Смысл сказки царевна несмеяна

По теме: методические разработки, презентации и конспектыигры с детьми 3-4 лет.приложение к проведению нод по лексическим темам профессии, инструменты.в данной

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с детьми 3-4 лет.

Приложение к проведению НОД по лексическим темам «Профессии», «Инструменты».

В данной картотеке представлены пословицы, поговорки и загадки о весне для детей старшего дошкольного возраста.

Сборник загадок по русским народным сказкам.

Приближается 23 февраля, праздник, который у нас традиционно считается не только Днем защитника Отечества, но и мужским днем. В детских садах будут проходить тематические беседы и развлечени.

Источник

Пословицы и присказки из сборника Даля

В книге В. И. Даля «Пословицы русского народа» теме пословиц из сказок посвящены два раздела:

Жил-был царь овес, он все сказки унес. Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать. Небылица в лицах. Из сказки (Из песни) слово не выкидывается. Не за былью и сказка гоняется. Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается. Чур мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет). Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В некотором царстве, в некоем государстве. В тридесятом царстве. За тридевять земель, в тридесятом государстве. Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство. На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь. На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел-горюч камень алатырь. Берега кисельные, реки сытовые (молочные). На поле-поляне, на высоком кургане. В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами. Под светлым месяцем, под белыми облаками, под частыми звездами и пр. Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли. Не сизый орел, не ясный сокол подымается… Не лебедь белая (серая) выплывала… Не белы снега в чистом поле забелелись… Не черны леса дремучие чернеются… Что не пыль в поле подымается. Не туман сизый с раздолу подымается… Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком. Вправо поедешь (по раздорожью) – коня потеряешь; влево поедешь – самому живу не быть. Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является. За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные. Чудо-юдо, мосальская губа. Мертвой и живой воды добыть. Мертвой водой окропить – плоть и мясо срастаются, живой водой окропить – мертвый оживает. Свинка – золотая щетинка. Конек-горбунок. Сивка-бурка, вещий каурка. Змей-горыныч. Мальчик с пальчик. Девочка-снегурочка. Девчурка-снегурка. Меч-кладенец. Калена стрела. Тугой лук. Копье булатное, мурзамецкое. Семи пяденей во лбу. Промеж глаз калена стрела укладывается. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Шапка-невидимка. Сапоги-самоходы. Скатерть-хлебосолка. Сума, дай пить и есть. Коврик-самолет и пр. Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей. Огнем дышит, полымем пышет. Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает. С молодецкого посвисту пыль столбом. Попрыски (след) молодецкие, ископыть (комья из-под копыт) богатырская. Конь копытом бьет, удила грызет. Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет. Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет. Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды. Конь лежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей). Из милости копытом траву-мураву досягает. По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре. Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком. Облачается небесами, подпоясывается зарями, застегивается звездами. Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась. Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом! Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди! Стань передо мной, как лист перед травой! Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост!

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Какие пословицы подходят к сказкам

***

Помните, в «Малахитовой шкатулке» Танюшка любила открывать заветный ларчик, долго-долго перебирать и забавляться драгоценными украшениями? А если представить, что в таком же волшебном сундучке лежат сказки и пословицы? Как к браслетам Танюшка подбирала кольца, к ожерелью – серьги, так и к сказкам занятно подбирать пословицы и поговорки.

Народные сказки

«У страха глаза как плошки, а не видно ни крошки» — сказка «Кот и Лиса». Маленького невзрачного кота большие лесные звери из-за страха описывали огромным чудищем.

В украинской сказке «Сирко» взаимовыручка помогает псу Сирку остаться при хозяевах, а Волку выжить зимой — «Рука руку моет, а обе руки – лицо».

В «Колоске» ленивые мышата Круть и Верть правильно поняли намек Петушка. « Кто не работает, тот не ест» – это выражение и пословица и лозунг одновременно.

Благодаря смекалке, солдат в сказке «Каша из топора» сытно поел у скупой старухи. «Смекалка и воду останавливает» — говорят якуты. «Где не поможет топор, там подсобит смекалка».

«Крошешка -Хаврошечка» — «Творящий добро получает хорошее, творящий зло получает дурное» (турецкая пословица).

Женская хитрость и ум Марджаны помогают Али-Бабе справиться с сорока разбойниками. Узбекская и персидская пословицы на этот счёт говорят — «Хитрость одной женщины – вьюк для сорока шести ишаков», «А хитрость и в былые времена была с умом и доблестью сходна».

Сказки «Царевна-Лягушка» и «Аленький цветочек» схожи тем, что их главные герои сумели рассмотреть светлую душу за безобразной внешностью. «Не смотри на тело, не смотри на платье, смотри в душу» — говорит азербайджанская пословица.

Сказки Пушкина

Долги необходимо отдавать, а «Обещание – это долг» — напоминает креольская пословица. Царь Дадон из «Сказки о золотом петушке» за отказ от своих слов поплатился жизнью.

Поговоркой стали заключительные слова «Сказки о рыбаке и рыбке». У разбитого корыта старуха осталась из-за неуёмной жадности. «Мешок желаний не имеет дна» — утверждает японская пословица. «Кто гонится за многим, тот лишиться малого» – предостерегает крымско-татарская мудрость.

Зарубежные сказки

В дивных сказках и историях Андерсена пословица или поговорка иногда бралась за основу сюжета. «Всяк знай свое место!» или «Всякий сверчок — знай свой шесток». В сказке автором приводится поговорка: «Спрятать дудку в карман». Это означает перекрыть поток неприятных новостей.

Ключевой фразой сказки «Пятеро из одного стручка» стала французская поговорка – «Делай, что должно, и будь, что будет».

Высокомерная принцесса готова поступиться своей спесью ради безделушек и целовать простого Свинопаса. «Спесь губит достоинство», «Гордость выезжает верхом, а возвращается пешком».

Красивую и печальную сказку о Русалочке хорошо характеризуют испанские пословицы – «Большая любовь всё прощает», «Любовь никогда не бывает без грусти». «Любовь молчаливого светлячка, жарче любви трескучей цикады» — так говорят японцы, когда невозможность признаться в чувстве только его усиливает.

Храбрый портняжка братьев Гримм победил великана отнюдь не силой. «Там, где сила бесполезна, поможет ум» — подсказывает египетская пословица. «Храбрость – сестра победы».

В «Золушке» трудолюбивая девушка, исполняя всевозможные прихоти матери и сестер, получила щедрое вознаграждение от феи. «Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются» — английская пословица.

Сказок много, а пословиц ещё больше. Значит, волшебный сундучок можно пополнять до бесконечности и быть самым богатым в мире. «Имеешь ум – следуй за ним, нет его – следуй за пословицей» — туркменская пословица.

.

*** Внимание! Авторский материал — копирование статьи запрещено.

.

Загадки по сказкам Андерсона для детей с ответами


Загадки по сказкам Андерсона для детей с ответами
Загадки по сказкам Андерсона для детей с ответами:

Хоть сказка не русская — сказка не наша. Любимые в ней, два персонажа. У мальчика с детства, подружка была. Она по — соседству, напротив жила. Смелая, верная эта подруга В беде не бросала, любимого друга! (Кай и Герда.)

Добрая девочка с рыбьим хвостом, Пена морская была ее дом. В принца влюбилась бедняжка морская. От ведьминой силы вмиг стала немая. На стройные ноги свой голос сменила. Как имя у девочки, что принца любила? (Русалочка.)

Король, не ведая коварства, Смог удивить за раз половину царства. Рассмешил своим нарядом, Всех людей, что были рядом. (Новый наряд Короля.)

Мама мечтала о маленькой дочке. Ячменное зернышко посадила в горшочке. Вырос прекрасный, красивый цветочек. Девочка в центре, с мизинчик росточком. (Дюймовочка.)

Три собаки под землей, Охраняли свой покой. Сундуки монет под ними, Были медно-золотыми. (Огниво.)

Что сказать на самом деле, Сто перин на той постели. Но красавице-девице — Темной ноченькой не спиться. Не сомкнула глаз ни разу… Принц влюбился в нее сразу. Королевой хитрой брошена, Всему виной горошина! (Принцесса на горошине.)

Девушка братьев любила, жалела. Снять колдовство она очень хотела. Ночами трудилась, себя не жалея. Ходила на кладбище от страха робея. Хоть и жгла крапива руки, Но она терпела муки. Обед молчания храня – Шила рубашки под светом огня. (Дикие лебеди.)

Бравых 25 солдат, И друг другу каждый брат. Самый младший из бойцов Был на подвиги готов. В грустной сказке – западня… Нет спасенья от огня. (Оловянный солдатик.)

Для юной принцессы послал принц подарки! Они восхитительны были и ярки. Прекрасная роза, живой соловей Но были подарки не по сердцу ей. Тогда принц оделся в простую одежду. В душе не теряя, жениться надежду. Он стал не приметный для тысячи глаз. И прозвище дали ему …. (Свинопас.)

Он, как люди, в доме жил, Но для всех незримым был. Знал про все в хозяйской лавке, Только пищу ждал с добавкой В зимний, праздничный сочельник — Трудолюб, а не бездельник Тот, кто тайну вдруг открыл: «Как без книги прежде жил?!» (Домовой у лавочника.)

Загадки по сказкам Чуковского для детей с ответами


Загадки по сказкам Чуковского для детей с ответами
Загадки по сказкам Чуковского для детей с ответами:

Кто не моет, не стирает, Мусор, грязь не убирает? От кого сбежали чашки? Есть такая замарашка. Ни к чему вопросы, споры — Всем знакома та Федора. Я дала тебе подсказку, Назови скорее сказку. (Федорино горе.)

Все вокруг валяется, Не чистится, не моется И не убирается. Не знаете, кто это? Не женщина — умора Ленивая-ленивая Зовут ее … . (Федора.)

Убежали от грязнули Чашки, ложки и кастрюли. Ищет их она, зовет И в дороге слезы льет. (Федорино горе.)

В этой сказке угощенье — К чаю вкусное варенье. В самоваре — кипяточек, Пей неспешно, по глоточку, И любуйся на гостей! А когда придет злодей, Не робей и будь смелей, Бей его ты без затей! Если сладишь с Пауком Вместе с храбрым Комаром, Выручишь его невесту! Назови ее тут к месту, Это … . (Муха-Цокотуха.)

Шло веселье за столом И гостей был полон дом. Муху злой паук схватил, Паутиною скрутил. Тут бы мухе был конец Да явился удалец! Нет пощады пауку: Остра сабля на боку, А в руках — фонарик. Муху спас … . (Комарик.)

Муха самовар купила. Блошек в гости пригласила. Разбежались гости эти, Когда муху бросил в сети Злой, противный старичок. Звать злодея — … . (Паучок.)

Вот совсем как человечек Скачет маленький … . (Кузнечик.)

Не жалеет лаптей, Бьет чечетку … (Муравей.)

Сапогами топ-топ! Кто так пляшет? … (Клоп-Клоп.)

Загадки по сказкам для детей 6-7 лет


Загадки по сказкам для детей 6-7 лет
Загадки по сказкам для детей 6-7 лет:

Я, красив, силен, могуч, Я грознее грозных туч, Я умнее всех, нет слов, — Много у меня голов. (Ответ: Змей Горыныч.)

Уходя, просила мать Никому не открывать, Но открыли дети дверь! Обманул зубастый зверь — Песню мамину пропел. Кто потом козляток съел? (Ответ: Волк.)

Я королева из страны, Где нет ни лета, ни весны, Где круглый год метель метет, Где всюду только снег и лед. (Ответ: Снежная королева.)

Черепахе триста лет. Уж ее и старше нет. И она-то рассказала Тайну, о которой знала И которую хранила, Буратино ключ вручила: «Вот он, ключик золотой. В город Счастья дверь открой. Я ж в пруду останусь тут». Черепаху как зовут? (Ответ: Тортилла.)

Угадайте-ка, ребята: Кто же где-то и когда-то Все моря избороздил, С корабля сошел по трапу И в свою большую шляпу Лилипутов посадил? (Ответ: Гулливер.)

В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. (Ответ: Красная шапочка.)

Мой вопрос совсем не трудный, Он — про город Изумрудный. Кто там был правитель славный? Кто там был волшебник главный? (Ответ: Гудвин.)

У Золушки с ножки Свалилась случайно. Была не простою она А хрустальной. (Ответ: Туфелька.)

Стоит в лесу избушка, Живет в избе старушка. Не входи в избушку: Съест тебя старушка! (Ответ: Баба Яга.)

В квартире звонил телефон. Со мной говорил папа Слон, Просил шоколад. Больше пуда! Скажи-ка, звонил он откуда? (Ответ: От верблюда.)

Сладкий яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнем, И светло вокруг, как днем. (Ответ: Жар-птица.)

Козел тот особенный был: Правой ножкой о камешки бил, В каком месте топнет — камень дорогой появится. Даренка все смотрит и удивляется. Издалека-то его не разглядишь, не разберешь, А близко к нему, как ни старайся, не подойдешь. (Ответ: Серебряное копытце.)

Загадки по сказкам Пушкина для детей с ответами


Загадки по сказкам Пушкина для детей с ответами
Загадки по сказкам Пушкина для детей с ответами:

Пушки с пристани палят, Всем сейчас сказать велят, Как зовется этот остров, Где живется сказкам просто? (Буян.)

Он невидим и могуч, Он гоняет стаи туч, Он гуляет на просторе, Кораблям — подспорье в море. (Ветер.)

В день, когда в своей столице Сын Салтана княжить стал, С разрешения Царицы Сам себе он имя дал. (Гвидон.)

А кому, скажи, дружок, Громко-громко петушок Все кричал: «Ки-ки-ри-ку! Царствуй, лежа на боку!» (Дадону.)

Дочка царская живет У семи богатырей. А кого царевна ждет? Вспоминайте поскорей! (Елисея.)

Сказка — ложь! Да в ней намек, Лютой жадности упрек. В то старуха слезы льет, В чем стирать нельзя белье. (Корыто.)

Немало сказок интересных Поведать может кот ученый. Так назовите же то место, Где с цепью дуб растет зеленый? (Лукоморье.)

Эта ведьма — старуха злая. Колдовством себя изменяет: То змеею влетит в окошко, То вдруг явится черной кошкой. (Наина.)

На свадьбе у Руслана и Людмилы Средь витязей названных тоже был он. Криклив на пире да в застолье, Но подл и слаб как воин в поле. (Фарлаф.)

Свой дозор несут не зря Тридцать три богатыря. Во главе ж дружины той Дядька грозный и седой. (Черномор.)

Что свежо и так душисто, Что румяно, золотисто? В сказке Пушкина оно Ядом злым напоено. (Яблоко.)

Загадки по сказкам — лучшая подборка


Загадки по сказкам — лучшая подборка
Загадки по сказкам — лучшая подборка:

Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом… Кем же были эти Маленькие дети? (Семеро козлят.)

Была она артисткой Прекрасной, как звезда, От злого Карабаса Сбежала навсегда. (Мальвина.)

Вот совсем нетрудный, Коротенький вопрос, Кто в чернильницу сунул Деревянный нос? (Буратино.)

Человек немолодой Вот с такущей бородой. Обижает Буратино, Артемона и Мальвину, И вообще для всех людей Он отъявленный злодей. Знает кто-нибудь из вас Кто же это? (Карабас.)

Чуть больше ноготка. В кроватке из ореха Девочка спала. И такою маленькой Милою была. Ты читала такую книжку? Как зовут эту малышку? (Дюймочка)

Дюймовочки жених слепой Живет все время под землей. (Крот.)

В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. (Красная Шапочка.)

Она была подружкой гномов И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка.)

Скорей бы приблизился вечер, И час долгожданный настал, Чтоб мне в золоченой карете Поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает Откуда я, как я зовусь, Но только лишь полночь настанет, К себе на чердак я вернусь. (Золушка.)

Дед и баба вместе жили, Дочку из снежка слепили, Но костра горячий жар Превратил девчурку в пар. Дед и бабушка в печали. Как же их дочурку звали? (Снегурочка.)

Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка (Снегурочка.)

Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек — копытца. Трое их — и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)

Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит.)

Этот сказочный герой С хвостиком, усатый, В шляпе у него перо, Сам весь полосатый, Ходит он на двух ногах, В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах.)

Загадки по сказкам о волшебных предметах для детей с ответами


Загадки по сказкам о волшебных предметах для детей с ответами
Загадки по сказкам о волшебных предметах для детей с ответами:

Мы помогаем бегать, Обуешь – не догнать! В них станешь ты со скоростью, Нет, не ходить – летать! (Сапоги – скороходы.)

Взмахнет ей фея очень плавно И чудо вдруг произойдет, В карету тыква превратится, На бал девчонка попадет! (Волшебная палочка.)

Только ее развернешь – Сразу про голод забудешь! Яства такие найдешь, Что в магазине не купишь! Можно ее не стирать! Поел и сворачивай сразу. Где бы ее нам достать? Волшебники ткут по заказу! (Скатерть-самобранка.)

В него смотрелся тролль, Царица, сердцем злая… Принес осколок боль И холод в сердце Кая! (Зеркало.)

Ее нигде не купишь И даже не сошьешь, На голову наденешь, Невидимым идешь! Ну, где же взять такую На добрые дела, И чтобы по размеру И цвету подошла?! (Шапка-невидимка.)

По тарелке катится Чудо наливное – Яркое, блестящее, Вкусное такое! Съесть нельзя, иначе Волшебство уйдет, И изображение Сразу пропадет! (Яблочко.)

В старых сказках Он, как компас! С ним никто не пропадет, Бросишь сразу на тропинку, И беги за ним вперед! (Клубочек.)

Он рос в саду волшебном И лепестки ронял, В одной чудесной сказке Желанья исполнял! И лишь одно желание Пользу принесло, Был исцелен мальчишка, Несчастьям всем назло! (Цветик-семицветик.)

Спящей красавице Боль принесло, В нем затаилось Ведьмино зло. (Веретено.)

На ней за дровами, На ней же – к царю! О чем я, ребята, Сейчас говорю? (Печка.)

Видео: Загадки про сказки и героев сказок

На нашем сайте вы можете найти много интересных загадок для веселого времяпровождения:

  • Загадки про овощи с ответами — лучшая подборка для детей
  • Загадки на логику — лучшая подборка для детей и взрослых
  • Загадки с подвохом для взрослых — лучшая подборка
  • Загадки для взрослых — лучшая подборка с ответами
  • Разные загадки для детей с ответами.
  • Загадки про зиму и Новый год для детей дошкольного и школьного возраста
  • Загадки про весну для детей дошкольного и школьного возраста
  • Загадки про лето для детей дошкольного и школьного возраста

Загадки по сказкам для детей 10-11 лет


Загадки по сказкам для детей 10-11 лет
Загадки по сказкам для детей 10-11 лет:

Волшебные туфли надел он на ножки, И всех перегнал на спортивной дорожке. Украсть падишах его туфли пытался, Но только в итоге сам с носом остался. (Маленький Мук.)

Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком. Раньше многим неизвестный, Стал он каждому дружком. (Чиполлино.)

Его отца схватил Лимон, В темницу бросил папу он… Редиска — мальчика подруга, Не бросила в беде той друга И помогла освободиться Отцу героя из темницы. И знает каждый, без сомнений, Героя этих приключений. (Чиполлино.)

Я в семействе не один, Третий, самый младший сын. Каждый, кто со мной знаком, Называет дурачком. Не согласен я никак — Не дурак я, а добряк. (Иван-дурак.)

В день именин она разбогатела. Попировать с друзьями захотела, Но тут ее злодей задумал погубить, Решил ее он задушить. Это скандал, это кошмар. Но помешал ему комар! (Муха-цокотуха.)

Герой той сказочки известный В масленке-шляпе, он железный! Он смелый, храбрый, с топором. Но только, вот беда, при том Воды боится. Просто смех! Герой — … (Железный дровосек.)

Он шепчет: «Я боюсь, боюсь…» Он — Царь зверей и он же — трус? Даст Гудвин смелость. Осмелев, Начнет рычать трусишка … (Лев.)

За умными мозгами Он в город шел с друзьями. Преграда не страшила. Был смельчаком … (Страшила.)

Он — любитель чистоты. Умывался ль утром ты? Если — нет, тогда приказ Даст мочалкам он тотчас, Грозный строгий командир Умывальник … (Мойдодыр.)

Женя, дернув лепесток, Говорила: «На восток, Север, запад, и на юг Ты лети, а кончив круг, Сделай чудо, лепесток!» Как волшебный звать цветок? (Цветик-семицветик.)

Долго-долго терпела посуда И решила: «Уходим отсюда!» Даже ложки ушли и стаканы, И остались одни тараканы. Все ушли от нее, без разбора. Имя этой неряхи — … (Федора.)

Небольшого росту девка, И сама вся статная, И коса ее чернявая, Да такая ладная. Платье цвета малахита, В косе ленты красные, Глаза, словно изумруды, — Зеленые, опасные. (Хозяйка Медной горы.)

Это скатерть знаменита Тем, что кормит всех она. Что сама собой она Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка.)

Послушным детям зонтик разноцветный, А непослушным — черный полагается. Он гном-волшебник, многим он известный, А у, скажи, как гном то называется. (Оле-Лукойе.)

Стрела молодца угодила в болото, Ну где же невеста? Жениться охота! А вот и невеста, глаза на макушке. Невесту зовут … (Лягушка.)

Кто в корзине Машу нес, Кто садился на пенек И хотел съесть пирожок? Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был? … (Медведь.)

Кто работать не хотел, А играл и песни пел? К братцу третьему потом Прибежали в новый дом! От волка хитрого спаслись, Но долго хвостики тряслись! Сказка известна любому ребёнку, И называется … (Три поросенка.)

Все лето они веселились, играли, А осень пришла, строить домики стали, Два дома снес волк — все укрылись в одном, И дружно зажили в том доме втроем. (Три поросенка.)

Хрю-хрю-хрю — каких три братца Больше волка не боятся, Потому что зверь тот хищный Не разрушит дом кирпичный? (Три поросенка.)

Загадки по сказке про Колобка для детей с ответами


Загадки по сказке про Колобка для детей с ответами
Загадки по сказке про Колобка для детей с ответами:

Он от дедушки ушел И от бабушки ушел. Только, на беду, в лесу Встретил хитрую Лису. (Колобок.)

Прямо с полки, за порог… Убежал румяный бок. Укатился наш дружок, Кто же это …? (Колобок.)

Его съесть хотели все, Но попал он в пасть к лисе. Сдобный, маленький клубок В сказке звался …. (Колобок.)

Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол И от бабушки ушел. У него румяный бок… Вы, узнали? (Колобок.)

Круглолиц, без рук, без ног, Он из сказки… (Колобок.)

На тарелочке лежал, Как остыл и убежал. Встретил он зверей в лесу, На беду свою — лису. Ей попался на зубок Круглый, вкусный … (Колобок.)

Из муки, сметаны он В жаркой печке был печен. На окошке полежал Да из дома убежал. Он румян и круглобок Кто же это? (Колобок.)

Бабка из муки в печи Испекла не калачи, Круглый он, румяный бок- Это вкусный… (Колобок.)

Ото всех он укатился И в лесочке очутился, Даже самый страшный волк Съесть его никак не смог! Но к лисичке на зубок Вдруг попал наш … (Колобок.)

Загадки-обманки про сказки — подборка с ответами


Загадки-обманки про сказки — подборка с ответами
Загадки-обманки про сказки — подборка с ответами:

– Где ваше платье бальное? Где туфелька хрустальная? – Простите, я спешила… Меня зовут Страшила. (Золушка.)

Плюшек я тебе припас! Прилети ко мне хоть раз, Мастер всяческих проказ, Лучший в мире Карабас! (Карлсон.)

Девочка пела в темном лесу: – Бабушке я пирожки принесу! Шапочка – словно малина! Девочку звали Мальвина. (Красная Шапочка.)

Целый день в зеленой коже, Целый день все “квак” да “квак”. Но скрывается под кожей Всех мудрей и всех пригожей… Кто? Царевна Шапокляк! (Царевна-лягушка.)

Он пиявок добывал, Карабасу продавал, Весь пропах болотной тиной, Его звали… (Ответ: Буратино — Дуремар.)

С голубыми волосами И огромными глазами, Эта куколка — актриса, А зовут ее … (Ответ: Алиса — Мальвина.)

Во дворце она живет И все время слезы льет. Ах, как хочет царь—отец Плачу положить конец! (Ответ: Царевна Несмеяна.)

Пугал он галок и ворон, Теперь сидит на троне он. Правитель мудрый, добрый, милый, Ну а зовут его? (Ответ: Страшила.)

Ну почему, ну отчего Такое невезение? Пропал мой хвост, Прекрасный хвост В день моего рождения! (Ответ: ослик Иа)

Я одеваюсь очень модно, Поколочу кого угодно, На все вопросы отвечаю: «Отстаньте, братцы, я не знаю!» (Ответ: Незнайка.)

Хоть он стоек был и смел, Но в огне не уцелел. Младший сын столовой ложки, Он стоял на крепкой ножке. Не железный, не стеклянный, Был солдатик (Ответ: Оловянный.)

Сценарий новогоднего праздника для детей средней группы

«Новогоднее превращение Царевны – Несмеяны в Снегурочку»

Действующие лица: 

Взрослые — Ведущая, Дед Мороз, Царевна – Несмеяна, она же и Снегурочка, Факир, 2 Няньки, Белоснежка

Дети -Гномы, Ёлочки, Пёс Дружок.


Атрибуты: светящаяся волшебная палочка для Факира, наряд для Снегурочки, серпантин, мешок для подарков, платочек для Царицы. 

Дети входят в зал под песню «С Новым годом, друзья» («Непоседы»). Образуют хоровод.
Ведущая. Всем нам очень хорошо! Весело сегодня,
Потому что к нам пришел праздник новогодний!

1.Ребенок. В детском садике с утра – музыка и пенье.
Нарядилась детвора, как на день рождения.

2. Ребенок. Самый лучший праздник – это Новый год!
Каждый его любит, каждый его ждет.
Бабушки и мамы, дедушки и папы,
Взрослые и дети
Все дети хором: Все на свете!

Ведущая. Елка тоже песен ждет, дружно водим хоровод!

Хоровод «Елочка – зеленая иголочка» муз. и сл. О. Девочкиной.


Ведущая. Наша ёлка всем на диво: и стройна и велика.
Сядем тихо и посмотрим на нее издалека.
Дети цепочкой идут к стульчикам и садятся.


Ведущая. Праздник продолжается.
Возле елочки зеленой, сказка начинается.


Музыка, выходит Царевна – Несмеяна (она же Снегурочка), за ней идут мамки – няньки

Царевна (в руках платочек). У – у – у! Я Царевна – Несмеяна, я реветь не перестану. 
У – у – у! А – а – а!
Проходят около детей, останавливаются перед ёлкой.
1 –я нянька. Каждый раз на обед тебе даём килограмм конфет.
Царевна – Несмеяна (плачет). Нет у меня радости от этих сладостей.
2 –я нянька. Несмеянушка, может. что у тебя случилось? Или что у тебя болит?
Царевна – Несмеяна. Ничего не болит! У – у – у! А – а – а!
1 – я Нянька. Несмеянушка, посмотри, какая красивая ёлка! 
Няньки (вместе). Мы – няньки нарядили ёлку до макушки. Из коробок доставали лучшие игрушки.
2 –я нянька. Рученьки твои беленькие берегли, чтобы они уколоться о ёлочку не могли. Неужели ты не рада ёлочке?
Царевна – Несмеяна. Нет! Я не ра-а-а-да!
Няньки каждый шаг мой стерегут. Создают мне покой и уют.
И рукой шевельнуть не дают. Даже ёлочку не я наряжала (плачет).
2 –я нянька. Наплакала речку, наплакала море.
Так и утонем вскоре! Кто же ее распотешит? Кто же ее рассмешит?

Ведущая. Давайте, мы попробуем развеселить Царевну – Несмеяну!
Няньки (вместе). Кто это – мы?!
Ведущая. Мы – дети дошкольного отделения группы «Звездочки».
Няньки (вместе). Попробуете! Доверяем Царевну – Несмеяну вам!
Музыка. Уходят.


Ведущая. В мире есть такое диво:
Белоснежка где – то есть, что не можно глаз отвесть.
Гномы с ней везде бывают, песни дружно распевают.
Царевна. Да такого не бывает.


Музыка, выходит Белоснежка.
Белоснежка. Правда есть такое диво, интересно и красиво!
Эй, вы гномы, выбегайте Несмеяну удивляйте!

Гномы:

1.Гномик — очень маленький,
Но зато — удаленький!
Улыбается игриво;
Умный, добрый и красивый!

2. Гномик — чудо из чудес!
Его домик — это лес.
Гномику не страшно;
Гномик ведь отважный!

3.Гномик! Скоро Новый год!
Что с собой он принесёт?!
Гномик рад его встречать.
Своим танцем развлекать.


Танец гномов.

Царевна. Удивили! Но я – Царевна – Несмеяна, реветь не перестану!
Ведущая. Послушай, Несмеяна! 
Есть еще на свете диво: на востоке дворец стоит красивый,
Во дворце живет Факир – фокусник на целый мир!.
Если кто его попросит – может чудо совершить!
К нам сюда сейчас идет – фокусы с собой несет!

Музыка, входит Факир.
Факир. Слышу я, здесь все играют, веселятся, не скучают!
Вот вам первый фокус мой! Превратитесь, иголки, в зеленые ёлки!
Факир бросает иголки на ёлку, музыка, выходят ёлочки.

Елочки:

1. Ели на опушке —                                                                 2. А внучата-елочки —

До небес макушки —                                                                  Тонкие иголочки

Слушают, молчат,                                                                     У лесных ворот

Смотрят на внучат.                                                                   Водят хоровод.

3. Встали елки в хоровод –

Машут вам ветвями

И танцуют для гостей,

Веселятся с вами.


Танец ёлочек.

 
Царевна после танца продолжает реветь.
Ведущая. Все играет, всё поет. Несмеяна лишь ревет.
Слышала я, что ты волшебник, мастер фокусы творить, можешь чудо совершить?
Факир. Могу я чудо совершить……. И Царевну – Несмеяну в Снегурочку превратить!

Музыка. Выключается свет, включаются подсветки.
Факир выполняет разные движения светящейся палочкой, ходит около детей. Выходят Няньки и разворачивает перед Несмеяной большой тюль, украшенный новогодним дождем, снежинками. За тюлем Несмеяна снимает царскую корону, снимает накидку.
Факир произносит волшебные слова и делает взмахи волшебной светящейся палочкой: «Палочка волшебная, раз – два – три! Царевну – Несмеяну в Снегурочку преврати!»
Музыка, волшебный звон. Няньки уносят тюль, Факир уходит за няньками. 

Появляется Снегурочка. 
Снегурочка (улыбается). Здравствуйте, мои друзья! 
В Новый год случатся, что Царевна – Несмеяна в Снегурочку превращается! 
Ведущая. Однажды день и час приходит, все ждут с надеждой их приход.
И чудо снова происходит и это чудо – Новый год! 
Снегурочка. Слушайте, сейчас часы пробьют 12 раз!
Бой курантов (Ведущая бросает на елку серпантин).


Снегурочка. Наступает Новый год, Дед Мороз сюда идет! Позовем его мы дружно: «Дед Мороз!»
Дети: «Дед Мороз!»


Музыка,  входит Дед Мороз, обходит детей останавливается перед елкой.
Дед Мороз. Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости!
С новым годом! С счастьем новым!
Всем желаю быть здоровым, веселиться и резвиться,
Уму – разуму учиться!
А теперь, друзья, вперед! Заводите хоровод!


Хоровод «Дед мороз», муз. В. Семенова, сл. Л. Дымовой.

Снегурочка. Вот наша елочка зеленая стоит, но почему же елочка огнями не горит?
Дед Мороз. Скажем дружно: «Раз – два – три! Елочка, гори!»
Дети повторяют: «Раз – два – три! Елочка, гори!» — Огни на ёлке не загораются.
Дед Мороз. Прокричали мы без толку, не проснулась наша елка.
Снегурка. Значит, кто – то не кричал, видно кто – то промолчал!
Дед Мороз. Ну-ка крикнем громче, веселее! Раз – два – три! Елочка, гори! — Помощь родителей, на елке загораются огни.

Дед Мороз. Елка светится, искрится! Будем, дети, веселиться!
Снегурочка. Дед Мороз, поиграй с нами!
Дед Мороз. Девочки и мальчики! Подставляйте руки – пальчики!
Сейчас я вас заморожу!


Игра «Заморожу» в хороводе.

Дед мороз: Вы, детишки, не зевайте,
Щёчки быстро закрывайте!
(замораживает щёки)
А теперь держитесь пуще,
Заморожу ваши ушки!
(замораживает уши)
Берегите ваши плечи,
Заморожу – не заметишь!
(хватает за плечи)
Ох, и шустрый же народ,
В этом садике живёт!
Дед мороз: Славно, славно поиграли!
Только вижу, что устали,
Да и я бы посидел,
На детишек поглядел,
Знаю, что стихи учили –
Вот меня бы удивили. Дети возвращаются на стульчики.


Дети читают стихи:
1. К нам под Новый год стучится                        2. К нам пришел Дед Мороз,
Старый Дедушка Мороз.                                          Будем веселиться.
Он снежинками искрится,                                        Будем петь и плясать,
Он сосульками оброс!                                               С музыкой кружиться.


3. Добрый Дедушка Мороз                                   4.Дед Мороз прислал нам елку,
Чудо-елочку принес.                                                Огоньки на ней зажег,
Сам под елочкой сидит,                                           И блестят на ней иголки,
На ребяток он глядит.                                              А на веточках – снежок!


5. Дед Мороз танцует с нами,

Веселит сегодня всех,
И под ёлкой раздаются

Прибаутки, шутки, смех

Дед Мороз. Молодцы, ребятки! Я пришел вас развлекать возле елочки плясать!
Пляска Деда Мороза.


Дед Мороз. Ой, кольнуло, ой, устал, видно стар для плясок стал.
Ведущая. Присядь, Дед Мороз, отдохнись, песенку послушай! 

Белый снег мохнатый пляшет за окном, мы о нем сегодня песенку споем.


Песня около стульчиков «До чего хорошо» Е. Гомоновой.


Ведущая. Дед Мороз, а где же твои подарки?
Дед Мороз. Ох, я, старый! Ох, забыл! Ах! Куда их положил? Снегурочка, ты не знаешь.
Снегурочка. Нет, дедушка!
Ведущая. Дед Мороз, не надо горевать!
Дед Мороз, не стоит унывать!
Нам поможет верный пёс Дружок,
Он найдёт с подарками мешок.

Дружок (ребенок). Гав-гав-гав! Я – умный пёс,
У меня есть чуткий нос.
Я принюхаюсь сейчас
И найду мешок для вас.


Музыка. Дружок бегает по залу, ищет мешок с подарками. Дружок заглядывает под стульчики, забегает за ёлку и там находит подарки, громко лает.
Дед Мороз гладит Дружка по голове и выдаёт ему первый подарок.


Дед Мороз. Ну, спасибо, спасибо, Дружок! Ты помог отыскать мой мешок.
Получайте, ребята, гостинцы! Будет каждому, чем угоститься.
Раздача подарков. Дети и Ведущая благодарят за подарки.


Дед Мороз. Ну, прощайте, детвора! Дальше нам идти пора!

Снегурочка. Старый год окончен, новый настает —

Много дней счастливых вас, ребята, ждет!

Читательский дневник по русской народной сказке «Царевна-лягушка»

Автор: народ.

Название произведения: «Царевна-лягушка».

Число страниц: 36.

Жанр произведения: народная волшебная сказка.

Главные герои: Иван-царевич, Лягушка — она же Василиса Премудрая.

Второстепенные герои: Царь, братья, невестки, Баба-Яга

Характеристика главных героев:

Иван-царевич — добрый, доверчивый.

Считал, что ему не повезло, но не бросал свою лягушку.

Василиса — мудрая, находчивая и верная жена.

Была лягушкой, превратилась в прекрасную царевну.

Характеристика второстепенных героев:

Старшие братья и невестки — завистливые и гордые.

Царь — хитрый, мудрый, хотел счастья сыновьям.

Баба-яга — мудрая женщина, волшебница.

Краткое содержание сказки «Царевна-лягушка»

Решил царь женить сыновей и велел пустить им стрелы наугад.

Старшим братьям достались невесты купеческие да боярские, а младшему попалась лягушка.

Решил царь проверить невесток. Приказал хлеб испечь.

Жёны старших братьев невкусный хлеб испекли.

А лягушка превратилась в Василису Премудрую, и шикарный каравай приготовила.

Велел царь невесткам ковры выткать.

У жён старших братьев ничего не получилось, а Василиса отличный ковёр выткала, на котором всё царство показала.

Позвал царь невесток на пир.

Превратилась лягушка в красавицу, всех на пиру затмила своей красотой, и мудростью.

Да только Иван поспешил домой и сжёг её шкурку лягушачью.

Обернулась Василиса голубкой и улетела.

Отправился Иван её искать.

Встретил по дороге различных животных, но пощадил их.

И звери ему помочь обещали.

Добрался Иван до Бабы-яги и подсказала старушка, где смерть Кощея спрятана.

Помогли Ивану медведь, заяц и щука добыть яйцо со смертью Кощея.

Достал Иван иголку и сломал.

Умер Кощей, а Василиса к Ивану вернулась.

Стали они жить счастливо и в любви.

План сказки:

  1. Три стрелы.
  2. Неожиданная невеста.
  3. Хлеб для царя.
  4. Ковёр для царя.
  5. На пиру.
  6. Сожжённая шкурка.
  7. Иван в поисках.
  8. Три зверя лесных.
  9. У Бабы-яги.
  10. Смерть Кощея.

Основная мысль сказки «Царевна-лягушка»

Главная мысль сказки заключается в том, что не стоит человека по его внешности.

Основная идея сказки в том, что свою ошибку нужно уметь исправить.

Ещё одной главной мыслью можно назвать то, что ради любви человек способен преодолеть любые препятствия и трудности.

Чему учит сказка

Сказка учит не судить человека по внешности, а смотреть на его поступки и внутреннюю красоту.

Учит не требовать от человека то, чего он не может выполнить.

Учит ценить своих близких и быть готовым на всё ради них.

Учит бороться за своё счастье и не бояться трудностей.

Учит быть смелыми, отважными, рассудительными и добрыми.

Учит отвечать за свои поступки и думать перед тем, как что-то делать.

Краткий отзыв о сказке «Царевна-лягушка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я была восхищена смелостью и настойчивостью Ивана, и красотой, и мудростью Василисы.

Эти герои были созданы друг для друга.

Никакие препятствия не могли помешать их счастью.

Сказка очень интересная.

В ней много приключений, волшебных превращений.

В сказке присутствует народный юмор, что делает её ещё более привлекательной.

Главный герой преодолел все трудности и сумел исправить последствия своей поспешности.

Мне понравился Иван.

Царевич был удивлён, когда его стрелу поймала лягушка, но сдержал слово и женился на ней.

И это принесло ему счастье.

Но когда он подумал, что знает секрет жены, то поспешил и всё испортил.

И пришлось ему искать смерть Кощея по глубоким лесам.

Мне понравилась Василиса, дочь Кощея.

Она была такой умной, что завистливый отец превратил её в лягушку.

Но Василиса и тут сумела найти выход и вышла замуж за царевича.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что у каждого человека есть свои секреты, которые нужно уметь уважать.

Ведь попытки влезть в чужую душу могут привести к неприятным последствиям.

Пословицы к произведению:

  • Не по виду суди, а по делам гляди.
  • Не тот хорош, что лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
  • Было бы счастье, да несчастье помогло.
  • Всяк своего счастья кузнец.
  • Семь бед — один ответ.

Словарь неизвестных слов:

  • Стряпать — приготовить.
  • Задворенка — пожилая одинокая женщина.
  • Квашня — тесто на дрожжах.
  • Ширинка — тканевая сумка.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!

Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золочёная карета, тройкой гнедых коней запряжена.

Подъехала карета к крыльцу, и вышла из неё Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Сивка-Бурка»
  • «Волшебное кольцо»
  • «Летучий корабль»
  • «Гуси-лебеди»
  • «По щучьему велению»
  • «Семь Симеонов»
  • «Бой на Калиновом мосту»
  • «Финист Ясный Сокол»
  • «Баба-яга»
  • «Кощей Бессмертный»
  • «Царевна Несмеяна»

Библиотека русских народных сказок пополняется.

Слайд 1

VIII районная научно-практическая конференция проектных, исследовательских и творческих работ учащихся «Первые шаги в науку-2016»Исследование влияния христианских мотивов

Текст слайда:

VIII районная научно-практическая конференция проектных, исследовательских и творческих работ учащихся
«Первые шаги в науку-2016»

Исследование влияния христианских мотивов на русские народные сказки

Выполнила: ученица 5 класса
МБОУ «Инсарская СОШ №1» –
Попова Марина

Руководитель: Котова А.М.


Слайд 2

Актуальность темы.«Как русские народные сказки помогают воспитывать в людях общечеловеческие ценности?», «Какие христианские мотивы в русских народных

Текст слайда:

Актуальность темы

.

«Как русские народные сказки помогают воспитывать в людях общечеловеческие ценности?», «Какие христианские мотивы в русских народных сказках в этом помогают?»

С давних времён русский человек соблюдал и чтил христианские заповеди. Маленького ребёнка воспитывали в духе христианина, учили соблюдать законы согласно евангельскому учению, учили быть добрым, смелым и милосердным, честным и трудолюбивым.


Слайд 3

Цель работы Раскрыть христианские мотивы в русских народных сказках на примере известных произведенийОбъект исследования Русские народные

Текст слайда:

Цель работы
Раскрыть христианские мотивы в русских народных сказках на примере известных произведений

Объект исследования
Русские народные сказки

Предмет исследования
Устное народное творчество


Слайд 4

Задачи исследования-изучить христианские традиции, законы, заповеди.-прочитать русские народные сказки.-проанализировать содержание русских народных сказок «Морозко», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка».-провести анкетирование

Текст слайда:

Задачи исследования

-изучить христианские традиции, законы, заповеди.
-прочитать русские народные сказки.
-проанализировать содержание русских народных сказок «Морозко», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка».
-провести анкетирование с целью выявления отношения школьников к русским народным сказкам.
-отобрать и оформить материал на тему « Влияние христианских мотивов на русские народные сказки».

Методы исследования

— наблюдение,
— опрос,
— работа со словарями,
— поиск информации в сети Интернет.


Слайд 5

По свидетельству ученых, само слово появляется в обиходе не раньше XVII века и происходит от «казать», что

Текст слайда:

По свидетельству ученых, само слово появляется в обиходе не раньше XVII века и происходит от «казать», что означало «список» или «точное описание».

Рассказывание сказок — старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым


Слайд 7

В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и

Текст слайда:

В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком.

У кого ты ни спроси –
Всем известно на Руси:
То он царь,
то из крестьян,
А зовут его …Иван

Имя Иван по происхождению – древнееврейское
(Yohanan — Бог милует),
и пришло в русский имённик с принятием православия
как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн является одним из знаковых в христианстве. Следовательно, имя Иван подчёркивает, что наш герой является православным христианином.


Слайд 8

Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время

Текст слайда:

Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных — Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.


Слайд 9

Но как же стало возможным, что один и тот же образ Ивана– воплощается в двух героях -

Текст слайда:

Но как же стало возможным, что один и тот же образ Ивана– воплощается в двух героях — дурака и царевича.

Царевич — человек благородного происхождения, сын царя.
А сын царя всегда должен быть положительным и сильным. Поэтому Иван-царевич — народный положительный герой.


Слайд 10

Одна из наиболее ярких христианских традиций волшебной сказки – колокола и колокольный звон. Звучание колокола сопровождает все

Текст слайда:

Одна из наиболее ярких христианских традиций волшебной сказки – колокола и колокольный звон. Звучание колокола сопровождает все переживания жизни человека


Слайд 11

Сказка охотно использует христианские «чудесные средства». К ним следует отнести, прежде всего, чтение Псалтыри и окропление святой

Текст слайда:

Сказка охотно использует христианские «чудесные средства».
К ним следует отнести, прежде всего, чтение Псалтыри и окропление святой водой, замещающее образ живой/ мертвой воды:
«сбрызнул раз тело святой водой – тело срослось, взбрызнул в другой – царевна ожила и сделалась краше прежней».


Слайд 12

Символично использование в сказках чисел: три, семь. Число «3» издревле считали

Текст слайда:

Символично использование в сказках чисел: три, семь. Число «3» издревле считали магическим. Даже в библии бог предстает в триедином лице. 3- это божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит.
Символика числа 7 характерна и для библейских сюжетов. Богословы трактуют это число как соединение числа 3-божественного совершенства и 4 –мирового порядка


Слайд 13

Чему может научить мудрость народных сказок? Самое главное – это стараться жить согласно евангельскому учению, быть добрым,

Текст слайда:

Чему может научить мудрость народных сказок? Самое главное – это стараться жить согласно евангельскому учению, быть добрым, смелым и милосердным, честным и трудолюбивым.
С христианской позиции, нерадение о детях – больший из всех грехов. Основная черта характера мачехи – ненависть, направленная на падчерицу. Эта героиня нарушает заповедь – возлюби ближнего своего как самого себя. Видит в приемной дочери врага – врага в ближнем своем


Слайд 14

Падчерица – самый трогательный образ русской волшебной сказки, образ, воплотивший идеал добродетельной дочери и девушки. Восприятие

Текст слайда:

Падчерица – самый трогательный образ русской волшебной сказки, образ, воплотивший идеал добродетельной дочери и девушки. Восприятие этой героини шло, прежде всего через христианской мировоззрение.
Падчерица – образец кротости и жертвенности. Идея жертвы —  одна из важнейших в христианском миропонимании.


Слайд 15

Мать посылает в лес родную дочь, но она преисполнена грубости и

Текст слайда:

Мать посылает в лес родную дочь, но она преисполнена грубости и злобы. Дерзко отвечает Морозке и из-за этого погибает.

Почему же так случилось? Наверное, это расплата за грехи. И здесь чувствуется предупреждение всем детям и родителям.
Недаром сложена в народе поговорка: «Не в силе Бог, а в правде».
Только трудолюбие и честность могут сделать человека благородным.
Такова мораль этой сказки.


Слайд 16

2.Тема добра в сказке «Несмеяна-царевна»

Текст слайда:

2.Тема добра в сказке «Несмеяна-царевна»

Сказка «Несмеяна-царевна» начинается необычными
словами:
«Как подумаешь, куда велик Божий свет! Живут в
нём люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их
презирает и рассуждает Господь. Живут роскошные – и
празднуют; живут горемычные – и трудятся; каждому своя
доля!»
Несмеяне противопоставлен бедный, но счастливый «честный работник». Самое ценное для этого человека не деньги, а добрые дела..

Вот, оказывается, что необходимо человеческой душе – радости, не связанной с материальными благами. Хлеба единого человеку мало, он радуется и улыбается тому, что, казалось бы, не даёт пользы.

Народ понимал, что материальная сторона – далеко не всё, что нужна жизнь духа. Недаром были сложены такие пословицы:
Злой плачет от зависти, добрый от радости,
От радости кудри вьются, от печали секутся,
Делай не ложью – всё выйдет по Божию.


Слайд 17

3. От «Заповедей блаженства» к логике развития сказочного сюжета

Текст слайда:

3. От «Заповедей блаженства» к логике развития сказочного сюжета

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят…»
(Мф 5:3-10)


Слайд 18

Заключение. Русская сказка – кладезь духовности Русские народные

Текст слайда:

Заключение.
Русская сказка – кладезь духовности

Русские народные сказки дарят человеку незримые духовные богатства. Пока рассказывают бабушки русские сказки внукам, в душе человека будет побеждать не злое начало, не стремление к призрачным материальным благам, а возвышенное стремление к правде и добру.


Слайд 19

Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого – то беда. Рвануться

Текст слайда:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому – то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!


Слайд 20

ЛитератураНародные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. – М.: «Художественная литература», 19822. Седов А. К.

Текст слайда:

Литература

Народные русские сказки. Из сборника А. Н.
Афанасьева. – М.: «Художественная литература», 1982
2. Седов А. К. Зачем детям нужны сказки? – «Русский дом», 2007, №9.
3. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. – М.: «Лепта», 2000.
4. Шамаева С. Е. Апология сказки. – Воронеж: «Левый берег», 1996.


Слайд 21

Христианские мотивы в русских народных сказках

Текст слайда:

Христианские мотивы в русских народных сказках


Слайд 22

Цель работы:Раскрыть христианские мотивы в русских народных сказках на примере наиболее любимых мною произведений.Задачи:Изучить христианские традиции, законы,

Текст слайда:

Цель работы:
Раскрыть христианские мотивы в русских народных сказках на примере наиболее любимых мною произведений.
Задачи:
Изучить христианские традиции, законы, заповеди.
Прочитать русские народные сказки.
Проанализировать содержание сказок «Морозко», «Иван – крестьянский сын и
чудо-юдо», «Гуси-лебеди».
Отобрать и оформить материал на тему «Христианские мотивы в русских народных сказках».


Слайд 23

Вековая мудрость русской сказки Слово

Текст слайда:

Вековая мудрость русской сказки

Слово «сказка» обозначает «байка» или «басень» (от слова «баять» — рассказывать).
Сказки — это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего и даже, возможно, будущего.
Важное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» (1855 — 1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России.


Слайд 24

Особенностью Ивана является то, что в одних сказках он фигурирует как Иван-дурак, а в других - как

Текст слайда:

Особенностью Ивана является то, что в одних сказках он фигурирует как Иван-дурак, а в других — как Иван-царевич.

Народный положительный герой


Слайд 25

Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках – соборность - единство

Текст слайда:

Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках – соборность — единство дела, мысли, чувства.

Нравственные ценности народа:

доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической.


Слайд 26

Нравственные ценности народаПомощь, трудолюбие Доброта, смирениеСтрадание

Текст слайда:

Нравственные ценности народа

Помощь, трудолюбие

Доброта, смирение

Страдание


Слайд 27

Мотивы смирения и незлобливости в сказке «Морозко» ТрудолюбиеЧестностьСмирениеДобротаНезлобливость

Текст слайда:

Мотивы смирения и незлобливости
в сказке «Морозко»

Трудолюбие
Честность

Смирение
Доброта
Незлобливость


Слайд 28

Христианский смысл сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» ТрудолюбиеСостраданиеСоучастиеПослушание

Текст слайда:

Христианский смысл сказки
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Трудолюбие

Сострадание
Соучастие

Послушание


Слайд 29

Христианский смысл  сказки «Гуси – лебеди»ЛюбовьДобротаОчищение от грехов

Текст слайда:

Христианский смысл  сказки
«Гуси – лебеди»

Любовь

Доброта

Очищение от грехов


Слайд 30

От «Заповедей блаженства» к логике развития сказочного сюжета Русские народные сказки дарят человеку незримые духовные богатства.Чем

Текст слайда:

От «Заповедей блаженства» к логике развития сказочного сюжета

Русские народные сказки дарят человеку незримые духовные богатства.

Чем больше добрых дел,
тем ближе к Богу.
Чем меньше зависти, упреков и обид,
Тем легче отыскать нам ту дорогу,
Где нас Господь спасёт и сохранит.


Слайд 31

«Знаете ли Вы русские народные сказки»?

Текст слайда:

«Знаете ли Вы русские народные сказки»?


Слайд 32

«Любите ли Вы читать русские народные сказки?»

Текст слайда:

«Любите ли Вы читать русские народные сказки?»


Слайд 33

Кто Вас познакомил со сказками ?

Текст слайда:

Кто Вас познакомил со сказками ?


Слайд 34

Какие христианские заповеди Вы знаете?

Текст слайда:

Какие христианские заповеди Вы знаете?


Слайд 35

Какие общечеловеческие качества присутствуют в русских народных сказках?

Текст слайда:

Какие общечеловеческие качества присутствуют в русских народных сказках?


Слайд 36

Чему, по Вашему мнению, учат русские народные сказки?

Текст слайда:

Чему, по Вашему мнению, учат русские народные сказки?


Слайд 37

Спасибо за внимание!

Текст слайда:

Спасибо за внимание!


Автор статьи

В сказках дети сталкиваются с проблемами и их решением. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», сопоставлять их со своей жизнью, он будет расти более сообразительным. И чтобы эти «уроки» хорошо усваивались, они должны быть в доступной для детского понимания форме.

Выбираем сказки по возрасту

Поучительные сказки для детей по возрасту

При выборе сказок нужно учитывать возраст ребенка1.

3–4 года

В этом возрасте детям интересны и близки сказки о животных, которые рассказывают ребенку, как нужно поступить в той или иной ситуации и почему. Благодаря кратким историям ребенок знакомится с явлениями природы, поступками людей, с первыми понятиями о добре и зле.

В этом возрасте дети часто представляют себя разными животными и их детенышами.

Примеры сказок:

  • «Мышонок и карандаш» (В. Сутеев);
  • «В сладком морковном лесу» (С. Козлов);
  • «Мама для мамонтенка» (Д. Непомнящая);
  • «Сказка про маленьких крольчат» (Д. Харрис).

5 лет

С 5 лет ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеком. Среди героев популярны принцы, царевны, персонажи с суперспособностями. Чем старше ребенок, тем с большим удовольствием он слушает истории про людей, представляя себя в разных ролях.

Например, русские народные сказки:

  • «Царевна-лягушка»;
  • «Царевна Несмеяна»;
  • «Волшебное яблочко»;
  • «Сивка Бурка».

6–8 лет

В этом возрасте ребенок уже понимает и любит волшебные сказки с превращениями и чудесами. Такими сказками являются:

  • «Волшебник Изумрудного города» (А. Волков);
  • «Старик Хоттабыч» (Л. Лагин);
  • «Королевство кривых зеркал» (В. Губарев);
  • «Оле-Лукойе» (Г. Х. Андерсен).

Народные сказки

В сказках разных народов всегда присутствуют общечеловеческие ценности: добро, правда, красота. Народные сказки хороши простотой языка, его приближенностью к разговорной речи и тем, что в них дети узнают о жизни, быте, обычаях народа. Такие сказки учат верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а через преодоление трудностей.

У многих народов сюжеты сказок похожи. Например, «Чудо-яйцо» как пробуждение жизни встречается в 224 сказках, «Золушка» – в 3502.

Сказки для мальчиков и девочек

Поучительные сказки для мальчиков и девочек

Деление сказок на «женские» и «мужские» весьма условно. Однако самыми популярными сказками для мальчиков считаются «Три поросенка» и «Колобок». В «Трех поросятах» показан образ героя-победителя, а в «Колобке» вложено предупреждение о том, что можно потерпеть поражение, будучи невнимательным и легкомысленным.

Популярными «женскими» сказками являются:

  • «Красная шапочка»;
  • «Маша и Медведь»;
  • «Крошечка-Хаврошечка»;
  • «Морозко»;
  • «Золушка».

Во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж (в виде человека или животного). Героиня борется с ним («Красная Шапочка», «Маша и Медведь») или влюбляется («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка»). Эти сказки учат девочек любви, состраданию, заботе и житейской мудрости.

Все, что ребенок воспринимает в детстве, сказывается на его взрослой жизни. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет стараться «качать мышцу». Если он видит, что побеждают хитрые, он попробует обманывать и хитрить. Если он видит, что лидирует умный, он будет стремиться развивать собственные знания3. Поэтому читайте или хотя бы просматривайте содержание сказки перед тем, как ее услышит или прочтет ребенок.

Как придумать собственную сказку

Придуманные сказки бывают для детей более значимыми, чем из книг, так как они основаны на их интересах и желаниях. Ребенку всегда приятно осознавать, что главный герой сказки – это он сам.

Приведем 7 правил составления сказок4.

  1. Краткие предложения, короткая, неутомительная сказка.
  2. Отсутствие лишних героев.
  3. Подключение всех каналов восприятия (какие звуки слышатся, какие запахи ощущаются, какие цвета, образы и т.д.).
  4. Отсутствие осуждения, назидания.
  5. Минимальное использование частицы «не».
  6. Включение в сказку проблемы. При этом должно быть соответствие отношений между героями в сказке и в реальности.
  7. Учет темперамента ребенка:
  • холерикам – кратко, динамично, с конфликтом;
  • сангвиникам – кратко, динамично, с юмором;
  • меланхоликам – с описанием чувств, сентиментальности;
  • флегматикам – с подготовительным вступлением и структурно.

Как читать

Читаем поучительные сказки для детей

Для малышей хорошо читать на ночь в качестве ритуала перед сном. Следует ограничиться либо одной небольшой сказкой, либо одной главой. Но обязательно с завершенным сюжетом.

Есть специальные сборники сказок на ночь:

  • «Добрые сказки на ночь» (сказки советских писателей);
  • «Сказки-засыпайки для маленьких несонь» (И. Гурина);
  • «Сказки в пижамах» (И. Зартайская).

С детьми постарше хорошо читать поучительные и познавательные сказки. Затем обсуждать прочитанное, задавать вопросы, находить примеры из жизни.

Например:

  • «Не хочу! Не буду! Сказка для капризуль» (Е. Григорьева);
  • «Принцесса Торнада» (А. Игнатова).

Так что же почитать

Чаще всего родители ищут короткие, добрые и интересные сказки. Мы подобрали десяток именно таких. Просто вставляйте в поисковик названия.

  1. «Сказки на один укус» (Ю. Кузнецова).
  2. «12 месяцев» (С. Маршак).
  3. «Маленький ангел» (А. Безлюдная).
  4. «Сказки для добрых сердец» (Н. Абрамцева).
  5. «Сказки от капризов» (И. Гурина, Т. Холкина).
  6. «Сказки про Машу» (Г. Лебедева).
  7. «Трям! Здравствуйте!» (С. Козлов).
  8. «Цветик-семицветик» и другие сказки (В. Катаев).
  9. «Сказки-несказки», «Приключения муравьишки» (В. Бианки).
  10. «Ба из долины прыгучих ручьев» (К. Горбунова).

Видео

Список литературы

  1. Кабаленова Е. Ю. Народные сказки как уникальная возможность формирования духовно — нравственного здоровья дошкольников // Ямальский вестник. – 2015. – № 1. – С. 99-103.
  2. Снопова Т. К. Народная сказка – средство воспитания и обучения детей // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №3.
  3. Сказки для мальчиков и девочек. Санкт-Петербургская мастерская сказкотерапии. сайт
  4. Зеленко О. В. Современные технологии сказки для психолого-педагогической работы с детьми и подростками // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №5.
Фото: © Depositphotos

  • Смысл сказки у страха глаза велики кратко
  • Смысл сказки то чего не было гаршин
  • Смысл сказки царь салтан
  • Смысл сказки теремок для детей кратко
  • Смысл сказки стойкий оловянный солдатик для читательского дневника