Смысл сказки журавль и цапля 5 класс в чем смысл

Цели урока: формировать навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять основную нравственную

Цели урока:

  • Формировать навыки анализа художественного
    произведения: учащиеся должны знать
    художественные особенности сказки как
    фольклорного произведения; уметь выявлять
    основную нравственную проблему в произведении,
    опираясь на текст.
  • Формировать представления о нравственных
    ценностях: согласии, терпимости,
    благожелательности.
  • Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь
    выстраивать связный развёрнутый ответ на
    поставленный вопрос, использовать аргументы,
    цитаты в своих ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в
каждой из них? (Приложение 2).

  • Сказка складом, песня ладом красна. 
  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся. 
  • Согласие питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три
цели мы ставим сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные
особенности сказок, подумаем, чему учит нас
сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о
том, что мешает нам достигать согласия и как мы
можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в
художественном произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем
сказку “Цапля и журавль”.

(Чтение текста: читать может сам учитель,
ученики могут подготовить выразительное чтение
дома).

2. Особенности русских народных сказок.
Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских
народных сказок: виды сказок, структура, средства
выразительности – и приводят примеры зачина,
концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст:
сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова,
как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем
неизвестного рассказчика, а может быть, как оно
помогает увидеть мир глазами русского человека.
Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).

Прочитайте описание серого журавля из научной
статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их
высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150—240 см,
а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но
имеющих очень отдалённое родство цапель, в
полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с
острым прямым клювом. На голове у большинства
видов участки неоперенной и ярко окрашенной
кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев
слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и
пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще
всего серое или белое. Если визуально сравнивать
журавлей с другими болотными птицами, то по
сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее,
а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами
тело изящнее, ноги длиннее, а клюв
пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём,
каким был журавль. Какую черту во внешнем облике
журавля подметил русский народ. Найдите и
выделите, в каком месте словарной статьи
упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные
ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом
упоминается три раза: “это крупные, длинноногие
… птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по
сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее,
а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги
длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской
народной сказке. Выпишите из текста слова,
которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное:
чем они отличаются? Можем ли мы предположить
“характер”, особенности какого-нибудь
конкретного журавля, читая научный текст? Как
относится автор научного текста к описываемым
птицам? А автор художественного?

(Отношения автора научной статьи мы не видим. А
вот автор сказки посмеивается над журавлём, он
выглядит несколько нелепо: ноги у него не
длинные, а “долгие”, сам не высокий, а
“долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” —
“тяп, тяп”).

4. Вывод.

Чем описание художественное отличается от
научного?

(1) Художественное описание не только даёт
представление о внешности, но и даёт возможность
представить черты характера персонажа, а также
передаёт отношение автора к персонажу, отношение
других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно
является единым отрывком текста, оно может
создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке?
Можем ли мы предположить его внешность, характер.
Представьте, что вы режиссёр театра и вам
необходимо выбрать актёра на роль журавля:
опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из
известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней?
Рассмотрите иллюстрации.
(Приложение 2).
Опишите, какой представлял
себе цаплю каждый художник, какие черты он
отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем
отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание
художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в
сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на
вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко
друг от друга. Выпишите выражение, которое
помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле?
Выберите ответ, и рядом выпишите выражение,
которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю?
Запишите ответ и выпишите слово, которое
помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля?
Запишите ответ и выпишите выражение, которое
помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга:
журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело,
одиноко стало журавлю: “показалось скучно
показалось жить одному” — вот он и решил
посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом
передумала: “раздумалась”, как говориться в
сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало
стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть,
и обидно).

2. Углубление представлений о содержании
сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же
тогда они так и не выполнили задуманного, что им
помешало?

(Хорошо, если учащиеся приведут несколько
ответов: дело не только в неумении договориться,
но и в обидчивости, и в неумении определиться в
своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется
каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской
литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

IV. Вывод.

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и
цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они
ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или
придумайте) похожие ситуации из жизни и
расскажите, как следовало поступить, чтобы не
обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что
высмеивает русский человек, над чем
задумывается? Какие выводы вы сделали для себя,
прочитав эту сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли мы их? Прокомментируйте.

V. Домашнее задание. (Приложение
2).

Выберите одну из цитат и напишите небольшое
сочинение-рассуждение, используя выбранную
цитату как тему. В качестве одного из примеров в
вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и
цапля”:

  • “Есть согласие – есть и счастье”.
    (Пословица)
  • “Согласие к хорошему приводит, а спор
    противников находит”. (Пословица).
  • “Когда в товарищах согласья нет, На лад их
    дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только
    мука”. (И. А. Крылов)
  • “Главное — ладить с самим собой”. (Вольтер).
  • “Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же
    они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).

Смысл сказки журавль и цапля 5 класс в чем смысл


2

Задания по литературе для 5 класса Какова основная мысль, главная идея сказки «Журавль и цапля»?

8 ответов:

Смысл сказки журавль и цапля 5 класс в чем смысл



5



0

В этой народной сказке Журавль и Цапля хотели бы жить вместе, или как сказано в сказке «пожениться», но им постоянно мешала то гордость, то обида, то насмешки, и потому они постоянно друг другу отказывали. При этом не прекращая свои попытки уговорить второго сыграть свадьбу на болоте.

Журавль и цапля не могли договориться о том, что в принципе их обоих устраивало, просто потому, что отвечали слишком быстро.

Если бы они дали друг другу немного времени на обдумывание предложения, если бы не поддавались обидам, то все давно у них закончилось бы благополучно.

Поэтому главная мысль сказки — не спеши и не делай ничего сгоряча.

Смысл сказки журавль и цапля 5 класс в чем смысл



2



0

Вспомним немного содержание =сказки «Журавль и цапля».

Две птицы, соседи по болоту, построили себе дома и решили, что делать дальше. Логичный вывод — жениться пришел первым в голову журавлю и он отправился с предложением к цапле. Цапля сперва отказала, но потом передумала и бросилась догонять жениха, но теперь уже журавль встал в позу.

Так и ходили они друг за другом, а договориться никак не могли.

Какую же основную мысль можно выделить в этой сказке?

Мне кажется главное здесь в том, что любое решение следует принимать взвешенно, хорошенько его обдумав, потому что проще всего сразу сказать нет, а потому мучиться сомнениями в верности своего выбора.

Смысл сказки журавль и цапля 5 класс в чем смысл



1



0

В сказке «Журавль и Цапля» две болотные птицы заскучали, а потому начали захаживать друг к другу в гости. Они мечтали о том, чтобы жить вместе, однако ничего у них не получилось. Имея совершенно разные взгляды, они и не подумали о том, что с некоторыми качествами придется мириться. Только готовность идти на компромисс может привести к гармонии и взаимопониманию.

Смысл сказки заключается в том, что не следует принимать скоропалительных решений, каждое решение должно быть обдуманным. Для того чтобы построить серьезные отношения, нужно пытаться понять другого человека. А несговорчивость и сомнения скорее могут завести отношения в глухой угол, чем стать платформой для их развития.

Смысл сказки журавль и цапля 5 класс в чем смысл



1



0

В этой народной сказке Журавль и Цапля не смогли договориться о том, что их бы устроило, так как не дали друг другу времени подумать, не обижались и не были слишком гордые.

Поэтому главная мысль сказки — не надо совершать действия необдуманно, не взвесив на весах последствия, сравнив, стоит ли спешить. Люди должны научиться понимать и уметь не только слышать, но и суметь услышать друг друга, чего не сумели сделать герои произведения Журавль и Цапля. Не умение идти навстречу друг другу, находить компромисс, заставляет многих жить в одиночестве, об этом задумываешься, когда читаешь сказку «Журавль и Цапля».

Журавль и цапля не смогли договориться, существуя на одном болоте, но всё могло сложится иначе, если не поддаваться обидам, уметь найти такой подход, который устроил бы всех.

Смысл сказки журавль и цапля 5 класс в чем смысл



1



0

Смысл сказки журавль и цапля 5 класс в чем смысл

Сказка «Журавль и цапля» довольно поучительная, впрочем, как и все русские народные сказки.

В сказке рассказывается о двух героях: Журавле и Цапле.

Журавль хочет жениться на Цапле, но у них ничего не получается, все время кто-то на кого-то обижен.

Основная мысль этой сказки такова: если люди не умеют договариваться, приятно разговаривать и не обижать друг друга, то у них никакие совместные дела не пойдут, а необдуманное слово может напрочь испортить отношения.

Главную идею сказки можно выразить так: нужно учиться уступать друг другу и не отвечать, не подумав прежде, чтобы не обижать никого своими словами.

Смысл сказки журавль и цапля 5 класс в чем смысл



0



0

Основная мысль: «Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.»

Главная идея: Показать читателю, какими могут быть последствия, если вовремя не пойти навстречу друг другу.

Смысл сказки журавль и цапля 5 класс в чем смысл



0



0

Основная мысль в этой сказке, такая:

Если есть желание жить вместе, или дружить, то надо идти навстречу друг другу, делать уступки.

Забыть обиды, искать компромиссы (точки соприкосновения) и так далее.

А у Журавля и Цапли это не получилось, вечно придирались друг к другу.

Сказка показывает к чему могут привести такие отношения.

Смысл сказки журавль и цапля 5 класс в чем смысл



0



0

«Журавль и цапля» — русско народная сказка.

Сказка относится к народной, и волшебной.

Главные героев в сказке всего два, это Журавль и Цапля.

Главная мысль сказки.

Никогда не принимайте поспешных решений. Поспешные решения могут принести только вред.

Чему учит сказка.

Сказка учит слушать других людей, и всегда уважать их мнение, если оно даже ошибочно.

Смысл сказки журавль и цапля 5 класс в чем смысл

Читайте также

Смысл сказки журавль и цапля 5 класс в чем смысл

На самом деле лично спорить друг с другом Коперник и Птолемей не могли, они жили разделенные многими веками, но долгое время в науке господствовало утверждение Птолемея, что солнце вращается вокруг земли. Для времени Птолемея это было нормальное утверждение, хотя уже тогда находились некоторые ученые утверждавшие обратно.

Коперник же прямо утверждал, что это земля вращается вокруг солнца, и является одной из самых обыкновенных планет.

В своем стихотворении Ломоносов остроумно разрешил спор великих ученых замечанием повара — в самом деле виданное ли дело, чтобы огонь вращали вокруг жаркого! Так и солнце не вращается вокруг Земли.

Смысл сказки журавль и цапля 5 класс в чем смысл

Кем был отрок в былине «Подвиг отрока киевлянина»? Просто очень молодым человеком, юношей, ведь именно так мы понимаем слово отрок в настоящее время? Скорее всего нет, иначе на него обязательно обратили внимание печенеги, когда отрок пробегал бы по их лагерю.

Скорее здесь задействовано старинное значение слова Отрок — младший дружинник, слуга, молодой воин. Тогда понятно, почему он мог искать своего коня, потрясая уздечкой и на него особо не обращали внимание враги.

Отрок стоял по правую руку князя с мечом в руке.

Тогда синонимами слова Отрок будут — молодой воин, курсант, оруженосец.

Осада — окружение, обложение, блокада

Дружина — рать, войско, воинство, отряд.

Смысл сказки журавль и цапля 5 класс в чем смысл

Сюжет сказки «Журавль и цапля» очень прост: журавль и цапля по очереди ходят друг к другу желая создать семью, жить вместе и каждый раз получают друг от друга отказ о котором сами же и жалеют.

В этой сказке переплелись сразу несколько стилей сказок.

Прежде всего это сказка о животных, потому что главные герои сказки — журавль и цапля.

Но ведут они себя как люди и проблемы решают те, которые решали бы обычные люди, а это сближает данную сказку со сказками бытовыми.

С волшебными же сказками это произведение сближает только то, что герои ее, животные, разговаривают, то есть не являются обычными животными.

Тем не менее к волшебным сказкам сказку «Журавль и цапля» отнести никак нельзя.

Смысл сказки журавль и цапля 5 класс в чем смысл

Я сразу признаюсь, что рассказ Тургенева «Муму» мне не понравился.

Он слишком жестокий, хотя конечно мне понятно, почему автор его написал. Он хотел разоблачить крепостное право, показать его с самой неприглядной стороны, показать насилие над личностью, показать все те кошмарные злоупотребления и упоение властью, которые сопутствовали этому явлению.

Барыня в рассказе показана капризной и жесткой старухой, которая видит смысл своей жизни в том, чтобы измываться над другими людьми и считает такой порядок вещей совершенно естественным. Для нее люди словно вещи, которые если и сломал, то не жалко — всегда можно выкинуть и купить новые.

Этот рассказ заставляет задуматься над тем, во что превращает человека власть, если этот человек не обладает духовностью.

Смысл сказки журавль и цапля 5 класс в чем смысл

Мне в рассказе Тургенева «Муму» не интересны ни Капитон, ни Татьяна, ни Гаврила. Это второстепенные персонажи, которые играют лишь вспомогательную роль. В частности история с прачкой Татьяной показывает отношение Герасима к пьянству, его моральные качества.

Капитон — горький пьяница, так его называет автор, хотя сам он себя считал обиженным и неоцененным по заслугам. Барыня из каприза и может быть желая перевоспитать его, решила женить Капитона на Татьяне. Татьяна была в прошлом красавица, но тяжелая работа прачки быстро уничтожила ее красоту. Между тем, Герасим все равно относился к ней с уважением и ухаживал, оказывая всяческие знаки внимания.

Поэтому чтобы отвадить Герасима Татьяну показали пьяницей и когда Герасим это увидел, он сразу к ней охладел.

Гаврила был дворецким, он был женат и обладал утиным носом. Это верный служака, который во всем подчинялся барыне.

Урок литературы на тему: Сказка «Журавль и Цапля»

Батырева
Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Формировать
    навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать
    художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь
    выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.
  • Формировать
    представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости,
    благожелательности.
  • Развивать
    речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развёрнутый
    ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих
    ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них?
(Приложение 2).

  • Сказка
    складом, песня ладом красна. 
  • Сказку
    слушай, а к присказке прислушивайся. 
  • Согласие
    питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим
сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок,
подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что
мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном
произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и
журавль”.

(Чтение текста: читать может сам учитель, ученики могут
подготовить выразительное чтение дома).

2. Особенности русских народных сказок. Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды
сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина,
концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам
увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно
помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к
другому стилю.
 (Приложение
1).

Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет
90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на
них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и
шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов
участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья
крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица
стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать
журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как
правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее,
ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль.
Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и
выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В
отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные,
длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их
ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги
длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке.
Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются?
Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного
журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым
птицам? А автор художественного?

(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки
посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не
длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а
“тяпает” — “тяп, тяп”).

4. Вывод.

Чем описание художественное отличается от научного?

(1) Художественное описание не только даёт представление о
внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также
передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком
текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы
предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам
необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите
кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите
иллюстрации.
 (Приложение
2).
 Опишите, какой представлял себе
цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи
образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните
задание по тексту на карточке 
(Приложение
1, II). 
Ответьте на вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга.
Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом
выпишите выражение, которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и
выпишите слово, которое помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и
выпишите выражение, которое помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст
болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось
жить одному” — вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом
передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал
цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).

2. Углубление представлений о содержании сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не
выполнили задуманного, что им помешало?

(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только
в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих
желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы
раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

IV. Вывод.

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы
как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте)
похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не
обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский
человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту
сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их?
Прокомментируйте.

V. Домашнее задание. (Приложение
2).

Выберите одну из цитат и напишите небольшое сочинение-рассуждение,
используя выбранную цитату как тему. В качестве одного из примеров в вашем
рассуждении приведите сказку “Журавль и цапля”:

  • “Есть
    согласие – есть и счастье”. (Пословица)
  • “Согласие
    к хорошему приводит, а спор противников находит”. (Пословица).
  • “Когда
    в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не
    дело, только мука”. (И. А. Крылов)
  • “Главное
    — ладить с самим собой”. (Вольтер).
  • “Как
    ни коротки слова “да” и “нет”, всё же они требуют самого серьёзного
    размышления”. (Пифагор).

Приложение 1

I.
Сравним научный и художественный текст

Это
крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет

90-155
см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. Самый маленький

журавль
— красавка, самый крупный — австралийский. Высота подвида

G.a.antigone
у австралийского журавля, обитающего в Индии, достигает

175
см, что делает его самой высокой летающей птицей в мире. Самым

тяжёлым
журавлём считается японский, его вес осенью может достигать 11 кг.

В
отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство

цапель,
в полёте вытягивают ноги и шею. Это делает их похожими на

аистов,
но в отличие от них журавли никогда не садятся на деревья. Голова

маленькая,
с острым прямым клювом. На голове у большинства видов

участки
неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые

перья
крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и

пышным,
когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое.

Если
визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по

сравнению
с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая;

а
по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв

пропорционально
меньше.

Это
крупная птица, высота около 115 см, размах крыльев 180—200 см;

вес
самца до 6 кг, самки до 5 кг 900 г. Оперение большей части тела

синевато-серое,
что позволяет птице маскироваться от врагов среди

лесистой
местности. Спина и подхвостье несколько темнее, а крылья и

брюхо
более светлые. Окончания крыльев чёрные. Передняя часть головы,

подбородок,
верхняя часть шеи и уздечка чёрные либо тёмно-серые.

Затылок
синевато-серый. По бокам головы имеется белая широкая полоса,

начинающаяся
под глазами и далее уходящая вниз вдоль шеи. На темени

перья
почти отсутствуют, а участок голой кожи выглядит красной

шапочкой.
Клюв светлый. Ноги чёрные. У молодых журавлей перья на голове

и
шее серые с рыжими окончаниями.

Из
сказки «Журавль и Цапля» мы также узнаем, каким был журавль. Какую черту во
внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите
(подчеркните), в каком месте научной статьи об этой черте упоминается.

Выпишите
из текста сказки «Журавль и Цапля» слова, которые помогают создать внешний
облик журавля.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение
2                       

1.
Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение,
которое помогает вам это понять.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.
Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите
выражение, которое помогло вам это понять:

а).
он решил завести хозяйство________________________________________

б).
цапля очень нравилась журавлю____________________________________

в).
Ему стало невесело, одиноко жить одному___________________________

г).
Он любил цаплю всю жизнь________________________________________

3.
Почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово,
которое помогает вам это понять.______________________________________________________________________________________________________________________________

4.
Почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите
выражение, которое помогло вам это понять.______________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»

Андреева Галина
Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»

Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»

Это присказка, а сказка вот какая.

Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.

— Дай, пойду посватаюсь к цапле!

Приходит и говорит:

— Дома ли цапля?

— Выдь за меня замуж!

— Нет, журавль,не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась и сказала:

«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля«.

Приходит к журавлю и говорит:

Журавль, возьми меня замуж!

— Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал:

«Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж».

Приходит и говорит:

Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:

«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду«.

Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Анализ

Русская народная сказка Журавль и Цапля это сказка о животных, потому что в ней нет людей и волшебных вещей. Главными героями данной сказки являются две птицы –это журавль и цапля. Они обе живут на болоте. Эти два персонажа положительные, но самовлюблённые. В один прекрасный день пошёл журавль к цапле свататься. Но цапля не захотела,потому что у журавля ноги длинные и платье короткое. Когда журавль ушёл, она горько пожалела,что отказала и пошла сама к нему. Самовлюблённый журавль,вспомнив обиду, тоже отказал цапле. С тех пор и ходят они друг к другу.

У этой сказки нет конца, зато есть присказка. А присказка такая же как и сказка без конца. Сова летела,хвостиком повертела, села,по сторонам посмотрела и опять полетела, летела летела….т. д.

Эта сказка учит тому,что иногда свою гордость нужно спрятать подальше, нужно быть более решительным,чётко понимать чего ты хочешь.

Сказка Журавль и цапля о проблеме выбора. Ни цапле, ни журавлю не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.

Театрализация русской народной сказки «Теремок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение Детский сад «Рукавичка» Театрализация русской народной сказки «Теремок».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Цель: Развивать диалогическую и.

Конспект занятия по речевому развитию детей средствами сказки и рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» МБДОУ «Детский сад №314» Ляляевой О. А. Конспект занятия № 1 Тема занятия: рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Задачи:.

Модификация русской народной сказки «Репка» Модификация русской народной сказки «Репка» Цель: развивать творческое воображение детей, используя игры-драматизации. Задачи: Развивать.

Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» с элементами драматизации Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Пересказ русской народной сказки » Лиса и Журавль».

Повторение русской народной сказки «Репка» Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе по сказке «Репка» Воспитатель: Дорохова Татьяна Юрьевна Тема: Повторение.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Игра-драматизация русской сказки «Коза-дереза» Игра-драматизация русской народной сказки «Коза-Дереза» Действующие лица: Сказочница Старик Старуха Дочка Коза-Дереза Зайчик Петушок козочки.

Проект «Музей русской народной сказки» Проект : «Музей русской народной сказки» Выполнили: Жиронкина Ольга владимировна Бернат Ольга Викторовна В летний период воспитатели старшей.

Рассказывание русской народной сказки «Колобок» Программные задачи: •учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; • подвести к моделированию; •.

Инсценировка русской народной сказки «Репка» Звучит музыка барыня. Выходит Репка танцует Встает посередине зала и говорит В уважаемом народе Я расту на огороде Вот какая я большая.

Источник

Блок коротких вопросов

1. Должны ли были всё-таки пожениться журавль и цапля?

2. Кто является положительным героем, а кто отрицательным?

Летала сова — веселая голова; вот она летела, летела да и села, головой повертела, по сторонам посмотрел

Это не сказка, это присказка, а сказка впереди.

Пришла весна по зиму и ну ее солнышком гнать-допекать, а травку-муравку из земли вызывать; высыпала-выбежала травка на солнышко поглядеть, вынесла цветы первые — подснежные: и голубые и белые, сине-алые и желто-серые.

Потянулась из-за моря перелетная птица: гуси да лебеди, журавли да цапли, кулики да утки, певчие пташки и хвастунья-синичка. Все слетелись к нам на Русь гнезда вить, семьями жить. Вот разошлись они по своим краям: по степям, по лесам, по болотам, по ручьям.

Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: «Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть».

Вот свил он гнездо вплоть у болота, а в болоте, в кочкарнике, сидит долгоносая-долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает да про себя посмеивается: «Ведь уродился же неуклюжий какой!»

Тем временем надумался журавль: «Дай, говорит, посватаю цаплю, она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока». Вот и пошел он нетореной дорожкой по болоту: тяп да тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот он упрется клювом — хвост вытащит, а клюв увязнет; клюв вытащит — хвост увязнет; насилу до цаплиной кочки дошел, поглядел в тростник и спрашивает:

А дома ли сударушка-цапля?

Здесь она. Что надо? — ответила цапля.

Иди за меня замуж, — сказал журавль.

Как не так, пойду я за тебя, за долговязого: на тебе и платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь, меня на гнезде с голоду уморишь!

Слова эти показались журавлю обидными. Молча он повернул да и пошел домой: тяп да тяп, тяп да тяп.

Цапля, сидючи дома, пораздумалась: «А что ж, и вправду, для чего я ему отказала, нешто мне лучше жить одной? Он хорошего роду, зовут его щегольком, ходит с хохолком; пойду к нему доброе слово перемолвить».

Пошла цапля, а путь по болоту не близок: то одну ногу увязит, то другую. Одну вытащит — другую увязит. Крылышко вытащит — клюв засадит; ну пришла и говорит:

Журавль, я иду за тебя!

Нет, цапля, — говорит ей журавль, — уж я раздумал, не хочу на тебе жениться. Иди туда, откуда пришла!

Стыдно стало цапле, закрылась она крылышком и пошла к своей кочке; а журавль, глядя за нею, пожалел, что отказал; вот он выскочил из гнезда и пошел следом за нею болото месить. Приходит и говорит:

Ну, так уж быть, цапля, я беру тебя за себя.

А цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлем не хочет.

Слышь, сударыня-цапля, я беру тебя за себя, — повторил журавль.

Ты берешь, да я не иду, — отвечала она.

Нечего делать, пошел опять журавль домой. «Этакая нравная, — подумал он, -теперь ни за что не возьму ее!»

Уселся журавль в траве и глядеть не хочет в ту сторону, где цапля живет. А та опять передумала: «Лучше жить вдвоем, чем одной. Пойду помирюсь с ним и выйду за него».

Вот и пошла опять ковылять по болоту. Путь до журавля долог, болото вязко: то одну ножку увязит, то другую. Крылышко вытащит — клюв засадит; насилу добралась до журавлиного гнезда и говорит:

Журонька, послушай-ка, так и быть, я иду за тебя!

А журавль ей в ответ:

Нейдет Федора за Егора, а и пошла бы Федора за Егора, да Егор не берет.

Сказав такие слова, журавль отвернулся. Цапля ушла.

Думал, думал журавль да опять пожалел, для чего было ему не согласиться взять за себя цаплю, пока та сама хотела; встал скорехонько и пошел опять по болоту: тяп, тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот упрется он клювом, хвост вытащит — клюв увязит, а клюв вытащит — хвост увязнет.

Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку проторили, а пива не сварили.

Иллюстрации создал Конашевич В.

О сказке

Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Русская народная сказка «Журавль и цапля» это сказка об отношениях людей друг к другу, об отношении к жизни и к себе. Чтение таких сказок дает возможность получить правильный опыт и научиться расставлять приоритеты в жизни, используя для этого не проживание собственных ошибок, а вымышленные истории сказочных животных.

В этой коротенькой и, на первый взгляд, очень незатейливой истории скрыто большое количество сложных психологических проблем.

Несчастен тот, кто вечно сомневается – вот квинтэссенция и основная суть сказки о журавле и цапле. Разумные сомнения, конечно, никогда не повредят, однако, бесконечно колебаться в выборе и постоянно менять свои решения тоже не самая верная тактика, а именно так и поступают герои русской народной сказки «Журавль и цапля».

Нужно ценить настоящий момент и хорошее к себе отношение – вот еще одна глубокая мысль, на которую наводит повествование о похождениях двух болотных птиц. Ожидая по всей видимости более выгодных партий, цапля упустила свой шанс на счастье. Услышав предложение журавля, она не смогла сразу пойти навстречу, что и привело к таким печальным результатам.

Следующий посыл, который вытекает из предыдущего: каждое слово, прежде чем будет высказано, должно быть тщательно обдумано и взвешено. Оба персонажа меняли свои решения после того, как имели возможность обдумать и проанализировать ситуацию. Но сделанного не воротишь и слова обратно не вернуть.

Счастью героев сказки помешали так же гордость и тщеславие – качества характера, на которые нельзя полагаться, принимая решение. Каждый из героев от природы наделен чрезмерным самомнением, которое не позволяет ни журавлю, ни цапле прийти к разумному решению. Но прежде чем делать такие выводы, нужно обязательно познакомиться с текстом самой сказки. Каков ее сюжет и что представляют собой ее персонажи?

Краткое содержание и основные персонажи

В сказке представлены всего два действующих лица. Как ясно из названия, – это две птицы: журавль и цапля. Оба героя живут на болоте, но построили себе жилье на разных его концах. В один прекрасный день журавлю стало скучно, и он решил посвататься к соседке. Но получил отказ. Цапля не смогла разглядеть в журавле потенциального мужа, обвинила его в несоответствующем внешнем виде и неспособности обеспечить семью. После того, как несостоявшийся жених ушел, цапля поняла, что совершила ошибку и пошла к журавлю просить взять ее в жены. Но обида уже изменила планы журавля – он отказался от брака с цаплей. Однако, взвесив все, вновь вернулся к прежнему решению. Отказала в этот раз цапля. Так и закончилась ничем эта история неудачного сватовства.

В этой истории нет ни сложных сюжетных поворотов, ни фантастических событий, ни волшебных персонажей. Все предельно просто и приближено к реальной жизни. Возможно, что именно за счет этой простоты суть сказки и ее мораль будут очевидны даже для самого маленького читателя.

Читайте русскую народную сказку «Журавль и цапля» на сайте онлайн бесплатно и без регистрации.

Жили-были журавль да цапля, построили себе по концам болота избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться. - Давай пойду посватаюсь к цапле!

Пошел журавль — тяп-тяп! Семь верст болото месил, приходит и говорит: - Дома ли цапля? - Дома. - Выдь за меня замуж. - Нет, журавль, не пойду за тебя замуж, у тебя ноги долги, платье коротко, прокормить жену нечем. Ступай прочь, долговязый!

Журавль, как не солоно похлебал, ушел домой. Цапля после раздумалась и сказала: - Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля. Приходит к журавлю и говорит: - Журавль, возьми меня замуж! - Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся! Цапля заплакала от стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал: - Напрасно не взял за себя цаплю: ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму ее замуж. Приходит и говорит: - Цапля, я вздумал на тебе жениться; поди за меня. - Нет, долговязый, нейду за тебя замуж!

Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась: - Зачем отказала такому молодцу: одной-то жить невесело, лучше за журавля пойду!

Приходит свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сю пору один к другому свататься, да никак не женятся.

Все же приятно читать сказку «Журавль и цапля» даже взрослым, сразу вспоминается детство, и вновь как маленький сопереживаешь героям и радуешься с ними. Все герои «оттачивались» опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию. И приходит мысль, а за ней и желание, окунуться в этот сказочный и невероятный мир, завоевать любовь скромной и премудрой принцессы. История происходит в далекие времена или «Давным-давно» как говорится в народе, но те трудности, те препятствия и затруднения близки и нашим современникам. Бытовая проблематика — невероятно удачный способ, с помощью простых, обычных, примеров, донести до читателя ценнейший многовековой опыт. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Благодаря развитой детской фантазии, они быстро оживляют в своем воображении красочные картины окружающего мира и дополняют пробелы своими зрительными образами. Сказка «Журавль и цапля» читать бесплатно онлайн однозначно стоит, в ней много добра, любви и целомудрия, что полезно для воспитания юной особи.

Л етела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала… Это присказка, а сказка вот какая. Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки. Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться. — Дай пойду посватаюсь к цапле! Пошел журавль, — тяп-тяп! — семь верст болото месил. Приходит и говорит: — Дома ли цапля? — Дома. — Выдь за меня замуж! — Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый! Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля». Приходит к журавлю и говорит: — Журавль, возьми меня замуж! — Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся. Цапля заплакала со стыда и воротилась домой. Ушла цапля, а журавль раздумался: «Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно». Приходит и говорит: — Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня! — Нет, журавль, не пойду за тебя замуж! Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась: «Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду». Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.

Сказка Журавль и Цапля – яркий образец русского фольклора с поучительной моралью. В ней поднимается проблема важного выбора в жизни. Сказка – наглядный пример того, как не следует поступать. Рекомендуем для онлайн прочтения с детьми.

Урок литературы на тему «Сказка «Журавль и Цапля»

Разделы: Литература

I. Организационный момент.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и журавль”.

(Чтение текста: читать может сам учитель, ученики могут подготовить выразительное чтение дома).

2. Особенности русских народных сказок. Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина, концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).

Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:

Чему учит сказка «Журавль и цапля»?

Это сказка, в которой рассказывается о неудачном сватовстве журавля и цапли, учит людей думать, прежде чем идти свататься к другому человеку.

Надо не только критиковать недостатки другого человека, но и посмотреть на свои недостатки, поняв, что с недостатками жить веселее, чем коротать век в гордом одиночестве.

Не стоит унижать другого, пришедшего свататься, перечисляя не самые лучшие его стороны, а лучше посмотреть на его достоинства, которые, несомненно, тоже есть в нём.

Ведь жизнь человека теряет всякий смысл, если живёт он одиноко (исключение составляют святые старцы, общающиеся напрямую с самим Создателем жизни, либо люди, утратившие близких по независящим от них причинам).

Сказка «Журавль и Цапля» повествует о неудачном сватовстве двух болотных птиц, которым скучно было жить одним, но когда они приходили друг к другу посвататься, из-за резкой взаимной критики ругались и расходились каждый к себе домой.

Сказка учит тому, что не стоит обижать друг друга обидными словами, искать в других недостатки. Прежде чем что-то сказать, сначала надо подумать, не обидят ли твои слова другого человека, иначе можно так и остаться одному. Кроме того, сказка учит тому, что если ты решился что-либо сделать ( к примеру, пойти на такой ответственный шаг, как женитьба), сначала нужно хорошенько обдумать, действительно ли оно тебе надо.

Сказка не противопоставляет этим сомнениям ничего, хотя логически можно додумать уверенность и решительность.

Сказка «Журавль и цапля» очень забавная и поучительная.

Журавль и цапля вроде как хотели соединить свои судьбы, но дело закончилось очень печально.

Сказка учит, тому, что прежде, чем критиковать других людей, нужно присмотреться к своим недостаткам, не стоит людей гудить за их недостатки, нужно принимать людей, такими, какими они есть, ведь в мире вряд ли найдется человек без изъянов.

Присказка

Итак, перед нами произведение «Журавль и цапля». Сказка имеет вступление, которое следует рассмотреть подробнее. В нем описан полет совы-веселой головы. Она села, хвостиком повертела, посмотрела по сторонам, опять полетела. Теперь переходим к сюжету. С присказкой разобрались. Как видим, она может быть бесконечной. Теперь посмотрим, с чего начинается сказка «Журавль и цапля». В первую очередь повествование знакомит читателя с главными героями.
Журавль и цапля жили на болоте. По концам они построили себе избушки. Задумал журавель жениться, поскольку скучно одному жить ему стало. Он решил пойти и посвататься к цапле. Отправился в путь далекий, болото преодолел на целых семь верст! Пришел и решил сразу же узнать, дома ли в настоящее время цапля. Она ему ответила, что да. Не став медлить, наш герой с порога предложил ей выйти за него замуж. Отказала герою возлюбленная, аргументировав это тем, что он летает худо, платье у него коротко, ноги долги и кормить его нечем. Сказала цапля ему домой отправляться, назвав напоследок долговязым. Так расстались журавль и цапля.

Сказка однако на этом не заканчивается. Журавль опечалился и пошел домой. Цапля спустя время решила, что чем одной жить, лучше пойти за журавля замуж. Пришла в гости к нашему герою. Недолго думая, попросила его взять ее замуж. Журавль тем не менее зол был на цаплю. Он сказал, что не нужна она теперь ему, и приказал ей домой убираться. Цапля со стыда заплакала. Воротилась домой.

  • Аист птица. Описание, особенности, виды и среда обитания аиста

После ее ухода задумался и журавль. Решил, что напрасно за себя не взял. Он вновь собрался с силами и отправился к ней в гости. Пришел журавль и говорит, что вздумал жениться на цапле и просит выйти за него замуж. Она, обозлившись, сказала, что ни за что не примет его предложение. Пошел тогда домой журавль. Цапля тогда подумала, что не стоило, наверное, отказывать, ведь одной жить смысла нет. Вновь решила за журавля пойти. Отправилась в путь, пришла и предложила ему быть ей мужем. Но журавль уже передумал. Так и ходят они свататься от одного до другого, однако до сих пор не женились. На этом повествование заканчивается.

Журавль и цапля, в чём мораль сказки?

Мораль сказки-Журавль и цапля, на мой личный взгляд, заключается в том, что ради здравого смысла стоит отказаться от каких- то странных условий, иначе результата не будет, а в конкретном случае этой сказки, никогда не будет свадьбы журавля и цапли, пока кто-нибудь из них не сделает первым шаг навстречу другому, не обращая ни на что внимания и забыв старые обиды.

А получается так, что постоянно всё идёт с опозданием и несвоевременно. Сначала один понимает, что надо уже жениться, но второй помнит обиды и не соглашается. Потом другой созревает до решения, но в этот раз уже первый не может простить обид и отказывает.

И так вот до бесконечности.

Мораль сказки нам рассказывается и преподноситься в образе двух птиц, а именно журавля и цапли. Здесь показан неудачных союз двух эгоистичных и самовлюблённых героев. Чтобы в совместной жизни жить и существовать счастливо, нужно уступать друг другу, а здесь два героя не могут никак договориться между собой и поэтому с таким подходом их ждёт одиночество. На их примере нам показывает автор, что из-за упрямства мы многое теряем. У главных героев так и не получилось создать семью, потому что были поспешные ответы, не взвешенные, а также упрямство, гонор, самовлюблённость. Порой нужно менять характер, чтобы быть счастливым.

Сказка рассказывает о двух самовлюбленных дураках,не умеющих уступать и слышать друг друга. Если не смогут усмирить гордыню, так и будут прозябать в одиночестве.Так же и с людьми, все ожидают, что их будут любить, холить и лелеять.Так можно прождать всю жизнь.

Две глупые амбициозные птицы постоянно думают лишь о себе. Обидчивые и самовлюбленные герои сказочной истории договориться не могут, чтобы принять решение о совместной жизни. Из-за этого плохо обоим, но они так и продолжают упрямиться, но жить в одиночестве.

Мораль сказки «Журавль и цапля» заключается в том, что надо сначала подумать, а потом уже ответить на вопрос или предложение.

Если бы цапля сначала подумала над предложением журавля, а не отказала ему с горяча, они бы создали семью, но тогда и сказки не было бы.

Если бы Журавль простил цаплю, когда она одумалась и принял ее предложение, снова создали бы семью. Но из-за своего упрямства и необдуманности, они только и ходят свататься друг к другу. и оказывается, что каждый из них крепок задним умом.

Главный смысл сказки «Красавица и чудовище» Шарля Перро состоит в том, всё хорошее: доброта, верность, преданность обязательно будут вознаграждены, а зло будет наказано. Мораль произведения состоит в том, что внешность это не основной критерий, главное, внутренний мир человека, его личностные качества. Если внутренне человек богат, то и внешне он будет красив,так как доброе сердце делает человека прекрасным, а не внешние данные и наряды.

Мне попалась это произведение в сборнике сказок народов мира, где оно идет в категории татарских народных сказаний. Если кратко рассказывать о сюжете сказки, то оно заключается в следующем:

Мораль

Давайте попытаемся теперь ответить на вопрос, в чем смысл сказки «Журавль и цапля». Из изложенной выше истории видно, что нужно любить именно в тот момент, когда к тебе относятся взаимно, а не ждать момента, после наступления которого не к кому будет испытывать чувства. «Журавль и цапля» — сказка, которая показывает, что неумение в нужный момент пойти навстречу другому может привести к невероятно печальным результатам. Кроме того, следует сказать, что в данном литературном произведении очень тонко раскрыты темы крайней степени упрямства и гордости. Каждый из героев от природы награжден чрезмерно раздувшейся гордостью. Поэтому, к сожалению, скорее всего ни у одного из них не хватит смелости и мудрости отступить от своих принципов.

Сказка Журавль и Цапля – яркий образец русского фольклора с поучительной моралью. В ней поднимается проблема важного выбора в жизни. Сказка – наглядный пример того, как не следует поступать. Рекомендуем для онлайн прочтения с детьми.

Предложил журавль цапле замуж за него пойти. Цапля не согласилась, а потом передумала и сама предложила посвататься журавлю… Так они ходят друг к дружке постоянно, да никто гордыню свою отбросить не хочет. Это смешная и бесконечная сказка, которая развеселит ребенка.

Сказка Журавль и цапля скачать:

Сказка Журавль и цапля читать

Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала…

Это присказка, а сказка вот какая.

Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.

Дай, пойду посватаюсь к цапле!

Пошел журавль, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.

Приходит и говорит:

Дома ли цапля?

Выдь за меня замуж!

Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась и сказала:

«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля».

Приходит к журавлю и говорит:

Журавль, возьми меня замуж!

Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал:

«Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж».

Приходит и говорит:

Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:

«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду».

Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Андреева Галина

Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»

Анализ русской народной сказки
«Журавль и цапля
»

Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала.

Это присказка
, а сказка вот какая
.

Жили-были на болоте журавль да цапля
. Построили они себе по концам избушки. Журавлю
показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.

Дай, пойду посватаюсь к цапле
!

Пошел журавль
, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.

Приходит и говорит
:

Дома ли цапля
?

Выдь за меня замуж!

Нет, журавль
,не пойду за тебя замуж
: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль
домой несолоно хлебавши. Цапля
после раздумалась и сказала
:

«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля
«.

Приходит к журавлю и говорит
:

Журавль
, возьми меня замуж!

Нет, цапля
, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.

Цапля
заплакала со стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал
:

«Напрасно не взял за себя цаплю
! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж».

Приходит и говорит
:

Цапля
! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

Нет, журавль
, не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой
. Тут цапля раздумалась
:

«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду
«.

Приходит она свататься, а журавль не хочет
. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Анализ

Русская народная сказка Журавль и Цапля это сказка о животных
, потому что в ней нет людей и волшебных вещей. Главными героями данной сказки
являются две птицы –это журавль и цапля
. Они обе живут на болоте. Эти два персонажа положительные, но самовлюблённые. В один прекрасный день пошёл журавль к цапле свататься
. Но цапля не захотела
,потому что у журавля
ноги длинные и платье короткое. Когда журавль ушёл
, она горько пожалела,что отказала и пошла сама к нему. Самовлюблённый журавль
,вспомнив обиду, тоже отказал цапле
. С тех пор и ходят они друг к другу.

У этой сказки нет конца
, зато есть присказка
. А присказка такая же как и сказка без конца
. Сова летела,хвостиком повертела, села,по сторонам посмотрела и опять полетела, летела летела….т. д.

Эта сказка учит тому
,что иногда свою гордость нужно спрятать подальше, нужно быть более решительным,чётко понимать чего ты хочешь.

Сказка Журавль и цапля о проблеме выбора
. Ни цапле
, ни журавлю
не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.

Год написания:
неизвестно

Жанр произведения:
сказка

Главные герои:
Журавль
и Цапля
— птицы

Сюжет

Журавль и цапля жили в разных концах болота. Однажды, журавль решил жениться. Целых семь верст довелось идти свататься. Тогда предложил цапле выйти за него замуж. Ее лишь рассмешило такое предложение. Сказала, что не нравятся его длинные ноги и короткая одежда. И жену нечем прокормить. Но цапля пожалела о своих словах. Подумала, что все равно вдвоем лучше, чем одной. И пошла мириться. Журавль категорично отказал, он был в обиде. Но потом подумал, что зря отказал, скучно одному. Вот и обратно пошел. Получил отказ. А цапля вновь хотела все вернуть. Вот так и ходят до сих пор друг к дружке. Пожениться не удалось.

Вывод (мое мнение)

Простая детская сказка содержит важные уроки для взрослых. Перед принятием решения, нужно хорошенько подумать. Сделав выбор держаться его. Думать о чувствах других, относиться с добротой. Гордость, неуступчивость, упрямство ограничивают человека, делают неспособным изменить жизнь к лучшему.

Урок 5 класс дата

Тема: Народная сказка «Журавль и цапля». Особенности сюжета.

Цели:

формирование представления о жанровых признаках различных

видов народных сказок; формирование представления о композиции сказки;

развитие умений анализировать текст, сравнивать, делать обобщение;

развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с новыми словами;

формирование осознанного, грамотного, выразительного чтения сказки;

формирование действий контроля и оценки; формирование межличностных отношений учащихся в групповой работе; воспитание познавательной активности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, тетрадь

Ход урока

    Орг. Момент.

    Артикуляционная разминка, выразительное чтение

Выделим в классе две группы детей с хорошими навыками чтения: три и два человека, которые выходят на 5-7 минут из класса и готовят выразительное чтение сказок. Три человека по ролям читают сказку «Журавль и цапля».

    Обсудим сказку

    «Журавль и цапля»

    с помощью вопросов и заданий учебника
    (с. 40)

    .

«Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она с забавной присказки, главный персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — краткое (лаконичное) завершение истории журавля и цапли: «Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся».

В этой сказке есть повторы: журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими фразами. Например, цапля говорит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж…»

Постоянных эпитетов в сказке нет.

Народные выражения, т.е. устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал, ушел домой».

В волшебных сказках рассказывается о необыкновенных, чудесных событиях. Сказка «Журавль и цапля» — о животных, но похожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, если бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в сказке действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем увидеть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, скрытый смех, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.

    Сказочники

Читаем и обсуждаем статью учебника «Из рассказов о сказочниках»
(с. 42-43)

.

Как вы будете сказывать волшебную сказку и сказку о животных?

В волшебных сказках происходят чудеса. Это само по себе удивительно, и не надо особенных приемов, чтобы поразить и увлечь слушателей. В сказках о животных чудеса иного рода. Чтобы слушатели лучше представили себе новых героев, сказитель начинает говорить как бы по ролям. Действие волшебной сказки происходит в тридевятом царстве, а действие сказки о животных — как будто в реальном мире. Изменяя интонацию, сказитель дает возможность лучше понять характер каждого животного.

Каковы особенности сказывания сказок у разных исполнителей?

Какими приемами сказителей вы будете пользоваться при подготовке пересказа разных видов сказок?

При подготовке пересказа волшебной сказки лучше пользоваться спокойной, несколько торжественной манерой и рассказывать точно, стараясь ничего не перепутать. В сказках о животных и в бытовых сказках можно использовать шутки, с помощью интонации передать особенности речи героев, выразить свое отношение к ним.

    Выразительное чтение и пересказ русских народных сказок

Урок завершим обсуждением вопроса:

Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными?

У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах. Бытовые сказки дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не поддаются унынию и печали. Волшебные сказки учат мужеству, настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро.

    Вспомним, какие особенности сказки нам известны? (заполнение таблицы)

животные

человек и несуществующие герои

человек и животное (человек и человек)

Какие события происходят в сказке?

из реальной жизни

фантастические

реальные

Какова задача сказки?

высмеять поведение героев

показать, что добро побеждает зло

высмеять недостатки героев

    Домашнее задание

Оформить в читательском дневнике (или рабочей тетради) страницы с отзывами о трех сказках: волшебной, бытовой и о животных (из тех, что не изучались в классе).

Жили-были Журавль и Цапля. Они были со­седями, часто ходили друг к другу в гости. Жу­равлю было скучно жить одному. Он решил же­ниться. Посватался он к Цапле. Но Цапля посмеялась над ним. Сказала она, что не пара ей Журавль. Обиделся тот и ушел домой.

Цапля подумала, зачем же она прогнала Жу­равля. Ведь одной жить скучно. Пошла она к Журавлю, стала просить: “Возьми меня за­муж!” Журавль сказал ей, что она некрасива, и не хочет он на ней жениться. Заплакала Цапля и вернулась домой.

Журавль спохватился и подумал, что зря

оби­дел Цаплю. Пошел к ней и сказал, что решил же­ниться. Но теперь Цапля сказала, что не желает за него идти.

Только ушел Журавль, как Цапля стала жа­леть о своем отказе. И пошла она сама к Журав­лю. Но теперь он отказал ей. Так и ходят они друг за другом по болоту, никак не могут догово­риться. И все оттого, что слишком гордые.

Народные сказки о животных обычно бывают сатирическими или юмористическими. В них высмеиваются те или иные человеческие недо­статки. Каждая сказка о животных показывает определенные человеческие характеры и ситуа­ции, в которых эти характеры раскрываются. Животные наделяются всеми человеческими

ка­чествами. Сказка “Журавль и Цапля” высмеи­вает такие качества, как гордость, высокомерие, неумение найти общий язык с ближними, эго­изм.

Глоссарий:

        • Анализ Сказки журавль и цапля
        • журавль и цапля краткое содержание
        • краткое содержание журавль и цапля
        • краткое содержание сказки журавль и цапля
        • сказка журавль и цапля анализ

Другие работы по этой теме:

  1. Даже вступив на территорию камакурского храма, Кикудзи все еще продолжал колебаться, идти ему или не идти на эту чайную церемонию. Устраивая чайные церемонии в павильоне…
  2. Сказка-анекдот Жил бедный мужик, у него была большая семья, а из добра — один-единственный гусь. Од­нажды осталась семья мужика без еды, и при­шлось зарезать и…
  3. Ворона и Лисица В этой басне мораль предваряет повествова­ние: Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в…
  4. Певцы Прелюбопытные крестьянские типы привлекли вни­мание автора в маленьком селе Колотовка. Здесь находит­ся кабак “Притынный”, который славится на всю округу и собирает больше всего народу,…
  5. Краткое содержание-анализ: И. И. Пущину (Пушкин) И. И. Пущину В первых строках своего стихотворения лири­ческий герой Пушкина обращается к другу, на­зывает его “бесценным”. Герой радуется…
  6. Часть восьмая Каренин забирает дочь Анны и Вронского и вос­питывает ее. У Левиных растет сын, в семье царят мир и благополучие. Левины помогают Долли, от­дают…
  7. Бирюк Как-то во время охоты автора застала сильная гроза и ему пришлось искать укрытия в избе лесника. Лесник оказался невероятного роста и огромной силы. Звали…

  • Смысл сказки книжка счастья гарин михайловский
  • Смысл сказки золотая рыбка пушкина
  • Смысл сказки ежик в тумане
  • Смысл сказки конек горбунок кратко
  • Смысл сказки волшебная лампа аладдина