Собиратели русских народных сказок сообщение

Профессия этнографа и фольклориста тесно связана с историей, культурой и бытом нации. многие е представители посвятили всю свою жизнь служению

Профессия этнографа и фольклориста тесно связана с историей, культурой и бытом нации. Многие её представители посвятили всю свою жизнь служению великой цели – формированию наиболее полного образа о народе, его традициях и обычаях, верованиях и взглядах на мир.

Фольклор – это не только собрание литературных свидетельств древних времён, это – своего рода код нации. Он хранит в себе множество тайн и их разгадок, мысли и чаяния целых поколений, характер и настроение эпохи. Следующие пять выдающихся исследователей сделали всё возможное, чтобы сохранить память народа для будущих поколений и донести до них сказки и предания давно минувших дней.

1. Владимир Даль

5

Портрет писателя В.И. Даля, Василий Перов

Владимир Иванович Даль – один из самых известных собирателей фольклора и создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Будучи подростком, Даль имел довольно широкий круг интересов и всегда ощущал в себе тягу к знаниям. Больше всего его интересовали слова, которых он прежде не слышал. И в детстве, и в юношестве будущего исследователя поражало разнообразие значений и прочтений одной и той же единицы речи нашего языка.

Наравне с семантикой интересовали Даля и произведения народного творчества. Он считал, что русский язык живёт именно в народе, и что научиться ему в столичных кругах совершенно невозможно. Поэтому большую часть своей жизни он посвятил собиранию сказок, пословиц и поговорок разных народностей, путешествуя по Российской Империи.

Увлечение культурными и речевыми особенностями подтолкнуло его заняться литературным творчеством. Медик по образованию и фольклорист по призванию, Владимир Даль, работая в одном из госпиталей Санкт-Петербурга, выпустил свой собственный сборник стилизованных на народный манер сказок. Этот сборник за оригинальность подачи и содержания оценил сам А.С. Пушкин.

А трудом всей жизни великого этнографа стал составленный им толковый словарь. Владимир Иванович не претендовал на звание языковеда или филолога, главными для него в работе был сам процесс получения знания, общение с народом, знакомство с его бытом, обычаями и через это – своими корнями.

2. Александр Афанасьев

4

Именно Александр Николаевич Афанасьев подарил нам «Курочку Рябу», «Репку» и «Колобка». По всей Российской Империи он собирал легенды, сказки и предания, чтобы сохранить их для потомков.

Афанасьев с детства любил литературу и страстно увлекался культурой и историей своей родины. Много лет он проработал в Главном государственном архиве, написал и выпустил ряд статей об истории отечественной литературы, а также посвятил почти всю жизнь своему главному увлечению – собиранию фольклора.

Александр Николаевич был частым гостем одного из самых известных блошиных рынков Москвы – Сухаревского. Там он находил и скупал для своей библиотеки ценные старинные книги. Именно эти редкие рукописи и помогали ему получать знания о преданиях и сказаниях славян, а также неизменно вдохновляли его на новые литературные подвиги.

Его сборники русского народного творчества до сих пор являются предметом гордости всех ценителей русской культуры и литературы в частности. Больше всего внимания автор уделял сказкам. Венцом его карьеры стали несколько томов сборников «Русских народных сказок».

3. Дмитрий Садовников

2

Будущий известный этнограф и фольклорист очень рано научился читать. Книги в отцовской библиотеке вдохновили его на написание собственных стихов. И вскоре стихи гимназиста Садовникова начали печатать в литературных журналах.

Однако самым большим увлечением начинающего поэта были произведения народного творчества. Юноша мечтал собрать в одной книге весь фольклор волжского региона. Уже в зрелом возрасте Садовников начал претворять свою мечту в жизнь, путешествуя вдоль Волги и записывая самые интересные работы устного народного творчества.

Впоследствии ему удалось собрать самый полный и точный сборник загадок – «Загадки русского народа». Благодаря этому сборнику до нас дошло множество интересных загадок, а с ними народная мудрость и опыт. Продолжая развивать собственный творческий потенциал, Садовников совместил два своих увлечения – поэзию и фольклор – в одно. Именно он стал автором стихов к песне «Из-за острова на стрежень», которую многие до сих пор считают народным, а не авторским произведением.

Совсем недавно в издательстве «Архипелаг» вышла новая книга – «Русские народные загадки в картинках». Художница Зина Сурова проиллюстрировала в ней самые яркие и интересные загадки, пришедшие «из народа», в их числе есть и те, что собрал Дмитрий Николаевич Садовников. Уже сейчас удивительную книгу-игру можно приобрести на сайте издательства.

4. Иван Худяков

3

Иван Александрович Худяков – одна из самых ярких и самых быстро закатившихся звёзд отечественной фольклористики. Трагическая судьба этого человека только увеличивает ценность его вклада.

Худякову посчастливилось найти свою стезю. Ею стала фольклористика. Уже в университете юноша проявлял горячий интерес к этой сфере, и в восемнадцать лет он опубликовал свою первую книгу – «Великорусские сказки». Вскоре за ними в свет вышла и вторая книга с собранным им фольклором – «Великорусские загадки».

Ивана Александровича интересовало не только творчество народа, но и его судьба. Материал для своих работ он собирал непосредственно у носителей – простых крестьян. В процессе Худяков, глубоко проникшись тяготами народа, решил создать учебник, по которому на примере народных пословиц и поговорок крестьянские дети могли бы обучаться грамоте. К сожалению, жёсткая цензура того времени не позволила осуществиться мечте автора – и учебник так и не вышел в свет. Позднее канул в безвестность и сам Худяков – увлечение революционными идеями привело его к ссылке и скорой гибели. Иван Александрович скончался в возрасте тридцати четырёх лет.

5. Владимир Пропп

1

Советский филолог и исследователь фольклора Владимир Яковлевич Пропп стал одним из первых учёных, задумавшихся об алгоритме появления определённых сюжетов в произведениях народного творчества.

С самого детства русская няня поволжского немца Владимира Проппа окружала его фольклором, напевая русские народные песни. В студенческие годы юноша проявил не малый интерес к русской словесности. Будущий известнейший фольклорист даже несколько лет преподавал русский язык и литературу в учебных заведениях Санкт-Петербурга. Примерно в то же время в нём проснулась любовь к русским народным сказкам.

За свою жизнь Владимир Яковлевич собрал огромное количество произведений народного творчества и написал несколько серьёзных монографий по фольклористике. Он исследовал не только структуру сказок, но и их корни. Его одинаково интересовали, как закономерности появления одних и тех же сюжетных ходов и схожих образов, так и взаимосвязь происходящего в сказках и событий реальной жизни. Пропп объяснял действия героев и повороты сюжета славянской мифологией и обрядами инициаций. Он также занимался собиранием былин, изучением героического эпоса и историей возникновения различных сельскохозяйственных праздников. 

Слайд 1

Презентация на тему:Собиратели русских народных сказокУчитель начальных классов: Баранова М.С.

Текст слайда:

Презентация на тему:
Собиратели русских
народных сказок

Учитель начальных классов: Баранова М.С.


Слайд 2

Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев А. Н. Афанасьев (11 июля 1826 — 23 сентября1871) — выдающийся русский собиратель

Текст слайда:

Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев

А. Н. Афанасьев (11 июля 1826 — 23 сентября1871) — выдающийся русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед.
Родился в городе Богучаре Воронежской губернии, где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в Воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете, в котором проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта.
Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного творчества, в том числе сказок.


Слайд 3

Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные

Текст слайда:

Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные русские сказки» и в течение 1855—1863 гг. изданы в восьми выпусках.
Тексты сказок ученый извлек из архива Русского географического общества и вместе с этими текстами опубликовал записи сказок другого выдающегося деятеля русской культуры — В. И. Даля.
В своём сборнике Афанасьев систематизировал объёмный материал русских сказочных сюжетов первой половины XIX века, снабдив их обширным научным комментарием. Система, принятая Афанасьевым, является первой попыткой классификации сказок вообще.


Слайд 4

В сборник включены более 600 сказок со всех уголков России. До сих пор это самый большой сборник

Текст слайда:

В сборник включены более 600 сказок со всех уголков России. До сих пор это самый большой сборник сказок. Всего данная книга выдержала более двадцати пяти изданий.
Среди прочих сказок, включенных в сборник, особое место занимают всеми любимые «Колобок», «Репка», «Теремок», «Морозко», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению» и т.д., которые стали известны благодаря усилиям А.Н. Афанасьева, и которые по праву можно назвать бесчисленными сказочными богатствами.


Слайд 5

В.И. Даль ─ известный лексиограф. Родился 10 ноября 1801г. в Екатеринославской губернии в городе Луганске (отсюда псевдоним

Текст слайда:

В.И. Даль ─ известный лексиограф. Родился 10 ноября 1801г. в Екатеринославской губернии в городе Луганске (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский).
Даль был многогранной личностью. Он был выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом. Он разбирался в земледелии, в торговле, морском и инженерном деле, гомеопатии, коневодстве, рыболовстве, строительстве кораблей, домов и мостов. Он прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества.

Даль  Владимир  Иванович


Слайд 6

Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей.

Текст слайда:

Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. Он был также ценителем и собирателем русского народного творчества. Именно он собрал и записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Волка бояться – в лес не ходить».
Прославили его как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», опубликованные в 1832 году.


Слайд 7

Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) является осно­воположником русской педагогики, в частности дошкольной педаго­гики. В основу своей педагогической системы

Текст слайда:

Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) является осно­воположником русской педагогики, в частности дошкольной педаго­гики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возрас­та должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества.
По словам К.Д. Ушинского, сказки — «первые и блестящие попытки русской народной педагогики», и никто не может состязаться с «педаго­гическим гением народа».
Поэтому, он считал, что дети большему научатся читая интересные, но в то же время поучительные сказки и рассказы.


Слайд 8

Толстой Лев Николаевич — (1828—1910) — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя.

Текст слайда:

Толстой Лев Николаевич — (1828—1910) — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель.
Сказки Льва Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения».
В 1872 г. он написал любимую всеми детьми сказку «Три медведя» для «Новой азбуки». Повествование ее предельно приближено к ре­алистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются с первых фраз: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику».


Слайд 9

При написании работы использованы материалы следующих интернет ресурсов:http://narodstory.netwww.hobbitaniya.ruhttp://ru.wikipedia.orgimages.yandex.ru

Текст слайда:

При написании работы использованы материалы следующих интернет ресурсов:
http://narodstory.net
www.hobbitaniya.ru
http://ru.wikipedia.org
images.yandex.ru


Дорогие ребята!

На этой странице дополнительный материал к урокам,

а также задания  для тех, кто по каким-либо причинам пропустил занятия.

12.10.2020

1. Литературное чтение «Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьева, В.И.Даль»

1. Актуализация знаний

— У меня зашифрованы слова. Как их прочитать? Расшифруй, что здесь написано.

ВЕЬСАНАФА ЧИВЕАЛОКИН РДНАСКЕЛА

ЬЛАД ЧИВОНАВИ РИМИДАЛВ

— Слышали ли вы эти имена? Что вы о них знаете?

— чтобы легче было предположить, что мы будем сегодня изучать на уроке, рассмотрите иллюстрации на стр. 47 учебника

2.  Работа по теме урока.

— Просмотри презентацию.

— Есть ли у тебя сказки в обработке А. Афанасьева или В.Даля? Если нет, то пройди по ссылке и прочитай любую сказку этих писателей.

3. Подведение итогов

Викторина «Герои сказок»

4. Домашнее задание

— Прочитай еще одну сказку в обработке этих писателей. 

2. Математика «Решение задач. Умножение числа 3»

1. Устный счет

— Поработай с электронным приложением по теме «Умножение числа 3», урок 3, задание 1 и 2

2. Работа по теме урока

— Открой тетрадь запиши:

12 октября.

Классная работа.

— Открой учебник на стр. 42, найди №1 и №2. Прочитай задачи и риши их.

— Выполни устно №3 на стр 42

— Выполни № 5, №6, №7 на стр. 43

3. Подведение итогов

— Выполни проверочную работу в электронном приложении.

4. Домашнее задание 

стр. 43 №8 (все), № 9 (по желанию)

3. Русский язык «Сравнение звуков [и] и [й]»

1. Словарная работа

— Узнай слово по его значению

Зверек отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними лапами.

— Что вы знаете про этих зверей?

— Открой тетрадь запиши:

12 октября.

Классная работа.

На новой строчке запиши слово «заяц» , поставь ударение. Проверь себя по образцу в рубрике «Твой словарик» в учебнике на стр. 51.

Человек необычайной храбрости, доблести, совершающий подвиги.

— Запиши слово, поставь ударение. Сколько слогов в этом слове? Назови первый слог, второй.

— Составь предложение с одним из этих слов и запиши в тетрадь.

2. Работа п теме урока.

—  Как ты думаешь , какие буквы в русском алфавите словно близнецы? 

— Посмотри видео по теме урока

— Выполни упражнение 64 (стр 51).Запиши считалку по памяти.

— Выполни упражнение 65 (стр. 51) по заданию. Пользуясь памяткой.

— Задание от Совенка: сравни звуки на конце каждой пары слов. Упражнение 66 (стр. 52)

3. Подведение итогов

— Чем различаются буквы И и Й?

4. Домашнее задание 

стр. 52 упр. 67 по заданию.

13.10.2020

1. Русский язык «Обучающее изложение по сказке К.Д. Ушинского «Утренние лучи»

1. Работа по теме урока

— Сегодня мы попробуем выполнить творческую работу, которая называется изложение.

— Открой тетрадь и запиши:

13 октября.

Изложение.

Открой учебник на стр. 53-54 и найди упр. 69. Прочитай заглавие. Определи тему текста, то есть о чем пойдет речь.

— Прочитай текст. Сформулируй основную мысль текста.

— Рассмотри рисунки. 

— Как ты понимаешь выражение «золотые лучи», «серебренная песенка»

— Как ведет себя мальчик? Почему автор называет его маленький лентяй?

— Еще раз прочитай текст. Устно перескажи его.

— Составь подпись к каждому рисунку. Ответь на вопросы и допиши предложения.

— В получившемся тексте подчеркни слова с буквой Й.

2. Подведение итогов.

— Подходят ли по содержанию к тексту сказки эти пословицы?

Сонливый да ленивый — два родных брата.

Кто хочет много знать, тому надо много спать.

— Запиши пословицу, которая подходит к нашему тексту.

3. Домашнее задание

стр. 53 упр. 68. По заданию.

2. Математика «Куб»

1. Устный счет

Игра «Математическая цепочка»

2. Работа по теме урока

— Посмотри видео в электронном приложении по теме «Куб«

— Составь из развертки модель куба, затем рассмотри и ответь на вопросы из учебника на стр. 44

— Выполни устно №3 на стр 45

— Открой тетрадь запиши:

13 октября.

Классная работа.

— Выполни № 4, №5, №8 на стр. 45

3. Подведение итогов

— Выполни задание 2, 3 в электронном приложении.

4. Домашнее задание 

стр. 45 №6, 7(все), № 9 (по желанию)

3. Литературное чтение «Русская народная сказка»Лисичка -сестричка и волк»

1. Речевая разминка

— Прочитай.

Бежит лиса по шесточку:

— Лизни, лиса, песочку!

— Что такое «шест»?

— Читай с разной интонацией, работаем над скоростью. 

— Наш народ сложил много скороговорок. Какие из них тебе известны?

2. Работа по теме урока

 — Откройте учебник на стр. 50. Прочитайте название сказки. Кто автор? Автора нет, она народная.

— Посмотри мультипликационный фильм по этой сказке. Запомни персонажей.

3. Словарная работа

— Прочитайте по слогам  слова.

чув-ство                       со-чув-ство-вать

чув-ство-вать               бес-чув-ствен-ный

— Как вы понимаете выражение «свернуться калачиком«? Найди значения слов в словаре:

Смекнуть, улучить время, полегоньку, прорубь, коромысло, находчивый.

4. Чтение сказки

— Прочитай сказку. 

— Составь план для пересказа.

5. Подведение итогов.

— Какой совет можно было бы дать серому волку?

6. Домашнее задание

Подготовь пересказ сказки.

4. Родной русский язык «Каша — кормилица наша»

1. Актуализация знаний

— Как ты понимаешь пословицу «Каша кормилица наша»?

— Открой учебник на стр. 26 прочитай текст из упр. 1. Все ли пословицы из этого текста тебе теперь понятны?. Выпиши из текста 2 пословицы. связанные с кашей.

2. Работа по теме урока.

— Выполни упр. 3 на стр. 28-30.

— Посмотри презентацию «Акулина — гречишница»

— Выполни упр. 4 на стр. 30-31. Прочитай и определи основную мысль текста. Спиши текст.

3. Подведение итогов. 

— Выполни упр. 6 на стр 33. Как ты считаешь, связаны ли по значению слова «каша» и «кашалот».

14.10.2020

1. Математика «Решение примеров с помощью числового луча»

1. Устный счет

Игра «Магический квадрат»

2. Работа по теме урока

— Открой учебник на стр. 46. Рассмотри как с помощью числового луча можно решить примеры в два действия.

— Выполни устно №2 на стр 46

— Открой тетрадь запиши:

14 октября.

Классная работа.

— Выполни №1, №3 на стр 46 и № 4, №5,  на стр. 47

— Выполни №6 устно на стр. 47

3. Подведение итогов

— Выполни задание 4,5 в электронном приложении.

4. Домашнее задание 

Работа по карточкам, №7 и 8 по желанию.

2. Окружающий мир «Народный календарь»

1. Проверка домашнего задания

— Пройди тест по теме «Красные дни календаря»

1. Выбери дату, когда празднуют День Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.

А 1 мая          Б 12 июня          В 9 мая Г 12 декабря

2. С каким праздником связан памятник, изображённый на фотографии?

А День России          Б День Конституции Российской Федерации

В День защитника Отечества    Г День народного единства 

3. Отметь дату, когда мы празднуем День Государственного флага России.

А 1 сентября     Б. 22 августа      В 5 октября     Г. 23 февраля

2. Работа с электронным приложением

— Посмотрите материал на диске по теме «Народный календарь»

3. Работа по учебнику

— Откройте учебник на стр. 45 и прочитайте приметы. Найдите подходящие рисунки в учебнике.

— Рассмотрите рисунки на стр. 46 учебника. О каких днях народного календаря хотел рассказать нам художник?

4. Работа в рабочей тетради

— Прочитайте и выполните задания в рабочей тетради на стр. 30 упр.1,2

5. Подведение итогов

— Какие народные приметы вы заполнили?

6. Домашнее задание

— Прочитай текст в учебнике на стр. 44-47, ответь на вопросы в рубрике «Проверь себя». Выполни задание 3, 4 на стр. 31 в рабочей тетради.

3. Технология

«Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластелин)»

1. Работа по учебнику.

— Открой учебник и прочитайте текст на стр. 28.

— Обрати внимание , у всех игрушек основной фон одного цвета.Назовите этот цвет.

2. Работа с электронным приложением.

— Просмотри  материал  «Народные промыслы. Дымковские игрушки»

3. Работа по учебнику

— Познакомься с планом работы в учебнике на стр. 29

4. Практическая работа

— Приготовь рабочее место (Подкладная доска, пластелин, стеки)

— Выполни поделку

5. Подведение итогов

— Оцени свою работу. Сфотографируй поделку и пришли мне.

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 22-26.

УКМ «Школа России»

Раздел «Устное народное творчество». Продолжение.

Ответы на вопросы «Рабочей тетради» к вопросам этого раздела про пословицы, загадки, потешки и другие жанры можно посмотреть, перейдя по ссылке.

22. Узнай сказки. Напиши названия русских народных сказок.

Это сказки: «Баба-Яга», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка».

23. Найди в домашней или школьной библиотеке сборник «Сказки русских писателей». Какие сказки ты читал? Запиши их названия и фамилии авторов. Есть ли среди них сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»? Кто из героев говорит слова «Лети, лети, лепесток…»?

Я нашла в библиотеке книгу «Сказки русских писателей», издательство «Детская литература» 1980 год. В ней 688 страниц.

Я читала:

  1. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  2. А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
  3. Л. Толстой «Липунюшка»
  4. Л. Толстой «Царь и рубашка»
  5. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
  6. В Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» в этом сборнике нет, но я читала эту сказку. Слова про лепесток говорит главная героиня — девочка Женя.

24. Обсуди с другом, чему очень важному учат народные сказки.

Народные сказки учат быть добрыми и терпеливыми. Учат преодолевать трудности и находить выход из трудных ситуаций. Учат не бросать в беде друга, приходить на помощь слабым, не обижать маленьких. Учат любить Родину и защищать её от врагов. Учат тому, что зло обязательно будет наказано, а добро восторжествует.

25. Составь небольшое сообщение на тему «Чему учат сказки». Начни со слов «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Сообщение на тему «Чему учат сказки» для 2 класса.

Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок. И очень важно уметь находить этот намёк, понимать, чему учат нас народные сказки.

Ведь учат они очень важным вещам — доброте и отзывчивости, честности и гостеприимству. Учат не сдаваться и бороться до конца, учат защищать свою Родину и свой дом, учат заступаться за обиженных и обездоленных. 

Много полезного можно почерпнуть для себя читая сказки. Они делают нас лучше, заставляют иначе взглянуть на окружающий мир.

26. Рассмотри внимательно иллюстрацию на странице 36 учебника. Кто на ней изображён? Какой текст соответствует иллюстрации?

Это иллюстрация к сказке «У страха глаза велики».

На ней мы видим, как разбегаются в разные стороны испуганные водоносы и заяц, который их напугал.

Этому рисунку соответствует текст:

«Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, вёдра побросали и домой побежали».

27. Что могло произойти до событий, изображённых на рисунке, что могло произойти после них?

До этого водоносы могли сходить за водой, набрать вёдра и возвращаться домой. А заяц мог сидеть под яблонькой.

После этого водоносы спрятались дома, а зайка спрятался под кустом.

28. Раздели текст на части. Озаглавь их.

Разделим текст на четыре части и дадим каждой название:

  1. За водой.
  2. Возвращение с вёдрами.
  3. Падение яблока и всеобщий переполох.
  4. Что кому показалось.

29. Восстанови последовательность событий сказки.

Правильная последовательность: За водой. Скорее домой. Ах беда, беда. Робкого и тень страшит.

30. Из каждой части выпиши опорные слова, которые помогут восстановить текст целиком:

Часть 1. Старушка, хохотушка, клохтушка, норушка, каждый день, колодец, колода, лужица, поросячье копытце.

Часть 2. Трёх-плёх, через огород, яблонька, зайка.

Часть 3. Ветерок, хлоп, под ноги, испугались, лавка, за бабку, на печку, схоронилась.

Часть 4. Охает, медведище, плачет, волк, кудахчет, лиса, пищит, котище, страсти, четыре охотника, собаки.

31. Перескажи сказку, используя иллюстрацию и опорные слова.

Пример пересказа сказки «У страха глаза велики» можно прочитать, перейдя по ссылке.

32. Определи и соедини стрелкой слова, которые наиболее точно говорят о героях сказки «Лиса и журавль».

Лиса: хитрый.

Журавль: умный.

33. Запиши план рассказа о лисе и журавле.

План пересказа сказки «Лиса и журавль» для 2 класса

  1. Лиса и журавль дружат.
  2. Угощение на тарелке.
  3. Обида журавля.
  4. Угощение в кувшине.
  5. Дружба врозь.

34. Можно ли лису и журавля назвать друзьями? Запиши ответ и поясни его словами из текста.

Лису и журавля назвать друзьями нельзя, потому что они эгоисты и думали только о себе. Дружба у них пошла врозь.

35. Какова главная мысль сказки?

Главная мысль сказки «Лиса и журавль»: Как ты относишься, так и к тебе относиться будут.

36. Восстанови последовательность событий в сказке «Гуси-лебеди». Что пропущено? Дополни.

Правильная последовательность событий сказки «Гуси-лебеди» с дополнениями:

  1. За братцем присматривай.
  2. Налетели гуси лебеди, подхватили мальчика.
  3. Печка, куда гуси полетели?
  4. Поешь моего лесного яблочка — скажу.
  5. Садись кудель прясть.
  6. Бери братца, беги.
  7. Яблоня, матушка, спрячь меня.
  8. Печка, матушка, спрячь меня.
  9. А тут и отец с матерью пришли.

37. Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы. О чём ещё хотел бы ты спросить?

Пример рассказа о девочке можно прочитать, перейдя по ссылке.

1

Авторская Мастерская Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой

 Онлайн программа смыслового анализа сказок

Период программы: февраль 2020 – июнь 2021

О концепции онлайн программы смыслового анализа сказок 

«О чём говорят сказки»

Эта просветительская программа. Она открыта для всех желающих, не только сказкотерапевтов. Её цель помочь участникам самостоятельно проводить смысловой анализ сказок, открывать их скрытые смыслы. Такое умение позволит точнее подбирать сказки для ребенка, своей профессии, особой жизненной ситуации. 

Умение проводить многоплановый смысловой анализ сказок применимо и для более точного анализа разнообразных жизненных ситуаций, принятия верных решений.

Извлечение смысла из сказки – это преображение информации. Сказка, как огромный «бабушкин сундук» вмешает в себя всю необходимую человеку информацию. Нужно только её извлечь и точно преобразить, чтобы использовать на жизненной дороге и передать тем, кто в ней нуждается.

Тренировка умения извлекать и преобразовывать информацию в разных смысловых ракурсах  — это ключевая идея программы. 

Обычно толкование, интерпретация сказки зависит от тех идей, которые хочет донести до людей толкователь. Потому то многие интерпретации сказок нередко бывают «однобокими». А людям так хочется, наконец, найти среди множества толкований самое «правильное»! А есть ли оно, в принципе? Быть может, есть просто разные мнения?

Задача программы научить слушателя работать с разными информационными пластами сказки, и не искать при этом её «единственное правильное толкование». Зачем сужать своё восприятие информационного массива сказки?

Хотя всё же ключевой «смысловой код» сказки, её «универсальную» жизнелюбивую идею, мы постараемся найти и присоединить к собственной картине мира. 

Универсальный «смысловой код» сказки – это самая настоящая Волшебная Палочка: стоит дотронуться ею до сказки, она одномоментно раскроет нашему сознанию и чувствам все хранимые ею смыслы. И каждый из них можно «зарегистрировать»: понять, постичь, принять.

Сказка, смыслы которой открылись нашему сознанию, становится для нас ЖИВОЙ, понятной, знакомой. В ней всегда можно найти нужные ответы и подсказки; она всегда предоставит убежище от невзгод; и поставит перед нами Правдивое Зеркало, в котором можно увидеть себя и других без прикрас, но и без осуждения.

Сказки, ставшие для нас ЖИВЫМИ, открывают нам Источники Правдивой Информации о мире, о себе, о людях. Процесс постижения Живой Сказки развивает особое, смысловое мышление. 

Смысловое мышление – это процесс извлечения смысла из того, с чем мы соприкасаемся, что стремимся понять. Пробуждение и тренировка смыслового мышления — одна из ключевых задач программы.

Смысловое мышление – это важная компетенция современного человека и защита его разумного начала от поверхностного восприятия жизни. 

Способность размышлять, многократно преобразовывать информацию необходима не только взрослому, но и ребенку. Именно эта способность позволит ему точно ориентироваться в информационном пространстве, сохранить и проявить свою индивидуальность. 

А всё начинается со смыслового анализа сказок: взрослый, умеющий открывать сказочные шифры, научит этому и ребенка. Замысел программы рассчитан не только на день сегодняшний, но и далёкий завтрашний.

Структура онлайн-программы смыслового анализа сказок 

«О чём говорят сказки»

Онлайн-программа смыслового анализа сказок «О чём говорят сказки» состоит из 3-х основных уровней. В каждом уровне четыре методических пакета. Продолжительность каждого уровня программы 4 месяца. 

Все уровни программы связаны между собой. Вместе с тем, каждый уровень информационно автономен. 

1 уровень: «Смысловой анализ русских народных сказок». Период февраль-май 2020 года.

2 уровень: «Смысловой анализ авторских сказок». Период сентябрь-декабрь 2020 года.

3 уровень: «Смысловой анализ этнических сказок: подход и практика»: Период февраль-май 2021 года.

Квалификационный экзамен для желающих получить квалификацию «Специалист смыслового анализа сказок» — июнь 2021 года.

Маршруты участия в онлайн программе смыслового анализа сказок «О чём говорят сказки»

В онлайн программе смыслового анализа сказок «О чём говорят сказки» предусмотрено 2 маршрута участия: Слушатель и Аналитик. 

Слушатель

это маршрут для тех, кому смысловой анализ сказок интересен «для себя». Слушатель получает доступ ко всей информации программы, но не выполняет её заданий. По окончанию каждого уровня программы Слушатель получает сертификат участника без присвоения квалификации. 

Аналитик

это маршрут для тех, кто намерен использовать навыки смыслового анализа сказок в своей профессиональной деятельности. Аналитик не только получается доступ ко всему информационному массиву программы, но и работает с наставником: выполняет самостоятельные работы. На каждом уровне программы, в случае всех зачтённых самостоятельных работ, Аналитик получает промежуточные квалификации:

После 1 уровня: «Сказковед-аналитик русских сказок»

После 2 уровня «Сказковед-аналитик авторских сказок»

После 3 уровня «Сказковед-аналитик этнических сказок»

Также Аналитик, успешно прошедший все три уровня программы, может сдать квалификационный экзамен в июне 2021 года и по его итогам получить квалификацию

 «Специалист смыслового анализа сказок». 

Данная квалификация позволит специалисту-аналитику создавать программы для детей, подростков, взрослых по смысловому анализу сказок, консультировать родителей и специалистов в подборе сказок для различных задач профессиональной практики.

Тематика Первого уровня программы. 

—       Этническая функция, или почему важно знать фольклор своего этноса (результаты исследований А. Сухарева).

—       Как собирались сказки и почему некоторые сказки «написаны нечитаемым языком».

—       «Парадоксальное шифрование» информации в сказках: ключи к пониманию шифров.

—       Подход к смысловому анализу сказок в Комплексной Сказкотерапии. Информационные пласты, объекты и стили смыслового анализа сказок.

—       С какого возраста важно начинать смысловой анализ сказок с ребёнком и как это делать.

—       Примеры смыслового анализа четырёх русских народных сказок.

—       Практикум перевода результатов смыслового анализа сказок в тексты бесед с детьми, подростками и взрослыми.

—       Практикум перевода ключевых смыслов сказок в игры и упражнения для детей, подростков и взрослых.

Вебинары Первого уровня онлайн программы смыслового анализа сказок: 23 февраля, 29 марта, 26 апреля, 31 мая 2020 года, воскресные дни. Начало вебинаров: 10 утра московского времени.

Стоимость участия в Первом уровне онлайн программы «Смысловой анализ русских народных сказок».

Стоимость участия в онлайн программе привязана к членству в Международном Союзе Сказкотерапевтов (МСС) и маршруту программы (Слушатель или Аналитик).

Слушатель, не член МСС:

1 месяц 1250 рублей

Уровень целиком (4 месяца) 4500 рублей.

Аналитик, не член МСС:

1 месяц 2000 рублей

Уровень целиком (4 месяца) 7500 рублей.

Для Слушателей и Аналитиков, являющихся членами МСС, участие в онлайн программе по корпоративной стоимости возможно только при условии оплаты уровня целиком (4 месяца). Помесячная оплата участия происходит на условиях, предлагаемых для не членов МСС.

Слушатель, член МСС (стоимость уровня целиком, 4 месяца)

Соискатель МСС: 4000 рублей

Член МСС: 3800 рублей

Член-корреспондент МСС: 3500 рублей

Действительный член МСС: 3000 рублей

Аналитик, член МСС (стоимость уровня целиком, 4 месяца)

Соискатель МСС:  7200 рублей

Член МСС:  7000 рублей

Член-корреспондент МСС:  6800 рублей

Действительный член МСС:  6500 рублей

Оплата производится через Личный кабинет на Ярмарке сказкотерапевтов.

Слушатель и Аналитик, не являющиеся членами МСС, могут выбрать удобный для себя пакет оплаты (либо за 1 месяц, либо за уровень целиком).

 Слушатель и Аналитик, являющиеся членами МСС, отправляют форму заявления на почту программы и получают информацию об оплате по корпоративной стоимости.

 После регистрации на Первом уровне программы и оплаты участия, Слушатели и Аналитики присоединяются к секретной группе Фейсбук «Смысловой анализ русских сказок». В этой группе будут вестись все оперативные обсуждения.

 Пост-программное сопровождение всех участников будет проходить в виртуальной «Школе Смыслового Анализа Сказок» на сайте Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой: 

  • Собрание сочинений в 11 томах том 1 лесков николай семенович
  • Собрание повестей и рассказов в одном томе беляев александр романович
  • Собрание рассказов об изречениях и поступках мухаммеда название
  • Собирите или соберите как правильно пишется слово
  • Собирешь или соберешь как пишется правильно