Сказка Лиса и Тетерев – коротенький рассказ о хитрости и обмане. Обманщица лиса – персонаж, известный в фольклоре своим плутовством. Но сказка интересна тем, что находится другой хитрец. И к лисе возвращаются ее же уловки. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.
Сказка Лиса и Тетерев читать
Тетерев сидит на дереве. Голодная Лиса пытается лестью и обманом оттуда его сманить. Притворяется глухой, расточает льстивые речи – только б спустился Тетерев на землю. Дискутирует Тетерев с Лисой о гуманном указе, который запрещает животным обижать друг друга, но не верит Лисе. Чтобы от обманщицы избавиться, смышленая птица сообщает Лисе, что к дереву бегут собаки. Забыв о своих разглагольствованиях, Лисичка убегает подальше от греха. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.
Анализ сказки Лиса и Тетерев
Простой сюжет широко распространен в фольклоре и басенном жанре. Персонажи сказки наделены человеческими качествами: Лиса – хитрая и льстивая, Тетерев – осторожный. Смысл сказки Лиса и Тетерев заключается в том, что следует проявлять бдительность и находчивость, чтобы избежать неприятностей. Остроумная сказка показывает, что с обманщиком можно бороться его же оружием – обманом и хитростью. Чему учит сказка Лиса и Тетерев? Сказка учит быть осмотрительным.
Мораль сказки Лиса и Тетерев
Народная мудрость «На хитреца всегда отыщется хитрец» учит, что всегда можно перехитрить человека, который пытается вас заманить в западню. Мораль сказки Лиса и Тетерев учит эффективному способу борьбы с обманщиками.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Красное словцо, да ложь.
- Обманщика вдвойне приятно обмануть.
Главные герои русской народной сказки «Лиса и тетерев» — хитрая лиса и осторожный тетерев. Лиса задумала поймать тетерева, но тот сидел высоко на дереве и был недосягаем. Тогда лиса стала нахваливать тетерева. Тот поблагодарил ее за доброе слово.
Но лиса притворилась, что плохо слышит и попросила тетерева спуститься с дерева на траву и поговорить с ней поближе. Осторожный тетерев отказался спускаться с дерева. Он сказал, что птицам на земле грозит опасность от разных хищных животных.
Тогда лиса придумала новую хитрость – она сказала тетереву, что вышел новый указ, по которому звери друг на друга не должны нападать. И теперь тетереву нечего бояться. Но тетерев лисе не поверил. Он решил проверить правдивость слов лисицы.
Тетерев, сидя высоко на дереве, сообщил лисе, что видит собак. Если бы нового указа не было, то лисе следовало бы поскорее скрыться. Но по новому указу ей собак можно не бояться. Однако лиса отговорилась тем, что собаки могут ничего не знать про новый указ и убежала прочь.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки «Лиса и тетерев» заключается в том, что не следует доверять словам и обещаниям хитрецов. По возможности такие слова надо проверять, что и сделал умный тетерев. Он напугал лису собаками и по ее реакции понял, что лиса сказала неправду.
Сказка «Лиса и тетерев» учит быть осмотрительным и осторожным и не поддаваться на лесть.
В сказке мне понравился тетерев. Он поступил очень продуманно, использовав слова, сказанные лисой, против нее самой. Тем самым тетерев избежал опасности быть схваченным рыжей плутовкой.
Какие пословицы подходят к сказке «Лиса и тетерев»?
Лисье племя только льстит да манит.
Бдительность сестра уму.
Доверяй, но проверяй.
A+
A-
Короткая сказка про хитрую лисичку и смышленого тетерева…(в пересказе Л.Н.Толстого)
Лиса и тетерев читать
Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
- Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
- Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:
- Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.
Тетерев сказал:
- Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.
- Или ты меня боишься? — сказала лисица.
- Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.
- Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
- Вот хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
- Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
- А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указа не слыхали.
И убежала.
(Илл. В.Дударенко, изд. Новое знание, Минск, illustrators.ru)
Подтвердить оценку
Оценка: 4.9
/ 5. Количестов оценок: 103
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Напишите причину низкой оценки.
Отправить
Спасибо за отзыв!
Прочитано 5159 раз(а)
Другие русские сказки про животных
-
Петух и жерновцы — русская народная сказка
Сказка про очень бедных старика и старуху. Хлеба не стало в доме, пришлось идти в лес за желудями. Однажды один из желудей упал в подполье и…
-
Как лиса училась летать — русская народная сказка
Короткая сказка о том, как журавль учил лису учиться летать. Однако ничего хорошего от его уроков не вышло… Как лиса училась летать читать…
-
Журавль и цапля — русская народная сказка
Сказка про журавля и цаплю, которые построили избушки по концам болота. Скучно стало журавлю, пошел к цапле свататься. Цапля отказалась, потом…
-
Волк и семеро козлят — русская народная сказка
Сказка рассказывает про злого волка, который изменил голос, пробрался в дом козы и съел маленьких козлят. Но мама-коза сумеет спасти своих детей…
-
Лиса и журавль — русская народная сказка
Лиса и журавль — сказка о дружбе между хитрой лисичкой и умным журавлем. Журавль не смог полакомиться манной кашей, которую Лиса размазала…
-
Зайкина избушка — русская народная сказка
Зайкина избушка — это сказка о том, как хитрая лиса отобрала домик у зайки и никто не мог её выгнать из теплого домика. Однако, петушок…
Огневушка-поскакушка
Бажов П.П.
Сказка про волшебную девочку — сказочную Огневушку, она появилась работникам прииска из костра, стала танцевать, а потом около дерева исчезла. А была такая примета, где она исчезнет — там золото надо искать. Огневушка-поскакушка читать Сидели …
Каменный цветок
Бажов П.П.
Однажды появился у знатного мастера-резчика ученик Данила. Был он сиротой, худенький и болезненный, но мастер сразу приметил в нем талант и глаз верный. Повзрослел Данила, обучился ремеслу, но хотел познать тайну красоты, чтобы в камне …
Малахитовая шкатулка
Бажов П.П.
Девушке Танюшке досталась от отца малахитовая шкатулка с женскими украшениями. Мама надевала их несколько раз, но ходить в них не могла: и жмут они, и давят. Драгоценности были волшебные, они из Танюши еще одну Хозяйку Медной Горы сделали. Малахитовая шкатулка …
Горный мастер
Бажов П.П.
Рассказ о верности и любви к близкому человеку. Девушка Катерина осталась одна, ее жених Данила пропал неизвестно куда. Все ей говорили, что надо забыть его, но Катерина никого не слушала и твердо верила, что он …
Как мужик гусей делил
Толстой Л.Н.
Сказка про ловкого и смекалистого бедного мужика, который пошел у барина хлеба просить, а в благодарность зажарил барину гуся. Барин попросил мужика разделить гуся на всех членов его семьи. Как мужик гусей делил читать У …
Про слона
Житков Б.С.
Как слон спас хозяина от тигра
Житков Б.С.
Один индус пошел в лес со своим слоном за дровами. Все шло хорошо, но вдруг слон перестал слушаться хозяина и стал прислушиваться к звукам. Хозяин рассердился на него и стал бить веткой ему по ушам. …
Житков Б.С.
Однажды моряки отдыхали на берегу. Среди них был один здоровенный матрос, силы он был медвежьей. Решили матросы сходить в местный цирк. В конце выступления на арену вывели кенгуру в боксерских перчатках. Кенгура читать На парусном …
Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …
В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …
Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …
Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …
1 — Про малютку-автобус, который боялся темноты
Дональд Биссет
Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …
2 — Три котёнка
Сутеев В.Г.
Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка — чёрный, серый и …
3 — Ёжик в тумане
Козлов С.Г.
Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …
4 — Яблоко
Сутеев В.Г.
Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …
Разделы:
Начальная школа
Цели:
- Познакомить учащихся с русской народной
сказкой, способствовать формированию целостного
представления об основной идее сказки. - Развивать речь, словарный запас учащихся, учить
сознательно и правильно читать, выделять
главное, делать выводы. - Прививать интерес к народному творчеству, к
народным сказкам.
Оборудование:
ИКТ, карточки, рисунки,
книжки.
Ход урока
I. Организационный момент
Урок литературного чтения. Начнем с
5-тиминутного чтения.
Орфографически, орфоэпически, скороговоркой,
выразительно, как диктор.
II. Проверка домашнего задания.
Прочитайте свои загадки о животных, а мы
постараемся их отгадать.
Дома вы читали сказки: “Лиса и заяц” и
“Петушок-золотой гребешок”.
Какой из петушков тебе больше понравился?
Почему?
III. Работа над новым материалом.
Ребята, отгадайте, а о ком сегодня мы будем
говорить?
ИКТ: картинки лисы и тетерева. (Приложение
1).
Правильно, о лисе и тетереве.
Русская народная сказка “Лиса и тетерев”.
Давайте вместе выберем для этой книги
иллюстрацию на обложку.
Посмотрите на доску. Какая иллюстрация больше
подходит для этой сказки?
(Выбор учащихся)
Почему эту иллюстрацию выбрали? Мне нравится
ваш выбор. Молодцы.
Физкультминутка для глаз.
IV. Словарная разминка.
Перед чтением сделаем словарную разминку. (Приложение 2).
Те-те-рев
Те-те-ре-ви-ный (что?)
Те-те-ре-во-чек (когда так говорим?)
Те-те-ре-вё-нок (кто?)
Кто знает, что означает слово УКАЗ?
(Приложение 3).
Указ — распоряжение, постановление высшей
власти.
V. Первичное чтение — учителем.
Как называет лисица тетерева, прочитайте.
Тетеревочек, дружочек.
VI. Рассказ о тетереве.
(Подготовленный
ученик рассказывает про тетерева).
Что вы знаете о тетереве? Даша нам немного
расскажет о нём.
VII. Физкультминутка.
(Алёна — все о тетереве, да о тетереве, а я хочу
проверить ваше внимание, давайте сделаем зарядку
на внимание. “Делай так — не делай так”.)
VIII. Работа по содержанию.
Что делала лиса, чтоб тетерев спустился на
землю?
Притворилась глухой
О каком указе говорит лиса?
Что все звери живут дружно, никто никого не
трогает.
Поверил ли тетерев, что такой указ появился?
Зачем он сказал лисе о собаках?
Проверить лису, правду говорит или нет.
Почему тетерев не просто лисе сказал о
собаках, а добавил, если бы всё по-старому, тебе бы
уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
IХ. Работа в группах.
Закрепим наши знания.
- 1 гр.- выбирает пословицу к сказке (5уч.) (Приложение 5).
- 2 гр. — собирает мозаику — сказке (5уч.), (Приложение
6).
- 3 гр. — находите эпитеты к лисе, какая она в
сказке(5уч.),
Сказка «Лиса и тетерев» очень похожа на басню. В ней рассказывается о хитрой лесе, которая хотела обмануть тетерева и уговорить спуститься с дерева, чтобы скушать птичку. Но тетерев не только не поддался на обман, но и сам перехитрил рыжую.
Сказка Лиса и тетерев скачать:
Сказка Лиса и тетерев читать
Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
Спасибо на добром слове, — сказал Тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:
Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.
Тетерев сказал:
Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.
Или ты меня боишься? — сказала Лисица.
Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.
Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.
Пересказ сказки «Лиса и Журавль»
Цель: обучать связному последовательному пересказу по опорным картинкам,
Задачи:
формировать навык планирования высказывания,
развивать выразительность речи (учить передавать интонации героев),
развивать память, воображение, общую и мелкую моторику, мелодико-интонационные и темпоритмические характеристики речи:
воспитывать чувство ответственности, стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом
.
ОБОРУДОВАНИЕ
Иллюстрации к сказке, маски лисы и журавля, мяч, геометрические фигуры
Ход занятия
Игра «Почемучка»
Логопед. Кто скажет, на кого похож журавль?
Дети. На аиста, цаплю, пеликана, лебедя, страуса.
Логопед. Кто такой же длинноногий, длинноклювый, длинношеий, большекрылый? Для чего журавлю нужен длинный клюв, шея, длинные ноги?
Когда люди знакомятся и начинают дружить, они зовут друг друга в гости. Такой праздник назывался пир. На него звали, поэтому говорили — званый пир. Для пира готовили — стряпали еду. Хозяева угощали — потчевали гостей. Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей и называли «кум», «кума».
Как вы понимаете смысл пословиц и поговорок: «Видит собака молоко, да в кувшине глубоко», «Нашла коса на камень», «Несолоно хлебавши», «Как аукнется, так и откликнется»?
Дети отвечают.
Сегодня будем слушать сказку о дружбе лисы и журавля.
Чтение сказки с показом иллюстраций худ. В. Лосина
Лиса и Журавль
Подружились Лиса с Журавлем и пригласила она его к себе в гости: «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу». Идет Журавль на званый обед. А Лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. «Кушай, голубчик мой! Я сама стряпала». Журавль стук носом по тарелке — ничего в клюв не попадает. А Лиса лижет себе кашу да лижет. Так все сама и съела. «Извини, — говорит, — больше потчевать тебя нечем». «Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости», — отвечает Журавль. На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки, налил ее в высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувшина, и лижет его, и понюхает, а все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных ногах и длинным клювом окрошку таскает. Поел и говорит: «Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем». С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.
Логопед. Подходят ли к этой сказке пословицы и поговорки?
Дети отвечают.
Работа над сказкой
Беседа по содержанию сказки.
Логопед. Кого Лиса пригласила на обед?
Дети. Журавля.
Логопед. Что Лиса готовила на обед?
Дети. Кашу.
Логопед. Как Лиса угощала Журавля?
Дети. Размазала кашу по тарелке и потчует.
Логопед. Почему Журавль не мог есть кашу? Лиса, действительно, хотела угостить Журавля?
Дети отвечают. Что сказал Журавль Лисе, когда понял ее хитрость?
Дети. Поблагодарил и пригласил в гости.
Логопед. Что приготовил к обеду Журавль?
Дети. Окрошку.
Логопед. Почему Лиса не могла есть окрошку? Как Журавль ел окрошку? Какая часть тела помогла ему в этом?
Дети отвечают.
Для чего Журавль налил окрошку в кувшин с узким горлышком?
Дети. Чтоб Лиса не достала.
Логопед. Как пришла Лиса домой?
Дети. Не солоно хлебавши.
Логопед. Почему их дружба на этом закончилась?
Дети. Отвечать злом на зло — плохо.
Составление плана
Дети подходят к мольберту и определяют порядок иллюстраций к сказке, придумывают названия к каждой картинке.
1. Лиса приглашает Журавля.
2. В гостях у Лисы.
3. Журавль приглашает Лису.
4. В гостях у Журавля.
5. Дружба врозь.
Игра с мячом «Скажи иначе»
Дети подбирают синонимы, передавая друг другу мяч.
Логопед.
Позвала Лиса Журавля в гости.
Дети. Пригласила Лиса Журавля в гости.
Логопед. Приготовила Лиса вкусной манной каши.
Дети. Наварила Лиса вкусной манной каши.
Логопед. Говорит Лиса: «Я сама варила кашу».
Дети. Говорит Лиса: «Я сама стряпала кашу». Логопед. Извиняется Лиса: «Больше кормить нечем». Дети. Извиняется Лиса: «Больше потчевать нечем». Логопед. На другой день является Лиса к Журавлю.
Дети. На другой день приходит Лиса к Журавлю. Логопед. Журавль сделал окрошку. Дети. Журавль наготовил окрошки.
Логопед. Журавль окрошку из кувшина длинным клювом ест.
Дети. Журавль окрошку из кувшина длинным клювом таскает.
Логопед. С тех пор дружба у Лисы и Журавля закончилась.
Дети. С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.
Динамическая пауза
«Журавль»
Жура-жура-журавель, Дети машут руками («летят»)
Облетел он сто земель.
На своих на длинных ножках Дети шагают, далеко друг
Он прошел по всем дорожкам, от друга ставя ноги.
По болотцу он похаживает, Показывают, какой короткий
Куцым хвостиком помахивает, хвост у журавля.
(П. Воронько)
Лиса
У лисицы острый нос, Дети показывают руками,
У нее пушистый хвост.
какой нос у лисы плавным
движением.
Лиса павою похаживает, Демонстрируют походку лисы.
Шубу пышную поглаживает:
— Я — охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу — подкрадусь Ребенок-«лиса» тихо крадется, затем садится.
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу. Вскакивает, «хватает» курицу, уносит ее
Деткам в норку отнесу.
(И. Лопухина)
Игра «Составь фигуру»
Из геометрических фигур дети составляют фигуру журавля и лисы.
Зрительные упражнения
Дети смотрят на лису слева вверх, а теперь справа вверх; на журавля — слева вниз, справа вниз; смотрят на лису справа, слева; на журавля слева, справа. Смотрят еще раз на все фигуры справа налево, останавливают взгляд на своей фигуре.
Повторное чтение сказки
Дети читают и пересказывают сказку.
Игра «Чья сказка интереснее?»
Двое детей пересказывают сказку с последующей взаимооценкой.
Игра-фантазия «Сочинялка»
Дети рассказывают, что бы они сделали на месте журавля. Затем придумывают, как подружить лису и журавля.
Итог занятия.
Наталья Губина
Конспект занятия «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (подготовительная группа)
Интеграция областей
:
Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель
: обеспечить развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты
Задачи
:
Обучающие
:
Обеспечить узнавание жанра художественного произведения
Развивающие
:
Обеспечить развитие умения пересказывать текст
, используя слова и речевые обороты из текста
Активизировать употребление глаголов из текста сказки
Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных
Воспитательные
:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству
Способствовать формированию умения понимать смысл пословиц
Технологии
: здоровьесберегающие, игровые.
Предварительная работа
: чтение русских народных сказок
, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций к сказкам
, заучивание пословиц.
Материал
: серия иллюстраций к русской народной сказке
«Лиса и Журавль
»
, маски для драматизации, аудиозапись для физкультминутки
I. Вводная часть
1. Воспитатель
: Здравствуйте, дети! Сегодня мы познакомимся с новым художественным произведением. Предлагаю вам отгадать загадки и узнать кто главные герои произведения.
Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Ловких попрыгушек (Журавль
)
За деревьями, за кустами
Махнуло хвостом, будто пламя.
Промелькнуло, пробежало.
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса
)
II .Основная часть
Слушайте внимательно.
Рассказывание сказки
Дети, что мы сейчас послушали?
К какому литературному жанру относится это произведение?
Как вы догадались, что это сказка
?
О чем говорится в этой сказке
?
Какой вам представляется Лиса в этой сказке
?
Каким представлен Журавль
?
Какие ласковые обращения героев друг к другу вы услышали? (куманек, кумушка, голубушка)
В сказке
очень много необычных слов. Давайте вспомним их. Что они означают?
«званый пир»
— пригласили, позвали на пир;
«потчует»
— угощает;
«стряпала»
— приготовила пищу;
«не обессудь»
— не обижайся;
«не скупись»
— не жадничай
Как бы вы назвали сказку
? (дети перечисляют названия
)
Эта сказка называется
«Лиса и Журавль
»
.
Послушайте сказку еще раз
. Запоминайте внимательно последовательность сказки
. После моего рассказа
, вы сами попробуете рассказать эту сказку
.
Повторное чтение сказки
— Пересказывать мы будем по ролям
. Какие роли есть в этой сказке
?
Как настоящие артисты будем стараться пересказывать
точно по тексту и выразительно
Какие средства артисты используют для выразительного исполнения роли?
Пересказ сказки по ролям
А сейчас немного отдохнем
Физкультминутка
Шёл журавль на охоту
,
Искал лягушку на болоте.
Ноги длинные поднимал,
Через кочки он шагал.
Посмотрел по сторонам,
Нет её ни тут, ни там.
Оглянулся, повернулся,
А затем домой вернулся.
Лексико-грамматическая работа
Что делала лиса в сказке
? (стряпала, варила, размазывала по тарелке, потчевала)
— Лиса была хитрая
, а журавль еще …
(хитрее)
Кувшин был высокий, а журавль еще …
(выше)
Нос у журавля был длинный
, а дорога еще … (длиннее)
У этой сказки
есть и другое название «Как аукнется, так и откликнется. Что означает это название сказки
?
Правильно, ребята, недаром говорят
: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступили с тобой»
, все должны жить дружно.
Скороговорка
:
Ждал журавль журавля
На болоте два часа.
Жарко солнышко светило,
Журавлю тоскливо было
.
Давайте произнесем эту скороговорку медленно, четко проговаривая каждое слово.
Произнесем шёпотом. Произнесем громко.
Сейчас будем произносить скороговорку, постепенно увеличивая темп.
У меня есть иллюстрации к этой сказке
. (Закрепить на доске)
. Давайте попробуем составить из них книгу. (дети выкладывают последовательно сюжетные картинки)
Составление книги из иллюстраций
Что вам больше всего понравилось?
С какой сказкой
мы сегодня познакомились?
О чем эта сказка
?
Публикации по теме:
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Повторение русской народной сказки «Снегурочка и лиса» в форме пересказа»
Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №71 Центрального района города Санкт-Петербурга Конспект занятия по развитию.
Конспект занятия по мотивам русской народной сказки «ЛИСА И ВОЛК» ПЛАН 1. Приветствие гостей. 2. Чтение сказки с просмотром слайдов. 3.
Цель: Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Задачи: 1. Поддерживать интерес к.
Конспект занятия «Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Цель: Развить.
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», помочь понять смысл произведения. Задачи: — Способствовать эмоциональному.
Конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) Провела Матвеева Т. В. Тема: Русская народная сказка «Лиса и Журавль».
Непосредственно образовательная деятельность
Выполнила:
Ляпина Марина Анатольевна
Воспитатель высшей категории
МБДОУ д/с № 1 «Солнышко»
Холмск, 2016 г.
Коммуникация (развитие речи), художественное творчество (рисование)
Пересказ сказки «Лиса и журавль»
Цели:
Образовательные.
Связная речь.
Учить детей выразительно, связно, последовательно пересказывать сказку, используя эпитеты, образные выражения из текста:
— Приходи, голубчик-куманек! Я сама стряпала!
— Извини, кумушка, больше потчевать нечем!
— С тех пор дружба у Лисы с Журавлем врозь!
— Не солоно хлебавши!
Учить понимать смысл пословицы: «Как аукнется, так и откликнется».
Словарь и грамматика.
Активизировать в речи детей употребление глаголов из текста:
подружилась, наварила, пригласил, приготовил, размазала, налил, махнула;
пополнить словарь детей за счет слов:
стряпать, окрошка, врозь, потчует, званый обед, кум, кума.
ЗКР.
Развивать эмоционально-выразительную сторону речи.
Развивающие.
Развивать диалогическую и монологическую речь; развивать самостоятельность в составлении узоров по мотивам дымковской росписи.
Воспитательные.
Воспитывать интерес к художественному слову, умение внимательно слушать своих товарищей; стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом.
Оборудование.
Иллюстрации к сказке, шапочки лисы и журавля, картинки Лисы и Журавля; тарелка, кувшин, сундучок; аудиозапись «Голоса птиц»; бумажные силуэты тарелки и кувшина, гуашь, кисти.
Планируемые результаты.
Дети научатся свободно, связно пересказывать сказку, смогут объяснить смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется».
Организованная деятельность:
1. Организационный момент:
(звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Ребята, я приглашаю вас на Сказочную полянку, но чтобы туда попасть, надо вспомнить и назвать русские народные сказки, которые вы знаете?
Как вы думаете, почему их называют русскими народными сказками?
(ответы детей: эти сказки придумал русский народ)
Правильно, эти сказки сочинил русский народ, сказки передавались от одного человека к другому.
Вот мы с вами на сказочной полянке.
(
Обращаю внимание детей на волшебный сундучок – в нем находятся тарелочка и кувшин)
2. Работа по обогащению словаря:
уточняется значение слов: званый пир, окрошка (холодное кушанье из кваса с мясом и овощами), стряпать (готовить), потчевать, кум, кума, врозь (отдельно).
А вы знаете, что русский народ очень гостеприимный.
Когда кого-то ждут в гости, готовят званый обед или пир.
На него звали, поэтому говорили – званый пир. Как вы понимаете, что значит,
званый пир?
(ответы детей – кого-то зовут в гости; приглашают в гости; на него звали, поэтому говорили – званый пир)
Для пира готовили – стряпали еду. Хозяйка занимается стряпней – она
стряпает
(показ картинки).
Повторите, что она делает? Как сказать по-другому, что означает стряпать?
(ответы – готовить еду)
А когда гости приходили, хозяйка угощала – потчевала гостей. Повторите –
потчевать.
Как вы понимаете – потчевать?
(ответы детей – потчевать, значит угощать чем-то; просят попить и покушать)
На Руси любили готовить окрошку. Кто знает, что такое окрошка?
(ответы – еда, холодный суп из кваса с мясом и овощами)
Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей —
называли кум и кума – крестные отец (мать)
Давайте тогда послушаем загадки, чтобы узнать, кто сегодня пришел к нам в гости. Если правильно отгадаете загадку, то появится наш гость.
Рыжая плутовка
Хитрая да ловкая,
Хвост пушистый,
Мех золотистый
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
Любит он лягушек,
Квакушек-попрыгушек.
Живёт на болоте, всегда готов к охоте.
(Журавль)
(показать иллюстрации
Лисы
, Журавля)
Хотите узнать, какая история с ними случилась?
(тогда сядьте поудобней, ножки на полу, спина прямая) – приглашаю детей сесть на стульчики.
3. Чтение сказки (1)
Сказка называется «Лиса и журавль»
Вопросы:
Как называется сказка, которую я рассказала?
Почему Лиса пригласила Журавля в гости? (Лиса пригласила Журавля в гости, потому что они подружились)
Как Лиса приглашала Журавля?
(выразить интонационно: «приходи куманек, приходи, дорогой….»)
Что приготовила Лиса и как угощала Журавля?
(Лиса наварила манной каши; размазала кашу по тарелке и потчует)
Почему Журавль не смог есть кашу и кому больше досталось?
(Журавль стучал по тарелке, ничего в клюв не попадало; Лисе больше досталось)
Как Лиса приговаривала, когда угощала Журавля?
(Кушай голубчик, сама стряпала)
Какими словами поблагодарил Журавль Лису?
Что приготовил Журавль на обед?
Почему Лиса не могла есть окрошку?
(Лиса не могла есть окрошку, потому что кувшин был с узким горлышком)
Как извинялись герои сказки друг перед другом?
Почему Лису взяла досада?
(Думала Лиса наестся на целую неделю; не солоно хлебавши)
Составление плана.
Дети подходят к доске и определяют порядок иллюстраций к сказке, придумывают названия к каждой картинке
.
Лиса приглашает журавля.
В гостях у Лисы.
журавль приглашает лису.
В гостях у Журавля.
Дружба врозь.
Динамическая пауза «Журавль»
Жура-жура-журавель —
дети машут руками («летят»)
Облетел он сто земель.
На своих на длинных ножках —
дети шагают, далеко друг от друга ставят ноги.
Он прошел по всем дорожкам.
По болотцу он похаживает,
Куцым хвостиком помахивает —
показывают, какой короткий хвост у журавля.
4. Повторное чтение сказки с показом иллюстраций
А сейчас я еще раз расскажу вам сказку, а вы внимательно слушайте и запоминайте.
Совместный пересказ
А теперь давайте расскажем сказку. Я буду рассказчиком, а вы будете героями сказки.
Рассказывание по ролям детьми.
(Анализ пересказов детей)
Чем закончилась дружба Лисы и Журавля?
(Лиса и Журавль поссорились)
Про таких героев говорят «Как аукнулось, так и откликнулось». Как вы понимаете эту пословицу?
(как сам относишься к людям, так и они будут относиться к тебе; что ты отдаешь, то и получаешь; что посеешь, то и пожнешь)
У Лисы с Журавлем не получилось дружбы. И, чтобы они не расстраивались, я предлагаю вам подарить им тарелку или кувшин, который вы приготовите. – Дети раскрашивают готовые бумажные формы тарелки или кувшина элементами дымковской росписи и «дарят» Лисе и Журавлю.
(Организуется выставка детских работ — «Кувшин я подарю Лисе» и т.д.)
5. Рефлексия.
Чему вас научила эта сказка?
Что понравилось вам сегодня?
Лисе и Журавлю очень понравилось у вас, вы хорошо инсценировали сказку и подарили замечательные подарки!
Главные герои:
журавль и лиса.
Краткое содержание:
Подружились как-то лиса и журавль. Решили ходить друг к другу в гости. Позвала сначала лиса журавля к себе. Сварила манную кашу и размазала ее по тарелке, но так как у журавля длинный нос, то он не смог есть кашу с тарелки. Лиса же съела всю кашу и сказала, что у нее больше ничего нет. На следующий день уже журавль пригласил лису к себе в гости — приготовил окрошку и налил в кувшин с узким горлышком. Вот только голова у лисы никак не могла пролезть в кувшин и лиса осталась голодной, а журавль спокойно съел всю окрошку. Вот с тех пор лиса и журавль перестали дружить.
Лиса с журавлем подружилась.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:
Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:
Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!
Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; толку всё нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Сказка Лиса и Журавль – единственная в русском фольклоре сказка, в которой лиса с журавлем дружбу водила. Впрочем, сказка не только о странной дружбе, но еще о вежливости, воспитанности и правилах гостеприимства. Когда вы прочитаете сказку онлайн и обсудите ее с ребенком, попробуйте вместе придумать к ней хорошую концовку.
Сказка Лиса и Журавль читать
Стала Лиса кумой Журавлю. Решила его в гости позвать. Манную кашу сварила, по тарелке размазала. Сама язычком тарелку вылизывает, Журавля угощаться приглашает. Только кумец клювом по тарелке стучал-стучал, а проглотить ничего так и не смог. Поблагодарил Лисичку за угощение и к себе в гости зовет. Решил кумушку проучить. Сварил окрошку, насыпал в кувшин и предлагает Лисе. Бедная кумушка вокруг кувшина и так, и эдак, а мордочка в кувшин не лезет. Журавль выклевал всю еду из кувшина, а Лиса голодной осталась. С тех пор у Лисы и Журавля дружба врозь. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.
Анализ сказки Лиса и Журавль
Лиса и Журавль – коротенькая сказка о том, как дружить и как гостей принимать. Персонажи сказки Лиса и Журавль не умеют дружить, плохо знакомы с правилами гостеприимства. Возможно, у героев были добрые намерения. Но, приглашая друг друга в гости, каждый думал о себе, а не заботился о том, чтобы гостю было удобно. Поэтому Журавль чувствовал себя неловко в гостях у Лисички, а Лисичка – у Журавля. Смысл сказки Лиса и Журавль заключается в том, что надо уметь дружить и заботиться о друзьях. Чему учит сказка Лиса и Журавль? Сказка учит думать не только о себе, но и о других.
Сказка позволяет приблизиться к пониманию традиций и культуры русского народа. Являясь жанром выражения национального духа народа, сказка связана с мировоззрением этого народа. Известно, что русская сказка играет воспитывающую роль, но она воспитывает не только детей, а и взрослых людей. Особенно интересны в этом значении русские сказки для детей с картинками о животных.
В этой статье мы будем рассматривать как предмет исследования сказки о Лисе. Этот образ имеет много значений, потому что Лиса может льстить, хитрить, добиваться своей цели. Мы проанализировали 13 сказок: «Колобок», «Лиса и журавль», «Лиса и козёл» «Лиса, заяц и петух», «Кот и лиса», «Лиса и тетерев» и др.
Анализ сказок о животных убедил, что образ Лисы в русских народных сказках интереснее других животных. Лиса всегда разная, и можно понять, что она интересует самого человека, который наблюдает за ней. Человек видит в ней и в её поведении много интересного и сходного с самим человеком. Поэтому характер Лисы в русских сказках о животных имеет такие типичные черты, которые находим в их описании, как льстивость, хитрость и склонность к воровству. Рассмотрим каждое свойство характера Лисы отдельно.
Свойство льстивости в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Колобок», «Петушок – золотой Гребешок» и др. Нами замечено, что в сказке «Колобок» Лиса отличается от других животных. Так, например, когда Лиса встретилась с Колобком, она не сразу сказала Колобку: «Я тебя съем?», а сначала стала восхищаться им: «Здравствуйте, Колобок! Какой же ты хорошенький!» Но после того как Колобок по просьбе Лисы спел песенку, она щедро подарила ему свой комплимент: «Какая чудная песенка! Спасибо, Колобок! Такая славная песенка, так бы слушала и слушала». Лиса здесь много льстит, чтобы Колобок поверил ей, чтоб посадить его на свой язычок и съесть. Льстивой Лисе удаётся осуществить свой план. То же самое наблюдается в сказке «Петушок-золотой Гребешок». Чтобы привлекать внимание Петушка, Лиса воспевала его: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка». И таким образом она достигала своей цели.
Свойство хитрости характера Лисы мы находим в следующих сказках: «Лиса и козёл», «Лисичка-сестричка и волк». Например, в сказке «Лиса и козёл» Лиса попала в колодец. Она стала горевать, чтоне сможет выбраться, что попала в беду, но когда козёл узнал, что Лиса попала в колодец, идея выйти из него у Лисы возникла сразу. Козёл спросил Лису, что она там делает, Лиса маскировалась и хитро ответила козлу: «Отдыхаю, голубчик, там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уже как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!» Таким образом, Лиса привлекла козла в колодец и спасла себя. В сказке «Лисичка-сестричка и волк», волк был ранен из-за Лисы. Когда волк хотел отомстить Лисе, то Лиса говорила: «У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, я насилу плетусь». Лиса своей хитростью избежала мести и снискала сочувствие у волка. Свойство воровства в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Медведь и Лиса», «Лиса и Заяц» и др. В сказке «Медведь и Лиса», Лиса, зная то, что у медведя в избе на чердаке кадушка мёда, попросилась ночевать у медведя, обманув его в том, что в его избе углы провалились. Вечером она трижды стучала хвостом и влезла на чердак, чтобы съесть мёд. В конце концов она даже обвинила медведя в том, что это именно он съел мёд. В сказке «Лиса и заяц», у Лисы изба растаяла, она попросилась у зайца переночевать, и его из избы выгнала. Когда другие животные пришли выгнать её, она даже устрашала их: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». Лиса часто бесстыдно ворует у других нужную ей вещь. В данных примерах мы видим, что Лиса всегда может спасти себя и найти выгоду от своей хитрости. В русских сказках Лиса украшена человеческими чертами характера, ведь именно народ является автором образа Лисы в сказках о животных. Русский народ творит сказку с целью воспитания детей. В сказках о животных абстрактное понятие о национальных чертах характера народа конкретизируется
через образы животных. В сказках народ передаёт из поколения в поколение ценную для всего общества информацию. Каждая сказка и каждый образ животного имеют воспитывающее значение. Таким и является образ Лисы. И хотя Лиса часто добивается своей цели хитростью, но она иногда тоже бывает наказана из-за хитрости. Например, сказка «Лиса и дрозд». В русских сказках образ Лисы даёт детям уроки: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых надо опасаться.
Лиса в русских сказках, которые мы проанализировали, принадлежит к положительному образу, её часто украшают ловким, хитрым поведением и остроумием. Русский народ ценит типичный характер Лисы-хитрость, об этом и говорится в русских пословицах: Хитрость – второй ум, Простота хуже воровства и т. д. Кроме того, в русских пословицах и говорится о том, что надо опасаться лести: На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся; Льстец под словами – змей под цветами и т. д.
Народные сказки до сих пор вызывают интерес и у взрослых людей и детей. Через сказки еще передаются народное мировоззрение, народная традиция, ум и характер народа. Сказка – это плод народного ума и мышления и сказка, действительно, имеет воспитывающее значение, она и утешает и учит.