Просмотров 4.3к. Обновлено
Список книг для детей до школы — то, что надо успеть прочитать в дошкольном возрасте, до начала изучения школьной программы. Лучшие книги для малышей.
Отвечая на вопрос какие книги нужно прочитать ребенку до школы, то есть примерно до 7 лет, уясним главную цель: до школы ребенок должен научиться ценить и любить Книгу. Не обязательно уметь читать, но любить читать — цель вполне достижимая и необходимая.
Читаем детям 1-2 года
- Абитан Анн-Мари «Как мышонок учился читать»
- Александрова Зинаида. «Одуванчик», «Новый снег»
- Аронзон Леонид. «Кому что снится»
- Барто Агния. «Игрушки»
- Бергельсон Александр. «Ура для комара»
- Берестов Валентин. «Про машину», «Веселое лето»
- Бернет. Серия «Городок»
- Благинина Елена. «Стихи для детей»
- Бродский. «Рабочая азбука»
- Виммельбух или визуальный словарь, можно из подборки.
- Генденштейн, Громова, Гербова. «Великая книга о Зайке»
- Гернет. «Хорошая вода»
- Гуишу Рене. «Самый лучший папа»
- Даски. «Чудный поезд мчится в сон»
- Дьюдни Анна. «Лама красная пижама»
- Жутауте Лина. « Тося Бося и гном чистюля»
- Заходер Борис. «Песенки Винни-Пуха»
- Карл Эрик. «Очень голодная гусеница», «10 резиновых утят»
- Керр. «Мяули»
- Козлов Сергей. «Я на солнышке лежу», «Панда»
- Лагздынь Гайда. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»
- Майер Наталья. «Лесные смешинки»
- Макки. «Элмер»
- Маршак Самуил. «Детки в клетке»
- Михалков «Дядя Степа»
- Мошковская Эмма. «Зоопарк»
- Мур. «Домик в лесу»
- Найди и покажи — книги находилки
- Остервальдер Маркус. «Приключения маленького Бобо»
- Первые книги малыша Учим новые слова!
- Пикулева Нина. «Стихи для самых маленьких»
- Розен «Идем ловить медведя»
- Русские народные потешки. «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка»
- Сатклифф. «Белль и Бу»
- Серова Екатерина. «Славная семейка», «Кто в лесу живет»
- Скоттон. «Котенок Шмяк»
- Степанов Владимир. «Как живете? Что жуете?»
- Стрид. «Мимбо-Джимбо»
- Сутеев сказки с иллюстрациями автора.
- Сьюз «Слон Хортон»
- Токмакова Ирина. «Летний ливень», «Времена года»
- Флит Метью Ван. «Гав и Хрю»
- Хаубертс. «У козы теперь козленок»
- Чебышев Андрей. «Ежик в гостях у жирафа»
- Чарушин Евгений. «Шутки»
- Чуковский Корней. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять» Какую книгу Чуковского выбрать читать здесь.
- Шеффлер Аксель. «Чик и Брики»
- Юдина. «Про маленьких»
Что читать детям 2-4 лет
- Барто Агния. «Мы с Тамарой», «Младший брат»
- Гаршин Всеволод. «Лягушка-путешественница»
- Даль Владимир. «Старик-годовик»
- Дональдсон Джулия. «Груффало» и другие сказки
- Заходер Борис. «Мишка-Топтыжка»
- Левин Вадим. «Глупая лошадь»
- Мамин-Сибиряк Дмитрий. «Сказки», «Аленушкины сказки»
- Маршак Самуил. «Сказка о глупом мышонке», «Веселый счет»
- Маяковский Владимир. «Что ни страница, то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо?»
- Миллер З. «Кротик»
- Михалков Сергей. «Мой щенок», «Упрямый лягушонок», «Три поросёнка»
- Мориц Юнна. «Крыша ехала домой»
- Перро Шарль. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица»
- Прокофьева «Маша и Ойка»
- Пьюмини Роберто. «Медвежонок Боба»
- Русские народные сказки. «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя»
- Сеф Роман. «Кто на кого похож»
- Скарри Ричард. Забор полон Рот. В городе Добрых дел.
- Сутеев Владимир. «Под грибом», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?»
- Толстой Лев. «Сказки и рассказы»
- Тувим Юлиан. «Азбука», «Где очки»
- Хармс Даниил. «Удивительная кошка», «Врун», «Кораблик»
- Чуковский Корней. «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Крокодил», «Телефон», «Мойдодыр»
- Чарушин Евгений. «Томка», «Что за зверь»
- Яснов Михаил. «Собиратель сосулек» «Вышел зайчик погулять»
Книги для самых маленьких
Сказки детям 4-6 лет.
- Андерсен Ханс Кристиан. «Дюймовочка», «Сказка о стойком оловянном солдатике»
- Бажов Павел. «Серебряное копытце»
- Бернетт Фрэнсис. «Маленькая принцесса»
- Бианки Виталий. «Рассказы о животных»
- Воронкова Любовь. «Девочка из города»
- Гайдар Аркадий. «Чук и Гек», «Голубая чашка»
- Гауф Вильгельм. «Карлик Нос», «Рассказ о калифе-аисте», «Рассказ о Маленьком Муке»
- Бонд Майкл. «Медвежонок Паддингтон»
- Братья Гримм. «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Храбрый портной»
- Бродский «Баллада о маленьком буксире»
- Васильева-Гангнус «Азбука вежливости»
- Виммельбухи посложнее (подборка тут)
- Гэллико Пол. «Томасина»
- Делаэ Жильбер. Серия книг про Марусю
- Доктор Сьюз. «Сказки»
- Ершов Пётр. «Конёк-Горбунок»
- Зощенко Михаил. «Рассказы о Леле и Миньке»
- Козлов Сергей. «Ежик в тумане», «В родном лесу»
- Крылов Иван. «Слон и моська», «Ворона и лисица»
- Лагерлеф Сельма. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
- Линдгрен Астрид. «Эмиль из Лённеберги», «Малыш и Карлсон»
- Милн Алан. «Винни-Пух и все-все-все»
- Михайловская Кира. «Неутомимый Морошкин»
- Носов Николай. «Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазеры»
- Нурдквист. «Петсон и Финдус»
- Осеева Валентина. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче»
- Остер Григорий. «Котенок по имени Гав и другие истории»
- Пришвин Михаил. «Лесной хозяин»
- Пушкин Александр. «Сказки»
- Распе Рудольф Эрих. «Приключения барона Мюнхгаузена»
- Родари Джанни. «Путешествие Голубой Стрелы»
- Романова Наталья. «Муравей Красная Точка»
- Русские народные былины
- Сказки народов мира
- Суркова «Как здорово быть с родителями»
- Толстой Алексей. «Приключения Буратино»
- Тюхтяевы «Зоки и бада»
- Уайлд Оскар. «Звездный мальчик»
- Успенский Эдуард. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино»
- Чандлер Харрис Джоэль. «Сказки дядюшки Римуса»
- Чаплина Вера. «Кинули»
- Энциклопедии для дошколят.
- Юрье Женевьева «Жили-были кролики»
Какие книги читать перед школой. 6-7 лет
- Адамс Ричард. «Обитатели холмов»
- Ардиззон «Тим и отважный капитан»
- Барри Джеймс. «Питер Пэн»
- Вестли «Мама, папа, 8 детей и грузовик»
- Волков Александр. «Волшебник Изумрудного города»
- Гофман Эрнст. «Щелкунчик и Мышиный король»
- Грэм Кеннет. «Ветер в ивах»
- Даль Роальд. «Чарли и шоколадная фабрика»
- Даррелл Джеральд. «Моя семья и другие животные»
- Диккенс Чарльз. «Истории для детей»
- Драгунский Виктор. «Денискины рассказы»
- Киплинг Редьярд. «Книга джунглей», «На далекой Амазонке»
- Конопницкая Мария. «О гномах и сиротке Марысе»
- Крюс Джеймс. «Мой прадедушка, герои и я», «Тим Талер или проданный смех»
- Кэрролл Льюис. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»
- Линдгрен Астрид. «Пеппи Длинный Чулок»
- Левитан «Солнышкино королевство»
- Легенды и мифы Древней Греции
- Лондон Джек. «Белый клык»
- Лунин Виктор. «Приключения Сдобной Лизы»
- Льюис Клайв. «Хроники Нарнии»
- Некрасов Андрей. «Приключения капитана Врунгеля»
- Одоевский Владимир. «Городок в табакерке»
- Олеша Юрий. «Три толстяка»
- Пройслер Отфрид. «Крабат», «Маленькая Баба Яга», «Маленький водяной»
- Рауд Энно. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»
- Свифт Джонатан «Путешествие Гулливера»
- Стрид «Невероятная история о гигантской груше»
- Сэтон-Томпсон Эрнест. «Рассказы о животных»
- Таск Сергей. Тайна рыжего кота
- Толмачева Мария. «Как жила Тася»
- Фриш Карл. «Десять маленьких непрошенных гостей»
- Экхольм Ян. «Тутта Карлсон. Первая и единственная»
- Янссон Туве. «Мемуары папы Муми-тролля», «Шляпа волшебника»
Книги школьникам
- Список Путина (книги школьникам)
- Самые лучшие книги по версии журналов
- Книги-детективы для школьников
- Лучшие современные книги, чтобы «рассчитаться» школьнику
- Мировые бестселлеры на русском языке для детей
- Булычев. «Девочка с Земли»
- Верн. «Дети капитана Гранта»
- Дефо. «Робинзон Крузо»
- Киплинг. «Маугли»
- Осеева. «Динка»
- Парр. «Вафельное сердце»
- Портер. «Полианна»
- Роулинг. «Гарри Поттер»
- Сабитова. «Мышь Гликерия»
- Томпсон. «Маленькие дикари»
Зачем читать книги детям
Семья, в которой родители не читают сами, и не стараются вызвать интерес своих детей к книге, к сожалению, не редкость. Семейное чтение перестало являться традицией, хотя для благополучного развития ребенка оно значимо.
У ребенка, которому не читают книги, отсутствует интерес к восприятию художественной литературы, дети не умеют воспроизводить услышанное, слушать и слышать, словарный запас таких детей беден и ограничен. У ребенка в достаточной степени не сформированы социальные модели поведения.
Совместное чтение – это важная форма общения ребенка и родителей, позволяющее поддержать полноценное общение в семье.
Чтение и обсуждение прочитанного — это лучший способ понять взгляды ребенка и сформировать его представление о себе как о значимой личности.
Надеемся, вам пригодится представленный «Список книг до школы» для организации совместного чтения с ребенком. Приятных вам вечеров!
Зайчонок, родившийся летом, к осени подрос и заметил, что многие лесные жители начали делать запасы еды на зиму, а многие птицы улетели на юг. Зайчишке стало тревожно, но пришла зима, его шубка стала белая и корм он научился добывать.
Летом в лесу, на полянке, у длинноухой зайчихи родился зайчонок. Родился он не беспомощный, голый, как какие-нибудь мышата или бельчата, совсем нет. Он явился на свет в серой пушистой шёрстке, с открытыми глазками, такой шустрый, самостоятельный, сразу же мог бегать и даже прятаться от врагов в густой траве.
— Ты у меня молодец, — сказала ему зайчиха на зайчином своём языке. — Лежи здесь тихонько под кустиком, никуда не бегай, а если начнёшь бегать, скакать, на земле от твоих лапок следы останутся. Наткнётся на них лиса или волк, сразу тебя по следу найдут и съедят. Ну, будь умник, отдыхай, набирайся побольше сил, а мне нужно побегать, лапки размять.
И зайчиха, сделав большой прыжок, ускакала в лес. С тех пор зайчонка кормила не только родная мать, но и другие зайчихи, те, что случайно забегали на эту полянку. Ведь у зайцев так исстари завелось: наткнётся зайчиха на малыша, ей всё равно, свой ли, чужой, обязательно молоком покормит.
Скоро зайчонок совсем окреп, вырос, начал есть сочную траву и бегать по лесу, знакомиться с его обитателями — птицами и зверьками.
Стояли погожие дни, еды кругом было вволю, а в густой траве, в кустах легко спрятаться от врагов.
Зайчишка жил себе, не тужил. Так, ни о чём не заботясь, и прожил косой тёплое лето.
* * *
Но вот наступила осень. Захолодало. Пожелтели деревья. Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. Потом листья опускались на землю. Они лежали там неспокойно: всё время возились, перешёптывались между собой. И от этого лес наполнился тревожным шорохом.
Зайчишка почти не мог уснуть. Каждую минуту он настораживался, прислушивался к подозрительным звукам. Ему всё казалось, что это не листья шуршат от ветра, а кто-то страшный подкрадывается к нему из-за кустов.
Заяц и днём часто вскакивал, перебегал с места на место, отыскивал укрытия понадёжней. Искал и не находил.
Зато, бегая по лесу, он повидал много нового, интересного, чего раньше летом никогда не видывал. Он заметил, что все его лесные знакомцы — звери и птицы — о чём-то хлопочут, что-то делают.
Однажды он встретил белку, но она не прыгала, как обычно, с ветки на ветку, а спустилась на землю, сорвала гриб подосиновик, потом схватила его покрепче в зубы и вместе с ним вскочила на дерево. Там белка засунула гриб в развилку между сучками.
Зайчишка увидел, что на этом же дереве уже висит несколько грибов.
— Зачем ты их рвёшь и вешаешь на сучки? — спросил он.
— Как — зачем? — ответила белка. — Скоро придёт зима, всё кругом покроется снегом, тогда трудно будет достать еду. Вот я теперь и спешу заготовить побольше запасов. Сушу на сучьях грибы, собираю в дуплах орехи и жёлуди. А ты разве сам не запасаешь на зиму еду?
— Нет, — отвечал зайчишка, — я не умею этого делать. Мама-зайчиха меня не научила.
— Плохи твои дела, — покачала головой белка. — Тогда утепли хоть получше своё гнездо, заткни мохом все щели.
— Да у меня и гнезда нет, — смутился зайчишка. — Я сплю под кустиком, где придётся.
— Ну, это уж никуда не годится! — развела лапками хозяйственная белка. — Не знаю, как ты зиму перезимуешь без запасов еды, без тёплого гнёздышка.
И она вновь принялась за свои хлопоты, а зайка грустно запрыгал дальше.
Уже наступил вечер, заяц добрался до глухого оврага. Там он остановился и чутко прислушался. Вниз по оврагу с лёгким шумом то и дело скатывались небольшие комочки земли.
Зайчишка привстал на задние лапы, чтобы разглядеть получше, что творится там, впереди. Да это барсук хлопочет возле норы. Заяц подбежал к нему и поздоровался.
— Здравствуй, косой, — ответил барсук. — Ты всё скачешь? Ну сядь, посиди. Ух, и устал я, даже лапы болят! Вон сколько земли из норы повыгреб.
— А зачем ты её выгребаешь? — поинтересовался зайчишка.
— К зиме нору чищу, чтобы просторней была. Вычищу, потом моху, опавшей листвы туда натаскаю, устрою постель. Тогда мне и зима не страшна. Лежи-полёживай.
— А мне белка советовала к зиме гнездо устроить, — сказал заяц.
— Не слушай её, — махнул лапой барсук. — Это она у птиц научилась на деревьях гнёзда вить. Пустое занятие. Зверям нужно в норе жить. Вот так, как я живу. Помоги мне лучше прорыть запасные выходы из норы. Устроим всё, как нужно, заберёмся в нору, вместе зимовать будем.
— Нет, я не умею нору копать, — ответил зайчишка. — Да и сидеть под землёй в норе не смогу, я там задохнусь. Лучше под кустиком отдыхать.
— Вот мороз тебе скоро покажет, как под кустиком отдыхать! сердито ответил барсук. — Ну, не желаешь мне помогать, тогда беги куда хочешь. Не мешай мне жилище устраивать.
Побежал зайка дальше, выбежал на берег лесной речушки. Выбежал и насторожился.
Невдалеке от воды кто-то большой, неуклюжий возился возле осинки. «Бобр, он самый и есть», — разглядел заика и в два прыжка очутился возле него.
— Здравствуй, приятель, что ты тут делаешь? — спросил зайчишка.
— Да вот тружусь, подгрызаю осину, — не спеша отвечал бобр. Повалю на землю, тогда начну обкусывать сучья, стаскивать в речку, хатку свою к зиме утепляю. Видишь, на островке мой домик — он весь из сучьев построен, а щели илом промазаны, внутри у меня тепло, уютно.
— А как же в твой домик войти? — спросил Зайчишка. — Входа нигде не видно.
— Вход в мою хатку устроен внизу, под водой. Доплыву я до островка, нырну до самого дна, там и вход в свой домик найду. Лучше нет звериного домика, чем моя хатка. Давай вместе её утеплим к зиме, вместе и зимовать будем.
— Нет, — отвечал зайчишка, — нырять и плыть под водой я не умею, сразу же утону, лучше я под кустиком перезимую.
— Зря не хочешь со мной зимовать, — отвечал бобр и принялся грызть осинку.
А зайчишка заковылял дальше, прочь от реки, обратно в лес.
Вдруг что-то как зашуршит в кустах! Косой уже хотел броситься наутёк, но тут из опавшей листвы выглянул старый знакомец — ёжик.
— Здорово, дружище! — крикнул он. — Ты что это такой невесёлый, уши развесил?
— Огорчили меня приятели, — отвечал зайчишка. — Говорят, нужно на зиму тёплое гнёздышко или хатку строить, а я не умею.
— Хатку строить? — рассмеялся ёжик. — Вот глупости! Ты лучше делай так, как я делаю: каждую ночь я поплотней наедаюсь, запасаю побольше жиру, а когда достаточно запасу, тут меня начнёт в сон клонить. Заберусь я тогда в опавшие листья, в мох, свернусь клубком да и засну на всю зиму. А когда спишь, тогда ни мороз, ни ветер тебе не страшны.
— Нет, — отвечал зайчишка, — проспать я всю зиму не смогу. Сон у меня чуткий, тревожный, я поминутно от каждого шороха просыпаюсь.
— Ну, тогда делай как знаешь, — ответил ёжик. — Прощай, мне пора местечко себе для зимнего сна присмотреть.
И зверёк снова скрылся в кустах.
Поплёлся зайчишка дальше по лесу. Бродил, бродил. Уже и ночь прошла, утро настало. Выбрался он на полянку. Глядит — на ней много много дроздов собралось. Все деревца облепили и по земле скачут кричат, трещат, спорят о чём-то.
— О чём вы спорите? — спросил зайчишка дрозда, который сидел к нему поближе.
— Да вот обсуждаем, когда нам лететь отсюда на зиму в тёплые страны.
— А разве в нашем лесу вы зимовать не останетесь?
— Что ты, что ты! — удивился дрозд. — Зимой выпадет снег, укроет всю землю и ветви деревьев. Где же тогда еду раздобыть? Летим с нами на юг, там зимою тепло и всякой еды вволю.
— Ты разве не видишь, у меня и крыльев нет, — грустно ответил заяц. — Я ведь зверёк, а не птица. Звери летать не умеют.
— Вот и неправда, — возразил дрозд. — Летучие мыши тоже зверьки, а летают не хуже нас, птиц. Они уже улетели на юг, в тёплые страны.
Зайчишка ничего не ответил дрозду, махнул только лапкой да и побежал прочь.
«Как же я зимовать буду? — тревожно думал он. — Все звери и птицы каждый по своему к зиме готовятся. А у меня нет ни тёплого гнёздышка, ни запасов еды, и лететь на юг я не сумею. Наверное, мне придётся умереть от голода и холода».
* * *
Прошёл ещё месяц. Кусты и деревья сбросили последние листья. Наступила пора дождей, холодов. Лес сделался хмурым, унылым. Большинство птиц улетело в тёплые страны. Звери попрятались в норы, в гнёзда, в логовища. Невесело было зайчишке в пустом лесу, да к тому же с ним приключилась беда: зайка вдруг заметил, что шкурка на нём начала белеть. Летняя, серая шерсть сменялась новой — пушистой, тёплой, но зато совсем белой. Сперва побелели задние ноги, бока, потом спинка и, наконец, голова. Только кончики ушей остались чёрными.
«Как же мне теперь от врагов прятаться? — с ужасом думал заяц. В белой шубе меня и лисица и ястреб сразу заметят». И зайчишка забивался в самую глушь, под кусты, в болотистые заросли. Однако и там белая шубка легко могла его выдать зоркому глазу хищника.
Но вот однажды, когда зайчишка лежал, забравшись под кустик, он увидел, что всё кругом как-то вдруг потемнело. Небо укрыли тучи; однако из них не закапал дождь, а посыпалось что-то белое и холодное.
Первые снежинки закружились в воздухе, стали садиться на землю, на блёклую траву, на голые сучья кустов и деревьев. С каждой секундой снег падал всё гуще и гуще. Уже невозможно было разглядеть ближайшие деревья. Всё утонуло в сплошном белом потоке.
Снег перестал только к вечеру. Небо прояснилось, выглянули звёзды, яркие и лучистые, как голубые морозные иглы. Они осветили поля и леса, принаряженные, укрытые белым покровом зимы.
Уже давно наступила ночь, а зайчишка всё лежал под кустом. Ему страшно было выбраться из своей засады и отправиться на ночную прогулку по этой необычно белой земле.
Наконец голод всё же заставил его покинуть убежище и поискать еду.
Найти её было не так уж трудно — снег только слегка прикрыл землю и даже не спрятал самых маленьких кустиков.
Но случилась совсем другая беда: едва зайчишка выскочил из-под кустов и перебежал полянку, он с ужасом увидал, что всюду за ним тянется вереница его следов.
«По таким следам любой враг меня легко может найти», — подумал косой.
Поэтому, когда под утро он снова отправился на дневной отдых, зайка ещё тщательнее, чем раньше, запутал свои следы.
Только проделав это, он спрятался под кустик и задремал.
Но зима принесла с собой не одни огорчения. Когда рассвело, зайчишка с радостью увидал, что его белая шубка совсем незаметна на белом снегу. Зайка будто оделся в шубку-невидимку. К тому же она была куда теплее его летней серенькой шкурки, отлично спасала от мороза и ветра.
«Зима не так уж страшна», — решил зайчишка и спокойно задремал на весь день до вечера.
Но таким приятным оказалось только начало зимы, а потом дело пошло всё хуже и хуже. Снегу нападало очень много. Его почти невозможно было разрыть, чтобы добраться до уцелевшей зелени. Зайчишка напрасно бегал по высоким сугробам в поисках пищи. Не часто удавалось ему пожевать какую-нибудь торчавшую из-под снега веточку.
Однажды, бегая в поисках еды, заяц увидел лесных великанов лосей. Они спокойно стояли в осиннике и с аппетитом обгладывали кору и побеги молодых осинок.
«Дай-ка и я попробую, — подумал зайчишка. — Только вот беда: у лосей ноги высокие, шеи длинные, им легко дотянуться до молодых побегов, а я как же достану?»
Но тут ему на глаза попался высокий снежный сугроб. Зайчишка вскочил на него, встал на задние лапы, легко дотянулся до молодых, тонких веточек и стал их обгладывать. Потом и кору осинки погрыз. Всё это ему показалось очень вкусным, и он наелся досыта.
«Значит снег большой беды не наделал, — решил косой. — Он спрятал траву, но зато позволил добраться до веток кустов и деревьев».
Всё было бы ничего, вот только мороз и ветер начали донимать зайчишку. Не спасала его даже тёплая шубка. От стужи некуда было спрятаться в голом зимнем лесу.
«Ух, как холодно!» — говорил косой, бегая по лесной полянке, чтобы немного согреться.
Наступил уже день, давно пора отправляться на отдых, а заяц всё никак не мог разыскать себе место, чтобы укрыться от ледяного ветра.
На самом краю поляны росли берёзы. Вдруг зайчишка увидел, что на них спокойно расселись и кормятся большие лесные птицы — тетерева. Они прилетели сюда, чтобы полакомиться серёжками, которые висели на концах тонких ветвей.
— Ну, наелись — пора отдохнуть, — сказал старый тетерев своим собратьям. — Скорей спрячемся в норки от сердитого ветра.
«Какие же могут быть норки у тетеревов?» — удивился зайчишка.
Но тут он увидел, что старый тетерев, сорвавшись с ветки, комом упал прямо в снег, будто в воду нырнул. Точно также поступили и другие тетерева, и скоро вся стая скрылась под снегом.
«Неужели же там тепло?» — удивился зайчишка и решил тут же попробовать вырыть себе снежную норку. И что же? В норке под снегом оказалось куда теплее, чем на поверхности. Ветер не продувал, да и мороз донимал много меньше.
С этих пор зайчишка вполне освоился с тем, как ему зимовать. Белая шубка в белом лесу укрывала его от глаз врага, сугробы снега помогали добраться до сочных побегов, а глубокая норка в снегу спасала от холода. Зайчишка чувствовал себя зимою среди заснежённых кустов не хуже, чем летом в зелёных цветущих зарослях. Он даже и не заметил, как миновала зима.
* * *
И вот снова пригрело солнце, растопило снег, вновь зазеленела трава, распустились листья на кустах и деревьях. Из южных стран возвратились птицы.
Хлопотунья белка вылезла из гнезда, где пряталась зимою от холода. Выбрались из своих убежищ барсук, бобр и колючий ёжик. Каждый из них рассказал о том, как он проводил долгую зиму. Каждый считал, что провёл её лучше других. И все вместе они удивлялись, глядя на зайца. Как же, бедняга, он зимовал без тёплого гнёздышка, без норы, без съестных запасов? А зайка слушал своих друзей да только посмеивался. Ведь ему совсем неплохо жилось зимой в его белоснежной шубке-невидимке.
На нём и теперь, весною, тоже была шубка-невидимка, только другая, под цвет земли — не белая, а серенькая.
(Илл. Никольского Г.)