Счет-фактура: склонение
Бухгалтеры часто ошибаются при использовании слова счет-фактура. Так, многие при склонении оставляют первую часть сложного слова неизменной. Это неправильно.
Для чего нужен счет-фактура, мы писали в статье.
Как заполнить счет-фактуру, читайте в статье.
При склонении сложносоставного слова неизменной остается лишь та его часть, которая и по отдельности не слоняется. Пример такого слова: какао-бобы. Слово «какао» в русском языке не склоняется, поэтому и при склонении сложносоставного слова, в которое оно входит, остается неизменным. А вот в сложносоставном слове «счет-фактура» первая часть — «счет» — склоняется. То есть по правилам грамматики в слове «счет-фактура» склоняются обе составные части.
Так, например, правильно писать:
- Я направила счет-фактуру (винительный падеж).
- Счет-фактура получен (именительный падеж).
- В счете-фактуре обнаружена ошибка (предложный падеж).
- Не дождалась от вас счета-фактуры (родительный падеж).
- По этому счету-фактуре могут возникнуть вопросы (дательный падеж).
- Правила работы с электронным счетом-фактурой (творительный падеж).
При использовании слова «счет-фактура» во множественном числе правила употребления данного названия сохраняются. Примеры склонения термина во множественном числе:
- Присланные счета-фактуры оформлены с ошибками (именительный падеж, множественное число).
- Этих счетов-фактур не хватает (родительный падеж, множественно число).
- По счетам-фактурам этого ИП следует разобраться (дательный падеж, множественное число).
- Выписала вам все счета-фактуры своевременно, ожидайте почтой (винительный падеж, множественное число).
- Что произойдет со счетами-фактурами в следующем году (творительный падеж, множественное число).
- О счетах-фактурах необходимо прочитать нормативку (предложный падеж, множественное число).
Слово «счет-фактура» в именительном падеже должно отвечать на вопрос «что?», в родительном — «чего?», в дательном — «чему?», в винительном — «что?», в творительном — «чем?» и в предложном — «о чем?».
Со словом «счет-фактура» в родительном падеже часто используются предлоги: до, без, от, у, из, для, с, около, вокруг, кроме, после. В дательном падеже — предлоги по и к; в винительном — на, про, в, за, через. Это сложное слово в творительном падеже часто используется с предлогами под, за, с, между, над. А в предложном — с предлогами о, в, при и на.
Какого рода счет-фактура
О некоторых нюансах заполнения счетов-фактур вы можете узнать из наших статей:
- счет-фактура на аванс;
- счет-фактура и агентский договор;
- счет-фактура при УСН.
Как склоняется счет-фактура, мы разобрались. Осталось определить, какого рода это слово: мужского или женского.
В соответствии с правилами русского языка при определении рода сложного составного слова учитывается род его ведущего компонента. Обычно ведущее слово в сложных составных словах стоит в начале конструкции.
При определении ведущего компонента в сложном слове можно воспользоваться следующим подходом. Ведущее слово — это широкое понятие данного термина, а вспомогательное слово лишь обозначает его характерное отличие. Так, в сложном слове «счет-фактура» ведущим, без сомнения, является «счет» — это слово обобщает тип первичных бухгалтерских документов. А часть сложного составного слова «фактура» (в переводе с латинского facturo — обработка) определяет особую форму именно этого документа, используемого в налоговом учете.
Делаем вывод, что сложносоставное слово «счет-фактура» мужского рода. Ведь ведущее слово «счет», которое стоит в начале сложной конструкции, мужского рода.
Соответственно, при склонении сложного слова «счет-фактура» следует учитывать, что оно мужского рода. Неправильно употреблять такие словосочетания, как «выставленная счет-фактура» или «счет-фактура получена (изменена, исправлена)».
Вдвойне неверно поступают те, кто не только считает, что слово «счет-фактура» женского рода, но еще и предпочитает первую часть сложносоставной конструкции не склонять. Довольно сильно режут слух не только юридически подкованного, но и просто грамотного человека такие фразы: «Я не получала твоей счет-фактуры, поэтому продублируй». Правильно эта фраза будет звучать так: «Я не получала твоего счета-фактуры, поэтому продублируй».
Примеры правильного употребления слова «счет-фактура» в тексте можно посмотреть в Налоговом кодексе (этому понятию посвящена статья 169), а также в ряде правительственных постановлений. Так, форма счета-фактуры утверждена постановлением № 1137 от 26.12.2011 с внесенными изменениями. Кроме того, термин «счет-фактура» нередко употребляется и в арбитражных судах при рассмотрении споров налогоплательщиков с фискальными органами.
***
Еще больше материалов по теме — в рубрике «НДС».
Как написать жалобу в организацию или органы власти
Законодатель не устанавливает особой формы для написания жалоб, в том числе и при подаче их в государственные и муниципальные органы власти. Однако существуют общие требования к оформлению бумаг такого рода, которые следует соблюдать при ведении деловой переписки:
- При написании текста жалобы нельзя использовать нецензурные выражения, жаргонную лексику, а также оскорбительные выражения в адрес кого-либо. Обращения, не отвечающие предъявленным требованиям, могут быть оставлены без рассмотрения. Кроме того, они лишают отправителя права ссылаться на соблюдение досудебного порядка урегулирования споров.
- Текст должен быть лаконичен и точен. Не следует растягивать свою жалобу на несколько листов: максимально сжато опишите ситуацию, заостряя внимание только на тех моментах, которые действительно важны для верной оценки случившегося. Не используйте в своей речи выражений, которые можно трактовать различными способами, которые имеют переносное значение и т. п. Все существенные для рассмотрения спора данные должны быть достоверными (даты, числа, номера, адреса и т. д.).
- Внимательно следите за тем, кому вы адресуете свою жалобу. Это может быть руководитель отдела, организации, либо надзорный орган. От правильности выбора адресата зависит не только оперативность рассмотрения жалобы, но и качество такого рассмотрения. Кроме того, не стоит забывать, что всегда и везде действует негласный принцип очередности. Это значит, что, например, на продавца не обязательно жаловаться сразу директору торговой сети — достаточно будет направить претензию администратору или управляющему магазином.
- Следите за грамотностью речи, соблюдайте правила синтаксиса и пунктуации. Грамотная речь — одно из наиболее важных условий при ведении деловой переписки.
Вот и все условия, которые следует соблюдать при написании жалобы. Образец того, как правильно написать жалобу, вы найдете ниже.
Образец написания жалобы
Директору ООО «Стройка»
Денисову В.В.
от Клюева М.М.
г. Волгоград, ул. Ленина, д. 1
ЖАЛОБА
01 февраля 2021 года, около 15 часов 00 минут, в забор моего дома, расположенного по адресу: город Волгоград, ул. Ленина, д. 1, на автомобиле «Рено» с государственным номером «А123БВ» въехал Алексеев Сергей Николаевич. Исходя из документов, представленных мне Алексеевым С.Н., данный автомобиль принадлежит вашей компании, гр. Алексеев является ее работником, и в момент наезда он находился при исполнении своих трудовых обязанностей.
Вызванные на место дорожно-транспортного происшествия сотрудники ГИБДД составили протокол (копию которого прилагаю). Данный протокол и претензия с требованием о возмещении причиненного мне ущерба в размере 10 тысяч рублей были направлены мной в ваш адрес 05 февраля 2021 года, что подтверждается квитанцией об отправке и уведомлением о вручении почтового отправления от 10 февраля 2021 года (их копии также прилагаю).
На сегодняшний день мною от вас не было получено никаких документов, причиненный мне ущерб компенсирован не был.
В связи с вышеизложенным прошу вас компенсировать причиненный ущерб в кратчайшие сроки. В противном случае я буду вынужден обратиться в суд с исковым заявлением для принудительного взыскания указанной суммы.
15 февраля 2021 года
С уважением, Клюев М.М.
Рекомендуем ознакомиться со статьями «Жалоба на неправильную парковку», «Куда, кому и как грамотно жаловаться на управляющую компанию», а также с рекомендациями по составлению и отправке жалоб в другие инстанции.
Как написать коллективную жалобу и чем на отличается от обычной
Если ситуация нарушает не только ваши личные права, но и права других граждан, например соседей, то все потерпевшие могут объединиться и написать коллективную жалобу.
Коллективной называется любая жалоба, в которой претензии высказывает не один, а несколько человек, чьи права были нарушены в рамках одной (общей) ситуации.
Образец написания коллективной жалобы мало чем отличается от написания жалобы обычной (индивидуальной). Разница заключается лишь в том, что коллективная жалоба должна отражать общее мнение всех граждан по единому вопросу, а также описывать все случившееся с каждым из потерпевших.
Как грамотно составить коллективную жалобу – образец
После написания претензии все лица, указанные в коллективной жалобе, должны поставить личные подписи, которые будут выступать в качестве подтверждения согласия их с обстоятельствами, изложенными в жалобе.
Образец коллективной жалобы:
«Руководителю управляющей компании
Журавлеву В.С.
от Калугина В.В.
г. Москва, ул. Ленина д. 1 кв. 1;
Смирнова А.И.
г. Москва, ул. Ленина д. 1 кв. 2;
Иванова М.Д.
г. Москва, ул. Ленина д. 1 кв. 3.
20 июня 2019 года
ЖАЛОБА
Мы, нижеподписавшиеся, просим вас принять меры по проведению ремонтных работ в первом подъезде дома № 1 по улице Ленина.
Несмотря на регулярную оплату услуг, предоставляемых вашей управляющей компанией (о чем имеются соответствующие квитанции), и наличие заключенного между нами договора, предусматривающего поддержание в порядке мест общего пользования и проведение капитального/текущего ремонта, подъезд находится в аварийном состоянии: отсутствуют перила на лестничных пролетах, стены не окрашены, окна разбиты, входная дверь сломана.
Всё вышеизложенное считаем нарушением своих прав и просим провести необходимые ремонтные работы в кратчайшие сроки.
В случае если вашей стороной меры по досудебному урегулированию спора приняты не будут, мы будем вынуждены обратиться в суд с целью защиты своих прав и законных интересов. В случае обращения в судебные инстанции с вас также будут взысканы государственная пошлина и стоимость услуг нашего представителя в суде.
С уважением, В.В. Калугин
А.И. Смирнов
М.Д. Иванов»
Что еще необходимо знать о жалобах
Самое важно — о чем никак нельзя забывать! — так это обязательно оставлять у себя второй экземпляр жалобы. Тут также нужно сказать, что если вы подаете жалобу лично, то есть самостоятельно относите ее в приемную должностного лица или организацию, то на вашем экземпляре должна быть оставлена отметка о том, когда и кто принял вашу претензию.
Это необходимо по двум причинам: во-первых, с этой даты будет отсчитываться срок для ответа; во-вторых, это служит прямым подтверждением факта получения претензии адресатом.
Если вы отправляете претензию почтой, то необходимо сохранить квитанцию об отправке письма или дождаться, пока вам вернется уведомление о его вручении.
Следующее, что важно знать, — это срок ответа на претензию. Он зависит от того, кому вы направляете претензию и в связи с каким нарушением. Если претензия подпадает под действие закона о защите прав потребителей (например, если вы купили некачественный товар и отправляете претензию продавцу), то срок для ответа на претензию, в соответствии с действующим законодательством, будет равен 10 дням. Если же вы обращаетесь в органы государственной власти или местного самоуправления, то в действие вступает федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в соответствии с которым ответ должен быть дан не позднее чем через 30 дней с момента получения обращения.
В случае же, когда специальный срок для ответа на претензию не установлен, вы можете установить любой, который считаете разумным и приемлемым. Как правило, ответ на претензию просят дать в течение 10 дней с момента ее получения.
Ответ должен содержать информацию не только о том, какой вариант решения спора предлагает контрагент, но и о том, в какой срок он готов реализовать свое предложение (либо отказ выполнить требования потерпевшего и обоснование причин для такого отказа).
Как правильно написать жалобу: видео
***
Еще больше полезной информации по теме в рубрике «Жалобы».
Титульный лист — лицо студенческой работы, которое создаёт первое впечатление. Будет оно хорошим или плохим — зависит от вас. И от того, знаете ли вы, как оформить и как подписывать титульный лист реферата.
Вот о том, как написать титульный лист реферата, мы и расскажем в статье. А ещё покажем примеры титульного листа реферата, чтобы вы точно не ударили лицом в грязь.
Вам останется только подписаться на наш телеграм-канал, чтобы быть в курсе студенческой жизни и других актуальных новостей. А также следить за акциями и скидками компании.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Как составить титульный лист реферата: основные рекомендации + образец
Почему так важно правильно оформить титульную страницу реферата? Если оформление титульника не соответствует правилам, тогда проверяющий, даже не читая текст основной части, развернёт вас на доработку.
Все нормы и стандарты оформления давно прописаны в ГОСТе и в методических рекомендациях вуза. Однако перед тем как начать писать титульный лист реферата, поинтересуйтесь у преподавателя, нет ли у него каких-либо личных предпочтений в оформлении. Вдруг вам попался не особо сговорчивый научный руководитель.
Титульник реферата: правила оформления и содержание
Прежде чем перейти к практической части и пошагово показать, как оформляется титульный лист реферата, давайте подтянем теорию. А именно изучим, какие параметры оформления соблюдать и что необходимо размещать на самом титульнике.
Титульный лист реферата: основные параметры
Как правильно написать титульный лист реферата? Нужно выставить принятые размеры полей:
- правое — не менее 1,5 см;
- левое — 3 см;
- верхнее и нижнее — по 2 см.
Стоит уточнить размеры полей у преподавателя, так как его требования могут отличаться от общепринятых университетских и даже ГОСТовских. Заранее обратитесь и узнайте у него, как сделать титульный лист для реферата, чтобы он принял его с первого раза.
Правила оформления титульника в реферате: нумерация и шрифт
Как должен выглядеть титульный лист реферата? Должен ли он содержать нумерацию? Это важные вопросы, на которых стоит сделать особый акцент.
Отсчёт хоть и начинается с титульного листа, но цифру «1» не проставляю. Важный момент — в реферате также не нумеруют и вторую страницу, на которой располагают содержание. Нумерацию, как правило, начинают с введения, проставляя цифру «3».как оформлять титульный лист реферата в университете
Как оформлять титульный лист реферата в конкретном вузе или колледже, стоит уточнять на кафедре. Потому что некоторые учебные заведения или отдельные преподаватели могут требовать нумерацию со второй страницы.
Какой же шрифт выбрать для оформления титульного листа реферата? Не надо долго думать. Как правило, при написании реферата используют стандартный шрифт — Times New Roman. А размер выбирают 14 или 16 кегля.
Титульный лист в реферате: содержание
Как делается оформление полей в реферате, мы увидели. Теперь важно понять, какую информацию должен содержать титульный лист:
- название университета;
- полное наименование кафедры;
- наименование дисциплины;
- тематику научной работы;
- данные студента (ФИО, курс, номер группы, форма обучения);
- данные проверяющего преподавателя;
- город, где учится студент;
- год выпуска документа.
Как делать титульный лист для реферата: этапы создания
Запомнили важные правила оформления, теперь пошагово рассмотрим, как создать титульник реферата. Для начала условно поделим лист А4 на 4 части — верхнюю, центральную, правую и нижнюю. В каждой из них необходимо придерживаться определённых требований.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Оформляем шапку титульного листа
В первой части вверху страницы заглавными буквами по центру пишем: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ. На следующей строке указываем название университета и ниже название кафедры в кавычках. Выравнивание выбираем по центру.
Чтобы не сделать ошибок в шапке титульного листа реферата, необходимо скопировать нужный текст из других учебных документов колледжа или вуза.
Прописываем центральную информацию
Во второй части располагается самая важная информация: центральная тема. Поэтому стоит быть особо внимательными и ничего не перепутать.
Располагайте информацию по центру: здесь пишем заглавными буквами слово «РЕФЕРАТ», а после него указываем дисциплину и собственно тему.
Оформляем информацию о студенте и руководителе
Третий блок нужно выровнять по правому краю. Здесь пишут данные студента и проверяющего. Должность преподавателя указываем в обязательном порядке:
Обязательно уточните, как звучит полная должность преподавателя, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.
Указываем место и год создания реферата
Нам осталась последняя, четвертая часть реферата. Её оформляем в самом низу страницы и выравниваем по центру. Здесь необходимо указать город и год выпуска реферата.
Если реферат сдаётся в конце декабря, тогда указываем следующий год.
Важно помнить, что точка нигде не ставится. Вот как выглядит эта часть титульного листа реферата:
Реферат титульный лист: образцы для студента
Ну и по традиции, рекомендуем вам изучить образцы титульных листов реферата по ГОСТу 2022 для колледжа и вуза, которые мы специально собрали для вас.
Общий шаблон титульного листа реферата
Скачать шаблон готового титульного листа реферата (Word);
Пример титульного листа реферата по физкультуре
Скачать титульный лист реферата по физкультуре в формате Word.
Реферат на английском языке: титульный лист
А если вам необходимо создать реферат на английском, используйте для титульного листа следующий шаблон:
Скачать титульный лист реферата на английском в формате Word.
Что создать свою обложку, вы можете просто скопировать нужный титульный лист реферата и подставить свои данные.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Теперь вы точно знаете, как правильно заполнить и оформить титульный лист для реферата в техникуме, колледже или университете. Вы же понимаете, что правильно написать титульный лист реферата — наука несложная. Но если вам не хочется утруждаться и самим корпеть над «титульником» или самим рефератом, то студенческий сервис сделает это за вас.
1) Определите часть речи выделенного слова.
Важно уметь различать предлоги, союзы, частицы и самостоятельные части речи: наречия, существительные, прилагательные.
Предлоги ставят следующее слово в нужный падеж и участвуют в вопросе.
Союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
Частицы образуют некоторые формы слов и добавляют смысловые оттенки словам.
Наречия отвечают на вопросы КАК? ГДЕ? ПОЧЕМУ? и т.д.
2) Особого внимания заслуживают слова чтобы, тоже, также, зато, притом, причем, потому, настолько, несмотря на, невзирая на, вследствие и некоторые другие, поскольку имеют как слитное, так и раздельное написание. Это зависит от того, к какой части речи они относятся в конкретном предложении.
Например, возьмем слова ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО. Если это союзы, их можно заменить другими союзами (Чтобы=для того чтобы. Тоже, также = и), и они пишутся слитно. Пример: Я пришел, чтобы (для того чтобы) победить. (И) Я тоже хочу в парк. (И)Он также был там. Он был не очень красивым, зато (но) хорошим.
3) Союз ТО ЕСТЬ всегда пишется раздельно, союз БУДТО всегда слитно.
4) Частицы бы, ли, же (если они частицы) пишутся всегда раздельно. (Что_бы, то_же) Часто можно понять, что перед нами частица, если попытаться убрать ее. Пример: Что (бы) мне почитать?
Частицы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, ТАКИ, КА, КОЕ пишутся через дефис, если слово, к которому примыкают эти частицы существует и без них.
Например, что-то (пишем через дефис), будто — здесь нет частицы, это союз.
Частицы да(же), разве, неуже(ли) пишутся СЛИТНО (даже, разве, неужели)
5) Предлоги в течениЕ, в продолжениЕ, в заключениЕ, в отличиЕ, (в конце может быть И, если это не просто предлог, а предлог с существительным); в целях, в силу, в меру, в области, на протяжении, в отношении, за исключением, за счет, не считая пишутся всегда раздельно.
6) Предлоги несмотря на и невзирая на пишутся в два слова, а если перед нами деепричастия с частицей НЕ и предлогом «не _ смотря на, не_взирая на», то пишем в три слова.
7) Следует различать: иметь в виду, ввиду (из-за) непогоды, в виде.
Ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчет, сверх, вслед, навстречу пишем слитно, если это предлоги (можно заменить другими предлогами). Если это предлог + существительное, пишем раздельно. Как проверить: попытайтесь вставить слово между. Пример: Поговорить насчет (о) работы. Положить деньги на (твой) счет.
9) Предлоги из-за, из-под, по-над пишем черед дефис.
10) Пол с существительными пишется слитно (полпомидора), если существительное начинается на согласную. Через дефис, когда существительное начинается на л (пол-лимона), прописную букву (пол-Москвы) и гласную (пол-арбуза). И если между пол и существительным есть еще прилагательное, пишется раздельно (пол чайной ложки)
11) Запомните, в большинстве случаев наречия все-таки пишутся СЛИТНО. Через дефис пишем, если есть приставки ПО-, В-, ВО- в сочетании с суффиксами -ОМУ, -ЕМУ, -ЫХ, -ИХ, -И (по-хорошему, во-первых, по-волчьи, в -третьих)
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников.
С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.
(В)ДАЛЬНЕЙШЕМ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России
Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.
СЛИТНО: | ПРИМЕРЫ: |
Ввиду Вместо Вроде Вследствие Наподобие Насчет Сверх Несмотря на Невзирая на Вслед Навстречу Напротив | Ввиду сложностей Вместо тебя Вроде глубокой ямы Вследствие непогоды Наподобие зонта Насчет урока Сверх меры Внизу (двери) Вверху (письма) Посередине (дороги) Несмотря на ошибки Невзирая на шторм Вслед лету Навстречу солнцу Напротив школы |
РАЗДЕЛЬНО: | ПРИМЕРЫ: |
В виде В связи с В продолжение В течение В заключение В отличие В целях В силу В меру В области На протяжении В отношении За исключением За счет Не считая | В виде исключения В связи с сильным дождем В продолжение дня В течение лета В заключение встречи Через дефис Из-за Из-под По-над По-за ПРИМЕРЫ: Из-за него Из-под шкафа По-над рекой стелется туман |
Предлоги и омонимичные части речи.
Ввиду (предлог) – в виду (предлог + сущ.) города
Вроде (предлог) него – в роде (предлог+ сущ) Романовых
Вследствие (предлог) непогоды – в следствии (предлог +сущ) по делу были допущены ошибки
В течение, в продолжение, в заключение – производные предлоги при обозначени времени, на конце пишем Е – НО! В течениИ реки, в продолжениИ романа, в заключениИ реферата (простой предлог В+ сущ, на конце И)
Поговорить насчет урока (насчет — предлог) – положить деньги на счет (предлог +сущ)
Внизу, вверху, посереди при отсутствии управляемого сущ. – наречия, но с управляемыми сущ. – предлоги (Внизу стоял человек(нар.) – внизу двери было отверстие (предлог)
СЛИТНО: | РАЗДЕЛЬНО: |
Чтобы Тоже Также Притом Причем Зато Зачем Затем Отчего Оттого Почему Потому Итак Коли Поскольку | То есть (Тысячу лет, то есть много) То бишь (вчера, то бишь третьего числа) пока что почти что при этом как будто тогда как так как так что не то… не то то есть оттого что потому что однако же в связи с тем что то…то |
Омонимичные части речи:
- Местоимение с частицей пишутся раздельно: (Я слушал то же, что и ты. Что бы мне сделать? Во что бы то ни стало)
- Сочетание союзов и наречий пишутся раздельно (И так, и сяк. Я прочитал много раз и так запомнил.
- Сочетание предлогов и местоимений. (При чем ты останешься? При том тексте есть задания. От того дома до этого недалеко. По тому лесу идти долго)
СЛИТНО
Даже, разве, неужели
ЧЕРЕЗ ДЕФИС
-то, -либо, -нибудь, -ка, -тка, -с, -де, кое- (кой-), -таки – с глаголами, наречиями и со словами всё-таки, так-таки
РАЗДЕЛЬНО
же (ж), бы (б), ли (ль), будто, дескать, как будто, почти что, кое, если после нее следует предлог (кое у кого)
СЛИТНО:
на -десят, -ста, -соти: пятьдесят, восьмидесятый, четыреста, пятисотый, семьсот, семисотый.
на -сотый, -тысячный, -миллионный: двухсотый, пятитысячный, стомиллионный
РАЗДЕЛЬНО:
Составные числительные: пять тысяч семьсот пятьдесят три
Дробные числительные: пять восьмых
СЛИТНО:
Сущ. с соединительными гласными «о» и «е»: пароход.
Сущ. с элементами борт- и -метр: бортпроводник.
Сущ. и прил. с иноязычными элементами: анти-, авиа-, авто-, био-, вело-, гелио-, гидро-, зоо-, интер-, контр-, макро-, микро-, моно-, мото-, нео-, радио-, стерео-, теле-, ультра-, фото-, экстра-: антивирус, зоолог, велопрокат и т.д.
Но! Контр-адмирал
Сложные сущ., первая часть которых является глаголом в повелительном наклонении на -и: скопидом, сорвиголова.
Но! Перекати-поле
Сложносокращенные слова и аббревиатуры: вуз, США, спецкор.
Названия жителей, народностей, племен, людей по роду их занятий, интересам, принадлежности к организации: мексиканец, яхтклубовец.
Сложные сущ., прил., нар. наречия, первой частью которых является числительное в родительном падеже: пятитомник, двукратный.
Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся без дефиса: лакокрасочный (лакокраска).
Прил., одна из частей которых самостоятельно не употребляется: всеядный.
Прил., образованные от двух слов, одно из которых независимое, а другое – подчиненное: сельскохозяйственные (сельское хозяйство).
Прил., образованные сочетанием «наречие + прилагательное (причастие): вечнозеленый.
НО! пишется раздельно сочетание наречия и прилагательного (причастия),
-если первая часть отвечает на вопрос как? каким образом?, а также
-если наречие оканчивается на-ски: легко поддающийся, дружески нацеленный.
Прил., первая часть которых – числительное: тридцатиградусный, сорокаминутный.
Слова с полу-: полумесяц.
Слова с пол- + согласной, кроме л: полвека, полдня
ЧЕРЕЗ ДЕФИС:
Сущ. состоящие из двух слов без соединительных гласных: царь-колокол, премьер-министр.
Сущ. с иноязычными элементами: вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-: вице-президент, экс-муж.
Названия промежуточных сторон света: северо-запад, юго-восток.
Названия растений с союзом и или глаголом: мать-и-мачеха.
Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис: юго-западный.
Прил., образованные из равноправных слов: русско-английский (русский и английский).
Прил., обозначающие цвета: серо-голубой, желто-зеленый.
Прил., обозначающие качество с дополнительным оттенком: кисло-сладкий.
Слова с пол- перед гласным, прописной буквой или согласным л: пол-азбуки, пол-Африки, пол-лимона
- Решать варианты ЕГЭ
- Решать задание 14
Çíàåòå, à âåäü â îäíîé èç ãëàâ, ïàðàãðàôîâ î Áóêâàðèè ðàññìîòðåë è ïîòîì ðàçúÿñíèë, ÷òî â êàæäîì ñëîâå åñòü ãëàâíûé áóêâàð¸íîê. À âîò öåëèêîì ñëîâî íå ðàññìàòðèâàë Àëôàâèòíûé ïîðÿäîê, ïîâòîðû îäíèõ è òåõ æå áóêâ â îäíîì è òîì æå ñëîâå äåëàþò ëè ýòó áóêâó áîëåå âàæíîé. Ñêîëüêî ïðåäñòàâèòåëåé à-íàöèîíàëüíîñòåé æèâóò â àáðàêàäàáðà? Èëè ýòî ïðîñòî çâóêî-ãåîãðàôè÷åñêàÿ îáëàñòü ïðîæèâàíèÿ îïðåäåë¸ííîé ñîöèàëüíîé ãðóïïû áóêâà-÷åëîâå÷êîâ? À ìîæåò âñå ñëîâà ñîäåðæàùàÿ áóêâó ïðè íàøåì âçãëÿäå íà íèõ îòîáðàçÿòñÿ â ìàòåðèê? Ñòðàíû, ãîñóäàðñòâà, ãîðîäà, óëèöû? Ïîìíþ ïî Êèçèíûì ðàññêàçàì äëÿ Íàôàíè, ÷òî â Øàðà-äîìå æèâóò, ðîæäàþòñÿ è óìèðàþò æèòåëè Áóêâàðèè…
Íà ýòè âîïðîñû îòâå÷ó ìåæäó äâóìÿ îòðåäàêòèðîâàííûìè òåêñòàìè. Âñ¸ êàê âñåãäà. Ïî ïëàíó ïèøó î÷åðåäíóþ ÷àñòü. Ïðèäóìûâàåøü íàçâàíèÿ ñêàçêè èç äâóõ áóêâ. Ðàçúÿñíÿåøü ïî÷åìó îíî òàêîå. Èùåøü è ïðèäóìûâàåøü ïîðÿäîê òàì ãäå åãî íåò. Âñòàâëÿåøü åãî ìåæäó ÷åðíîâèêàìè äëÿ ñâÿçêè ñþæåòíîé ëèíèè. À ãëàâíàÿ ëèíèÿ òàêàÿ — ïðåîäîëåòü ñâåðõçâóêîâîé áàðüåð íå ïîíèìàíèÿ è íà÷àòü ðàçãàäûâàòü ñâåðõñâåòîâîé.
Âîò òàê ó íàñ ïîñòàâëåíà ïðàâåëüíà ñâåðõçàäà÷à àáñîëþòíî êàæäîìó ÷èòàòåëþ è ïåðâûì ïîêëîííèêàì, ôàíàòàì, îáîæàòåëÿì äàííîé ïëàíåòû. Î, òî÷íî, çäåñü äàæå ìîæåò ïîïåðåòü èäåè è, êîíå÷íî, êîðûñòíûå ñìûñëû. Êàêèå-òàêèå ðåñóðñû ìîæíî äîáûòü íà ïëàíåòå Áóêâàðèÿ? Îáùèé ÿçûê äëÿ Çåìëè è ëþáîé äðóãîé ïëàíåòû! Ñóïåð-ïåðåâîä÷èê — íóëåâîé è áàçîâûé ïîòåíöèàë ïîíèìàíèÿ. À ÷òî ìíå íðàâèòüñÿ, íî îá ýòîì ÿ ðàññêàæó â äðóãîé ãëàâå. À åù¸ ïðîùå è áûñòðåå ñàìîìó ïîíÿòü ìåäëåííîñòü. Íå ìîæåøü âûó÷èòü ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ôàêòîâ, â ìî¸ì ñëó÷àè áóêâ, ïðîñòî âîçüìè ëþáîå ãîòîâîå ñëîâî è ïîïðîáóé íà âêóñ âíåâðåìåííûå ïðàâèëà åãî íàïèñàíèÿ.
Âñ¸ õâàòèò! Ïðîñòî ó ìåíÿ íà áóêâó Î íà÷èíàåòñÿ äâå òàâòîãðàììû. Ýòà — øåñòíàäöàòàÿ. Íîìåð òâ¸ðäîçíà÷íîé çàáûë… Åñëè ïîñ÷èòàòü ñ êîíöà òî 29 íàçâàíèå òàâòîãðàìà î ëþáâè òîæå íà íà÷èíàåòñÿ íà áóêâó Î. À òàì — òâ¸ðäûé çíàê. Íåò, îí äàæå 28 èëè 27.  îáùåì î öèôðàõ ìû óæå ãîâîðèëè, îïðåäåëèëèñü. Çàøèôðîâàëèñü. Äàæå äâà ðàçà â íàçâàíèå ñëîâà íà ýòó áóêâó, íî ãëàâíîå â òîì åù¸ îäíîì áîëåå ñëîæíîì, ïðåäïîñëåäíèì, íåïîâòîðèìîì è çàâåðøåíî òåêñòå îî îêîëüöîâàííîé ëþáâè òî, ÷òî âñå ñëîâà â ïîðÿäêå ¹28 ñîäåðæàò òâ¸ðäûé çíàê. À äâàäöàòü âîñüìîé ìÿãêèé çíàê? À åñëè íà÷àòü ñ÷èòàòü ñ êîíöà êàê ñ îáû÷íîãî íà÷àëà — íîëü âå÷íî íå ó÷èòûâàþò è íàñ, çàáûâàþò! È ÿ çàáûë. Ïîýòîìó ÷óòü íå ïîãèá îäèí ðàç ïðè òåëåïîðòàöèè íà ïëàíåòó Áóêâàðèÿ. Ó íèõ òàì îáùåïëàíåòàðíîãî íà÷èíàþò ñ÷èòàòü ñ Íóëÿ. È òî÷êà. ß ïîñëå ýòîãî è ïðèäóìàë ïîíÿòèå æèðíàÿ òî÷êà. È äàæå ñèìâîë äîëãî è ìó÷èòåëüíî ïðèäóìûâàë. Áëèí. Ñàìîå âðåìÿ î í¸ì ðàññêàçàòü. ×óòü íå óïóñòèë! Ìîæíî áûëî áû ñåé÷àñ êîäèðîâêó â ìàøèííûé êîä âñïîìíèòü. Íî ÿ ïîéäó ïðîùå.  ñòàíäàðòíîé êëàâèàòóðå 6 ðÿäîâ êëàâèø è íåò ñòîëáöîâ. Íó è ëàäíî! ×òî áû òî÷êà ñòàëà æèðíîé íóæíî… Êñòàòè — ñêàæåì åé ïðèâåò íàéäÿ å¸ êîîðäèíàòû?
5 ñòðàêà ñâåðõó âíèç è 11 êëàâèøà ñëåâà íà ïðàâî. Óïñ. Ïðèâåò Ýíòð. Òû íå áóêâà! Î òåáå ïàðàãðàôîâ è ãëàâ â ìîåé êíèãå ñîâñåì íå áóäåò. Íó, ëàäíî, íå îáèæàéñÿ. íàçíà÷àþ òåáÿ ãëàâíûì áåðìóäñêèì òðåóãîëüíèêîì è ÷¸ðíîé äûðîé ïîíèìàíèÿ. À ÷¸ òû ðàçë¸ãñÿ íà äâå ñòðî÷êè! Òàê ïðèâåò òî÷êà. ß è î òåáå íå çàáûë, ìëàäøàÿ èç ñèñòð Î-áóêâ è âñåãî îäíîãî áðàòà 0-÷èñëà. Âîò âàñ è ïîçíàêîìèë.
Òåïåðü î æèðíîé òî÷êè. Îíà íå ìîãëà ìåíÿ ïîïðîñèòü è íå ïðîñèëà. ß ÷èñòî ôàíòàçèðóþ è øèôðóþñü íà õîäó. Ðàçâëåêàþñü. Âñ¸ æå îäíà áóêâà íå ñëîâî. Îäíî ÷èñëî íå ôóíêöèÿ. Çàïÿòûå òîæ ïî îäèíî÷êè íå îòêðûâàþò êîîðäèíàòû, ïîðòàëû, ñåêðåòû äëÿ âûõîäà â ïîäòåêñò êàçíèòü-ìèëîâàòü.
5ñòð11êëâ+4ñòð8êëâ+2ñòð11êëâ+4ñòð8êëâ+5ñòð11êëâ
Àãà. Ñòîï! Êëàâèøè îäíîâðåìåííî íå íàæèìàòü. Êëàâèàòóðó èñïîëüçîâàòü íà ðóññêîé ðàñêëàäêå. ó÷èòûâàÿ ÷òî ïëàíåòà Áóêâàðèÿ èç Êðàñíîãî òèïà, ñ ñâîéñòâàìè íå ïðèãîäíûìè äëÿ êàíàëèçàöèè… Îé, êîëîíèçàöèè… Îé… À â íà÷àëè ñêàçêè õîòåëè ñâåðõñâåò ïîíèìàíèÿ îò òóäà äîáûòü… Íó, è ëàäíî! Àãà. Òåõíèêà áåçîïàñíîñòè äëÿ äåòåé, ñòàðèêîâ è ñëó÷àéíûõ ïðîõîæèõ ïðîñòî íåîáõîäèìà. ñòðîêà ñ òî÷íîé çàïèñüþ êîîðäèíàòû «êðàñíîé êíîïêè» äëÿ ïîñëåäíåé æèðíîé òî÷êà äëÿ ýêñòðåííîãî âîçâðàùåíèÿ íà Çåìëþ è â ñâîé ðîäíîé ðàçóì ìîæåò èìåòü âñåãî îäíó îøèáêó. Òîëüêî îäèí ïîïðàâî÷íûé êîýôôèöèåíò áûëî/ñòàëî â ñòð è êëâ — 11/10 è 4/3+8/10 äâà ðàçà îò öåíòðà. Ñòîï! Àãà. Òÿæåëî â ó÷åíèè ëåãêî â áîþ.
5ñòð10êëâ+3ñòð10êëâ+2ñòð11êëâ+3ñòð10êëâ+5ñòð10êëâ
Ïîëó÷èòñÿ ïðîèãíîðèðîâàòü ýãîèçì ïîñëåäíåé è îäíîâðåìåííî ïåðâîé áóêâû? Âíèìàíèå! ßÄ-ñêàçêà áóäåò ïîñëåäíåé.
Îïÿòü óõîæó îò ÎÊ-òåìû. Õîòÿ íåò. Êðóæî÷åê ýòî áóêâà è öèôðà îäíîâðåìåííî. Òîëüêî îò êîíòåêñòà çàâèñèò êàê å¸ ïîíÿòü. À ñèìâîëèçì ÷åðêíóòî-ïåðå÷åðêíóòîé îêðóæíîñòè — ýòî êëþ÷.  îáùåì ÎÊ-ñêàçêà, ýòî îá îëàäüÿõ èç êàðòîøêè. Ãëàâíîå äðàíèêè! Íàöèîíàëüíîå áëþäà èç áóëüáû ìàëîé ðîäèíû àâòîðà ñåãî òåêñòà. Âîò àêò, êîòîðûé â òàêò, ñíîâà èç äâóõáóêâåííîñòè âåðí¸ìñÿ â îäíîáóêâåííîñòü, â îäíîîñìûñëåííîñòü. Òî÷íåé — â î-ñèìâîëèçì, Î-ñîçíàíèå. À åù¸ ÎÊ — ýòî çíàê ñîãëàñèÿ íà îäíîì èç ÿçûêîâ Çåìëè. Íî ìíå áîëüøå íðàâèòüñÿ âìåñòî ÎÊ… Íðàâèòüñÿ… Íðàâèòüñÿ ïîíèìàòü è ãîâîðèòü íîâîèñïå÷åííîå, íîâîïðèäóìàííîå ñëîâî ÒÒ. Êàê ðàñøèôðóåì ÒÒ? Òàê òî÷íî, òåððèòîðèÿ Òðåçâîñòè, òåîðåòè÷åñêèé òóðíèê. È âîîáùå äâå áóêâû Ò ðàäîì íà áóêâó Ï ïîõîæè. À åù¸ îíè, äâå è áîëüøå áóêâû òý ðÿäûøêîì îáîçíà÷àþùèå îäíîçíà÷íîå ñîãëàñèå âî âñ¸ì, âëîæèâøèñü îäíó â îäíó íà ìîåé ãëàâíîé ïîäâîäíîé àâàòàðêå, è êîå-÷òî âåùåñòâåííîå íàïîìèíàþò. Òàê. Ñòîï — ýòî îïÿòü â äðóãóþ áóêâó-ïàðàãðàô îòïðàâèòü, ïåðåíåñòèñü ìîæíî. ß åù¸ íå ðåøèë, à âñïîìíèë â êàêóþ. Áóêâà Ò ó ìåíÿ ñ ìÿãêèì çíàêîì ñðîñëàñü. Îäóøåâë¸ííûå áóêâû ñèìâîëèçì àâòîìàòè÷åñêîãî ôîòîïîðòðåòà íå ïîíèìàþò, íå ðàçëè÷àþò — ìÿãêèé, îí æå òàêîé-æå êàê è òâ¸ðäûì! À òóò, âäðóã, åù¸ îäèí îáðàç èåðîãëèô çàöèêëèòñÿ, ñïðÿ÷åòñÿ è íè êàê íå îòïóñòèò ÷òî-òî íà ñâåðõçâóêîâûõ ñêîðîñòÿõ ïîíèìàòü. Èåðîãëèô — ëîãîòèï, ñèìâîë. Íåò! Âñ¸ áåçîïàñíî! ß êîãäà ïèñàë ÷åðíîâèêè âîêðóã áóêâû Ò óæå ðàçî÷åê çàïóòûâàëñÿ. Ñèëüíî ðàñïóòûâàòüñÿ ïðèøëîñü. Ïîáîëüøå è ïîáûñòðåå íå õî÷åòñÿ. Âñ¸ äàëüøå î êàðòîôåëüíûõ îëàäüÿõ è òî÷êà. Æèðíàÿ òî÷êà. Ñëèøêîì äëèííîå âñòóïëåíèå ïîëó÷àåòñÿ.
Ïåðâûì ïå÷àòàåì, îçâó÷èâàåì Î-òåêñò 2017 ãîäà. Ó ìåíÿ áûëà è åñòü ïåðåäåëàííàÿ ñêàçêå Êîëîáîê. ß Êîëîáêà õîòåë ñäåëàòü, ñâÿçàòü ñ äåòåêòèâîì Êîëîìáî. Õîòåë — ñäåëàë! Ñâÿçàë. Ñåé÷àñ ãîòîâÿ ÷èñòîâèê âû÷èòàþ òîò òåêñò è ïîéìó, ÷òî ñëèøêîì òîíêèé íàì¸ê ñäåëàë íà î÷åíü òîëñòûå îáñòîÿòåëüñòâà. Õîòÿ… À îäà îáíèìàøêàì òðåáóåò òðîéíî¸: îáúÿñíåíèé, î÷èñòêè è îáðó÷åíèÿ. Íî âåäü íóæíà îñíîâà êîìïëåêñíîãî ïîäõîäà. Íåëüçÿ æå ïóñòîòó íà ïóñòîòå æåíèòü è âûäàâàòü çàìóæ íîëü çà îáíóë¸íîñòü èëè ïîäåë¸ííîñòü. Âîò ÿ ñëó÷àéíåíüêî è ïðèëåïèë «áóêâîçâóê, áóêâîñâåò» êóäà íå íàäî — ÊÀ. Ñâåðõñâåòîâàÿ íåâåñîìîñòü. Òû ñóùåñòâóåøü? Òåì áîëåå ÀÊ-ñêàçêà íå áûëà à òåïåðü åñòü. Î áëèí ÒÒ — ýòî æå åù¸ ïèñòîëåò êîíêðåòíîé ìàðêè. Òóëüñêèé òîêàðåâà. Âîò îïÿòü! Áóêâàðèÿ ïîìîãëà çàöèêëèëà õâîñòèêè ñþæåòîâ. Òåðïåíèÿ — âîéíóøêà, ñòðåëÿëêè è ýêøåí áóäåò! È äàæå êîíêóðñ ïî ìåòêîé ñòðåëüáå ñëîâàìè ïî ñåêóíäàì ïðåäñòîèò. Òîëüêî òî÷íûé ãðàôèê ÿ íå ñîáüþ, êàê ïðîøëûõ äâà ðàçà. Áóêâàðèéöû òîãäà ðóãàþòñÿ, à çëèòüñÿ áóäóò íà ìåíÿ åù¸ ñèëüíåå.
ß îïÿòü ïîÿñíÿþ íå òó ñêàçêó. Ñåé÷àñ òîëüêî î áóêâå Î. Âñ¸ ÿ íå ìîãó. Ïðîñòî êîïèðóþ è âñòàâëÿþ òåêñò òàâòîãðàììû «Îäà îáíèìàøêàì». À òî âûäàì ðàíüøå âðåìåíè ñåêðåòû âñåãî ñâåðõñâåòîâîãî. Òîëüêî ïîäîæäèòå, ñêàæó, ÷òî ÎÏ — ýòî ñåðåäèíà. Áóêâû Ï è Î — 16 è 17 ïî àçáó÷íîìó ïîðÿäêó. È ó íèõ âîçìîæíî ïîÿâÿòñÿ äåòè ïîä äðîáíûì íîìåðîì 16,5. Ïîëîâèíêà. Íî òàéíó çà÷àòèÿ íå âîçìîæíî è íå íóæíî ïîíèìàòü. Îïÿòü âûøåë íà íóëåâîé ïîòåíöèàë ïîíèìàíèÿ òîëüêî ñî ñòîðîíû êîìïëåêñíûõ ÷èñåë. Ïîïðîùå ñêàçàòü? Ñêàæó! Îñü ïîíèìàíèÿ ðàçäåëèë íà ïîëîæèòåëüíóþ è îòðèöàòåëüíóþ ñòîðîíó. Ìíå áîëüøå íðàâèòüñÿ âñòðå÷àòüñÿ è âñòðå÷àòü èíîïëàíåòÿí íà Ê-êîíå÷íîñòè. Ïåëè ïåâèöû ïðîíçèòåëüíî òàê è îá ýòîì êîå-÷òî ðàçãàäûâàÿ çíàê âå÷íîñòü, áåñêîíå÷íîñòü…
Âñ¸, âñ¸. Âñåì âñ¸. Ìîë÷ó! Âîò ïàðó ïðåäëîæåíèé â ôîðìå âîñõâàëåíèÿ. Òåêñò äëÿ ìåíÿ èäåàëåí è ÿ âñåãî òðè ñëîâà íà áóêâó Î â íåãî ïîäêîððåêòèðîâàë, óñèëèë ïåðâîçäàííîãî ñìûñëà. È àáçàöû ìîæíî áðàòü.
Îäà îáíèìàøêàì. Îí îáíÿë. Îíà îáúÿëà. Îòðàçèëèñü, îáúÿñíèëèñü. Îñêâåðí¸ííóþ, îäóðìàíåííóþ îäàìè îñíîâó î÷èñòèëè îíè. Îäîëæèâ îäèíî÷åñòâî îòâåòèëè îòêàçîì îáìàíûâàòüñÿ îáùåñòâåííûìè îøèáêàìè. Îíà, îí, îíè, îíî — îñâåòèëîñü. Îáðåëè î÷åíü îòâåòñòâåííîå, îáâîðîæèòåëüíîå, î÷àðîâàòåëüíîå. Îáðó÷èëèñü. Îíà îñíîâà, îíà!
Âñ¸ ìîæíî îïÿòü óâåëè÷èâàòü êîëè÷åñòâî ïå÷àòíûõ çíàêîâ äëÿ ñâÿçêè. Îïÿòü íà÷èíàòü. Îïÿòü îáúÿñíÿòü ïî÷åìó êîëîáîê êðóãëûé — ýòî ìîæíî äåëàòü áåñêîíå÷íî. Ñàìûé ìîìåíò ãîâîðèòü «îï» íå ïåðåïðûãíóâ. Ïóñòü çà ìåíÿ ýòî ñäåëàåò îäíîçíà÷íî çàïîìèíàåìûé è âñåìè èçâåñòíûé ñþæåò ñêàçêè.
Îêîëîáî! Î, Êîëîìáî!
Âëàä Äóìåð óæå æèâ¸ò îêîëî ñâîèõ ðîäíûõ. Ñáîêó îò äîìà áàáóøêè è äåäà. Âîò âçÿë îí è ïðèãëàñèë èõ, äâóõ äåäóøåê è äâóõ áàáóøåê, ñ ðàçíûõ áîêîâ â îäíó ñêàçî÷íóþ ñòðàíó…
Ïðîñòî òàê ïðèøåë è ïðèãëàñèë. Õâàòèò ñåêðåòíè÷àòü!
Íó, à êàêàÿ áàáóøêà âíó÷êà â ãîñòè áåç ãîñòèíöà îòïðàâèò? Òåì áîëåå ñîìà ïîéä¸ò!
È âîò òå íà, ñîâïàäåíèå — îáå áàáóøêè â äîðîãó íàïåêëè ïå÷åíþøåê â ôîðìå çàéöåâ, âîëêîâ, ìèøåê äà ëèñè÷åê…
Êîíå÷íî îæèëè îíè ïðè ïåðåõîäå â Áóêâàðèþ, äà è ïîðàçáåæàëèñü… À èç êðîøåê ñëåïèëè ñåìüè íîâîãî êîëîáêà. Ê-êîëîáîê ïîëó÷èëñÿ êàê ïèðîæíîå — êàðòîøêà. Âîò òàêîå õèòðîå äîïîëíåíèå ê îâîùó. Ïóñòèëè äâóñìûñëåííóþ êàðòîøêó ñîáèðàòü áåãëåöîâ ñ ïîìîùüþ ïðàâäû, ïîëóïðàâäû è ïî÷òè òîé-æå ïåñåíêè.
ß îò áàáóøåê ïðèøåë
ß îò äåäóøåê ïðèøåë
È ê âàì ïðåéäó…
— Çâóêè òî ñúåñòü íåëüçÿ — ñêàçàë êàðòîôåëüíûé Êîëîáîê Çàé÷èêàì — íå áîéòåñü âàñ íå ñúåäÿò!
ß îò áàáóøåê ïðèøåë
ß îò äåäóøåê ïðèøåë
è çàé÷èêîâ äîìîé ïðèâåë!
— Çâóêîì ìîæíî îãëóøèòü — ñêàçàë ïîäðàííûé èëè äðàííèêîâûé Êîëîáîê Âîëêàì — Âîçâðàùàéòåñü íàéä¸òñÿ è âàì ìåñòî ñðåäè ñèëüíûõ è ãðîìêîãî.
ß îò áàáóøåê ïðèøåë
ß îò äåäóøåê ïðèøåë
è çàé÷èêîâ äîìîé ïðèâåë!
È âîëêàì äîáðî ïðèâèë!
— Çâóêè ìîæíî ïîìÿòü — ñêàçàë â áîê Êîëîáîê áóðûì è áåëûì Ìèøêàì — Îçâó÷åííîå ìîæíî ïîíÿòü, âàñ Ìèõàèëû Ïîòàïû÷è êîå-êòî æä¸ò.
ß îò áàáóøåê ïðèøåë
ß îò äåäóøåê ïðèøåë
è çàé÷èêîâ äîìîé ïðèâåë!
È âîëêàì äîáðî ïðèâèë!
È ìèøåê â äåëî ïðèíÿë!
— Ñàìè ïðåéä¸òå — áåç ñëîâ ñêàçàë ïî êðîøå÷íîìó ñäâîåííûé Êîëîáîê íå ãðèáíûì Ëèñè÷êàì — õâàòèò âàì îñòàâàòüñÿ è îñòàâëÿòü âñåõ ñ ëæèâûì íîñîì!
ß îò áàáóøåê ïðèøåë
ß îò äåäóøåê ïðèøåë
è çàé÷èêîâ äîìîé ïðèâåë!
È âîëêàì äîáðî ïðèâèë!
È ìèøåê â äåëî ïðèíÿë!
À ëèñè÷åê íå ïðîñèë!
Âåðíóëñÿ Êîëîáîê-Êàðòîøêà è êîãäà âñå âìåñòå ïðîïåâàëè ïåñåíêó… Ê ïîñëåäíåì ñòðî÷êàì, ê ïîñëåäíåìó êóïëåòó äîáàâèëèñü ëèñüè ãîëîñà.
Ìû ê áàáóøêàì ïðèøëè,
Ìû ê äåäóøêàì ïðèøëè.
È çàé÷èêîâ äîìîé ïðèâèëè!
È ê âîëêàì äîáðîòó ïðîÿâèëè!
È ìèøåê ñ äîáðîì ïðèíÿëè!
À íàñ, ëèñè÷åê íå ïðîñèëè!
Ìû âñå ñàìè óãàäèëè…