«Лото сказок» — Питер Пен. Наступила поздняя осень. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Лягушка – путешественница. Кто сказал «Мяу». Два жадных медвежонка. Кот в сапогах. Крокодил. Крокодил Гена и его друзья. Каша из топора. Ты продолжаешь игру. Прикинулась сиротой. Петя–петушок. Щенок. Гуси – лебеди. Пьёт с Алёнушкой из одной чашки.
«Игры по сказкам для детей» — Сказка, в гости приходи! Сказки, в которых Ваш ребенок является главным героем. Сказочные пожелания. Правила игры. И умной мамы нежный взгляд. Нужна ли сказке присказка? Отзывчивость – готовность помочь другим людям. Принцесса сказочной страны. Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
«Конкурс Сказка» — Конкурс. Н.В.Гоголь. Старик из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» всего 6 раз ходил к морю. ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «Какого фрагмента не хватает?». «Черный ящик». Собаку семи богатырей в сказке о мертвой царевне звали Соколко. Л.Н. Толстой. «Творческий». И.С.Тургенев. Четвертый конкурс. Седьмой конкурс.
«Игры со сказочными героями» — Викторина. Буду служить тебе славно. Петушок. Вещи. Сказки зарубежных писателей. Дерево. Разминка. Русские народные сказки. Золотое яичко. Книжкины именины. Приключения Незнайки. Дележ. Товарищ. В стране сказочных героев. Фантазер. Пушкиниана. Сказки русских писателей.
«Игра по сказкам» — Великий путешественник. «Руслан и Людмила»; «Евгении Онегин»; «Сказка о рыбаке и рыбке». С.Я.Маршак; К.И.Чуковский П.П.Ершов. Интеллектуальная игра. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Кто хочет стать знатоком литературы». Следопыты. Сказка «Колобок». «Ерш»; «Караси»; «Акула». К какому жанру относится художественное произведение, в котором есть мораль?
«Детские игры по сказкам» — Фея. Узнай героя сказки. Портрет. По щучьему велению. Птица. Сказка о рыбаке и рыбке. Разминка. Неопознанный объект. Гуси-лебеди. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Сивка-бурка. Маша и медведь. Сколько героев было в сказке «Репка». Волшебные помощники. Снежная Королева. Имена семи гномов. Аленький цветочек.
Всего в теме 12 презентаций
Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Сказка — произведение, в котором главной чертой является «установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла».
Сказка — абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме: Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного.
Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, на которую указывает М.-Л. Фон Франц, выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка — не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
2. Основная часть.
3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.
От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.
Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.
На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.
На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:
1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.
Сказки о животных
В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).
Волшебные сказки
Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.
Бытовые сказки
Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).
Когда мы были совсем крохами, мама или бабушка рассказывали нам о курочке-рябе и колобке. Когда мы немного подрастали, нам читали из книжек с картинками. Потом мы смотрели мультики о Белоснежке и семи гномах, Золушке или Василисе Премудрой. Затем приходила пора, и мы запоем глотали «1001 ночь» или «Панчатантру», смотрели «Шрек», пока не дозревали до таких многоплановых произведений, как «Вечера на хуторе близ Диканьки». И всё это был один и тот же литературный художественный вид повествования. Итак, что такое сказка?
Естественно, это повествование о событиях, которых на самом деле не было. Но от жанра фантастики данный жанр отличает то, что он и не претендует на достоверность. Он заранее определенными намеками дает нам понять, что дело здесь не в правдивых сведениях, а в самом повествовании и морали («В некотором царстве», «За царя Гороха»). Этим он отличается от мифа, который рассказывает о космогонии, теогонии и подвигах героев (наподобие Геракла). Эпосы, саги и сказания, несмотря на свой фантастический сюжет, говорящих животных и тому подобное, повествуют об истории народа, создавшего их. В самом деле, что такое сказка, как не порождение того же народа?
С XVII века появился новый жанр — литературная сказка. Ее новизна состояла в том, что, помимо яркого индивидуального стиля автора, такие повествования могли быть и поэтическими, рифмованными (к примеру, сказки А.С. Пушкина). Сокровищницу мировой литературы украсили рассказы Шарля Перро, братьев Гримм, Андерсена, Гауфа и других. Авторское произведение может быть прикреплено к конкретному месту и времени (Шварцвальд у Гримм, Диканька у Гоголя), но никому и в голову не приходит расценивать сказку как описание достоверных событий. Она увлекает, гипнотизирует своим немыслимо прекрасным сюжетом.
Ведь что такое сказка, и почему мы, вырастая, пересказываем эти немудреные истории своим детям? В них, несмотря на кажущуюся примитивность, заложены основные знания о мире, моральные императивы, основы этики. Так ребенок начинает познавать вселенную и общество, в котором ему предстоит жить. Ведь недаром говорится: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам — урок». Кстати, до XIX века этот термин носил прямо противоположный современному смысл. Им обозначали точный перечень и достоверное описание чего-либо. А жанр, повествующий о царевне-лягушке или живущих в лесу кикиморах, назывался тогда баснь или кошуна.
Когда мы были совсем крохами, мама или бабушка рассказывали нам о курочке-рябе и колобке. Когда мы немного подрастали, нам читали из книжек с картинками. Потом мы смотрели мультики о Белоснежке и семи гномах, Золушке или Василисе Премудрой. Затем приходила пора, и мы запоем глотали «1001 ночь» или «Панчатантру», смотрели «Шрек», пока не дозревали до таких многоплановых произведений, как «Вечера на хуторе близ Диканьки». И всё это был один и тот же литературный художественный вид повествования. Итак, что такое сказка?
Видео: Серебряное копытце
Естественно, это повествование о событиях, которых на самом деле не было. Но от жанра фантастики данный жанр отличает то, что он и не претендует на достоверность. Он заранее определенными намеками дает нам понять, что дело здесь не в правдивых сведениях, а в самом повествовании и морали («В некотором царстве», «За царя Гороха»). Этим он отличается от мифа, который рассказывает о космогонии, теогонии и подвигах героев (наподобие Геракла). Эпосы, саги и сказания, несмотря на свой фантастический сюжет, говорящих животных и тому подобное, повествуют об истории народа, создавшего их. В самом деле, что такое сказка, как не порождение того же народа?
Видео: Осенний Вальс. Фильм. StarMedia. Мелодрама
Видео: Сюжеты программы «Неделя»
С XVII века появился новый жанр — литературная сказка. Ее новизна состояла в том, что, помимо яркого индивидуального стиля автора, такие повествования могли быть и поэтическими, рифмованными (к примеру, сказки А.С. Пушкина). Сокровищницу мировой литературы украсили рассказы Шарля Перро, братьев Гримм, Андерсена, Гауфа и других. Авторское произведение может быть прикреплено к конкретному месту и времени (Шварцвальд у Гримм, Диканька у Гоголя), но никому и в голову не приходит расценивать сказку как описание достоверных событий. Она увлекает, гипнотизирует своим немыслимо прекрасным сюжетом.
Ведь что такое сказка, и почему мы, вырастая, пересказываем эти немудреные истории своим детям? В них, несмотря на кажущуюся примитивность, заложены основные знания о мире, моральные императивы, основы этики. Так ребенок начинает познавать вселенную и общество, в котором ему предстоит жить. Ведь недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок». Кстати, до XIX века этот термин носил прямо противоположный современному смысл. Им обозначали точный перечень и достоверное описание чего-либо. А жанр, повествующий о царевне-лягушке или живущих в лесу кикиморах, назывался тогда баснь или кошуна.
Анализ сказки Attalea princeps Гаршина
Автор сказки «Attalea princeps» — Всеволод Михайлович Гаршин. На его счету множество сказок «для взрослых». Только он смог придать сказкам особенный, глубокий посыл. В современном мире нет ни одного аналога его сказок. Его сказки раскрывают внутренний мир автора, рассказывают о его мыслях и чувствах, его произведения можно назвать гражданской исповедью всему миру. Самые тайные мысли автора живут в этих произведениях. Историки считают, что сказка «Attalea princeps» — это ни что иное, как скорбь из-за безвременной гибели революционеров того времени.
Пальма с гордым именем «Attalea princeps» разрушила витрину оранжереи, которая ограничивала ее свободу, и гордо расправила ветви. Но столь желанная и таким трудом добытая свобода, оказалось не стоила того и привела к трагической гибели гордого растения. Множество факторов повлияли на гибель растения: неудачно выбранное время, ведь когда она вырвалась на свободу была поздняя сень, шел то ли снег то ли дождь, даже растения, привыкшие к такому климату, сбрасывают листву… что уж говорить о заморской пальме. Attalea princeps» начала замерзать и постепенно застывать. На смерть пальмы так же повлиял директор, как представитель власти если проводить с подавленным революционерами, о которых писал автор. Директор приказал срубить пальму, не дал ей даже возможности справиться с суровыми условиями добытой свободы. Ее срубили и отправили на свалку умирать. Свободолюбие и попытка сделать свое существование лучше погубило не только саму пальму, но и верную ей невысокую травку, которая была с ней до конца
Сюжету сказки чем-то напоминает великую поэму Лермонтова «Мцыри». И в «Attalea princeps» и в «Мцыри» автор говорит о свободолюбии, воплощает идеи вольнолюбия. Отличие лишь в том, что в «Мцыри» главный герой перед смертью получил желанную свободу и был счастлив, а в произведении «Attalea», бунт против Стесняющей ее оранжереи обернулся трагедией, не дав пальме почувствовать себя свободной. Идея свободолюбия и смирения раскрыта в сказке через противопоставление жизни пальмы и остальных обитателей из оранжереи, которые не желали изменений. Что же лучше, жить в «оранжерейном рае» или умереть, борясь за свободу? Этот вопрос так и не закрыт. В этом произведении нет урока или назидания, произведение является почвой для размышлений о выборе человека между ограничениями в безопасной зоне комфорта и опасности жизни без ограничений. К сожалению, выбор не очевиден, но главная мораль произведения проста: нужно бороться за свое счастье, даже если борьба ни к чему не приведет.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Attalea princeps Гаршина
Популярные сегодня темы
«Медного всадника» поэт написал менее чем за месяц, осенью 1833 года в Болдине. Работал над поэмой меньше месяца. Это произведение стало одним из лучших на вершине его творчества.
Другие и я… Думаю, что так название скромней было бы! Всегда ведь, если подписываешь, к примеру, поздравительное письмо, то своё местоимение нужно в конец ставить. С другой стороны, мы на всё смотрим со своей точки зрения
Конец учебного года и начало летних каникул – самое счастливое время в жизни каждого школьника. В голове сразу возникает миллион планов о том, как провести эти три месяца свободы.
Примечательно, что автор цикла повестей являлся писателем нескольких культур, к которым относятся итальянской и российская. Николай Васильевич прибыл в Петербург из Полтавщины, по этой причине культурная столица
Произведение под названием «Чистый понедельник» написана русским писателем Иваном Алексеевичем Буниным. Относится к жанру рассказа. Анализ данного рассказа представлен в этой статье.
Гаршин Всеволод «Attalea princeps»
Читательский дневник по сказке «Attalea princeps» Всеволода Гаршина
Автор: Всеволод Михайлович Гаршин.
Название: «Attalea princeps».
Число страниц: 22.
Главные герои: пальма, трава.
Второстепенные герои: директор, растения.
Характеристика главных героев:
Южная пальма — гордая, свободолюбивая, решительная.
Трава — поддерживала пальму.
Характеристика второстепенных героев:
Директор — глупый, заносчивый, грубый.
Прочие растения — робкие, тихие, смирные.
Краткое содержание сказки «Attalea princeps»
В оранжерее росли растения тёплых стран. Им было тесно и они часто ругались.
Ведь всем было нужно что-то особое. Саговой пальме нужна вода, кактус, напротив, любил сухость.
Атталия призывала растения не ссорится, а вырасти и выбить стёкла, чтобы очутиться на свободе.
Но остальные растения говорили, что это ни к чему не приведёт.
Только травка одобряла Атталию и обвивала её ствол.
И пальма стала расти, упёрлась головой в стекло и выдавила его.
На улице стояла холодная осень и пальма стала замерзать. Она не могла вернуться и поняла, что погибает.
Директор велел её спилить и вместе с деревом выкинули на мороз травку.
План сказки:
- Оранжерея.
- Споры растений.
- Визит бразильца.
- Тоска по воле.
- Трава.
- Разбитые стёкла.
- Холод и смерть.
Основная мысль произведения «Attalea princeps»
Главная мысль сказки в том, что прежде чем что-то совершать, нужно всё хорошо продумать.
Основная идея произведения в том, что действительность редко совпадает с мечтами.
Чему учит сказка
Учит не бояться трудностей и верить в свои силы.
Учит независимости и свободолюбию.
Учит всё хорошо обдумывать, а потом делать.
Краткий отзыв по сказке «Attalea princeps» для читательского дневника
Прочитав эту книгу, я подумала о том, что поспешно принятые решения почти всегда оказываются ошибочными.
Героиня сказки пыталась обрести свободу, но нашла только смерть.
Это грустная и поучительная сказка.
Автору удалось показать, что не всегда нужно бороться с обстоятельствами. Иногда им нужно покориться.
Мне нравится независимая Атталия, которая не могла жить в тесноте оранжереи. Она пыталась обрести свободу и счастье. Но вырвавшись из плена, пальма поняла, что обманулась.
Я всем советую прочитать эту историю и никогда не совершать необдуманных поступков.
Пословицы к произведению:
- Сперва подумай, потом начинай.
- Семь раз отмерь, потом отрежь.
- Сделанного не воротишь.
- Воля птичке дороже золотой клетки.
- Всяк кузнец своего счастья.
Словарь неизвестных слов
- Сажень — старинная мера длины.
- Перебранка — ругань, ссора.
- Употреблялась — использовалась.
- Невидаль — диковинка, что-то необычное.
- Угрюмо — мрачно, сердито.
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
Была глубокая осень, когда Attalea выпрямила свою вершину в пробитое отверстие. Моросил мелкий дождик пополам со снегом; ветер низко гнал серые клочковатые тучи. Ей казалось, что они охватывают её. Деревья уже оголились и представлялись какими-то безобразными мертвецами. Только на соснах да на елях стояли тёмно-зелёные хвои. Угрюмо смотрели деревья на пальму: «Замёрзнешь! — как будто говорили они ей. — Ты не знаешь, что такое мороз. Ты не умеешь терпеть. Зачем ты вышла из своей теплицы?»
И Attalea поняла, что для неё всё было кончено. Она застывала.
Смысл сказки Гаршина Attalea princeps
Смысл книги
«Attalea princeps» — уникальная «сказка для взрослых» Всеволода Михайловича Гаршина. Он — один из немногих авторов, который мог придать своим произведениям глубокий и уникальный посыл. В нынешней литературе уже нельзя встретить произведений, схожих со сказками Гаршина, которые настолько сильно открывали бы читателю внутренний мир автора, рассказывали бы о его мыслях и чувствах. Не зря сказки Гаршина иногда называют гражданской исповедью для всего мира. Также учёные считают, что его сказка «Attalea princeps» — это выраженная грусть писателя по революционерам того времени, погибшим в борьбе за свободу.
История появления сказки «Attalea princeps»
Сказка «Attalea princeps» появилась на свет в 1880 году, поэтому не сложно увидеть связь между ней и социально-политическими событиями в стране. В 1870-1880-х годах набирало обороты революционное движение, в это время в Российской империи было много самоотверженных борцов за свободу, действующих в одиночку. Как правило, их борьба была обречена. Многие писатели и критики того времени восприняли сказку Гаршина как пессимистический прогноз и как неверие в борьбу революционеров-одиночек.
Однако у Всеволода Гаршина, на самом деле, в сказке было не все так однозначно, поскольку он нарушает привычные традиции жанра. Образы писателя не могут поддавать однозначной трактовке.
Сюжет произведения
В одной оранжерее небольшого городка росло много экзотических растений, привезенных из жарких стран. Все они тосковали по солнышку, но более-менее приспособились к жизни в заточении. Среди всех обитателей выделялась лишь одна пальма Attalea princeps родом из Бразилии. Она была самим высоким и гордым растением во всей оранжерее, больше всех грустила по своей родине и однажды решила бороться за свою свободу. Другие тропические растения пытаются отговорить ее, лишь одна маленькая травка, посаженная лишь для того, чтобы закрывать голую землю, поддержала пальму.
Attalea princeps начала усиленно расти и однажды пробила собой крышу оранжереи. Вырвавшись на волю, она испытывает разочарование. На улице очень холодно, стоит поздняя осень: дует ветер и идёт снег. Директор оранжереи приказывает срубить пальму и выкорчевать ее корни, чтобы она больше не вырастала и не портила крышу. Работники спиливают дерево и выбрасывают на улицу. Судьбу пальмы разделяет и травка, которая поддерживала ее и росла под ней.
Анализ сказки
Главными героями в сказке выступают растения, живущие в оранжерее. Автор сравнивает теплицу с тюрьмой, а её обитателей называет заключенными. Растения умеют разговаривать, думать и анализировать, им не очень нравится их существование, они тоскуют по своей родине, но они все, кроме пальмы, предпочитают смириться, а не бороться за свою свободу.
В сказке четко звучит тема бунтарства, которая раскрывается за счет противопоставления пальмы с другими растениями, которые смиряются и предпочитают жить в плену. Автор пытается решить вопрос: что лучше, прожить долгую жизнь в неволе или же бороться за свободу, но погибнуть? При этом он не дает читателю однозначного ответа, оставляя этот болезненный вопрос открытым.
Сказку Гаршина часто сравнивают со знаменитой поэмой Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри», в которой герой также живет всю свою жизнь в неволе, но не хочет с этим мириться. Он решает бороться до последнего за свою свободу. Различие между этими двумя произведениями только в том, что у Лермонтова герой все же сумел перед смертью познать радость от свободы, пусть даже она была и непродолжительной. В то время как пальма у Всеволода Гаршина не достигает своей цели, перед смертью она испытывает горечь разочарования и понимает, что обречена.
Смысл сказки «Attalea princeps»
В сказке «Attalea princeps» Гаршин показывает своим читателям, что целью жизни может быть только свобода и борьба за нее, даже несмотря на то, что результаты этой борьбы могут быть пока что ничтожны и могут привести к гибели.
Действия пальмы привели её к разочарованию и смерти, но все же её жизнь достойна уважения, так как она пыталась достигнуть своей высокой цели, всячески сопротивлялась и боролась за свою свободу, не подчинилась и не покорилась обстоятельствам, не стала мириться с неволей.
Смысл сказки в том, что поступки настоящего героя должны быть мужественными и целеустремлёнными, он должен постоянно бороться за себя, свои идеи и за свою свободу. При этом он не должен своей борьбой причинять кому-либо страданий и горестей, он должен оставаться чутким и внимательным ко всем, кто находится рядом с ним.
Автор На чтение 20 мин. Просмотров 60 Опубликовано
Иван Сергеевич Тургенев — непревзойдённый мастер слова, которому свойственны краткость, яркое отображение наболевших проблем общества, любовь к народу. «Отцы и дети» — роман, который пропитан идейной борьбой, психологическими драмами и своеобразием русского быта. В чем же смысл произведения? Что хотел сказать И.С. Тургенев своей книгой?
Содержание
Смысл названия книги «Отцы и дети»
По одному заглавию читатель может определить, о чем будет роман. Но почему И.С. Тургенев выбрал именно «Отцы и дети»? Все просто. Семья — это общество в миниатюре. Все сложнейшие, противоречивые проблемы, назревающие в социуме, отражаются в ней как в зеркале.
Многосложность общечеловеческих отношений, борьба идейных течений, противостояние мнений различных поколений. Заглавие «Отцы и дети» метафорично. Автор не только показывает противостояние поколений, но и указывает на то, что устоявшие взгляды — это не всегда истина, которой надо придерживаться. На смену старым мнениям приходят новые, которые также имеют право на существование. Только как найти общие точки соприкосновения между разными поколениями? Как решить назревшие в обществе социальные проблемы? В своём произведении И.С. Тургенев попытался дать ответы на наболевшие вопросы.
Смысл произведения «Отцы и дети»
Книга «Отцы и дети» является самым любимым и важным детищем у И.С. Тургенева. Смысл романа заключён не только в отражении назревших в обществе проблем. Автор даёт собственную характеристику многогранности семейных, гражданских, межличностных отношений.
Однако И.С. Тургенев не делает акцента на своей точке зрения относительно наболевших вопросов. С помощью композиции романа, языка, мыслей героев, правдивых и точных образов читатель может рассмотреть позицию автора.
Смысл романа «Отцы и дети» заключается в раскрытии конфликта между разными поколениями. Противоположные взгляды на политику, ведение быта, культуру, науку, религию. Кроме того, автор не обошел стороной и конфликт внутри различных слоёв общества. Назревание социальных проблем, неравенство, классовая борьба откладывают отпечаток на жизни всех людей.
В романе можно выделить основные направления, на которые автор делает акцент:
- Семейные отношения.
- Старое и новое поколение.
- Идеологическое противостояния.
Рассмотрим каждое из них более подробно.
Семейные отношения
Для всего творчества И.С. Тургенева характерна семейная тема. У самого автора были крайне натянутые, сложные отношения с матерью. Ивану Сергеевичу не хватало тепла домашнего очага, уютного и спокойного семейного гнезда. Именно по этому для автора эта тема была очень близка. Создание гармонии между старшими и младшими поколениями то, к чему стремился И.С. Тургенев.
Роман «Отцы и дети» именно то произведение, которые на первое место в жизни любого человека ставит семейные ценности, взаимоотношения между родственниками. Без этого не может развиваться нормально ни одно цивилизованное общество. С помощью семьи Кирсановых автор указывает на возникшие проблемы.
Аркадий зависит от мнения Базарова. Однако это не мешает представителю передового, молодого поколения находиться в тесном контакте со своими родственниками. Яркие пейзажи, которые использует И.С. Тургенев, говорят о том, что Аркадий глубоко любит свою малую Родину. Даже столица ему не мила.
Но не только Аркадий старается поддерживать тёплые и дружеские отношения в своей семье. Кирсанов-отец готов прислушиваться к мнению младшего поколения.
Противником всего старого, прошлого является нигилист Базаров. Он может себе позволить высмеять «старичков», грубо разговаривает со своими матерью и отцом. Однако даже ему не чужды семейные ценности и традиции. И.С. Тургенев делает акцент на том, что нельзя перечеркивать достижения прошлых поколений.
Старое и новое поколение
Новое, молодое поколение — максималисты. Они считают себя умнее, талантливее, перспективнее. Автор приветствует новое время. Ведь они способны совершать поступки, которые положительно скажутся на обществе в целом. Однако И.С. Тургенев является ярым сторонником того, что нельзя полностью отказываться от опыта прошлых лет. Нельзя закрывать глаза на достижения старого поколения.
Идеологическое противостояние
В чем же заключается проблематика произведения? Движения разночинцев. Появление нового феномена в обществе — нигилиста, который ставит под сомнение государственные устои.
Автор соединил в романе и рассказ о жизни Базарова, который хотел посягнуть на всю систему, и конфликт между различными идеологическими течениями, и критику нового движения.
Смысл финала романа Отцы и Дети
И.С. Тургенев осудил и дворянство, и бунтаря Базарова. Нельзя яро отстаивать свою точку зрения, не обращая внимания на другие мнения. Но кем остался нигилист Базаров в конце произведения: победителем или проигравшим?
«Разрушить до основания мир» у него не получилось. В душу героя закрались сомнения относительно правильности нового течения. Однако людей, с кем бы мог он разделить свои переживания, он так и не нашёл. В финале романа «Отцы и дети» Базаров вынужден бороться уже не со старшим поколением, а с самим собой.
Чаще всего, название произведения, является ключом к его содержанию и пониманию. Так происходит и с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети». Всего два простых слова, но столько вместивших в себя понятия, разделившие героев на два противоположных лагеря. Такое простое название раскрывает суть романа «Отцы и дети» в сложной проблематике.
Главная проблематика романа
В своем произведении автор не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.
Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.
Новое общество
Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.
Роман «Отцы и дети» актуален и сегодня, характеристика героев в нем, своеобразное тому подтверждение. Это произведение собрало в себе самое большое количество проблем, которые ставит автор перед своим поколением. Но и на сегодняшний день многие вопросы тургеневского романа не нашли ответа.
Материалы, размещенные на этой странице, помогут учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «Смысл романа «Отцы и дети»». Тест по произведению
- Вопрос 1 из 15
В каком году было написано произведение Тургенева «Отцы и дети»?</h3>
- <label>1859;</label>
- <label>1861;</label>
- <label>1867;</label>
- <label>1870.</label>
(новая вкладка)
Классическое искусство потому так и называется, что ценность каждого произведения, входящего в его фонд, проверена временем. Трагедии Шекспира, картины да Винчи, музыка Шнитке, скульптуры Родена – перечислять можно долго, ибо список достижений человечества, созданных за время его существования и развития, действительно длинен и насыщен. И представители русской культуры могут гордиться тем, что их великий соотечественник, Иван Сергеевич Тургенев, занимает одно из первых почетных мест среди признанных авторов мировой и русской классической литературы.
Создатель русского романа
Да, именно так. Конечно, и до Тургенева в отечественной литературе было немало талантливых романистов. «Энциклопедия русской жизни» в стихах, написанная Пушкиным, психологический портрет целого поколения, созданный Лермонтовым в его «Герое…», и многие другие замечательные произведения давали пищу уму и сердцу русского человека, воспитывали, развивали, объясняли, способствовали формированию духовно зрелых личностей, патриотов своей родины. Но именно Тургенев вынес русский роман на просторы мировой литературы, познакомил зарубежных читателей со своеобразием нашей культуры, быта, истории. Краткость, необыкновенная выразительность языка, напряженность сюжета, отображение важнейших социально-политических моментов в жизни общества, идейная борьба, характерная для русской действительности, глубочайший психологизм и поразительное мастерство истинного художника – таковы отличительные черты Тургенева-романиста и лучших его творений. Благодаря Ивану Сергеевичу зарубежная публика и критика узнала об этом удивительном феномене – «русская литература», «русский роман». Самым важным и любимым своим детищем у автора были «Отцы и дети». Смысл произведения отразил не только многосложность семейных, общественных, гражданских и вообще общечеловеческих отношений, но и точки зрения Тургенева по указанным вопросам.
Почему отцы и дети
Позиция автора в романе не указана напрямую. Но ее довольно легко определить, если внимательно всмотреться в композицию произведения, проанализировать язык героев, систему образов, выявить роль отдельных элементов, например пейзажа, в романе. Этим, кстати, очень интересны именно «Отцы и дети». Смысл произведения заложен уже в заглавии, а основной художественный прием противопоставления, или антитезы, прослеживается на протяжении всего романа.
Итак, почему отцы и почему дети? Потому, что семья – это маленький срез со всего общества, и в ней, как в зеркале, отражаются те сложнейшие, подчас драматические коллизии, которые сотрясают и лихорадят общественное сознание. К моменту рождения замысла и написания самого романа жизнь, по словам критика Белинского, «разбежалась в глубину и ширину» в огромном множестве ее элементов. Это многообразие форм и позволяют нам увидеть и понять «Отцы и дети». Смысл произведения раскрывается в конфликте между поколениями, во взглядах на политику, религию, науки, искусство, общественное мироустройство и миропорядок. Не менее ярок и классовый конфликт, обострившийся на фоне жесткого противостояния социальных сил и проблем. Внимательный читатель, переходя от главы к главе, все отчетливее понимает метафоричность заглавия «Отцы и дети». Смысл произведения состоит не только в том, чтобы показать преемственность и размежевания поколений (общечеловеческий аспект), но и раскрыть противостояние устоявшихся взглядов и мнений и новых, приходящих на смену старым.
Мысль семейная
Давайте проанализируем вначале «мысль семейную» в романе. Стоит отметить, что тема семьи вообще характерна для Тургенева. Всю свою самостоятельную жизнь писатель прожил «на краю чужого гнезда», а с матерью были у него достаточно сложные отношения. Потому, наверное, так дорожил Иван Сергеевич теплом домашнего очага, гармонией взаимоотношений между старшими и младшими поколениями. Произведение «Отцы и дети» утверждает те вечные ценности, без которых, по сути, не может двигаться вперед прогресс. Показано это на примере семьи Кирсановых. Аркадий, представитель молодого и передового поколения, хоть и находится под влиянием Базарова, все равно теснейшим образом связан со своими родными. Даже по приезде в отчие края он восклицает, что здесь и воздух слаще и все дороже и ближе, чем в столице. Делая экскурс в прошлое своих героев, Тургенев рассказывает, что и Кирсанов-отец постоянно старался сблизиться с сыном, разделять его интересы, жить тем, чем живет Аркадий, знакомился с его приятелями, пытался понять новое поколение, приходящее на смену его ровесникам. Произведение «Отцы и дети», как уже говорилось, роман-антитеза. Но, хотя Базаров и является ярым противником всего прошлого, «отцов» в том числе, хотя он внешне грубоват со своими отцом и матерью и открыто высмеивает и презирает «старичков Кирсановых», ощущение родства не чуждо и ему. Таким образом, семейные традиции и узы священны для Тургенева. Приветствуя новое время, писатель считает, что нельзя полностью перечеркивать достижения минувших эпох, в том числе и преемственность поколений.
Новое и старое
Смысл романа «Отцы и дети» шире и глубже обозначенного выше вопроса. Да, действительно, молодое поколение, с присущим ему максимализмом, часто считает себя умнее, прогрессивнее, талантливее, более способным на значительные поступки и полезным для страны, чем те, чей век близится к закату. Увы, но по большому счету это так. И Николай Петрович, и Петр Петрович Кирсановы, люди образованные и мыслящие современно, все же во многом отстали от неудержимо летящего вперед века. Новые научные мысли, технические достижения, политические идеи им трудно понять и трудно принять в свою повседневность. Но значит ли это, что прошлое следует без остатка уничтожить, забыть, отказаться от него, «расчистить», как выражается Базаров? А что же тогда построить на новом месте, на пустом? Нигилист Евгений не может нарисовать подробную картину – видимо, и сам не знает, не представляет ее себе. И смысл романа «Отцы и дети» сам автор справедливо видел не только в том, чтобы подвергнуть критике уродства русской действительности, прогнившую систему социальных, а часто и человеческих отношений, но и доказать, что нельзя совершенно от прошлого отказываться. Человеческие цивилизации сменяли одна другую, и каждая базировалась на достижениях предыдущей.
Идеологический и эстетический замысел романа
О чем еще роман «Отцы и дети»? Произведение Тургенева писалось в 3 этапа. Первый датируется 1860-1861 годами, когда создавался основной текст, формировался сюжет и образная система. Второй относится к осени 1861 — началу зимы 1862 годов. В это время писатель активно перерабатывает текст, вносит сюжетные и композиционные поправки, расширяет круг освещаемых проблем в соответствии с политическими изменениями в стране. И, наконец, в период с февраля по сентябрь 1862 года окончательные правки и первое издание в «Русском вестнике» произведения «Отцы и дети». Проблематика романа – это яркая картина подъема движения разночинцев, революционеров-демократов; показ нового, только-только рождающегося типа общественного деятеля-нигилиста, подвергающего сомнению все устои российского государства. На 238 листах убористого тургеневского почерка уместилась история жизни бунтаря Базарова, критика аморальности нигилизма, конфликт между консерваторами-либералами и революционно настроенными прогрессистами, раскрытие философских, духовных, религиозных, этических и эстетических, морально-нравственных конфликтов.
Что хотел сказать автор и что у него сказалось?
Понять, в чем смысл романа «Отцы и дети» нельзя, не раскрыв образа главного героя – нигилиста Евгения Базарова. Сам автор отмечал, что виделась ему фигура сильная, злобная, дикая и неукротимая, честная, вышедшая из народа, но обреченная на гибель, ибо время базаровых еще не пришло. Он признавался, что не знает, любит или ненавидит созданный им же образ. Ведь раскритиковать писатель стремился в первую очередь дворянство как некогда передовой, а теперь уже отживающий, консервативный класс, тормозящий экономическое и политическое развитие страны. Но Базаров выдвинулся на первый план, и именно по поводу этого героя развернулась в отечественной критике полемика. Одни считали главный персонаж злобной карикатурой, памфлетом на молодое поколение. Другие, подхватив тургеневское слово «нигилист», стали называть им всяческие бесчинства, политические беспорядки, производимые студенчеством. И имя Базарова стало синонимом одного из имен дьявола – Асмодей. Третьи, подхватив революционные идеи, возвели Евгения Васильевича в ранг своего духовного вождя. Тургенев не разделял идеи ни одних, ни вторых, ни третьих. В этом была одна из причин идейного раскола между писателем и сотрудниками «Современника».
Победа жизни над идеологией
Да, Иван Сергеевич, при всей искренней симпатии к дворянству и сострадании к Базарову, осудил и одних, и других. В романе он доказал, что жизнь сложнее и многообразнее всех идеологий, политических споров, и ее нельзя уложить ни в одно прокрустово ложе. Природа, любовь, искренние привязанности, возрождающая и облагораживающая сила искусства, патриотизм одержат победу над любым «страстным, грешным, бунтующим сердцем». И по сию пору судьбы героев произведения интересуют и волнуют нас, рождают споры, побуждают стараться понять как можно глубже и учат каждого быть Человеком. А это и есть главный признак великих классических произведений.
Сюжет произведения строится на столкновении двух враждебных идеологий — разночинно-демократической и либерально-дворянской.
Внимание!
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Взгляды нигилиста Базарова, главного героя романа, сводятся к резкой критике того положения, которое сложилось в стране: «ко всему относится с критической точки зрения». Он не верит, что отмена крепостного права может что-либо изменить. Ни либералы, ни аристократы ничего не могут сделать, убеждения и тех и других изжили себя.
По мнению этого героя, народ полон грубых суеверий, мужики склонны к пьянству. Базаров не видит силы в народе, не знает, кто может построить новый мир. Этот герой – нигилист, потому что он отрицает государственное устройство, семью, церковь, искусство: «- Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! — воскликнул Базаров с презрительною усмешкой». Он готов признать лишь то, что ощутимо полезно: «Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе».
Тургенев показывает Базарова в среде ему чуждой и даже враждебной, поэтому подчеркивается, с одной стороны, резкость и грубоватость этого человека, с другой — спокойная самоуверенность, ум, сила, убежденность.
Основным идейным противником Базарова является дядя его друга — Павел Петрович Кирсанов. Это дворянин, аристократ до мозга костей, убежденный либерал. Он не может простить Базарову неуважительного отношения к своему сословию, но дело даже не в этом. Кирсанова раздражает и пугает базаровская убежденность в необходимости разрушить основы того, на чем веками держалась жизнь России: «…это слово означает человека, который… который ничего не признает? — Скажи: который ничего не уважает».
Между этими двумя героями происходят идейные столкновения, которые раскрывают позиции обоих, показывают их сильные и слабые стороны. Мы видим, что если Базаров что-то и склонен принять, то только через призму личного опыта («мне скажут дело, я соглашаюсь…»). Во главу угла он ставит исключительно собственное мнение, а не то, что выверено временем и является авторитетным. Для Павла Петровича это неприемлемо. Для него главное «принсип» — культурный опыт предшествующих поколений, мнение значимых людей. Кирсанов считает, что тот, кто «не признает принсипов», исключает себя из жизни общества, «обречен жить в пустоте».
Немного позже, в прямой «схватке» Павла Петровича с «лекаришкой», Базаров открыто заявит своему оппоненту, что можно обойтись без логики истории, без знаний законов общественного развития: «Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!».
Этот разговор Базарова и Павла Петровича за утренним столом, на первый взгляд, вяло текущий, «запиваемый чаем», на самом деле исполнен внутреннего напряжения.
Позиция Базарова в этом разговоре — не что иное, как прямой вызов дворянскому культурному опыту. Новое поколение выбирает естественные, а не гуманитарные науки, ценит химиков, а не поэтов, отдает предпочтение делу, ремеслу, пользе, а не отвлеченным ценностям. В числе подобного рода «отвлеченностей» у Базарова значатся «аристократизм, либерализм, прогресс», которые для человека 60-х годов являются не более чем «бесполезными» словами.
И как противовес дворянским «отвлеченностям» — убежденность героя-демократа в том, что все в окружающей жизни должно проверяться полезной практической деятельностью. Отсюда и суждения Базарова типа «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» или «Рафаэль гроша медного не стоит», которые приводят в бешенство Кирсанова.
«Единоборство» героев заканчивается их дуэлью. Вызванный на поединок Павлом Петровичем, Базаров нехотя (что за нелепые дворянские привычки!) соглашается. Герой вынужден взять в руки оружие, которым он ранит Кирсанова. Однако здесь происходит «неожиданное» — ранение примиряет этих героев, превращает их из идейных противников в просто людей. Базаров как врач оказывает первую помощь Павлу Петровичу, а тот признает, что нигилист «поступил благородно». Больше того, герои на несколько секунд даже становятся союзниками, придумывая оправдание своей дуэли для Николая Петровича.
Таким образом, Базаров и Павел Петрович – представители разных поколений, возрастных и идеологических. Их столкновение неизбежно, но не плодотворно, разрушительно для обоих – герои не находят компромисса, они непримиримы.
Однако благодаря идейным спорам Базарова и Павла Петровича Тургенев в своем романе ставит важные вопросы, связанные со способностью людей разных поколений быть наставниками и хранителями, уметь любить новое и сохранять опыт предков, не нарушать связи времен.
Таким образом, название романа Тургенева многозначно. С одной стороны, оно отражает вечный конфликт поколений, которые с трудом находят общий и язык и взаимопонимание. С другой – писатель описывает идейный конфликт, актуальный для своего времени: противоборство дворянской и разночинской идеологий.
</span>
«Отцы и дети» И.С. Тургенева — это социально-психологический роман, главное место в котором отведено общественным противоречиям. Произведение было написано накануне отмены крепостного права, в период 1860-1861 годов. Борьба идеологий, противостояние различных мышлений, переломный момент в стране. Все это нашло отражение в романе.
Содержание
Смысл названия книги Отцы и дети
Противостояние поколений: отцы и дети. Глобальные различия во взглядах и мировоззрениях. Между поколениями всегда будут существовать противоречия. Эта важнейшая проблема и нашла свое отражение в заглавии книги.
О чем книга «Отцы и дети»
Разночинец Базаров и другие герои. Главный персонаж противопоставлен всем остальным. В их столкновениях раскрываются личностные черты характера и взгляды героя. Соперником Базарова является Павел Кирсанов. Это совершенно разные люди. Их конфликт завязывается сразу после того, как Базаров приезжает в дом Кирсанова.
Евгений стремится навязать свои взгляды всем вокруг. Он показывает, как он близок к народу, как его волнуют проблемы и трудности простых людей. Аркадий Кирсанов — близкий друг нигилиста — старается во всем соответствовать главному персонажу. Однако его душевные проявления напыщенны и неестественны. Базаров — его кумир, он гордится тем, что является сторонником его взглядов и убеждений. Однако Аркадий не может долго притворяться, поэтому в скором времени от открывает свои настоящие чувства и желания.
Смысл произведения Отцы и дети
Книга «Отцы и дети» о проблемах и противоречиях, которые возникают в обществе. Вечные споры между поколениями, разные жизненные принципы. И.С. Тургенев раскрывает каждую позицию.
Евгений Базаров — нигилист — создает главный резонанс в романе. Он спорит с остальными, доказывает свою точку зрения, пытается убедить окружающих в своей правоте. Его основным оппонентом является Павел Кирсанов. Изначально между молодыми мужчинами возникла личная неприязнь. Базаров высмеивает Павла, старается уколотить его резкими высказываниями. Кирсанов брезгливо оглядывает неряшливого Евгения, всем своим видом показывая, что ему нет места в его окружении.
Два спорщика даже вызывали друг друга на дуэль. И.С. Тургенев любовную тему также не оставил в стороне. Разные поколения, совершенно противоположные взгляды на обыденные жизненные ситуации. Неоднозначные и многогранные герои, характер которых подробно описывает автор.
Смысл финала
Если в начале произведения Евгений Базаров яро отстаивает свои взгляды на жизнь: разрушить мир до основания, так как все попытки его перестроения ни к чему хорошему не приведут, отказ от семейных ценностей, от любви и романтики. Все усилия, по мнению главного героя-нигилиста, следует приложить на изучение естествознания. В конце же произведения у Базарова начинаются тяжелые душевные переживания. Рядом с ним не оказалось единомышленников.
Непримиримые противоречия, пересмотр его взглядов о любви, возникновение новых чувств. Евгений остро осознал, что в мире еще очень много тайн и загадок, которые он не знает и не понимает. То, что герой так решительно отвергал, стало его болью, борьбой внутри себя.
Евгений Базаров остался абсолютно один. Все его идеи, жизненные планы потерпели поражение. Герой стал проще смотреть на мир и на окружающих его людей. Последние часы жизни Базарова показали его как человека, который тоже может чувствовать и сострадать.
Используемые источники:
- https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-romana-otcy-i-deti-turgeneva/
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/otcy-i-deti/sut-romana.html
- https://fb.ru/article/164474/ottsyi-i-deti-smyisl-proizvedeniya-turgeneva-problematika-romana-ottsyi-i-deti
- https://nauchniestati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-smysl-nazvaniya-romana-i-s-turgeneva-otczy-i-deti/
- https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-proizvedeniya-otcy-i-deti-turgenev/