Конспект внеурочного занятия по продвижению книги и чтения «Живые страницы»
Пояснительная записка.
Актуальность:
Безусловно, детям 21 века, читают очень мало, а как известно, что все маленькие дети любят сказки. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребёнка. С самых ранних лет мы знакомим ребёнка с различными сказками, в первую очередь мы их знакомим с русскими народными сказками. Следом за народными сказками, мы их начинаем знакомить с авторскими сказами русских и зарубежных писателей. Дети становятся старше, а интерес к сказкам не уменьшается.
Я считаю, что знакомство детей, с творчеством Г. Х. Андерсена необходимо для них, так как его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно высшая международная премия, за лучшую детскую книгу, носит его имя — это «Золотая медаль Ганса — Христиана Андерсена», которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.
Именно поэтому я решила остановить свой выбор на его творчестве. Ведь сказки Андерсена не только яркие, волшебные, интересные, но и очень глубокие. Они учат детей добру, милосердию, состраданию, не теряться перед трудностями, знать истинную цену вещей.
1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия:
обучающиеся начальных классов, 8-10 лет.
2. Цель, задачи и планируемые результаты внеурочного занятия:
Цель: Сформировать у учащихся знания о писателях-сказочниках; развивать логическое мышление, быстроту реакции, зрительное и слуховое внимание, память и речь учащихся, навыки осмысленного чтения, любовь к чтению; популяризировать детскую литературу среди учащихся.
Задачи:
-
развитие важнейших нравственных качеств, чувств, уважение к старшим, труду, обществу; скромность, честность, добросовестность;
-
выработка эталонов поведения;
-
формирование волевых качеств: целеустремленности, смелости, решительности, упорства, воли к победе;
-
формирование чувства гуманности, выражающихся осознанным сопереживанием, отношением к человеку, как к основной ценности;
-
развитие интереса к художественной книге.
3. Оборудование: видеопроектор, презентация, выставка книг «Волшебрая страна Г. – Х. Андерсена»
4. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора:
Форма проведения: литературная гостиная. Литературная гостиная – это гибкая форма организованного общения. Привлекательность её состоит в том, что она достаточна мобильна. Её можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя различные формы и атрибуты.
5. Место проведения: библиотека или учебный класс.
6. Описание этапа подготовки и проведения мероприятия:
Предварительная знакомство со сказками Г.-Х. Андерсена на уроках чтения. Предварительная беседа и рассказ о жизни и творчестве сказочника, разговор с детьми (Какие сказки Андерсена вам запомнились и почему? Кого из своих героев любит сказочник и почему? Кому сочувствует? Чем восхищается? С кем из героев сказок вы бы хотели подружиться и почему?).
7. Планируемые результаты:
— наличие мотивации к творческому труду, бережное отношение к материальным и духовным ценностям
— умение высказывать свою точку зрения по поводу прочитанной сказки; выражать отношение к поступкам персонажей.
— учиться переносить смысл сказки на конкретную жизненную ситуацию, связанную с поведением людей.
— обсуждать прочитанное в паре, группе, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам.
— формировать действия контроля и оценки.
Путешествие-игра
«По сказкам Г.-Х. Андерсена»
Дети заранее разбиваются на две команды, выбирают названия команд (например, «Оле-Лукойе» и «Дюймовочка»), капитанов.
Конкурс «Сказка начинается… А как называется?»
Вопросы команде «Оле-Лукойе»
-
«Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь». (Дикие лебеди)
-
«Шел солдат по дороге. Раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку. Он шел домой с войны. На дороге встретилась ему ведьма». («Огниво»)
Вопросы команде «Дюймовочка»
-
«Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз был он в особенно хорошем расположении духа: смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное так и выпирало, делалось еще гаже». («Снежная королева»)
-
«Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя принцессу. Но только настоящую…». («Принцесса на горошине»)
Подведение итогов конкурса. (В этом и последующих конкурсах команды за каждый правильный ответ получают по одному баллу.)
Конкурс «Угадай героя сказки!»
Вопросы команде «Оле-Лукойе»
-
Он испачкал себе лицо черной и бурой краской, нахлобучил шапку и постучался в императорский дворец. «Здравствуй, император! – сказал он. – Не найдется ли у вас при дворе какой-нибудь должности для меня?» (Принц из сказки «Свинопас»)
-
Он добыл счастье с помощью собак. (Солдат из сказки «Огниво»)
-
Они требовали для своей работы тончайшего шелку и чистого золота. Все это они прятали в свои карманы и продолжали сидеть за пустыми станками… (Обманщики из сказки «Новый наряд короля»)
-
Кто носил богатую бархатную очень красивую шубу? Он был такой важный, толстый, ученый… (Крот из сказки «Дюймовочка»)
-
Он пошел в самую большую гостиницу, нанял себе самые лучшие комнаты и приказал подать свои любимые кушанья – ведь он теперь был богачом. (Солдат из сказки «Огниво»)
-
Он важно шел во главе процессии под роскошным балдахином, а люди говорили: «Ах, наряд короля бесподобен! А шлейф-то какой красивый! А камзол-то как чудно сидит!». Кто этот нарядный герой? (Голый король из сказки «Новый наряд короля»)
Вопросы команде «Дюймовочка»
-
Немая лесная красавица стала королевской невестой и спасла своих братьев. (Элиза из сказки «Дикие лебеди»)
-
Она не могла заснуть на 20 тюфяках и 20 перинах, так как под ними лежала горошина (Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»)
-
На ней была юбочка из тонкого битиста, на плечах – голубой шарф, а на груди – блестящая брошка. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки… (Танцовщица, хозяйка игрушечного дворца, из сказки «Стойкий оловянный солдатик»)
-
Она была так прелестна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни тепла, ни красоты. (Снежная Королева из одноименной сказки)
-
Она расцарапала себе грудь; в котел закапала черная кровь, и скоро стали подниматься клубы пара, принимавшие причудливые формы, что просто страх брал. (Морская ведьма из сказки «Русалочка»)
-
Тарелка с водой была для нее целым озером, и она плавала по этому озеру на лепестке тюльпана, как на лодочке. Вместо весел у нее были два конских волоса. (Дюймовочка из одноименной сказки)
Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Кто и кому говорит?»
Вопросы команде «Оле-Лукойе»
-
«Пустяки! Только не капризничай! А то я укушу тебя – видишь, какие у меня острые зубы?» (Мышь – Дюймовочке)
-
«Лежи же смирно, не то я пырну тебя ножом!» (Разбойница – Герде)
-
«Умеешь ли ты выгибать спинку? Мурлыкать и испускать искры? Нет? Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!» (Кот – Гадкому утенку)
-
«Ишь какая славненькая, жирненькая! Жирненькая, что твой барашек! Ну-ка, какова на вкус будет?» Кто и про кого так говорил? (Старуха-разбойница – Герде)
Вопросы команде «Дюймовочка»
-
«Ты должна заплатить мне за помощь. И я недешево возьму. У тебя чудный голосок, и им ты думаешь обворожить принца, но ты должна отдать этот голос мне» (Ведьма – Русалочке)
-
«Паспорт есть? Давай паспорт!» (Крыса – Оловянному солдатику)
-
«У нее только две ножки! Жалко смотреть! У нее нет усиков! Какая у нее тонкая талия. Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво!» Про кого так судачат жучки-барышни? (Про Дюймовочку)
-
Они прыгали и хлопали в ладоши: «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты. Как интересно!» Кто так радуется? (Фрейлины из сказки «Свинопас»)
Подведение итогов конкурса
Конкурс «Из какой сказки эти вещи?»
Задание. Определить, в какую сказку нужно отдать вещи, которые находятся в рюкзаке Кая и корзинке Герды.
(Отвечает команда, капитан которой первый поднимет руку.)
Вещи в рюкзаке Кая:
-
Большой нож… Им можно вспороть брюхо большущей рыбы… («Стойкий оловянный солдатик»)
-
Вещь, которую охраняли три волшебные собаки под старым деревом. («Огниво»)
-
Большие ножницы и игла без нитки – да и зачем нитка, если шить-то нечего! Обманули портные короля… («Новый наряд короля»)
-
Чудесный музыкальный горшочек, увешанный бубенцами. («Свинопас»)
-
Веревка – ею нужно обвязываться, чтобы спуститься в дупло. («Огниво»)
-
Бумажный кораблик. («Стойкий оловянный солдатик»)
-
Хорошенькая фарфоровая пастушка. («Пастух и трубочист»)
-
Длинный острый нож, его кто-то клал себе под подушку («Снежная королева»)
Вещи в корзинке Герды:
-
Чашка с речным песком – ее получили дети вместо пирожных. («Дикие лебеди»)
-
Скорлупка ореха, которая служила колыбельной для маленькой девочки. («Дюймовочка»)
-
Маленький красивый мешочек с греневой крупой, но как жаль: он с дыркой – крупа сыплется… («Огниво»)
-
Синий клетчатый передник, на него нужно посадить собаку. («Огниво»)
-
Зеленый листочек с дырочкой – вместо игрушки – сквозь дырочку смотрела девочка на солнце… («Дикие лебеди»)
-
Шелковая ленточка, за которую привязывали певчую птичку. («Соловей»)
-
Книжка с картинками, за которую было отдано полкоролевства. («Дикие лебеди»)
-
Бусы из ракушек и морской цветок. («Русалочка»)
Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Гонка за лидером»
В течении минуты команды (по очереди) должны дать правильные ответы на как можно большее количество вопросов.
Вопросы команде «Оле-Лукойе»
-
Кто посмел сказать королю, что он голый? (Ребенок)
-
Что выросло из зернышка, которое посадили в цветочный горшочек? (Цветок, на котором сидела Дюймовочка)
-
В какой сказке цветы устраивали балы и танцевали? («Цветы маленькой Иды»)
-
На чем плавала Дюймовочка по таралке с водой? (На лепестке тюльпана)
-
Какое слово складывал Кай из льдинок? (Вечность)
-
Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев? (У него была одна нога)
-
Какой птице помогала Дюймовочка, а та потом помогла ей? (Ласточка)
-
Какие подарки послал бедный принц для привередливой принцессы? (Розу и соловья)
-
Как звали сестру одиннадцати братьев? (Элиза)
-
Сказка, название которой начинается и заканчивается на одну и ту же согласную букву. («Свинопас»)
-
Кому и за что пожаловал император свою золотую туфлю на шею? (Соловью за чудесное пение)
-
Кто охранял сундуки с медью, серебром и золотом? (Собаки)
-
Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя)
-
В какую страну увезла Снежная королева Кая? (В Лапландию)
-
Кому было присвоено особое звание: «Первый певец императорского ночного столика с левой стороны»? (Искусственному соловью)
Вопросы команде «Дюймовочка»
-
Кто помог спастись Дюймовочке от крота? (Ласточка)
-
Что помогло определить в вымокшей незнакомке принцессу? (Горошина)
-
В какой сказке розы не только умели расказывать сказку, но и помогли главной героине вспомнить, куда она шла? («Снежная королева»)
-
Чем натерла злая королева Элизу так, что она стала совсем коричневой? (Соком грецкого ореха)
-
Какой сказочник носил с собой два зонтика? (Оле-Лукойе)
-
Чем занималась Дюймовочка в доме у мыши? (Убирала комнаты и рассказывала сказки)
-
Кому принадлежали новые красные бамачки – прелесные башмачки, которые хозяйка решила подарить реке? (Герде)
-
Птица, в которую превратился гадкий утенок? (Лебедь)
-
Как звали друга Герды? (Кай)
-
А эта сказка начинается и заканчивается одной и той же гласной буквой. (Огниво)
-
Кто был сыном стаой оловянной ложки? (Оловянный солдатик)
-
Кто так говорил: «Ко-акс, ко-акс, брехке-ке-кекс!»? (Сын жабы)
-
Героиня какой сказки превращается в морскую пену? («Русалочка»)
-
В какую страну прилетел купеческий сын в сундуке? (В сундуке)
-
Чем наградил король обманщиков? (Рыцарским крестом в петлицу и пожаловал им звание придворных ткачей)
Подведение итогов конкурса. Награжение победителей и участников.
Список используемых источников
-
Андерсен Г.-Х. Сказки.
-
https://nukadeti.ru/skazki/gans_khristian_andersen
-
https://сказки-андерсена.рф
-
https://videouroki.net/blog/khans-kristian-andersen.html
Заключение
Подводя итоги, хочется отметить следующее, что данная игра помогла детям лучше узнать сказки Ганса Христиана Андерсена. Дети с большим удовольствием знакомились со сказками, изучали их и воплощали в творчестве.
-
Мероприятие показало, что дети стали настоящими знатоками сказок Андерсена.
-
Повысился интерес к чтению вообще и к сказкам в частности. Ребята просили читать сказки других авторов.
-
Надо сказать, что и отношения между детьми стали мягче и добрее.
Объясняя свои поступки, они вспоминают героев Андерсена и хотят (или не хотят) быть на них похожими. Так из сказки «Стойкий оловянный солдатик», дети узнали о преданности, верности, любви, храбрости и благородстве. Он не испугался ни наглой крысы, требующей с него пошлины, ни зубастой, грязной рыбы, ни страшного путешествия в ее животе. Больше того: он с той же непоколебимой твердостью погибнет со своей любимой – бумажной балериной — в огнедышащей пасти пылающей печи. Оловянный солдатик погибнет, но не изменит своему долгу, ибо стойкость – главное качество его натуры. Детям стало понятно, что герои сказок «Дюймовочка», «Снежная Королева» обычно добиваются счастья, и добиваются его благодаря присущей им мудрости, доброты и мужества, а не с помощью волшебных сил. До ребят была донесена мысль, не удивляйтесь, что в облике этих героев всегда проглядывается лицо простого человека, словно бы вышедшего из повседневной жизни. Недаром сам Андерсен вполне серьезно уверял, что «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь»…
По окончании мероприятия дети стали узнавать сказки Андерсена, называют их героев, передают содержание; дети пытаются давать оценку поступкам, стали добрее и терпимее друг к другу; интерес к чтению возрос.
7
Промежуточная аттестация по родной (русской ) литературе 5 класс
Работа охватывает содержание курса по родной (русской) литературе. Общее число заданий – 15. В каждом варианте 1 верный ответ.
Вариант 1
1. Что такое эпитет
а) слово или выражение, употребленное в переносном смысле
б) образно-выразительное средство, отличающееся от простого определения художественной выразительностью
в) чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета
2. Заключительный момент в развитии действия в художественном произведении – это…
а) завязка б) кульминация в) развязка
3. Соотнесите автора и произведения:
1) К.М.Станюкович а) «Книжка счастья»
2) В.И.Даль б) «Тимур и его команда».
3) Н.Г.Гарин-Михайловский в) «Что значит досуг?»
4 А.П.Гайдар г) «Рождественская ночь»
4. К какому жанру относится произведение Л. Н. Толстого «Лгун»?
а) басня б) рассказ в) стихотворение.
5. Какова тема басни «Отец и сыновья»?
а) дружба и верность; б) любовь к родине; в) согласие и взаимная поддержка; г) уважение к старшим.
6. В чём главная идея сказки В. Даля « Что значит досуг»?
а) Сказка учит тому, что нужно делу посвящать свое время, а не урывками его делать. А свои удовольствия получать на досуге, после работы. Тогда и результаты хорошие будут.
б) Если трудиться, то сделаешь любое дело. А если будешь искать причины и отговорки, заниматься своими проблемами, то на дело времени не останется. Недосуг будет.
в) Сказка учит тому, что можно и не трудится, заниматься тем, чем хочется в своё удовольствие.
7. Как звали героиню рассказа «Шуточка»?
а) Надежда Петровна б) Любовь Сергеевна в) Мария Павловна
8. Какое художественно-выразительное средство используется в следующих словосочетаниях: «санки летят, как пули…», «солнце глядится, как в зеркало…»?
а) сравнение б) метафора в) эпитет
9. Кому помогала команда Тимура в произведении «Тимур и его команда»?
а) тем, кто нуждался в помощи б) тем, кто жил по соседству в) тем семьям, у кого кто-то служил в армии
10. Как звали таинственного незнакомца, который отправил Женину телеграмму?
а) Антон б) Юрий в) Тимур г) Сима
11. Куда залез Ярик в рассказе «Предательская колбаса», провинившись перед хозяином?
а) под стол б) в конуру в) под диван г) под комод
12. Какое самое сильное оружие у человека («Таинственный ящик»)?
а) ум и находчивость б) охотничье ружье в) громкий голос.
13. Какими словами автор описывает серёжки, которые появляются на берёзах весной(«Лесная капель»)?
а) «шоколадные с зелёными хвостиками» б) «золотые, чудесные, нерукотворные»
в) «большие, прозрачные, светлые»
14. Прочитайте приведённый ниже отрывок. Укажите фамилию автора и название произведения. Назовите основную мысль отрывка.
Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал? Михайло Потапыч, медведь, работал до пота лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал, да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил. Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет…Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.
Промежуточная аттестация по родной (русской ) литературе 5 класс
Работа охватывает содержание курса по родной (русской) литературе . Общее число заданий – 14. В каждом варианте 1 верный ответ
Вариант 2
1. Что такое метафора
а) слово или выражение, употребленное в переносном смысле
б) образно-выразительное средство, отличающееся от простого определения художественной выразительностью
в) чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета
2. Событие, являющееся началом развития действия, конфликта – это…
а) завязка б) кульминация в) развязка
3. Соотнесите автора и произведения:
1) Толстой Л.Н. а) «Шуточка»
2) А.П. Чехова б) «Таинственный ящик»
3) П.А.Вяземский в) «Два товарища»
4) М.М Пришвин г) «Первый снег»
4. Зачем отец велел сыновьям принести веник в басне « Отец и сыновья»?
а) сломать его б) подмести пол в) поставить на место г) сжечь в печке
5. Чем занимался герой басни «Лгун»?
а) пас гусей б) кормил свиней в) доил коров г) стерег овец
6. В чём главная идея сказки В. Даля « Что значит досуг»?
а) Сказка учит тому, что нужно делу посвящать свое время, а не урывками его делать. А свои удовольствия получать на досуге, после работы. Тогда и результаты хорошие будут.
б) Если трудиться, то сделаешь любое дело. А если будешь искать причины и отговорки, заниматься своими проблемами, то на дело времени не останется. Недосуг будет.
в) Сказка учит тому, что можно и не трудится, заниматься тем, чем хочется в своё удовольствие.
7. Как звали героиню рассказа «Шуточка»?
а) Надежда Петровна б) Любовь Сергеевна в) Мария Павловна
8. Какое художественно-выразительное средство используется в следующих
словосочетаниях: «воздух бьёт в лицо, ревёт, свистит…», «ветер ревёт…»?
а) олицетворение б) метафора в) эпитет
9. На воротах каких домов тимуровцы рисовали красные звездочки:
а) где жили пожилые люди; б) где кто-то уходил в Красную Армию; в) где жил военный человек.
10. Где Женя познакомилась с местными ребятами?
а) на реке б) на чердаке в) в клубе г) на веранде
11. Как звали собаку в рассказе М.М.Пришвина «Предательская колбаса»?
а) Эрик б) Ярик в) Шарик г) Василёк
12. Кто рассказал историю о таинственном ящике ( «Таинственный ящик»)?
а) охотник б) историк в) геолог
13. Чем пахнет сорванная почка?
а) хвоей б) мёдом в) смолой
14. Прочитайте приведённый ниже отрывок. Укажите фамилию автора и название произведения. Назовите основную мысль отрывка.
Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал? Михайло Потапыч, медведь, работал до пота лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал, да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил. Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет…Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.
Ключи:
1 вариант
1 б
2 а
3 1г 2в 3а 4б
4 а
5 в
6 а
7 а
8 а
9 в
10 в
11 в
12 а
13 б
14 В.И.Даль «Что значит досуг?»Мысль о труде в центре этого произведения. Поручение Георгия Храброго –проверка каждого героя на трудолюбие.
2 вариант
1 а
2 а
3 1в 2а 3г 4 б
4 а
5 г
6 а
7 а
8 а
9 б
10 б
11 б
12 а
13 в
14 В.И.Даль «Что значит досуг?»Мысль о труде в центре этого произведения. Поручение Георгия Храброго –проверка каждого героя на трудолюбие.
Критерии:
«5» — 16-17
«4» — 15-11
«3» — 10- 6
«2» — 5-0
«Щелкунчик и Мышиный король»
Эрнст Теодор Амадей Гофман
Пожалуй, «Щелкунчик» Гофмана — это первая рождественская история, которая приходит на ум. Уже два века она пользуется неизменной любовью читателей разного возраста, ее экранизируют, ставят на сцене, разыгрывают на детских утренниках, превращают в аудиоспектакли. По мотивам этой сказки был написан балет Петра Чайковского, главную партию из которого вы наверняка узнаете с первых нот.
В «Щелкунчике» много нравственных и философских уроков. Он воспитывает в людях сострадание и милосердие, оживляет отвагу и пробуждает любовь. Если вы вдруг не читали историю Франца и Мари, а также самоотверженного Щелкунчика — обязательно сделайте это одним из зимних вечеров.
«Тревожные люди»
Фредрик Бакман
Шведский писатель Фредрик Бакман занимает особое место в читательских сердцах. Его романы — это квинтэссенция человечности, мудрости, терпимости и доброты. О ком бы он ни писал — о маленькой девочке или о ворчливом пенсионере, — это сделано с любовью. Кажется, что Бакман видит в людях потаенное, светлое, вечное.
«Тревожные люди» вышли в России в пандемийный 2020 год. Это предновогодняя история о том, как важно оставаться человеком в самых непростых ситуациях. Начинается она как лихой детектив, в котором герои отчаянно разыскивают грабителя, захватившего в плен восемь заложников, а в финале все оборачивается философской притчей, дарующей надежду на то, что любую ошибку можно исправить.
«Адвент»
Ксения Букша
Камерный роман писательницы Ксении Букши наполнен музыкой, поэзией и нежностью. Главная героиня — маленькая Стеша — живет в ожидании чуда, каждый день открывая окошко адвент-календаря (своего рода планировщик). Скоро Рождество, а значит, счастье и радость. Но ее родители, Костя и Аня, живут обычной серой жизнью, доведенной до автоматизма, как это часто бывает у взрослых. Они не чувствуют новогоднее настроение и без особого энтузиазма покупают подарки, ставят елку, поддерживают быт, заботятся о ребенке. В какой-то момент Аня предлагает мужу начать коллекционировать разные виды смеха и вспомнить, как смеялись люди из их прошлого, чтобы хоть как-то раскрасить привычную жизнь.
«Рождество и красный кардинал»
Фэнни Флэгг
Американская актриса и писательница Фэнни Флэгг сочинила душеспасительную зимнюю сказку — «Рождество и красный кардинал». Отставной военный Освальд Т. Кэмпбелл, главный герой истории, узнает страшный диагноз и бежит из неуютного Чикаго в гостеприимное местечко под названием Затерянный Ручей, чтобы встретить там свое последнее Рождество. Жители городка принимают его как родного. В какой-то момент Освальд оказывается в центре всеобщего внимания. Тепло и доброта людей оживляют в нем давно забытые чувства и избавляют от депрессии. А в конце, как и полагается в сказке, обязательно случится новогоднее чудо.
«Остаемся зимовать»
Шейн Джонс
Еще одна книга современного писателя, которую стоит читать зимой. Действие романа (а если точнее, сюрреалистической притчи) происходит в маленьком городке, в котором властвует Февраль. Он вовсе не добрый волшебник, а тиран и деспот. Он крадет детей, бесчинствует, стирает воспоминания и держит людей в страхе. Город, заметенный снегом, живет без единой надежды на спасение и весну. Но ужас не может быть вечным — горожане, объединившись, решают дать отпор диктатору и объявляют ему войну.
«Зима»
Али Смит
Продолжение «Сезонного квартета» британской писательницы.
Зима Али Смит — это время, когда все обездвижено холодом и мертво. В этой страшной снежной реальности она размышляет о том, как зыбко существование современного человека, как одинок он перед лицом вселенной. Герои Смит плывут по течению и не знают, есть ли у них шанс спастись.
По сюжету известный блогер Арт едет к матери, чтобы встретить с ней Рождество. Накануне он поругался со своей девушкой Шарлоттой, которую должен был привезти к матери познакомиться, поэтому берет с собой незнакомку. По договоренности она будет три дня притворяться его парой, а в итоге окажется, что все произошедшее — к лучшему. То, что начинается как катастрофа, внезапно оборачивается рождественской историей о примирении и семейном воссоединении.
«Сахарная королева»
Сара Аллен
Простая, незамысловатая книга о том, как 27-летняя Джози Сиррини живет рядом с токсичной матерью, заедает стресс спрятанными в шкафу сладостями и боится что-то изменить. Но внезапно ее привычный покой нарушает Делла Ли — бунтарка и эгоистка. Она врывается к ней домой, требует укрытия и помощи, потому что находится в бегах. Но потом девушка понимает, что именно Джози нужно спасать.
Сара Аллен написала зимнюю историю о дружбе и любви, а также о непростых взаимоотношениях между людьми.
«Метель»
Владимир Сорокин
Повесть «Метель», написанная Владимиром Сорокиным в 2010 году, сильно отличается от его привычных, провокационных произведений. В ней много традиционно русского и очень литературного, поэтичного и метафоричного.
По сюжету 42-летний доктор Платон Гарин едет в глухую деревню Долгое делать вакцинацию, чтобы спасти людей от ужасного боливийского вируса, превращающего людей в зомби. По дороге он попадает в страшную, безнадежную метель. Это путешествие может стать для него последним.
В 2020 году «Метель» была награждена престижной премией «Супер-НОС» и признана книгой десятилетия.
«Путешествие в Россию»
Теофиль Готье
Французский писатель, журналист, автор поэтического сборника «Эмали и камеи» Теофиль Готье был заядлым путешественником. Он объездил всю Европу, знакомился с местными жителями, изучал традиции и отразил это в своих художественных очерках. Приезжал Готье и в Россию, причем дважды — в 1858/59 и 1861 годах. В «Путешествии в Россию» Готье делится впечатлениями от этих поездок, фиксирует свои мысли и ощущения от российского быта и людей. К снегу Готье питал особую страсть: «…ничто мне так не нравится, как эта ледяная рисовая пудра, от которой светлеет темный лик земли». С присущей ему поэтической экспрессией Готье описал заснеженные Петербург и Москву — в его книге они словно застыли: прекрасные, живые и вечные.
«Рождественская песнь в прозе»
Чарльз Диккенс
Одна из самых известных рождественских историй от классика английской литературы Чарльза Диккенса. Главный герой — жадина по имени Эбинезер Скрудж, который трясется над своим богатством как Кощей. Он не любит людей и разочаровался в праздниках, единственное, что ему по-настоящему дорого, — это деньги. Но все меняется, когда Скруджу является дух его умершего компаньона, который страдает в загробной жизни из-за того, что был зациклен на себе и материальном. У жадины Скруджа появляется шанс все исправить.
«Рождественская песнь в прозе» Диккенса была неоднократно экранизирована. Это добрая и поучительная сказка о том, что эгоизм и сребролюбие не доводят до добра.
А по специальному промокоду ТАСС на сайте «ЛитРес» все читатели получат книгу в подарок из специальной подборки, а также скидку 25% практически на весь ассортимент.
Из цикла: «Забытые имена русской словесности». 20 февраля 1852 года родился Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
«Конечная цель — ничто, движение — всё». Э.Бернштейн
«Помню, — пишет А. Санин, редактор марксистского «Самарского вестника», — с каким захватывающим интересом читали мы с Федосеевым (один из родоначальников русского марксизма, — авт.) во Владимире весною 1892 года его очерки «Несколько лет в деревне», печатавшиеся тогда в «Русской мысли». «Н. Гарин!»… Это имя нам, только что вышедшим из тюрьмы, встречалось в литературе впервые. «Кто он такой?» — спрашивали мы. В этом талантливом писателе, уверенной рукой разбивавшем народнические иллюзии, мы сразу почувствовали человека, близкого по духу, — не единомышленника, конечно, но во всяком случае идейного союзника».
Леонид Андреев о Г.-Михайловском:
«Очень милый, умный, интересный, очень! Но — инженер. Это — плохо, когда человек — инженер. Я боюсь инженера, опасный человек! И не заметишь, как он приладит тебе какое-нибудь лишнее колёсико, а ты вдруг покатишься по чужим рельсам. Гарин этот очень склонен ставить людей на свои рельсы, да, да! Напористый, толкается…» — на что сам Г.-М. заочно отвечал, соглашаясь с Андреевым: — «…я больше инженер, чем литератор. Инженер я тоже, кажется, не той специальности, мне нужно бы строить не по горизонтали, а по вертикальным линиям. Нужно было взяться за архитектуру». — Савва Мамонтов, поднявший на ноги Шаляпина, Врубеля, Васнецова, уже после смерти Г.-М. вспоминал о нём такими словами, поставив жирную точку в характеристике последнего: «Талантлив был, во все стороны талантлив! Даже инженерскую тужурку свою талантливо носил»…
Начав текст о нашем замечательном русском писателе, путейце-новаторе и путешественнике Н. Г.-Михайловском, я невольно соотнёс его жизненный и творческий путь с биографией А. Колчака — тоже знатного путешественника, полярного исследователя, учёного, прославленного морского офицера. В относительно недалёком революционном будущем — Верховного Правителя России (1918).
Мне показалась интересной целеполагающая веха в жизни одного и второго — 1892 год…
Так, в 1892 году восемнадцатилетний Александр Колчак, гардемарин Морского корпуса, — недавно познакомившийся и навсегда заболевший морем, морскими странствиями, — произведён в фельдфебели как один из первых на курсе — лучший по наукам и поведению. Определён наставником в младшую роту.
Вскоре он блестяще окончит Корпус — и окунётся в водоворот головокружительной карьеры полярника-исследователя, учёного-естествоиспытателя. И далее политика.
Для Г.-Михайловского же, — уже вполне зрелого человека, — 1892 г. стал годом литературного дебюта. Хотя основным и непреложным предназначением для каждого явилось всё-таки беззаветное служение Отечеству. Не глядя на трагедийный конец Александра Васильевича Колчака. Но не суть…
Телеграфная быстрота творчества придавала его слогу крылатость, — очерчивает ипостаси Г.-Михайловского К. Чуковский: — Он даже при желании не сумел бы писать в медленном темпе, бесстрастно и вяло, — даже если б нарочно постарался.
Короткими выстрелами ведёт он свой торопливый монолог. Восклицательные знаки, междометия мелькают у него на страницах: «“Кра-кра-кра!”» — это затрещала наша лодка…», «Гоп! Последний прыжок…», «Брёвна, брёвна… Вверх и вниз! Держи лодки — разобьёт! Ха-ха! Мимо!» — Такими звукоподражаниями, вскриками, возгласами изобилует его отрывистая, эмоциональная речь. Кажется, что в минуту рассказа он машет руками, смеётся, ужасается, плачет — участвует в рассказе всем телом. Драматизируя каждый небольшой эпизод, он изображает события совершаемыми здесь и сейчас. Каждая его вещь — словно документальная съёмка сиюминутного.
М. Горький подтверждает филигранную обрисовку Чуковского насчёт невероятной спешки Михайловского: «…стоял он вплоть ко мне и говорил так быстро, как будто хотел сказать очень много и опасался, что не успеет. Он был ростом ниже меня, и я хорошо видел его тонкое лицо, украшенное холёной бородкой, красивый лоб под седоватыми волосами и удивительно молодые глаза; смотрели они не совсем понятно, как будто ласково, но в то же время вызывающе, задорно».
— Вы — Горький, да? — подошёл однажды к Алексею Максимовичу человек в мундире инженера путей сообщения.
Заглянул в глаза и затараторил быстро, бесцеремонно:
— Недурно пишете. А как Хламида — плохо. Это ведь тоже вы, Хламида?
Горький знал, что Иегудиил Хламида (псевдоним Горького, — авт.) пишет плохо. Оттого крайне огорчался. Посему наглый приставучий инженер сразу не понравился ему.
А тот, чувствуя к тому же превосходство в возрасте, продолжал пиявить молодого Горького:
— Фельетонист вы слабый. Фельетонист обязан быть немножко сатириком, — а у вас этого нет. Юмор есть, но грубоватый, и владеете вы им жутко неумело.
Происходил тот диалог в середине 90-х годов, в Самаре. На приёме у «весёлого праведника», — как называл его Горький: — Якова Тейтеля. Бывшего судебного следователя, преинтереснейшего гостеприимного человека. У которого собирались все наиболее живые, подвижные в интеллектуальном плане городские представители — от председателя окружного суда, потомка декабристов, до марксистов, адвокатов-либералов и «вольных» молодых студиозусов с дьявольски преступными мыслями и намерениями.
Горький был слегка обескуражен от наскочившего на него незнакомого человека, режущего правду-матку не в бровь, а в глаз. И ведь хоть бы ошибся в чём-нибудь, но — не ошибается, всё верно:
— Вам не нравится, как я говорю? — спросил инкогнито Горького. И, точно утверждая своё право говорить неприятности последнему, назвал себя: — Я — Гарин. Читали что-нибудь?
Горький, конечно, читал в «Русской мысли» скептические «Очерки современной деревни». Слышал, бывало, потешные россказни о жизни автора среди крестьян — в виде презабавных анекдотов. Предъявлявших его человеком «с фантазией».
Правда, народническая критика те очерки встретила нарочито строго, предубеждённо. (Прошляпив-проглядев марксистский, антинароднический уклон Гарина. Но, между прочим, своего наставника-однофамильца Н. К. Михайловского Г.-М. никогда не забывал и чрезвычайно ценил.)
На что Гарин рассеянно отмахивался:
— Очерки — не искусство. И даже не беллетристика!
Так, довольно незаурядно, произошло их знакомство, не вызвавшее симпатии к Г.-М. у Горького. Что-то ему почудилось неестественным, искусственным, нарочитым: эта барская щегловатость, этот его показной демократизм, небрежность. Невзирая на то, что выглядел он блестяще: строен, красив, избыточно энергичен. «Словам тесно, мыслям просторно» — данной фразой можно было бы выразить взрывную энергетику Г.-Михайловского. Помогшую ему в дальнейшем объехать — проплыть-пройти-проскакать! — весь земной шар.
Получалось, что с первой встречи Г.-М. у многих вызывал впечатление не очень для себя выгодное. Касаемо людей творческих разумеется. С технарями, себе подобными, Г.-М. находил язык беспрекословно и моментально.
В 1892 году, — незадолго до вышеописываемых Горьким событий, — в «Русском богатстве» появилась повесть Н. Михайловского «Детство Тёмы» под псевдонимом «Н. Гарин». А в номерах народнической «Русской мыли» — очерки «Несколько лет в деревне». Что стало существенной вехой в литературной жизни той поры — принесло Гарину всеобщее признание. И он наравне с другими вошёл в среду известных русских сочинителей. Можно сказать, безболезненно и быстро — ну, уж такой величины оказался его талант…
Вступление инженера-путейца в литературу совпало с переходной для России эпохой, с годами ожесточённой идейной борьбы, переоценкой наследия прошлого.
Начало 1890-х…
Большинство рассказов и очерков крестьянского цикла создано Гариным под впечатлением страшных для России 1891—1892 голодных и холерных годов. Наблюдавшихся писателем в сёлах Самарской, Казанской и других губерний. Где он бывал в то время на изысканиях.
Одномоментно проистекает бурное развитие капитализма в городе и деревне. На арену политической борьбы выступает пролетариат как сила последовательно революционная, единственно способная возглавить освободительное движение.
Марксистская идеология непреложно завоёвывала себе приверженцев и в среде рабочих, и в среде интеллигенции.
Некий особый путь развития через крестьянскую общину, декларируемый либеральным народничеством, стал явно реакционен, ущербен своею прокламацией сугубо частичных, неполноценных нововведений. Коллаборационизмом.
Объективная значимость произведений Г.-М. определялись в момент их появления тем, что они наносили серьёзный удар по народническим теориям. Что собственно пропустила консервативная, умеренно-конституциональная «Русская мысль», считая Михайловского лишь ничего не доказывающим, в принципе, очевидцем. Пусть и своеобразным, ярким, достаточно профессиональным. Впоследствии журнал охладел к «горячечному» автору.
«Прочтите, пожалуйста, в «Русской мысли», март, «Несколько лет в деревне» Гарина. Раньше ничего подобного не было в литературе в этом роде по тону и, пожалуй, искренности. Начало немножко рутинно и конец приподнят, но зато серёдка — сплошное наслаждение. Так верно, что хоть отбавляй!» — пишет очарованный Чехов Суворину 27 октября 1892 г.
Разбивать народнические иллюзии Гарин продолжил и в последовавших за очерками произведениях из крестьянской жизни, созданных в первой половине 90-х годов и печатавшихся в «Русском богатстве» и другой периодике. Актуализированы они были по преимуществу на материалах действительности, непосредственно пережитых.
«В моей беллетристике выдуманных образов совсем нет: всё взято прямо из жизни», — говорит Г.-М. об обращении в творчестве исключительно к подлинным фактам, что являлось характерной особенностью его манеры, проявившейся с начатков литературной деятельности. Вплоть до приличнейшего вклада в корейскую фольклористику, до Гарина в России не разрабатывавшуюся. (Записал около 100 корейских сказок.)
Г.-М. считал, дескать, сама реальность, ситуации и конфликты, встречающиеся на каждом шагу, в значительной мере делают необязательным обращение к художественности. Эти позиции становятся более понятными, если учесть, что жизнь открывалась перед ним — неугомонным деятелем, непоседой и путешественником, изъездившим страну вдоль и поперёк, — во всём своём многообразии, обилии социальных типов и «любопытных», как он изъяснялся, людей.
Тем не менее, завоевав признание в литературе, Гарин никогда не оставлял столь необходимой и обожаемой им практической деятельности инженера-путейца.
Биографы, мемуаристы обычно отмечают, что он создавал свои произведения всегда второпях, «на облучке», иной раз отказываясь от тщательной их шлифовки. И что замыслы Гарина часто бывали интереснее их воплощения. Что он декламировал превосходно и, нередко, лучше, чем писал.
Да, рассказчиком Гарин-Михайловский был прекрасным! Особенно филологи подчёркивают период конца 1890 годов — почти двухмесячную Северокорейскую, дальневосточную экспедицию (всего по Корее и Маньчжурии пройдено около 1600 км) и далее кругосветку: Япония, Китай, США, Европа…
На основе путешественнических дневников сделана целая книга. Публиковавшаяся в виде разрозненных очерков под общим названием «Карандашом с натуры» в журнале «Мир Божий» за 1899 год.
За время странствий сохранено и зафиксировано множество корейских сказок. Впервые изданных, — вместе с отдельным изданием книги записок о путешествии, — в 1903 г.
Дневники Михайловского оказались самой внушительной лептой в корейский фольклор: ранее выпущены лишь 2 сказки на русском и 7 на английском языках. Во введении Михайловский утверждает, что субъективизм в его текстах минимален: «Я быстро, фраза за фразой, записывал со слов переводчика, стараясь сохранить простоту речи, никогда не прибавляя ничего своего». Хотя Гарин не был бы Гариным, если бы литературно не поработал над материалом. Поэтому творческая перелицовка ощутима.
В конце круиза Г.-Михайловский настолько пропитался корейским духом, что и сам мог выступить в роли корейского сказочника. И выступал, поражая слушателей красочностью повествования.
Царь
Слухи о необычайных впечатлениях от кругосветки докатились аж… до Государя. И Михайловский был приглашён в Аничков дворец.
Николай Второй пожелал выслушать его историю о путешествии. Правда, добавлю, точной даты визита историками не установлено. Потому позволю себе предположить примерно январь—февраль 1901 года. Почему, поймёте чуть позже…
Итак, Николай Георгиевич шёл во дворец волнительно подтянувшись и порядочно робея. Подумать только, господа! — личное общение с царём ста тридцати миллионов населения — «это не совсем обыкновенное знакомство», — писал он впоследствии. Не всякому в жизни удаётся посидеть почаёвничать в царских палатах!
Невольно мечталось: человек подобного уровня должен что-то значить, должен импонировать. Он скажет что-то сверх общих знаний: неведомое, непознанное.
И вдруг…
Сидит симпатичный пехотный офицер, курит, мило улыбается, изредка ставит вопросы. Но всё не о том, что надлежит интересовать самодержца, в царствование которого построен без преувеличения великий Сибирский путь! — и Россия выезжает на берега Тихого океана. Где её встречают отнюдь не друзья и — нерадостно. Без праздничных букетов цветов и ликующе летящих кверху чепчиков.
Михайловский, вспоминая тот знаменательный поход, — с чьих слов я его и воспроизвожу: — будто обрисовывает портрет императора Николая II кисти Валентина Серова. Который создавался приблизительно в то же время, в начале зимы 1901-го. Живописец так и изобразит царя, по-гарински: небольшим поясным портретом сидящего человека в простой одежде без каких-либо регалий. Похожего скорее на флегматичного провинциального капитана, сошедшего со страниц повести Куприна.
Зачем же позвал к себе Михайловского царь?..
Чтобы спросить, чтут ли нас корейцы? На что Гарин невпопад ответит вопросом на вопрос: «Вы кого подразумеваете?» — Начисто забыв о предупреждении ни в коем разе не спрашивать, только отвечать!
Но ведь как же не спросить, — рассуждал Гарин в дальнейшем, — ежели сам царь(!) спрашивает, причём и скупо, и глупо, и безвкусно. А его дамы — вовсе молчат: воды в рот набрали. Надутые, как гусыни.
Старая царица удивлённо поднимала то одну, то другую бровь. Молодая, рядом с ней, — точно компаньонка, — сидела в застывшей позе с каменными глазами, с обиженным лицом. Напоминая визитёру одну девицу, которая, прожив до 34 лет, обиделась на природу за то, что та навязала женщине обязанность иметь детей. А — ни детей, ни даже простенького романа у девицы, увы, не случилось. И сходство царицы с нею очень как-то мешало, стесняло гостя. И было ему страшно тоскливо и скучно на странном том приёме.
— Это провинциалы!! — недоумённо пожимая плечами, восклицал Гарин, рассказывая друзьям о высоком том визите.
Через неделю Г.-М. официально известили, мол, царь дал ему орден («кажется, Владимира», — предположил Горький). Но награды Гарин не получил.
Потому что вскоре его административно выпроводили из Петербурга. За то, что вместе с другими литераторами подписал протест против избиения студентов и сочувствовавшей им публики у Казанского собора. А поскольку подавление демонстрации свершилось в марте 1901, вот я и подумал, что собственно визит Гарина к государю был где-то чуть ранее означенного времени.
Над Гариным смеялись:
— Э-эх! Ускользнул орден-то, Николай Георгиевич?!
— Чёрт бы их всех подрал! — возмущался он. — У меня тут серьёзный гешефт, и вот — надо ехать. Нет, сообразите, как это глупо! Ты нам не нравишься — поэтому не живи и не работай в столице. (Был выслан и отдан под надзор полиции, — авт.) Но ведь в другом-то городе я останусь таким же, каков есть!
«Поэт труда»
В отличие от многих либеральных беллетристов, — после краха революционного народничества вообще отказавшихся от изображения «неблагодарного» мужика, — писатели-демократы по-прежнему отводят крестьянству центральную роль в своём творчестве.
В годы катаклизмов и тяжких бедствий появляются очерки о деревне В. Короленко: «В голодный год». Рассказы Н. Телешова: «Нужда», «Самоходы». Бунина: «На чужой стороне», «На край света». О переселенцах, изгнанных нуждой с насиженных мест и уныло бредущих на поиски счастья в далёкую Сибирь.
Картины беспредельной нищеты, страданий миллионов людей, обречённых на смерть, не ждущих и не получавших никакой помощи, встают перед лицом читателя в очерках Гарина 1892—93 гг. «Путешествие на луну», «Сочельник в русской деревне», «На ходу», «На селе». В которых богатеи-прибыльщики растут, как «грибы на навозе». Там царствует лавочник Иван Васильевич, кулак Андрей Калиныч, управитель барского имения Иван Михайлович («На селе»).
Где не только каждый крестьянин в отдельности, но и пресловутая, многократно воспетая народниками община находится в руках у «Иванов Васильевичей». Которые когда умильным обещанием, когда ведром водки умеют улестить стариков и повернуть всякую афёру в свою ростовщическую пользу.
Неурожаи и эпидемии обострили социальные процессы, и до тех пор закипавшие и бурлившие в провинциях. Разоряются, погибают голодной смертью массы крестьян. И одновременно прокладывает себе широкую дорогу, победоносно шествует в ней, по меткой референции Глеба Успенского, «господин Купон».
Масса мелких эксплуататоров-барчуков особенно страшна тем, что давит на трудяг «враздробь, поодиночке», приковывая их к себе и отнимая любую надежду на избавление. Гарин прямо следует традиции Успенского в гневном обличении кулака-мироеда, в пламенных поисках счастья для мужика. «Наше счастье всё ушло к китайцам», — горько шутил он, вспоминая корейскую поговорку.
Выходит, никакой «благостыни», никакой коллективной высокой правды, никаких мудрых и святых хлебопашцев нет и в помине. В помине нет этих раскрашенных в красные цвета и вкусных, словно «вяземский пряник», народнических мужичков. Индивидуализм — стержень экономических отношений меж сермяжниками, будто между ростовщиком и должником, — становится доминантой, краеугольным камнем во взаимоотношениях членов общины.
Да, в общине десятки, сотни людей, — но каждый за себя…
В ней действует закон более суровый, чем сострадание к другим — закон своей рубашки. Повинуясь которому «мир» безжалостно выгоняет из деревни вдову Акулину с пятью маленькими ребятами («Акулина»), отказывает в сочувствии нищим, сиротам, голодным.
Не идеализируя отрицательных сторон быта и нравов, Г.-М. сознаёт, что крестьянин и не может стать иным в обстановке безграничного убожества, культурной и экономической отсталости. Что без земли, без знаний, без лишней копейки он так же «вянет, как сонная рыба в садке».
«В некультурных условиях одинаково дичают: и человек, и животное, и растение», — цитата, взятая эпиграфом к рассказу «Матрёнины деньги», уготавливает взгляд Г.-М. на причины социальных волнений.
Гарин, однако, непрестанно подчёркивает, что даже невыносимые обстоятельства существования не могут подавить тех качеств ума и души, тех свойств русского национального характера, которые позволяют понять «отчего русская земля стала есть».
Следуя лучшим гуманистическим традициям русской литературы, писатель с уважением говорит о силе народа, его «непоколебимости перед лицом испытаний и трудностей, богатой одарённости, стремлении отыскать причины своих несчастий» (В. Борисова).
И вот уже Акулина за счёт неимоверной внутренней силы, трудолюбия и привязанности к семье делается символом стойкости и духовного здоровья. Что во многом сближает её с женскими образами поэзии Некрасова.
А печальником о горе человеческом выступает в очерке «Сочельник в русской деревне» калека-старец. Которому с молодости господь дал «ум неспокойный, сердце горячее». Который не терпит неправды, ищет корень зла.
Желанием помочь людям, душевным участием к ним определяются и поступки крестьянина Михаила Филипповича («На селе»), в голодный год раздающего небогатые свои запасы односельчанам. И поведение пахаря-вдовца («Сочельник….»), которого не могут сломить нищета и невзгоды: «…весь он олицетворённая любовь, и каждое его слово, каждая нота так и дышит этой тоской любви, этой потребностью любить».
Страстный обличитель всякой рутины, косности, застоя, Гарин видит свой идеал в мужественном деятельном человеке-труженике, глубоко осознавшем непреложный долг перед землёй, предками, матерью. И в исполнении сего долга обретающем подлинное счастье.
Знаменитая тетралогия («Детство Тёмы», «Студенты», «Инженеры»), большое количество очерков и рассказов, печатавшихся в журналах и объединённых затем в два самостоятельных сборника, — таков итог литературной деятельности Гарина 1892—95 гг. Итог особенно весомый, если учесть, что писатель даже на кратчайшее время не прекращал инженерной практики и плодотворной общественной деятельности. Шёл по жизни на полных парусах!
«Счастливейшая страна Россия! Сколько интересной работы в ней, сколько волшебных возможностей, сложнейших задач! Никогда никому не завидовал, но завидую людям будущего, тем, кто будет жить лет через тридцать, сорок после нас. Ну-с, до свидания! Я — пошёл». Н. Г. Гарин-Михайловский
До Нового 2022 года остается совсем немного времени. Традиционно столица встретит праздник яркими шарами, многочисленными огнями и зелеными красавицами, фейерверками и новогодними представлениями. «Вечерняя Москва» собрала главные зимние постановки, которые порадуют не только юных, но и взрослых зрителей.
Открывает обзор главное представление новогоднего сезона — сказка в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя «Дорога в Рождество».
Четыре года назад история Светы и Димы, отправившихся в трудный путь за исчезнувшей чудесной звездой, отозвалась в сердцах зрителей. Тысячи гостей храма стали настоящими друзьями героев сказки, вернувших миру радость самого светлого праздника. В этом году случится чудо — зрители вновь смогут встретиться с ними. Это значит, что каждый, кто уже видел спектакль, сможет вновь оказаться в незабываемой атмосфере доброй, веселой и серьезной музыкальной постановки. А у тех, кто не смог попасть на спектакль раньше, появляется удивительная возможность присоединиться к друзьям Светы и Димы, чтобы вместе с ними пройти свою «Дорогу в Рождество».
Красочные оживающие декорации, захватывающий сюжет, новейшие сценические технологии и спецэффекты, запоминающаяся музыка, песни и вдохновенная работа артистов лучших театров Москвы, активное участие в постановке зрителей — все это ждет гостей спектакля «Дорога в Рождество».
Фото: Сергей Шахиджанян / Вечерняя Москва
Новогоднее представление в Московском Кремле, как и год назад, проводиться не будет. Его запись покажут 31 декабря по детскому телевизионному каналу. Но это вовсе не значит, что Кремлевский дворец не ждет гостей на праздник. В преддверии Нового года на его сцене можно увидеть постановку бессмертного балета Чайковского «Щелкунчик», который блистательно исполняет театр «Кремлевский балет».
«Щелкунчик» в редакции Андрея Петрова, поставленный в 1993 году, продолжает одну из главных линий художественной политики театра — бережное творческое переосмысление классического балетного наследия. Используя хореографический язык классического танца в сочетании с гротеском, хореограф-постановщик сумел воссоздать фантастический и грациозно-насмешливый мир писателя, композитора и художника Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Зрители увидят не только сказочные сражения домашних мышей с куклами, ожившими под рождественской елкой, которые так нравятся детям. Это гуманистическая повесть о надеждах взрослеющей души, о предчувствии первой любви, об отчаянной готовности отстоять свое счастье, вступив в схватку с силами зла и победив их.
В демонстрационном зале ГУМа с середины декабря до середины января свою версию сказки Гофмана «Щелкунчик» представит канадская компания Storywall Entertaintment.
Иммерсивное мультисенсорное шоу «Щелкунчик» объединяет 3D-анимацию, балет и высокие технологии. Зрители увидят необычное высокотехнологичное прочтение истории по мотивам сказки Гофмана и балета Чайковского, в котором принимают участие звезды Большого театра Элеонора Севенард и Денис Родькин.
У входа в зал гостей встретят ожившие герои сказок. Они проведут зрителей в таинственный мир Гофмана — сказочный театр, который приоткроет двери в иллюзорный мир писателя, погрузит в атмосферу рождественской сказки и познакомит с главными героями новогодней истории.
На огромных экранах состоится показ представления с 3D-анимацией. Изображение будет настолько реалистичным, что покажется, будто все зрители вместе с Мари и Щелкунчиком попали в параллельную реальность, где ожили куклы и цветы, мыши и мышиный король, сахарные феи и оловянные солдатики.
Фото: Пресс-служба шоу
Не оставит зрителей без главной новогодней постановки — «Щелкунчика» — и Большой театр.
Постановку Юрия Григоровича ценители театрального высокого искусства впервые увидели еще в 1966 году. Праздничный облик спектакля создал его постоянный соавтор — художник Симон Вирсаладзе. А интерпретацию партитуры предложил дирижер Геннадий Рождественский.
В руках Григоровича балет обрел сквозной сюжет — после битвы мышей и солдатиков начинается новый виток истории: путешествие Мари и принца Щелкунчика к вершине рождественской елки. В пути героев сопровождают ожившие куклы, толпящиеся у подножия дерева, пробегающие между елочных лап, празднующие победу над мышиным королем и отступающие лишь тогда, когда Щелкунчик-принц и Мари достигают вершины — елочной звезды, на фоне которой празднуется их сказочная свадьба.
Грандиозное новогоднее представление «Тайна Вселенной Деда Мороза» в праздничные дни состоится в концертном зале «Крокус Сити Холл».
Настоящий Дед Мороз с Русского Севера даст отпор коварному колдуну Агрызу. На стороне завистливого и хитрого мага Баба-яга и Снежная Королева. Деду Морозу, Снегурочке и их друзьям удастся одолеть злодеев только с помощью зрителей.
Чтобы спасти Новый год и самого Деда Мороза, героям сказки предстоит отправиться в захватывающее путешествие по волшебной вселенной и оказаться в центре событий грандиозного шоу: сложные цирковые номера, трюки, иллюзии, зрелищные акробатические и танцевальные выступления, интерактивные игры с залом. А в финале зрители обязательно узнают, в чем же заключается тайна вселенной Деда Мороза и какие секреты хранит его волшебный телескоп.
Фото: Денис Гришкин / АГН Москва
Ледовые шоу представлены в новогоднем сезоне постановкой Татьяны Навки «Лебединое Озеро», которая пройдет на арене дворца «Мегаспорт».
Зрители увидят современную интерпретацию великого произведения Петра Ильича Чайковского. Сохраняя уважительное отношение к наследию великого композитора, артисты воплотили на льду волшебную атмосферу первоисточника, добавив яркие краски высокотехнологичных декораций, анимацию, уникальные световые элементы и современную аранжировку музыкальных партий.
Постановка представляет собой симбиоз фигурного катания, классической хореографии и высоких технологий. Действие шоу развернется не только на льду, но и над ним, включая полеты артистов в облаках, магические трюки с участием акробатов и сказочные превращения.
Большой московский государственный цирк на проспекте Вернадского в зимние праздники порадует гостей двумя новыми представлениями. Первое из них — «Вероятно невероятная сказка».
В волшебную новогоднюю пору случаются чудеса. Говорят, похожая история произошла давным-давно, когда жила на земле принцесса, пожелавшая выйти замуж за того, кто преподнесет ей в подарок нечто совершенно невероятное. Бедный талантливый художник, вдохновленный ее красотой, создал удивительные часы, показывающие живые картины. И вот теперь нечто подобное случается не где-нибудь, а прямо в цирке. Публика увидит уникальные номера в исполнении акробатов и жонглеров, эквилибристов и дрессировщиков, иллюзионистов и клоунов.
Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва
Второе новогоднее представление — «Стойкий оловянный солдатик» — поставлено по мотивам одноименной сказки Г. Х. Андерсена.
Спектакль объединяет лучшие традиции отечественного цирка и новаторские подходы к цирковому искусству. В шоу принимают участие животные, жонглеры, акробаты, гимнасты, эквилибристы, клоунская команда и балет. Цирковые номера переплетаются с мелодиями и вокальными партиями, а световое оформление спектакля и современные цифровые технологии создают ощущение чуда.
Светлая, держащая в напряжении и одновременно трогательная история любви оловянного солдатика и прекрасной танцовщицы, придуманная Гансом Христианом Андерсеном, на манеже цирка обретает новый смысл.
Москвариум на ВДНХ приглашает горожан отправиться в «Новогодний круиз».
Новогоднее представление сочетает номера артистов разнообразных жанров, красочные видеодекорации, спецэффекты и выступления морских животных.
Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва
В «плавании» зрителей будут сопровождать капитан корабля морской лев, танцующие матросы, жонглеры, живая музыка, путешествия во времени и пространстве и многочисленные чудеса.
Большой дворец Царицыно в новогодние дни зовет гостей в Екатерининский зал, где их ждет волшебный мир «Золушки».
Спектакль по мотивам сказки Шарля Перро — лучший способ оказаться в сказочном мире, загадать особое желание, вспомнить, что чудеса случаются, а Добро побеждает Зло.
Милая Золушка, смешной и наивный принц, капризный король, злая мачеха и ее глупые дочери — известные герои в новой постановке. А чудесный адвент-календарь «В ожидании зимнего бала», который музей предлагает в качестве подарка, поможет продолжить праздничное представление дома.
Редакция «Вечерней Москвы» от всей души желает вам счастливого Нового года!