События в баснях и сказках

Автор на чтение 21 мин. просмотров 1 опубликовано 17.02.2021 басня это литературный жанр, героями которого являются животные, наделенные чертами

На чтение 21 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Басня — это литературный жанр, героями которого являются животные, наделенные чертами характера, присущими людям. Манера повествования сюжета носит характер сатирический, где в аллегорической форме высмеиваются и прямо указываются пороки героев, их неправильное поведение, дурные черты характера, а также результат, к которому это может привести. Мораль басни — это прямое нравоучение.

Оглавление:

Возникновение и развитие басенного жанра

По дошедшим до наших дней источникам, автором первых басен был раб Эзоп с острова Самос. По некоторым источникам, его хозяина звали Иадмон, по другим — Ксанф. Эзоп прославился на века своим незаурядным умом и тем, что за свою мудрость и умение давать своему хозяину важные советы, ему была дарована свобода. Особенностью басен Эзопа было то, что он в иносказательной форме обрисовывал своему хозяину волнующую того ситуацию и правильный путь выхода из нее.

Это интересно: анафора это что такое?

Басни Эзопа в их первоначальном виде не сохранились. Но они передавались народом из уст в уста, из поколения в поколение и в дальнейшем были художественно переработаны и записаны на латинском и греческом языках поэтами нашей эры (Федр — I в., Бабрий — II в. и Авиан — V в.).

Басенный литературный жанр в Европе

Начиная с XVI века, в Европе поэты и прозаики увлекались переводами античной литературы. С начала XVII века басня в Европе получила свое бурное развитие и перешла в разряд литературного жанра.

Известными европейскими баснописцами являются: немецкие поэты Г. Лессинг и Х. Геллерт, французский поэт Ж. Лафонтен, английский поэт Т. Мур. Они увлекались античной литературой и стилем подражали Эзопу.

Это интересно: характеристика Тихона из пьесы «Гроза».

Басня в России

rasprostranenie_basni.jpg

В XVII—XVIII вв. еках многие поэты и писатели России, отдавая дань европейской моде, тоже занимались переводами античной литературы, а также переводами на русский язык произведений европейских баснописцев. К их числу можно отнести: С. Полоцкого, А. Сумарокова, И. Хемницера, А. Измайлова, И. Дмитриева, А. Кантемира, В. Тредиаковского. Очень нравоучительные басни для детей были написаны Л. Толстым. Благодаря стараниям перечисленных великих русских поэтов и писателей, в русской литературе появился, развился и утвердился новый жанр — басенный.

Главным мастером русской басни в стихотворной форме является Крылов Иван Андреевич. Его персонажи реалистичны, живы и узнаваемы; высмеиваемые пороки и недостатки присущи не только отдельно взятой личности, а характерны для больших групп людей и даже всего общества в целом; их мораль наделена многовековой народной мудростью, что делает их понятными и актуальными для любых времен и народов.

Это интересно: рассказ о Пушкине — краткая биография и его творчество.

В советской литературе басня продолжала занимать свою значимую нишу в ряду литературных жанров. «Отцом» советской басни стал Демьян Бедный. Его тематика была революционная, он высмеивал остатки буржуазного менталитета, противопоставляя ему новый социалистический уклад жизни и присущие ему ценности.

В более поздней советской литературе продолжателем басенного жанра стал Сергей Михалков. Его персонажи носили остро выраженный сатирический характер, направленный на разоблачение подобострастия, подхалимства и других нравственно низких поступков, процветающих в то время в обществе.

В советской литературе нашли свое место баснописцы разных национальностей и народностей, населявших территорию Советского Союза. Их персонажи были наделены национальными чертами и специфическим колоритом, были актуальны и поучительны.

Интересно знать: Понятие синекдоха.

Признаки басенного жанра

Басенный жанр имеет несколько признаков и особенностей, которые его отличают от других литературных жанров:

  • обязательное наличие морали;
  • форма — аллегорическая;
  • описываемая ситуация — типичная;
  • действующие персонажи, их характеры — узнаваемы;
  • цель — высмеивание присущих людям, недостатков, пороков, дурных манер, а также социальных и общественных проблем.

Как отличить басню от сказки

Басня, сказка и притча созвучны друг с другом. Они имеют много общего, но между ними имеются и весьма существенные различия, которые позволяют безошибочно определить к какому конкретно литературному жанру они относятся.

Басни, сказки и притчи имеют следующие общие черты:

  • носят поучительный характер;
  • могут быть в прозе и в стихах;
  • в роли главных героев могут выступать животные и растения, наделенные чертами характера людей;
  • повествование ведется в аллегорической форме.

Это интересно: «Повелитель мух» — краткое содержание по главам.

Различия:

  • персонажи: в сказках и притчах животные, растения или неодушевленные предметы не всегда бывают наделены чертами, характерными для людей, в то время как басенные персонажи — это люди, представленные в образах животных;
  • смысловая нагрузка: в сказках и притчах читатель должен сам догадаться о том, что хорошо, а что плохо, в басне же, дается конкретное поучение — мораль о том, чего людям надо избегать в своем поведении или в отношениях между собой или в ситуациях, подобных сюжету басни;
  • продолжительность развития сюжета: в сказках описываются события, протекающие в течение длительного времени. Они могут охватывать историю одной семьи.

Интересно знать! Понятие оперы в музыке.

В качестве примера вспомним «Сказку о мертвой царевне» А. С. Пушкина. Повествование начинается с того, что у царя умирает первая жена, от которой у него растет маленькая дочь. Через год тоски и печали царь женится на другой. В течение времени дочь вырастает в красавицу, и тут начинают разворачиваться события, связанные с женской ревностью мачехи к падчерице. И так далее, вплоть до того момента, когда ее находит царевич Елисей в хрустальном гробу и поцелуем пробуждает от долгого сна. То есть это длинная история.

В баснях же описывается отдельный маленький эпизод какого-то события. В качестве примера возьмем басню И. Крылова «Слон и Моська». Мы об этом событии ничего не знаем: что это за Слон, откуда и зачем его привезли, как долго пробыл Слон в городе. Нам только известно, что из толпы зевак выскочила Моська и облаяла этого важного заезжего гостя. Вот и весь сюжет, но мораль понятна всем, и свою актуальность она не потеряла до сих пор.

Интересно знать: Что такое литота в русском языке?

Значение в воспитании детей

В воспитании ребенка басня имеет очень большое значение. Знакомство с нею у ребенка происходит в том возрасте, когда ему начинают читать первые книжки. Еще не постигая всего глубинного смысла, ребенок начинает отличать плохое поведение одних персонажей от хорошего поведения других, разбираться в иносказательных формах героев, понимать юмор и делать для себя первые выводы. Лучшему восприятию сюжета служат иллюстрации и ребенок учится зрительно воспринимать и отличать описываемые образы.

Это интересно: «Отцы и дети» — история создания романа Тургенева.

Отзывы и комментарии

Это интересно

  • О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
  • Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
  • Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
  • Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
  • Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?

Опубликовано 18.11.2015 — 19:54 —

В презентации  представлена информация о баснях как особом жанре литературы. Даётя структура басен, их особенности и алгаритм работы над басней.В начальной школе изучаются басни И.А.Крылова, поэтому адаптированная информация иллюстрируется на их примере.

Скачать:

Вложение Размер
o_basnyah.pptx 1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 2

Басня — это небольшое произведение, написанное в нравоучительной манере стихами или прозой. Действующими лицами басен являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. В баснях высмеиваются разные пороки (недостатки) людей – хитрость, жадность, глупость, лень и другие.

Слайд 3

конкретный совет, правило или указание, «прикрепленное» к повествованию. Такой вывод обычно располагается в конце произведения, но может быть подан и в начале сочинения. Некоторые авторы представляют его и в виде заключительного слова одного из персонажей басни. Басня состоит из двух частей. ПОВЕСТВОВАНИЕ МОРАЛЬ (вывод)

Слайд 4

НРАВОУЧЕНИЕ ( МОРАЛЬ ) в басне — это её основа, в этом и состоит ее главное назначение. одно событие из жизни героя, непродолжительное время действия, всего лишь два-три персонажа В БАСНЕ ИЗОБРАЖАЕТСЯ

Слайд 5

Хоть о животных он писал В своих произведеньях, Но в баснях всякий узнавал Друзей изображенье. Иван Андреевич Крылов — в еликий русский баснописец. Он написал ровно 200 басен и сам объединил их в 9 книг. Героями его басен чаще всего выступали животные и неодушевленные предметы. Они действуют, словно люди, но своим поведением высмеивают пороки человеческой натуры. Многие животные олицетворяют какую-нибудь черту характера. Например, лисица символизирует хитрость, лев – мужество, гусь – глупость, сова – мудрость, заяц – трусливость, и так далее.

Слайд 6

Писать басни Иван Андреевич начал в 37 лет и подписывался « НАВИ ВОЛЫРК ».

Слайд 8

Определите задачу чтения. Выберите тон чтения: — речи героев — морали — пояснений автора. Подчеркните интонацией ироничное отношение к героям басни. Алгоритм чтения басни:

Слайд 9

Презентацию подготовлена учителем начальных классов Черчес Еленой Николаевной. /ГБОУ школа № 1959 «Дети мира» ЮВАО г.Москва/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанры детской художественной литературы. Басня. И.А.Крылов «Ворона и лисица»

Цель: обобщение знаний о творчестве И.А. Крылова, совершенствование навыков выразительного чтения; развитие  критичности  мышления учащихся, умения делать выводы; развитие творческого вообра…

Басни Эзопа.У истоков басенного жанра

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе по программе Занкова. Автор учебника — Чуракова. Может быть использован по другим программам. Сопровождением урока является презентация и м/ф «Лиса»…

Технологическая карта урока литературное чтение. 4 класс. Тема «Характерные особенности жанра басня».

Технологическая карта урока литературного чтения.4 классУчитель Кирилина Юлия Викторовна Тема урока: Характерные особенности жанра «БАСНЯ»Цель: создать условия для формирования умения отличать жа…

Урок литературного чтения,3 класс «Международная популярность жанра басни и развитие этого жанра во времени»

Урок литературного чтения УМК ПНШ 3 класс.Закрепление пройденного материала.На уроке проводится краткий обзор появления басни как жанра.Дается анализ басен И.А.Крылова,  Практические упражнения в…

План урока 3 класс Начальная школа 21 века. Добрыня и Змея. Знакомство с былиной, особенности жанра.

План урока с планируемыми результатами. 3 класс Начальная школа 21 века. Добрыня и Змея. Знакомство с былиной, особенности жанра…

Урок литературного чтения. Тема: Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басня «Слон и моська»)

Цель: ознакомление с биографией И.А.Крылова; знакомство с басней «Слон и моська».Задачи: — учиться выразительно читать басню;-  развивать артистические способности, умение входить в о…

Тема конспекта: И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука» (Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения, выразительных средствах. Особенности басенного текста)

материал…

  • Мне нравится

Определение слова «Басня» по БСЭ:

Басня — литературный жанр. краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Б. близка к притче и Апологу. Персонажи Б., помимо людей, — животные, растения, вещи. В начале или концовке Б. обычно даётся афористический нравоучительный вывод («мораль»). Б. — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (6-5 вв. до н. э.), писавший Б. в прозе. в Риме — Федр (1 в. н. э.). в Индии сборник Б. «Панчатантра» относится к 3 в. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (17 в.). В России развитие Б. относится к середине 18 — началу 19 вв. и связано с именами А. П. Сумарокова («притчи»), И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных Б. были ещё в 17 в. у Симеона Полоцкого и в 1-й половине 18 в. у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный Вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа. Басни И. А. Крылова с их реалистичной живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. На Украине Б. сочиняли Г. Сковорода, П. П. Гулак-Артемовский, Л. И. Глебов. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, С. Михалкова, Ф. Кривина и др. Лит.: Потебня А. А,, Из лекций по теории словесности. Басня, пословица, поговорка, 3 изд., Хар., 1930. Выготский Л., Психология искусства, М., 1965, с. 117-55.

Как отличить басню от сказки

Басня, сказка и притча созвучны друг с другом. Они имеют много общего, но между ними имеются и весьма существенные различия, которые позволяют безошибочно определить к какому конкретно литературному жанру они относятся.

Басни, сказки и притчи имеют следующие общие черты:

  • носят поучительный характер;
  • могут быть в прозе и в стихах;
  • в роли главных героев могут выступать животные и растения, наделенные чертами характера людей;
  • повествование ведется в аллегорической форме.

Это интересно: «Повелитель мух» — краткое содержание по главам.

Различия:

  • персонажи: в сказках и притчах животные, растения или неодушевленные предметы не всегда бывают наделены чертами, характерными для людей, в то время как басенные персонажи — это люди, представленные в образах животных;

    Читайте также:  Любовная лирика: 307 книг — скачать в fb2, txt на андроид или читать онлайн

  • смысловая нагрузка: в сказках и притчах читатель должен сам догадаться о том, что хорошо, а что плохо, в басне же, дается конкретное поучение — мораль о том, чего людям надо избегать в своем поведении или в отношениях между собой или в ситуациях, подобных сюжету басни;
  • продолжительность развития сюжета: в сказках описываются события, протекающие в течение длительного времени. Они могут охватывать историю одной семьи.

Интересно знать! Понятие оперы в музыке.

В качестве примера вспомним «Сказку о мертвой царевне» А. С. Пушкина. Повествование начинается с того, что у царя умирает первая жена, от которой у него растет маленькая дочь. Через год тоски и печали царь женится на другой. В течение времени дочь вырастает в красавицу, и тут начинают разворачиваться события, связанные с женской ревностью мачехи к падчерице. И так далее, вплоть до того момента, когда ее находит царевич Елисей в хрустальном гробу и поцелуем пробуждает от долгого сна. То есть это длинная история.

В баснях же описывается отдельный маленький эпизод какого-то события. В качестве примера возьмем басню И. Крылова «Слон и Моська». Мы об этом событии ничего не знаем: что это за Слон, откуда и зачем его привезли, как долго пробыл Слон в городе. Нам только известно, что из толпы зевак выскочила Моська и облаяла этого важного заезжего гостя. Вот и весь сюжет, но мораль понятна всем, и свою актуальность она не потеряла до сих пор.

Интересно знать: Что такое литота в русском языке?

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

1.2. Специфика языка басни

Жанровое своеобразие басни нашло свое отображение и в специфическом языковом содержании. Простота языка басни – иллюзорна. Ведь смысл, который она передает – глубинный и универсальный.

Языковые средства в баснях еще очень мало исследованы. Отдельные статьи, преимущественно литературоведческого характера, и попутные высказывания не меняют положения.

Однако басня в развитии русской литературы имела определенное значение, особенно важна ее роль в обогащении языка художественной литературы народно-разговорными элементами.

Басни в большей степени, чем произведения других жанров, отмечаются определенной системой языковых средств и приемов словоупотребления. В этом смысле можно говорить о стиле басни. Общеизвестно, что главным стилистическим приемом басни является аллегория. Аллегоричность и иносказательность басни являются отличительными чертами эзопового языка.

Каждый из баснописцев освещал общие темы по-своему, придавая произведениям народно-национальный колорит. Жанр басни они сделали орудием борьбы против феодально-крепостнической, самодержавно-чиновничьей системы со всеми ее пороками. Так, к примеру, басня «Рыбья пляска» А. И. Крылова посредством аллегорических образов Льва и Мужика освещает реальные события – путешествие Александра І по России [25].

Состав лексики басен обусловлен, с одной стороны, конкретно-бытовой тематикой и сатирической направленностью произведений, с другой, – их аллегорическим иносказанием. Это в основном общеупотребительные слова, связанные с жизнью и бытом тогдашнего села, общественными отношениями в условиях крепостнической системы, с явлениями природы. Значительный слой лексики басен составляют имена существительные – названия людей как обобщенных образов (Мужик, куманек, приятель, братец и т. п.); названия представителей социальных групп и профессий (сапожник, пирожник, царь, государь, прима); названия бытовых вещей (Очки, Бочка) [25].

Существительные обозначающие животных, птиц, растений, рыб и других существ выступают в баснях в роли образов-персонажей, олицетворяя представителей различных классов или социальных слоев (Волк, Лев, Медведь, Щука или Ягненок, Карась, Мышонок и т. п). Другие же символизируют личные черты людей: Лис – хитрость, Свинья – наглость, невежество, Сорока – болтливость, пустая болтовня, Пчела, Лошадь – трудолюбие, Голубь – кротость, покорность, Орел – отвагу.

В лингвостилистических средствах басни большую роль играют фразеологические единицы, особенно пословицы и поговорки, которые нередко выявляют идею произведения. Максимальная выраженность этих фразеологизмов обеспечивает краткость, афористичность языка и способствует созданию образности.

Читайте также:  Характерные особенности драмы как литературного рода. Виды и жанры драмы

Важными в стилистике басен являются формы и способы введения речи персонажа. Наблюдается взаимопроникновение авторской речи и речи персонажей: авторский контекст, то есть монологическое повествование, часто прерываемое высказываниям персонажей, которые как бы заслоняют автора-рассказчика. Вследствие этого оценка изображаемого, отношение к нему в большой степени определяются идейной позицией и характером героев:

«Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!»» [25, с. 7].

И тут отдельно следует сказать о подтексте басни. Этот жанр литературы, в той или иной степени, сочетает два макроуровня: текстуальный (или актуальный) и подтекстовый (или потенциальный). Собственно, подтекст выражает скрытый, неявный смысл высказывания, в отличие от текста, что демонстрирует открытый, эксплицитный смысл. Подтекст возникает благодаря коннотации – способности языковых единиц выражать, кроме основного значения, еще и дополнительные (семантические, стилистические, эмоционально-экспрессивные), вследствие деформации прямого содержания словесных значений под влиянием контекста и воспроизводимой ситуации, позиции автора [41].

Таким образом – басня – произведение со специфическим языковым оформлением. Из-за выразительного доминирования подтекста часто говорят, что она написана «эзоповым языком», то есть языком древнегреческого баснописца Эзопа.

1.3. Мораль как основа басни

Человек – существо общественное: рождается в обществе, живет в обществе, благодаря обществу и для общества. В то же время человек – существо индивидуальное: с неповторимой внешностью, своим характером, психикой, мировоззрением, симпатиями и антипатиями, склонностями и способностями, возможностями и желаниями. И уже с самого рождения процесс формирования ребенка ставит перед родителями и учителями двуединую задачу: подготовить его к жизни в обществе, к вхождению в социум и бытованию в нем (социализация) и обеспечить формирование его как неповторимой и ценной для общества личности (индивидуализация).

Могучим и поистине незаменимым фактором социализации и индивидуализации личности является басня, как кладезь общечеловеческой морали, что, с одной стороны, обеспечивает усвоения правил и норм жизни в обществе, а с другой стороны, как жанр литературного искусства, басня воспринимается через призму сознания личности, формируя ее индивидуальные качества, таким образом, обеспечивая индивидуализацию.

Исследуя басни учёные – литературоведы С. В. Тураев и Л. И. Тимофеев отмечают такую жанровую особенность басни как наличие дидактического элемента. Так, говорят они: «В баснях известных баснописцев поэзия, образное выражение мысли преобладает и подчиняет себе дидактический элемент. Поэтому в басне особенно важно само искусство рассказа. Поскольку баснописец нередко обращается к традиционным сюжетам, восходящим к Эзопу и Федру, то сам рассказ, наличие подробностей и жизненных красок является для басни особенно важным. Типическое значение басни, широта ее применения и объясняет ее неустареваемость». А. Потебня называл это свойство басни «постоянным сказуемым переменчивых подлежащих» [37, с. 30].

А. В. Безрукова указывает, что басня — жанр дидактической литературы. Значение басни кроется в морали и поучении, реальной жизненной основе и обобщающем характере проблематики. Главное для нее – изображение отдельных конкретных явлений, которые «не выдуманы произвольно, а рассказаны так, что из них можно почерпнуть общее поучение в отношении человеческого существования или, точнее говоря, практической стороны этого существования, в отношении разумности и нравственности поступков» [27, с. 21].

По мнению Н.Л. Гаспарова, «басня возникла как ответ на вопрос: как устроен мир и как должен вести себя человек в окружающей среде?» [11, с. 7]. Человек знакомится с миром через известные каналы чувственного восприятия мира, он имеет определенную информацию о мире, различает и отождествляет объекты своего познания. Овладение любой новой информацией о мире (если о басне – это «как вести себя в нем») приводит к концептуальной системе определенных представлений о мире, которая конструируется человеком. Учитывая вышесказанное, басня – это модель упорядочения действительности, что придает ей структурной организованности, необходимой для ориентации человека в окружающей среде.

Во внутреннем строении басни заложено поэтическое содержание, которое интерпретируется субъектом по-разному, то есть смысл басни чаще всего далек от обобщающего вывода, содержащегося в морали. «Басня является не только средством познания моральной истины, но и неотъемлемой частью самого процесса познания. Именно повествующая часть предшествует обобщению смысла, то есть не подводится под заранее подготовленную мораль» [39, с. 109].

Дидактический смысл басни раскрывается в архетипных образах. К примеру, в баснях волк – образ хищности и жестокости, лиса – хитрости и коварства, заяц – боязливости, медведь – грубой силы, осёл – тупости и упрямства и т. п. А. Потебня указывает на то, что «басня, чтобы не останавливаться долго на характеристике лиц, вводит такие персонажи, которые одним своим названием достаточно определяются для слушателя, становятся готовым понятием» [31, с. 73].

Таким образом, основой композиционно – смысловой структуры басни является противоречие действия персонажей [10]. «Животные – это наиболее удобные фигуры, образующие необходимую для художественного действия изоляцию от действительности, как бы рамку, которая предоставляет возможность не слиться с окружающей средой» [10, с. 96]. Конкретность действия способствует «изолированности данного случая от других, усиливает эстетическую реакцию, эффектное действие над реципиентом» [10, с. 112].

Читайте также:  Краткое содержание Лысая певица Эжен Ионеско

Басня хранит глубинный смысл общечеловеческого знания о том, как жить правильно и праведно. Поэтому перед учителем литературы в процессе изучения басни стоит максимально конкретная, но определяющая задача: приблизить жанр басни и отдельное произведение к ученику, научить искать в вербальном массиве ответы на так называемые «вечные» вопросы (о добре и зле, правде и лжи, родном и чужом, прекрасном и безобразном и т.п.), в конце концов, усвоить нужные для жизни в обществе постулаты, которые личность в дальнейшем сможет противопоставить информации о неправильном образе жизни и поведении, заполонившей информационное пространство современной цивилизации [8].

Морализаторство ради морализаторства, абстрактно-аллегорическая дидактика, эстетическо-эмоциональная насыщенность произведения – вот тенденции, определяющие жанровую модель басни.

Глава 2. Изучение басен в школе

Изучение басни в средней школе – важная составляющая литературного образования школьника. Место басни в русской литературе определяет значимость овладения учениками знаниями об этом жанре.

Важно отметить, что этот литературный жанр знаком детям с начальной школы, где школьники на уроках литературного чтения изучают произведения И.А. Крылова. Но именно в средней школе ученики рассматривают басню как своеобразный жанр литературы. Так, на уроках литературы в 5 классе изучается терминология (басня как жанр, мораль, аллегория, иносказание в этом литературном произведении), творчество таких великих баснописцев как Эзоп, Лафонтен, Дмитриев, Хемницер и др.

Изучение басни в средней школе имеет свои особенности и направлено на:

1) формирование у детей представления о басне как уникальном жанре литературы;

2) раскрытие нравственной составляющей басни детям.

Басни нового времени

В эпоху классицизма в Европе воскрес интерес к античным жанрам. Появилась необходимость создавать сатирические и юмористические произведения, критикующие человеческие нравы. (Литература классицизма считала своим долгом не развлекать, а воспитывать читателя!).

В XVII столетии французский писатель Лафонтен возрождает сюжеты эзоповых басен, наполняя их свежим философским и психологическим содержанием. Лафонтену интересны причины поведения персонажей, чувства героев, а не просто деление мира на чёрное и белое.

Басни Лафонтена кажутся слегка декоративными. Автор виртуозно играет аллегорями, стараясь превратить каждое произведение в «нарядную игрушку».

В XVIII веке немецкий сочинитель Лессинг снова реформирует басню. Споря с Лафонтеном, он стремится к предельной сжатости сюжета, рациональности, конкретности. Его басни написаны прозой, а по форме напоминают новеллы (что это такое?).

Используемые источники:

  • https://obrazovanie.guru/literatura/basnya-kak-literaturnyj-zhanr-i-eyo-harakternye-priznaki.html
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/11/18/o-basnyah-osobennosti-zhanra
  • https://school-ethiopia.ru/o-predmete/osobennosti-basni-kak-literaturnogo-zhanra.html

В этом году Microsoft определенно в ударе. Компания выпустила много отличных игр для самой разной аудитории: от «Психонавтов» и Age of Empires до Forza Horizon и консольной версии Microsoft Flight Simulator. Закрывает год компания тоже ярко — релизом многострадальной Halo Infinite. К сожалению, восторг многих игроков потух из-за неприятных новостей: переносы, аномальная текучка кадров и даже уход ведущих разработчиков игры. Все это указывало на то, что вместо достойного продолжения главной франшизы Xbox Infinite могла стать очередной неудачной попыткой воссоздать опыт мастеров из Bungie. И все же чудеса случаются. Получилось ли у 343 Industries достойно продолжить франшизу и заслуживает ли Мастер Чиф носить звание главного маскота Xbox? Давайте разбираться вместе с Samsung Neo QLED.

Некоторые тезисы из ролика

  • Сюжет Halo Infinite стартует через год после событий Guardians. Обстановка в мире игры весьма неспокойная. Несмотря на то что потерявшую рассудок Кортану удалось обезвредить, UNSC продолжает сталкиваться с угрозами. Животноподобная раса Изгнанников без усилий уничтожает гигантский крейсер землян, а вместе с ним и самого Мастера Чифа. Пока главный герой бесцельно летает по космосу без признаков жизни, захватчики берут контроль над одним из важных колец-ореолов.
  • Экспозиция сразу кажется безжалостной по отношению к новичкам, которых в СНГ очень много. И все же, если вы незнакомы с серией, не стоит хоронить Infinite раньше времени. Сразу после начала игры выясняется, что основной конфликт в ней хорошо считывается и без знания лора, ведь почти все важные персонажи истории ранее в Halo не появлялись.
  • События поначалу увлекают. Нарративные дизайнеры умело создают ощущение вселенской опасности. При помощи качественной постановки и драматичной музыки они придают важность даже тем событиям, которые в действительности не очень значимы. Порой это создает чуть ли не комичный эффект, но чаще сценаристы все же справляются со своей задачей. Поэтому уже через полчаса после начала прохождения у игрока не возникнет вопроса, зачем ему спускаться на кольцо и пытаться освободить его от оккупации изгнанников.
  • Сценаристы делают образы всех активных участников истории нарочито гипертрофированными. Мастер Чиф по традиции олицетворяет собой надежду и бесстрашие. Главный злодей, Эшарум, всем своим видом демонстрирует мощь и животное стремление побеждать. А новый напарник главного героя под кодовым именем «Эхо-216» — это воплощение страха и эгоистичного желания спасти себя. Персонажи создают мощный потенциал для работающей истории, которая производит впечатление на игрока не из-за своей глубины, как какой-нибудь Bioshock, а из-за яркости и очевидности образов. Примерно как в хорошей сказке.
  • К сожалению, все это справедливо только для вступления Infinite. Как только Чиф попадает в открытый мир, весь потенциал истории мгновенно рушится. Плотность событий становится невероятно низкой даже для игр в открытом мире, а сами события очень скучны. После прохождения Infinite многие игроки наверняка не смогут воспроизвести последовательность сюжетных ходов, ведь они не оставляют эмоций.
  • То же самое касается и развития взаимоотношений между героями. Бодрое начало остается лучшей сюжетной частью игры вплоть до титров. Антагонизма между Чифом и Эшарумом не чувствуется, ведь последний не только не принимает активного участия в сюжете почти до конца, но и не оправдывает свой зловещий образ.
  • Взаимодействия «Эхо-216» и главного героя статичны. А ведь интересная «химия» между персонажами напрашивается, ведь структурно Halo Infinite — это почти бадди-муви.
  • К счастью для игры, плачевный сценарий не портит всю ситуацию, ведь открытый мир хоть и убивает потенциально неплохой сюжет, но в то же время выводит на первый план игровой процесс.
  • Геймплей Halo Infinite впечатляет. Даже через 20 лет после выхода Combat Evolved фирменный игровой процесс серии остается уникальным для жанра. В его основе лежит четкое разграничение между разными классами оружия. Характеристики каждой пушки делают ее уникальным инструментом для конкретной ситуации. Так, например, энергетическое оружие чрезвычайно эффективно против щитов и, как ни странно, энергетической брони. Скорострельные пушки с прицелами высокой кратности награждают за последовательные хэдшоты, но весьма бесполезны во всем остальном. Мощные пистолеты позволяют эффективно отстреливать противников на среднем расстоянии, но если попытаться увеличить дистанцию, пули начнут стремительно падать на землю.
  • Архетипов врагов в Infinite не очень много, зато каждый из них играет важную роль на поле боя. Снайперы не промахиваются и оставляют герою совсем немного здоровья после. Противники ближнего боя стремительны и убивают игрока за пару ударов. Все это делает бои очень системными, и грамотно задизайненная локация напоминает простенькую головоломку, где игроку необходимо вдумчиво принимать решения.
  • Halo — это старомодный шутер, и ничего, кроме классной Core-механики, в нем нет. В результате назревает вопрос: надолго ли этого хватит? Разработчики старательно растягивают удовольствие от процесса, создавая интересные игровые ситуации. Вплоть до второй половины игры почти все игровые стычки будут ощущаться свежими и непохожими на все, что было ранее. Но если этого вдруг окажется недостаточно, игрок тут же столкнется с проблемой. Во-первых, мир игры визуально очень бедный. Все локации в Infinite — это либо скучные леса, либо не менее скучные футуристичные постройки.
  • Во-вторых, все внешние мотиваторы, призванные побудить игрока зачищать карту, работают плохо. Прогрессия на редкость примитивная. Во время прохождения игрок может найти жетоны, которые тратятся на улучшения четырех озвученных ранее способностей. Необходимости в этом почти не появляется, потому что даже в исходном виде они работают хорошо.
  • Игровой мир в целом сделан значительно хуже, чем в большинстве похожих игр. Разработчики почти не рассказывают локальные интересные истории, которые могли бы сильно помочь в удержании игрока. В играх с открытым миром это давно стало стандартом, ведь это относительно просто и эффективно. Однако в Halo Infinite большинство локаций — это безжизненные арены, существование которых даже не пытаются объяснить с точки зрения логики мира.
  • Несмотря на то что в Halo Infinite много проблем, игра справляется с главным — геймплей в ней очень увлекательный. Грустно осознавать, что бóльшая часть потенциально интересных находок совершенно не раскрыта, но в нынешних условиях, когда игра доступна по подписке Game Pass, не рекомендовать ее сложно. Надеюсь, что в следующий раз команда уделит больше внимания нарративу и качественному построению открытого мира. Но даже в нынешнем виде это, пожалуй, лучшая часть серии от 343 Industries.

Samsung Neo QLED — телевизор, подходящий для геймеров. Он обладает расширенными функциями, такими как Super UltraWide GameView, которая обеспечивает широкий обзор действия, включая соотношения сторон 21:9 и 31:9, как у игрового монитора. Совершенно новая игровая панель предлагает расширенные возможности и информацию о производительности в режиме реального времени для более эффективной игры. Теперь вы можете отрегулировать положение игрового окна. Neo QLED с технологией Motion Xcelerator Turbo+ поддерживает разрешение 4K с плавной частотой обновления 120 Гц для исключительной четкости движения. А автоматический режим с низкой задержкой минимизирует задержку ввода, поэтому действие происходит незамедлительно после нажатия кнопки.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by

  • Совершенно непродуманное решение как пишется слитно или раздельно
  • Совершенно неподготовленный как пишется
  • Собраться накануне как пишется
  • Собрание сочинений том 1 шатуны южинский цикл рассказы 60 70 х годов юрий мамлеев книга
  • Собрание сочинений это определение в литературе