аулу. Жилин высматривал путь к побегу. В сарае делал подкоп. А Костылин «только спал или по целым дням сидел в сарае и считал дни, когда письмо придёт». Для своего спасения он ничего не предпринимал.
И вот они сбежали. Костлин постоянно жаловался на боль в ногах, одышку, он не думал об осторожности, закричал, хотя знал, что недавно мимо них проехал татарин. Жилин вел себя по-мужски. Он не бежал из плена один, а звал Костылина. Он взвалил себе на плечи ноющего от боли в ногах и усталости Костылина, хотя сам был не в лучшей форме. Эта попытка бегства все же не удалась из-за поведения Костылина.
В конце концов Жилин спасся из плена. Ему помогла в этом Дина. Костылина же через месяц выкупили чуть живого.
Вот так разные характеры влияют на судьбу человека. Жилин вызывает у меня уважение за свой сильный характер, смелость, выносливость, умение постоять за себя и за товарища, целеустремленность. Костылин же только презрение из-за своей трусости, лени.
Мне кажется, качества, достойные уважения, нужно начинать воспитывать с малого, ведь так мы начинаем воспитывать в себе те качества, которыми обладал Жилин!
Осипова Елизавета, 5″А» класс
Как воспитать в себе качества, достойные уважения? Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Жилин и Костылин – два офицера, которые служили на Кавказе.
Костылин, когда увидал татар, показал свою трусость и бросил товарища в беде: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». Жилин, в отличие от Костылина, проявил себя героически и до конца боролся за свою свободу: « … не дамся же живой».
Когда их обоих взяли в плен и начали требовать с них выкуп, Костылин испугался за свою жизнь и сделал все так, как ему сказал хозяин. Жилин не побоялся угроз татар и не хотел платить выкуп, так как планировал сбежать.
Костылин целыми днями сидел в сарае, ждал денег. Жилин проявил себя как человек умелый и заслуживающий доверие хозяина. Но когда Жилин ходил по аулу, он пытался придумать план побега.
Когда Жилин предложил Костылину бежать, тот пытался его отговорить, боялся, что их заметят. Жилин по звездам узнает, в какую сторону им идти. Но Костылин долго не протянул, он сдается и говорит товарищу, чтобы тот оставил его. Жилин был не таким человеком, как Костылин, и поэтому не мог бросить товарища в беде. Их заметили татары, « …схватили, посвязали, посадили на лошадей, повезли».
Стала жизнь героев еще хуже. Но Жилин даже в такой ситуации продолжал думать о побеге. Когда он предложил это товарищу, Костылин, как мне кажется, совершил единственный человеческий поступок. Он не захотел быть обузой для товарища. Жилин успешно выбрался из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли».
Каждый человек в одинаковых ситуациях проявляет себя по-разному. Мне кажется, из-за человеческих качеств. Одни люди думают только о себе, как Костылин. Другие, такие как Жилин, думают и о других: « … не годится товарища бросать».
Некоторые люди вызывают уважение, потому что они думают не только о себе, но и о других. Они не отчаиваются, а продолжают бороться, как Жилин: « … не дамся же живой». Другие делают все, что им говорят. И бросают своих товарищей, как Костылин: « А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».
Мне кажется, эти качества воспитываются в семье. Надо преодолевать свои страхи.
Волков Павел, 5″А» класс
Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение?Жилин и Костылин — герои рассказа Л.Н. Толстого, офицеры.
Жилин при встрече с татарами проявил смелость, бесстрашие и не хотел сдаваться до конца, а Костылин поступил как трус и предатель. Он бросил своего товарища в беде, а сам сбежал.
Когда с Жилина и Костылина требовали выкуп, наши герои вели себя по-разному. Жилин торговался и не уступал, да к тому же написал неправильный адрес. Он, как настоящий мужчина, рассчитывал только на собственные силы. Костылин же, напротив, не сопротивлялся и написал письмо с просьбой выкупить его за пять тысяч монет.
В плену Жилин и Костылин проявляют себя по-разному. Жилин старался расположить к себе жителей аула. Он был мастер на все руки: он чинил вещи, мастерил игрушки для детей и многое другое. А Костылин тем временем ничего не делал, спал и ждал выкупа. Жилин верил в себя и надеялся на лучшее, а Костылин показал свою лень, трусость и слабость.
Во время побега Жилин проявил смелость и преданность по отношению к своему товарищу. Жилин был выносливей, чем Костылин, хоть он и устал, но продолжал идти. Костылин был слабым и нестойким. Поэтому их и поймали.
Судьба у наших героев сложилась по-разному. Жилин не потерял надежды и совершил второй побег. Этот побег оказался удачным. Костылина выкупили через месяц. Он был еле живой.
Таким образом, на протяжении всего рассказа Жилин демонстрирует своё мужество и храбрость, а Костылин – лень и трусость.
Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному, потому что не у всех хватает самообладания и силы духа… Кто-то сильнее, кто-то слабее. Мне кажется, все зависит от характера человека. Одни люди вызывают у нас уважение, потому что они совершают хорошие и мужественные поступки, а другие – презрение, потому что они трусливы и проявляют плохие стороны своего характера. Чтобы воспитать в себе качества, достойные уважения, надо стараться преодолевать свои страхи и не боятся иногда рисковать.
Галкина Татьяна, 5″А» класс
Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» основан на реальных событиях, произошедших на Кавказе во время войны русских с горцами. Информацией для этой повести стали события из жизни самого Л.Н. Толстого на Кавказе и воспоминания солдат и офицеров, воевавших во время той войны и побывших в плену.
Сочинение по произведению «Кавказский пленник»
Вариант 1
Жилин и Костылин служили офицерами на Кавказе. Первый был из обнищавшей помещичьей семьи, а второй из богатой. Жилин не обладал большими физическими данными: ростом был не высок, зато силен, умен, да удал. Костылин — мужчина грузный, пухлый и слабохарактерный.
В рассказе показаны взаимоотношения людей разных народов, полов и возрастов. Здесь вскрываются человеческие пороки: трусость, жадность, предательство, высокомерие, жестокость, мстительность. Но любовь, дружба, доверие, храбрость, доброта, упорство и находчивость побеждают и приводят к счастливому концу.
В плену Жилин старался присматриваться к людям, старался познакомиться с ними поближе, все время занимал себя работой, даже «лечил» больных врагов. Все это дало свои плоды — он познакомился с девочкой Диной. Характеры Жилина и татарочки Дины схожи: добрые, заботливые, искрение и смелые. Маленькая девочка и взрослый мужчина быстро нашли общий язык, и в ответ на подаренные Жилиным незатейливые игрушки Дина приносила ему то кусок жаренной баранины, то лепешек или молока, а самое главное — спасла ему жизнь.
На протяжении всего произведения Костылин показал себя с отрицательной стороны. Это трусость и предательство при встрече с врагами. В тот момент, когда Жилин и Костылин увидели татар, он сразу бросил ружье и пустил коня в прочь, даже не подумав о своем товарище; бездействие и замкнутость в плену, у него не было даже мысли о побеге. Он не разговаривал с татарами, так как считал себя выше их, не общался с жителями аула, просто ждал выкупа; эгоизм и безразличие в отношении Жилина проявились и в тот момент, когда они повстречали татар, и в первом побеге, когда Костылин отказался идти и все время охал и стонал, что и позволило татарам найти их.
После неудавшегося побега жизнь пленников еще ухудшилась. Но даже в этих условиях смелый Жилин не сложил рук и продолжал мечтать о побеге. И в этот момент в Костылине как будто что-то проснулось, и он совершил первый и единственный благородный поступок на протяжении всего произведения — отказался идти во второй побег, дабы не стать обузой Жилину.
После всех трудностей Жилин успешно сбежал из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли». Главная мысль рассказа — бессмысленность войны. Итог войны между народами, государствами всегда печален: огромные жертвы и потери. А дружба вечна!
Вариант 2
В конце 19-го века великий русский писатель Л. Н. Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором он частично пересказал историю о том, как сам попал в плен к татарам во времена своей службы на Кавказе.
Один из главных героев рассказа – офицер Жилин, происходящий из бедных дворян. Его пожилая мать попросила навестить ее, и для этого он покинул гарнизон, отправившись вместе с обозом.
По дороге героя захватили в плен татары. Это произошло из-за того, что его товарищ по фамилии Костылин бросил его, ускакав вместе с ружьем. Жилина отвезли в аул, заковали в колодки и закрыли в сарае. Утром он был продан Абдулу. Хозяин наказал дочери Дине дать пленнику хлеба и воды, так они с девочкой и познакомились. Несмотря на то, что инородец настораживал Дину, он одновременно вызывал у нее интерес. Спустя какое-то время они подружились. Жилин развлекал девочку, вылепливая из глины для нее кукол, а она тайком приносила ему вкусную еду (лепешки и мясо). В плену он все же встретился с Костылиным, его тоже поймали и продали тому же хозяину.
С течением времени герой ужился с татарами, всячески помогал им, а Абдул запирал его в сарае только на ночь. Но он все равно оставался пленником и мечтал сбежать. Для этого он долго копал подкоп. И в одну из ночей Жилин вместе с Костылиным соверши попытку побега, но, к сожалению, неудачную. Их поймали и привезли обратно в аул. Там беглецов вновь заковали и бросили в яму. Но на помощь Жилину снова пришла дочь хозяина. Она помогла ему бежать, не заботясь при этом о собственной судьбе. Герою приходится преодолеть большое расстояние с колодками на ногах, но он выбирается.
Рассказ оказался очень интересным и поучительным. Он написан просто, без прикрас. Думаю, автор хотел сказать, что никогда нельзя опускать рук. Из любой ситуации можно найти выход, если достаточно сильно этого захотеть и приложить усилия.
Вариант 3
Рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» я прочитал с большим удовольствием. Я вообще люблю книжки о войне и о приключениях настоящих героев, а эта понравилась мне особенно. Автор описал события очень реалистично. Наверное, это удалось ему потому что он сам участвовал в войне, о которой рассказывает читателям.
Главных героев в произведении Толстого три. Это офицеры русской армии Жилин и Костылин, а еще девочка Дина – дочка татарина. События происходят в конце 19 века, когда Россия воевала с горцами на Кавказе. Жилин – положительный герой. Он храбрый, сильный, честный, трудолюбивый, решительный и очень целеустремленный. Именно таким, я считаю, должен быть мужчина и настоящий солдат. «Но как же тогда этот воин оказался в плену?» — спросите вы. А во всем был виноват Костылин, из-за трусости которого товарищи попались татарам. Этот Костылин совсем не похож на Жилина. С него вряд ли можно брать пример. Он ленивый, трусливый и безответственный – хочет, чтобы все за него делали другие люди. А еще Костылин вечно ноет и жалуется вместо того чтобы действовать.
Когда офицеры попали в плен, татары потребовали за них выкуп. Они хотели получить по пять тысяч за каждого. Костылин ждал, что за него дадут эти деньги и написал письмо родным. А вот Жилин – совсем другое дело. Он не собирался расстраивать больную маму и решил, что выберется из ловушки сам. А пока присматривался к татарам и даже сумел с ними подружиться. Особенно понравился Жилин дочке его хозяина Дине. Она жалела офицера и носила ему покушать. Ее тоже можно отнести к положительным героям, ведь девочка очень рисковала, помогая пленнику. И вот, свершилась первая попытка побега. Жилин не хотел бросать товарища одного и уговорил его тоже пойти. И опять из-за Костылина все провалилось! Ему натерла обувь и он отказывался идти дальше. Ныл и жаловался всю дорогу, пока Жилин не понес его на своей спине. И это притом, что был намного худее толстого друга!
Из-за капризов Костылина уйти далеко не удалось, и солдат поймали татары. Это был самый волнительный для меня момент. Я очень переживал за Жилина, который столько всего сделал для побега… А теперь ему грозила верная смерть. Офицеров вернул к тому же татарину. И девочка Дина опять стала их подкармливать. Условия были ужасные – намного хуже, чем в первый раз. И, наверное, если бы не ее забота, пленники бы умерли с голоду. А потом Дина помогла Жилину бежать снова. Она принесла ему высокий шест, и он смог выбраться из глубокой ямы. А Костылин от побега отказался. Он остался ждать выкуп.
Рассказ «Кавказский пленник» закончился хорошо. Жилину удалось пробраться к своим, и он снова отправился воевать. И даже Костылина освободили. Деньги за него прислали товарищи. Я считаю, что в своем произведении автор хотел показать, каким должен быть настоящий мужчина. Его даже враги уважают! А вот таким как Костылин быть нельзя. Лень, трусость и слабость вредят не только ему, но и окружающим. Можно сказать, что он настоящий паразит!
Прочитав рассказ, я понял: если ты смелый, решительный и целеустремленный, у тебя все получится. Мечта обязательно сбудется у того, кто упрямо идет к ней и не прячется от опасности в кусты!
«Кавказский пленник» − сочинение по плану (5 класс)
Вариант 1
План
- Жилин и Костылин
- Характеристика военнопленных
- Мое мнение
Л.Н. Толстой великий русский писатель. Герои его рассказа «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.
Жилин в рассказе является положительным героем. Он сильный, честный, с доброй душой и готов идти вперед, несмотря ни на что. Он очень хороший солдат. Однако попадает в плен к татарам. И все почему? Ответ прост: из-за трусости своего товарища. Костылин же наделен совсем противоположными чертами характера — труслив, ленив и не ответственный. Он жалок, постоянно ноет и желает, чтобы все за него делали другие люди. С него вряд ли можно брать пример.
Татары схватили их в плен с целью выкупа. Костылин написал домой письмо, сидел и ждал, что за него дадут выкуп. А вот Жилин совсем наоборот – он не хотел расстраивать больную маму и решает выбраться сам. У него это получилось бы, если бы не товарищ, который во второй раз его подвел.
Рассказ заканчивается тем, что Жилин все-таки своими силами выбирается. А Костылин еще долго ждал своей свободы. Это поучительное произведение не зря включено в школьную программу. Оно учит детей быть честными и добиваться всего своими силами, как это сделал Костылин. Когда случается беда нужно думать не только о себе, но и о близких.
Вариант 2
План
- Дина
- Дружба Дины и Жилина
- Мое мнение
Произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» повествует о повседневном быту людей, о их качествах, о доброте и чести. Описываемая история, основана на реальных событиях, которые происходили на Кавказе. Но речь пойдет о девочке Дине. Дина – дочь татарина, которому продали Жилина и Костылина. Отец наказал дочери дать хлеба с водой Жилину, так они и познакомились. Этот человек интересовал, так как был чужим, и в то же время пугал, Дину.
Через некоторое время они подружились. Жилин делал ей и другим ребятишкам игрушки из глины. А она, в благодарность за это, тайком носила ему вкусную еду, мясо и лепешки. Девочка прониклась добром и сочувствием к пленнику, ведь он по мере своих возможностей пытался творить добро. После неудачного побега, солдат кидают в яму. Из еды приносили только сырое тесто, но и тут девочка приходит на помощь, и так же украдкой приносит им еду. Когда Иван собрался бежать во второй раз, Дина ему и в этом помогла. Тринадцатилетняя девочка осмелилась и опустила в яму длинную палку, по которой Жилин выбрался.
В рассказе доброта выражена через главного героя, Дину. Эта девушка очень добра ко всем, кто к ней относится хорошо. При этом очень смелая. Она спасла жизнь офицера, и достойна восхищения. Девочка не побоялась отца, она боролась за жизнь человека, который дарил ей добро и частичку счастья.
Вариант 3
План
- Герои рассказа
- Выбор каждого
- Мое мнение
Рассказ «Кавказский пленник» написал великий писатель Лев Николаевич Толстой. Повествование идет о войне, о человеческой доброте, об упорном стремлении найти выход в трудной жизненной ситуации. Главные герои — Жилин, Костылин и Дина. Жилин отправляется проведать свою больную мать. По пути домой встречает своего товарища. Однако они попадают в плен, по вине Костылина.
Находясь в плену, офицеры ведут себя по-разному: Костылин ждет, что за него дадут выкуп и постоянно боится. Ничего не хочет предпринимать. А вот Жилин наоборот, он остается сильным и не теряет самообладание. Иван стремится сбежать всеми возможными способами. В плену он знакомится с Диной, дочкой татарина. Для девочки делает кукол из глины, а она за это его тайком подкармливает. Они подружились. После первого неудачного побега узников бросили в яму. Когда Жилин пытается сбежать второй раз, она ему помогает выбраться из ямы.
Так чему же учит рассказ? Во- первых, никогда не стоит опускать руки. Жилин стремился сбежать, у него это получилось. Он не падал духом. А во-вторых, это любовь к людям. Дина помогала совершенно незнакомому человеку, можно сказать врагу. Он творил добро и в ауле его любили. Так вот, каждый герой получил свое.
Сочинение «Жилин и Костылин: сравнительная характеристика героев»
Вариант 1
План
- Вступление
- Основная часть
- Как ведут себя герои в ситуации смертельной опасности? (Встреча с татарами, когда героев берут в плен)
- Как ведут себя герои, когда с них требуют выкуп?
- Как ведут себя герои в плену?
- Как ведут себя герои во время побега?
- Как сложилась судьба героев?
- Заключение.
- Как воспитать в себе качества, достойные уважения?
Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Когда Жилин повстречал татар, он крикнул Костылину: «Неси ружьё!». Но Костылина не оказалось, он сбежал, как последний трус. Тогда Жилин подумал: «Хоть я и один, буду биться до последнего! Не дамся же живой!»
В плену они ведут себя по-разному. Жилин делал кукол, чинил вещи и думал, как сбежать. Костылин спал и ничего не делал. Жилин сразу письмо писать не стал, чтобы не расстраивать родных, ну а Костылин быстро написал письмо и ждал выкуп.
Жилин пытался найти способ сбежать, а Костылин опустил руки и ждал, когда их спасут. К Жилину жители аула относятся с уважением. Отношение к Жилину гораздо лучше, чем к Костылину, потому что Жилин всем помогал, чинил вещи, мастерил кукол, лечил народ, а не лежал и спал.
Характеры у этих героев совершенно разные. Жилин упорный, всегда добивается своего и побеждает, он хотел сбежать – он и сбежал первый, а Костылина выкупили еле живым. Я бы подражала Жилину, так как он смелый, достойный уважения, упорный.
О Костылине мне читать было не очень приятно, он вечно медлил, ленился , а о Жилине мне читать было приятно: он попался в плен ещё раз из- за Костылина, но даже во второй раз он предлагает бежать с ним, не бросает его.
Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному потому, что у них разные характеры. Одни вызывают уважение, потому что даже в трудной ситуации не теряют гордость и достоинство.
Нужно с детства приучать себя к достоинству, чтобы в трудной ситуации поступить так же, как Жилин.
Вариант 2
Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
«Служили на Кавказе два офицера: Жилин и Костылин», — так начинается рассказ.
Однажды они выехали из крепости в сопровождении солдат. Тогда было жаркое лето, а обоз шёл очень медленно. Костылин предложил Жилину поехать одним, ведь у него было ружьё.
Заехав в ущелье, они увидели татар. Костылин забыл в ту же секунду и про друга, и про ружьё и бросился опрометью в крепость. Он не подумал, что Жилин в большой опасности. Костылин даже не захотел попытаться помочь товарищу. Когда Жилин понял, что не сможет уйти от погони, решил, что так просто не сдастся и хоть одного татарина зарубит шашкой.
Жилина все же пленили. Он уже несколько дней находился в ауле. Татары сразу стали требовать выкуп. Скоро и Костылина привезли в аул. Оказывается, что он уже написал письмо домой, чтобы выслали выкуп – пять тысяч рублей. Жилин же торгуется, потому что он думает о матери, которая не сможет найти таких денег. И адрес на письме он пишет неправильно, так как решил самостоятельно бежать из плена.
В плену Жилин не раскисал. Он делал кукол для Дины и других детей, чинил часы, «лечил» или ходил по аулу. Жилин высматривал путь к побегу. В сарае делал подкоп. А Костылин “только спал или по целым дням сидел в сарае и считал дни, когда письмо придёт”. Для своего спасения он ничего не предпринимал.
И вот они сбежали. Костлин постоянно жаловался на боль в ногах, одышку, он не думал об осторожности, закричал, хотя знал, что недавно мимо них проехал татарин. Жилин вел себя по-мужски. Он не бежал из плена один, а звал Костылина. Он взвалил себе на плечи ноющего от боли в ногах и усталости Костылина, хотя сам был не в лучшей форме. Эта попытка бегства все же не удалась из-за поведения Костылина.
В конце концов Жилин спасся из плена. Ему помогла в этом Дина. Костылина же через месяц выкупили чуть живого.
Вот так разные характеры влияют на судьбу человека. Жилин вызывает у меня уважение за свой сильный характер, смелость, выносливость, умение постоять за себя и за товарища, целеустремленность. Костылин же только презрение из-за своей трусости, лени.
Мне кажется, качества, достойные уважения, нужно начинать воспитывать с малого, ведь так мы начинаем воспитывать в себе те качества, которыми обладал Жилин!
Вариант 3
Как воспитать в себе качества, достойные уважения? Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Жилин и Костылин – два офицера, которые служили на Кавказе.
Костылин, когда увидал татар, показал свою трусость и бросил товарища в беде: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». Жилин, в отличие от Костылина, проявил себя героически и до конца боролся за свою свободу: «… не дамся же живой».
Когда их обоих взяли в плен и начали требовать с них выкуп, Костылин испугался за свою жизнь и сделал все так, как ему сказал хозяин. Жилин не побоялся угроз татар и не хотел платить выкуп, так как планировал сбежать.
Костылин целыми днями сидел в сарае, ждал денег. Жилин проявил себя как человек умелый и заслуживающий доверие хозяина. Но когда Жилин ходил по аулу, он пытался придумать план побега.
Когда Жилин предложил Костылину бежать, тот пытался его отговорить, боялся, что их заметят. Жилин по звездам узнает, в какую сторону им идти. Но Костылин долго не протянул, он сдается и говорит товарищу, чтобы тот оставил его. Жилин был не таким человеком, как Костылин, и поэтому не мог бросить товарища в беде. Их заметили татары, «…схватили, посвязали, посадили на лошадей, повезли».
Стала жизнь героев еще хуже. Но Жилин даже в такой ситуации продолжал думать о побеге. Когда он предложил это товарищу, Костылин, как мне кажется, совершил единственный человеческий поступок. Он не захотел быть обузой для товарища. Жилин успешно выбрался из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли».
Каждый человек в одинаковых ситуациях проявляет себя по-разному. Мне кажется, из-за человеческих качеств. Одни люди думают только о себе, как Костылин. Другие, такие как Жилин, думают и о других: «… не годится товарища бросать».
Некоторые люди вызывают уважение, потому что они думают не только о себе, но и о других. Они не отчаиваются, а продолжают бороться, как Жилин: «… не дамся же живой». Другие делают все, что им говорят. И бросают своих товарищей, как Костылин: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».
Мне кажется, эти качества воспитываются в семье. Надо преодолевать свои страхи.
Вариант 4
Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Жилин и Костылин — герои рассказа Л.Н. Толстого, офицеры.
Жилин при встрече с татарами проявил смелость, бесстрашие и не хотел сдаваться до конца, а Костылин поступил как трус и предатель. Он бросил своего товарища в беде, а сам сбежал.
Когда с Жилина и Костылина требовали выкуп, наши герои вели себя по-разному. Жилин торговался и не уступал, да к тому же написал неправильный адрес. Он, как настоящий мужчина, рассчитывал только на собственные силы. Костылин же, напротив, не сопротивлялся и написал письмо с просьбой выкупить его за пять тысяч монет.
В плену Жилин и Костылин проявляют себя по-разному. Жилин старался расположить к себе жителей аула. Он был мастер на все руки: он чинил вещи, мастерил игрушки для детей и многое другое. А Костылин тем временем ничего не делал, спал и ждал выкупа. Жилин верил в себя и надеялся на лучшее, а Костылин показал свою лень, трусость и слабость.
Во время побега Жилин проявил смелость и преданность по отношению к своему товарищу. Жилин был выносливей, чем Костылин, хоть он и устал, но продолжал идти. Костылин был слабым и нестойким. Поэтому их и поймали.
Судьба у наших героев сложилась по-разному. Жилин не потерял надежды и совершил второй побег. Этот побег оказался удачным. Костылина выкупили через месяц. Он был еле живой.
Таким образом, на протяжении всего рассказа Жилин демонстрирует своё мужество и храбрость, а Костылин – лень и трусость.
Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному, потому что не у всех хватает самообладания и силы духа… Кто-то сильнее, кто-то слабее. Мне кажется, все зависит от характера человека. Одни люди вызывают у нас уважение, потому что они совершают хорошие и мужественные поступки, а другие – презрение, потому что они трусливы и проявляют плохие стороны своего характера. Чтобы воспитать в себе качества, достойные уважения, надо стараться преодолевать свои страхи и не боятся иногда рисковать.
Характеристика Жилина из рассказа “Кавказский пленник”
Вариант 1
Жилин-главный герой рассказа “Кавказский пленник”.
Он привык всего добиваться сам. Является достаточно обаятельным персонажем и сразу же вызывает симпатию. Он храбрый, в плену вел себя смело и уверенно. Жилина любила даже дворовая собака за то, что он ее подкармливал, это еще раз доказывает, что Жилин положительный персонаж. На протяжении всей повести ему противопоставляется Костылин ‑полная противоположность Жилина. Тем самым, автор подчеркивает положительные качества Жилина. Со временем даже суровые татары прониклись к нему симпатией. Жилин не бросил Костылина даже во время погони, после чего их и поймали. До этого он заручился доверием Дины, которая и помогла ему сбежать. Я считаю, что Жилин яркий пример человека с настоящей широкой русской душой.
Вариант 2
Весь рассказ описывает нам те события, когда Толстому чудом удалось избежать погони, но двое его товарищей попали в плен. Нужно было что-то делать. Это были два русских офицера – Жилин и Костылин. Сразу в глаза бросается то, то их имена очень созвучны, но по значению совершенно разные.
Характер обоих героев тоже очень разный. Когда Жилин ехал к своей матери, то по пути подобрал Костылина. Во время поездки на них напали татары. Жилин повел себя очень храбро и стал защищаться, в то время как Костылин сразу побежал в крепость. Но даже такая трусость не смогла его спасти.
В плену герои тоже по-разному себя ведут. Когда татары сказали им о сумме в 5000 рублей, которую они должны выплатить, то Костылин сразу же написал письмо домой и ждал денег. Жилин, напротив, дал согласие только на 500 рублей, а письмо отправил на другой адрес, ведь больше всего он не хотел, чтобы его мама переживала. Костылин постоянно скучал, пока ожидал денег, в Жилин планировал побег, ночами копая яму. Живя в плену Жилин часто проявлял себя, как очень порядочный и добрый человек. Он сделал из глины куклу дочке хозяина, а потом починил самому хозяину часы. С тех пор к нему постоянно ходили люди и обращались за помощью.
Так и жили они, пока Жилин не выкопал дыру. Одной ночью они оба выбрались на волю и побежали в горы. Весь путь Костылин был обузой своему товарищу. ОН не хотел снимать стоптанные ботинки, отчего ему было больно идти, он был толстым и не мог самостоятельно подниматься в гору и постоянно охал и кричал, чем один раз привлек внимание татарина, проезжавшего неподалеку. Жилин не бросил товарища, а взял на руки и понес. Конечно, он не смог с таким грузом убежать. Их снова схватили и бросили в яму.
Будучи в яме, им было очень плохо. Костылин постоянно стонал, но Жилин все думал о побеге. Однажды он смог уговорить дочку хозяина помочь им выбраться. Девочка сжалилась и принесла большой шест, но Костылин не захотел бежать. Так что Жилину пришлось идти одному. Он смог добраться до своих людей и стал служить дальше. Что же качается Костылина, то тот лежал в яме пока его не выкупили за 5000 рублей. Привезли его еле живого.
У каждого читателя появляется вопрос, почему назвал Толстой свой рассказ «Кавказский пленник», ведь пленников то было два. Но на самом деле здесь есть очень глубокая мысль. Жилин был храбрым, сильным, работящим. Он смог убежать с плена и стал продолжать служить и помогать людям. Но Костылин был ленив. Да, его выкупили из плена, но он так и остался в плену своих слабостей.
На первый взгляд с двумя людьми произошло одно и тоже событие, но если смотреть на сердца и дух героев, то каждый пережил свое приключение.
Смысл названия рассказа “Кавказский пленник” (сочинение)
Повесть «Кавказский пленник». Это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев, изображена природа Кавказа. Оно написано доступным для детей языком, близким к сказочному. Повествование ведется от лица рассказчика. Основные события группируются вокруг приключений русского офицера Жилина, который попал в плен к горцам. Сюжет повести развивается динамично, поступки героя представлены как серия красочных, выразительных картин. Напряженно и драматично изображается побег Жилина, торопившегося скрыться затемно: «Он спешит, а месяц все скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор — бело, светло совсем, как днем».
Основной прием повести — противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был», «Хоть невелик ростом, а удал был», — подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л. Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел». Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин. В облике старика татарина подчеркиваются жестокость, ненависть, злоба: «нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка».
Вызывает самую теплую симпатию образ девочки-татарки Дины. В Дине подмечены черты искренности, непосредственности. Она села на корточки, начала камень выворачивать: «Да ручонки тонкие, как прутики, — ничего силы нет. Бросила камень, заплакала». Эта маленькая девочка, очевидно обделенная лаской, постоянно оставляемая без присмотра, потянулась к доброму, по-отечески относившемуся к ней Жилину.
«Кавказский пленник» — самое поэтическое и совершенное произведение в «Русских книгах для чтения». В нем воплотилось единство эстетического и педагогического начал. Л. Н. Толстой внес значительный вклад в развитие детской литературы. Произведения для детей тесно связаны со всем творческим наследием великого писателя. В советское время с каждым годом растет число изданий детских рассказов Толстого. Они выходят почти на всех языках нашей многонациональной страны. Произведения Л. Толстого введены в учебные книги для начальной и средней школы. Они входят в программу дошкольного воспитания. Рассказы Толстого для детей выходят в сериях «Мои первые книжки», «Книга за книгой
Чему меня научил рассказ «Кавказский пленник» (сочинение)
На мой взгляд, главная идея рассказа – научить людей не сдаваться даже в трудных обстоятельствах и ситуациях, упорно добиваться цели, быть добрыми, смелыми, храбрыми и преданными.
В этом рассказе слабодушие и пассивность Костылина противопоставлены активности, стойкости и человечности Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все препятствия и преграды.
Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте.
Всё творчество Л. Н. Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами.
Читая рассказ «Кавказский пленник», чувствуется, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови. Л. Н. Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.
В рассказе «Кавказский пленник» Л. Толстой решает проблему: могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Отсюда вытекает вторая проблема: есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? В каких людях есть эти качества, а в каких — нет и почему? Обе эти проблемы не только вполне доступны читателям, но и актуальны для них, потому что в их жизни все большее место начинают занимать отношения дружбы, товарищества.
На смену случайным и внешним причинам, соединявшим их в младших классах (живут в одном доме, сидят за одной партой), теперь приходят новые отношения, все большую роль играют внутренние притягивания, возникает определенный кодекс нравственных ценностей, важнейшими среди которых являются товарищество, равенство, честность, смелость. Стремление к единению со сверстниками становится важнейшей жизненной задачей подростка, которая заставляет его размышлять, почему одних нас все любят и к ним тянутся, а другие не находят себе друзей, какими качествами надо обладать, чтобы быть хорошим товарищем.
Урок литературы в 5-м классе.
Тема урока: «Классное сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы».
Тип урока: развитие речи.
Цель урока:
Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев.
Задачи:
1. развивать навыки сопоставительной характеристики героев;
2. продолжить работу над развитием речи учащихся;
3. воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Рассказ «Кавказский пленник был написан Л.Н. Толстым в 1872 году. Толстой очень любил этот рассказ, считал его одним из лучших. В рассказе два героя, но рассказ назван «Кавказский пленник», а не «пленники». Так автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным.
II. Постановка целей урока
Сегодня на уроке мы с вами будем вести речь об этих героях. Тема урока: «Жилин и Костылин: разные судьбы»
Оба героя — офицеры, попали в плен к татарам, оба вернулись из плена. Можно ли говорить о том, что у них разные судьбы?
(Высказывания учащихся)
Для того, чтобы аргументировано ответить на поставленный вопрос, мы должны с вами на материале рассказа сравнить двух героев, выяснить какими чертами характера они обладают, как каждый из них ведет себя в различных ситуациях.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Л. Н. Толстого: «Человек сам отвечает за свою судьбу»
А каждый из вас должен решить сегодня для себя еще одну задачу: зависит ли судьба человека от его поступков?
III. Работа с текстом
Знакомство Жилина с Костылиным.
- Как познакомились Жилин и Костылин? (сжатый пересказ)
- Найдите в тексте описание внешности героев (работа с текстом).
- Почему они решили ехать вместе впереди обоза? (выборочный пересказ).
Составление плана сравнительной характеристики
— Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар? (ответы учащихся)
Жилин: пытается уйти от погони, надеется на помощь товарища, «Не дамся же живой!», до последнего сражается с татарами
Костылин: не думает помогать Жилину, даже не пытается отпугнуть татар, трусливо сбегает
Запись в тетради основных кратких выводов.
— Жизнь в плену:
1. Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем отличалась их жизнь в течение месяца плена в стане врага?
2. Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему?
3. Правы ли горцы, называя Жилина «джигит» и Костылина «смирный»? Объясните причину такой разницы.
4. Чем в этот период интересна жизнь Жилина и жизнь Костылина?
— Сравнительная характеристика героев
— Вывод: Жилин, в отличие от Костылина, деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели – освобождению.
Костылин же пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации
Первый побег (чтение по ролям)
Жилин
- Знает дорогу, ведет за собой товарища.
- Помогает Костылину. «Бросать товарища не годится».
Костылин
- Постоянно жалуется на боль, усталость, говорит, что не может идти дальше.
- Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) (слайд №9)
Второй побег — результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина (аналитический пересказ)
Жилин.
- постоянно думает о вольном житье;
- уговаривает Дину помочь ему;
- шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил;
- не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам
Костылин
- отказывается от побега
- не может превозмочь свою боль
- прекращает бороться: «Уже мне, видно, отсюда не выйти»
Вывод. Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.
В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств
IV. Написание плана сочинения
1. ВСТУПЛЕНИЕ. Почему так по-разному сложились судьбы героев?
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
—Разница в характерах в сцене нападения татар.
-«Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене выкупа.
-Активная жизнь Жилина и пассивная Костылина в плену.
-Физическая и духовная слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина во время первого побега.
-Побег Жилина — результат жизнестойкости и жизнелюбия героя.
3. ВЫВОД. Человек (по Л.Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу.
V. Итог урока
Учащиеся приходят к выводу, что Л.Н. Толстой в своем рассказе о войне показал, что жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам.
Костылин и в плену, и при побеге оказался не соратником Жилина, а обузой. Еще до плена можно догадаться, что ведут себя герои по-разному. В одних и тех же условиях один герой проявляет стойкость, мужество, волю, находчивость, активно борется, а другой только страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит усталость, боль, бездействует.
Подобный тип поведения можно наблюдать и в нашей жизни, от этого зависит судьба человека. Наша судьба в наших руках.
VI. Самостоятельная работа.
Написание сочинения.
VII. Домашнее задание: дописать сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы».
В образах двух офицеров, попавших в плен, автор показал лучшие и худшие черты характера. Оказываясь в одних и тех же критических ситуациях, один из них показывал наиболее достойный вариант поведения, тогда как другой – то чего делать нельзя.
Сами фамилии персонажей Жилин и Костылин — говорящие. Жилин происходит от части человеческого тела, ассоциирующейся с силой и выносливостью, а Костылин сразу намекает на слабость и неполноценность. Костылин и на протяжении всего рассказа выступает в качестве того, кто нуждается в помощи. И действительно, ему сначала в меру своих сил помогает Жилин, а затем выкупают из плена родственники, он ничего не способен сделать сам.
В плен герои попадают из-за Костылина, предложившего поехать быстрее без прикрытия солдат, но испугавшегося и не ставшего прикрывать Жилина, когда татары напали на них. Трудолюбивый и умелый Жилин смог хитростью попасть на гору и в некоторой степени разведать дорогу для побега. Кроме того, он подружился с девочкой Диной, которая позже поможет ему бежать. В то же время Костылин проявляет равнодушие и полную пассивность. Он не сидит и не упражняется в бесплодных мечтах о том, как отомстит людям, пленившим его, но просто не делает ничего даже для своего спасения.
Первый побег срывается именно из-за Костылина. Он, в силу не столько физической слабости (которую вряд ли можно заподозрить за офицером нв зоне боевых действий), но неумения сконцентрироваться и заставить себя, сначала идет медленно по острым камням, а затем отказывается двигаться совсем. Жилин здесь проявляет себя лучшим образом, отказавшись бросить товарища, хотя именно ему он и был обязан нахождению в плену, и несет его на себе.
Однако здесь он не требует помощи и просто предлагает товарищу бросить его и спасаться самому. И впоследствии, когда Дина подала возможность Жилину выбраться из ямы, Костылин также просто не хочет заставить себя проявить усилие.
Толстой этими примерами показывает, что человек, обладающий волей, может достигать поставленных целей и изменять свою жизнь самостоятельно. Способность собраться и действовать, вместе с искренне доброжелательным отношением к людям, помогли Жилину, в конце концов, удачно бежать из плена. При апатии, которую олицетворяет Костылин, всегда приходится надеяться на помощь со стороны других, как и этому герою, позже выкупленному из плена родственниками.
Сочинение 2
Большинство писателей русской литературы используют в своих произведениях приемы противопоставления. В рассказе «Кавказский пленник» А. К. Толстой представляет двух главных героев, у каждого из которых своя судьба. Жизнь сложились именно так из-за собственных характеров, взглядов на жизнь и поведения героев.
Жилин и Костылин – это военные люди своего нелегкого времени, они — офицеры. Оказавшись спутниками по пути домой, они одинаково надеялись на долгожданную встречу с родными. Но испытание, выпавшее на их долю, помогает понять их сущность.
Жилин и Костылин оказываются захваченными врагами. Нахождение в плену у татар на протяжении длительного времени стало тем периодом, который оказался показательным и решающим для дальнейшего существования. Поведение в подобных условиях Жилин сводилось к оптимистическому настрою, желанию двигаться вперед, не причиняя вреда окружающим людям, несмотря на то, что они являлись врагами. Здесь он продолжал действовать так, как жил раньше. Проявлял трудолюбие, смастерив не раз игрушки для дочери захватчика, сострадание – пытаясь вылечить больных в ауле. Он с уважением относился к тем, кто окружал их, требуя такого же отношения взамен. Жилин считал, что уныние – это помеха в жизни, поэтому ведет себя смело и оптимистично всегда. Он беспрестанно надеется на поиск выхода из ситуации, предпринимая разные попытки и уловки. Например, заранее делая подкоп, рассчитывая время. Мужчина добр ко всем, а его честность и открытость помогают завоевать расположение остальных. Именно поэтому он не испытывал голод, находился в хороших условиях. Благодаря своему характеру Жилин самостоятельно строил свои отношения, судьбу.
Точно в таких же условиях оказался и Костылин, однако он во всем видел безвыходную ситуацию. Собственным отношением к жизни этот мужчина рушил все на своем пути. Отсутствие честности, уверенности и преданности в его характере чуть не лишило его жизни. Лень, слабость и жадность – не дают ему действовать для того, чтобы сбежать из плена. Оба пленника ведут себя совершенно по-разному. При этом это касается и детей, и врагов, и близких, и денег.
Каждый из героев строит свою судьбу так, как подсказывает им сердце и интуиция. Те качества характера, которые проявляются в них во время пребывания в плену татар, становятся определяющими. Одному они помогаю выжить, другому – заслужить недоверие.
Разные судьбы Жилина и Костылина рассуждение
Центральными лицами рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник» выступают русские офицеры Жилин и Костылин. Их судьбы показаны на протяжении короткого времени, но в ситуации, когда человек полностью раскрывает свою сущность.
Фон событий – незатухающая война на Кавказе, которую Россия веками ведёт на окраинах своего государства. Но не военные действия стоят в центре сюжета, а рассказ об участи двух русских военных, попавших в плен к татарам. Они по-разному попали в одинаковое положение.
Их отношение к своему незавидному состоянию, поведение в плену и предпринимаемые действия по освобождению настолько отличаются, что позволяют понять, насколько разными могут быть человеческие типы, характеры и судьбы.
Герои оказались в одном обозе, они едут в домой. Жилина заставило взять отпуск письмо одинокой бедствующей матери. Костылин же едет просто насладиться мирной жизнью и на время снять военную форму.
Весь ход рассказа и его финал убеждают, что больше он её никогда не наденет, а выйдет в отставку, получит свою долю в семейном богатстве или наследство и будет жить барином. А Жилину и дальше предстоит тянуть военную лямку и надеяться только на себя.
Изначально симпатии читателя на стороне Ивана Жилина. Согласившись на предложение Костылина оторваться от медленно идущего обоза, именно он становится тем человеком, на которого можно положиться в связке.
Офицер действует умело, пускается на холм для разведки, обнаруживает вражеский разъезд, вступает в неравный бой. Костылин же, имея одно ружьё на двоих, вместо того, чтобы поддержать товарища, пустился наутёк.
Оказавшись в одном ауле во власти у Абдулы, смельчак не вспоминает о позорном поступке беглеца, а по сути, предателя. Он готов простить чужую ошибку и трусость, ведь им предстоит испытать одинаковую судьбу пленников.
В равных условиях герои ведут себя соответственно своим человеческим качествам. Жилин выходит из жизненного испытания, сохранив офицерскую честь и человеческое достоинство, а у Костылина нахождение в яме выявило полную несостоятельность и отсутствие мужских черт. Он проиграл в поединке за право называться порядочным человеком.
Благодаря чему Жилин оседлал судьбу, а Костылин оказался выбитым из седла? Жилин всегда действует, активно ищет пути освобождения, делает подкоп. Он не замыкается на своём положении, не унывает. Иван умеет смотреть по сторонам, видеть в окружающих людях не только врагов.
Кому-то герой случайно помог выздороветь. Татарских детишек порадовал своими игрушками. Главное в его характере – доброта, на неё отозвалось сердце Дины. Жилин сумел найти верного друга.
Благодаря дружбе и помощи татарской девочки, а также собственной смелости и выносливости, Жилин со второй попытки проделал путь к спасению. Первую попытку провалил Костылин, неумелый воин, физически и морально слабый человек и ненадёжный товарищ. Ему оставалось рассчитывает только на деньги, которые пришлют в качестве выкупа его родственники.
Таким образом, в рассказе интересно показаны два мужских характера, из которых лишь один заслуживает уважения. Только Жилин достойно держит удары судьбы и выходит из испытаний несломленным.
`
Жилин и Костылин — разные судьбы
Популярные сочинения
- Честь и бесчестие сочинение
Человек может жить достойно и благородно, если у него более высокий взгляд на мир. Люди часто жалуются на большие заботы и проблемы. Иногда неудачи подавляют уверенность в себе человека, и он чувствует себя несчастными
- Сочинение на тему Печорин и водяное общество
Нельзя отрицать принадлежность к великим русским авторам Михаила Юрьевича Лермонтова. Данное высказывание не поддается оспариванию. Творчество всеми известного писателя заключается
- Сочинение Образ Господина из Сан-Франциско из рассказа Бунина (характеристика гланого героя)
Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» имеет глубокий философский смысл, несмотря на свой небольшой объем.