Смысл сказки золотая рыбка пушкина

Текст: валерий кичин/ргв чем магия сказок пушкина? истории о спящих красавицах, глупых попах и ненасытных старухах бродили и прежде, он

Смысл сказки золотая рыбка пушкина

Текст: Валерий Кичин/РГ

В чем магия сказок Пушкина? Истории о спящих красавицах, глупых попах и ненасытных старухах бродили и прежде, он только сделал их поэтическим совершенством. Где работают каждая строфа, смена ритма, каждое созвучие. С этим камертоном сличают все, что происходит с Пушкиным в веках.

Что делают авторы сериала «Сказки Пушкина для взрослых»? Они сказки раздели — содрали поэтические одежки. То есть содрали Пушкина, остался голый сюжетный скелет. И его стали для смеху обряжать заново. Скелет теперь мертв, ему нечем больше нас удивить, удивлять хотят этими приколами новых пушкинских соавторов, их крутизной. Как в КВН.

Почему это заранее скучно? Ну, сделали Царевича модным рэпером, Чернавке сменили пол. Золотая рыбка теперь похотливая поп-дива, рыбак — сочинский жулик, охмуряющий курортниц и ворующий кошельки. Старуху оснастили мобильником, пустили в тусовку, научили материться и делать макияж, и она, как переходящее знамя, будет, истерикуя, кочевать из сказки в сказку, то пародируя гиперженственность à la Рената Литвинова, то доводя «бабу гневную» до состояния блюющей в подъезде тетки. И эту обрыдлую муть как бы схлестнули с Пушкиным, который якобы все это предвидел.

Конечно, сказка ложь, да в ней намек, и намеки эти понимали каждый в меру своего интеллекта. Перебросить все в современность — первое, что приходит в голову. Творец это первое отбрасывает как поверхностное, банальное и пошлое — поэтому персонажей Пушкина пока никто не наряжал в колготки и не впутывал в сочинский киношный бедлам. Ремесленник же страшно радуется и все, что пришло в голову, немедленно пускает в дело. Авторы сериала не бездарны, они смутно чувствуют дисгармонию, а мы у экранов чувствуем их мучения: новые одежки, которыми они пытаются укутать старый скелет, ему не по размеру — топорщатся, рвутся, и наблюдать эти муки творчества — как слушать фальшивую ноту.

Режиссер первой серии Ксения Зуева зарекомендовала себя подающим надежды дарованием. Актрисы Ингеборга Дапкунайте и Дарья Жовнер не требуют рекомендаций. Актер Павел Попов только что блеснул в «Пингвинах моей мамы». Но уже первая часть сериала, еще не выйдя в плавание, с ходу пробила дно утлой рыбачьей лодки и мгновенно затонула. В мельтешащих на экране пестрых толпах узнаются знакомцы типа режиссера Шипенко или поющей Лолиты. В цивилизованном кино это называется камео, но здесь звезды как куры в ощипе — попали в то, что Чехов назвал «запендёй». А все вместе в этом новаторском действе напоминает сильно прокисший капустник.

Пойдем за обновленным сюжетом. Рыбка явится Рыбаку по собственной инициативе — чтобы сорвать с ним цветы удовольствия. Но отблагодарит за секс Старуху, впустив ее сначала в «кинотаврическую» тусовку, потом в Москву, потом на телевидение. Старуха не умеет ничего, кроме как блажить, но шаткая конструкция фабулы, рассыпавшись, погребет в наказание не ее, а трудолюбивого альфонса Рыбака, — то есть сказка лишится не только смысла, но и намека, добрым молодцам урока. При этом авторы, похоже, равно презирают все, что показывают — и героев, и такую жизнь, и зрителей, которые это будут потреблять. Если добавить, что актеры, прежде не умевшие играть плохо, вдруг этому научились, то ясно, что, несмотря на проломленное дно, снизу опять постучали.

Второй фильм, где режиссером Оксана Карас, сделан тщательнее, некоторую пристойность ему придает участие оператора Сергея Мачильского, но итог примерно тот же. Экс-Старуха теперь Царица, ведет блог с «лечебными практиками». В этой роли снова Дарья Жовнер (она здесь значительно лучше). Ее суженый — рэпер всея Руси Елисей (в этой роли рэпер OG Buda привлечет фанов, но успешно докажет, что он не актер). Зато и сценаристы раздухарились: в ход пошли перечисленные со знанием дела наркотики, семь богатырей собраны из персонажей модной тусовки и тоже должны стать приманкой для любознательных подростков, хотя сериал вроде бы заявлен как «для взрослых». В «вещественном оформлении» удалось достичь невиданной аляповатости: все собрано по сусекам, но выглядит почти богато. Как и прежде, авторы так путаются в аллюзиях — случайных, пальцем в небо, только что пришедших в голову, — что следить за фейерверком приколов тоже становится скучно: не смешно, суетливо и бессмысленно. И это неэстетично выглядит, когда высокие профи, задрав штаны и гогоча, бегут за малохудожественной самодеятельностью тик-тока.

В свет пока вышли две серии. По замыслу, прозорливый бард из века трепетных Татьян и щепетильных Ленских напророчил нам гаджеты, сети и чаты, которые заменят нам живую жизнь. Так что впереди еще Золотой петушок, накукарекавший Всемирную паутину, и еще много такого удивительного. Сериал уже назвали смелым и даже почему-то эротичным. Да и создатели залипухи, кажется, думают, будто сотворили нечто новаторское, чего никто не ожидал и теперь онемел в изумлении.

Кто-то онемел. Кто-то себя чувствует униженным и оскорбленным — за кого нас держат! Дело не в Пушкине — он сносил и не такое. Дело в окончательном расставании с такой категорией, как достоинство, — его здесь просто вывели из употребления. А ведь именно это — камертон, который обнаруживает фальшь. Если он надтреснут — Станиславский кричал: «Не верю!». Если его нет совсем — фальшью становится все, и даже таланты выглядят бездарями из пошлой сочинской тусовки. И они нас учат не есть рыбку ножом.


Смысл сказки золотая рыбка пушкина

ПОСЛЕСЛОВИЕ Михаила Визеля

Мы на «Годе Литературы» стараемся не публиковать резко отрицательные отзывы. Памятуя, прежде всего, о веских словах Вергилия, сказанных им Данте в Аду:

Они не стоят слов: взгляни – и мимо!

Смысл сказки золотая рыбка пушкина

Все статьи проекта «Болдинская осень или Пушкин в карантине»

Но здесь пройти мимо было невозможно. Потому что Пушкин. И спорить тоже. Во-первых, разумеется просто потому, что сериала я не смотрел и своего мнения иметь не могу. Во-вторых, потому что Валерий Семенович Кичин — мэтр и, можно сказать, патриарх киноведческого цеха. В его вкусе и насмотренности усомниться невозможно.

Зачем же я это пишу? Затем, что меня зацепила одна фраза из его критического отзыва: «высокие профи, задрав штаны и гогоча, бегут за малохудожественной самодеятельностью тик-тока«. Момент смены одного медиа другим всегда болезненен. При появлении телефильмов кинооператоры с жалостью смотрели на своих коллег-телевизионщиков. Они-то привыкли иметь дело с экранами пять на восемь, где каждая деталь на третьем плане бросается в глаза! И кому придет в голову жалеть телевизионщиков сейчас, в эпоху 4К «умных» телевизоров, стриминга и всеобщего повального увлечения сериалами?

То же самое и здесь. Конечно, пока что TikTok и прочие проявления, так сказать, цифровой реальности, еще ждут своего Джотто. Но непременно дождутся — весь многовековой опыт человечества об этом свидетельствует. Но откуда явится этот новый художник, в чем именно проявится его гений — предугадать невозможно. А пока можно только перебирать и пробовать. Пусть не всегда удачно.

Источник: rg.ru

Отыскать человека, не слышащего (хоть краем уха), о чем повествует «Сказка о рыбаке и рыбке», будет очень нелегко. Ведь практически каждый знакомится с ней еще в детстве. Когда родители, бабушка или дедушка читают это произведение Александра Сергеевича Пушкина своему любимому чаду на ночь, чтобы тот поскорее заснул.

Вот только правильно ли вы понимаете сюжет данной сказки, грамотно ли толкуете его мораль? Разобраться с этим поможет анализ «Сказки о рыбаке и рыбке».

анализ сказки о рыбаке и рыбке

Автор произведения

Конечно, анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможно начать без упоминания автора этого произведения, коим является Александр Сергеевич Пушкин — очень популярный русский писатель и поэт. Его творчество одинаково любимо как взрослыми, так и детьми. У него много сказок и детских рассказов, но и серьезных (рассчитанных на взрослую аудиторию) произведений не меньше.

Один только «Евгений Онегин» — его легендарный роман в стихах чего стоит! Ведь эта история переведена на множество языков мира. А два любовных письма от Татьяны к Онегину и его ответ девушке считаются одними из самых романтичных и трагичных признаний в мире.

Родился Пушкин в 1789 году в июне, 6 числа. А умер в 1837 году, 10 февраля. Смерть литературного гения случилась в результате неудачной дуэли, где Александр Сергеевич был ранен — смертельно для того времени.

За недолгую (по современным меркам) жизнь Пушкиным было написано бессчетное количество стихотворений, рассказов, статей, размышлений, а также множество крупных произведений, которые до сих пор находят отклик в сердцах людей.

анализ сказки о рыбаке и рыбке пушкина

История создания

Далее анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина Александра Сергеевича должен затронуть такую тему, как история создания самого произведения.

Литературный гений с детства проявлял любовь к русскому народному творчеству. Особенно этому способствовала знаменитая няня Пушкина — Арина Родионовна. Она рассказывала своему подопечному сказки, а он, как и любой другой ребенок, слушал их с особым трепетом в глазах, который бывает, пожалуй, только у смышленых детей.

Когда Александр Сергеевич вырос, он стал самостоятельно изучать русский фольклор. Многие исследователи, пушкинисты считают, что именно в этот период у писателя возникали первые наброски будущих сказок. А спустя еще некоторое время, примерно в 30-е годы XIX века, Пушкин начал писать известные нам сейчас сказки.

Первыми из них стали произведения «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ которой представлен перед вами), а также сказки «О Попе и его работнике Балде» и «О золотом петушке» и т. д.

Сюжет сказки

При написании сказки о Золотой Рыбке Пушкин ставил перед собой задачу: показать народность русской литературы. А потому данное произведение — не только легкое детское чтиво с моралью в конце. Это пример быта, традиций великой России тех времен, демонстрация того, во что же тогда верили простые крестьяне и чем они жили.

анализ литературной сказки о рыбаке и рыбке

Однако анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» поможет вам разобраться и понять, что на самом деле сюжет данного произведения не основан на русском фольклоре. Ведь у немецких братьев Гримм есть «Сказка о рыбаке и его жене», которая по своему содержанию очень напоминает русское творение Пушкина.

Но произведение Александра Сергеевича увидело свет в 1833 году, а сказка братьев Гримм была представлена на суд читателей в 1812 году.

Почему сказка Пушкина больше подходит детской аудитории

Ни для кого не секрет, что оригинальные произведения братьев Гримм рассчитаны больше на взрослую аудиторию. Это отлично доказывает первоначальное, еще неадаптированное для детей содержание сказки про Красную Шапочку. Ведь оно носит явный эротический характер! Такое чтиво совсем неразумно читать малышу на ночь или в любое другое время, а потому многие истории братьев Гримм были переделаны, чтобы соответствовали возрастной категории читателей.

Поэтому «Сказка о рыбаке и его жене» будет не так интересна детям, как привычный сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» (психологический анализ которой представлен в статье).

Схожесть сказки Пушкина и братьев Гримм

Начинается сказка братьев Гримм почти также, вот только ловит рыбак не Золотую Рыбку, а волшебную камбалу. И именно у нее просит шикарный дом, чудесный замок, после чего сварливая жена (по привычному сценарию) начинает требовать, чтобы рыбка сделала ее королевой, а потом императрицей (в сказке Пушкина — «Владычицей морской»).

До этого момента все вроде бы знакомо и похоже, однако дальнейшие события (а требования неугомонной жены рыбака продолжаются, в отличие от Пушкинской интерпретации) развиваются несколько неожиданно.

 сказка о рыбаке и рыбке анализ произведения

Принципиальное различие двух сказок

Новоиспеченную императрицу в сказке братьев Гримм спустя некоторое время перестает устраивать новая роль. И она требует, чтобы рыбка сделала ее Римским папой. Золотая Рыбка соглашается и на это.

Вот только данный статус также радует ненасытную жену рыбака совсем недолго. И наконец она оглашает свое последнее требование, изъявляя желание стать Богом.

Общая концовка и мораль

Терпение рыбки доходит до предела, и она возвращает все на круги своя. И перед нами вновь знакомая картина: нищие рыбак со своей ненасытной женой сидят в разбитой избушке и жалеют о былом.

Данное произведение также, как и «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ произведения Пушкина приводится в данной статье) заканчивается моралью. Главная мысль обоих сказок заключена в том, как важно научиться довольствоваться тем, что имеешь, и не требовать слишком многого.

краткий анализ сказки о рыбаке и рыбке

Главные герои

Дальнейший анализ литературной «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможен без исследования непосредственных участников повествования. В данной сказке их трое:

  • старик;
  • старуха;
  • Золотая Рыбка.

Главных героев вроде бы немного. Однако это вовсе не мешает, а даже, наоборот, способствует лучшему раскрытию и последующему запоминаю сюжета и его поучительной мысли.

Многие исследователи полагают, что противоположные образы старика и старухи воплощают собой единого человека. Только старик — это его дух, а старуха — тело.

художественный анализ сказки о рыбаке и рыбке

Религиозный подтекст сказки

Вспомните, сколько лет жил на земле Иисус Христос? А как долго прожил «старик со своею старухой у самого синего моря»?

«Ровно тридцать лет и три года». Что за магический отрезок времени? И почему именно такую цифру выбрал Пушкин для своего сюжета про Золотую Рыбку?

Господь прошел такой жизненный путь, подготовивший его к особому итогу. Данный художественный анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что и старик именно поэтому прожил столько лет, перед тем как впервые встретился с рыбкой. Ведь это встреча — своего рода проверка, определяющая дальнейшее развитие жизни старика.

Образ старика

Исходя из названия сказки, ее главным действующим лицом является старик. К тому же повествование данного произведения также начинается с этого персонажа. А потому анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» должен исследовать именно его первым из всех действующих лиц.

Религиозные учения нередко твердят о торжестве духа над плотью. Возможно, именно поэтому старику, поймавшему золотую рыбку, предоставляется выбор: съесть ее или же отпустить. Тем самым выбрать между потребностями тела и торжеством духа (духовным развитием). И старик делает правильный выбор.

Кроме того, он отпускает рыбку просто так, ничего не прося взамен. Это также демонстрирует, что дух старика становится крепче.

Образ старухи

Дальнейшая фигура, которую должен затронуть психологический анализ «Сказки о рыбаке и рыбке», — это старуха.

Как вы помните, после того как старик поймал и вновь отпустил рыбку, он возвращается домой. Где дух (старик) встречается со своим телом (старухой). Фигурально это означает, что разум отходит на второй план, уступая место эмоциям, для которых большую важность имеют проблемы насущные. И вот тогда начинается процесс переосмысления произошедшего, на основании которого и возникают желания и требования.

Торжество плоти над телом

Дальнейший литературоведческий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что старуха (эмоции, тело) полностью подавила старика (разум, дух). Оттого он безропотно бегает к рыбке, прося исполнить все желания и требования неугомонной жены своей. И рыбка, которая в данной сказке олицетворяет высшую силу, готовую прийти на помощь или воздать по заслугам, выполняет все, что ни попросит старуха.

Многие исследователи полагают, что таким образом она продолжает проверять старика. Дает возможность духу одуматься и воспротивиться желаниям тела. Но старик даже не задумывается о том, чтобы хоть слово возразить против требований старухи.

Так длится до тех пор, пока желания тела (старухи) касаются исключительно материальных благ. Когда же они переходят на духовную сферу жизни — старуха хочет, чтобы Золотая Рыбка сделала ее «Владычицей морской» (у Пушкина) или Богом (у братьев Гримм), испытания духа (старика) прекращаются. И он снова возвращается к началу своего пути.

Краткий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке»

Самое важное, что следует вынести из результата любой деятельности человека (не столь важно, что это: произведение, фильм, музыка, картина, учеба, воспитание детей и т. п.) — это ее смысл.

А потому краткий анализ разбираемой в данной статье сказки должен касаться непосредственно значения этого произведения, влияния, которое оно оказало на людей.

Итак, в статье уже упоминалось ранее, что Пушкин писал свои произведения преимущественно для взрослой аудитории. Однако малыши сразу же полюбили сказки, что вышли из-под пера Александра Сергеевича. Хотя и понимают их по-своему, на детский лад.

литературоведческий анализ сказки о рыбаке и рыбке

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что мораль, которую видят младшее поколение читателей, заключается в том, что каждому человеку:

  1. Не следует быть жадным.

  2. Важно радоваться тому, что есть.

  3. Благодарить судьбу за ее подарки.

  4. Добиваться всего самостоятельно, ведь полученный дар могут в любое время отнять.

А взрослые, если немного вдумаются в содержание анализируемой в данной статье сказки, увидят, что ее истинный смысл гораздо более велик:

  1. Пример старика, что олицетворяет дух человека, и старухи — тело, формирует важную мысль о том, что люди должны жить не только чувствами, эмоциями и желания, но и разумом.

  2. Беспрекословное потворство (поведение старика — духа, разума) собственному эгоизму (старухе — телу, эмоциям), что ярко продемонстрировано в данной сказке, оказывает разрушительное влияние на человека.

  3. Преимущественным по значению у человека должен быть его дух, ведь только духовные богатства действительно что-то значат в мире. Материальные блага вторичны, они в большинстве случаев не способны сделать людей счастливыми. А их потеря может в прямом смысле оставить человека у разбитого корыта.

Анализ, проведенный в статье, явно доказывает, как важно читать русские сказки. Ведь они — настоящий кладезь мудрости!

Учим Пушкина наизусть

Ежегодно 6 июня мы отмечаем Пушкинский день. Стихи и стихотворные сказки Пушкина – это образец русского языка. Языка ясного и живого. И пусть он отличается от того, как мы говорим сейчас – мелодичные чистые строки по-прежнему трогают сердце. Знакомство с произведениями Пушкина помогает закладывать фундамент русской души – любящей, отзывчивой, восприимчивой к красоте. Поэт никогда специально не писал для детей, не разделял своих читателей по возрастам. Но его стихотворения, полезные подрастающему поколению, уже в 19 веке включали в списки произведений для детского чтения. Кроме пользы – это еще и приятное чтение. Созданный воображением гения фантастический мир притягивает и очаровывает ребенка. В этом разделе собраны отрывки из его замечательных сказок и чудесные стихи, которые можно выучить с детьми наизусть и устроить 6 июня пушкинские чтения.

0a

«У лукоморья дуб зеленый…» – строки, знакомые каждому с детства. Еще древнерусские гусляры начинали свои сказания с обязательной присказки, не имеющей прямого отношения к сюжету. Присказка настраивала слушателей на торжественный лад, создавала особую волшебную атмосферу. Волшебный мир пушкинских сказок настолько прочно вошел в нашу жизнь, что воспринимается как неотъемлемая часть русской культуры. Пушкин подчеркивает, что этот волшебный мир имеет национальные корни и непосредственно связан с Россией: «там Русью пахнет!». Все происходящие в этом мире события: подвиги, временные победы злодеев и торжество справедливости, являются отражением реальной жизни. Сказки – это выдуманные истории, по-своему показывающие действительность и помогающие человеку различать добро и зло.

1 5

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

«Сказка о рыбаке и рыбке» – самая простая и назидательная из всех сказок Пушкина. Главный смысл сказки о золотой рыбке заключается в порицании человеческой жадности. Пушкин показывает, что это отрицательное качество присуще всем людям, независимо от материального или общественного положения. Рыбка исполняет все желания, но всему приходит конец, она никак не наказывает старуху, сошедшую с ума от жадности, а просто возвращает все к разбитому корыту. Для старика это даже лучший выход, так как он вновь становится хозяином в своем доме. А старуха получила серьезный урок и всю оставшуюся недолгую жизнь она будет вспоминать, как из-за своей жадности снова осталась у разбитого корыта.

Смысл сказки золотая рыбка пушкина

Смысл сказки золотая рыбка пушкина

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, –
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.

«Сказка о царе Салтане…» писалась Пушкиным в течение нескольких лет на основе рассказа Арины Родионовны. В ней перечислено множество пороков и добродетелей, четко делящих персонажей на добрых и злых. Все они изображены с большим художественным мастерством и в мельчайших подробностях. У сказки счастливый и торжественный конец, автор подчеркивает, что торжество добра не может включать в себя наказание или месть.

Смысл сказки золотая рыбка пушкина

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,

***
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

***
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить –

Смысл сказки золотая рыбка пушкина

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как, речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Ярко Пушкин описывает образ злой мачехи. Молодая царица блистает красотой, но отличается чрезмерной гордостью и ревностью. Молодая царевна олицетворяет собой идеал женской красоты, доброты и верности. Королевич Елисей символизирует крепость мужской любви и преданности. Трехкратное обращение к природным силам (солнцу, месяцу и ветру) имеет древние национальные корни. Счастливый конец сказки символизирует победу добра над злом. В сказке нет традиционной решительной битвы или картины наказания злодеев. Царица умирает сама от «тоски». Свадьба царевны и Елисея – торжество счастья и справедливости.

Смысл сказки золотая рыбка пушкина

«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».

***
«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?»

***
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?»

«Сказка о золотом петушке» имеет значительный поучительный характер. Пушкинский петушок живет своей особой жизнью, в конце сказки он становится орудием мести звездочета. Царь гибнет от золотого петушка не просто потому, что незаслуженно обидел и убил звездочета. Его смерть – закономерная расплата судьбы за то, что царь предал забвению своих сыновей, прельстившись шамаханской царицей. Еще одним преступлением стало неисполнение собственного слова, а царское слово считалось святым и непогрешимым. Его смерть символизирует собой справедливое наказание, которого невозможно избежать ни с помощью власти, ни богатства.

Смысл сказки золотая рыбка пушкина

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»

«Сказка о попе и его работнике Балде»
В образах попа и Балды поэт порицает жадность и восхваляет смекалку и сообразительность. Балда несет несметное богатство к хозяину, он не делает попыток присвоить его себе, так как это – нарушение договора. Но и три щелчка – необходимое условие. Мрачные предчувствия попа сбываются. В сцене расплаты появляется высшая справедливость: от трех щелчков поп сходит с ума. Деньги чертей не приносят ему счастья. Человек должен, прежде всего, стремиться к духовному богатству. Только таким образом в мире воцарятся счастье и справедливость.

Смысл сказки золотая рыбка пушкина

Пустились бесенок и зайка:
Бесенок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь – а Балда братца гладит,
Приговаривая: «Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый».

Уж небо осенью дышало… (отрывок из «Евгения Онегина»)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Осень
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

«Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.


    06.06.2021 в 14:38. Рубрики: Стихи и рассказы, Фотографии. Темы: 6 июня — День рождения А. С. Пушкина

    I. Организационный момент.

    У. — Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу:

    “Чтение – вот лучшее…” (учение)

    У. — Закончите фразу.

    — А кого мы называем хорошим, серьезным читателем?

    Д. — Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст.

    II. Разминка « Читалочка».

    (На доске чистоговорка)

    Тара-тара-тараторка,

    Быстрая чистоговорка,

    Чистая чистоговорка.

    Я её проговорю

    И пятёрку получу.

    1. Читаем глазками.

    — Что это? для чего нужна чистоговорка?

    2.Читаем хором.

    — Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?

    3.Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.

    5.Интонационное чтение ( с точкой, ? ,с! ).

    Вывод:

    — Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?

    III. Постановка цели урока.

    У.— Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось?

    (ксазак)

    Д. – Сказка.

    У. – Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?

    Д. – «Сказка о рыбаке и рыбке».

    У. – А кто автор этой сказки?

    Д. – Александр Сергеевич Пушкин.

    У. – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

    Д. Происходит волшебство.

    У. К какому виду сказок относится « Сказка о рыбаке и рыбке»

    Д. – Это волшебная сказка.

    У. – Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?

    У. – Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою « Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.

    Д. Старик, Старуха, рыбка.

    IV. Работа по теме урока.

    У. В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.

    Какой характер у старика? У старухи? Соедини стрелками ( « Сказка о рыбаке и рыбке»).

    Характер

    старика

    сварливый

    добрый

    мягкий

    злобный

    властный

    смиренный

    жадный

    алчный

    податливый

    грубый

    неуживчивый

    Характер

    старухи

    Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай».

    У. – Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану.

    План.

    1.В  Где живёт герой?

    2.В  Чем занимается?

    3.В  Какие поступки совершает?

    4.В  Какой характер у героя?

    5.В  Что вам понравилось или не понравилось в герое?

    Первому характеристику мы дадим старику.

    У. – Где живёт старик?

    Д. – Старик живёт у моря. В ветхой землянке.

    У. – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки.

    Д. – Жил старик со своею старухой

    У самого синего моря;

    Они жили в ветхой землянке

    У. Чем занимается старик?

    Д. – Старик ловил рыбу.

    У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

    Д. – Старик ловил неводом рыбу.

    У. Какие поступки совершает старик?

    Д. – Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.

    У. Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.

    Д. Раз он в море закинул невод,

    Пришёл невод с одною тиной.

    Он в другой раз закинул невод, —

    Пришёл невод с травой морскою.

    В третий раз закинул он невод, —

    Пришёл невод с одною рыбкой,

    С непростою рыбкой, — золотою.

    Как взмолится золотая рыбка!

    Голосом молвит человечьим:

    « Отпусти ты, старче, меня в море!

    Дорогой за себя дам откуп:

    Откуплюсь, чем только пожелаешь».

    Удивился старик, испугался:

    Он рыбачил тридцать лет и три года

    И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

    Отпустил он рыбку золотую

    И сказал ей ласковое слово:

    « Бог с тобою, золотая рыбка!

    Твоего мне откупа не надо;

    Ступай себе в синее море,

    Гуляй там себе на просторе».

    У. — Какой характер у старика?

    Д. — Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.

    У. – Докажите, что характер у старика был добрый?

    Д. – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.

    У. – А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?

    Д. — Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.

    У. — Что вам понравилось или не понравилось в старике?

    (Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.

    У. – Где живёт старуха?

    Д. – Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.

    У. Чем занимается старуха?

    Д. – Старуха прядёт свою пряжу.

    У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

    Д. – Старуха пряла свою пряжу.

    У. Какие поступки совершает старуха?

    Д. – Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.

    У. – Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.

    В 

    Вольная царица.

    Владычица морская.

    Новое корыто.

    В 

    Столбовая дворянка.

    В 

    Новая изба.

    У. — Какой характер у старухи?

    Д. — Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,

    злобная, властная, грубая.

    У. — Что вам понравилось или не понравилось в старухе?

    Физкультминутка.

    — Вы, наверное, устали?

    Ну, тогда все дружно встали.

    Дружно выстроились в ряд

    В рыбок превратились в раз.

    Рыбки плавали, ныряли

    В чистой тепленькой воде:

    То согнутся, разогнутся,

    То зароются в песке.

    Самостоятельная работа.

    У. Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке.

    ( Выслушиваются ответы детей).

    У. — Как мы можем узнать настроение рыбки?

    Д. — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.

    У. — Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.

    Проверка: фронтальная, игра « Изобрази движением».

    У. – Почему так изменялось настроение моря?

    Д. — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря.

    У. А можно ли море считать четвёртым героем сказки?

    Д. – Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.

    У. – Вспомните, как называется сказка?

    У.— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?

    Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?

    У.— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.

    У. — Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную формулировку.

    Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!

    В 

    Как плохо быть сварливым и жадным.

    В 

    Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье.

    V. Итог урока.

    У. — Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.

    На парте у вас лежат золотые рыбки, найдите их. Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.

    (Ученики пишут под музыку. Чтение желаний)

    У. — Спасибо за урок

    Проект:
    «Пушкин Александр Сергеевич – самый любимый писатель и поэт  у нас в
    стране»

    Выполнила ученица 4б
    класса МБОУ «Шумячская СШ имени В.Ф.Алешина» Аниськина Надежда.

    Руководитель: учитель
    начальных классов Казепина Анжелина Владимировна

    1.
    Введение

    Пушкин
    Александр Сергеевич – самый любимый писатель и поэт  у нас в стране. Его
    все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по
    нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком –
    всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы,
    скажет: это Пушкин.

    Проблема: мои
    сверстники мало знают об истории создании сказок Пушкина

    Целью проекта
    является выявление фольклорных элементов в сказках А.С. Пушкина, установление в
    них фольклорного начала, что будет способствовать раскрытию новых граней и
    смысла пушкинских сказок.

    В
    ходе проведения данного исследования были поставлены следующие задачи:


    определить смысл содержания понятия «литературная авторская сказка»;


    выявить идейно-художественную функцию и поэтику фольклора в пушкинских сказках,
    их тесную связь народной традицией.


    найти и проанализировать фольклорные истоки в литературных сказках А.С.
    Пушкина.

    Объектом работы являются
    литературные сказки А.С. Пушкина, а ее предметом — выявление фольклорного
    начала в этих сказках.

    Этапы
    работы:

    1. Прочитать
      сказки А.С.Пушкина, которые изучаются в начальной школе.
    2. Проработать
      справочную и энциклопедическую литературу по творчеству Пушкина, по
      особенностям сказок Пушкина.
    3. Познакомиться
      со значением многих непонятных слов, словосочетаний.

     Материалом
    для исследования
    послужили следующие сказки А.С. Пушкина: «Сказка о
    попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане»,
    «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и
    рыбке», «Сказка о Золотом петушке», а также поэма «Руслан и
    Людмила».

    2.
    Основная часть

    2.1.
    Биография А.С.Пушкина

    Пушкин
    Александр Сергеевич (1799-1837) – русский поэт, прозаик, драматург. А.С. Пушкин
    родился в Москве, в семье отставного офицера, помещика Сергея Львовича,
    происходившего из старинного дворянского рода. Мать, Надежна Осиповна, светская
    красавица, была внучкой знаменитого арапа Петра великого – Ганнибала, о котором
    в последствии рассказал сам А.С. Пушкин в повести «Арап Петра Великого». Лето
    до семи, Александр Сергеевич жил с бабушкой, Марьей Алексеевной Ганнибал, и
    няней в селе Захарово под Москвой, которые воспитывали его как могли. У отца
    была хорошая библиотека, и мальчик с огромным интересом читал как русские, так
    и французские книги. А.С. Пушкин тоже стал писать стихи – и на русском и на
    французском языках. Александр Сергеевич любил слушать сказки, которые ему
    рассказывала его няня Арина Родионовна, иногда читал ей свои стихи. Его сказки
    — это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его
    произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.

    .2.
    История создания и авторское своеобразие сказок А.С. Пушкина

    Пушкин
    не писал для детей, возможно, не видя проку: сам воспитывался на серьезной,
    «высокой» литературе, читав в детстве Плутарха, Горация, Расина (
    по-французски!). Возможно, потому, что низко ценил ( а может объективно? )
    уровень «современной» литературы этого рода. Няня рассказывала ему, как и в
    детстве, сказки, пела народные песни, и Пушкин был восхищен их поэтичностью. В
    то время в деревне можно было услышать множество чудесных песен — и свадебных и
    похоронных, и грустных и веселых, и хороводных и колыбельных, и богатырских и
    «божественных». Рассказывалось множество интереснейших сказок, повторялось
    громадное количество поэтических загадок, пословиц и поговорок. Все это
    сочинялось народами, крестьянскими поэтами, которые грамоты не знали, своих
    рассказов, стихов и песен не записывали, а рассказывали и пели их, передавая
    друг другу с голоса. Пушкин не мог не слушать всей этой чудесной поэзии. Он
    приглашал к себе простолюдинов, знающих много песен и сказок и записывал то что
    слышал от них. На праздники ходил в соседний Святогорский монастырь, для того
    чтобы послушать пение слепых и нищих и запомнить их песни. «Сказка
    о рыбаке и рыбке»
     сказка является своеобразным, чисто пушкинским
    вариантом широко распространенной в поэзии разных народов сказки о старухе,
    наказанной за ее стремление к богатству и власти. Эта сказка, переделанная из
    немецкой фольклорной сказки бр. Гримм, относится к особой разновидности сказок,
    с участием сказочных героев — «волшебных помощников». Если сравнивать
    с народной сказкой, то её начало соответствует сюжету из фольклора: бедному
    человеку улыбнулась удача, произошло некоторое волшебство, сказочное действие.
    В распоряжение героя попадает волшебное средство. И старик поступает в духе
    положительных сказочных героев. Однако, в пушкинской сказке судьба старика
    отделена от судьбы старухи; он так и остается простым крестьянином-рыбаком, и
    чем выше старуха поднимается по «социальной лестнице», тем тяжелее
    становится гнет, испытываемый стариком. Старуха у Пушкина наказана не за то,
    что она хочет жить барыней или царицей, а за то, что, ставши барыней, она бьет
    и «за чупрун таскает» своих слуг, мужа-крестьянина посылает служить
    на конюшню; ставши царицей, она окружена грозной стражей, которая чуть не
    изрубила топорами ее старика, владычицей морскою она хочет быть для того, чтобы
    рыбка золотая служила ей и была у ней на посылках. Это придает сказке Пушкина
    глубокий прогрессивный смысл. Вся сказка держится на энергии повтора — одного
    из самых распространённых художественных приёмов русского народного искусства.
    Принцип повтора сливается у Пушкина с традиционным для народного искусства
    приёмом нарастания. На земле — от корыта до царского сана. На море — от синей
    безбрежности до чёрной бури. Всё беспокойнее становится море, но сама золотая
    рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает Есть в этой сказке
    ещё одно действующее лицо — море. Море выступает как полноправный герой сказки.
    Самым непосредственным образом откликается оно на все сказочные события. Можно
    проследить, как оно меняется на протяжении всего текста. Спокойное синее море
    превращается в грозную стихию, от которой не будет пощады никому. Чем выше
    поднимается старуха — тем грознее море, и тем неотвратимее восстановление
    справедливости. Ложный герой наказан. «Сказка о мертвой царевне» написана
    поэтом в творческом состязании с Жуковским. Но в отличии от него Пушкин не
    ограничивается романтическим изображением героев, он вводит реалистические
    картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи в своей сказке.
    Таков в какой-то мере царь отец, поспешивший жениться, едва истек положенный
    срок вдовства. Пушкин иронически говорит о нем: Долго царь был неутешен, Но как
    быть? И он был грешен; Год прошел как сон пустой, Царь женился на другой.
    Примером различных подходов к поэтическому сказочному творчеству А. С. Пушкина
    может служить анализ «Сказки о царе Салтане…» Сюжетом
    ее послужила русская народная сказка, записанная в конце 1824 г. в Михайловском
    со слов Арины Родионовны. Первоначально, еще в 1828 г., Пушкин думал писать эту
    сказку, чередуя стихи с прозаическим текстом, но этот вариант он не стал
    продолжать и перешел целиком на стихи. Сюжет был значительно переработан. В
    народной сказке сестры не собирались быть царицами, а в разговоре между собой
    хвастались, что первая может все «государство одним зерном
    накормить», вторая — всех одеть куском сукна, а третья — родить тридцать
    трех сыновей. Царь женился на меньшей сестре, а двух других с собой не брал.
    А.С.Пушкин так переработал народный сюжет, что оставил лишь главные звенья.
    Многое Пушкин добавлял от себя, сохраняя везде истинно народный характер содержания.
    Наделил сказку более привлекательными героями и близкими к жизни деталями. Гак,
    вместо свиней выдумал чудесную белочку, которая грызет золотые орешки с
    изумрудными ядрами. Получилось новое произведение, полное сказочной прелести и
    чудес, с великолепными героями, способными преодолевать любые препятствия. В
    «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина соединены две темы. Первая —
    традиционная в народных сказках судьба оклеветанной жены и благополучное
    разрешение этой судьбы. Вторая, введенная в сказку самим Пушкиным, — народный
    образ идеального, счастливого морского государства. На острове, где княжит
    Гвидон, «все богаты, изб нет, везде палаты», чудесная белочка своими
    золотыми скорлупками и изумрудными ядрами создает богатство острова, надежная
    волшебная охрана, тридцать три богатыря, выходящие из моря, охраняют его от
    внешних врагов. У Пушкина, как в народном творчестве, чудеса, волшебные
    предметы и действия выражают мечту народа об овладении природой для счастливой
    жизни. В «Сказке о царе Салтане…» зло было не наказано: и ткачиху,
    и повариху, сватыо бабу Бабариху, отпустил царь Салтан домой. О добре, любви к
    матери и отцу, об уважении к человеку, о любви к прекрасному, о выдумке и
    находчивости и просто о любви — обо всем этом А.С. Пушкин пишет в своих сказках.
    Возьмем для примера его«Сказку о рыбаке и рыбке». Она
    является своеобразным, чисто пушкинским вариантом широко распространенной в
    поэзии разных народов сказки о старухе, наказанной за се стремление к богатству
    и власти. В русских сказках на этот сюжет — старик и старуха живут в лесу, и
    желания старухи исполняет или чудесное дерево, или птичка, или святой и т.п.
    Пушкин воспользовался соответствующей немецкой сказкой, где действие происходит
    на берегу моря, старик — рыбак, а в роли исполнителя всех желаний выступает
    рыба-камбала. Пушкин заменил этот малопоэтический образ (к тому же в немецкой
    сказке камбала оказывается заколдованным принцем!) — золотой рыбкой, народным
    символом богатства, обилия, удачи. В пушкинской сказке судьба старика отделена
    от судьбы старухи; он так и остается простым крестьянином-рыбаком, и, чем выше
    старуха поднимается но «социальной лестнице», тем тяжелее становится
    гнет’, испытываемый стариком. Старуха у Пушкина наказана не за то, что она
    хочет жить барыней или царицей, а за то, что, ставши барыней, она бьет и
    «за чупрун таскает» своих слуг, мужа-крестьянина посылает служить на
    конюшню; ставши царицей, она окружена грозной стражей, которая чуть не изрубила
    топорами ее старика, владычицей морскою она хочет быть для того, чтобы рыбка золотая
    служила ей и была у ней на посылках. Это придает сказке А.С. Пушкина глубокий
    прогрессивный смысл. Сказка написана особым, созданным Пушкиным стихом. Сюжет
    о жадном попе
     и перехитрившем и наказавшем его батраке очень
    распространен 15 народных сказках. В своей обработке Пушкин усилил социальный
    смысл этой антипоповской сказки и очистил ее от всего лишнего. Он убрал,
    например, эпизод о том, как Балда вылечил одержимую бесом царскую дочь,
    исключил сцену привода Балдой из леса к попу медведя, говорящую о
    необыкновенной физической силе Балды. Он сохранил только рассказ о собирании
    оброка с чертей 15 пользу попа («деловые» связи служителя церкви — с
    чертями!). Пушкин развил образ работника Балды, подчеркнув не только его
    хитрость и ум, но и трудолюбие («работает за семерых»), уменье
    заслужить любовь всех окружающих (кроме попа). Сказка написана народным, так
    называемым «раешным» стихом. Текст распадается на резко отделенные
    двустишия, лишенные какого- либо стихотворного размера, но связанные внутри
    четкой рифмой и нередко параллелизмом построения {! }. Этот грубоватый,
    отрывистый по своему характеру стих Пушкин с величайшим мастерством применяет
    для плавного повествования сказки.

    «Ест
    за четверых, // Работает за семерых»;

    «Поживи-ка
    на моем подворье, // Окажи свое усердье и проворье»;

    «Попадья
    Балдой не нахвалится, // Поповна о Балде лишь и

    печалится»
    и т. д. Сказки Пушкина отличаются богатством творческой фантазии. В них
    гармонично уживаются реалистические картины быта и нрава различных сословий
    русского общества с чудесами волшебного мира, возникшего под пером поэта. Таков
    целый город на острове Буяне – столица князя Гвидона.

    2.3.
    Писатели и поэты о сказках Пушкина.

    Первым,
    кто по достоинству оценил «чарующие красотой и умом» пушкинские сказки,
    был Н.В.Гоголь. «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и
    понятнее мне,- писал он в своих отроческих годах; — прочитав их несколько раз,
    я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не
    усну». Владимир Даль запомнил и передал нам такие слова
    А.С.Пушкина»: Сказка сказкой, а язык наш сам по себе, и ему-то нигде нельзя
    дать этого русского раздолья, как в сказке. А как это сделать? …Надо бы
    сделать, чтобы выучиться говорить по-русски и не в сказке… Да нет, трудно,
    нельзя еще! А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке
    нашей! Что за золото! А не дается в руки, нет!» «Наша память хранит с
    малолетства веселое имя: Пушкин» — так начал свою речь о Пушкине Александр
    Блок.
     Детство и Пушкин – понятия нерасторжимо связанные, закономерна и
    тема «Пушкин и детская литература», хотя А.С. Пушкин ничего не писал специально
    для детей. Более того, принципиально отвергал такую возможность: сохранились
    свидетельства его решительных отказов сотрудничать в детских журналах. В
    книге В.С.Непомнящего «Поэзия и судьба» можно найти интересное
    объяснение феномена «детского» у Пушкина. «Ведь гений есть детская модель мира»
    ( Б. Пастернак).Поэт как и ребенок, всегда устремлен к совершенному порядку, к
    гармонии, свободе и простоте. Все это можно найти в сказке. Сказка объединяет
    гения и ребенка. Обращение А.С.Пушкина к сказке было закономерным. Поэт не мог
    не прийти к сказке. «Что знаешь в детстве, то знаешь на всю жизнь», —
    говорила М.Цветаева

    Заключение.

    Работая
    над проектом я узнала, что А.С.Пушкин создал свои сказки на фольклорном
    материале: « Сказка о попе и его работнике Балде» близка по сюжету к народной
    сказке «Батрак Шабараша». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со
    сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем
    В.И.Далем. «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных
    детях». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к сюжету народной
    сказки «Волшебное Зеркальце» . Обращаясь к устному народному творчеству,
    А.С.Пушкин видел в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы.
    Сказка – был один из любимых жанров А.С.Пушкина. Простонародные сказки его няни
    он ставил в один ряд с «высокими» литературными жанрами. Сказки А.С. Пушкина
    появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались
    для детей, но сразу вошли в детское чтение. Пушкинская сказка летит «через
    леса, через моря», «в облаках перед народом», с высоты ей
    открываются и синее море, возле которого рыбак расстилает сети, и темная чаща,
    где играют медвежата. Пушкин писал не просто сказки, а сказки в стихах. Каждое
    слово звучит необыкновенно выразительно, в каждой повой сказке стих Пушкина
    звучит по-новому. Сказки А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь.
    Они дали классические образцы детской литературы, вскрыли пустоту и
    надуманность моралистических книжек многих детских писателей. Юный А.С.Пушкин
    слышал сказки от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от няни, от дворового
    Никиты Козлова, впоследствии ставшего его дядькой. Поэт живо интересовался
    фольклором на Украине, и в Кишиневе, и в Поволжье. Самые глубокие
    художественные впечатления от народной поэзии поэт пережил в Михайловском,
    слушая, записывая сказки Арины Родионовны – талантливой русской сказительницы.
    «…Вечером слушаю сказки,…что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» —
    писал он брату.

    Литература:

    1. Жуков
      В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка:
      Пособие для учащихся. – М.: Просвещение 1989
    2. Климанова
      Л. Ф., Макеева С. Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника: Учеб. для 1 кл.
      четырехлет. нач. шк. – М.: Просвещение, 1995
    3. Ожегов
      С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и
      фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры – М.:
      АЗЪ, 1995
    4. Пушкин
      А. С. Сказки. Ростов – на – Дону: Издательский  дом «Проф – Пресс»,
      2005

    Викторина
    «Лучший знаток сказок Пушкина»

    1. Какими
      словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
    2. Что
      кричал петушок, сидя на спице?
    3. Расплачиваясь
      с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал с укоризной?
    4. Что
      молвила третья сестрица?
    5. Что
      сказала золотая рыбка, когда старик её поймал?
    6. С
      какими словами обращается старик к золотой рыбке?
    7. Какими
      словами начинается “ Сказка о рыбаке и рыбке”
    8. Назовите
      слова, которыми Пушкин заканчивает “ Сказку о Золотом петушке”
    9. Каким
      был лоб у Балды?
    10. Где
      поп встретил Балду?
    11. У
      кого в лесу живёт царевна?
    12. Назовите
      кличку собаки семи богатырей.
    13. Кто
      сказал Елисею о месте нахождения царевны?
    14. Что
      подумала царевна о хозяевах терема?
    15. Почему
      богатыри сразу поняли, что царевну принимали?

    Конкурс
    «Узнай от кого пришли телеграммы»

    1. Ветер
      весело шумит, судно весело бежит
      . Ждите нас, мы скоро будем.
    2. Спасибо
      за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут.
    3. Приеду
      с подарками, так как наткала я полотна.
    4. Очень
      жаль приехать не могу: “Горе мне! Попались в сети Оба наших
      сокола”.

  • Смысл сказки ежик в тумане
  • Смысл сказки конек горбунок кратко
  • Смысл сказки волшебная лампа аладдина
  • Смысл сказки городок в табакерке
  • Смысл сказки даля ворона