Спичечный коробок во времена моего детства (в 60‒70-х годах) стоил 2 копейки – дешевле всего, что только продавалось. Спичечными коробками порой давали сдачу в магазинах, если у кассира не было нужного количества мелочи. Взрослые (дети войны) измеряли спичечными коробками расточительность и экономию: «На эти деньги можно было бы купить столько-то коробков со спичками!» Иногда коробки использовались и не по прямому своему назначению. В них, например, сажали пойманных жуков. В разных книжках «Сделай сам!» из коробков советовали делать игрушки – машинки, танки, роботов…
Иными словами, это была совершенно обиходная, прозаическая вещь. В лучшем случае – «исходный материал». Никакого романтического флера. И вот Эрих Кестнер «вытряхивает» из коробка спички и приспосабливает его в качестве кроватки для своего героя. Да еще и утверждает, что для Максика это настоящая «ниша покоя»: нигде так спокойно ему не спится, как в конкретном спичечном коробке. Такая вот у него странность…
Возникла она, возможно, потому, что спичечный коробок оказался первой и на долгое время единственной вещью, соразмерной этому очень маленькому мальчику. А все остальные вещи слишком большие, слишком неудобные. Максику приходится их осваивать, потому что он среди них живет, и потому что он должен (и хочет) учиться. Но сколько на это тратится сил и времени! Он так устает! И порой кажется таким неловким! Другие школьники над ним смеются, а иногда и злобно подшучивают. Как горько, что Максик не такой как все!
Я не помню, чтобы какой-нибудь крошечный герой так переживал по поводу своей малости, так хотел от нее избавиться.
В переживаниях Максика нет ничего от эстетики романтизма, как, например, в переживаниях Дюймовочки: то, что она не похожа на отвратительных жаб и пошлых жуков, только подчеркивает ее прелесть и в глазах автора, и в глазах читателя. Малость Бибигона – тоже что-то вроде редкого замечательного качества, его безусловное достоинство. Он и не думает печалиться по этому поводу. О внутреннем мире Мальчика с пальчика нам вообще ничего не известно – в полном соответствии с жанром фольклорной сказки.
Да и читатель изначально знает, что малость персонажа лишь на первый взгляд кажется свидетельством слабости и уязвимости. А в каком-нибудь испытании она обернется его преимуществом и приведет если не к полной победе над врагом, то к счастливой развязке ситуации.
Эрик Кёстнер как будто не нарушает традицию: рост Максика действительно открывает ему возможность осуществить главную мечту жизни – стать цирковым артистом. И конец книги дарит счастье главным персонажам и радостное удовлетворение читателю, успевшему их полюбить.
А тоска Максика по «нормальности» и его одиночество преодолеваются ходом жизни. Он обретает друзей и находит свое место под солнцем. Он, что называется, полностью творчески реализован. Чего еще желать?
Но оказалось, что сам автор вовсе не считал проблемы Максика решенными – иначе он не написал бы продолжение сказки.
Продолжения у книг возникают по разным причинам. Часто – по требованию читателей, прикипевших душой к персонажам и не желающим их отпускать. Но в предисловии (которое является частью повествования) автор сообщает, что обещал написать продолжение истории… самому Максику! То есть автор считает, что чего-то не договорил.
Новая история получила название ««Мальчик и девочка из спичечной коробки». (В 2021 году эта книга вышла в замечательном переводе Елены Леенсон, а впервые российские читатели могли познакомиться с ней еще в 2001 году, в переводе А. Шустера.)
Поначалу события книги вертятся вокруг Максика, ставшего знаменитым. Голливудский магнат с труднопроизносимым именем Минеральвотер решает снять фильм о «Маленьком Человеке», как уважительно называют Максика его друзья. (К слову, все имена и фамилии героев первой книги Елена Леенсон переносит в новую историю как заветную эстафетную палочку, принятую от переводчика Константина Богатырева, и виртуозно решает задачу «поименования» новых персонажей: их имена органично встраиваются в прежний ряд.) Фильм, по представлениям Минеральвотера, должен принести ему немалую прибыль. И тут Максик и его взрослый друг, фокусник Йокус, демонстрируют абсолютную вписанность в рынок труда и наличие деловых качеств: если уж заключать контракт (а артисты живут контрактами), то выгодный. Работать они будут честно и с удовольствием. Но работа должна оплачиваться по справедливости. Современный ребенок, я уверена, отнесется к подобному утверждению с полным пониманием и одобрением: это вполне «правдивая история успеха».
Бандиты и аферисты в новой книге тоже присутствует: Эрих Кестнер не изменяет своему «фирменному стилю» – вплетает в повествование детективную составляющую и затягивает читателя в сеть интригующих событий. Тут тебе и путешествие по реальным и нереальным городам и поселкам, расследования, разоблачения, неожиданные открытия…
Но где же обещанная девочка?
Девочка появляется совершенно неожиданно – когда повествование вроде бы уже подошло к концу, опять – счастливому. Кажется, ничего добавить уже нельзя… Если забыть о том, что в первой книге автор, по его мнению, не успел нам сказать нечто важное.
А не успел он сказать, что Максик, несмотря на свою известность, заработанное богатство и окружающих его друзей и покровителей, все так же одинок. Главная боль его жизни никуда не ушла. Вокруг него, безусловно, есть любящие люди. Но нет никого, кто был бы таким же, как он.
И вот в самом конце сказки, благодаря триумфальному шествию по миру фильма Минералвотера, обнаруживается, что в мире существует еще один «Маленький Человек», точно такого же роста, как Максик, ‒ девочка Мильхен.
И тут, посреди «кромешного сказочного счастья» вдруг разверзается бездна.
История девочки выглядит еще более драматично. Ее малость воспринимается окружающими как уродство.
Отец, раз взглянув на новорожденную, навсегда исчез из ее жизни. А несчастная мать девочки в течение девяти лет прятала свою дочку в чуланчике от посторонних взглядов. Матери так хотелось родить ребенка нормального роста – не такого, как она сама (ее рост составлял всего полметра ‒ как и рост родителей Максика, и родом она оказалась из того же поселка, где живут только невысокие люди). Да, Максику трудно пришлось в школе. Но Мильхен вообще не ходила в школу и к моменту встречи с Максиком не умела ни читать, ни писать…
Все-таки хорошо, что мы уже привыкли думать о рассказываемой нам истории как о сказке. Это помогает смягчить правдоподобность ситуации. В книгах Эриха Кестнера встречаются откровенные негодяи. Но так, как на маму Мильхен, его Маленький Человек ни на кого не злился. То, что Максик, оказывается, способен и на такое чувство, выясняется лишь тогда, когда ему открываются подробности детства Мильхен.
Но Эрих Кестнер – добрый автор. И он действует в полном соответствии с тем принципом, который в свое время сформулировал Толкин: утешение – вот что является одной из важнейших функций настоящей сказки. С этой точки зрения, история о Максике и Мильхен – безусловно, сказка. Вот и Мильхен, как и Максик, с удовольствием спит в спичечной коробке… Ее мама после знакомства с Максиком сделала дочке точно такую же кроватку, как у нового друга Мильхен. Нового, первого и единственного. С первого взгляда любимого на всю жизнь.
А Максику с появлением Мильхен вдруг становится ясно, как он был до этого одинок. И всем остальным это тоже становится ясно. Понять про себя что-то главное можно только с помощью Другого. Близкого тебе Другого. И как же хорошо, что на свете есть еще кто-то, способный вместиться в спичечную коробку…
Мне кажется, если книга и воспитывает, то таким вот образом – с помощью запоминающихся образов и странных сюжетов, смысл которых, вполне возможно, открывается гораздо позже. И я не сомневаюсь: каждый, кто прочитал (и кому прочитали) эту книгу, случайно наткнувшись на спичечный коробок (все-таки коробки еще не исчезли из нашей жизни), неизбежно вспомнит про крошечных мальчика и девочку, которые в нем умещаются.
И еще одна мысль не отпускает меня в связи с этой историей.
Так получилось, что Эрих Кестнер видел своими глазами костер, на котором нацисты сжигали книги ‒ в том числе, и его собственные. Все, что он написал до прихода Гитлера к власти, было запрещено и изъято из магазинов и библиотек. Но Кестнер пережил Гитлера и после окончания Второй мировой войны снова вернулся в детскую литературу. Вытряхнул спички из коробков и приспособил их в качестве кроваток своим крошечным героям. Героям, которые при нацизме были бы обречены в лучшем случае жить жалкой жизнью в чуланче.
«Мальчик и девочка из спичечной коробки» ‒ последняя книга Эриха Кестнера.
Исчерпывающее высказывание писателя-гуманиста.
Марина Аромштам
В Магнитогорске родители пожаловались на сказку в учебнике литературы для второклассников. В ней рассказывалось о лисице, вырвавшей свой глаз, а затем пытающейся найти ему замену. Родители обеспокоились влиянием сказки на психику детей, но психологи утверждают, что в этом нет ничего страшного.
В сообществе «Черное&Белое Магнитогорск» в социальной сети «ВКонтакте» появилась анонимная запись от возмущенной родительницы. Она поделилась фотографиями страниц учебника литературы для второклассников.
«Анонимно. Я в шоке от нашего „современного“ образования. Волосы шевелятся от прочитанного и глаза на лоб лезут. И это школьная программа по литературе за второй класс!!!» — написала женщина.
Встревожила женщину одна из сказок, которую задали детям почитать. Это корякская сказка «Хитрая лиса», в которой хищница вырывает свой глаз и вешает его на ветку, откуда его утаскивают две сороки. В итоге лисице приходится искать себе новый глаз. В поисках замены она вставляла себе ягоды и кусок льда.
После прочтения сказки учебник предлагает детям ответить на некоторые вопросы. Например, рассказать, какие поступки лисы говорят о ее находчивости и смекалке.
На претензии и возмущения родителей по поводу сказки ответили в Минобрнауки Челябинской области. Пресс-служба ведомства заверила Ura.ru, что весь утвержденный список учебников был проверен экспертами.
«Весь перечень учебников в образовательных учреждениях утвержден приказом Министерства просвещения РФ. Школы сами выбирают, по программе каких учебников проводить обучение. Родители учеников перед началом учебного года знакомятся с учебной программой», — заявили там.
Мрачные сказки
В комментариях под постом собралось много отзывов. Некоторые прочитанное называли наркоманией, некоторые требовали сказку запретить. А были те, кто делился другими, не менее жуткими историями из учебника. Пользовательница Саша Долгополова рассказала, что детям во втором классе задали прочитать историю про деда, который облил кипятком собаку, а мальчики со двора решили отомстить ему и расправиться с его собакой. Она также прикрепила фотографию со страницей из книги.
Источник фото: https://vk.com/magnitkacity?w=wall-93172467_5869424&z=photo-93172467_457796323%2Fwall-93172467_5869786
Другая пользовательница напомнила, что в сказке «Мальчик с пальчик» тоже кровожадных подробностей хватает. Мальчик ведь появился из отрубленного пальца бабушки.
Источник фото: https://vk.com/magnitkacity?w=wall-93172467_5869424&z=photo-93172467_457796327%2Fwall-93172467_5869870
Впрочем, пока одни пользователи ужасались, другие не понимали, в чем проблема.
«Вы обложку учебника еще раз посмотрите. Это не окружающий мир, это литература. Вы народных сказок никогда не читали? Особенно в первоначальных вариантах. Там и похлеще сюжеты. Адекватный ребенок не воспримет как руководство к действию», — написала Оля Бережная.
А пользовательница по имени Наталья напомнила, что в сказке про козлят мама-коза вспарывала живот волку и туда камни вместо козлят складывала.
«А в чем проблема? Никого почему-то не смущает говорящий кусок теста (колобок) или летающий конь с ослиными ушами. А крошечка-ховрошечка, которая влезала в ухо корове? Сказки развивают воображение у детей», — гласил еще один комментарий.
Другой комментатор посоветовал вспомнить сказки братьев Гримм, где мачеха Золушки одной из дочерей пятку отрезала, чтобы ногу в туфлю вдеть.
Влияние на детскую психику
По словам психологов, почвы для опасений действительно нет. Руководитель клуба детской психологии «Сердечко» Светлана Клюваева отметила, что сказки — это иносказания, в которых передается определенный смысл или мораль. Здесь важно не само описание истории, а то, как учитель объяснит ее ученику.
«Все сказки и мифы не про буквальные действия. Сами по себе они не могут травмировать ребенка. Тут скорее важно то, как с этой информацией обходятся и что детям объясняют, говорят ли им, почему лиса действует тем или иным способом», — сказала психолог.
Она напомнила, что большинство сказок содержат в себе жестокие моменты. Есть сказка про колобка, которого все пытаются съесть. Ее тоже можно трактовать буквально, а можно в символическом ключе. Когда дети разбирают сказки, то они разбирают как раз идею и смысл.
С этим согласна детский психолог-педагог и сказкотерапевт Дарья Дугенцова. По ее словам, если взрослые сейчас перечитают сказки и басни из своего детства, то обнаружат, что большинство из них кровожадные.
«Например, если каждый из нас заново прочитает „Муху-Цокотуху“ и вникнет в то, что там написано, в этот момент у нас заново откроется мир. Но мы, взрослые, видим это одним образом, а ребенок — совершенно другим», — подчеркнула эксперт.
Второклассник еще не понимает и не знает, что такое кровожадность, поэтому для него история про лисицу воспринимается как обычный рассказ. Он не ассоциирует ее с негативом и кровью. Это взрослый человек понимает, что упоминается расчлененка, но ребенок видит это иначе. Именно поэтому такие истории не могут влиять негативно на его психику.
«Не нужно заменять вырванный глаз в сказке на что-то более приятное, потому что ребенок даже не обратит на это внимание», — заявила Дугенцова.
Более того дети искренне верят в то, что глаз можно заменить ягодами. Это взрослый понимает весь ужас ситуации и ее плачевность, а для ребенка там проблемы нет.
По мнению психолога, на сказку обратили внимание потому, что современные родители активно пытаются анализировать то, что подается детям через учебные учреждения и со стороны. Они слишком тревожные и в некотором смысле слишком осознанные. Они пытаются фильтровать и ограждать детей от всего плохого. Однако в этом вопросе нельзя перегибать палку.
«Если ребенок не познает условное зло, то он потом не сможет отличить хорошее от плохого, поэтому полностью ограждать ребенка от негатива нельзя. Так вы сделаете ему только хуже», — подчеркнула собеседница «360».
Она отметила, что совсем убирать такие моменты из школьной программы не стоит. Их можно откорректировать, но тогда придется пройтись по всем сказкам, включая «Мальчик с пальчик» и «Муху-Цокотуху».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с детьми 3-4 лет.
Приложение к проведению НОД по лексическим темам «Профессии», «Инструменты».
В данной картотеке представлены пословицы, поговорки и загадки о весне для детей старшего дошкольного возраста.
Сборник загадок по русским народным сказкам.
Приближается 23 февраля, праздник, который у нас традиционно считается не только Днем защитника Отечества, но и мужским днем. В детских садах будут проходить тематические беседы и развлечени.
Источник
Пословицы и присказки из сборника Даля
В книге В. И. Даля «Пословицы русского народа» теме пословиц из сказок посвящены два раздела:
Жил-был царь овес, он все сказки унес. Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать. Небылица в лицах. Из сказки (Из песни) слово не выкидывается. Не за былью и сказка гоняется. Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается. Чур мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет). Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В некотором царстве, в некоем государстве. В тридесятом царстве. За тридевять земель, в тридесятом государстве. Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство. На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь. На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел-горюч камень алатырь. Берега кисельные, реки сытовые (молочные). На поле-поляне, на высоком кургане. В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами. Под светлым месяцем, под белыми облаками, под частыми звездами и пр. Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли. Не сизый орел, не ясный сокол подымается… Не лебедь белая (серая) выплывала… Не белы снега в чистом поле забелелись… Не черны леса дремучие чернеются… Что не пыль в поле подымается. Не туман сизый с раздолу подымается… Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком. Вправо поедешь (по раздорожью) – коня потеряешь; влево поедешь – самому живу не быть. Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является. За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные. Чудо-юдо, мосальская губа. Мертвой и живой воды добыть. Мертвой водой окропить – плоть и мясо срастаются, живой водой окропить – мертвый оживает. Свинка – золотая щетинка. Конек-горбунок. Сивка-бурка, вещий каурка. Змей-горыныч. Мальчик с пальчик. Девочка-снегурочка. Девчурка-снегурка. Меч-кладенец. Калена стрела. Тугой лук. Копье булатное, мурзамецкое. Семи пяденей во лбу. Промеж глаз калена стрела укладывается. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Шапка-невидимка. Сапоги-самоходы. Скатерть-хлебосолка. Сума, дай пить и есть. Коврик-самолет и пр. Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей. Огнем дышит, полымем пышет. Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает. С молодецкого посвисту пыль столбом. Попрыски (след) молодецкие, ископыть (комья из-под копыт) богатырская. Конь копытом бьет, удила грызет. Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет. Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет. Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды. Конь лежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей). Из милости копытом траву-мураву досягает. По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре. Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком. Облачается небесами, подпоясывается зарями, застегивается звездами. Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась. Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом! Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди! Стань передо мной, как лист перед травой! Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост!
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Какие пословицы подходят к сказкам
***
Помните, в «Малахитовой шкатулке» Танюшка любила открывать заветный ларчик, долго-долго перебирать и забавляться драгоценными украшениями? А если представить, что в таком же волшебном сундучке лежат сказки и пословицы? Как к браслетам Танюшка подбирала кольца, к ожерелью – серьги, так и к сказкам занятно подбирать пословицы и поговорки.
Народные сказки
«У страха глаза как плошки, а не видно ни крошки» — сказка «Кот и Лиса». Маленького невзрачного кота большие лесные звери из-за страха описывали огромным чудищем.
В украинской сказке «Сирко» взаимовыручка помогает псу Сирку остаться при хозяевах, а Волку выжить зимой — «Рука руку моет, а обе руки – лицо».
В «Колоске» ленивые мышата Круть и Верть правильно поняли намек Петушка. « Кто не работает, тот не ест» – это выражение и пословица и лозунг одновременно.
Благодаря смекалке, солдат в сказке «Каша из топора» сытно поел у скупой старухи. «Смекалка и воду останавливает» — говорят якуты. «Где не поможет топор, там подсобит смекалка».
«Крошешка -Хаврошечка» — «Творящий добро получает хорошее, творящий зло получает дурное» (турецкая пословица).
Женская хитрость и ум Марджаны помогают Али-Бабе справиться с сорока разбойниками. Узбекская и персидская пословицы на этот счёт говорят — «Хитрость одной женщины – вьюк для сорока шести ишаков», «А хитрость и в былые времена была с умом и доблестью сходна».
Сказки «Царевна-Лягушка» и «Аленький цветочек» схожи тем, что их главные герои сумели рассмотреть светлую душу за безобразной внешностью. «Не смотри на тело, не смотри на платье, смотри в душу» — говорит азербайджанская пословица.
Сказки Пушкина
Долги необходимо отдавать, а «Обещание – это долг» — напоминает креольская пословица. Царь Дадон из «Сказки о золотом петушке» за отказ от своих слов поплатился жизнью.
Поговоркой стали заключительные слова «Сказки о рыбаке и рыбке». У разбитого корыта старуха осталась из-за неуёмной жадности. «Мешок желаний не имеет дна» — утверждает японская пословица. «Кто гонится за многим, тот лишиться малого» – предостерегает крымско-татарская мудрость.
Зарубежные сказки
В дивных сказках и историях Андерсена пословица или поговорка иногда бралась за основу сюжета. «Всяк знай свое место!» или «Всякий сверчок — знай свой шесток». В сказке автором приводится поговорка: «Спрятать дудку в карман». Это означает перекрыть поток неприятных новостей.
Ключевой фразой сказки «Пятеро из одного стручка» стала французская поговорка – «Делай, что должно, и будь, что будет».
Высокомерная принцесса готова поступиться своей спесью ради безделушек и целовать простого Свинопаса. «Спесь губит достоинство», «Гордость выезжает верхом, а возвращается пешком».
Красивую и печальную сказку о Русалочке хорошо характеризуют испанские пословицы – «Большая любовь всё прощает», «Любовь никогда не бывает без грусти». «Любовь молчаливого светлячка, жарче любви трескучей цикады» — так говорят японцы, когда невозможность признаться в чувстве только его усиливает.
Храбрый портняжка братьев Гримм победил великана отнюдь не силой. «Там, где сила бесполезна, поможет ум» — подсказывает египетская пословица. «Храбрость – сестра победы».
В «Золушке» трудолюбивая девушка, исполняя всевозможные прихоти матери и сестер, получила щедрое вознаграждение от феи. «Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются» — английская пословица.
Сказок много, а пословиц ещё больше. Значит, волшебный сундучок можно пополнять до бесконечности и быть самым богатым в мире. «Имеешь ум – следуй за ним, нет его – следуй за пословицей» — туркменская пословица.
.
*** Внимание! Авторский материал — копирование статьи запрещено.
.
Загадки по сказкам Андерсона для детей с ответами
Загадки по сказкам Андерсона для детей с ответами
Загадки по сказкам Андерсона для детей с ответами:
Хоть сказка не русская — сказка не наша. Любимые в ней, два персонажа. У мальчика с детства, подружка была. Она по — соседству, напротив жила. Смелая, верная эта подруга В беде не бросала, любимого друга! (Кай и Герда.)
Добрая девочка с рыбьим хвостом, Пена морская была ее дом. В принца влюбилась бедняжка морская. От ведьминой силы вмиг стала немая. На стройные ноги свой голос сменила. Как имя у девочки, что принца любила? (Русалочка.)
Король, не ведая коварства, Смог удивить за раз половину царства. Рассмешил своим нарядом, Всех людей, что были рядом. (Новый наряд Короля.)
Мама мечтала о маленькой дочке. Ячменное зернышко посадила в горшочке. Вырос прекрасный, красивый цветочек. Девочка в центре, с мизинчик росточком. (Дюймовочка.)
Три собаки под землей, Охраняли свой покой. Сундуки монет под ними, Были медно-золотыми. (Огниво.)
Что сказать на самом деле, Сто перин на той постели. Но красавице-девице — Темной ноченькой не спиться. Не сомкнула глаз ни разу… Принц влюбился в нее сразу. Королевой хитрой брошена, Всему виной горошина! (Принцесса на горошине.)
Девушка братьев любила, жалела. Снять колдовство она очень хотела. Ночами трудилась, себя не жалея. Ходила на кладбище от страха робея. Хоть и жгла крапива руки, Но она терпела муки. Обед молчания храня – Шила рубашки под светом огня. (Дикие лебеди.)
Бравых 25 солдат, И друг другу каждый брат. Самый младший из бойцов Был на подвиги готов. В грустной сказке – западня… Нет спасенья от огня. (Оловянный солдатик.)
Для юной принцессы послал принц подарки! Они восхитительны были и ярки. Прекрасная роза, живой соловей Но были подарки не по сердцу ей. Тогда принц оделся в простую одежду. В душе не теряя, жениться надежду. Он стал не приметный для тысячи глаз. И прозвище дали ему …. (Свинопас.)
Он, как люди, в доме жил, Но для всех незримым был. Знал про все в хозяйской лавке, Только пищу ждал с добавкой В зимний, праздничный сочельник — Трудолюб, а не бездельник Тот, кто тайну вдруг открыл: «Как без книги прежде жил?!» (Домовой у лавочника.)
Загадки по сказкам Чуковского для детей с ответами
Загадки по сказкам Чуковского для детей с ответами
Загадки по сказкам Чуковского для детей с ответами:
Кто не моет, не стирает, Мусор, грязь не убирает? От кого сбежали чашки? Есть такая замарашка. Ни к чему вопросы, споры — Всем знакома та Федора. Я дала тебе подсказку, Назови скорее сказку. (Федорино горе.)
Все вокруг валяется, Не чистится, не моется И не убирается. Не знаете, кто это? Не женщина — умора Ленивая-ленивая Зовут ее … . (Федора.)
Убежали от грязнули Чашки, ложки и кастрюли. Ищет их она, зовет И в дороге слезы льет. (Федорино горе.)
В этой сказке угощенье — К чаю вкусное варенье. В самоваре — кипяточек, Пей неспешно, по глоточку, И любуйся на гостей! А когда придет злодей, Не робей и будь смелей, Бей его ты без затей! Если сладишь с Пауком Вместе с храбрым Комаром, Выручишь его невесту! Назови ее тут к месту, Это … . (Муха-Цокотуха.)
Шло веселье за столом И гостей был полон дом. Муху злой паук схватил, Паутиною скрутил. Тут бы мухе был конец Да явился удалец! Нет пощады пауку: Остра сабля на боку, А в руках — фонарик. Муху спас … . (Комарик.)
Муха самовар купила. Блошек в гости пригласила. Разбежались гости эти, Когда муху бросил в сети Злой, противный старичок. Звать злодея — … . (Паучок.)
Вот совсем как человечек Скачет маленький … . (Кузнечик.)
Не жалеет лаптей, Бьет чечетку … (Муравей.)
Сапогами топ-топ! Кто так пляшет? … (Клоп-Клоп.)
Загадки по сказкам для детей 6-7 лет
Загадки по сказкам для детей 6-7 лет
Загадки по сказкам для детей 6-7 лет:
Я, красив, силен, могуч, Я грознее грозных туч, Я умнее всех, нет слов, — Много у меня голов. (Ответ: Змей Горыныч.)
Уходя, просила мать Никому не открывать, Но открыли дети дверь! Обманул зубастый зверь — Песню мамину пропел. Кто потом козляток съел? (Ответ: Волк.)
Я королева из страны, Где нет ни лета, ни весны, Где круглый год метель метет, Где всюду только снег и лед. (Ответ: Снежная королева.)
Черепахе триста лет. Уж ее и старше нет. И она-то рассказала Тайну, о которой знала И которую хранила, Буратино ключ вручила: «Вот он, ключик золотой. В город Счастья дверь открой. Я ж в пруду останусь тут». Черепаху как зовут? (Ответ: Тортилла.)
Угадайте-ка, ребята: Кто же где-то и когда-то Все моря избороздил, С корабля сошел по трапу И в свою большую шляпу Лилипутов посадил? (Ответ: Гулливер.)
В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. (Ответ: Красная шапочка.)
Мой вопрос совсем не трудный, Он — про город Изумрудный. Кто там был правитель славный? Кто там был волшебник главный? (Ответ: Гудвин.)
У Золушки с ножки Свалилась случайно. Была не простою она А хрустальной. (Ответ: Туфелька.)
Стоит в лесу избушка, Живет в избе старушка. Не входи в избушку: Съест тебя старушка! (Ответ: Баба Яга.)
В квартире звонил телефон. Со мной говорил папа Слон, Просил шоколад. Больше пуда! Скажи-ка, звонил он откуда? (Ответ: От верблюда.)
Сладкий яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнем, И светло вокруг, как днем. (Ответ: Жар-птица.)
Козел тот особенный был: Правой ножкой о камешки бил, В каком месте топнет — камень дорогой появится. Даренка все смотрит и удивляется. Издалека-то его не разглядишь, не разберешь, А близко к нему, как ни старайся, не подойдешь. (Ответ: Серебряное копытце.)
Загадки по сказкам Пушкина для детей с ответами
Загадки по сказкам Пушкина для детей с ответами
Загадки по сказкам Пушкина для детей с ответами:
Пушки с пристани палят, Всем сейчас сказать велят, Как зовется этот остров, Где живется сказкам просто? (Буян.)
Он невидим и могуч, Он гоняет стаи туч, Он гуляет на просторе, Кораблям — подспорье в море. (Ветер.)
В день, когда в своей столице Сын Салтана княжить стал, С разрешения Царицы Сам себе он имя дал. (Гвидон.)
А кому, скажи, дружок, Громко-громко петушок Все кричал: «Ки-ки-ри-ку! Царствуй, лежа на боку!» (Дадону.)
Дочка царская живет У семи богатырей. А кого царевна ждет? Вспоминайте поскорей! (Елисея.)
Сказка — ложь! Да в ней намек, Лютой жадности упрек. В то старуха слезы льет, В чем стирать нельзя белье. (Корыто.)
Немало сказок интересных Поведать может кот ученый. Так назовите же то место, Где с цепью дуб растет зеленый? (Лукоморье.)
Эта ведьма — старуха злая. Колдовством себя изменяет: То змеею влетит в окошко, То вдруг явится черной кошкой. (Наина.)
На свадьбе у Руслана и Людмилы Средь витязей названных тоже был он. Криклив на пире да в застолье, Но подл и слаб как воин в поле. (Фарлаф.)
Свой дозор несут не зря Тридцать три богатыря. Во главе ж дружины той Дядька грозный и седой. (Черномор.)
Что свежо и так душисто, Что румяно, золотисто? В сказке Пушкина оно Ядом злым напоено. (Яблоко.)
Загадки по сказкам — лучшая подборка
Загадки по сказкам — лучшая подборка
Загадки по сказкам — лучшая подборка:
Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом… Кем же были эти Маленькие дети? (Семеро козлят.)
Была она артисткой Прекрасной, как звезда, От злого Карабаса Сбежала навсегда. (Мальвина.)
Вот совсем нетрудный, Коротенький вопрос, Кто в чернильницу сунул Деревянный нос? (Буратино.)
Человек немолодой Вот с такущей бородой. Обижает Буратино, Артемона и Мальвину, И вообще для всех людей Он отъявленный злодей. Знает кто-нибудь из вас Кто же это? (Карабас.)
Чуть больше ноготка. В кроватке из ореха Девочка спала. И такою маленькой Милою была. Ты читала такую книжку? Как зовут эту малышку? (Дюймочка)
Дюймовочки жених слепой Живет все время под землей. (Крот.)
В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. (Красная Шапочка.)
Она была подружкой гномов И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка.)
Скорей бы приблизился вечер, И час долгожданный настал, Чтоб мне в золоченой карете Поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает Откуда я, как я зовусь, Но только лишь полночь настанет, К себе на чердак я вернусь. (Золушка.)
Дед и баба вместе жили, Дочку из снежка слепили, Но костра горячий жар Превратил девчурку в пар. Дед и бабушка в печали. Как же их дочурку звали? (Снегурочка.)
Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка (Снегурочка.)
Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек — копытца. Трое их — и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит.)
Этот сказочный герой С хвостиком, усатый, В шляпе у него перо, Сам весь полосатый, Ходит он на двух ногах, В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах.)
Загадки по сказкам о волшебных предметах для детей с ответами
Загадки по сказкам о волшебных предметах для детей с ответами
Загадки по сказкам о волшебных предметах для детей с ответами:
Мы помогаем бегать, Обуешь – не догнать! В них станешь ты со скоростью, Нет, не ходить – летать! (Сапоги – скороходы.)
Взмахнет ей фея очень плавно И чудо вдруг произойдет, В карету тыква превратится, На бал девчонка попадет! (Волшебная палочка.)
Только ее развернешь – Сразу про голод забудешь! Яства такие найдешь, Что в магазине не купишь! Можно ее не стирать! Поел и сворачивай сразу. Где бы ее нам достать? Волшебники ткут по заказу! (Скатерть-самобранка.)
В него смотрелся тролль, Царица, сердцем злая… Принес осколок боль И холод в сердце Кая! (Зеркало.)
Ее нигде не купишь И даже не сошьешь, На голову наденешь, Невидимым идешь! Ну, где же взять такую На добрые дела, И чтобы по размеру И цвету подошла?! (Шапка-невидимка.)
По тарелке катится Чудо наливное – Яркое, блестящее, Вкусное такое! Съесть нельзя, иначе Волшебство уйдет, И изображение Сразу пропадет! (Яблочко.)
В старых сказках Он, как компас! С ним никто не пропадет, Бросишь сразу на тропинку, И беги за ним вперед! (Клубочек.)
Он рос в саду волшебном И лепестки ронял, В одной чудесной сказке Желанья исполнял! И лишь одно желание Пользу принесло, Был исцелен мальчишка, Несчастьям всем назло! (Цветик-семицветик.)
Спящей красавице Боль принесло, В нем затаилось Ведьмино зло. (Веретено.)
На ней за дровами, На ней же – к царю! О чем я, ребята, Сейчас говорю? (Печка.)
Видео: Загадки про сказки и героев сказок
На нашем сайте вы можете найти много интересных загадок для веселого времяпровождения:
- Загадки про овощи с ответами — лучшая подборка для детей
- Загадки на логику — лучшая подборка для детей и взрослых
- Загадки с подвохом для взрослых — лучшая подборка
- Загадки для взрослых — лучшая подборка с ответами
- Разные загадки для детей с ответами.
- Загадки про зиму и Новый год для детей дошкольного и школьного возраста
- Загадки про весну для детей дошкольного и школьного возраста
- Загадки про лето для детей дошкольного и школьного возраста
Загадки по сказкам для детей 10-11 лет
Загадки по сказкам для детей 10-11 лет
Загадки по сказкам для детей 10-11 лет:
Волшебные туфли надел он на ножки, И всех перегнал на спортивной дорожке. Украсть падишах его туфли пытался, Но только в итоге сам с носом остался. (Маленький Мук.)
Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком. Раньше многим неизвестный, Стал он каждому дружком. (Чиполлино.)
Его отца схватил Лимон, В темницу бросил папу он… Редиска — мальчика подруга, Не бросила в беде той друга И помогла освободиться Отцу героя из темницы. И знает каждый, без сомнений, Героя этих приключений. (Чиполлино.)
Я в семействе не один, Третий, самый младший сын. Каждый, кто со мной знаком, Называет дурачком. Не согласен я никак — Не дурак я, а добряк. (Иван-дурак.)
В день именин она разбогатела. Попировать с друзьями захотела, Но тут ее злодей задумал погубить, Решил ее он задушить. Это скандал, это кошмар. Но помешал ему комар! (Муха-цокотуха.)
Герой той сказочки известный В масленке-шляпе, он железный! Он смелый, храбрый, с топором. Но только, вот беда, при том Воды боится. Просто смех! Герой — … (Железный дровосек.)
Он шепчет: «Я боюсь, боюсь…» Он — Царь зверей и он же — трус? Даст Гудвин смелость. Осмелев, Начнет рычать трусишка … (Лев.)
За умными мозгами Он в город шел с друзьями. Преграда не страшила. Был смельчаком … (Страшила.)
Он — любитель чистоты. Умывался ль утром ты? Если — нет, тогда приказ Даст мочалкам он тотчас, Грозный строгий командир Умывальник … (Мойдодыр.)
Женя, дернув лепесток, Говорила: «На восток, Север, запад, и на юг Ты лети, а кончив круг, Сделай чудо, лепесток!» Как волшебный звать цветок? (Цветик-семицветик.)
Долго-долго терпела посуда И решила: «Уходим отсюда!» Даже ложки ушли и стаканы, И остались одни тараканы. Все ушли от нее, без разбора. Имя этой неряхи — … (Федора.)
Небольшого росту девка, И сама вся статная, И коса ее чернявая, Да такая ладная. Платье цвета малахита, В косе ленты красные, Глаза, словно изумруды, — Зеленые, опасные. (Хозяйка Медной горы.)
Это скатерть знаменита Тем, что кормит всех она. Что сама собой она Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка.)
Послушным детям зонтик разноцветный, А непослушным — черный полагается. Он гном-волшебник, многим он известный, А у, скажи, как гном то называется. (Оле-Лукойе.)
Стрела молодца угодила в болото, Ну где же невеста? Жениться охота! А вот и невеста, глаза на макушке. Невесту зовут … (Лягушка.)
Кто в корзине Машу нес, Кто садился на пенек И хотел съесть пирожок? Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был? … (Медведь.)
Кто работать не хотел, А играл и песни пел? К братцу третьему потом Прибежали в новый дом! От волка хитрого спаслись, Но долго хвостики тряслись! Сказка известна любому ребёнку, И называется … (Три поросенка.)
Все лето они веселились, играли, А осень пришла, строить домики стали, Два дома снес волк — все укрылись в одном, И дружно зажили в том доме втроем. (Три поросенка.)
Хрю-хрю-хрю — каких три братца Больше волка не боятся, Потому что зверь тот хищный Не разрушит дом кирпичный? (Три поросенка.)
Загадки по сказке про Колобка для детей с ответами
Загадки по сказке про Колобка для детей с ответами
Загадки по сказке про Колобка для детей с ответами:
Он от дедушки ушел И от бабушки ушел. Только, на беду, в лесу Встретил хитрую Лису. (Колобок.)
Прямо с полки, за порог… Убежал румяный бок. Укатился наш дружок, Кто же это …? (Колобок.)
Его съесть хотели все, Но попал он в пасть к лисе. Сдобный, маленький клубок В сказке звался …. (Колобок.)
Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол И от бабушки ушел. У него румяный бок… Вы, узнали? (Колобок.)
Круглолиц, без рук, без ног, Он из сказки… (Колобок.)
На тарелочке лежал, Как остыл и убежал. Встретил он зверей в лесу, На беду свою — лису. Ей попался на зубок Круглый, вкусный … (Колобок.)
Из муки, сметаны он В жаркой печке был печен. На окошке полежал Да из дома убежал. Он румян и круглобок Кто же это? (Колобок.)
Бабка из муки в печи Испекла не калачи, Круглый он, румяный бок- Это вкусный… (Колобок.)
Ото всех он укатился И в лесочке очутился, Даже самый страшный волк Съесть его никак не смог! Но к лисичке на зубок Вдруг попал наш … (Колобок.)
Загадки-обманки про сказки — подборка с ответами
Загадки-обманки про сказки — подборка с ответами
Загадки-обманки про сказки — подборка с ответами:
– Где ваше платье бальное? Где туфелька хрустальная? – Простите, я спешила… Меня зовут Страшила. (Золушка.)
Плюшек я тебе припас! Прилети ко мне хоть раз, Мастер всяческих проказ, Лучший в мире Карабас! (Карлсон.)
Девочка пела в темном лесу: – Бабушке я пирожки принесу! Шапочка – словно малина! Девочку звали Мальвина. (Красная Шапочка.)
Целый день в зеленой коже, Целый день все “квак” да “квак”. Но скрывается под кожей Всех мудрей и всех пригожей… Кто? Царевна Шапокляк! (Царевна-лягушка.)
Он пиявок добывал, Карабасу продавал, Весь пропах болотной тиной, Его звали… (Ответ: Буратино — Дуремар.)
С голубыми волосами И огромными глазами, Эта куколка — актриса, А зовут ее … (Ответ: Алиса — Мальвина.)
Во дворце она живет И все время слезы льет. Ах, как хочет царь—отец Плачу положить конец! (Ответ: Царевна Несмеяна.)
Пугал он галок и ворон, Теперь сидит на троне он. Правитель мудрый, добрый, милый, Ну а зовут его? (Ответ: Страшила.)
Ну почему, ну отчего Такое невезение? Пропал мой хвост, Прекрасный хвост В день моего рождения! (Ответ: ослик Иа)
Я одеваюсь очень модно, Поколочу кого угодно, На все вопросы отвечаю: «Отстаньте, братцы, я не знаю!» (Ответ: Незнайка.)
Хоть он стоек был и смел, Но в огне не уцелел. Младший сын столовой ложки, Он стоял на крепкой ножке. Не железный, не стеклянный, Был солдатик (Ответ: Оловянный.)