Снежная сказка однокоренные слова

Цель: формировать умение распознавать и подбирать однокоренные слова. ход урока i. сообщение темы и цели урока на доске записаны слова.

Цель: формировать умение распознавать и подбирать однокоренные слова.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

(На доске записаны слова.)

Печурка, печать, печка.

Желток, железо, желтый.

Чем похожи эти слова? (У них есть общая часть.)

Найдите лишнее слово в каждой строке. (Впервой — печать, во второй — железо.)

Почему эти слова лишние? (Они имеют другое значение.) Тема урока: «Признаки однокоренных слов».

III. Чистописание

IV. Работа по теме урока

Подберите однокоренные слова.

Машина — ..ист, море — ..як, скрипка — ..ач, рыба — ..ак, ягода — ..ник, баян — ..ист.

Найдите корень в каждой паре слов.

Прочитайте. Найдите однокоренные слова, которые подо­брала Катя. Что вы можете о них сказать? (Они не являются однокоренными. У них разное значение.)

Найдите однокоренные слова, которые подобрал Дима. Что вы можете о них сказать? (Эти слова однокоренные. У них есть общая часть и общее значение.)

Прочитайте. Найдите рассуждение.

Выполните задание.

Прочитайте слова. Назовите корень.

V. Физкультминутка

Сейчас я прочитаю вам сказку.

Два корня Встретились однажды корень куста и корень слова

Здравствуй, — говорит один, — я корень, а ты кто?

А я тоже корень, — отвечает другой.

Я в земле живу, — сказал первый. — А ты где живешь?

А я живу в словах, — ответил второй.

Ну какой же корень может жить в словах? — усмехнулся первый. — Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки, И вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растет?

Не хвастайся, — отвечает с улыбкой второй. — От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не расте­ний, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только ИЗ одного корня -лет-.

Подумаешь! — не унимается первый. — Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!

А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, НИ фруктов, ни ягод даже назвать-то нельзя! — не сдается второй. Услышали их спор люди и говорят:

Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие Корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех род­ственных слов всегда есть тоже общий корень — общая для всех часть, ОТ которой все они произошли.

О каких же корнях шла речь в сказке?

Какой из этих корней людям нужнее? (Упр. 296.)

Найдите однокоренные слова. Докажите, что они являются однокоренными. (Точилка и точит — имеют общий корень и общее значение. Точилкой точат карандаши.)

Найдите памятку № 3. Подготовьтесь к письму по памяти.

Закройте учебники. Запишите. Выделите корень в одноко­ренных словах.

VII. Итог урока

Назовите два признака однокоренных слов.

Домашнее задание Упр. 297.

Урок 123. Признаки однокоренных слов
{продолжение)

Цели: закрепить умение распознавать и подбирать однокорен­ные слова; развивать мышление, память, речь учащихся.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

Так же как и у кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам: Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. Летчик, самолет, полет. Ледяной, ледовый, лед. Сад, посадка, посадил. Род, родители, родил. Ходит, выходка, ходы. Трудовой, трудись, труды.

Назовите корень в однокоренных словах. Тема урока: «Признаки однокоренных слов».

II. Проверка домашнего задания

Прочитайте однокоренные слова, которые вы подобрали. Назовите в этих словах корень.

III. Чистописание

IV. Работа по теме урока

(Выборочный диктант.)

Из слов, записанных в скобках, выпишите только одноко­ренные слова к данному слову. Выделите корень.

Липа (прилипнуть, липовый, липка, налипло, липонька, нали­пать).

Осина (посинеть, осень, осинник, оси, подосиновик, осенний, осинка).

Объясните значение слова проталинки. (Место, где стаял снег и открылась земля.)

Подберите однокоренные слова к этому слову. (Таять, растаял, оттаял.)

Прочитайте памятку № 3. Подготовьтесь к письму по памяти.

Закройте учебники. Запишите. (Упр. 299.)

Прочитайте. Все ли пары слов являются однокоренными? (Примерный ответ. Слова дети — малыши, мороз — холод, тропа — дорога имеют общее значение, но у них нет общего корня, поэтому они не являются однокоренными. Слова гора — горе имеют общий корень, но значение у них разное, поэтому они не являются однокоренными.)

Выполните задание.

Прочитайте. Назовите корень.

V. Физкультминутка

VI.Закрепление изученного материала

Прочитайте. О чем говорится в тексте?

Какие орфограммы встретились в словах?

Объясните их правописание.

Выполните задание.

А сейчас давайте поиграем в игру «Найди пару». Найдите в каждом столбике пары родственных слов.

Стол — столбы Азбука — алфавит

Пень — пенка День — деньги

Коза — козленок Лимон — лимонад

Коза — стрекоза Лимон — апельсин

Ком — комната Вода — водитель

Сад — досада Пять — пятка

Дорога — подорожник Час — часто
Конь — конец

Почему остальные пары слов не являются родственными?

VII. Итог урока

Какие слова называются однокоренными?

Домашнее задание Упр. 302.

Конспект урока.
Подготовила
Каменщикова Ольга Ивановна
учитель начальных классов
МОБУ Молчановская СОШ
Класс: 2 класс
УМК ` Школа России`
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа
Тема урока: признаки однокоренных слов.
Тип учебного занятия: урок формирования знаний
Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.

Метапредметная тема: — развитие умения работать с информацией;
— развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
— развитие умения использовать различные способы поиска информации;
Образовательные: учить детей находить корень в словах, распознавать однокоренные слова по двум признакам и подбирать однокоренные слова.
Развивающие: развивать наблюдательность, умения вести учебный диалог, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять схемы; обогащать словарный запас детей. — развитие умения использовать различные способы поиска информации;
— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

Воспитательные: развивать умение работать совместно в парах, группах.
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
Оборудование
— Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки, заготовки для эмоциональной оценки;
— Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;
Ход урока
1.Организационный момент.
Мягкая посадка (дети читают слова, объясняют орфограмму и при правильном ответе садятся на место)
Сн.га, з.ма, с.сна, к.за, тр.ва, .кно, д.ма, ст.на, сл.ны, п.ля.
-Что мы должны помнить при написании слов с безударным гласным в слове?
-Как проверить слова с безударным гласным в слове?
2.Мотивация учебной деятельности
Эмоциональный настрой
Я спросила все готовы
Отвечайте (все готовы)
Мои детки все здоровы
Отвечайте. (все здоровы)
Будет солнышко опять
На уроке нам сиять
Лучики пошлёт для всех
Обеспечен вам успех
-Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету прошепчу: Будет интересно!
-Открываем тетради, пишем число, классная работа.
-Какие орфограммы вспоминаем, выполняя данное задание?
3.Минутка чистописания
-Вам загадку загадаю, я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!
Он всю зиму в доме спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной(медведь)
-Скажите, какой первый звук в слове медведь?
-Какой буквой, обозначается этот звук?
-Дайте полную характеристику звука.
-Какую букву будем писать сегодня на уроке?
Мм ма ам мам ама
-Что начинаем писать с большой буквы?
-Как мы их называем?
4.Словарно-орфографическая работа
— Запишите под диктовку слова.
Ветер, ворона, воробей, девочка, заяц, корова, медведь, лисица, петух, собака.
-Можно ли проверить написание этих слов? (Написание нужно запомнить.)
-Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю)
-Кто не стал проверять по словарю и уверен, что все слова написаны правильно?
-Как называются эти слова?
-Каким одним словом можно их все назвать? (а)имена существительные, б)нарицательные, в)одушевлённые)
-Посмотрите о каком звере говорилось в загадке?
— О чём будем помнить при написании слова медведь? (Парные согласные)
— Как проверить парные согласные на конце слова?
-Наш медведь сладкоежка, он очень любит малину. Если вы хотите его побаловать, помогите выполнить задание. В начале урока вспомнили правило.Примените его.

4.Проверка Д.З.
-Прочитайте, какие родственные слова придумали к слову сад.
-Какой корень вы выделили в словах?
-Покажите карточку, которая показывает обозначение корня.
-Кто составил предложение?
-Кому захотелось составить рассказ?

Послушайте стихотворение
Назовите однокоренные слова.
Как-то много лет назад
Посадили дивный сад
Не был этот сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово, слово корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло
Стало много новым слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод
Иль садовник к нам идёт.
Очень очень интересно
Погулять в саду словесном!

Почему вы так считаете?
К какой части речи относится каждое слово?
Выделите корень в словах.
Что заметили?
От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.
— Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах пишутся одинаково)
5. Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.
-Что нового узнали о словах на предыдущем уроке?
-Ребята, кто помнит, как называются слова, которые имеют общее значение?
-Как иначе называются родственные слова?
— Как называется эта общая часть родственных слов?

Родственные слова.
Однокоренные слова.

Общая часть общее значение
корень
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
— Чему хотели бы научиться?
Работа по алгоритму
1. Определить значение слова.
2. Подобрать родственные слова.
3. Найти общую часть корень
-Мы найдем слова родные-однокоренные
6 Игра Пригласи в гости
7.Групповая работа
— Ребята, назовите два признака однокоренных слов и уберите лишнее слово
Добрейший, добрый, доброта, добраться.
Лось, лосиха, лоскут, лосенок.
Порт, портовый, портрет, портовик
День, деньги, денёк, денёчек.
Вода, водяной, водитель, водичка.
8.Работа в парах

Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Горные, горка, городок.
Пес, песочный и песок.
Моряки, морской, моржи.
Корень, корневой, коржи.

9.Индивидуальная работа
Упражнение 297 взаимопроверка
-12. Домашнее задание
Повторить правило
Упр.296
13 Рефлексия Самооценка
Подведение итога работы
— доволен собой
— не совсем доволен
— не доволен
Оцените результаты своей работы
14.Итог урока

Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам.
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились

Литература
1.Учебник: Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа;
2.Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс: к учебнику Т.Г.Рамзаевой Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа;, И.В.Иванова. 2-е изд.,М. Издательство Экзамен 2012.-495с.(Серия Учебно-методический комплект)
3.Веселая грамматика, В. Волина, М.: Просвещение, 2004
4. Учимся играя, В. Волина, М.: Просвещение, 2004
5.Электронные источники информации.

МОУ Лицей г. Истры

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

по теме: «Признаки однокоренных слов»

учитель начальных классов

Гурьянова Н.В.

Истра, 2015 г.

Тема урока:

«Признаки однокоренных слов.»

Тип учебного занятия:

урок формирования знаний

Формы работы:

фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.

Метапредметная тема:

Развитие умения работать с информацией;
— развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

Образовательные:

учить детей находить корень в словах, распознавать однокоренные слова по двум признакам и подбирать однокоренные слова.

Развивающие:

Развивать наблюдательность, умения вести учебный диалог, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять схемы;

Обогащать словарный запас детей.

Развитие умения использовать различные способы поиска информации;
— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.

(познавательные УУД);
— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

Воспитательные:

Развивать умение работать совместно в парах, группах.
— формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

Оборудование


— Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки, заготовки для эмоциональной оценки;
— Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;

Ход урока

I

. Организационный момент.
(3 мин.)


Мягкая посадка (дети читают слова, объясняют орфограмму и при правильном ответе садятся на место)
Сн.га, з.ма, с.сна, к.за, тр.ва, .кно, д.ма, ст.на, сл.ны, п.ля.
— Что мы должны помнить при написании слов с безударным гласным в слове?
— Как проверить слова с безударным гласным в слове?

II

. Мотивация учебной деятельности
(2 мин.)


— Эмоциональный настрой
Я спросила все готовы
Отвечайте (все готовы)
Мои детки все здоровы
Отвечайте (все здоровы)
Будет солнышко опять

На уроке нам сиять
Лучики пошлёт для всех
Обеспечен вам успех

— Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету прошепчу: Будет интересно!
— Открываем тетради, пишем число, классная работа.
— Какие орфограммы вспоминаем, выполняя данное задание?

III

. Минутка чистописания
(1 мин.)


— Вам загадку загадаю, я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!
Он всю зиму в доме спал,

Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной (медведь)
— Скажите, какой первый звук в слове медведь?
— Какой буквой, обозначается этот звук?
— Дайте полную характеристику звука.
— Какую букву будем писать сегодня на уроке?

Мм ма ам мам ама

— Что начинаем писать с большой буквы?
— Как мы их называем?

IV

. Словарно-орфографическая работа
(4 мин.)


— Запишите под диктовку слова.
Ветер, ворона, воробей, девочка, заяц, корова, медведь, лисица, петух, собака.


— Можно ли проверить написание этих слов? (Написание нужно запомнить.)
— Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю)
— Кто не стал проверять по словарю и уверен, что все слова написаны правильно?
— Как называются эти слова?
— Каким одним словом можно их все назвать? (а) имена существительные, б) нарицательные, в) одушевлённые)
— Посмотрите о каком звере говорилось в загадке?
— О чём будем помнить при написании слова медведь? (Парные согласные)
— Как проверить парные согласные на конце слова?
— Наш медведь сладкоежка, он очень любит малину. Если вы хотите его побаловать, помогите выполнить задание. В начале урока вспомнили правило. Примените его.

V

. Проверка Д/З

(5 мин.)


— Прочитайте, какие родственные слова придумали к слову сад.
— Какой корень вы выделили в словах?
— Покажите карточку, которая показывает обозначение корня.
— Кто составил предложение?
— Кому захотелось составить рассказ?

Послушайте стихотворение
— Назовите однокоренные слова.

Как-то много лет назад
Посадили дивный сад
Не был этот сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово, слово корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло

Стало много новым слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод
Иль садовник к нам идёт.
Очень очень интересно
Погулять в саду словесном!

Почему вы так считаете?
— К какой части речи относится каждое слово?
— Выделите корень в словах.
— Что заметили?
— От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.
— Назовите корень в этих словах.

Что вы заметили? (корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

VI

. Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.
(5 мин.)


— Что нового узнали о словах на предыдущем уроке?
— Ребята, кто помнит, как называются слова, которые имеют общее значение?
Родственные слова.

Как иначе называются родственные слова?
Однокоренные слова.


— Как называется эта общая часть родственных слов?
Общая часть общее значение корень


— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
— Чему хотели бы научиться?

Работа по алгоритму
1. Определить значение слова.
2. Подобрать родственные слова.
3. Найти общую часть корень
— Мы найдем слова родные — однокоренные

VII

. Игра «Пригласи в гости»

1. Групповая работа (5 мин.)

— Ребята, назовите два признака однокоренных слов и уберите лишнее слово
Добрейший, добрый, доброта, добраться.
Лось, лосиха, лоскут, лосенок.
Порт, портовый, портрет, портовик
День, деньги, денёк, денёчек.
Вода, водяной, водитель, водичка.

2. Работа в парах (5 мин.)

Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Горные, горка, городок.
Пес, песочный и песок.
Моряки, морской, моржи.
Корень, корневой, коржи.

3. Индивидуальная работа (10 мин.)

Упражнение 297 (взаимопроверка)

VIII

. Домашнее задание
(2 мин.)


— Открыли дневники записали домашнее задание

Повторить правило
— Упр.296

IX

. Рефлексия (
c

амооценка)

(2 мин.)


Подведение итога работы

— доволен собой
— не совсем доволен
— не доволен

Оцените результаты своей работы

X

. Итог урока

(1 мин.)


Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,

Огромное вам.
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились

Используемая литература:

1.Учебник: Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа;

2. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс: к учебнику Т.Г.Рамзаевой Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа;, И.В.Иванова. 2-е изд.,М. Издательство Экзамен 2012.-495с.(Серия Учебно-методический комплект)

3. Веселая грамматика, В. Волина, М.: Просвещение, 2004

4. Учимся играя, В. Волина, М.: Просвещение, 2004

Тема:
Признаки однокоренных слов. 2 класс

Цели:
1. Познакомить детей с двумя признаками однокоренных слов;

2. Развивать мышление, память;

3. Воспитывать интерес к русскому языку и аккуратность при письме

Оборудование:
компьютер, проектор
,
мультимедийная презентация

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

  1. Минутка чистописания.


Сейчас мы будем учиться красиво писать, а какую букву, вы определите сами.

Чистоговорка

Са-са-са в лесу бегает лиса

Ос-ос-ос на поляне много ос

Береги, лисица, нос.


Какие звуки обозначает буква с?
— Дайте характеристику звукам.
— Из каких элементов состоит с?

  1. Словарная работа.

Чтобы узнать, о чём будем говорить на уроке, разгадаем кроссворд.

Сто одежек и все без застежек.

У какого дерева осенью краснеют листья?

Дерево-символ России.

Ягода, похожая на клубнику.

Эту ягоду очень любит медведь.

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Дети записывают название растений, изображённых на картинках, объясняя орфограммы. Общее слово КОРЕНЬ.

2. Сравнение слов.

Что объединяет все слова?

слова
: существительные, нарицательные, ед. число, неодушевлённые

понятие
: растения, у этих растений есть корень

Кроме растений, у чего ещё бывает корень?
корень зуба, корень растений

3. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с признаками однокоренных слов. Научимся по этим признакам находить однокоренные слова.

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство с признаками однокоренных слов.

Загадка
.

«В воде она живёт, нет клюва, а она клюёт».
РЫБА

Заменим словосочетания и предложения одним словом.

  1. Маленькая рыба.
    РЫБКА, РЫБЁШКА
    .
  2. Процесс, когда ловят рыбу.
    РЫБАЛКА.
  3. Человек, который ловит рыбу.
    РЫБАК
    .
  4. Как сказать по-другому «ловить рыбу»?
    РЫБАЧИТЬ.

Что общего во всех слова?
(выделить общую часть)

Что можно сказать о значении этих слов?

Однокоренные слова имеют: 1. одинаковый корень

2. одинаковое значение.

2. Распознавание однокоренных слов
.

Из корня «ЛЁТ» выросло чудо-дерево с однокоренными словами.
ЛЁТ: отлёт, лётчик, перелёт, полёт, самолёт, вылет, лётный.


Посмотрите, тут ещё одно слово спряталось — ЛЕТО.

Чем оно похоже на данные слова?

Будет ли это слово родственным? Почему?


Лето — время года, летать — передвигаться по воздуху.

3. Чтение правила.

Как по-другому называются родственные слова? Почему?

IY. Физкультминутка

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать

V. Закрепление.

1.
Самостоятельная работа


А вы хотите вырастить своё дерево?
— Подберите однокоренные слова к слову СНЕГ (снежок, снежный, снеговик, снежинка, снегурочка, снегирь, подснежник
).

— Какое слово связано с весной? (подснежник)
— Придумайте предложение со словом подснежник. Найдите главные члены предложения.
— Проверяем.

2.
Упражнение в нахождении корня
.

Сейчас мы будем учиться находить корень в родственных словах.

1 ряд заморозки, морозец, морозный, мороз, заморозить

2 ряд лесной, лес, лесник, лесок, перелесок

3 ряд холодно, холод, холодный, холодок, холодильник

3. Упражнение в распознавании родственных слов


Поучимся распознавать родственные слова. Где слова родные, однокоренные?
лист, лисица, лисёнок
лось, лоскут, лосёнок
моряки, морской, моржи

вода, водитель, водяной

Докажите, что они однокоренные. Какого признака не хватает “лишнему” слову?

Какой «секрет» у однокоренных слов? (общая часть и близкие по значению)

4.
Упражнение в распознавании родственных слов
(выборочный диктант).

Прочитайте. Распределите слова на две группы (списать, если останется время).

Сад
, лес, лесной,
садовый
,
садик
, лесок,
садовник
, лесник.

Назовите группу родственных слов. Докажите, что они родственные слова?

VI. Итог урока. Оценка учащихся.

Назовите два признака однокоренных слов (общая часть слова и общее значение)

VII. Домашнее задание.

Составить текст, используя слова с корнем САД.
— Выделить однокоренные слова в своем тексте.

ТЕМА УРОКА:
Понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов.

Цели:
1. Познакомить с признаками однокоренных слов. 2. Развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные. 3. Учить выделять общую часть родственных слов – корень. 4. Прививать интерес к родному языку через элементы проектной деятельности.

ХОД УРОКА:

2. Введение в тему урока (диалог «корней»)

У. – Сегодня у нас необычный урок: у нас гости — два « корня».

Здравствуйте, я корень, а ты кто?

А я тоже корень.

Я в земле живу, а ты где живёшь?

А я живу в словах.

Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! От меня в земле начало берут ростки, и вырастает целое дерево с вкусными плодами. А от тебя что растёт?

Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают деревья, но другие.

Подумаешь! Мои плоды можно есть, а твоих и не съешь, наверное?!

Давай не будем спорить. Мы с ребятами попробуем тебе доказать, что всякие корни нужны людям.

У. – Ребята о корнях знают ещё с 1 класса . Мы сегодня многое повторим, узнаем, какое же дерево вырастает из корня слов. Готовы?

3.
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
« Бревно»


Первое задание выполняем в тетрадях. Это разминка перед дорогой — чистописание. Выполнив задание, мы преодолеем препятствие – «бревно».

Хохлатые х_х_тушки хох_том х_хотали.

Прочитать скороговорку: 1. орфографически ; 2 с ускорением темпа; 3. с интонацией восторга, возмущения, вопросительной, обиды. – записать.

Устно разобрать по членам предложения. Какое слово лишнее? Почему? («Хохлатые» — от слова «чуб», «Хохот» — от звукоподражания «хо-хо»)

Как называются остальные слова?

Что знаете об однокоренных словах?

Выделите корень в однокоренных словах в скороговорке.

Эти признаки однокоренных слов будут нашими помощниками в пути.

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Препятствие 1 – «Брёвнышки» На нашем пути — река. Подготовим для переправы «брёвна». Исключите лишнее слово. Объясните, почему (устно) Работаем в парах. Выделит корень.

· Учительница, научный, зубрилка, изучать.

· Пожар, жарко, пожарить, раскалить, жаровня.

· Молоко, молочный, молотить.

· Дерево, дуб, деревянный.

· Вихрь, ветер, ветрянка, ветрило.

· Осинка, оса, осиновый, подосиновик.

· Шестой, шесть, шест, шестнадцать.

· Жалко, жалить, жалеть.

· Печурка, печать, печка, выпечка.

Брёвнышки нам помогут в пути перебраться через реку.

Препятствие 2 – « Река» Вот и река, Работаем на листках. Вставить орфограммы, выделить корень у однокоренных слов. Я читаю текст:

Собрались у В_ды родственники. Подводник с В_дицей беседуют. В_д_ла_ (с) В_д_падом (на) солнышке греются. В_дитель(на) гармошке наигрывает. В_д_мерка (с) Вод_рослями заигралась. В_дич(ь)ка (по) камушкам на одной но_ке скачет. Даже сам В_дяной пожаловал. И все ст_руху Воду ждут.

Вышла мудрая В_да на крыльцо, глянула на гостей, сразу Ч_жака приметила. Велела ему и_ти прочь в св_ю с_м(ь)ю. Пошёл он, приг_рюнился. Где ему родственников искать?

ПРОВЕРКА
: — Кто оказался чужаком среди родственников Воды? Почему?

Почему гости его сразу не заметили?

Найдите ему родственников (водит, заводной…и т. д.)

Перечислите родственников воды. А ещё знаете?

Ответить на эти вопросы вам помогала ОРФОГРАФИЯ – правила написания слов (по)

Препятствие 3: «
Мостик» — По мостику из наших брёвен можно идти только парами. Работаем на карточках по рядам в парах.

1 ряд: Как зовут мастера?

Баян — …, касса — …., машина — …, груз — …, рыба — …, трактор -…, море — …, кран — …, скрипка — ….

2 ряд: Кто у кого детёныши?

У кошки — …, у волка — …., у зайца — …, у грача — …, у утки — .., у ежа-….,у коровы-…, у собаки — …

3 ряд: Кто где живёт?

Кролики в …, телята в …, поросята в…, лошадь в …, человек в …

Все ли слова однокоренные?

Мы сейчас образовывали новые слова. Этим занимается СЛОВООБРАЗОВАНИЕ – законами образования слов.(по)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(исполнение стихов в движении)

Мы вчера в поход ходили Улитка целый день ползла

Рано утром выходили Под кустарник подползла

И сначала бодро шли И на камень заползла

Но до цели не дошли А потом с него сползла

Задержались на привале От мальчишек уползла

Находились мы — устали По лесочку поползла и до дома доползла (авторы:Асадовы)

Какие вы услышали родственные слова?

Препятствие 4: « Поле» По мостику прошли, идём через поле.

Прочитайте, написанное на листке. Это текст? Что такое текст? Озаглавьте. На листках расставить знаки, вставить орфограммы, выделить корень в однокоренных словах. 2 человека работают в поле.

ПРОВЕРКА:
1. назовите однокоренные слова; 2 объясните орфограммы.

А слово «греки» вы считаете однокоренным словом к остальным7

Ответить на этот вопрос помогает ЭТИМОЛОГИЯ – наука, изучающая происхождение слов. (по Ожегову)

Оказывается « гречиха» — образовано славянами от – грек-. Первоначальное значение «греческий злак» связано с тем, что славяне узнали растение от греков (по словарю)

Ещё одну тайну этимологии слов откроет Аня Пирязева (см. доп.)

(вспомните о словаре В. Даля)

ИТОГ УРОКА

Вот и добрались мы до дерева.

«Корни»: 1-ый – Дорогой корень растений! Ребята убедили тебя, что корень слова нужен?

Да! Я ещё понял, как много надо знать.

Ребята, что вырастает из моих корней? А какая наука изучает древние корни? Кто отвечает за новые слова? Чтобы вы меня не забывали, дарю вам памятки в тетради открытий.

ВМЕСТЕ: Давайте жить дружно!

У:
— Оценка работы класса.

Сдать листы, вложив в тетрадь.

Все наглядные пособия сделаны детьми, в тетрадях по литературному творчеству – рассказы и сказки о корнях.

ДОМА
: В тетрадях открытий вклеить памятку, упр.

Презентация на тему Презентация по русскому языку Я знаю русский (5 класс), предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 20 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Я знаю русскийТурнир для 5 классаУчитель Власенко Татьяна Васильевна,МБОУ «СШ №30 г. ВОЛЖСКОГО»

Текст слайда:

Я знаю
русский

Турнир для 5 класса
Учитель Власенко Татьяна Васильевна,
МБОУ «СШ №30 г. ВОЛЖСКОГО»


Слайд 2

Выучи русский язык Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь

Текст слайда:

Выучи русский язык

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре —
Выучи русский язык.
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи —
Выучи русский язык!


Слайд 3

Выбери местоимение

Текст слайда:

Выбери местоимение


Слайд 4

У имени прилагательного отсутствует такой признак1) ВРЕМЯ2) РОД3) ЧИСЛО

Текст слайда:

У имени прилагательного отсутствует такой признак


Слайд 5

ПРИМЕР ГЛАГОЛА В НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ1) ПРЫГАЕТ2) ПРЫГАТЬ3) ПРЫГНЕТ4) ПРЫГНУЛ

Текст слайда:

ПРИМЕР ГЛАГОЛА В НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ

1) ПРЫГАЕТ
2) ПРЫГАТЬ
3) ПРЫГНЕТ
4) ПРЫГНУЛ


Слайд 6

ПРИМЕР ПОБУДИТЕЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ1) Наступила весна.2) Собери карандаши.3) Где моя книга?

Текст слайда:

ПРИМЕР ПОБУДИТЕЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Наступила весна.
2) Собери карандаши.
3) Где моя книга?


Слайд 7

Выделенное слово имеет переносное значение в предложении1) Я согрелся у костра.2) Хозяйка согрела воды. 3) Нас песня

Текст слайда:

Выделенное слово имеет переносное значение в предложении

1) Я согрелся у костра.
2) Хозяйка согрела воды.
3) Нас песня согрела в пути.


Слайд 8

Найди имя существительное женского рода1) ПЛОЩАДЬ2) ШАМПУНЬ3) ТЮЛЬ

Текст слайда:

Найди имя существительное женского рода

1) ПЛОЩАДЬ
2) ШАМПУНЬ
3) ТЮЛЬ


Слайд 9

МЕСТОИМЕНИЕМ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ СЛОВО1) БЕЛКА2) СДЕЛАЛ3) КРАСИВЫЙ

Текст слайда:

МЕСТОИМЕНИЕМ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ СЛОВО

1) БЕЛКА
2) СДЕЛАЛ
3) КРАСИВЫЙ


Слайд 10

УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЕИсходные слова Антонимы1) хорошо а) слабый2)красивый

Текст слайда:

УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЕ

Исходные слова Антонимы
1) хорошо а) слабый
2)красивый б) уродство
3) сильный в) плохо
г) отличный
д) безобразный


Слайд 11

Укажи имя прилагательное в форме женского рода, единственного числа, винительного падежа1) ПО ЗВЕРИНОЙ (ТРОПЕ)2) ДОБРУЮ (ПОДРУГУ)3) КРАСИВОЕ

Текст слайда:

Укажи имя прилагательное в форме женского рода, единственного числа, винительного падежа

1) ПО ЗВЕРИНОЙ (ТРОПЕ)
2) ДОБРУЮ (ПОДРУГУ)
3) КРАСИВОЕ (РАСТЕНИЕ)


Слайд 12

Зачеркни букву К, составь из букв слово и подбери к нему синоним К Б К О К Л

Текст слайда:

Зачеркни букву К, составь из букв слово и подбери к нему синоним

 К Б К О К Л К
Ь К Ш К О К Й

СИЛЬНЫЙ 2) МАЛЕНЬКИЙ
3) ОГРОМНЫЙ


Слайд 13

Расположи слова в алфавитном порядке и выбери правильный ответ1) помидор2) патиссон3) петрушка4) пастернак 1) 4, 2, 3,

Текст слайда:

Расположи слова в алфавитном порядке и выбери правильный ответ

1) помидор
2) патиссон
3) петрушка
4) пастернак

1) 4, 2, 3, 1 2) 3, 4, 1, 2 3) 4, 3, 1, 2


Слайд 14

Установи соответствие, определив падеж местоимений в словосочетанияхСловосочетания

Текст слайда:

Установи соответствие, определив падеж местоимений в словосочетаниях

Словосочетания Падежи
увидел тебя А) именительный
2) восхищаюсь вами б) родительный
подарить вам в) дательный
г) винительный
д) творительный
е) предложный


Слайд 15

Прочитай пословицу Единственный способ иметь друга – это быть другом.В пословице нет части речи1) Имя прилагательное2) Имя

Текст слайда:

Прочитай пословицу Единственный способ иметь друга – это быть другом.

В пословице нет части речи

1) Имя прилагательное
2) Имя числительное
3) Местоимение


Слайд 16

Установи соответствиеУстойчивые Значения

Текст слайда:

Установи соответствие

Устойчивые Значения
выражения устойчивых выражений
мозолить глаза а) засыпать
клевать носом б) разговаривать
точить лясы в) вглядываться
г) надоедать
д) лениться
е) обманывать


Слайд 17

К числу букв в подлежащем из предложения Скрыла туча солнца светПрибавь количество звуков [ Й ] ,

Текст слайда:

К числу букв в подлежащем из предложения Скрыла туча солнца свет

Прибавь количество звуков [ Й ] , встречающихся в предложении
Пролетают над головой ястребы.
Получившееся число умножь на количество букв в окончании слова КЛЕИТЬ.
Укажи получившееся число.

1) 21 2) 15 3) 14


Слайд 18

Сколько разных однокоренных слов к существительному СНЕГ есть в отрывкеИз стихотворения С.Погорельского «Снежная сказка»?До утра мела пурга,Воя-завывая,Ой,

Текст слайда:

Сколько разных однокоренных слов к существительному СНЕГ есть в отрывке

Из стихотворения С.Погорельского «Снежная сказка»?
До утра мела пурга,
Воя-завывая,
Ой, снега, снега, снега,
Без конца и края!

Ой, снежок, снежок, снежок,
Ты красуйся, празднуй!
Сотни солнышек зажег
Ты в снежинке каждой.


Слайд 19

Однокоренные слова к слову СНЕГОй, снежки, снежки, снежки,Бой на снежной горке!Ой вы, санки и коньки, Радости-восторги!Как Снегурки

Текст слайда:

Однокоренные слова к слову СНЕГ

Ой, снежки, снежки, снежки,
Бой на снежной горке!
Ой вы, санки и коньки,
Радости-восторги!

Как Снегурки все в снегу
Сосенки и ели.
Снегири к снеговику
В гости прилетели.

1) 5 2) 7 3) 8


Слайд 20

СПАСИБО ЗА РАБОТУМ О Л О Д Ц Ы!

Текст слайда:

СПАСИБО ЗА РАБОТУ


Предлагаем вам прочитать волшебную зимнюю сказку Г. Х.  Андерсена “Снежная королева” о том, как маленькая девочка Герда сможет победить всемогущую Снежную королеву.

Герда пройдёт очень длинный путь и преодолеет много трудностей, прежде чем она сможет помочь своему названному брату Каю, чьё сердце стало ледяным и холодным. Но, обо всём по порядку…

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ, в которой говорится о зеркале и его осколках 

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. Мальчик и девочка 

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ. Цветник женщины, умевшей колдовать 

ИСТОРИЯ ЧЕТВЁРТАЯ. Принц и принцесса 

ИСТОРИЯ ПЯТАЯ. Маленькая разбойница 

История VI. Читать онлайн

ИСТОРИЯ ШЕСТАЯ. Лапландка и финка

Олень остановился у жалкой избушки. Крыша спускалась до самой земли, а дверь была такая низенькая, что людям приходилось проползать в неё на четвереньках.

Дома была одна старуха-лапландка, жарившая при свете жировой лампы рыбу. Северный олень рассказал лапландке всю историю Герды, но сначала рассказал свою собственную — она казалась ему гораздо важнее. Герда же так окоченела от холода, что и говорить не могла.

— Ах вы, бедняги!—сказала лапландка. — Долгий же вам ещё предстоит путь! Придётся сделать сто миль с лишним, пока доберётесь до Финляндии, где Снежная королева живёт на даче и каждый вечер зажигает голубые бенгальские огни. Я напишу два слова на сушёной треске — бумаги у меня нет, — а вы снесёте её финке, которая живёт в тех местах и лучше моего сумеет научить вас, что надо делать.

Когда Герда согрелась, поела и попила, лапландка написала два слова на сушёной треске, велела Герде хорошенько беречь её, потом привязала девочку к спине оленя, и тот снова помчался.

Уф! Уф! — послышалось опять с неба, и оно стало выбрасывать столбы чудесного голубого пламени. Так добежал олень с Гердой и до Финляндии и постучался в дымовую трубу финки — у неё и дверей-то не было.

Ну и жара стояла в её жилье! Сама финка, низенькая, толстая женщина, ходила полуголая. Живо стащила она с Герды платье, рукавицы и сапоги, иначе девочке было бы чересчур жарко, положила оленю на голову кусок льда и затем принялась читать то, что было написано на сушёной треске.

Она прочла всё от слова до слова три раза, пока не заучила наизусть, и потом сунула треску в котёл с супом — рыба ведь ещё годилась в пищу, а у финки ничего даром не пропадало.

Тут олень рассказал сначала свою историю, а потом историю Герды. Финка мигала своими умными глазками, но не говорила ни слова.

— Ты такая мудрая женщина, — сказал олень. — Не изготовишь ли ты для девочки такое питьё, которое бы дало ей силу двенадцати богатырей? Тогда бы она одолела Снежную королеву.

— Силу двенадцати богатырей! — сказала финка. — Да, много в этом толку!

С этими словами она взяла с полки большой кожаный свиток и развернула его: на нём стояли какие-то удивительные письмена.

Финка принялась читать их и читала до того, что пот градом покатился с её лба.

Олень опять принялся просить за Герду, а Герда смотрела на финку такими умоляющим и, полными слёз глазами, что та опять заморгала, отвела оленя в сторону и, меняя ему на голове лёд, шепнула:

— Кай в самом деле у Снежной королевы, но он вполне доволен и думает, что лучше ему нигде и быть не может. Причиной же всему — осколки зеркала, что сидят у него в сердце и глазу. Их надо удалить, иначе Снежная королева сохранит над ним свою власть.

— А не можешь ли ты дать Герде что-нибудь такое, что сделает её сильнее всех?

— Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Но она не должна от нас узнать о своей силе, что живёт в её сердце; её сила в том, что она невинный, милый ребёнок. Если она сама не сможет проникнуть в покои Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то мы и подавно ей не поможем! В двух милях отсюда начинается сад Снежной королевы. Отнеси туда девочку, спусти у большого куста, покрытого красными ягодами, и, не мешкая, возвращайся обратно.

С этими словами финка подсадила Герду на спину оленя, и тот бросился бежать со всех ног.

– Ай, я без тёплых сапог! Ай, я без рукавиц! — закричала Герда, очутившись на морозе.

Но олень не смел остановиться, пока не добежал до куста с красными ягодами. Тут он спустил девочку, поцеловал её в самые губы, и по щекам его покатились крупные блестящие слёзы. Затем он стрелой пустился назад. Бедная девочка осталась одна, на трескучем морозе, без сапог, без рукавиц.

Она побежала вперёд что было мочи. Навстречу ей нёсся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба — небо было совсем ясное, и на нём пылало северное сияние, — нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились все крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее, самых удивительных видов и форм и все живые. Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие — стоголовых змей, третьи — толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями.

Но Герда смело шла всё вперёд и вперёд и наконец добралась до чертогов Снежной королевы.

Посмотрим же, что было в это время с Каем. Он и не думал о Герде, а уж меньше всего о том, что она так близко от него.

Источник: Г. Х. Андерсен. Снежная королева/ Для младшего школьного возраста. Рисунки В. Алфеевского,  1987.

ЧИТАТЬ СКАЗКУ ДАЛЬШЕ…

Читайте ещё одну сказку Ганса Христиана Андерсена “Девочка со спичками”.

Автор: Арсланова Ольга Валерьевна

Организация: детский сад «Золотая рыбка»

Населенный пункт: Самарская область, г.о. Кинель

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ.

Образовательная область: «Речевое развитие» «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

Образовательные: Систематизировать и закрепить знания детей о зиме. Повышать качество речевого развития у детей.

Развивающие: — уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, признаков по теме «Зима»;

—  развивать память, слуховое и зрительное внимание;

— учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными;

— рассказывать связно, полно и выразительно;                                                               

соотносить движение с текстом;

— подбирать однокоренные слова;                                                                              

— отгадывать загадки ;                                                                                                     

закрепление счёта и цифр в пределах 15.                                                                                                                                  

способствовать развитию эстетического вкуса.

Воспитательные: Развивать внимание, память, мышление.                                                                                                           

Способствовать развитию эстетического вкуса.

Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Коррекционные: Закреплять навыки связной речи, говорить не торопясь, выразительно.                                                                                                

Словарная работа: Снег, снежинки, сосульки, снегопад, снеговик.                                     

Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, широкоформатный экран, презентация в формате Power Point, простой карандаш, карточки и картинки с зимними предметами и явлениями, цветной картон, клей карандаш, манная крупа.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Интеллектуальная разминка

Воспитатель: ребята, сегодня наше занятие я хочу начать с чистоговорки, чтобы уметь красиво говорить. Проговорив её, вы узнаете тему нашего занятия. (Дети повторяют за воспитателем слова).

«Скажи чистоговорку о зиме».
Ок-ок-ок — на улице выпал снежок.
Ул-ул-ул — зимний лес до весны уснул.                                                             Ом-ом-ом – дети лепят снежный дом.
Ма — ма — ма – в город к нам пришла зима.                                                              Мы-мы-мы –не боимся зимы.

Воспитатель: О каком времени года говорится в чистоговорке?                 

 Дети: О зиме.                                                                                        Воспитатель: Совершенно верно, ребята! Мы сегодня с вами поговорим о самом загадочном времени года – о зиме. Присаживайтесь на свои места.

II. Основная часть занятия                                                                                                        Ну как ребята, согласны посвятить наше занятие Зиме?
Дети: Да.

Тогда так его и назовём «В гости к зимушке –зиме». Сейчас поиграем в игру-

Игра: «Подбери признак».

Воспитатель: Я буду называть существительное, а вы отвечая на вопрос, «какая» или «какой», и глядя на картинку(слайды) будете называть к нему прилагательные. Например: Зима какая? Морозная. Давать полный ответ.

Зима (какая?) — … (холодная, снежная, суровая, морозная).

Снег (какой?) — … (мокрый, холодный, пушистый, колючий, скрипящий).

Сосулька (какая?) — … (ледяная, холодная).

Сугроб (какой?) — … (холодный, высокий).

Воспитатель: Зима приготовила я для вас задания, и хочет проверить как вы с ними справитесь? Вы готовы справиться с заданиями которые приготовила для вас Зима?                                                                                                      

Дети: Да.

Воспитатель: Вот и первое задание. (Дети подходят к столу, выбирают и раскладывают подходящие картинки, объясняют свой выбор).

1. Игра: «Без чего не бывает зимы».                                                                   

Зимы не бывает без… (мороза, снега, снежинок, варежек, шапок, зимующих птиц, новогодних праздников и т.д.)

Снежная сказка однокоренные слова

Воспитатель: Молодцы! Справились с первым заданием. Переходим следующему. (Переходим ко второму столу).

Зима забыла дописать стихотворение, надо ей помочь, подсказать нужные слова. Слова не простые, а снежные.
 

2. Игра «Доскажи словечко»
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………снег!
С неба всё скользят пушинки серебристые……снежинки!
На поселок, на лужок, тихо падает …………снежок!
Вот веселье для ребят — все сильнее………снегопад!

Быстро варежки ищи, будем мы  играть в……снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился…………снеговик!
Словно в сказке, как во сне, землю всю укутал……снег!
Какие слова вы добавляли? (Снег, снежинки, снежок, снеговик)
На какое слово они все похожи? (На слово «снег»)

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Я предлагаю вам немного отдохнуть.                                                                                                 

Физминутка «Зимняя прогулка»

Ранним утром в лес ходили (ходьба с высоким подниманием колен),     Снежки из снега мы лепили (катаем руками снежки ),
Весело с горы катались (хлопаем в ладоши ),
Прыгали и улыбались (прыжки).
Очень холодно зимой (трем ладони друг об друга)-
Прибежали мы домой (возвращаемся на места)!

Воспитатель: Следующее задание начинается с загадки:

Снежная сказка однокоренные слова

Пока снеговики катались на лыжах и коньках, растеряли цифры. Вам надо восстановить числовой ряд. (Дети получают каточки с заданием).

3. Игра «Посчитай и допиши».

Снежная сказка однокоренные слова

Воспитатель: Молодцы! Справились с и с этим заданием. Переходим к следующему.  Опять загадка!                                                                                 

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые… (Снежинки)

Так-как зима у нас не снежная, Зима просит добавить ей снежинок. Сейчас мы будем рисовать снежинки.

4.Рисование «Снежинка». (Дети рисуют снежинку клеем, посыпают манной крупой. Готовые работы вывешивают на доску).

Итог занятия — Вспомните ребята, о чём мы говорили? — Что мы делали? — Что Вам понравилось?

Приложения:

  1. file0.docx.. 338,0 КБ

Опубликовано: 20.11.2021

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цели: Создать условия для формирования понятия корень и однокоренные слова.

Задачи:

Образовательные:

— дать понятие о родственных словах, о значении слова в группе родственных слов;

— учить выделять корень;

Развивающие:

— развивать речь, пополнять словарный запас;

— развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;

Воспитывающие:

— воспитывать чувство ответственности за свою работу, чувство взаимовыручки;

— воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Оборудование:

Раздаточный материал:

1. Задание на каждую группу

2. Карточки трех уровней

Рисунок дерева

Проектор, компьютер

Презентация

Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

-Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам внимание.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Пусть вам будет уютно и очень легко.

-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. –

2. Минутка чистописания:

Слайд 2 На слайде слова : енот, сетка, ежиха, пенал

— Какая буква есть во всех данных словах и может разделить их на 2 группы. — — На какие две группы она может разделить данные слова?

— В словах сетка, пенал она обозначает звук [э]-это.

— В словах енот, ежиха она обозначает два звука [й’], [э]

-Строчные е, чередуются с идущими по порядку буквами алфавита.

— Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до

конца строки.

3. Орфографическая работа.

— Мысленно уберите одинаковые буквы и узнаете слово, которое нам сегодня понадобится.

Слайд 3

АКАОАРАЕАНАЬА

4. Введение в тему урока.

— Ребята, а как вы понимаете значение этого слова? ( Рассуждения детей )

Слайд 4

Ребята, если у слова много значений, как называются такие слова? (Многозначные)

— Как вы думаете, какое значение слова корень, будет нам сегодня больше интересен? (Корень слова) Карточка

— Какова тема нашего урока?

— Что бы вы хотели повторить, узнать сегодня на уроке?

Слайд 5,6,7

1) Что такое корень?

2) Роль корня в слове.

3) Однокоренные слова.

5. Наблюдение над однокоренными словами.

— Ребята, послушайте сказку.

Жил – был корень — сад -. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

Сад, садик, посадить, садовый ,садовник,посадка

-Посмотрите и назовите их. Как они называются? Однокоренными.

Карточка

Что такое однокоренные слова? (Слова, к которых общий корень и значение)

— Каким значком выделяем корень? (дугой)

— А хотите сами быть садовниками?

— Работа в группах.

У вас на парте лежит файл с заданием. Достаньте. Прочитайте, что нужно сделать? Кому нужна моя помощь? Выполняйте.

Выберите только однокоренные слова и приклейте к дереву.

1 группа — рыб —

Рыбак, рыболов, карась, рыбка, щука.

Выберите только однокоренные слова и приклейте к дереву.

2 группа — ум –

Умный, умница, голова, умник, мысли , разум.

Выберите только однокоренные слова и приклейте к дереву.

3 группа — ворон –

Ворона, ворон, воровал , вороний.

Выберите только однокоренные слова и приклейте к дереву.

4 группа — вод –

Вода, водитель, водяной, подводник, водичка.

Выберите только однокоренные слова и приклейте к дереву.

5 группа –холод-

Холодный, холодит, мороз, холодильник.

Выберите только однокоренные слова и приклейте к дереву.

6 группа — сад-

Садовый, садик, садиться садовник,

Проверка :

— Какую роль корень играет в словах? (главную, важную)

— Что заключается в корне? (значение слова)

— Давайте проведём маленький эксперимент.

Попробуйте пальчиком закрыть корень и прочитать оставшуюся часть.

— Ясен ли смысл слов? (нет)

— Без какой части не бывают слова? Почему? (В корне заключен главный смысл, значение слова). Карточка

— Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл всех однокоренных слов) карточка

— Итак посмотрите на план нашего эксперимента и сделайте вывод: что такое корень?

— А где можно себя проверить? Давайте проверим.

— откройте учебник на стр. 86

6. Первичное закрепление.

— Найдите упражнение 117.

— Прочитайте задание. Что нужно сделать? Спишить. Выделить корень.

7. Физминутка.

— Вы наверное устали,

— Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес вы приседаете. Если с корнем сад вы прыгаете.

Лесной, садовый, лесник, лесочек, садик, посадка, лесовик.

8. Самостоятельная работа

— А сейчас вы будете работать по рядам.

Слайд 8. Проверка Слайд 9. У кого так же. Молодцы!

Итог: Итак ребята мы сейчас проверим, как вы поняли тему урока: Поиграем в игру «да», «нет» .

Если вы со мной согласны пишите да, если не согласны нет

  1. Корень – это главная часть слова и общая часть всех однокоренных слов.

  2. Корень обозначается домиком.

  3. В корне заключен общий смысл все однокоренных слов.

Молодцы!

— Ребята, какое время года сейчас?

— Послушайте стихотворение.

Снежная страна

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

— Ребята, какое время года описывается в стихотворении?

— Какие однокоренные слова вы услышали?

— Какой у них корень?

— Вот и к нам зима заглянула в класс и принесла вам задания

— У вас на партах лежат снежинки, у каждого свой цвет. Возьмите их и выполните задание самостоятельно.

I уровень

Прочитай. Выдели общую часть (корень).

Хлеб – хлебница, рука – рукавица, цветы – цветник, свет – светильник.

II уровень (о зиме)

Найди группу слов с одинаковым корнем. Выделите корень.

Выпал снег — упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке

Тают белые снежинки.

III уровень

В данном ряда найдите однокоренные слова парами: Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы.

Д…брота, т…снота, п…тна, д…брый, т…сный, п…тнистый.

Образец: синий – синева.

9. Итог: Слайд 10

— Над какой темой урока мы работали?

— Что нового узнали?

— Назовите два признака родственных слов.

— Как иначе называются родственные слова?

10. Рефлексия: Слайд 11

— Что узнали?

Над чем ещё надо поработать?

11. Спасибо за урок. Слайд 12

  • Снежный зайчик сутеев читать рассказ
  • Снежный женись на мне рассказ
  • Снежная королева отзывы сказка
  • Снежная королева интересные факты о сказке
  • Снежная королева кто автор этой сказки