Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89.
УКМ «Перспектива»
Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.
1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.
Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».
2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.
Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.
Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».
Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.
3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?
Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.
В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.
4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.
Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.
Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.
Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.
5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.
Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.
Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.
6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.
Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»
Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.
Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.
Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.
Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.
7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?
Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.
Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.
Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.
8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:
Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.
Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.
9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?
Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».
10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.
Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса
Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.
Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.
Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.
Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.
11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?
Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.
Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.
12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?
Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.
А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.
Поэтому лису называют хитрой, но не умной.
13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.
Описание лисы для энциклопедии.
Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.
Описание лисы для сборника сказок.
Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.
14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?
Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.
15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.
Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 22-26.
УКМ «Школа России»
Раздел «Устное народное творчество». Продолжение.
Ответы на вопросы «Рабочей тетради» к вопросам этого раздела про пословицы, загадки, потешки и другие жанры можно посмотреть, перейдя по ссылке.
22. Узнай сказки. Напиши названия русских народных сказок.
Это сказки: «Баба-Яга», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка».
23. Найди в домашней или школьной библиотеке сборник «Сказки русских писателей». Какие сказки ты читал? Запиши их названия и фамилии авторов. Есть ли среди них сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»? Кто из героев говорит слова «Лети, лети, лепесток…»?
Я нашла в библиотеке книгу «Сказки русских писателей», издательство «Детская литература» 1980 год. В ней 688 страниц.
Я читала:
- А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
- А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
- Л. Толстой «Липунюшка»
- Л. Толстой «Царь и рубашка»
- Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
- В Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» в этом сборнике нет, но я читала эту сказку. Слова про лепесток говорит главная героиня — девочка Женя.
24. Обсуди с другом, чему очень важному учат народные сказки.
Народные сказки учат быть добрыми и терпеливыми. Учат преодолевать трудности и находить выход из трудных ситуаций. Учат не бросать в беде друга, приходить на помощь слабым, не обижать маленьких. Учат любить Родину и защищать её от врагов. Учат тому, что зло обязательно будет наказано, а добро восторжествует.
25. Составь небольшое сообщение на тему «Чему учат сказки». Начни со слов «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Сообщение на тему «Чему учат сказки» для 2 класса.
Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок. И очень важно уметь находить этот намёк, понимать, чему учат нас народные сказки.
Ведь учат они очень важным вещам — доброте и отзывчивости, честности и гостеприимству. Учат не сдаваться и бороться до конца, учат защищать свою Родину и свой дом, учат заступаться за обиженных и обездоленных.
Много полезного можно почерпнуть для себя читая сказки. Они делают нас лучше, заставляют иначе взглянуть на окружающий мир.
26. Рассмотри внимательно иллюстрацию на странице 36 учебника. Кто на ней изображён? Какой текст соответствует иллюстрации?
Это иллюстрация к сказке «У страха глаза велики».
На ней мы видим, как разбегаются в разные стороны испуганные водоносы и заяц, который их напугал.
Этому рисунку соответствует текст:
«Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, вёдра побросали и домой побежали».
27. Что могло произойти до событий, изображённых на рисунке, что могло произойти после них?
До этого водоносы могли сходить за водой, набрать вёдра и возвращаться домой. А заяц мог сидеть под яблонькой.
После этого водоносы спрятались дома, а зайка спрятался под кустом.
28. Раздели текст на части. Озаглавь их.
Разделим текст на четыре части и дадим каждой название:
- За водой.
- Возвращение с вёдрами.
- Падение яблока и всеобщий переполох.
- Что кому показалось.
29. Восстанови последовательность событий сказки.
Правильная последовательность: За водой. Скорее домой. Ах беда, беда. Робкого и тень страшит.
30. Из каждой части выпиши опорные слова, которые помогут восстановить текст целиком:
Часть 1. Старушка, хохотушка, клохтушка, норушка, каждый день, колодец, колода, лужица, поросячье копытце.
Часть 2. Трёх-плёх, через огород, яблонька, зайка.
Часть 3. Ветерок, хлоп, под ноги, испугались, лавка, за бабку, на печку, схоронилась.
Часть 4. Охает, медведище, плачет, волк, кудахчет, лиса, пищит, котище, страсти, четыре охотника, собаки.
31. Перескажи сказку, используя иллюстрацию и опорные слова.
Пример пересказа сказки «У страха глаза велики» можно прочитать, перейдя по ссылке.
32. Определи и соедини стрелкой слова, которые наиболее точно говорят о героях сказки «Лиса и журавль».
Лиса: хитрый.
Журавль: умный.
33. Запиши план рассказа о лисе и журавле.
План пересказа сказки «Лиса и журавль» для 2 класса
- Лиса и журавль дружат.
- Угощение на тарелке.
- Обида журавля.
- Угощение в кувшине.
- Дружба врозь.
34. Можно ли лису и журавля назвать друзьями? Запиши ответ и поясни его словами из текста.
Лису и журавля назвать друзьями нельзя, потому что они эгоисты и думали только о себе. Дружба у них пошла врозь.
35. Какова главная мысль сказки?
Главная мысль сказки «Лиса и журавль»: Как ты относишься, так и к тебе относиться будут.
36. Восстанови последовательность событий в сказке «Гуси-лебеди». Что пропущено? Дополни.
Правильная последовательность событий сказки «Гуси-лебеди» с дополнениями:
- За братцем присматривай.
- Налетели гуси лебеди, подхватили мальчика.
- Печка, куда гуси полетели?
- Поешь моего лесного яблочка — скажу.
- Садись кудель прясть.
- Бери братца, беги.
- Яблоня, матушка, спрячь меня.
- Печка, матушка, спрячь меня.
- А тут и отец с матерью пришли.
37. Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы. О чём ещё хотел бы ты спросить?
Пример рассказа о девочке можно прочитать, перейдя по ссылке.
Страх
— чувство, знакомое всем людям, даже героям. Но побеждает тот, кто умеет одолеть свой страх.
Героям страх неведом
, — гласит русская пословица. А Суворов считал, что труса надо лечить опасностью (его слова прочно вошли в разговорную речь и тоже стали пословицей). В
пословицах о страхе
народ выражает это чувство образно:
Страх на тараканьих ножках ходит, У страха глаза велики, У страха глаза совьи.
Пословица и поучает:
Не думай о страхе, так его и не будет.
Самые меткие
пословицы и поговорки со словом страх
, а также на тему страха вы найдете на этой страничке.
Пословицы со словом страх
Страх на тараканьих ножках ходит. Страшна беда, пока не пришла. Страшно дело до зачина. Один со страху помер, другой ожил. У страха глаза велики. У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки. На всяку беду страха не напасешься. Иду вперед, лучше страх не берет. Не так страшен черт, как его малюют. Страх по пятам за неправдой ходит. Страхов много, а жизнь одна. Героям страх неведом. Страху в глаза гляди, не смигни, а смигнешь — пропадешь. Одному не страшно, а двум веселей. Не страшись, да и не хвались. Своих не стращай, а наши и так не боятся. В ком стыд, в том и страх. Своих лаптей испугался. Страх хуже смерти. Страх силу отнимает. Страх — первый помощник врага. В страхе спасения нет. Где страх, там и крах. У страха глаза совьи. Не думай о страхе, так его и не будет. Страх силы не имеет. Страшно видится, а сделается — слюбится. Тому страх неведом, кто идет к победам.
Смысл пословицы «Страхов много, а жизнь одна»
Людская мудрость не перестает удивлять поколения.
Пословица «Страхов много, а жизнь одна» учит нас:
Все дело в том, что современная жизнь заставляет людей всего бояться, например:
Человек боится сделать шаг, боясь упасть. Ему страшно куда-то идти, ведь везде подстерегает опасность. Однако жизнь движется вперед, дни идут. Хотим мы этого или нет, но надо шагать вместе с ней, ведь другой не будет. Потому люди и говорят, что фобий много, а жизнь только одна.
Есть другие, похожие пословицы, которые заслуживают отдельного внимания:
У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.
Страх по пятам за неправдой ходит.
Страшно дело до зачина.
Пословицы должны стать руководящими принципами каждого человека. Ведь они определяют грамотный взгляд на события и касаются общественной жизни. Каждая из них отражает духовное начало нации.
Источник
Пословицы про страх
Лучше умирать в поле, чем в бабьем подоле. Бояться смерти – на свете не жить. Волка бояться, так и в лес не ходить. Бояться волков – быть без грибов. Либо пан, либо пропал. Воевать тебе на печи с тараканами. Воин: сидит под кустом да воет. Иному гром не гром, а страшен барабан. Хорошо медведя в окно дразнить. Не струшу, так отведу душу. Грозит мышь кошке, да издалека. Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь. Боится его, как черт ладана.
Он сам своей тени боится. У нашего Трошки задрожали ножки. И хочется, и колется, и болит, и матушка не велит. Кому что гребтится (думается), тот того и боится. Худо, как боишься: беды не минуешь, а только надрожишься. Собака, что лаешь? -Волков пугаю! — Собака, что поджала? — Волков боюсь! Для трусливого Афоньки и заяц — волк. Чего боишься, то и случится. Обжегся на молоке, так и дует на воду. Кто по полю мечется, в того и пуля метится. Кому что думается, тот того и боится. Кто назад бежит, тот честью не дорожит. Лук туг, копье коротко, а сабля не вынимается. Пуганая ворона куста боится. Пуганый зверь далеко бежит. Смирну собаку и кочет бьет. От своего хвоста не уйдешь.
Другие пословицы
Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь
К словам, а главное, их последствиям нужно относиться ответственно.
Дело мастера боится
Употребляют в качестве похвалы, когда хотят подчеркнуть безупречность исполнения той или иной задачи.
Не всё то золото, что блестит
При оценке чего-либо важно обращать внимание не на внешние, а внутренние свойства.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда
Для того чтобы получить результат, нужно потрудиться.
Все пословицы
О страхе и смелости
Герой умирает однажды — трус тысячу раз. Героям страх неведом. То ли, се ли, задумано – делай! Задумал бежать, так нечего лежать. Стояньем го́рода не возьмешь (т. е. мешканьем). Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать. Глаза боятся, а руки делают. Либо полковник, либо покойник. Труса лечи опасностью (А. Суворов). Храбр после рати, как залез на полати. Сердце соколье, а смелость (смельство) воронье. Всякий трус о храбрости беседует. Наши в поле не робеют (на печи не дрожат). Счастье видишь – смелее и́дешь. Трус славит себя языком, а храбрец — штыком. Храброму города брать, а трусу и от родного дома бежать. Смелого трус подводит, за трусом и враг приходит. Трус смелому не товарищ. На смелого собака лает, а трусливого кусает. На смирного бог беду шлет, а бойкий сам наскочит.
История возникновения
Эти изречения пришли в русский язык с древних времён. Они складывались народом ещё до того, как появилась грамота. Люди не умели писать и читать, но уже строили свою школу жизни. В лучших изречениях народ передавал жизненные ценности потомкам. В высказываниях заключалась мудрость народа. Каждое изречение учило детей мудрости, отражало взгляды предков на жизнь. Например, пословицы о страхе и смелости прославляют героев, которые защищали народ от врагов.
И сегодня старинные пословицы хранятся в русском языке. Эти изречения делают нашу жизнь образной и красочной. В своё время к народной мудрости обращались многие великие люди. Русские классики любили слушать простых людей, записывать народные высказывания.
Пословицы о страхе
Страх — это чувство, знакомое многим людям. В своих изречениях народ прославлял смелость, разоблачал трусость, лень. Пословицы о страхе учат побеждать свой страх: Волка бояться — в лес не ходить. В них это чувство часто выражено образно: У страха глаза велики. Пословицы о страхе не лишены юмора, содержат симпатию к удальцам и храбрецам: На смелого собака лает, а трусливого кусает. Из поколения в поколение передаётся отношение народа к героям: Смелость города берёт. Все эти изречения содержат нравственно-поучительный смысл.
В этой статье представлены русские народные пословицы и поговорки о страхе, трусости и смелости.
Пословицы и поговорки о страхе, трусости и смелости
- Боязливому и своя тень страшна.
- В баню идти — пару не бояться.
- Бояться воров — не держать коров.
- Волков бояться — в лес не ходить.
- Кто боится — наполовину побит.
- Хорошо море с берега.
- Бояться саранчи — не сеять и хлеба.
- Хорошо медведя в окно дразнить.
- На трусливого и уж — змея.
- Герой известен в борьбе, а трус — дома.
- Над пуганым соколом и вороны играют.
- Кто боится огня, бежит и от дыма.
- Где страх, там и крах.
- Дал маху от страху.
- Испуганный зверь далече бежит.
- Пуганая ворона и куста боится.
- Битому коту лишь лозу покажи.
- На смелого собака лает, а трусливого рвет.
- Чем бояться чертей, так бойся людей.
- На всяку беду страха не напасешься.
Это были русские народные пословицы и поговорки о страхе, трусости и смелости.
Пословицы о смелости и о страхе.
Ответ:
Смелость города берет.От смелого смерть бежит. На смелого собака лает,а трусливого кусает. Смелый там найдет, где робкий потеряет. Умей бояться, умей и смелым быть.Бери быка за рога. Для смелого солдата и рукавица — граната. Смелым счастье помогает. Счастье всегда на стороне отважных. Кто идет вперед, того страх не берет Напуган — вполовину побит. Пуганая ворона и куста боится. Спросонья и блоха медведем кажется. У страха глаза велики. Где страшно вдвоем,туда пошли одного. Не так страшен черт,как его малюют, На всякую беду страха не напасешься. Страхов много, а жизнь одна. Вот такие вот пословицы…
У страха глаза велики — смысл и значение пословицы
Аналоги этой русской народной пословицы звучат на многих языках мира. Страх — естественное чувство человека, которое издавна помогало выживать. Видел безоружный древний человек страшного зверя — пугался и убегал. Так страх спасал ему жизнь.
Но бывает и чрезмерный, преувеличенный страх. Порой люди склонны бояться даже того, чего нет, видеть неприятности на пустом месте, переживать о мнимой опасности. В таких случаях и будет уместна пословица: «У страха глаза велики». То есть человек рисует в своем воображении большее, чем это есть на самом деле. Чаще всего такое поведение свойственно трусливым, боязливым людям.
Пословица основана и на реальных наблюдениях: у человека, испытывающего страх, глаза действительно становятся большими (расширяются зрачки, широко раскрываются веки).
Что это такое
Пословицы представляют собой вошедшие в русский язык изречения, в которых народ из поколения в поколение передавал свой опыт, обобщал свою социально-историческую культуру. Они имеют своеобразную, ритмичную форму, важное звуковое оформление.
Все такие изречения обладают поучительным смыслом. А также имеют краткое содержание. Они не состоят из лишних слов. Любое слово изречения обладает точным, весовым значением. Каждое народное высказывание богато определённым смыслом. Тематика их бывает разная. Самыми старинными считаются пословицы о страхе и смелости.
История возникновения
Эти изречения пришли в русский язык с древних времён. Они складывались народом ещё до того, как появилась грамота. Люди не умели писать и читать, но уже строили свою школу жизни. В лучших изречениях народ передавал жизненные ценности потомкам. В высказываниях заключалась мудрость народа. Каждое изречение учило детей мудрости, отражало взгляды предков на жизнь. Например, пословицы о страхе и смелости прославляют героев, которые защищали народ от врагов.
И сегодня старинные пословицы хранятся в русском языке.
Эти изречения делают нашу жизнь образной и красочной. В своё время к народной мудрости обращались многие великие люди. Русские классики любили слушать простых людей, записывать народные высказывания.
Страх — это чувство, знакомое многим людям. В своих изречениях народ прославлял смелость, разоблачал трусость, лень. Пословицы о страхе учат побеждать свой страх: Волка бояться — в лес не ходить
. В них это чувство часто выражено образно:
У страха глаза велики
. Пословицы о страхе не лишены юмора, содержат симпатию к удальцам и храбрецам:
На смелого собака лает, а трусливого кусает
. Из поколения в поколение передаётся отношение народа к героям:
Смелость города берёт
. Все эти изречения содержат нравственно-поучительный смысл.
С давних времен народ слагал пословицы о страхе. При этом они должны были не запугивать людей, а наоборот, научить их с гордостью преодолевать все жизненые препятствия. Ведь русский люд всегда славился своей смелостью, а значит, нужно было поддерживать свою репутацию.
Многие пословицы о страхе смогли дойти до наших дней. И теперь мы можем использовать их для того, чтобы иначе взглянуть на мир и тем самым укрепить свой характер. А посему давайте рассмотрим наиболее яркие примеры пословиц и поговорок о страхе и смелости.
Нет ничего хуже страха
Наши предки говорили так: «Герой умирает раз, а трус — сто раз». Этим они хотели показать то, насколько пагубно влияет страх на душу человека. Ведь это чувство поедает изнутри, принося тем самым жуткие мучения. Именно эту правду в первую очередь хотят показать пословицы о страхе людям.
Для того чтобы доказать это утверждение более наглядно, приведем примеры таких поговорок:
- Трус не знает жизни, он лишь боится ее потерять.
- Кто от ветра дрожит, тот и от тени убежит.
- Перепуганному зайцу и старый пень волком померещится.
- Кто всего боится, у того и в глазах враг двоится.
- Один трус все войско погубить может.
- У труса в глазах все увеличивается — и трудности, и неурядицы.
- У страха глаза как плошки, а все равно не видит ни крошки.
Как понять пословицу, выражение » У страха глаза велики «
Заглянем во фразеологические, толковые словари — они помогают понять смысл того или иного выражения, дают объяснение в лаконичной форме: Так говорят в разговорной речи об испугавшемся человеке, который преувеличивает опасность. (Большой словарь русских поговорок). Трусу повсюду видится опасность. (Словарь синонимов) Кроме того, есть одноименный мультфильм и сказка под названием «У страха глаза велики». Герои сказки: бабушка, внучка, курочка и мышка. Пошли они все вместе за водой, яблоко в саду упало прямо зайке в лоб, он бросился всем под ноги. И каждому герою в нем почудился свой страх: бабушка увидела медведя, внучка — волка, курица — лису, мышка — кота, а зайка и вовсе подумал, что это 4 охотника на него накинулись. Завершается сказка пословицей: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят». Таким образом, сказка показывает нам пример ситуации, когда страх преувеличен. А как понимаете вы смысл пословицы «У страха глаза велики». Делитесь мнением в комментарии
Пословицы о страхе и смелости
Еще одним способом показать нелепость страха является его сопоставление со смелостью. Ведь все хотят быть героями в глазах своих близких и знакомых. И именно на этом стремлении основываются многие пословицы о страхе и смелости.
Давайте же рассмотрим наиболее яркие примеры таких сопоставлений в русских пословицах и поговорках:
- Герои не умирают, они навеки остаются в сердцах народа.
- У смелого сто дорог, а у труса лишь одна, и то по ней медведи все время ходят.
- Один смелый семерых несмелых стоит.
- Герой там пройдет, куда трус даже глянуть забоится.
- На смелого собака лает, а вот труса за ногу покусает.
- Счастье и удача только преследуют.
Методы борьбы со страхом
Однако русские пословицы о страхе не только высмеивают трусость, но и дают дельные советы о том, как ее побороть. Наверное, именно в этом их главная заслуга перед народом. Дабы доказать это, приведем несколько примеров таких пословиц и поговорок:
- Стоит выкинуть страх из разума, и он тут же уйдет из сердца.
- Где нет знания, там нет и смелости.
- Не превращайся в овцу, ведь так волка бояться не придется.
- Страхов много, но жизнь одна.
- Смел нет тот, кто страха не знает, а тот, кто, увидав его, двинулся вперед.
- Не так страшен черт, как его малюют.
Интересные тесты
Тест на внимание и память
В этом тесте очень много вопросов с подвохом!
Тест на эрудицию
Оцените насколько разносторонне вы развиты!
Тест на знание морских обитателей
Кто проживает на дне океана?
Тест на знание географии
Узнайте насколько хорошо вы знаете географию!
Все тесты
метки: Пословица, Обществознание, Текст, Рассуждение, Мысль, Событие, Курочка, Произведение
«Подробный и краткий пересказ ( на примере русской народной сказки » У страха глаза велики»)»
Подробный и краткий пересказ
(на примере русской народной сказки «У страха глаза велики»)
учитель начальных классов МКОУ Шубинская СОШ
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
- Понятие «речевая деятельность». Основные положения речевой деятельности в соответствии с ООП НОО.
- Планируемые результаты речевой деятельности в соответствии с ООП НОО.
- Методы и приёмы работы при подготовке краткого и подробного пересказа.
- Проектирование урока по литературному чтению в соответствии с темой
- Проектирование занятия по подготовке к подробному и краткому пересказу
« Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом)».
И.А. Зимняя
«В любой деятельности, можно выделить одинаковые структурные компоненты. В ней есть четыре этапа:
а) этап ориентировка в условиях деятельности;
б) этап выработки плана в соответствии с результатами ориентировки;
в) этап осуществления (реализации) этого плана;
5 стр., 2080 слов
«О дряни» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – жанр, тема, идея
… этом говорит самовар, пианино. Произведение является не только материалом для подробного анализа сатиры Маяковского. «О дряни» выражает также личные опасения поэта по поводу влияния лицемерных … включают в школьную программу. Читать кратко по плану Краткий анализ Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О дряни. История создания, Тема стихотворения, Композиция …
г) этап контроля, т.е. проверки соответствия продукта замыслу, достигнутого результата запланированному».
(А.А. Леонтьев)
Фаза речевой деятельности, Речевые умения, Ориентировка, Планирование (составление программы)
(в условиях и задачах общения;
- Умение определять (осмысливать) объем содержания и границы сочинения.
- Умение подчинить свое изложение и сочинение основной мысли.
Реализация программы
в содержании высказывания)
- Умение собирать материал для сочинения.
- Умение систематизировать собранный материал, приводить его в порядок т.е. отбирать нужное и определять последовательность его расположения в сочинении.
- Умение строить сочинения разных видов (повествования, описания, рассуждения).
- Умение выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.
Контроль
- Умение совершенствовать написанное.
ФИЛОЛОГИЯ
Основные задачи
реализации содержания
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
4 стр., 1768 слов
Урок развития речи в 3 классе:»Текст. – повествование. Работа …
… «редактирование» текста сочинения. Цели: Формирование умения построения связного текста, обучение самопроверке и самостоятельному «редактированию» текста сочинения. Развитие связной речи учащихся, … устали. Организационный момент. Сообщение темы урока: Учитель: Сегодня урока не будет. Ребята, сейчас мы … слово «еж» в 4 предложении местоимением 3 лица единственного числа в Винительном падеже ( …
РУССКИЙ ЯЗЫК, Содержательная линия «Развитие речи», Выпускник научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- выражать собственное мнение и аргументировать его;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Солнечная радиация. Радиационный баланс. Географическое распределение …
… атмосфере, гидросфере и в верхних слоях литосферы является солнечная радиация , поэтому распределение и соотношение составляющих теплового баланса характеризуют её преобразования в этих оболочках. … большое влияние на распространение солнечной радиации оказывают облака, однако и при отсутствии облачности солнечная радиация в атмосфере существенно изменяется. Радиация Солнца поглощается в атмосфере …
» width=»640″>
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, Творческая деятельность (только для художественных текстов), Выпускник научится:
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Подробный пересказ
По каким критериям можно определить, достигли ли цели?
- Текст соответствует теме и главной мысли.
- В тексте сохранена последовательность событий.
- В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.
- В тексте присутствует описание с подробными деталями.
По каким критериям можно определить, достигли ли цели?
- Текст соответствует теме и главной мысли.
- В тексте сохранена последовательность событий.
- В тексте перечислены основные события, в наличие — детали, подробности.
26 стр., 12529 слов
ТЕКСТЫ для ЗАНЯТИЙ по русскому материал по русскому языку (10 класс)
… на комедию тем, что в смешном положении оказывается именно главный герой, которому автор сочувствует. 2 1. Внимательно прочитайте текст. 2. Восстановите … ошибки и выпишите все исправленные слова. 6. Запишите тезисный план текста или сжатый пересказ. Осенью 1836 г. русское общество было … времени для нас не существует. Века и поколения протекли для нас бе_плодно… Одинокие в мире мы миру н_ чего …
Какие умения необходимы для работы над подробным пересказом?
- уметь определять жанр произведения;
- уметь устанавливать последовательность событий в тексте;
- уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия;
- уметь делить текст на смысловые части;
- уметь составлять план текста;
- уметь включать в текст авторские слова и выражения;
- уметь включать в текст средства художественной выразительности;
- уметь исключать подробности в каждой части плана.
УМЕНИЯ
Уметь определять жанр произведения.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Определить …
Уметь устанавливать последовательность событий в тексте.
Установить …
Уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия.
Уметь делить текст на смысловые части.
Определить …
Разделить …
Уметь составлять план текста.
Составить …
Уметь последовательно, сохраняя авторскую лексику и средства художественной выразительности, составлять текст
Находить в тексте …
ПЛАН РАБОТЫ
- Определить жанр произведения.
- Установить последовательность событий в тексте.
- Определить тему текста, главную мысль и смысл заглавия.
- Разделить текст на смысловые части.
- Составить план текста.
- Найти в тексте авторские слова и выражения, средства художественной выразительности.
Что значит «пересказать кратко»?
Пересказать текст кратко (сжато)
5 стр., 2439 слов
Методическая разработка русского языка «Учимся писать -рассуждение. …
… ребята. Тема нашего урока, «Учимся писать сочинение – рассуждение. Анализ публицистического текста» Сегодня мы с вами будем не … работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, является интересными в познавательном … человека к знаниям. Человек должен в жизни самоутвердиться. Задание № 2. Определите, какое утверждение соответствует точке …
По каким критериям можно определить, достигли ли цели?
- Текст соответствует теме и главной мысли.
- В тексте сохранена последовательность событий.
- В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.
- В тексте присутствует описание с подробными деталями.
По каким критериям можно определить, достигли ли цели?
- Текст соответствует теме и главной мысли.
- В тексте сохранена последовательность событий.
- В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.
Какие умения необходимы для работы над кратким пересказом?
- уметь определять жанр произведения;
- уметь устанавливать последовательность событий в тексте;
- уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия;
- уметь делить текст на смысловые части;
- уметь составлять план текста;
- уметь исключать подробности в каждой части плана.
УМЕНИЯ
Уметь определять жанр произведения.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Определить …
Уметь устанавливать последовательность событий в тексте.
Установить …
Уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия.
Уметь делить текст на смысловые части.
Определить …
Разделить …
Уметь составлять план текста.
Составить …
Уметь исключать подробности в каждой части текста.
Исключить …
ПЛАН РАБОТЫ
- Определить жанр произведения.
- Установить последовательность событий в тексте.
- Определить тему текста, главную мысль и смысл заглавия.
- Разделить текст на смысловые части.
- Составить план текста.
- Исключить подробности в каждой части текста.
7 стр., 3251 слов
Варианты и версии сказки «Курочка Ряба»
… по темам ГУСа. А.В. Луначарский, возглавлявший тогда Наркомпрос, которому подчинялись все три ведомства, потребовал объяснений, и они были доставлены Главсоцвосом: «Сказка «Курочка Ряба» … сохраняет исходные смысл и суть оригинального текста. Но какой текст выбрать в качестве основного? К.Д. … пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко …
2 КЛАСС
Работа с текстом. 2 класс
№ п/п
Тема
1
Тема текста
2
План текста
3
Герои текста
4
Пересказ текста
5
Подготовка проекта
Воспроизведение на основе основных событий
(Кто герои? Что случилось? Чем закончилось?)
Восстанови последовательность иллюстраций:
Основные события сказки для краткого пересказа, У страха глаза велики: чего нет и то видят., Пошли водоносы за водой, Испугались водоносы зайца и домой побежали
События сказки для подробного пересказа
Прочитайте. Вычеркните детали, оставьте основные события.
На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка да мышка-хлопотушка. Бабушка со внучкой хозяйничали во всей избе, курочка — за печкой, а мышка — в норке. Бабушка каждый день за водой ходила, и внучка воду носила, и курочка к себе за печку воду таскала, и мышка водицу добывала. У бабушки были вёдра бо-о-льшие, у внучки — поменьше, у курочки были ведёрки с огурчик, у мышки ведёрочки с напёрсточек.
3 стр., 1427 слов
Перечитывая сказку Красная шапочка
… бабушки «Красной шапочки», а затем, проглотившего старушку и ее внучку. Своевременное появление охотников позволило избежать трагедии семьи «Красной шапочки». Бабушка и внучка … бабушки и «Красной шапочки». Фразы из диалога «Красной шапочки» и волкав финале сказки, стали «крылатыми», цитируемыми многими поколениями: «Бабушка, … девочкой, играет как « кошка с мышкой» со своей жертвой, получает и …
Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа из поросячьего копытца. Бабушка воду зачерпнёт, домой понесёт. А вёдра-то у неё трех-тре-ех! Вода из вёдер пле-ех, пле-ех! Да на землю ручейками. А внучка-то за бабушкой поторапливается. Ведёрки у неё трех-трех! Водица из ведёрок плех-плех, плех-плех! Да на землю струйками, струйками… Курочка за внучкой спешит. Ведёрки у неё трех-трех-трех!.. Водичка-то на землю плех-плех-плех — ниточкой, ниточкой… Мышка бежит, торопится. Ведёрочки-то у неё трех-трех-трех-трех! Водичка-то на землю кап-кап-кап — капелькой, капелькой… Так-то они и носили воду. Раз пошли они все четверо по воду. Зачерпнули воды, домой идут. Впереди бабушка выступает, за бабушкой внучка поспевает, за внучкой курочка спешит, за курочкой мышка бегом бежит… А в сторонке, в зелёном садочке, под яблонькой зайка отдыхал да и задремал. А на яблоньке, на длинной веточке, на коротеньком сучочке яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть. — Эх, — думает яблочко, — кто бы яблоньку тряхнул, да мне бы, спелому яблочку, помог бы с веточки упасть!.. А тут и налети и ветерок-непоседа. Яблоньку тряхнул, веточки качнул, а спелое яблочко с веточки бу-ух! Да зайке по носу!
Зайка спросонья вскочил… Со страху ничего не видит, ничего не понимает… — Ой, батюшки! Охотники! Стреляют! — Да бежать… А на встречу ему шли бабушка со внучкой, с курочкой и с мышкой. Все с вёдрами, с коромыслами да с водичкой…
Зайка с перепугу, со всего разбегу, им прямо под ноги!.. Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спинку, мышку лапкой прижал… Да и был таков! А у наших водоносов вёдра раскатились, вода разлилась, коромысла в сторону отлетели… Шуму-то, грому… Со страху они никак не опомнятся! Насилу поднялись да домой бежать!.. Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка за печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.
Бабушка сидит на лавке, со страху-то у неё в головушке помутилось. Никак она не поймёт, что за зверь такой ей под ноги шарахнулся? — Не иначе как медведище! И как я ещё, старая, жива-то осталась! Внучка у неё за спиной в голос плачет: — Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то, что свечки горят! Зубами щёлкает, а хвост-то какой! Я думала он съест меня! Курочка за печкой затаилась, головку под крыло спрятала, сама себе не верит, что уцелела. «Ну и лисица, — думает, — как это она меня упустила?! Ведь этакой второй лисы и не найдёшь!» А мышка под печкой в норке дрожмя дрожит. Ей кот-разбойник чудится: «Ну и котище был! откуда такой взялся?! Глазищи-то, усищи какие! Лапищей-то он меня как притянул — думала я, смерть мне! Как это я от него, от такого, да укатилась?!» А зайка серенький в лес прибежал, под кустик забился, лежит, вздохнуть боится, а сам думу думает: «Охотники как подстерегли-то меня ! И сколько их было!.. Да все с ружьями, с трещотками! Как только меня ноги унесли?! Хорошо, что дóлги выросли!» Так-то вот мои детушки . С той поры, с того времечка и говорят люди добрые: — У страха глаза велики — чего нет, и то видят!
2 стр., 892 слов
По картине Лемоха Бабушка и внучка
… чтобы в жизни бабушки и внучки происходили праздники и радостные события, а не только проведение темных вечеров за работой. Для 4 класса Описание настроения картины Лемох — Бабушка и внучка Популярные сегодня … темы В центре картины изображена большая ваза с яркими цветами. Огромные красные …
Планируемый результат:
- Называть особенности сказки.
- Наблюдать за языком произведений устного народного творчества.
- Пересказывать сказки
Назови героев сказки (или выбери иллюстрации, которые указывают на героев сказки).
2. Как их называют в сказке? Почему их так называют? Объясните.
3. Как начинается сказка? Что произошло?
4. Какие картины представили водоносы?
5. Какая пословица в конце сказки? Что она объясняет?
?
?
?
?
?