Собери крылатую фразу сказка да в ней намек ложь

Пословицы о речи в короткой форме рассказывают нам о важности слов. по речи человека можно много о нем узнать, его

Пословицы о речи в короткой форме рассказывают нам о важности слов. По речи человека можно много о нем узнать, его характер и привычки. Его образованность и воспитанность. Необразованный человек, не всегда значит не воспитанный. Согласитесь некоторых людей можно слушать часами, а некоторых мы просто не понимаем. Либо потому, что они не умеют выражать свои мысли, либо потому что любят использовать много умных слов. Третий вариант о глупости слушателя не будем рассматривать

Длинный язык -короткие мысли
Красна речь с притчею (с поговоркой)
Короткую речь слушать хорошо,под долгую речь думать хорошо
Выпустишь с воробушка,а вырастет с коровушку
Красную речь красно и слушать
Не всякое слово -пословица.
Сказанное слово -серебряное,а несказанное-золотое
Беседа не без красного словца
Ну, это пошло: зачинается-починается,а речь коротка
В шуточках часто правда бывает
Беседа дорогу строит
Грех не беда -молва не хороша
Говорил бы много,да сосед у порога
И слово имеет меру
Без красного словца ни на шаг
Беседовать не устать,было бы что сказать
На словах его хоть выспись,а на деле и головы не приклонишь
Жизнь отдавай,а тайны не выдавай
Острое слово с языка что пуля срывается
За умную речь хвалят,за дурную хают
Язык — речь


Почитайте пословицы о речи

Не о том речь, что виноватого сечь, а о том, что где он
Говори с одним поменьше,а с другим-побольше
Желанные вести -мил гонец,горькие вести-и гонцу не на радости
Если бы на сойку да не свой язык
Велик звон,да не красен
Иной мелет,да никто ему не верит.
Язык мой,а речи не мои говорит
От одного слова -да навек ссора
Быль не сказка:из нее слова не выкинешь
Площадная речь, что надо деньги беречь
На всякий роток не накинешь платок
Г оворить было немало,да разума не стало
Журавля баснями не кормят
Всякая прибаутка в сказке хороша
Заговорил,так надо договаривать
Всякая прибаска хороша с прикраской
Говори меньше,умнее будет
Каков муж,такова и речь
Бабьи сплетни хуже плетки -секут не жалеючи
Язык болтает, а голова не знает
Без обеда не красна беседа
Не бросай слов на ветер
Говорит много,а толку на грош,да итог не хорош


Пословицы о речи полезно почитать

Горькие вести и гонцу не на радость
Знай обо всем,все помни,но язык свой придержи
Болтай,да меру знай
Говори,да не заговаривайся;ври,да не завирайся
Не о том речь, что много в печь, а о том, куда из печи идет
В чем проговорился,с тем и распростился
Каков привет,таков и ответ
Мало говори:больше услышишь
Красна речь слушаньем,а беседа смиреньем
Говори складно,коль язык подвешен ладно
Говори мало,слушай много,а думай еще больше
Хороша веревка длинная, а речь короткая
Про волка речь, а он навстречь
Говорить не думая -это стрелять не целясь
Красно поле зерном,а беседа-умом
Сказку слушай,а к присказке прислушивайся
Г оворит,как клещами на лошадь хомут надевает
Каждому слову -свое место
Бабий язык -чертово помело
Легко сказать,да нелегко доказать
Сказал другу,а пошло по кругу


У нас вы найдете пословицы о речи

Есть слова,которые похожи на соленое варенье
Говорит -не устать,да в какую стать?
Он речь сквозь зубы цедит
Дал бог и немому речь(т. е. он маячит, говорит знаками),а нагому улицу
Наговорила,что наварила,а глядь-и нет ничего
Мирская молва не лучше дерьма
Белый свет не околица(не огорожен),а пустая речь не пословица
Г оворит три дни,а все про злыдни
Говори,говори,да и молви
Держи кулак в кармане,а язык-на аркане
Сперва подумай, а там и скажи! Э, дура, не пасеная речь!
Дурное слово,что смола:пристанет-не отлепишь
Была речь у Федосьи в переголосье
Доброе слово -глоток воздуха
Красно поле рожью, а речь ложью(т. е. красным словцом)
Если косить языком,спина не устанет
Болтливый язык до добра не доведет
Глупые речи -что пыль на ветру
Рожь в поле не околица, а пьяного речь не пословица
Говорить -беда,а молчать-другая
Красна речь слушаньем (а беседа смиреньем)
Иной речист,да на руку нечист
Кому красное словцо,кому присказку
Немому речь, нагому гулянье, голодному гусельки
Говорит день до вечера,а послушать нечего
По речи узнают человека


Пословицы о речи очень познавательны

Читайте также:  Улыбка – зеркало души… Об улыбке в цитатах и афоризмах

Дальше в лес -больше дров;дальше в спор-больше слов
Как сказано,так и сделано
Есть притча короче носа птичья
Добрые вести прибавят чести
Его слово -лед:легко тает
Добрым словом и бездомный богат
Говори подумавши,садись осмотревшись
Лишнее слово до стыда доводит
Из одних слов шубы не сошьешь
Обсуждение не своди на осуждение
Все мы говорим,да не все по-говореному выходит
Бедный песни поет,а богатый только слушает
Думать дважды раньше,чем один раз сказать
Где слова редки,там они имеют вес
Доброе слово человеку -что дождь в засуху
Словами горю не поможешь
Одна речь не пословица
Мелет день до вечера,а послушать нечего
И речисто,да нечисто
Разговорчив,как живая грамота
Говори,да не спорь,а хошь спорь,да не вздорь
В умной беседе быть -ума прикупить


На картинке пословицы о речи

В шутку сказано,да всерьез задумано
Длинный язык с умом не в родстве
Хорошая речь лучше меда
Всех речей не переслушаешь
Без острого словца ни на шаг
Речами тих,да сердцем лих
Бойся вышнего (вышестоящего),не говори лишнего
Недолгая речь хороша, а долгая — поволока
Не о том, кума, речь, а надо взять да беречь
Его слова вилами на воде писаны
Выговоренное слово уже не проглотишь
Держи язык короче!
Немного говорит,да много смыслит
В зубах не удержал,а в губах не удержишь
По чужим словам как по лестнице идет
Всякая сорока от своего языка погибает


Собрали для вас пословицы о речи

Спесь не дворянство, глупая речь не пословица
Многословие не без пустословия
Сказать -смешно,утаить-грешно
Не вам говорить,не мне бы слушать
Добрая шутка дружбы не рушит
Короткие речи и слушать неча
Ласково слово -что вешний день
Великое слово без дела ничтожно
В зубах слово не завязнет
Большой говорун -плохой работник
Глупый болтает -умный думает
Не верь (чужим)речам
Выпустил словечко,не догонишь и на крылечке
У него на эту речь ухо заложило
Красное словцо всегда бывает остро
Говорили сегодня,говорить и завтра
Не спеши голову рубить, прикажи наперед речь говорить!


Пословицы это мудрость народа

Г оворить -не работать,торопиться не надо
Язык лепечет, а голова не ведает
Что ни слово –золото
Говори смелее -будет вернее
Не всякую речь (правду) сказывай! Не всяку думку при людях думай!
Горькое слово не легко молвится
Доброе слово дом построит,злое слово дом разрушит
Говори с другом поменьше,а с собой-побольше
Злой язык -злое оружие
Беседовать хорошо тогда,когда есть что сказать
В запертый рот и муха не залетит
Всего не переговоришь
Можно много сказать и в короткой речи
Красен разговор,да не спор
Г оворит по секрету,а выйдет по всему свету
Красна речь слушанием


Пословица это жанр народного творчества

Лучше не договорить,чем переговорить
Говорили сегодня,говорить и завтра
Много говорить -голова заболит
Язык ворочатся, говорить хочется.
Глупо говорить -людей смешить
Речи слышим,а дела не видим
Доброе слово окрыляет
С тобой говорить -решетом воду носить
Какова голова,такова речь
Говорит бело,а делает черно
Дурные вести бегут,хорошие плетутся прихрамывая
Без слова дело не делается,без дела слово не молвится
Беседа дорогу коротает,а песня-работу
Доброе слово -тоже помощь
За дурную речь -голову с плеч
Ври,да не завирайся!
Не всякое слово всяким понимается
И доброе слово не уймет злого
Беседливый всегда с людьми


Пословицы о речи передавались из уст в уста

Доброму слову -добрый ответ
Болтливая молва к правде ложь прибавлять любит
Ни на меру, ни на вес, а при всяком есть(язык, речь)
Болтливость часто причиняет больше зла,чем злость
Язык голову кормит
Г оворить умеет,да не смеет
Скажешь слово,а прибавят десять
Болтнешь -не воротишь
Красна речь поговоркой
Поговорить по душам
Ты ему слово,а он тебе десять
Денег ни гроша,да речь хороша
Пень не околица, глупая речь не пословица
Из-за одного слова да вечная ссора


Пословицы лаконичны в содержании

С умным разговориться,что меду напиться
Доброе слово сказать -посошок в руки дать
Лучше промолчать,чем лишнего сказать
Как только ты произнес слово,оно царствует над тобой,а до этого ты над ним царствовал
В споре рождается истина
Площадная речь, что виноватого надо сечь
Речи иногда и горькие,а несут радость
Какова песня,таковы и слова
Живем не пышно,а далеко слышно
Где много слов,там мало правды
Без притчи веку не изживешь
Лишнее говорить -себе вредить
В долгих речах и короткого толку нет
Быль за сказкой не угонится
Не вам говорить,не мне бы слушать
За болтливым языком не поспеешь и босиком


Для кллекционеров пословиц

Болтливость -старости сестра
Говорили просто так,а угодили в такт
Рот откроешь,а слово не приготовишь
Умную (Хорошую) речь хорошо и слушать
И невелика беседа,да честна
Аркан ценится длиной,а слово-краткостью
Говорит красиво,да слушать тоскливо
Вяло говорит,да метко приходит
Дурному слову подводы не требуется
До трех дней трое знали,а после трех-весь мир узнал.
Скажешь -не воротишь,напишешь-не сотрешь,отрубишь-не приставишь
Красна речь умом
Мелет и жернов,и язык
Говорил бы и про тебя,да боюсь тебя
В добрый час молвить,а в худой-промолчать
Есть словко -как мед сладко;есть словко-как полынь горько
Говорит, что в цедилку цедит
Болтай,болтай,недалеко Валдай
Добрая пословица ко времени молвится.
Что к делу молвится -долго помнится
Ласково слово не трудно,да споро
Жало остро,а язык острей того
Живое слово дороже писаного
Доброе слово лучше мягкого пирога
Говорит,как горох к стене лепит
Ешь больше,а говори меньше!


Пословицы развивают речь

Не прикажите голову рубить, прикажите речь говорить!
Баснями сыт не будешь
Глупая (Голая) речь не пословица
Не прикажите казнить(или:голову рубить), прикажите речь говорить
Ваша речь впереди
Не прикажи голову рубить, прикажи речь говорить(или:слово выговорить)
Больше знай,да меньше болтай
Высоко говорит,а рукою до неба не достанет
От одних слов толку мало
Добрая пословица не в бровь,а прямо в глаз
Недоброе слово больней огня жжет
И платье чисто,и речь честна
Хорошую речь хорошо и слушать.
Говори про чужих,услышишь и про своих
Речь как меч -сечет и правого,и виноватого
Речи что мед,а дела что полынь
Будь своему слову хозяин
И без песен рот тесен,а запоешь-и весь раздерешь
Г оворит,словно жвачку жует
Живое слово дороже мертвой буквы
Скажешь с уха на ухо-узнают с угла на угол

Пословицы и крылатые выражения

Цель: развивать познавательный интерес к пословицам и крылатым выражениям русского языка. Обогатить духовный мир детей: через различные виды деятельности, формировать у детей любовь к родному языку.

Ход занятия

Учитель: Добрый день, уважаемые ребята.

Вся жизнь человека неразрывно связана с родным языком. Все дети, взрослые любят с упоением слушать русские народные сказки, поговорки, скороговорки, потешки, песни, былины на родном языке. На уроках литературного чтения и русского языка мы знакомимся с высказываниями великих и замечательных людей, a также с творчеством многих русских поэтов, писателей, ценителей русского слова.

Не удивительно, что Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила соответствующий праздник – Международный день родного языка. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля, и способствует языковому и культурному разнообразию. Благодаря языкам люди сохраняют и развивают материальное и духовное наследие своих народов.

Давным-давно, когда люди еще не умели читать и писать, но могли говорить именно тогда за много сотен лет назад, они придумали такие мудрые выражения – как пословицы.Наш родной язык богат пословицами.

Пословицы не даром молвятся, Без них прожить нельзя! Они великие помощницы И в жизни новые друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают,

1 конкурс «Пословицы и поговорки»

2 конкурс «Вспомни пословицу»

3 конкурс «Пословицы шутят»:

4 конкурс «Собери пословицу»

5 Конкурс «Кто больше»

Перед командами ставится слово «ПОСЛОВИЦА». За 2 минуты команда должна составить как можно больше коротких слов из данного. При проверке каждая команда читает по 1 слову.

Учитель:Проверим выполненные задания участников.

Учитель: Богат и интересен наш язык. Знаете ли вы, что на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года.

Так январь в Древней Руси назывался «сечень», потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой».

Звали его также и «лютым» — ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые. В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя «березозол». В апреле наступала весна.

Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи — сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя «цветень», а маю — «травень». Красивые имена! Это потом мы перешли на византийский календарь.

Учитель: В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.

Учитель: «Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость» – писал К.Г Паустовский. А Н.Г.Чернышевский говорил: «Изучать родной язык необходимо для того, чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей»

6 Конкурс: «Крылатых выражений»

– Что такое крылатые выражения?

(Крылатые выражения – попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).

Раскройте смысл этих выражений.(каждой команде задается ао очереди)

Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота! И чтобы не потерять эти крупицы золота давайте постараемся любить и уважать свой язык.

Учитель: A сейчас, наше жюри подведет итоги.

Пословицы о русской речи

Русский терпелив до зачина. Русский человек добро помнит. Русская душа нараспашку. Русский в словах горд, в делах тверд.

Без русского языка не сколотишь и сапога. Русский язык сила слабого! Велик и могуч русский язык. Без русского языка не одолеешь самого опасного врага. Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком. Мал язык, да всем телом владеет. Слово — серебро, молчание — золото. Острое словечко колет сердечко. Язык с Богом беседует. Язык — стяг, дружину водит. Язык царствами ворочает. Язык языку весть подает. Один говорит – красно, двое говорят – пестро. Говорит, как река льется. Красна речь слушаньем (а беседа смиреньем). Сижу у печи да слушаю людские речи. Много знай, да мало бай! Много баить не подобает. Чем завираться, лучше молча почесаться. Все мы говорим, да не все по-говореному выходит. Все скоро сказывается, да не все скоро делается. За ветром в поле не угоняешься; за всякое слово не поверстаешься. Молчать, так и дело не скончать. Твой намек мне невдомек. Не пройми копьем, пройми языком!

Живое слово дороже мертвой буквы. Хорошую речь хорошо и слушать. Красную речь красно и слушать. Сядем рядком да поговорим (да перетолкуем) ладком. И невелика беседа, да честна. Красно поле пшеном, а беседа умом. С тобой разговориться, что меду напиться. Твоими бы устами да мед пить. Что кого веселит, тот про то и говорит. Что у кого болит, тот о том и говорит. Есть, словко – как мед сладко; а нет, словко – как полынь горько. Сидит, как свеча горит, говорит, что рублем дарит. Короткие речи и слушать не́ча (нечего). Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь. Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь. Кстати промолчать, что большое слово сказать. От приветливых слов язык не отсохнет. Ласковое слово и кость ломит. Мелева много, да помолу нет (т. е. нет толку в речах). За словом в карман не полезет. Наговорил с три короба. Лепеталось бы, да не дремалось. Говоришь по совету (тайком, советно), а выйдет по всему свету. Свинья скажет борову, а боров всему городу. Знала б наседка, узнает и соседка. Речист, как наш Феклист. Лепетливее (крикливее) наседки. Коли один говорит, так двое глядят да двое слушают (т. е. два глаза, два уха и один рот). Сколько ни толковать, а всего не перетолковать.

Доклад на тему:»Пословицы и поговорки в речи»

Пословицы и поговорки в речи

О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», — гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.

Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования?

Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:

1) Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: Чует кошка, чье мясо съела. Жернова сами не едят, а людей кормят. Грозен враг за горами, а грознее за плечами. Из лука – не мы, из пищали – не мы, а зубы поскалить, язык почесать – против нас не сыскать. Работтать – день коротать; отдыхать – ночь избывать. Сердце вещун: чует и добро и худо;

2) Раскрыть отношения между людьми: Глупому сыну и родной отец
ума не пришьет. Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу,матери крнец. Паны дернутся, у казаков чубы трясутся. Сытый голодного не разумеет.
3) Дать совет, как поступить в той или иной ситуации,чего следует остерегаться: На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Назвался груздем – полезай в кузов. Две собаки грызутся, третья не мешайся. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Друга ищи, а найдешь – береги.

Пословицы служат средством характеристики персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь с народом. Показателен в этом отношении образ Платона Каратаева, одного из героев романа «Война и мир». В его речи больше всего встречается народных изречений (из 52 пословиц в романе 16 произносит Каратаев). Он говорит о трудной жизни крестьян: Наше счастье, что вода в бредне: тянешь – надулось, а вытянешь


ничего нету; От сумы да от тюрьмы не отказывайся;
о том, что следует надеятся на лучшее:
Час терпеть, а век жить
; об отношении к труду, людям, семье:
Без снасти и вша не убьешь; Уговорец – делу родной братец; Полная рука таровата, сухая неподатлива; Какой палец ни укуси, все больно; Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки.
Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. В приведенном ниже отрывке из лекции Б. В. Гнедича даются стенографические пометы, показывающие реакцию аудитории на слова лектора.

Действенным приемом считается прием «нанизывания» пословиц, когда одновременно используется несколько пословиц и поговорок. Особенно часто им пользовался А. М. Горький, в отдельных статьях, художественных произведениях которого встречается от двух до десяти рядом стоящих пословиц и поговорок. Приведем для примера рассуждение Борцова из рассказа «Пастух» о том, кого называют хорошим человеком: «Ну ладно, давай согласимся: Нужен хороший человек. А- каков он, если хорош? Скажем так: людей-жителей не грабит, милостыню подает, хозяйствует усердно – вот это будет самый хороший. Он законы знает: чужого – не трогай, свое – береги; не все жри сам, дай кусок и псам

; потеплее оденься,
тогда и на Бога надейся
– вот он что знает».

Чтобы заострить внимание на пословице, несколько изменить ее значение, тональность, пишущие и говорящие иногда переделывают пословицу, заменяют слова другими, расширяют ее состав. Например, пословица обещаниями сыт не будешь

в газетных заголовках имеет такой вид: « Политикой сыт не будешь»,«ОМОНом сыт не будешь», «Лозунгами сыт не будешь». Пословица голодный сытому не товарищ послужила основой для газетных заголовков: «Огурец томату совсем не товарищ» (о выращивании овощей под пленкой), «Когда гусь псине товарищ» (о дружбе собаки с гусыней), «Голодный ротвейлер свинье не товарищ» (как свинья убила ротвейлера, пытавшегося отнять у нее еду).

Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: « Хороша пословица в лад да в масть».

Сегодня в нашем распоряжении находится значительное количество сборников народных изречений. Среди них сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа». Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В названном сборнике – результате тридцатипятилетней работы – содержится более тридцати тысяч пословиц, поговорк, изречений, прибауток и загадок. Пословицы расположены по темам: Русь – родина, народ – мир, ученье – наука, былое – будущее и т. д., — всего более ста семидесяти тем. Вот некоторяе пословицы на тему «Язык – речь»: Не спеши языком торопись делом; За правое дело говори смело (стой смело); На великое дело – великое слово; Живым словом победить; хорошую речь хорошо и слушать; Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.

Составленный в середине XIX в. сборник продолжает служить и сейчас.

Богат народными изречениями и «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, в словарных статьях которого размещено около тридцати тысяч пословиц. Например, к слову правда в словаре даны такие пословицы: Правда – свет разума; Правда – светлее солнца; Правда чаще ясного солнца; Все минется, одна правда останется; доброе дело – правду говорить смело; Кто правдой живет, тот добро наживет; Без правды не житье, а вытье; За правду не судись: скинь шапку да поклонись; Правда суда не боиться; На правду нет суда; Завали правду золотом, затопчи ее в грязь – все на ружу выйдет; Правда – что шило в мешке: не утаишь; В ком правды нет, в том добра мало

и др.

Особый интерес представляют тематические сборники пословиц и поговорок. Они помогают подобрать необходимый материал по определенной теме. Известны сборники пословиц и поговорок о труде (Без труда нет добра: Пословиц и поговороки о труде. М., 1985), о сельском хозяйстве (Земля трудом богата: Пословицы, поговорка, крылатые выражения о сельском хозяйстве и крестьянском труде. Ростов н/Д, 1985).

Пословицы о речи

Из сборника А. М. Жигулева «Русские народные пословицы и поговорки»:

Умные речи приятно и слушать. Умные речи и в потемках слышно. Видна птица по перьям, а человек по речам. Хорошую речь хорошо и слушать. Людских речей не переслушаешь. Речи что мед, а дела что полынь. Язык мой, а речи не свои говорю. Речи, как снег, а дела, как сажа. Речами тих, да сердцем лих. От его словца не дождешься конца. Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай. И платье чисто, и речь честна. Хорошая речь слаще меда. Речь вести — не лапти плести. Какова голова, такова и речь. По речи узнают человека. Слово по слову, что на лопате подает. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. У худого человека худые речи. Красна речь с пословицей. Говорит, как по писаному. Речи не речки — не текут. Можно много сказать и в короткой речи. Пень — не околица, а глупая речь — не пословица. Как борона бороздит (о нескладной речи).

***

С умным разговориться, что меду напиться. Лошади узнают друг друга по ржанию, а люди — по разговору. Не годится к страже вор, а дурак — на разговор. Из разговора щи не сваришь, нужны капуста и мясо. По животу и корм, по уму и разговор. На что вороне большие разговоры, знай ворона свое «кра». На большом разговоре не без промаха. С тобой разговориться, что меду напиться. До россказней охотник — плохой работник, С разговоров сыт не будешь. Красен разговор, да не спор.

***

Кто, не подумав, говорит, тот вечно вздор творит. Кто много говорит, тот мало делает. Говорить — не работать, торопиться не надо. Все мы говорим, да не все по-говореному выходит. Говорит прямо, а делает криво. Кто мало говорит, тот больше делает. Чье правое дело, тот говорит смело! Говорит, как река льется. Лишнее говорить, себе вредить. Лучше печатного не скажешь.

Из сборника О. Д. Ушаковой «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения»:

Видна птица по перьям, а человек — по речам. Хорошие речи хорошо и слушать. Коротко, да ясно, оттого и прекрасно. Умные речи и в потёмках слышно. Пустые речи и слушать неча. Хороша верёвка длинная, а речь короткая. Денег ни гроша, да речь хороша. Говорит красиво, да слушать тоскливо. На словах густо, а в голове пусто.

В силу жизненных обстоятельств, а именно занятости родителей, у детей слабо сформирован интерес к сказкам, особенно авторским. Порой уровень знаний детей в этом направлении остаётся низким, дети знают только сказки для маленьких, не знают героев, не могут отгадывать загадки по сказкам, не могут по иллюстрации назвать персонаж. Дома мало книг, книги не по возрасту, иллюстрации не рассматриваются, не беседуют по сказкам.

Сказка — это школа нравственности, «окошко» в большой мир, она представляет особую значимость для духовной основы развития личности в детские годы. Значит, взрослый должен стараться воспитать в современном ребенке грамотного читателя, приобщить его к литературе, воспитать высококультурного и творческого человека.

Цель проекта: формирование познавательного интереса старших дошкольников к авторской сказке.

Задачи проекта:

Образовательные:

— Учить узнавать сказки;

— Учить передавать содержание сказок;

— Знакомить с авторами сказок;

— Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

— Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий;

— Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературу.

Развивающие:

— Формировать интерес к книгам;

— Формировать потребность в чтении сказок;

— Совершенствования умения художественно-речевой деятельности;

— Развивать коммуникативные умения;

— Развивать у детей социальные умения и навыки поведения;

— Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

— Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности;

— Развивать воображение, фантазию, мышление;

— Создавать условия для активного включения детей в речевую, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

— Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитывающие:

— Воспитывать уважение и любовь к сказкам;

— Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями;

— Воспитание бережного отношения к книгам.

Задачи для детей:

— внимательно слушать сказки, включаться в беседу по их содержанию;

— отвечать на вопросы по тексту сказки, пересказывать сказки;

— узнавать сказки по заданию, в загадках;

— собирать кубики по сказкам;

— передавать содержание сказки с помощью картинок, в рисунках, играх;

— беречь книги.

Задачи для родителей:

— прививать детям любовь к сказкам;

— поддерживать интерес к сказкам, желание их слушать, рассматривать иллюстрации;

— организовывать просмотр мультфильмов по сказкам;

— проводить этические беседы по сказкам;

— поддерживать педагогов в проведении проекта.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели группы

Продолжительность: 1 ноябрь 2020 г – 30 января 2021г

Ожидаемый результат:

развитие духовно-богатой личности ребенка как активного участника проекта, проявляющего интерес к авторским сказкам; создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.

Конечный результат: викторина на тему «Путешествие по стране сказок».

Этапы работы:

I этап. Ориентировочный:

1.  Определение темы, проблемы проекта, её актуальности, постановка цели.

2.   Анализ пространственно-предметной среды группы.

3. Выявление уровня знания детьми авторских сказок.

3.  Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

II этап. Моделирующий:

1. Создание творческой группы педагоги – родители — специалисты и планирование ее работы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

2. Разработка проекта «Страна сказок».

3. Обсуждение проекта в творческой группе.

4. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.

III этап. Деятельностный:

1. Создание мини — библиотеки в группе, театрально – игрового центра.

2. Экскурсия в библиотеку города.

3. Советы родителям по реализации цели проекта в домашних условиях.

3.  Внедрение проекта в педагогический процесс ДОУ.

IV этап. Оценочный:

1.  Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

2. Проведение викторины «Путешествие по стране сказок».

Пути реализации проекта:

Содержание работы с детьми:

1.  Беседа «Что такое сказка?».

2.  Чтение разных сказок.

3. Знакомство с авторами сказок.

4.  Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

5. Иллюстрирование прочитанных сказок.

6. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

7. Загадывание загадок о сказках, героях сказок.

8. Игры с кругами Луллия.

9. Игры с кубиками «Сложи сказку».

10. Просмотр мультфильмов по сказкам.

11. Прослушивание песен из фильмов – сказок.

12. Обыгрывание ситуаций в сюж/ рол. игре «Библиотека».

Взаимодействие с родителями:

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

2. Домашние задания родителям и детям.

3. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

4. Рекомендации в чтение сказок с детьми.

5. Участие в экскурсии в библиотеку.

6. Изготовление декораций и атрибутов к викторине.

План:

Период

Содержание

Деятельность

Участники

месяц

неделя

1

ноябрь

I

Определение темы, разработка проекта

Анализ пространственно-предметной среды группы.

Выявление уровня знания детьми авторских сказок.

Создание творческой группы, обсуждение проекта

Сбор информации, литературы, дополнительного материала

Создание мини — библиотеки в группе, театрально – игрового центра

Советы родителям в виде ширмы – передвижки

Создание галереи авторов – сказочников

Родители

воспитатели

II

III

Знакомство с творчеством

В. Г. Сутеева:

«Под грибом»

«Мешок яблок»

«Петух и краски»

«Кораблик»

«Мышонок и карандаш»

Беседа, пересказ

Просмотр мультфильмов:

«Под грибом»,

«Мешок яблок»

Рисование по сказке «Под грибом».

Инсценировка сказки «Под грибом»,

педагоги

дети

IV

Знакомство с творчеством

 К. И. Чуковского:

«Доктор Айболит»,

«Мойдодыр»,

«Тараканище».

«Муха – цокотуха»,

«Федорино горе»

Беседа, пересказ

Просмотр мультфильмов:

«Мойдодыр»,

«Федорино горе».

Рисование по сказке «Мойдодыр».

Инсценировка сценок по сказке «Доктор Айболит»

педагоги

дети

2

ноябрь

I

II

Знакомство с творчеством

 Н. Носова:

«Приключения Незнайки и его друзей»

А. Волкова:

«Волшебник Изумрудного города»

Беседа

Просмотр отрывков из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей»

педагоги

дети

III

Знакомство с творчеством

А. Н. Толстого: «Буратино»

Беседа

Просмотр отрывков из одноимённого фильма и мультфильма

Прослушивание песен из одноимённого фильма

Спортивная эстафета «Кто быстрее от Лисы и Кота Базилио»

педагоги

дети

родители

IV

Знакомство с творчеством:

А.С. Пушкина:

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о мёртвой царевне»,

«Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о царе Салтане»

П. Ершова и его сказкой «Конёк – Горбунок»

Беседа

Просмотр отрывков из мультфильма по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»

Настольная игра «Собери кубики»

педагоги

дети

3

декабрь

I

II

Знакомство с творчеством

Г. Х. Андерсена:

«Дюймовочка», «Гадкий утёнок»,

«Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева»

«Принцесса на горошине»,

«Огниво»,

«Оле Лукойе»

Беседа

Просмотр отрывков из мультфильмов по сказкам:

«Дюймовочка»,

«Гадкий утёнок»

«Снежная королева», «Оле Лукойе».

Рисование по сказке «Дюймовочка».

Постановка танца по сказке

Дюймовочка».

Настольная игра «Круги Луллия»

педагоги

дети

родители

III

IV

Знакомство с творчеством

Ш. Перро:

«Красная шапочка»,

«Золушка»,

«Кот в сапогах»,

«Мальчик с пальчик»,

«Спящая красавица»

Беседа

Просмотр мультфильмов:

«Кот в сапогах», «Красная шапочка».

Просмотр отрывков из фильма «Красная шапочка».

Прослушивание песен из фильма «Красная шапочка».

Настольная игра «Собери кубики», «Круги Луллия».

Аэробика по сказке «Красная шапочка».

педагоги

дети

родители

4

декабрь

I

II

Знакомство с творчеством

Бр. Гримм:

«Бременские музыканты», «Белоснежка»,

«Горшочек каши»,

«Ёж и заяц»,

«Розочка и беляночка»

Беседа

Просмотр мультфильма «Бременские музыканты».

Прослушивание песен из мультфильма «Бременские музыканты».

Настольная игра «Круги Луллия».

Инсценировка по сказке «Бременские музыканты»

педагоги

дети

III

IV

Знакомство с творчеством

Р. Киплинга:

«Маугли»,

«Рики Тики Тави»,

«Кошка, которая гуляла сама по себе»,

«Слонёнок»

Беседа

Просмотр мультфильмов «Маугли», «Рики Тики Тави», «Слонёнок».

Настольная игра «Круги Луллия»

педагоги

дети

родители

январь

I

Знакомство с творчеством

А. Милна: «Вини Пух и все – все»

Беседа

Просмотр одноимённого мультфильма

педагоги

дети

II

Знакомство с творчеством

 А. Линдгрен: «Малыш и карлсон»

Беседа

Просмотр одноимённого мультфильма.

Настольная игра «Круги Луллия»

педагоги

дети

III

Знакомство с творчеством:

Д. Родари:

«Волшебный барабан»,

«Приключения Чипполино»

Беседа

Просмотр мультфильма «Приключения Чипполино»

Настольная игра «Круги Луллия»

педагоги

дети

IV

Экскурсия в районную библиотеку

Подготовка к викторине

КВН по сказкам

Прослушивание песен из фильмов – сказок: «Буратино», «Золушка», «Бременские музыканты», «Красная шапочка».

Написание сценария, продумывание его проведения.

Постановка танцев

Изготовление атрибутов

дети

родители

итог

январь

Викторина «Путешествие в страну сказок»

Познавательная, игровая, социально – коммуникативная, физкультурно – оздоровительная, художественно – эстетическая.

Подведение итогов.

старших групп, педагоги группы,

Анализ:

Наша работа проводилась в течение 3 месяцев. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сопереживать героям, усвоили нравственные эталоны поведения. А самое главное у них стал формироваться познавательный интерес к сказкам и их авторам. Дети узнают теперь сказку не только по иллюстрации, но и в загадках, по герою, по автору, по сказочному предмету, песне и даже танцу. Они научились беречь книги. У детей появилось желание не только рассмотреть книгу, но и прочитать её, пересказать и инсценировать.

Дети приобрели:

  1. Устойчивый интерес к сказкам.
  2. Нравственные эталоны отношений и поведения.
  3. Желание рассмотреть иллюстрации и прочитать сказку.
  4. Желание инсценировать сказки и включать их в своё творчество.
  5. Богатый багаж сказок.

Дети научились:

  1. Узнавать сказки.
  2. Пересказывать сказки.
  3. Отвечать на вопросы по содержанию сказок.
  4. Оценивать поступки героев и подражать положительным персонажам.
  5. Отражать свои чувства к сказкам в продуктивных видах деятельности.
  6. Бережно относиться к книгам.

Литература:

  1.  Н. В. Гавриш, О. С. Ушакова. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.
  2. Гербова В.В. Приобщение детей к   художественной литературе.- М.: Мозайка-Синтез, 2008.
  3.  Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. — М.: Линка-Пресс, 2003.
  4.  Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001.
  5. Гурович Л.М. Ребенок и книга: книга для воспитат. дет. сада-М.,1992.
  6. Кабачек О. Сказки в век компьютера. /О.Л. Кабачек. — М.: Либерия ,2001.
  7. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). — М.: Педагогика, 1999.
  8. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. — М.: ВЦХТ, 2002.
  9. Стрелкова. Л.П. Уроки сказки. — М.: Просвещение, 1990.
  10.  Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997.

Одноместный космический корабль не летел, а трясся, как запряженная старой клячей повозка, по ухабам и кочкам, и мутноватые, редкие звезды манили в черноте болотными огнями. Они горели тускло — кроме одной, щеголеватой, как новенький грош, растущей, до спазма в горле похожей на далекое золотое солнце.
Поллетт скорчился на полу рубки, терзаемый жестоким голодом. Все внутри корабля было съедено, и даже кое-какие приборы, не нужные при посадке. Остался, правда, один — не сказать, что необходимый — дисплей на жидких кристаллах, но жидкие кристаллы — это не усмы. Они токсичны.
Впрочем, Поллетт знал, что еще немного — и ему станет все равно. Он готов был набить живот камнями, которые, как известно, тоже не усмы, или любыми ядами, или отгрызть собственную руку и жевать ее с упоением, похрустывая костями, и постанывая от блаженства всякий раз, когда в горло проскальзывает сочный, истекающий кровью и сладким жирком кусок. Какую угодно боль все-таки легче стерпеть, чем пустоту в желудке, абсолютную, как вакуум, и ненасытную, как раковая опухоль, гложущую и сосущую миллионами пиявок. Он и сам чувствовал себя пиявкой, которую надо поскорее чем-нибудь наполнить, пока атмосферное давление не расплющило ее в плоского червя.
«Только бы дотянуть до планеты, — думал Поллетт, едва не теряя сознание. — Только бы на ней оказались воздух и какая-нибудь органика. Или не органика, главное, чтобы усм…»
Усм — или, если придерживаться грамматических правил, УСМ — универсальная съедобная материя, была впервые синтезирована три с лишним века назад рядовым химиком Рики Роем. Именно она — и за это хвала ее создателю — в тот печальный переломный момент спасла человечество от голодной смерти. Не то чтобы планету охватил тотальный дефицит продуктов. Напичканная удобрениями земля не перестала родить, а растения под защитой гербицидов плодоносили, как никогда, обильно. Тучнел на искусственных кормах малоподвижный, запертый в тесные загоны скот. Заводы пищевой промышленности без устали перерабатывали нефть в икру, рыбные консервы и другие деликатесы. Казалось бы, все нормально. Однако, что-то случилось с самими людьми. Был тому виной стресс, или мутация, или духовный голод сублимировался каким-то образом в голод физический — но все, от мала до велика вдруг начали не есть, а жрать. Как женщина, лишенная любви, опустошает по ночам холодильник, давясь бутербродами и слезами, так миллиарды детей и взрослых опустошали свои закрома, и одному Богу ведомо, какую тоску они при этом заедали. Несчастные жертвы собственного обжорства поглощали еду центнерами, тоннами, и что самое удивительное, их организмы теперь почти не давали отходов. Все съеденное каким-то образом усваивалось, и не понятно, на что уходило. Ни выше, ни крепче люди не становились, только, как зрелая саранча, меняли окрас.
Смуглела кожа, отливая золотом. Темнели глаза и слипались в узкие щелки. Выпадали волосы на лице и теле, а на голове росли густо — гладкие и жесткие, как свиная щетина. Странная человеческая порода не выносила одиночества и не умела терпеть пустоту. Повсюду рыскали голодные стаи, кидаясь на любую пищу, грабили и воровали, пожирали больных и слабых. Не известно, к чему бы все это привело, если бы Рикки Рой не подоспел вовремя со своим изобретением.
Первые усмы выпускались мягкими, как резина, имели приятный вкус и хорошо жевались. Из них изготовляли мебель и всякую домашнюю утварь. Очень удобно: если в доме кончились продукты, можно было перекусить, например, полкой. Никто больше не мыл посуду после обеда — ложки, тарелки, вилки тут же съедались, а вместе с ними нередко и столы со стульями. Легкая пропышленность процветала — товары из усмов буквально сметались с прилавков. Только одежду делали несъедобной, добавляя в ткань сильное рвотное — чтобы мужчины и женщины не ходили по улицам голые.
Пустели квартиры горожан. Селянам было полегче — но и они маялись вездесущей пустотой. Измученные голодом матери начали украдкой поедать маленьких детей, а выросшие дети — беспомощных стариков.
Между тем, разработчики «универсальной съедобной материи» трудились не покладая рук. Сам Рикки Рой десять месяцев кряду не вылезал из лаборатории — так что даже близкие забыли, как он выглядит — но совершил прорыв. Появились твердые, строительные усмы. Теперь любимую сказку малышни «Пряничный домик» ничего не стоило воплотить в жизнь буквально.
Людей становилось меньше, одни бежали из полусъеденных городов, от готовых обрушиться зданий, другие селились в развалинах, питаясь кирпичами, бетоном, известкой. Ели траву и древесину, глину и речной песок. Как-то исподволь, постепенно, усмы приучили человеческие желудки к разнообразной — прежде считавшейся несъедобной — пище. Рики Рой куда-то исчез — должно быть, его тоже кто-нибудь сожрал.
К тому времени, когда Поллетту исполнилось девятнадцать лет, планета была обглодана до камней, и осталась на ней пара десятков измученных, растерянных людишек. Они жались среди почти голых скал, под открытым небом, неприветливо-черным, словно какой-то святой или безумный Икар, воспарив, подхарчился его синевой. Выскребали клочки дерна из расщелин. Ловили мокриц. Собирали мох — во влажных лощинах необыкновенно густой, воцарившийся там, где прежде благоухали цветы и звенели медовые пчелы. Ржаво-медные, невысокие кустики, вкусные до дрожи. Ни пчел, ни цветов, Поллетт не застал — но кисловатый, с легкой горчинкой мох вспоминал с ностальгической благодарностью. Этот вкус олицетворял для него детство. Последние уцелевшие заводики ютились в скалах — тесно друг к другу, как ласточкины гнезда.
Из последних усмов отчаявшиеся люди построили несколько космических кораблей. Кинули жребий… Кто-то улетел — и в том числе Поллетт — кто-то остался доедать родную планету.
Путешествие длилось целую вечность — страшную, голодную вечность. Большую часть суток — впрочем, в космическом пространстве сутки — понятие относительное — он провел в полусне, медленно пережевывая куски мебели, внутренней обшивки, скафандра… Экономил силы. Между тем корабль направлялся к планете-близнецу Поллетовой родины — вернее, предполагаемому близнецу — и чем ближе она становилась, тем ярче разгоралась надежда. Спасение. Новый дом. Еда. Еда. Еда. Ни о чем больше Поллетт думать не мог.
Приземлился он, как во сне. Вывалился на яркую, зеленую траву и, стоя на коленях, зачерпнул ее — сочную — в горсть, вместе с землей и какими-то жучками. Плевать, насекомые тоже питательны. Его организму сейчас нужно много — очень много — витаминов, клетчатки, минеральных солей. Он жевал, пока не заболели челюсти, едва успевая глотать. Острые стебли щекотали и корябали горло. Хрустели на зубах жучки. Травяная свежесть ударила в голову — игристым вином. Почва — рассыпчатая, жирная — таяла на языке, будто масло.
Впрочем, о масле, как и о вине, он знал только понаслышке. Это были своего рода легенды, пришедшие из тех далеких времен, когда соплеменники Поллетта ели не все подряд, а приготовленную по специальным рецептам пищу. Ели чинно, сидя всей семьей за накрытым столом, а всякие вкусности раскладывали по тарелкам, резали ножами и подцепляли вилками. В те чудесные времена люди были как ангелы, а еда служила не столько для питания тела, сколько для духовного развития. Так говорили предания.
Поллетт насытился и поднялся с колен, ладонью отирая перепачканные землей и травой губы. Теперь он мог осмотреться. «Накормить глаза», как шутил, бывало, Рикки Рой.
Великий человек, необыкновенный! Каждое его слово становилось афоризмом. «Мир делится на то, что можно съесть, и то, что съесть нельзя. Скажем «да» съедобному миру и «нет» — всему остальному!». Кто не повторял за своим кумиром эту крылатую фразу? Поллетт огляделся и увидел вокруг себя мир — прекрасный и съедобный, и сказал ему «да».
Корабль приземлился на небольшое плато. Справа оно упиралось в лесок, ползущий по склону. Деревья — сплошь белоствольные, с кудрявыми кронами и мелкой листвой. Они казались окутанными солнцем и сами как будто источали свет. Слева открывался вид на долину, пересеченную желтой дорогой, вокруг которой сгрудились сахарные домики под красными покатыми крышами. Чернели крошечные фигурки людей. Суетились, как муравьи, сбивались в пары и маленькие группки, сходились и расходились, и — по всей видимости — работали, но чем именно они заняты, разобрать было трудно.
Вокруг корабля расстилался сверкающий изумрудный луг, весь в черных проплешинах — следах Поллеттова обжорства. Торчало несколько обглоданных пеньков. Цветы — синие и желтые — прятались в траве, другие — порхали в воздухе, искрясь дождем красок и оттенков. Цветы садились на цветы, и мягкими крыльями касались лица, и летели в голубое небо. Поллетт прилег на землю. Им овладела сытая истома. Благословенный край! Счастливые туземцы! «Может быть, — думал он, — я смогу стать таким же, как эти люди? Затеряться среди них, победить свою извечную страсть. Ведь и мой народ когда-то был другим… Нет, не смогу!»
Сквозь пелену сытости уже пробивались первые ростки голода. Когтила желудок знакомая боль. Словно нехотя, Поллетт выудил из травы щепку и надкусил… «Какое изобилие еды! Питайся — не хочу! А там — посмотрим. Бедные людишки, им придется посторониться. Как ни плодородна эта земля, а на всех ресурсов не хватит. Мне нужно много. Жаль их, конечно, бедолаги ни в чем не виноваты, но ведь и я не виноват, что так устроен. Любое живое существо хочет есть».
Так он успокаивал себя, выдирая с корнем упругие зеленые пучки, перетирая зубами чернозем и выплевывая мелкие камешки, закусывая обломками веток, кусочками дерева и коры. Закончив трапезу, он напился из ручья. Захотелось сладкого, и при мысли о сахарных домиках во рту скопилась тягучая слюна. Пора, что ли, познакомиться с местными.
Поллетт кое-как привел себя в порядок: отряхнул одежду, расчесал пятерней непослушные лохмы и, насвистывая веселый мотивчик, стал спускаться по отлогому склону — в долину. Обычный, похожий на монголоида парень в сатиновой летней рубахе и холщовых брюках.

  • Собачий патруль читать сказка
  • Собаки гонящиеся за зайцем как пишется
  • Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди
  • Собака на сене сказка толстого
  • Снохачество на руси читать рассказы бесплатно небольшие