Автор На чтение 10 мин. Просмотров 2 Опубликовано
Рассказ «Старуха Изергиль» Максим Горький написал в 1894 году. Однако проблемы, затронутые в произведении, вызывают интерес у читателей и в наши дни. Рассказ разделён на три части. Это три разные истории, но они связаны одной общей мыслью. Писатель пытается объяснить смысл жизни человека. Именно для этого он использовал такие своеобразные средства в виде трёх запоминающихся ярких рассказов.
Максима Горького глубоко волновал вопрос об истинной ценности человеческой жизни. Он долго размышлял над этим понятием, анализировал его составляющие. С помощью разнообразных образов, представленных в произведении «Старуха Изергиль, он внезапно осознал, что «свобода» и «жизнь» тесно связаны. Нельзя дать чёткого определения этим двум понятиям. И жизнь, и свобода — это неопределённость, у которой нет точных границ. Каждый сам решает, каким будут его существование.
Произведение М. Горького открывает легенда о Ларре. Центральным персонажем истории является герой, отец которого был орлом, а мать — простой женщиной. В первой части рассказа подробно описаны личностные качества главного персонажа. Молодой человек отличался дерзостью, гордыней, свободолюбием. Именно такого персонажа можно назвать эгоистом. Герой не слушал никого вокруг, с презрением относился к окружающим. Но такое поведение сыграло с ним злую шутку.
Смысл первой части произведения заключается в том, что никогда нельзя ставить себя выше других. Вокруг нас находятся люди, у которых тоже есть своё мнение, свои взгляды на жизнь. Человеку, который по характеру похож на персонажа, крайне сложно жить в обществе. Герою было назначено суровое наказание за его страшный поступок. Его изгнали из общества. Кроме того, он обрёл бессмертие, но существовать ему предстоит в полном одиночестве. Однако изначально Ларра не понял всю тяжесть и невыносимость своего положения. Он даже был рад своей свободе. Но это продолжалось недолго. Спустя время герой внезапно осознал истинный смысл жизни. Только исправить что-либо ему уже было невозможно.
Вторую часть произведения можно назвать автобиографичной. Героиня повествует о своём существовании. Старуха Изергиль призналась, что она встречалась со многими мужчинами, как ей казалось по большой любви. Жизнь женщины можно назвать яркой, наполненной счастливыми событиями. Она посетила много красивых мест, путешествовала за границу. Героиню можно назвать уверенной в себе, сильной женщиной, которая на первое место ставила гордость. Она позволяла себе играть на чувствах окружающих. Героиня полностью отдавалась своим эмоциям.
Она хотела быть счастливой. Для достижения своей цели она использовала любые способы. Никто и ничто не могло ее остановить. Если отношения становились ей в тягость, она рвала все связи и прекращала общение. Раз и навсегда. Просить вернуться назад эту женщину было бессмысленно. Если она приняла решение, переубедить ее было невозможно. Максим Горький с помощью второй части рассказа пытается показать читателю, что такое смысл жизни. В произведении мы видим размышления старухи о судьбе. Что же это такое? Что включает в себя понятие «судьба»? Женщина все же осознала, что нет никакой судьбы. Каждый сам является хозяином своей жизни. Скитаться по свету в поисках счастья бессмысленно. Так ты никогда не добьёшься своей цели.
В заключительной части рассказа автор делится с читателями легендой о Данко. Центральный персонаж — романтик, наделённый смелостью, лидерскими качествами, мужеством. Данко был честным, открытым, искренним и свободолюбивым. Для него в приоритете было счастье народа, а потом уже его. Герой пожертвовал собой ради благополучия окружающих, он собственноручно достал из груди своё сердце, которое осветило путь персонажам. Но люди не оценили его смелого поступка. Они просто забыли о том, что для них сделал их спаситель. Лишь искорки были напоминанием о Данко. Славный бескорыстный персонаж испытывал симпатию к людям, он стремился помогать им, дарить тепло своего сердца. В этом и заключался смысл жизни для храброго героя.
Направлением рассказа «Старуха Изергиль» является романтизм. Максим Горький долго вынашивал идею о создании необычного произведения. Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, чтобы читатель сам определился, что же такое смысл жизни. Для этого Максим Горький показал три истории с разными ценностями, чтобы каждый выбрал то, что ему ближе. После прочтения произведения «Старуха Изергиль» читатель задумается об истинных жизненных приоритетах. То, что действительно важно, всегда нужно ставить на первое место.
М. Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе. Предлагаем краткий анализ произведения «Старухи Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Старуха Изергиль.
Год написания – 1894.
История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.
Тема – В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.
Композиция – Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказы в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог парня и старухи.
Жанр – Рассказ. Части посвященные Ларре и Данко – легенды.
Направление – Романтизм.
История создания
История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.
Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.
Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.
Тема
В анализируемом рассказе отобразились мотивы характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М. Горький раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется; человек и общество, поколение слабых людей. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.
Начинается «Старуха Изергиль» пейзажной зарисовкой, погружающей читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно авторское внимание переключается на компанию юношей и девушек. За ними наблюдает рассказчик. Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души. Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему ее собеседник не пошел с веселой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой завязывается разговор.
Женщина рассказывает парню из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре – тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша – сын орла и женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Парень считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Ларра решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Парень тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень.
В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование – лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается.
Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий. В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Ее же безжалостно предавали, использовали, однако ее душа продолжала излучать свет. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали.
Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества. Вот только Данко – полная противоположность Ларры. Данко – типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого парня Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.
Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени женщины. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.
Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.
Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.
Композиция
Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение можно назвать рассказами в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.
Каждый рассказ имеет экспозицию, завязку, развитие событий и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Старухи Изергиль».
Жанр
Жанр произведения – рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» – романтизм.
Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогаю приблизить рассказ к фольклору.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 11
В каком году было написано произведение Максима Горького «Старуха Изергиль»?</h3>
- <label>1894;</label>
- <label>1895;</label>
- <label>1897;</label>
- <label>1899.</label>
(новая вкладка)
Рассказ «Старуха Изергиль» — одно из самых известных произведений знаменитого русского писателя М. Горького.Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»
Проблемы и темы рассказа «Старуха Изергиль» Горького
«Социальная направленность творчества Горького — основная его черта, конфликт человека и общественных условий — основная его проблема, преодоление общественных условий во имя человека — основная его тенденция. …легенды и сказки — это противопоставление образов сильных, смелых и гордых — инертной, скучной и неприглядной обыденности, противопоставление реальной действительности — действительности идеализированной. Таковы — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о соколе», «Хан и его сын». Образы даны здесь схематично отрешенными от жизненного наполнения подчеркиванием какой-то одной особо характерной для них черты. Сильный человек противопоставлен слабому, вольный — рабу, гордый — униженному. Желание, недостижимое в жизни, возводится здесь в идеальное бытие. В противовес бессилию своему в социальной действительности, рабству и постоянному принижению в ней — в легенде и сказке Горького человек становится вольным, сильным и гордым.»Таковы проблемы и темы рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького, проблематика произведения.Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»Используемые источники:
- https://kakoy-smysl.ru/problematika/rasskaz-staruha-izergil-maksim-gorkij-problematika/
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/staruha-izergil/analiz-proizvedeniya-gorkogo.html
- https://www.literaturus.ru/2016/07/problemy-temy-staruha-izergil-gorkij.html
Автор Елена Лысенко На чтение 4 мин Просмотров 1.5к.
Обновлено
Художественные приёмы в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» помогают раскрыть идею произведения, нарисовать образы главных героев.
Перед нами романтический рассказ, относящийся к раннему творчеству М. Горького. Сам автор говорил, что создал «стройное и красивое произведение» (в письме А.П. Чехову), поэтому в нём важен каждый элемент.
Сразу обращает на себя внимание композиция. Перед нами рассказ в рассказе. Что даёт этот художественный приём? Он помогает придать сообщаемому поучительный и назидательный характер. Ещё одна особенность — два рассказчика, поэтому повествование кажется более объективным.
Кстати, интересно, что имя Изергиль созвучно Иггдрасилю — ясеню из скандинавских легенд, что соединяет мир людей, мёртвых и богов. Мудрая старуха также соединяет прошлое и настоящее, передавая через легенды знания. Говорящее имя как бы заставляет читателя заранее внимательно прислушаться к её рассказам.
Итак, пейзажная зарисовка погружает читателя в атмосферу Бессарабии (вспомним, что для романтического произведения характерно необычное, экзотическое место действия): «ночь и фантазия», «казалось началом чудной сказки». Рассказчик со стороны наблюдает за компанией молодых людей, однако разговор со старухой Изергиль увлекает его больше. Она рассказывает две легенды.
Первая — о Ларре. Сейчас это тень, неприкаянно бродящая по степям Бессарабии. Но давным-давно это был юноша, слишком гордый, чтобы любить людей. Он презирал окружающих, считая себя выше других. Сын орла и простой девушки похищал скот и красавиц. А когда одна из них отказала ему, то просто убил её. За это люди наказали Ларру — просто перестали его замечать. Он остался в одиночестве. И даже смерть отвернулась от гордеца. Со временем он превратился в одинокую бесплотную тень. Эта часть раскрывает проблему отношений человека и общества: никто не может жить без поддержки других. Индивидуализм —только иллюзия счастья.
Ещё одна часть посвящена рассказу старухи Изергиль о собственной жизни, яркой, полной страстей и эмоций. У неё всегда было много поклонников, а сама она жила в согласии с сердцем и собственными убеждениями — была с тем, с кем хотела, оставаясь при этом свободной. Она рассказывает о преданности, гордости, любви, внутреннем достоинстве. Эта часть раскрывает идею самоценности человека.
В третьей части перед читателем опять легенда. Главный герой — Данко. Он вырывает из груди своё сердце, чтобы осветить путь заблудившимся людям, настолько велика в нём любовь. Этот смелый и сильный человек добровольно берёт на себя ответственность за других. Но благодарности за свой подвиг не получает: наоборот, «осторожный человек» наступает на горящее сердце. Данко и не ждёт никакой награды: просто в нём много бескорыстия, сострадания, чистоты, веры в людей. Именно его старуха Изергиль приводит в пример рассказчику, говоря о современном поколении, слабом духом, трусливом.
Этот композиционный приём (рассказ в рассказе) также как бы соединяет легенды с реальной жизнью, подчёркивая их тесную связь, утверждая, что и в повседневности есть «место подвигам».
А антитеза как ещё один художественный приём ярче раскрывает характер героев: жестокий индивидуалист противопоставлен благородному альтруисту. Ларра, возвысивший себя над обществом, и Данко, отдавший жизнь ради других. Всё настолько явно в такой подаче легенд, в их порядке, что читатель самостоятельно может сделать вывод, насколько безнравственен эгоизм, как, наоборот, прекрасен человек, живущий ради блага других. Но при этом не стоит гасить свой внутренний огонь в угоду другим.
Не менее важны при разговоре о художественных приёмах и языковые особенности. Язык рассказа афористичен. Крылатыми стали фразы «В жизни всегда есть место подвигам» или «Наказание человека — в нём самом». Так, использование тропов помогает приблизить авторское произведение к фольклорному. Например, это метафоры («голос хрустел»), сравнения («черноволосая и нежная, как ночь»), эпитеты («пышные и странные очертания»), гиперболы («оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца»).
Кроме того, каждое средство выразительности подобрано очень точно и подчёркивает идею рассказа. Так, мать Ларры «измученная», «иссохшая» — эпитеты показывают, что она первая жертва своего сына-гордеца. А раз страдают даже самые близкие люди, то в чём смысл непомерной гордости, холодного ума? Или одушевление леса, где идут люди вместе с Данко: «болото разевало пасть», у деревьев «корявые, длинные руки». Лес торжествует, когда путники теряют человеческий облик и начинают судить своего провожатого. И тем благородней подвиг Данко, вырвавшего сердце ради тех, кто стал «как звери».
Итак, именно художественные приёмы (необычная композиция, антитеза, метафоры и сравнения, эпитеты и гиперболы) помогают М. Горькому изобразить сильных и необычных героев, нарисовать великолепные пейзажи. Но главное — раскрыть идею. Писатель доносит до читателя мысль о том, что во благо общества надо уметь жертвовать собой, что индивидуализм губителен, нельзя жить, не заботясь ни о ком, кроме себя.
3 этап: Проверка домашнего
задания. Актуализация
ВИКТОРИНА
1. Назовите три
автобиографические повести Горького. ( «Детство», «В людях», «Мои
университеты» ).
2. Кого люди наказали изгнанием
за гордость, за то, что он считал себя первым на земле , кроме себя, не видел
ничего? ( Юноша Ларра – «Старуха Изергиль» )
3. Чей это портрет: « Они шли,
пели и смеялись; мужчины – бронзовые, с пышными черными усами и густыми
кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки –
веселые, гибкие, с темно0синими глазами, тоже бронзовые…?» ( Молдаване,
рассказ «Старуха Изергиль» )
4. «Время согнуло ее пополам,
черные когда – то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал
странно и хрустел, точно старуха говорила костями…?» ( Старуха Изергиль )
5. «… юноша красивый и сильный…
глаза его были холодны и горды, как у царя птиц… Он был ловок, хищен, силен,
жесток и не встречался с людьми лицом к лицу?»( Юноша Ларра )
6. Кто « разорвал руками себе
грудь и вырвал из нее свое сердце», горящее « факелом великой любви к людям?»
( Данко, « Старуха Изергиль» )
7. « …когда стал слабеть, то поднялся
в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые
уступы горы…?» (Орел, « Старуха Изергиль»)
8. …когда девушка оттолкнула его,
он ударил ее, а когда она упала, « встал ногой на ее грудь, так что из ее уст
кровь брызнула к небу?» (Ларра)
9. … спасла своего любимого из
плена, уронив и задушив в грязи часового, но когда увидела, что он не любит
ее, « дала ему пинка ногой?» (Изергиль молодая)
10. Чьи это слова: « Когда
человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В
жизни всегда есть место подвигам».
(Старуха Изергиль)
– Обращаю ваше внимание на
эпиграф. Что же за стройность и красоту имел в виду Горький, говоря так о
своём рассказе? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.
– Рассказ имеет романтический
характер. Давайте вспомним черты романтизма:
1. У героя два мира – идеальный и
реальный.
2. Яркость образов.
3. Необычность событий.
4. Гиперболизация качеств.
5. Патетика.
6. Загадочный пейзаж.
Романтизм — особый тип
творчества, характерным признакам которого является отображение и
воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей
действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и
неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому
находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.
– К каким произведениям –
романтическим, реалистическим – относятся повесть «Детство» и рассказ
«Старуха Изергиль»? Реалистические произведения – изображение типических
характеров в типических обстоятельствах при верности деталей.
Романтические произведения –
изображение событий с субъективной позиции автора, что ведет к выдвижению на
первый план исключительных характеров или сюжетов, то есть, «как в книге», а
не как в жизни.
Вывод. Рисуя романтических
героев, писатель выражает свое субъективное отношение к ним. Они служили,
служат и будут служить «призывом гордым к свободе, к свету». «Пускай ты умер,
но капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много
смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света.
фронтальный опрос
Выявить пробелы в знаниях уч-ся
Устранить в ходе проверки
обнаруженные пробелы
Актуализировать знания учащихся о
романтизме как направлении в литературе.
7 мин
4 этап: Первичное усвоение
материала
Сегодня, ребята, мы прикоснёмся к
красоте…. красоте ранних романтических рассказов М.Горького, а именно к
рассказу “Старуха Изергиль”. Обратите внимание на эпиграф урока, эти слова,
довольно обычные для молодого человека 24 лет от роду, были написаны ещё мало
кому известным в России писателем, вошедшим в литературу под именем
М.Горький.
Жизнь, которую наблюдал А.Пешков
(настоящая фамилия Горького) поражала страшной и странной путаницей
характеров и отношений, необъяснимыми противоречиями, бесцельностью однообразного
прозябания, рано или поздно кончающегося смертью.
“Что же есть жизнь? Конечное
ничто или же переходная форма к лучшему? Вопрос этот сломит меня. Пускай
сломает. Я всё-таки не отступлюсь от него”. Ответы на эти вопросы писатель не
уставал искать никогда. Жизнь привычная, зримая, реальная, преобразованная
словом и душой человеческой, открывала новые, неизвестные грани, что
оказывалось порой более важным и значительным, чем непосредственные
наблюдения.
“Человек рассказывающий” – вот
кто поразил юного Пешкова. Что бы не передавалось изустно – сказка, легенда,
песня, быль, – оно всегда являлось созданием какого-то особого лица. А
значит, проявлялось главное, что есть в человеке – способность к творению
новых сил жизни, очеловечиванию её, привнесению в скучную действительность
красоты и добра. Наверное, поэтому в раннем творчестве М. Горького
встречается много рассказов, где повествование ведётся не автором, а
рассказчиками, причём их имена нередко становятся названиями произведений.
(“Макар Чудра”, “Емельян Пиляй”, “Челкаш”).
Есть одна особенность этих
произведений – установка на предельно обобщённый образ. Его основой
становится какая-либо одна черта – гордость, честность, трусость,
благородство.
Герой – повествователь выполняет
сложную функцию. От него исходят обрамляющие легенду реалии – пейзажи,
портреты, скупые, но ёмкие комментарии услышанного.
Каждому человеку в жизни
представляется возможность реализовать свой потенциал. Реализуют его и герои
легенд, рассказанных старухой Изергиль, Ларра и Данко.
Силу, действующую во имя добра, и
силу, приносящую зло. Одним из наиболее ярких ранних произведений M. Горького
является рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием
излюбленной писателем формы обрамления: легенда о ларре, рассказ о жизни
Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная
идея — стремление выявить истинную ценность человеческой личности.
«Я видел эти рассказы под
аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу…» — так начинает максим Горький
один из своих лучших рассказов, в котором отразились незабываемые впечатления
автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 г. рассказ
относится к ранним произведениям м. Горького и продолжает романтическую линию
(рассказы «макар чудра» и «чел-каш»), в которой наиболее сильно отразилось
авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.
Важнейшим вопросом, составляющим
идейное содержание рассказа «Старуха Изергиль», является смысл человеческой
жизни. тема человека сильной, неординарной личности, непосредственно связана
с идеей произведения — служение людям как великий смысл жизни, высшее
предназначение. раскрытию идеи служат сюжет и композиция произведения, а
также особый, героический пафос.
Метод усвоения новых знаний
Обеспечить восприятие, осмысление
и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Продолжить знакомство с
личностью М. Горького и его творчеством.
8-10 мин
5 этап: Осознание и осмысление
учебного материала. Практическое применение знаний и умений
Герои предстают в романтическом
пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по
вопросам:
— В какое время суток происходят
события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью.
Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);
— Какие природные образы вы могли
бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);
— Какие художественные средства
использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);
— Почему именно таким показан
пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим
законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие
пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа
тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно
поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность
и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).
ВЫВОД: Только в таком пейзаже,
приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня,
рассказывающая легенды о Ларре и Данко.
Как правило, жанр «Старухи
Изергиль» определяют как рассказ. Однако жанровая природа этого произведения
неоднозначна, поскольку оно включает в себя две истории (о Ларре и о Данко),
которые рассказчик называет «сказками».
— Докажите, что по жанру это
рассказ.
Сюжет каков? В Бессарабии, на
морском берегу, старуха Изергиль поведала рассказчику три
истории. Первая — о Ларре,
который был наказан за гордость. Вторая история — о жизни
самой Изергиль, представленной
чередой любовных историй. Третья — «сказка» о Данко,
который вырвал из своей груди
сердце, чтобы осветить дорогу соплеменникам.
Композиция рассказа “Старуха
Изергиль”.
— Каково композиционное решение
рассказа?
— В произведениях, каких авторов
мы встречались с такой композицией? (“Ася” И.С. Тургенева, “После бала” Л.Н.
Толстой, “Макар Чудра”, “Песенка о Соколе” М. Горький).
— Как вы считаете, с какой целью
писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня
рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным,
важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно
судить о героине рассказа).
— Сколько частей в композиции вы
могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история
жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).
Композиция рассказа сложна.
Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три части
(легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко). При этом
каждая из них целиком подчинена одной цели — изобразить сильный тип личности,
соотносимый со сверхчеловеком. Поэтому все три части представляют собой
единое целое, пронизанное общей идеей. Легенды, или, как их называет
Изергиль, «сказки», о Ларре и Данко как бы обрамляют повествование о жизни
Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения. Легенды
раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.
В научной и учебной литературе
существует несколько подходов к интерпретации данного текста. Говоря об
идейной стороне рассказа, учителя чаще всего опираются на следующие схемы:
1. В рассказе представлены
(противопоставлены) 2 философии, две жизненных позиции: Ларры и Данко .
2. В рассказе перед читателем
предстают три философии жизни:
а) Ларры – жить без людей и
только для себя;
б) старухи Изергиль – жить с
людьми, но для себя;
в) Данко – жить с людьми и для
людей.
Тематика и проблематика
В «Старухе Изергиль», как и в
большинстве ранних рассказов, Горький поднимает тему сильной личности и
ставит философскую проблему: каким должен быть человек? возможно ли
существование сильной личности? «Сказки», рассказанные Изергиль, должны дать
ответы на эти вопросы.
Первой следует легенда о Ларре, в
которой представлен «антигерой», в каком-то смысле соотносимый со
сверхчеловеком Ницше. Он попирает общепринятые законы и освященные веками
традиции. Однако убийство девушки оборачивается для него страшным наказанием
— вечным изгнанием. Ларра предстает как воплощение абсолютного зла.
Не случайно сюжет этой «сказки»
заставляет вспомнить о вечном жиде Агасфере, который совершает преступление
против Бога.
Герой второй легенды — Данко —
тоже в определенном смысле сверхчеловек: он выделяется среди соплеменников
своей статностью, смелостью и красотой. Данко знает людям цену, понимает, что
они слабы телом и духом. Когда люди испугались, что не смогут выйти из болот,
то обвинили во всем Данко и тот посмотрел на своих будущих убийц с
презрением. Очевидно сходство с первой легендой, где Ларра презрительно
говорил со старейшинами племени. Но все же в Данко, в отличие от персонажа
первой легенды, живет неугасимое пламя любви к людям, которое затмевает
презрение к ним. Он вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить им путь.
Легенды противопоставлены друг
другу не только композиционно, но и по смыслу. В них отражены два различных
варианта ницшеанского типа личности. Если для Ларры имеют значение только его
личные потребности и желания, то Данко на первое место ставит счастье своего
народа. Но легенды имеют и немало общего. Прежде всего, Данко и Ларра
отличаются от своих соплеменников — они неординарные личности. Ларра
необычайно горд и жесток, а Данко слишком смел и благороден; к тому же оба
героя одиноки. И, наконец, оба очень высоко ценят свободу. И Ларра, и Данко сродни
ницшеанскому сверхчеловеку, но счастье они понимают по-разному. Данко,
жертвуя жизнью, ведет за собою толпу, чтобы спасти ее, а Ларра, презирая
всех, лишает людей жизни и свободы, чтобы быть свободным самому. Однако
поведение смельчака Данко вызывает у толпы почти ту же реакцию, что и
жестокость Ларры, — их боятся.
Финал обеих легенд трагичен. Для
Ларры, в котором просыпается в конце концов человеческое сердце, свободная,
но одинокая жизнь становится мукой, а смелое сердце Данко «один осторожный
человек» затаптывает в грязь. Нужно отметить и то, что Горький эстетизирует
образ не только Данко, но и Ларры. Описывая беседу Ларры со старейшинами
племени, автор любуется смелостью и независимостью своего героя, несмотря на
его жестокость.
Оба героя — Данко и Ларра —
фигуры очень яркие, но условные и обобщенные. Видимо, не случайно
произведение названо именем третьей героини — Изергиль, воплощающей в себе
вполне конкретные человеческие качества. На фоне легенд о Ларре и Данко и
рассказ старухи Изергиль о своей жизни приобретает легендарное звучание.
Образ Изергиль — уже не
абстрактная и условная, а вполне жизнеподобная вариация сильного типа
личности, соотносимого со сверхчеловеком. Ее волнует только то, чего она
хочет, и тот, кого она любит. И тем не менее, автор восхищается ею, как и
своими сказочными и легендарными персонажами, потому что она не «примеряется»
к жизни, а берет от нее все, что может. Любой человек — и Изергиль это
доказывает личным
примером — должен стремиться к
высшему, потому что в жизни «всегда есть место подвигу».
метод самостоятельной работы с
текстом
Показать мастерство Горького в
создании образов рассказа; выявить особенности композиции произведения;
развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления
изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся
внутрипредметных и межпредметных знаний.
Провести коррекцию выявленных
пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала
10-12 мин