Тема: «Поможем Сене».
Составление описательных рассказов по двум игрушкам
Цель:
развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
1.Формировать
умение давать описание внешнего вида игрушки. Рассказывать о том, как с ней
можно играть.
2.Прививать
у детей желание участвовать в беседах, совершенствовать диалогическую речь,
отвечать на вопросы.
3.Учить
составлять описательный рассказ, на основе образца данного воспитателем.
4.Развивать внимание , память.
5.
Обогащать и активизировать словарный запас детей за счет использования
слов-действий и слов-признаков.
Развивающие:
1.Формировать
умение понимать поставленную задачу.
2.Закреплять
навыки правильного произношения.
3.Развивать
фонетическое восприятие и навыки звукового анализа.
4.Формировать
грамматический строй речи.
Воспитательные:
1.Воспитание
звуковой культуры речи: отчетливо и внятно произносить слова со звуками «С» и
«З», выделяя эти звуки из слов, из фраз, регулировать силу голоса.
2.Воспитывать
уважение к отвечающим детям,
бережное
отношение к игрушкам, желание помочь.
3.Прививать
у детей заботливое отношение к животным.
Методические
приемы: создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (
составление описательных рассказов по игрушкам с использованием моделей).
Развивающие игры «Назови первый звук», «Мяч эмоций», физкультминутка,
загадывание загадок, отгадывание скороговорок при помощи картинок.
Предварительная
работа:
Заучивание
стихотворений, беседа о любимых игрушках, рассматривание предметных и сюжетных
картинок по теме «Игрушки». Раскрашивание раскрасок с изображением игрушек.
Словарная
работа: расширение и обогащение словаря новыми словами: шерстка, глазки как
угольки, носик как пуговичка, шерстка, короткошерстная.
Материал:
игрушки, модели для составления описательного рассказа по игрушкам,
сигнальные карточки красного и зеленого цвета. Картинки с изображением
скороговорок.
Ход
НОД:
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто это у нас в природном уголке
сидит?
(читаю русскую народную песенку)
Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
На порог скакала
Гостей зазывала
Гости услыхали,
Быть обещали.
Да вот и наши гости. А как нужно
приветствовать гостей.
Дети: Здравствуйте, мы вам очень рады.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю
встать в круг
Покажите мне ладошки
я поглажу их немножко
А вы друг на друга посмотрите
И улыбку подарите
Воспитатель: Ребята, можете присесть на
стульчики, я вам хочу что- то рассказать
(Дети садятся )
Беседа с детьми.
Когда я пришла утром в детский сад, то
возле ворот встретила мальчика. Я с ним познакомилась. Его зовут Сеня. Сеня
сильно был расстроен. У него пропали друзья, они пошли гулять на улицу и не
вернулись домой. Сеня хотел написать объявление в газету, но описать своих
друзей не смог и обращается к вам за помощью. Он дал мне две игрушки очень
похожие на его друзей.
Вы сможете узнать о них , когда отгадаете
загадки
1.С хозяином дружит
Дом сторожит
Живет под крылечком
А хвост колечком
Дети: …(Собака)
2.Хвост пушистый и усы,
Нет приятнее красы
Лапки мягкие подушки.
К верху поднятые ушки
Вы подумайте немножко
Догадались…
Дети: Это кошка
Вос-ль: Молодцы! Отгадали загадки
правильно.
(Показать игрушки собаку и кошку)
Воспитатель: Вы сможете помочь Сене?
Дети: ДА
Воспитатель: Молодцы, я не сомневалась в
вас, вы очень отзывчивые дети, всегда готовы придти на помощь.
А теперь встанем и немного поиграем
Воспитатель: Ребята, чтобы наш язычок был
послушным нам надо его развесилить. Я предлагаю вспомнить, как мы умеем
произносить чистоговорки со звуком « С» и «З».
Все вместе на одном выдохе.
Ос- Ос — ос- у Сени был пес
Ост-ост-ост – у него длинный хвост
Су-су-су — суп собаке отнесу
Иса –иса — иса бантиком играет киса
Ису- ису -ису я поглажу кису
Зи-зи-зи есть у котика усы
Ез-ез-ез- кот на стол залез
Воспитатель: Ребята , давайте возьмемся
за руки и повторим наше правило.
Каждый день всегда везде
На занятиях в игре
Спокойно четко говорим
И тихонечко сидим
Присаживайтесь на места
(обращаю внимание на карточки, и предлагаю
поиграть в игру «Светофор».
Воспитатель: Когда я буду показывать зеленую
карточку, Это значит, что вы отвечаете правильно Желтую — внимание! А красную -надо
постараться.
Давайте посмотрим на игрушки и расскажем о них. А я буду
за вами записывать.
Чтобы рассказ ваш получился интересным, предлагаю
составить план по схеме, это будет — подсказка. (На доску
вывешивается схема «Описание игрушки»)
Воспитатель: Ребята,
посмотрите внимательно на схему и скажите что на ней изображено.
Дети: Разные картинки
Воспитатель: Картинка под номером 1 — С чего мы начнём свой рассказ? (Ответы
детей)
Правильно, сначала мы расскажем о том, как
игрушка называется.
Воспитатель: Картинка под номером 2 — о чем теперь мы расскажем?
Дети: Какая она и из каких частей она состоит, и напоминает
о её размерах.
Воспитатель: Картинка под номером 3. — здесь нарисованы картинки с разными видами
материалов. Что это означает?
Дети:- это материалы из которых может быть
изготовлена игрушка.
Воспитатель: Картинка под номером 4.– просит нас о чем рассказать?
Дети: о том, где живет
Воспитатель: Картинка под номером 5
Дети: Чем питается
Воспитатель: Картинка под номером 6 – Что изображено на этой картинке?
Как вы думаете, что она обозначает, о чем мы будем
рассказывать?
Дети: Как с игрушкой можно
поиграть, за что мы любим эту игрушку.
Воспитатель: Чтобы рассказ
получился описательным можно использовать такие слова: мордочка, носик –пуговка,
глазки как угольки, шерстка.
Вопросы к детям
Воспитатель: Кто хочет начать первым?
1.Кто это? Какой у собаки внешний вид , из
каких частей состоит, какого размера, формы?
-Это собака
У собаки есть (голова, туловище, лапы,
хвост)
(уши, мордочка)
Рассмотрим Мордочку собаки.
2.Что у собаке находится на мордочке
-Глаза, нос, усы
3. Какого цвета глаза, на что они похожи?
-Глаза черные. Похожи на угольки.
нос у собаки похож намаленькую пуговку.
4.Чем покрыто туловище собаки, какая у нее
шерсть?
Длинная или короткая ?
-Шерсть короткая
Воспитатель: Я вам скажу новое слово, вы
запомните его.
У собаки шерсть гладкая, короткая, можно
сказать одним словом — гладкошерстная, короткошерстная.
Дети повторяют все вместе.
Потом 2=3 ребенка
5.где живет, чем питается?
6.Какой характер может быть у собаки? Какую
пользу приносит?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы вы хорошо описали
собаку. я все записала. Послушайте какой рассказ у нас получился.
Это Собака. У
нее есть голова. Голова круглая. Покрыта шерстью. На голове небольшие ушки,
треугольной формы. А это у собаки мордочка. На мордочке черные глаза, как
угольки, черный маленький нос и короткие белые усы. Это туловище. Оно большое,
овальной формы, серого цвета и тоже покрыто шерстью. На ощупь шерсть гладкая,
короткая. Собака гладкошерстная. У собаки 4 лапы и длинный хвост. Она домашнее
животное .Собака любит играть с ребятами, мячиком, палкой и выполнять команды.
А еще собака лает и охраняет дом хозяина . Еще вилять хвостом, когда радуется. Собака
живет в конуре. Она очень красивая.
Воспитатель: Ребята. вы все правильно
описали собаку.
Я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка
Мы подуем высоко с -с -с ( встать на
носочки поднять руки вверх)
Мы подуем низко с -с -с (присесть)
Мы подуем далеко с -с с- (выпрямится,
наклонится вперед, вытянуть руки)
Мы подуем близко с –с- с (стоя, прямо руки
поднести ко рту)
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места.
А теперь рассмотрим кошку и опишем ее по
такому же плану, а я так же буду записывать ваш рассказ.
Воспитатель:
Кто хочет рассказать о кошке.
Какая она, что умеет делать? И
т.д.
(Дети
описывают кошку по схеме)
Это
игрушка кошка. У нее есть голова. маленькие треугольные ушки и длинные жесткие
усы. На мордочке есть черные как угольки глазки и носик, похож на пуговку.
Маленький ротик. Туловище у кошки овальной формы и тоже покрыто шерстью. Еще есть
длинный пушистый хвост. У кошки 4 лапки, на лапках мягкие подушечки. Кошка не
большая. Она серого цвета, мягкая и пушистая. С кошкой можно играть в дом,
гулять, кормить, спать. Детеныши у кошки котята. Эта игрушка мне напоминает
живую кошку.
Воспитатель:
Я все записала. Хорошие у вас получились рассказы. Вечером, когда придет Сеня
за своими игрушками, я отдам ему то, что мы с вами составили. Он даст
обьявление в газету, и его друзья обязательно найдутся.
Давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка
Покажите мне немножко
Как ступает тихо кошка
Еле слышно топ топ топ
Хвостик кверху оп оп оп
Воспитатель: Присаживайтесь на
свои места
Дети : Раз два
Раз- два
Нам нужна очень стройная спина
Воспитатель: Ребята, послушайте
как звучит слово с-с-со-о-о-ба-а-а-ка-, произнесите это слово так, как
я.
(Обращается с аналогичной
просьбой ещё к двум-трём детям
Воспитатель: Какой звук вы
слышите в начале
Дети: Звук «С»
Послушайте как звучит слово
за-я-ц, произнеси это слово так, как я.
(Обращается с аналогичной
просьбой ещё к двум-трём детям
Воспитатель: ребята, посмотрите.
Здесь в коробке спрятались игрушки ( Собака. Заяц. Коза. Лиса. Слон) — эти
игрушки не простые, в их названии есть знакомые вам звук «С» и «З». Хотите
поиграть, тогда давайте знакомиться с правилами игры. Вам надо выбрать игрушку,
в названии которой есть уже знакомый вам звук «с «или «з» и
назвать ее так, чтобы хорошо был слышен этот звук.
Дети произносят слова .
выделяя указанные звуки «С», «З» Воспитатель: Молодцы, ребята!
А сейчас я предлагаю отгадать
скороговорку по картинке.
Показываю
картинку.
Дети:
У маленькой Сани, санки едут сами.
Воспитатель: Давайте поиграем
в игру, которая называется «Мяч эмоций». Вы должны произнести скороговорку с
той интонацией, которую я назову.
( Дети стоят в кругу.
Воспитатель бросает мяч и называет эмоцию.. Удивление. Грусть. Злость. Радость)
Воспитатель: Дети, давайте
произнесем скороговорку, которая изображена на 2-й картинке со звуком «З»
«Видит волк козу, забыл и грозу» сначала как рыбы медленно, четко, шепотом, быстро.
Дети
произносят .
Воспитатель:
Молодцы ребята, чтобы четко и быстро проговаривать, надо тренироваться , как
спортсмены.
Воспитатель: Ребята, мне вы
очень понравились. Вы очень добрые и
отзывчивые дети, и сделали большое доброе дело. А что понравилось вам ? Что именно тебе…..?
Что нового вы узнали?
А что еще хотели бы узнать,
об этом поговорим на следующем занятии.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы всегда
должны быть дружными и отзывчивыми. Давайте повторим наше правило.
Дети:
Мы дружные ребята
Никого в беде не бросим
Как заботиться, мы знаем
И всегда поможем
Воспитатель: Ребята, чтобы
игрушки не скучали по Сене, вы можете с ними поиграть.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 56-64.
УКМ «Школа России»
Раздел «Устное народное творчество». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Вспомни виды устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы?
Теперь мне знакомы следующие виды устного народного творчества: песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины.
2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры.
Пестушка — это небольшой рассказ для самых маленьких детей, песенка-игра.
Потешка — тоже небольшой рассказ для малыша, но призванный развеселить ребёнка.
Потешки и пестушки для моего младшего брата, для 2 класса
Ножка топает топ-топ.
Ручку хлопает хлоп-хлоп.
Вот пойдём с тобой танцевать,
Громко песенки распевать.
На окне сидел котище,
Под окном стоял барбос.
Целый день хозяйка ищет
Толстый хвост и мокрый нос.
3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.
Пословицы: Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори; Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
Считалка: Раз, два, три, четыре, пять, будем в прятки мы играть…
Прибаутка: Трах, трах, тарарах, едет мышка на ежах…; Ты пирог съел? Не я!,.
Скороговорка: Сшила Саша Саньке шапку.
Колыбельная песенка: Люли, люли, люленьки…
4. Можно ли соотнести пословицу «Труд кормит, а лень портит» с потешкой «Тит, иди молоть»?
В этой потешке Тит не хотел молоть хлеб, но хотел есть готовую кашу. Он был ленив. Но соотнести эту пословицу с потешкой нельзя, потому что даже ленивый Тит покушал.
5. Пословицы рассыпались. Собери их.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Делу время — а потехе час.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Семь раз отмерь — один раз отрежь.
6. Прочитай рассказы Льва Толстого, которые он сочинил для своих учеников — крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в поговорке.
Первый рассказ называется «Собака на сене».
В нём рассказывается о собаке, которая лежала на сене, и не давала корове его съесть.
Поговорка в рассказе: Собака на сене. Так говорят про тех, кто и сам не пользуется чем-либо, и другим не даёт.
Смысл рассказа в том, что нельзя брать то, чего тебе не нужно. Собаке не нужно было сено, но она присвоила его. А корове сено было нужно, но она не могла его съесть.
Второй рассказ называется «Знает кошка, чьё мясо съела».
В нём говорится о девочке, которая выпила молоко и попыталась свалить вину на кошку.
Поговорка в рассказе: Знает кошка чьё мясо съела. Так говорят о тех, кто чувствует свою вину, пытается избежать наказания, и невольно этим себя выдаёт.
Смысл рассказа в том, что за свои поступки нужно уметь отвечать, а не пытаться свалить свою вину на других. Знаешь свою вину — признайся, ведь всё равно тайное станет явным.
7. Знаешь ли ты, что такое загадка? Попробуй придумать свои загадки на тему «Четыре времени года».
Загадка — это небольшое произведение, в котором требуется угадать то, о чём говорится.
Пример своих загадок на тему «Четыре времени года» для 2 класса
Что летает и кружится, а упав бежит водицей? (Снег)
Загремело, засверкало, что-то Маше страшно стало. (Гроза)
Это время золотое, урожайное такое. (Осень)
На пригорке, что за диво!, солнце светит нам игриво! (Цветок)
8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему? Прочитай названия русских народных сказок. Какие из них тебе были знакомы до школы? Ты наверное знаешь много других сказок. О чём твоя самая любимая сказка? Расскажи её.
Из прочитанных сказок, мне больше всего понравилась «Каша из топора», потому что в ней солдат проявил смекалку и обхитрил жадную старуху.
Из этих сказок я уже читала «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк».
Мне больше всего нравится сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»
Пересказ сказки «Лисичка-сетричка и серый волк» для 2 класса
Однажды лиса увидела старика, что возвращался с рыбалки. Захотелось лисе рыбки и притворилась она мёртвой.
Старик увидел лису, обрадовался и бросил его в возок. А лиса всю рыбу поскидала и сама убежала.
Сидит лиса на дороге, пирует. Шёл мимо волк, стал просить лису поделиться рыбой. А лиса его на прорубь посылает.
Пошёл волк на прорубь, сунул в прорубь хвост, а тот и примёрз. Набежали бабы и побили волка.
Злой шёл волк, хотел лису поймать и проучить. А лиса морду в тесте извозила и навстречу идёт, жалуется, что её так били, что мозги наружу.
Пожалел волк лису, посадил на спину и повёз домой. А лиса рада-радёхонька.
9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.
Моей подруге Алине больше всего нравится сказка «Царевна-лягушка».
10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных? Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её? Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы. Как ты думаешь сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется»?
Чаще всего в сказках встречаются: лиса, медведь, волк, заяц, петух, собака.
Лиса в сказках всегда показана хитрой и смекалистой. Она всё время норовит обмануть других.
Лиса обманывала медведя, волка, козла.
Удалось перехитрить лису тетереву. Также обхитрил лису рак в сказке «Лиса и рак», когда они бегали наперегонки. А дятел из сказки «Лиса и дятел» сумел натравить на лису собак.
Кот часто был в дружбе с лисой. А петух часто выступал спасителем зайца.
Если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется» то дружбы не получится. Ведь такие люди помнят обиды и пытаются отплатить за них. А настоящий друг всегда умеет прощать.
11. Попробуй описать героев из следующих сказок:
«Петушок и бобовое зёрнышко»
Курочка терпеливая, заботливая, добрая, верная.
Петушок торопливый, непослушный, самоуверенный.
«Каша из топора»
Солдат находчивый, смекалистый, весёлый, добродушный.
Старуха жадная, глупая, негостеприимная.
«Лиса и журавль»
Лиса хитрая, жадная, негостеприимная.
Журавль мстительный, обидчивый, хитрый.
«Гуси-лебеди»
Девочка. Сперва заносчивая, важная, потом добрая и отзывчивая.
12. В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают часто оказываются необычными, невероятными. Что будет происходить в волшебных сказках? Какие герои будут участвовать в сказках о животных? Какие прочитанные сказки поместил бы ты в следующих книгах?
В книгу «Сказки о животных» я бы поместила сказки «Лиса и тетерев» и «Лиса и журавль». В таких сказках героями оказываются животные.
В книгу «Волшебные сказки» я бы поместила сказку «Гуси-лебеди». В таких сказках происходят чудеса, невероятные события, действуют волшебные персонажи.
В книгу «Сказки» я бы поместила сказку «Каша из топора». Это бытовая сказка.
13. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например о собаке или кошке. Запиши в рабочую тетрадь план своего рассказа.
Пример сказки о собаке и кошке можно посмотреть в ответах к этому разделу в «Рабочей тетради», перейдя по ссылке.
14. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно?
Волшебная сказка состоит из зачина, присказки, троекратных повторов и концовки.
На схеме следует поменять местами зачин и присказку. Потому что присказка чаще находится в середине или концовке сказки.
15. Определи присказку:
Присказки:
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец.
16. Угадай из какой сказки взяты строки.
Эти строки взяты из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
17. Как подготовиться к выразительному чтению?
Порядок подготовки к выразительному чтению:
- Определить, какие чувства надо передать.
- Решить какие слова выделить голосом, где сделать паузы.
- Просмотреть знаки препинания.
- Выбрать тон и темп чтения.
- Помнить о том, что чтение предложения зависит от смысла высказывания.
18. Какие слова пословицы «Декабрь год кончает, а зиму начинает» надо выделить голосом, чтобы подчеркнуть:
Какой месяц год начинает: выделяем слова Декабрь и начинает.
В чём особенности декабря: выделяем слова год и зиму.
19. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе «Устное народное творчество»? Составь рассказ о дымковской игрушке.
В разделе представлены изделия: Хохломы, Дымковской игрушки, Филимоновской игрушки, Соломенной игрушки.
Пример рассказа о Дымковской игрушке можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Русский язык недаром называют великим и могучим. Составляющая его лексика – истинное богатство. И настоящими бриллиантами среди всего этого великолепия, без сомнения, являются бесчисленные фразеологизмы. Они обогащают, украшают, делают особо выразительной разговорную и литературную речь.
Значение фразеологизма
Перебрасываясь друг с другом репликами, мы порой даже не замечаем, что употребляем в беседе то или иное устойчивое выражение, настолько органично они вписаны в язык. И самое интересное, что, произнося народные или книжные фразеологизмы, вряд ли задумываемся над их внутренним смыслом. И уж тем более над происхождением. И если бы кто-то вдруг конкретно спросил о том, что означает выражение «собака на сене», то не сразу нашлось бы, что ответить. Хотя употребляется оно довольно часто.
Один из фразеологических словарей так объясняет смысл идиомы: она обозначает ситуацию, когда кто-то не дает другому воспользоваться предметом, вещью, отношением, возможностями, которые самому вовсе и незачем. Привычно употребление данной фразы, конечно же, с неодобрительным оттенком в отношении личности. Однако ее можно применять, даже говоря о группе людей, социальном коллективе и даже о целом государстве. И значение ее прозрачно: когда все эти субъекты чем-то владеют, но и сами не пользуются, и не позволяют сделать это другим.
История происхождения выражения «собака на сене»
В самую первую очередь современники вспоминают телефильм с таким названием. Они уверены, что именно от него надо плясать, чтобы определить, что означает выражение «собака на сене».
Некоторые вспомнят, что лента снята по комедии Лопе де Вега. Но вот не каждый сориентируется, по какому поводу так названы и первоисточник, и фильм «Собака на сене». Смысл станет ясным, когда узнаем о происхождении данного выражения, относительно которого существует две точки зрения.
Согласно первой, оно восходит к одноименной басне Эзопа. В ней речь идет о собаке, которая разлеглась на сене и грозно рычит на желающих подойти к нему лошадей. «Ну и бессовестная же тварь, – не выдержала одна лошадь. – И сама ведь сено не ешь, и нас не подпускаешь». Отсюда выводится мораль: живи, дескать, и давай жить другим.
Второе мнение уходит в русский фольклор. Считается, что это усеченная форма пословицы: «Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает».
Синонимы
Выяснив, что означает выражение «собака на сене», можно без труда найти устойчивые словосочетания с аналогичным смыслом. Сюда можно отнести фразу «ни себе ни другим»: «Ну что ты, дружище, с этой дачей решаешь? Надо что-то делать, а то – ни себе ни другим». В этой ситуации уместно и рассматриваемое выражение.
Совершенно одинаковое значение с «собакой на сене» имеют такие фразеологизмы с объяснением аналогичной ситуации, как «И сам не гам (ам), и другому не дам». И косвенно: «Нести тяжело, а выбросить жалко».
Кстати говоря, подобная параллель прослеживается и в других европейских языках, что позволяет сделать предположение о древнем происхождении образа собаки на сене как своеобразного эталона алчности, жадности, недоброжелательного отношения к другим людям.
Так, английский фразеологизм (like) the dog in the manger (дословный перевод «собака в яслях»), как и французский n’en mange pas et n’en donne pas («этого не ест и это не дает»), а также le chien du jardinière («собака садовника»), имеют тот же смысл, что и наша «собака на сене».
Антонимы
Как правило, фразеологические антонимы распространены значительно реже, чем, скажем, синонимы. Антонимов-идиом, противоположных по смыслу тому, что означает выражение «собака на сене», в современных словарях русского языка не зафиксировано.
Более или менее в определенном контексте похожа по смыслу фраза «сколько душе угодно»: «Вот Ванька так и говорит: мне что ли одному все это надо? Бери себе сколько душе угодно».
С небольшой натяжкой можно в качестве антонима рассматривать фразу из Послания апостола Иакова: «Всякое даяние благо».
Использование выражения «собака на сене» в литературе и разговорной речи
Рассматриваемый афоризм имеет весьма широкое употребление. Книжные фразеологизмы, как правило, самым естественным образом переходят в разговорную речь так, что потом трудно определить, что из них было первичным.
Выражение «собака на сене» уместно привести в цитате из уже упоминаемой комедии Лопе де Вега (одноименного фильма). Главный герой, Теодоро, при обращении к Диане использует этот фразеологизм.
Весьма часто употребляется он в публицистике. Так, в одной из газет рассказывалось о престарелом мужчине, который один жил в квартире из трех комнат, едва сводя концы с концами и нередко числясь в должниках, но никоим образом не желал потесниться, чтобы поселить нуждающуюся в жилье родную племянницу. Автор статьи так и восклицает: «Словом, как собака на сене. И сам не ам, и другим не дам!» Таким образом, при помощи этого устойчивого выражения журналист воссоздает перед глазами читателя правдивый образ бедолаги. Жадного, упрямого, как и герой басни Эзопа.