- Сочинения
- По литературе
- Астафьев
- Анализ произведения Затеси
Произведение является сборником литературных миниатюр в виде лирических зарисовок, представляющих собой философские размышления писателя о жизненном смысле, человеческих отношений, о добре и зле, собранных в восьми хронологических тетрадях.
Жанровое направление миниатюр является сложным для определения, поскольку произведения создаются вне определенного жанра, но близки к модели стихотворений прозаического повествования.
В названии книги писатель использует понятие зарубки, сделанной на деревянном покрытии с помощью острого предмета с целью запоминания правильной дороги. Используемое название подчеркивает основную тематику миниатюр, заключающую в себе авторские рассуждения о скоротечности человеческой жизни, о времени, о собственном душевном состоянии в форме затеси, места, о котором всегда напоминает память человека.
Речевая стилистика художественных миниатюр выражается в применении писателем книжных стилистических оборотов в сочетании с народной речью, отличающейся живостью, достоверностью и особенным колоритом.
В качестве литературных приемов, усиливающих философское содержание книги, писатель использует многочисленные формы диалектизмов, устаревших слов и фраз, а также просторечье и разговорные выражения для наиболее яркого описания окружающего природного пейзажа, а также подчеркивая речевую характеристику героев произведений. Кроме того, книга изобилует разнообразными метафорами, эпитетами, олицетворениями и сравнениями.
Каждая в отдельности из миниатюр, представленных в сборнике, представляет собой самостоятельно и завершенное произведение, но включенные в единый цикл зарисовки приобретают особое звуковое своеобразие, создающее впечатление мозаичного объема и всеохватывающего взгляда на мир.
По литературному содержанию миниатюры условно разделяются на лирические («Хрустальный звон», «Есенина поют»), эпические, отличающиеся выраженной фабулой («Больше жизни», «Посткриптум»), а также зарисовки, относящиеся к типу эссе («Долбят гору», «Хвостик»). Однако все входящие в цикл произведения имеют отличительную особенность, заключающуюся в авторских раздумьях о духовной культуре русского народа, проблемах человеческого существования, взаимосвязи человека с окружающей природой, отношения к родной земле, демонстрирующих искренние переживания писателя о судьбе родины.
2 вариант
Оригинальное произведение обозначено в сборнике миниатюр в качестве художественных зарисовок, обозначающих в себе размышления писателя о смысле жизни, взаимодействии между людьми, о добрых и злых поступках, собранных в отдельных тетрадях.
Стоит отметить, что жанр этих миниатюр сложно определить с первого взгляда, так как произведение создается вне конкретного жанра, но он подходит к стихотворному жанру, обозначенные художественными чертами.
Для отражения смысла книги писатель применяет понятие зарубки, специальные отметки на деревянной поверхности, сделанные при помощи острой вещи, чтобы запомнить дорогу. Данное название отражает главную тему миниатюр, передающие читателю мысли о скором приближении смерти, о временных промежутках, о своих душевных переживаниях в форме затиси. Еще об этом месте напоминают переживания человека.
Речевое выражение всех ситуаций отражается в применении автором литературных оборотов, соединенных с простыми выражениями с неповторимым для выражения стилем, выражающаяся живым отношением к жизни, своеобразным колоритом, обозначенным обществом.
В качестве определенных средств выразительности, отображающих смысловое содержание книги, но автор применяет различные формы диалектизма, устаревших выражений, включая простые слова для самой яркой отметки всего живописного пейзажа, а также обозначая речевые данные о персонажах произведения. Еще в книге читатель отметит много средств художественной выразительности, которые помогают выразить всю ситуацию.
Все миниатюры, обозначенные в сборнике, считается отдельной творческой работой, входящий в основной цикл зарисовок, обладающие особым звуковым отражением, которое имеет впечатление оригинального объема, обширного взгляда на жизненные условия.
Читатель отметит, что внутреннее состав миниатюры необходимо разграничить на несколько художественных средств выразительности, отмеченная своеобразной фабулой, а также миниатюры, относящиеся к виду эссе. Необходимо заметить, что все в цикле произведения обладают ключевыми моментами, отмеченные в мыслях автора, о культуре наших людей, проблемах человеческого бытия, взаимодействия человека с природными ландшафтами, отношение к родным просторам, показывающее искренние размышления талантливого автора о судьбе родной земли.
Искренне рекомендую прочитать творческую работу автора «Затеси», включающего своеобразные зарисовки, отражающие описанные автором события. В этой книге он описал свою жизненные переживания, которые помогли ему раскрыть свои душевные качества. Читатель замечает, что книга вырвана у автора из души, но она содержит определенное количество грязи. При этом стоит отметить, что она белее выпавшего снега. Стоит обозначить, что книга вызывает у читателя своеобразный восторг, потрясение и счастье, заставляя читателя задуматься о судьбе своей родной земли, не забывая о жизни государственных структур.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Затеси
Популярные сегодня темы
- Анализ эпизода смерти Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение
Евгений Базаров – главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», молодой человек, разночинец, нигилист. В своем произведении автор подробно раскрывает философские взгляды
- Сочинение на тему Искусство 9 класс
Искусство – это часть культуры человечества имеющее много направлений. Все самое красивое, что создано людьми, называется искусством. Искусство – это музыка, театр, литература, кино, танцы или хореография, архитектура, изобразительное искусство.
- Жизнь и творчество Павла Бажова сочинение
Павел Бажов известен — это уральский писатель, который написал более пятидесяти интереснейших сказов. Все они посвящены родному Уралу и местным жителям.
- Сочинение Начало зимы
Ещё в ноябре, когда становится холодно и выпадет первый снег, начинаешь ждать прихода зимы. Когда он уже не будет таять на следующий день и установится постоянная морозная погода
- Сочинение на тему Наблюдательность
Наблюдательность – это очень важное качество человека, которое помогает ему и в жизни, и в различной деятельности. Подобное свойство характеризуется тем, что люди умею увидеть
1. Беседа по тексту
Рассказ прочитан, давайте поговорим о том, что же пришлось пережить мальчику, заблудившемуся в лесу. Мы уже говорим о том, что это произошло с самим писателем, и это событие он описал в сочинение. Тогда он дал ему название «Жив». Какое из этих названий вам нравится больше? А как объяснить выбор каждого из этих вариантов заголовка.
Сколько дней длилась робинзонада Васютки? Опишите как можно подробнее один из этих дней, чтобы в вашем пересказе вновь повторились события из жизни мальчишки, который не сдался в самой трудной обстановке.
Почему, как вам кажется, Васютка немного робел перед отцом? Это был страх или уважение перед большим, сильным и умелым человеком? Обоснуйте свой ответ.
Какой старинный порядок при отправке в лес (и тайгу) обычно соблюдал каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его и зачитайте.
Найдите и зачитайте в тексте с какого события началась робинзонада Васютки?
Охарактеризуйте чувства и поведение мальчика после того, как он понял, что заблудился. Выпишите из текста наиболее характерные слова, передающие состояние Васютки.
Ребята, а как бы вы стали себя вести в этой ситуации?
Опишите первую ночь в лесу, второй день, вторую ночь… На какой день перед Васюткой оказалось озеро?
Что же помогло Васютке не пропасть в тайге?
Прочитайте, как мальчик добился своего спасения. В чем была его заслуга в эти последние, самые мучительные часы.
Как встретили пропавшего дед, мать, отец? Прочитайте эти эпизоды.
Мы видим, что вся семья переживала за Васютку, все силы были брошены на его поиски. Автор показал нам настоящую, крепкую, любящую семью, где царит любовь и понимание, где старшие дают уроки жизни младшему, учат его быть сильным, способных выжить в самых трудных ситуациях остаться человеком.
Найдите описание раболовецкого похода на озеро, которое назвали Васюткиным.
Когда это случилось?
Васютке пришлось пережить много трудностей, встретившихся ему на пути странствий. (Вместе с героем переживали и мы). Но это только начало жизненных трудностей, а сколько их будет впереди.
Но мы с уверенностью можем сказать, что наш герой, закаленный тайгой, хорошо знавший природу сурового края не затеряется среди огромной, необъятной нашей страны, как не затерялось то маленькое озеро, которое носит его имя.
Ведь герой рассказа – это известный во всем мире писатель – В.П.Астафьев.
2. Словарная работа
Этот рассказ дает хорошую возможность для словарной работы.
Следует обратить внимание на слова и выражения, характерные для стиля
В. Астафьева: таинственный шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; отрешенно подумал; хлипких не любит; пучок сухого мха-бородача; монотонно зудя; пылающие головни; дурило. Следует пояснить значение некоторых слов и попросить использовать их в своем пересказе.
Можно выполнить с учащимися следующие задания:
Внимательно вчитываясь в текст, определите значение выделенных слов, употребленных писателем.
Рассолодели от безделья
Нету фарту
Осенняя путина
Привыкли парнишкой помыкать
Посадить на мушку <...> птиц
Выпишите из текста диалектные слова.
Писатель постоянно подчеркивает, что выраженная в форме диалектизмов речь, колоритна, близка разговорной, усиливает эмоциональное восприятие. Пятиклассники легко ориентируются в тексте, не смущаясь диалектизмов, некоторые устойчивые обороты надолго западают в детскую память (например: «лихорадка болотная», «привязалась как банный лист», «чуть с ума не лишился»).
IV. Итоговая беседа
В конце урока заключительное слово учителя.
Понравился ли рассказ «Васюткино озеро»?
Происходили ли с вами подобные истории в лесу?
VI. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания мы предложили ребятам написать рассказ о ситуации, схожей с той, что случилось с Васюткой. Постараться описать свои мысли, чувства, поступки, а если не бывали в такой ситуации, то есть возможность пофантазировать.
Можно предложить нарисовать иллюстрации к наиболее запомнившимся и понравившимся эпизодам и оформить в классе выставку выполненных работ.
Второй урок посвящен анализу прозаического текста.
Тема второго урока: В.П. Астафьев «Васюткино озеро ». Человек и природа в рассказе
Цели урока: обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного словесного рисования и комментированного чтения.
План урока:
1. Работа с текстом (7 мин).
2. Работа в группах (15 мин).
3. Комментированное чтение эпизода (8 мин).
4. Сочинение-миниатюра (10 мин).
Словарная работа: пейзаж.
Ход урока
I. Работа с текстом
Урок начинаю с беседы.
Беседа. Обсуждение содержания рассказа на втором уроке выявит осознанное восприятие ребятами произведения.
Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?
Как относился Васютка к взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?
Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как его можно объяснить?
Что помогло Васютке провести первую ночь?
Где провел мальчик вторую ночь? Почему ему было очень тяжело?
Чем отличалась третья ночь?
Что, по-вашему, помогло Васютке выйти на берег Енисея?
Почему озеро назвали именем мальчика?
Чему можно поучиться у Васютки?
II. Работа в группах
Содержание курса литературы ВОВ в 8 и 9 классе. Оно не слишком объемно и в основном нацелено на расширенный курс литературы о войне в старших классах. Но уже из этого проистекают некоторые проблемы. К рассмотрению проблем изучения литературы Великой Отечественной Войны мы сейчас и обратимся. Прежде всего, как уже говорилось немного выше, мы можем выделить проблемы, связанные непосредственно с…
Гнезда», «Войны и мира», «Вишневого сада». Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишних людей» в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман «Евгений Онегин», Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества», и что в «Онегине» Пушкин «решился…
Литературы
на занятиях
внеклассному
чтению в 5-7 классах
общеобразовательной
школы.
Тема нашей
работы определила
её цель –
разработать
систему занятий
по внеклассному
чтению, эффективно
влияющую на
развитие творческих
способностей
учащихся 5-7 классов.
Цель работы
определила
следующие
задачи: Проанализировав психологическую литературу выявить сущность понятий «способности», «творческие…
Для русских людей, потому что за границей ее никто не поймет: «…история неизвестная…,а нами подслушанная по течению великих русских рек» . Таким образом, проанализировав исторические миниатюры М. Осоргина, составляющие цикл «Повесть о некой девице», мы пришли к следующему выводу. Мотив власти выступает объединяющим началом всего цикла. Власть представлена в различных ее проявлениях, будь то…
МОУ СОШ №33
Литература
5класс, общеобразовательный
Программа литературного образования под редакцией
Тема: Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро»
(Урок анализа первоисточника)
Цель урока:
образовательная —
анализ рассказа «Васюткино озеро», углубление и расширение знаний учащихся по творчеству;
развивающая —
развитие умения анализировать текст через интепретацию-рисунок, умения работать со словарной статьёй, ресурсами Интернета;
воспитательная —
формирование уважительного и бережного отношения к природе; воспитание вдумчивого читателя.
Оборудование:
выставка книг, иллюстрации учащихся, презентация к уроку, аудиозапись голосов птиц.
Человек и природа в рассказе
«Васюткино озеро»
Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.
Зейме Иоганн Готфрид
Ход урока
I
. Эмоциональный настрой
Добрый день, ребята, уважаемые гости, рада видеть вас на уроке.
(Звучит музыка «Времена года» — «Осень»)
Ребята, нет человека, которому не был бы интересен мир живой природы. У нас вызывает восхищение танец глухаря на току, на нас нагоняет страх темный лес, зеркальное отражение глади озера завораживает, рыба, плавающая у берега, приводит в восторг. Человек и природа – вечная тема творчества, о которой говорили и будут говорить писатели и поэты. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.
II
. Организационный момент
Цель нашего урока доказать: человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.
III
. Вопросы беседы
1)Итак, кто же главный герой рассказа «Васюткино озеро»? Вот таким представляет его художник, а каким вы представляете его внешне?
2) Какое место занимал Васютка в бригаде? Какое было у него дело?
3) Васютке нравилось бродить по тайге
…(запишите слово тайга в словарь). Скажите, а какое время года описывает автор (даже месяц указан)?
4) Итак, в очередной раз Васютка собирается за шишками. Прочитайте,
как об этом рассказывает.
5) Как Васютка относится к взрослым, почему не стал спорить с матерью?
(Он не отступает от закона, который помогает жить человеку – слушай старшего, более опытного человека).
Обратите внимание на экран – закон общения человека и природы.
6) Как называются зарубки на дереве, с помощью которых Васютка надеялся не заблудиться в лесу?
З) Зачем в таёжном лесу нужны затеси
?
Давайте запишем это слово в тетрадь.
По затесям пойдут другие люди. Вот он, ребята, закон взаимопомощи : сделав затесь на дереве, один человек поможет найти дорогу другому.
Взаимопомощь.
Весело посвистывая, шёл наш Васютка по тайге, пространно рассуждая о дороге, о всяких таёжных разностях.
Кто прервал рассуждения героя?
Давайте прочитаем об этой встрече.
— Как Васютка относится к этим птицам? А какую пользу приносит кедровка лесу?
(На экране появилась птица кедровка). Вот так она выглядит.
Если вдруг вам доведётся услышать вот такое пение, это кедровка (звучит запись пения кедровки).
Запишем это слово в словарь.
Васютка прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Почему наш путешественник не сделал настоящего выстрела?
Как вы думаете, какой закон природы не нарушил Васютка?
Настоящий охотник бесполезных выстрелов не производит.
Именно этой птице Васютка должен быть благодарен, что шишек в лесу видимо-невидимо.
Васютка слез с дерева, собрал шишек в мешок…
Вдруг впереди что-то захлопало…
— Что привлекло внимание нашего собирателя шишек?
(Хлопанье крыльев глухаря)
Глухарь – красивая, умная птица (звучит запись пения глухаря на току).
Расскажите, чем закончилась встреча с глухарём. Какой способ знал Васютка, чтобы перехитрить птицу и выйти из схватки победителем?
Васютка добыл дичь, или трофей, как говорят охотники.
Давайте запишем это слово в словарь: трофей.
Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывая, пел, что на ум приходило. Вдруг спохватился… О чём спохватился Васютка?
Почему мальчик попал в беду, какой закон природы нарушил?
(Идти по проложенному пути, от затесей не отступать.)
Какие меры принимал мальчик, думая, что быстро выберется из сложившейся ситуации?
Но выхода не было!
Какое чувство охватило Васютку?
Прочитайте, с каким насекомым сравнивает Виктор Петрович Астафьев нашего путешественника, чтобы передать те чувства, что испытывает он, заблудившись.
— Обратим внимание на экран. Да, действительно, попав в таёжный лес, ощущаешь себя песчинкой в огромной вселенной, мухой в паутине. (Рисунок Соловьёвой Юлии).
Юля, каким ты представляешь себе непроходимую тайгу?
— «Будь, что будет»,- отрешённо подумал Васютка. Но какие слова деда и отца заставили припомнить всё, что знал наш герой, чтобы выжить в тайге?
Как Васютка готовился к ночи в таёжном лесу? (Зачитывается отрывок из произведения.)
Кого Васютка просит о помощи, обращаясь со словами… (белку)
Почему мальчик обращается со словами к этому симпатичному существу?
(Человек и природа едины. Попав в беду, он ищет защиты у природы).
Тайга…Тайга… Без конца и без края…
Васютка отыскивает глазами жёлтую полоску лиственничка
среди неподвижно зелёного моря. Запишем слово в словарь.
Для чего мальчик искал именно полоску лиственничка?
— Нашёл Васютка водоём — Енисей? (Нет) А что? (Озеро.)
Внимание на экран, может, на берегу именно этого озера и был Васютка.
Перед нами рисунок Екатерины Кузнецовой. Какое настроение, Катя, ты хотела передать этой цветовой гаммой?
Как готовится Васютка к ночёвке у озера, о чём и о ком были его мысли? (Чтение отрывка).
Но вдруг настроение Васютки меняется. Почему герой так обрадовался найденному трофею? (убитая утка).
Вода проточная – один шаг к спасению; заметя бороздку, герой понял, что он на правильном пути. Но не удалось вырваться из лап природы и пришлось вне дома провести 3-ю ночь.
Какой была эта ночь?
— Что (очень важная деталь) освещает все ночи надежды Васютки, что он найдет дорогу домой? Запишем это слово в словарь.
Костёр. Вот так представила костёр надежды Ирина. Ребята, пофилософствуйте, почему автор символом надежды выбрал образ костра.
(Ответы учащихся)
Именно этот огонь надежды позволил Васютке найти Енисей.
(Учитель зачитывает отрывок из произведения).
Теплоход не помог горю Васютки.
4-ю ночь пришлось провести на берегу Енисея. Она было самой трудной. Почему?
И всё-таки удача улыбнулась Васютке, бот «Игарец» спас нашего героя, и его именем назвали озеро.
Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбные места». А ещё почему?
Помогли выстоять ему (слова из словаря.)
Он учился жить с природой в единстве, быть частью её; соблюдать и уважать её законы, потому и нашёл озеро, оставив память о себе навсегда.
Я желаю вам, чтобы каждый из вас нашёл свой правильный путь в жизни и открыл, пусть небольшое, но своё озеро, чтобы в вашем сердце никогда не угасал костёр надежды, чтобы вы понимали, что человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.
Из общения с природой Васютка вынес столько света, сколько он захотел, и столько мужества и силы, сколько ему было нужно.
Безусловно, в этом нас убедил рассказ.
IV
. Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос «Почему Васютке удалось найти дорогу домой?»
В 1952 году написал Астафьев «Васюткино озеро». Краткое содержание этого рассказа вы узнаете из данной статьи. Произведение начинается описанием озера. Оно получило название в честь одного мальчика, Васютки, который его нашел и показал людям.
Плохие новости
Васютка летом жил в тайге с отцом и матерью. Отец его был начальником местной рыбачьей бригады. У мужчин дела шли плохо. Реку вспучили частые осенние дожди, и рыба перестала ловиться. Мужчины ходили хмурые, они изнывали от вынужденного безделья. Бригада решила спускаться вниз по течению Енисея. Однако уловы оставались по-прежнему скудными.
Рыбаки уходят к Енисею
Рыбаки остановились в низовьях Енисея в избушке, которую построила ученая экспедиция несколько лет назад. Начались дни, похожие друг на друга. Мальчик скучал. Ему было некуда сходить и не с кем поиграть. Он ожидал с нетерпением начала учебного года. Вечерами было немного веселее. Рыбаки собирались все вместе в избушке, курили, ужинали, рассказывали истории из жизни и небылицы, щелкали орехи, которыми рыбаков снабжал Васютка. Мальчик обколотил уже все кедры, расположенные поблизости, и всякий раз забирался все дальше. Однако ему не была в тягость эта работа.
Васютка отправляется за орехами
Васютка, позавтракав, снова собрался в лес за орехами. Мать сказала ему недовольно, что следует готовиться к учебе вместо того, чтобы бродить по лесу. Затем она напомнила Васютке, чтобы тот не уходил далеко, и спросила, взял ли он с собой в дорогу хлеба. Мальчик сказал, что ему ни к чему хлеб. Однако мать все равно сунула ему краюшку, сказав, что так заведено «спокон веку», а Васютка еще слишком мал для того, чтобы переиначивать «таежные законы». Мальчик решил не спорить и исчез в лесу. Он шел, весело насвистывая и обращая внимания на пометки на деревьях. В конце концов он приглядел подходящий кедр и решил залезть на него. Затем Васютка стал колотить по веткам ногами. Посыпались шишки. Васютка слез, собрал свою добычу в мешок, а затем решил оббить еще один кедр, который он облюбовал.
Встреча с глухарем
Вдруг что-то сильно захлопало перед главным героем, которого создал Астафьев («Васюткино озеро»). От неожиданности он вздрогнул и вдруг увидел перед собой глухаря — большую черную птицу. Замерло сердце мальчика. Ему ни разу не удавалось подстрелить глухаря.
Птица перелетела через поляну и оказалась на сухостоине. Было сложно к ней подобраться. Васютка вспомнил, как охотники говорили, что глухаря нужно брать с собакой. Птица разглядывает ее, заливающуюся лаем, а охотник тем временем подходит с тыла и стреляет.
Васютка обругал себя за то, что пошел в лес без Дружка. Он пал на четвереньки и, подражая собаке, затявкал, а затем осторожно стал продвигаться вперед. Мальчик не замечал, что порвал телогрейку и расцарапал лицо. Он был охвачен азартом. Птица замерла и с любопытством за ним наблюдала.
Погоня за птицей
Мальчик, выбрав момент, поднялся на одно колено, решив поймать на мушку глухаря. Когда унялась дрожь в руках, он выстрелил. Хлопая крыльями, птица повалилась вниз. Однако, не коснувшись земли, глухарь выпрямился и полетел куда-то в глубь леса. Мальчик бросился за раненой птицей.
Все сильнее слабел глухарь. Вскоре он побежал, так как не мог уже взлететь. Было недалеко до птицы. Мальчик в несколько прыжков догнал глухаря и животом упал на него. Васютка, радостно улыбаясь, гладил птицу, любуясь его перьями, черными с голубоватым отливом. Мальчик взвесил в руке добычу и понял, что пора отправляться домой.
Васютка заблудился
Он шел гордый своей удачей и счастливый. Однако вскоре Васютка понял, что заблудился. Он осмотрелся в поисках затесей и повернул назад, присматриваясь внимательно к каждому дереву. Однако зарубок на них не было.
В поисках дороги
Сжалось сердце мальчика. Для того чтобы отогнать страх, он принялся рассуждать вслух, убеждать себя, что непременно найдет дорогу. Однако страх подступал к нему все сильнее. Васютка снова начал размышлять вслух о том, что нужно идти на юг. Он продвигался, но затесей не было видно. Несколько раз мальчик менял направление. Он высыпал шишки из мешка и шел вперед, пока не осознал со всей ясностью, что заблудился.
Много раз мальчик слышал рассказы о том, как люди блуждают в лесу. Однако он представлял себе это как-то иначе. Слишком уж просто все получилось. Васюткой овладело отчаяние.
Ночью он остановился, зажарил глухаря, однако хлеб решил приберечь на крайний случай. Проснувшись, он влез на высокое дерево, чтобы понять, где находится Енисей, однако не обнаружил окружавшей реку желтой полосы лиственника. Набрав полные карманы орехов, мальчик тронулся в путь. Интересно, чем же закончится рассказ «Васюткино озеро», не правда ли? Не волнуйтесь, финал его благополучный. Совсем скоро вы узнаете, какую концовку приготовил читателям автор произведения «Васюткино озеро». Отзыв о нем, а также ваше мнение о главных героях вы можете оставить в комментариях.
Васютка обнаруживает озеро
Васютка к вечеру вышел к большому озеру, полному непуганой дичи и рыбы. Здесь он подстрелил уток и расположился на ночлег. Очень страшно и грустно было мальчику. Вспомнив школу, он раскаялся, что хулиганил, курил, не слушал на уроках. Приглядевшись к рыбе утром, он понял, что она речная, а значит, из озера должна вытекать речка.
Днем мальчик залез на пихту, съел краюху хлеба и задремал. Он проснулся на закате. Все еще шел дождь. Васютка развел костер, а затем услыхал гудок парохода — где-то рядом был Енисей. Он выбрался к реке на другой день. Пока он размышлял, в какую сторону идти, мимо него проплыл пассажирский теплоход. Васютка напрасно кричал и махал руками — его приняли за местного жителя.
Спасение главного героя и заслуженная награда
О чем же далее рассказывает Астафьев («Васюткино озеро»)? Переходим к описанию финала. Мальчик устроился на ночь. Утром он услышал звук рыбосборочного катера. Мальчик начал кричать, развел большой костер, и его заметили. Коляда, знакомый дядька, доставил его к родным, искавшим его уже 5-й день по тайге.
Мальчик через 2 дня отвел рыболовную бригаду к месту, которое получило название Васюткино озеро. Краткое содержание не описывает подробностей финала. Отметим лишь, что в водоеме оказалось очень много рыбы. На районной карте вскоре появилось «Васюткино оз.». Уже без надписи оно перекочевало на краевую, а на карте страны отыскать его мог лишь обнаруживший его мальчик. Так заканчивается произведение, которое создал Астафьев («Васюткино озеро»). Расскажем теперь о главных героях.
Природа в рассказе
Природа и человек (Васютка) — вот главные герои. «Васюткино озеро» — это рассказ, в котором природа — это не просто фон или декорация. Это отдельный мир, который живет по своим собственным законам. Он проверяет сущность людей и определяет, на что способен человек. Природа заставляет главного героя пройти испытания, дает возможность лучше оценить заботу и любовь матери, близких, семьи. Она грозит, запутывает, пугает, но и приоткрывает завесы, подсказывает. Нужно лишь понять, увидеть, заметить, а для этого следует быть чутким и зорким не только на слух и глаза, но и в сердце.
Мальчик Васютка из рассказа «Васюткино озеро»
Краткое содержание, которое вы только что прочитали, не позволяет подробно описать характер этого мальчика. Однако общее представление о нем вы вполне можете составить. Человеческая сущность, как известно, лучше всего раскрывается в экстремальных ситуациях. Это и есть главная мысль рассказа, который написал Виктор Астафьев. Васютка оказался в одной из них. И он смог проявить мужество, находчивость, решительность. Конечно, мальчик очень испугался, поняв, что значило потеряться в лесу. Однако природа не любит трусливых и слабых, и Васютка отлично это осознавал. Конечно, он много раз был в лесу и знал из рассказов рыбаков, как нужно поступать в таких ситуациях. Вместе с тем Васютка понимал, как легко сгинуть навеки в просторах суровой тайги. Поэтому ему понадобилась вся его воля, мужество и самообладание для того, чтобы не поддаться панике. Виктор Астафьев отмечает, что Васютка, как опытный взрослый, обдумывал каждый шаг, каждое действие, устраиваясь на ночлег, выбирая направление, добывая еду. Благодаря мужеству он вышел победителем из леса. Его победа заключалась в том, что он преодолел в себе страх и растерянность, и это помогло Васютке вернуться домой. Он выдержал испытание, а наградой стало озеро, полное рыбы, о котором мальчик поведал рыбакам.
Не правда ли, интересную историю рассказал нам Астафьев («Васюткино озеро»)? Главные герои — это лишь одна сторона анализа этого произведения. Можно продолжить размышлять о нем, к чему мы и призываем читателя.
Изучения эпических произведений малой формы в 5–9 классах на примере рассказов В.П. Астафьева
Такое малое внимание,
уделяемое творчеству В.П. Астафьева в 5-9 классах, на наш взгляд не совсем
соответствует тому воспитательному, нравственно-психологическому и
художественному потенциалу, который заложен в произведениях этого писателя.
Хотелось бы отметить, что
по творчеству этого автора методический арсенал нуждается в накоплении.
Хотя уже и есть
методические нароботки учителей – словесников, но этого пока еще не достаточно,
и поэтому при подготовке к уроку приходится обращаться к литературоведческим
материалом. Мы считаем, что заниматься творчеством Астафьева в среднем звене
необходимо, ведь там заложена основа нравственности, автор рассказывает о
героях ровесниках, живущих сложностями, заботами и традициями сегодняшнего дня
и при этом духовно наполненными, наделенными внутренним богатством
человеческого чувства.
Герой детства В.П.
Астафьева по возрасту близок подросткам. Его психологическая яркость, живой
образ, естественность поступков не оставляет в стороне юного читателя.
Нравственные ценности не вуалируются в произведении сюжета, а рождаются из
понимания причин и значимости поступков героя, как в глазах его самого, так и
других окружающих его людей. Подросток, сопереживая герою, погружаясь в его
мир, глубоко симпатизируя ему, невольно учится различать доброе и злое в своих
поступках и в поступках людей.
В основе рассказов
Астафьева лежат детские впечатления самого автора (автобиографические
рассказы). Один из таких рассказов («Васюткино озеро») изучается в пятом
классе, второй – («Конь с розовой гривой») будет изучаться в шестом классе, в
восьмом классе – глава из повести «Последний поклон» — «Фотография, на которой
меня нет».
От произведения к
произведению углубляется проблема нравственного отношения, между человеком и
окружающим миром, человеком и человеком. К некоторым произведениям ученики
обратятся в старших классах. Им свойственно острое ощущение ценности жизни,
бурный протест против сил, противостоящих всему живому, будь то война или
людская злоба, стихия или жестокость к природе. Трагическое звучание многих
произведений Астафьева не от сознания бессилия.
Астафьев – писатель
мужественный. Свое писательское кредо он объяснил так: «Я писал о том, что для
меня было личным, кровным, а оказалось, мою тревогу, мою боль разделяют многие
и многие» .
К утверждающейся, а не
угнетающей силе трагического таланта писателя ученик еще обратится, а в пятом
классе перед нами воспоминание о детском творчестве, о сочинении ученика
В.Астафьева, который, став писателем, вспомнил свой рассказ «Жив!», опубликованный
в школьном журнале, и по памяти воспроизвел, наградив, героя именем Вася и
озеро – Васюткиным.
В рассказе главное не
сюжет, а мальчик, его и помогает нам рассмотреть необычность ситуации, а
которую он попал, убедительность его поступков. Борьба с собственным страхом и
попытка преодолеть обстоятельства, не дать судьбе сломать себя – это могут
ощутить ученики при так называемом замедленном чтении, где есть возможность
проследить все этапы путешествия и все нюансы мыслей и чувств героя.
Программа предлагает
рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро» для чтения и изучения в пятом классе.
На изучение данного
произведения Мы выделяем два часа. На первом уроке мы знакомимся с
произведением.
Тема первого урока: «В.П.
Астафьев «Васюткино озеро».
Автобиографичность произведения.
Черты характера героя и его поведение в лесу
».
Цель:
знакомство с творчеством В.П.
Астафьева; обучение пересказу художественного текста; комментированное чтение
текста.
Продолжить развитие
художественной речи учащихся.
Оборудование:
учебник – хрестоматия, карта с
изображением таежной сибирской местности.
План урока:
1. Слово о писателе.
Биографическая основа рассказа.
2. Работа с текстом.
3. Обучение
аналитическому пересказу.
4. Итоговая беседа.
Словарная работа:
автобиографическая проза.
Ход урока
Урок начинаю со
знакомства с личностью писателя и историей создания рассказа.
I
.
Слово о писателе
«…Родился я неподалеку
от Красноярска, в ночь на второе мая 1924г., в селе Овсянка, жители которого
носят убийственное прозвище — гробовозы… Сказка про гробовозов была первым
художественным произведением, узнанным мной в жизни…» .
Далеко не каждый писатель
отважится так начать рассказ о себе. «.. .Любил я и люблю родных моих
гробовозов (я уж по старинке буду называть земляков своих — привычней как-то,
хотя и корябает ухо) — гулеванов, зубоскалов, посказителей и драчунов, которые
и в работе вели себя, как в драке, все с налету делали, рывком, махом, и еще
пели очень здорово, пели и плакали… Но на войне мои земляки не были в хвосте.
Очень многие погибли, немногие вернулись инвалидами с фронта…» .
«…Памятны мне летние
деревенские вечера, когда село, разморенное жарою, почти до полночи все что-то
гоношится, не засыпает, звякая коровьими боталами, стукая веслами и шестами,
ширкая торопливыми пилами на берегу реки — сплавной лес в дрова превращают
земляки! Пахнет дымокурами, оседающей пылью, куриным пером, несет запахом
вареной картошки, под чугунами дотлевают угли во времянках, средь двора на
жаркую пору устроенных. Матери с прутьями в руках ищут по селу ребятишек,
пропавших еще утром со двора, и чаще всего находят их на берегу, и гонят, как
блудных телят, домой, стегая и ругаясь.
Ну а как забыть осенние
дни…» .
Виктор Астафьев всю жизнь
пишет о себе. Ему досталась непосильная судьба — как всему русскому народу. Он
вырос сиротой, его гнали из конца в конец страны в толпе раскулаченных, он
прошел войну рядовым и вернулся еле живой, его первый ребенок умер от голода…
Как вынести это? Как не озвереть, не проклясть? Нет, Астафьев пишет: «За что
судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его, этого счастья? Все ли
делал для счастья других? Не разменял ли так тяжко доставшуюся мне жизнь на
пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не
оттирал ли с дороги локтями слабых?»
Вот с такой душой и
рождены все его многочисленные книги: повесть о голодном, несправедливом
детстве «Кража», книга о войне, названная неожиданно «Пастух и пастушка»,
покаянная исповедь «Последний поклон» и другие, другие…
Впечатления детства
положены в основу многих его рассказов.
С одним из таких
рассказов «Васюткино озеро» мы сегодня и познакомимся. Виктор Петрович писал:
Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна».
В городе Игарке
преподавал когда–то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич
Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь
понимаю; свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать
из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды
предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом
заблудился в тайге, много дней провел один, и вот обо всем этом и написал.
Сочинение мое было напечатано в рукописном школьном журнале «Жив». Много лет
спустя я вспомнил о нем, попробовал восстановить в памяти.
Так вот и получилось
«Васюткино озеро» — первый мой рассказ для детей» .
II
.
Работа с текстом
На следующем этапе урока
мы читаем рассказ вслух, сопровождая чтение необходимыми комментариями.
Выразительное чтение учителя, предваряющее разбор произведения, является, по
точному выражению М.А.Рыбниковой, «ключом» к освоению его содержания.
III
. Обучение аналитическому пересказу
После прочтения рассказа
я предлагаю учащимся ответить на вопросы по содержанию, с целью выявления
впечатлений, появившихся у ребят.
Для работы возьмем эпизод
на с. 126-127. Начиная со слов: «открытие было настолько простым и потрясающим»
до «Живем!»
1. Беседа по тексту
Рассказ прочитан, давайте
поговорим о том, что же пришлось пережить мальчику, заблудившемуся в лесу. Мы
уже говорим о том, что это произошло с самим писателем, и это событие он описал
в сочинение. Тогда он дал ему название «Жив». Какое из этих названий вам
нравится больше? А как объяснить выбор каждого из этих вариантов заголовка.
Сколько дней длилась
робинзонада Васютки? Опишите как можно подробнее один из этих дней, чтобы в
вашем пересказе вновь повторились события из жизни мальчишки, который не сдался
в самой трудной обстановке.
Почему, как вам
кажется, Васютка немного робел перед отцом? Это был страх или уважение перед
большим, сильным и умелым человеком? Обоснуйте свой ответ.
Какой старинный порядок
при отправке в лес (и тайгу) обычно соблюдал каждый человек? В рассказе он
звучит как афоризм. Найдите его и зачитайте.
Найдите и зачитайте в
тексте с какого события началась робинзонада Васютки?
Охарактеризуйте чувства
и поведение мальчика после того, как он понял, что заблудился. Выпишите из
текста наиболее характерные слова, передающие состояние Васютки.
Ребята, а как бы вы
стали себя вести в этой ситуации?
Опишите первую ночь в
лесу, второй день, вторую ночь… На какой день перед Васюткой оказалось озеро?
Что же помогло Васютке
не пропасть в тайге?
Прочитайте, как мальчик
добился своего спасения. В чем была его заслуга в эти последние, самые
мучительные часы.
Как встретили
пропавшего дед, мать, отец? Прочитайте эти эпизоды.
Мы видим, что вся семья
переживала за Васютку, все силы были брошены на его поиски. Автор показал нам
настоящую, крепкую, любящую семью, где царит любовь и понимание, где старшие
дают уроки жизни младшему, учат его быть сильным, способных выжить в самых
трудных ситуациях остаться человеком.
Найдите описание
раболовецкого похода на озеро, которое назвали Васюткиным.
Когда это случилось?
Васютке пришлось пережить
много трудностей, встретившихся ему на пути странствий. (Вместе с героем
переживали и мы). Но это только начало жизненных трудностей, а сколько их будет
впереди.
Но мы с уверенностью
можем сказать, что наш герой, закаленный тайгой, хорошо знавший природу
сурового края не затеряется среди огромной, необъятной нашей страны, как не
затерялось то маленькое озеро, которое носит его имя.
Ведь герой рассказа – это
известный во всем мире писатель – В.П.Астафьев.
2. Словарная работа
Этот рассказ дает хорошую
возможность для словарной работы.
Следует обратить внимание
на слова и выражения, характерные для стиля
В. Астафьева: таинственный
шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; отрешенно подумал; хлипких
не любит; пучок сухого мха-бородача; монотонно зудя; пылающие головни; дурило.
Следует
пояснить значение некоторых слов и попросить использовать их в своем пересказе.
Можно выполнить с
учащимися следующие задания:
Внимательно вчитываясь в
текст, определите значение выделенных слов, употребленных писателем.
Рассолодели
от безделья
Нету фарту
Осенняя
путина
Привыкли парнишкой помыкать
Посадить на мушку
<...>
птиц
Выпишите из текста
диалектные слова.
Писатель постоянно
подчеркивает, что выраженная в форме диалектизмов речь, колоритна, близка разговорной,
усиливает эмоциональное восприятие. Пятиклассники легко ориентируются в тексте,
не смущаясь диалектизмов, некоторые устойчивые обороты надолго западают в
детскую память (например: «лихорадка болотная», «привязалась как банный лист»,
«чуть с ума не лишился»).
IV
. Итоговая беседа
В конце урока
заключительное слово учителя.
Понравился ли рассказ
«Васюткино озеро»?
Происходили ли с вами
подобные истории в лесу?
VI
. Домашнее задание.
В качестве домашнего
задания мы предложили ребятам написать рассказ о ситуации, схожей с той, что
случилось с Васюткой. Постараться описать свои мысли, чувства, поступки, а если
не бывали в такой ситуации, то есть возможность пофантазировать.
Можно предложить
нарисовать иллюстрации к наиболее запомнившимся и понравившимся эпизодам и
оформить в классе выставку выполненных работ.
Второй урок посвящен
анализу прозаического текста.
Тема второго урока: В.П.
Астафьев «Васюткино озеро ». Человек и природа в рассказе
Цели урока:
обучение анализу прозаического текста, развитие
навыков устного словесного рисования и комментированного чтения.
План урока:
1. Работа с текстом (7
мин).
2. Работа в группах (15
мин).
3. Комментированное
чтение эпизода (8 мин).
4. Сочинение-миниатюра
(10 мин).
Словарная работа
:
пейзаж.
Ход урока
I
. Работа с текстом
Урок начинаю с беседы.
Беседа.
Обсуждение содержания рассказа на
втором уроке выявит осознанное восприятие ребятами произведения.
Какое место занимал
Васютка в бригаде? Чем занимался?
Как относился Васютка к
взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?
Какой детский поступок
совершил солидный Васютка? Как его можно объяснить?
Что помогло Васютке
провести первую ночь?
Где провел мальчик
вторую ночь? Почему ему было очень тяжело?
Чем отличалась третья
ночь?
Что, по-вашему, помогло
Васютке выйти на берег Енисея?
Почему озеро назвали
именем мальчика?
Чему можно поучиться у
Васютки?
II
. Работа в группах
1. Встречи Васютки с
миром живой природы (птицы, рыбы). Как и
почему относился Васютка
к окружающей его фауне? Ученики сделают наблюдения, что Васютка убивал дичь как
любой охотник, чтобы прокормиться, заботился о том, чтобы накормить других, но
в то же время он воспринимал животных как равных, сердился на кедровку,
разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь
животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки.
2. Поведение Васютки в
лесу.
Основным в наблюдениях
ребят будет то, что послужит ответом на вопрос: что же припомнил Васютка из
того, «чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников». Они
расскажут, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми.
Ребята отметят, что смекалка, сноровка и вера в себя помогли мальчику не растеряться
и выжить в трудных условиях.
3.Мысли и чувства
Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке.
Ребята отметят, что
мальчик постоянно размышляет, у него очень пытливый ум, это оказывается
решающим в его путешествии.
III
. Комментированное чтение эпизода
Вопрос о том, нужна ли классическая литература в школе, обсуждается последние
лет 5-6 очень активно. Более того, поскольку интерес к чтению все падает и падает,
мотивировать школьника, студента к чтению крайне сложно. В 2001 году в Свердловской
области проходили областные контрольные работы (ОКР), где десятиклассникам было
предложено задание «Круг чтения», цель которого – выявить ценностные ориентиры учащихся
в области литературы. На основе этих работ в колледже регулярно проводится опрос
студентов относительно литературных предпочтений. Очень коротко – выводы.
- Судя по приводимым названиям книг, активное самостоятельное чтение прекращается
в начальной школе. Подавляющее большинство называют программные произведения,
только что прочитанные, причем с очень большой долей вероятности можно предположить,
что не читали, а смотрели кино (автор не назван, название приводится с искажением…) - Среди произведений вне программы называют детективы, ужасы, фантастику…;
в качестве аргументов – краткое содержание произведения; собственное отношение
не выражено. - Домашних библиотек практически нет, «а зачем они нужны»?
- Практически не представлена научно-популярная литература и публицистика.
Ответ на вопрос «что делать» каждый педагог ищет сам. Мне близки два подхода
к решению проблемы, которые я и реализую в своей преподавательской деятельности.
Подход первый
связан с технологиями критического мышления. Подробно на
них останавливаться не буду, так детальное описание самих технологий, практики их
применения на различных предметах всесторонне освещается в учительской прессе. А
вот логико-структурные таблицы (ЛСТ)
,
предложенные Б. Дыхановой, профессором
воронежского университета, доктором филологических наук, на мой взгляд, не столь
активно обсуждались (если обсуждались вообще), а они очень интересны. (См. Первое
сентября. Литература. N 22 – 2004). Абсолютно согласна с утверждением, что логика
ни в коем случае не может затруднить восприятие художественного текста, наоборот,
чувство лишь тогда совершенно, когда оно согласуется с разумом, и тем сильнее, чем
глубже понимание объекта.
По мнению ученого, главное на уроке – «… организация диалога с художественным
текстом. А чтобы диалог состоялся, необходимо в первую очередь понять действительный
(а не подразумеваемый субъективно) смысл составляющих его слов». Словарная работа
становится обязательным элементом всего процесса аналитического освоения текста
произведения. Она позволяет «… войти в чуждые исторические эпохи, развивает стилеразличительные
навыки, усиливает внимание к словесной явленности содержания, помогает обрести ту
свободу в ориентации в деталях текста, без которой невозможен проблемный анализ».
Другой важный момент в авторский технологии – эвристический
(задачный)
метод овладения глубинным содержанием текста
. Результаты эвристического поиска
обобщаются по ходу размышления в ЛСТ.
В соответствии с описанным выше подходом мною разработаны ЛСТ для учащихся 5-го
класса в соответствии с различными жанрами, предлагаемыми программой: сказка,
рассказ, стихотворение, басня.
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» — сказка 20 века.
Цель урока – показать своеобразие сказки Паустовского «Теплый хлеб»
- Познакомитьучащихся со сказкой Паустовского «Теплый хлеб» — сказкой
о труде и взаимной выручке. Рассмотреть понятия «народная» и «литературная сказка». - Продолжать работу над развитием умения выразительно читать прозаический
художественный текст. Развивать монологическую речь учащихся. - Воспитывать чувство сопричастности ко всему живому, чувство ответственности
за слово, поступок…
Ход урока
1. Словарная работа:кавалерист, околица, вороной конь, удила,
картуз, плотина, свекольная ботва, ходули, патроны, мельничный лоток, калитка, христарадники,
ставни, тулупчик, округа, турецкая баталия, артель пильщиков, жернова, квашня, дюже,
помер, покамест.
1.1. Значение каких слов (словосочетаний) вам непонятно? Как догадаться о смысле
слова, если нет под рукой словаря? (По контексту)
1.2. Почему конь вороной? Есть ведь и другие масти. (Буланый, гнедой, игреневый,
караковый, каурый, муругий, мухортый, пегий, саврасый, сивый, соловый, чалый, чубарый).
1.3. Историческая ошибка (турецкая баталия по тексту была 100 лет назад. Сказка
написана в 1977 году. Вычитаем 100 – русско-турецкая баталия никак не могла быть
в 1877 году). А, может быть, это не ошибка?
2. Пересказ текста по словарным словам.
3. Анализ текста и заполнение таблицы (вариант)
ЛСТ по сказке К.Паустовского «Теплый хлеб»
Характеристика персонажа | Хозяин (мужик) | Мальчишки | Сорока, мыши… | ||||
Соц. статус | Бедная крестьянка | ||||||
Очень пожилая женщина, много повидавшая в жизни | |||||||
С кем из персонажей взаимодействует | |||||||
Отношение к другим персонажам | Искренне горюет по поводу случившегося, но не отчаивается: «Зачем Мельника уважает: «Он старик хитрый, ученый». | ||||||
Поступки, которые герой совершает | Рассказывает внуку о событии, произошедшем 100 лет назад. Указывает внуку | ||||||
Роль в сюжете | Указывает внуку правильный путь, помогает совершить правильный выбор. | ||||||
Как с этим героем связано название произведения | Связь опосредованная: (объяснить значение слова «опосредованная») «теплый | ||||||
Речь героя | Речь напевная, выразительная, словно былину рассказывает (можно дать | ||||||
С одной стороны, персонаж бездействует, плачет, «бабка»; с другой – именно |
4. После заполнения таблицы – монологический ответ.
Учитель может организовать
работу либо «по горизонтали», либо «по вертикали». Что это значит? Ученик может
рассказать либо о герое
— всё: социальный статус, возраст, речь, поступки….;
либо, например, об отношении автора
ко всем персонажам произведения.
ЛСТ по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»
Эпизоды для анализа | Богатство животного и растительного мира | Приметы, традиции, обычаи жителей сибирского края | Сибиряки (характер, поведение человека) | Васютка (характер, поведение, размышления …) |
Экспозиция (повествование до начала событий) | Рыба тучами ходила: осетр, стерлядь, таймень…; орехи… | Старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички… | Рыбаки ужинали, курили, щелкали орехи, рассказывали были и небылицы | Совсем скучное житье началось у Васютки … |
«Заблудился» | ||||
«Конец блужданий» |
Словарная работа (на усмотрение учителя)
2. Вопросы для анализа текста:
2.1. Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?
2.2. Как относился Васютка ко взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед
походом в тайгу?
2.3. Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых?
2.4. Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как его можно объяснить?
2.5. Что помогло Васютке провести первую ночь?
2.6. Где провел мальчик вторую ночь, и почему ему было очень тяжело?
2.7. Чем отличалась третья ночь?
2.8. Что, по-вашему, помогло Васютке выйти на берег Енисея?
2.9. Почему озеро назвали именем мальчика?
2.10. Чему можно поучиться у Васютки?
3. Заполнение таблицы.
4. Работа с таблицей.
Лирическое произведение (стихотворение)
ЛСТ Своеобразие «Фейных сказок» К. Бальмонта
1. Словарная работа. (Например, на какие группы можно разделить данные
слова: василек, мотылек, опал, топаз, незабудка, хризолит, букашки, ромашки,
комар, жемчуг, рябинка, василек, пчела, муха, паук, алмаз).
Выразительное чтение фрагментов стихотворений, в которых есть указанные выше
слова.
2. Анализ текста стихотворения
. Например, как вы воспринимаете события,
рассказанные в стихотворениях? И т.д.
3. Заполнение таблицы.
4. Работа с таблицей (на усмотрение учителя).
ЛСТ по теме «Великие баснописцы и их герои»
Баснописцы | Биография баснописца | Басня (по выбору учащегося) | Герои басни | Средства выразительности речи | Мораль басни |
И. Крылов | Сын военного. Домашнее воспитание. Много читал, рано начал работать (в | Слон и Моська | 1. Крылатые выражения: отколе ни возьмись; ай, Моська… 3. Разговорная речь: отколе, в диковинку, знать, срамиться… 4. Однородные члены (градация) | 1. Я совсем без драки могу попасть в большие забияки; 2. Ай, Моська… |
1. Словарная работа.
2. Анализ текста и заполнение таблицы.
3. Работа с таблицей.