Романы[править | править код]
Год | Название | Текст | Сюжет | Экранизации |
---|---|---|---|---|
1855 окончен 24 июля (5 августа) | «Рудин» | Блестящий оратор Рудин приезжает в захолустье и поражает воображение провинциалов, внося смуту в их души и влюбляя в себя девиц. Однако он оказывается не таким необыкновенным человеком, каким кажется его соперникам на первый взгляд. |
| |
1858 окончен 27 октября (8 ноября) | «Дворянское гнездо» | Лаврецкий возвращается в своё поместье из Европы разочарованный жизнью, обманутый изменившей ему женой. Вскоре Лаврецкий влюбляется в дочь своей двоюродной сестры, Лизу. Из газет Лаврецкий узнаёт о смерти жены, внезапно умершей в Париже. |
| |
1860 | «Накануне» | Болгарский эмигрант Инсаров нарушает душевный покой юной дачницы. Она влюбляется в него, выходит замуж и отправляется вслед за ним на Балканы, однако Инсаров смертельно болен. |
| |
1862 | «Отцы и дети» | Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца и дяди Аркадия). Конфликт поколений, а также социальных слоев постепенно обостряется. |
| |
1867 | «Дым» |
| ||
1877 | «Новь» | Книга про нигилистов. «Красный» Нежданов нанят учителем в поместье, где встречает юную девушку, бедную племянницу хозяина. Их любовь осложняется постоянными партийными заданиями по «взбаламучиванию» рабочих, которые ему нужно выполнять. |
Повести и рассказы[править | править код]
Год | Название | Текст | Жанр | Сюжет | Экранизации |
---|---|---|---|---|---|
1844 | «Андрей Колосов» | повесть / рассказ | |||
1846 | «Три портрета» | повесть / рассказ |
| ||
1846 | «Жид» | повесть / рассказ | |||
1847 | «Бретёр» | повесть / рассказ | |||
1848 | «Петушков» | повесть / рассказ | |||
1849 | «Дневник лишнего человека» | повесть / рассказ | |||
1852 | «Муму» | повесть / рассказ | Крепостной немой крестьянин Герасим, призванный из деревни ко двору барыней, заводит себе собачку и терпит от своей хозяйки унижения и издевательства. В произведении снова показана несправедливость и бесчеловечность крепостнического строя. |
| |
1852 | «Постоялый двор» | повесть / рассказ |
| ||
«Записки охотника»: | сборник рассказов | В сборнике «Записки охотника» Иван Сергеевич Тургенев от первого лица описывает сцены из жизни дворян и крепостных крестьян. Выводы предоставляется делать самому читателю… | |||
1851 | «Бежин луг» | рассказ | Усталый и заблудившийся охотник ночует вместе с деревенскими ребятами пригнавшими коней в ночное и тайком слушает их рассказы и предания о деревенской жизни. | ||
1847 | «Бирюк» | рассказ | Описывается быт и жизнь крепостного лесничего охраняющего господские владения от вырубки обедневшими крепостными же крестьянами. |
| |
1847 | «Бурмистр» | рассказ | |||
1848 | «Гамлет Щигровского уезда» | рассказ |
| ||
1847 | «Два помещика» | рассказ | |||
1847 | «Ермолай и мельничиха» | рассказ | Зарисовка из жизни обездоленных крепостных крестьян. | ||
1874 | «Живые мощи» | рассказ | |||
1851 | «Касьян с Красивой мечи» | рассказ | |||
1871-72 | «Конец Чертопханова» | рассказ |
| ||
1847 | «Контора» | рассказ | Показана бюрократическая крепостная контора в имении барыни, где управляющие творят беззаконие и воровство. | ||
1847 | «Лебедянь» | рассказ | Рассказ о покупке лошадей в Лебедяне. | ||
1848 | «Лес и степь» | рассказ | |||
1847 | «Льгов» | рассказ | |||
1847 | «Малиновая вода» | рассказ | |||
1847 | «Мой сосед Радилов» | рассказ | |||
1847 | «Однодворец Овсянников» | рассказ | |||
1850 | «Певцы» | рассказ | |||
1864 | «Пётр Петрович Каратаев» | рассказ | |||
1850 | «Свидание» | рассказ | |||
1847 | «Смерть» | рассказ | |||
1873-74 | «Стучит!» | рассказ | |||
1847 | «Татьяна Борисовна и её племянник» | рассказ | |||
1847 | «Уездный лекарь» | рассказ | Описывается рассказ местного лекаря, который приехав лечить больную девушку необыкновенной красоты влюбляется в неё. Девушка смертельно больна и, понимая что умрёт, вступает в лекарем в интимные отношения желая изведать перед смертью вкус любви. | ||
1846-47 | «Хорь и Калиныч» | рассказ | Описывается два разных типажа крепостных крестьян: хозяйственный и крепкий крестьянин Калиныч и охотник-балабол по прозвищу Хорь | ||
1848 | «Чертопханов и Недопюскин» | рассказ |
| ||
1855 | «Яков Пасынков» | повесть / рассказ | |||
1855 | «Фауст» | повесть / рассказ |
| ||
1856 | «Затишье» | повесть / рассказ |
| ||
1857 | «Поездка в Полесье» | повесть / рассказ | |||
1858 | «Ася» | повесть / рассказ |
| ||
1860 | «Первая любовь» | повесть / рассказ |
| ||
1864 | «Призраки» | повесть / рассказ | |||
1866 | «Бригадир» | повесть / рассказ | |||
1868 | «Несчастная» | повесть / рассказ | |||
1870 | «Странная история» | повесть / рассказ | |||
1870 | «Степной король Лир» | повесть / рассказ |
| ||
1870 | «Собака» | повесть / рассказ | |||
1871 | «Стук… стук… стук!..» | повесть / рассказ | |||
1872 | «Вешние воды» | повесть | Молодой русский за границей влюбляется в прекрасную юную итальянку, но чтобы жениться немедленно — ему нужны средства. Он пытается продать своё имение соседке по губернии, замужней даме, также оказавшейся в тех краях, но теряет от неё голову. |
| |
1874 | «Пунин и Бабурин» | повесть / рассказ |
| ||
1876 | «Часы» | повесть / рассказ | |||
1877 | «Сон» | повесть / рассказ | |||
1877 | «Рассказ отца Алексея» | повесть / рассказ | |||
1881 | «Песнь торжествующей любви» | повесть / рассказ |
| ||
1881 | «Собственная господская контора» | повесть / рассказ | |||
1883 | «Клара Милич (После смерти)» | повесть / рассказ |
| ||
18?? | «Музей» | рассказ | |||
18?? | «Прощание» | рассказ | |||
1883 | «Une fin (Конец)» | рассказ |
Драматургия[править | править код]
Стихи и стихотворения в прозе[править | править код]
Произведения по алфавиту
- Necessitas, vis, libertas
- Nessun бя я не люблю…)
- Ах, давно ли гулял я с тобой!..
Б
- Баллада (Перед воеводой молча…)
- Без гнезда
- Близнецы
- Брамин
- Брожу над озером
В
- Весенний вечер
- Вечер (В отлогих берегах…)
- В. Н. В. (Когда в весенний день…)
- В ночь летнюю, когда…
- Воробей
- Восточная легенда
- Встреча
Г
- Гад
- Гроза промчалась
- Грустно мне, но не приходят слезы…
Д
- Дай мне руку, и пойдем мы в поле…
- Два четверостишия
- Деревня
- Деревня (Люблю я вечером…)
- Долгие, белые тучи плывут…
- Довольный человек
- Дрозд I
- Дрозд II
- Для недолгого свиданья…
- Дурак
Ж
- Житейское правило (Хочешь быть спокойным…)
З
- Заметила ли ты, о друг мой молчаливый…
И
- Из поэмы, преданной сожжению
- Исповедь
- Истина и правда
К
- К *** (То не ласточка щебетунья…)
- К *** (Через поля к холмам тенистым…)
- Как хороши, как свежи были розы…
- К А.С. (Я вас знавал..)
- К.-А. Фарнгагену фон Энзе
- К Венере Медицейской
- Когда давно забытое названье…
- Когда меня не будет…
- Когда с тобой расстался я…
- Когда так радостно, так нежно…
- Когда я молюсь
- Когда я один…
- Конец жизни
- Конец света
- Крокет в Виндзоре
- Кубок
- Куропатки
- К чему твержу я стих унылый…
Л
- Луна плывет высоко над землею…
- Любовь
М
- Маша
- Милостыня
- Мне жаль…
- Молитва
- Монах
- Морское плавание
- Моя молитва
- Мы еще повоюем!
- На твой балкон взобраться снизу…
Н
- Насекомое
- Нева
- Нищий
- Н. Н.
- Новым чувствам всем сердцем отдался…
О
- О моя молодость! О моя свежесть!
- Осенний вечер… Небо ясно…
- Осень (Как грустный взгляд…)
- Откуда веет тишиной?..
- Отсутствующими очами…
П
- Памяти Ю. П. Вревской
- Песочные часы
- Писатель и критик
- Поп
- Попался под колесо
- Порог
- Посещение
- Последее свидание
- Похищение
- Призвание
- Проклятие
- Простота
- Путь к любви
Р
- Разгадка
- Разговор
- Разлука (О разлука, разлука!..)
- Русский
- Русский язык
С
- С кем спорить…
- Синица
- Собака
- Соперник
- Старуха
- Старый помещик
- Стой!
Т
- Толпа
- Ты заплакал…
У
- Услышишь суд глупца…
- Утро туманное, утро седое…
Ф
- Федя
- Фраза
Ц
- Цветок
Ч
- Человек, каких много
- Черепа
- Чернорабочий и белоручка
- Что я буду думать?..
- Чья вина?
Щ
- Щи
Я
- Я встал ночью…
- Я всходил на холм зеленый…
- Я долго стоял неподвижно…
- Я шёл среди высоких гор
Критика и публицистика[править | править код]
- 1854 — «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева»
- 1860 — «Гамлет и Дон-Кихот»
- 1864 — «Речь о Шекспире»
- 1871 — «История одного города. Издал М. Е. Салтыков. С.-Петербург, 1870»
- 1881 — «Александр III» [1]
Собрания сочинений[править | править код]
- Тургенев И. С. Собрание сочинений в 11 томах. — М.: Правда, 1949.
- Тургенев И. С. Собрание сочинений в 12 томах. — М.: Художественная литература, 1953—1958.
- Тургенев И. С. Собрание сочинений в 15 томах. — Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1960—1965.
- Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах. — М. — Л.: Наука, 1960—1968.
- Сочинения в пятнадцати томах
- Письма в тринадцати томах
- Тургенев И. С. Собрание сочинений в 10 томах. — М.: Художественная литература, 1961—1962.
- Тургенев И. С. Собрание сочинений в 12 томах. — М.: Художественная литература, 1975—1979.
- Тургенев И. С. Сочинения в 12 томах. — М.: Наука, 1978—1986.
- Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. — М.: Наука, 1978—2018.[2]
- Художественные произведения в двенадцати томах. — М.: Наука, 1978—1986.
- Письма в восемнадцати томах. — М.: Наука, 1982—2018.
- Тургенев И. С. Собрание сочинений в 5 томах. — М.: Русская книга, 1994.
- Тургенев И. С. Собрание сочинений в 15 томах. — М.: Терра, 1998.
- Тургенев И. С. Собрание сочинений в 6 томах. — М.: Терра, 2011.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
>
Перейти до основного вмісту
Гдз биология 6 класс робочие тетрадь мирная битюк виркун ответы 1 в том 2 антон и чехов (1883-1892) томах чехов произведения рассказы избранные повести дивитись турецький серіал уламки щастя.
Том 10. Рассказы, повести 1898-1903 — Антон Чехов: Рассказы. Юморески (1880—1882). Том 1. Скоро закончится. Книга: «Рассказы. Том 1» — Антон Чехов. Рассказы. Повести. 1892-1894 — Чехов Антон. Книга «А. П. Чехов. Избранные произведения в 2 томах.» Рассказы; Повести; Стихотворения в прозе; Дворянское гнездо; Отцы и дети — Тургенев Иван. Произведения Антона Чехова читать быстро онлайн. Объявления по запросу «чехов собрание сочинений в 12 томах» в Москве. 230. Чехов.- Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. Книга Рассказы; Повести; Пьесы — Антон Павлович Чехов у нас доступна к быстрому чтению онлайн. Кроме того на нашем сайте вам не составит труда скачать книгу Рассказы; Повести; Пьесы Антон А.
Избранные произведения в трех томах Том 10. Рассказы, повести 1898-1903 (Антон Павлович Чехов). Читать «Рассказы, повести, юморески 1880-1882» — Чехов. Чехов Антон — Избранные произведения. Классика. Чехов Антон Павлович. Собрание сочинений Полное собрание сочинений и писем Антона Павловича Чехова в тридцати томах – первое научное издание литературного наследия великого русского писателя. Оно ставит перед собой задачу дать с исчерпывающей полнотой всё, созданное Чеховым. «Рассказы и повести. Антон 1979 г.». Серия:. Избранные произведения в 3 томах. Язык: Русский. В первый том избранных произведений. Чехова вошли наиболее известные рассказы и повести 1880 — 1888 годов: «Письмо к ученому соседу», «Радость», «Торжество победителя», «Смерть А. Собрание сочинений в 8 томах (комплект из 8 книг) Антон Павлович Том 2. Рассказы, юморески 1883-1884. Скачать электронную книгу в формате FB2 или EPUB. Полное собрание сочинений и писем Антона Павловича Чехова в тридцати томах – первое научное издание литературного наследия великого русского писателя. Купить книги автора в интернет-магазине «Читай-город» Антон Павлович Произведения писателя. Интернет-библиотека Алексея Комарова. Том 10. Рассказы, повести 1898-1903 — Чехов Антон, скачать. — Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым популярным среди них был Антоша Чехонте. — В семье Чехова считалось, что фамилия их рода происходит от предка чеха. Рассказы, повести, юморески 1880-1882 — Чехов Антон. Полное собрание сочинений и писем Антона Павловича Чехова в тридцати томах — первое научное издание литературного наследия великого русского писателя. Оно ставит перед собой задачу дать с исчерпывающей полнотой всё, созданное Чеховым.В первый том Полного собрания сочинений и писем. Чехова вошли рассказы, повести, юморески и литературные пародии 1880–1882 годов.В данной электронной редакции опущен раздел «Варианты». Произведения Чехова. Читать онлайн. После смерти мужа по завещанию она получила дачу в Гурзуфе и пять тысяч рублей. — У Чехова было две любимых собаки породы такса, которым он дал необычные имена — Бром Исаевич и Хина Марковна. Содержание: Рассказы, повести, юморески. 1880–1882. Рассказы. 1888-1891 — Чехов Антон, скачать книгу. В восьмой том входят рассказы и повести Чехова 1892–1894 годов. Попрыгунья После тетра Отрывок История одного торгового предприятия Из записной книжки старого педагога В ссылке Рыбья любовь Соседи Палата № 6 Страх. (Рассказ моего приятеля) Рассказ неизвестного человека Володя большой и Володя маленький Черный монах Бабье царство Скрипка Ротшильда Студент Учитель словесности В усадьбе Рассказ старшего садовника. Антон Чехов Рассказы, повести, юморески 1880-1882. А. Избранные сочинения в 2 томах. Черного цвета. 1986 г. Книга: «Полное собрание повестей, рассказов.» Лабиринт Рассказы, повести, юморески 1880-1882 — Чехов Антон. Рассказы. 1892-1894 — Чехов Антон, скачать книгу. –43 % Выгода 426 Полное собрание повестей, рассказов и юморесок в 2 томах. Книга «А. Избранные произведения в 2 томах.» Слушать три тома повестей и рассказов в исполнении Сушкова — величайшее удовольствие! Чтобы оно длилось дольше, снижаю скорость (-5%), возвращаюсь назад, перечитываю отдельные вещиП.Чехов — великий драматург, но я больше люблю его повести и рассказы. Антон Павлович Чехов — Собрание сочинений в 30 томах Иллюстрации к книге Антон Чехов — Рассказы и повести. 1892-1903. Книга «А. Избранные произведения в трех томах.» Автор: Антон Павлович Чехов Название книги: Собрание сочинений в 30 томах. Ниже вы можете скачать и читать на своем устройстве собрание сочинений Антона Павловича Чехова в 30 томах. «А.П.Избранные произведения. 1938 г.». (Очерк новейшей инквизиции)» и др. Том 6. Повести и рассказы 1888 — 1891 года: «Без заглавия», «Спать хочется», «Степь. Антон ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ПОВЕСТЕЙ, РАССКАЗОВ. Избранные произведения. В 2-х томах. Антон Чехов – скачать все книги быстро в fb2, epub, pdf, txt. Большая советская энциклопедия: Чехов Антон Павлович [17(29)., Таганрог, — 2(15)., Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве] Читать быстро электронную книгу Рассказы 1887. Антон. Чехов Антон » Том 8. Рассказы, повести 1892-1894. Автор: Чехов Антон. Жанр: Русская классическая проза. Полное собрание сочинений и писем Антона Павловича Чехова в тридцати томах — первое научное издание литературного наследия великого русского писателя. Оно ставит перед собой задачу дать с исчерпывающей полнотой всё, созданное Чеховым.В восьмой том входят рассказы и повести Чехова 1892–1894 годов.В данной электронной редакции опущен раздел «Варианты». Полный список изданий и произведений книги Антон Чехов. Том 7 Полного собрания сочинений и писем в 30-ти томах. Рассказы и повести 1892-1894 гг [1894]. Антон Собрание сочинений. Читать, скачать FB2 EPUB В первый том Полного собрания сочинений и писем. Чехова вошли рассказы, повести, юморески и литературные пародии 1880-1882 годов. В данной электронной редакции опущен раздел «Варианты». Полное собрание сочинений и писем Антона Павловича Чехова в тридцати томах – первое научное издание литературного наследия великого русского писателя.
Оно ставит перед собой задачу дать с исчерпывающей полнотой всё, созданное Чеховым. Во второй том Полного собрания сочинений. Чехова вошли рассказы и юморески, относящиеся. Антон Том 2. Скачать FB2 «Книга А П Чехов Собрание сочинений в 2х томах 1982 год.» А. Вниманию читателей предлагается третий том собрания избранных произведений Антона Павловича Чехова. В книгу вошли пьесы 1887 — 1904 годов, среди них: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», «Лебединая песня». Серия книг «Полное собрание сочинений в тридцати томах» Антон Павлович Полное собрание сочинений в тридцати томах. Рассказы, повести, юморески 1880-1882Чехов, Петербург, 1897 г. От редакции.
При этом основные тексты произведений сопровождаются публикацией ранних редакций и вариантов. При жизни автора собрание его. Чехов собрание сочинений и писем в 30 томах — Купить книги. Избранные произведения Антона Чехова Книги Чехов Антон Павлович — скачать быстро, читать онлайн Сочинения в четырех томах. Том 2: Рассказы и повести. А. Избранные сочинения в 2 томах (комплект) За 25 лет творчества Чехов создал более пятисот различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Дом с мезонином», «Душечка», «Попрыгунья», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики», «Человек в футляре», «В овраге», «Детвора», «Драма. «А. Повести и рассказы в 3 томах (комплект). 1959 г.». Чехов Антон » Том 10. Рассказы, повести 1898-1903. Том 7. Рассказы, повести 1888-1891 — Антон Чехов Избранные произведения в трех томах. Том 1″ (Чехов Антон Павлович), Государственное издательство художественной литературы Собрание юмористических рассказов в одном томе Самые известные произведения Антона Чехова читать или скачать онлайн быстро.
Список лучших художественных книг Антона Чехова для взрослых и детей. Библиография писателя на портале «Культура.РФ». ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ОДНОМ ТОМЕ — Чехов Антон. Антон Чехов: Полное собрание повестей, рассказов и юморесок в 2 томах.
Том 1. Книга «Избранные произведения в 2 томах.» Рассказы и повести 1898 — 1903 Том 11. Том 7. Рассказы, повести 1888-1891 — Том 5. Рассказы и пьесы 1914-1915 — Андреев Леонид. Рассказы, повести, юморески 1880-1882 — Чехов Антон. А. Собрание сочинений в 12 томах (комплект из 12 книг) С о д е р ж а н и е: Рассказы, повести, юморески. Антон Том 8. Читать онлайн Рассказы 1880 — 1883 года: «Письмо к ученому совету», «Что чаще всего встречается в романах», «За двумя зайцами «А П Чехов рассказы и повести 1892 1903 Издательство речь». Рассказы. 1892-1894 — Чехов Антон. Чехов Антон — Рассказы.
1887, скачать быстро книгу. В первом томе мы можем увидеть портрет Антона Павловича в более зрелом возрасте, что соответствует и хронологии написания повестей и рассказов включенных в этот том(1887-1903гг.)Также в книге указана дата, когда каждое из произведений включенных в эту книгу было впервые опубликовано, что также представляет интерес для читателя. Избранные произведения Рассказы и повести 1880-1888. Чехов Антон » Рассказы, повести, юморески 1880-1882. Антон Павлович Чехов–избранные произведения в трёх томах. Антон Чехов: Полное собрание повестей, рассказов и юморесок в 2 томах. Том 2. «ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ОДНОМ ТОМЕ» Антон Чехов. Иллюстрации к книге Антон Чехов — Рассказы и повести. 1883-1891. Рассказы, повести, юморески 1880-1882 — При жизни Чехова такое издание осуществлено не было. В 1903 году. Ф. Маркс повторил – в виде приложения к журналу «Нива» – первое издание, механически разбив его на шестнадцать томов. Авторизованным здесь был лишь том XII, куда вошли повести и рассказы, приготовленные Чеховым, но не включенные в предыдущее издание[1], и произведения последних лет. Чехов Антон — Избранные произведения в 3 (трех) томах. А.П.Чехов, Рассказы и повести, 1888-1895. Собрание сочинений в 4 томах. Том 2. Антон Чехов — Рассказы, повести, юморески 1880-1882 Антон Чехов — Собрание сочинений в 12 томах. 1954-1957 Издательство. Государственное издательство художественной литературы Текст данного издания печатается по Полному собранию сочинений и писем.П.Чехова (Гослитиздат, М.1944-1951). Рассказы. 1898-1903 — Чехов Антон, скачать книгу. Чехов Антон Павлович. Рассказы; Повести; Пьесы — Чехов Антон, скачать книгу. Том 1 Полного собрания сочинений и писем в 30-ти томах. Подборка книг «А. Избранные произведения в 3 томах» Рассказы 1898-1903 — Андреев Леонид. Рассказы, повести, юморески 1880-1882 — Чехов Антон. чехов в 2 томах — Авито Объявления в России: недвижимость. Михаил Булгаков Избранные сочинения в 2х томах. Т 1. Рассказы повести роман. Антон Рассказы 1887. Скачать FB2 Рассказы, повести 1898-1903, автором которой является Антон Павлович Чехов. А П Чехов Избранные Произведения Том 2 Рассказы. Полный список. Антон Павлович Все произведения Чехова, представленные в библиотеке ФЭБ: ЭНИ «Чехов» Произведение Рассказы; Повести; Пьесы полностью. Скачать fb2 epub mobi. Чехов Антон Павлович «Рассказы и повести. 1883-1891» Ленинград, 1960 год. Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство. Издательские переплеты. Сохранность хорошая. В двухтомник вошли избранные произведения.П.Чехова. Рассказы и повести; Том 2. Рассказы, повести, пьесы. Антон Чехов — собрание сочинений, экранизации, библиография Полное собрание рассказов и повестей: Читателям следует помнить, что. Чехов отбраковал около 300 чехов 18 томов — Купить книги и журналы в Москве с доставкой В первый том включены рассказы и повести 1880-1888 гг.: «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий». Антон Том 8. Скачать FB2 Оно ставит перед собой задачу дать с исчерпывающей полнотой всё, созданное Чеховым.Рассказы и повести, вошедшие в девятый том, написаны в 1894 («Три года») и 1895–1897 годах.В данной электронной редакции опущен раздел «Варианты». Избранные произведения в 2 томах. Повести. Оно ставит перед собой задачу дать с исчерпывающей полнотой всё, созданное Чеховым.В десятом томе печатаются рассказы и повести, написанные Чеховым в последние годы жизни — 1898–1903.В данной электронной редакции опущен раздел «Варианты». Том 9. Рассказы, повести 1894-1897 — Чехов Антон, скачать книгу. Рассказы. 1 акция по этому товару сегодня Осталось: 0 6 дней 0 9 часов 22 %. Том 7. Рассказы, повести 1888-1891 — Чехов Антон, скачать книгу. Антон Павлович Чехов — один из величайших писателей и драматургов не только отечественной, но и мировой литературы, тончайший психолог, ироничный юморист, непревзойденный певец загадочной русской души во всем ее эмоциональном диапазоне, в котором от смешного до драматического — всего один шаг. В сборник вошли наиболее известные повести и рассказы Чехова — произведения забавные и трагические, порой прозрачно -поэтичные, порой саркастично-едкие. Щемящие и тонкие истории «несбывшейся любви». Библиография Чехова — Википедия Чехова вошли рассказы и юморески, относящиеся к 1883 – началу 1884 годов. В данной электронной редакции опущен. Избранные произведения. Том 3.
Рассказы и повести. Подробно я описала общее впечатление от книг Чехова, вышедших в серии «Классика Речи» в заметках к книге «Рассказы и повести. 1883-1891». Здесь же лишь выкладываю иллюстрации к книге поздних произведений писателя. Следует сказать, что иллюстраций в этой книге значительно меньше, но многие из них (к рассказам «Человек в футляре», «Дама с собачкой» и др.) стали визитной карточкой чеховского цикла Кукрыниксов, поэтому я все же решила приобрести и эту книгу. Том 8.
Рассказы, повести 1892-1894 (Антон Павлович Чехов). (1986) Чехов.Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. Чехов Антон Павлович Подписаться на новые лоты по запросу «А П Чехов рассказы и повести 1892 1903 Издательство речь». Регистрация не требуется.
В случае появления на продаже новых лотов удовлетворяющих вашим условиям, вы получите письмо на указанный адрес со списком наименований. Антон Чехов, Аудиокнига Повести и рассказы 1884 – 1885 гг. Избранные произведения в 3 томах. Рассказы, юморески 1884-1885 — Чехов Антон, скачать. В десятом томе печатаются рассказы и повести, написанные Чеховым в последние годы жизни — 1898–1903. Антон Чехов Рассказы, повести, юморески 1880-1882. Антон Павлович Чехов–избранные произведения в трёх томах, том 1: «Рассказы и повести. 1880 – 1888 гг. р. 0 ставок. «А П Чехов Избранные произведения в 3 томах 1964 г и». Антон Павлович Чехов–избранные произведения в трёх томах, том 2: «Рассказы и повести. Книга: «Рассказы и повести. 1883-1891» — Антон Лабиринт Антон Чехов: Рассказы и повести. чехов собрание сочинений в 12 томах — Купить книги в Москве. 1970 Издательство: Правда Библиотека Огонек. С о д е р ж а н и е: Том 1.Рассказы и фельетоны 1880-1884 гг. (Кривое зеркало. Приданое.
Маска. Пережитое.и др.) Том 2. Рассказы и повести 1885-1886. (Капитанский мундиВ бане. Избранные произведения. Том 2. Рассказы и повести. В первом томе мы можем увидеть портрет Антона Павловича в молодом возрасте, что соответствует и хронологии написания повестей и рассказов включенных в этот том(1880-1886гг.)Также в книге указана дата, когда каждое из произведений включенных в эту книгу было впервые опубликовано, что также представляет интерес для читателя. Повести и рассказы (Антон Павлович Чехов) fb2, epub, pdf, txt. Книга: «Рассказы и повести. 1892-1903» — Антон Лабиринт Рассказы и повести 1880 — 1888 гг. Чехов, Скачать аудио книгу быстро Избранные произведения. Купити книгу Избранные произведения в 2 томах. Гордый человек Горе Господа обыватели Гость Грач Гречневая каша сама себя хвалит Грешник из Толедо Гриша Гусев Гусиный разговор Дама с собачкой Дамы Дачники Дачница Дачное удовольствие Дачные правила Два газетчика Два письма Два романа Два скандала Двадцать девятое июня Двадцать шесть Двое в одном Делец Дело о 1884 годе День за городом Депутат, или Повесть о том, как у Дездемонова 25 рублей. Аудиокнига «Повести и рассказы 1892 – 1894 г.г. Том 20». Сборник Чехов.Повести и рассказы. Читать «Том 7. Рассказы, повести 1888-1891» — Чехов Антон. Твен ССв8т Правда80 1200. Уэллс Избранные научно-фантастические произведения в3т Нет2т МГ56 400. Скачать аудио книгу Избранные произведения. Рассказы. В первый том Полного собрания сочинений и писем. В данной электронной редакции опущен раздел «Варианты». «Чехов Избранные произведения 1935» на интернет-аукционе. В 1892 он купил имение Мелихово в Серпуховском у., в 13 верстах от станции Лопасня (ныне г. Чехов). Антон Рассказы, юморески 1883-1884. Чехов А — Избранные произведения в 3 (трех) томах. Комплект. Оформление художника М. Шлосберга. Антон Рассказы, повести, юморески 1880-1882. Антон Павлович Полное собрание сочинений в тридцати томах. Рассказы, повести, юморески 1880-1882 Чехов, Петербург, 1897 г. Чехов, Антон Павлович — Избранные произведения : в трех томах Чехов Антон — Рассказы, повести, юморески 1880-1882 Серия. «Чехов Избранные произведения в 3 томах». Оно ставит перед собой задачу дать с исчерпывающей полнотой всё, созданное Чеховым.В седьмой том входят рассказы и повести 1888–1891 годов.В данной электронной редакции опущен раздел «Варианты». Книга «А. Избранные произведения в 3 томах.» Избранные произведения в 2 томах (комплект из 2 книг) Чехов Антон Павлович. А. Полный список произведений (Очерк новейшей инквизиции)» и дПовести и рассказы 1888 — 1891 года: «Без заглавия», «Спать хочется», «Степь. Чехов Полное собповестей рассказов и юморесок в двух. Все о книге Избранные произведения в 2 томах. Повести и рассказы (1883-1892). От издателя: Главный герой произведений великого русского писателя Антона Павловича Чехова (1860-1904) — рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетающий юмор и лиризм, Чехов в своих рассказах и пьесах достигает вершин социального и художественного обобщения. Смысл его творчества был поучителен и важен для читателей всего мира, поскольку, говоря о России. Том 8.
Рассказы, повести 1892-1894 — Чехов Антон, скачать книгу. Рассказы; Повести; Пьесы — Чехов Антон. Повести и рассказы 1879-1888 — Короленко Владимир. Читать быстро электронную книгу Рассказы; Повести; Пьесы. А. Избранные произведения в 2 томах. Повести и рассказы (1883-1892) Чехов Антон Павлович, Дорофеев О Оставить отзыв. В избранное.
Популярні дописи з цього блогу
плейлист iptv для ottplayer 2022
Гдз 7 клас німецька мова сидоренко нова програма плейлист iptv ottplayer 2022 для дидактичні матеріали з української мови. тренажер 2 клас ольга данилко. Лучшие бесплатные самообновляемые IPTV-плейлисты для. IPTV Самообновляемые плейлисты 2021. Подпишись будет больше!! Самый простой способ найти поток нужного IPTV канала Пикабу В этот раз наш блог подготовил для вас самый большой плейлист для IPTV. Плейлист действительно огромный, к тому же он ещё и самообновляемый. На момент публикации поста список каналов состоит из источников. IPTV — скачать свежие, рабочие, актуальны и самообновляемые. На нашем сайте, Вы всегда сможете скачать свежие, рабочие, актуальны и самообновляемые IPTV плейлисты на 2021 год! Плейлисты 2021 года для приложения SS IPTV IPTV каналы для взрослых в HD качестве в формате m3u. Скачать и смотреть IPTV Playboy, Brazzers, MILF. Установка и настройка OttPlayer для просмотра IPTV на SmartTV. Отмена. Iptv быстро ПЛАТНЫЕ КАНАЛЫ запись закреплена. 26 минут назад. Рабочие и
segaslot промо код
3 сольфеджіо segaslot код промо зразок резюме українською мовою для студента. Промокоды Столото 50% октябрь 2021 — Проверьте! Включай уведомления чтобы первым узнавать о промокодах ! Промокоды Золото Лото и бонус коды (15 октября 2021). Если найден действительно выгодный промо код, то прежде, чем его активировать, рекомендуется внимательно ознакомиться с условиями его получения и отыгрыша. Бонусы казино SegaSlot () — промокоды. Онлайн-казино SegaSlot – игровые автоматы от ведущих производителей. Эксклюзивный бонус — 30 фриспинов! Сегаслот казино промокод Бездепозитные бонусы казино 2021 год 1xSlots промокод при регистрации — это возможность получить увеличенный бонус уже сегодня. Как ввести 1хСлотс промокод на октябрь, как отыграть бонус. Бонусы казино Zzslot Casino за октябрь 2021 — бездепозитный за. Все бонусы и промокоды в Zzslot Casino 2021. Бонусы казино Slot V на — бездепозитные бонус коды. SegaSlot В сообщении нужно указать свой логин, с которым был зарегистрирован аккаунт. В а
Музей Ивана Сергеевича Тургенева в Орле — один из старейших музеев нашей страны, начал свою работу в 1918 году. Здание, которое он занял, было построено в 1870-е годы. Автором проекта является И. Тибо-Бриноль. Место для возведения здания было выбрано в том районе, где проживали дворяне, а принадлежал дом первоначально одной из дальних родственниц Тургенева.
Как только был открыт музей, приступило к своей деятельности Тургеневское общество, оно занялось сбором будущих экспонатов. В период Великой Отечественной войны все музейные ценности удалось вовремя эвакуировать в Пензу, именно там экспозиция работала в военные годы.
В 1976 году в Спасском-Лутовинове закончилась реставрация дома Тургенева, из орловского музея туда перевезли всю мебель. В городе же остался литературный музей. Здесь можно посмотреть экспозиции с личными вещами самого писателя, его родных и близких, увидеть оригиналы рукописей, многочисленные книги, скульптуры, картины с изображением писателя.
Тургеневский музей является частью Объединенного государственного литературного музея Орла. Кроме него, сюда входят Музей И. А. Бунина, Музей писателей-орловцев, Дом-музей Н. С. Лескова, Дом Т. Н. Грановского, Дом Леонида Андреева, а также основной и научно-вспомогательный фонды объединения.
В залах учреждения регулярно проходят различные выставки и школьные образовательные программы. Следить за афишей можно на официальном сайте музея Тургенева в Орле.
Режим работы и цены в 2022 году
Музей работает всю неделю, кроме пятницы. В четверг с 10:00 до 20:00 (с 17:00 вход по предварительной записи), остальные дни с 10:00 до 17:00.
Стоимость билетов (указана стоимость экскурсии для группы, входной билет необходимо покупать вне зависимости от участия в экскурсии):
- Школьники — билет и экскурсия по 30 рублей;
- Студенты средних учебных заведений — билет и экскурсия по 30 рублей;
- Студенты ВУЗов, курсанты — билет и экскурсия по 70 рублей;
- Взрослые — билет и экскурсия по 100 рублей;
- Иностранные туристы — билет и экскурсия по 150 рублей;
- Пенсионеры — 50 рублей, экскурсия — 100.
Экскурсионное обслуживание для малых групп (индивидуальное и до 10 человек — 1000 рублей + входные билеты. Консультация в экспозиционных залах до 15 минут — 150 рублей (для индивидуальных посетителей). Подробности по телефонам: +7 (4862) 76-15-74, +7 (4862) 76-27-37.
Экспозиция Орловского литературного музея И. С. Тургенева
В первых двух залах — вводная экспозиция. Следующие два зала заняты выставкой под названием «Тургенев: жизнь для искусства», которая открылась в 1997 году. Пятый зал предлагает посетителям посмотреть книги, изданные в XVII–XIX веках на различных языках. Здесь же можно увидеть и полное собрание произведений Ивана Тургенева. Седьмой и следующий восьмой зал приглашают посетителей рассмотреть сохранившиеся вещи писателя, полюбоваться картинами. Девятый зал является хранилищем материалов, посвященных друзьям и близким Ивана Тургенева, их дружбе, сотрудничеству, общению. В сегодняшнем музее всего 10 залов. Они представляют посетителям материалы по темам и охватывают период, начиная с XVIII и заканчивая XX веком.
В 2019 году в рамках Международной акции «Ночь музеев» открылась новая экспозиция «Тургенев. Взгляд из XXI века». Здесь представлены новые материалы, связанные с жизнью и творчеством писателя.
Презентация новой экспозиции в Орловском музее И. С. Тургенева («Ночь музеев»):
Фонды музейного комплекса
Музей владеет огромным книжным фондом, который состоит из трех частей.
Первая включает около 5 тысяч экземпляров, принадлежавших ранее мемориальной библиотеке (ее фонд составлял более 20 тысяч томов). Это издания на девяти языках различной тематики. Здесь можно найти медицинские справочники, научные труды по политэкономии, биологии, социологии, исторические книги, философские трактаты, работы по сельскому хозяйству и многие другие. Найдется здесь и художественная литература, в том числе довольно редкие экземпляры: например, здесь имеются написанные от руки книги XVII века, на полях которых сам Тургенев делал пометки или ставил автографы.
Во второй части книжного фонда хранятся всевозможные издания произведений Ивана Тургенева: сборники, первые публикации, отдельные тома, а также книги писателя, переведенные на другие языки в разные временные периоды. Также в Орловском музее Тургенева представлено большое количество полотен. Среди них не только портреты самого писателя, но также иллюстрации к его книгам, пейзажи, изображающие тургеневские места, и многое другое. В музейных залах можно увидеть работы Я. Полонского, А. Курнакова, М. Антокольского, В. Никифорова.
Третий фонд посвящен жизни самого писателя. Здесь собраны работы литературоведов разных лет, биографические издания, мемуары, связанные с именем Тургенева.
Усадьба И. С. Тургенева в Орле
Имя Ивана Тургенева неразрывно связано с усадьбой, построенной в Спасском-Лутовинове. Поэтому после посещения городской экспозиции следует отправиться в этот музей-заповедник, расположенный недалеко от Орла. Это место — единственный у нас в России мемориальный музей, посвященный И. Тургеневу.
После смерти великого писателя его усадьба опустела, а в 1906 году в результате пожара была разрушена. Однако новые хозяева сумели спасти целый ряд предметов, принадлежавших ранее Тургеневу. В 1922 году в усадьбе был открыт музей. Посетив его, можно осмотреть вещи и предметы быта, которыми пользовался сам Тургенев. А после осмотра экспозиции можно пройтись по дорожкам парка, охватывающего площадь в 40 гектаров — именно здесь так любил прогуливаться великий писатель.
Вид на усадьбу в музее-заповеднике «Спасское-Лутовиново»:
Как добраться
Орловский музей Тургенева находится по адресу: улица Тургенева, 11. Практически напротив учреждения есть остановка общественного транспорта «Музей Тургенева». На ней останавливаются автобусы № 1, 4, 9, 14, 18, 19, 22, 24, 25, 26, 28, 48; троллейбусы № 4, 9; маршрутные такси № 114, 341, 354, 400, 421, 444, 456, 457, 459.
Воспользоваться услугами такси можно с помощью приложений Яндекс. Такси, Везет, Максим.
Орловский литературный музей И. С. Тургенева на панорамах Google Maps:
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
«Первая любовь». Биографичная повесть, в которой Тургенев раскрывает тайну своей первой любви. Главный герой истории шестнадцатилетний Владимир безумно искренно и чисто влюблен в молодую девушку из соседнего поместья. Зинаида не отвечает взаимностью юноше, который младше ее на пять лет, но порой в ее взгляде, жестах, интонациях молодой поклонник замечает какие-то особые нотки привязанности. Он слишком молод, чтобы суметь разобраться в тайных помыслах женской души, но это ее поведение только подпитывает первое смелое чувство: изо дня в день без надежды на желанный ответ Владимир каждый день посещает капризную возлюбленную. Но в это время вокруг нее уже и так полным полно самых разных по достатку, характеру и достоинствам кавалеров. И кажется, девушка все-таки влюблена. Но в кого?
«Дворянское гнездо». Федор Иванович – молодой дворянин, проведший все детство под гнетом властной и жестокой тетки. На характере героя это сказалось самым мягким образом – он не ожесточился сам, не разочаровался в людях, но просто стал искать искренности теплоты и любви в существе противоположного пола. Так, встретив случайно в театре очаровательную Варвару Павловну он без экивоков объясняется ей в возникшем чувстве и предлагает навсегда разделить жизнь. Правда надежды на счастливую семейную жизнь не оправдываются – женщина, организовав в их доме популярный салон, заводит роман с одним из его посетителей. С этого момента судьба начинает играть с Федором, как с пойманной в лапки мышью: то давая надежду на большое личное счастье, то совершенно отбирая желанное.
«Муму». Герасим – невольник московской барыни, который на протяжении всего рассказа по крупицам теряет все то, к чему был привязан, становясь поистине бесправным, безликим и бездушным слугой. Он любил деревню, запах скошенной травы и бесхитростные, но живые пейзажи, что рисовала сама природа, но ему было велено прибыть к московскому двору хозяйки. Ему была обещана в жены прачка Татьяна, к которой он испытывал нежные чувства, но ни со стороны девушки не было взаимности к глухонемому кавалеру, ни со стороны барыни – желания устроить личную жизнь безмолвного богатыря. Что ж, казалось бы теперь для Герасима утеряно все, что мило его сердцу, но случайно в воде он обнаруживает живого маленького щенка. Вся та накопленная и не выплеснутая любовь переносится на этот маленький теплый комочек. Вот только барская воля и здесь сыграет решающую роковую роль.
«Постоялый двор». В человеческой жизни нет ничего вечного, а стабильность ограничена вполне охватываемыми границами. Казалось бы жизнь крестьянина Акима предсказуема на годы вперед: ему удалось подкопить приличную сумму денег, на которые он приобрел постоялый двор, и даже пагубная страсть к женскому полу в итоге привела к свадьбе с одной из самых очаровательных крестьянок барыни. Вот только однажды во всю эту идиллию вторгнется мелкий делец Наум Иванович, который без смущения шаг за шагом начнет отнимать у Акима все, что он так старательно создавал.
«Рудин». Кто бы знал, что неприметный на первый взгляд гость бывшей светской львицы Дарьи Михайловны Ласунской привнесет столько смуты в сердца ее домочадцев и посетителей ее салона. Молодой мужчина без стеснений пускается в изысканные разглагольствования, бойко и красиво спорит с признанными здесь философами и мыслителями… после чего, охотно поддавшись уговорам, остается в богатом доме надолго, дабы развлекать и развлекаться вместе с высокородными и богатыми гостями, приезжающими к помещице. А тем временем интеллект и пылкость мысли Рудина привлекают Наташу – юную дочку Ласунской, но вызывают неприязненные чувства у другого обитателя дома. Вот только неясно, зависть ли это или знание каких-то неприятных тайн о нраве и прошлом нынешнего гостя.
«Отцы и дети». Два молодых сына дворянина Базаров и Кирсанов полностью уверены в своей рано пробудившейся житейской мудрости. Считая, что предыдущее поколение непростительно отстало во взглядах и отношении к жизни, они, а в особенности Базаров, без стеснения и подготовки заявляют об этом сначала родителю Кирсанова, а позже и Базарова. Но между этими двумя историями закрался сюжет о несчастной первой любви, о первой брошенной женщине и о первом коварном соблазнении.
«Ася». Ася – дикая вольная девушка, которая не стесняется своих эмоций. Она то плачет, то смеется, то поет, то печалится. Эта невероятная почти детская живость привлекает главного героя, однако в его сердце закрадываются сомнения… Действительно ли ее спутник Гагин, молодой художник, является братом красавицы, и действительно ли девушка, которая ведет себя то как изысканная дама, то как крестьянка, является дочерью помещика. Тем дальше разворачивается история, и чем больше герой узнает о судьбе девушки, тем большей симпатией проникается. Но то ли чванливые барские замашки, то ли ветреность молодости дают о себе знать и главный герой беспечно и не оглядываясь на последствия обижает Асю, да так, что этот миг в корне меняет судьбы двух влюбленных сердец.
«Дневник лишнего человека». Чулкатурину всего тридцать лет, но он совершенно серьезно решил составить некое подобие мемуаров. Это не каприз молодого дворянина, это вынужденное подведение итогов, ведь герой смертельно болен, а поговорить о поступках, которыми он гордится и которых стыдится ему не с кем. Главная история его жизни начинается с приезда в поместье Ожогова. Его пленяет та нежная и теплая атмосфера, которая царит в доме, ведь сам герой всегда был лишен такой важной и нужной родственной близости. Дочка помещика Лиза вызывает в нем глубокое чувство привязанности – ее живость и кротость кажутся какими-то эталонными. Со временем Чулкатурин все крепче и яростнее влюбляется в девушку, которая на глазах начинает расцветать, превращаясь из беспечной девочки в готовую к любви женщину. Именно в этот момент, когда сердце Лизы требует первой искренней любви, в дом Ожоговых приезжает некий князь, весьма опытный в любовных делах. Его блеск дерзость и решительность, свойственная неискренности, приводят Лизу в восторг, а робкие попытки Чулкатурина, млеющего от любви, привлечь внимание девушки занимают ее все меньше и меньше. Чем же закончится эта история для трех людей, каждый из которых твердо намерен получить свою любовь?
Ф.М. Достоевский, как известно, находился в эпицентре идеологической и духовной борьбы, которая велась в России в XIX веке. «Правые» современники писателя – славянофилы, М. Катков, К. Победоносцев – были идеологически и человечески в разной степени близки ему. Однако в восприятии отношения к «правым» и Достоевскому вообще преобладают очень давние, ложные «левые» стереотипы. Поэтому в книге И. Волгина «Последний год Достоевского», вышедшей в 2017 году [1], нас будет интересовать следующее: удалось ли автору эти стереотипы преодолеть и как через отношение к «правым» характеризуется Волгиным мировоззрение, личность Ф.М. Достоевского.
Попытка И. Волгина равно удалить Достоевского от славянофилов и западников вызывает предсказуемую реакцию, ибо заранее очевидна провальная нелепость сего действа. Основная мысль раздела, вынесенная в его название «Славянофил поневоле» (это о Достоевском), не подкрепляется никакими доказательствами, что у И. Волгина не редкость. Гораздо больше удивляет другое: о славянофилах в данном разделе не говорится совсем. Лишь в одном предложении вдруг, опять голословно, утверждается: «Его миросозерцание (это слово не сопрягается с теми понятиями, которые следуют далее в предложении. – Ю.П.) противостоит «классическому» славянофильству не в меньшей мере, чем «классическому» западничеству» [1, с. 483].
Рассмотрение волгинской идеи равноудалённости Достоевского от славянофилов и западников даёт объёмное представление о творческой лаборатории, исследовательских методах автора книги. Не вызывает сомнений то, что И. Волгин сознательно игнорирует большое количество высказываний Достоевского о славянофилах и Пушкине, тотально несовместимых с его концепцией. Скажем о некоторых из них.
А.С. Пушкина, который был для Достоевского больше чем «наше всё» (Ап. Григорьев), Фёдор Михайлович в записях к «Дневнику писателя» за 1876 год называет «главным славянофилом России» [3, с. 276]. Более развёрнуто эту мысль Достоевский высказывает через четыре года, отвечая либеральному профессору А. Градовскому и всем «патентованным европейцам»: «Нужно было Пушкина, Хомяковых, Самариных, Аксаковых, чтоб начать толковать об настоящей сути народной» [4, с. 156].
Идея «правды народной» или народности, как и другие ключевые славянофильские идеи, были напрочь неприемлемы для западников XIX века. Поэтому их ярлычная «полемика» со славянофилами сопровождалась созданием самых лживых мифов. Началось, естественно, с Белинского… Тургенев ещё при жизни критика эту эстафету подхватил.
Ф. Достоевский в своём ответе А. Градовскому, говоря о славянофилах, имеет в виду прежде всего тургеневский миф о них. Приведём слова, написанные за полгода до смерти Фёдора Михайловича и в книге Волгина отсутствующие: «И когда они (славянофилы. – Ю.П.) начали толковать об «народной правде», все смотрели на них как на эпилептиков и идиотов, имеющих в идеале – «есть редьку и писать донесения». Да, донесения! Они до того всех удивили на первых порах своим появлением и своими мыслями, что либералы начали даже сомневаться: не хотят ли они де писать на них донесения? Решите сами: далеко или нет от этого глупенького взгляда на славянофилов ушли многие современные либералы?» [4, с. 156].
Слова о редьке и донесениях взяты Достоевским из XXVIII строфы поэмы Тургенева «Помещик», изданной в 1846 году. В ней славянофил Константин Аксаков, один из самых честных, благородных, нравственно-целомудренных литераторов XIX века, характеризуется так:
…умница московский,
Мясистый, пухлый, с кадыком <…>
От шапки-мурмолки своей
Ждёт избавленья, возрожденья;
Ест редьку, – западных людей
Бранит – и пишет… донесенья.
Через 11 лет И.С. Тургенев настойчиво просит изъять эту строфу из готовящегося издания поэмы, справедливо называя её «мерзкой строфой». Однако отношение Тургенева к славянофилам после этого не изменилось и не стало более объективно-адекватным. На протяжении всей жизни писатель транслировал в разных жанрах нелепые мифы о своих главных оппонентах.
Поэтический выпад Тургенева против Аксакова свидетельствует и о том, до какого мыслительного абсурда и человеческой низости способен дойти либерал, движимый ненавистью к представителям славянофильского направления. О западниках XX–XXI веков, превзошедших своих либеральных учителей XIX века и в глупости, и в подлости, мы уже писали в статье «»Пушкинская речь» Достоевского в интерпретации Людмилы Сараскиной» [8].
Игорь Волгин, следуя тем же традициям, поступает иначе. Он игнорирует практически все свидетельства мировоззренческой и духовной близости Достоевского к славянофилам. Например, мартовский выпуск «Дневника писателя» за 1876 год Достоевский заканчивает откликом на смерть Юрия Самарина. Оценки, данные им известному славянофилу, исключают возможность их двоякого толкования: «даровитейший человек, с непоколебавшимися убеждениями, полезнейший деятель», «твёрдый и глубокий мыслитель» [2, с. 102].
Душа, болеющая о России, – важнейшая особенность личности Самарина (характерная, добавим, для всех славянофилов и «правых») подчёркивается Достоевским через эпизод, случившийся незадолго до смерти мыслителя. Статья князя Васильчикова «Чернозём и его будущность», где говорилось о страшных последствиях уничтожения лесов, произвела на Самарина такое сильное впечатление, что он не спал всю ночь.
Размышления о смерти славянофила Достоевский заканчивает так: «Старые силы отходят, а на новых, на грядущих людей пока ещё только разбегаются глаза…» [2, с. 102]. В рабочих тетрадях к «Дневнику писателя» Фёдор Михайлович более определенно выразился о тех, кто пришел на смену Самарину: «…полные робкой изворотливости жидишки и купчишки, фадеевские дворяне без чести и совести, сосущие Россию» [3, с. 176].
Через четыре года, отвечая А. Градовскому, извратившему идеи «Пушкинской речи», Достоевский вновь вспоминает Юрия Самарина [4, с. 161]. Его деятельность по освобождению крестьян, по сути, являла пример того, к чему Достоевский призывал «скитальцев» в «Пушкинской речи». Для писателя Самарин – тип «русского русского», альтернативный типу «русского иностранца». И в ответе А. Градовскому «Придирка к случаю…», во второй его части, Достоевский делает упор на характеристике реальных «скитальцев», проживавших прежде всего за границей, в частности в «местечке Парижè-с» [4, с. 158]. Убийственно-точные оценки «отвлеченно-болтающих» либералов (в которых присутствуют и факты из биографии А. Герцена и И. Тургенева) занимают в тексте более четырёх страниц [4, с. 157–161]. Однако и они обойдены вниманием Игоря Волгина.
Итак, через отклик на смерть Ю. Самарина в «Дневнике писателя» за 1876 год, четыре записи в рабочих тетрадях на эту тему [3, с. 176–179] и главу третью из «Дневника писателя» за август 1880 года Достоевский выразил своё отношение к одному из основоположников славянофильства и шире – своё представление о «лучших людях» (так начинается одна из записей о Самарине [3, с. 176]) и об их антиподах. Однако эти воззрения Ф.М. Достоевского противоречат взглядам Игоря Волгина, поэтому он в своей книге ни разу даже не упоминает фамилию видного славянофила.
В вершинный период своей жизни и творчества Достоевский отзывается о славянофилах исключительно положительно, местами восторженно. Достаточно сказать, что за полгода до смерти он назвал их «честнейшими людьми нашего века» [3, с. 304], идеологами «русской партии» [3, с. 133], вне которой писатель не мыслил себя. Игорь Волгин же, нашпиговав свою книгу цитатами и историями, имеющими далёкое и очень далёкое отношение к Достоевскому, не приводит высказывания, через которые писатель определяет свою позицию. Вот одно их них, имеющее прямое отношение к теме статьи: «Наш либерализм даже ретрограден, за него Станислава дают, другое дело славянофильство: какие суровые требования! Как он ненавистен рутине, норовящей наделать великих дел шутя или нашаромыжку. Либералов сажают в министерство…» [3, с. 71].
Эта запись из рабочих тетрадей к «Дневнику писателя» за 1876 год переворачивает либерально-советские стереотипы отношения власти к западникам и славянофилам и может быть применена для характеристики нашего времени с его диктатурой либералов.
Если бы Игорь Волгин не был предвзят, то он без труда связал бы это высказывание с мыслями схожей направленности, спроецированными Достоевским на себя. Так, через десять дней после приведенной записи появилась другая: «Главное, это направление (современное западничество (а все-таки оно современное западничество, как ни называй его)) чрезвычайно потворствует лени: мы, дескать, непримиримые, мы стоим в стороне (то есть ничего не делаем). А так как при этом и почёт, то России и осталось в течение 20 лет на одни свои силы.
О подлецы! вы все только смеялись и всех позорили. Это так легко. Вы необразованны, вы ничего не понимаете.
Направление! Моё направление то, за которое не дают чинов» [3, с. 78].
Не вызывает сомнений: Достоевский видит себя в одном ряду со славянофилами со всеми вытекающими отсюда последствиями, о которых, созвучно Фёдору Михайловичу, говорили Н. Страхов, К. Леонтьев, В. Розанов, А. Чехов… Волгин же, приведя аналогичную цитату из Достоевского («Я ничего не ищу, и ничего не приму, и не мне хватать звёзды за моё направление»), задаётся неожиданным (с учетом сказанного) и более чем странным вопросом, который, если ты специалист по Достоевскому, озвучивать вовсе не следовало: «…не в прямой ли связи с посещением Аничкова дворца появляются вдруг (?! – Ю.П.) эти слова в его последней записной книжке?» [1, с. 481].
Именно славянофильскую, «русскую партию», по словам самого Достоевского, он представлял на пушкинских торжествах. И в их контексте большое внимание уделяется Волгиным М. Каткову, «изъятому» из числа выступающих на празднике.
Игорь Волгин, в отличие от Людмилы Сараскиной, приводит версию Григоровича о том, как это произошло, сообщённую Достоевским жене: «Юрьева заставили это подписать (он, председатель Общества любителей российской словесности, письменно известил М. Каткова, что приглашение его на Пушкинские торжества – ошибка. – Ю.П.), главное Ковалевский (профессор-либерал Московского университета. – Ю.П.), но, конечно, и Тургенев» [7, с. 176].
Реакцию Ф. Достоевского на выпад западников и «исторический жест» И. Тургенева против М. Каткова И. Волгин объясняет личными переживаниями писателя, в какой-то степени схожими с катковскими, и стратегическими финансовыми соображениями. «В 1878 году (т.е. после прекращения издания «Дневника писателя». – Ю.П.), – утверждает Волгин, – журнал Каткова становится для него (автора) основным источником существования. <…> Он постоянно зависит от Каткова – в самом прямом экономическом смысле. В их личных отношениях всегда ощутим оттенок неравенства» [1, с. 319].
Таким образом, И. Волгин сделал из Достоевского эгоцентрика, человека расчётливого, по сути, продажного, каким Фёдор Михайлович никогда не был. Думаем, сей произвол спровоцирован во многом устоявшимися левыми стереотипами восприятия личности М. Каткова. При его характеристике Волгин, как и большинство современных авторов, повторяет протёртые до дыр либеральные, народнические, революционно-демократические, большевистско-советские штампы, не имеющие никакого отношения к редактору «Русского вестника» и «Московских ведомостей».
На самом деле Ф. Достоевский испытывал к М. Каткову искреннюю благодарность на протяжении 15 последних лет своей жизни. И говорил о своём чувстве, подчеркнём, не лично М. Каткову (в чём при желании можно было увидеть расчёт), а разным корреспондентам. Так, в письме С.А. Ивановой 8 (20) марта 1869 года Ф. Достоевский обращает внимание на то, что М. Катков, в отличие от редакторов других изданий, деньги «даёт вперёд» [5, с. 23]. И в трёх письмах Н. Страхову 1870 года Ф. Достоевский характеризует М. Каткова и его сотрудников исключительно положительно: «Один «Русский в<естник>»» меня не стеснял. Благороднейшие люди» [5, с. 119]; «…они всегда так великолепно обращались со мной» [5, с. 136]; «Меня не беспокоили (из-за значительного долга. – Ю.П.), обращались со мной деликатнейшим и благороднейшим образом [5, с. 156]. Эти и другие оценки подобной направленности ожидаемо отсутствуют у Волгина и всех либеральных достоевсковедов, а также советских и постсоветских авторов учебников по истории журналистики.
И всё-таки, прекрасно зная об огромном количестве душевно-тёплых и профессионально высоких оценок Ф. Достоевского, адресованных М. Каткову, И. Волгин вынужден был совершить логическое сальто-мортале. Начав предложение с ложного утверждения: «Мы не встретим у него изъявления особых восторгов в связи с деятельностью «львояростного» Каткова» (разве приведённые нами суждения не свидетельствуют об обратном? – Ю.П.), он далее сообщает: «…если он (Достоевский. – Ю.П.) порой и хвалил его газету («Московские ведомости». – Ю.П.), то в выражениях весьма умеренных. Он пишет Любимову: «Передовые «Моск<овских> Ведомостей» читаю с наслаждением. Они производят глубокое впечатление» [1, с. 334].
Чувства Ф. Достоевского, передаваемые через слова «глубокое впечатление», «наслаждение», назвать «выражениями весьма умеренными» – явный произвол, навязывание читателю мнения, противоречащего восприятию Ф. Достоевским М. Каткова и его изданий. Об этом свидетельствуют и другие высказывания Фёдора Михайловича, думаем, сознательно проигнорированные И. Волгиным.
В письме Н. Страхову из Дрездена 9 (21) октября 1870 года Достоевский выражает свое мнение о газетах, выходящих на Родине: «…до какой степени это скороспело и без собственной мысли (кроме «Москов<ских> ведомостей», разумеется)» [ 5, с. 150]. «Разумеется» в данном контексте красноречивей любых длинных и коротких оценок свидетельствует о точке зрения писателя. Она в послании С.Д. Яновскому (уже из Петербурга в 1877 году) аргументируется, в частности, так: «Впрочем, здесь у нас мало толку во всех даже газетах, кроме «Московских ведомостей» и их политических передовых, ценимых за границей очень» [6, с. 179].
Теперь приведем высказывания Ф.М. Достоевского о газете «Московские ведомости», которые в комментариях не нуждаются и дополнительно свидетельствуют о сверхнеобъективности Игоря Волгина. Надо очень постараться, чтобы так оболгать Ф. Достоевского и рикошетом М. Каткова. Судите сами: «»Московские ведомости» бесспорно самые основательные из наших политических газет…» [3, с. 163]; «»Москов<ские> ведомости» всех лучше» [3, с. 236]; «»Москов<ские> ведом<ости>» лучшая из газет. Остальные желтороты. Желтороты даже и седые из газет» [3, с. 259].
Вообще же создаётся впечатление, что Волгин, транслируя свою версию об отношении Достоевского к Каткову, перепутал Федора Михайловича с Иваном Сергеевичем. Именно Тургенев в 1860-е годы сообщал друзьям о чувстве омерзения, испытываемом к Каткову, и одновременно печатался в его «Русском вестнике». Александру Герцену, уничижительно-резко отзывавшемуся о таком сотрудничестве, Иван Сергеевич в 1867 году сообщал: «»Русский вестник» есть единственный журнал, который читается публикой – и который платит. <…> «Отечественные записки» – единственный соперник «Русского в<естни>ка» – и половины денег дать не могут» [9, с. 252]. Через два года Тургенев вновь вынужденно возвращается к данной теме: «Увы! я не вполне заслуживаю твою похвалу насчёт того, что я более не печатаюсь у Каткова. В 1-м №-е «Русского в<естни>ка» помещена моя повесть под названием «Несчастная». <…> Катков плотит очень дорого – а меня мой почтенный дядюшка, управляя имением, чуть по миру не пустил» [10, с. 324].
Столь же «объективно» и «качественно» на протяжении всей книги с устоявшихся «левых» позиций характеризуется отношение Ф. Достоевского к М. Каткову и он сам – человек, издатель, публицист, идеолог. Поэтому дальнейший разговор о М. Каткове не имеет смысла.
Также предсказуемо изображается у И. Волгина один из умнейших и достойнейших современников Ф. Достоевского К. Победоносцев – самый оболганный, видимо, русский «правый». В сравнении с теми либерально-советскими мифами XIX–XXI веков, о которых нам неоднократно приходилось писать (последний раз в статье о Л. Сараскиной [8]), Игорь Волгин ничего сущностно нового не привносит в трактовку личности и деятельности Победоносцева. Те же «частные открытия» Волгина, не имеющие к Константину Петровичу никакого отношения, характеризуют только автора книги как человека и жизнеописателя. Победоносцев, которого Достоевский очень высоко ценил и тепло к нему относился, устраивая встречу писателя с наследником престола А.А. Романовым, оказывается, хотел «как бы сделать его политическим заложником режима» (?! – Ю.П.) [1, с. 481].
Мы, конечно, помним, что Игорь Волгин – поэт, но характеры героев и исторические события в книге о Достоевском не должны быть плодом авторской фантазии как в приведенном случае, так и во многих других. Например, похороны Достоевского ассоциируются с «массовым шествием» 9 января 1905 года, которое «власть встретит пулями» [1, с. 481]. Уже сказанное, на наш взгляд, – перебор во всех смыслах. Но объективности ради продолжим цитировать президента Фонда Достоевского: «Два шествия аукнутся между собой: кровь, пролитая участниками второго, оттенит всю фантасмагоричность первого» [1, с. 682]. А далее похороны Достоевского, именуемые неоднократно «шествием», называются – ни много ни мало – «крупнейшей политической манифестацией русского XIX столетия» [1, с. 682].
И, как в случае с посещением Ф. Достоевским Аничкова дворца, к событию искусственно был привязан ненавидимый И. Волгиным М. Катков [1, с. 481], так и умопомрачительный сюжет о похоронах Достоевского завершается «явлением» не менее ненавидимого К. Победоносцева, который «не напрасно тревожился, вспоминая проводы Достоевского: он знал толк в исторических предзнаменованиях» [1, с. 682].
Автор книги о герое, которого он любит (а должность президента Фонда Достоевского, думаем, предполагает, что и И. Волгин любит великого писателя), должен следовать завету А.С. Пушкина: быть заодно с гением. В отношении же к «правым», как и к либералам, И. Волгин явно не согласен с Фёдором Михайловичем. Больше любой словесной трескотни «патентованных либералов» разных столетий о К. Победоносцеве его характеризует то, как к нему относился Достоевский.
Достаточно хотя бы прочитать всего лишь шесть писем писателя, опубликованных в первой книге 30-го тома полного собрания сочинений Достоевского, и отношение Фёдора Михайловича к своему великому современнику не будет вызывать никаких вопросов.
О многом говорит, на наш взгляд, форма обращения Ф. Достоевского к К. Победоносцеву, которую этикетом и прочими формальностями не объяснишь: «Милостивый государь, дорогой и многоуважаемый Константин Петрович» [7, с. 66]; «Вам совершенно преданный всегдашний слуга Ваш» [7, с. 67]; «Ваш весь и преданный Вам вовеки» [7, с. 105]; «Многоуважаемый и достойнейший Константин Петрович» [7, с. 120]; «Вас обнимающий и любовно преданный Вам» [7, с. 204].
Характеризует К. Победоносцева и то, что Достоевский делится с ним своими творческими планами, интересуется его мнением о разных вопросах, в том числе о своих произведениях: «…очень хотелось бы знать мнение Ваше» [7, с. 105]; «Благодарю Вас от всей души за Ваше доброе, прекрасное и ободряющее меня письмо. Именно ободряющее, потому что я, как человек, всегда нуждаюсь в ободрении от тех, которым верю, ум и убеждение которых я глубоко уважаю» [7, с. 209].
Помимо этого, Ф. Достоевским даются прямые оценки К. Победоносцеву, человеку и государственному деятелю, игнорировать которые, уверены, контрпродуктивно. Вот некоторые из них: «Если напишите мне хоть пол словечка, то сильно поддержите дух мой. Я и зимой к Вам приезжал дух лечить» [7, с. 67]; «…от Вас всегда услышишь живое и подкрепляющее слово, а я именно в подкреплении нуждался» [7, с. 104]; «Вы совершенно, глубоко справедливы, и мысли Ваши меня только подкрепили» [7, с. 121]; «За Вашей драгоценной деятельностью слежу по газетам. Великолепную речь Вашу воспитанницам читал в «Московских ведомостях»» [7, с. 204].
Одна из цитат имеет прямое отношение к книге Игоря Волгина, где с симпатией, по меньшей мере, говорится о революционных «бесах» разных мастей, Вере Засулич в частности. О них пойдёт речь в следующей статье, сейчас же приведём высказывание Достоевского, адресованное Победоносцеву. Оно, если судить по книге, противоречит взглядам президента Фонда Достоевского: «Но славить Пушкина и проповедовать Верочку (Засулич. – Ю.П.) я не могу» [7, с. 156].
Закончим же разговор о Достоевском и Победоносцеве словами Фёдора Михайловича, из которых, как в случае со славянофилами, следует, что в деле служения России (как и во многих других) они – единомышленники: «До свидания, добрейший и искренно уважаемый Константин Петрович, – пишет Достоевский за год и пять месяцев до своей смерти, – дай Вам Бог много лет здравствовать – лучшего пожелания в наше время и не надо, потому что такие люди, как вы, должны жить. У меня порою мелькает глупенькая и грешная мысль: ну что будет с Россией, если мы, последние могикане, умрём?» [7, с. 122].
Итак, не вызывает сомнений, что Игорь Волгин в угоду своим мировоззренческим, ценностным предпочтениям, в угоду либеральной партийности искажает жизненно-творческие, историко-политические и другие фактологические реалии XIX века, представленные в его книге через взаимоотношения Ф. Достоевского с «правыми» – славянофилами, М. Катковым, К. Победоносцевым.
Использованные источники:
- Волгин, И.Л. Последний год Достоевского / И.Л. Волгин. – М. : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2017. – 780 с.
2. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя за 1876 январь – апрель / Ф.М. Достоевский // Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 22. – Л. : Наука, 1981. – 408 с.
3. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя за 1876 ноябрь – декабрь / Ф.М. Достоевский // Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 24. – Л. : Наука, 1982. – 520 с.
4. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя за 1877 сентябрь – декабрь, 1880 август / Ф.М. Достоевский // Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 26. – Л. : Наука, 1984. – 520 с.
5. Достоевский, Ф.М. Письма 1869–1874 / Ф.М. Достоевский // Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 29, кн. 1. – Л. : Наука, 1986. – 576 с.
6. Достоевский, Ф.М. Письма 1878–1881 / Ф.М. Достоевский // Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 30, кн. 2. – Л. : Наука, 1988. – 376 с.
7. Достоевский, Ф.М. Письма 1878–1881 / Ф.М. Достоевский // Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 30, кн. 1. – Л. : Наука, 1988. – 456 с.
8. Павлов, Ю.М. «Пушкинская речь» Достоевского в интерпретации Людмилы Сараскиной / Ю.М. Павлов // Родная Кубань. – 2021. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/literaturovedenie-i-kritika/literaturovedenie-i-kritika_13629.html (дата обращения: 04.11.2021).
9. 14. Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений и писем в 28 томах. Письма в 13 томах. Т. 6. Письма 1865–1867 / И.С. Тургенев. – М.-Л. : Наука, 1963. – 640 с.
10. Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений и писем в 28 томах. Письма в 13 томах. Т. 7. Письма 1867–1869 / И.С. Тургенев. – М.-Л. : Наука, 1964. – 620 с.