Рассмотрим одно из самых неоднозначных и актуальных по сей день произведений Ивана Гончарова – роман «Обломов». Оно было написано в сложное время, когда за любую критику властей в произведениях авторов бросали в ссылки. Та пора стала переломной в стране, изменилось все – и социальные отношения, и экономические. Эти изменения нашли свое отражение в произведении Гончарова особо ярко. В нем заострено внимание на извечных проблемах человеческой жизни – любви, дружбе, смысле самой жизни каждого человека.
По сути, все проблемы этого произведения можно сформулировать всего одним словом – «обломовщиной», что значит безвольность и леность, тунеядство. Писатель это явление описывает как социальное бедствие, от него страдают все слои общества в разных формах. Однако, по мнению самого автора, это бедствие присуще сословию помещиков, именно в их среде это явление наиболее распространенно. Они привыкли вести феодальный – праздный образ жизни, который должен был давно уже выродиться. Обломовщина символизирует порочность высших сословий империи, которые живут по правилам, основанных на эксплуатации и угнетении других, более низких рангов. Кроме того, обломовщина – является олицетворением праздной жизни без забот.
Главный герой произведения является ярким примером общества, которое погрязло в обломовщине. Он родился и вырос в тихой деревне, а его сон показывает нам причины проблемы. Его родители вели несколько ленивый и беспечный образ жизни – их поместье пребывало частично в развалинах, мебель в помещениях застарелая и побитая, они жили в долгах, но всегда в полном довольствии. Жили они, ничего не делая, плывя по течению жизни. За них трудились крестьяне. К облененному образу жизни они приучили своего отпрыска с рождения.
Обломовщина противопоставляется активному образу жизни, который процветал в то время в Европе. Автор показал, что за границей труд более стоящий и более ценен, а еще там ценится образование и его развитие. К этим ценностям охотно стремится другой главный герой – Штольц, который выступает в роли антипода главного героя. Андрей сам выстраивает свою жизненную стезю, продвигаясь осознанно и целенаправленно, добивается исполнения своих целей, рассчитывая только на собственные силы.
Но и Штольца автор не особенно идеализирует, этому персонажу при его постоянном движении к цели не хватает внутренних качеств, таких как душевность, романтичность, мягкость, обходительность. Но зато эти черты есть у Ильи Обломова. Непрерывная суета нравится далеко не всем, не каждый человек может выдержать такой жизненный ритм. Но свою жизнь Андрей сделал гармоничной, деятельной, одухотворенной и осмысленной. С ним Ольга счастлива в браке, потому что их взгляды на жизнь и подходы к ней в основном похожи и жизненные цели тоже. Лишь на такой основе может сложиться крепкий семейный союз.
Большинство исследователей литературы считают, что роман Гончарова имеет социально-психологическую направленность, на это указывают поднимаемые в произведении проблемы и национальные вопросы. Писатель затрагивает национальные интересы, например особенности воспитания и формирования личностных качеств у героев – Обломова и Штольца, выросших на русских национальных ценностях дворянского общества и немецких. Андрею отец-немец привил основы своей культуры, а мать обогатила образ героя духовностью, русской культурой, знанием искусства.
Гончаров в своем романе также поднимает тему «лишнего в обществе человека». К этой категории людей относится Илья Обломов. Для него общество становится чуждым. Обломову сложно подстраиваться к быстро изменяющимся событиям в окружающем мире. Главный герой любит неторопливую, размеренную жизнь, ничегонеделание, предпочитает труду или посещению светских мероприятий лежание на диване. Обломову комфортнее находиться в прошлом.
В мечтах о будущем персонаж видит его таким же, каким было прошлое: безмятежным, неторопливым, спокойным. И в конечном итоге мечты Обломова сбываются: он женится на хозяйке съемного жилья Агафье Пшеницыной, которая принимает его таким, какой он есть, не пытаясь переделывать. Обстановка в их доме очень похожая на атмосферу прошлой жизни героя, его детства. У Агафьи и Обломова даже рос сын, но от переедания и праздной жизни здоровье героя сильно ухудшилось, и он умирает, едва дожив до сорока лет. Его сына воспитывает семья Штольц. Обломов является характерным отголоском изжившей себя прошлой эпохи.
Важной проблемой произведения является любовь. На примерах образов героев и особенностей их отношений автор демонстрирует различные типы любви. Первый тип – Ольга Ильинская и Илья Обломов – отношения романтичные и нежные, но непродолжительные. Для Обломова любовь – это лишь отражение какого-то далекого недосягаемого идеала. Для Ильинской же — это новый путь. В любви женщина активна, а Обломов так же, как и во всем остальном, ленив и пассивен. В данном типе отношений сошлись две противоположности, быть вместе они не смогли. Обломов сначала потянулся к Ольге, он был счастлив, романтичен, тактичен, трепетно ухаживал за нею. Но такая жизнь ему быстро надоела, опять же из-за его лени, и дальше ему все меньше хотелось ухаживать за девушкой, он все тянул со свадьбой, а она долгое время ждала этого его ответственного шага, но так и не дождалась.
Другой тип любовных отношений – это Обломов и Агафья Пшеницына. Их семейный союз был похож на отношения родственников, например, матери и сына. В нем была гармония, но семейные обязательства распределялись в нем неравномерно. Жертвенность Агафьи и ее чрезмерная опека привела Обломова к серьезным проблемам со здоровьем и к еще большей душевной деградации.
Третий тип отношений – это любовь Ильинской и Штольца. Она строится на доверии и понимании друг друга. Их взгляды на жизнь и окружающий мир совпадали, у них не было духовных разногласий, и вместе им было хорошо. Партнеры проводили много времени вдвоем и душевно сблизились. Для писателя их союз – идеальная форма полноценной семьи. Они воспитывают вместе со своими детьми и ребенка Обломова, которого им отдает Агафья после смерти мужа.
Одной из важных проблем в книге является проблема поиска смысла жизни и человеческого предназначения. Гончаров считает, что у каждого человека должна быть своя жизненная цель, смысл его существования. А если ее нет, и человек живет бесцельно, то он деградирует. Этот процесс деградации и самоуничтожения И.А. Гончаров и показал читателям на примере беззаботного существования своего главного персонажа Ильи Обломова.
Также на примере житейского подхода другого центрального героя Андрея Штольца писатель учит нас жить целенаправленно, планировать свое время, стремиться к достижению поставленных целей, добиваться успехов, исполнения мечты.
В заключение можно сказать, что И.А. Гончаров в своем творении поднимает извечные злободневные проблемы, существующие во все времена в любом обществе. Произведение актуально и в наши дни, потому что есть среди нас и «обломовы», и «штольцы». Роман «Обломов» помогает читателю увидеть эти проблемы и на основе примеров литературных героев сделать свой правильный жизненный выбор.
Многомудрый Литрекон в итоговом сочинении раскрывает смысл фразы «Прожить жизнь — не поле перейти». Аргументы, тезисы, вступление, заключение — все эти фрагменты Вы найдете здесь. Приятного просвещения!
Вариант 1
(389 слов) Народная пословица гласит: «Жизнь прожить — не поле перейти». Смысл этого высказывания заключается в том, что на своем пути человек встречает множество испытаний, и они не сравнятся по степени сложности с прогулкой на лугу. Речь идет о терниях нашего существования, которые дают нам опыт и мудрость. Интересные и непростые судьбы описывали отечественные авторы.
Вспомним пьесу М. Горького «На дне». Все обитатели ночлежки, несмотря на возраст и происхождение, уже были перемолоты жизнью в низине общества. Юная Наташа переживала притеснения в семье, ее били и унижали. Ее сестра Василиса вынуждена была выйти замуж по расчету, чтобы хоть как-то выбиться из нищеты. Васька Пепел родился сыном вора и нес это позорное клеймо. Он еще так молод, а уже успел несколько раз побывать в тюрьме. Актер пережил славу и успех, но не справился с алкогольной зависимостью и оказался на самом дне из-за своей привычки. Барон происходил из благородной семьи, но не смог обеспечить себя сам и очутился в ночлежке вместе с теми, на кого его родители смотрели презрительно. Настя продает свое тело, чтобы выжить, у нее другого варианта заработать деньги. Все эти примеры доказывают, что многие люди, родившиеся в неблагополучных условиях, и даже те, кто вытянул удачный билет, сталкиваются с такими жизненными трудностями, что преодолеть их не представляется возможным.
Даже обеспеченные люди встречают на своем пути тернии, которые могут разрушить их будущее. Подтверждение этому мы находим в рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание». Красавица Оля из богатой семьи жила, не заботясь о хлебе насущном. У нее были все условия для счастливого и безмятежного существования. Ее-то жизнь действительно напоминала поле, залитое солнцем. Однако ее омрачил ужасный инцидент. Друг ее отца однажды пришел к ним домой и не обнаружил ее родителей. Но он не уехал и стал развлекать девушку разговором. Воспользовавшись ее наивностью, он соблазнил ее. После этого Оля, содрогаясь от отвращения, чувствовала острую обиду. Она начала кокетничать с мужчинами и разбивать их сердца, чтобы отомстить всем и никому. Этот скользкий путь привел ее к трагической гибели от пули обманутого офицера. Этот пример убеждает нас в том, что даже самые удачливые люди переживают большие трудности и иногда даже не справляются с ними.
Таким образом, пословица отражает реально существующую закономерность бытия. Жизнь сложна и терниста, люди преодолевают трудности ежедневно и не всегда успешно. Но преграды дают нам неоценимый опыт, позволяющий пройти свое поле с достоинством, даже если на нем будут одни ухабы и рытвины.
Вариант 2
(424 слова) «Жизнь пройти — не поле перейти» — это выражение означает, что наше существование омрачено испытаниями и сложностями. Их преодоление отнимает больше времени и сил, чем простая прогулка. Обычно мы повторяем эти слова, когда сталкиваемся с новыми проблемами. Оно утешает нас в сложных обстоятельствах и дает силы жить дальше. Его справедливость доказывают многочисленные примеры из произведений, которые тоже мотивируют нас бороться с трудностями.
О сложности жизни писал И.А. Гончаров в романе «Обломов». Мы привыкли думать, что дворяне жили хорошо, потому что у них все деньги и возможности были от рождения. Какие уж тут тернии, когда не нужно работать ради куска хлеба и крыши над головой? Но их существование тоже было насыщено проблемами. Например, Илья Ильич и рад бы ничего не делать, но со всех сторон его атакуют неприятности. Доходы в имении падают, переезд вынуждает его покинуть насиженное место, слуга совсем обленился и не убирается. Нужно вставать и решать проблемы, взрослому мужчине уже никто не поможет, кроме него самого, но Обломов не получил никакого трудового воспитания, и каждый шаг дается ему с трудом. Свои сложности есть и у Ольги. С женихом отношения не заладились, ведь ей, как женщине того времени, нужно только сидеть и ждать первых, вторых, третьих шагов, а активной натуре Ольги это вечное сидение претит. Она хочет развиваться, учиться, работать, но у нее нет таких возможностей. Даже в финале она не удовлетворена своим положением. Эти истории доказывают, что даже у дворян, которые били лишены наших хлопот и забот, жизнь была намного сложнее, чем прогулки по полям.
А так ли дела обстояли у купцов? Они были богаче многих дворян, но при этом не должны были мчаться в гонке соответствия высшему свету. Требования к ним были меньше. Их жизнь наглядно изобразил А.Н. Островский в пьесе «Гроза». Купцы тоже были несчастны и обременены проблемами. Предрассудки, заблуждения, суеверия отравляли существование молодого поколения, зависимого от престарелых самодуров. Кабаниха своими упрёками, наставлениями, грубыми выходками терроризировала своих детей. В итоге Варвара сбежала из дома, невестка Кабанихи Катерина утопилась, а Тихон объявил матери, что во всем виновата она. Дикой, потеряв остатки порядочности, обманывал племянника и не платил ему ни жалования, ни наследства. И даже сами самодуры бесконечными ограничениями и назиданиями превращали свою жизнь в череду конфликтов. Разве можно сказать, что их существование подобно безмятежной прогулке? Нет. Оно омрачено проблемами и взаимными претензиями.
Таким образом, жизнь пройти — не поле перейти, это правда. Все люди, даже самые богатые и знатные, переживают испытания, которые необходимо преодолеть, иначе дальнейшие шаги будут невозможны. Все мы должны трудиться и терпеть гнет судьбы, ведь другого пути нет. Зато в награду мы получим бесценный опыт, который поможет нам в будущем.
«Согласны ли Вы, что путешествовать — значит развиваться?» — эту тему Многомудрый Литрекон представляет в двух вариантах. Итоговое сочинение оснащено аргументами, тезисами, вступлениями, заключениями — всем, что нужно выпускнику для старта творческой мысли. Приятного просвещения!
Вариант 1
(390 слов) «Путешествовать — значит развиваться» — так ли это? Разумеется, да, ведь новые знания о мире и впечатления от общения с людьми расширяют кругозор и дарят новые возможности. Однако бывает и так, что человек направляется в «тюлений отдых» — то есть планирует лениться, злоупотреблять сомнительными развлечениями и сорить деньгами. В этом случае он не получит пользы от поездки. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.
Вспомним рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Главный герой поехал в отпуск с семьей, но его путешествие едва ли можно назвать познавательным. Автор сообщает, что дни туриста состояли из роскошных приемов пищи, ленивого отдыха после них, азартных игр и походов в увеселительные заведения. Более того, Господин был замечен автором в притонах. А малейшая заминка на пути к развлечениям сопровождалась ссорами с женой и мрачным настроением героя. Конечно же, такая поездка не пошла на пользу Господину. В свои пятьдесят лет он имел не очень хорошее здоровье и умер от удара, ведь гастрономические и прочие излишества были откровенно вредны для него. О развитии нечего и говорить. Герой больше времени уделял приемам пищи, чем изучению местных достопримечательностей или хотя бы беседе с местным населением. Такое путешествие не может поспособствовать личностному росту.
Совсем по-другому путешествовал Андрей Штольц в романе И.А. Гончарова «Обломов». Герой был человеком эрудированным, любознательным и активным. За рубежом он не только уделял время культурному просвещению и изучению местных обычаев, но и обращал внимание на ассортимент товаров и услуг, который в России был в разы скромнее. В итоге у него созрел план, как создать свое дело, которое поспособствовало бы развитию целой страны. Штольц стал негоциантом — владельцем компании, которая специализировалась на международной торговле. Это помогло ему собрать значительный капитал и упрочить свое положение в обществе. Герой не только добился успеха в делах, но и помог многим людям, создав рабочие места и предоставив уникальное предложение на рынке. Если бы Штольц не путешествовал, эти идеи никогда не родились бы в его голове, и он не стал бы бизнесменом такого уровня. Это говорит о том, что поездки развивают личность, если она сама к этому стремится.
Таким образом, Пьер Бернандо был прав, сказав, что «путешествовать — значит развиваться». Однако важно понимать, что под лежачий камень вода не течет, надо самому работать над собой в любой поездке, и только тогда она принесет пользу. Если же человек уезжает на пляж, чтобы лениться и злоупотреблять вредными развлечениями, то никакой тур не сыграет положительную роль в его жизни.
Вариант 2
(442 слова) Путешествие развивает личность — этот факт давно известен людям, поэтому многие из нас стремятся накопить денег и выехать в другие страны или города. Такие поездки позволяют узнать много нового и полезного о мире вокруг нас. Тот, кто имеет большой туристический опыт, всегда является интересным собеседником и может привлечь к себе внимание слушателей. Поэтому многие герои отечественной и мировой литературы отправлялись в скитания, чтобы стать лучше.
Например, Александр Чацкий в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» получил за границей уникальный опыт и новые знания, которые позволили ему понять все недостатки и пороки существующего в России уклада жизни. Он едва ли не первым из своей среды задумался о том, насколько губительно крепостное право. Вернувшись домой, Александр очень хотел поделиться своими открытиями с другими людьми и призвать их исправиться. Однако в своей стране он стал чужаком, как будто разучившись разговаривать на русском. Развитие Чацкого, получившего образование за рубежом, настолько превосходило уровень других помещиков, что они просто не поняли его. Не покидая Россию, они так и не осознали, в чем причина ее отставания. Они даже не видели, что можно жить лучше. Герои слепо копировали иностранную моду и пресмыкались перед ней, не замечая, что не создают свою собственную культуру и презирают свой собственный народ. Все это можно было узнать за пределами России, что и сделал Чацкий. Своим феноменальным развитием он обязан путешествиям, как и автор, который служил дипломатом и видел, как живут другие государства, благодаря чему смог сделать полезные выводы.
Зарубежные писатели тоже говорили о пользе путешествий для развития личности. Антуан де Сент-Экзюпери в произведении «Маленький принц» сделал акцент на том, что поездки в далекие края помогают человеку разобраться в себе и упорядочить жизнь. Научившись у других людей и народов мудрости, набравшись опыта, можно решить свои проблемы и подняться на новый уровень. Это доказывает пример Маленького принца. Дома он чувствовал себя несчастным, потому что Роза изводила его своими капризами, да и рутина небольшой планеты ему наскучила. Он решил посмотреть, как живут другие обитатели космоса, и разнообразить свою жизнь. В путешествии Маленький принц научился любви, дружбе, преданности и понял, что многие люди понапрасну губят себя во «взрослых» занятиях. Осознав смысл бытия, мальчик вернулся на свою планету, чтобы помириться с Розой и зажить по-новому. Он смог понять ее поведение и дать ему справедливую оценку. Это заставляет нас задуматься о том, что порой нужно покинуть зону комфорта и отправиться в большой путь, чтобы познать себя.
Таким образом, путешествие всегда помогает нам набраться опыта, новых впечатлений и знаний. Оно позволяет лучше узнать себя и разобраться в том, что не так дома и как это исправить. Поездки на дальние расстояния делают нас взрослее, ответственнее, умнее. Каждому из нас предстоит пройти не одну такую дорогу, которая неизменно ведет человека к себе.
Многомудрый Литрекон создал для Вас три примера итогового сочинения по направлению «Разговор с собой» на тему: В чем заключается смысл жизни? Аргументы он взял из произведений «Старуха Изергиль», «Обломов», «На дне», «Чистый понедельник», «Гранатовый браслет», «Фауст».
Вариант 1
(417 слов) Каждый из нас находит в жизни свой смысл. Кому-то хочется просыпаться каждое утро из-за любви и семьи, кто-то обретает себя в призвании, кому-то бытие кажется осмысленным только тогда, когда он решил общественные проблемы и внес большой вклад в развитие человечества. Вопрос о предназначении ставят перед собой многие герои из отечественной литературы.
Например, главная героиня рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник» нашла смысл жизни в вере и любви к Богу. Она посвятила себя духовному призванию и обрела покой в монастыре. Конечно, ее выбор многим непонятен, ведь перед нами богатая наследница, красавица, любимая и любящая женщина, которая добровольно отдалилась от всех земных радостей, отказалась от любви, материнства и семьи. Она сблизилась со своим избранником, дала ему надежду на продолжение отношений, а потом вдруг скрылась, оставив его в одиночестве и отчаянии. Сложно понять такую героиню, у которой было все, и это «все» она отвергла с такой легкостью, с таким блаженством. Но какой бы ни была ее позиция, она правильная, так как каждый человек должен сам искать и выбирать свое предназначение в мире. Нет универсального ответа на вопрос о смысле жизни, у каждого из нас он индивидуальный.
Не менее странным выглядит выбор Обломова из одноименного романа И.А. Гончарова. Герой не стремится к успеху в традиционном понимании этого слова. Он не работает, не вращается в кругах знати, не покоряет сердца женщин, словом, никак не самоутверждается в обществе. Илья Ильич почти все свое время проводит на диване в старом халате. В его повседневности нет места даже чтению и созиданию. Он просто лежит и грезит о чем-то своем. Окружение совсем не понимает выбора Обломова. Даже лучший друг винит его в лени и пытается переделать. Андрей Штольц знакомит его с Ольгой Ильинской, и та тоже загорается желанием «спасти» и «перевоспитать» Илью Ильича. Герой влюбляется и пробует переосмыслить свою жизнь: выезжает в свет, красиво одевается, хочет навести порядок в хозяйстве. Однако в такой требовательной и дидактической любви он смысла не нашел. Его вполне удовлетворяла та судьба, по пути которой он следовал все эти годы. Суть его жизни заключалась в том, чтобы не следовать за большинством, не участвовать в честолюбивых гонках. Он нашел свое предназначение в покое, мечтах и близости с родными людьми. Это его выбор, который обретает правильность в отношении Обломова, так как отвечает всем потребностям его души.
Таким образом, нельзя дать единое и универсальное трактование смысла жизни, подходящее для каждого человека. Люди должны искать свое предназначение сами, и у каждого оно свое. Мир прекрасен своим разнообразием, поэтому не стоит пытаться сузить его ассортимент общими и обязательными формулами жизненной пригодности.
Вариант 2
(374 слова) Все люди по-своему интерпретируют смысл жизни, но все формулировки сходятся к одному источнику — любви. Мы все живем ради этого прекрасного и благородного чувства. Его мы находим не только в семье, но и в призвании, творчестве, нашей миссии на этой земле. Об этом писали многие авторы, к творчеству которых мы обратимся за примерами.
Так, в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» есть герой, имя которого стало нарицательным. Оно стало синонимом человеколюбия. Данко жил ради того, чтобы своей деятельной любовью помочь людям. Он пожертвовал собой, чтобы вывести соплеменников из чащи, где невозможно было жить. Юноша взял на себя обязанности лидера, когда племя оказалось в тяжелом положении. Могущественные враги выгнали его с плодородных земель и обрекли на скитание. Люди заблудились в лесу и потеряли надежду на спасение. Но Данко сумел воодушевить их и направить на поиски выхода. Когда отчаяние вновь овладело путниками, их лидер вырвал из груди пылающее сердце и осветил дорогу. Все его соплеменники вышли на свет, но он погиб с улыбкой на устах. Он был горд своим достижением и счастлив, что ему удалось вызволить свой народ. Данко жил осмысленно и добился того, чего хотел — спасения людей. Его предназначение заключалось в деятельной любви к своим собратьям.
К такому же результату в поисках предназначения пришел более зрелый герой — Фауст из одноименной пьесы Иоганна Вольфганга Гете. Пожилой врач всю жизнь потратил на изучение наук и теоретические достижения, но так и не нашел ответов на главные свои вопросы. Герой не понимал, зачем живет. Разобраться в этом ему помогло пари Бога и черта на его душу: Мефистофель хотел доказать низость рода человеческого, совратив Фауста. Но зря старался черт: ни кабаки, ни женщины, ни слава, ни эгоистическое счастье не удовлетворили его подопечного. Он искал дальше и не остановился ни на одном соблазне. В итоге Фауст «остановил мгновение» только тогда, когда понял, что смог спасти жителей прибрежных деревень от разрушительного влияния волн. Герой построил плотину и приручил стихию. В этой деятельной любви к людям Фауст нашел смысл своей жизни.
Таким образом, каждый из нас находит предназначение в любви. Эти чувства мы можем питать к людям, окружающему миру, работе, творчеству, семье. Не так важно, что мы любим, главное — как. Если наши эмоции выражаются в деятельности, созидании, реальных поступках, то мы выполняем свою задачу на этой земле, а если нет — то впустую тратим время.
Вариант 3
(425 слов) Смысл жизни — это личное дело каждого человека. Мы сами решаем, кем быть и что делать, сами определяем цель и направление к ней. Не существует никаких стандартов, инструкций и методических рекомендаций к бытию. Каждый сам находит предназначение и следует за ним. Вариантов столько же, сколько людей на земле. Это доказывают многочисленные примеры из книг.
Так, главный герой произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет» нашел свой смысл жизни в любви. Однако его чувство отличается от того, что принято считать любовью. Его привязанность безответна и безнадежна, но очень сильна. Желтков живет только ради того, чтобы посылать возлюбленной письма и мельком видеть ее на улице. Он довольствуется этим и никак не навязывает женщине свое общество. Георгий давно смирился с тем, что она — дворянка, а он — простой телеграфист, что она замужем, а он никогда не сможет завести семью. Верность возлюбленной стала для него приговором к одиночеству, но и к этому он привык. Но когда брат и муж Веры запретили герою присылать письма и хоть как-то проявлять свои эмоции, он принял вполне логичное решение — ушел из жизни, лишенной смысла. Его предназначением была любовь, которая встречается «один раз в тысячу лет». Его выбор не имеет ничего общего с тем, что люди обычно подразумевают под смыслом бытия. Но у каждого из нас свои цели, и их невозможно привести к общему знаменателю.
Не менее оригинальным выглядит предназначение Луки, героя пьесы Максима Горького «На дне». Странствующий старец приходит в ночлежку и дает опустившимся людям надежду на новую жизнь, на позитивные перемены. «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..» — говорит о себе Лука. На протяжении всего своего пребывания в доме Костылевых он увещевает, наставляет, дает советы, внимательно и сочувственно слушает истории нищих. Каждому из них он дарит стимул бороться с судьбой или же принять ее. Ваське Пеплу он рекомендует уехать вместе с Наташей в Сибирь и бросить воровской промысел. Актера он убеждает в том, что ему нужно бросить пить, чтобы устроиться в бесплатную лечебницу для пьяниц и навсегда исцелиться. С Анной он беседует о Боге и обещает ей отдых в раю. Лука живет и странствует, чтобы поддерживать людей и сеять в мире надежду, веру, любовь.
Таким образом, смысл жизни у каждого из нас индивидуальный, ведь в мире нет одинаковых людей. Как правило, человек находит призвание в любви в том или ином ее выражении, ведь это самое лучшее и светлое, что у нас есть. Однако далеко не всегда выбор окружающих будет понятен и близок нам. Мы ограничены рамками собственного опыта и не можем объять всю многогранность мира.
Многомудрый Литрекон уделяет много сил и времени поискам смысла жизни. Об этом он рассказывает в итоговом сочинении на тему: Каждый человек ищет смысл жизни. Аргументы он взял из книг «Обломов», «Гроза», «Война и мир», «Юшка», «Шинель», «Герой нашего времени».
Вариант 1
(456 слов) Сегодня мы все чаще слышим о том, что поисками смысла жизни занимается каждый человек, и в связи с этим нам предлагаются различные тренинги и курсы. Но правда ли это? Такие оптимистичные выводы о сознательности и высокой духовности человечества явно претенциозны и преувеличены. Искание своего пути свойственно далеко не многим из нас, обо всех и говорить не приходится. В подтверждение этому мы можем найти многочисленные литературные примеры.
Так, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» мы видим лишь нескольких героев, которые ищут смысл в жизни. Это Пьер Безухов и Андрей Болконский. Но этих героев объединяет одно обстоятельство — одиночество в обществе и даже в семейном кругу. Их никто не понимает и не поддерживает. Их искания безразличны большинству людей. Андрей тяготится обществом жены, ведь она не задается подобными вопросами и сильно отличается от мужа. Пьер и вовсе выглядит в высшем свете чудаком: ведет себя не так, говорит не то, делает что-то непонятное. Пока оба героя ищут смысл жизни, мечутся и пробуют себя в различных ипостасях, их знакомые, родственники, друзья занимаются более приземленными делами: зарабатывают деньги, как Берг, стремятся к повышению или выгодному браку, как Друбецкой, а то и просто живут в свое удовольствие, как Анатоль Курагин. Их бытие только материальное, не осмысленное, наполненное суетой. Женщины в романе и вовсе постигают свое предназначение интуитивно и не ставят перед собой вопросов. Данный пример позволяет сделать вывод, что поиски смысла жизни — явление не массовое, а индивидуальное.
Аналогичную ситуацию мы видим в пьесе А.Н. Островского «Гроза». В купеческой среде, как и в дворянской, люди не заботятся об осмысленности бытия — живут как придется. Богачи скаредничают и преумножают капитал, бедняки унижаются, чтобы получить свою долю. Почти все интересы героев — материальные и приземленные. Жадный и глупый старик Дикой, как и образованный юноша Борис, как и религиозные странницы, как и ханжа Кабанова, говорят чаще всего о быте, деньгах и семейных дрязгах. Они зациклены на правилах, обрядах, традициях, но зачем это все — никто не знает и не думает. Так, Кабаниха изнуряет упреками и наставлениями всех домочадцев, режиссирует целый спектакль на проводах Тихона, чтобы соответствовать обычаям, но смысл всего этого она установить не в состоянии, да это ей и не нужно вовсе. Уровень образования и сознательности в «темной царстве» крайне низок, поэтому никто не задается вечными философскими вопросами. Стремление к этому мы наблюдаем у Катерины, но она со своими возвышенными духовными запросами остается в одиночестве. И Варвара, и Тихон, и другие герои рефреном повторяют, что не понимают Катерину. Этот пример демонстрирует печальную правду: люди в большинстве своем не задумываются о сути бытия.
Таким образом, далеко не каждый человек ищет смысл жизни. Это стремление свойственно только тем, кто имеет высокий уровень образования, духовность, нравственные ориентиры и яркую индивидуальность. Остальные же люди существуют «на автомате» и не задумываются о том, куда и зачем ведет их жизненный путь.
Вариант 2
(508 слов) Как известно, каждый человек ищет свой смысл жизни. Даже самые скромные, незаметные и, казалось бы, живущие бессознательно люди находятся в поиске предназначения. Они могут не говорить об этом и редко задумываться над самой постановкой вопроса, но все же мнение о предназначении есть у каждого. Данное утверждение доказывают примеры из литературы.
Так, Н.В. Гоголь в повести «Шинель» поднял проблему маленького человека, которого принято недооценивать и даже дискредитировать. По его мнению, даже кроткие, бессловесные и совсем не примечательные люди тоже имеют смысл в жизни и ищут свое предназначение. То, что они смиряются с незавидной и незаметной судьбой, не должно вводить наблюдателя в заблуждение. У них тоже есть внутренний мир, где возникают вечные вопросы, стремления, ценности. Акакий Акакиевич, писарь при департаменте, был «мальчиком для битья» у своих коллег и одиноким, никому особенно не нужным человеком без семьи и детей. Но даже ему были присущи поиски сути бытия. В образе новой шинели для него воплотилось все то, чего ему так не хватало: уважение, свое место в обществе, ощущение собственной значимости для людей. Ради признания и объединения с социумом он и терпел все муки безрадостного существования. Башмачкин стремился к людям и в них видел свой стимул к жизни. Даже в своей службе он видел необходимость для общества, а потому любил свое дело, даже несмотря на маленькую зарплату. Этот пример подтверждает, что всем людям важно установить свое предназначение.
Даже совсем примитивные и необразованные люди ищут смысл жизни и не только свой. В этом мы убеждаемся, читая рассказ А. Платонова «Юшка». В маленьком городке живет странный человек, который возбуждает любопытство соседей и знакомых. Юшка — болезненный и раньше времени одряхлевший мужчина средних лет. Он одинок и замкнут, не имеет семьи и детей, но все его деньги, скопленные ценой неимоверных ограничений, куда-то деваются. Естественно, это порождает подозрения у его окружения. Но и это еще не все: Юшка регулярно сталкивается с агрессией и насилием со стороны местных жителей. Но он никому не отвечает злом на зло, даже если речь идет о детях. Он видел в этой жестокости выражение слепой и неумелой людской любви. Такая жизненная позиция ставила его знакомых в тупик. Многие из них задавали Юшке вопросы, пытаясь выяснить, зачем он живет? Кому он нужен? Уже одно то, что простых и невежественных людей интересуют ответы на такие серьезные вопросы, доказывает, что все мы ищем свой смысл бытия. И у Юшки он был, хоть герои поняли это после его смерти. Оказывается, Ефим, обреченный болезнью на раннюю смерть, дал сиротке дорогу в жизнь. Он отдавал все деньги на воспитание и образование девочки, которая лишилась семьи. В результате она выросла и стала врачом. Она поселилась в городе Юшки и помогала всем тем, кто когда-то издевался над ее благодетелем. Даже у скромного и, казалось бы, «жалкого» помощника кузнеца была благородная цель, в которой он видел свое предназначение.
Таким образом, каждый человек задумывается над своим местом в этом мире и формирует цели, задачи, стремления. Все мы размышляем о том, каков смысл жизни, зачем мы встаем с утра и куда идем? Даже если люди неохотно говорят об этом или вовсе молчат, это еще не значит, что их этот вопрос не волнует.
Вариант 3
(506 слов) В мире есть ничтожно мало истин, которые можно применить абсолютно ко всем людям. Каждый из нас по-своему уникален, поэтому нельзя сказать, что всем нам, например, присущи поиски смысла жизни. Кто-то действительно ищет и находит предназначение, занимается самоанализом, а кто-то просто наслаждается каждым мгновением и плывет по течению. Обе позиции достойны уважения, ведь в философских вопросах нет правильных и неправильных ответов. О многогранности отношения человека к собственному предназначению писали многие авторы.
Так, И.А. Гончаров в романе «Обломов» познакомил читателя с героем, который не искал смысла жизни, а просто жил в свое удовольствие. Илья Ильич был честен по отношению к себе и другим, поэтому перестал подстраиваться под окружение и делать то, что ему не нравится. Он не участвовал в гонке за чинами и держался подальше от пустой городской суеты. Он не хотел производить выгодное впечатление и получать признание в обществе, поэтому не читал модной литературы и не бывал в театре. О семье он тоже не задумывался и жил в одиночестве. Герой довольствовался малым, не служил и не стремился к увеличению дохода. Все свое время он посвящал сибаритству и грезам. Много спал, много ел, думал о своем и пребывал в полной гармонии с собой. В таком существовании нет смысла в общепринятом значении этого слова. Обломов не имеет целей и задач, перспектив и интересов. Он не вносит вклада в общественное благоустройство. Он не задается философскими вопросами о своем месте в мире. Герой плывет по течению, но наслаждается этим плаванием и никому не приносит вреда. Ему поиски смысла жизни не свойственны. Но он интуитивно находит его в удовольствии от каждого дня.
Совсем другое отношение к этому вопросу у Григория Печорина из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Он внимательно анализирует свою роль в жизни других людей и свои цели. Чтобы ничего не упустить, Григорий ведет дневник и описывает малейшие перемены в своем эмоциональном состоянии и сокровенные мысли. По мнению Печорина, он выступает «топором в руках судьбы». Он видит свое предназначение во власти над людьми и во всех них ищет лишь наслаждение для себя и спасение от скуки: «Первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает…». Григорию все надоело, он ни к чему не стремится. Он равнодушен ко всему, даже к перспективе собственной смерти. Тем не менее, он самолюбив, тщеславен, эгоистичен, поэтому в каждом явлении или событии находит повод развлечься и получить заряд бодрости. Он охотно участвует в авантюрах и любовных похождениях, но все это быстро ему приедается. Для него жизнь — источник легкомысленных забав и услад, череда приключений, и смысл у нее может быть один — удовлетворение потребностей властного и волевого человека. Печорин, в отличие от Обломова, активно ищет смысл жизни, но находит лишь практическое применение для нее.
Таким образом, далеко не все люди идут высшее содержание в собственной жизни. Многие из нас лишь получают удовольствие от каждого мгновения и пассивно внимают велениям своей судьбы. Кто-то ищет и даже формулирует смысл бытия, но находит лишь тень от ответа на свой вопрос. Каждый из нас должен самостоятельно сформировать свое отношение к этим поискам. Возможно, далеко не всем людям нужно тратить время и силы на этот процесс.