1.12. СОЧЕТАНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА В ЭКСКУРСИИ
Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов – показа экскурсионных объектов и рассказа о них.
Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение рассказа и показа может и должно изменяться. Показ объектов на одной экскурсии отличается от показа на другой по той же теме и по времени, затрачиваемому на него, и по методике проведения. Такие же изменения происходят с рассказом. Он может быть более или менее подробным, более или менее образным.
Основные причины этих различий – меняющееся содержание экскурсий в зависимости от: особенностей аудитории; обеспеченности данной темы объектами; характера демонстрируемых объектов; степени их сохранности; объема фактического материала, которым располагает экскурсовод; сложностей наблюдения и понимания объектов экскурсантами.
Экскурсия за более чем вековой путь своего существования изменялась, обогащалась, особенно в области методики ведения. При этом оставалось неизменным соотношение ее главных элементов.
Процесс становления экскурсии можно проследить при рассмотрении элементов, ее составляющих – показа (П) и рассказа (Р). Здесь следует выделить пять уровней, при которых происходит возрастание роли показа, его выдвижение на первое и главенствующее место в раскрытии темы, в восприятии экскурсантами материала. Помещаемая ниже схема построена на анализе автобусной экскурсии, поэтому рекомендуемые суждения не могут быть полностью отнесены к экскурсии пешеходной.
Первый уровень — простейшая экскурсия, когда показа практически нет. Происходит осмотр объектов, который в виде наглядных фрагментов сопровождает рассказ экскурсовода. На этом уровне широко используются наглядные пособия из «портфеля экскурсовода». Подобный уровень знакомства с объектами и историческими местами характерен для путевой экскурсионной информации. Экскурсионная методика не используется.
При втором уровне преобладает рассказ, который носит лекционный характер, наглядность используется в незначительной степени. Экскурсовод иллюстрирует свое выступление учебно-наглядными пособиями, которые способствуют раскрытию темы – репродукциями с картин, чертежами, гербарием и т.п.
Показ подчинен рассказу и используется в качестве иллюстраций, подкрепляющих выдвигаемые положения. Рассказ по своему значению и воздействию на аудиторию больше показа, экскурсовод использует методические приемы рассказа.
Третий уровень — такое сочетание элементов экскурсии, когда рассказ равен показу. На этом уровне значительно возрастает удельный вес предметной наглядности (показа объектов). Экскурсионный процесс углубляется: экскурсовод начинает использовать элементы показа, уравнивать значение и воздействие на экскурсантов и показа, и рассказа. Меняется роль участников экскурсии: теперь они не только слушатели, но и зрители. Это повышает эффективность восприятия экскурсионного материала и активизирует роль экскурсовода. С помощью методических указаний он осуществляет руководство группой, активизирует наблюдение объектов экскурсантами.
На этой ступени становления экскурсии происходит деление объектов на основные и дополнительные, обозначаются выходы группы из автобуса для непосредственного ознакомления с объектами. Делается попытка создать постоянный текст рассказа, который пока еще называется по-разному: конспект, развернутый план изложения материала, тезисы и т.п. Выделяются подтемы. Начинают использоваться отдельные методические приемы показа. Подбираются логические переходы (словесные мостики) между подтемами, которые раскрываются на объектах.
Четвертый уровень. Сочетание показа и рассказа приобретает более экскурсионный характер. Показ занимает ведущее место в экскурсии, рассказ – второстепенное. Активно используются методические приемы показа и рассказа, а также отдельные виды экскурсионного анализа. Логические переходы превращаются в словесно-зрительные мостики между подтемами. Экскурсия становится единым целым. Активизируется деятельность экскурсантов, они глубже изучают памятники истории и культуры, достопримечательные места.
Таблица 1.2 Уровни возрастания роли показа
Вступительное слово и заключение становятся самостоятельными частями экскурсии, место недостающих звеньев восполняют экспонаты «портфеля экскурсовода». Мероприятие становится экскурсией.
Пятый уровень. Достигается оптимальное сочетание показа и рассказа. Показ, увеличившись в объеме, занимает главенствующее положение, полностью подчиняя себе рассказ. Важную роль в рассказе играет анализ зрительно воспринимаемых объектов. Рассказ ведется в экскурсионных формах: в виде комментария, справки, объяснения, вводного слова к показу объектов или заключительной части после их показа. Методика и техника проведения экскурсии достигают совершенства, максимально используются различные виды экскурсионного анализа. Наибольшей активности достигает методика показа объектов. Возрастает роль экскурсовода в руководстве процессом восприятия материала.
Практически происходит превращение в единое целое показа и рассказа, когда они начинают активно взаимодействовать, определенным образом дозироваться, сливаться, когда один элемент уже не может заменить другой. Более того, один составной элемент (рассказ) не может существовать без другого (показа), оба они взаимообусловлены и, дополняя друг друга, создают нечто целостное – экскурсию. Кратко это можно сформулировать следующим образом: экскурсия – та золотая середина, где удается достигнуть оптимального сочетания между показом объектов и рассказом о них и событиях, с ними связанных.
Практика показывает, что достигнутое методистами и экскурсоводами в ряде случаев легко утрачивается. Стоит ослабить внимание к качеству проведения экскурсии, как сразу же меняется соотношение между показом и рассказом, нарушается сочетание между ними, а также изменяется соотношение между ее составляющими.
Для методики является важным не только правильное сочетание показа и рассказа, но и последовательность в использовании их на экскурсии. Рассказ не может существовать без показа не в смысле их одновременного протекания, а в смысле их взаимодействия и взаимообусловленности в рамках одной экскурсии.
Вот как это может выглядеть на практике:
Рассказ =>> показ =>> показ =>> рассказ =>> показ =>> рассказ =>> показ =>> рассказ =>> показ =>> показ =>> рассказ =>> рассказ и т.д.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
7.14. Сочетание продуктов
7.14. Сочетание продуктов
Вопрос о сочетании продуктов исследовался с древнейших времен. Ибн Сина, например, в «Каноне врачебной науки» подробно рассматривает, какие виды пищи можно употреблять за один раз, а какие нет.Незнание этих правил приводит к тому, что очень часто
ДЖОРДЖ ДЖОЗЕФ СМИТ ПРОТОТИП РАССКАЗА АГАТЫ КРИСТИ
ДЖОРДЖ ДЖОЗЕФ СМИТ
ПРОТОТИП РАССКАЗА АГАТЫ КРИСТИ
Джордж Джозеф Смит родился в 1872 г. в семье страхового агента. В возрасте девяти лет он попал в исправительный дом и в дальнейшем мужественно не сходил с избранного пути. Промышлял Джордж Смит воровством, мошенничеством, а
Еще одна полезная структура рассказа
Еще одна полезная структура рассказа
Джозеф Кемпбелл, изучавший древние мифы, писал о структуре повествования, которую он обнаружил в мифах и сказках народов Западной Европы. Он назвал ее «путешествием героя» и детально описал в книге «Герой с тысячей лиц». Опытный
Сочетание для ежедневной акупрессуры
Сочетание для ежедневной акупрессуры
Точки Син-цзянь и Юн-цюань управляют работой почек и поджелудочной железы, поэтому воздействие на них благотворно при болезнях, вызванных нарушением обмена веществ, в том числе сахарный диабет. Ежедневно воздействуйте на точки в
Сюжет для небольшого рассказа
Сюжет для небольшого рассказа
1969 — Франция?СССР (85 мин)· Произв. Мосфильм (Москва), Telsia Film (Париж)· Реж. СЕРГЕЙ ЮТКЕВИЧ? Сцен. Леонид Малюгин· Опер. Наум Ардашников· Дек. Арнольд Вайсфельд· Муз. Родион Щедрин· В ролях Марина Влади, Николай Гринько, Ия Саввина.Реконструкция
Сюжет для небольшого рассказа
Сюжет для небольшого рассказа
Из пьесы (действ. 1) «Чайка» (1896) Антона Павловича Чехова (1860— 1904). Эту фразу произносит беллетрист Тригорин, делая заметки в своей записной
Создание дисков для показа на телеэкране и ПК
Создание дисков для показа на телеэкране и ПК
Безусловно, самый популярный и общедоступный носитель данных для вывода презентаций в формате, который может легко воспроизведен, — это диск для просмотра на телеэкране или компьютере. Большинство технологий сейчас
ВИДЫ ПОКАЗА
ВИДЫ ПОКАЗА
Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа:1) на ходу автобуса из окон при скорости 50–60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации;2) наблюдение из окон в ходе
ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
Показ как важнейший элемент экскурсии (ее зрительная основа) имеет свои характерные особенности.Активность показа. Показ это не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное
ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТНОЙ РЕЧИ (РАССКАЗА) В ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТНОЙ РЕЧИ (РАССКАЗА) В ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
Термин «трансформация» означает преобразование, превращение. Методистам и экскурсоводам при разработке новой экскурсионной темы необходимо иметь в виду особенности устной речи с учетом требований профессии
ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
В практике можно обнаружить шесть особенностей рассказа:1. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы.Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии. Например, рассказ, подготовленный для экскурсии с
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОКАЗА
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОКАЗА
Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАССКАЗА
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАССКАЗА
Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача – преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им
Классификация экскурсий
Классификация экскурсий в теории и практике экскурсоведения необходима для выделения отдельных видов экскурсий с
разработкой специфического теоретического подхода для их подготовки и реализации.
Классификация – распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих
признаков.
Наиболее распространенной является классификация экскурсий, в основе которой лежит их деление на пять групп:
- по содержанию;
- по составу участников;
- по месту проведения экскурсии;
- по способу передвижения группы;
- специализированные экскурсии.
Каждая из выше названных групп имеет свои характерные признаки.
Группа экскурсий, различающихся по содержанию
К данной группе относятся обзорные (многоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии – многотемные, в такой
экскурсии обычно используется исторический и современный материал, для показа привлекаются разнообразные объекты
(памятники истории и культуры, здания, природные объекты, промышленные предприятия и т.п.). Хронологические рамки
обзорной экскурсии – историческое время существования объекта. Тематические экскурсии – посвящены раскрытию
одной темы. Это может быть значительное событие или продолжительный период времени, группа памятников архитектуры,
промышленность города, часть биосферы. В этой связи именно четкость в определении темы, правильно намеченные
хронологические рамки и в соответствии с этим проведенный отбор материала, играют важную роль в его усвоении
экскурсантами. В 80-е гг. XX в. из 24 тыс. тем, разработанных в экскурсионных учреждениях, большинство составляли
именно тематические экскурсии.
Тематические экскурсии в свою очередь подразделяются на шесть групп:
- исторические;
- военно-исторические;
- производственные;
- природоведческие;
- искусствоведческие;
- архитектурно-градостроительные.
Каждая из тематических групп в свою очередь подразделяется на определенные подгруппы.
Исторические экскурсии делятся на подгруппы по основным периодам отечественной истории, по содержанию
исторические
экскурсии так же подразделяются на ряд подгрупп: историко-краеведческие, археологические и этнографические.
Военно-исторические экскурсии – подразделяются на следующие подгруппы: экскурсии по памятным местам, с показом
военно-инженерных сооружений; экскурсии в военно-исторические, мемориальные и краеведческие музеи.
Производственные экскурсии – делятся на производственно-исторические, производственно-экономические и
производственно-технические. Производственно-исторические раскрывают историю предприятия, завода, фабрики,
транспортного
узла, или определенный период развития предприятия.
Производственно-экономические экскурсии – посвящены функционированию, специфике работы предприятия.
Производственно-технические экскурсии – основаны на показе технологического процесса, работы отдельных цехов и
участков
предприятия.
Природоведческие экскурсии – посвящены анализу характерных особенностей биосферы города, района, области. В
зависимости от основного В зависимости от основного объекта экскурсии природоведческие экскурсии могут быть:
биологическими, геологическими, зоологическими, экологическими.
Искусствоведческие экскурсии – включают такие группы экскурсий как: театральные, историко-музыкальные,
экскурсии в
картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, экскурсии, посвященные народным художественным
промыслам, экскурсии по местам жизни и деятельности известных артистов и художников.
Литературные экскурсии – включают такие группы экскурсий как: литературно-биографические, монографические,
историко-литературные, литературно-художественные, экскурсии по местам, которые описаны в произведениях того или иного
писателя.
Архитектурно-градостроительные – экскурсии включают такие группы экскурсий как: экскурсии, связанные с показом
памятников архитектуры определенного периода; знакомящие с творчеством одного архитектора, знакомящие с планировкой и
застройкой города в целом.
Тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Так исторический материал
используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы, элементы природоведческих экскурсий находят свое
место
в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий.
Группа экскурсий, различающихся по составу участников
К данной группе относятся экскурсии для взрослой аудитории, для
детей, для местного населения, для приезжих туристов, для городского, для сельского населения, для организованных
групп,
для одиночных, посетителей.
Группа экскурсий, различающихся по месту проведения
К этой группе относятся городские, загородные, производственные и музейные экскурсии.
Городская экскурсия – предполагает показ города или одной из его частей, одного из административных районов,
одной из
площадей или улиц. Городские экскурсии так же бывают обзорными и тематическими. Существуют также комплексные городские
экскурсии, когда осмотр города сочетается с посещением и осмотром части
экспозиции музея, для раскрытия одной из подтем экскурсии.
Загородная экскурсия – организуется за пределы города, расстояние до конечного пункта следования обычно не превышает
100
км. Загородная экскурсия имеет несколько видов: 1) когда экскурсия проводится в конечном пункте; 2) когда экскурсия
проводится в пути следования; 3) рассказ и показ сочетает путевую информацию с экскурсией в конечном пункте.
Загородные
экскурсии делятся на обзорные и тематические. Обзорная экскурсия объединяет ряд подтем: история края, экономика,
культура, наука, природа. В тех случаях, когда маршрут пролегает по территории нескольких административных районов, в
экскурсии дается характеристика каждого из них.
Местом проведения производственных экскурсий являются: заводы, фабрики, комбинаты, стройки, вокзалы, морские и
речные
торговые порты, аэропорты, метрополитены; научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории, научные центры.
Объектами показа в производственных экскурсиях могут быть как предприятие в целом, так и отдельный его цех, отделение,
ферма.
Музейная экскурсия проводится по экспозиции того или иного музея. Российские музеи делятся на исторические
(общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические); искусствоведческие
(изобразительного искусства, театральные, музыкальные, прикладного искусства и др.); литературные; технические
(политехнические, технические, отраслевые); естественнонаучные (зоологические, ботанические, геологические). Кроме
того,
существуют комплексные краеведческие музеи, сочетающие историческое и естественнонаучное направление, музеи-усадьбы,
парковые ансамбли и т.д.
Особую группу составляют мемориальные музеи, раскрывающие важное историческое событие, жизнь и деятельность выдающихся
государственных,
политических, общественных и военных деятелей. Подобные музеи создаются на территориях, где происходили конкретные
исторические события, и на базе усадеб, домов, квартир.
Группа экскурсий, различающихся по способу передвижения группы
К данной группе относятся пешеходные и транспортные экскурсии.
Пешеходные экскурсии – позволяют создавать необходимый
темп экскурсии, что обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Вместе с тем пешеходные экскурсии не
всегда подходят для возрастных групп, не позволяют комплексно рассматривать ресурсы большого города, ограничивают
перечень затрагиваемых объектов.
Транспортные (автобусные) экскурсии – состоят из нескольких тематических частей: анализа экскурсионных объектов
на
остановках с выходом группы из автобуса и путевой информацией, связанной с характеристикой памятников истории и
культуры, мимо которых продвигается группа. Транспортная (автобусная) экскурсия позволяет комплексно осветить ресурсы,
находящиеся на значительном расстоянии друг от друга, выбрать нужный для осмотра ракурс, подъехать к объекту,
осмотреть
его, не покидая транспортное средство.
В советское время существовала традиция использования для проведения экскурсий и других транспортных средств:
троллейбусов, трамваев, речных теплоходов, железнодорожные поездов, самолетов. При наличии подобных экскурсии и
сейчас,
наиболее удобным и распространенным транспортным средством продолжает оставаться автобус.
Группа специализированных экскурсии
К этой группе относятся специализированные экскурсии, проводимые организаторами экскурсионного обслуживания для своих
сотрудников и приглашенных специалистов. К таким экскурсиям относятся: учебные и пробные.
Учебная экскурсия – проводится для слушателей курсов по подготовке экскурсоводов, на специальных семинарах,
являясь
одной из форм организации занятий для экскурсоводов. Целью данной экскурсии является овладение необходимыми
методическими приемами и
техникой проведения экскурсии. Слушатели данной учебной экскурсии участвуют не только в проведении, но и во всех
этапах
подготовки материала для экскурсии.
Пробная экскурсия – форма проверки знаний у слушателей экскурсионных курсов. Итогом пробной экскурсии является
оценка
возможности конкретного специалиста к проведению экскурсий. Участниками подобной экскурсии могут быть
коллеги-экскурсоводы, методисты экскурсионной фирмы, специалисты данной отрасли знаний. Во время пробной экскурсии
проверяются знание экскурсоводом материала, степень владения методическими приемами, техникой ведения экскурсии,
умение
установить контакты с группой.
Список использованных источников:
- ЛЕКЦИЯ № 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ
Поделиться в соц. сетях:
Вконтакте
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов — показа экскурсионных объектов и рассказа о них.
Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение рассказа и показа может и должно изменяться. Показ объектов на одной экскурсии отличается от показа на другой по той же теме и по времени, затрачиваемому на него, и по методике проведения Такие же изменения происходят с рассказом. Он может быть более или менее подробным, более или менее образным
Основные причины этих различий — меняющееся содержание экскурсий в зависимости от: особенностей аудитории; обеспеченности данной темы объектами; характера демонстрируемых объектов; степени их сохранности; объема фактического материала, которым располагает экскурсовод; сложностей наблюдения и понимания объектов экскурсантами.
Любая экскурсия представляет собой взаимодействие трех компонентов — экскурсовода, объектов и экскурсантов. Основное в этом взаимодействии — максимальная активность этих компонентов. Важнейшей задачей экскурсионной методики является всемерная активизация экскурсовода, объектов и экскурсантов.
Основой становления экскурсии является изменение соотношения двух элементов ее составляющих — показа и рассказа. Нарастание экскурсионной ситуации (экскурсионности) можно проследить на следующих схемах:
1.
Исторические и другие сведения, связанные с объектами Перед экскурсоводом стоит задача — сообщить определенные знания по теме экскурсантам. Делается это в ходе ознакомления с заранее отобранными памятниками. На этой стадии из трех компонентов в состоянии активности находится только один — экскурсовод как источник устно сообщаемого материала. Экскурсант пассивен. Памятник еще не «заговорил».
2.
На этой стадии поставленная перед экскурсией задача несколько усложняется. Передавая свои знания по теме экскурсантам, экскурсовод адресует их к объектам. При этом он делает попытку связать устную речь и зрительный ряд.
Экскурсовод активизируется как руководитель показа. Появляются первые признаки активности экскурсантов.
3.
Показывая экскурсантам объекты и сопровождая свои действия пояснениями по теме, экскурсовод использует методические приемы, которые способствуют пониманию и запоминанию экскурсионного материала.
Экскурсовод не только передает свои знания экскурсантам, но и создает у них правильное представление об объектах и событиях, с ними связанных. На этой стадии опорой активности экскурсовода становится методика показа и рассказа. Экскурсовод заставляет экскурсантов наблюдать объекты, экскурсанты становятся более внимательными, активными.
4.
На этой стадии возникает экскурсионная ситуация как совокупность условий, обеспечивающих активное взаимодействие компонентов экскурсии. Роль экскурсовода еще больше возрастает. Его действия по отношению к объекту и экскурсантам активизируются.
5.
При такой форме взаимодействия компонентов еще более углубляется экскурсионная ситуация. Экскурсовод добивается, чтобы экскурсанты получили зрительное представление обо всем рассказанном и показанном. Его образный рассказ об объекте и событиях воздействует на экскурсантов, активизирует их внимание, помогает им увидеть объект и события в том виде, в каком он видит их сам. Экскурсовод анализирует объект, используя различные виды экскурсионного анализа, добивается, чтобы сам памятник рассказывал о себе своим «языком». Экскурсанты на этой стадии усваивают материал с помощью таких более сложных видов деятельности, как изучение и исследование объектов.
Каждая из приведенных схем дает представление об определенной стадии развития экскурсии. На этих стадиях происходит активизация каждого из компонентов экскурсии.
Сочетание показа и рассказа является стержнем понятия «сущность экскурсии». Возрастание экскурсионное можно увидеть при последовательном рассмотрении вариантов сочетания показа и рассказа. Перед нами возникает амплитуда от главенствующего положения рассказа в экскурсии к главенствующему положению показа. В пятом варианте сочетания показ окончательно подчиняет себе рассказ. Логика развития экскурсии приводит к оптимальному решению, при котором в сочетании элементов, составляющих экскурсию, показ занимает принадлежащее ему место. Показ первичен и экскурсовод следует от показа к рассказу.
Заключение
Сегодня экскурсионная теория представляет собой комплекс взглядов, идей, положений, которые лежат в основе экскурсионного дела в стране. С наибольшей полнотой и определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение. Само же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией.
Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.
Всякая экскурсия ставит своей задачей — продемонстрировать заранее подобранные объекты и обогатить при этом определенными впечатлениями, в основном зрительными. Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительной работы.
Большое значение для успеха экскурсии имеет ее зрительный ряд. Он должен быть построен таким образом, чтобы без подробного рассказа экскурсовода могла быть раскрыта поставленная тема. Поэтому экскурсовод должен правильно составить рассказ и подготовить показ той или иной экскурсии, ведь сочетание показа и рассказа является стержнем понятия «сущность экскурсии».
Для всего этого необходим квалифицированный специалист. Основой высокого мастерства экскурсовода являются знания, умения, навыки, личные качества, гордость совей профессией. Подлинное мастерство невозможно без любви к своему делу, уважения к избранной профессии.
Список использованной литературы
1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение М: Советский спорт, 2007. — 216 с.
2. Илюхин М. М. Особенности и средства показа в экскурсии: Метод. рекомендации. – М., 1980.
3. Сервисная деятельность Г.В. Чекмаревой, Е.Ю. Коломыцкой, Е.В. Труновой, Л.М. Загорской
4. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства .
5. И.Ю.Ляпина. Организация и технология гостиничного обслуживания. М 2002.
6. В.Г.Гуляев. Организация туристской деятельности. М.:Нолидж,1996.