20.09.2021
36
Комментарии к записи Анализ Сказки о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина отключены
Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Отыскать человека, не слышащего (хоть краем уха), о чем повествует «Сказка о рыбаке и рыбке», будет очень нелегко. Ведь практически каждый знакомится с ней еще в детстве. Когда родители, бабушка или дедушка читают это произведение Александра Сергеевича Пушкина своему любимому чаду на ночь, чтобы тот поскорее заснул.
Вот только правильно ли вы понимаете сюжет данной сказки, грамотно ли толкуете его мораль? Разобраться с этим поможет анализ «Сказки о рыбаке и рыбке».
Один только «Евгений Онегин» — его легендарный роман в стихах чего стоит! Ведь эта история переведена на множество языков мира. А два любовных письма от Татьяны к Онегину и его ответ девушке считаются одними из самых романтичных и трагичных признаний в мире.
Родился Пушкин в 1789 году в июне, 6 числа. А умер в 1837 году, 10 февраля. Смерть литературного гения случилась в результате неудачной дуэли, где Александр Сергеевич был ранен — смертельно для того времени.
За недолгую (по современным меркам) жизнь Пушкиным было написано бессчетное количество стихотворений, рассказов, статей, размышлений, а также множество крупных произведений, которые до сих пор находят отклик в сердцах людей.
Викторина по сказке «О рыбаке и рыбке»
- Где жили старик со старухой? (на берегу моря).
- Каким был их дом? (землянка).
- Что забрасывал старик в воду, чтоб поймать рыбу? (невод).
- Какую рыбку выловил старик? (золотую).
- Старик отпустил золотую рыбку. Верно ли это утверждение? (да).
- Могла ли золотая рыбка разговаривать? (могла).
- Что просила рыбка, попав в невод? (отпустить ее).
- Что потребовала старуха в первый раз? (новое корыто).
- Какой самый большой выкуп захотела старуха? (стать владычицей морей).
- Как смогла рыбка наказать старуху? (оставила ее со старым корытом).
- Кто это говорит? «Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу». (старуха).
Дополнительные вопросы, заставляющие детей анализировать и делать выводы.
- Тебе жалко старуху? (нет.Она получила наказание за жадность).
- Чему научила нас сказка? (злой и жадный человек остается в результате ни с чем).
Смысл сказки о рыбаке и рыбке
Смысл книги
«Сказка о рыбаке и рыбке» родом из детства. Ведь многим знакома эта история еще с младенческих лет. Сказка учит добру, показывает, к чему может привести неуемная жадность.
Любимая сказка
По мотивам этой истории созданы мультипликационные фильмы, сделаны театральные и радиопостановки. Знаменитое стихотворное произведение А. С. Пушкина до сих пор вызывает восхищение.
Эта сказка любима многими. Ведь недаром ребятишки, только ознакомившись с ней, пытаются нарисовать старика, старуху, золотую рыбку, воссоздать на бумаге сцены из этой волшебной истории.
Как развивались события
Первые строки сказки Пушкина знакомят нас со стариком и старухой. Это старые люди, живущие в ветхой лачуге, у которых даже нет хорошего корыта, чтобы мыться и стирать. А имеется только старый потрескавшийся предмет гигиены.
После такого описания становится искренне жаль эту пожилую пару. Ведь им приходилось в буквальном смысле слова выживать. Но они находили выход из положения. Старуха пряла пряжу, из которой затем, наверное, вязала тёплые вещи, чтобы не замерзнуть в холода.
А старик ловил рыбу, чтобы хоть как-то прокормить свою немногочисленную семью. Денег у пожилых людей не было, так как-то в те времена беднякам пенсия не полагалась.
Смысл сказки на этом этапе сводится к печальной картине жизни бедных людей в царской России того времени. Не секрет, что А. С. Пушкин в своих произведениях не раз протестовал против такого уклада жизни, когда люди из низших сословий практически нищенствовали.
Как мы видим из сказки, у этой пожилой семейной пары не было детей, поэтому некому было им помочь. В силу возраста старик со старухой не могли заниматься приусадебным хозяйством, которое было бы подспорьем в их нелегкой жизни.
Но затем счастье улыбнулось старику. В свои сети он поймал золотую рыбку. Но пожилой мужчина был добрым человеком. Несмотря на то, что они со старухой жили впроголодь, он пожалел золотую рыбку и отпустил её.
Но жительница морских глубин решил отблагодарить своего спасителя. Так раскрывается следующий смысл «Сказки о рыбаке и рыбке». Она учит и тому, что на добро нужно отвечать добром.
Характер старухи
Старик был бескорыстным человеком. Он отпустил рыбку в морские просторы, ничего не попросив взамен.
Когда старик рассказывал эту историю жене, та была полна негодования. Она отругала мужа, сказав, чтобы он попросил у рыбки хотя бы новое корыто.
На этом этапе сказки отношение читателя к старухе начинает меняться. Ведь она показывает свой властный характер, приказывает супругу, даёт ему неприятные прозвища.
В дальнейших эпизодах всё больше проявляется и ее алчная сущность. Ведь то старуха хочет новый дом, то желает быть дворянкой, а затем и царицей. При этом её отношение к людям ниже по статусу тоже не вызывает уважения.
Ожидаемый финал
А старик безропотно подчиняется своей избраннице. Он слушается её и всякий раз ходит к рыбке, чтобы исполнять прихоти жены. Хотя видно, как ему неудобно перед этой обитательницей морских глубин.
Рыбка тоже была очень терпеливой и выполняла желания своего спасителя, которые диктовала ему жена. Но всему есть предел.
Здесь стоит отметить, что, скорее всего, Александр Сергеевич Пушкин ассоциировал с местом жительства рыбки. Поэт интересовался древнерусским язычеством, а в верованиях людей того времени море-океан ассоциируется с океаном мироздания.
Поэтому смысл сказки словами старухи перерастает в её желание стать выше бога, сотворившего Мироздание.
Конечно, такого даже терпеливая рыбка не смогла вынести. Старуха наказана по заслугам. Когда старик под конец истории пришел к жене, она вновь сидела около старой избушки, рядом было разбитое корыто.
Поэтому не стоит алчно желать богатства, необходимо ценить то, что есть. Ещё смысл сказки в том, что нужно быть благодарным человеком, а если добился высот, то не задирать нос, не становиться высокомерным.
Многим читателям не нравится, как старуха обращается со своим мужем. Поэтому смысл сказки и в том, что нельзя унижать и обижать близких людей, а нужно ценить их. А старику необходимо было проявлять характер, обуздать растущие потребности жены. Надо вовремя остановиться, чтобы, как в сказке, не остаться у разбитого корыта.
Недаром эту сказку читают детям с ранних лет. Она написана легким языком, поэтому стихотворные строчки быстро остаются в памяти у ребятишек. Но ещё они начинают понимать, что хорошо, а что плохо. Поэтому такое произведение рекомендовано для молодых родителей, которые будут читать сказку своим малышам, тем самым учить их быть добрыми, справедливыми, ценить то, что имеешь.
Сказка о рыбаке и рыбке слушать онлайн
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»
Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Вопросы блока «Угадай сказку по иллюстрации»
Для этого блока викторины нужно приготовить несколько карточек с картинками – иллюстрациями к сказкам. Причем интереснее всего будет, если картинки будут с каким-либо подвохом. Например, если на картинке зашифрована сказка про конька-горбунка, то совсем необязательно, чтобы на картинке был главный персонаж. Лучше будет, если изображение будет запутывать детей и только самые внимательные, кто хорошо знает текст сказки, сможет дать правильный ответ.
Характеристика главных героев “Сказки о рыбаке и рыбке”
Старик
Старик, главный герой сказки Пушкина
Пожалуй, именно старика-рыбака можно назвать самым главным героем “Сказки о рыбаке и рыбке”. Пушкин наделил его рядом положительных качеств – старик добр, трудолюбив, он не чурается тяжёлого труда и безропотно переносит тяготы жизни. А уж в тяготах недостатка у него нет – он трудится рыбаком, с трудом добывая пропитание для себя и старухи, своей жены. Тем более что старуха – персонаж крайне неприятный, она постоянно критикует мужа, но он лишь выполняет все её требования. В какой-то момент старик даже вызывает жалость, до того он забит женой и тяжёлой судьбой. Кроме того, он слишком мягкосердечен (поэтому-то он и отпускает золотую рыбку в первый раз просто так) и не способен в чём-то отказать жене.
Старуха
Алчная старуха – главная отрицательная героиня сказки
Старуха, жена старика-рыбака – отталкивающий персонаж. Характеристика главной отрицательной героини “Сказки о рыбаке и рыбке” показывает её с самой нехорошей стороны: это злобная, чванливая, алчная и глупая женщина. Узнав о том, что муж отпустил золотую рыбку без выкупа, она руганью заставляет отправиться её ловить снова, чтобы потребовать хотя бы новое корыто взамен старого. После выполнения этого желания требования старухи всё возрастают – то новая изба, то стать дворянкой, то стать царицей. Но терпение рыбки не безгранично, и, когда старуха потребовала стать владычицей морскою, и чтобы сама рыбка была у неё в услужении, всё волшебным образом “откатилось” назад, так что старуха осталась в старом доме у разбитого корыта.
Отзывы читателей
Любой человек по-своему понимает волшебную сказку. Можно ознакомиться с отзывами читателей, которые разобрались в истинном смысле этого произведения.
Много раз читал эту сказку в детстве, а сейчас с удовольствием пересматриваю советский мультфильм по ней. Не знал, что Пушкин позаимствовал сюжет у братьев Гримм.
Раньше мне мама читала эту сказку, теперь меня об этом просят мои дети. Им очень нравится слушать историю о волшебной рыбке и жадной старухе.
«Справедливый судья»
В афганской сказке повествуется о скупце, который потерял кошелек и заявил, что отдаст 10 золотых тому, кто его найдет. Один человек нашел кошелек, отнес его владельцу и потребовал награду.
Но скупец утверждал, что в кошельке было 110 монет, а вознаграждение нашедший уже забрал себе. Тогда человек пошел жаловаться к судье. Последний выслушал обе стороны и отдал кошелек нашедшему. Его аргументом был тот факт, что внутри лежало всего 100 монет, а у скупца в кошельке было 110 золотых, значит, он не был настоящим владельцем.
Вывод. Сказка учит строго соблюдать любые договоренности, которые касаются финансов. Если малыш, став взрослым, захочет открыть свой бизнес, он должен понимать, что обязан выполнять условия контрактов и действовать в соответствии с законодательством. Честность формирует положительную репутацию, которая привлекает партнеров и клиентов. И наоборот, желание обмануть, скрыть доходы приведут к проблемам с законом.
Источники:
Об авторе: Светлана Игоревна
Урок
литературного чтения во 2 классе
Урок
30.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной
сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения.
Оборудование: листы для работы в группах,
листы с картинками, учебник «Литературное чтение», 2 класс, часть 1:
стр. 90-93
Цели
урока:
· Расширить
знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;
· Выявить,
насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;
· Формировать
у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
· Работать
над техникой чтения;
· Расширять
кругозор детей и обогащать их словарный запас;
· Воспитывать
чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.
Задачи:
· выразительно
и вдумчиво читать отрывки из сказок;
· выражать
свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
· находить
значение новых слов в словаре учебника
· сравнивать
характеры героев, оценивать их поступки
Формируемые
УУД
Предметные:
воспринимать
на слух текст в исполнении учителя и учащихся; осознанно, правильно,
выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения;
анализировать характер героев.
Личностные:
уметь
проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
уметь
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по
коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
Коммуникативные:
учиться
формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь
других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения
в паре, в группе и следовать им.
Познавательные:
Уметь
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях), в словаре; находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Ход
урока
I.
Организационный момент
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
II. Мотивация
учебной деятельности
В мире много
сказок —
грустных и смешных.
И прожить на свете
нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»
— Вы любите
сказки?
— Ребята, давайте
вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.(Читали вступление к поэме
«Руслан и Людмила»)
— Кто автор? (
А. С. Пушкин)
— Что вы о нём
знаете? (Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве, любил много читать)
·
Сегодня
встречает нас сказочная страна Лукоморье, созданная Пушкиным. Мы с вами изучали
это произведение на прошлых уроках литературного чтения. Давайте
вспомним, что такое «лукоморье» — это «морской
залив». А в морском заливе нас ждут рыбки.
Эти
рыбки-непростые
Постепенно
возникая
Говорят они с
тобой!
Числа все
поставить надо
Друг за другом в
четкий строй.
Ваша задача
расставить карточки в порядке возрастания, чтобы узнать, что там зашифровали
рыбки,
(Сказка) 15, (о)
30,(рыбаке) 36, (и) 50 ,(рыбке) 100 /ученики ставят числа в порядке
возрастания./
-Дети читают:
«Сказка о рыбаке и рыбке»(звучит аудиозапись «Шум моря»)
— А теперь
подумайте о чем сегодня мы будем говорить на уроке, что нового узнаем, чему
учиться?
— Цели и
задачи урока
— Какую сказку мы
сегодня будем читать? (Сказка о рыбаке и рыбке)
— Знаете ли вы эту
сказку?
III.
Сообщение темы и цели урока
·
Правильно,
сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Александра Сергеевича Пушкина.
Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке», поймем, о чем она, поговорим
о героях сказки. Учебник:
стр. 90-93
IV. Работа
с текстом до чтения.
Предугадывание.
·
А
теперь давайте тихонько договоримся, кто читал уже эту сказку, подсказывать нам
не будут.
·
Прочитайте
название сказки. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
·
Кто
главные герои? (Рыбак и рыбка)
·
Как
думаете, что будет происходить между главными героями?(Рыбак поймает рыбку)
Работа с
иллюстрацией.
·
Теперь
мы поработаем с иллюстрацией на стр. 90, она тоже поможет догадаться, о чем
сказка.
·
О
чем эта сказка? (О жизни старика и старухи)
·
Где
происходят события? (На берегу моря, в давние времена)
·
Посмотрите
внимательно, что делает старик? (Несет сеть, идя с моря)
·
Полистайте
следующие страницы, посмотрите на иллюстрации.
·
Какие
еще герои появляются? (Старуха, золотая рыбка)
·
Кто
сумел точнее всех предугадать содержание сказки?
·
Давайте
прочитаем сказку и узнаем, как развивались события.
V. Работа
с текстом во время чтения.
Первичное
восприятие текста
1) Чтение
1-ой части вслух за диктором
·
-Ребята,
сейчас я вам включу отрывок из сказки, ваша задача внимательно слушать и
ответить на вопросы (после окончания 1 части)
·
—
Какие у вас впечатления от услышанного?
·
Где
жили старик со старухой? Найдите слова в тексте и прочитайте. (Жил
старик со своей старухой у самого синего моря, они жили в ветхой землянке)
·
Сколько
лет они жили вместе?
·
Ребята,
а скажите, как вы понимаете: «Ветхая землянка»?(Выкопанное в земле
жилище)
·
Чем
занимался старик? (Ловил неводом рыбу
·
Что
значит слово «Невод»? (рыболовная сеть) (словарь)
·
Чем
занималась старуха? (Пряла свою пряжу)
·
Что
значит «Прясть пряжу»? Прясть пряжу – это крутить нить из шерсти овец,
скручивать нитку с помощью веретена.
·
С
чем пришел невод в первый раз? Найдите слова и прочитайте.(Раз он в море
закинул невод – пришел невод с одной тиной)
·
Что
значит слово тина? Тина – это скопление водорослей в воде.
·
Кто
попал в сети старика в 3-ий раз? ( золотая рыбка)
·
Что
значит слово «Взмолится»? (Просит, умоляет)
·
Что
сделал старик с золотой рыбкой? (Отпустил)
·
Почему
старик отпустил золотую рыбку ? -Потому что, он испугался, так как
рыбачил уже долго и не разу не встречал говорящей рыбы. А может,сжалился над
ней?
2) Чтение
2-ой части вслух учеником.
·
Что
сделала старуха, когда воротился старик? (Забранила его)
·
Что
значит «Забранила»? (Ругаться, выражать свое недовольствие)
·
Что
велела попросить старуха у золотой рыбки? (Новое корыто)
·
А
что случилось со старым корытом? (Раскололось
·
Что
значит раскололось? (Сломалось)
·
Как
вы думаете, почему у старухи было совсем другое отношение к произошедшему чуду?
·
Как
вела себя рыбка по отношению к старику? Почему?
3)Чтение
3-ей части учеником.
·
Что
стал делать старик когда пришел к морю во второй раз? (Стал он кликать
золотую рыбку)
·
Что
значит «Кликать»? (Звать)
·
Прочитайте,
что происходило с морем. (Видит – море слегка разыгралось)
4)Чтение
4-ой части вслух учеником.
·
Как
вела себя старуха, когда старик воротился? Найдите слова в тексте. (Еще
пуще старуха бранится
·
Как
вы понимаете «Пуще браниться»? (Сильнее злиться, ругается)
·
Что
велела выпросить старуха старика у золотой рыбки во второй раз? (Избу)
Физминутка «Рыбки»
Рыбки
весело резвятся (волнообразные вертикальные движения ладошками)
В чистой
тепленькой воде (волнообразные горизонтальные движения
ладошками)
То
сожмутся, разожмутся, ( горизонтальные сходящиеся и расходящиеся
движения)
То
зароются в песке. (приседают с круговыми движениями ладоней)
5)Чтение
5-ой части вслух учителем
·
Что
происходит с морем? (Помутилось синее море)
·
Найдите
и прочитайте только те слова, что старик просит у золотой рыбки. («Смилуйся,
государыня рыбка, еще пуще старуха бранится, не дает старику мне покою. Избу
просит сварливая баба»)
·
Как
вы понимаете «Сварливая баба»? (Всегда чем-то недовольная)
·
Какими
словами старуха сидела под окошком и ругала мужа? Найдите слова из текста.
Прочитайте.
·
Что
значит слово «Простофиля»? (Глупый)
·
Какие
незнакомые слова вы встретили в этой части? (Светёлкой, вороты)
·
Кто
может сказать значение этих слов?
7) Чтение
6-ой части учеником.
·
Каким
стало море, когда старик пришел? (Неспокойное синее море)
·
Почему
море стало неспокойным? (Старик пришел в 3-ий раз)
·
Кем
захотела быть старуха? (столбовой дворянкой)
·
А
кто такая столбовая дворянка?
Это
дворянка старинного, богатого и знатного рода.
8)Чтение
7-ой части в полголоса учениками.)
·
Что
увидел старик, когда воротился к старухе? (Высокий терем. На крыльце
стоит его старуха. Перед нею усердные слуги. Она бьет их, за чупрун таскает)
·
Кто
знает что такое терем? Терем – высокий дом.
·
Что
означает слово «Чупрун»? (Это чуб, хохол, прядь волос, спадающая на лоб.)
9) Чтение
8-ой части
·
Кем
захотела быть столбовая дворянка? Найдите слова в тексте.(Не хочу быть
столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей)
·
Что
спросил, старик, когда испугался? (Что ты, баба, белены объелась?)
·
Что
значит «Белены объелась»? (Обезумела, одурела)
10)Чтение
9-ой вслух учеником.
·
С
какой просьбой старик обратился к золотой рыбке?
·
Найдите
слова в тексте.
·
Как
изменилось море? (Почернело синее море)
11) Далее
чтение по цепочке до конца
VI. Работа
с текстом после чтения
1)
Словарная работа в парах.
·
А
сейчас, ребята, давайте посмотрим, кто у нас был внимательным. Выполнять
задание будем в парах. Давайте вспомним, как надо работать в парах? (Работать
сообща, разговаривать шепотом, не мешать друг другу)
Возьмите
карточку.
·
Прочитайте
слова в первом столбике.
·
Прочитайте
слова во втором столбике.
·
В
первом столбике это слова из сказки.
·
Во
втором столбике их значение.
·
Вы
должны соединить слова из первого столбика со значением слова со второго
столбика.
·
Давайте
первое слово соединим вместе.
·
Найдем
первое слово в первом столбике – Невод.
·
Что
значит слово невод, найдите значение во втором столбике.(Невод – рыболовная
сеть)
·
Соедините
линией.
невод забранить землянка кликать пуще прясть пряжа чупрун крутить веретено | прясть звать сильнее ветхий рыболовная ругаться прядь полученные крутить |
·
Давайте проверим. (Правильные ответы на доске)
·
У
кого ошибки? Где возникли ваши ошибки?
2)Обобщение
·
Почему
это произведение сказка?
·
—
Вспомним желания старухи.
·
—
Что было дальше?
·
—
Чем закончилась сказка?
·
Почему
старик не отказывался ходить к морю? Не загадал желание для себя?
— Какое море было
вначале?
— Что было дальше?
стр. 96
— Почему менялось
состояние моря?
Физкультминутка
Море волнуется
раз, море волнуется два,
Море волнуется
три, морская фигура замри…
3. Работа в
группе. Составим паспорт героя. (Распределить в группах героев: старик,
старуха, рыбка)
—Рассказать
какой старик. (Скромный, честный, трудолюбивый, покладистый, вежливый)
— Рассказать
о старухе. (Вначале она была трудолюбивая, но с каждой просьбой она
менялась, становилась своенравной, своевольной)
— Рассказать
про рыбку. (Говорящая, волшебная, справедливая)
— Давайте
прочитаем последние две строки на странице 100.
— Сказка
закончилась справедливо?
— За что наказана
старуха? (За жадность, сварливость, корысть, слишком много хотела
иметь, не помнила добро)
— Пушкин писал:
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»
-А какой урок мы
возьмем из этой сказки? Чему учит нас эта сказка?
·
-А
еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным.
Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта.
VII Подведение
итогов урока. Рефлексия
·
Какой
сказкой мы сегодня познакомились?
·
Кто
её написал?
·
Как
бы вы поступили на месте старика?
· Понравилась
ли вам сказка? Какие чувства она у вас вызвала? О чем заставляет задуматься?
·
Приём «Синквейн».
Имя
существительное, выраженное одним словом.
Сказка.
Описание
темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.
Описание
действия. Учит, помогает, воспитывает.
Фраза,
выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.
Слово
— синоним. Волшебство.
· Какую
задачу в начале урока мы перед собой ставили?(Прочитать, познакомиться со
сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)
· Смогли мы
выполнить эту задачу?
Ребята,
сейчас, я предлагаю вам оценить свою работу. На доске море. У вас у каждого
есть сигнальная карточка. Ваша задача повернуть ко мне карточку тем цветом, как
вы оцениваете свою работу:
- красную,
те, кто считает, что отлично поработал на уроке и было все понятно - зеленую,
те, кто хорошо поработал, но недостаточно понял сказку
VIII.
Выставление оценок
IX.
Домашнее задание
Прочитать
сказку до конца.
По
желанию можно к любому отрывку из сказки нарисовать рисунок.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101.
УКМ «Школа России»
1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».
Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.
2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?
Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.
Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.
Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.
3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.
4. Сравни начало и конец сказки.
Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта.
5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.
Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.
6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?
Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.
7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.
План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»
- Старики и землянка.
- Спасение рыбки.
- Новое корыто.
- Новая изба
- Столбовая дворянка.
- Вольная царица.
- Последняя просьба.
- Опять землянка.
Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса
Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.
Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.
Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.
Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.
Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.
Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.
Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.
Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.
8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.
Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.
В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.
Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».
9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».
Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса
Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.
На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.
Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.
И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.
Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.
А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.