Смысл сказки даля ворона

Инфоурок литература презентациипрезентация к 220 лет со дня рождения владимира ивановича даля. сказка ворона описание презентации по отдельным слайдам:

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация к 220 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля. Сказка «Ворона»

Обособленное подразделение «Колледж технологий и дизайна Луганского государ...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Обособленное подразделение «Колледж технологий и дизайна Луганского государ

    Описание слайда:

    Обособленное подразделение
    «Колледж технологий и дизайна
    Луганского государственного педагогического университета»
    Литературно-краеведческий клуб «Истоки»
    ПРЕДСТАВЛЯЕТ

  • 2 слайд

    Владимир Иванович ДальОсобенностью сказок Даля является большое количество в

    Описание слайда:

    Владимир Иванович Даль
    Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Часто сказка начинается с присказки, а заканчивается концовкой.

  • 3 слайд

    Давайте вспомним, как отзывался А. С. Пушкин о сказках Даля«…Нам ещё учиться

    Описание слайда:

    Давайте вспомним, как отзывался
    А. С. Пушкин о сказках Даля
    «…Нам ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского, это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих – бездна поэзии!»

  • 4 слайд

    Сказки Даля невелики по своему размеру. Главные герои в них чаще всего живот

    Описание слайда:

    Сказки Даля невелики по своему размеру.
    Главные герои в них чаще всего животные, птицы обремененные проблемами людей. Образы зверей, взятые Далем из русских народных сказок, соответствуют типам людей, за ними как бы скрываются людские характеры.

  • 5 слайд

    Смысл сказки даля ворона

  • 6 слайд

    Жила-была ворона,

    Описание слайда:

    Жила-была ворона,

  • 7 слайд

    … и жила она не одна, а с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и д

    Описание слайда:

    … и жила она не одна, а с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками.

  • 8 слайд

    Прилетели птицы из заморья, нанесли яичек. Подметила это ворона и ну перелет

    Описание слайда:

    Прилетели птицы из заморья, нанесли яичек.
    Подметила это ворона и ну перелетных птиц обижать, у них яички таскать!

  • 9 слайд

    Летел сыч и увидал, что ворона больших и малых птиц обижает. И полетел он к с

    Описание слайда:

    Летел сыч и увидал, что ворона больших и малых птиц обижает. И полетел он к сизому орлу. Прилетел и просит:
    — Батюшка сизой орел, дай нам свой праведный суд на обидчицу-ворону! 

  • 10 слайд

    Покачал сизой орел головой и послал за вороною легкого, меньшого своего посла

    Описание слайда:

    Покачал сизой орел головой и послал за вороною легкого, меньшого своего посла — воробья.

  • 11 слайд

    Ворона было ну отговариваться, а на нее поднялась вся птичья сила, все пичуги

    Описание слайда:

    Ворона было ну отговариваться, а на нее поднялась вся птичья сила, все пичуги, и ну щипать, клевать, к орлу на суд гнать.

  • 12 слайд

    И стал орел ворону допрашивать:— Про тебя, ворона, сказывают, , что ты на чу

    Описание слайда:

    И стал орел ворону допрашивать:
    — Про тебя, ворона, сказывают, , что ты на чужое добро рот разеваешь…

  • 13 слайд

    — Еще про тебя жалоба до меня доходит, что как выйдет мужичок пашню засевать,

    Описание слайда:

    — Еще про тебя жалоба до меня доходит, что как выйдет мужичок пашню засевать, так ты подымаешься со всем своим вороньем и ну семена клевать!

  • 14 слайд

    Ворона стоит посереди да обдергивается перед орлом, охорашивается и все отриц

    Описание слайда:

    Ворона стоит посереди да обдергивается перед орлом, охорашивается и все отрицает:
    — Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Я с подружками, с малыми детками, с чадами, домочадцами только червяков из свежей пашни таскаю!

  • 15 слайд

    Рассердился орел на старую врунью-ворону, велел ее засадить в острог, в решет

    Описание слайда:

    Рассердился орел на старую врунью-ворону, велел ее засадить в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки.

  • 16 слайд

    Там она …

    Описание слайда:

    Там она …

  • 17 слайд

    ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ С ВОРОНОЙ? ОБ ЭТОМ ВЫ УЗНАЕТЕ ПРОЧИТАВ СКАЗКУ!

    Описание слайда:

    ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ С ВОРОНОЙ?
    ОБ ЭТОМ ВЫ УЗНАЕТЕ ПРОЧИТАВ СКАЗКУ!

  • 18 слайд

     Сказка В. Даля «Ворона» - учит честности, тому что нельзя воровать и надо ум

    Описание слайда:

     Сказка В. Даля «Ворона» — учит честности, тому что нельзя воровать и надо уметь отвечать за свои поступки!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

«Ворона» — короткая сказка Владимира Даля, популярность которой с годами только растет. В ней говорится о том, как в одном местечке жила ворона. Ее круг общения состоял из собственных детей, их мамок и нянек. Однажды ворона заметила, что вокруг много и перелетных птиц. К каким выводам пришла ворона после этого, прочтите вместе с детьми из небольшого произведения. Оно учит справедливости, взаимовыручке и компромиссу.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
Устное народное творчество

Похожие материалы

  • Презентация по литературе , 9 класс «Главные герои рассказа»Жемчужное ожерелье» Н.С.Лескова»

  • «Инновационные технологии для популяризации чтения»

  • «Приёмы, способы формирования читательской грамотности»

  • Текстотипологические признаки жанра рецензии

  • Тема «Командная игра « Знатоки книг»

  • Открытая беседа. «Культура письма».

  • Рабочая программа по литературе 9 класс

  • Конспект урока по литературе для 10 класса на тему «И.А. Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5455628 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Проект

« Хранитель языка и творчество               В. И. Даля»

Подготовительная группа

                                                                               
Составила воспитатель
первой                                                                                                                 

                                                                               
квалификационной категории:

                                                                               
Струкова Анастасия Анатольевна

Новосибирск

«… живой народный язык,
сберегший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стойкость, силу,
ясность, целостность и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для
развития образованной русской
речи»                                                                                                          
В. И. Даль

Актуальность проекта (проблема)

         Речевое развитие занимает   одно из
центральных мест в дошкольном образовании, это объясняется важностью
периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его
формировании.                                                                         
                              В  эти  годы  ребёнок 
усваивает  звуки  родного  языка,  учится  отчётливо
и  грамматически  правильно  произносить слова и фразы, быстро
накапливается словарный запас.                                                                
                                               Литература помогает детям
излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты
и другие средства образной выразительности, при ознакомлении с книгой отчетливо
выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его
эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными
средствами служит развитию художественного восприятия литературных
произведений.

         Проблема приобщения детей дошкольного возраста к
художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье
тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой  получением информации из
общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя
связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема
переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности
системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение
народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам
художественной литературы.                                                                                                            
               Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного
возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено
рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к
художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с
художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также
затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная
потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание
дошкольников художественной литературой не только несёт им радость,
эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского
литературного языка.                                                                                 
         В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной
литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки,
перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют  ребенку жизнь
общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная
литература развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его
эмоции.                                  Ценность чтения художественной
литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный
контакт с ребенком.                                
В. И. Даль – собиратель и хранитель несметных сокровищ земли
русской, а сокровища  – это русские народные сказки, пословицы и поговорки.
Часть творческого наследия В. И. Даля – его произведения для детей. В своих
сказках В. И. Даль учил родному языку, приобщал к народному творчеству,
формировал нравственные чувства детей.

Цель проекта: создание
условий для повышения интереса к художественной литературе  и развития
творческого потенциала ребенка,  приобщение старших дошкольников к духовности,
языковой культуре.

Задачи проекта:

Ø
Познакомить детей с жизнью и
творчеством В. И. Даля

Ø
Развивать способность детей
отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни; умение делать нравственный
выбор.

Ø
Развивать воображение,
обогащать словарь, совершенствовать диалогическую речь.

Ø
Развивать у детей образное
мышление, фантазию, творческие способности.

Ø
Вызвать у детей положительные
эмоции в процессе совместной творческой деятельности.

Ø
Воспитывать любовь и бережное
отношение к книге.

Ø
Поощрять желание детей
реализовывать тему сказок в игровой, театрализованной деятельности.

Тип проекта
художественно-речевой, творческий, групповой, долгосрочный (ноябрь  – февраль).

Участники проекта – дети
подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников, социальные
партнеры (библиотека им. В. И. Даля).

Предполагаемый результат:

— развитие у детей интереса к чтению художественной литературы;

— развитие связной речи детей, обогащение её новыми словами;

— развитие творческих способностей детей;

Критерии оценки эффективности проекта:

— участие в проекте детей группы

— участие в проекте семей воспитанников

— выполнение всех задач проекта.

Этапы работы над проектом

1 этап                                                                                                       
Подготовительный

— подготовка методического и дидактического материала,
художественной литературы;

— планирование бесед, совместной деятельности;

— планирование НОД; организация выставки книг;

— обогащение развивающей предметно-пространственной среды (игры по
сказкам, атрибуты для театрализованной деятельности и др.)

— привлечение родителей к теме проекта, анкетирование родителей по
теме «Книга в вашем доме».

2 этап                                                                                                             
Практический

«Познавательное развитие»

— Знакомство с портретом В. И. Даля, рассказ воспитателя о жизни и
творчестве В. И. Даля.

— Экскурсия в библиотеку имени В. И. Даля.

«Социально-коммуникативное
развитие»

— Беседы «Моя любимая книга сказок», «Как придумать сказку», «Как
беречь книги», «Какие сказки ты знаешь».

— Сюжетно-ролевые игры «Сказочные путешествия», «Магазин книги»,
«Читальный зал», «Библиотека»

— дидактические игры «Расскажи сказку», «что сначала, что потом»,
«Сочини сказку», «Каких героев ты запомнил», «Расскажи до конца».

— театрализованные игры «Мы большой построим дом», «Сказочный
оркестр», «В лесочке мы гуляли».

«Речевое развитие»

— чтение сказок В. И. Даля «Война грибов с ягодами», «Ворона»,
«Девочка Снегурочка», «Журавли и цапля», «Лиса и медведь», «Лиса лапотница»,
«Медведь-половинщик», «Старик-годовик»;

— организация выставки книг (в книжном уголке);

— отгадывание загадок.

«Художественно-эстетическое
развитие»

— рассматривание иллюстраций к сказкам;

— лепка по сказкам «Мои любимые герои»;

— рисование «Обложка для книги»;

— аппликация «По страницам сказок В. И. Даля».

Взаимодействие с семьей:

— знакомство родителей с ходом работы над проектом;

— консультация для родителей «Сказка, за сказкой»;

— семейное чтение, рассматривание иллюстраций, совместное
сотворчество «Книжки-малышки»;

— акция «Запишись в библиотеку» (посещение библиотеки с детьми).

4 этап                                  
                                                                      Заключительный

— Викторина-квест «Добрый сказочник» в рамках библиотеки В. И.
Даля.

— Открытое занятие «Хранитель языка и творчество В. И. Даля».

В результате совместной
деятельности воспитанников, их родителей, педагогов и социальных партнёров дети
с удовольствием  приобщились к высокохудожественной литературе, театральной
деятельности, обогатили речь новыми словами, научились сочинять сказки,
иллюстрировать, инсценировать.

Родители воспитанников
проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказок в
нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, многие записались в
библиотеку, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

Проектный метод
развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки
сотрудничества.
Технология
проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного
процесса, ведет к саморазвитию детей.

Литература:

1.    
Алябьева Е.А. « Тематические
дни недели в детском саду» М.: Творческий центр 2011г.

2.    
Ушакова О.С. « Знакомим с
литературой» М.: Творческий центр 2011г.

3.    
Чурилова Э.Г. « Методика и
организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» М.:
Владос 2001г.

Приложение №1

Анкета для родителей «Книга в вашем доме»

Уважаемые
родители, отметьте галочкой нужный ответ

1.
  Есть ли у вас дома книги?  (Да Нет)

2.
  Читаете ли вы дома книги? (Да Нет)

3.
  Есть ли в семье традиции семейного чтения?  (Да Нет)

4.
  Совместное чтение детской литературы происходит:

(Часто
Время от времени   Редко)

5.
   Часто ли вы покупаете книги ребенку?  (Да Нет)

6.
  Что на первом месте? (Компьютер   Книги   Телевизор)

7.
  Какова, по-вашему,  роль книги в жизни ребенка?

(Эмоциональное
удовлетворение от слушания   Совместное общение со взрослым

  Познавательный интерес)

Приложение №2

Консультация для родителей

Сказка за сказкой

Если в 3-4 года чаще взрослые выбирают, что прочитать детям, то в
5-7 лет дети уже более самостоятельны в выборе сказок, очень ярко видны
индивидуальные предпочтения.  Дети с удовольствием обсуждают сказки, 
представляют себя на месте героя (отвечая на вопрос: «Как ты думаешь, что
дальше сделал мальчик? А как бы ты поступил на его месте? Почему?»), 
малыши придумывают своё окончание к сказке. Они могут сравнить разные жанры
литературы. Они сравнивают одинаковые по теме произведения разных авторов
(например, «Мороз Иванович» — русская сказка и «Госпожа Метелица» — немецкая
сказка), сопоставляют иллюстрации к одной сказке разных художников —
иллюстраторов, им интересны биографии писателей и художников – иллюстраторов. Именно
в этом возрасте закладываются основы культуры чтения, воспитывается умения
вслушиваться в текст, анализировать его, понимать подтекст, совершать
литературные открытия.

Очень советую найти в детской библиотеке (или скачать и
распечатать) книгу  для совместного чтения взрослых и детей — Л.П.
Стрелкова «Уроки сказки»
 (издавалась в издательстве «Педагогика» с
замечательными иллюстрациями). В этой книге Вы найдете очень интересные игры и
приемы ознакомления детей со сказками. Вы вместе с героем книги мальчиком
Данилкой будете путешествовать по разным сказкам и выполнять задания.

Книга помогает малышам понять эмоции, мотивы поступков сказочных
героев, прочувствовать ситуации из сказок и получить очень важные уроки
человечности. — Отличная идея: Для детей старшего дошкольного возраста очень
рекомендую взять в библиотеке одну и ту же сказку с иллюстрациями разных
художников  и дома в спокойной обстановке рассмотреть и сравнить
иллюстрации. Вас ждет очень много интереснейших открытий! И у Вас получится 
замечательная развивающая беседа с ребенком. Оказывается, каждый художник видит
своё, индивидуальное в одном и том же отрывке сказки! Кроме того, иллюстрации к
сказке отражают историю вещей вокруг нас.

Например, очень советую взять в библиотеке сказку К.И. 
Чуковского  «Телефон» в разном оформлении –  с иллюстрациями разных
художников.   Вы рассмотрите с ребенком телефоны разных эпох,
сравните их с Вашим домашним телефоном и мобильным телефоном. Когда малыш
увидит на картинке старинные телефоны, которыми пользовались его прабабушка и
прадедушка– он будет в восторге и очень заинтересован. А потом вместе с детьми
придумайте телефон будущего – какой  будет телефон через 100 лет? Дайте
волю фантазии!

Вот ориентир — фамилии художников — иллюстраторов сказки
«Телефон»:  ранние издания К. Рудаков (старинный телефон), В. Винокур
(также телефон времен прабабушек наших детей), В. Конашевич  (телефон
детства бабушек современных деток), Л. Якшис, В. Сутеев  (телефоны нашего
детства, в том числе телефонные аппараты на улицах – помните такие?),
современные издания сказки (современные телефоны).

Так же можно сравнить иллюстрации и к другим сказкам – как
изображены  одни и те же персонажи разными художниками, что изображено
вокруг них и о чем нам могут рассказать эти детали?

Для детей старшего дошкольного возраста также очень рекомендую
брать в библиотеке книги одного автора и устраивать «книжные тематические
недельки» любимых ребенком писателей и поэтов. Дома  у нас  редко
есть возможность иметь разные произведения одного автора (квартиры всё-таки у
нас маленькие), и библиотека здесь – отличный помощник. Сделайте дома в 
доступе ребенка на полочке небольшую мини-выставку книг одного автора и читайте
его книги ребенку в эту неделю, расскажите интересные факты биографии этого
автора. Можно сделать тематическую выставку сказок о природе, сказок А.С.
Пушкина с иллюстрациями разных художников, морских сказок или лесных сказок,
сказок определенного народа (английских сказок, белорусских сказок).
Библиотекари с удовольствием Вам помогут в подборе книг – им это в радость! Это
уже более высокий уровень, чем простое чтение сказок, уровень очень интересный,
глубокий и развивающий!

Есть потрясающая возможность записать ребенка в главную библиотеку
нашей страны — Российскую государственную детскую библиотеку. Используйте
ее!  Это  дворец Книги, в который малыши входят, затаив дыхание, и
который воспитывает любовь к книге только просто входом в него! Библиотека
находится рядом с метро  «Октябрьская».  В дни школьных каникул в
этой библиотеке проходят экскурсии (за символическую оплату или
бесплатно),  в том числе и для малышей-дошколят. А еще – советую побывать
на занятиях в Комнате сказок. В ней проводятся сказочные занятия (например, по
сказке «Городок в табакерке» В. Одоевского и другим). В читальный зал
библиотеки можно записать ребенка с двух лет.  В библиотеке работают
литературная студия для дошкольников и студия воспитания будущего читателя,
проводятся БЕСПЛАТНЫЕ  литературные занятия для детей 3-6 лет.

В ходе чтения сказки ребенку старше 5 лет можно делать паузы и
спрашивать: «Как ты думаешь, как поступил Вася? А ты как бы поступил на его
месте? Что дальше может произойти? А теперь давай узнаем, что случилось дальше
на самом деле». Это очень важно – обсуждать с ребенком мотивы поступков героев,
помогать малышу почувствовать себя на месте героя сказки, научить делать
 в трудных жизненных ситуациях нравственный выбор и показать последствия
выбора.

 В сказках для детей старшего дошкольного возраста часто
встречаются новые, непонятные для дошкольников слова. Что делать — 
объяснять их смысл или нет?

Если слово важно для понимания смысла текста, то нужно его
объяснить до чтения сказки, чтобы потом не прерываться. Если же слово не влияет
на понимание прочитанного, малыш не задал вопрос о смысле данного слова – то
прерывать чтение сказки не нужно. Либо ребенок узнает смысл данного слова
позже, на следующей возрастной ступени, либо Вы объясните ему значение слова
позже – например, на следующей день (покажите этот предмет на картинке в
книге,  назовете его, объясните, зачем он нужен). Если же во время чтения
сказки Вы будете постоянно прерываться, объясняя подробно каждое новое слово
(обедня, глашатай и т.д.), то эмоциональное восприятие сказки и ее воздействие
на ребенка будет сведено на «нет».

Приложение №3

image001        
image002

image003         image004  

image005

Приложение №4

Конспект
интегрированного занятия по теме                         «Хранитель языка и
творчество В. И. Даля»

Подготовительная
группа компенсирующей направленности

(дети
с нарушением зрения)

                                   
Составила:
воспитатель                                                                            

                                 
                    Струкова Анастасия Анатольевна

Новосибирск

Конспект
интегрированного занятия по теме
                        
«Хранитель языка и творчество В. И. Даля»

Цель:
обобщить и систематизировать знания детей о жизни и
творчестве В. И. Даля.

Задачи:
продолжать учить понимать жанровые особенности сказки,
учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные
выражения; уточнить знания детей о пословицах; уточнить знания о временах года;
обогащать и активизировать словарь детей; развивать умение отвечать развёрнуто,
обосновывая свой ответ; развивать речь, мышление, память, внимание, зрительное
и слуховое восприятие, мелкую моторику; воспитывать любовь и уважение к чтению
книг, к народным традициям.

Материалы
и оборудование:
столы, расставленные по месяцам года
(на столах приклеены цветные кружочки); магнитофон; указка с птичкой (для
зрительной гимнастики); для игр: корзинка, календарь, лапоть, колос, мягкая
игрушка собачка, пирожок.

Демонстрационный
материал:
портрет В. И. Даля, иллюстрации к сказкам,
иллюстрации с цветным изображением птиц.

Раздаточный
материал:
белые листы бумаги, цветные карандаши,
листы с контурным изображением птиц.

Предварительная
работа
: знакомство с биографией и творчеством В.
И. Даля; экскурсия в библиотеку; чтение сказок, пословиц и поговорок;
разгадывание загадок; организация народных игр; рисование и раскрашивание
сказочных героев и сказочных сюжетов.

Ход
занятия

1.     Водная
часть

Дети заходят в группу,
приветствуют гостей.

Воспитатель:

— Ребята, давайте
образуем круг!

Организационный момент

 Круг широкий вижу я,

 Встали все мои друзья.

 Мы сейчас пойдем направо,

 А теперь пойдем налево,

 В центре круга соберемся,

 И на место все вернемся.

Воспитатель:

— Ребята, вы любите сказки?

Дети:

— Да!

2.    
Основная часть

— Сегодня я вам предлагаю еще раз
окунуться в мир сказок В. И. Даля. Хотите?

-Да.

-Но сначала внимательно послушайте
стихотворение.

То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит подобно древу
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет,
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся, как звенья,
И как растет строка,
И можно различить сердцебиенье
Живого языка.
:Сидят теперь четыре института
Над словарем одним.
А Даль всё так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.

Михаил Матусовский

Обсуждение с детьми непонятных слов.
Помощь детям понять смысл стихотворения.

Показ портрета. Беседа о писателе.
Рассказы детей.

— Молодцы, ребята!

— Ребята, давайте вспомним, какие сказки
Владимира Ивановича мы прочитали. Я буду показывать иллюстрацию, а вы должны
догадаться, какая это сказка.

Дидактическая
игра «Узнай сказку по иллюстрации».

Показ иллюстраций. Дети угадывают.

— Ребята, мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Зрительная
гимнастика «Наблюдаем за птичкой»

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу (повторяем 3
раза)

Дети выполняют движения глазами, при этом
следят за птичкой на указке, которую держит воспитатель.

— А сейчас попробуйте отгадать загадки!

Загадки

Что выше леса? (Солнышко)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба
краюшка (Месяц)

Вся дорожка обсыпана горошком (Звезды и
небо)

Сестра к брату в гости идет, а он от нее
пятится (Ночь и день)

Махнула птица крылом и покрыла весь свет
одним пером (Ночь)

Дети отгадывают загадки.

— Молодцы, ребята, все загадки отгадали! А
теперь давайте поиграем в игру «Закончи пословицу». Я начну пословицу, а вы
попробуйте закончить.

Дидактическая
игра «Закончи пословицу»

·       
Под лежачий камень вода…(не течет)

·       
Труд человека кормит, а лень…(портит)

·       
Дело мастера…(боится)

·       
Кто хвалится, тот…(с горы свалится)

·       
Хлеб-соль кушай, а…(правду слушай)

— А сейчас я предлагаю Вам поиграть еще в
одну игру.

Игра-ассоциация
«Угадай сказку по предмету»

1.     Старик
Годовик (календарь)

2.     Лиса-лапотница
(лапоть)

3.     Медведь-половинщик
(колос)

4.     Девочка
Снегурочка (собачка)

5.     Привередница
(пирожок)

6.     Журавль
и Цапля (лягушка)

7.     Война
грибов с ягодами (корзинка).

Корзинка достается последним предметом.

Дидактическая
игра по развитию речи «Кузовок»

Дети встают в круг. Воспитатель берет
корзинку в руки и говорит:

-Вот тебе кузовок, клади в него, что есть
на «ок», обмолвишься — отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на
«ок»: «Я положу в кузовок клубок; а я — платок; я — замок,
коробок, сапожок, бащмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок,
лепесток, колобок» и прочее. После игры разыгрываются предметы, которые 
были в залоге.

— Следующая игра, в которую мы сейчас
поиграем, называется:                      «Кому из героев сказок В. И. Даля
принадлежат данные слова?

1. Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в
чести, в почете, а ныне никто на нас не посмотрит!.. (гриб Боровик)

2. Жученька, Жучок, беленькие ножки,
шелковый хвостик, пусти в хлевушок погреться (лиса из сказки «Девочка
Снегурочка»)

3. Нет, уж я раздумал, не хочу на тебе
жениться. Иди туда, откуда пришла! (Журавль)

4. Обидел, старик, поживился моим добром,
а я за свой лапоток и курочки не возьму! (лиса из сказки «Лиса-лапотница»)

5. Вот стану я ржаной хлеб есть! Я у
матушки да у батюшки и на пшеничный не гляжу! (Привередница)

— Молодцы, ребята, справились с заданием!

— А сейчас, ребята, я предлагаю Вам
вспомнить сказку В. И. Даля «Старик Годовик».

В: Какие это
четыре крыла у каждой птицы?

Д: недели. 
В: Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле?

Д: Это дни
недели.

В: Ребята,
а назовите дни недели.

Д: Понедельник,
вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
В: Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а
другая — черная? 

Д: Это день и ночь.

В: Молодцы, вы
ответили

В: Ребята, так кто
же такой Старик- годовик?

Д: год.

В: Времена года
следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год
называется круглым? Зима, весна, лето, осень – так и прошел год, и так до
бесконечности.

В: Давайте немного
разомнемся и заодно вспомним названия дней недели.

Физкультминутка.

В понедельник я
купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник —
рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго
умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол
играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал,
бегал, (Прыгаем.)

Очень долго
танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу,
воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я
отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Игра на
слуховое восприятие «Угадай время года»

Слушание аудиозаписей
«Звуки природы» Дети называют время года.

3.    Заключительная
часть

— Ребята, Вы сегодня молодцы! Правильно
отвечали на вопросы, дружно играли…

-Вам понравилось сегодняшнее путешествие
по сказкам В. И. Даля?

Ответы детей.

После детям раздаются листочки с
изображением контура разных птиц. Дети рассаживаются за столы, соотнося
контурное изображение с цветным, которое лежит на столе.

— В конце нашего путешествия я предлагаю
Вам нарисовать необычных птиц, у которых 4 крыла по 7 перьев на каждом. Птиц Вы
рисуете в соответствии с цветом кружочка, который лежит на столе (синий – зима,
зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень).

В конце занятия дети оценивают свои
рисунки и рисунки других детей. На доске оформляется выставка.

17900

Сказка «Ворона» В. Даля с иллюстрациями В. Конашевича

1

2

Подметила это ворона и ну перелетных птиц обижать, у них яички таскать!

Летел сыч и увидал, что ворона больших и малых птиц обижает, яички таскает.

— Постой, — говорит он, — негодная ворона, найдем на тебя суд и расправу!

И полетел он далеко, в каменные горы, к сизому орлу. Прилетел и просит:

— Батюшка сизой орел, дай нам свой праведный суд на обидчицу-ворону! От нее житья нет ни малым, ни большим птицам: наши гнезда разоряет, детенышей крадет, яйца таскает да ими своих воронят питает!

Покачал сизой орел головой и послал за вороною легкого, меньшого своего посла — воробья. Воробей вспорхнул и полетел за вороной. Она было ну отговариваться, а на нее поднялась вся птичья сила, все пичуги, и ну щипать, клевать, к орлу на суд гнать. Нечего делать — каркнула и полетела, а все птицы взвились и следом за ней понеслись.

Вот и прилетели они к орлову житью и обсели его, а ворона стоит посереди да обдергивается перед орлом, охорашивается.

3

И стал орел ворону допрашивать:

— Про тебя, ворона, сказывают, что ты на чужое добро рот разеваешь, у больших и малых птиц детенышей да яйца таскаешь!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина, я только одни скорлупки подбираю!

— Еще про тебя жалоба до меня доходит, что как выйдет мужичок пашню засевать, так ты подымаешься со всем своим вороньем и ну семена клевать!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Я с подружками, с малыми детками, с чадами, домочадцами только червяков из свежей пашни таскаю!

— А еще на тебя всюду народ плачется, что как хлеб сожнут да снопы в копна сложат, то ты налетишь со всем своим вороньем и давай озорничать, снопы ворошить да копны разбивать!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Мы это ради доброго дела помогаем — копны разбираем, солнышку да ветру доступ даем, чтобы хлебушко не пророс да зерно просохло!

Рассердился орел на старую врунью-ворону, велел ее засадить в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки. Там она сидит и по сей день!

Источник

План-конспект познавательной беседы-рассказа «Ворона»

Елена Кандакова
План-конспект познавательной беседы-рассказа «Ворона»

План-конспект познавательной беседы-рассказа «Ворона».

Материал для бесед о птицах, которые проводят зиму рядом с нами, об их особенностях, паводках, условиях обитания.

Материал будет полезен педагогам для занятий по познавательному развитию и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• вызвать интерес к окружающему миру;

• формировать реалистичные представления о природе;

• расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания;

• обогащать словарный запас, развивать связную речь;

• учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к пересказу текста;

• воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;

• активизировать внимание и память детей;

• развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения).

Вторая беседа-рассказ «Ворона».

Примерный план.

— Правильно, ворона. Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица! Она хорошо приспособилась жить рядом с человеком, прекрасно изучила его привычки и характер, даже научилась извлекать для себя пользу из деятельности человека.

— Ребята, а как выглядит ворона?

— Да, ворона довольно крупная птица. Она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое.

— А кто-нибудь знает, где выводят своих птенцов вороны?

— С наступлением весны многие вороны начинают собираться в путь-дорогу.

Они улетают из города или села в рощи и леса, и там: на деревьях, в густых кустарниках строят большие гнезда, которые внутри устилают пухом, сухими травинками и перьями.

Вороньи яйца, окрашенные в голубоватый и зеленоватый цвета с крапинками, насиживает самка. А самец заботливо кормит будущую маму. Через две недели из яиц вылупляются маленькие очень прожорливые воронята. Родители старательно кормят их, а затем учат летать и находить пропитание.

detsad 221345 1572498082

Проводится работа по звукопроизношение, разучивание чистоговорки:

Проворонила ворона воронёнка.

— Ребята, а чем питаются вороны?

— Да, вороны часто разоряют гнезда других птиц. Могут унести беспомощных птенцов или своровать оставленные без присмотра яйца. Если птица сидит на кладке и не хочет улетать, вороны прибегают к такому трюку: одна из ворон садится недалеко от гнезда и дразнит птицу, другая сторожит, спрятавшись в ветвях. Едва птица слетит с гнезда, чтобы прогнать надоевшую обидчицу, ворона хватает яйцо и улетает с ним.

— Летом и весной стаи ворон кружатся над заливными лугами, раскинувшимися вдоль речных берегов. Здесь воронам раздолье – полакомиться лягушками или отнять рыбу у скользящих над водой чаек.

Проводится динамическая пауза «Вороны»

Вот под елочкой зеленой (встали)

Скачут весело вороны: (прыгаем)

Кар-кар-кар! (громко) (хлопки над головой в ладоши)

Целый день они кричали, (повороты туловища влево-вправо)

Спать ребятам не давали: (наклоны туловища влево-вправо)

Кар-кар-кар! (громко) (хлопки над головой в ладоши)

Только к ночи умолкают (машут руками как крыльями)

И все вместе засыпают: (садятся на корточки, руки под щеку,засыпают.)

Кар-кар-кар! (тихо) (хлопки над головой в ладоши).

— А как вы думаете, есть ли у ворон враги?

— Правильно, у ворон есть опасный враг. Ночью, когда птицы безмятежно спят в своих гнёздах, на них может напасть лесной филин. Не прощают вороны зла. И если найдут убежище филина, налетают на него всей стаей.

Вороны не только громко каркают, они умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека, а обученные птицы даже произносят отдельные слова.

— Ребята, почему ворон называют хитрыми, находчивыми и дружными птицами? Как вы думаете?

— Любят вороны подразнить собак – усядется птица неподалёку от собачьей будки на дерево и начинает громко гавкать: «Гав! Гав! Гав!» Собака рвётся с цепи, заливается лаем, а ворона довольна своей проделкой.

Многие вороны охотно развлекаются: словно малые дети, катаются с ледяных горок или соскальзывают с гладких позолоченных соборных куполов. Большая стая птиц облюбовала территорию Кремля и попортила золотое покрытие куполов. Люди придумывали разные способы, стараясь прогнать нахальных птиц. Даже завели хищных соколов и ястребов. Но вороны их не испугались. Сбившись в большую стаю, они бросались на сокола и прогоняли его прочь. Тогда кто-то придумал записать на магнитофонную пленку тревожный вороний крик, предупреждающий птиц об опасности. Это средство подействовало безотказно. Едва вороны заслушали сигнал опасности – тотчас разлетались!

Чтение отрывка из рассказа С. Кучеренко

«Здоровая ворона ухаживала за больной, уложенной на сухую траву под приподнятой валежиной…» (дети отвечают на вопросы педагога по ходу чтения)

Литература:

С. Д. Шлотгауэр «Времена года» Хрестоматия дальневосточной природы

В. П. Горощенко «Природа и люди» Пособие для педагогов

detsad 898055 1555968913

Конспект познавательной беседы «Куклы Дуняша и Васятка встречают детей» в рамках проекта «Куклы наших бабушек» Конспект познавательной беседы в 1 младшей группе «Куклы Дуняша и Васятка встречают детей». ОО Социально-коммуникативное развитие. Задачи:.

Конспект познавательной беседы с детьми дошкольного возраста «Интересные факты из истории математики» ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие», формирование элементарных математических представлений. Конспект познавательной беседы «Такие разные.

detsad 898055 1555969534

Конспект познавательной беседы в младшей группе «Зайчик на пальчик» в рамках проекта «Куклы наших бабушек» Задачи: 1. Познакомить детей с народной игрушкой – зайчиком на пальчик. 2. Продолжать развивать у детей интерес к игрушкам и игровой деятельности.

План-конспект беседы по произведению Пришвина «Ребята и утята». Литературный анализ рассказа План конспект по обучению детей пересказу сказки Ушинского «Умей обождать».(средняя группа). Цель : Формировать умения в области морфологической.

План-конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Деньги вчера, сегодня, завтра» Цель : знакомство с историей возникновения денежных знаков. Материалы: для воспитателя: деньги (монеты, купюры, тематическая презентация.

План — конспект беседы с детьми старшей группы «Что такое дорога и немножко про шоферов» План-конспект беседы с детьми старшей группы «Что такое дорога и немножко про шоферов» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

Конспект познавательной беседы «Народы России» Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к.

detsad 337213 1571741756

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Жук бронзовка» Пока дети сладко спали, к нам окно влетел красивый жук. Как он умудрился пролезть через маскитную сетку, трудно сказать, но как-то сумел.

Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «Моя семья» Цель: Продолжать закреплять знания детей о своей семье. Познакомить детей с родословным древом. Учить отвечать на поставленные вопросы.

Источник

Ворона — сказка Даля

Ворона — короткая сказка Владимира Даля, популярность которой с годами только растет. В ней говорится о том, как в одном местечке жила ворона. Ее круг общения состоял из собственных детей, их мамок и нянек. Однажды ворона заметила, что вокруг много и перелетных птиц. К каким выводам пришла ворона после этого, прочтите вместе с детьми из небольшого произведения. Оно учит справедливости, взаимовыручке и компромиссу. Кроме того, сказка осуждает эгоизм, воровство и ложь.

pdf

print

Жила-была ворона, и жила она не одна, а с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками. Прилетели птицы из заморья, большие и малые, гуси и лебеди, пташки и пичужки, свили гнезда в горах, в долах, в лесах, в лугах и нанесли яичек.

Подметила это ворона и ну перелетных птиц обижать, у них яички таскать!

Летел сыч и увидал, что ворона больших и малых птиц обижает, яички таскает.

— Постой, — говорит он, — негодная ворона, найдем на тебя суд и расправу!

И полетел он далеко, в каменные горы, к сизому орлу. Прилетел и просит:

— Батюшка сизой орел, дай нам свой праведный суд на обидчицу-ворону! От нее житья нет ни малым, ни большим птицам: наши гнезда разоряет, детенышей крадет, яйца таскает да ими своих воронят питает!

Покачал сизой орел головой и послал за вороною легкого, меньшого своего посла — воробья. Воробей вспорхнул и полетел за вороной. Она было ну отговариваться, а на нее поднялась вся птичья сила, все пичуги, и ну щипать, клевать, к орлу на суд гнать. Нечего делать — каркнула и полетела, а все птицы взвились и следом за ней понеслись.

Вот и прилетели они к орлову житью и обсели его, а ворона стоит посереди да обдергивается перед орлом, охорашивается.

И стал орел ворону допрашивать:

— Про тебя, ворона, сказывают, что ты на чужое добро рот разеваешь, у больших и малых птиц детенышей да яйца таскаешь!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина, я только одни скорлупки подбираю!

— Еще про тебя жалоба до меня доходит, что как выйдет мужичок пашню засевать, так ты подымаешься со всем своим вороньем и ну семена клевать!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Я с подружками, с малыми детками, с чадами, домочадцами только червяков из свежей пашни таскаю!

— А еще на тебя всюду народ плачется, что как хлеб сожнут да снопы в копна сложат, то ты налетишь со всем своим вороньем и давай озорничать, снопы ворошить да копны разбивать!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Мы это ради доброго дела помогаем — копны разбираем, солнышку да ветру доступ даем, чтобы хлебушко не пророс да зерно просохло!

Рассердился орел на старую врунью-ворону, велел ее засадить в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки. Там она сидит и по сей день!

Источник

  • Смысл рассказа огурцы носова
  • Смысл сказки волк и семеро козлят
  • Смысл сказки аталия принцепс
  • Смысл сказки белоснежка и семь гномов
  • Смысл рассказа чучело железников